Устройство для проверки свечей зажигания. Прибор проверки свечей зажигания


Устройство для проверки свечей зажигания — Меандр — занимательная электроника

Читать все новости ➔

Однажды в гараже, я подошел я к группе меха­ников и автолюбителей, которые безуспешно пы­тались завести автомобиль. У меня с собой было устройство, о котором пойдет речь ниже, и я, с его помощью, проверил свечи прямо на двигате­ле. Оказалось, что три свечи имели плохую изоля­цию. После отбора трех качественных свечей из числа запасных и установки их на двигатель вместо негодных, двигатель заработал сразу же. Это послужило толчком к написанию этой статьи.Очень часто «виновниками» плохой работы двигателей внутреннего сгорания становятся свечи зажигания. Обычно, автомеханики выяв­ляют неработающие свечи зажигания путем по­очередного отсоединения проводов от этих све­чей на работающем двигателе. При отключении неработающей свечи перебои в работе двигате­ля останутся неизменными, а если после отсое­динения провода перебои становятся заметнее, то это означает, что эта свеча исправна. Приве­денная методика общеизвестна, но она не все­гда позволяет выявить первопричину, если не работают 2-3 свечи одновременно, а такое также случается.

При эксплуатации автомобилей было замече­но, что с уменьшением сопротивления изоляции свечей они работают хуже или вообще не рабо­тают и двигатель работает с перебоями (двоит, троит), или вообще не заводится. Хорошие све­чи, как показывает практика, имеют сопротивле­ние изоляции более 10 МОм, а у новых свечей сопротивление изоляции еще больше. В принци­пе, измерять сопротивление изоляции можно мегомметром, однако не каждый автолюбитель может позволить себе приобрести его для про­верки свечей. Поэтому целесообразно изгото­вить устройство-индикатор для оценки сопро­тивления изоляции свечей при высоком напря­жении (около 2000 В). Использовать напряже­ния больше 2000 В нельзя, так как при этом между электродами свечи может проскакивать искра. Пробник для проверки свечей зажига­ния, выполненный на четырех транзисторах, описан в [1]. Автор предлагает аналогичное ус­тройство, но значительно более простое, всего на двух транзисторах.

Схема устройства для проверки свечей зажигания

Принципиальная электрическая схема уст­ройства приведена на рисунке. Схема пред­ставляет собой двухтактный автогенератор, вы­полненный на транзисторах VТ1, VТ2, подобный тому, которые использовались в качестве гене­раторов подмагничивания и стирания в магни­тофонах. В качестве источника питания используется аккумулятор ремонтируемого автомоби­ля 12 В. Режимы работы транзисторов VT1, VT2 определяются сопротивлениями резисторов R5, R6. Для защиты схемы при неправильной по­даче питающего напряжения в схему введен диод VD1. В генераторе используется высоковольтный трансформатор Т1 переделанный из ТВС-110 от черно-белого лампового телевизора, в котором удаляется низковольтные обмотки (без его раз­борки). Вместо них на каркас следует намотать две новые обмотки WI и WII по 24 витка провода ПЭВ-2 диаметром 0,8 мм. Высоковольтная об­мотка III остается без изменений. В ТВС-110ЛА она имеет 1200 витков провода ПЭВ-2 диамет­ром 0,1 мм и сопротивление 380 Ом, а в ТВС110ЛА - 1200 витков провода ПЭМ диамет­ром 0,1 мм и сопротивление 410 Ом.

Чтобы получить необходимое высокое напря­жение для проверки свечей размаха импульсов с выхода «+» высоковольтной обмотки Т1 недо­статочно. Поэтому для выпрямления этих им­пульсов и увеличения выходного напряжения в схему введен умножитель напряжения типа УН9/27-1,3 от телевизоров 3-5 УСЦТ. С умно­жителя поступает напряжение несколько выше 2000 В. Поэтому для его уменьшения до нужного значения используется делитель напряжения, выполненный на резисторах R8, R10. Благодаря ограничительному резистору R9 (10 МОм), ток для испытания изоляции свечей не может пре­вышать 200 мкА. Поэтому прибор безопасен для человека при случайном прикосновении к его выходу или испытываемой свече. Для безопас­ности при настройке устройства резисторы R8, R9, R10 и вывод «+» умножителя необходимо тщательно изолировать.

Транзисторы VT1 и VT2 необходимо снабдить радиаторами с площадью S = 50 см2. Устройство питается напряжением 12 В от автомобильного аккумулятора и потребляет ток порядка 600 мА. В качестве индикатора сопротивления изоляции свечи используется микроамперметр типа М4206 с током полного отклонения 200 мкА.

Настройка устройства сводится к подбору ре­зистора R8 так, чтобы при закороченных выход­ных проводах, идущих на свечу, стрелка микро­амперметра РА1 отклонялась до конца шкалы, то есть на 200 мкА.

Для проверки прибора к его выходу следует подключить резистор нагрузки 10 МОм. При этом стрелка прибора установится на делении шкалы 100 мкА. При меньшем сопротивлении резистора нагрузки стрелка прибора будет находиться в пределах от 100 до 200.

