Свечи зажигания. Из искры возгорится пламя. Виды свечей зажигания


Виды свечей зажигания - какие бывают свечи

Из "Искры возгорелась «Правда», из искры Божьей возгорается яркий талант, а из искры, проскакивающей между электродами свечи зажигания двигателя внутреннего сгорания с принудительным воспламенением горючей смеси, возгорается вспышка сжатых в цилиндре паров топлива, смешанных с атмосферным воздухом. Бензиновый двигатель давно отпраздновал столетие со дня рождения, а принцип искрового зажигания, запатентованный французским инженером Жаном Лену аром еще в 1860 году, по сей день остается неизменным. И, несмотря на угрозы со стороны турбодизелей и электромоторов, бензиновый двигатель жив, а значит, жива и свеча зажигания. Судя по всему, начало третьего тысячелетия не принесет нам ничего кардинально нового. Но это вовсе не значит, что свеча зажигания пребывает неизменной.

Свечи зажигания Champion с композитными электродамисвеча с медным сердечником

Copper — свеча с медным сердечником центрального электрода

Double Copper — свеча с медными сердечниками обоих электродов

Platinum — свеча типа Double Copper, но с платиновым покрытием центрального электрода или обоих электродов (Double Platinum) эволюция

ПО ДАРВИНУ

Поставьте кроманьонца рядом с банковским клерком, и вы еще раз убедитесь, что Дарвин был прав. Усовершенствование свечи зажигания тоже шло и идет эволюционным путем, и движущих эту эволюцию сил несколько. Первый и самый очевидный мотив — необходимость продлить срок службы свечи. Второй — желание оптимизировать процесс сгорания горючей смеси, увеличив мощность, снизив расход топлива и уменьшив токсичные выбросы в атмосферу. И при этом желательно, чтобы свеча оставалась технологичной и недорогой в производстве...

Базовая конструкция свечи зажигания не изменилась с прошлого века. Высоковольтное напряжение (для современных систем зажигания это 10—30 киловольт), поступающее с катушки зажигания, через входной терминал подается на центральный электрод. От «массы» его отделяет изолятор из огнеупорного диэлектрика, задача которого — не допустить утечки и «донести» разряд высокого напряжения до искрового промежутка. Изолятор вставляется в металлический корпус свечи, вворачиваемый в резьбовое отверстие головки блока, а к корпусу приварен боковой электрод, в который и ударяет мини-молния с центрального электрода.

Первые электроды были железными, а изоляторы делали из фарфора или огнеупорной глины, причем разрушались они гораздо быстрее остальных элементов свечи. Поэтому теперь сырьем для изготовления изоляторов служит глинозем, то есть окись алюминия, который смешивают с различными добавками, прессуют в формах под давлением в 300 атмосфер и затем несколько часов спекают при температуре в 1500°, а после остывания покрывают, словно изразцы, глазурью, чтобы уменьшить вероятность поверхностного разряда. Этой же цели служат и ребра на поверхности изолятора, ставшие неотъемлемым признаком современной свечи. Кстати, впервые изолятор с пятью ребрами представила фирма Champion в 1939 году.

Корпуса свечей прессуют теперь из низкоуглеродистой стали, обтачивают, нарезают резьбу и покрывают цинком, цинкование позволяет повысить коррозионную стойкость корпуса — впервые оно было использовано для судовых свечей, а потом стало стандартом для любых свечей зажигания.

Электроды (и центральный, и боковой) раньше делали из той же низкоуглеродистой стали, что и корпус. Но вот беда — каждый искровой разряд «выгрызает» поверхность электродов электрохимической эрозией, а ведь разрядов — миллионы, миллиарды. И получается, что зазор между центральным и боковым электродами постоянно увеличивается. Происходит это тем быстрее, чем меньше эрозионная стойкость металла. А ведь зазор должен быть строго определенным в зависимости от компрессии в двигателе и величины высоковольтного напряжения. Зазор становится больше, и искрообразование ухудшается, особенно при запуске холодного мотора.

