Cистема запуска двигателя. Стартер. Зажигание и стартер


Cистема запуска двигателя. Стартер

_____________________________________________________________________________________________________________________

 

Система запуска двигателя. Стартер автомобиляСистема запуска двигателя предназначена для создания первичного крутящего момента коленвала двигателя с оборотами, необходимыми для образования нужной степени сжатия, для воспламенения горючей смеси. Управление системой запуска может быть ручным, автоматическим и дистанционным.

 

Система пуска двигателя состоит из основных функциональных устройств:

  1. Аккумуляторная батарея
  2. Стартер
  3. Механизмы управления запуска (замок зажигания, блок управления автоматическим пуском, система дистанционного управления)
  4. Соединительные провода большого сечения (многопроволочные медные).

Предъявляемые требования к системе запуска:

  • надежность работы стартера (отсутствие поломок в 45-50 тыс. км. пробега)
  • возможность уверенного  запуска в условиях пониженных температур
  • способность системы к многоразовым пускам в течение короткого времени.

 

Устройство стартера автомобиля

Основным узлом системы запуска двигателя является стартер. Представляет собой электродвигатель постоянного тока напряжением 12 вольт и, развивающий на холостом ходу примерно 5000 об\мин.

Cхема стартера

Стартер состоит из пяти основных элементов:

  1. Корпус стартера выполнен из стали, имеет форму цилиндра. На внутреннюю стенку корпуса крепятся обмотки возбуждения (обычно четыре) совместно с сердечниками (полюсами). Крепеж происходит винтовым соединением. Винт закручивается в сердечник, который прижимает обмотку к стенке. Корпус имеет резьбовые технологические отверстия для крепления передней части, в которой происходит движение обгонной муфты.
  2. Якорь стартера представляет собой ось из легированной стали, на которую запрессован сердечник якоря и коллекторные пластины. Сердечник имеет пазы для укладки обмоток якоря. Концы обмоток надежно крепятся к коллекторным пластинам. Коллекторные пластины расположены по кругу и жестко установлены на диэлектрической основе. Диаметр сердечника напрямую связан с внутренним диаметром корпуса (совместно с обмотками). Якорь крепится в передней крышке стартера и в задней крышке при помощи втулок, изготовленных из латуни, реже из меди. Втулки одновременно являются и подшипниками.
  3. Втягивающее реле или тяговое реле устанавливается на корпус стартера. В корпусе тягового реле, в задней части находятся силовые контакты – «пятаки», и подвижный контакт-перемычка, выполненные из мягких металлов. «Пятаки» представляют собой обыкновенные болты, запрессованные в эбонитовую крышку тягового реле. При помощи гаек к ним крепятся силовые провода от аккумулятора и от плюсовых щеток стартера. Сердечник тягового реле соединяется, через подвижное «коромысло» с обгонной муфтой, в простонародье именуемой бендиксом.
  4. Обгонная муфта (бендикс) крепится подвижно на вал якоря и представляет собой роликовый механизм, который связан с шестерней зацепления с венцом маховика. Конструкция собрана так, что при подаче крутящего момента на бендикс в одну сторону, ролики, находящиеся в сепараторе выходят из пазов сепаратора и жестко фиксируют шестерню к наружной обойме.  При вращении в противоположную сторону ролики западают в сепаратор, и шестерня вращается независимо от наружной обоймы.
  5. Щеткодержатель элемент стартера, через который подается рабочее напряжение на медно-графитные щетки, а затем передается на коллекторные пластины якоря. Выполнен щеткодержатель в виде диэлектрической обоймы с металлическими вставками, внутри которых находятся щетки. Контакты щеток (мягкий многожильный провод) при помощи точечной сварки привариваются к полюсным пластинам. Полюсными пластинами обычно являются «хвосты» обмоток возбуждения.

 

Принцип работы пусковой системы и стартера

Этапы работы стартера следующие: стыковка с зубчатым венцом маховика, пуск стартера, расстыковка стартера.

На деле это выглядит следующим образом: при включении замка зажигания и повороте ключа в положение «запуск», по цепи «+» АКБ - замок зажигания - обмотка тягового реле - «+» выхода стартера - плюсовая щетка - обмотка якоря - минусовая щетка, срабатывает тяговое реле. Под действием сердечника реле подвижный контакт замыкает силовые пятаки, через которые подается ток от АКБ на плюсовой провод стартера. Плюс стартера соединен с плюсовой полюсной пластиной и плюсовыми щётками. Минус по умолчанию подключен постоянно.

