Motocikly_Ural_Dnepr_Ekspluataciq_i_remont. Зажигание пм 05
Продолжаем регулировку оппозита | В стиле Чоппер
Зазор между контактами прерывателя проверяют и регулируют. Поворачивая коленчатый вал двигателя рычагом пускового механизма , устанавливают максимальный зазор между контактами (текстолитовая стойка подвижного должна находиться на вершине кулачка) и определяют его величину щупом. Он должен быть в пределах 0,4-0,6 мм (рис. 1.а). Если зазор велик, ослабляется искра на свечах. При малом зазоре возникает искрение и обгорают контакты.
Чтобы измерить зазор, следует в ПМ05 (рис. 1.б) ослабить винт, крепящийстойку неподвижного контакта, а в ПМ302-А (рис. 2, а) - стопорный винт. Вращая регулировочный винт, имеющий эксцентричную головку, в ту или иную сторону, устанавливаем требуемый зазор.
Проверка и установка момента зажигания.
Несвоевременное воспламенение смеси очень вредит работе двигателя, поэтому регулировке зажигания надо уделять особое внимание. При слишком позднем зажигании искра возникает, когда поршень находится в ВМТ или даже за ней. Смесь горит медленно, вплоть до открытия выпускного клапана и даже в выпускной трубе. Это вызывает перегрев двигателя, выпускных труб и глушителей. Причем давление в цилиндре нарастает медленно и будет намного ниже, чем при нормальном зажигании. Естественно, мощность двигателя снижается, а расход топлива растет.
При слишком раннем зажигании (поршень еще далеко не дошел до ВМТ) нарастающее давление газов препятствует перемещению поршня, увеличивая нагрузки на детали кривошипного механизма. Максимальное давление в цилиндре может значительно превышать давление при оптимальном опережении,что связано с ненормальным сгоранием рабочей смеси. К тому же, резко возрастает температура газов внутри цилиндра, и это, как правило, ведет к прогоранию днища поршня.
“Днепр” К-650 и К-750 с прерывателем ПМ05.
С целью облегчить установку опережения зажигания на наружной поверхности маховика двигателя нанесены метки с литерами “В” (верхняя мертвая точка), “П” (позднее зажигание) и “Р” (раннее зажигание), а на картере двигателя около маслозаливной горловины сделано отверстие с меткой. Последовательность регулировки такова:
1. Снимаем крышку и бегунок (ротор) прерывателя, поворачиваем манетку в положение “Раннее”. Проверяем и при необходимости, регулируем упором (см. рис. 1, в) свободный ход троса управления опережением зажигания, который должен составлять 2-3 мм. Присоединяем контрольную лампочку к”массе” к клемме низкого напряжения катушки зажигания (к ней крепится провод, идущий от изолированной клеммы прерывателя).
2. Включаем зажигание и медленно вращаем коленчатый вал пусковой педалью до совпадения меток на картере двигателя и маховике (с буквой “Р”). Ес-ли контрольная лампочка загорится до совпадения меток или не загоритсяпосле их совмещения, зажигание необходимо подрегулировать. Для этогослева на подвижном диске прерывателя предусмотрен установочный винт din 914, купить который вы можете на сайте vpkru.ru, (см. рис. 1 б),входящий в вырез корпуса прерывателя. Ослабив контргайку, поворачиваем его отверткой в ту или другую сторону до момента включения лампочки,сигнализирующей о начале размыкания контактов. При этом максимальный угол опережения зажигания по коленчатому валу будет равен 32-36° до ВМТ.
3. Затем устанавливаем манетку опережения зажигания в положение “Позднее”,включаем зажигание и поворачиваем коленчатый вал по ходу вращения до совпадения меток на картере двигателя на маховике (с буквой “П”). Еслилампочка не загорается, устанавливаем момент зажигания, вращая винт 6 доее включения. Позднее зажигание в этом случае будет равно 4-8 градусовдо ВМТ.
Двигатель с прерывателем ПМ302-А или ПМ302-01.
С 1982 года у мотоциклов “Днепр” МТ10-36 вместо прерывателя ПМ302-01 новый прерыватель ПМ302-А. имеющий более современную и надежную конструкцию автомата опережения. По посадочным местам эти прерыватели взаимозаменяемы. С целью облегчить проверку и установку угла опережения зажигания, в отличие от мотоциклов с ПМ05, на маховике нанесены только две метки: “В” - верхняя мертвая точка и “Р” - раннее зажигание. Имеется также метка на картере двигателя возле отверстия около маслозаливной горловины.
