Искри, искри, моя свеча... За рулем свечи зажигания


Искри, искри, моя свеча... — журнал За рулем

ИСКРИ, ИСКРИ, МОЯ СВЕЧА...

РЫНОК

ЭКСПЕРТИЗА

ИСКРИ, ИСКРИ, МОЯ СВЕЧА...

Александр БУДКИН

Что предпочесть — родные, отечественные,

или дорогие импортные.

Не так давно в рубрике «Экспертиза» мы сопоставляли предлагаемые разными производителями высоковольтные провода на «Самару» (ЗР, 1997, № 12). Сегодня, продолжая сравнивать элементы системы зажигания, обратимся к свечам зажигания, но теперь уже для «жигулевской» классики.

Основная цель этого теста, как, впрочем, и других в «Экспертизе», — дать количественную оценку потребительским свойствам разного рода товаров для автомобиля и автомобилистов. Как правило, объектом нашей экспертизы служат наиболее ходовые изделия отечественного производства, продукция известных зарубежных фирм и, по возможности, еще что-нибудь эдакое, нашумевшее. В этом качестве на сей раз фигурируют свечи «Чемпион России».

Итак, «в бой идут»: российские свечи зажигания А17ДВ, выпускаемые в Энгельсе по цене 25 руб. за комплект (фото 1), чешские Brisk L15Y — 30 руб. (фото 2), Champion N9YC с подозрительной надписью «made in Europe» — за 51 руб. (фото 3), Bosch W7DC (похоже, действительно немецкие) — за 54 руб. (фото 4) и, наконец, А17ДВ «Чемпион России» — за 70 руб. (фото 5). Все они «обычные» — с одним боковым электродом. Правда, здесь необходима оговорка: производство свечей в Энгельсе теперь по существу принадлежит фирме «Бош», получившей здесь контрольный пакет акций. Поэтому все производимые там свечи идут сегодня не под товарным знаком «Э3» (фото 1), а под другим — «АРS». Мы же раздобыли «старый Энгельс» только для того, чтобы его сравнение со свечами «Чемпион России» выглядело более корректным (об этом чуть ниже).

Потребительские свойства свечей зажигания определяются несколькими факторами, но, как ни странно, лишь часть из них можно считать объективными. Они-то и заложены в ГОСТы, по которым испытывают свечи. Остальные предопределены конкретными условиями эксплуатации, связанными с работой двигателя: степенью зарядки аккумуляторной батареи, качеством масла, регулировкой карбюратора и т. д. От последних во многом зависит слой нагара, под которым будут функционировать свечи, а значит, холодный пуск и нормальная работа двигателя. Повышенный нагар на поверхностях свечи, обращенных в цилиндр, увеличивает вероятность нарушений нормальной работы. Даже высоковольтные провода с разными наконечниками по-разному защищают свечу от воздействия влаги или грязи и предопределяют разные условия работы свечей. С учетом всего этого сравнение купленных нами образцов проводилось лишь по тем стандартизованным параметрам, которые не зависят от условий эксплуатации.

Программа испытаний включала обязательную в таких случаях проверку габаритных и присоединительных размеров, качества изоляторов и металлических деталей. Здесь у всех все оказалось в норме, и останавливаться на этом мы не будем. Наиболее важных, если хотите «главных», испытаний было два. Первое — проверка бесперебойности искрообразования с нормальным искровым промежутком в течение 30 с в стандартных условиях: давление в барокамере 8,5 кгс/см2, амплитудное значение напряжения разряда 22 кВ. Второе — определение в той же барокамере давления, при котором еще возможно бесперебойное искрообразование при разной величине искрового зазора (по ОСТ 37.003.081–87). На пробой изоляции свечи не проверялись — не было смысла. Во-первых, потому, что это в реальной эксплуатации практически невозможно (кроме случаев явного брака), а во-вторых, потому, что «жигулевская» классика никогда не выдаст на свечу даже те 22 кВ, при которых испытывалась бесперебойность искрообразования. При нормальном зазоре получим не более 10 кВ.

Результаты испытаний приведены в табл. 1 и 2 (в последней большая цифра означает лучший результат). Из представленных данных видно, что все свечи безупречно выдержали первый из двух тестов, а во втором показали очень близкие результаты. Несмотря на то, что приведенные в таблице цифры для разных свечей неодинаковы, абсолютные значения полученных величин достаточно высоки, и можно смело утверждать, что на двигателях VAZ 2101...2107 эти отличия ощущаться не будут.

