свеча зажигания . полезная инфа! Срок службы свечей зажигания


Сроки замены свечей зажигания в двигателе машины

Продолжительность срока эксплуатации свечей зажигания напрямую зависит от компании-изготовителя и качества составляющих, которые используются при производстве. Но всё же определённые временные рамки существуют и можно определить средний срок “жизни” свечей зажигания и понять, сколько она прослужит в двигателе.

Основной функционал свечей зажигания в двигателе

Чтобы понять, когда менять свечи зажигания, нужно разобраться в основном вопросе: зачем нужны свечи зажигания в двигателе?

Свеча зажигания – это один из основных элементов мотора, без которого не будет происходить воспламенение топливной смеси в камере сгорания, а соответственно и пропадёт движение поршня, которое потом преобразуется в движение колёс. Свечи создают частую искру, которая воспламеняет попавшее в камеру сгорания топливо (газ или бензин) и в результате небольшого, но контролируемого взрыва сообщается определённое движение поршневой группе.

Обязательно посмотрите видео:

Свечи зажигания создаются как для бензина, так и для газа, но чаще всего бывают универсальные, подходящие для обоих видов топлива. Но главным критерием при покупке свечей является качество тех материалов, из которых изготавливается свеча. Платиново-иридиевые свечи не только прослужат длительный срок эксплуатации, но также на определённый процент повысят мощность машины, и уменьшат расход топлива. Правда комплект таких свечей на двигатель обойдётся хозяину авто в значительно большую сумму.

Каков средний срок службы свечей

Так, когда менять свечи зажигания в двигателе и зачем это делать заранее? Предугадать выход из строя свечей зажигания и понять, когда их пора менять, к сожалению, невозможно. Самым надёжным вариантом является точное и неукоснительное следование советам руководства по эксплуатации автомобиля. В котором указано, через какое количество километров пробега, свечи зажигания нужно заменить, даже если они ещё исправно служат. Сколько “проживёт” свеча зажигания зависит от того, действительно ли качественные материалы использовались при её изготовлении. Если в состав электрода входят чистые, без примесей, металлы, различные покрытия защищают свечу, а дополнительное напыление минимизирует нагар, то можно с уверенностью говорить, что ближайшие 50000 километров эта свеча проблем не принесёт. Более дорогие свечи, в составе которых часто присутствуют редкие металлы, могут прослужить и 100000 километров. Но даже после плановой замены свечей зажигания рекомендуется возить с собой в автомобиле хотя бы одну новую свечу про запас.

К каким последствиям приведёт несвоевременная замена свечей зажигания

kogda menyat svrchi zajiganiya

Руководство по эксплуатации автомобиля подскажет, когда менять свечи зажигания в двигателе, но к чему может привести несвоевременное проведение ТО, а именно замена свечей зажигания?

Стоит сказать сразу, что если старые свечи не были вовремя заменены, то сразу это не отразится на работе двигателя и автомобиля. Но постепенно состояние мотора будет ухудшаться, его нормальная работа перестанет быть ровной и мягкой. Конечным результатом несвоевременной замены свечей может быть полный выход из строя двигателя. Восстановить такой мотор можно будет только после проведения полного капитального ремонта.

Чтобы понять, что неисправны именно свечи зажигания, следует знать несколько следующих признаков:

  • Очень часто как на холостых оборотах, так и при езде появляется тряска двигателя. По простому, подобный эффект называется “троение” мотора. Небольшое подёргивание не будет прекращаться от запуска двигателя и до его остановки.
  • Зажигание происходит не сразу же, а после продолжительной работы стартера. Это означает, что качество искры свечи зажигания ухудшилось, и двигатель не может завестись как обычно. Такие свечи пора менять.
  • Повышается расход топлива. Прежней порции смеси недостаточно для того, чтобы мотор начал работать правильно, и расход может быть увеличенным на несколько литров.
  • Консистенция СО в выхлопных газах повышается. Для определения подобной проблемы нужно периодически отвозить автомобиль на диагностику толковому карбюраторщику.
  • Мощность двигателя постепенно падает, так как не достигается требуемого количества оборотов.

Небольшое послесловие

Для того, чтобы машина исправно работала, а срок его службы был продолжительным, необходимо следовать следующим рекомендациям:

  • Заменять свечи зажигания только на те, которые соответствуют всем необходимым параметрам. Лучше всего использовать те свечи, которые указаны в руководстве по эксплуатации.
  • Знать, сколько точно прошёл автомобиль и вовремя проводить ТО, при котором обязательно проверять состояние свечей зажигания. В случае поломки свечей, менять их следует немедленно.
  • При возникновении посторонних звуков или падение мощности мотора, немедленно обратиться в сервисный центр или СТО.
  • Не допускать эксплуатацию свечей зажигания больше, чем указано компанией-производителем.

pro-zamenu.ru

Правильный уход за свечами зажигания (срок службы свечей зажигания)

Чтобы судить о качестве работы свечи, достаточно взглянуть на ее электроды и тепловой конус изолятора.

Если конус оказался покрыт черным и влажным маслянистым нагаром, это свидетельствует о том, что свеча довольно холодна для данного двигателя. Возможно также, речь должна идти об износе цилиндров и поршневых колец ДВС или высоком уровне масла в картере. Обычно сухой черный нагар образуется в результате длительной работы мотора на холостом ходу либо при постоянной езде на невысоких скоростях и малой загруженности автомобиля.