Устройством пользоваться просто: провод от гнезда Гн.1 подаем на «+» аккумулятора, про­вод от гнезда Гн.2 подаем на «-» аккумулятора (корпус автомобиля), провод от гнезда Гн.3 по­даем на головку испытуемой свечи зажигания, провод от Гн.4 подключаем к корпусу автомоби­ля и нажимаем кнопку SB1 - зажигается свето­диод HL1 и стрелка индикатора РА1 отклонится на определенную величину (для новой свечи может вообще не отклонятся). Чем меньше от­клонение стрелки РА1, тем выше сопротивле­ние изоляции свечи; при полном отклонении стрелки РА1 свечу необходимо немедленно изъять, и при отклонении более 100 также же­лательно заменить. По описанной выше мето­дике, можно также тестировать запасные све­чи, подключив их к устройству с помощью тех же проводов, что использовали для проверки свечи в автомобиле.

Для удобства пользования устройством можно сделать отдельную планку с пружинными контакта­ми для установки запасных свеч при их проверке.

Замечу, что не следует сразу выбрасывать от­бракованные свечи. Их необходимо почистить, выдержать сутки в ацетоне, затем промыть спир­том и снова проверить сопротивление изоляции

прибором. Если РА1 показывает менее 100, то та­кую свечу можно использовать. В устройстве вме­сто транзисторов КТ805АМ можно применять транзисторы типа КТ805БМ или их импортные ана­логи. Вместо микроамперметра на 200 мкА можно использовать микроамперметр на 100 мкА, зашунтировав его сопротивлением равным внут­реннему сопротивлению используемого прибо­ра. С таким шунтом прибор на 100 мкА будет иметь полное отклонение при 200 мкА. К примеру, микроамперметр на 100 мкА типа М476/3 от пере­носных магнитофонов имеет сопротивление рамки равное 1500 Ом, следовательно шунт должен иметь такое же сопротивление. Устройство можно собрать как в пластмассовом корпусе, так и в металлическом и даже в корпусе из многослойной фанеры. Для испы­тания запасных свечей зажигания или в магазине, или на авторынке, устройство можно питать от акку­мулятора типа ТР7-12 (12 В, емкость7А·ч).

Схема простая, поэтому монтаж устройства сделан навесным способом.

Литература:

  1. Бабын Д.С. Пробник для проверки свечей зажигания Радиомир - 2009. - №2. - С. 21.
  2. Кузинец Л.М, Соколов B.C. Узлы телевизи­онных приемников Справочник. - М.: Радио и связь, 1987.

Автор: Святослав Бабын (иН5У0М), пгт. Кельменцы, Черновицкая обл.Источник: Радиоаматор №1/2017

Возможно, Вам это будет интересно:

meandr.org

КАК ПРОВЕРИТЬ СВЕЧИ ЗАЖИГАНИЯ СВОИМИ РУКАМИ

Как известно, работоспособность свечей зажигания (СЗ) играет одну из ключевых ролей в функциональности силового агрегата авто — двигателя. Выход из строя этих элементов влечет за собой определенные проблемы, о которых любой автолюбитель должен знать. Как самому в домашних условиях проверить свечи зажигания мотора и как выявить неисправность — читайте ниже.

СОДЕРЖАНИЕ

 

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ НЕИСПРАВНОСТЬ СВЕЧЕЙ ЗАЖИГАНИЯ

Тестер для проверки свечей зажигания

Тестер для проверки свечей зажигания

Выявить своими силами работоспособность СЗ не так сложно — это можно сделать как путем визуального осмотра, так и проанализировав работоспособность двигателя. Одним из основных симптомов поломки СЗ является нестандартная работа двигателя. В частности, речь идет о тяжелом запуске силового агрегата, его нестабильной работе, в частности, на холостых оборотах.

Но кроме этих симптомов, существуют множество других признаков, которые приведены ниже:

  1. В частности, речь идет о вращении коленвала. Коленчатый вал вращается с необходимой частотой, однако силовой агрегат не заводится, поскольку в системе не происходит зажигания, т.е воспламенения воздушной смеси.
  2. Наличие вспышек в цилиндрах. Если в цилиндрах происходят вспышки топливовоздушной смеси, это может привести к нестабильной работе мотора. В частности, ДВС будет работать с перебоями.
  3. Плохой запуск мотора. В принципе, двигатель может запускаться, но если стартер перестает работать, мотор также глушится.
  4. Повышенный расход бензина. Если воспламенение топливовоздушной смести отсутствует, то мощность двигателя либо снижается, либо вовсе теряется. Соответственно, компенсация мощности мотора осуществляется в результате подачи увеличенной порции топлива в цилиндры. В конечном итоге это приводит к перерасходу топлива.
  5. Выход из строя катализатора. Если в системе не происходит зажигание, топливовоздушная смесь не сможет воспламеняться. То горючее, которое не воспламеняется, будет попадать в катализатор и окисляться, таким образом, способствуя его выходу из строя.
  6. Проблемы в запуске холодного мотора. В тот момент, когда водитель проворачивает ключ в замке зажигания, холодные СЗ могут собирать конденсат, что само по себе является хорошим электропроводником. Если зазор между электродами СЗ будет увеличенный, уровень напряжения пробоя должно быть повышен. Однако в домашних условиях его повысить невозможно, поскольку электроэнергия будет уходить по этим самым электродами и керамическому конусу.
  7. Еще один, не менее важный признак — наличие следов механических повреждений на поверхности свечи зажигания. Это свидетельствует если не о полной поломке, то, как минимум, некорректной работе СЗ, что со временем может привесит к ее выходу из строя.
  8. Наличие нагара и отложений на электродах СЗ. Кроме того, если от СЗ пахнет горючим, это свидетельствует о неисправности самой системы, а также свечей.
  9. Высоковольтные кабеля на СЗ также могут способствовать ухудшению работоспособности двигателя. Особенно, если эта провода повреждены.
Свечи зажигания - с налетом и без него