Как ни странно, такой результат был вполне предсказуем. Специалисты хорошо знают, что технология изготовления свечей зажигания, а зачастую и применяемое оборудование у большинства производителей разнятся несущественно. Но означает ли это, что свечи зажигания, продаваемые под разными торговыми марками, практически идентичны? Если говорить о проведенных стандартных тестах, то да. Если же посмотреть на это с позиции автолюбителя, то приходишь к заключению, что отличия могут быть и выявить их можно только в ходе дополнительных эксплуатационных испытаний по индивидуальной для каждого типа свечей программе. Наглядным тому примером могут служить свечи «Чемпион России». По сути, это те же А17ДВ из Энгельса, но «доработанные». Это, прежде всего, дополнительная изоляция свечи с «внешней стороны» и нанесение специального покрытия на ее «внутреннюю» (обращенную в цилиндр) часть и на резьбу. Дополнительная изоляция призвана, по заявлению производителя, снижать вероятность утечек высоковольтного импульса по изолятору свечи, скажем, в случае прямого попадания влаги, а специальное покрытие должно (мы этого не проверяли) обладать каталитическим действием, уменьшая таким образом толщину слоя нагара на поверхностях, обращенных в цилиндр. Это, помимо всего прочего, должно уменьшить «пригорание» резьбового соединения.

Как видно из табл. 2, свечи Brisk и Champion даже без дополнительного изолятора при напряжении 22 кВ показывают характеристики чуть лучшие, чем «Чемпион России». А по сравнению со стандартными А17ДВ заметно улучшение. Большего напряжения в стандартной системе зажигания «Жигулей» достигнуть не удастся, а от попадания влаги свечи должны защищать качественные резиновые колпачки высоковольтных проводов. Что касается уменьшения слоя нагара на свечах — это, конечно, полезная функция, но нагар активно образовывается в неисправном или разрегулированном двигателе.

Подобным образом каждый производитель свечей зажигания старается вложить в них свои «изюминки». А вот будут ли они замечены среднестатистическим автолюбителем, если ему заранее об этом не сказать, это еще вопрос. Уместно ли в таком случае говорить, что одна из испытанных свечей лучше, чем другие, или, напротив, что все свечи практически идентичны — судите сами.

Один из принципиальных моментов, на котором хотелось бы остановиться подробнее, — «ресурс» свечей зажигания. Речь, разумеется, не о том, что сомнительно работающую свечу можно выкрутить, зачистить, окунуть в какой-нибудь раствор, а в довершение ко всему окропить святой водой. Под словом «ресурс» здесь подразумевается тот момент, когда автолюбитель, усомнившись в работе свечей, решает, что их пора менять. Так вот, если отбросить в сторону все «изюминки» и говорить о сравнении только объективных параметров свечей (см. табл. 1, 2), то получится, что различия между ними практически отсутствуют.

Почему же тогда при очень близких технологических процессах и потребительских свойствах дорогие импортные свечи «ходят» дольше, чем дешевые отечественные? Одна из причин этого — нестабильность качества отечественной продукции. Другая же может быть в том, что человек, покупающий более дорогие импортные товары, обычно владеет довольно новым или, во всяком случае, находящимся в хорошем состоянии автомобилем, регулярно заливает в него дорогое масло, имеет нормальный аккумулятор и т. д. Вполне очевидно, что и проблем с машиной у него немного. Те же, у кого не всегда есть деньги на то, чтобы своевременно привести в порядок свою «старушку», вряд ли станут платить двойную цену за свечи зажигания. Но если вдруг в самый неподходящий момент в ней что-нибудь случится, то свою долю «ненормативной лексики» получат и дешевые отечественные свечи, хотя проблема, возможно, совсем не в них. Ведь как мы уже говорили, нормальное функционирование свечей зажигания зависит зачастую от общего технического состояния автомобиля. Вот и получается, что положенные 30 тыс. км дорогие импортные свечи обычно отрабатывают, а дешевые отечественные — не всегда. Но свечи ли в этом виноваты?

Наш разговор о свечах зажигания на этом, конечно, не закончен. Как отличить родные свечи от подделок, какие конструкции бокового электрода бывают и зачем они нужны, в каком состоянии находится отечественная «свечная» промышленность — все это отдельные темы, и к ним мы еще обратимся.

