Корректор угла опережения зажигания - 1. Корректор опережения угла зажигания


Корректор угла опережения зажигания - 2 | Сайт радиолюбителей

Экономические, мощностные и эксплуатационные параметры двигателя автомобиля в значительной степени зависят от правильной установки угла опережения зажигания. Заводская установка угла опережения зажигания пригодна не для всех случаев, и поэтому его приходится корректировать, находя более точное значение в зоне между появлением детонации и заметным уменьшением мощности двигателя.

Известно, что при отклонении от оптимального угла опережения зажигания на 10 град расход горючего может возрасти на 10 % [1 ]. Часто требуется значительно изменять начальный угол опережения зажигания в зависимости от октанового числа бензина, состава горючей смеси и реальных дорожных условий. Недостатком применяемых на автомобилях центробежных и вакуумных регуляторов является невозможность регулировки угла опережения зажигания с рабочего места водителя во время движения. Описываемое ниже устройство допускает такую регулировку.

От подобных по назначению устройств [2, 3, 4] электронный корректор отличается простотой схемы и широким диапазоном дистанционной установки начального угла опережения зажигания. Корректор работает совместно с центробежным и вакуумным регуляторами. Он защищен от влияния дребезга контактов прерывателя и от помех бортовой сети автомобиля. Кроме коррекции угла опережения зажигания, устройство позволяет измерять частоту вращения коленчатого вала двигателя. От цифрового корректора [5] описываемый отличается тем, что обеспечивает плавную регулировку угла коррекции, содержит меньшее число деталей и несколько проще в изготовлении.

Основные технические характеристики Напряжение питания. В 6...17 Потребляемый ток при неработающем двигателе. А, при замкнутых контактах прерывателя 0,18 при разомкнутых контактах прерывателя 0,04 Частота запускающих импульсов. Гц ... 3,3...200 Установочный начальный угол ОЗ на распределителе, град .... '20 Пределы дистанционной коррекции угла ОЗ. град ........ 13...17 Длительность импульса задержки, мс: наибольшая .... 100 наименьшая .... 0,1 Длительность выходного импульса коммутации, мс ........ 2.3 Максимальное значение выходного коммутируемого тока. А . . . 0.22 Работа двигателя при установочных углах, заданных корректором, возможна в том случае, если импульс от прерывателя задержан на время

T3=(Фр-Фк)/6n=(Фр-Фк)/180*Fn

где Фр, Фк - начальный угол опережения зажигания, установленный распределителем и корректором соответственно; n - частота вращения коленчатого вала; Fn=n/30 частота искрообразования.

Корректор угла опережения зажигания - 2Puc.1

На рис.1 в логарифмическом масштабе показаны зависимости длительности времени задержки искрообразования от частоты вращения коленчатого вала, вычисленные при различных значениях начального угла опережения зажигания, установленного корректором. Этим графиком удобно пользоваться при налаживании и градуировке устройства.

Корректор угла опережения зажигания - 2Puc.2

На рис. 2 изображены характеристики и пределы изменения текущего значения угла опережения зажигания в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя. Кривая 1 показана для сравнения и иллюстрирует эту зависимость для центробежного регулятора при установочном начальном угле опережения зажигания, равном 20 град. Кривые 2, 3, 4 - результирующие. Они получены при совместной работе центробежного регулятора и электронного корректора при установочных углах 17, 0 и -13 град.

Корректор (рис.3) состоит из узла запуска на транзисторе VT1, двух ждущих мультивибраторов на транзисторах VT2, VT3 и VT4, VT5 и выходного ключа на транзисторе VT6. Первый мультивибратор формирует импульс задержки искрообразования, а второй управляет транзисторным ключом.

Схема электронного угла опережения зажиганияPuc.3 (посмотреть крупнее)

Допустим, что в исходном состоянии контакты прерывателя замкнуты, тогда транзистор VT1 узла запуска закрыт. Формирующий конденсатор С5 в первом мультивибраторе заряжен током через эмиттерный переход транзистора VT2, резисторы R11, R12 и транзистор VT3 (время зарядки конденсатора С5 можно регулировать резистором R12). Формирующий конденсатор С8 второго мультивибратора также будет заряжен. Так как транзисторы VT4 и VT5 открыты, то VT6 будет тоже открыт и замкнет вывод "Прерыватель" блока зажигания через резистор R23 на корпус.

При размыкании контактов прерывателя транзистор VT1 открывается, а VT2 и VT3 закрываются. Формирующий конденсатор С5 начинает перезаряжаться через цепь R7R8R14VD5R13. Параметры этой цепи подобраны так, что перезарядка конденсатора происходит намного быстрее, чем его зарядка. Скорость перезарядки регулируют резистором R8.

Когда напряжение на конденсаторе С5 достигнет уровня, при котором открывается транзистор VT2, мультивибратор возвращается в исходное состояние. Чем чаще происходит размыкание контактов прерывателя, тем до меньшего напряжения заряжается конденсатор С5 и тем меньше будет длительность импульса, сформированного первым мультивибратором. Этим достигнута обратно пропорциональная зависимость между временем задержки искрообразования и частотой вращения коленчатого вала двигателя.

Спад импульса, сформированного первым мультивибратором, через конденсатор С7 запускает второй мультивибратор. Он формирует импульс длительностью около 2,3 мс. Этот импульс закрывает транзисторный ключ VT6 и отключает зажим "Прерыватель" от корпуса и тем самым имитирует размыкание контактов прерывателя, но с задержкой на время т, определяемое длительностью импульса, сформированного первым мультивибратором.

Светодиод HL1 информирует о прохождении импульса от датчика-прерывателя через электронный корректор до блока зажигания. Резистор R23 защищает транзистор VT6 при случайном подключении его коллектора к плюсовому проводу бортовой сети автомобиля.