Свечи зажигания - с налетом и без него

вернуться к содержанию

 

СПОСОБЫ ДИАГНОСТИКИ СВЕЧЕЙ ЗАЖИГАНИЯ

Как осуществляется проверка свечей зажигания своими руками в своем авто? СЗ, являющаяся одним из основных компонентов системы в целом, нуждается в периодической диагностике и регулярном обслуживании, особенно, если осуществляется ТО мотора. В основном СЗ являются доступными для диагностики, поэтому демонтировать их и проверить — не проблема. После снятия их желательно не перепутать, поэтому складывайте их по порядку.

Так как проверить свечи зажигания самостоятельно? Существует несколько вариантов, которые позволяют произвести наиболее продуктивную диагностику СЗ. Чтобы выполнить процедуру проверки, для начала нужно отключить высоковольтные кабеля от СЗ, которые идут к распределителю. Если необходимо выявить конкретную неработающую СЗ, необходимо ее снять и послушать, как функционирует мотор. Если при демонтаже свечи звук двигателя остался таким же, то неисправность кроется именно в ней.

ПРОВЕРКА ИСКРЫ

Диагностика искры является одним из наиболее популярных и используемых вариантов проверки. Как проверить искру на свече в домашних условиях? Для начал произведите очистку свечей зажигания от нагара и загрязнений. После чего, используя щуп — прибор для регулировки зазора — настройте расстояние между электродами. Затем, после работы с щупом, на свечку надевается провод, после чего она прикладывается к металлической части мотора автомобиля.

Это делается для того, чтобы создать необходимый электрический контакт. Если вы не знаете, как проверить свечу таким образом, то просто включите стартер и попытайтесь запустить двигатель. Если искра синяя и появляется сразу же при попытке завести ДВС, то это свидетельствует об исправности СЗ. Если же искра красная или ее нет, то свечу необходимо менять.

ПРОВЕРКА МУЛЬТИМЕТРОМ

Проверка свечей зажигания мультиметром

Проверка свечей зажигания мультиметром

Можно использовать специальное устройство для проверки — он называется тестер либо мультиметр. Нужно отметить, что тестер — это не стенд для проверки, стенды обычно используются на СТО и для диагностики в домашних условиях они не применяются. С помощью щупов тестера можно произвести замер устройства на предмет короткого замыкания внутри.

В целом мультиметр — это достаточно простое в плане эксплуатации устройство, имеющее простую конструкцию. Для диагностики короткого замыкания накиньте один щуп тестера на выход СЗ, в другой щуп — на ее цоколь. Если в момент подключения вы увидели искру, то со свечей все хорошо, ее можно использовать дальше.

ПРОВЕРКА СВЕЧЕЙ ЗАЖИГАНИЯ ПИСТОЛЕТОМ

Пистолет для проверки свечей зажигания

Пистолет для проверки свечей зажигания

Есть еще один вариант проверки работоспособности устройств в домашних условиях. Для этого вам потребуется специальный пистолет для проверки свечей зажигания. Такое устройство появилось достаточно давно, однако широкое распространение среди отечественных автомобилистов получило сравнительно недавно.

В данном случае производится проверка свечей зажигания под давлением, процедура осуществляется таким образом:

  1. Свечи зажигания устанавливается в специальный разъем устройства, после чего ан нее надевается колпачок.
  2. Когда свечка будет зафиксирована, необходимо нажать на так называемый курок на устройстве, после чего автолюбителю необходимо быть наиболее внимательным.
  3. Если после нажатия курка вы заметили искру, при этом на пистолете загорелась лампа, это свидетельствует о работоспособности детали.

Следует отметить, что такой вариант проверки не получил широкое распространение среди наших автомобилистов потому, что он не может давать полной уверенности в работоспособности СЗ. Все потому, что процедура осуществляется под давлением, а давление в пистолете значительно отличается от того, которое используется в автомобильной системе. Но зато, способ проверки пистолетом позволит водителю быть полностью уверенным в том, что СЗ не работает, если это было выявлено в ходе диагностики.

вернуться к содержанию

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ЧИСТКА СВЕЧЕЙ ЗАЖИГАНИЯ

Процедура очистки СЗ представляет собой достаточно важный вопрос для любого автолюбителя. Необходимо понимать, что во время самостоятельной очистки свечи необходимо быть наиболее осторожным и внимательным, в противном случае вы можете просто испортить СЗ.