Именно стойкость к эрозии выдвинула на первый план хромоникелевые сплавы, из которых делают современные электроды. Конечно, и хромоникелевые электроды изнашиваются, и увеличение зазора в первую очередь является ограничением срока службы обычной свечи — в среднем 20000 км пробега.

«Постойте, а почему нельзя подогнуть боковой электрод и ездить еще столько же?» — спросит догадливый читатель. Конечно, величину зазора восстановить можно, но как быть с утончением бокового электрода?

ХОЛОДНО — ГОРЯЧО

Дело в том, что свеча при своей нелегкой работе в пекле камеры сгорания должна соблюдать температурный режим — на холостых оборотах не остывать ниже чем до 400°, а под нагрузкой на больших оборотах не нагреваться выше 850—900°. Если свеча будет холоднее, на поверхности изолятора и электродов начнут образовываться отложения, которые рано или поздно замкнут искровой зазор, и свеча перестанет работать. Если перегреется — от нагретых докрасна электродов возникнет самопроизвольное воспламенение горючей смеси, именуемое калильным зажиганием, чему, в частности, будет способствовать утончение бокового электрода.

Есть еще один аспект, касающийся теплового режима свечи и подвигнувший разработчиков на усовершенствование конструкции электродов. Свеча должна быть максимально более термоэластичной, то есть быстро нагреваться до рабочей температуры после пуска мотора и в то же время не перегреваться в нагрузочных режимах и эффективно отводить тепло из камеры сгорания. Поиски компромиссов ни к чему не привели, и в результате родилась композитная конструкция электродов — медных внутри и хромоникелевых снаружи. Практически все крупные производители свечей зажигания — Champion, AC Delco, Bosch, Bern, AlliedSignal Autolite, NGK — выпускают свечи с медным внутри центральным электродом, a Champion в 1988 года представил свечу Double Copper, у которой и центральный электрод, и боковой имеют медный сердечник. По сообщению компании, отвод тепла через композитный боковой электрод улучшается в 2,5 раза. Но, конечно же, свечи Double Copper дороже обычных...

НАПРЯЖЕНИЕ ИЛИ ЖИЗНЬ?

В этом мире правят бал единство и борьба противоположностей, и жизнь свечи тоже подчиняется диалектическим законам. Перед разработчиками систем зажигания стоят две задачи, выполнить которые одновременно, казалось бы, невозможно.

Первая из них — необходимость обеспечить более полное сгорание топлива, поджигая горючую смесь мощной искрой. При этом уменьшатся токсичные выбросы в атмосферу, снизится расход топлива, возрастет мощность двигателя. Простейший путь к этому заключается в увеличении напряжения в системе зажигания и, соответственно, росте энергии искры. Но наращивать напряжение безгранично невозможно, так как диэлектрики изолятора свечи, высоковольтных приводов и катушки зажигания имеют вполне определенное напряжение пробоя — для изолятора оно составляет обычно 30 киловольт. А потом рост энергии искры увеличивает интенсивность эрозии электродов и сокращает срок службы свечей, и это вступает в противоречие с другой важнейшей задачей: продлить им жизнь.

Последнее десятилетие ознаменовалось рождением и началом претворения в жизнь концепции необслуживаемого автомобиля. Каждая часть, каждый узел и агрегат должны иметь по возможности больший и одинаковый ресурс и не нуждаться в регулировке, смазке и профилактике в течение всего срока службы. Необслуживаемые аккумуляторы и узлы шасси уже стали нормой, на очереди системы смазки двигателя и агрегатов трансмиссии. Так почему бы не быть необслуживаемыми и системам зажигания?

Есть еще один резон для создания свечей-долгожителей. На современных моторах они часто прячутся за причудливо изогнутыми «настроенными» впускными коллекторами, и достать их оттуда без демонтажа последних невозможно. А на некоторых двигателях — например, оппозитных, — для замены свечей приходится вынимать из моторного отсека весь силовой агрегат!

