Трактор Т-16 Устройство, принцип работы, характеристики и ремонт тракторов Т-16, Т-16 М и Т-16 МГ. Установка зажигания т 16


Проверка и регулировка ТНВД трактора Т-16

Угол опережения впрыска топлива проверяют после регулировки ТНВД или после снятия и установки его на двигатель Т-16.Угол начала подачи топлива проверяют следующим образом. На штуцер секции первого цилиндра надевают резиновую трубку, второй конец которой надевают на стеклянную трубку с внутренним диаметром 1-1,5 мм.После этого рычаг управления подачей топлива устанавливают в положение полной подачи и поворачивают валик топливного насоса до появления топлива к стеклянной трубке без пузырьков воздуха. Часть топлива из рубки выливают и, поворачивая валик насоса, отмечают момент начала повышения уровня топлива в трубке. При этом положении валика находят на шлицевом фланце отверстия, совпадающие с отверстиями на шестерне привода насоса, и в них оставляют болты. Если отверстия полностью не совпадают, то поворачивают валик топливного насоса до совпадения отверстий.Дли регулировки насос 2ТН-8,5х10 устанавливают на стенд и к нему присоединяют тpyбопроводы. Корпус насоса и регулятора заполняют необходимым количеством масла, из системы удаляют воздух и проверяют надежность соединений. Проверяют работу подкачивающего насоса. Давление за фильтром тонкой очистки топлива, при 800 мин-1 валика насоса, должно быть и пределах 0,06-0,09 МПа.Начало подачи топлива определяют по началу движения мениска топлива в стеклянной трубке, имеющей внутренний диаметр 1-1.5 мм.При регулировке ТНВД на начало подачи топлива на кулачковом валике устанавливают градуированный диск, а па корпусе - стрелку. Первая секция насоса должна начинать подавать топливо за 51+1° до прихода кулачка валика в верхнюю мертвую точку. Для получения более раннего угла начала подачи регулировочный болт толкателя вывертывают, а для более позднего - ввертывают. Вторая секция насоса должна начинать подавать топливо после дальнейшего поворота валика насоса на 90°±30’.Запас хода толкателя, который должен быть равен 0,3 мм, следует проверять после регулировки насоса на начало подачи топлива. Для проверки и регулировки ТНВД толкатель устанавливают в крайнее верхнее положение и отверткой приподнимают тарелку пружины плунжера. Затем измеряют щупом зазор между торцом головки регулировочного болта толкатели и гарелкой пружины клапана.Перед проверкой регулятора на число оборота начала действия необходимо определить величину выступания регулировочного болта вилки за ее переднюю плоскость на 10-12 мм. Затем сообщают валику топливного насоса 805+10 мин-1. При этих оборотах регулировочный болт вилки должен начинать отходить от призмы обогатителя. Чтобы можно било изменять момент начала подачи топлива насосом, под регулировочным болтом, ограничивающим ходвалика рычага, под внутренней и внешней пружинами регулятора помешены наборы прокладок толщиной 0,3 мм.Удаление одной прокладки из-под регулировочного болта приводит к увеличению числа оборотов начала действия регулятора и увеличению числа оборотов двигателя на 13—15  мин-1. Если при снятии всех прокладок из-под болта число оборотов будет недостаточно, добавляют нужное количество прокладок под внутреннюю и наружную пружины регулятора. Рекомендуется под регулировочным болтом оставлять 3-4 прокладки.Секции насоса на равномерность подачи топлива регулируют при числе оборотов валика насоса 800 и 850 мин-1.При нормальной работе двигателя каждая секция подает на две минуты 70-80 см3 топлива при 800 мин-1 и не более 35 см3 при 725 мин-1. При 900 мин-1 подача топлива через форсунки должна автоматически полностью прекращаться. Неравномерность подачи топлива между секциями при 800 мин-1 не должна превышать 5%, а при 850 мин-1-30%. ТНВД на равномерность подачи регулируют перемещением хомутиков на рейке насоса. При перемещении вправо увеличивается подача топлива секцией, а при перемещении влево - уменьшается.Регулировки скоростного режима ТНВД НД 21/2-4 осуществляется изменением натяжения пружины 18 (рис. 30) регулятора при помощи регулировочного винта 13. Регулировочный винт ограничивает перемещение рычага управления и тем самым определяет натяжение пружины 18.При выворачивании регулировочного винта частота вращения, при которой начиняет действовать регулятор, увеличивается, при заворачивании - уменьшается.