Если конус изолятора сухой и чистый, при этом имеет почти белый цвет, иногда со следами оплавления - значит, свеча слишком горяча для двигателя либо установлено слишком раннее зажигание.

Нормальным цветом изолятора работающей свечи считается диапазон от светло-серого до светло-коричневого. Нагар при этом отсутствует.

Срок службы свечей, как правило, соответствует 30-35 тыс. км пробега автомобиля. Хорошая работ свечей требует регулярного очищения и регулировки зазора между электродами. При интенсивной эксплуатации машины эти операции нужно проводить через каждые 10 тыс.км. Если годовой пробег машины не превышает указанного норматива (10-15 тыс. км), очищать свечи лучше дважды в году - перед началом летнего и зимнего сезонов эксплуатации.

Для очистки свечей не рекомендуется применять острые металлические предметы наподобие отвертки либо шила, поскольку ими можно легко повредить или поцарапать изолятор. На поцарапанном конусе изолятора нагарообразование только ускоряется, нагар шунтирует электроды, а свеча перестает работать. Подходящим инструментом для очистки свечей может быть щетка из тонкой стальной проволоки. Но лучше всего свечи очищаются химическим способом. Свечи зажигания обезжиривают промывкой в бензине и просушивают, затем погружают их в горячий 20%-ный раствор ацетата аммония (так называемый уксуснокислый аммоний) и выдерживают в нем в течение получаса при температуре выше 90С. Затем свечи прочищают жесткой волосяной либо капроновой щеткой, промывают горячей водой и просушивают. Эту работу нужно выполнять на открытом воздухе, поскольку из горячего раствора выделяются пары уксусной кислоты.

Зазор между электродами свечи регулируется с помощью подгибания бокового электрода, при этом для измерения уровня зазора нужно применять не плоский щуп, а щуп в форме цилиндра (это отрезок проволоки подходящего диаметра). Ситуация заключается в том, что как результат износа в боковом электроде появляется выемка, так что измерение плоским щупом может дать неправильный результат.

Другие статьи

Лучшие летние шины: выбираем «сандалики» для автомобиля Лучшие летние шины: выбираем «сандалики» для автомобиля

Когда приходит теплая пора, в офисе начинают чувствоваться особые настроения. Женская половина коллектива обкладывается каталогами с широким выбором купальников, а мужская начинает ломать голову над тем, в какие покрышки «обуть» свой автомобиль. И если пляжное лето – это точно сезон безответственности и интрижек, то автомобильное лето – это большая ответственность в чистом виде. И если учесть, что иногда наше лето начинает напоминать зиму, перекрашенную в зеленый цвет, то правильный выбор летней резины начинает напоминать одно из самых важных решений в нашей жизни.

Вся статья → Замена масла: лить или не лить Замена масла: лить или не лить

Каждый автовладелец периодическим задается вопросом – как часто производить замену масла? И когда, казалось бы, ответ найден, снова появляются сомнения, а цифры исполняют шаманский танец вариаций. Так где же искать компромисс и как определиться с оптимальным сервисным интервалом конкретно для вашей стальной лошадки?

Вся статья →

www.gazu.ru

Правила эксплуатации свечей зажигания

Любая сменная запасная часть отживает свой срок и безжалостно выбрасывается. А между тем, расходные материалы — детали, сменяющие друг друга, — призваны обеспечить автомобилю то, что называется «безупречной эксплуатацией». Свеча зажигания — маленький герой среди прочих «расходников». Ни одной детали не приходится трудиться в столь суровых условиях.

САМОДИАГНОСТИКА

Свечи зажигания

Нормальная свеча зажигания на исправном двигателе

Свечи зажигания

Обильные углеродистые отложения (значительный расход масла)

Свечи зажигания

Свеча зажигания с поврежденным изолятором

Рекомендуемый срок замены стандартных свечей зажигания — 20 тыс. километров (проверка через 10000 км) или два года, в зависимости от того, что наступит раньше. Но любая таблица по срокам проведения ТО всегда содержит примечание: при эксплуатации автомобиля в тяжелых условиях рекомендуемые сроки необходимо сократить вдвое. Вряд ли можно назвать щадящими условия эксплуатации автомобилей в нашей стране. Поэтому правы те, кто меняет свечи через каждые 10 тыс. километров или раз в год.

Замена свечей зажигания относится к тем процедурам, которые многие владельцы автомобилей предпочитают проводить самостоятельно. В принципе, дело несложное, зато по внешнему виду вывернутых из двигателя свечей зажигания можно узнать о многих проблемах двигателя, даже не будучи опытным мастером. Если при замене свечей ставится цель проверить их состояние, двигатель, перед тем как его заглушили, должен быть прогрет до рабочей температуры. После холодного старта и непродолжительной работы свечи могут быть покрыты черным нагаром (сажей) — это связано с неполным сгоранием топлива на холодном двигателе. Точно так же отложения могут появиться при прогреве на неизменных оборотах. В этих случаях визуальная диагностика может быть ошибочной. Поэтому желательно прогревать двигатель в режиме реальной поездки.

Для исправных свечей, работающих в нормальном, отрегулированном двигателе, не имеющем неполадок в системе питания, зажигания и смазки, характерен легкий светло-серый либо светло-коричневый налет на конусе изолятора и на электродах. Такой вид свечи говорит о том, что двигатель и все его системы работают нормально, тепловая характеристика свечи (калильное число) соответствует норме, причин для беспокойства нет. В принципе, такие свечи можно использовать и дальше, но если настал срок замены, экономить не стоит — лучше отложить их про запас.