После подачи тока вокруг обмоток якоря и обмоток возбуждения возникают магнитные потоки, которые направлены в одну сторону а, как известно, одинаковые полюса магнита отталкиваются друг от друга, так возникает круговое движение якоря.

В момент срабатывания втягивающего реле, «коромысло» приходит в движение вместе сердечником реле и выталкивает бендикс на шлицах якоря, в сторону венца маховика. Якорь в этот момент начинает вращаться и приводит в действие маховик. Если двигатель автомобиля завелся, а ключ зажигания еще не отпущен, наступает момент, когда обороты двигателя превышают обороты стартера, в этом случае срабатывает обгонный механизм бендикса.

Для дизельных двигателей или двигателей большой мощности, применяется другой механизм подачи вращения на бендикс. Применяется редуктор, встроенный в корпус стартера. Редуктор представляет собой механизм привода трансмиссии, т.е. по внутренней зубчатой обойме вращаются три сателлита, которые и приводят в действие вал, на котором подвижно находится бендикс. Достоинство таких стартеров в малых габаритах и большой мощности.

 

РЕКОМЕНДУЕМ ТАКЖЕ ПРОЧИТАТЬ:

 

_____________________________________________________________________________________________________________________

autoustroistvo.ru

Автомобильный стартер: устройство и принцип работы.

Автомобильный стартер.Как следует из самого названия, автомобильный стартер применяется для запуска двигателя внутреннего сгорания. Для этого он обеспечивает первичное вращение коленчатого вала с необходимой частотой. Стартер является неотъемлемой частью электрооборудования любого современного автомобиля. Конструктивно он представляет собой четырехполюсный электродвигатель постоянного тока, получающий питание от аккумуляторной батареи. Мощность его бывает разной, в зависимости от конкретной модификации автомобиля, однако для запуска большинства бензиновых моторов достаточно стартера мощностью 3 кВт.

В этой статье будет подробно рассмотрено устройство и принцип работы "классического" стартера.

Автомобильный стартер: устройство и основные функции. Как известно, ДВС вырабатывает энергию, необходимую для движения автомобиля, за счет оборотов коленвала. От этой же энергии работает все электрооборудование автомобиля. В неподвижном состоянии мотор не способен выдавать ни крутящего момента, ни электрической энергии. В связи с этим приходится его "раскручивать" при помощи специального электродвигателя (стартера) и внешнего источника питания (АКБ).

Устройство стартера включает в себя следующие основные составляющие:

  • Корпус (электродвигатель). Стальная деталь цилиндрической формы. В нем размещаются обмотки возбуждения и сердечники.
  • Якорь. Выполнен в виде оси из легированной стали. На якоре запрессовывается сердечник и коллекторные пластины.
  • Втягивающее реле. Предназначено для подачи питания на электродвигатель стартера от замка зажигания. При этом оно выполняет еще одну немаловажную функцию - выталкивает обгонную муфту. Реле имеет в своей конструкции силовые контракты и подвижную перемычку.
  • Обгонная муфта (бендикс) и приводная шестерня. Роликовый механизм, передающий крутящий момент на венец маховика через специальную шестерню зацепления. После запуска мотора рассоединяет приводную шестерню и венец маховика, обеспечивая тем самым сохранность стартера.
  • Щеткодержатели и щетки. Предназначены для подачи рабочего напряжения на коллекторные пластины якоря. Повышают мощность электродвигателя, при осуществлении основного рабочего цикла стартера.

Устройство автомобильного стартера.Устройство большинства стартеров аналогично между собой и непременно включает в себя "классические" компоненты приведенные выше. Отличия могут быть лишь незначительные. Чаще всего они затрагивают механизм автоматического рассоединения шестеренок. Помимо этого, на автомобилях с автоматическими трансмиссиями, стартер комплектуется дополнительными удерживающими обмотками. Они предназначены для предотвращения пуска двигателя, если селектор "автомата" установлен в любое ходовое положение (L, 1, 2, 3, D, R).