См. также: регулятор ТНВД трактора Т-16.

  • < Назад
  • Вперёд >

traktor-t-16.ru

Трактор Т-16. Двигатель Д-21А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

На СШ Т-16 М и Т-16 МГ устанавливается двигатель Д-21Ачетырехтактный, двухцилиндровый воздушного охлаждения, с непосредственным впрыском топлива. С правой стороны двигателя расположены: топливный насос 2 (рис. 7). топливные фильтры 7, впускной 3 и выпускной 6 трубопроводы, свеча 4 подогрева всасываемого воздуха, щуп-масломер 9 и средний дефлектор. С левой стороны расположены: декомпрессионный механизм, стартер 14, генератор 12, форсунки 20 и легкосъемный кожух 16 вентилятора.

 

Рис. 7. Двигатель Д-21А (а - вид слева, б - вид справа, в разрез): 1 - счетчик моточасов работы; 2 – топливный насос высокого давления; 3 и 6 - впускной и выпускной коллекторы; 4 - свеча накаливания; 5 - глушитель; 7 — топливные фильтры; 8 - пробка маслозаливной горловины; 9 - щуп-масломер; 10 - пробка спускного отверстия; 11 - поддон картера; 12 – генератор; 13 - картер; 14 – стартер; 15 - хомут крепления вентилятора; 16 – направляющий кожух вентилятора; 17 - центрифуга; 18 - вентилятор; 19 - указатель ВМТ; 20 – форсунка; 21 - клапан; 22 - колонка цилиндра; 23 – цилиндр; 24 - поршень; 25 – шатун; 26 - коленчатый вал; 27 - валик уравновешивающего механизма; 28 - промежуточная шестерня.

В передней части двигателя Д-21А находятся: маслозаливная горловина 8, центробежный масляный фильтр 7, вентилятор 18, счетчик моточасов 1, шкив ведущий привода вентилятора 18 и генератора 12 с метками ВМТ, НМТ, Т1 и Т2 для установки угла опережения впрыска топлива и регулировки клапанов. В задней части расположены маховик и картер маховика. В верхней части находятся цилиндры 23 которые крепятся вместе с головками 22 к картеру 13 двигатели с помощью анкерных шпилек. Внутри картера дизеля Д-21А расположены: коленчатый 26 и распределительный валы, толкатели клапанов и валик 27 уравновешивающего механизма. Между передним листом и алюминиевой крышкой смонтированы распредели тельные шестерни привода вспомогательных механизмов, масляный насос. В нижней части укреплен поддон картера двигателя, внутри которого расположен маслозаборник. Детали остова дизеля Д-21А показаны на рис. 8.

 

Рис. 8. Детали остова дизеля Д-21А: 1 - крышка распределительных шестерен; 2, 8, 35, 43 – штифт; 3 - вставка; 4 - указатель ВМТ; 5, 22, 30, 45, 55 – прокладка; 6, 26, 27, 58 - пластина замковая; 7 – лист передний; 9, 48, 50, 52, 62, 63, 64, 66, 67, 68 - болт; 10, 32, 49, 51, 59 – шайба; 11, 54 - палец; 12, 19, 42 - пробка коническая; 13 - шпилька анкерная; 14,17,18, 21, 36, 53 - втулка; 15 - цилиндр; 16 - прокладка цилиндра; 20 - картер дизеля; 23, 37, 40 – шпилька; 24 – рым-болт; 29 - картер маховика; 41 - гайка; 31 - корпус уплотнения; 34, 56 - каркасное уплотнение; 38, 44 - крышка подшипников; 46 - угольник уплотнительный; 61 – уплотнение; 65 – винт.

 

 

 

 

Коленвал дизеля Д-21А

На передний конец коленчатого вала 13 (рис. 9) устанавливаются ведущая шестерня распределения, привода масляного насоса и ведущий шкив вентилятора. На задний конец коленчатого вала крепится маховик 16. В осевом направлении коленчатый вал фиксируется четырьмя полукольцами, установленными на второй коренной шейке. Поршни 3 (рис. 10) имеют три канавки под компрессионные 1 кольца и две под маслосъемные. Верхнее компрессионное кольцо по наружной поверхности покрыто хромом. В днище поршня выполнена камера сгорания.

