Untitled Document. Иж юпитер электронное зажигание


Электронное зажигание ИЖ – Юпитер

   Еще лет пятнадцать назад автор этой статьи был заядлым мотоциклистом. Много ездил и много экспериментировал со своим железным конем. Поэтому хочу поделиться своими наработками в области электронного зажигания для мотоциклов. А поводом к написанию этой статьи послужил тот факт, что ИЖ, практически перестав существовать как мотоцикл, перешел в другую лигу. Сейчас на базе агрегатов от ИЖа конструкторы – самодельщики строят «каракатицы» (пневмоходы) которые активно используют рыболовы.

Желание реконструировать свой мотоцикл возникло в начале 90-х годов прошлого века. Цель – избавиться от дефицитного в то время аккумулятора. В качестве прототипа были взяты генератор и коммутатор от Минска, Восхода. Как установить Восходовский генератор на ИЖа писать не буду, на эту тему много различной информации.  Речь пойдет, как переделать электронику под Юпитер.

 Ниже приведена принципиальная схема КЭТ и обмоточные данные генератора.

Обмоточные данные генератора  43,3701  ( Восход)   12 в , 65 вт.

Обмотки Клеммы Проводмарка Проводдиаметр Витки Количество катушек
Зажигание З - М ПЭТВ 0,12 1800 2
Питание О2- М ПЭТВ или ПЭВ-2 0,9 67 6
Датчик Д - Д ---- ,,,---- 0,16 1000 1

Сразу же напрашивается вывод, что для Юпитера нужны два коммутатора зажигания, т. е. два блока КЭТ. При этом один из них используется и как регулятор напряжения и как коммутатор зажигания, а в другом используется только система зажигания. В принципе на этом можно и остановиться, но если подойти к этому вопросу творчески, то можно выжать из оборудования максимум возможного. Поэтому было принято решение использовать КЭТ как регулятор напряжения, а двухканальный коммутатор зажигания собрать в отдельный блок.

В ходе экспериментов выяснилось, что штатная обмотка генератора и цепь вольтодобавки могут отдать вдвое большее напряжение на накопительный конденсатор, а именно, 360-380 вольт против 150 вольт, в штатном варианте. Зачем это нужно? Повышенное напряжение на вторичной обмотке катушки зажигания позволяет увеличить искровой зазор на свечах. Что в свою очередь благотворно влияет на пусковые качества двигателя, особенно при отрицательных температурах. В итоге схема коммутатора прибрела вид, показанный на рисунке.

Уменьшение емкости накопительных конденсаторов компенсировано подключением параллельно тиристорам диодов. На интернет форумах часто встречается вопрос о надобности этих диодов. Чтоб как-то прояснить ситуацию, ниже приведу скан страницы из книги (И. М. Опарин, Ю. А. Купеев, Е. А. Белов «Электронные системы зажигания» страница 166).

Схемы и осциллограммы разряда накопительного конденсатора на первичную обмотку катушки зажигания: а — при частичной передаче энергии в катушку эажигания; б и в — при полной передаче энергии в катушку зажигания

Кривые изменения напряжения конденсатора и тока в первичной обмотке катушки зажигания приведены на рис. а.

 На рис. б и в представлены схемы, в которых энергия конденсатора полностью, передается первичной обмотке катушки зажигания, и кривые изменения напряжения конденсатора и тока в первичной обмотке катушки зажигания.

 При включении диода VD1 (рис. б) параллельно тиристору VD2 ток конденсатора передается катушке полностью, изменяясь по закону затухающих колебаний, при длительности сигнала управлением тиристором, превышающей длительность искрового разряда.

 В схеме, приведенной на "в", диод VD1 включен параллельно первичной обмотке катушки зажигания, что позволяет практически полностью реализовать энергию, запасенную в конденсаторе. При этом длительность передачи энергии (0 —t2) не зависит от времени приложения управляющего сигнала к тиристору.

 Основным преимуществом схем с полной передачей энергии являются большие длительность и энергия индуктивной фазы искрового разряда, чем у схем с частичной передачей энергии.

Второй вариант был выбран по следующим соображениям:

1. Длительности импульсов с  датчика зажигания хватает на поддержание нескольких периодов колебаний на малых оборотах с постепенным уменьшением до одного, при увеличении частоты вращения коленвала. ( Проверялось по осциллографу.)

2. В конце последнего полупериода искрообразования часть энергии, запасенной в КЗ, отдается обратно на накопительный конденсатор. По этому, процесс зарядки начинается не с нуля как в варианте А и В, а с некоторого остаточного напряжения, экономя при этом время и энергию. 

 При эксплуатации тиристоров КУ 202Н часто случались пробои по управляющему электроду.  Эту проблему  удалось устранить изменением цепей управления тиристорами. 

