Техническое обслуживание приборов системы зажигания. Техническое обслуживание системы зажигания


Техническое обслуживание систем зажигания

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Эксплуатация экскаваторов

Техническое обслуживание систем зажигания

Нарушение четкой работы системы зажигания чаще всего происходит из-за плохого ухода за свечами, проводами и контактами, на состояние которых следует обращать внимание в первую очередь.

Разбирать магнето для выявления в нем неисправностей должен только опытный механик. При уходе за системой зажигания нужно придерживаться следующих правил.

1. Содержать магнето в чистоте, вытирая с него ежедневно пыль и грязь чистой тряпкой, слегка смоченной в бензине.

2. Следить за тем, чтобы крышка распределителя магнето была правильно установлена и плотно закреплена, потому что в противном случае увеличится зазор между контактами распределителя, это вызовет перебои в работе магнето. Кроме того, попадание пыли и влаги внутрь магнето через щели может вывести его из строя.

3 Следить за состоянием поверхности контактов прерывателя магнето и величиной зазора между ними, периодически проверяя его щупом. Зазор между контактами в момент разрыва должен быть в пределах 0,25—0,35 мм. Грязь и масло нужно удалять с контактов замшей, смоченной в бензине. В случае обгорания поверхности контактов их следует зачищать бархатным напильником, предварительно увеличив зазор между контактами на толщину напильника, чтобы опиливать по всей плоскости.

4. Смазывать шестерни и подшипники магнето веретенным маслом с помощью масленки через 1000 ч работы двигателя. Этим же маслом пропитывать фитиль, отжав кулачок прерывателя. Не допускать обильной смазки магнето, так как это может привести к загрязнению контактов, их обгоранию, порче изоляции и выходу из строя магнето.

5. Не разбирать магнето в полевых условиях. В случае непригодности его надо сдать для ремонта в мастерскую.

6. Не допускать загрязнения свечей и в особенности изолятора, систематически очищая их от грязи и масла; пользоваться для этого волосяной щеточкой, смоченной в бензине.

7. Периодически очищать свечи от нагара с помощью щетки и сплющенной медной проволоки, не повреждая при этом изолятор.

8. Через 300—350 ч работы проверять зазор между электродами свечи круглым проволочным щупом. Нормальный зазор должен быть в пределах 0,6—0,8 мм.

9. Не допускать попадания топлива и масла на провода, так как это ведет к порче изоляции, утечке тока и перебоям в зажигании.

10. Следить, чтобы каждый провод, идущий от свечи к магнето, доходил до самого дна отверстия распределителя и плотно прижимался к контакту, а на свече был плотно закреплен зажимной гайкой.

11. Очищать наконечники проводов от грязи и масла.

Обслуживание магнето М-10А.

Перед регулированием зазора между контактами прерывателя следует ослаблять отверткой два винта крепления кронштейна (стойки) неподвижного контакта. Этот зазор регулируют поворотом кронштейна. Затем винты надо завернуть до отказа и снова проверить величину зазора.

Необходимо следить, чтобы распределитель всегда был установлен правильно и плотно сидел на своем месте, так как его смещение вызывает перебои в работе двигателя. Кроме того, образовавшиеся неплотности способствуют загрязнению внутренней полости магнето и выходу его из строя. Провода, идущие к свечам, должны быть плотно уложены в гнезда распределителя.

Ось большой шестерни магнето смазывают костяным или турбинным маслом, 20—25 капель которого заливают в масленку на верхней крышке магнето через каждые 2000 ч работы основного двигателя. Не следует заливать больше смазки, так как, попадая на контакты прерывателя, она обгорает и портит изоляцию.

Через 100—120 ч работы магнето необходимо проверять, как пропитан маслом фитиль кулачковой муфты прерывателя. Если фитиль высох и не подает тонкого слоя смазки на кулачок прерывателя, фитиль пропитывают костяным или турбинным маслом.

Обслуживание магнето М24. Через 1400—1450 ч работы дизеля следует проверять состояние поверхности контактов прерывателя магнето и величину наибольшего зазора между ними.

Для проверки величины зазора необходимо снять крышку прерывателя и поворотом маховика установить прерыватель в положение, соответствующее наибольшему расхождению контактов. В таком положении щупом проверяют величину зазора. Для регулирования зазора опускают винт крепления стойки, поворотом эксцентрика стойки устанавливают зазор 0,25—0,35 мм и затягивают винт крепления стойки.

Один раз в году заменяют смазку в подшипниках магнето. Для этого нужно разобрать магнето и удалить остатки старой смазки, для чего промывают сепараторы шарикоподшипников в бензине первого или второго сорта и протирают наружные и внутренние обоймы чистой тряпочкой, смоченной таким же бензином. Одновременно в случае необходимости нужно удалять попавшие на ламели ротора и полюсных башмаков корпуса старую смазку. После этого ротор и полюсные башмаки слегка смазывают техническим вазелином (ГОСТ 782—59). После промывки сепараторы шарикоподшипников заполняют на 2/3 смазкой ЦИАНТИМ-201 и снова собирают магнето.

Раз в год необходимо снимать автомат опережения, разбирать его, тщательно промывать все детали в бензине первого или второго сорта и закладывать новую смазку. При этом оси центробежных тел, пружины и втулку слегка смазывают смазкой ЦИАНТИМ-201 или же ее заменителями, а оси шарниров центробежных тел смазывают маслом для высокоскоростных механизмов (велосит или вазелиновое). После этого собирают автомат и устанавливают на магнето.

Также раз в год нужно пропитывать фетровую полость, смазывающую кулачок прерывателя одним из указанных выше масел, и после этого отжимать ее.

После продолжительной остановки двигателя или при транспортировании все наружные стальные части магнето должны быть смазаны техническим вазелином.

Вскрывать магнето без надобности и осматривать его внутри запрещается. Магнето разрешается вскрывать только рабочим соответствующей квалификации в ремонтной мастерской, после того как установлена действительная необходимость в этом.

Нельзя допускать загрязнения провода топливом и маслом. Концы провода должны быть надежно закреплены.

Угол опережения зажигания устанавливают на заводе; регулировать его не нужно.

Для правильной установки магнето необходимо: – отъединить провод от свечи и вывернуть ее; – через отверстие для свечи опустить чистый стержень и, проворачивая коленчатый вал вручную по часовой стрелке, установить поршень в в. м. т.; – повернуть коленчатый вал в обратную сторону и установить поршень на 5,8 мм ниже в. м. т., что соответствует 27° до в. м. т.; – снять крышку прерывателя магнето и повернуть валик магнето в положение начала размыкания контактов прерывателя.

В начале размыкания риска на кулачке совпадает с острием специальной указательной стрелки в корпусе прерывателя; поводок автомата опережения должен стать по оси симметрии магнето. В таком положении следует ввести выступы на поводке автомата опережения в пазы шестерни привода и закрепить магнето болтами. Корпус магнето при этом будет расположен слегка наклонно. Затем необходимо надеть крышку прерывателя магнето, поставить на место свечу и присоединить провод высокого напряжения к свече.