Защиту устройства от дребезга контактов прерывателя обеспечивает конденсатор С1, который создает временную задержку (около 1 мс) закрывания транзистора VT1 после замыкания контактов прерывателя. Диоды VD1 и VD2 препятствуют разрядке конденсатора С) через прерыватель и компенсируют падение напряжения, возникающее на проводнике, соединяющим двигатель с кузовом автомобиля при включении стартера, что повышает надежность работы электронного корректора во время пуска двигателя. От помех, возникающих а бортовой сети, устройство защищает цепь VD8C9, стабилитроны VD6, VD7, резисторы R2, R6, R15 и конденсаторы С2, СЗ, Сб.

Частоту вращения коленчатого вала измеряет цепь VD9VD10R25R26PA1. Шкала этого тахометра линейна, так как импульсы напряжения на коллекторе транзистора VT5 имеют постоянную длительность и амплитуду, обеспечиваемые стабилитроном V07. Диоды VD9, VD10 исключают влияние остаточного напряжения на транзисторах VT5, VT6 на показания тахометра. Частоту вращения отсчитывают по шкале миллиамперметра РА1 с током полного отклонения стрелки 1...3 мА.

В корректоре использованы конденсаторы К73-17 - С1, С8, С9; К53-14-С2, С5; К10-7 - СЗ, С6; КЛС - С4. С7. Резистор R8 - СПЗ-12а, R12 - СПЗ-6, R23 - составлен из двух резисторов МЛТ-0,125 сопротивлением 10 Ом. Диоды КД102Б, КД209А можно заменить на любые из серии КД209 или КД105; КД521А - на КД522. КД503, КД102, КД103, Д223 - с любым буквенным индексом. Стабилитроны КС168А, Д818Е можно заменить на другие с соответствующим напряжением стабилизации. Транзисторы КТ315Г можно заменить на КТ315Б, КТ315В, КТ342А, КТ342Б; КТ361 Г - на КТ361Б, КТ361В, КТ203Б, КТ203Г; КТ815В - на КТ608А, КТ608Б.

Детали устройства смонтированы на печатной плате из фольгированного стеклотекстолита толщиной 1 мм. Чертеж печатной платы и расположение деталей на ней показаны на рис. 4.

Корректор угла опережения зажигания - 2

Puc.4

Для налаживания устройства необходим источник питания напряжением 12...14 В, рассчитанный на ток нагрузки 250...300 мА. Между проводником от резистора R23 и плюсовым выводом источника питания на время настройки подключают резистор сопротивлением 150... 300 Ом с рассеиваемой мощностью 1-2 Вт. На вход устройства подключают имитатор прерывателя - электромагнитное реле. Используют разомкнутую пару контактов; один из них подключают к общей точке резисторов R1, R2, а второй - к общему проводу. Обмотку реле подключают к генератору, обеспечивающему переключение реле с частотой 50 Гц. При отсутствии генератора реле можно питать от понижающего трансформатора, включенного в сеть.

После включения устройства проверяют напряжение на стабилитроне VD6 - оно должно быть 6,8 В. Если корректор собран правильно, то при работе имитатора прерывателя светодиод HL1 должен светиться.

Параллельно транзистору VT3 подключают вольтметр постоянного тока со шкалой на напряжение 2...5 Вис током полного отклонения стрелки не более 100 мкА. Движок резистора R8 выводят а крайнее правое положение. При работающем имитаторе прерывателя подстроечным резистором R12 на шкале вольтметра устанавливают напряжение 1,45 В. При этом напряжении длительность импульса задержки должна быть равна 3,7 мс, а начальный угол 03 равен -13 град. В среднем положении движка резистора R8 вольтметр должен показывать напряжение 1 В, что соответствует нулевому начальному углу ОЗ а в крайнем левом 0,39 В - 17 град (см. табл.).

Фк

град

17

15

10

5

0

- 5

-10

-13

t3

мс

0,33

0,56

1,1

1,7

2,2

2,8

3,4

3,7

Uкэ.VT3

В

0.39

0,46

0,64

0,82

1

1.16

1,34

1,45

Наиболее просто (но не вполне точно) корректор можно наладить следующим образом. Движок резистора R12 устанавливают в среднее положение, а движок резистора R8 поворачивают на треть полного угла поворота от положения минимума сопротивления. Повернув корпус распределителя зажигания на 10 град в сторону более раннего зажигания (против движения вала), запускают двигатель и резистором R12 добиваются устойчивой его работы на холостом ходу. Для градуировки шкалы регулятора начального угла необходим автомобильный стробоскоп.

Тахометр градуируют подстройкой резистора R26 (при частоте запускающих импульсов 50 Гц стрелка микроамперметра должна показывать 1500 мин '). Если тахометр не нужен, его элементы можно не монтировать.

Для подключения корректора а удобном для водителя месте устанавливают пятиконтактную розетку (ОНЦ-ВГ-4-5/16-р), на контакты которой выводят проводники от бортовой сети, прерывателя, блока зажигания, корпуса и тахометра (если он предусмотрен). Корректор, смонтированный в кожухе, устанавливают в салоне автомобиля, например, около замка зажигания.

Корректор можно использовать совместно с блоком электронного зажигания, описанным в [6]. Он может работать и с другими тринисторными системами зажигания как с импульсным, так и с непрерывным накоплением энергии на конденсаторе. При этом каких-либо доработок в блоках зажигания, связанных с установкой корректора, как правило, не требуется.