Принцип работы автомобильного стартера.Рабочий процесс электростартера можно условно разделить на три этапа: соединение приводной шестерни с венцом маховика, пуск стартера, рассоединение маховика и приводной шестерни. Рабочий цикл стартера является кратковременным, т.к. он не участвует в последующем движении автомобиля - его основная задача запустить мотор. Если рассмотреть подробнее, то принцип работы стартера выглядит следующим образом: 1) Поворот ключа в замке зажигания в положение "запуск". Ток передается по цепи от АКБ на замок зажигания и далее на тяговое реле; 2) Приводная шестерня обгонной муфты (бендикса) входит в зацепление с маховиком; 3) Одновременно с перемещением и зацеплением шестерни замыкается цепь и напряжение подается на электродвигатель; 4) Осуществляется запуск мотора и после того, как его обороты превысят обороты стартера, обгонная муфта рассоединяет приводную шестерню и вал электродвигателя.

Что еще нужно знать про стартер? Помимо перечисленных, существует еще два классификатора автомобильного стартера. По типу своей конструкции он может быть:

  • с редуктором
  • без редуктора.

На моторах с дизельной системой питания, а также на двигателях повышенной мощности устанавливается стартер с редуктором. Планетарный редуктор, состоящий из нескольких шестерен, монтируется в корпусе стартера. Он в несколько раз усиливает проходящее напряжение, увеличивая тем самым крутящий момент. Стартер с редуктором обладает следующими преимуществами:

  • он более эффективен, обладает высоким КПД;
  • потребляет гораздо меньший ток при холодном пуске двигателя;
  • редукторный стартер имеет более компактные габаритные размеры;
  • сохраняет высокую эффективность и превосходные эксплуатационные характеристики при падении силы пускового тока аккумулятора.

Принцип действия безредукторных стартеров заключается в непосредственном контакте с вращающейся шестерней. Среди преимуществ такого устройства можно отметить:

  1. простоту устройства и более высокую ремонтопригодность;
  2. более быстрый запуск мотора, за счет моментального соединение с венцом маховика после подачи тока;
  3. стойкость в к высоким нагрузкам.

yamotorist.ru

ремонт стартеров своими руками

Стартер служит для запуска двигателя автомобиля или мотоцикла и представляет собой электродвигатель постоянного тока с электромагнитным дистанционным включением. Стартер запитывается от аккумуляторной батареи через выключатель зажигания.

 

Принцип работы стартера.

схема стартера

электрическая схема подключения стартера.

Работа стартера основана на том, что если через обмотку якоря и обмотки возбуждения пропускать постоянный электрический ток от источника постоянного тока(батареи), то якорь начинает вращаться и совершать работу, и агрегат становится электрическим двигателем. Электрические стартеры современных мотоциклов и автомобилей состоят из трёх основных механизмов: электродвигатель, механизм включения — привод, и тяговое реле.

стартер

устройство стартера.

Большинство  современных стартеров имеют четырёхщёточный  и четырёхполюсный электродвигатель со смешанным возбуждением. Стартер (на примере ВАЗ2105) состоит из корпуса 3 с обмотками возбуждения 1, якоря, передней 18 и задней 31 крышек с щётками и щеткодержателями. Корпус стартера имеет четыре стальных полюса 2, которые крепятся винтами с потаем. На полюсы намотаны катушки обмотки. Корпус стартера вместе с полюсами и обмоткой образует статор. Две катушки обмотки статора шунтовые, а две сериесные, поэтому возбуждение статора называется смешанным. Соединение такого типа уменьшает обороты якоря, что снижает износ бронзовых втулок подшипников скольжения.

Две сериесные катушки соединены между собой паралельно, но с обмоткой якоря последовательно(см. электросхему на рисунке). При работе стартера через катушки проходит основной ток, потребляемый стартером и обмотка катушек выполнена из толстой медной ленты и витки этой ленты изолированы электрокартоном. Обмотки шунтовых катушек соединены между собой последовательно, но с обмоткой якоря параллельно и ток проходящий через них невелик, зависит от напряжения аккумуляторной батареи и сечение этих обмоток намного меньше, чем у сериесных.

Якорь стартера состоит из вала 35(см. рисунок), сердечника с обмоткой 4 и коллектора 32. Якорь вращается на двух бронзовых втулках 11( на некоторых моделях — металлокерамические втулки),смазанных консистентной смазкой. Концы якорной обмотки припаяны к пластинам коллектора, который напрессован на вал якоря.Коллектор имеет пластмассовое(или эбонитовое) основание, на котором вклеены изолированные друг от друга медные пластинки(ламели).

В крышке 31 стартера, закреплены четыре щёткодержателя с меднографитовыми щётками, и два щеткодержателя положительных щёток изолированы от крышки и соединены с выводами сериесных катушек, а два других отрицательных щёткодержателя соединены с массой. К одному из отрицательных щёткодержателей присоеденён вывод шунтовых катушек. Сами щётки прижимаются к пластинкам коллектора спиральными пружинами 30.