Для улучшения пусковых качеств, обмотку зажигания генератора стоит домотать, до заполнения свободного пространства, и пропитать электроизоляционным лаком. (Обмотка З-М выполнена на пластмассовых каркасах, которые, как правило, не заполнены полностью.)  

 Далее, нужно доработать генератор, как показано на рисунке. Точно напротив установочного места штатного датчика, пропилить прямоугольное окно, просверлить отверстия и нарезать резьбу для установки второго датчика зажигания. Крепежные отверстия на корпусе  второго датчика следует немного расточить, для возможности точной подстройки момента зажигания. Работа требует точности и аккуратности. Опережение зажигания устанавливается обычным способом, с той лишь разницей, что для второго цилиндра опережение подстраивается перемещением дополнительного датчика, а не вращением корпуса генератора.

В заключение пару слов о монтаже. Если использовать конденсаторы типа К73-17, то их нужно приклеивать к плате либо заливать компаундом весь блок. В противном случае они попросту отвалятся со временем, от вибрации. Катушки зажигания можно применить штатные от ИЖа, но лучше взять Б 115 (исключив добавочное сопротивление) или Б 117.

cxem-bit.blogspot.com

Тюнинг мотоцикла Иж, БСЗ на Иж Юпитер

getImage (9)

Основная «болячка»  двигателя мотоцикла Иж Юпитер – это штатная контактная система зажигания.  Любой владелец Юпитера рано или поздно сталкивается с проблемой отказа работы одного из цилиндров из-за изменения зазора в контактах или выхода из строя конденсатора.  Регулировка помогает, но, как правило, не надолго. Кардинально решается эта проблема –  установкой бесконтактной системы зажигания  на мотоцикл.

Одноканальное БСЗ.

Наверняка есть много вариантов исполнения БСЗ, мы все их рассматривать не станем. Остановимся на самом простом, и наверняка самом распространенном в нашей стране варианте. Мотоциклетного рынка или мотомагазина, где можно купить заводское БСЗ, поблизости нет, токаря со станком рядом тоже нет.  Исходить будем из этого.

Минимальный набор для установки

Но без минимального набора нам не обойтись, поэтому прежде чем начинать работу необходимо запастись следующими комплектующими, которые продаются в любом автомагазине или  авторынке в нашей стране:

1.       Коммутатор от ВАЗ 2108

2.       Датчик Холла от ВАЗ 2108

3.       Комплект проводов для БСЗ от ВАЗ 2107 (с трамблера (датчика Холла) на коммутатор)

4.       Катушка зажигания двухвыводная (от автомобиля Ока или Газель с двигателем ЗМЗ 406)

5.       Два автомобильных силиконовых высоковольтных провода необходимой длины с колпачками для свечей (можно купить комплект для ВАЗ и взять оттуда, можно просто найти б/у провода, предварительно убедившись в их работоспособности)

комплектующиеgetImage (4)

Далее, кроме комплектующих, нам понадобится небольшой ровный кусок листовой стали толщиной  1-1,2 мм, для изготовления модулятора и пластины под датчик Холла. Сразу предупреждаю, что нержавеющая сталь или цветные металлы для изготовления модулятора не подходят, так как они не являются магнитными материалами. Для изготовления пластины под датчик Холла можно использовать любой материал достаточной прочности.

Из инструмента могут понадобиться дрель со сверлами, напильники, зубило, молоток ну и другой инструмент, который, как правило, есть в любом гараже.

Процесс переделки

Демонтируем старую систему зажигания.  Снимаем с мотоцикла пластину с контактами, конденсаторы, катушки зажигания с высоковольтными проводами. Коммутатор устанавливаем в правом бардачке.

getImagegetImage(7)

Катушку зажигания крепим к раме под баком. Разъем проводки подключаем к коммутатору, подсоединяем черный массовый провод из разъема на массу.  Провод с клеммы №1 разъема коммутатора подключаем к одной из клемм катушки. Вторую клемму катушки подключаем к старой проводке,  к проводу на который подается «+12В» при включении зажигания. В старой проводке этот провод соединял обе катушки зажигания. От него же тянем дополнительный провод  «+12В» на коммутатор, который подсоединяем к 4-му проводу в разъеме. Все тщательно изолируем. Провод с разъемом к датчику Холла заводим в полость генератора.

схема

Можно проверить работоспособность системы. Подсоединяем датчик Холла к своему разъему,  подсоединяем высоковольтные провода на катушку и на свечи зажигания. Обеспечиваем надежную массу свечам. Включаем зажигание и проводим металлическим предметом (можно плоской отверткой) через щель датчика Холла. На свечах должна проскочить искра. Схема работоспособна. (Если искры нет, то что-то подключено неправильно и необходимо все заново проверить.) Теперь осталось  подать искру в нужное время в цилиндры, для этого:

Изготавливаем пластину для крепления датчика Холла.