Что же делать? Увеличивая напряжение и, соответственно, эффективность сгорания топлива, уменьшаешь срок службы свечей, а используя невысокое напряжение и продлевая жизнь свечам, проигрываешь в кпд. Заколдованный круг, да и только...

Но одно компромиссное решение известно и применяется уже давно. Встречали вы когда-нибудь многоэлектродные свечи? Если вы думали, что два, три или даже четыре боковых электрода дают многоискровой разряд и увеличивают отдачу двигателя, то дело обстоит как раз наоборот. Искра в многоэлектродной свече все равно одна, и проскакивает она между центральным и тем из боковых электродов, расстояние до которого меньше. То есть такая свеча служит дольше обычной прямо пропорционально количеству боковых электродов: износился один — искра перескакивает и начинает «грызть» следующий, потом обратно и т. д. А вот из-за маскировки многочисленными

Многоэлектродные свечи служат дольше, но ухудшают эффективность сгорания

«железками» очага воспламенения в камере сгорания получается, что кпд мотора с такими свечами ниже. Вдобавок боковые электроды интенсивно поглощают тепло, делая свечу «холоднее». Это ведет к росту выбросов окислов азота NOx в выхлопных газах. Так что в Соединенных Штатах, где нормы контроля токсичности жестче, чем в Европе, многоэлектродные свечи непопулярны.

Итак, можно использовать несколько боковых электродов и высокое напряжение искрообразования, продлив срок службы свечей до 40000—60000 км пробега, но проиграв при этом в эффективности сгорания. А возможен ли бескомпромиссный вариант?

На помощь пришла благородная платина, обладающая, помимо массы других достоинств, высочайшей стойкостью к термической и электрохимической эрозии. Некоторые производители добавляют платину в состав сплава материала электродов, но чаще поступают по-другому. Например, инженеры фирмы Champion, получив от мотористов из Вольфсбурга заказ на свечу для шестнадцатиклапанного двухлитрового двигателя Volkswagen Golf GTI третьего поколения, приварили к рабочей поверхности композитного центрального электрода свечи Double Copper платиновую пластинку, убив при этом трех зайцев. Конструкция свечи с одним боковым электродом и медными сердечниками обеспечивала отличные рабочие показатели, а уникальная эрозионная стойкость платины позволила при высоком напряжении искрообразования увеличить ресурс до 60000 км пробега. Свеча Champion Platinum появилась на рынке в 1993 году, а сейчас фирма представила конструкцию Double

Platinum, где платиновые нашлепки приварены к обоим электродам. Такая свеча служит около 150000 км!

Много свечей с платиновыми электродами выпускается сейчас в США, где концепция необслуживаемого автомобиля очень популярна — за океаном всегда старались упростить и удешевить сервис. Вдобавок свечи с «благородными» электродами обладают более стабильными показателями токсичности и заметно снижают риск пропусков зажигания на протяжении всего срока службы, что на руку помешанным на экологии американцам. Ведь пропуск зажигания означает для каталитического нейтрализатора порцию несгоревшего топлива, способную отравить часть активного покрытия и сократить срок его службы.

А это — гоночная свеча с четырьмя развитыми боковыми электродами,сделанная инженерами Delphi для двигателей болидов NASCAR

гоночная свеча

Так выглядит гоночная свеча Champion. Боковым электродом здесь служит кольцевой выступ корпуса

Первым американским двигателем, использующим свечи с гарантированным 100000мильным пробегом, стал Cadillac Northstar, сейчас его примеру следуют многие, а, по прогнозам, к 2000 году 100000-мильные свечи будут иметь большинство американских моторов. Технология изготовления та же. Например, конструкторы фирмы Delphi Energy & Engine Management Systems, разрабатывающие свечи AC, предпочитают приваривать к рабочей поверхности электродов маленькие платиновые проволочки. Так как Delphi является отделением концерна General Motors, то около половины двигателей GM оснащается свечами-долгожителями.

