Молитва на возжигание огня (лампада, свеча). Молитва на зажигание лампады
Молитва на возжжение лампады
Возжги, Господи, угасший светильник души моея светом добродетели и просвети мя, Твое создание, Творче и Благодетелю! Ты бо еси невещественный свет мира. Прими сие вещественное приношение: свет и огонь, и воздаждь ми внутренний свет уму и огнь сердцу.
Аминь
|
Свет в православном храме — это образ небесного, Божественного света. В особенности он знаменует собою Христа как Свет миру, Свет от Света, Свет истинный, Который просвещает всякого человека, грядущего в мир. Литургист XV века, блаженный Симеон, архиепископ Солунский, так объясняет символическое значение свечи: чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих. Мягкость и податливость воска показывают нашу готовность к послушанию Богу, а горение свечи - символизирует обожение человека, его превращение в новую тварь и очищение огнем Божественной любви. Церковные светильники бывают разные. Подсвечники всех видов, помимо практического назначения, символизируют ту духовную высоту, благодаря которой свет веры светит всем в доме, всему миру. Паникадила (многосвечники, в переводе с греческого), ниспускающиеся в центральную часть храма, множеством своих огней означают собственно Небесную Церковь как собрание, созвездие людей, освященных благодатью Духа Святого, просвещенных светом веры, горящих огнем любви к Богу, пребывающих неразлучно вкупе в свете Царства Небесного. Поэтому эти светильники и спускаются сверху в ту часть храма, где стоит собрание земной Церкви, призванной духовно стремиться ввысь, к своим небесным собратьям. Церковь Небесная освещает своим светом Церковь земную, прогоняет от нее мрак — таков смысл висящих паникадил. На иконостасе и почти перед каждым киотом в храме висят одна или несколько лампад, стоят подсвечники с горящими свечами. "Огонь горящих... свечей и лампад, как и само кадило с горячими углями и благовонным фимиамом, служат для нас образом огня духовного — Духа Святаго, сшедшего в огненных языках на апостолов, попадающего греховные наши скверны, просвещающего умы и сердца наши, воспламеняющего души наши пламенем любви к Богу и друг к другу: огонь пред святыми иконами напоминает нам о пламенной любви святых к Богу, из-за которой они возненавидели мир и все его прелести, всякую неправду; напоминает нам и о том, что мы должны служить Богу, молиться Богу пламенным духом, чего у нас большею частью и нет, ибо имеем охладевшие сердца. Так в храме все поучительно и нет ничего праздного, ненужного" (св. прав. Иоанн Кронштадтский). Правило возжигания свечей в храме Возжигание свечей в храме — это особое действо, тесно связанное с песнопением и священнодействиями служб. В богослужения будничные, когда почти во всех молитвах выражается одно: покаяние, сокрушение и скорбь о грехах,— и освещение бывает самое малое, где теплится одинокая свечка или лампада. В дни праздничные — как, например, в воскресные дни, когда воспоминается победа Христа Спасителя над смертью и диаволом, или, например, когда прославляются особенно угодившие Богу люди,— Церковь выражает свое торжество большим светом. Тут уже возжигаются паникадила. В величайший из христианских праздников — в Светлое Христово Воскресение — не только освещается весь храм, но и все православные стоят с зажженными свечами. Итак, чем радостнее и торжественнее совершается в храме богослужение, тем больше бывает света. Церковный Устав предписывает при более радостных и торжественных службах возжигать свечей более, а при менее торжественных или же печальных, постных — менее. Поэтому на повечерии, полунощнице, часах горит меньше светильников, чем на вечерне, утрене, литургии. Во время чтения шестопсалмия свечи в храме гасятся. Это делается для того, чтобы псалмы, выражающие сознание своего греховного состояния, изображающие множество врагов, ищущих погубить душу и тело, слушались со вниманием и страхом, и, как писали святые отцы, чтобы каждый, стоя в темноте, мог вздохнуть и прослезиться. Темнота во время чтения шестопсалмия особенно способствует сосредоточенности и обращению внутрь своей души. На литургии, как на самом торжественном богослужении, во все дни года (то есть будничные и праздничные) зажигается более свечей, чем на других службах. Первую свечу возжигают на том месте, где начинается богослужение, на жертвеннике. Затем возжигают свечи на престоле. "Горящие свечи на престоле изображают несозданный троический Свет, ибо Господь живет в свете неприступном (1 Тим. 6,16), и огнь Божества, попаляющий нечестие и грехи наши" (св. прав. Иоанн Кронштадтский). Эти свечи возжигает диакон или сам священник. После этого горящие свечи устанавливаются пред иконами Спасителя, Божией Матери, храмовой и святых. При начале же чтения Святого Евангелия свечи, как и в древние времена, возжигаются во всем храме, в изображение того, что свет Христов просвещает всю землю. Возжигание свечей в храме — это часть службы, это приношение жертвы Богу, и как нельзя и нарушать благочиние в храме недостойным, беспокойным поведением, также нельзя создавать беспорядок, передавая через весь храм во время службы свою свечу или, еще хуже, протискиваясь к подсвечнику, чтобы поставить ее самому. Если хотите поставить свечку, приходите до начала службы. Горестно видеть, как пришедшие в храм к середине службы, опоздавшие, в самые ответственные и торжественные моменты богослужения, когда все замирает в благодарении Богу, нарушают благочиние в храме, передавая свои свечи, отвлекая других верующих. Если в храме много людей и трудно пройти туда, где бы вы хотели поставить свечу, можно просто передать ее впереди стоящим, и сказать, куда ее следует поставить. Если кто опоздал на службу, пусть дождется окончания богослужения, а затем, если у него есть такое желание или нужда, поставит свечу, не отвлекая других и не нарушая