При замене провода высокого напряжения, идущего от магнето к свече, необходимо, чтобы новый провод имел чисто срезанный торец без выступающих жилок. Провод должен быть вставлен в канал вывода так, чтобы игла вошла в середину провода и торец уперся в дно канала. В противном случае возможно пробивание искры по поверхности карболитового канала от острия иглы на массу втулки.

Обслуживание свечей. При проведении ежемесячного технического обслуживания свечи надо вытирать сверху чистой тряпкой для удаления слоя грязи, что предохраняет от утечки тока на массу. Необходимо также специальным торцовым ключом проверять степень затяжки свечи в головке цилиндра.

Для проверки внутреннего состояния свечей их нужно через каждые 50—60 ч работы пускового двигателя вывертывать и осматривать.

Отложившийся на внутренней части свечи нагар очищают волосяной щеткой, которую размягчают ацетоном, нитрораствори-телем или бензином. Применять жесткие щетки не следует, так как они могут оцарапать поверхность изолятора и электродов, что усиливает нагарообразование.

Перед установкой свечи на место после очистки и регулирования надо проверять характер искры, для чего свечи с присоединенными проводами укладывают на блок двигателя. Затем при провертывании коленчатого вала наблюдают за появлением искры на электродах свечи. Нормально искра должна проскакивать с треском и иметь яркий светло-голубой цвет.

Наконечники проводов высокого напряжения нужно плотно прижимать гайками к центральным электродам свечей.

Читать далее: Техническое обслуживание пусковых двигателей

Категория: - Эксплуатация экскаваторов

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

Ремонт и техническое обслуживание системы питания и зажигания

К основным неисправностям системы питания относятся:1) образование слишком бедной или слишком богатой горючей смеси;2) подтекание топлива;3) прекращение подачи топлива в карбюратор; 4)- затрудненный пуск горячего или холодногодвигателя;5) неустойчивая работа двигателя на холостом ходу;6) перебои в работе двигателя на всех режимах работы;7) повышенный расход топлива.

Прекращение подачи топлива в карбюратор может произойти из-за засорения топливопроводов и сетчатых фильтров, из-за неисправности топливного насоса, загрязнения фильтра тонкой очистки, а также из-за неисправности клапана двойной очистки. Для того чтобы определить причину прекращения подачи топлива к карбюратору, необходимо отсоединить от карбюратора шланг подачи топлива, затем опустить отсоединенный конец шланга в емкость и подкачать топливо рычагом ручной подкачки топливного насоса или проворачивая коленчатый вал стартером. Если при прокачке из шланга потекло топливо, значит, топливный насос исправен, и необходимо проверить, не засорился ли топливный фильтр. Если топливо подается из шланга слабо, периодически или не подается вообще, значит, засорилась топливная магистраль подачи топлива от топливного бака к насосу или неисправен топливный насос. Проверку топливного насоса ручной подкачкой лучше всего проводить 2 раза после проворачивания коленчатого вала при помощи стартера или пусковой рукоятки. Если при проверке ручной подкачкой топлива не ощущается сопротивления качанию рычага ручной подкачки, а подача топлива отсутствует, значит, топливный насос неисправен. Если при подкачке приходится прикладывать значительное, усилие на рычаг ручной подкачки, то, скорее всего, засорена топливоподающая магистраль.

Для того чтобы определить наличие засора в топливной магистрали, необходимо ее продуть при помощи специального насоса с конусной насадкой либо при помощи обыкновенного компрессора. Для этого необходимо отсоединить от топливного насоса шланг подачи топлива, вставить в него конусную насадку и при помощи насоса или компрессора продуть его. Если топливопроводящая магистраль не засорена, то воздух будет свободно поступать в топливный бак. Если воздух не проходит или проходит с трудом, можно продуть шланг под большим давлением, в некоторых случаях это помогает устранить засор. Если продувкой не удается устранить неисправность, то необходимо снять, прочистить или заменить топливоприемную трубку бензобака с сетчатым фильтром. Кроме этого после прочистки или замены топливоприемной трубки и сетчатого фильтра рекомендуется промыть горячей водой бензобак, для того чтобы удалить из него остатки имеющихся в нем загрязнений. При отсутствии засоров в топливопроводящей магистрали нужно проверить топливный насос на наличие неисправностей.

Проверку топливного насоса начинают с визуального осмотра на предмет наличия подтеканий через негерметичные соединения его частей или через повреждения диафрагмы. Если при осмотре обнаруживается подтекание топлива через соединения частей насоса, то необходимо подтянуть их соединения. Затем необходимо снять крышки насоса, прочистить его сетчатый фильтр и затем проверить насос в действии. При повреждении диафрагм насоса топливо начнет протекать через нижнее отверстие в корпусе и попадать в картер двигателя. Поэтому при данной неисправности будет наблюдаться повышенный расход топлива, повышение уровня масла и повышение его давления. Эти признаки помогают выявить неисправность диафрагм топливного насоса, при которых он способен сохранять работоспособность. Поврежденные диафрагмы не подлежат восстановлению, их необходимо заменить на новые. Если после проверки, прочистки и замены диафрагм подача топлива не возобновляется, то топливный насос необходимо снять с автомобиля для ремонта или замены.Если топливный насос полностью исправен и обеспечивает подачу топлива, то необходимо проверить сетчатый фильтр карбюратора. Для этого нужно открыть пробку сетчатого фильтра карбюратора, прочистить его и затем продуть сжатым воздухом.

Образование слишком бедной горючей смеси сопровождается следующими факторами: перегревом двигателя, потерей его мощности, возникновением, «выстрелов» в карбюраторе. Однако такие же признаки возникают при слишком раннем или слишком позднем зажигании. Поэтому перед устранением неисправностей нужно проверить установку момента зажигания.

Причины образования бедной смеси:1) недостаточная подача топлива в карбюратор;2) засорение топливных жиклеров главной дозирующей системы;3) подсос воздуха в местах соединения карбюратора с впускным трубопроводом или с выпускного трубопровода с головкой цилиндра;4) заедание поплавка или игольчатого клапана в верхнем положении;5) пониженный уровень топлива в поплавковой камере.

Для того чтобы определить и устранить вышеперечисленные неполадки, необходимо проверить подачу топлива при помощи ручной подкачки. Если топливо подается исправно, то проверить, нет ли подсоса воздуха в соединениях. Для этого необходимо при работающем двигателе закрыть воздушную заслонку и выключить зажигание. Затем осмотреть место соединения карбюратора и впускного трубопровода, если в этом месте обнаружено топливное пятно, то это говорит о негерметичности данного соединения. В этом случае нужно подтянуть гайки и болты крепления. Если подсос воздуха отсутствует, то следует проверить уровень топлива в поплавковой камере и при необходимости отрегулировать его.