Требований  к форме пластины как таковых нет. Она должна обеспечивать крепление датчика Холла  на определенном расстоянии от оси якоря.

getImage (2)

Приблизительную разметку центрального отверстия и вырезов для винтов крепления к генератору можно скопировать со старой, снятой пластины крепления контактов. Размечаем крепление датчика Холла таким образом, что бы расстояние до задней стенки датчика через щель магнитов от центра якоря  было в районе 60-65 мм. Можно проточить в изготавливаемой пластине дополнительные канавки в креплении к генератору для обеспечения небольшого вращения пластины вокруг оси (для облегчения установки момента зажигания), но можно этого и не делать, а просто прикрепить наглухо пластину к генератору. Сверлим, подтачиваем, подгоняем по месту, устанавливаем пластину с датчиком Холла на генератор.

Изготавливаем модулятор «Бабочку»

Следующий момент, необходимо точно измерить расстояние от центра якоря до задней стенки датчика Холла через щель магнитов. Это расстояние берем за основу для изготавливаемого модулятора. В чистоте радиус модулятора должен получиться на два миллиметра меньше, чем измеренное расстояние, это необходимо для зазора между стенкой датчика и краем модулятора.

Выпиливаем из листового металла квадратную заготовку с длиной стороны равной расстоянию от центра якоря до задней стенки ДХ  умноженного на два. Размечаем центр квадрата. Размечаем от этого центра внутри квадрата одну окружность нужного радиуса, а вторую окружность радиусом примерно 15 мм. Размечаем сектора внутри большей окружности. Проводим линию через центр окружности. Отмеряем транспортиром или треугольником от центра  угол в 60 градусов и проводим вторую линию через центр. На заготовке получается четыре сектора. Два по 60 градусов и два по 120 градусов. Узкие сектора помечаем карандашом или фломастером на выброс. Сверлим в центре размеченной квадратной заготовки отверстие диаметром 8 мм. Аккуратно вырубаем зубилом круг. Линия разметки окружности остается на заготовке. Далее в отверстие вставляем болт, зажимаем заготовку гайкой с обратной стороны и вставляем в патрон дрели. Включаем дрель и напильником или камнем выравниваем неровности и биения наружной кромки заготовки,  полученные от зубила. Стачиваем до размера в чистоте.  В результате получается идеальный круг нужного диаметра. Зажимаем заготовку в тиски. Аккуратно ножовкой или шлифмашинкой выпиливаем сектора до размеченной внутренней окружности. Внутреннюю часть сектора по нанесенной малой окружности вырубаем зубилом и обтачиваем напильником. Модулятор практически готов. Необходимо проверить, что бы противоположные срезы находились на одной прямой. Это нужно для синхронности в воспламенении цилиндров (на одинаковом расстоянии от ВМТ).

841

Достаточно, что бы хотя бы одна пара срезов лежала на одной  прямой.  Эти срезы секторов помечаем, что бы отличить их от нерабочих срезов. Дело в том, что искра образуется в момент ОТКРЫТИЯ шторки в датчике Холла.  То есть, когда заканчивается прохождение металлической части через датчик и начинается вырез. Это важный момент и его необходимо учитывать при установке модулятора на мотоцикл. Коленвал вращается ПО часовой стрелке, поэтому располагаем рабочую грань – выходящей из датчика. Относительно не рабочей входящей грани рабочая,  находится СЛЕВА.

Устанавливаем  модулятор на  якорь генератора. Тут может понадобиться регулировка. Обычно подкладывается набор из нескольких шайб либо под модулятор, либо под датчик, для совмещения  шторки и прорези  датчика.  Шторка должна проходить примерно по центру прорези.  Вращающийся модулятор не должен задевать стенок датчика.

828

Установка момента зажигания.

Для установки момента зажигания можно использовать приспособления для определения момента искры, но будем считать, что приспособлений нет. Определяем момент искры по самой искре. Для этого используем штатный индикатор, который идет в комплекте мотоцикла для установки поршня в положение 2,8 мм до верхней мертвой точки. Если индикатора нет, то любыми подручными способами устанавливаем правый поршень в положение  2,8 мм до ВМТ. Модулятор не должен быть затянут на якоре. Включаем зажигание и проворачиваем модулятор по часовой стрелке до пробоя искры в свече. Повторяем операцию и запоминаем положение модулятора относительно якоря при прохождении искры. Затягиваем модулятор, стараясь не провернуть его относительно найденного положения.  (Вот тут пригодятся прорези на пластине)

Далее идет проверка и подгонка соосности рабочих граней модулятора, что бы искра была на обоих цилиндрах  на одинаковом удалении от ВМТ. Прокручивая коленвал, проверяем еще раз правильность установки момента зажигания для правого цилиндра, запоминая положение индикатора при котором происходит искра. Переустанавливаем индикатор в левый цилиндр, устанавливаем опережение 2,8 мм от ВМТ по индикатору и ловим в этом положении искру. Если все совпадает и искра там, где нужно, можно вас поздравить, настройка завершена, заворачиваем свечи, запускаем и наслаждаемся отныне ровной, на всех оборотах, работой мотора.