Литература:

1. Экономия горючего. Под ред. E.. П. Серегина. - М.: Военнмат.2. Синельников А. Устройство ЭК-1. - За рулем. 1987,  № 1, с. 30.3 Кондратьев Е. Регулятор угла опережения зажигания. - Радио, 1981,  № 11. с. 13-15.4. Моисеевич А. Электроника против детонации. За рулем, 198В № 8. с. 26.5. Бирюков А. Цифровой октан-корректор. - Радио. 1987,  №10, с. 34-37.6. Беспалов В. Блок электронного зажигания. - Радио. 1987,  №1, с. 25-27.

www.radiosait.ru

КОРРЕКТОР УГЛА ОПЕРЕЖЕНИЯ ЗАЖИГАНИЯ 2ZV.ru

Рассказать в: В настоящее время многие автолюбите-ли проявляют повышенный интерес к уст-ройствам электронного регулирования угла опережения зажигания (УОЗ) или октан-корректорам (ОК), которые позволяют на 5...10% сэкономить топливо, получить максимальную мощность, снизить токсичность выхлопа, а также адаптировать двигатель к топливу различного качества. Существующие схемные решения имеют некоторые недостатки:

- задержка производится на фиксированный период времени, что при разных оборотах вала двигателя соответствует разному УОЗ [1, 2];

- при построении схем задержки без фиксированного УОЗ значительно возрастает их сложность [3, 4, 5].

С учетом вышесказанного нами разработан простой и эффективный ОК, в котором при любых оборотах вала двигателя УОЗ остается постоянным. Структурная схема ОК показана на рис. 1. В основу его работы заложен факт пропорциональности задержки УОЗ периоду вращения вала. Последовательность импульсов, в которой в некоторых пределах необходимо произвести задержку положительного фронта, формируется прерывателем и поступает на вход схемы. При этом длительность паузы используется как опорная величина, которая фиксируется с помощью генератора опорной частоты G1 и реверсивного счетчика СТ,

который при низком уровне на входе (±1) работает на увеличение счета (накапливание информации), а при наличии на том же входе высокого уровня - на уменьшение (считывание накопленной информации). В первом случае работает генератор G1, а во втором - генератор G2 (а G1 блокируется). Частоту G2 можно изменять. При равенстве частот G1 и G2 задержка УОЗ составляет 90°, поэтому для обеспечения задержки до 30° необходимо, чтобы частота G2 была в три и более раза выше частоты G1. По окончании счета, когда счетчик отдал всю накопленную информацию, на его выходе Р формируется сигнал, который устанавливает на выходе RS-триггера высокий уровень, блокирует работу счетчика и является задержанным выходным сигналом. В исходное состояние схема возвращается при приходе на ее вход низкого уровня, который сбрасывает RS-триггер, и цикл повторяется.

Принципиальная схема ОК и диаграммы ее работы показаны на рис.2 и рис.3 соответственно. На входе схемы установлен фильтр низкой частоты на элементах R3, СЗ, который совместно с ячейками DD1.1, DD1.4, содержащими на входе триггеры Шмитта, исключает влияние дребезга контактов прерывателя на работу схемы. Генератор G1 собран на DD1.3, DD1.2, R7, С2 и для исключения переполнения счетчиков DD2, DD3 при низких оборотах вала двигателя настроен на частоту 1 кГц. Генератор G2 собран на DD1.1, DD1.2, R4, R5, С1 и с помощью переменного резистора R4 может изменять свою частоту от 3 кГц до 90 кГц, что обеспечивает регулировку УОЗ от 30°С до 1 ° соответственно. Счетчики DD2, DD3 включены каскадно, что позволило увеличить их общую емкость до 256 бит.

Рис.2

Счетчики сначала накапливают информацию о длительности замкнутого состояния контактов прерывателя, а после их размыкания считывают ее. При полном обнулении счетчиков на выводе 7 DD3 появляется кратковременный отрицательный импульс, который через DD4.3 переключает RS-триг-гер, собранный на DD4.2, DD4.4. На инверсном выходе триггера формируется сигнал блокировки счетчика DD2 и через DD4.1, R6, VT -выходной задержанный сигнал.

Детали:

Микросхему К561ТЛ1 можно заменить на К561 ЛА7, но при этом после фильтра НЧ необходимо установить триггер Шмитта, собранный по любой известной схеме. Стабилитрон VD1 - любой на напряжение 5...9 В. Транзистор КТ972 можно заменить парой КТ3102, КТ815 (КТ817). Конденсаторы Cl, C2 необходимо выбрать однотипными или с одинаковым, как можно ближе к нулевому значению, ТКЕ. То же касается и резисторов R5, R7. Параллельно каждой микросхеме по шинам питания желательно установить керамический конденсатор емкостью 0,1 мкф, а па-раллельно VD1 -танталовый электролитический конденсатор.

Настройка:

Для настройки генераторов необходимо установить щуп частотомера навывод 4 микросхемы DD1. После этого на вход схемы следует подать низкий логический уровень и подобрать резистор R7 так, чтобы частота генератора составила 1 кГц. После этого - установить ползунок резистора R4 в нижнее по схемеположение, подать на вход высокий логический уровень и подобрать резистор R5 так, чтобы показания частотомера равнялись 90 кГц, что соответствует задержке УОЗ в 1 °.

В верхнем положении ползунка R4 частота генератора должна быть около 3 кГц, что соответствует задержке УОЗ в 300. При желании эту величину можно изменять в большую или меньшую сторону, изменяя номинал R4. После этого остается отградуировать шкалу резистора R4, который устанавливается на панели управления. Провода к нему желательно экранировать.

Литература

1. Ковальский А., Фролов А. Приставка октан-корректор//Радио. - 1989.-N6.-C.31. 2. Сидорчук В. Электронный октан-коррехтор // Радио. -1989. -N 6. -C.3I" 3. Беспалов В. Корректор угла 03 // Радио. - 1988. - N 5. - С. 17. 4. Архипов Ю. Цифровой регулятор угла опережения зажигания / /Радиоеже-годник.-М.,1991.-С129. 5. Романчук А. Октан-корректор на КМОП микросхемах // Радиолюбитеаль. --1994.-N5.-C.25.