благочиния. Нужно помнить и о том, что ставить свечу на подсвечник перед святыней надо не формально, не с холодным сердцем, а с молитвой — пусть даже самой простой, изложенной обычными словами. Существуют определенный порядок постановки свечей в храме. Вначале свечи приобретаются на свечном ящике; затем, подойдя к выбранному вами месту для поставления свечи, следует два раза перекреститься и поклониться (обычно поясным поклоном) перед иконой, Распятием, святыми мощами — перед той святыней, которую мы почитаем возжением свечи. Затем вы зажигаете свечу от других свечей или лампады на подсвечнике, ставите ее на свободное место (для устойчивости свечи обычно перед этим в пламени другой свечки опаляют ее нижнюю часть, чтобы расплавленный воск прочнее удерживал вашу свечу в месте ее поставления). Если все места на подсвечнике заняты, можно просто положить свечку на подсвечник или рядом — церковнослужители, занимающиеся этим (а такие есть в каждом храме), сами со временем поставят вашу свечку на освободившееся место. После этого следует еще раз перекреститься и поклониться. Если позволяет обстановка и этим вы не помешаете другим молящимся, можно приложиться к святыне — благоговейно поцеловать ее. Все это должно сопровождаться молитвенным обращением к Богу, Матери Божиеи или святому — кого мы почитаем возжением свечи. Обязательных правил о том, куда и сколько свечей следует ставить, нет. Покупка свечей — малая жертва Богу, добровольная и необременительная, и дорогая свеча отнюдь не "угоднее Богу", чем маленькая (вспомним хотя бы Евангельскую притчу о жертве вдовицы — Евангелие от Луки, 21, 1-4). Те, кто регулярно посещают храм, обычно стараются каждый раз поставить несколько свечей: к праздничной иконе на аналое посреди церкви (в просторечии — "празднику"), к образу Спасителя или Божиеи Матери, на канун о упокоении усопших. Можно поставить свечку к любой иконе того святого или святых, кого вы особо почитаете, к кому особенно усердно молитвенно обращаетесь. Безусловно, желательно поставить свечу перед особо почитаемой в храме святыней. Обычный вопрос — "где ставить свечи за здравие?" — не имеет смысла; в таком случае лучше задуматься — чего мы особенно желаем тому, о ком молимся, и в соответствии с этим выбрать ту или иную икону. Как правило, прислуживающие в церкви люди охотно откликаются на вопросы неопытных прихожан; они объяснят вам, какие иконы имеются в храме, каким угодникам Божим и о чем следует особенно молиться. К примеру, о здравии больных очень правильно будет помолиться и поставить свечу перед иконой святого великомученика и целителя Пантелеймона, а о находящихся в дороге — перед образом святителя Николая Чудотворца. Преподобный Серафим, великий ходатай пред Богом за живых и усопших, так пояснил великое значение свеч и лампад: "Я имею... много особ, усердствующих ко мне и благотворящих мельничным сиротам моим. Они приносят мне елей и свечи и просят помолиться за них. Вот когда я читаю правило свое, то и поминаю их сначала единожды. А так как, по множеству имен, я не смогу повторять их на каждом месте правила, где следует, тогда и времени мне недостало бы на совершение моего правила, то я и ставлю все эти свечи за них в жертву Богу, за каждого по одной свече, за иных же постоянно теплю лампады; и где следует на правиле поминать их, говорю: "Господи, помяни всех тех людей, рабов Твоих, за их же души возжег Тебе аз убогий, сии свещи и кандила (то есть лампады)". А что это не моя, убогого Серафима, человеческая выдумка, или так, простое мое усердие, ни на чем Божественном не основанное, то приведу вам в подкрепление слова Божественного Писания. В Библии говорится, что Моисей слышал глас Господа, глаголавшего к нему: “Моисее, Моисее! Рцы брату твоему Аарону, да возжигает предо Мною кандилы во дни и в ноши: сия бо угодна есть предо Мною и жертва благоприятна Ми есть”. Так вот почему Святая Церковь Божия прияла в обычай возжигать в святых храмах и домах верных христиан кандилы, или лампады, пред святыми иконами Господа, Божией Матери, святых Ангелов и святых человек, Богу благоугодивших”. Как мы видим, церковная свеча — священное достояние Православия. Она — символ нашего духовного союза со святой Матерью-Церковью. Один вид церковной свечи может вызвать в душе православного человека глубочайшие мысли о жизни и смерти, о грехе и покаянии, о скорби и радости. Много, много говорит церковная свеча и чувству, и уму верующего. Духовное значение церковной свечи, нашей жертвы Богу Свечи, которые верующие покупают в храме, чтобы поставить на подсвечники возле икон, имеют несколько духовных значений: поскольку свеча покупается, она есть знак добровольной жертвы человека Богу и храму Его, выражение готовности человека к послушанию Богу (мягкость воска), его стремление к обожению (горение свечи). Свеча есть также свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Свеча выражает теплоту и пламень любви человека ко Господу, Матери Божией, Ангелу или святому, у ликов которых верующий ставит свою свечу. Горящая свеча — это символ, видимый знак, она выражает нашу горячую любовь, благоволение, к тому, кому ставится свеча. И если нет этой любви и благоволения, то свечи не имеют никакого значения, жертва наша напрасна. Без любви к Богу, без любви к ближнему, как к самому себе, без исполнения заповедей Господних — не нужны наши свечи. Никто не требует их от нас. Бог требует, чтобы мы любили Его всем сердцем, чтили всей душой, неуклонно исполняли Его святые заповеди и всей жизнью прославляли Его. Его святым угодникам угодно, чтобы мы подражатели им были, как и они были подражателями Христу, чтобы мы подобны им были и со всем старанием, со всей заботливостью следовали тем, которые Живут по образу угодивших Богу, и не следовали врагам Креста Христова. Если же в нашей душе тьма беспроглядная, если наша жизнь — грех