Чтобы сделать очистку, можно воспользоваться несколькими методами, подробное описание каждого из них приведено ниже:

  1. Процедура ручной очистки является наиболее популярным способом, поскольку для его выполнения не нужны дополнительные приборы. В ходе ручной очистки нужно быть аккуратным. Поскольку неосторожные действия могут привести к повреждению электрода. Для чистки нельзя использовать острые предметы. Для этого можно использовать жесткую металлическую или зубную щетку, также подойдет мелкозернистая наждачная бумага.
  2. В некоторых случаях для очистки можно применять песок, кстати, этот вариант является одним из наиболее эффективных. Вам потребуется емкость с песком и дрель. В дрель устанавливается свеча, которая концом с электродом помещается в песок, после чего дрель запускается на небольших оборотах.
  3. Использование пескоструйной машинки — такой способ более актуален для специализированных станций. Для удаления отложений и нагара применяется несколько видов песка, сам способ осуществляется с воздействием сжатого воздуха. Следует отметить, что данный метод является одним из наиболее эффективных.
  4. Вариант химической очистки также позволяет эффективно избавиться от отложений. Для этого может применяться несколько средств — уксус, ацетон, моющее средство Фейри. Также для этих целей можно использовать жидкость для прочистки карбюратора либо средство от ржавчины. Кроме того, некоторые автолюбители используют напиток кока-кола — как показывает практика, данный метод также является довольно эффективным.
  5. Для очистки можно использовать ацетон либо любое средство от ржавчины. Одно из этих средств необходимо нанести на поверхность, при этом слой должен составлять около 3 мм. Свечу необходимо подержать около 40 минут, после чего промыть ее обычной водой. Для очистки наконечника используйте деревянную палку или спичку.
  6. Использование силита. СЗ кладутся в банку, после чего емкость заливается силитом, а затем поддается напору горячей воды, в конечном итоге происходит химическая реакция. Затем нужно подождать час, после чего, применяя обычную зубную щетку, можно прочистить поверхность электрода.
  7. «Дедовский» способ очистки — с применением уксуса. Свечка помещается в емкость с уксусом на один час. Далее, в раствор необходимо добавить несколько капель электролита, после чего СЗ очищается, для этого можно применять зубочистку.

Специалисты не советуют проверять работу свечей методом снимания колпачков на работающем двигателе. Во-первых, может ударить током, а, во-вторых, можете спалить катушку или коммутатор.

вернуться к содержанию

по материалам сайта: АВТОЗАМ

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

auto-on-line.ru

Проверка свечей зажигания под давлением своими руками

Среди ассортимента автомагазинов присутствуют специальные приборы для проверки свечей зажигания под давлением, их внешний вид напоминает «пистолет». Стоимость устройств небольшая: приборы пользуются спросом среди автомобилистов. В этой статье описан принцип работы тестера для диагностики СЗ, а также способы, позволяющие изготовить измерительное устройство своими руками.

Заводское изделие

proverka svechei zajiganiya pod davleniemТестер заводского производства.

Заводской прибор для проверки свечей зажигания под давлением имеет следующие основные узлы:

  • корпус в виде пистолета, оборудованный специальным наконечником, выполняющим роль щупа;
  • световой индикатор;
  • колпачок из пластика, имеющий внутри сердечник, подсоединенный к проводу;
  • внутри устройства расположен небольшой генератор, его назначение — диагностика работоспособности СЗ.

При проверке исправности СЗ вышеописанным прибором, нет необходимости запускать двигатель — это позволяет сэкономить расход топливной смеси.

Работоспособность СЗ проверяется таким образом:

  • осмотрите СЗ, при наличии внешних дефектов (нагарообразование, нарушение целостности свечного корпуса, повреждение контактов) замените изделия новыми;
  • отсоедините высоковольтный провод, на его место установите пластиковый колпачок измерительного устройства;
  • наконечник «пистолета» уприте в ГБЦ;
  • надавите кнопку измерительного прибора несколько раз, при этом следите за лампочкой – индикатором, присутствие на ней вспышек указывает на исправность диагностируемой СЗ.

Учтите: отсутствие искрообразования во время проведения диагностики указывает на неисправность тестируемой свечи.

Основной недостаток устройства — погрешность измерений, нельзя судить по наличию искры о сто процентной исправности свечи: давление, создаваемое «пистолетом» отличается от параметра давления действующего внутри двигателя. Образованная искра может иметь недостаточную мощность для обеспечения нормальных эксплуатационных характеристик силового агрегата.

Изготовление тестера в домашних условиях

proverka svechei zajiganiya pod davleniemРазная сила искрообразования на свечах, тестируемых с помощью камеры высокого давления.