В.ПЕТИК, В.ЧЕМЕРИС, 332608, Украина, Запорожская обл., г. Энергодар, ул.Казацкая, 23 - 5.

(РЛ 6/95)

Раздел: [Зажигание] Сохрани статью в:

2zv.ru

КОРРЕКТОР УГЛА ОПЕРЕЖЕНИЯ ЗАЖИГАНИЯ

В настоящее время многие автолюбите-ли проявляют повышенный интерес к уст-ройствам электронного регулирования угла опережения зажигания (УОЗ) или октан-корректорам (ОК), которые позволяют на 5...10% сэкономить топливо, получить максимальную мощность, снизить токсичность выхлопа, а также адаптировать двигатель к топливу различного качества. Существующие схемные решения имеют некоторые недостатки:

- задержка производится на фиксированный период времени, что при разных оборотах вала двигателя соответствует разному УОЗ [1, 2];

- при построении схем задержки без фиксированного УОЗ значительно возрастает их сложность [3, 4, 5].

С учетом вышесказанного нами разработан простой и эффективный ОК, в котором при любых оборотах вала двигателя УОЗ остается постоянным. Структурная схема ОК показана на рис. 1. В основу его работы заложен факт пропорциональности задержки УОЗ периоду вращения вала. Последовательность импульсов, в которой в некоторых пределах необходимо произвести задержку положительного фронта, формируется прерывателем и поступает на вход схемы. При этом длительность паузы используется как опорная величина, которая фиксируется с помощью генератора опорной частоты G1 и реверсивного счетчика СТ,

Структурная схема

который при низком уровне на входе (±1) работает на увеличение счета (накапливание информации), а при наличии на том же входе высокого уровня - на уменьшение (считывание накопленной информации). В первом случае работает генератор G1, а во втором - генератор G2 (а G1 блокируется). Частоту G2 можно изменять. При равенстве частот G1 и G2 задержка УОЗ составляет 90°, поэтому для обеспечения задержки до 30° необходимо, чтобы частота G2 была в три и более раза выше частоты G1. По окончании счета, когда счетчик отдал всю накопленную информацию, на его выходе Р формируется сигнал, который устанавливает на выходе RS-триггера высокий уровень, блокирует работу счетчика и является задержанным выходным сигналом. В исходное состояние схема возвращается при приходе на ее вход низкого уровня, который сбрасывает RS-триггер, и цикл повторяется.

Принципиальная схема ОК и диаграммы ее работы показаны на рис.2 и рис.3 соответственно. На входе схемы установлен фильтр низкой частоты на элементах R3, СЗ, который совместно с ячейками DD1.1, DD1.4, содержащими на входе триггеры Шмитта, исключает влияние дребезга контактов прерывателя на работу схемы. Генератор G1 собран на DD1.3, DD1.2, R7, С2 и для исключения переполнения счетчиков DD2, DD3 при низких оборотах вала двигателя настроен на частоту 1 кГц. Генератор G2 собран на DD1.1, DD1.2, R4, R5, С1 и с помощью переменного резистора R4 может изменять свою частоту от 3 кГц до 90 кГц, что обеспечивает регулировку УОЗ от 30°С до 1 ° соответственно. Счетчики DD2, DD3 включены каскадно, что позволило увеличить их общую емкость до 256 бит.

Принципиальная схема Рис.2

Счетчики сначала накапливают информацию о длительности замкнутого состояния контактов прерывателя, а после их размыкания считывают ее. При полном обнулении счетчиков на выводе 7 DD3 появляется кратковременный отрицательный импульс, который через DD4.3 переключает RS-триг-гер, собранный на DD4.2, DD4.4. На инверсном выходе триггера формируется сигнал блокировки счетчика DD2 и через DD4.1, R6, VT -выходной задержанный сигнал.

Корректор угла опережения зажигания

Детали:

Микросхему К561ТЛ1 можно заменить на К561 ЛА7, но при этом после фильтра НЧ необходимо установить триггер Шмитта, собранный по любой известной схеме. Стабилитрон VD1 - любой на напряжение 5...9 В. Транзистор КТ972 можно заменить парой КТ3102, КТ815 (КТ817). Конденсаторы Cl, C2 необходимо выбрать однотипными или с одинаковым, как можно ближе к нулевому значению, ТКЕ. То же касается и резисторов R5, R7. Параллельно каждой микросхеме по шинам питания желательно установить керамический конденсатор емкостью 0,1 мкф, а па-раллельно VD1 -танталовый электролитический конденсатор.

Настройка:

Для настройки генераторов необходимо установить щуп частотомера навывод 4 микросхемы DD1. После этого на вход схемы следует подать низкий логический уровень и подобрать резистор R7 так, чтобы частота генератора составила 1 кГц. После этого - установить ползунок резистора R4 в нижнее по схемеположение, подать на вход высокий логический уровень и подобрать резистор R5 так, чтобы показания частотомера равнялись 90 кГц, что соответствует задержке УОЗ в 1 °.

В верхнем положении ползунка R4 частота генератора должна быть около 3 кГц, что соответствует задержке УОЗ в 300. При желании эту величину можно изменять в большую или меньшую сторону, изменяя номинал R4. После этого остается отградуировать шкалу резистора R4, который устанавливается на панели управления. Провода к нему желательно экранировать.

Литература

1. Ковальский А., Фролов А. Приставка октан-корректор//Радио. - 1989.-N6.-C.31. 2. Сидорчук В. Электронный октан-коррехтор // Радио. -1989. -N 6. -C.3I" 3. Беспалов В. Корректор угла 03 // Радио. - 1988. - N 5. - С. 17. 4. Архипов Ю. Цифровой регулятор угла опережения зажигания / /Радиоеже-годник.-М.,1991.-С129. 5. Романчук А. Октан-корректор на КМОП микросхемах // Радиолюбитеаль. --1994.-N5.-C.25.