и беззаконие, что ж тут наши свечки и лампадки? Ровно ничего! Да еще и хорошо было бы, если бы только — ничего. Нет, они оскорбляют Господа Бога и святых Его и возбуждают не любовь и милость, а гнев и наказание. Сердце чистое — вот лучшая жертва Богу. С сердцем чистым поставь перед образом свечку, засвети лампадку дома,— они будут угодны Ему и святым Его. И будь твоя свечка наименьшая из всех свечей в церкви, она будет угоднее Ему толстых свечей тех, о которых сказано выше. Но, повторяем, свечи и лампады сами по себе , без веры и усердия нашего, ничего не значат; никогда не забывайте этого. Не возлагайте на них никаких надежд: они не спасут вас, если сами не заботитесь и не стараетесь об этом; они не принесут милостей от Бога, если вы не любите Его всей душой. Не забывайте также, что все ваши молитвы, все ваши жертвы Господу Богу будут отвергнуты Им, если вы в своем сердце имеете зло против кого-нибудь или находитесь во вражде с ближними. Вот что сказал Спаситель наш: если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.” Так и должно быть. Вы приходите в церковь засвидетельствовать Господу Богу свою любовь, свое благоговение; но можно ли истинно любить Господа Бога, не любя своих близких? Нет. Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец, ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего. По слову святого праведного Иоанна Кронштадтского: "Ставить свечи перед иконами хорошо. Но лучше, если приносишь в жертву Богу огнь любви к Нему и к ближнему. Хорошо, если вместе бывает и то, и другое. Если же ставишь свечи, а любви к Богу и ближнему в сердце не имеешь: скупишься, немирно живешь,— то напрасна и жертва твоя Богу". Печатается по изданиям: “Новая скрижаль”.- М., 1999; “Книга о Церкви”,- М., 2000; “Православие для всех”.- Кострома, 2001; “Наставление православным христианам о церковной свече”.- М. 2002
pcalom68.org
Молитва на возжжение лампады
Автор: Administrator Опубликовано: 21 ноября 2011
Возжги, Господи, угасший светильник души моея светом добродетели и просвети мя, Твое создание, Творче и Благодетелю! Ты бо еси невещественный свет мира. Прими сие вещественное приношение: свет и огонь, и воздаждь ми внутренний свет уму и огнь сердцу.
Аминь
|
Свет в православном храме — это образ небесного, Божественного света. В особенности он знаменует собою Христа как Свет миру, Свет от Света, Свет истинный, Который просвещает всякого человека, грядущего в мир. Литургист XV века, блаженный Симеон, архиепископ Солунский, так объясняет символическое значение свечи: чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих. Мягкость и податливость воска показывают нашу готовность к послушанию Богу, а горение свечи - символизирует обожение человека, его превращение в новую тварь и очищение огнем Божественной любви. Церковные светильники бывают разные. Подсвечники всех видов, помимо практического назначения, символизируют ту духовную высоту, благодаря которой свет веры светит всем в доме, всему миру. Паникадила (многосвечники, в переводе с греческого), ниспускающиеся в центральную часть храма, множеством своих огней означают собственно Небесную Церковь как собрание, созвездие людей, освященных благодатью Духа Святого, просвещенных светом веры, горящих огнем любви к Богу, пребывающих неразлучно вкупе в свете Царства Небесного. Поэтому эти светильники и спускаются сверху в ту часть храма, где стоит собрание земной Церкви, призванной духовно стремиться ввысь, к своим небесным собратьям. Церковь Небесная освещает своим светом Церковь земную, прогоняет от нее мрак — таков смысл висящих паникадил. На иконостасе и почти перед каждым киотом в храме висят одна или несколько лампад, стоят подсвечники с горящими свечами. "Огонь горящих... свечей и лампад, как и само кадило с горячими углями и благовонным фимиамом, служат для нас образом огня духовного — Духа Святаго, сшедшего в огненных языках на апостолов, попадающего греховные наши скверны, просвещающего умы и сердца наши, воспламеняющего души наши пламенем любви к Богу и друг к другу: огонь пред святыми иконами напоминает нам о пламенной любви святых к Богу, из-за которой они возненавидели мир и все его прелести, всякую неправду; напоминает нам и о том, что мы должны служить Богу, молиться Богу пламенным духом, чего у нас большею частью и нет, ибо имеем охладевшие сердца. Так в храме все поучительно и нет ничего праздного, ненужного" (св. прав. Иоанн Кронштадтский). Правило возжигания свечей в храме Возжигание свечей в храме — это особое действо, тесно связанное с песнопением и священнодействиями служб. В богослужения будничные, когда почти во всех молитвах выражается одно: покаяние, сокрушение и скорбь о грехах,— и освещение бывает самое малое, где теплится одинокая свечка или лампада. В дни праздничные — как, например, в воскресные дни, когда воспоминается победа Христа Спасителя над смертью и диаволом, или, например, когда прославляются особенно угодившие Богу люди,— Церковь выражает свое торжество большим светом. Тут уже возжигаются паникадила. В величайший из христианских праздников — в Светлое Христово Воскресение — не только освещается весь храм, но и все православные стоят с зажженными свечами. Итак, чем радостнее и торжественнее совершается в храме богослужение, тем больше бывает света. Церковный Устав предписывает при более радостных и торжественных службах возжигать свечей более, а при менее торжественных или же печальных, постных — менее. Поэтому на повечерии, полунощнице, часах горит меньше светильников, чем на вечерне, утрене, литургии. Во время чтения шестопсалмия свечи в храме гасятся. Это делается для того, чтобы псалмы, выражающие сознание своего греховного состояния, изображающие множество врагов, ищущих погубить душу и тело, слушались со вниманием и страхом, и, как писали святые отцы, чтобы каждый, стоя в темноте, мог вздохнуть