Проверить работоспособность СЗ можно при давлении от десяти атмосфер. Предлагаем вам ознакомиться с одним из способов изготовления стенда для проверки работоспособности свечи, своими руками:

  1. Для проведения диагностики сварите специальную герметическую камеру, с помощью которой можно наблюдать за искрообразованием. Создать высокое напряжение можно используя КЗ от машины и УАЗовский вибратор.
  2. С помощью сварки, изготовьте из листа стали куб 60х60 мм.
  3. На одной грани куба предусмотрите крепление для специального органического стекла, имеющего большую толщину. Толщина стекла играет важную роль: внутри куба будет создаваться высокое давление. Через стекло вы будете наблюдать мощность свечной искры.
  4. Напротив грани со стеклом внутри куба приклейте небольшое зеркало, оно необходимо в ситуациях, когда обзор будет преграждать боковой электрод.
  5. С торца изделия приварите штуцер для СЗ;
  6. Приварите наконечник, для подачи сжатого воздуха.

Принцип работы самодельного устройства простой состоит из последовательности:

  • вкрутите свечу;
  • подайте в куб сжатый воздух;
  • включите катушку зажигания;
  • через смотровое окошко из стекла, наблюдайте за искрообразованием.

Отсутствие искры указывает на необходимость замены тестируемого изделия.

Рекомендуем посмотреть видео об изготовлении прибора для проверки свечей зажигания под давлением своими руками:

Заключение

Неисправность свечей зажигания приводит к возникновению неприятных симптомов у автомобиля:

  • чрезмерное потребление горючего машиной;
  • плохой пуск силового агрегата на холодную;
  • снижение КПД автодвигателя;
  • нестабильная работа мотора;
  • недостаточное количество оборотов;
  • поломка двигателя.

Возникают вышеописанные неисправности не только при езде на изношенных свечах, такие перебои в работе машины можно наблюдать и после установки совершенно нового свечного комплекта. Часто среди 10 новых СЗ оказывается 30%неработающих изделий. Поэтому стоит проверить свечи зажигания под давлением перед их установкой на силовой агрегат, эта процедура не займет много времени. Для проведения диагностики можно купить специальный тестер в автомагазине либо соорудить его самостоятельно. Обратите внимание: условия на стенде для тестирования СЗ отличаются от реальных, поэтому если свечная искра во время проведения диагностики отсутствует, можно смело заявлять о неисправности СЗ.

pro-zamenu.ru

Технология проверки, регулировки и очистки свечей зажигания

Министерство образования Тульской области

ГОУ СПО ТО «ТУЛЬСКИЙ РОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»

Профессия: “Слесарь по ремонту строительных машин”

Письменная

экзаменационная работа.

Тема работы: Технология проверки, регулировки и очистки свечей зажигания

на приборе Э-203.

Выполнил:_______________

Проверил:_______________

Тула, 2014г.

  1. Введение.
    1. Общая часть.
      1. Назначение поверки и регулировки.
        1. Общее устройство прибора Э-203.
          1. Принцип работы и применения прибора Э-203.
            1. Неисправности свечей зажигания.
              1. Технологическая часть.
                1. Проверка технического состояния свечи зажигания.
                  1. Организация рабочего места.
                  1. Охрана труда и техника безопасности при техническом обслуживании и ремонте.
                  2. Заключение.
                  3. Список используемой литературы.
  1. Введение.
1. Зачем нужна свеча зажигания.

Ответ, вообще-то, очевиден. После того, как топливная смесь впрыснута в цилиндр и сжата поршнем до давления, примерно, в 14 атмосфер, эту смесь надо поджечь, чтобы она взорвалась. Когда смесь взрывается, она со страшной силой давит на поршень. Поршень идёт вниз и крутит коленчатый вал. Надо иметь в виду, что при сжатии топливной смеси, она нагревается. Именно это позволяет завести двигатель на морозе.

Более того, если смесь сжать посильнее, то она загорится без всякой свечи. В дизельных двигателях именно так и происходит.

^

Условия довольно жёсткие. При вспышке топлива, температура горящей смеси может достигать 2000-2500°С. При частоте вращения двигателя 3000 оборотов в минуту, вспышки будут происходить примерно 25 раз в секунду. От перегрева цилиндр спасает только то, что при выпуске газ резко расширяется и, следовательно, остывает. В момент взрыва давление в цилиндре превышает 25 атмосфер и свеча испытывает сильные ударные нагрузки. И при этих высоких температурах и давлениях, на свечу воздействует довольно агрессивная среда из паров бензина и выхлопных газов.

^

Итак, помним, что температура сгорания топливной смеси около 2000°С. Температура самого двигателя около 100°С. Если свеча сильно раскалится (900-1000°С), возникнет так называемое "калильное" зажигание. То есть смесь будет загораться просто от раскалённых электродов свечи не тогда, когда в свече проскочит искра, а тогда, когда ей вздумается. Соответственно, никакого угла опережения зажигания уже не будет со всеми вытекающими пагубными последствиями для двигателя.

Нормальная рабочая температура свечи около 800°С. Для поддержания такой температуры (а точнее, не превышение её при длительной езде на высоких оборотах двигателя) необходим отвод тепла от электродов свечи. Чем он эффективнее, тем свеча "холоднее". Эффективность теплоотвода характеризуется так называемым "калильным числом". Чем это число больше, тем эффективнее теплоотвод, тем "холоднее" свеча. Понятие "холодная" и "горячая" свеча вовсе не эквивалентны температуре свечи. Это просто характеристика эффективности теплоотвода от электродов. Калильное число указывается производителем двигателя и обычно колеблется в диапазоне от 2(горячая) до 12 (холодная).