Свечи зажигания

Оплавление свечи может свидетельствовать о «раннем» зажигании

Свечи зажигания

Так может выглядеть свеча при повышенном расходе топлива (неправильная регулировка или засорение воздушного фильтра)

Свечи зажигания

Пятна коронного разряда не свидетельствуют о неисправности свечи

Если свеча изношена до предела, это заметно сразу — кромки центрального и бокового электродов скруглены от действия сильной эрозии, хотя изолятор может иметь нормальный цвет. Зазор между электродами очень большой, не соответствует допустимому. Да и на работе двигателя это сказывается — он «троит», не развивает нужной мощности.

Если изолятор и электроды покрыты влажными отложениями черного цвета, а сама свеча пахнет топливом, значит, на каких-то режимах двигателя система питания готовит слишком богатую топливную смесь. Топливо не сгорает полностью и образует большое количество копоти. Есть и другая причина подобного явления — например, нестабильная работа системы зажигания, сбои искрообразования. Чистка свечей от налета решает проблему лишь на время. Если не заняться устранением неисправностей, отложения появятся снова.

Если свеча «холоднее», чем требует стандарт двигателя или условия движения (частые и короткие поездки на непрогретом двигателе), она не успевает прогреваться до температуры самоочищения, и возможно появление обильной сажи, напоминающей своим видом замшу. Другие возможные причины — плохое качество топлива, применение присадок, а также, если в камеру сгорания попадает незначительное количество масла.

Преждевременное (слишком раннее) зажигание может привести к перегреву двигателя и, как следствие — к оплавлению электродов свечи зажигания, перегреву и разрушению изолятора. Перегрев может быть вызван и таким нередким явлением, как «калильное зажигание». Проявляется оно в том, что двигатель продолжает работать, даже когда ключ зажигания вынут из замка (кому как, но автору однажды довелось испытывать такое явление: вроде бы двигатель должен заглохнуть, но на самом деле работает еще секунд пять-десять, и самое печальное, что не понятно, как же его все-таки остановить). Причины могут быть разными: неверно подобранная характеристика свечи (слишком «горячая»), неправильная регулировка топливной системы (обедненная топливно-воздушная смесь), подсос воздуха во впускной коллектор. Случается, что перегрев начинается с банальных свечей, а в итоге приводит к прогару поршня. Чрезмерно белый цвет электродов и изолятора говорит о слишком бедной топливной смеси, отчего свеча работает в предельно допустимом тепловом режиме.

При сильном загрязнении свечи маслом электроды и изолятор покрываются густым налетом с маслянистым блеском. Причина — попадание в камеру сгорания масла через изношенные поршневые кольца, направляющие клапанов, маслоотражательные (маслосъемные) колпачки.

Свечи зажигания

Монтаж свечи со старым уплотнительным кольцом

Свечи зажигания

Монтаж новой свечи

Значительные углеродистые отложения белого цвета (кокс), как это ни странно, тоже свидетельствуют об износе двигателя, когда в камеру сгорания попадает масло. Только в отличие от предыдущего случая, температура достаточно высока, чтобы маслянистый налет превращался в зольные образования, которые имеют цвет близкий к белому. Иногда пространство между изолятором и корпусом свечи настолько плотно забито продуктами сгорания масла, что почистить свечу без риска ее повреждения, становится невозможно.

При сильной детонации (топливо с низким октановым числом, преждевременное зажигание) конус изолятора свечи может разрушиться. Если отколотые кусочки окажутся слишком крупными, чтобы благополучно проскочить через выпускной клапан наружу, это чревато выходом двигателя из строя.

Иногда на свечах возникают так называемые «коронные пятна» — коричневый поясок или «потеки». Они могут казаться проявлением какой-то неисправности свечи, например, утечки выхлопных газов. На самом деле такие пятна не свидетельствуют о неисправности, а возникают из-за того, что под действием высокого напряжения к изолятору прилипают молекулы масла, находящиеся в воздухе. Такая «проблема» характерна для старых двигателей, склонных к утечке масла через уплотнения («потеющий» двигатель).

Величина зазора между электродами, индивидуальна для каждого двигателя. Этот параметр указывается в инструкции по эксплуатации автомобиля, а для замера используются специальные щупы. Обязательно круглые, поскольку при замере плоским щупом невозможно учесть выемку в боковом электроде, образованную от эрозии металла.

Свечи зажигания

1. Клемма, она же — терминатор 2. Гофры 3. Фирменный знак и марка 4. Металлический корпус 5. Длина резьбовой части 6. Диаметр резьбовой части 7. Изолятор 8. Заполнение специальным порошком 9. Уплотнительная прокладка 10. Медный стержень 11. Искровой промежуто

Образование налета — основная причина неисправности свечей зажигания. Как следствие — возникают утечки тока, перегрев, перебои в работе двигателя. Неисправность может быть «плавающей» и зависеть от разных причин — нагрузки на двигатель, температуры, количества оборотов. В обычных условиях сложно определить, действительно ли причина плохой работы двигателя кроется в свечах. Всякие дедовские методы «тыка» (со снятием высоковольтных наконечников с каждой свечи по очереди и проверкой на искру) могут привести к повреждению системы зажигания современного двигателя. Все, что вправе позволить себе технически неподготовленный автовладелец, — это заменить свечи. Если не помогает — лучше обратиться в мастерскую, где проведут полноценную диагностику.