Признаками образования слишком богатой топливной смеси являются:1) «выстрелы» и черный дым из глушителя;2) потеря мощности двигателя;3) перегрев двигателя;4) повышенный расход топлива;5) попадание бензина в масло;6) образование нагара в камерах сгорания, а также на поршнях.

Образование слишком богатой смеси может быть вызвано следующими факторами:1) повышенным уровнем топлива в поплавковой камере;2) изнашивание, заедание и неполное закрытие игольчатого клапана поплавковой камеры;3) неплотное открытие воздушной заслонки;4) нарушение герметичности диафрагм экономайзера мощностных режимов.

Для того чтобы определить и устранить вышеперечисленные неисправности, необходимо снять крышку карбюратора и проверить поплавковый механизм. При наличии неисправностей в карбюраторе устранить их и отрегулировать уровень топлива в поплавковой камере. Проверить игольчатый клапан на герметичность. Для этого нужно повернуть крышку поплавком вверх и плотно подсоединить к топливопроводящему штуцеру резиновую грушу. Затем нужно выдавить из груши весь воздух и если в течение 30 секунд форма груши не изменится, значит, клапан герметичен. Если герметичность клапана нарушена, его нужно заменить на новый. Неплотное открытие воздушной заслонки можно устранить регулировкой тросового привода. Все остальные неисправности, приводящие к образованию слишком богатой горючей смеси, определяются и устраняются в процессе разборки и ремонта карбюратора.

Подтекание топлива может произойти в результате:1) неплотности спускной пробки топливного бака;2) неплотности соединений топливопровода;3) в результате трещин в топливопроводе;4) в результате негерметичности диафрагм и соединений топливного насоса.

Подтекание топлива необходимо вовремя обнаруживать и устранять, так как оно приводит к перерасходу топлива, а также может вызвать пожар в автомобиле. Затрудненный запуск горячего двигателя может являться следствием .следующих причин: неполного открытия заслонки карбюратора; нарушения регулировки и заслонки жиклера системы холостого хода; повышенного уровня бензина в поплавковой камере. Для устранения этой неисправности можно попробовать запуск двигателя с «продувкой». Такой запуск предполагает включение двигателя при полном нажатии педали управления дроссельными заслонками. Если такой запуск не даст положительного результата, то необходимо отрегулировать длину троса привода воздушной заслонки. Кроме этого необходимо проверить и отрегулировать уровень топлива в поплавковой камере, отрегулировать систему холостого хода, а также вывернуть, прочистить и продуть топливный жиклер и эмульсионный канал системы холостого хода.

Причиной затрудненного пуска холодного двигателя могут быть отсутствие подачи топлива в карбюратор, неисправность системы зажигания или неисправность пускового устройства карбюратора.Если происходит затрудненный запуск холодного двигателя при исправном карбюраторе и системе зажигания, то причиной неполадки может быть нарушение регулировки положения воздушной и дроссельной заслонки первичной камеры, или пневмокорректора пускового устройства.Неустойчивая работа двигателя на холостом ходу может возникнуть в результате многих причин, которые могут быть не связаны с системой питания, например, неправильная установка зажигания, образование нагара на электродах свечей зажигания и т.д. При неустойчивой работе двигателя необходимо проверить исправность системы зажигания и системы газораспределения, а затем приступать к проверке системы питания.Перебои в работе двигателя могут возникнуть из-за засорения сетчатого фильтра, жиклеров или клапанов карбюратора, попадания воды в карбюратор, подсоса воздуха через поврежденные прокладки в соединениях карбюратора. Кроме этого перебои в работе двигателя также могут быть вызваны неисправностью других механизмов и систем двигателя, например из-за нарушения зазоров в клапанном механизме или из-за нарушений в работе системы зажигания.

Повышенный расход топлива может появиться в результате неисправности карбюратора или в результате подтекания топлива. Для того чтобы выявить неисправности, которые приводят к повышенному расходу топлива, нужно проверить топливоподающие элементы системы питания. Кроме этого повышенный расход может быть следствием других причин, например неисправности системы зажигания, ухудшения наката автомобиля из-за неисправности тормозной системы, а также в результате пониженного давления в шинах и т. д.

В процессе технического обслуживания системы питания следует ежедневно проверять соединения топливопроводов, карбюратора и топливного насоса на наличие протекания. После прогрева двигателя нужно проверять устойчивость работы двигателя на малой частоте вращения коленчатого вала, для этогорезко открывают и быстро закрывают дроссельные заслонки.

Кроме того, через каждые 10 000-15 000 км пробега необходимо:1) вынимать сетчатый фильтр топливного насоса, промывать его бензином, продувать сжатым воздухом и ставить на место;2) заменять фильтр тонкой очистки топлива;3) заменять на новый фильтрующий элемент воздухоочистителя;4) проверять и подтягивать болты и гайки крепления воздухоочистителя к карбюратору, топливного насоса к блоку цилиндров, карбюратора к выпускному трубопроводу, впускного и выпускного трубопроводов к головке блока цилиндров, приемной трубы глушителя к выпускному трубопроводу, глушителя к кузову.

Кроме этого через каждые 20 000 км пробега нужно очищать карбюратор и- проверять его работу.Неисправности в системе зажигания могут привести к неустойчивой работе и затрудненному запуску двигателя, к перебоям на всех режимах работы двигателя, к потере мощности, а также к повышенному расходу топлива. К основным неисправностям системы зажигания относится нарушение угла опережения зажигания, перебои в одном или нескольких цилиндрах, а также полная потеря зажигания.

Позднее зажигание характеризуется перегревом двигателя и потерей мощности, раннее зажигание также характеризуется потерей мощности и стуком в двигателе. Для того чтобы устранить эти неисправности, необходимо отрегулировать угол опережения зажигания. Для этого нужно повернуть корпус распределителя зажигания или датчика-распределителя.Перебои в цилиндре, как правило, возникают из-за неисправности свечи зажигания, в результате испорченной изоляции провода высокого напряжения, который присоединяется к свече, а также из-за плохого контакта провода высокого напряжения в наконечнике свечи или в гнезде крышки распределителя.

Перебои в работе нескольких цилиндров двигателя могут возникнуть в результате:1) испорченной изоляции центрального провода высокого напряжения;2) плохого контакта провода высокого напряжения в гнезде крышки распределителя или на клемме катушки зажигания;3) неисправного конденсатора;4) обгорания контактов прерывателя;5) трещин на крышке распределителя или ротора;6) неправильного зазора между контактами прерывателя;7) периодическое замыкание подвижного контакта прерывателя на «массу» из-за испорченной изоляции;8) попадание влаги на элементы системы зажигания (на крышку распределителя зажигания, провода высокого напряжения, наконечники свечей).

