Правильное функционирование свечей зажигания – одно из важнейших условий эффективной работы двигателя. Необходимо, чтобы на двигателе были установлены свечи зажигания только предписанного типа. При исправном двигателе чистка свечей зажигания – редкая операция.
Общая информация по свечам зажигания
Существует два типа уплотнений при установке в головку цилиндра: с плоским седлом
и эластичной (стальной или медно-асбестовой) прокладкой или с коническим седлом
без прокладки. При установке новой свечи прежде всего необходимо проверить, какое
уплотнение предусмотрено в головке цилиндра, уточнить диаметр и длину резьбовой
части. Если установить свечу с длинной резьбовой частью в головку с короткой резьбой,
то выступающая часть свечи покроется нагаром и смолами, отложениями свинца. Свеча
будет перегреваться, возможно оплавление резьбы. При выворачивании свечи можно
из-за этого повредить резьбу в головке цилиндра. При короткой резьбовой части
свечи и длинной в головке нагар и различные отложения забивают резьбу, происходит
ее оплавление. После длительной работы приходится проходить метчиком резьбовую
часть в головке цилиндра, но так, чтобы грязь не осталась в цилиндре.
В зависимости от назначения свечи имеют ряд конструктивных особенностей. Так,
для автомобилей и мотоциклов, работающих в тяжелых дорожных условиях, когда возможно
попадание на двигатель воды, и при повышенных требованиях к уровню радиопомех
применяются экранированные свечи с герметичным уплотнением провода высокого напряжения.
С целью повышения стабильности работы свечей на корпусе иногда делаются несколько
электродов или вообще боковых электродов нет (с плавающим электродом).
В зависимости от особенностей рабочего процесса свечи выполняются с утопленным
внутри корпуса изолятором или с выступающим изолятором (для камер сгорания с интенсивной
турболизацией смеси в камере сгорания).
Важнейшим параметром, характеризующим свечу, является температурный режим ее элементов,
в первую очередь центрального электрода и поверхности юбки изолятора. Основной
проблемой при создании свечи для высокооборотного двигателя является выполнение
противоречивых требований. С одной стороны – обеспечить достаточно высокую температуру
юбки изолятора, чтобы при длительной работе на малых нагрузках и холостом ходе
предотвратить образование на ней нагара, приводящего к шунтированию, особенно
при низких температурах. При переходе на большие нагрузки при высоких температурах
происходит самоочищение изолятора свечи за счет выгорания отложений на нем. С
другой стороны, при высоких числах оборотов и большой нагрузке температура центрального
электрода и нижней части изолятора не должна превышать верхнего предела, при котором
возникает калильное зажигание (воспламенение смеси еще до возникновения искры
от системы зажигания). От цикла к циклу воспламенение происходит все раньше и
раньше, температура деталей растет до тех пор, пока что-то не сгорит – в лучшем
случае свеча, в худшем – поршень. Так что из-за маленькой свечи могут быть большие
неприятности.
Как же предотвратить возможность появления калильного зажигания? Прежде всего,
нужно следить за правильной (по инструкции) установкой углов опережения зажигания,
не допуская слишком раннего зажигания. При контактной системе угол опережения
зажигания может неожиданно увеличиться, например, если отскочит один из напаянных
контактов прерывателя.
Второе условие – всегда заливать бензин, соответствующий уровню форсировки двигателя
(степени сжатия, номинальной частоте вращения, наполнению и др.). Чем ниже октановое
число, тем больше склонность к калильному зажиганию. Ну а если все-таки залит
низкооктановый бензин, то нельзя выходить на большие нагрузки при высоких числах
оборотов.
Третье условие, иногда самое главное – устанавливать свечи с требуемым калильным
числом в соответствии с рекомендацией завода-изготовителя двигателя.
Наиболее удобно обозначение калильного числа, одно время принятое большинством
европейских фирм, по времени (в секундах), после которого при испытаниях на специальной
установке начинается калильное зажигание. Последние годы большинство фирм перешло
на условное обозначение калильного числа свечей.