При замене или осмотре свечей желательно проводить работы на остывшем двигателе, — закручивать их в горячую головку блока нельзя из-за температурного расширения. При завертывании свечей не следует чрезмерно их затягивать во избежание порчи прокладок и резьбы отверстия для свечей. Перед установкой свечи нужно убедиться в наличии уплотнительного кольца (прокладки). Сначала свечу закручивают вручную без особого усилия, пока металлическое кольцо не упрется в головку блока. Затем затягивают на определенный угол. Для новых свечей, или при установке нового уплотнительного кольца — 1/2, 2/3 оборота (для свечей с диаметром резьбы меньше 10 мм — 1/3 оборота). Для работавших свечей — 1/12 оборота.

СВЕЧА СВЕЧЕ ДРУГ, ТОВАРИЩ И БРАТ

Каждому двигателю в зависимости от его конструктивных и эксплуатационных особенностей соответствует свеча определенного типа и размера (иногда их приходится создавать заново по заказу автопроизводителя — уже под конкретный двигатель). Это не значит, однако, что в отдельно взятом двигателе может использоваться только одна марка свечи и никакая другая. Производством свечей зажигания занимаются десятки зарубежных и российских компаний (из самых известных — Bosch, Beru, Champion, Denso, NGK, APS, ЭЗ и др), многие свечи которых взаимозаменяемы между собой. Заводские руководства по техническому обслуживанию на этот счет дают весьма скупую информацию (японцы, например, из рекомендуемых указывают только свечи NGK и Denso, хотя точно такие же могут выпускать и другие производители). Но даже не прибегая к помощи справочных каталогов, с большой долей вероятности на замену «родной» свече можно подобрать другую с идентичными габаритами (главное, чтобы совпадали размер и длина ввернутой части) и похожими рабочими характеристиками, — это на крайний случай, если ничего другого найти не удается, а ехать необходимо. Такое может случиться, если вы отправились куда-нибудь в глушь, где нет изобилия магазинов и выбор крайне ограничен, а то и вовсе приходится рассчитывать только на помощь случайных водителей, у которых, может быть, где-то завалялся запасной комплект. Ведь очень часто единственное отличие может заключаться в размерах шестигранника или наличии/отсутствии резистора.

Чтобы понять, какие колоссальные нагрузки испытывает свеча зажигания, достаточно привести несколько цифр. Напряжение искрового пробоя в разных двигателях может иметь значение до 40 киловольт. После воспламенения топливно-воздушной смеси, за доли секунды температура в камере сгорания вырастает выше 20000С. При этом давление в цилиндрах может достигать 50 кг/см2, а усилие на свечу составлять около 300 кг (для сравнения — шины накачаны воздухом всего до 2 кг/см2, а в системе охлаждения — 1,2-1,4 кг/см2). Когда в камере сгорания открывается выпускной клапан, отработанные газы вырываются наружу, температура падает до сотен градусов по Цельсию, а давление снижается почти до атмосферного. Поскольку полный цикл сгорания у четырехтактных двигателей совершается за два оборота коленчатого вала, то при оборотах 6000 частота циклов, а значит и частота воздействия на свечу перепадов температуры и давления, составляет 3000 раз в минуту или 50 раз в секунду. На срок службы одной свечи приходятся десятки-сотни миллионов циклов! А что говорить о том, что материал изолятора и электродов подвержен атаке химически активных веществ, продуктов сгорания топливной смеси, присадок и загрязнений, содержащихся в топливе.

«ХОЛОДНАЯ», «ГОРЯЧАЯ»

Есть у свечей важный параметр, о существовании которого немногие задумываются, — калильное число (выраженная в цифрах тепловая характеристика свечи, или ее способность рассеивать теплоту, образованную при сгорании топлива). Отвод тепла от центрального электрода и конуса изолятора осуществляется через внутренний медный сердечник, однако на степень нагрева свечи влияет площадь контакта ее рабочих элементов с раскаленными газами. Чем меньше поверхность контакта с газами, тем эффективнее отводится тепло, тем выше калильное число свечи. В то же время необходимо, чтобы свеча быстрее нагревалась до температуры самоочищения, это уменьшает вероятность отложения нагара на стенках изолятора и электродов. Но, с другой стороны, если свеча будет нагреваться слишком сильно, может возникнуть калильное зажигание — топливно-воздушная смесь будет воспламеняться от раскаленных электродов еще до того, как должна проскочить искра. Такое явление губительно сказывается на состоянии двигателя. Словно находясь меж двух огней, производители двигателей стараются выбрать «золотую середину» и рекомендуют свечу с определенным калильным числом. Однако при этом не учитываются реальные условия эксплуатации.

Если водитель исповедует агрессивный стиль вождения, тепловая характеристика стандартной свечи может оказаться неподходящей — в данном случае нужны свечи, более эффективно отводящие тепло, то есть калильное число на единицу-две выше стандартного значения. Зимой же, особенно когда поездки короткие, и двигатель не всегда успевает прогреться до рабочей температуры, было бы лучше использовать свечу с малым калильным числом, в противном случае на изоляторе и электродах появятся отложения. Запомнить, как подбирать свечу по калильному числу несложно — для высоких скоростей рекомендуются свечи «холодного» типа (быстро рассеивают тепло, калильное число выше), для малых скоростей и в особенности при зимней эксплуатации более эффективными окажутся свечи «горячего» типа (медленно рассеивают тепло, калильное число ниже).