Надо отдавать себе отчёт, что если в двигатель установить свечи с неправильным калильным числом, в одном случае возможен перегрев свечи и калильное зажигание на высоких оборотах, в другом случае "не до нагрев" свечи и образование на ней нагара, состоящего в значительной части из углерода и сильно ухудшающего искрообразование.

Надо помнить, что когда вы медленно движетесь на первой передаче или стоите в пробке, свечи "не до нагреты" и на них интенсивно образуется (конденсируется) нагар. Именно поэтому производители рекомендуют после движения в пробке проехать пару-тройку километров на приличных оборотах двигателя, чтобы свечи прокалились и очистились от нагара.

^

http://faq.ford77.ru/engine/image/swechi1/1.gifКлемма, она же - терминаторhttp://faq.ford77.ru/engine/image/swechi1/2.gifГофры http://faq.ford77.ru/engine/image/swechi1/3.gifФирменный знак и маркаhttp://faq.ford77.ru/engine/image/swechi1/4.gif Металлический корпусhttp://faq.ford77.ru/engine/image/swechi1/5.gif Длина резьбовой частиhttp://faq.ford77.ru/engine/image/swechi1/6.gif Диаметр резьбовой частиhttp://faq.ford77.ru/engine/image/swechi1/7.gif Изоляторhttp://faq.ford77.ru/engine/image/swechi1/8.gif Заполнение специальным порошкомhttp://faq.ford77.ru/engine/image/swechi1/9.gif Уплотнительная прокладка специальной конструкцииhttp://faq.ford77.ru/engine/image/swechi1/10.gif Медный стержень  http://faq.ford77.ru/engine/image/swechi1/11.gif Искровой промежутокhttp://faq.ford77.ru/engine/image/swechi1/12.gif Центральный и заземляющий электроды

  1. Общая часть.
^

Диагностика неисправностей свечей зажигания.

Важно суметь распознать неисправность в результате которой автомобиль работает нестабильно (плавающие холостые обороты, троит, не развивает должной мощности). Свечи зажигания не всегда являются причиной этих проблем. В зажигании топливной смеси в двигателе также участвует и другие элементы системы зажигания: распределитель подачи напряжения на свечи, высоковольтная катушка, различные датчики.

Искра должна зажигать в нужный момент. Идеальный момент наступает незадолго перед тем, как поршень достигнет своей высшей точки и сжатие будет максимальным. Слишком рано или поздно проскочившая искра нарушает эффективность работы двигателя, а также приводит к повышенному расходу топлива и увеличению выбросов.

Остается заметить, что идеальная работа двигателя все же обеспечивается при условиях исправных свечей зажигания и самой системы зажигания.

Измерение и регулировка зазора у свечей зажигания.

В среднем износ свечи через 15000 км пробега даже на исправном двигателе составляет 0.1 мм. Данный износ влияет на искрообразование и соответственно на правильную работу свечей и двигателя. В следствии этого очень важно следить не только за внешним состоянием свечи зажигания, но и за базированием электродов и зазором между ними. Как правило зазор для каждого автомобиля и двигателя индивидуален, приводится в руководстве по эксплуатации на автомобиль. Зазор свечей зажигания легче всего выставлять применяя наборные щупы или шаблоны, но лучше воспользоваться специальным прибором.

^

принцип работы и применения прибора Э-203

Прибор Э-203 состоит из:

  • Прибора Э-203-О - предназначенного для очистки свечей зажигания. Данный прибор обеспечивает удаление нагара и других загрязнений на корпусе, тепловом конусе изолятора и электродах свечи при помощи пескоструйной очистки и продувки сжатым воздухом. Для очистки применяется формовочный кварцевый песок с размером зерна 0,14-0,18 мм. Подключается к сети сжатого воздуха.
  • Прибора Э-203-П – предназначенного для проверки искровых свечей зажигания. Данный прибор обеспечивает контроль и регулирование зазоров между электродами свечей, испытания свечей на герметичность и на бесперебойность искрообразования при заданном давлении в испытательной камере. Давление создается ручным насосом, а искрообразование инициируется встроенным источником высокого напряжения. Для удобства пользования на панели прибора имеется таблица значений испытательного давления в зависимости от зазора между электродами свечи. В комплект входят комбинированный щуп от 0,6 до 1 мм через 0,1 мм, специальный ключ для регулировки искрового промежутка свечей и набор переходников для разных типов свечей.
Определяемые дефекты свечей:

1. Перебои в искрообразовании;

2. Трещины, внутренние пробои или поверхностные перекрытия изолятора;

3. Потеря герметичности.