Загрязненные контакты распределителя прочищают ветошью, которую предварительно смачивают бензином, а обгоревшие контакты зачищают надфилем.Полное прекращение зажигания может произойти из-за неисправности в цепи низкого и высокого напряжения. Для устранения этой неполадки вначале проверяют цепь высокого напряжения, затем цепь низкого напряжения, а потом высокого.Проверка системы зажигания включает в себя проверку и регулировку угла опережения зажигания; проверку конденсатора; проверку цепи низкого и цепи высокого напряжения.

При проверке зазора между контактами прерывателя необходимо снять крышку распределителя, повернуть рукояткой коленчатый вал до полного размыкания контактов и потом щупом проверить зазор, который должен составлять 0,35-0,45 мм. Если зазор принимает недопустимые значения, то его необходимо отрегулировать, ослабив стопорный винт, передвинув площадку с неподвижным контактом прерывателя. После регулировки величины зазора между контактами прерывателя стопорный винт закрепляют и затем приворачивают крышку распределителя.

Проверку и регулировку угла опережения зажигания осуществляют при помощи стробоскопа или контрольной лампы. Практическую проверку правильности установки угла опережения зажигания можно провести во время движения автомобиля. Для этого нужно прогреть двигатель и разогнать его до скорости 50 км/час и, двигаясь на высшей передаче, резко нажать на педаль газа. При этом в двигателе должны слышаться слабые стуки, если стуков не слышно, значит, зажигание срабатывает слишком поздно, а долго не прекращающиеся стуки говорят об слишком раннем зажигании;

Проверка цепей высокого и низкого зажигания осуществляется на специальных диагностических стендах с применением осциллографов, которые позволяют достаточно быстро, легко и максимально точно определить работоспособность элементов системы зажигания.При отсутствии осциллографа проверка цепи низкого напряжения может быть выполнена при помощи индикатора. Проверка цепей при помощи индикатора осуществляется в следующей последовательности. Один провод индикатора присоединяют к массе автомобиля, а другой провод начинают последовательно подсоединять к входной и выходной клеммам выключения зажигания, входной и выходной клеммам катушки зажигания и к клемме низкого напряжения прерывателя. Если на каком-то участке цепи лампа индикатора будет гореть только вначале, значит, на этом участке существует повреждение или разрыв.

Для проверки цепи высокого напряжения необходимо снять крышку распределителя, затем поворотом коленчатого вала полностью соединить контакты прерывателя и отключить провод высокого напряжения из центральной клеммы распределителя. После этого нужно включить зажигание и, держа провод высокого напряжения на расстоянии 4-5 мм от «массы», пальцем размыкать контакты прерывателя. Если между концом провода и «массой» нет искры, значит, цепь высокого напряжения неисправна или неисправен конденсатор. Для окончательной проверки нужно заменить конденсатор на другой (заведомо исправный). После замены конденсатора снова повторить проверку. Если искра по-прежнему отсутствует, значит, нужно заменить катушку.

Для того чтобы проверить исправность работы конденсатора, необходимо отсоединить провод конденсатора от клеммы прерывателя, затем полностью сомкнуть контакты прерывателя, включить зажигание и рукой размыкать контакты прерывателя. При размыкании между контактами прерывателя должно наблюдаться сильное искрение. После этого нужно снова присоединить провод конденсатора обратно к клемме и повторить проверку. Если искрение между контактами прерывателя уменьшится, значит, конденсатор исправен, в противном случае конденсатор нужно заменить на новый.Ремонт системы зажигания заключается в замене неисправных элементов, таких как провода высокого и низкого напряжения, свечи зажигания, конденсатор, выключатель зажигания и его контактная группа, электронный коммутатор, датчик распределителя, распределитель зажигания и его элементы (кулачок, ротор, крышка, вакуумный регулятор, контактная группа), на новые.

avtokriminalist.ru

Техническое обслуживание приборов зажигания и освещения

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Техническое обслуживание автомобилей

Техническое обслуживание приборов зажигания и освещения

Неисправности приборов зажигания вызывают либо полное прекращение работы двигателя, либо появление перебоев в его работе. Наличие перебоев в зажигании вызывает падение мощности двигателя, перерасход топлива и разжижение смазки.

Основные работы, выполняемые при техническом обслуживании приборов зажигания

При ЕО и ТО-1 работы по обслуживанию приборов зажигания не производят.

При ТО-2 очищают поверхности свечей, катушки зажигания и проводов высокого и низкого напряжения от пыли, грязи и масла, вывертывают свечи зажигания, проверяют их состояние и при необходимости очищают от нагара и регулируют зазоры между электродами; снимают прерыватель-распределитель, очищают его наружную поверхность от грязи, масла, проверяют состояние контактов и регулируют зазоры между ними; смазывают валик прерывателя-распределителя.

Надежность работы системы зажигания в первую очередь зависит от величины зазора между контактами прерывателя-распреде-лителя и от чистоты контактов.

Поверхность контактов должна быть чистой, гладкой, без следов окисления, обгорания и сильного износа.

Загрязненные (замасленные) контакты протирают замшей, смоченной в чистом бензине, а затем сухой замшей. Обгоревшие контакты прерывателя-распределителя тщательно зачищают бархатным напильником или стеклянной шкуркой зернистостью 170. Нельзя зачищать контакты наждачной шкуркой. Инструмент для зачистки контактов не должен быть замасленным или грязным.

При зачистке стеклянную шкурку складывают в два слоя и устанавливают между контактами так, чтобы при ее движении одновременно и равномерно очищались оба контакта. После зачистки контактов обдувают панель прерывателя-распределителя

воздухом с целью удаления пыли и протирают контакты замшей, смоченной в чистом бензине. Контакты должны соприкат саться по всей площади. Зазор между контактами должен быть 0,35—0,45 мм Величину зазора регулируют так. Вра> щением валика прерывателя-распредели! теля устанавливают максимальный зазор между контактами. После этого проверяют зазор пластинчатым щупом. При этом щуп должен входить, не отжимая подвижный контакт. Если зазор отличается от нормального (0,35—0,45 мм), то ослабляют винт (рис. 173) крепления пластинки неподвижного контакта и, вращая отверткой регулировочный эксцентриковый винт, доводят зазор до требуемой величины. Затягивают винт и вторично проверяют величину зазора между контактами.

После регулировки зазора динамометром проверяют натяжение пружины рычажка прерывателя, которая должна прижимать подвижный контакт к неподвижному с силой 3,9—5,9 н [400—600 Г].

Свечи зажигания очищают и проверяют на приборе ГАРО М514-2М (рис, 174), состоящем из воздушной камеры, пескоструйной камеры и индукционной катушки с электромагнитным прерывателем. В корпусе прибора имеются резьбовые заглушки, вместо одной из которых ввертывают проверяемую свечу зажигания. Для наблюдения за искрообразованием свечи имеется смотровое окно.