и прослезиться. Темнота во время чтения шестопсалмия особенно способствует сосредоточенности и обращению внутрь своей души. На литургии, как на самом торжественном богослужении, во все дни года (то есть будничные и праздничные) зажигается более свечей, чем на других службах. Первую свечу возжигают на том месте, где начинается богослужение, на жертвеннике. Затем возжигают свечи на престоле. "Горящие свечи на престоле изображают несозданный троический Свет, ибо Господь живет в свете неприступном (1 Тим. 6,16), и огнь Божества, попаляющий нечестие и грехи наши" (св. прав. Иоанн Кронштадтский). Эти свечи возжигает диакон или сам священник. После этого горящие свечи устанавливаются пред иконами Спасителя, Божией Матери, храмовой и святых. При начале же чтения Святого Евангелия свечи, как и в древние времена, возжигаются во всем храме, в изображение того, что свет Христов просвещает всю землю. Возжигание свечей в храме — это часть службы, это приношение жертвы Богу, и как нельзя и нарушать благочиние в храме недостойным, беспокойным поведением, также нельзя создавать беспорядок, передавая через весь храм во время службы свою свечу или, еще хуже, протискиваясь к подсвечнику, чтобы поставить ее самому. Если хотите поставить свечку, приходите до начала службы. Горестно видеть, как пришедшие в храм к середине службы, опоздавшие, в самые ответственные и торжественные моменты богослужения, когда все замирает в благодарении Богу, нарушают благочиние в храме, передавая свои свечи, отвлекая других верующих. Если в храме много людей и трудно пройти туда, где бы вы хотели поставить свечу, можно просто передать ее впереди стоящим, и сказать, куда ее следует поставить. Если кто опоздал на службу, пусть дождется окончания богослужения, а затем, если у него есть такое желание или нужда, поставит свечу, не отвлекая других и не нарушая благочиния. Нужно помнить и о том, что ставить свечу на подсвечник перед святыней надо не формально, не с холодным сердцем, а с молитвой — пусть даже самой простой, изложенной обычными словами. Существуют определенный порядок постановки свечей в храме. Вначале свечи приобретаются на свечном ящике; затем, подойдя к выбранному вами месту для поставления свечи, следует два раза перекреститься и поклониться (обычно поясным поклоном) перед иконой, Распятием, святыми мощами — перед той святыней, которую мы почитаем возжением свечи. Затем вы зажигаете свечу от других свечей или лампады на подсвечнике, ставите ее на свободное место (для устойчивости свечи обычно перед этим в пламени другой свечки опаляют ее нижнюю часть, чтобы расплавленный воск прочнее удерживал вашу свечу в месте ее поставления). Если все места на подсвечнике заняты, можно просто положить свечку на подсвечник или рядом — церковнослужители, занимающиеся этим (а такие есть в каждом храме), сами со временем поставят вашу свечку на освободившееся место. После этого следует еще раз перекреститься и поклониться. Если позволяет обстановка и этим вы не помешаете другим молящимся, можно приложиться к святыне — благоговейно поцеловать ее. Все это должно сопровождаться молитвенным обращением к Богу, Матери Божиеи или святому — кого мы почитаем возжением свечи. Обязательных правил о том, куда и сколько свечей следует ставить, нет. Покупка свечей — малая жертва Богу, добровольная и необременительная, и дорогая свеча отнюдь не "угоднее Богу", чем маленькая (вспомним хотя бы Евангельскую притчу о жертве вдовицы — Евангелие от Луки, 21, 1-4). Те, кто регулярно посещают храм, обычно стараются каждый раз поставить несколько свечей: к праздничной иконе на аналое посреди церкви (в просторечии — "празднику"), к образу Спасителя или Божиеи Матери, на канун о упокоении усопших. Можно поставить свечку к любой иконе того святого или святых, кого вы особо почитаете, к кому особенно усердно молитвенно обращаетесь. Безусловно, желательно поставить свечу перед особо почитаемой в храме святыней. Обычный вопрос — "где ставить свечи за здравие?" — не имеет смысла; в таком случае лучше задуматься — чего мы особенно желаем тому, о ком молимся, и в соответствии с этим выбрать ту или иную икону. Как правило, прислуживающие в церкви люди охотно откликаются на вопросы неопытных прихожан; они объяснят вам, какие иконы имеются в храме, каким угодникам Божим и о чем следует особенно молиться. К примеру, о здравии больных очень правильно будет помолиться и поставить свечу перед иконой святого великомученика и целителя Пантелеймона, а о находящихся в дороге — перед образом святителя Николая Чудотворца. Преподобный Серафим, великий ходатай пред Богом за живых и усопших, так пояснил великое значение свеч и лампад: "Я имею... много особ, усердствующих ко мне и благотворящих мельничным сиротам моим. Они приносят мне елей и свечи и просят помолиться за них. Вот когда я читаю правило свое, то и поминаю их сначала единожды. А так как, по множеству имен, я не смогу повторять их на каждом месте правила, где следует, тогда и времени мне недостало бы на совершение моего правила, то я и ставлю все эти свечи за них в жертву Богу, за каждого по одной свече, за иных же постоянно теплю лампады; и где следует на правиле поминать их, говорю: "Господи, помяни всех тех людей, рабов Твоих, за их же души возжег Тебе аз убогий, сии свещи и кандила (то есть лампады)". А что это не моя, убогого Серафима, человеческая выдумка, или так, простое мое усердие, ни на чем Божественном не основанное, то приведу вам в подкрепление слова Божественного Писания. В Библии говорится, что Моисей слышал глас Господа, глаголавшего к нему: “Моисее, Моисее! Рцы брату твоему Аарону, да возжигает предо Мною кандилы во дни и в ноши: сия бо угодна есть предо Мною и жертва благоприятна Ми есть”. Так вот почему Святая Церковь Божия прияла в обычай возжигать в святых храмах и домах верных христиан кандилы, или