Поверяем и регулируем зажигание таким образом:
Присоединяем контрольную лампу к клемме низкого напряжения катушки зажи-гания и к “массе”. Вращаем коленчатый вал по ходу вращения до совпаденияметки на картере двигателя с меткой “Р” на маховике. Включаем зажигание и медленно разводим грузики автомата до упоров. Контрольная лампочка должна загореться в момент касания грузиками упоров. Если лампочка вообще не загорается или вспыхивает раньше, значит прибор нуждается в регулировке. Для этого ослабляем фиксирующие винты прерывателя и при разведенных до отказа грузиках автомата медленно поворачиваем корпус прерывателя, покане загорится лампочка, что будет соответствовать началу размыкания контактов (моменту возникновения искры между электродами свечи), а угол опережения зажигания по вращению коленчатого вала будет равен 32 - 36°(или 6.3- 8.0 мм по движению поршня) до ВМТ.
Если контрольной лампочки нет, момент начала размыкания контактов можно легко определить следующим образом. Поворачиваем коленчатый вал двигателядо полного соединения контактов прерывателя. Включаем зажигание и к одно-му из концов сердечника катушки зажигания прикладываем отвертку Или другой стальной предмет. При замкнутых контактах прерывателя ток, проходящийчерез обмотку катушки, намагничивает сердечник, который притягивает и удерживает отвертку. Затем легкими толчками рычага кикстартера медленноповорачиваем коленчатый вал, пока отвертка не отпадет, так как при размыкании контактов прерывателя сердечник размагничивается.
Следует помнить, что пружины автомата нельзя подгибать или растягивать,поскольку нарушение их специальной тарировки станет искажать работу ав-томата, и, следовательно, углы опережения зажигания не будут оптимальнымидля данного режима работы двигателя.
Позднее зажигание на мотоциклах с прерывателем ПМ302-А не регулируется,оно получается автоматически и составляет 4-7° до ВМТ.
Если автомат прерывателя ПМ302-А был по какой-либо причине снят, при егоустановке надо следить, чтобы поводок занимал правильное положение. Егоследует совместить с осями грузиков таким образом, чтобы окна, через ко-торые видны пружины грузиков, имели форму прямоугольника, как показано на рис. 2.б.
Одновременно с углом опережения зажигания следует проверить и при необхо-димости отрегулировать зазор между каждым искроразрядником и клеммой высокого напряжения катушки зажигания, который должен находиться в пределах 8-9 мм (рис.3). Зазор нужен для предохранения изоляции вторичной обмоткикатушки от пробоя. Когда снимаете наконечник свечи, между искроразрядникоми клеммой высокого напряжении катушки должна возникать искра.
“Днепр” К-650 и К-750 с прерывателем ПМ05.
Проверка и регулировка клапанов.Тепловые зазоры в приводе клапанов сильно влияют на работу двигателя. Если зазор мал, то при нагревании и удлинении клапана он исчезает совсем и клапан зависает над седлом. Это может привести к перегреву и обгоранию рабочих кромок у тарелки клапана, снижению компрессии в цилиндре, из-за чего двигатель работает с перебоями, падает его мощность. Через щель между впускным клапаном и седлом часть рабочей смеси во время такта сжатия выталкивается во впускной канал, вызывая хлопки в карбюраторе. Если плотно не закрыт выпускной клапан, рабочая смесь проникает в выпускной канал, трубы и глушитель, где догорает с характерными звуками, похожими на стрельбу. Когда тепловой зазор велик, усиливается шум, увеличивается износ механизма газораспределения. Нарушаются фазы газораспределения, то есть ухудшаются наполнение цилиндров рабочей смесью и очистка цилиндров от газов. В этом случае двигатель также будет работать с перебоями, мощность его заметно снизится.
Порядок операций по регулировке тепловых зазоров у клапанов подробно описан в инструкциях, прилагаемых к мотоциклам. Подчеркиваем лишь: чтобы избежать ошибок, зазоры необходимо регулировать только на холодном двигателе.
Проверка и регулировка карбюраторов.
Эксплуатационный расход топлива зависит от многих факторов: стиля езды, дорожных условий, состояния узлов и механизмов мотоцикла, их регулировок и т. п. Заметное влияние на расход топлива оказывают карбюраторы, регулировка их несколько сложнее, чем, скажем, системы зажигания или механизма газораспределения. Трудность заключается в том, как правильно получить и оценить результат. Навыки в этом деле приобретаются не сразу, а в процессе длительной эксплуатации мотоцикла, когда появляется “чувство машины”. Поэтому мотолюбителю - новичку при регулировке карбюраторов надо быть очень внимательным, а если есть возможность, пользоваться поначалу помощью опытных товарищей.