Калильное число часто присутствует в маркировке свечи. Например, в марках свечей NGK BP5ES-11 или BCPR5EY цифра 5 означает тепловой номинал свечи, если нужны более «холодные» — должна стоять цифра 6. Свечи Denso Q14R-U считаются более «горячими» по сравнению с Q16R-U.

НЕ ВСЕ ТО ЗОЛОТО...

В последние годы при производстве свечей зажигания стали применяться тугоплавкие материалы — платина и иридий. Центральные электроды, выполненные с использованием этих материалов (особенно у иридиевых свечей), тоньше, чем у обычных свечей. За счет этого увеличивается производительность при высоких температурах, повышается эрозионная стойкость электрода. В целом, такие свечи служат дольше, чем стандартные (в идеальных условиях до 150000 км). Собственно, для того они и придуманы, чтобы продлить сроки между периодами техобслуживания. Но при всех достоинствах ультрасовременных свечей, они не выдерживают качества отечественного бензина. Бессмысленно их ставить на двигатели с большим пробегом. Да и стоимость их пока слишком высока, чтобы достоинства перевесили практичность. Платиновые и иридиевые свечи имеет смысл использовать только там, где процедура замены свечей действительно связана с какими-то сложностями, или в новых автомобилях, которые не склонны к расходу масла.

Часто говорится о преимуществах свечей с двумя-тремя боковыми электродами. Такая конструкция позволяет не регулировать зазор, за счет того, что уменьшается износ электродов (искра словно бегает по кругу с одного бокового электрода на другой и равномерно изнашивает их). Согласно заверениям производителя срок службы таких свечей вдвое превышает срок службы стандартных. Однако на практике нагромождение электродов препятствует нормальному фронту горения, и некоторые характеристики двигателя могут быть хуже, чем при установке стандартных одноэлектродных свечей.

Другое дело — «V» и «U»-образные канавки на кончиках центрального электрода. Они действительно несколько повышают надежность искрообразования и устойчивость к загрязнению. Некоторые производители рекомендуют такие свечи в качестве стандарта.

ИСТОРИЯ СВЕЧЕЙ ЗАЖИГАНИЯ

Свечи зажигания на первых автомобилях назывались «запальными трубками» и представляли собой платиновые калильные трубки, сердечник которых нагревался при пропускании электрического тока. Система зажигания была очень ненадежной. Нередко «трубки» вызывали преждевременное воспламенение, могли привести к пожару или даже взрыву. Термин «калильное зажигание» (неуправляемое самовоспламенение топливно-воздушной смеси) родом из того времени. В 1902 году появились свечи зажигания, очень похожие на нынешние, — керамическая трубка-изолятор, центральный и боковой электроды, контакт для высоковольтного провода. Создателем классической свечи и систем высоковольтного зажигания с электрическим магнето является Роберт Бош.

Что касается материалов, то первым подопытным для совершенствования стал центральный электрод — для уменьшения влияния эрозии, возникающей от электрических разрядов, его стали делать из хромоникелевого сплава. Керамика поначалу использовалась обычная, из которой делалась посуда. При очень высокой температуре она разрушалась. Решение было найдено в керамике с большим содержанием оксида алюминия (так называемая оксидная, корундовая керамика).

Дальнейшее усовершенствование свечей связано с ростом требований к двигателям внутреннего сгорания. Немалую роль в совершенствовании свечей сыграла авиация, где требования надежности были самыми жесткими. Основные «свечные» технологии, касающиеся конструкции, были отработаны еще в начале ХХ века. Скажем, чтобы на поверхности изолятора не образовывался налет копоти, вызывающей утечку тока (углерод является проводником), была придумана технология «поверхностного» разряда, когда боковой электрод (электроды) не нависает над центральным, а немного смещен в сторону, чтобы энергия искры, скользящей по изолятору, выжигала нагар. В рекламных целях эта технология под разными названиями и сегодня выдается за передовую. Для защиты от обгорания боковой электрод стали дублировать (многоэлектродные свечи). Медный сердечник применялся для отвода тепла, чтобы не вызывать калильного зажигания, чем так страдали первые свечи. Эти три конструкционные технологии оказались главными, чтобы обеспечить надежную и безупречную работу самолетов. Но в автомобилях такие свечи стали широко применяться только с 50-х годов, когда появились высокофорсированные двигатели с высокой степенью сжатия, большим значением рабочих оборотов. В тот же период стали разрабатываться специальные гоночные свечи зажигания для работы в особо жестких условиях.

Борьба за экологию и повсеместный отказ от этилированного бензина (с добавлением тетраэтилсвинца, который улучшал горючие свойства), начавшиеся в разных странах с

70-х годов, заставили менять некоторые концепции двигателестроения. Начался другой этап эволюции — поиск решений для улучшения поджигающей способности свечей и увеличения общего ресурса. В 80-е годы стали серийно выпускаться свечи с платиновыми напайками на кончиках электродов. Чуть позже были разработаны свечи с тонким центральным электродом. И по сей день сотни конструкторских бюро заняты совершенствованием свечей. Вот только производители автомобилей не спешат экспериментировать и продолжают использовать свечи классического типа.