Если у вас искра появляется раньше или позже, то выполняем следующие действия.

Вариант А. Если на левом цилиндре искра появляется позже положения 2,8 мм до ВМТ. Необходимо прямо на мотоцикле немного подпилить надфилем ту шторку, которая выходит с датчика Холла, что бы добиться более раннего появления искры. Модулятор в этом случае не откручивайте и не снимайте, а то придется все устанавливать заново!

Вариант Б. Если на левом цилиндре искра появилась раньше чем, на правом, то есть,  не доходя до положения 2,8 мм до ВМТ. Отпускаем болт крепления модулятора и устанавливаем момент зажигания сначала для  левого цилиндра. Далее повторяем все вышеописанные действия начиная установку момента зажигания с левого цилиндра, плюс используем вариант А для доводки правого цилиндра.

getImage (11)

Петухов Николай

Редакция журнала благодарит Петухова Николая за любезно предоставленные материалы  для статьи.

Если у Вас есть чем поделиться с читателями и Вы желаете опубликовать на нашем сайте свой рассказ  или фотоотчет о путешествиях,  присылайте, пожалуйста, материалы на адрес: [email protected]

Тюнинг мотоцикла Иж. БСЗ на Иж Юпитер

27 голосов, 8.78 средний рейтинг (87% оценок)

my-auto.biz

одноканальная БСЗ с датчиком холла на ИЖ Юпитер 5 - Мои статьи - Каталог статей

БСЗ на ИЖ Юпитер

Электронное зажигание мотоцикла «ИЖ-Юпитер» с одним датчиком Холла.

 Из всей массы полезных переделок и усовершенствований наибольшую пользу принесет бесконтактное электронное зажигание. Дело вовсе не в мощной искре, а в том, чтобы смесь воспламенялась вовремя. Как известно, коренные подшипники на полуоси коленвала «Юпитеров» надеваются рукой и без малейшего усилия. Кроме всего прочего, сам подшипник зачастую имеет люфт порядка нескольких сотых долей миллиметра. Добавьте в эту компанию неблагоприятных обстоятельств большую консоль кулачка прерывателя, сложите все эти люфты и радиальные биения. Получите кошмар! Через каких-нибудь 10000 км разброс опережения зажигания из-за болтанки коленвала составит порядка 4 мм от выставленного значения. О какой четкой работе двигателя тут можно говорить?

В бесконтактной же системе из-за отсутствия механической связи ротора и датчика люфт полуоси коленвала практически не влияет на момент появления искры. Усовершенствованные таким образом двигатели становились резвее во всем диапазоне оборотов, а характер их работы получался мягче - благодаря синхронности воспламенения смеси в обоих цилиндрах и отсутствию детонации. Кстати, работа двигателя без детонации значительно повышает его ресурс.

Поставил БСЗ на свой Юпитер, повозился правда с установкой, но оно того стоило. Забыл, что такое сбивающееся зажигание вообще (даже сырости не боится!), двигатель стал работать намного ровнее, мягче, улучшилась динамика, на скорости двигатель стал намного чувствительнее к газу, холостой ход – ровнее и устойчивее. Заводится даже с прилично подсевшим аккумулятором с «пол пинка»

 

Что нам потребуется:

а). Коммутатор для бесконтактного электронного зажигания переднеприводного автомобиля "ВАЗ". Брать коммутатор только в оригинальной упаковке в АВТОМАГАЗИНЕ и с гарантией не менее года. Средняя цена 350 руб.

б). Датчик Холла. Любой с того же "ВАЗ", но тоже в оригинальной упаковке. Цена примерно 80 руб.

в). Катушка зажигания двухвыводная, от "Газели", но обязательно с 406-го двигателя. Можно взять с "Оки" для электронного зажигания,  разницы между ними абсолютно никакой. (350руб.)

г). Два силиконовых бронепровода с резиновыми колпачками. Цена от 100 руб.

д). Модулятор и крепление датчика холла

Их надо точить у токаря. Обычную пластину в качестве модулятора ставить не советую. Ее ширина составляет не более 12 мм, чего не хватает для полноценного накопления энергии катушки. Поставить, конечно, можно, но оборотов более 4000 в минуту Вам не видать как своих ушей

е) Мгновенная диагностика МД-1 и аварийное зажигание АЗ-1 покупаем тоже в автомагазине.  Цены на эти устройства в районе 70 руб за каждое

 

ж) Комплект проводки с разъемами для бесконтактного зажигания ВАЗ цена 80-100руб.

 

 

Ну что, купили все и готовы собирать? Поехали...