Несколько практических советов по выбору свечей и их обслуживанию
Установив новые свечи после небольшого пробега (примерно 1000 км), целесообразно
их вывинтить, пометив номер цилиндра, и внимательно осмотреть состояние изоляторов.
При правильно выбранном калильном числе и оптимальном составе смеси и угле опережения
зажигания изолятор будет светло-коричневым, бурым или светло-серым. Разноцветные
отложения на изоляторе и электродах свидетельствуют о наличии в топливе или моторном
масле большого количества присадок. Черный, матовый нагар на изоляторе, электродах
и корпусе – признак работы на большинстве режимов на переобогащенной смеси или
слишком высоком калильном числе. Необходимо проверить регулировки карбюратора
или системы впрыска (например по газоанализатору) или установить более горячую
свечу. Блестящий черный нагар свидетельствует о попадании в цилиндр смазки через
поршневые кольца и направляющие втулки клапанов. Требуется ремонт двигателя.
Если изолятор "снежно-белой" окраски – значит, свеча работала на предельно допустимом
тепловом режиме. Причины: слишком ранее зажигание, переобеднение смеси или слишком
"горячая" свеча для данного двигателя. Необходимо проверить регулировки карбюратора,
характеристики автомата опережения зажигания и, если они в норме, поставить более
"холодную" свечу. Ну и следующая степень перегрева свечи – оплавленные электроды
свечи (хорошо, что не прогоревшее днище поршня).
Иногда может оказаться, что все свечи одной марки в разных цилиндрах имеют разные
по цвету изоляторы. Причин может быть несколько. Как правило, в карбюраторных
двигателях смесь (по составу) и антидетонационные присадки по цилиндрам распределяются
неравномерно.
Встречаются двигатели с различными величинами степени сжатия для каждого из цилиндров.
Ну а между двигателями одной модели степень сжатия отличается иногда на целую
единицу. За счет отклонения от технологических процессов, материалов и др. среди
свечей одной марки также наблюдается большой разброс по фактическим калильным
числам. При большой разнице в состоянии свечей иногда приходится даже в одном
двигателе устанавливать свечи с разными калильными числами. Чтобы всегда иметь
запас по калильному числу в различных условиях эксплуатации, целесообразно иметь
два комплекта свечей и устанавливать летом более "холодные", а зимой – "горячие".
Последнее время ряд фирм выпускает свечи с расширенным тепловым полем свечи. Для
этого центральный электрод делается медным, сверху наносится покрытие из жаростойких
материалов (никель, хром). Иногда и боковые электроды делаются из металла с хорошей
теплопроводностью и жаростойким покрытием. Другим оригинальным решением является
изготовление миниатюрного центрального электрода из платины, не выступающего из
изолятора. Особо "холодные" свечи с калильным числом 300 и выше для
форсированных двигателей (с турбонаддуовм, двухтактных и др.) обычно изготавливаются
с серебряным электродом малого диаметра и короткой юбкой изолятора. Прежде чем
устанавливать такие свечи, иногда рекомендуется сначала прогреть двигатель на
"горячих" свечах и только потом устанавливать "холодные".
Необходимо иметь в виду, что при очистке свечи в пескоструйном аппарате разрушается
поверхность изолятора. Лучше, перевернув свечу, залить в корпус растворитель,
бензин или применить специальный аэрозольный баллончик. Затем деревянной палочкой
очистить изолятор и продуть его сжатым воздухом.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Откройте капот. На моделях
1,2 л снимите воздушный фильтр. На моделях 2,0 л с 16 клапанами отвинтите
винты и снимите крышку высоковольтных проводов.
2. Промаркируйте высоковольтные
провода цифрами от 1 до 4 (1-й цилиндр расположен со стороны зубчатого
ремня) и снимите высоковольтные провода со свечей зажигания.
3. Очистите свечи, используя
щетку, пылесос или струю сжатого воздуха, что исключит попадание грязи
в цилиндры двигателя после вывинчивания свечей зажигания. Отвинтите
свечи, используя свечной ключ.