В.ПЕТИК, В.ЧЕМЕРИС, 332608, Украина, Запорожская обл., г. Энергодар, ул.Казацкая, 23 - 5.

(РЛ 6/95)

www.radiomaster.net

Корректор угла опережения зажигания – 1 « схемопедия

В настоящее время многие автолюбители проявляют повышенный интерес к устройствам электронного регулирования угла опережения зажигания (УОЗ) или октан-корректорам (ОК), которые позволяют на 5…10% сэкономить топливо, получить максимальную мощность, снизить токсичность выхлопа, а также адаптировать двигатель к топливу различного качества. Существующие схемные решения имеют некоторые недостатки:

– задержка производится на фиксированный период времени, что при разных оборотах вала двигателя соответствует разному УОЗ [1, 2];

– при построении схем задержки без фиксированного УОЗ значительно возрастает их сложность [3, 4, 5].

С учетом вышесказанного нами разработан простой и эффективный ОК, в котором при любых оборотах вала двигателя УОЗ остается постоянным. Структурная схема ОК показана на рис.1.

рис.1

В основу его работы заложен факт пропорциональности задержки УОЗ периоду вращения вала. Последовательность импульсов, в которой в некоторых пределах необходимо произвести задержку положительного фронта, формируется прерывателем и поступает на вход схемы. При этом длительность паузы используется как опорная величина, которая фиксируется с помощью генератора опорной частоты G1 и реверсивного счетчика СТ, который при низком уровне на входе (±1) работает на увеличение счета (накапливание информации), а при наличии на том же входе высокого уровня – на уменьшение (считывание накопленной информации). В первом случае работает генератор G1, а во втором – генератор G2 (а G1 блокируется). Частоту G2 можно изменять. При равенстве частот G1 и G2 задержка УОЗ составляет 90°, поэтому для обеспечения задержки до 30° необходимо, чтобы частота G2 была в три и более раза выше частоты G1. По окончании счета, когда счетчик отдал всю накопленную информацию, на его выходе Р формируется сигнал, который устанавливает на выходе RS-триггера высокий уровень, блокирует работу счетчика и является задержанным выходным сигналом. В исходное состояние схема возвращается при приходе на ее вход низкого уровня, который сбрасывает RS-триггер, и цикл повторяется.

Принципиальная схема ОК и диаграммы ее работы показаны на рис.2 и рис.3 соответственно. На входе схемы установлен фильтр низкой частоты на элементах R3, СЗ, который совместно с ячейками DD1.1, DD1.4, содержащими на входе триггеры Шмитта, исключает влияние дребезга контактов прерывателя на работу схемы. Генератор G1 собран на DD1.3, DD1.2, R7, С2 и для исключения переполнения счетчиков DD2, DD3 при низких оборотах вала двигателя настроен на частоту 1 кГц. Генератор G2 собран на DD1.1, DD1.2, R4, R5, С1 и с помощью переменного резистора R4 может изменять свою частоту от 3 кГц до 90 кГц, что обеспечивает регулировку УОЗ от 30°С до 1° соответственно. Счетчики DD2, DD3 включены каскадно, что позволило увеличить их общую емкость до 256 бит.

Рис.2

Счетчики сначала накапливают информацию о длительности замкнутого состояния контактов прерывателя, а после их размыкания считывают ее. При полном обнулении счетчиков на выводе 7 DD3 появляется кратковременный отрицательный импульс, который через DD4.3 переключает RS-тригер, собранный на DD4.2, DD4.4. На инверсном выходе триггера формируется сигнал блокировки счетчика DD2 и через DD4.1, R6, VT -выходной задержанный сигнал.

Рис.3

Детали

Микросхему К561ТЛ1 можно заменить на К561ЛА7, но при этом после фильтра НЧ необходимо установить триггер Шмитта, собранный по любой известной схеме. Стабилитрон VD1 – любой на напряжение 5…9 В. Транзистор КТ972 можно заменить парой КТ3102, КТ815 (КТ817). Конденсаторы Cl, C2 необходимо выбрать однотипными или с одинаковым, как можно ближе к нулевому значению ТКЕ. То же касается и резисторов R5, R7. Параллельно каждой микросхеме по шинам питания желательно установить керамический конденсатор емкостью 0,1 мкФ, а параллельно VD1 -танталовый электролитический конденсатор.

Настройка

Для настройки генераторов необходимо установить щуп частотомера на вывод 4 микросхемы DD1. После этого на вход схемы следует подать низкий логический уровень и подобрать резистор R7 так, чтобы частота генератора составила 1 кГц. После этого – установить ползунок резистора R4 в нижнее по схемеположение, подать на вход высокий логический уровень и подобрать резистор R5 так, чтобы показания частотомера равнялись 90 кГц, что соответствует задержке УОЗ в 1°.

В верхнем положении ползунка R4 частота генератора должна быть около 3 кГц, что соответствует задержке УОЗ в 30°. При желании эту величину можно изменять в большую или меньшую сторону, изменяя номинал R4. После этого остается отградуировать шкалу резистора R4, который устанавливается на панели управления. Провода к нему желательно экранировать.

Литература

1. Ковальский А., Фролов А. Приставка октан-корректор//Радио. – 1989.-N6.-C.31.

2. Сидорчук В. Электронный октан-корректор // Радио. -1989. -N 6. -C.3I”

3. Беспалов В. Корректор угла 03 // Радио. – 1988. – N 5. – С. 17.

4. Архипов Ю. Цифровой регулятор угла опережения зажигания / /Радиоежегодник.-М.,1991.-С129.