Старая система зажигания (контакты прерывателя, катушки зажигания, конденсаторы, бронепровода) полностью упраздняется. Коммутатор устанавливается в правом бардачке, катушка зажигания под баком. К сожалению, на катушке нет никаких отверстий или креплений под кронштейн, поэтому я не придумал ничего лучше, как примотать ее к раме на толстый слой медной проволоки.

Собираем  модулятор и крепление ДХ, устанавливаем все на штатный генератор, как приведено на рисунке:

       

Главное при установке выдержать диаметр модулятора (зазор между нижней перегородкой датчика холла и модулятором должен быть 1-1.5 мм) и соостность крепления (радиус модулятора должен проходить по оси симметрии датчика холла). Разъем датчика я также прикрутил к генератору с боку. После установки датчика холла надеваем модулятор и смотрим, попадает ли он в прорезь датчика. Если нет (а это 90%), то подкладываем на шпильку дистанционные шайбы. После, как необходимый зазор выдержан, ставим гровер и затягиваем модулятор штатным болтом генератора.

Следующие шаги: 

Надеваем резиновые колпачки на бронепровода, а сами бронепровода (на них должны быть специальные медные наконечники) вставляем в надсвечники и в катушку. Сверху натягиваем вышеупомянутые колпачки. Не сделаете это - при езде в дождь будете пихать мотоцикл пешком. Сразу вставляем в наконечники свечи и обеспечиваем надежный контакт с "массой" мотоцикла.

С помощью проводки просто соединяем коммутатор, датчик холла, катушку и АЗ-1 проводами.(АЗ придется припаять и пределать к 1му ее разъему кнопку-переключатель дабы постоянная искра включалась по нашему усмотрению). Причем провода "пакуем" в трубку ПВХ или просто обматываем изолентой. Из всей купленной кучи нам понадобится вывести на "панель" только общий "плюс" системы. Его "ведем" к правому переключателю "Двиг-стоп", предварительно отпаяв с него штатные провода. Второй провод с онного переключателя подключаем на клемму "1" замка зажигания (второй провод с этой же клеммы идет на сигнал).

Вот собственно схема подлючения:

Здесь:

1 аккумулятор

2 замок зажигания

3 свечи зажигания

4 катушка зажигания

5 АЗ

6 коммутатор

7 Датчик Холла

 

Ну что, вроде все собрали, можно и настраивать.

Проверка работоспособности- кидаем обе свечи на цилиндры, берем отвертку(можно и изготовленный модулятор, вставляем в щель датчика холла и вытаскиваем. В этот момент должна быть искра (на обоих свечах).

Если после вышеперечисленных действий искры все таки нет, проверьте правильность соединений. Уверяю, при использовании "не левых" комплектующих, все должно работать как надо.

 

Теперь настройка. Подгоняем поршень одного из цилиндров к ВМТ, отводим на 2.8 мм назад (при использовании бензина АИ-92 желательно уменьшить угол до 2.5 мм). Далее подключаем МД-1 вместо коммутатора и начинаем медленно крутить крепление ДХ вокруг модулятора(по часовой стрелке). Как только "уловите"что загорелся индикатор «Д» на мгновенной диагностике, фиксируйте крепление ДХ именно в этом положении.

 

 

Ну что могу сказать, вкручиваем свечи, надеваем надсвечники, вновь подключаем коммутатор,  подкачиваем бензина... Дрын-дын-дын... Мягкий шелест двигателя, никакой детонации, холостые 500 об/мин и отличная зарядка акб... Теперь и у Вас есть бсз. А при включении кнопки АЗ теперь можно заводить мотоцикл даже без кик стартера, правда езда в режиме АЗ( постоянной искры) рекомендуется только при отказе ДХ и со скоростью не более 90км/ч

 

На последок несколько советов:

1. Не допускайте работу БСЗ при отключенном аккумуляторе. Проверьте надежность соединений во избежание внезапного отключения батареи.

2. Запрещается снимать надсвечники при включенном зажигании.

3. Если при установке крышки генератора БСЗ напрочь отказывается работать, поменяйте местами щетки обмотки возбуждения генератора.

4. Проверьте напряжение бортсети при работающем двигателе. Сильный разброс параметров может отразится на работе БСЗ, а то и вывести ее из строя (при превышении напряжения 16 В).

Ну вот, пожалуй, и все. Удачи.

 

motoussr.ucoz.ru

одноканальная БСЗ с датчиком холла на ИЖ Юпитер 5 - Мои статьи - Каталог статей

БСЗ на ИЖ Юпитер

Электронное зажигание мотоцикла «ИЖ-Юпитер» с одним датчиком Холла.