 

Рис.9. Коленчатый вал, маховик и детали уравновешивающего механизма (Д-21А): 1 - болт специальный; 2 - шплинт; 3, 17, 24, 37, 38 - шайба; 4, 14 - маслоотражатель передний и задний; 5 - комплект вкладышей первого и пятого коренных подшипников; 6 комплект вкладышей третьего коренного подшипника; 7, 27 - полукольцо верхнее и нижнее; 8 - заглушка; 9, 10, 35 - шпонка; 11 - пробка; 12 - трубка; 13 - вал коленчатый в сборе; 15 - венец зубчатый; 16 - маховик; 18, 22, 39 - болт; 19 - штифт установочный; 20, 21 - пластина стопорная; 25 - втулка промежуточной шестеренки; 26 - промежуточная шестерня; 28 - подшипник радиальный сферический; 29 - кольцо уплотнительное; 30 - гнездо уплотнения; 31 - уплотнение самоподжимное; 32, 26 - груз задний и передний; 33 валик уравновешивающего механизма; 32 - шестерня ведомая механизма уравновешивания.

 

Рис. 10. Детали шатунно-поршневой группы (Д-21А): 1 - комплект поршневых колец; 2 - расширитель осевой; 3 – поршень; 4 - палец; 5 - кольцо cтопорное; 6 - втулка верхней головки шатуна; 7 – шатун; 8 - болт шатунный; 9 – штифт; 10 - комплект вкладышей нижней головки шатуна; 11 — крышка; 12 – шплинт; 13 – гайка.

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

 

 

 

sinref.ru

Трактор Т-16. Коромысла клапанов и распределительные шестерни дизеля Д-16

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

Коромысла клапанов двигателя Т-16 14 представляют собой двуплечие рычаги, поворачивающиеся на стальном трубчатом валике. В резьбовое отверстие, имеющееся на одном конце коромысла, ввертывают регулировочный винт 12, изменяя зазор между торном стержня клапана и бойком коромысла клапанов. Боек коромысла подвергнут поверхностной закалке на глубину 1-3 мм. В отверстие коромысла запрессована втулка. Коромысла надеты на ось. Для смазки поверхности втулка имеет отверстие диаметром 4 мм и полость, в которой собирается масло, поступающее из полости оси коромысла. Стойка оси коромысла клапанов отлита из серого чугуна. Ее крепят на головке цилиндра болтом и штифтом. Пружина 17 предназначена для плотного прижатия в закрытом положении клапана к гнезду головки цилиндров. Пружина изготовлена из пружинной проволоки B-1 диаметром 3.5 мм и оцинкована. Впускной и выпускной клапаны 18 открывают и закрывают каналы головки цилиндров, через которые в камеру сгорания поступает воздух и отводятся отработанные газы. Впускной клапан изготовлен из стали 40Х, выпускной - из жароупорной стали Х9С2. Клапаны состоят из тарелки и стержня. Рабочей частью тарелки клапана является фаска, расположенная под углом 44?±30’. Этой фаской клапан прилегает к гнезду в головке цилиндров. Фаски гнезда и клапана тщательно притирают друг к другу. Для вращении клапана во время протирки на тарелке имеется прорезь, в которую вставляют инструмент. В выточке на конце стержня клапанов устанавливают сухарики, а на них тарелку пружины.

 

