Система зажигания - основные неисправности. Основные неисправности системы зажигания


Система зажигания - основные неисправности

Неисправность Причина Устранение
Двигатель не запускается Окисление контактов, отсутствие зазора между контактами прерывателя Зачистить контакты, отрегулировать зазор
Замыкание на массу конденсатора или провода контактов Заменить конденсатор, устранить замыкание
Пробой конденсатора (желтая искра) Заменить конденсатор
Обрыв в цепи высокого напряжения катушки зажигания, трещина крышки Заменить катушку зажигания
Неправильная установка момента зажигания
Проверить, отрегулировать момент зажигания
Не включается замок зажигания Разобрать, зачистить, при необходимости заменить контактную группу
Двигатель неустойчиво работает на малых и средних оборотах Трещины крышки распределителя, загрязнение ротора Протереть насухо. При необходимости заменить дефектные детали
Заедание, сильный износ уголька крышки Устранить заедание или заменить уголек крышки
Сгорело подавительное сопротивление Заменить сопротивление
Пробой проводов высокого напряжения свечей зажигания Проверить и заменить дефектные детали
Зазор свечей зажигания больше или меньше номинального, замасливание свечей Вывернуть свечи, прочистить и отрегулировать зазор. При полном прогорании электродов заменить свечи
Сильное подгорание распределительной пластины ротора Зачистить пластину
Двигатель не развивает полной мощности Ослабла пружина подвижного контакта прерывателя Отрегулировать натяжение пружины или заменить ее
Позднее зажигание Установить зажигание
Перебои в образовании искрового разряда между электродами свечи Заменить свечу зажигания
Двигатель не развивает полной мощности. Нет приемистости. Слышен стук поршневых колец Износ подшипников прерывателя-распределителя Заменить подшипники
Раннее зажигание Установить зажигание
Большой износ втулки подвижного контакта прерывателя Проверить, заменить стойку с контактами прерывателя

www.hondaworld.ru

Основные неисправности электронной бесконтактной системы зажигания.

Если «заглох» и не хочет заводиться двигатель с электронной бесконтактной системой зажигания, то в первую очередь стоит проверить... подачу бензина. Может быть, к вашей радости, причина была именно в этом. Если же с бензином все в порядке, а искры на свече нет, то у вас есть три варианта решения проблемы. Начнем с третьего – надо хлопнуть дверцей машины, сказать нехорошие слова и опоздать на работу, добираясь туда на общественном транспорте. Первый вариант предполагает попытку проверить на практике мнение о том, что «электроника – наука о контактах». Открываем капот и проверяем, зачищаем, подергиваем и подпихиваем на свои места все провода и проводочки, которые попадаются под руку. Если до этих судорожных телодвижений где-то были ненадежные электрические соединения, то двигатель заведется. А если нет, то остается еще и второй вариант.

Для возможности воплощения в жизнь второго варианта, вам следует быть запасливым водителем. Из резерва необходимых вещей, которые вы возите с собой в машине, в первую очередь надо взять запасной коммутатор и заменить им прежний. Как правило, после этой процедуры двигатель оживает. Если же он все еще не хочет запускаться, то имеет смысл, последовательно меняя на новые, проверить крышку распределителя, ротор, бесконтактный датчик и катушку зажигания. В процессе этой «меняльной» процедуры двигатель все-таки заведется, а позже дома, вместе со специалистом вы сможете разобраться, какой конкретно узел вышел из строя и почему.

Из опыта эксплуатации машины в наших условиях могу сказать, что большая часть проблем, возникающих в системе зажигания, связана с «чистотой» родных дорог. Зимой жидкая «каша» из грязного снега и солевого раствора лезет во все щели и разъедает все, что только можно. А летом вездесущая пыль, в которую в частности превращается зимняя «соленая каша», забивается еще глубже и весьма тлетворно влияет на все электрические соединения.

Эксплуатация системы зажигания.