Кирилл ЮРЧЕНКО

Автомаркет+Спорт № 16

38a.ru

свеча зажигания . полезная инфа! / личный блог spri07 / smotra.ru

Свеча зажигания — устройство для поджига топливо-воздушной смеси в бензиновых двигателях внутреннего сгорания. Поджиг производится электрическим разрядом напряжением в несколько тысяч или десятков тысяч вольт, возникающим между электродами свечи.

Свеча зажигания является решающим фактором в определении оптимальной работы и надежного функционирования бензинового двигателя. Задачей свечи зажигания является подача высокого напряжения, генерированного в катушке зажигания, к камере сгорания, и воспламенение топливно-воздушной смеси. Между тем, свеча зажигания является предметом чрезвычайных и часто изменяющихся режимов работы, таких как "прекращение и начало" дорожного движения в городе или вождение по автострадам на полном газу.

Требования к современным свечам зажигания:* надежная работа при высоких напряжениях (до 40,000 вольт),* хорошие изоляционные свойства (при температуре в 1000 °С),* сопротивляемость химическим процессам в камере сгорания и агрессивным отложениям,* сопротивляемость тепловому удару,* изолятор и электроды должны обладать хорошей теплопроводностью.

Мало кто из автолюбителей придает особое значение выбору свечей зажигания. Однако свечи являются важнейшим элементом системы зажигания, ведь от устойчивости и своевременности искрообразования зависит стабильность работы всего двигателя. К основным характеристикам свечи можно отнести: калильное число, способность к самоочищению, величину искрового промежутка, число боковых электродов, срок службы, тепловую характеристику свечи и рабочую температуру свечи. Теперь обо всем этом подробно.

Основные характеристики

Калильное число

Первое, на что следует обращать внимание при выборе, — это калильное число. Данный параметр является условным и показывает, при каком давлении в цилиндре двигателя возникает калильное зажигание – воспламенение смеси не от искры, а от контакта с нагретыми участками свечи. Калильное число выбранной свечи должно строго соответствовать рекомендованному для вашего двигателя. Допускается непродолжительное использование свечей с несколько большим значением калильного числа, но категорически запрещается использовать свечи с меньшим значением, так как это может привести к самым печальным последствиям, вплоть до пробоя прокладки головки блока цилиндров, прогорания поршней, клапанов и т. д.

Способность к самоочищению

Тоже является условной характеристикой, не поддающейся количественной оценке. В процессе работы двигателя часть продуктов сгорания топливовоздушной смеси осаждается на поверхности камеры сгорания, поршнях и на тепловом конусе свечи.

Практически все производители говорят о том, что их свечи обладают высокой способностью к самоочищению, однако проверить правдивость подобных заявлений можно только на практике. В идеале свеча, прогревшаяся до рабочей температуры, вообще не должна покрываться нагаром, однако в реальных условиях добиться этого невозможно.

Теперь настала пора поговорить о том, чем вреден образовавшийся нагар.Искровой промежуток

Это расстояние между центральным и боковым электродами. Для каждого типа свечей завод-изготовитель устанавливает определенный зазор, и дальнейшая его регулировка не предусмотрена. Если же вы каким-то образом изменили его величину, то «бюджетный» вариант решения проблемы – восстановление первоначального зазора, разумный — замена свечи.

Число боковых электродовСвечи зажигания (NGK, Denso)

Классическая конструкция свечи предполагает один центральный электрод и один боковой. Однако некоторое время назад производители начали изготавливать двух-, трех- и даже четырехэлектродные модели. Бытует ошибочное мнение, что в процессе их работы образуются две, три и четыре искры соответственно. Это неверно. Просто искрообразование становится устойчивее, обуславливая более стабильную работу двигателя в режиме малых оборотов, улучшается процесс поджига смеси и, наконец, увеличивается срок службы самого изделия.

Недавно в продаже появились свечи вообще без боковых электродов, роль которых выполняют дополнительные, расположенные на изоляторе. Вот при такой конструкции как раз и возникает несколько разрядов, причем не все сразу, а по очереди, образуя тем самым «гуляющую» искру. Подобные конструкции являются весьма перспективными, так как объективно обеспечивают более надежное воспламенение смеси. Однако вследствие усложнения технологии производства они имеют и более высокую цену.

Рабочая температура свечи

Это температура рабочей части свечи при данном режиме двигателя. На всех режимах работы мотора она должна лежать в пределах от 500 до 900 градусов Цельсия. Как бы не различались тепловые потоки, бушующие в камере сгорания при пуске, работе на холостом ходу и режиме полной мощности, температура свечи не должна выходить из указанного поля допуска. Так как понижение температуры приведет к образованию нагара на изоляторе, способного шунтировать («закоротить») межэлектродный зазор и вызвать перебои в искрообразовании. А при повышении возникнет калильное зажигание.

Этот неуправляемый процесс способен полностью нарушить строго согласованный рабочий цикл двигателя и резко снизить его мощность. Помимо этого повышение средней температуры электродов сокращает срок службы самой свечи.

Тепловая характеристика свечи

Это зависимость температуры теплового конуса изолятора и центрального электрода (рабочей температуры свечи) от режима работы двигателя. Для увеличения рабочей температуры теплового конуса увеличивают его длину, однако выше 900 градусов разогревать конус нельзя, так как при этом возникает калильное зажигание.