5. Романчук А. Октан-корректор на КМОП микросхемах // Радиолюбитеаль. –1994.-N5.-C.25.

shemopedia.ru

Корректор угла опережения зажигания - Домашнее Радио

Корректор угла опережения зажигания

В настоящее время многие автолюбители проявляют повышенный интерес к устройствам электронного регулирования угла опережения зажигания (УОЗ) или октан-корректорам (ОК), которые позволяют на 5...10% сэкономить топливо, получить максимальную мощность, снизить токсичность выхлопа, а также адаптировать двигатель к топливу различного качества. Существующие схемные решения имеют некоторые недостатки:

- задержка производится на фиксированный период времени, что при разных оборотах вала двигателя соответствует разному УОЗ [1, 2];

- при построении схем задержки без фиксированного УОЗ значительно возрастает их сложность [3, 4, 5].

С учетом вышесказанного нами разработан простой и эффективный ОК, в котором при любых оборотах вала двигателя УОЗ остается постоянным. Структурная схема ОК показана на рис. 1. В основу его работы заложен факт пропорциональности задержки УОЗ периоду вращения вала. Последовательность импульсов, в которой в некоторых пределах необходимо произвести задержку положительного фронта, формируется прерывателем и поступает на вход схемы.

При этом длительность паузы используется как опорная величина, которая фиксируется с помощью генератора опорной частоты G1 и реверсивного счетчика СТ, который при низком уровне на входе (±1) работает на увеличение счета (накапливание информации), а при наличии на том же входе высокого уровня - на уменьшение (считывание накопленной информации). В первом случае работает генератор G1, а во втором - генератор G2 (а G1 блокируется). Частоту G2 можно изменять. При равенстве частот G1 и G2 задержка УОЗ составляет 90°, поэтому для обеспечения задержки до 30° необходимо, чтобы частота G2 была в три и более раза выше частоты G1. По окончании счета, когда счетчик отдал всю накопленную информацию, на его выходе Р формируется сигнал, который устанавливает на выходе RS-триггера высокий уровень, блокирует работу счетчика и является задержанным выходным сигналом. В исходное состояние схема возвращается при приходе на ее вход низкого уровня, который сбрасывает RS-триггер, и цикл повторяется.

Принципиальная схема ОК и диаграммы ее работы показаны на рис.2 и рис.3 соответственно. На входе схемы установлен фильтр низкой частоты на элементах R3, СЗ, который совместно с ячейками DD1.1, DD1.4, содержащими на входе триггеры Шмитта, исключает влияние дребезга контактов прерывателя на работу схемы. Генератор G1 собран на DD1.3, DD1.2, R7, С2 и для исключения переполнения счетчиков DD2, DD3 при низких оборотах вала двигателя настроен на частоту 1 кГц. Генератор G2 собран на DD1.1, DD1.2, R4, R5, С1 и с помощью переменного резистора R4 может изменять свою частоту от 3 кГцдо 90 кГц, что обеспечивает регулировку УОЗ от 30°С до 1 ° соответственно. Счетчики DD2, DD3 включены каскадно, что позволило увеличить их общую емкость до 256 бит.

Рис.2

Счетчики сначала накапливают информацию о длительности замкнутого состояния контактов прерывателя, а после их размыкания считывают ее. При полном обнулении счетчиков на выводе 7 DD3 появляется кратковременный отрицательный импульс, который через DD4.3 переключает RS-триггер, собранный на DD4.2, DD4.4. На инверсном выходе триггера формируется сигнал блокировки счетчика DD2 и через DD4.1, R6, VT -выходной задержанный сигнал.

Детали:

Микросхему К561ТЛ1 можно заменить на К561 ЛА7, но при этом после фильтра НЧ необходимо установить триггер Шмитта, собранный по любой известной схеме. Стабилитрон VD1 - любой на напряжение 5...9 В. Транзистор КТ972 можно заменить парой КТ3102, КТ815 (КТ817). Конденсаторы Cl, C2 необходимо выбрать однотипными или с одинаковым, как можно ближе к нулевому значению, ТКЕ. То же касается и резисторов R5, R7. Параллельно каждой микросхеме по шинам питания желательно установить керамический конденсатор емкостью 0,1 мкф, а параллельно VD1 -танталовый электролитический конденсатор.

Настройка

Для настройки генераторов необходимо установить щуп частотомера на вывод 4 микросхемы DD1. После этого на вход схемы следует подать низкий логический уровень и подобрать резистор R7 так, чтобы частота генератора составила 1 кГц. После этого - установить ползунок резистора R4 в нижнее по схеме положение, подать на вход высокий логический уровень и подобрать резистор R5 так, чтобы показания частотомера равнялись 90 кГц, что соответствует задержке УОЗ в 1 °.

В верхнем положении ползунка R4 частота генератора должна быть около 3 кГц, что соответствует задержке УОЗ в 300. При желании эту величину можно изменять в большую или меньшую сторону, изменяя номинал R4. После этого остается отградуировать шкалу резистора R4, который устанавливается на панели управления. Провода к нему желательно экранировать.

Литература

1. Ковальский А., Фролов А. Приставка октан-корректор//Радио. - 1989.-N6.-C.31. 2. Сидорчук В. Электронный октан-коррехтор // Радио. -1989. -N 6. -C.3I" 3. Беспалов В. Корректор угла 03 // Радио. - 1988. - N 5. - С. 17. 4. Архипов Ю. Цифровой регулятор угла опережения зажигания / /Радиоежегодник.-М.,1991.-С129. 5. Романчук А. Октан-корректор на КМОП микросхемах // Радиолюбитеаль. --1994.-N5.-C.25.