Трактор Т-16. Распределительные шестерни дизеля Д-16

Распределительные шестерни передают вращение от коленчатого вала распределительному валу и топливному насосу. Шестерни расположены на передней стенке картера двигателя. Для более плавного зацепления шестерни имеют спиральный зуб. Боковой зазор между зубьями шестерни равен 0,1-0,3 мм. Распределительная шестерня коленчатого вала находится в постоянном зацеплении с шестерней привода масляного насоса и промежуточной шестерней. На коленчатом валу ее закрепляют сегментной шпонкой. Про межуточная шестерня насажена на палец, запрессованный в картер, и находится в постоянном зацеплении с шестерней распределительного вала и шестерней привода топливного насоса. Работает декомпрессионный механизм следующим образом. Распределительная шестерня 35 коленчатого вала через промежуточную шестерню 25 и шестерню 37 приводит во вращение распределительный вал 5. Кулачок вала через толкатель, штангу и коромысло, сжимая пружину, утапливает клапан, вследствие чего надпоршневая полость цилиндра сообщается с атмосферой (при открытии впускного клапана поршня очищенного воздуха заполняет цилиндр, при открытии выпускного отработанные продукты выбрасываются наружу). При последующем вращении распределительного вала выступ кулачка отходит от толкателя и пол действием пружины клапан закрывается: коромысло, штанга и толкатель при этом возвращается в исходное положение. Затем процесс повторяется в соответствии с фазами газораспределения дизеля. В отличие от Д-16 кулачковый вал Д-21А вращается во втулках. Для синхронной работы механизма газораспределения с системой питания шестерни устанавливаются по меткам, как показано на рис. 15.

Рис. 15. Расположение приводных шестерен (Д-21А): 1 и 6 - ведомая и ведущая шестерни привода масляного насоса; 2 - ведущая шестерня распределения; 3 и 4 - ведомая и промежуточная шестерни привода ГРМ; 5 - шестерня привода ТНВД; 7 и 8 - шестерни привода уравновешивающего механизма.

 

 

 

 

 

Декомпрессионный механизм Т-16 (рис. 16) служит для облегчения запуска и экстренной остановки двигателя. Механизм состоит из рейки 2 и двух рычагов 1, шарнирно соединенных с рейкой.

Рычаги жестко соединены с валиками 8, входящими своими фрезерованными концами в проточки толкателей впускных клапанов. При передвижении рейки 2 поворачиваются рычаги 1 с валиками 8, которые своей цилиндрической поверхностью поднимают толкатели, а те, в свою очередь, через штанги и коромысла открывают впускные клапаны.

 

Рис. 16. Декомпрессионный механизм двигателя Т-16: 1 - рычаг декомпрессора; 2 - рейка рычага; 3 – пружина; 4 - палец рычага; 5 - крышка; 6 тяга; 7 – планка; 8 - валик декомпрессора; 9 – уплотнительное кольцо; 10 - кожух штанги; 11 – штанга толкателя; 12 – уплотнительное кольцо; 13 - втулка толкателя; 14 – шплинт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

 

sinref.ru

ГРМ и клапаны трактора Т-25

________________________________________________________________________

ГРМ и клапаны трактора Т-25

Рис. 12. Схема механизма газораспределения ГРМ Д-21 трактора Т-25

1 — блок-картер; 2 — распределительный вал; 3 — толкатель: 4 — валик декомпрессионного механизма; 5 — втулка толкателя; 6 — уплотнительное кольцо; 7 — штанга толкателя; 8 — кожух штанги; 9 — регулировочный винт; 10 — крышка клапанов; 11 — коромысло; 12 — тарелка клапана; 13 — сухарь; 14 — пружина клапана; 15 — клапан; 16 — головка цилиндра; 17 —втулка клапана; 18 — седло клапана; 19 — цилиндр; 20 — поршень; 21 — шатун; 22 — промежуточная шестерня газораспределения; 23 — шестерня привода топливного насоса; 24 — шестерня привода валика уравновешивающего механизма; 25 — промежуточная шестерня валика уравновешивающего механизма; 26 — ведущая шестерня; 27 — шестерня привода распределительного вала.

Механизм газораспределения дизеля Д-21 трактора Т-25 Владимирец (рис. 12) имеет следующие части:

- Шестерни газораспределения 22 и 27, обеспечивающие привод от коленчатого вала к распределительному валу 2, к валику уравновешивающего механизма, к топливному и масляному насосам.

- Распределительный вал 2.

- Клапанный механизм с приводом, включающий толкатели штанги 7, стойки коромысел и коромысла 22, клапаны 25, пружины клапанов 14 и детали крепления клапанов.

ГРМ Д-21 трактора Т-25 работает следующим образом. Шестерня 26 коленчатого вала через промежуточную шестерню 22 передает вращение шестерням распределительного вала 27, топливного 23 и масляного насоса и через вторую промежуточную шестерню 25 валику уравновешивающего механизма.