Исходя из тепловой характеристики все свечи можно условно поделить на «горячие» и «холодные».

«Горячие» свечи предназначены для применения на двигателях, где необходимо достижение температуры самоочищения от нагара при относительно небольших тепловых нагрузках. Свечи, «горячее» положенных для данного двигателя, будут вызывать калильное зажигание.

«Холодные» свечи используются когда предусмотрен нагрев меньше температуры калильного зажигания при максимальной мощности двигателя. Свечи «холодные» для данного двигателя не будут достигать температуры самоочищения от нагара и перестанут работать через короткий промежуток времени.

Технологии «двойного металла»Свечи зажиганияКазалось бы, что еще нового можно привнести в конструкцию свечи? Оказывается – очень многое. На самом деле свеча имеет гораздо более сложное «внутреннее строение», чем принято считать.

В настоящее время многими производителями освоено производство свечей с составными, биметаллическими центральными электродами. По внешнему виду они ничем не отличаются от обычных – центральный электрод вроде бы также выполнен из хромоникелевого сплава. Но внутри — медь, теплопроводность которой заметно выше. Это позволяет улучшить процесс самоочистки от нагара и повысить защиту от перегрева. Диапазон рабочих температур у них значительно расширен, поэтому они получили название «термоэластик».

«Термоэластичные» свечи способны достигать нижнего температурного предела тепловой характеристики при наименьшей эффективной мощности, развиваемой двигателем.

Кроме того, применение биметаллических электродов снижает термонагруженность свечи, благодаря чему значительно увеличивается срок службы. Кстати, биметаллическим может быть не только центральный, но и боковой электрод, что еще больше расширяет температурный диапазон работы свечи.

А еще?

Появление особо форсированных моторов с турбонаддувом заставило искать материалы с более высокой эрозионной стойкостью, чем хромоникелевые сплавы. В результате появились свечи с центральным электродом из платиновых или иридиевых сплавов. По температурным характеристикам такие модели не имеют преимуществ перед обычными, вот только служить они будут как минимум в 2 раза дольше биметаллических, а цена их в 2—3 раза выше.

Чего ждать от нагара?Свечи зажигания, нагарПо образующемуся нагару происходит утечка энергии на корпус, значительно ослабляющая мощность электрической дуги между центральным и боковым электродами свечи (т.е. искру). Может случиться, что нагар полностью заполнит пространство между электродами, образуя электропроводный мостик, что полностью выведет свечу из строя. В большинстве случаев количество отложений, достаточное для потери свечей работоспособности, возникает при неисправности системы питания и неверно выставленном угле опережения зажигания. Если вы обнаружили, что свечи серьезно «закоптились», не пытайтесь отмачивать их в бензине или ацетоне с тем, чтобы затем очистить щеткой. Дело в том, что на поверхности электродов большинства современных свечей производится напыление благородных металлов. Таким образом, проводя вышеуказанные процедуры, вы буквально обдерете свечу, как липку, что только ухудшит ее характеристики. Кроме того, вы рискуете изменить величину искрового промежутка, чем окончательно нарушите ее работу.

Если уж по каким-то причинам нет возможности приобрести новый комплект свечей (что является самым разумным решением), то просто на время немного прикрутите винт токсичности (совет подходит только для карбюраторных двигателей) в сторону обеднения смеси. После пробега 50—100 километров нагар самоликвидируется, если только причина его возникновения не кроется в нарушении нормальной работы какой-либо из систем двигателя.

О цвете и запахеСрок службы правильно подобранной свечи во многом зависит не только от ее конструкции, но и от исправности систем питания, зажигания, а также деталей самого двигателя.

Ну а сами свечи зажигания вполне можно отнести к уникальным деталям, по внешнему виду которых можно судить о неисправностях тех или иных систем силового агрегата. Итак, переходим непосредственно к цветам отложений.

Светло-серый или светло-коричневый может быть вызван наличием небольшого количества отложений продуктов сгорания, заметных также на боковых поверхностях электродов. Эрозия практически отсутствует. Значит, двигатель и все его системы работают нормально, и в топливном баке у вас залит качественный бензин.

Черный свидетельствует о том, что на каких-то режимах двигателя система питания переобогащает топливовоздушную смесь. Она не сгорает полностью и образует большое количество копоти.

При загрязнении топливом изолятор и электроды свечи покрыты влажными отложениями черного цвета, а свеча пахнет бензином. Кроме того, причиной подобного явления может стать нестабильная работа системы зажигания, приводящая к сбоям искрообразования, а также использование чрезмерно «холодной» свечи.

Если электроды и изолятор свечи покрыты шлаком, имеющим маслянистый блеск, то можно сделать вывод о загрязнении свечи маслом. При длительной эксплуатации такой свечи, и не устраняя причину, можно получить полностью закоксованые продуктами сгорания масла изолятор и электрод. К этому приводит попадание масла в камеру сгорания, которое может быть вызвано износом маслосъемных колпачков, направляющих втулок клапанов, маслосъемных поршневых колец.

Иные, не так часто встречающиеся, но все же возможные причины — подтекание тормозной жидкости через поврежденную диафрагму вакуумного усилителя и просачивание во впускной коллектор трансмиссионной жидкости через мембрану вакуум-корректора (для машин с автоматической КПП). Чтобы уточнить причину, необходимы дополнительные диагностические методы. Возможна такая картина и на первых километрах пробега при обкатке нового двигателя или после ремонта, когда кольца еще не приработались.