При нормальной эксплуатации автомобиля и периодическом его обслуживании система зажигания не доставляет водителю больших хлопот. Однако некоторые «нерадивые» водители вообще забывают о том, что кроме пепельницы и магнитолы в автомобиле есть еще и многострадальный двигатель, и в частности его система зажигания. Наступает момент и машина «говорит» вам о том, что у нее тоже есть нервы и предел терпения. Двигатель начинает фыркать и дымить, глохнуть и не заводиться. Это могут быть крупные поломки или мелкие неисправности в системах и механизмах двигателя, но, как правило, проблема кроется всего лишь в нарушенных регулировках и соединениях.

Так как мы уже знаем, что «электроника – наука о контактах», то в первую очередь необходимо следить за чистотой и надежностью электрических соединений. Поэтому при эксплуатации автомобиля иногда приходится зачищать клеммы проводов и штекерные разъемы. Периодически следует контролировать зазор в контактах прерывателя (рис. 19) и при необходимости его регулировать. Если зазор в контактах прерывателя больше нормы (0,35 - 0,45 мм), то наблюдается неустойчивая работа двигателя на больших оборотах. Если меньше - неустойчивая работа на оборотах холостого хода. Все это происходит по причине того, что нарушенный зазор изменяет время замкнутого состояния контактов. А это уже влияет и на мощность искры, проскакивающей между электродами свечи, и на сам момент ее возникновения в цилиндре (опережение зажигания).

К сожалению, качество нашего бензина оставляет желать лучшего. Поэтому, если сегодня вы заправили свой автомобиль плохим бензином, то в следующий раз он может быть еще хуже. Естественно это не может не влиять на качество приготавливаемой карбюратором горючей смеси и процесс ее сгорания в цилиндре. В таких случаях, чтобы двигатель безотказно продолжал выполнять свою работу, необходимо подстраивать систему зажигания под сегодняшний бензин. Если первоначальный угол опережения зажигания не соответствует оптимальному, то можно наблюдать и ощущать следующие явления.

Угол опережения зажигания слишком велик (раннее зажигание):

  • затрудненный запуск холодного двигателя,
  • «хлопки» в карбюраторе (обычно хорошо слышны из-под капота при попытках запуска двигателя),
  • потеря мощности двигателя (машина плохо «тянет»),
  • перерасход топлива,
  • перегрев двигателя (индикатор температуры охлаждающей жидкости активно стремится к красному сектору),
  • повышенное содержание вредных выбросов в выхлопных газах.

Угол опережения зажигания меньше нормы (позднее зажигание):

  • «выстрелы» в глушителе,
  • потеря мощности двигателя,
  • перерасход топлива,
  • перегрев двигателя.

Короче говоря, при неправильно выставленном зажигании двигатель хочет «умереть», а машина не хочет ехать. Перечень вышеописанных «кошмаров» можно было бы и продолжить, но надеюсь и этого достаточно для того, чтобы вы поняли, что двигатель и его системы требуют периодических регулировок. А кто будет этим заниматься, зависит от вас. Можно самостоятельно овладеть некоторыми навыками в не очень трудоемких и не очень сложных операциях по регулировкам. Или можно обращаться к специалисту, которому вы будете доверять свою «ласточку».

Свеча зажигания, как было упомянуто ранее, это маленький и с виду простенький элемент системы зажигания. Однако для нормальной работы двигателя зазор между электродами свечи должен быть конкретным и равным в свечах всех цилиндров. Для контактных систем зажигания зазор между электродами свечи должен быть в пределах 0,5 - 0,6 мм, для бесконтактных систем чуть больше – 0,7 – 0,9 мм. Вспомните те «жуткие» условия, в которых работают свечи зажигания. Не всякий металл выдержит огромные температуры в агрессивной среде. Поэтому электроды свечей подгорают и покрываются нагаром, а это означает, что нам опять надо «засучить рукава». Мелкозернистым надфилем или специальной алмазной пластинкой очищаем электроды свечи от нагара. Регулируем зазор, подгибая боковой электрод свечи. Вкручиваем ее на место или выбрасываем, в зависимости от степени обгорания электродов.