В процессе эксплуатации мотоцикла проверяют и регулируют работу двигателя на малых оборотах холостого хода и на режимах средних нагрузок, экономичность, синхронность работы карбюраторов. Методика регулировки карбюраторов для всех двигателей тяжелых мотоцикловодинакова. Она подробно описана в инструкции. Но сначала целесообразнопроверить уровень топлива в поплавковой камере. Если он слишком высок, смесь переобогащается и расход топлива растет. Если слишком низок - смесь получается бедной, двигатель не развивает мощность, плохо пускается и, вконечном итоге, тоже перерасходует топливо. Определить уровень с высокойстепенью точности можно при помощи стеклянной трубки и штуцера, соединенных между собой резиновой трубкой. Диаметр трубки должен быть не менее 10мм, ибо, когда он меньше, из-за глубокого мениска в нем замер может быть неточным. Если уровень оказался слишком низким, иглу надо опустить, а когда он высок, иглу поднимают. Новое положение ее надо зафиксировать стопорной скобой, предварительно сделав для нее напильником или ножовкой пазглубиной 0.3 мм.
Окончательно проверять регулировку карбюратора на режиме средних нагрузокрекомендуется при движении мотоцикла на прямой передаче в диапазоне ско-ростей от 40 до 70 км/ч.
Заметка: доставка из Китая, грузы, грузоперевозки, карго предоставляет возможность покупателям приобретать одежду, бытовую технику, электронику, игрушки, предметы интерьера и прочие вещи по более выгодным по сравнению с отечественным и импортным товаром ценам.
Motocikly_Ural_Dnepr_Ekspluataciq_i_remont
Рис. 6.29. Схема шестивольтовой системы зажигания: I - свеча; 2 - ротор прерыва-
теля; 3 - катушка зажигания; 4 - вторичная обмотка катушки зажигания; 5 - первичная обмотка катушки зажигания; 6 - прерыватель; 7 - молоточек; 8 - кулачок распределительного вала; 9 - наковальня прерывателя; 10 - конденсатор; 11 - аккумуляторная батарея; 12 - распределитель; 13 - ключ замка зажигания
Проверка системы зажигания
Проверка исправности системы зажигания начинается с оценки исправности прерывателя. При работе автомата опережения зажигания не должно быть заеданий, пружины не должны болтаться в ушках. Далее с помощью тестера нужно измерить сопротивление первичной обмотки, оно должно составлять 6 Ом. Затем проверить цепь вторичной обмотки. Для этого нужно подсоединить прибор к клеммам высокого напряжения. Сопротивление вторичной обмотки должно составлять 10 кОм. Проверить сопротивление между "массой" и каждой из клемм. Затем нужно прозвонить провода высокого напряжения и свечные колпачки. Сопротивление проводов должно стремиться к нулю, сопротивление свечных колпачков составлять около 2 кОм. Заодно нужно вывернуть свечи и отрегулировать зазор между электродами.
Обслуживание системы зажигания
Обслуживание системы зажигания заключается в проверке свечей зажигания, регулировке зазоров между электродами, проверке и при
Электрооборудование ______________________________ 183
необходимости регулировке зазора между контактами прерывателя, установке угла опережения зажигания.
Зазор между электродами свечи проверяют с помощью щупа. Величина зазора должна составлять 0,6 мм. При увеличенном зазоре затруднено образование электрической искры, при малом зазоре возможно образование на электродах нагара, который может шунтировать искровой промежуток. В этом случае электрический разряд происходит не между электродами свечи, а по нагару. В обоих случаях наблюдаются перебои в работе двигателя. Зазор между электродами свечи регулируется подгибанием бокового электрода.
Надежность работы двигателя в значительной мере зависит от точности регулировки зазоров между контактами прерывателя и от чистоты контактных поверхностей. Прежде чем приступить к регулировке зазоров, необходимо очистить от нагара и загрязнений при помощи специальной абразивной пластинки или надфиля, обдуть сжатым воздухом ипротеретьзамшею, слегкасмоченной вчистом бензине.
Зазор между контактами прерывателя проверяют и регулируют в следующемпорядке:
S поворачивая коленчатый вал рычагом пускового механизма, устанавливают максимальный зазор между контактами прерывателя (фибровый стояк должен находиться на вершине кулачка) и проверяют его величину щупом. Нормальный зазор между контактами 0,4 - 0,6 мм;
*/ в случае несоответствия величины зазора ослабляют винт I (рис. 6.26), крепления стояка неподвижного контакта и, поворачивая регулировочный винт 6, имеющий эксцентричную головку, в ту или иную сторону, устанавливают нормальный зазор между контактами прерывателя.
Нормальная работа двигателя, его долговечность и экономичность в большой степени зависят от правильной установки зажигания. В случае позднего зажигания рабочая смесь в цилиндре загорается при положении поршня в верхней мертвой точке или позже. При этом смесь не успевает полностью сгореть до момента открытия выпускного клапана и выталкивается в выпускной коллектор в горящем состоянии. Окончательное сгорание происходит в выхлопной трубе. Это приводит к потере мощности двигателя, его перегреву, увеличению расхода топлива, к прогоранию выпускных труб и глушителей.