 Из всей массы полезных переделок и усовершенствований наибольшую пользу принесет бесконтактное электронное зажигание. Дело вовсе не в мощной искре, а в том, чтобы смесь воспламенялась вовремя. Как известно, коренные подшипники на полуоси коленвала «Юпитеров» надеваются рукой и без малейшего усилия. Кроме всего прочего, сам подшипник зачастую имеет люфт порядка нескольких сотых долей миллиметра. Добавьте в эту компанию неблагоприятных обстоятельств большую консоль кулачка прерывателя, сложите все эти люфты и радиальные биения. Получите кошмар! Через каких-нибудь 10000 км разброс опережения зажигания из-за болтанки коленвала составит порядка 4 мм от выставленного значения. О какой четкой работе двигателя тут можно говорить?

В бесконтактной же системе из-за отсутствия механической связи ротора и датчика люфт полуоси коленвала практически не влияет на момент появления искры. Усовершенствованные таким образом двигатели становились резвее во всем диапазоне оборотов, а характер их работы получался мягче - благодаря синхронности воспламенения смеси в обоих цилиндрах и отсутствию детонации. Кстати, работа двигателя без детонации значительно повышает его ресурс.

Поставил БСЗ на свой Юпитер, повозился правда с установкой, но оно того стоило. Забыл, что такое сбивающееся зажигание вообще (даже сырости не боится!), двигатель стал работать намного ровнее, мягче, улучшилась динамика, на скорости двигатель стал намного чувствительнее к газу, холостой ход – ровнее и устойчивее. Заводится даже с прилично подсевшим аккумулятором с «пол пинка»

 

Что нам потребуется:

а). Коммутатор для бесконтактного электронного зажигания переднеприводного автомобиля "ВАЗ". Брать коммутатор только в оригинальной упаковке в АВТОМАГАЗИНЕ и с гарантией не менее года. Средняя цена 350 руб.

б). Датчик Холла. Любой с того же "ВАЗ", но тоже в оригинальной упаковке. Цена примерно 80 руб.

в). Катушка зажигания двухвыводная, от "Газели", но обязательно с 406-го двигателя. Можно взять с "Оки" для электронного зажигания,  разницы между ними абсолютно никакой. (350руб.)

г). Два силиконовых бронепровода с резиновыми колпачками. Цена от 100 руб.

д). Модулятор и крепление датчика холла

Их надо точить у токаря. Обычную пластину в качестве модулятора ставить не советую. Ее ширина составляет не более 12 мм, чего не хватает для полноценного накопления энергии катушки. Поставить, конечно, можно, но оборотов более 4000 в минуту Вам не видать как своих ушей

е) Мгновенная диагностика МД-1 и аварийное зажигание АЗ-1 покупаем тоже в автомагазине.  Цены на эти устройства в районе 70 руб за каждое

 

ж) Комплект проводки с разъемами для бесконтактного зажигания ВАЗ цена 80-100руб.

 

 

Ну что, купили все и готовы собирать? Поехали...

Старая система зажигания (контакты прерывателя, катушки зажигания, конденсаторы, бронепровода) полностью упраздняется. Коммутатор устанавливается в правом бардачке, катушка зажигания под баком. К сожалению, на катушке нет никаких отверстий или креплений под кронштейн, поэтому я не придумал ничего лучше, как примотать ее к раме на толстый слой медной проволоки.

Собираем  модулятор и крепление ДХ, устанавливаем все на штатный генератор, как приведено на рисунке:

       

Главное при установке выдержать диаметр модулятора (зазор между нижней перегородкой датчика холла и модулятором должен быть 1-1.5 мм) и соостность крепления (радиус модулятора должен проходить по оси симметрии датчика холла). Разъем датчика я также прикрутил к генератору с боку. После установки датчика холла надеваем модулятор и смотрим, попадает ли он в прорезь датчика. Если нет (а это 90%), то подкладываем на шпильку дистанционные шайбы. После, как необходимый зазор выдержан, ставим гровер и затягиваем модулятор штатным болтом генератора.

Следующие шаги: 

Надеваем резиновые колпачки на бронепровода, а сами бронепровода (на них должны быть специальные медные наконечники) вставляем в надсвечники и в катушку. Сверху натягиваем вышеупомянутые колпачки. Не сделаете это - при езде в дождь будете пихать мотоцикл пешком. Сразу вставляем в наконечники свечи и обеспечиваем надежный контакт с "массой" мотоцикла.

С помощью проводки просто соединяем коммутатор, датчик холла, катушку и АЗ-1 проводами.(АЗ придется припаять и пределать к 1му ее разъему кнопку-переключатель дабы постоянная искра включалась по нашему усмотрению). Причем провода "пакуем" в трубку ПВХ или просто обматываем изолентой. Из всей купленной кучи нам понадобится вывести на "панель" только общий "плюс" системы. Его "ведем" к правому переключателю "Двиг-стоп", предварительно отпаяв с него штатные провода. Второй провод с онного переключателя подключаем на клемму "1" замка зажигания (второй провод с этой же клеммы идет на сигнал).

Вот собственно схема подлючения:

Здесь:

1 аккумулятор

2 замок зажигания

3 свечи зажигания

4 катушка зажигания

5 АЗ

6 коммутатор

7 Датчик Холла

 

Ну что, вроде все собрали, можно и настраивать.