В лабораториях Delphi родилась и новая свеча с несколько иной концепцией, которую создатели назвали AC Rapidfire. Она использует низкое напряжение и за счет этого живет дольше, а оптимизацию процесса сгорания обеспечивает иная форма электродов. Центральный выдвинут вглубь камеры сгорания на 1 мм дальше, чем обычно, а его рабочая часть заострена и имеет 12 кромокребер. Единственный же композитный боковой электрод с никелевым покрытием и серебряной сердцевиной тоже имеет сточенную с боков форму. Причина этих изменений проста и логична — искра легче сходит с заостренных поверхностей, и, следовательно, зажигание происходит при меньшем напряжении. Это обеспечивает лег-

кий и быстрый пуск, ровную работу на режимах холостого хода, некоторую экономию топлива. Например, инженеры Delphi утверждают, что двигатель со свечами АС Rapidfire имеет на 5% меньшие пусковые обороты и на 2% лучшую экономичность, чем с обычными свечами зажигания.

ТРИ ИЛИ ни одного?

Так сколько же боковых электродов должно быть у современной свечи? Многоэлектродная конструкция вряд ли имеет шансы выжить в экологически чистом третьем тысячелетии из-за маскировки зоны воспламенения, сильного поглощения тепла и соответствующего ухудшения показателей экономичности и токсичности.

Свечи с одним боковым электродом наиболее распространены и, как показывает пример свечей Platinum и Rapidfire, имеют потенциал для совершенствования и развития.

О том, что инженеры фирмы SAAB предложили использовать вместо бокового электрода заостренную и вытянутую вверх часть поршня, мы уже писали. Оставшись в одиночестве, центральный электрод может обзавестись утолщенным изолятором, что позволит повысить напряжение разряда, а поршень как второй электрод дает возможность доступа горючей смеси к зоне воспламенения со всех сторон и изменяемый искровой промежуток. Результаты, по заявлениям фирмы, таковы: экономии горючего на 3—8%, возможность устойчивой работы на обедненных смесях, сокращение выхлопа несгоревших углеводородов (НС) на 10— 25%, а окислов азота NOx — на 20—40%. Свеча при этом получается действительно необслуживаемой.

БУДУЩЕЕ

Старик Дарвин был прав. Эволюция продолжается. Надеемся, что этот рассказ отбил у вас любые сомнения по этому поводу — во всяком случае, по части свечей зажигания.

Но, возможно, грядут еще большие изменения. Во-первых, свечу зажигания теснят (в прямом смысле) другие обитатели камеры сгорания — клапаны, которых на серийных двигателях Audi и Ferrari уже по пять штук на цилиндр, форсунки непосредственного впрыска бензина, как на опытных моторах Mitsubishi и Subaru. А, во-вторых, скорее всего, в недалеком будущем свече зажигания придется взять на себя еще и функции контроля за процессом сгорания, став частью систем бортовой диагностики второго поколения OBD-II. И, помимо своей обычной работы, свеча будет воспринимать информацию о составе горючей смеси, о возникновении детонации и калильного зажигания, о пропусках зажигания... Эволюция бензинового двигателя продолжается, а с ним рука об руку идет старая добрая свеча.

Поршень как боковой электрод — пока экспериментальная новинка фирмы SAAB. Хорошо виден утолщенный изолятор вокруг центрального электрода

А может быть, вовсе убрать боковой электрод? Идея эта не столь нова и абсурдна, как может показаться на первый взгляд. Давно выпускаются спортивные свечи, в которых роль бокового электрода играет выступающая кольцевая часть корпуса свечи, но такие свечи получаются очень «холодными» и не обеспечивают нормальные пусковые качества. Впрочем, для спорта это и не нужно — там обороты холостого хода всегда выше 2000 об/мин, а с запуском уж как-нибудь справятся.