лампады, пред святыми иконами Господа, Божией Матери, святых Ангелов и святых человек, Богу благоугодивших”. Как мы видим, церковная свеча — священное достояние Православия. Она — символ нашего духовного союза со святой Матерью-Церковью. Один вид церковной свечи может вызвать в душе православного человека глубочайшие мысли о жизни и смерти, о грехе и покаянии, о скорби и радости. Много, много говорит церковная свеча и чувству, и уму верующего. Духовное значение церковной свечи, нашей жертвы Богу Свечи, которые верующие покупают в храме, чтобы поставить на подсвечники возле икон, имеют несколько духовных значений: поскольку свеча покупается, она есть знак добровольной жертвы человека Богу и храму Его, выражение готовности человека к послушанию Богу (мягкость воска), его стремление к обожению (горение свечи). Свеча есть также свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Свеча выражает теплоту и пламень любви человека ко Господу, Матери Божией, Ангелу или святому, у ликов которых верующий ставит свою свечу. Горящая свеча — это символ, видимый знак, она выражает нашу горячую любовь, благоволение, к тому, кому ставится свеча. И если нет этой любви и благоволения, то свечи не имеют никакого значения, жертва наша напрасна. Без любви к Богу, без любви к ближнему, как к самому себе, без исполнения заповедей Господних — не нужны наши свечи. Никто не требует их от нас. Бог требует, чтобы мы любили Его всем сердцем, чтили всей душой, неуклонно исполняли Его святые заповеди и всей жизнью прославляли Его. Его святым угодникам угодно, чтобы мы подражатели им были, как и они были подражателями Христу, чтобы мы подобны им были и со всем старанием, со всей заботливостью следовали тем, которые Живут по образу угодивших Богу, и не следовали врагам Креста Христова. Если же в нашей душе тьма беспроглядная, если наша жизнь — грех и беззаконие, что ж тут наши свечки и лампадки? Ровно ничего! Да еще и хорошо было бы, если бы только — ничего. Нет, они оскорбляют Господа Бога и святых Его и возбуждают не любовь и милость, а гнев и наказание. Сердце чистое — вот лучшая жертва Богу. С сердцем чистым поставь перед образом свечку, засвети лампадку дома,— они будут угодны Ему и святым Его. И будь твоя свечка наименьшая из всех свечей в церкви, она будет угоднее Ему толстых свечей тех, о которых сказано выше. Но, повторяем, свечи и лампады сами по себе , без веры и усердия нашего, ничего не значат; никогда не забывайте этого. Не возлагайте на них никаких надежд: они не спасут вас, если сами не заботитесь и не стараетесь об этом; они не принесут милостей от Бога, если вы не любите Его всей душой. Не забывайте также, что все ваши молитвы, все ваши жертвы Господу Богу будут отвергнуты Им, если вы в своем сердце имеете зло против кого-нибудь или находитесь во вражде с ближними. Вот что сказал Спаситель наш: если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.” Так и должно быть. Вы приходите в церковь засвидетельствовать Господу Богу свою любовь, свое благоговение; но можно ли истинно любить Господа Бога, не любя своих близких? Нет. Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец, ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего. По слову святого праведного Иоанна Кронштадтского: "Ставить свечи перед иконами хорошо. Но лучше, если приносишь в жертву Богу огнь любви к Нему и к ближнему. Хорошо, если вместе бывает и то, и другое. Если же ставишь свечи, а любви к Богу и ближнему в сердце не имеешь: скупишься, немирно живешь,— то напрасна и жертва твоя Богу". Печатается по изданиям: “Новая скрижаль”.- М., 1999; “Книга о Церкви”,- М., 2000; “Православие для всех”.- Кострома, 2001; “Наставление православным христианам о церковной свече”.- М. 2002
pcalom68.org
Светильничные молитвы
(7 голосов: 5 из 5)
Свети́льничные моли́твы — молитвы, которые читаются священником на вечерне во время пения предначинательного 103-го псалма. Были составлены в IV веке.
Светильничные молитвы читаются перед закрытыми Царскими вратами с непокровенной головой. Священник символически изображает Адама (а в нём всё падшее человечество), потерявшего Рай и кающегося пред вратами его.
Во время чтения священником семи светильничных молитв, по церковному Уставу полагается зажигание свечей и лампад в храме – действие, которое символизирует ветхозаветные надежды, откровения и пророчества, относящиеся к грядущему Мессии, Спасителю – Иисусу Христу.
Этих молитв всего 7, что отвечает 7 дням творения и промышления, воспеваемым при чтении их. По содержанию ни каждая отдельно из светильничных молитв, ни тем более весь ряд их не представляет чего-либо систематического. Тем не менее каждая следующая молитва пополняет прошение предшествующих. 1-я, взывая к милости и долготерпению Божиим, просит прежде всего услышать наше моление, наставить нас вообще на путь Божий и сообщить радостное чувство страха Божия. 2-я и 3-я молитвы — покаянного характера, причем одна из них содержит прошения о духовном просвещении и безгрешном проведении остатка дня, а другая — об исполнении всех прошений наших, полных надежд на Бога, о даровании нам не только страха Божия (1-я молитва), но и любви к Нему. 4-я молитва — радостного характера, воспоминая о славословиях ангельских Богу, просит слить с ними и наше хваление теперь и в вечности. 5-я молитва, повествуя о промышлении Божием, непоколебимом нашими грехами, просит о сохранении от них в остаток дня и во всю жизнь. 6-я молитва, обращая внимание на Промысл Божий, свидетельствующий о величии, неисповедимости и благости Божией и на обетованное нам Царство, опять просит о безгрешном остатке дня. Исключительна по своему содержанию и величине среди других светильных молитв — 7-я. Направляя наш духовный взор к величию, бессмертию и светоносности Божией,она содержит одно лишь прошение о безгрешном и счастливом вечер, ноче и утре.