Механизм включения стартера. Он предназначен для соединения шестерни вала якоря стартера с зубьями (венцом) маховика двигателя в момент пуска. Механизм состоит из роликовой обгонной муфты, шестерни 12, ступицы 7, буферной пружины 8, рычага 16 с осью 15, ограничительного диска 6 с поводковым кольцом, ограничителя 5 и ограничительного кольца 10 хода шестерни привода. Ступица 7 внутри себя имеет винтовые шлицы, и благодаря им ступица перемещаясь вдоль этих шлицев вала, ещё и проворачивается вокруг своей оси.

Основное назначение обгонной муфты это передача крутящего момента от вала якоря к венцу маховика при пуске двигателя, а в момент, когда двигатель запустился — разъединять вал якоря с шестерней от венца маховика двигателя, который после пуска вращается с большой скоростью и может повредить стартер, если их не разъединить. Наружное кольцо 14 обгонной муфты соединено со ступицей 7, а внутреннее кольцо составляет одно целое с шестернёй 12.

Между кольцами установлены три стальных ролика 13, а сверху на муфту надет алюминиевый кожух. Ролики 13 находятся в конусных вырезах наружного кольца 14 и прижаты к мелким частям вырезов плунжерами 36 и пружинками с направляющими стержнями 37. При запуске двигателя и передаче вращения от якоря стартера к венцу маховика, ролики 13 заклиниваются между наружным и внутренним кольцами муфты и передают вращение от вала якоря к шестерне 12 и эта шестерня передаёт вращение на венец маховика двигателя.

Когда двигатель запустится, то шестерня 12 и естественно внутреннее кольцо начнут вращаться быстрее и обгонять наружное кольцо, и ролики вытолкнутся в более широкую часть выреза, где они начнут свободно проворачиваться и крутящий момент уже не будет передаваться. Шестерня 12 на большинстве стартеров перемещается по валу на бронзовой или латунной втулке 9.

Тяговое реле смонтировано на передней крышке 18. Тяговое реле служит для включения стартера и ввода шестерни 12 в зацепление с венцом маховика при запуске двигателя. Тяговое реле имеет обмотку 22, один конец которой выведен на резьбовую клемму (обычно резьба М8) имеющую обозначение 50 на электросхеме , а другой конец обмотки соединён на массу(корпус).Магнитную систему реле образуют два стальных фланца 25, ярмо, которое окантовывает обмотку, и сердечник 24, который приварен к заднему фланцу 25.

Внутри обмотки помещён якорь 20 (мощный селеноид), на одной стороне которого прикреплена тяга 17, которая соединена с рычагом привода 16, а на другом конце якоря прикреплён стержень 23, имеющий подпружиненную контактную пластину 26. На тягу и якорь для улучшения скольжения одеты капроновые втулки 21.  Сверху тяги 17 и якоря 20 установлена возвратная пружина 19. Задняя часть реле закрыта пластмассовой(эбонитовой) крышкой 28, с двумя неподвижными контактными шпильками 29, с резьбой М8.

Вот в принципе и всё устройство и на разных стартерах могут быть незначительные отличия, но принцип работы у всех одинаковый. С устройством стартера желательно ознакомится, так как это поможет впоследствии устранить любую неисправность своими силами.

Работа стартера. Разберём работу стартера по порядку. При повороте ключа зажигания, замыкаются контакты 30 и 50 (см. электросхему вверху). После включения замка зажигания в обмотке 5 реле тока появляется электроток и от его действия втягивается якорь 4(принцип электромагнита), который через тягу 3 и рычаг перемещает обгонную муфту с шестерней, до частичного её зацепления с венцом маховика.

Дальнейшее перемещение якоря 4 приведёт к замыканию пластиной 7 контактов 6 и 8 и в результате этого через обмотки 9 и 10 статора и обмотку якоря начнёт проходить ток от аккумуляторной батареи 11 и якорь стартера начнёт вращаться. Вращение вала якоря 35 (см. рисунок 130) передаётся ступице 7 и скреплённому с ней наружному кольцу 14 обгонной муфты. Когда кольцо начнёт вращение, оно заклинит ролики 13, и крутящий момент от якоря передаётся через шестерню 12 венцу маховика двигателя.

