4.4.15 Замена и обслуживание свечей зажигания. Нива 21213 свечи зажигания
ВАЗ 21213 | Свечи зажигания
Свечи зажигания
Общее описание и параметрыСвечи зажигания имеют размер под ключ 16 мм. Производителями рекомендуются свечи определенного типа, однако можно использовать подходящие свечи с соответствующим калильным числом других производителей. Свечи зажигания следует заменять через каждые 20 000 км или 2 года. Перед вывинчиванием свечей проверьте, чтобы в нишах свечей не находились никакие посторонние предметы. Попавшие в отверстия свечей шайбы, болты или камешки разрушат клапаны, седла клапанов или головку цилиндров при первом запуске двигателя.
Свеча зажигания состоит из центрального электрода, изолятора с корпусом и бокового электрода. Центральный электрод герметично связан с изолятором, изолятор прочно связан с корпусом. Искра образуется между центральным и боковым электродами. От свечи зажигания зависят пусковая готовность, характеристики холостого хода, ускорение и максимальная скорость автомобиля. Вследствие этого не следует применять свечи, отличные от тех, которые рекомендованы заводом-изготовителем. Основным параметром свечи зажигания является калильное число. Оно характеризует тепловую нагрузочную способность свечи при определенных условиях эксплуатации. Свечи выбраны таким образом, что они при всех возможных условиях эксплуатации достигают температуры самоочищения. Чем ниже калильное число свечи, тем выше ее сопротивление по отношению к калильному зажиганию и тем выше сопротивление к загрязнению.
Калильное число указывается в коде свечи. Код имеет следующую структуру:
Например |
Свечи bosch |
f 8 l |
d c r |
1 2 3 |
4 5 6 |
1 — w - резьба М 14 х 1.25 с плоским уплотнением, под ключ 21; f - резьба М 14 х 1.25 с плоским уплотнением, под ключ 16; h - резьба М 14 х 1.25 с конусным уплотнением, под ключ 16.
2 — Калильное число. Может быть от 06 (“холодная” свеча) до 13 (“теплая” свеча). При этом число 8 соответствует калильному числу 150 (прежнее обозначение), 7 - 175, 6 - 200 и т. д.
3 — b - длина резьбы 12.7 мм, выступание теплового конуса изолятора за торец корпуса; С - длина резьбы 19 мм, нормальное положение теплового конуса; d - длина резьбы 19 мм, выступание теплового конуса изолятора; l- длина резьбы 19 мм, повышенное выступание теплового конуса. Данные о длине резьбы относятся к свечам с плоским уплотнением. Дополнительно “t” (например, “dt”) - 3 электрода массы.
4 — Исполнение электрода
5 — Материал центрального электрода: без данных - хромоникелевый сплав, С - медно-никелевый сплав, s - серебро, З - платина.
6 — С помехоподавляющим сопротивлением.
Применяемые для bmw 5-й серии свечи зажигания приведены в Спецификациях.
В процессе технического развития могут появляться новые типы свечей. Консультацию о характеристиках свечей можно получить в специализированных мастерских. |
Состояние свечей как характеристика качества работы двигателя
По внешнему виду свечи можно сделать вывод о работе свечей, регулировке системы впрыска, качестве смеси и износе двигателя (поршни, поршневые кольца и т.д.) Обратитесь к фотографическим вставкам.
При ввинчивании свечей следите, чтобы они не были перетянуты, так как может повредиться уплотнительная шайба. Не превышайте момент затяжки 25 Нм.
|
automn.ru
ВАЗ 21213 | Диагностика состояния двигателя по внешнему виду свечей зажигания
1. Нормальная свеча.
Коричневый или серовато-желтый цвет и небольшой износ электродов. Точное соответствие теплового значения свечи для двигателя и рабочих условий.
Полезный совет При замене свечей на новые устанавливайте свечи с теми же характеристиками из числа рекомендованных заводом-изготовителем. |
2. Отложения сажи.
Отложение сухой копоти указывает на богатую топливовоздушную смесь или позднее зажигание. Вызывает пропуски зажигания, затрудненный пуск и неустойчивую работу двигателя. Проверьте, не забит ли воздушный фильтр, исправны ли датчики температуры охлаждающей жидкости и всасываемого воздуха.