Центральный серебряно-никелевый электрод свечи AC Rapidfire имеетконический срез и 12 острых кромок, с которых призвана соскакивать искра

«Горячие» и «холодные» свечи

Температурный режим свечи маркируется калильным числом. Как правило, чем оно меньше, тем свеча «холоднее», то есть тем интенсивнее она поглощает тепло из камеры сгорания и рассеивает его в воздухе и головке блока. Чем больше — тем свеча «горячее». «Холодные» свечи применяют для высокофорсированных двигателей, а «горячие» — для относительно малонагруженных моторов.

Кривые температурного режима «горячих» (1), «умеренных» (2) и «холодных»(3) свечей зажигания

Конструктивные отличия свечей с различным калильным числом заключаются, в основном, в длине теплового конуса изолятора, омываемого раскаленными газами. «Горячая» свеча (1) интенсивно нагревается, но медленно рассеивает тепло, «холодная» — наоборот (3). «Умеренная» свеча —посередине (2)

lanos-chevrolet.ru

🚘 Внешний вид свечей зажигания – показатель технического состояния двигателя

Существует множество способов диагностики ДВС вашего авто, и одним из таких способов диагностики является состояние свечей зажигания. Они находятся в «самом центре событий» и, если работа силового агрегата вашего железного коня вызывает сомнения, можно определить причину нестабильной работы по их внешнему виду.

Свечи зажигания могут отображать как состояние отдельно взятых цилиндров, так и состояние двигателя в целом. Рассмотрим эти показатели более подробно:

Свеча в нормальном состоянии

Внешний вид свечей Лады

Состояние электродов немного изношенное. Цвет: от слегка жёлтого до коричневого.

Обратите внимание, что калильное число свечей должно соответствовать рекомендациям завода-изготовителя. Поэтому при замене свечей важно приобретать свечи соответствующие этому параметру.

Копоть и сажа

Внешний вид свечей Лады, отложение сажи

Отложения подобного типа являются показателем того, что топливно-воздушная смесь слишком богата или зажигание слишком позднее. Топливо не сгорает или сгорает не полностью, происходит химическая реакция и его остатки трансформируются в подобные отложения. Такое состояние свечей, как правило, сопровождается сложным запуском и неустойчивой работой двигателя по причине пропусков в работе зажигания. В некоторых случаях выходом из данной ситуации будет замена свечей на свечи с более мощной искрой.

Следы масла на электродах и вокруг них

Внешний вид свечей Лады, масляные отложения

Такой внешний вид свечей указывает на попадание на них моторного масла. Моторное масло в цилиндре может появиться по различным причинам: изношенные компрессионные или маслосъёмные кольца, повреждение или загрязнение клапанов и их посадочных мест, повреждения прокладки ГБЦ и микротрещины в блоке.

Необходимо найти и устранить причину замасленности свечей.

Налёт ярко-красного цвета

Внешний вид свечей Лады, металлосодержащий налет

При детальном осмотре налёта можно разглядеть его металлический состав. Это является причиной плохого качества топлива или злоупотребления различными присадками. Налёт постепенно уменьшает расстояние между центральным и боковым электродом, что впоследствии приводит к потере мощности, затруднённому запуску двигателя и повышению расхода топлива.

Если вы временно заправлялись топливом плохого качества или заливали много присадок, то такой налёт может обнаружиться под слоем сажи. Если у вас нет возможности заменить свечи, попробуйте замочить их в растворе ортофосфорной кислоты, после чего промыть бензином. И обязательно выясните причину появления налёта – возможно, вам нужно сменить АЗС или сократить количество используемых присадок.

Электроды расплавлены

Внешний вид свечей Лады, оплавленные электроды

Изначальная форма электродов нарушена по причине раннего зажигания. На начальном этапе изолятор имеет белый цвет, а впоследствии покрывается отложениями.