Если в бак вашего автомобиля регулярно попадает этилированный бензин, то неизбежно отложение свинца на поверхности изолятора и электродов. Их поверхность покрывается пористыми отложениями, обладающими резким запахом сероводорода. Цвет этих отложений зависит от видов применяемых в бензине присадок и может изменяться от грязно-белого до темно-коричневого. Как показывает практика, срок службы свечей при использовании этилированного бензина сокращается как минимум вдвое.

Износ и остекленение

В ряде случаев происходит износ свечи. Изолятор имеет нормальный цвет, а кромки бокового и центрального электродов скруглены в результате эрозионного износа. Электродный зазор недопустимо увеличен. Такая свеча гарантирует проблемы при запуске двигателя, особенно в холодное время года, и увеличение расходов на топливо. Причина одна — несвоевременная проверка и замена свечей. Выгоревшие или сильно корродированные электроды, выгоревший «изъязвленный» изолятор — симптомы перегрева свечи. Причина — слишком низкое калильное число, неправильная установка зажигания, низкооктановый бензин. Менее вероятны, но возможны и другие причины — слишком бедная смесь, зависание клапана, плохое охлаждение и перегрев двигателя. Результат в любом случае один — калильное зажигание и сильная детонация. Если вы эксплуатируете автомобиль преимущественно в тяжелых условиях, поставьте более «холодные» свечи.

Если вы часто допускаете перегазовки и «кик-дауны», то у вас есть все шансы узнать, что такое остекленение свечи. Поверхность изолятора приобретает желтоватый цвет с глянцевым блеском. Образование глазури происходит из-за быстрого повышения температуры в камере сгорания в момент резкого нажатия на педаль газа. При разогреве находящиеся на поверхности изолятора отложения плавятся, образуя электропроводное стекловидное покрытие. В результате возникают сбои искрообразования, особенно на высоких оборотах двигателя. В большинстве случаев восстановлению такие свечи не подлежат.

Причины калильного зажигания и детонации

При перегреве электродов и изолятора возникает калильное зажигание. Следствием перегрева является оплавление электродов. Как правило, причиной перегрева служит неверный выбор типа свечи (более горячей, чем требуется). Если же свеча выбрана правильно, то следует искать неисправность в системе питания. Возможно, смесь переобеднена по причине нарушения регулировок карбюратора или неисправности одного из датчиков (на двигателях с впрыском топлива), как правило — ДМРВ. Также необходимо убедиться в отсутствии подсоса постороннего воздуха во впускной коллектор и проверить регулировку клапанов, так как неверно установленный угол опережения зажигания тоже может служить причиной перегрева свечей.

При использовании низкооктанового бензина, а также при нарушении регулировки зазора между электродами и слишком раннего зажигания может возникать детонация. Как следствие трескается или даже выкрашивается тепловой конус свечи. Гораздо большую опасность детонация имеет для поршневой группы и может послужить причиной прогорания поршней. Определить наличие детонации можно по повышенной вибрации двигателя и регулярному «постреливанию» из выхлопной трубы на холостом ходу (не путать с «вытраиванием» двигателя).

Чуть-чуть о ресурсе

Современные свечи зажигания при эксплуатации на полностью исправных и отрегулированных двигателях должны в соответствии с ОСТ 37. 003 081 бесперебойно работать в течение 30 тыс. км пробега для классической и 20 тыс. км для электронной системы зажигания. По мнению специалистов, фактический ресурс примерно вдвое выше, но труднодостижим из-за необходимости идеальных условий эксплуатации свечей, которые возможны не всегда. Однако с учетом прогресса в области новых технологий ресурс современных свечей, при условии исправности всех систем двигателя, составляет в среднем 50 тыс. км.

Безусловно, выбирая свечи, необходимо руководствоваться не только требуемыми характеристиками, но и здравым смыслом. Ведь если вы являетесь владельцем ВАЗовской «классики», двигатель которой является архаизмом во всех отношениях, то ставить свечи по $10—20 за штуку по меньшей мере неразумно. И наоборот, трудно представить себе владельца Lexus, покупающего дешевые свечи с ресурсом не более 20 тыс. км.

Проверка свечей

Если двигатель с трудом запускается, работает с перебоями, в первую очередь следует проверить исправность свечей зажигания.

Свеча зажигания сохраняет работоспособность при не изношенных электродах, герметичном корпусе, неповрежденных тепловом конусе и изоляторе, а также исправном добавочном резисторе (если он присутствует в конструкции данного узла).

Существует несколько способов определения работоспособности свечей зажигания: испытания «на искру», внешний осмотр, проверка электроцепи. Первый способ наиболее полно осуществим в условиях СТО (с применением спецоборудования). Автовладельцы могут провести самостоятельную проверку «на искру» только упрощенным способом.

Проверить искрообразование свечей можно с помощью диагностического тестера, стенда с барокамерой или пьезоэлектрического пробника-«пистолета».

Специальные тестеры позволяют проверить «на искру» свечи, установленные на двигателе, в реальных условиях их работы (при запущенном моторе). К высоковольтному проводу свечи подсоединяется датчик, и на экране монитора отображается импульсная характеристика свечи, по которой оператор определяет ее состояние.

smotra.ru