Рис. 173. Винты регулировки зазора между контактами прерывателя

Рис. 174. Прибор для очистки и проверки свечей зажигания

Через штуцер и далее по каналу в распределительную камеру, перекрытую диафрагмой, подводится сжатый воздух от компрессора. По каналам воздух может поступать в воздушную полость, к корпусу для очистки свечи или к отверстию в зависимости от того, какой из регулировочных винтов будет отвернут. Для измерения давления сжатого воздуха имеется манометр. Свечу для очистки вставляют Б резиновую шайбу, которая имеется в пескоструйной камере.

Вторичная обмотка катушки зажигания прибора одним концом соединена с массой, а другим при помощи провода и наконечника — с испытуемой свечой. Параллельно проводу высокого напряжения включен искровой разрядник, предназначенный для ограничения напряжения во вторичной обмотке катушки зажигания. Величину зазора между контактами прерывателя катушки зажигания регулируют винтом.

Катушку зажигания включают кнопкой, расположенной на боковой стенке корпуса прибора. Для питания прибора используется постоянный или переменный ток напряжением 12 в.

Свечи на приборе проверяются в среде сжатого воздуха, давление которого должно быть 784—882 кн/м2 [8—9 кГ/см2]. Очистка свечей осуществляется кварцевым песком, просеянным через сетку, имеющую 1000—2500 отверстий на 1 см2.

Зазор между электродами свечи проверяют круглым щупом, а регулируют осторожным подгибанием бокового электрода. Зазор между электродами свечи 0,6—0,8 мм.

Очистку свечи осуществляют следующим образом. Устанавливают под съемную крышку камеры пескоструйной очистки резиновую шайбу с отверстием, диаметр которого соответствует диаметру нарезной части корпуса проверяемой свечи, и вставляют свечу в отверстие шайбы.

Присоединяют прибор к компрессору, отвертывают на 8—10 сек винт для подачи сжатого воздуха в камеру пескоструйной счистки и одновременно вращают свечу рукой. Завертывают винт, вынимают свечу и подставляют ее к отверстию для обдувч свечей. Несколько отвертывают винт и, поворачивая свечу, тщательно продувают ее сжатым воздухом для удаления песчинок и частиц нагара. Затем завертывают винт.

На бесперебойность искрообразования свечу проверяют следующим образом. К зажимам прибора присоединяет провода от аккумуляторной батареи или от трансформатора напряжением 12—24 в и заземляют корпус прибора. Вывертывают одну из резьбовых заглушек и ввертывают в отверстие Испытуемую свечу с резиновой прокладкой. Отвертывают винт и впускают сжатый воздух в прибор под давлением 784—882 кн/м2 [8—9 кГ/см2].

Затем присоединяют наконечник провода высокого напряжения к зажиму испытуемой свечи, нажимают на кнопку включения катушки зажигания и наблюдают в смотровое окно 16 за работой свечи. При этом искра между электродами должна быть устойчивой. Проскакивание искры по поверхности конца изолятора не должно наблюдаться. Затем завертывают винт, вывертывают испытуемую свечу и завертывают резьбовую заглушку.

Установка зажигания на двигателе

Мощность, экономичность и устойчивость работы двигателя в большей степени зависят от правильной установки зажигания. Перед установкой зажигания зачищают контакты и регулируют зазор между разомкнутыми контактами прерывателя-распределителя, как указано выше.

Рис. 175. Установка начального угла опережения зажигания на автомобилях: а — ГАЗ-51А. б — ГАЗ-5ЭА, а – ЗИЛ-130

После этого устанавливают поршень 1-го цилиндра в в. м. т. конца такта сжатия (или немного не доходя до нее). Положение поршня определяется по выходу воздуха из цилиндра через отверстие для свечи. Затем открывают крышку смотрового люка на боковой поверхности картера маховика (ГАЗ-51А) и, медленно проворачивая коленчатый вал, совмещают метку обода маховика с указателем на картере (рис. 175, а). У двигателя ГАЗ-бЗА четвертое деление указателя зажигания должно совпадать с меткой на шкиве коленчатого вала (рис. 175, б). У двигателя ЗИЛ-130 должно быть совпадение установочного пальца с лункой на распределительной шестерне (рис. 176, б). Это положение должно соответствовать моменту начала размыкания контактов прерывателя.

Конец провода подкапотной лампы (отсоединив его у реле-регулятора) присоединяют к нижней клемме катушки зажигания или к выводной клемме низкого напряжения прерывателя-распределителя, отсоединяют трубку вакуумного регулятора от прерывателя (если перед установкой зажигания прерыватель-распределитель с двигателя не снимался).

Вращая регулировочные гайки, стрелку октан-корректора устанавливают на нуль. После установки гайки туго затягивают, ослабляют винт крепления пластины корпуса прерывателя-распределителя, включают зажигание и медленно провертывают корпус прерывателя-распределителя сначала по часовой стрелке так, чтобы контакты прерывателя-распределителя замкнулись, а затем против часовой стрелки до размыкания контактов, которое определяется по вспыхиванию подкапотной лампы.

При определении начала размыкания контактов слегка нажимают пальцем руки на кулачок прерывателя, стремясь повернуть его против направления вращения, для того чтобы «выбрать» зазор в приводе прерывателя-распределителя. После чего, удерживая корпус прерывателя-распределителя от проворачивания, закрепляют его и отсоединяют трубку вакуумного регулятора.

Подкапотную лампу помещают над смотровым люком картера и, вращая коленчатый вал, следят, совпадает ли вспышка лампы с моментом совмещения метки на ободе маховика и указателя на картере. Если при проверке момент вспышки лампы не совпадает с. моментом совмещения метки на маховике с указателем на картере, необходимо уточнить установку зажигания. Далее выключают зажигание, отсоединяют провод подкапотной лампы, устанавливают на место крышку смотрового люка, ротор, крышку распределителя и вставляют в нее провод от катушки зажигания и свечей в соответствии с порядком работы двигателя 1—2—4—3 (ГАЗ-21 «Волга», «Запорожец»), 1—3—4—2 (автомобили «Москвич» всех моделей), 1—5—3—6—2—4 (ГАЗ-51А) и 1—5—4—2— 6—3—7—8 (ЗИЛ-130, ГАЗ-53А) по направлению вращения часовой стрелки.

Окончательно проверяют установку зажигания следующим образом. Прогревают двигатель до температуры воды 80—90° С в системе охлаждения и, двигаясь по ровной дороге на прямой передаче на грузовом автомобиле со скоростью 20—25 км/ч или на легковом со скоростью 30—35 км/ч, дают автомобилю разгон, резко нажав до отказа на педаль управления дроссельной заслонкой. При этом должны быть слышны легкие, быстро исчезающие детонационные стуки.