При таких показателях важно провести диагностику системы охлаждения (состояние помпы и уровень антифриза), форсунок (работу распылителей) и состояния топливного фильтра. Обязательно проверьте характеристики свечей – возможно, они не соответствуют техническим рекомендациям завода-изготовителя вашего автомобиля.

Спасибо за подписку!

Отложения в виде пепла

Внешний вид свечей Лады, пепельные отложения

Причиной таких отложений могут быть, опять же, присадки. Любая химическая добавка, попадающая в топливо или масло в большом количестве, может отрицательно повлиять на работу двигателя и создать описываемые симптомы. Топливные присадки могут навредить ещё до попадания в камеру сгорания – старайтесь избегать их использование без крайней необходимости. Рекомендуется менять место заправки при каждой замене свечей – таким образом, вы подберете самое качественное топливо для вашего железного коня.

Механические повреждения изолятора (сколы, трещины)

Внешний вид свечей Лады, изолятор свечи растрескавшийся или со сколами

Это является результатом повышенной детонации в камерах сгорания. В первую очередь проверьте работоспособность датчика детонации (если таковой используется на вашем автомобиле), после чего удостоверьтесь в том, что октановое число бензина соответствует рекомендованному заводом-изготовителем. Если двигатель вашего автомобиля исправен, попробуйте сменить АЗС при замене свечей на новые.

Механические повреждения электродов свечи

Внешний вид свечей Лады, механические повреждения электродов и изолятора свечи

Такое случается довольно редко, поскольку причиной такого явления может быть только наличие инородных предметов в камере сгорания. Обычно это происходит после некачественной сборки во время ремонта или при сильном износе воздушного фильтра.

olade.ru

Диагностика мотора по внешнему виду свечей зажигания

К эффективным методам общих проверок относится диагностика мотора по внешнему виду свечей зажигания. Состояние электродов и цвет конусного керамического изолятора центрального электрода может многое рассказать опытному механику. Свечи зажигания служат точными индикаторами работы каждого цилиндра.

Перед этой проверкой нужно обязательно совершить контрольную поездку на автомобиле в течении 10-15 минут. Во время поездки не допускается использование ручного механизма управления воздушной заслонкой. После поездки - выкручиваем все свечи и раскладываем их соответственно цилиндрам, в которых они работали.

На абсолютно исправном двигателе все свечи будут одинаково чисты, но цвет конусного керамического изолятора центрального электрода может быть разным, в зависимости от общего срока службы свечи.

На новых свечах конус изолятора будет такого же цвета, как и вся керамическая часть свечи. Чаще встречается белый цвет керамики.

На свечах, проработавших несколько тысяч километров, керамический изолятор начинает приобретать светлые оттенки жёлтого, коричневого или серого цветов. Цвет зависит от химического состава бензина, на котором работает автомобиль. Сгорание масла в цилиндре также меняет со временем цвет изолятора.

Старые свечи легко определить по изношенным электродам. В процессе эксплуатации выгорает металл на электродах, зазор увеличивается, форма электродов меняется. Например, новая свеча с тремя боковыми электродами имеет центральный электрод в виде маленького круглого цилиндра. А на свече, проработавшей 60 тыс. км. этот электрод уже выглядит как острый трёхгранный карандаш. Цвет изолятора на старых свечах бывает пепельно-серый и с тонкими прожилками вдоль длины изолятора.

При появлении отклонений в процессе карбюрации свечи зажигания очень быстро реагируют на это изменением цвета конусного керамического изолятора центрального электрода. В результате ухудшения работы двигателя изменение цвета свечи может произойти в течении нескольких секунд. После устранения неисправности на самоочистку конуса изолятора свече потребуется 10-15 минут работы двигателя на средних оборотах.