Одновременно в результате торможения шестерни и вращения якоря, ступица 7 вместе с обгонной муфтой свинчивается со шлицев вала якоря и этим досылает шестерню 12 до полного ввода её в зацепление с маховиком. Ход шестерни по валу ограничен стальным кольцом 10, перед которым могут быть установлены регулировочные шайбы.

В том случае если при перемещении привода зуб шестерни стартера не попадёт между зубьями венца маховика, буферная пружина 8 сожмётся и позволит рычагу 16 перемещаться дальше, и когда якорь повернётся дальше, шестерня под действием буферной пружины уже войдёт в зацепление с венцом маховика(зуб шестерни якоря попадёт между зубьями венца маховика).

Когда ключ зажигания отпускается и возвращается в исходное положение, цепь питания обмотки тягового реле размыкается и пружина 19 возвращает якорь 20, размыкая контакты 29 и возвращает рычаг 16, а с ним и ступицу 7 вместе с обгонной муфтой в исходное положение. Затем пружина 19 через рычаг 16, диск 6 и ограничитель 5 смещает якорь назад до упора тормозного диска 33 в капроновый тормозной диск 34 задней крышки стартера, и благодаря этим тормозным дискам, быстро прекращается вращение якоря.

На более современных стартерах автомобилей более свежих годов выпуска, устанавливается тяговое реле с двумя обмотками — втягивающей и удерживающей. Начала обоих обмоток припаяны к клемме 50 на крышке реле, конец удерживающей обмотки прикреплён к массе(корпусу), а конец втягивающей обмотки соединён с нижней контактной медной шпилькой 29 реле.

При замыкании пластиной 26 контактов 29, втягивающая обмотка обесточивается, так как оба её конца оказываются соединёнными с плюсом аккумуляторной батареи. Поэтому при включении стартера вначале работают две обмотки, но когда якорь реле уже полностью втянут, то для его удержания в этом положении требуется уже небольшой магнитный поток, и его уже обеспечивает всего одна обмотка.

Неисправности стартера.

Неисправности стартера бывают из за следующих причин: загрязнение, окисление или подгорание коллектора якоря(его пластин- ламелей), зависание или износ щёток, выход из строя тягового реле, выход из строя обгонной муфты. В тяговом реле чаще всего изнашиваются(подгорают) рабочие поверхности клеммных блоков и контактной пластины, которые часто обгорают под действием тока большой силы, проходящего через них. Бывают случаи заедания якоря тягового реле в направляющей втулке электромагнита(селеноида).

Но чаще всего причиной отказа в работе стартера являются не поломки стартера, а неисправности аккумуляторной батареи(окислены полюсные штыри, не зажаты клеммы) о неисправности батареи можно почитать здесь. Так же могут выйти из строя дополнительное реле стартера(реле включения стартера) или реле включения замка зажигания.

Если стартер не включается, то возможны три варианта:

  1. При попытке включения не слышно щелчков срабатывания тягового реле, и лампы освещения приборов на панели тускнеют или вообще гаснут. Это может быть от разряда аккумуляторной батареи или окисление её полюсных штырей, а так же из за межвиткового замыкания обмотки тягового реле или замыкания обмотки на корпус(массу). Для начала проверяем и заряжаем аккумуляторную батарею. Не помогло, значит нужно проверить обмотку реле, для чего нужно снять стартер и подключить к реле питание через реостат, и регулируя реостатом напряжение питания реле, замерить напряжение включения(при начале срабатывания), это напряжение должно быть не более 9 вольт. Обмотку прозваниваем тестером(омметром) на целостность и так же прозваниваем её на замыкание с корпусом(массой). При обнаружении неисправности реле следует заменить.
  2. При попытке включения стартера неслышно щелчков срабатывания тягового реле, но яркость свечения ламп на приборной панели нормальная и не падает(при включении). Причиной может быть то, что не замыкаются контакты 30 и 50 замка зажигания, или заедает якорь тягового реле, а так же может быть обрыв во втягивающей обмотке тягового реле , может быть повреждение провода или окисление клемм провода, соединяющего замок зажигания и клемму 50 реле стартера. Обрыв во втягивающей обмотке проверяем и обнаруживаем омметром, то есть проверяем сопротивление между клеммой 50 реле и его нижней контактной шпилькой(обычно резьбаМ8). При обрыве обмотки, омметр покажет бесконечно большое сопротивление. Состояние цепи(провода) между клеммами 50 реле стартера и замка зажигания так же можно проверить с помощью омметра, а можно проверить, подав на клемму 50 напряжение от плюса аккумуляторной батареи напрямую, с помощью отдельного провода.
  3. При включении стартера слышны многократные щелчки включения и отключения тягового реле. Причина неисправности может быть из за разряда аккумуляторной батареи или окисления её полюсных штырей, а так же сильное окисление клемм(наконечников) проводов цепи питания тягового реле или обрыв или замыкание в удерживающей обмотке тягового реле. В этом случае следует соединить реле напрямую со стартером и если неисправность повторится, то причина в удерживающей обмотке реле.