Проверка работоспособности- кидаем обе свечи на цилиндры, берем отвертку(можно и изготовленный модулятор, вставляем в щель датчика холла и вытаскиваем. В этот момент должна быть искра (на обоих свечах).

Если после вышеперечисленных действий искры все таки нет, проверьте правильность соединений. Уверяю, при использовании "не левых" комплектующих, все должно работать как надо.

 

Теперь настройка. Подгоняем поршень одного из цилиндров к ВМТ, отводим на 2.8 мм назад (при использовании бензина АИ-92 желательно уменьшить угол до 2.5 мм). Далее подключаем МД-1 вместо коммутатора и начинаем медленно крутить крепление ДХ вокруг модулятора(по часовой стрелке). Как только "уловите"что загорелся индикатор «Д» на мгновенной диагностике, фиксируйте крепление ДХ именно в этом положении.

 

 

Ну что могу сказать, вкручиваем свечи, надеваем надсвечники, вновь подключаем коммутатор,  подкачиваем бензина... Дрын-дын-дын... Мягкий шелест двигателя, никакой детонации, холостые 500 об/мин и отличная зарядка акб... Теперь и у Вас есть бсз. А при включении кнопки АЗ теперь можно заводить мотоцикл даже без кик стартера, правда езда в режиме АЗ( постоянной искры) рекомендуется только при отказе ДХ и со скоростью не более 90км/ч

 

На последок несколько советов:

1. Не допускайте работу БСЗ при отключенном аккумуляторе. Проверьте надежность соединений во избежание внезапного отключения батареи.

2. Запрещается снимать надсвечники при включенном зажигании.

3. Если при установке крышки генератора БСЗ напрочь отказывается работать, поменяйте местами щетки обмотки возбуждения генератора.

4. Проверьте напряжение бортсети при работающем двигателе. Сильный разброс параметров может отразится на работе БСЗ, а то и вывести ее из строя (при превышении напряжения 16 В).

Ну вот, пожалуй, и все. Удачи.

 

motoussr.ucoz.ru

одноканальная БСЗ с датчиком холла на ИЖ Юпитер 5 - Мои статьи - Каталог статей

БСЗ на ИЖ Юпитер

Электронное зажигание мотоцикла «ИЖ-Юпитер» с одним датчиком Холла.

 Из всей массы полезных переделок и усовершенствований наибольшую пользу принесет бесконтактное электронное зажигание. Дело вовсе не в мощной искре, а в том, чтобы смесь воспламенялась вовремя. Как известно, коренные подшипники на полуоси коленвала «Юпитеров» надеваются рукой и без малейшего усилия. Кроме всего прочего, сам подшипник зачастую имеет люфт порядка нескольких сотых долей миллиметра. Добавьте в эту компанию неблагоприятных обстоятельств большую консоль кулачка прерывателя, сложите все эти люфты и радиальные биения. Получите кошмар! Через каких-нибудь 10000 км разброс опережения зажигания из-за болтанки коленвала составит порядка 4 мм от выставленного значения. О какой четкой работе двигателя тут можно говорить?

В бесконтактной же системе из-за отсутствия механической связи ротора и датчика люфт полуоси коленвала практически не влияет на момент появления искры. Усовершенствованные таким образом двигатели становились резвее во всем диапазоне оборотов, а характер их работы получался мягче - благодаря синхронности воспламенения смеси в обоих цилиндрах и отсутствию детонации. Кстати, работа двигателя без детонации значительно повышает его ресурс.

Поставил БСЗ на свой Юпитер, повозился правда с установкой, но оно того стоило. Забыл, что такое сбивающееся зажигание вообще (даже сырости не боится!), двигатель стал работать намного ровнее, мягче, улучшилась динамика, на скорости двигатель стал намного чувствительнее к газу, холостой ход – ровнее и устойчивее. Заводится даже с прилично подсевшим аккумулятором с «пол пинка»

 

Что нам потребуется:

а). Коммутатор для бесконтактного электронного зажигания переднеприводного автомобиля "ВАЗ". Брать коммутатор только в оригинальной упаковке в АВТОМАГАЗИНЕ и с гарантией не менее года. Средняя цена 350 руб.

б). Датчик Холла. Любой с того же "ВАЗ", но тоже в оригинальной упаковке. Цена примерно 80 руб.

в). Катушка зажигания двухвыводная, от "Газели", но обязательно с 406-го двигателя. Можно взять с "Оки" для электронного зажигания,  разницы между ними абсолютно никакой. (350руб.)

г). Два силиконовых бронепровода с резиновыми колпачками. Цена от 100 руб.