Появление отклонений в карбюрации уменьшает температуру сгорания рабочей смеси. Поэтому свечи покрываются чёрным нагаром. Причины появления нагара: забитый глушитель, позднее зажигание, богатая рабочая смесь (много бензина - мало воздуха ). При таких неисправностях все свечи выглядят одинаково чёрными. Но когда чёрной оказалась одна свеча из четырёх, то это может означать, как неисправность в этом цилиндре, так и неисправность самой свечи, её высоковольтного провода или наконечника. Чтобы точно узнать, что является причиной, можно поменять местами чёрную и любую из чистых свечей. После перестановки требуется контрольная поездка в течении 10-15 минут. В результате поездки чёрная свеча очистилась, а чистая свеча почернела. Это означает, что в цилиндре, на котором чернеют свечи, есть неисправность. Когда чёрная свеча в другом цилиндре осталась чёрной, а чистая на новом месте осталась чистой, то это означает неисправность чёрной свечи.

Вместо перестановки свечей местами можно полностью заменить весь комплект на новый, заведомо исправный. Результаты контрольного пробега на двух комплектах свечей одинаковы - неисправность в цилиндре. А если второй комплект свечей вернулся из поездки полностью чистым, значит неисправна свеча из первого комплекта.

Кстати, неисправная свеча может проявлять себя рывками автомобиля при движении.

Особенности потемнения изолятора на свечах при разных неисправностях тоже бывают разные.

Встречается одностороннее потемнение, когда одна сторона изолятора чёрная, другая - светлая. Причиной такой окраски свечи бывает негерметичная посадка одного клапана, прогоревший клапан, заедание стержня клапана в направляющей втулке, неправильная установка ремня газораспределения, ухудшение пропускной способности выхлопной системы.

Иногда конус изолятора в глубине свечи покрыт чёрным нагаром, а верхушка изолятора и оба металлических электрода выглядят чистыми. Такой вид имеет холодная для данного мотора свеча, и её нужно заменить на более горячую по калильному числу.

Когда выкрученная свеча выглядит ослепительно белой, или как будто покрыта инеем или сединой, то это означает, что свеча по калильному числу слишком горяча для этого мотора. Эти же признаки указывают на бедную смесь в данном цилиндре.

Бывает ситуация, когда выкрученная свеча оказывается мокрой. В камере сгорания двигателя свечу может намочить бензин, масло или охлаждающая жидкость. Существуют признаки, по которым можно определить, какая из жидкостей попала на свечу.

Бензин легко определить по тому, что он высыхает через несколько минут после того, как была выкручена свеча. Заливание бензином часто происходит в результате неудачной попытки запуска холодного мотора.

Масло на электродах свечи появляется при изношенных маслоотражательных колпачках на клапанах. Более редкой причиной появления масла является износ цилиндро-поршневой группы или поломка маслосъёмных колец на поршнях. Количество масла, попавшего в камеру сгорания, бывает разным. Используя свечи зажигания, как индикатор работы двигателя, можно узнать, на какой стадии находится болезнь.

Для диагностики лучше подходят новые стандартные свечи, так как на чистом изоляторе лучше видны любые изменения.

На первом этапе попадания масла в камеру сгорания на изоляторе центрального электрода заметны тёмные пятнышки сгоревшего масла. Количество этого масла невелико - поэтому свеча ещё вполне работоспособна.

Следующим этапом будет лёгкое увлажнение нижнего торца резьбовой части свечи, так называемый “подол юбки”. При этом электроды будут сухими, но металлический ободок частично покрыт маслом. Такое состояние свечи уже может давать нерегулярные хлопки в глушитель. Это хорошо заметно на оборотах холостого хода. При движении автомобиля эти хлопки исчезают. Утренний запуск двигателя сопровождается облаком сизого дыма из выхлопной трубы. Цвет этого дыма похож на сигаретный. После прогрева двигателя дымность выхлопа уменьшается. Все эти признаки говорят о заметном увеличении расхода масла.