Первая светильничная молитва
Господи щедрый и милостивый, долготерпеливе и многомилостиве! внуши молитву нашу и вонми гласу моления нашего, сотвори с нами знамение во благо. Настави нас на путь Твой, еже ходити во истине Твоей: возвесели сердца наша, во еже боятися Имене Твоего Святаго: зане велий еси Ты, и творяй чудеса, Ты еси Бог един, и несть подобен Тебе в бозех, Господи; силен в милости, и благ в крепости, во еже помогати, и утешати, и спасати вся, уповающия во Имя святое Твое.
Вторая светильничная молитва
Господи, да не яростию Твоею обличиши нас, нижé гневом Твоим накажеши нас: но сотвори с нами по милости Твоей – Врачу и Исцелителю душ наших. Настави нас ко пристанищу хотения Твоего: просвети очи сердец наших в познание Твоея Истины: и даруй нам прочее настоящаго дне мирное и безгрешное, и все время живота нашего, молитвами святыя Богородицы и всех святых.
Третья светильничная молитва
Господи Боже наш, помяни нас, грешных и непотребных раб Твоих, внегда призывати нам святое Имя Твое, и не посрами нас от чаяния милости Твоея; но даруй нам, Господи, вся яже ко спасению прошения, и сподоби нас любити и боятися Тебе от всего сердца нашего, и творити во всех волю Твою.
Четвертая светильничная молитва
Немолчными песньми и непрестанными славословленьми от святых Сил воспеваемый, исполни уста наша хваления Твоего, еже подати величествие Имени Твоему святому. И даждь нам участие и наследие со всеми боящимися Тебе истиною, и хранящими заповеди Твоя, молитвами Святыя Богородицы и всех святых Твоих.
Пятая светильничная молитва
Господи, Господи, пречистою Твоею дланию содержай всяческая, долготерпяй на всех нас и каяйся о злобах наших! помяни΄ щедроты Твоя и милость Твою: посети ны Твоею благостию, и даждь нам избежати и прочее настоящаго дне, Твоею благодатию, от различных козней лукаваго, и ненаветну жизнь нашу соблюди благодатию Всесвятаго Твоего Духа.
Шестая светильничная молитва
Боже Великий и Дивный, неисповедимою благостию и богатым промыслом управляй всяческая, и мирская нам благая даровавый, и поручивый нам обещанное Царство, обещанными благими путесотворивый нам и дне прешедшую часть, от всякаго уклонитися зла. Даруй нам и прочее непорочно совершити пред Святою Славою Твоею, пети Тя единаго Благаго и человеколюбиваго Бога нашего.
Седьмая светильничная молитва
Боже Великий и Вышний, Един имеяй безсмертие, во Свете живый неприступнем, всю тварь премудростию создавый, разделивый между светом и между тьмою и солнце положивый во область дне, луну же и звезды во область нощи; сподобивый нас, грешных и в настоящий час предварити Лице Твое исповеданием, и вечернее Тебе славословие принести. Сам Человеколюбче, исправи молитву нашу, яко кадило пред Тобою, и приими ю в воню благоухания; подаждь же нам настоящий вечер, и приходящую нощь мирну; облецы ны во оружие света, избави ны от страха нощнаго, и всякия вещи, во тьме преходящия: и даждь сон, егоже во упокоение немощи нашей даровал еси, всякаго мечтания диавола отчужденный. Ей, Владыко, благих Подателю, да и на ложах наших умиляющеся, поминаем в нощи Имя Твое, и поучением Твоих заповедей просвещаеми, в радости душевней востанем к славословию Твоея благости, моления и молитвы Твоему благоутробию приносяще, о своих согрешениих, и всех людей Твоих, яже молитвами Святыя Богородицы, милостию посети.
azbyka.ru
Зачем перед иконой зажигается лампадка
Лампада (греч. «светильник») — это наполненный маслом светильник, зажигаемый перед иконами, на престоле и семисвечнике. Символическое значение лампады — вечный огонь веры в Христа, разгоняющий тьму зла и неверия. В домах Православных Христиан перед иконами принято вешать или ставить на подставке лампадки. Это древняя благочестивая традиция, которая символизирует непрестанную молитву Христиан к Богу. Если в доме нет лампады, то дом этот как бы духовно слеп, темен, здесь не всегда прославляют Имя Божие.
Еще в Ветхом Завете написано: «И сказал Господь Моисею… чтобы непрестанно горел светильник; вне завесы ковчега откровений в скинии собрания Аарон (и сыны его) должны ставить оный пред Господом от вечера до утра всегда; это вечное постановление в роды ваши; на подсвечнике чистом должны ставить они светильник пред Господом всегда» (Лев. 24:1-4).
В доме может быть как одна лампада, так и больше. Есть благочестивая традиция зажигать в домах негасимые лампады, которые горят и ночью, и тогда, когда хозяев нет дома. Но в современных условиях это не всегда возможно и желательно, так как может стать соблазном для неверующих или маловерующих членов семей. Чаще всего Христианин зажигает лампадку, когда приходит домой, и не гасит ее до тех пор, пока не уходит из дома. В случае если нет лампад, зажигают церковные свечи во время молитвы.
Современные подвижники говорят, что зажженная лампадка очищает воздух от всякой скверны и тогда в доме царит благодать. Ни в коем случае нельзя использовать огонь от лампады в бытовых целях — это неблагоговейно по отношению к святыне. Не принято зажигать лампаду от спички, для этого используется церковная свеча. Про неблагоговейных монахов в монастырях раньше говорили: «Он от спички лампаду зажигает…».
Не нужно, чтобы лампадный огонек горел очень сильно и коптил, достаточно, чтобы он был размером с одну-две спичечные головки.
Для лампадки используют лампадное масло (изначально — оливковое), которое можно купить в церковной лавке в любом храме.
Лампадку можно зажигать только от свечи, с молитвой и благоговением. Есть специальная молитва, читаемая при зажжении лампады: «Возжги, Господи, угасший светильник души моея светом добродетели и просвети мя, Твое создание, Творче и Благодетелю, Ты бо еси невещественный Свет мира, приими сие вещественное приношение: свет и огонь, и воздаждь ми внутренний свет уму и огнь сердцу. Аминь».