Каждый раз, выкручивая свечи зажигания, обращайте внимание на цвет их электродов. Если они светло-коричневые - то свеча работает нормально, если черные – то возможно свеча вообще не работает. Последнее время в продаже появились силиконовыевысоковольтные провода. При замене старых, вышедших из строя проводов, имеет смысл приобретать именно силиконовые, так как они не «пробиваются» током высокого напряжения. А ведь перебои в работе двигателя часто происходят по причине утекания импульса тока высокого напряжения по высоковольтному проводу на «массу» автомобиля. Вместо того чтобы пробивать воздушный барьер между электродами свечи и поджигать рабочую смесь, электрический ток выбирает путь наименьшего сопротивления и «уходит на сторону».

Старайтесь не открывать капот автомобиля, когда на улице идет дождь или снег. После мокрого душа двигатель может не запуститься, так как вода, попав на приборы электрооборудования, образует токопроводящие мостики. Тот же эффект, но более усугубленный, возникает у любителей прокатиться по глубоким лужам на большой скорости. В результате «купания», водой заливаются все приборы и провода системы зажигания, расположенные под капотом, и двигатель естественно глохнет, поскольку ток высокого напряжения уже не может добраться к свечам зажигания. Ну а возобновить поездку, теперь удается только после того, как горячий двигатель своим теплом просушит все «электрическое» в подкапотном пространстве.

 

Система охлаждения

Система охлаждения предназначена для поддержания нормального теплового режима двигателя. При работе двигателя температура в его цилиндрах поднимается выше 2000 градусов, а средняя составляет 800 - 900оС! Если не отводить тепло от «тела» двигателя, то через несколько десятков секунд после запуска, он станет уже не холодным, а безнадежно горячим. Следующий раз вы сможете запустить свой холодный двигатель только после его капитального ремонта. Система охлаждения нужна для отвода тепла от механизмов и деталей двигателя, но это только половина ее предназначения, правда - большая половина. Для обеспечения нормального рабочего процесса также важно - ускорять прогрев холодного двигателя. И это вторая часть работы системы охлаждения. Как правило, применяется жидкостная система охлаждения, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости и расширительным бачком (рис. 25).

Рис. 25 Схема системы охлаждения двигателя а) малый круг циркуляции а) большой круг циркуляции 1 - радиатор; 2 - патрубок для циркуляции охлаждающей жидкости; 3 - расширительный бачок; 4 - термостат; 5 - водяной насос; 6 - рубашка охлаждения блока цилиндров; 7 - рубашка охлаждения головки блока; 8 - радиатор отопителя с электровентилятором; 9 - кран радиатора отопителя; 10 - пробка для слива охлаждающей жидкости из блока; 11 - пробка для слива охлаждающей жидкости из радиатора; 12 - вентилятор

 

Система охлаждения состоит из:

  • рубашки охлаждения блока и головки блока цилиндров,
  • центробежного насоса,
  • термостата,
  • радиатора с расширительным бачком,
  • вентилятора,
  • соединительных патрубков и шлангов.

На рисунке 25 Вы без труда можете различить два круга циркуляции охлаждающей жидкости. Малый круг циркуляции (стрелки красного цвета) служит для скорейшего прогрева холодного двигателя. А когда к красным стрелкам присоединяются синие, то, уже нагревшаяся жидкость, начинает циркулировать и по большому кругу, охлаждаясь в радиаторе. Руководит этим процессом автоматическое устройство – термостат.

Для контроля за работой системы, на щитке приборов имеется указатель температуры охлаждающей жидкости. Нормальная температура охлаждающей жидкости при работе двигателя должна быть в пределах 80- 90оС (см. рис. 63). Рискую получить осуждающие слова в свой адрес, но давайте представим, что работающий двигатель - это все-таки живой организм. Температура любого живого организма - величина постоянная, и любое ее изменение приводит к неприятным последствиям. То же самое происходит и с двигателем, он не сможет нормально работать, если его тепловой режим не соответствует норме.

Рубашка охлаждения двигателя состоит из множества каналов в блоке и головке блока цилиндров, по которым циркулирует охлаждающая жидкость.

