Большая Энциклопедия Нефти и Газа. Схема бесконтактной системы зажигания
устройство и принцип действия схемы
В статьях о контактной и контактно-транзисторной системах зажигания мы упоминали о существенных недостатках таких схем. Поэтому светлые инженерные умы продолжили совершенствовать конструкции узлов и следующим технологическим шагом стала бесконтактная система зажигания.
Бесконтактная, в чем фишка?
Как вы, наверное, помните, проблемы, имеющиеся в контактных системах зажигания автомобилей, были связаны с механическими частями.
Если точнее, то от импульсов тока, возникающих при подаче напряжения на катушку зажигания, частенько обгорали контактные группы прерывателя и распределителя, да и вообще они из-за постоянного трения сильно подвергались физическому износу. Эти проблемы частично были решены в контактно-транзисторном варианте, но всё же до идеала ещё было далеко.
Новым шагом на пути решения проблем стала бесконтактная система. В ней разработчики решили полностью отказаться от контактного прерывателя и заменили его новым узлом — бесконтактным датчиком. О том, какую именно роль выполняет данное устройство, читайте далее.
Бесконтактный датчик: кто таков и чем полезен?
На самом деле бесконтактная система зажигания принцип работы которой мы сегодня рассматриваем, конструктивно не сильно отличается от своих предшественников.
Алгоритм функционирования остался прежним, но она напрочь лишилась каких-либо механических контактов в низковольтной части. Чтобы разобраться с тем, как всё работает, давайте взглянем на устройство бесконтактной системы. Она состоит из таких элементов:
- аккумуляторная батарея и генератор;
- замок зажигания;
- датчик импульсов;
- транзисторный коммутатор;
- катушка зажигания;
- распределитель;
- регуляторы угла опережения зажигания;
- свечи.
Как Вы могли заметить, многие из этих элементов уже знакомы нам. Принципиально новым в списке узлов бесконтактной системы зажигания является датчик импульсов, который заменил собой прерыватель, присутствующий как в классической контактной схеме, так и в её более совершенном транзисторном варианте.
Он при помощи специального элемента отслеживает частоту вращения коленвала мотора. В роли такого элемента может быть датчик Холла (наиболее распространённый вариант), который генерирует электрические импульсы в зависимости от изменения магнитного поля, оптический датчик или индуктивный.
Созданные им импульсы, генерирующиеся именно в те моменты, когда нужно создать искру в свече, попадают в коммутатор.
Если Вы читали предыдущие статьи, то помните, что основу коммутатора составляет транзистор – электронный прибор, который может управлять большими токами при помощи малых.
Именно на него и воздействуют те самые электрические импульсы от датчика, а он, в свою очередь, контролирует работу катушки зажигания, которая преобразовывает низкое напряжение бортовой сети в гораздо более высокое, необходимое для образования искры (около 30 000 Вольт).
Кстати, датчик импульсов объединён в один корпус с распределителем и вместе они образуют единое устройство, которое называют датчик-распределитель.
Плюшки бесконтактной схемы
Чем же полезна бесконтактная система зажигания, помимо, собственно, отсутствия тех самых злополучных контактов?
Оказывается, её применение помогает поднять мощность силовых агрегатов, снижает количество вредных выбросов в атмосферу и даже понижает расход горючего.
Всё это, как уверяют специалисты, стало возможным благодаря большему, чем у более старых систем, напряжению образования искры, которое достигает 30 000 Вольт.
Эти плюшки, к слову, побуждают некоторых водителей менять старые контактные схемы на бесконтактные. Причём сделать это довольно просто и многие автовладельцы самостоятельно занимаются таким небольшим тюнингом.
Уважаемые читатели, как мы с вами видим, бесконтактная система зажигания принцип действия которой мы сегодня попытались изучить, стала очередным шагом к схемам качественно нового уровня, с более надёжными и долговечными узлами.
Но есть и ещё более интересные инженерные решения, это электронная система зажигания, но о ней мы поговорим в другой раз.
Не пропустите свежие публикации!