4. Визуальный контроль рабочей части
свечей зажигания может показать состояние двигателя. Если носовая
часть изолятора свечей зажигания чистая и белая, без налета, то это
свидетельствует о слишком бедной смеси. Это также указывает, что свеча
слишком горячая, то есть тепло от центрального электрода отводится
медленно. Если это так, то необходимо отрегулировать состав топливной
смеси или заменить свечу.
5. Если носовая часть изолятора
покрыта черным налетом, то это говорит о том, что смесь слишком богатая.
Если налет черный и маслянистый, то это свидетельствует об износе
двигателя и необходимости его проверки и ремонта. Если носовая часть
изолятора покрыта светло-коричневым налетом, то состав смеси оптимален
и двигатель находится в хорошем состоянии.
6. Межэлектродный зазор свечи зажигания
имеет большое значение, так как при слишком большом и при слишком
маленьком зазоре изменяется размер искры, что приводит к снижению
эффективности работы двигателя. Зазор должен всегда соответствовать
техническим требованиям.
7. Проверка зазора осуществляется
проволочным шаблоном (рисунок слева) или щупом (рисунок справа). Корректировка
зазора осуществляется подгибанием бокового электрода. Центральный
электрод ни в коем случае нельзя изгибать, так как это может привести
к поломке изолятора и выходу свечи из строя.
8. Для подгибания бокового электрода
свечи необходимо использовать специальный инструмент.
9. Перед установкой свечи зажигания
в двигатель проверьте, чтобы резьба была чистой и все нити резьбы
– целыми.
10. Ввинтите свечи зажигания от
руки и затем затяните их требуемым моментом.
11. Для завинчивания свечи на несколько
витков можно использовать отрезок резинового шланга, в который с одной
стороны вставить изолятор свечи и, вращая шланг, завинтить свечу на
несколько витков. Затем необходимо снять шланг и завинтить свечу требуемым
моментом.
12. Подсоедините к свечам зажигания
высоковольтные провода. На моделях 1,2 л установите воздушный фильтр.
На моделях 2,0 л с 16 клапанами установите крышку высоковольтных проводов
и закрепите ее винтами.
automn.ru
Renault Megane 2 | Проверка и замена свечей
3.11. Проверка и замена свечей
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Вам потребуются
свечной ключ
круглый щуп
Периодичность замены
Через 30 000 км пробега.
Перед началом
При проверке и замене свечей будьте осторожны – если двигатель горячий, можно
получить ожоги.
Отсоедините провод от клеммы “—” аккумуляторной батареи.
Тип свечи:
А17ДВР, А17ДВРМ, FE65PR, FE65CPR. До 1988 г. на ВАЗ-2109 устанавливали свечи
типов А17ДВ, FE65P.
При подготовке к зимней эксплуатации замените свечи новыми.
Рекомендуем заменять свечи через каждые 30 000 км, даже если они еще в рабочем
состоянии: старые свечи могут способствовать увеличению расхода топлива.
Регулярно проверяйте надежность соединений высоковольтных проводов со свечами,
катушкой и распределителем зажигания.
Грязная изоляция высоковольтных проводов может привести к утечке тока, поэтому
по мере загрязнения протирайте их тряпкой.
Предупреждение
Не затягивайте свечи слишком сильно — керамический изолятор свечи может треснуть,
что приведет к ухудшению работы двигателя.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. При снятии наконечника со свечи не тяните за провод. Если надо
снять все наконечники, предварительно промаркируйте высоковольтные провода.
2. Очистите от грязи свечные ниши.
3. Осторожно выверните свечу специальным ключом. Если свеча тяжело
выкручивается из-за образовавшегося нагара, капните в резьбовое отверстие
средство WD-40 или “Унисма”, чтобы не повредить резьбу.
4. Осмотрите свечу. Если на изоляторе есть трещины, повреждена
резьба или электроды, свечу надо заменить.
5. Светло-коричневый нагар, равномерно покрывающий нижнюю часть
свечи тонким слоем, не влияет на работу системы зажигания и его можно
не очищать.
6. Отсутствие нагара на свече свидетельствует либо о работе двигателя
на обедненной смеси, либо о неправильно установленном угле опережения
зажигания, либо о несоответствии марки свечи типу двигателя.