Звонкие металлические стуки (сильная детонация) указывают на слишком раннее зажигание. В этом случае необходимо за октан-корректор повернуть по часовой стрелке корпус прерывателя-распределителя на одно деление. Полное отсутствие стуков при разгоне укажет на слишком позднее зажигание; в этом случае необходимо повернуть корпус прерывателя-распределителя против направления вращения кулачка.

При очень раннем зажигании, когда наблюдается сильная детонация, может быть пробита прокладка головки блока и могут прогреть клапаны и поршни. При очень позднем зажигании резко возрастает расход бензина, теряется приемистость двигателя и он чрезмерно нагревается.

Проверка в регулировка фар

Правильная установка фар обеспечивает безопасность движения. Нарушение регулировки фар может вызвать ослепление водителей встречных автомобилей и привести к аварии. Хорошее освещение проезжей части дороги может быть достигнуто при условии, если оси световых пучков фар будут направлены не параллельно горизонтальной поверхности, а с некоторым наклоном вниз.

Не допускаются к эксплуатации автомобили с фарами, не обеспечивающими освещение дороги на расстоянии 30 м при ближнем свете и 100 м при дальнем свете.

Проверяют и регулируют фары в затемненном помещении при помощи специально размеченного экрана. Автомобиль при этом должен быть без груза с нормально накачанными шинами.

При регулировке фар добиваются того, чтобы лучи от каждой фары давали яркое световое пятно овальной формы на определенном месте экрана, находящегося на установленном расстоянии от автомобиля (рис. 176, а).

При проверке фар автомобиль устанавливают на размеченный участок пола перпендикулярно экрану, на расстоянии А от него. Включают дальний свет и, закрыв одну из фар, устанавливают другую фару винтами на верху и с боку фары (ЗИЛ-130, ГАЗ-51А, ГАЗ-53А) так, чтобы центр светового пятна совпадал с точкой пересечения горизонтальной и вертикальной линий на экране.

Рис. 176. Регулировка фар (а), оптическая часть (б) и схема (в) прибора ГАРО для проверки фар

У фар, установленных на кронштейнах, затягивают гайку опоры и вторично проверяют положение светового пятна. Затем аналогичным образом проверяют и регулируют другую фару.

Следует иметь в виду, что рассеиватель в фаре должен быть установлен так, чтобы метка «верх» находилась строго в верхнем положении, так как даже незначительное смещение (поворот) рассеивателя ухудшает освещение дороги.

При отсутствии в автохозяйстве специальной площадки с экраном фары проверяют при помощи прибора. Прибор состоит из оптической камеры (рис. 176, в), разборной базирующей штанги и двух опорных штырей. В походных условиях все части прибора укладываются в деревянном футляре. Проверка установки каждой фары производится раздельно.

Оптическая камера (рис. 176, б) представляет собой металлический корпус, в котором устанавливаются линза, экран и зеркало.

Оптическая камера и опорные штыри (рис. 176, в) монтируются на базирующую штангу. При проверке опорные штыри упираются в места стыка фары с ободком на уровне центров фар, при этом оптическая ось прибора совмещается с вертикальной плоскостью, проходящей через центр проверяемой фары.

Пучок света фар, проходя через линзу, отражается зеркалом и проектируется на экране (матовом) в виде светового пятна, по положению которого относительно контрольных рисок, имеющихся на экране прибора, судят о том, правильно ли отрегулирована фара.

Читать далее: Cмазка деталей автомобиля

Категория: - Техническое обслуживание автомобилей

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

Техническое обслуживание приборов системы зажигания

План открытого урока по предмету:

«Эксплуатация и ремонт автомобилей, сельскохозяйственной техники и тракторов»

Группа Ф-31, профессия «Мастер сельскохозяйственного производства (фермер)»

Дата проведения 17.01.18

Тема урока: «Техническое обслуживание приборов системы зажигания»

Цели урока:

Образовательная. Научиться: 1) Определять причину неисправностей приборов контактных систем зажигания и способы их устранения. 2) Проводить их плановое техническое обслуживание.

Развивающая. Формирование умений различать типы систем зажигания, переход от механического прерывания цепи низкого напряжения к электронному

Воспитательная. Воспитание заинтересованности в определении причин неисправностей систем зажигания, продления срока службы приборов этой системы, бережного отношения к технике и любви к своей профессии.

Тип урока – комбинированный

Межпредметные связи – Тракторы и автомобили. Диагностика

Оснащение урока – Интерактивная доска, электронный учебник по устройству и эксплуатации автомобилей семейства ВАЗ, плакаты, альбомы, стенд контактной системы зажигания, макет прерывателя-распределителя

Источники тока и приборы системы зажигания: аккумуляторная батарея, генератор, регуляторы напряжения , прерыватель-распределитель, катушка зажигания, искровые свечи, провода высокого напряжения

Измерительные приборы, приспособления и инструменты: ареометр, вольтметр, контрольная лампа (U=12B, N=3W), зарядное устройство, отвёртка, щуп, маслёнка

Ход урока

I. Организационная часть – проверка наличия и готовность учащихся к занятиям

- сообщение темы и цели урока.

II. Основная часть –

1. опрос учащихся по пройденной теме: «Техническое обслуживание источников

тока»

1. Назначение, виды и переодичность проведения ТО

1.1 Для чего проводится техническое обслуживание машин?

1.2 Назовите виды и назначение плановых технических обслуживаний автомобилей

1.3 Назовите переодичность, схему проведения ТО для автомобилей и допустимое отклонение проведения от рекомендуемой.

2. Неисправности аккумуляторной батареи

2.1 Что такое «Саморазряд» аккумуляторной батареи?

2.2 Что такое «Сульфатация пластин»?

2.3 Назовите причины разрушения пластин аккумуляторной батареи

3. Техническое обслуживание аккумуляторных батарей

3.1 Назовите переодичность и виды работ при проведении технического обслуживания аккумуляторной батареи?

3.2 Практическое задание. Проверить уровень электролита в аккумуляторной батарее

-2-

3.3 Какова должна быть плотность электролита в нашей климатической зоне?

(максимальная низкая температура зимой от -30оС до -40оС)

3.4 Практическое задание.

Проверить плотность электролита и сделать анализ о степени заряженности каждой банки аккумуляторной батареи

3.5 Чему должна быть сила зарядного тока аккумуляторной батареи 6СТ-60?

3.6 Чему равен срок службы аккумуляторной батареи при правильной эксплуатации?

4.Неисправности генератора

4.1 Перечислить основные неисправности генераторов переменного тока

5. ТО генератора

5.1 Какую операцию выполняют при ЕТО генератора?

5.2 Перечислить виды работ при ТО-1 генератора

5.3 Перечислить виды работ при ТО-2

5.4 Что категорически запрещается делать при проверке генератора?