Авторы: В.Петик, В.Чемерис, 332608, Украина, Запорожская обл., г. Энергодар, ул.Казацкая, 23 - 5., РЛ 6/95; Публикация: Н. Большаков, rf.atnn.ru

housea.ru

Корректор угла опережения зажигания - 1 | Сайт радиолюбителей

В настоящее время многие автолюбители проявляют повышенный интерес к устройствам электронного регулирования угла опережения зажигания (УОЗ) или октан-корректорам (ОК), которые позволяют на 5...10% сэкономить топливо, получить максимальную мощность, снизить токсичность выхлопа, а также адаптировать двигатель к топливу различного качества. Существующие схемные решения имеют некоторые недостатки:

  • задержка производится на фиксированный период времени, что при разных оборотах вала двигателя соответствует разному УОЗ [1, 2];
  • при построении схем задержки без фиксированного УОЗ значительно возрастает их сложность [3, 4, 5].

С учетом вышесказанного нами разработан простой и эффективный ОК, в котором при любых оборотах вала двигателя УОЗ остается постоянным. Структурная схема ОК показана на рис.1.

kor-uoz1.gif рис.1

В основу его работы заложен факт пропорциональности задержки УОЗ периоду вращения вала. Последовательность импульсов, в которой в некоторых пределах необходимо произвести задержку положительного фронта, формируется прерывателем и поступает на вход схемы. При этом длительность паузы используется как опорная величина, которая фиксируется с помощью генератора опорной частоты G1 и реверсивного счетчика СТ, который при низком уровне на входе (±1) работает на увеличение счета (накапливание информации), а при наличии на том же входе высокого уровня - на уменьшение (считывание накопленной информации). В первом случае работает генератор G1, а во втором - генератор G2 (а G1 блокируется). Частоту G2 можно изменять. При равенстве частот G1 и G2 задержка УОЗ составляет 90°, поэтому для обеспечения задержки до 30° необходимо, чтобы частота G2 была в три и более раза выше частоты G1. По окончании счета, когда счетчик отдал всю накопленную информацию, на его выходе Р формируется сигнал, который устанавливает на выходе RS-триггера высокий уровень, блокирует работу счетчика и является задержанным выходным сигналом. В исходное состояние схема возвращается при приходе на ее вход низкого уровня, который сбрасывает RS-триггер, и цикл повторяется.

Принципиальная схема ОК и диаграммы ее работы показаны на рис.2 и рис.3 соответственно. На входе схемы установлен фильтр низкой частоты на элементах R3, СЗ, который совместно с ячейками DD1.1, DD1.4, содержащими на входе триггеры Шмитта, исключает влияние дребезга контактов прерывателя на работу схемы. Генератор G1 собран на DD1.3, DD1.2, R7, С2 и для исключения переполнения счетчиков DD2, DD3 при низких оборотах вала двигателя настроен на частоту 1 кГц. Генератор G2 собран на DD1.1, DD1.2, R4, R5, С1 и с помощью переменного резистора R4 может изменять свою частоту от 3 кГц до 90 кГц, что обеспечивает регулировку УОЗ от 30°С до 1° соответственно. Счетчики DD2, DD3 включены каскадно, что позволило увеличить их общую емкость до 256 бит.

Схема корректора угла опережения зажигания Рис.2

Счетчики сначала накапливают информацию о длительности замкнутого состояния контактов прерывателя, а после их размыкания считывают ее. При полном обнулении счетчиков на выводе 7 DD3 появляется кратковременный отрицательный импульс, который через DD4.3 переключает RS-тригер, собранный на DD4.2, DD4.4. На инверсном выходе триггера формируется сигнал блокировки счетчика DD2 и через DD4.1, R6, VT -выходной задержанный сигнал.

kor-uoz3.gifрис.3

Детали:

Микросхему К561ТЛ1 можно заменить на К561ЛА7, но при этом после фильтра НЧ необходимо установить триггер Шмитта, собранный по любой известной схеме. Стабилитрон VD1 - любой на напряжение 5...9 В. Транзистор КТ972 можно заменить парой КТ3102, КТ815 (КТ817). Конденсаторы Cl, C2 необходимо выбрать однотипными или с одинаковым, как можно ближе к нулевому значению ТКЕ. То же касается и резисторов R5, R7. Параллельно каждой микросхеме по шинам питания желательно установить керамический конденсатор емкостью 0,1 мкФ, а параллельно VD1 -танталовый электролитический конденсатор.

Настройка:

Для настройки генераторов необходимо установить щуп частотомера на вывод 4 микросхемы DD1. После этого на вход схемы следует подать низкий логический уровень и подобрать резистор R7 так, чтобы частота генератора составила 1 кГц. После этого - установить ползунок резистора R4 в нижнее по схемеположение, подать на вход высокий логический уровень и подобрать резистор R5 так, чтобы показания частотомера равнялись 90 кГц, что соответствует задержке УОЗ в 1°.

В верхнем положении ползунка R4 частота генератора должна быть около 3 кГц, что соответствует задержке УОЗ в 30°. При желании эту величину можно изменять в большую или меньшую сторону, изменяя номинал R4. После этого остается отградуировать шкалу резистора R4, который устанавливается на панели управления. Провода к нему желательно экранировать.