Распределительный вал 2 при вращении своими кулачками поднимает вверх толкатели 3 и через штанги 7 и коромысла 22 открывает впускные и выпускные клапаны 15.

При дальнейшем вращении распредвала Д-21 трактора Т-25 ВТЗ выступ кулачка отходит от толкателя и под воздействием пружин клапан закрывается; коромысло, штанга и толкатель возвращаются в исходное положение. Затем этот цикл вновь повторяется в соответствии с выбранными фазами газораспределения.

Впускной клапан открывается в конце такта выпуска за 16° до ВМТ поршня и закрывается в начале такта сжатия через 40° после НМТ поршня. Таким образом, впускной клапан открыт в течение времени поворота коленчатого вала на 236°.

Выпускной клапан Т-25 открывается в конце рабочего хода за 40° до НМТ поршня для лучшей очистки цилиндра от продуктов сгорания и закрывается в начале такта всасывания через 16° после ВМТ поршня и также открыт в течение времени поворота коленчатого вала на угол 236°.

Перекрытие клапанов, т. е. время, в течение которого открыты оба клапана, составляет 32° по углу поворота коленчатого вала в конце такта выпуска и начале такта всасывания.

Рис. 13. Установка шестерен газораспределения и привода вспомогательных механизмов Д-21 трактора Т-25

1 — масляный насос; 2 — ведомая шестерня привода масляного насоса; 3 — ведущая шестерня распределения; 4 — ведомая шестерня распределения: 5 — передний лист; 6 — промежуточная шестерня распределения; 7 — шестерня привода топливного насоса; 8 — ведущая шестерня привода масляного насоса; 9 — промежуточная шестерня привода уравновешивающего механизма; 10 — ведомая шестерня привода уравновешивающего механизма.

Шестерни газораспределения ГРМ Д-21 трактора Т-25 с шестернями привода валика уравновешивающего механизма, топливного и масляного насосов (всего семь шестерен) размещены в передней части двигателя (рис. 13).

Все шестерни изготовлены из хромистой стали. Шестерни различаются по ширине. Ведущая шестерня на коленчатом валу имеет ширину венца 20 мм, а у всех остальных шестерен ширина венца 15 мм.

Все шестерни имеют спиральный зуб (угол спирали 26° 46'). Это обеспечивает плавность хода и бесшумность работы. У всех шестерен на торце одного из зубьев или у впадин зуба нанесены метки для сборки.

После установки всех шестерен газораспределения ГРМ Д-21 трактора Т-25 нужно проконтролировать боковой зазор в зацеплении, который должен быть в пределах 0,1—0,3 мм при любом положении коленчатого вала. Шестерня 8 коленчатого вала напрессована на шейку вала и от проворачивания удерживается сегментной шпонкой.

Рис. 14. Установка шестерни привода распредвала Т-25

1 — распределительный вал; 2 — шестерня привода; 3 — шайба; 4 — болт; 5 — подпятник; 6 — установочный штифт.

Шестерня распределительного вала Д-21 трактора Т-25 закреплена на валу тремя болтами 4 и центрируется штифтом 6 (рис. 14). Спрессовывать шестерню с вала и выпрессовывать подпятник из вала разрешается только при замене шестерни во время ремонта.

Рис. 15. Установка промежуточной шестерни Т-25

1 — промежуточная шестерня; 2 — шайба; 3 — палец; 4 — упорная шайба; 5 — болт; 6 — шайба; 7 — упорная бронзовая шайба; 8 — болт.

Промежуточная шестерня (рис. 15) устанавливается на пальце 3, запрессованном в блок и дополнительно закрепленном двумя болтами 8. Между ступицей шестерни и фланцем пальца расположена бронзовая упорная шайба 7. Шестерня на пальце удерживается упорной шайбой 4, крепящейся двумя болтами 5.

Палец 3 имеет сверление для подвода смазки от масляной магистрали, идущей от первого коренного подшипника, к переднему подшипнику распределительного вала, к втулке промежуточной шестерни. С переднего торца отверстие в пальце закрыто цилиндрической заглушкой, которая запрессовывается с натягом.

Топливный насос Д-21 трактора Т-25 Владимирец (рис. 16) приводится в действие шестерней которая вращается от промежуточной шестерни распределения.