Технические характеристики:

Характеристики Значения
Тип Переносной
Обслуживание свечи зажигания:
Резьба на корпусе М14 х 1,25/М18 х 1,5
Длинна резьбовой части, мм 12-19
Диапазон измерений давления, атм. 0-16
Искровой промежуток контрольного разрядника, мм 12
Пневмопитание Э-203 О, атм. 4-6
Продолжительность очистки одной свечи, с. 10
Расход сжатого воздуха, л/мин. 100
Электропитание Э-203 П, В. 220
Габаритные размеры Э-203 О, мм. 215х176х288
Масса Э-203-O, кг. 4
Габаритные размеры Э-203-П, мм 350х260х105
Масса Э 203-П, кг. 7
^

1. Нормально работающая свеча

У нормально работающей свечи цвет теплового конуса изолятора варьируется от светло-серого до светло-коричневого. Это вызвано наличием небольшого количества отложений продуктов сгорания, заметных также на боковых поверхностях электродов. Эрозионный износ отсутствует или ничтожно мал. Такое состояние свечи свидетельствует о том, что ее тепловая характеристика (калильное число) соответствует норме. Двигатель и все его системы работают нормально, причин для беспокойства нет. После проверки и регулировки зазора свечу можно смело вернуть на место.

^

Изолятор имеет нормальный цвет, а кромки бокового и центрального электродов скруглены в результате эрозионного износа. Электродный зазор недопустимо увеличен. Может повлечь проблемы при запуске двигателя особенно в холодное время года и увеличение расходов на топливо. Если вы выкрутив свечу из двигателя, наблюдаете такую картину, то можно радоваться - вы износили свечу до предела, однако она работала в нормальных условиях. Изношенные свечи следует заменить новыми с теми же тепловыми характеристиками. А старые лучше не выкидывать, а почистить и положить не очень далеко. Могут пригодится, как заведомо рабочий резерв.

^

Изолятор и электроды свечи покрыты влажными отложениями черного цвета. Свеча пахнет топливом. Это свидетельствует о том, что на каких-то режимах двигателя система питания готовит слишком богатую топливную смесь. Она не сгорает полностью и образует большое количество копоти. Кроме того, причиной подобного явления может стать нестабильная работа системы зажигания, приводящая к сбоям искрообразования, а также использование чрезмерно «холодной» свечи. Свечу можно восстановить. Для этого ее нужно промыть в бензине, очистить медной щеткой и просушить. Но это решит проблему лишь на время: если не выяснить и не устранить причину неисправности, то вскоре свеча вновь приобретет прежний вид.

^

Электроды и изолятор свечи покрыты шлаком, имеющим маслянистый блеск. При длительной эксплуатации можно получить результат столь же неприглядный, как и на фото. Здесь процесс зашел так далеко, что изолятор и электрод оказались полностью за- коксованы продуктами сгорания масла. К этому приводит попадание масла в камеру сгорания. Оно может быть вызвано износом:

-маслосъёмных колпачков

-направляющих втулок клапанов

-маслосъёмных поршневых колец.

Иные, не так часто встречающиеся, но все же возможные причины - подтекание тормозной жидкости через поврежденную диафрагму вакуумного усилителя и просачивание во впускной коллектор трансмиссионной жидкости через мембрану вакуум-корректора (для машин с автоматической КПП). Чтобы уточнить причину, необходимы дополнительные диагностические методы.

Незначительно загрязненную свечу можно очистить медной щеткой в бензине и просушить. Если же отложения сильные, ее придется заменить.

5. Нагарообразование

На тепловом конусе изолятора и электродах свечи накапливается копоть черного цвета, по фактуре напоминающая замшу. Чаще всего это-следствие ошибки при определении тепловой характеристики свечи. Она слишком «холодна» для данного двигателя. Элементы свечи не достигают температуры самоочищения. Возможно, это является следствием так называемой «городской езды» с невысокими скоростями, частыми остановками и стартами. Если свеча не имеет других дефектов, ее работоспособность можно восстановить очисткой или нагревом. Однако, если вы не предполагаете изменить стиль вождения, целесообразнее заменить свечу на более «горячую» (т.е. с меньшим калильным числом).

^

Изолятор свечи чисто белого цвета. Электроды оплавлены. Калильное зажигание - печальный итог процесса, начинающегося с перегрева электродов и изолятора. Перегрев может быть вызван следующими причинами:

-неверно определена тепловая характеристика, свеча слишком «горяча» для данного двигателя, или же не в меру горяч водитель автомобиля.

-обедненная топливная смесь, неправильно отрегулирована топливная система, подсос воздуха во впускной коллектор или зажаты клапаны.

Кроме того, перегрев может быть спровоцирован преждевременным зажиганием. Свечу безусловно следует заменить, уточнив рекомендуемую тепловую характеристику и устранив все неисправности.

auto-ally.ru

Устройство для проверки свечей зажигания

Устройство для проверки свечей зажигания

В процессе эксплуатации автомобилей со свечами зажигания было замечено, что с уменьшением сопротивления изоляции свечей они работают хуже или вообще не работают, и двигатель работает с перебоями или вообще не заводится. Хорошие свечи, как показывает практика, имеют сопротивление изоляции более 10 МОм, а у новых свечей сопротивление изоляции равно ?.

В принципе, возможно измерять сопротивление изоляции мегомметром, однако не каждый автолюбитель может позволить себе приобрести его для проверки свечей, поэтому целесообразно изготовить устройство-индикатор для оценки сопротивления изоляции свечей при напряжении 2000 В. Использовать напряжения больше 2000 В нельзя, так как при этом между электродами свечи будет проскакивать искра. Пробник для проверки свечей зажигания, выполненный на четырех транзисторах, описан в [1]

Схема

устройство

Принципиальная электрическая схема устройства приведена на рис. 1.