Якорь вращается очень медленно или не вращается совсем при включении стартера и возможны два варианта неисправностей:

1. Слышны щелчки срабатывания тягового реле, но лампы на панели приборов не тускнеют и не гаснут. Причиной может быть слабая затяжка гаек крепления наконечников проводов на контактных шпильках 29 реле или их окисление, а так же подгорание их или подгорание коллектора якоря(его ламелей), зависание щёток или сильный их износ.

При подгорании контактных шпилек их надо зачистить (изнутри) или при сильном износе развернуть на 180°. Если это не поможет, то нужно проверить лёгкость перемещения щёток в щёткодержателе и если щётки стали высотой менее 12 мм, то необходимо их заменить и далее зачистить ламели коллектора 1000 наждачной бумагой и далее полирнуть их 1500 шлифовальной бумагой.

2. Слышны щелчки срабатывания тягового реле и при этом лампы на панели приборов тускнеют или гаснут. Причиной могут быть опять же окисление полюсных штырей батареи, а так же замыкание или обрыв в обмотках якоря или статора, или замыкание щеткодержателя с плюсовой щёткой на массу.

Проверив и зачистив штыри аккумуляторной батареи проверяем цепь(провода) питания реле стартера и если и это не помогло, то необходимо замкнуть контактные шпильки 29 тягового реле (например отвёрткой) и если стартер не заработает, то необходимо проверять омметром и обмотку якоря и статора на предмет замыкания на корпус или межвиткового замыкания, или проверить эти обмотки на обрыв.

Если при включении стартера якорь вращается, а маховик двигателя не проворачивается, то причина может быть в пробуксовке обгонной муфты или заедания её на шлицах вала якоря. Вполне возможна и поломка рычага включения муфты, поводкового кольца или буферной пружины. Всё это обнаруживается после разборки визуально, и естественно повреждённые детали меняются на новые.

Необычный шум стартера при вращении якоря. Это может быть при откручивании (ослаблении) болтов крепления стартера, из за повреждения зубьев шестерни якоря или венца маховика. Сильный шум возникнет и при не выходе шестерни из зацепления с венцом маховика, что бывает при поломке деталей муфты или заедания её на валу. Всё это опять же обнаруживается визуально, после разборки, и повреждённые детали меняются на новые, а заедание муфты устраняется зачисткой и смазкой шлицев вала якоря и шлицев муфты.

Ещё одна очень распространённая неисправность стартера, когда сам стартер крутится, а коленвал двигателя стоит на месте. Это бывает например когда износились зубья венца маховика. Как избавиться от такой неприятности, и причём без замены венца маховика, подробно читаем вот в этой статье.

Техническое обслуживание стартера заключается в основном в периодической зачистке всех клемм, особенно тех которые бывает омываются потоками грязи в моторном отсеке, из под колёс автомобиля или мотоцикла. Желательно через 40 тысяч км. пробега следует снять стартер с двигателя, разобрать его и промыв все детали которые смазываются, заново смазать новой смазкой.

Проверить состояние и лёгкость перемещения щёток, изношенные заменить, и продуть угольную пыль в районе щёткодержателя. Пластины (ламели) коллектора следует зачистить и отполировать. При большом износе контактных шпилек, зачистить их и развернуть на 180°.

При включении стартера, следует учесть, что он при работе и прокручивании коленвала двигателя потребляет очень большой ток, порядка 60 А, а в момент заклинивания ток может быть аж 500А. Поэтому при запуске двигателя мотоцикла или автомобиля, ограничивайте продолжительность его работы до 10 — 15 секунд.

После этого необходимо сделать перерыв хотя бы на минуту, прежде чем снова пытаться запустить двигатель. Если не воспользоваться этим советом, то можно испортить аккумуляторную батарею, или испортить изоляцию обмоток статора и якоря стартера от их перегрева.