Насос центробежного типа заставляет жидкость перемещаться по рубашке охлаждения двигателя и всей системе. Насос приводится в действие ременной передачей от шкива коленчатого вала двигателя. Натяжение ремня регулируется отклонением корпуса генератора (см. рис. 59а) или натяжным роликом привода распределительного вала двигателя (см. рис. 11б).

Термостат предназначен для поддержания постоянного оптимального теплового режима двигателя. При пуске холодного двигателя термостат закрыт, и вся жидкость циркулирует только по малому кругу (рис. 25) для скорейшего ее прогрева. Когда температура в системе охлаждения поднимается выше 80 - 85О, термостат автоматически открывается и часть жидкости поступает в радиатор для охлаждения. При больших температурах термостат открывается полностью и уже вся горячая жидкость направляется по большому кругу для ее активного охлаждения.

Радиатор служит для охлаждения проходящей через него жидкости за счет потока воздуха, который создается при движении автомобиля или с помощью вентилятора. В радиаторе имеется множество трубок и «перепонок», которые образуют большую площадь поверхности охлаждения. Ну а бытовой пример автомобильного радиатора - знают все. У каждого в доме есть радиаторы (батареи) центрального или местного отопления. Они тоже имеют специальную конфигурацию, и чем больше суммарная площадь сложной поверхности радиатора, тем теплее у вас в доме. А в это время, вода в системе отопления - активно охлаждается, то есть отдает тепло.

Расширительный бачок необходим для компенсации изменения объема и давления охлаждающей жидкости при ее нагреве и охлаждении.

Вентилятор предназначен для принудительного увеличения потока воздуха проходящего через радиатор движущегося автомобиля, а также для создания потока воздуха в случае, когда автомобиль стоит без движения с работающим двигателем. Применяются два типа вентиляторов: постоянно включенный, с ременным приводом от шкива коленчатого вала и электровентилятор, который включается автоматически, когда температура охлаждающей жидкости достигает приблизительно 100 градусов.

Патрубки и шланги служат для соединения рубашки охлаждения двигателя с термостатом, насосом, радиатором и расширительным бачком. В систему охлаждения двигателя включен также и отопитель салона. Горячая охлаждающая жидкость проходит черезрадиатор отопителя и нагревает воздух, подающийся в салон автомобиля. Температура воздуха в салоне регулируется специальным краном, которым водитель прибавляет или уменьшает поток жидкости, проходящий через радиатор отопителя.

stydopedia.ru

Основные неисправности приборов системы зажигания Вики о ВАЗ 2101 и ВАЗ 2102

Если перебои прослушиваются в одном цилиндре, то наиболее вероятна неисправность одной свечи зажигания или провода к ней. Основными неисправностями свечи являются: трещина в изоляторе, отложение нагара на свече, замасливание или нарушение зазора между электродами. Неисправную свечу проверяют, отсоединив от нее провода высокого напряжения или замкнув отверткой центральный электрод свечи на массу. Если перебои в работе двигателя увеличиваются, то свеча работает нормально, а если остаются без изменения, значит, проверяемая свеча неисправна. Свечу, имеющую отложение нагара или замасленную, промывают в керосине и прочищают скребком. Зазор регулируют подгибанием бокового электрода (рис.). Свечу с поврежденным изолятором заменяют.

Проверка и регулировка зазора в свече зажигания

Перебои в работе разных цилиндров двигателя могут быть вызваны неисправностью прерывателя-распределителя или катушки зажигания. Прерыватель-распределитель может иметь такие неисправности: обгорание или загрязнение контактов и нарушение зазора между ними; неисправность конденсатора; замыкание рычажка на массу; загрязнение крышки и ротора распределителя или трещины на них. Контакты прерывателя зачищают бруском или надфилем. Если зазор между контактами нарушен, его регулируют, перемещая неподвижную стойку с контактом. Неисправный конденсатор (сильное искрение между контактами прерывателя) нужно заменить.

Замыкание рычажка прерывателя или его провода на массу может произойти из-за загрязнения, чрезмерного износа колодочки рычажка или повреждения изоляции провода. Его нужно протереть салфеткой, смоченной в бензине. Рычажок с изношенной колодочкой следует заменить, провод с поврежденной изоляцией - закодировать изоляционной лентой.