Как видно из схемы – это автогенератор, выполненный на транзисторе

VT1 по схеме с общим эмиттером. При указанных ниже моточных

данных Т1 схема вырабатывает короткие импульсы при частоте порядка 1100 Гц. Режим работы транзистора VT1 зависит от величины сопротивления резистора R2. В схему введен диод VD1 для защиты схемы при неправильной подаче питающего напряжения. В генераторе используется реконструированный трансформатор ТВС от черно-белого телевизора, в котором удаляется первичная обмотка (без разборки ТВС) и вместо нее нужно намотать новые обмотки, также без разборки: WI = 43 витка провода ПЭВ2 диаметром 1,0 мм и WII = 14 витков провода ПЭВ2 диаметром 0,5 мм. Высоковольтная обмотка ТВС-110ЛА, ТВС-ЛАм (WIII = 1200 витков провода ПЭВ2 диаметром 0,1 мм, R = 380 Ом), или ТВС110Л4 (WIII = 1290 витков провода ПЭМ диаметром 0,1 мм, R=410 Ом) остается без изменений. Для увеличения напряжения и выпрямления в схему введен умножитель напряжения типа УН9/27-1,3 от цветного телевизора. С умножителя поступает напряжение несколько выше 2000 В, поэтому в схему введен делитель напряжения, выполненный на резисторах R4, R6, чтобы понизить напряжение до 2000 В. Благодаря ограничительному сопротивлению (резистор R5) на 10 МОм ток для испытания изоляции свечей не может быть более 200 мкА, поэтому он безопасен для человека при случайном прикосновении. Для безопасности при настройке устройства резисторы R4, R5, R6 и “+” умножителя необходимо тщательно изолировать. Транзистор VT1 необходимо снабдить теплоотводом с S = 50 см2. Устройство питается напряжением ±12 В от автомобильного аккумулятора и потребляет ток порядка 500 мА. В качестве индикатора сопротивления Rиз используется микроамперметр типа М4206 на 200 мкА.

В некоторых случаях приходится подбирать величину резистора R2 в связи с разбросом параметров статического коэффициента передачи тока в схеме с ОЭ h31Э транзистора VT1, в особенности, при замене типа транзисторов.Настройка, эксплуатацияНастройка устройства сводится к подбору резистора R4 таким образом, чтобы при закороченных проводах ( инструмент для разделки и зачистки кабеля ) для испытания свеч стрелка микроамперметра РА1 отклонялась до конца шкалы, то есть на 200 мкА. При Rиз = 10 Мом стрелка прибора установится на 100 и при меньшем сопротивлении Rиз стрелка прибора будет находится в пределах от 100 до 200. Пользоваться устройством просто: провод от гнезда Гн.1 подаем на “+” аккумулятора, провод от гнезда Гн.2 подаем на “–” аккумулятора (корпус автомобиля), провод от гнезда Гн.3 подаем на головку испытуемой свечи зажигания, провод от Гн.4 подключаем к корпусу автомобиля и нажимаем кнопку SB1 – зажигается светодиод HL1 и стрелка индикатора РА1 отклонится на определенную величину (для новой свечи может вообще не отклонятся). Чем меньше отклонение стрелки РА1, тем выше Rиз свечи; при полном отклонении стрелки РА1 свечу необходимо немедленно изъять, и при отклонении более 100 также желательно свечу заменить.

Помимо описанной выше методики, возможно также тестировать запасные свечи, подключив их к устройству с помощью тех же проводов, что и при проверке свечи в автомобиле. Возможно также сделать отдельную планку с пружинами-контактами для вставления запасных свеч. Следует заметить, что не следует сразу выбрасывать отбракованные свечи; их необходимо почистить, выдержать сутки в ацетоне и затем промыть спиртом и снова проверить Rиз индикатором – если РА1 показывает менее 100, то такую свечу возможно использовать.ДеталиВ устройстве вместо транзистора КТ819Б возможно применить транзистор КТ805БМ, подобрав режим работы с помощью R2. Вместо микроамперметра на 200 мкА возможно применить микроамперметр на 100 мкА, зашунтировав его сопротивлением, равным внутреннему сопротивлению используемого прибора; с шунтом прибор на 100 мкА будет иметь полное отклонение при 200 мкА.

К, примеру, микроамперметр на 100 мкА типа М476/3 от переносных магнитофонов имеет сопротивление рамки, равное 1500 Ом, следовательно шунт должен иметь такое же сопротивление.

КорпусУстройство можно собрать как в пластмассовом корпусе, так и в металлическом и даже с многослойной фанеры. Общий вид устройства для проверки свечей зажигания в пластмассовом корпусе показан на фото 1, а в корпусе из фанеры – на фото 2. На фото 2 показана также планка с пружинами-контактами для тестирования запасных свечей.

устройство

устройство

< Предыдущая Следующая >
 

www.bolshoy-beysug.ru