Святитель Николай Сербский по поводу того, зачем мы возжигаем лампады, писал следующее:
Во-первых, потому, что вера наша есть свет. Сказал Христос: «Я свет миру» (Ин. 8:12). Свет лампадки напоминает нам о том свете, которым Спаситель освещает наши души.
Во-вторых, для того, чтобы напомнить нам о светлом нраве святого, перед иконой которого мы возжигаем лампадку. Ибо святые названы «сынами света» (Ин. 12:36).
В-третьих, для того, чтобы служить нам укором за наши темные дела, злые помыслы и желания, и для того, чтобы позвать нас на путь евангельского света, чтобы мы с большей ревностью заботились об исполнении заповеди Спасителя: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела» (Мф. 5:16).
В-четвертых, чтобы стала она нашей малой жертвой Господу, Который всего Себя принес в жертву за нас, малым знаком великой благодарности и светлой нашей любви к Тому, у Кого в наших молитвах мы просим жизни, здоровья и спасения – всего того, что может дать одна только безграничная Небесная Любовь.
В-пятых, чтобы устрашить силы зла, которые нападают на нас иногда и во время молитвы, отводя наши мысли от Творца. Ибо силы зла любят тьму и трепещут света, особенно того, который служит Богу и угодникам Его.
В-шестых, чтобы побуждать нас к жертвенности. Подобно тому как горят в лампадке елей и фитиль, покорные нашей воле, так же пусть горят пламенем любви и наши души, во всех страданиях покорные воле Божией.
В-седьмых, чтобы напоминать нам о том, что как лампадка не может зажечься без нашей руки, так и сердце наше, эта наша внутренняя лампадка, не сможет загореться без святого огня Божественной благодати, даже если будет исполнено оно всякой добродетели. Ибо добродетели наши – горючее, которое воспламеняет Своим огнем Господь.
Источник: hram-troicy.prihod.ru
Просмотрено (3715) раз
vichuga-voskr.cerkov.ru
О разном. О поучительном. | Страница 3
Николай Караченцов: Я видел рай!26.06.2007 23:50Известный актер рассказал жене, что вернулся с того света ради нееНиколай Караченцов признался близким, что во время клинической смерти и комы был на том свете, и рассказал, что видел и чувствовал за гранью жизни.На святой земле Дивеевского монастыря жена Николая Караченцова рассказала сопровождавшим ее паломникам, что во время клинической смерти ее муж испытал необыкновенный покой и блаженство.
Брат жены Караченцова Андрей Кузнецов зачерпнул ведро святой воды...Караченцов сам признался ей в этом – даже с того света Николай Петрович видел страдания своей жены Людмилы, которая не хотела смириться с его уходом. И он вернулся...Людмила Поргина и Николай Караченцов благодарят Бога за это чудо – ведь многие врачи считали, что надежды на жизнь нет. В июне супруги совершили паломничество в Свято-Дивеевский монастырь. Отстояв молебен, они приложились к мощам великого святого Серафима Саровского.– Мы так давно мечтали сюда приехать, – сказала Людмила Андреевна. – С самого первого дня после операции Коля стал просить привезти его в Дивеево. Как ни зайдем в храм, нам обязательно попадется на глаза иконка Серафима Саровского. Чувствуем, значит – надо ехать.
...и Николай Петрович омыл ею лицоОщутив на себе благодать святого места, Людмила Андреевна призналась, что не просто верит в загробную жизнь. Благодаря мужу она точно знает, что ждет нас после смерти.– Коля как с того света вернулся, так теперь к божественному тянется – он же там видел все. Там так хорошо, тихо, рассказывал мне он, лежа на больничной койке. А как его только выписали из Склифа, я его сразу привезла на дачу. Как раз начиналось лето. Там была такая красота. Оказавшись в этой благостной обстановке, он стал спрашивать: «А где мама?» Я перепугалась, думала, он лишился разума. Сказала ему, что она же умерла. А он объяснил, что ее там видел. И что там было такое же благодушие, какое он испытал на природе, и он подумал, что снова на том свете. «А зачем же тогда вернулся?» – спросила я тогда Колю.«Ну ты же так кричала и плакала…» – ответил мне муж.ПодвигВо время своего часового пребывания в Дивеевском монастыре Николай Караченцов хотел успеть все.После долгой дороги актер не захотел отдыхать. Он торопился поскорее попасть в храм.
С особым благоговением актер молился перед иконой Божьей МатериУважив просьбы столпившихся вокруг поклонников, Николай Петрович выразительным жестом попросил оставить его и дать возможность дойти до Троицкого собора, в котором покоятся мощи «батюшки Серафима».Едва Николай и Людмила вошли в храм, начался молебен.– Мы так долго собирались к нему, что неудивительно, что Серафим нас так хорошо встречает, – сказала Людмила Петровна, обрадовавшись такому приятному совпадению.Николай Петрович выстоял всю службу на ногах. А когда разрешили доступ к гробнице с мощами, он подошел одним из первых и, соблюдая все традиции, приложился к святыне. Как бы ни было тяжело Караченцову, он поклонился Серафиму до самого пола, перед тем как поцеловать надгробие.