Редакция благодарит

отдел свечей зажигании

НИИ автоэлектроники за помощь

в подготовке материала.

www.zr.ru

СВЕЧА ДЛЯ НАРОДА - Май 2011 года

Зарулем
  • Онлайн
    • Архив
    • Форум
    • Wiki
    • Купи авто
    • Реклама
  • Издания
    • Журнал “За рулем”
    • Газета “За рулем – Регион”
    • Журнал “Купи авто”
    • Журнал “Мото”
    • Журнал “Рейс”
    • Книги, Каталоги
    • Подписка
  • Товары и услуги
    • Интернет магазин
    • Товары ЗР
    • Реклама
    • Турбюро
  • Реклама
  • Подписка
  • Архив
  • Форум
  • Wiki
  • Купи авто
  • Войти
  • Анонсы
  • Издания
    • За рулем
    • Газета "За рулем - Регион"
    • Купи авто
    • Мото
    • Рейс
  • За рулем
  • Газета "За рулем - Регион"
  • Купи авто
  • Мото
  • Рейс
  • Книги и каталоги
    • Новинки
    • Популярная литература
    • Техническая литература
  • Марки и модели
    • Все марки
    • Acura
    • Alfa Romeo
    • Alpina
    • Aston Martin
    • Audi
    • BAW
    • Bentley
    • BMW
    • Brilliance
    • Bristol
    • Bugatti
    • Buick
    • BYD
    • Cadillac
    • Caterham
    • Changan
    • Chery
    • Chevrolet
    • Chrysler
    • Citroen
    • Cord
    • Dacia
    • Daewoo
    • Daihatsu
    • Delahaye
    • Derways
    • DFM
    • Dodge
    • Eriba moving
    • FAW
    • FBS
    • Ferrari
    • FIAT
    • Fisker
    • Ford
    • Freightliner
    • Geely
    • GMC
    • Great Wall
    • Grinnall
    • Gumpert
    • Hafei
    • Haima
    • Hino
    • Honda
    • Horch
    • Hummer
    • Hymer
    • Hyundai
    • Infiniti
    • International
    • Iran Khodro
    • Isuzu
    • Iveco
    • JAC
    • Jaguar
    • Jeep
    • Jinbei
    • Kamaz
    • KIA
    • Lamborghini
    • Lancia
    • Land Rover
    • LDV
    • Lexus
    • Lifan
    • Ligier
    • Lincoln
    • Lotus
    • Luxgen
    • Mahindra
    • Man
    • Maserati
    • Maybach
    • Mazda
    • Mercedes-Benz
    • Mercury
    • MG
    • Mini
    • Mitsubishi
    • Morgan
    • Nash Ambassador
    • Nissan
    • Noble
    • Opel
    • ORCA
    • Pagani
    • Pegaso
    • Perodua
    • Peugeot
    • Piaggio
    • Pininfarina
    • Polaris
    • Pontiac
    • Porsche
    • Proton
    • Renault
    • Rolls-Royce
    • Rover
    • SAAB
    • Saleen
    • Samsung
    • Saturn
    • Scania
    • Scion
    • SEAT
    • Setra
    • Shuanghuan
    • Skoda
    • Smart
    • Spyker
    • Ssang Yong
    • Steyr
    • Strathcarron
    • Studebaker
    • Subaru
    • Suzuki
    • TATA
    • Tianma
    • Tianye
    • Toyota
    • Tucker
    • Venturi
    • Volkswagen
    • Volvo
    • Vortex
    • Westfield
    • Willys
    • Xin Kai
    • YAMAHA
    • Zxauto
    • Богдан
    • ВАЗ
    • Валдай
    • ВИС
    • Волжанин
    • ГАЗ
    • ГолАЗ
    • ё-мобиль
    • ЗАЗ
    • ЗИЛ
    • ЗИС
    • ЗМЗ
    • ИЖ
    • КАВЗ
    • Комбат
    • КРАЗ
    • ЛиАЗ
    • МАЗ
    • Москвич
    • ОКА
    • ПАЗ
    • РОАЗ
    • Сталкер
    • ТагАЗ
    • Тигр
    • УАЗ
    • Урал
  • Поиск
Зарулем
  • Анонсы
  • За рулем
  • Газета "За рулем - Регион"
  • Купи авто
  • Мото
  • Рейс
  • Книги и каталоги
  • Марки и модели
  • Поиск
ЗР 2011
  • ЗР 2018
  • ЗР 2017
  • ЗР 2016
  • ЗР 2015
  • ЗР 2014
  • ЗР 2013
  • ЗР 2012
  • ЗР 2011
  • ЗР 2010
  • ЗР 2009
  • ЗР 2008
  • ЗР 2007
  • ЗР 2006
  • ЗР 2005
  • ЗР 2004
  • ЗР 2003
  • ЗР 2002
  • ЗР 2001
  • ЗР 2000
  • ЗР 1999
  • ЗР 1998
  • ЗР 1997
  • ЗР 1996
  • ЗР 1995
  • ЗР 1994
  • ЗР 1993
  • ЗР 1992
  • ЗР 1991
  • ЗР 1990
  • ЗР 1989
  • ЗР 1988
  • ЗР 1987
  • ЗР 1986
  • ЗР 1985
  • ЗР 1984
  • ЗР 1983
  • ЗР 1982
  • ЗР 1981
  • ЗР 1980
  • ЗР 1979
  • ЗР 1978
  • ЗР 1977
  • ЗР 1976
  • ЗР 1975
  • ЗР 1974
  • ЗР 1973
  • ЗР 1972
  • ЗР 1971
  • ЗР 1970
  • ЗР 1969
  • ЗР 1968
  • ЗР 1967
  • ЗР 1966
  • ЗР 1965
  • ЗР 1964
  • ЗР 1963
  • ЗР 1962
  • ЗР 1961
  • ЗР 1960
  • ЗР 1959
  • ЗР 1958
  • ЗР 1957
  • ЗР 1956
  • ЗР 1955
  • ЗР 1954
  • ЗР 1953
  • ЗР 1952
  • ЗР 1951
  • ЗР 1950
  • ЗР 1949
  • ЗР 1948
  • ЗР 1947
  • ЗР 1946
  • ЗР 1945
  • ЗР 1944
  • ЗР 1943
  • ЗР 1942
  • ЗР 1941
  • ЗР 1940
  • ЗР 1939
  • ЗР 1938
  • ЗР 1937
  • ЗР 1936
  • ЗР 1935
  • ЗР 1934
  • ЗР 1933
  • ЗР 1932
  • ЗР 1931
  • ЗР 1930
  • ЗР 1929
  • ЗР 1928
05
  • №1
  • №2
  • №3
  • 04
  • 05
  • 06
  • №7
  • №8
  • №9
  • №10
  • 11