Шестерня 3 соединена с кулачковым валиком топливного насоса шлицевым фланцем 9, который крепится к фланцу шестерни двумя болтами 11. Этими же болтами со шлицевым фланцем связана соединительная планка 12 привода мотосчетчика 1.

Рис. 16. Привод топливного насоса трактора Т-25

1 — счетчик моточасов; 2 — маслозаливная горловина;3 — шестерня привода топливного насоса; 4 — прокладка; 5 — фланец топливного насоса; 6 — прокладка; 7 — передний лист; 8 — крышка распределительных шестерен; 9 — шлицевой фланец; 10 — шайба; 11 — болт; 12 — соединительная планка; 13 — прокладка.

В отверстия шестерни привода топливного насоса Т-25 запрессована бронзовая втулка. Втулка имеет буртик, упирающийся в торец фланца 5 топливного насоса, что исключает трение стали по стали. Осевые перемещения шестерни ограничиваются приливом в крышке распределительных шестерен.

На фланце шестерни 3 расположено шестнадцать резьбовых отверстий М8, а на шлицевом фланце 9 через 21 ° 10' 35" — семнадцать гладких отверстий.

Угол опережения впрыска топлива регулируют вращением шлицевого фланца относительно фланца шестерни, совмещая выбранные отверстия. Смещение шлицевого фланца относительно фланца шестерни на одно отверстие изменяет угол опережения впрыска топлива на 4° по углу поворота коленчатого вала.

Поворот шлицевого фланца относительно фланца шестерни против часовой стрелки (если смотреть на привод со стороны крышки распределительных шестерен) увеличивает, а поворот по часовой стрелке уменьшает угол опережения впрыска топлива.

Масло к трущимся поверхностям втулки шестерни и установочного фланца топливного насоса Д-21 трактора Т-25 ВТЗ подается под давлением по трубке в крышке распределительных шестерен, от передней опоры валика уравновешивающего механизма.

Привод валика уравновешивающего механизма. Валик 1 уравновешивающего механизма (рис. 17) вращается от промежуточной шестерни распределения через промежуточную шестерню 10 механизма уравновешивания.

Шестерня 10 устанавливается на пальце 11, запрессованном в блок 2, и удерживается упорной шайбой 8 которая крепится к торцу пальца двумя болтами с замковой шайбой 9. В отверстие ступицы шестерни 10 запрессована бронзовая втулка. Осевое отверстие в пальце 11 с заднего торца закрыто цилиндрической заглушкой.

Рис. 17. Привод валика уравновешивающего механизма Д-21 трактора Т-25

1 — валик уравновешивающего механизма; 2 — блок-картер; 3 — передний лист; 4 — шестерня привода валика уравновешивающего механизма; 5 — груз; 6 — болт; 7 — упорная шайба; 8 — упорная шайба промежуточной шестерни; 9 — шайба; 10 — промежуточная шестерня привода валика уравновешивающего механизма; 11 — палец.

Распределительный вал Д-21 трактора Т-25 (рис. 18) изготовлен из стали 45. Он вращается в двух втулках из антифрикционного чугуна, запрессованных в блок-картер. Для удобства установки в блок-картер опорные шейки вала имеют разный диаметр: задняя — 47 мм, а передняя — 51 мм.

Рис. 18. Распределительный вал Т-25

По длине вала размещены четыре кулачка: первый и третий (от переднего конца) — для управления впускными; второй и четвертый — выпускными клапанами. Профиль всех кулачков одинаковый. Для обеспечения выбранных фаз газораспределения вершины кулачков смещены на различные углы относительно вершины первого кулачка, управляющего всасывающим клапаном 1-го цилиндра.

Поверхность опорных шеек и кулачков шлифована и закалена токами высокой частоты. На переднем конце распредвала Т-25 имеется шейка для установки шестерни, которая крепится тремя болтами М8. Положение шестерни относительно кулачков определяется штифтом.

Осевое перемещение вала вперед ограничивается подпятником, запрессованным в передний торец вала, и бобышкой в крышке распределительных шестерен. Смещение вала назад ограничивается торцом ступицы шестерни. На задней опорной шейке вала профрезерована канавка, через которую масло поступает в сверление в блоке и далее через трубку к головкам цилиндров.