Литература

1. Ковальский А., Фролов А. Приставка октан-корректор//Радио. - 1989.-N6.-C.31.2. Сидорчук В. Электронный октан-корректор // Радио. -1989. -N 6. -C.3I"3. Беспалов В. Корректор угла 03 // Радио. - 1988. - N 5. - С. 17.4. Архипов Ю. Цифровой регулятор угла опережения зажигания / /Радиоежегодник.-М.,1991.-С129.5. Романчук А. Октан-корректор на КМОП микросхемах // Радиолюбитеаль. --1994.-N5.-C.25.

www.radiosait.ru

КОРРЕКТОР УГЛА ОПЕРЕЖЕНИЯ ЗАЖИГАНИЯ - Домашнее Радио

КОРРЕКТОР УГЛА ОПЕРЕЖЕНИЯ ЗАЖИГАНИЯ

В настоящее время многие автолюбите-ли проявляют повышенный интерес к уст-ройствам электронного регулирования угла опережения зажигания (УОЗ) или октан-корректорам (ОК), которые позволяют на 5...10% сэкономить топливо, получить максимальную мощность, снизить токсичность выхлопа, а также адаптировать двигатель к топливу различного качества. Существующие схемные решения имеют некоторые недостатки:

- задержка производится на фиксированный период времени, что при разных оборотах вала двигателя соответствует разному УОЗ [1, 2];

- при построении схем задержки без фиксированного УОЗ значительно возрастает их сложность [3, 4, 5].

С учетом вышесказанного нами разработан простой и эффективный ОК, в котором при любых оборотах вала двигателя УОЗ остается постоянным. Структурная схема ОК показана на рис. 1. В основу его работы заложен факт пропорциональности задержки УОЗ периоду вращения вала. Последовательность импульсов, в которой в некоторых пределах необходимо произвести задержку положительного фронта, формируется прерывателем и поступает на вход схемы. При этом длительность паузы используется как опорная величина, которая фиксируется с помощью генератора опорной частоты G1 и реверсивного счетчика СТ,

который при низком уровне на входе (±1) работает на увеличение счета (накапливание информации), а при наличии на том же входе высокого уровня - на уменьшение (считывание накопленной информации). В первом случае работает генератор G1, а во втором - генератор G2 (а G1 блокируется). Частоту G2 можно изменять. При равенстве частот G1 и G2 задержка УОЗ составляет 90°, поэтому для обеспечения задержки до 30° необходимо, чтобы частота G2 была в три и более раза выше частоты G1. По окончании счета, когда счетчик отдал всю накопленную информацию, на его выходе Р формируется сигнал, который устанавливает на выходе RS-триггера высокий уровень, блокирует работу счетчика и является задержанным выходным сигналом. В исходное состояние схема возвращается при приходе на ее вход низкого уровня, который сбрасывает RS-триггер, и цикл повторяется.

Принципиальная схема ОК и диаграммы ее работы показаны на рис.2 и рис.3 соответственно. На входе схемы установлен фильтр низкой частоты на элементах R3, СЗ, который совместно с ячейками DD1.1, DD1.4, содержащими на входе триггеры Шмитта, исключает влияние дребезга контактов прерывателя на работу схемы. Генератор G1 собран на DD1.3, DD1.2, R7, С2 и для исключения переполнения счетчиков DD2, DD3 при низких оборотах вала двигателя настроен на частоту 1 кГц. Генератор G2 собран на DD1.1, DD1.2, R4, R5, С1 и с помощью переменного резистора R4 может изменять свою частоту от 3 кГц до 90 кГц, что обеспечивает регулировку УОЗ от 30°С до 1 ° соответственно. Счетчики DD2, DD3 включены каскадно, что позволило увеличить их общую емкость до 256 бит.

Рис.2

Счетчики сначала накапливают информацию о длительности замкнутого состояния контактов прерывателя, а после их размыкания считывают ее. При полном обнулении счетчиков на выводе 7 DD3 появляется кратковременный отрицательный импульс, который через DD4.3 переключает RS-триг-гер, собранный на DD4.2, DD4.4. На инверсном выходе триггера формируется сигнал блокировки счетчика DD2 и через DD4.1, R6, VT -выходной задержанный сигнал.

Детали:

Микросхему К561ТЛ1 можно заменить на К561 ЛА7, но при этом после фильтра НЧ необходимо установить триггер Шмитта, собранный по любой известной схеме. Стабилитрон VD1 - любой на напряжение 5...9 В. Транзистор КТ972 можно заменить парой КТ3102, КТ815 (КТ817). Конденсаторы Cl, C2 необходимо выбрать однотипными или с одинаковым, как можно ближе к нулевому значению, ТКЕ. То же касается и резисторов R5, R7. Параллельно каждой микросхеме по шинам питания желательно установить керамический конденсатор емкостью 0,1 мкф, а па-раллельно VD1 -танталовый электролитический конденсатор.

Настройка:

Для настройки генераторов необходимо установить щуп частотомера навывод 4 микросхемы DD1. После этого на вход схемы следует подать низкий логический уровень и подобрать резистор R7 так, чтобы частота генератора составила 1 кГц. После этого - установить ползунок резистора R4 в нижнее по схемеположение, подать на вход высокий логический уровень и подобрать резистор R5 так, чтобы показания частотомера равнялись 90 кГц, что соответствует задержке УОЗ в 1 °.

В верхнем положении ползунка R4 частота генератора должна быть около 3 кГц, что соответствует задержке УОЗ в 300. При желании эту величину можно изменять в большую или меньшую сторону, изменяя номинал R4. После этого остается отградуировать шкалу резистора R4, который устанавливается на панели управления. Провода к нему желательно экранировать.

Литература

1. Ковальский А., Фролов А. Приставка октан-корректор//Радио. - 1989.-N6.-C.31. 2. Сидорчук В. Электронный октан-коррехтор // Радио. -1989. -N 6. -C.3I" 3. Беспалов В. Корректор угла 03 // Радио. - 1988. - N 5. - С. 17. 4. Архипов Ю. Цифровой регулятор угла опережения зажигания / /Радиоеже-годник.-М.,1991.-С129. 5. Романчук А. Октан-корректор на КМОП микросхемах // Радиолюбитеаль. --1994.-N5.-C.25.

В.ПЕТИК, В.ЧЕМЕРИС, 332608, Украина, Запорожская обл., г. Энергодар, ул.Казацкая, 23 - 5.

(РЛ 6/95)

housea.ru