Доклад: «Из истории создания и развития систем зажигания двигателей»

Докладчик – студент Аблошкин Дмитрий

Вопросы по предмету: «Тракторы и автомобили». Тема: «Система зажигания». Устройство и работа

1. Назначение системы зажигания бензиновых двигателей

2. Перечислить и показать на плакате, (экране, стенде) приборы батарейной системы зажигания, цепи низкого и высокого напряжения

3. Почему данная система называется батарейной?

4. Объяснить принцип действия батарейной системы зажигания (на макете с принципиальной схемой)

Демонстрация работы батарейной системы зажигания на действующем стенде

5. Чем отличается контактно-транзисторная система зажигания от классической контактной и в чём её преимущество?

6. Объяснить положения ключа в выключателе зажигания легковых автомобилей

7. Назначение и устройство катушки зажигания

8. Для чего в цепь низкого напряжения катушки зажигания Б-1 включено дополнительное сопротивление (вариатор)?

9. Назначение и устройство прерывателя-распределителя.

10. Расшифруйте маркировку искровой свечи зажигания: А 17 ДВ

11. При какой температуре происходит самоочищение свечи? Чем отличаются «горячие» свечи от «холодных»?

2. Изложение нового материала: «Техническое обслуживание приборов системы зажигания»

1. Характерные неисправности приборов системы зажигания, их причины и способы устранения

- катушка зажигания

- прерыватель-распределитель

- искровые свечи

- транзисторный коммутатор

-3-

2. Техническое обслуживание приборов системы зажигания

2.1 Первое техническое обслуживание ТО-1

- проверка крепления приборов

- смазка вала прерывателя-распределителя

2.2 Второе техническое обслуживание ТО-2

2.2.1 Проверка (замена) свечей зажигания

2.2.2 ТО прерывателя-распределителя

- очистка внутренней и наружной поверхности крышки распределителя

- проверка состояния контактов прерывателя, зачистка и регулировка зазора

- проверка и установка угла замкнутого состояния контактов на стенде.

(проводит студент Готфрид Евгений)

- смазка прерывателя-распределителя

- проверка натяжения пружины подвижного контакта

- проверка и установка угла опережения зажигания

III.Заключительная часть – закрепление нового материала

1. Вопросы:

- при каком ТО проводят обслуживание и регулировки прерывателя-распределителя?

- каким должен быть зазор между контактами прерывателя-распределителя?

- каким должен быть зазор между электродами свечей батарейной системы зажигания,

контактно-транзисторной, электронной?

- как определить неработающую свечу на двигателе?

- чему должна быть равна сила натяжения пружины рычажка прерывателя?

2. Самостоятельная работа. Альбом стр. 56, 62. Изучить порядок установки зазора между

контактами прерывателя-распределителя и момента зажигания автомобилей ГАЗ-53 и ЗИЛ-130 (5мин.)

3. Практическая работа:

- установка зазора между контактами прерывателя

- смазки прерывателя-распределителя

IV. Подведение итогов урока – анализ усвоения материала, ответов на вопросы, активности на уроке и оценка знаний учащихся

V. Задание на дом: Ю.И.Боровских и др. «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля» стр.55-57, Л.И.Шпаков «Электрооборудование тракторов, комбайнов и автомобилей» стр. 86-90

Преподаватель ____________ Поликарпов С.В.

Изложение нового материала

Техническое состояние системы зажигания влияет на надёжность и экономичность работы двигателя.

Обычно ТО проводят на станциях технического обслуживания, хотя многие водители и по окончанию гарантийного срока автомобиля выполняют обслуживание самостоятельно.

Есть работы по ТО, которые можно проводить только на специальных стендах обученными специалистами (например балансировка и схождение колёс, компьютерная диагностика и т.д).

Мы рассмотрим те работы по ТО системы зажигания, которые может выполнить водитель самостоятельно.

1. Сначала ознакомимся с характерными неисправностями приборов системы зажигания.

Катушка зажигания

- межвитковое замыкание обмоток

- нарушение контакта или перегорание добавочного сопротивления

- прогар или трещины высоковольтной крышки

Прерыватель-распределитель

- загрязнение ротора и крышки

- замасливание или обгорание контактов

- недостаточный или очень большой зазор между контактами прерывателя (при недостаточном – контакты быстро подгорают, при слишком большом – слабая искра)

- пробой или повреждение конденсатора

- трещины и выгорание выводных гнёзд крышки

- ослабление пружины рычажка подвижного контакта

- биение валика прерывателя-распределителя

Свечи зажигания

- трещины в изоляторе

- отложение нагара или замасливание

- нарушение зазора между электродами

Транзисторный коммутатор

- пробой транзистора

2. Техническое обслуживание

Первое техническое обслуживание (ТО-1)

2.1 Проверка крепления приборов

2.2 Смазка вала прерывателя-распределителя («Литол-24», пол оборота крышки маслёнки)

Второе техническое обслуживание (ТО-2)

2.3 Проверка (замена) свечей зажигания

ТО прерывателя-распределителя

2.4 Очистка внутренней и наружной поверхности крышки распределителя

2.5 Проверка состояния контактов прерывателя, зачистка и регулировка зазора

- замасленные и грязные протереть плотной тканью, смоченной в бензине

- Зачистка контактов - самая ответственная операция при техническом обслуживании. Во время работы прерывателя металл с подвижного контакта переносится на неподвижный (эрозия). На неподвижном контакте образуется бугорок, а на подвижном – углубление (кратер). Во время зачистки контактов нужно удалить бугорок и несколько спилить углубление кратера. Однако полностью удалять кратер не рекомендуется, т.к. это приводит к уменьшению толщины контакта. Зачищать контакты надо и в том случае, если на их поверхностях образовалась оксидная плёнка (в результате длительного хранения автомобиля на жаре или в сыром помещении). Эта плёнка может стать изолятором между контактами.

Бархатный надфиль или абразивная пластинка, которыми зачищают рабочие поверхности, должны быть не толще 1 мм. При такой толщине инструмента контакты не приходится сильно раздвигать. Во время зачистки пальцем нажимают на рычажок подвижного контакта, чтобы параллельность контактов сохранялась.

Не рекомендуется зачищать рабочие поверхности контактов монетой, т.к. металл монеты окисляется сильнее, что приводит к образования слоя нагара.

- Регулировку зазора проводят при полностью разомкнутых контактах.

Отпускают стопорный винт и вращением эксцентрикового винта устанавливают зазор

0,35-0,45 мм. Щуп должен проходить между контактами не раздвигая их. После установки зазора затягивают стопорный винт.

Зазор между контактами прерывателя играет большую роль в надёжной работе системы зажигания, т.к. от него зависит угол замкнутого состояния контактов (УЗСК).

Т.е. изменяя зазор мы фактически изменяем время, в течение которого контакты замкнуты и в течение которого нарастает ток в цепи первичной обмотки, а следовательно увеличится мощность искры.