Полезный совет |
3. Масляные отложения.
Замасленные электроды и изолятор свечи. Причина — попадание масла в камеру сгорания. Масло попадает в камеру сгорания через направляющие клапанов или поршневые кольца. Вызывает затрудненный пуск, пропуски в работе цилиндра и «подергивания» работающего двигателя. Необходим ремонт головки блока цилиндров и поршневой группы двигателя. Замените свечи зажигания.
4. Металлосодержащий налет.
Отложения на юбке изолятора окислов железа кирпично-красного цвета из антидетонационных железосодержащих присадок (ферроценов) к бензину. Откладываются ровным, плотным слоем. При работе двигателя с большой нагрузкой под воздействием высокой температуры и давления в камере сгорания окислы восстанавливаются в токопроводящие дорожки чистого железа, замыкающие центральный электрод на «массу». Это вызывает пропуски зажигания и, как следствие, падение мощности двигателя и повышенный расход топлива. Кроме того, может быть поврежден каталитический нейтрализатор отработавших газов, сильно перегревающийся при попадании в него не сгоревшего в цилиндрах двигателя бензина. Налет практически нельзя удалить механическим способом, он не выгорает при длительном движении с большой скоростью. Если налет появился на новых свечах после небольшого пробега, смените место заправки.
Полезный совет Если нет возможности сразу же заменить свечи новыми, попробуйте удалить этот налет, погрузив свечи на 10 мин юбками изоляторов в ортофосфорную кислоту или преобразователь ржавчины (содержит ортофосфорную кислоту). После этого очистите налет неметаллической щеткой (можно старой зубной щеткой) и промойте свечи сначала водой, а затем бензином. |
5. Раннее зажигание.
Оплавленные электроды. Изолятор белый, но может быть загрязнен из-за пропусков искры и попадающих на него отложений из камеры сгорания. Может привести к повреждению двигателя. Необходимо проверить соответствие типа свечи зажигания, чистоту распылителей форсунок и топливного фильтра, работу систем охлаждения и смазки.
6. Пепельные отложения.
Светло-коричневые отложения, покрывающие коркой центральный и боковой электроды. Выделяются из присадок к маслу или бензину. Большое их количество может привести к изоляции электродов свечи, что вызывает пропуски в искрообразовании и перебои при разгоне. Если чрезмерные отложения образуются за короткое время или при небольшом пробеге, замените маслосъемные колпачки направляющих клапанов, чтобы предотвратить попадание масла в камеру сгорания.
Полезный совет Если отложения стабильно образуются при длительном пробеге, причина в качестве бензина — смените место заправки. |
7. Детонация.
Изолятор может быть растрескавшимся или со сколами, что может привести к повреждению поршня. Убедитесь, что октановое число бензина соответствует требуемому.
8. Механические повреждения.
Повреждения могут быть вызваны инородными предметами, попавшими в камеру сгорания, а в случае использования слишком длинной свечи ее электроды может зацепить поршень. Это приводит к разрушению свечи, отключению цилиндра и может повредить поршень. Удалите инородный предмет из цилиндра и (или) замените свечу.
automn.ru
ВАЗ 21213 | Свечи зажигания
Если замечаются перебои в зажигании, особенно в одном или нескольких цилиндрах, необходимо проверить состояние свечей.
Предварительная проверка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | ||||
|
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | ||
|
Электрическое испытание
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | ||||||
|
automn.ru
ВАЗ 21213 | Замена и обслуживание свечей зажигания
На двигателе установлены свечи типа А14ДВР или lr17yc.
Вам потребуются: специальный свечной ключ «на 21» с резиновым кольцом внутри, круглые проволочные щупы.
1. Выньте наконечник свечи с уплотнителем, не отсоединяя от наконечника высоковольтный провод. |
2. Свечным ключом выверните свечу и выньте ее из колодца крышки (свеча остается зажатой в резиновом кольце ключа). |
3. Если на изоляторе свечи заметны трещины, повреждена резьба или электроды свечи, замените свечу.