www.zr.ru

Приложения 2108 неисправности двигателя по свечам

Состояние свечи Вид загрязнений свечи Возможная причина Сопутствующий признак Способ устранения
Rem2108Prilozh0301.jpg Легкий светло-серый или светло-коричневый налет Свеча соответствует двигателю по калильному Двигатель находится в исправном состоянии. Расход топлива, моторного масла и токсичность отработавших газов соответствуют норме -
Rem2108Prilozh0302.jpg
Матовая черная копоть
Неправильная регулировка карбюратора или угла опережения зажигания Повышенный расход топлива, снижение мощности двигателя, неустойчивая работа на холостом ходу, затруднен пуск Отрегулируйте карбюратор или зажигание
Низкая компрессия из-за негерметичности клапанов или износа цилиндро-поршневой группы Отремонтируйте двигатель
Загрязнение воздушного фильтра - Замените фильтр
Неправильная установка искрового зазора - Отрегулируйте искровой зазор (0,7–0,8 или 1,1–1,1 мм)
Трещина в изоляторе - Замените свечу
Калильное число свечей больше необходимого для данного двигателя - Замените свечи
Rem2108Prilozh0303.jpg Мокрый черный маслянистый нагар Попадание масла в камеру сгорания Повышенный расход масла, неустойчивая работа двигателя на холостом ходу, затруднен пуск Замените маслосъемные колпачки клапанов или поршневые кольца
Rem2108Prilozh0304.jpg Толстый слой рыхлых отложений Низкое качество бензина или масла Перебои в работе двигателя, затруднен пуск Замените топливо или моторное масло. Промойте систему смазки, очистите свечи
Rem2108Prilozh0305.jpg Отложения красного цвета Превышение допустимых норм концентрации металлосодержащих присадок в бензине Перебои в работе двигателя, затруднен пуск Замените топливо и свечи
Rem2108Prilozh0306.jpg
Оплавление, выгорание электродов, трещины на тепловом конусе изолятора или его разрушение
Калильное число свечей меньше необходимого для данного двигателя Перебои в работе двигателя, затруднен пуск Замените свечи на соответствующие данному двигателю
Неисправность системы охлаждения Перегрев двигателя Найдите и устраните неисправность системы охлаждения, замените свечи
Слишком большой угол опережения зажигания Детонация (характерный металлический стук , в цилиндрах) Отрегулируйте угол опережения зажигания, замените свечи
Применение низкооктанового бензина Детонация (характерный металлический стук , в цилиндрах) Замените топливо и свечи

wiki.zr.ru