Таким образом, масло для смазки деталей клапанного механизма, размещенных на головке цилиндров Д-21 трактора Т-25 Владимирец, поступает под давлением определенными порциями (число порций в минуту равно половине числа оборотов коленчатого вала).

Толкатель 3 (см. рис. 12) клапана изготавливается из хромистой стали, цементируется и закаливается. Снизу толкатель имеет тарелку, в которую упирается кулачок распределительного вала 2. В средней части толкателя выполнена кольцевая приточка диаметром 12 мм.

В эту проточку глубиной 4 мм входит конец валика декомпрессионного механизма. Для взаимозаменяемости проточка есть на всех толкателях, хотя для работы она необходима только на толкателе, работающем в приводе впускного клапана Т-25.

В верхней части с торца толкателя сделано полированное сферическое углубление, в которое входит наконечник штанги 7. Для повышения износостойкости поверхностей толкателя, работающих в сопряжении с кулачком и штангой, и для обеспечения стабильности зазора между бойком коромысла 11 и торцом стержня клапана 15 в процессе работы ось толкателей смещена относительно оси кулачков.

Вследствие этого смещения толкатель клапана Д-21 трактора Т-25 получает вращательное движение и износ сопрягаемых поверхностей уменьшается и делается равномерным. Втулки 5 толкателей, запрессованные в блок-картер, отлиты из антифрикционного чугуна. Втулки снабжены продольным пазом для стока масла, поступающего из кожухов штанг, и отверстием для прохода валика декомпрессионного механизма.

Сверху втулка имеет расточку для резинового уплотнительного кольца, которое герметизирует соединения кожуха 8 штанги 7 с втулкой 5 толкателя. Буртик на втулке толкателя клапана трактора Т-25 служит для упора в верхнюю плоскость блок-картера. Штанга толкателя изготовляется из дюралюминиевого стержня диаметром 10 мм и длиной 316 мм.

По концам стрежень штанги на длине 55 мм обработан до диаметра 9 мм, чтобы избежать его задевания за кромку кожуха. На концы штанги напрессованы стальные сферические наконечники, обеспечивающие надежную и длительную работу сопряжения толкатель — штанга без значительных износов.

Кожух штанги изготовлен из электросварной трубы наружным диаметром 18 мм и толщиной стенки 1 мм. Длина кожуха 242 мм. Нижний конец кожуха штанги (со стороны толкателя) завальцован до диаметра отверстия 15,5 мм.

Верхний конец кожуха штанги устанавливается в резиновое уплотнительное кольцо, вмонтированное в специальную расточку в головке цилиндров. Верхнее уплотнительное кольцо герметизирует соединение кожуха штанги с головкой цилиндров.

Стойка коромысел клапана трактора Т-25 ВТЗ (рис. 19) отлита из серого чугуна. Нижняя плоскость стойки коромысел обработана для установки на головку цилиндров. К головке цилиндров стойка крепится тремя шпильками: одной передней М8 и двумя М10.

В верхней части стойки имеется, отверстие диаметром 16 мм, в которое на горячей посадке запрессована ось коромысел. От нижней плоскости стойки до этого отверстия просверлен канал диаметром 5 мм, по которому подводится масло от канала в головке к оси коромысел.

Ось изготовлена из стали и представляет собой стержень диаметром 16 мм, внутри которого просверлено отверстие для подвода смазки к коромыслам. Наружная поверхность оси цементирована и закалена.

В середине оси сделана кольцевая выточка глубиной 0,9 мм и шириной 8 мм с радиальным отверстием диаметром 3 мм к центральному каналу для подвода масла от стойки в этот канал и далее по радиальным сверлениям и кольцевым выточкам к сопрягаемым поверхностям осей коромысел и втулок коромысел клапанов Д-21 трактора Т-25.

На концах оси сделаны кольцевые выточки для стопорных колец, удерживающих коромысла от осевого перемещения.

Рис. 19. Стойка оси коромысел клапанов Д-21 трактора Т-25 в сборе

1—регулировочный винт; 2 — коромысло; 3—втулка; 4 — ось коромысел ; 5 — большая шпилька; 6 — стойка оси коромысел; 7 — малая шпилька

Коромысла клапанов Д-21 трактора Т-25 (рис. 19) стальные литые. На каждой головке цилиндров устанавливается два коромысла: левое (выпускного клапана) и правое (впускного клапана). Они различаются изгибом переднего конца (со стороны гайки).