С увеличением зазора угол замкнутого состояния контактов уменьшается, с уменьшением – увеличивается.

Мы предлагаем простое приспособление для установки УЗСК. Оно состоит из корпуса, изготовленного в виде цилиндра, который вставляется в корпус прерывателя-распределителя при снятой крышке и вставленного в него подвижного диска со шкалой.

Установка УЗСК – Готфрид Е.

Изменение зазора между контактами прерывателя обязательно вызывает изменение угла опережения зажигания, поэтому необходимо проверить и установить его.

2.6 Смазка вала,( «Литол-24» полоборота), шарикоподшипника дисков прерывателя

(1 капля), войлочный фитиль (фильц 2-3 капли), ось подвижного контакта (1 капля), валик центробежного регулятора (4-5 капель).

При смазке фитиля кулачка и оси подвижного контакта следует соблюдать осторожность, чтобы масло не попало на контакты.

2.7 Проверка натяжения пружины подвижного контакта проводится динамометром

Направление натяжения динамометра – перпендикулярно плоскости контактов.

Показание снимается в момент начала размыкания (400-600 г.)

Оттянутый и отпущенный рычажок должен со щелчком возвращаться в исходное положение.

2.8 Установка момента зажигания (проводится после установки зазора между контактами)

Угол опережения зажигания – это угол поворота коленчатого вала от момента проскакивания искры до момента, когда поршень находится в В.М.Т.

1. Снять крышку прерывателя-распределителя

2. Установить октан-корректор на «0»

3. Отсоединить трубку вакуумного регулятора

4. Установить поршень первого цилиндра в положение «МЗ» при такте сжатия

5. Подключить контрольную лампу между зажимом низкого напряжения прерывателя и «массой»

6. Ослабить затяжку гайки крепления корпуса прерывателя-распределителя

7. Включить зажигание

8. Проворачивать корпус прерывателя-распределителя по направлению вращения ротора до момента замыкания контактов

9. Осторожно провернуть корпус прерывателя-распределителя против направления ротора до момента начала размыкания контактов (контрольная лампа загорится)

10. Установить крышку прерывателя-распределителя на место

11. Проверить правильность установки проводов высокого напряжения в соответствии с порядком работы цилиндров

2.9 Проверка и корректировка момента зажигания

2.10 Катушка зажигания и транзисторный коммутатор в специальном уходе не нуждаются.

В процессе эксплуатации по мере необходимости их протирают и следят за надёжностью крепления проводов к зажимам

kopilkaurokov.ru

Обслуживание системы зажигания | Обслуживание и ремонт автомобиля

В обслуживании системы зажигания главным является содержание приборов цепи низкого напряжения в состоянии, обеспечивающем получение максимально возможного тока в первичной обмотке катушки зажигания, поддержание необходимой изоляции приборов и проводов цепи высокого напряжения, установка зажигания, проверка зазора между электродами свечей и регулировка зазора между контактами прерывателя.

Осмотр системы зажигания

При осмотре системы зажигания тщательно очищают изоляторы свечей, крышку распределителя и катушку зажигания. Грязь и масло удаляют ветошью, смоченной в чистом неэтилированном бензине.

Масло, попавшее на поверхность проводов высокого напряжения, удаляют сухой чистой тряпкой. Визуально проверяют исправность изоляторов свечей, изоляции проводов, надежность контактов, затем — крепление проводов к свечам, прерывателю-распределителю и катушке зажигания. После этого проверяют крепление распределителя. Корпус распределителя не должен поворачиваться от руки, а прочно удерживаться в гнезде.

Установка зажигания

От правильной установки момента зажигания зависит мощность двигателя, его экономичность, а также тепловой режим работы двигателя.

Момент зажигания регулируют с помощью октан-корректора при переходе на топливо с иным октановым числом, чем у применявшегося ранее, и после регулировки зазора в прерывателе.

Зажигание устанавливают так, чтобы искра подавалась в момент, когда поршень не дошел до верхней мертвой точки на 4° поворота коленчатого вала в конце такта сжатия.

Для определения такта сжатия вывертывают свечу первого цилиндра и, закрыв отверстие пальцем или бумажным пыжом, медленно проворачивают коленчатый вал пусковой рукояткой, пока не почувствуется давление сжатого воздуха на палец или не выбьет бумажный пыж. Затем вынимают из крышки распределителя провод высокого напряжения и подносят его к массе двигателя в удобном для наблюдения месте; включают зажигание; медленно продолжают вращение коленчатого вала двигателя и останавливают его точно в момент проскакивания искры.

Для установки поршня в нужное положение служат метки на маховике, а у двигателя ЗИЛ-130 — метки на шкиве. При правильной установке зажигания метка на маховике должна совпадать со стрелкой или меткой на картере сцепления. Если метки не совпадают, необходимо уточнить установку зажигания, для чего установить поршень первого цилиндра по ходу сжатия в положение начала зажигания по метке на маховике и указатель октан-корректора в нулевое положение, отрегулировать начало разрыва контактов прерывателя, для чего ослабить крепление корпуса распределителя и поворачивать его сначала по ходу часовой стрелки до тех пор, пока контакты замкнутся, а затем обратно, до начала их размыкания; закрепить корпус распределителя.

Правильность установки зажигания проверяют при помощи переносной неоновой лампы. При этом запускают двигатель и прогревают его до нормальной температуры, присоединяют один из проводов неоновой лампы к свече зажигания первого цилиндра двигателя, а второй — к «массе», при этом в лампе будет появляться вспышка света в момент проскакивания искры в первом цилиндре. При малом числе оборотов двигателя направляют свет неоновой лампы на люк картера маховика. Вследствие стробоскопического эффекта метка на маховике будет казаться неподвижной; при несовпадении её с соответствующей меткой люка необходимо ослабить стяжной винт установочной скобы прерывателя-распределителя и, медленно поворачивая корпус вправо или влево, добиться совпадения установочных меток. Затем затягивают установочный винт прерывателя-распределителя. Окончательную доводку момента зажигания производят с помощью октан-корректора, прослушивая работу двигателя при движении автомобиля. Для этого прогревают двигатель до температуры охлаждающей жидкости (70-80°) и, двигаясь на прямой передаче по ровной дороге со скоростью около 20 км/ч, резко нажимают до отказа педаль управления дросселем. Если будут слышны стуки двигателя, исчезающие при повышении скорости до 25-30 км/ч, то это может указывать на неправильную установку зажигания.

Сильная детонация, прослушиваемая при скорости движения свыше 30 км/ч, свидетельствует о слишком раннем зажигании. Для установки более позднего зажигания необходимо повернуть корпус распределителя на одно-два деления шкалы октан-корректора по ходу вращения кулачка прерывателя. При полном отсутствии детонации поворачивают корпус прерывателя-распределителя против часовой стрелки.

Другие статьи по теме:

с вашего сайта.

autocarta.ru