7. Блестящий черный нагар, свидетельствующий о попадании масла
в цилиндр двигателя, надо обязательно зачистить.
8. Проверьте зазор между электродами свечи (только круглым щупом).
Зазор должен быть 0,7—0,8 мм. Проверяйте зазор только круглым щупом.
9. Если зазор отличается от указанного, отрегулируйте его, подгибая
боковой электрод.
automn.ru
Замена свечей зажигания и проверка системы зажигания
2.24. Замена свечей зажигания и проверка системы зажигания
Относительно этой проверки
Renault не дает никакой определенной рекомендации относительно интервала для замены свечей зажигания. Механика Renault подсоединяют к автомобилю специальное диагностическое оборудование. Оно проверяет систему и считывает все зарегистрированные коды неисправности.
Замена свечей зажигания
ВСЕ ДВИГАТЕЛИ
1. От правильного функционирования свечей зажигания зависит правильная работа и производительность двигателя. Существенно, чтобы установленные свечи соответствовали двигателю (подходящий тип определен в начале этой Главы). Если используется этот тип и двигатель в хорошем состоянии, свечи зажигания не должны нуждаться во внимании между планируемыми заменами. Чистка свечи зажигания редко необходима и не должна предприниматься, если нет специального оборудования, так как свечу можно легко повредить.
2a. На ДВИГАТЕЛЯХ 1.6 Л (К7М) отсоедините и снимите пластмассовую крышку.
2b. Отцепите ВВ провода свечей зажигания от их фиксатора, отверните винты, крепящие фиксатор к сборке катушки зажигания.
2c. Переместите фиксатор в сторону (обратитесь к иллюстрациям). На 16-клапанных 2.0 л двигателях (F7R) снимите ВВ катушки зажигания, как описано в Главе Электрооборудование двигателя.
3. Отсоедините ВВ провода от свечей зажигания (кроме моделей с двигателем F7R). 4. Желательно очистить грязь со свеч зажигания, используя чистую щетку, электропылесос или сжатый воздух, чтобы предотвратить попадание грязи в цилиндры.
5a. Отверните свечи с помощью свечного ключа или подходящего накидного ключа (обратитесь к иллюстрациям).
5b. Проверьте их состояние следующим образом.
6. По состоянию свеч зажигания можно определить состояние двигателя. Если носовая часть изолятора свечи зажигания чистая и белая, без нагара, это говорит о слабой смеси или слишком горячей свече. 7. Если кончик и носовая часть изолятора покрыты твердым черным нагаром, это говорит о слишком богатой смеси. Если свеча черная и замаслена, вероятно сильно изношен двигатель. 8. Если носовая часть изолятора покрыта легким коричневым налетом, смесь правильная и двигатель вероятно в хорошем состоянии. 9. Межэлектродный зазор свечи зажигания имеет большое значение. Если он слишком большой или слишком мал, размер искры зажигания и производительность будут серьезно ослаблены. Зазор должен соответствовать значению, представленному в Спецификациях в начале этой Главы.
Регулировка
Некоторые двигатели оборудованы свечами зажигания с двумя-тремя электродами. Зазоры на них не регулируются. Если есть какое-либо сомнение относительно их состояния, замените все четыре свечи зажигания как комплект.
1. Чтобы установить зазор, измерьте его щупом, затем согните открытый или закрытый внешний электрод, пока не получите правильный зазор. Зазор считается правильным, если щуп подходящего размера устойчиво держится и свободно скользит (обратитесь к иллюстрациям).
2. Специальный инструмент для регулировки межэлектродного зазора свечей имеется в продаже в магазинах запасных частей.
ВСЕ ДВИГАТЕЛИ
1. Перед установкой свеч зажигания проверьте, что внешняя поверхность свечи и резьба были чистыми. Нанесите немного антиприхватывающего компаунда на резьбу каждой свечи зажигания. 2. Ввинтите свечи зажигания вручную где возможно, затем затяните их усилием затяжки, регламентированным Спецификацией. 3. Соедините провода высокого напряжения в правильном порядке.