Подробнее о ремонте стартера своими руками и о диагностике (прозвонке) его электрических деталей, советую почитать вот тут.

И помните, что исправный двигатель как правило заводится после первой или второй попытки (ну максимум с третьей), и глупо его пытаться заводить далее, проще найти неисправность не запуска двигателя, чем портить стартер и аккумуляторную батарею, удачи всем!

 

suvorov-castom.ru

Автомобильный стартер. Устройство и принцип работы.

Подробности Автор: Сергей Категория: Двигатель Опубликовано: 22 февраля 2016 Просмотров: 7561

Автомобильный стартер в конструктивном плане,  представляет собой небольшой электрический двигатель, который необходим для того, чтобы обеспечить начальное вращение коленчатого вала, и тем самым запустить двигатель автомобиля.

В данный момент времени стартер одна из важнейших электрических частей автомобиля. От ее исправности зависит работоспособность автомобиля в целом. Мощность стартера зависит от модели автомобиля, а также от ключевых особенностей конкретной машины. Как правило, мощность стартера не превышает 3-3,5 киловатт, и этого более чем достаточно для того, чтобы запустить даже самый мощный мотор.

Составные части автомобильного стартера.

Современный автомобильный стартер достаточно сложное устройство, которое состоит из нескольких составных частей.

  • Корпус. Стальная деталь (обычно цилиндрическая или прямоугольная форма), в которой размещаются сердечники и обмотки.
  • Втягивающее реле. Необходимо для того, чтобы подавать от замка зажигания до электродвигателя стартера. Кроме того, втягивающее реле выталкивает обгонную муфту.
  • Якорь. Весьма прочный составной элемент. Изготавливается из особо прочной стали. Именно на якоре опресовываются сердечник и пластины.
  • Бендикс и приводная шестерня. Достаточно сложный роликовый механизм, который передает крутящий момент через шестерню зацепления. После того, как двигатель запущен, данный механизм отсоединяет приводную шестерню и бендикс, и тем самым значительно увеличивает срок службы стартера.
  • Щетки и держатели щеток. Необходимы для того, чтобы создавать напряжение на пластинах, которые встроены в якорь. Именно с помощью щеток повышается мощность стартера, что позволяет ему запустить двигатель.

Необходимо сказать, что стартеры всех ведущих автомобильных марок имеют схожую конструкцию. Естественно, каждая компания по-своему модернизирует эту деталь, но общая конструкция и принцип работы не меняется уже несколько лет.

Принцип работы современного стартера.

Для того, чтобы облегчить понимания работы стартера лучше всего разделить схему его работы на следующие этапы:

  • Соединение шестерни с маховиком.
  • Непосредственная работа стартера.
  • Рассоединение маховика и шестерни.

Не стоит забывать о том, что стартер работает очень короткий срок, и вовсе не участвует в дальнейшей работе автомобиля. Поэтому, вся схема работы устройства является очень простой для понимания.

Водитель проворачивает ключ в замке зажигания, и тем самым передает ток от аккумулятора на реле стартера. Затем шестерня бендикса под действием поданного на нее напряжения зацепляется с маховиком в результате чего напряжение подается на электродвигатель стартера. Стартер запускает мотор, и после того, как обороты мотора будут значительно превосходит обороты стартера, происходит рассоединение шестерни и электрического двигателя стартера. В дальнейшей работе всех автомобильных система стартер не участвует.

Разновидности современных стартеров.

Несмотря на то, что каждый автомобиль оснащен стартером, разновидностей их не так уж и много. В настоящий момент времени существуют стартеры с редуктором и без него.

На маломощные (обычно до 150 лошадиных сил) автомобили устанавливается стартер без редуктора. Для запуска такого двигателя нет необходимости использовать очень мощный стартер, что позволяет сделать устройство весьма компактным.

В свою очередь на дизельные двигатели или бензиновые двигатели высокой мощности (150 сил и выше) устанавливаются стартеры с редуктором. Стартер с планетарным редуктором не может похвастаться миниатюрными размерами, зато он имеет солидное напряжение, которое способно разбудить даже самый мощный двигатель.

Стартер, оснащенный планетарным редуктором, может похвастаться высоким коэффициентом полезного действия и потребляет гораздо меньший ток при запуске холодного двигателя. Однако, стартер без редуктора имеет более простую конструкцию, хорошую ремонтопригодность и устойчив к высоким нагрузкам.

Основные виды неисправности стартера.