Примечание Обратите внимание на нагар, которым покрыта нижняя часть свечи. Если нагар светло-коричневого цвета равномерно покрывает свечу тонким слоем, его можно не очищать, так как он не влияет на работу системы зажигания. Если нагара совсем нет, значит, двигатель работает на переобедненной смеси или с увеличенным углом опережения зажигания. Если свеча покрыта матовым черным нагаром, который легко стирается, это указывает на то, что двигатель работает на переобогащенной смеси. Блестящий черный нагар свидетельствует о попадании чрезмерного количества масла в цилиндр двигателя. Нагар черного цвета нужно счистить пескоструйным аппаратом, а затем продуть свечу сжатым воздухом. Можно счистить нагар со свечи жесткой волосяной щеткой, предварительно опустив свечу на 20–30 мин в бензин. Не рекомендуется счищать нагар острыми металлическими предметами: они оставят на свече царапины, которые ускорят процесс нагарообразования. Если элементы системы управления двигателем исправны, расход масла в норме, а свечи постоянно покрываются черным налетом, то свечи неисправны независимо от срока службы. |
4. После очистки от нагара проверьте зазор между электродами свечи. Зазор проверяйте только круглым щупом, так как при проверке плоским щупом не будет учитываться глубина выемки на боковом электроде, которая образуется при работе свечи. Зазор должен быть 0,85 мм. Если зазор отличается от указанного значения, отрегулируйте его, подгибая боковой электрод.
Предупреждение Подгибать центральный электрод запрещается — это приведет к появлению трещин в изоляторе и выходу свечи из строя. |
5. Вверните свечу в гнездо от руки до упора и затяните ключом. Не затягивайте свечу слишком сильно, момент затяжки свечи 31–38 Н·м (3,1–3,8 кгс·м).
6. Наденьте на свечу наконечник и установите его уплотнитель так, чтобы нижний край уплотнителя был надет на отбортовку отверстия в крышке головки блока цилиндров.
Полезные советы Рекомендуется заменять все свечи через 10–15 тыс. км пробега независимо от их состояния. При выходе из строя одной свечи рекомендуется заменить весь комплект независимо от эксплуатационного пробега. Не рекомендуется использовать на двигателе свечи разных марок одновременно. Канули в прошлое времена, когда вопрос о том, какие свечи купить, был неактуален и можно было приобрести только отечественные и только той модели, что и на автомобиле. Сейчас на прилавках огромный выбор свечей почти всех зарубежных производителей. И естественно, «самопальщики» тут же начали их подделывать. чтобы не купить подделку, прежде всего обратите внимание на упаковку: качество полиграфии у настоящих производителей безупречно, а у поддельных — контуры рисунков часто не совпадают. Если же упаковки нет вообще, дальнейший осмотр свечей не имеет смысла — фирменных свечей без нее не бывает. Затем осмотрите свечи. Центральный электрод должен быть четкой цилиндрической формы, а его поверхность должна быть абсолютно гладкой. Если на электроде есть дефекты и к тому же он сам криво установлен, перед вами подделка. Боковой электрод у поддельной свечи часто тоже приварен криво, а его грани косые. У фирменных свечей резьбу изготовляют накаткой, поэтому она абсолютно гладкая. У поддельных свечей она нарезана и имеет мелкие сколы. Уплотнительное кольцо настоящей свечи снять невозможно. У поддельной оно или свинчивается по резьбе, или легко снимается. Изолятор настоящей свечи абсолютно гладкий и блестящий. У поддельной свечи часто видны продольные швы от неточно состыкованной пресс-формы. И наконец, надпись на изоляторе должна быть четкой, ровной и аккуратной. Еще отметим, что настоящие фирменные свечи не могут быть дешевыми. Слишком низкая цена должна вас насторожить. Иногда при интенсивном разгоне с «раскруткой» двигателя почти до максимальных оборотов появляются резкие рывки, воспринимаемые как удары. Виноваты свечи зажигания, хотя проверка пьезотестером («пистолетом») свидетельствует об их исправности. Причина в том, что со временем свечи теряют герметичность и нормально работающая при малых и средних нагрузках свеча при высоком давлении в камерах сгорания дает пропуски зажигания. Именно по этой причине не рекомендуется эксплуатировать свечи без замены более 15 тыс. км. |
automn.ru