Проверка системы зажигания
Напряжение, производимое бесконтактной системой зажигания значительно выше, чем в системах с обычным зажиганием. Будьте чрезвычайно осторожны, работая с системой при включенном зажигании.
МОДЕЛИ С ДВИГАТЕЛЕМ 1.4 Л (E7J)
1. Всякий раз при замене свечей зажигания проверьте, провода высокого напряжения. 2. В случае необходимости отметьте провода высокого напряжения от 1 до 4 (1 цилиндр самый близкий к зубчатому приводному ремню двигателя). При снятии проводов тяните за наконечник, а не за сам провод. 3. Проверьте внутренний наконечник на признак коррозии, которая будет похожа на твердый белый порошок. Следите за тем, чтобы наконечник туго садился на свечу. 4. Используя чистую ветошь, протрите провода по всей длине, чтобы снять любую отложившуюся грязь и смазку. Проверьте их на наличие прогоревших мест, трещин и других повреждений. 5. Отсоедините провод от крышки распределителя. Проверьте его на наличие признаков коррозии. Если доступен омметр, проверьте сопротивление провода, соединяя измеритель между проводом, подходящим к свечам зажигания, и контактом внутри крышки распределителя. В заключение надежно установите провод. 6. Проверьте оставшиеся провода, таким же образом. 7. Снимите систему труб воздушного фильтра с левой ручной стороны двигателя, как описано в Главе Системы питания, выпуска, затем отверните винты крепления и снимите крышку распределителя. Вытрите крышку чистой ветошью и осмотрите ее на наличие трещин, выжженных углублений, сожженных или ослабленных контактов; убедитесь, что угольная щетка не изношена, свободно двигается под действием пружины и хорошо контактирует с бегунком распределителя. Также осмотрите уплотнение крышки на признаки износа или повреждения, если необходимо, замените его. Снимите бегунок распределителя с конца распредвала и осмотрите его. При замене свечей зажигания рекомендуется также заменять крышку и бегунок распределителя. При подсоединении проводов высокого напряжения на новую крышку не перепутайте провода.
ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ
Проверьте состояние проводов высокого напряжения, как описано выше.
manual.countryauto.ru
Renault Megane | Замена свечей зажигания и проверка системы зажигания
Замена свечей зажигания и проверка системы зажигания
Относительно этой проверки
Renault не дает никакой определенной рекомендации относительно интервала для
замены свечей зажигания. Механика Renault подсоединяют к автомобилю специальное
диагностическое оборудование. Оно проверяет систему и считывает все зарегистрированные
коды неисправности.
Замена свечей зажигания
ВСЕ ДВИГАТЕЛИ
1. От правильного функционирования свечей зажигания зависит правильная
работа и производительность двигателя. Существенно, чтобы установленные
свечи соответствовали двигателю (подходящий тип определен в начале
этой Главы). Если используется этот тип и двигатель в хорошем состоянии,
свечи зажигания не должны нуждаться во внимании между планируемыми
заменами. Чистка свечи зажигания редко необходима и не должна предприниматься,
если нет специального оборудования, так как свечу можно легко повредить.
2a. На
ДВИГАТЕЛЯХ 1.6 Л (К7М)
отсоедините и снимите
пластмассовую крышку.
2b. Отцепите ВВ провода свечей зажигания от их фиксатора,
отверните винты, крепящие фиксатор к сборке катушки зажигания.
2c.
Переместите фиксатор в сторону (обратитесь к иллюстрациям).
На 16-клапанных 2.0 л двигателях (F7R) снимите ВВ катушки
зажигания, как описано в Главе
Электрооборудование
двигателя.
3. Отсоедините ВВ провода от свечей зажигания (кроме моделей с
двигателем F7R).
4. Желательно очистить грязь со свеч зажигания, используя чистую
щетку, электропылесос или сжатый воздух, чтобы предотвратить попадание
грязи в цилиндры.
5a. Отверните свечи с помощью свечного ключа или подходящего
накидного ключа (обратитесь к иллюстрациям).