На переднем конце коромысла предусмотрен боек, который нажимает на торец стержня клапана. Рабочая поверхность бойка закалена токами высокой частоты и отполирована. На заднем (коротком) конце коромысла выполнено резьбовое отверстие М12 под регулировочный винт.

Зазор между торцом стержня клапана Т-25 и бойком коромысла регулируется винтом. Винт фиксируется контргайкой. В отверстие коромысла запрессована металлокерамическая втулка. На верхней площадке коромысла просверлено вертикальное отверстие для подвода смазки к сопрягаемым поверхностям бойка коромысла и торца клапана.

В заднем торце коромысла высверлено продольное отверстие для подвода смазки к сопрягаемым поверхностям винта и штанги. С этой же целью на винте сделана кольцевая проточка с отверстием, идущим к центру винта, где она соединяется с глухим осевым сверлением в сфере винта.

Втулка коромысла имеет отверстие и кольцевую проточку глубиной 0,5 мм и шириной 4 мм для подвода смазки по сверлениям к регулировочному винту и бойку коромысла.

Впускной и выпускной клапаны трактора Т-25 изготовлены из сильхромовой стали. У впускного клапана диаметр тарелки 44 мм, а у выпускного — 38 мм. Тарелка клапана своей конической поверхностью садится на рабочую (коническую) поверхность седла 18 (см. рис. 12), запрессованного в головку цилиндров.

Эти конические поверхности притерты друг к другу, за счет чего создается герметичность соединения клапан — седло. Радиус между тарелкой клапана и стержнем выполнен большим и плавным для повышения прочности и улучшения условий газообмена.

На стержне выпускного клапана Т-25 имеется скребок для удаления нагара с поверхности втулки. Место перехода от тарелки клапана к скребку для упрочнения накатано роликом. Стержень клапана шлифованный. На хвостике стержня сделана кольцевая выточка под буртик сухаря 13 для его фиксации на клапане.

Клапаны установлены в направляющих втулках 17 из антифрикционного чугуна, запрессованных в головку цилиндров 16. Пружина 14 клапана изготовлена из специальной проволоки диаметром 4 мм.

Пружина обеспечивает плотную посадку клапана на седло. Для того чтобы пружина не разбивала посадочные места в головке, под нее устанавливается стальная шайба. Для притирки клапанов на нижней плоскости тарелок сделана прорезь. Крышка 10 клапанов отлита из алюминиевого сплава.

Снизу крышка имеет обработанный уплотнительный поясок шириной 6 мм и два отверстия для фиксации ее на штифтах головки цилиндра. Сверху в крышке развальцованы два отверстия. Между крышкой и головкой цилиндра установлена пробковая прокладка.

Проверка и регулировка клапанов Т-25

Уход за механизмом газораспределения заключается в регулировке надлежащих зазоров между бойком коромысла и торцом стержня клапана трактора Т-25, плотности прилегания клапанов к своим седлам, в наблюдении за нормальной смазкой распределительного механизма.

Величину зазора между торцами стержней клапанов и бойками коромысел необходимо проверять через каждые 240 моточасов работы двигателя. Зазор должен быть для впускного и выпускного клапанов на непрогретом двигателе 0,30 мм.

Регулировка зазоров в клапанах Т-25 производится только на непрогретом двигателе, в последовательности, соответствующей порядку работы цилиндров.

Для этого при помощи указателя и меток ВМТ на шкиве привода вентилятора установить поршень первого цилиндра в положение конца такта сжатия (при этом впускной и выпускной клапаны первого цилиндра должны быть закрыты), а затем для регулировки клапанов второго цилиндра поворачивают коленчатый вал на 1/2 оборота по часовой стрелке.

При нормальной эксплуатации двигателя Д-21 клапаны сохраняют герметичность в течение всего времени работы до капитального ремонта — 5000 моточасов.

В случае необходимости притирку клапанов производят специальной пастой. Для предупреждения выпадания сухариков и обрыва клапанов по выточке не следует разбивать пары сухариков при разборке клапанного механизма.

 

 

 

 

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

techspez.ru