Бесконтактная система - зажигание - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 4
Бесконтактная система - зажигание
Cтраница 4
На лодочных моторах Ветерок - 8Э и Ветерок - 12Э, а также на моторах Вихрь-электрон применяется электронная бесконтактная система зажигания. В связи с отсутствием механических контактов электронное магдино не подвержено износу, не требует регулировки и обслуживания, более надежно и долговечно. [46]
Дальнейшим усовершенствованием системы зажигания, устраняющим перечисленные выше недостатки, являются отказ от механических контактов вообще и переход к бесконтактной системе зажигания. [47]
На базе системы зажигания Искра создана схема неэкранированного транзисторного коммутатора 130.373 4 - 01 ( рис. 2.5), который применяется в бесконтактных системах зажигания автомобилей с неэкранизированным оборудованием. [48]
Бесконтактная система зажигания с магнитоэлектрическим датчиком принципиально отличается от контактно-транзисторной только тем, что в ней контактный прерыватель заменен бесконтактным датчиком. [50]
Указанных недостатков не имеют широко внедряемые бесконтактные электронные системы зажигания. Принципиальная новизна бесконтактной системы зажигания заключается в отсутствии контактов прерывателя. Их заменяет бесконтактный датчик, который не подвержен механическим износам и не требует периодической регулировки системы. Отличительной особенностью бесконтактной системы зажигания является тип и конструкция этого датчика. [52]
При работе вибратора момент подачи высокого напряжения к свечам определяется ротором распределителя и к каждой свече подается серия искр. На базе описанной выше бесконтактной системы зажигания Искра созданы унифицированные системы зажигания Искра ГАЗ ( экранированная) и Искра ГАЗ-Н ( неэкранированная), а также бесконтактная система зажигания для автомобилей с 4-цилиндровыми двигателями ГАЗ-24 и ГАЗ-2410. В ближайшее время бесконтактные системы зажигания с магнитоэлектрическим датчиком будут устанавливаться на автомобилях ЗИЛ-431410, ГАЗ-5312, УАЗ-3151 и др. На легковые автомобили ( ВАЗ-2108) устанавливают бесконтактную систему зажигания с датчиком, работающим на эффекте Холла. [53]
Система зажигания служит для обеспечения надежного воспламенения горючей смеси в цилиндрах двигателя в нужный момент и изменения момента зажигания ( угла опережения) в зависимости от частоты вращения и нагрузки двигателя. На автомобильных карбюраторных двигателях применяют контактную, контактно-транзисторную и бесконтактную систему зажигания. [54]
Стенд обеспечивает выполнение работ на контактных, контактно-транзисторных и бесконтактных системах зажигания в обычном и экранированном исполнении для автомобилей и гусеничных машин. [55]
Категорически запрещается замыкать накоротко выводные клеммы, а также производить каки - либо переключения соединительных проводов, не предусмотренные монтажной схемой. Соблюдение указанных требований при монтаже и эксплуатации обеспечивает исправную и долголетнюю работу бесконтактной системы зажигания. [57]
Для работы приставки, дополненной эмиттерным повторителем и транзисторным ключом, с бесконтактной системой зажигания Электроника - 2М на ее плате дорожку, соединяющую резистор R4 с точкой соединения элементов V2 и С5 ( по схеме Электроники - 2М), разрезают. Приставку подключают к Электронике - 2М аналогично. [58]
Одним из важных эксплуатационных требований к системе зажигания является сохранение ее исходных характеристик в течение срока службы двигателя при минимальном уходе. Указанным выше требованиям контактная система зажигания не вполне отвечает, поэтому стали применяться контактно-транзисторные и бесконтактные системы зажигания. [59]
Известно, что применение устройства многоискрового зажигания значительно облегчает пуск автомобильного двигателя в холодное время года. Однако большинство подобных устройств предназначено для контактных электронных систем зажигания и совершенно непригодно для совместной работы с бесконтактными системами зажигания, получающими в последние годы все большее распространение. [60]
Страницы: 1 2 3 4 5
www.ngpedia.ru
Бесконтактная система - зажигание - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2
Бесконтактная система - зажигание
Cтраница 2
Проверку параметров бесконтактной системы зажигания с магнитоэлектрическим датчиком осуществляют на стенде СПЗ-12, который позволяет проверять контактную и контактно-транзисторную системы зажигания. [16]
Отечественная промышленность выпускает бесконтактные системы зажигания с магнитоэлектрическим бесконтактным датчиком для автомобилей ЗИЛ и ГАЗ. [18]