5b. Проверьте их состояние следующим образом.
6. По состоянию свеч зажигания можно определить состояние двигателя.
Если носовая часть изолятора свечи зажигания чистая и белая, без
нагара, это говорит о слабой смеси или слишком горячей свече.
7. Если кончик и носовая часть изолятора покрыты твердым черным
нагаром, это говорит о слишком богатой смеси. Если свеча черная
и замаслена, вероятно сильно изношен двигатель.
8. Если носовая часть изолятора покрыта легким коричневым налетом,
смесь правильная и двигатель вероятно в хорошем состоянии.
9. Межэлектродный зазор свечи зажигания имеет большое значение.
Если он слишком большой или слишком мал, размер искры зажигания
и производительность будут серьезно ослаблены. Зазор должен соответствовать
значению, представленному в Спецификациях в начале этой Главы.
Регулировка
Некоторые двигатели оборудованы свечами зажигания с двумя-тремя электродами.
Зазоры на них не регулируются. Если есть какое-либо сомнение относительно их
состояния, замените все четыре свечи зажигания как комплект.
1. Чтобы установить зазор, измерьте его щупом, затем согните
открытый или закрытый внешний электрод, пока не получите правильный
зазор. Зазор считается правильным, если щуп подходящего размера
устойчиво держится и свободно скользит (обратитесь к иллюстрациям).
2. Специальный инструмент для регулировки межэлектродного зазора
свечей имеется в продаже в магазинах запасных частей.
ВСЕ ДВИГАТЕЛИ
1. Перед установкой свеч зажигания проверьте, что внешняя поверхность
свечи и резьба были чистыми. Нанесите немного антиприхватывающего
компаунда на резьбу каждой свечи зажигания.
2. Ввинтите свечи зажигания вручную где возможно, затем затяните
их усилием затяжки, регламентированным Спецификацией.
3. Соедините провода высокого напряжения в правильном порядке.
Проверка системы зажигания
Напряжение, производимое бесконтактной системой зажигания значительно
выше, чем в системах с обычным зажиганием. Будьте чрезвычайно осторожны,
работая с системой при включенном зажигании.
МОДЕЛИ С ДВИГАТЕЛЕМ 1.4 Л (E7J)
1. Всякий раз при замене свечей зажигания проверьте,
провода высокого напряжения.
2. В случае необходимости отметьте провода высокого напряжения от
1 до 4 (1 цилиндр самый близкий к зубчатому приводному ремню двигателя).
При снятии проводов тяните за наконечник, а не за сам провод.
3. Проверьте внутренний наконечник на признак коррозии, которая
будет похожа на твердый белый порошок. Следите за тем, чтобы наконечник
туго садился на свечу.
4. Используя чистую ветошь, протрите провода по всей длине, чтобы
снять любую отложившуюся грязь и смазку. Проверьте их на наличие
прогоревших мест, трещин и других повреждений.
5. Отсоедините провод от крышки распределителя. Проверьте его на
наличие признаков коррозии. Если доступен омметр, проверьте сопротивление
провода, соединяя измеритель между проводом, подходящим к свечам
зажигания, и контактом внутри крышки распределителя. В заключение
надежно установите провод.
6. Проверьте оставшиеся провода, таким же образом.
7. Снимите систему труб воздушного фильтра с левой ручной стороны
двигателя, как описано в Главе
Системы питания,
выпуска, затем отверните винты крепления и снимите крышку распределителя.
Вытрите крышку чистой ветошью и осмотрите ее на наличие трещин,
выжженных углублений, сожженных или ослабленных контактов; убедитесь,
что угольная щетка не изношена, свободно двигается под действием
пружины и хорошо контактирует с бегунком распределителя. Также осмотрите
уплотнение крышки на признаки износа или повреждения, если необходимо,
замените его. Снимите бегунок распределителя с конца распредвала
и осмотрите его. При замене свечей зажигания рекомендуется также
заменять крышку и бегунок распределителя. При подсоединении проводов
высокого напряжения на новую крышку не перепутайте провода.
ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ
Проверьте состояние проводов высокого напряжения, как описано выше.