д). Модулятор и крепление датчика холла

Их надо точить у токаря. Обычную пластину в качестве модулятора ставить не советую. Ее ширина составляет не более 12 мм, чего не хватает для полноценного накопления энергии катушки. Поставить, конечно, можно, но оборотов более 4000 в минуту Вам не видать как своих ушей

е) Мгновенная диагностика МД-1 и аварийное зажигание АЗ-1 покупаем тоже в автомагазине.  Цены на эти устройства в районе 70 руб за каждое

 

ж) Комплект проводки с разъемами для бесконтактного зажигания ВАЗ цена 80-100руб.

 

 

Ну что, купили все и готовы собирать? Поехали...

Старая система зажигания (контакты прерывателя, катушки зажигания, конденсаторы, бронепровода) полностью упраздняется. Коммутатор устанавливается в правом бардачке, катушка зажигания под баком. К сожалению, на катушке нет никаких отверстий или креплений под кронштейн, поэтому я не придумал ничего лучше, как примотать ее к раме на толстый слой медной проволоки.

Собираем  модулятор и крепление ДХ, устанавливаем все на штатный генератор, как приведено на рисунке:

       

Главное при установке выдержать диаметр модулятора (зазор между нижней перегородкой датчика холла и модулятором должен быть 1-1.5 мм) и соостность крепления (радиус модулятора должен проходить по оси симметрии датчика холла). Разъем датчика я также прикрутил к генератору с боку. После установки датчика холла надеваем модулятор и смотрим, попадает ли он в прорезь датчика. Если нет (а это 90%), то подкладываем на шпильку дистанционные шайбы. После, как необходимый зазор выдержан, ставим гровер и затягиваем модулятор штатным болтом генератора.

Следующие шаги: 

Надеваем резиновые колпачки на бронепровода, а сами бронепровода (на них должны быть специальные медные наконечники) вставляем в надсвечники и в катушку. Сверху натягиваем вышеупомянутые колпачки. Не сделаете это - при езде в дождь будете пихать мотоцикл пешком. Сразу вставляем в наконечники свечи и обеспечиваем надежный контакт с "массой" мотоцикла.

С помощью проводки просто соединяем коммутатор, датчик холла, катушку и АЗ-1 проводами.(АЗ придется припаять и пределать к 1му ее разъему кнопку-переключатель дабы постоянная искра включалась по нашему усмотрению). Причем провода "пакуем" в трубку ПВХ или просто обматываем изолентой. Из всей купленной кучи нам понадобится вывести на "панель" только общий "плюс" системы. Его "ведем" к правому переключателю "Двиг-стоп", предварительно отпаяв с него штатные провода. Второй провод с онного переключателя подключаем на клемму "1" замка зажигания (второй провод с этой же клеммы идет на сигнал).

Вот собственно схема подлючения:

Здесь:

1 аккумулятор

2 замок зажигания

3 свечи зажигания

4 катушка зажигания

5 АЗ

6 коммутатор

7 Датчик Холла

 

Ну что, вроде все собрали, можно и настраивать.

Проверка работоспособности- кидаем обе свечи на цилиндры, берем отвертку(можно и изготовленный модулятор, вставляем в щель датчика холла и вытаскиваем. В этот момент должна быть искра (на обоих свечах).

Если после вышеперечисленных действий искры все таки нет, проверьте правильность соединений. Уверяю, при использовании "не левых" комплектующих, все должно работать как надо.

 

Теперь настройка. Подгоняем поршень одного из цилиндров к ВМТ, отводим на 2.8 мм назад (при использовании бензина АИ-92 желательно уменьшить угол до 2.5 мм). Далее подключаем МД-1 вместо коммутатора и начинаем медленно крутить крепление ДХ вокруг модулятора(по часовой стрелке). Как только "уловите"что загорелся индикатор «Д» на мгновенной диагностике, фиксируйте крепление ДХ именно в этом положении.

 

 

Ну что могу сказать, вкручиваем свечи, надеваем надсвечники, вновь подключаем коммутатор,  подкачиваем бензина... Дрын-дын-дын... Мягкий шелест двигателя, никакой детонации, холостые 500 об/мин и отличная зарядка акб... Теперь и у Вас есть бсз. А при включении кнопки АЗ теперь можно заводить мотоцикл даже без кик стартера, правда езда в режиме АЗ( постоянной искры) рекомендуется только при отказе ДХ и со скоростью не более 90км/ч

 

На последок несколько советов:

1. Не допускайте работу БСЗ при отключенном аккумуляторе. Проверьте надежность соединений во избежание внезапного отключения батареи.

2. Запрещается снимать надсвечники при включенном зажигании.

3. Если при установке крышки генератора БСЗ напрочь отказывается работать, поменяйте местами щетки обмотки возбуждения генератора.

4. Проверьте напряжение бортсети при работающем двигателе. Сильный разброс параметров может отразится на работе БСЗ, а то и вывести ее из строя (при превышении напряжения 16 В).

Ну вот, пожалуй, и все. Удачи.

 

motoussr.ucoz.ru