В статье рассмотрена транзисторная бесконтактная система зажигания с накоплением энергии в индуктивности, управляемая параметрическим взаимоиндуктивным датчиком. Такая система должна обеспечивать, по сравнению с тиристорными системами, использующими, как правило, накопление энергии в емкости, лучшее воспламенение рабочей смеси в цилиндрах двигателя на режимах частичных нагрузок за счет большей длительности искрового разряда. [20]
Контроль ряда параметров бесконтактных систем зажигания имеет свои особенности. Так как в этих системах отсутствуют контакты, а - их функцию выполняет выходной транзистор, угол замкнутого состояния будет относиться к выходному транзистору. Для определения угла замкнутого состояния, асинхронизма искрообразования и характеристик центробежного и вакуумного регуляторов на стенде собирается схема ( рис. 7.5), аналогичная схеме включения системы зажигания на автомобиле, но вместо катушки зажигания устанавливают резистор R. Затем с помощью привода стенда устанавливают заданную частоту вращения валика датчика-распределителя. При этом падение напряжения на резисторе R, которое пропорционально углу замкнутого состояния, подают на схему измерения. Стенд СПЗ-12 содержит также синхроноскоп, конструкция которого отличается от рассмотренной выше. Вместо неоновой лампы, расположенной под щелью, в данном случае на вращающемся диске закреплены светодиоды. В зависимости от числа коммутаций, которое должен обеспечить выходной транзистор ( четыре, шесть или восемь) за один оборот валика датчика-распределителя, в схему подключается такое же число светодиодов. [21]
Поэтому из перечисленных выше бесконтактных систем зажигания для изготовления в любительских условиях наиболее подходящей является бесконтактная система зажигания с параметрическим датчиком на кремниевом фотодиоде. Хотя конструктивно указанный датчик несколько сложнее магнитоэлектрического и взаимоиндуктивного, однако он не имеет запаздывания и не вызывает искажения характеристики центробежного регулятора опережения ( постоянная времени фотодиода КФДМ т 3 - 5 икс), а его изготовление не требует специальных станков и установок. Основные элементы датчика - источник света ( лампа накаливания) и фотодиод покупные, а остальные детали изготовляют на фрезерном и токарном станках. Надежность такого датчика определяется надежностью его основных элементов: лампы накаливания и фотодиода; она может быть достаточно высока. В данном же случае она питается пониженным стабилизированным напряжением и срок службы ее увеличивается. [22]
Отечественная промышленность выпускает бесконтактную систему зажигания Искра с магнитоэлектрическим бесконтактным датчиком и механическим регулятором опережения зажигания для автомобилей ЗИЛ-131, Урал - 375Д и др. Система Искра ( рис. 68) состоит из датчика-распределителя Р351, включающего датчик В импульсов момента зажигания и распределитель S4, включателя зажигания 51, транзисторного коммутатора / ( ТК. [24]
Для работы с бесконтактной системой зажигания БЭСЗ-1 приставку необходимо дополнить входным эмиттерным повторителем и транзисторным ключом ( см. схему), а элементы DD1, VT4, VD3, R12 - R14, С6 ( по схеме приставки), обеспечивающие многоискровое зажигание, исключить, так как в БЭСЗ-1 предусмотрен режим многоискрового зажигания. Вывод этого резистора, соединявшийся в приставке с базой транзистора VT3, теперь будет ее выходом. А на плате БЭСЗ-1 печатную дорожку, соединяющую резистор R7 с точкой соединения элементов D2, С5 ( по схеме БЭСЗ-1), следует разрезать. [25]
В настоящее время применяются батарейные контактные, контактно-транзисторные, контактно-тиристорные и бесконтактные системы зажигания. Кроме того, на пусковых двигателях тракторов и сельхозмашин используется система зажигания от магнето. [26]
Как устроен магнитоэлектрический датчик-распределитель бесконтактной системы зажигания. [27]
При использовании на автомобиле бесконтактной системы зажигания необходимо проверить работоспособность датчика-распределителя зажигания. [28]
Основой конструкции электронной части бесконтактной системы зажигания служит точно такая же металлическая коробка, как и для контактной системы. [29]
При определении неисправности в бесконтактной системе зажигания автомобиля необходимо соблюдать следующие правила: при работающем двигателе не касаться элементов системы зажигания; не проверять работоспособность элементов системы зажигания на искру; не прокладывать в одном жгуте провода низкого и высокого напряжения системы зажигания; не отключать от коммутатора штепсельный разъем при включенном зажигании. [30]
Страницы: 1 2 3 4 5
www.ngpedia.ru