Следует сказать, что все поломки данного агрегата сводятся к нескольким причинам. Вот основные виды неисправности стартера:

Причин такой поломки может быть несколько. Прежде всего следует проверить заряд аккумуляторной батареи, правильность подключение клемм аккумулятора и соединение разъема управляющего стартером. Также, необходимо проверить якорь и обмотку, которая закрепляется на якоре. Помимо этого, причиной подобной неисправности может стать неисправность автоматической коробки передач (заклинило блокировку) и неправильная установка переключателя скоростей передач (не находится в положении P или N, а установлен «на скорости»).

Для устранения подобных исправностей необходимо проверить заряд аккумулятора и правильность закрепления клемм. Отремонтировать коробку передач или установить рычаг переключения скоростей в правильное положение. Проверить исправности якоря и его обмоток, и при обнаружении неисправности заменить их.

Классическая неисправность. Как правило связана с тем, что аккумулятор автомобиля разряжен «в ноль», а у генератора не хватает сил зарядить его. Для устранения необходимо починить (или заменить генератор) и зарядить аккумуляторную батарею.

Неисправностью может стать то, что щетки стартера заклинило. Тогда их необходимо прочистить, и проверить насколько легко они ходят в держатели щеток.

Нередко такая неисправность связана с проводами. Произошел обрыв в одном из проводов и электрический сигнал поступает с аккумулятора на стартер не полностью. В этом случае, нужно заменить провода.

В редких случаях подобная неисправность может возникать из-за того, что втягивающее реле имеет дефект и не плотно прилегает к коленчатому валу. Следует заменить реле, и стартер снова заработает.

В этом случае, скорее всего бендикс стартера получил неисправимые повреждения. Если это так, то бендикс необходимо менять, так как ремонту он не подлежит. Помимо этого, подобная неисправность может возникнуть в том случае, если разрушен непосредственно редуктор стартера. Это достаточно сложная неисправность, справится с которой можно лишь заменив редуктор целиком.

Серьезная неисправность. Если не исправить ее быстро, то придется приобретать новый стартер целиком, а это может обойтись в круглую сумму. Прежде всего необходимо проверить контактную группу замка зажигания. Если контакты погнуты или обломаны, то необходима замена всей контактной группы.

Кроме того, подобная неисправность может возникнуть из-за неисправности втягивающего реле стартера. При запуске двигателя оно не ушло на место, а соединило двигатель и стартер в единое целое. В этом случае необходима срочная замена втягивающего реле.

Как правильно обращаться со стартером?

Стартер – надежный и практичный агрегат автомобиля. Он не требует специального ухода и будет верой и правдой служить в течение нескольких лет. Однако, неопытные или чересчур экономные водители способны сломать стартер за несколько минут. Вот короткий печень действий, которые могут «убить» стартер в самые короткие сроки:

  • Продолжать проворачивать ключ зажигания (или нажимать на кнопку) после того, как двигатель заведен. Таким нехитрым способом неопытный водитель заставляет стартер вращаться вместе с двигателем. Естественно, что электрический двигатель стартера не может работать на таких оборотах. Бендикс стартера очень быстро перегревается и уже через несколько минут заклинивает. За ним выходит из строя якорь, либо редуктор, что приводит к поломке стартера в целом. Таким образом, неумелый или просто не слишком умный владелец автомобиля, всего лишь за несколько минут «попадает» на ремонт, который обойдется в несколько тысяч рублей.

  • Повернуть ключ в замке зажигания и включить скорость. Автомобиль даже поедет после таких нехитрых манипуляций. Но это возможно будет «лебединой» песней стартера. Причины точно такие-же, как и в первом случае. Стартер попросту перегреется, что выведет из строя ключевые части устройства.

  • Форсирование чересчур глубоких луж и прочих водоемов. Большинство владельцев автомобиля считают, что глубокая лужа может залить свечи и повредить двигатель. Это правда, но не меньшей ущерб холодная вода может нанести и стартеру. Если владелец автомобиля решит форсировать лужу (владельцы внедорожников могут попробовать пересечь небольшой водоем вброд), то он с большой долей вероятности намочит и охладит стартер. Естественно, это не «убьет» надежный агрегат. Но если после этого завести автомобиль, то электрический двигатель стартера быстро нагреется и его попросту замкнет от попавшей влаги. Такая поломка может повлечь за собой не только замену стартера, но и другого электрического оборудования автомобиля, так как короткое замыкание в машине очень опасно.

pnipokolesu.ru