Дальнейшим этапом ухудшения будет полное намокание торца резьбовой части. Изолятор на 80% покрыт тёмными пятнышками сгоревшего масла. Увеличивается частота нерегулярных хлопков в глушителе на оборотах холостого хода. Каждый лёгкий хлопок в глушителе - это пропуск искрообразования. Масло на электродах свечи резко ухудшает процесс образования искры.Свеча зажигания

При полном намокании свечи прекращается поджигание рабочей смеси и цилиндр практически перестаёт работать. На выхлопе прослушиваются регулярные, ритмические хлопки. С увеличением оборотов двигателя хлопки не исчезают, мотор - троит.

Когда процесс увеличения пропуска масла начинается при исправной топливоподаче и отличном состоянии системы зажигания, то капельки масла сгорают на электродах свечи, не успевая намочить её. В таком случае капельки масла превращаются в золу, которая появляется на самых горячих частях электродов.

Скапливание золы приводит к увеличению толщины электродов. Зола легко чистится, но это лучше не делать до замены сальников клапанов. При работе двигателя зола легко набирает высокую температуру и этим способствует сжиганию масла. Работа двигателя может быть ровной даже с толстыми зольными отложениями на свечах. Как только убрать золу с электродов - масло перестаёт сгорать, свеча за короткое время намокает - цилиндр перестаёт работать. Чтобы без ремонта выровнять работу мотора, часто пользуются такими методами:

  • устанавливают свечи с более горячим калильным числом, применяют свечи с более короткой юбкой,
  • пользуются ввёртышами для увеличения расстояния от электродов свечи до камеры сгорания,
  • надевая высоковольтные наконечники на свечи, специально оставляют небольшой зазор, увеличивая этим напряжение искры.

Всё это - временные, малоэффективные и опасные для здоровья автомобиля действия. Наилучший метод - нормальный ремонт.

Охлаждающая жидкость может появиться в камере сгорания в результате неплотностей прокладки головки блока цилиндров. Более редкие причины - трещина в корпусе гильзы или в корпусе головки блока. Ещё более редкие причины - попадание жидкости через впускной коллектор из-за неплотностей в системе подогрева карбюратора. Последняя причина действительна только для японских автомобилей.

На практике часто встречается ослабление прижатия головки блока, и как результат этого - попадание жидкости в камеру сгорания. По свече, выкрученной из горячего мотора трудно определить наличие охлаждающей жидкости, особенно, когда поступление этой жидкости невелико.

Надёжный способ проверки попадания жидкости в камеру сгорания - запуск холодного мотора на время не более 10 секунд. После остановки нужно выкрутить все свечи. За короткое время работы свеча не успевает нагреться, а жидкость интенсивно втягивается в камеру из-за больших зазоров на холодном моторе.

На свече охлаждающая жидкость выглядит, как мелкие капли росы. В результате прогрева мотора зазор на прокладке уменьшается за счёт расширения металла, и протекание жидкости на горячем моторе может совсем прекратиться. Плохо прижатая прокладка может сопровождаться неустойчивой работой мотора. Ослабление прижатия, чаще всего, происходит из-за перегрева мотора, что в свою очередь вызывает деформацию корпуса головки блока цилиндров.

Ещё один способ проверки заключается в том, что холодный мотор несколько секунд прокручивается стартером при выкрученных свечах зажигания. Перед этой проверкой нужно обязательно принять меры по отключению искры и прекращению подачи бензина!

Напротив каждого свечного отверстия нужно держать кусок белого картона. После прокрутки мотора против неисправного цилиндра на картоне останутся капли росы.

При покупке новых свечей зажигания следует опасаться таких, которые выпущены “по лицензии ведущих фирм” в других странах или просто подделок под известные марки. Как правило, такие свечи имеют меньший ресурс работы и больший разброс по калильным числам, что может привести к поломке всего двигателя.

По внешнему виду отличить подделку можно по плохо выполненной упаковке, смазанному рисунку на ней, плохо обработанному шестиграннику свечи, чуть перекошенной или неравномерной надписи маркировки.

karbyurator.com