Для обеспечения надежности прерывателя в работе его нужно смазывать. Вал прерывателя смазывают с помощью колпачковой масленки, заполненной смазкой 1-13 жировой (ГОСТ 1631-61), кулачки - при помощи фетрового фильца, смоченного маслом автомобильным АС-8 (М8Б) (ГОСТ 1054-63), вал кулачковой шайбы и вал рычажка - маслом АС-8, которое подают по 1-2 капли.

Ротор и крышка распределителя всегда должны быть чистыми и сухими, поэтому их периодически нужно протирать сухой салфеткой. В случае образования трещин на роторе и крышке их следует заменить. Кроме того, в крышке нужно проверять состояние угольного контакта, который должен быть целым, чистым и легко перемещаться в гнезде центрального контакта. В катушке зажигания может быть повреждение изоляции обмоток, трещины в карболитовой крышке и перегорание дополнительного резистора. Основная причина выхода катушки из строя — включение зажигания при неработающем двигателе на длительное время.

 

vaz2101spb.ru

Основные неисправности приборов системы зажигания

Неисправности приборов системы зажигания определяют по перебоям в работе двигателя, затрудненному пуску или «выстрелам» из глушителя.

Если перебои прослушиваются в одном цилиндре, то наиболее вероятна неисправность одной свечи зажигания или провода к ней. Основными неисправностями свечи являются: трещина в изоляторе, отложение нагара на свече, замасливание или нарушение зазора между электродами. Неисправную свечу проверяют, отсоединив от нее провода высокого напряжения или замкнув отверткой центральный электрод свечи на массу. Если перебои в работе двигателя увеличиваются, то свеча работает нормально, а если остаются без изменения, значит, проверяемая свеча неисправна. Свечу, имеющую отложение нагара или замасленную, промывают в керосине и прочищают скребком. Зазор регулируют подгибанием бокового электрода (рис.). Свечу с поврежденным изолятором заменяют.

Проверка и регулировка зазора в свече зажигания

Перебои в работе разных цилиндров двигателя могут быть вызваны неисправностью прерывателя-распределителя или катушки зажигания. Прерыватель-распределитель может иметь такие неисправности: обгорание или загрязнение контактов и нарушение зазора между ними; неисправность конденсатора; замыкание рычажка на массу; загрязнение крышки и ротора распределителя или трещины на них. Контакты прерывателя зачищают бруском или надфилем. Если зазор между контактами нарушен, его регулируют, перемещая неподвижную стойку с контактом. Неисправный конденсатор (сильное искрение между контактами прерывателя) нужно заменить.

Замыкание рычажка прерывателя или его провода на массу может произойти из-за загрязнения, чрезмерного износа колодочки рычажка или повреждения изоляции провода. Его нужно протереть салфеткой, смоченной в бензине. Рычажок с изношенной колодочкой следует заменить, провод с поврежденной изоляцией - закодировать изоляционной лентой.

Для обеспечения надежности прерывателя в работе его нужно смазывать. Вал прерывателя смазывают с помощью колпачковой масленки, заполненной смазкой 1-13 жировой (ГОСТ 1631-61), кулачки - при помощи фетрового фильца, смоченного маслом автомобильным АС-8 (М8Б) (ГОСТ 1054-63), вал кулачковой шайбы и вал рычажка - маслом АС-8, которое подают по 1-2 капли.

Ротор и крышка распределителя всегда должны быть чистыми и сухими, поэтому их периодически нужно протирать сухой салфеткой. В случае образования трещин на роторе и крышке их следует заменить. Кроме того, в крышке нужно проверять состояние угольного контакта, который должен быть целым, чистым и легко перемещаться в гнезде центрального контакта. В катушке зажигания может быть повреждение изоляции обмоток, трещины в карболитовой крышке и перегорание дополнительного резистора. Основная причина выхода катушки из строя — включение зажигания при неработающем двигателе на длительное время.

 

2101vaz.ru