Николай Петрович приложился к раке с мощами Серафима СаровскогоПосле этого Николай Петрович с женой обошли все иконы в соборе, поставили свечи. Вспомнили и об умерших близких, поставив свечи за упокой.Из Троицкого собора, хранящего останки святого, Николай Петрович вышел в благодатном расположении духа. У него нашлись силы совершить и еще один паломнический ход – на святую канавку. Это место особо почитаемо в Дивеево. Канавку начал рыть сам батюшка Серафим, а затем его дело продолжили сестры. «Здесь прошли стопочки самой Божией Матери. Эта канавка до небес высока», – говорил о ней преподобный.Вдоль сооруженной монашеским трудом канавки образовалась насыпь из вырытой земли. По ней совершают ход все паломники. Караченцов отклонил все предложения «посидеть в теньке», вместе со всеми пошел по этому светлому маршруту. Святая тропинка довольно длинна – около километра.Он прошел ее всю, до конца.Только сойдя с канавки, Караченцов попросил у Людмилы Андреевны покурить.Следуя монастырским законам, Николай Петрович терпел без никотина все время паломничества. Насколько это было непросто для него, можно понять. Ведь сейчас привычка к табаку у него в крови. Караченцов курит очень много, почти не выпускает сигарету изо рта.Все паломники в Дивеево желали актеру здоровья.– Да, потихонечку идем на поправку, – отвечала на расспросы за мужа Поргина. – Чувствует он себя неплохо, настолько, что даже ворчит на меня, воспитывает, как самый настоящий муж.– Сейчас Кока мне часто говорит: посмотри, какие у нас фильмы. Одна кровища и боевики. Не хотел он этим заниматься. Вот Бог его от этого и увел. Уберег.– Раньше не затащишь его в церковь. А сейчас и причащаться ходит, и даже венчаться предложил! А перед сном говорит «Аминь».Светлана МакунинаФото: Александр Ломакин, Стас Селиванов/////////////////////////////////////////////////////////////////Москва, 3 августа 2005 г.После февральской автокатастрофы, когда Николай Караченцов получил тяжелейшие травмы и был на краю гибели, его супруга дала обет в том, что, "как только он встанет на ноги, они сочетаются церковным браком"."Наконец мечта моя сбылась", – призналась она, добавив: "Прежде Коля неблагосклонно относился к идее венчания и только после этой страшной беды согласился".Хотя Людмила и предлагала мужу обвенчаться позже, когда он окончательно оправится от последствий аварии, он настоял, чтобы Таинство было совершено в день тридцатилетия их совместной жизни.Николай Караченцов и его супруга обвенчались в церкви на Арбате / Православие.Ru
pravoslavie.org.ua
Храм преподобного Сергия Радонежского, поселок Нижний Одес
В домах Православных Христиан перед иконами принято вешать или ставить на подставке лампадки. Это древняя благочестивая традиция, которая символизирует непрестанную молитву Христиан к Богу. Если в доме нет лампады, то дом этот как бы духовно слеп, темен, здесь не всегда прославляют Имя Божие.В доме может быть как одна лампада, так и больше. Есть благочестивая традиция зажигать в домах негасимые лампады, которые горят и ночью, и тогда, когда хозяев нет дома. Но в современных условиях это не всегда возможно и желательно, так как может стать соблазном для неверующих или маловерующих членов семей. Чаще всего Христианин зажигает лампадку, когда приходит домой, и не гасит ее до тех пор, пока не уходит из дома. В случае если нет лампад, зажигают церковные свечи во время молитвы.Современные подвижники говорят, что зажженная лампадка очищает воздух от всякой скверны и тогда в доме царит благодать. Ни в коем случае нельзя использовать огонь от лампады в бытовых целях — это неблагоговейно по отношению к святыне. Не принято зажигать лампаду от спички, для этого используется церковная свеча. Лампадки бывают разных цветов — красная, синяя, зеленая. Есть традиция в посты зажигать более темные по цвету лампадки (синюю, зеленую), а в праздники — красную.Висящую лампаду прикрепляют к потолку или к киоту икон. Ее принято вешать возле наиболее чтимых икон. Есть благочестивая традиция в случае болезни или неблагополучных обстоятельств крестообразно помазывать маслом от лампады детей и близких. Так поступал Преподобный Серафим Саровский, помазывая маслом от лампадки всех приходивших к нему.Есть специальная молитва, читаемая при зажжении лампады:«Возжги, Господи, угасший светильник души моея светом добродетели и просвети мя, Твое создание, Творче и Благодетелю, Ты бо еси невещественный Свет мира, приими сие вещественное приношение: свет и огонь, и воздаждь ми внутренний свет уму и огньсердцу. Аминь».
Святитель Сербский Николай по поводу того, зачем мы возжигаем лампады, писал следующее:
1. Во-первых, потому, что вера наша есть свет. Сказал Христос –Я свет миру (Ин 8,12). Свет лампадки напоминает нам о том свете, которым Спаситель освещает наши души.2. Во-вторых, для того, чтобы напомнить о светлом нраве святого, перед иконой которого мы возжигаем лампадку. Ибо святые названы сынами света» (Ин 12, 36)3. В-третьих, для того, чтобы служить нам укором за наши темные дела, злые помыслы и желания, и для того, чтобы позвать нас на путь евангельского света, чтобы мы с большей ревностью заботились об исполнении заповеди Спасителя: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела».(Мф 5,16)4. В-четвертых, чтобы она стала нашей малой жертвой Господу, Который всего Себя принес в жертву за нас, малым знаком великой благодарности и светлой нашей любви к тому.
Внутреннее убранство храма
5. В-пятых, чтобы устрашить силы зла, которые нападают на нас иногда и во время молитвы, отводя наши мысли от Творца. Ибо силы зла любят тьму и трепещут света, особенно того, который служит Богу и угодникам его.6. В-шестых, чтобы побуждать нас к жертвенности. Подобно тому, как горят в лампадке елей и фитиль покорные нашей воле так пусть пламенем любви и наши души во всех страданиях покорные воле Божьей.7. В-седьмых чтобы напоминать о том, что как лампадка не может зажечься без нашей руки, так и сердце наше — это наша внутренняя лампадка не сможет загореться без святого огня Божественной благодати, даже если будет исполнено оно всякой добродетели. Ибо добродетели –горючее которое воспламеняет Своим огнем Господь.
odesprihod.cerkov.ru
|
www.magic-tarot58.com