В случае раннего зажигания рабочая смесь загорается преждевременно, возникает резкое увеличение давления газов до прихода поршня в верхнюю мертвую точку. Возникают помехи для движения поршня. Нагрузка на детали кривошипно-шатунногомеханизма резко возрастает. Температура в цилиндре в момент сгорания топлива становится намного выше, чем при нормальном опережении. Это приводит, как показывает практика, к прогоранию днища поршня. Поэтому регулировке зажигания нужно уделять первоочередное внимание.
| Глава VI | |
184 | ||
Для облегчения установки угла опережения зажигания на | ||
|
внешней поверхности маховика двигателя нанесены метки с буквами "В" - верхняя мертвая точка, "П" - позднее зажигание и "Р" - раннее зажигание, а на картере двигателя возле маслозаливной горловины имеется отверстие с меткой. Проверяя зажигание с прерывателем ПМ05, необходимо придерживаться такой последовательности. Снять крышку
ибегунок прерывателя. Проверить и в случае необходимости отрегулировать люфт троса опережения зажигания. Люфт троса рычажка опережения в положении "раннее" должен быть 3 мм. Люфт регулируют упором, закрученным в стальную втулку корпуса прерывателя, в который упирается гибкая оболочка троса. Предварительно ослабив контргайку, закручивая или выкручивая упор, изменяют длину троса, добиваясь необходимого люфта. После регулировки контргайку затянуть.
Проверяя раннее зажигание, на руле устанавливают рычажок в положение "раннее". Затем подсоединяют контрольную лампочку одним контактом к клемме низкого напряжения катушки зажигания, а другим - к "массе". Включают зажигание и медленно поворачивают коленчатый вал пусковой педалью до совпадения метки на картере двигателя и метки на маховике, обозначенной буквой "Р". Если контрольная лампочка загорится до совпадения меток или не загорится после совпадения меток, то зажигание необходимо отрегулировать. Для этого слева на подвижном диске прерывателя (рис. 6.30) есть регулировочный винт 5 раннего угла опережения зажигания с контргайкой
иэксцентричной головкой, которая
входит в вырез корпуса прерывателя. Тогда, не выключая зажигания, предварительно ослабив контргайку, отверткой поворачивают винт в ту или иную сторону до момента загорания лампочки, т.е. начала размыкания. Далее, удерживая в этом положении винт 5, затягивают контргайку. Максимальный угол опережения зажигания на коленчатом валу - 32 - 36° до верхней мертвой точки.
Проверяя позднее зажигание, устанавливают рычажок опережения в положение "позднее". Включают зажигание
и проворачивают коленчатый вал до Рис.
6.30. Прерыватель-распре-совпаденияметок на картере с меткой наделитель ПМ05: 1 - упоррегулиро-маховике,обозначенной буквой "П". вания люфта троса;2-регулировоч-
Если лампочка не загорится, позднее за- "ый винт позДнего зажигания; ,-* 3-регулировочныйвинтзазорамеж-
жигание необходимо отрегулировать. w контактами прерывателя;4-винтДля этого внизу с правой стороны коркрепления стояка; 5 - регулировочпуса прерывателя есть винт 2 с контргайный винт опережения зажигания
Электрооборудование | 185 |
кой. Предварительно ослабив контргайку винта и поворачивая его в одну или другую сторону, устанавливают момент загорания конт рольной лампы (начало размыкания контактов), после этого затяги вают контргайку. Позднее зажигание в этом случае составляет 4 -*8°до верхней мертвой точки. После этого еще раз проворачивают колен* чатый вал на один оборот и убеждаются в правильности установки зажигания. Момент размыкания контактов прерывателя должен ни* ступить во время совпадения меток при соответствующем положении рычажка на руле.
1
Автоматы ПМ11 и ПМ302 имеют следующую характеристику:
Частота вращения распределительного вала, об/мин | 550 | 1200 | 2050 | 2500 | 1800 |
Угол опережения зажигания, град. | 1-3 | 5-7,5 | 10-13 | 13-16 | 13-16 |
И О ^ иЯЯ* V /' f t Ю Рис. 6.31. Прерыватель ПМ11 савтоматом опережения зажигания:I - стопорныйвинт; 2, 18 - пластины; 3 - наковальня; 4 - молоточек; 5 - грузик автомата; 6 - палец грузика; 7 - неподвижная пластина; 8 - винт; 9 - пружина; 10 - кулачок; 11 - регулировочный винт; 12 - корпус; 13 - стойка; 14 - конденсатор
1 2
Рис. 6.32. ПрерывательПМ302Асавтоматомопережениязажигания: I - винт; 2 *•
контактная стойка, 3 - корпус прерывателя, 4 - рычаг прерывателя; 5 - ось рычага; 6
-эксцентрик; 7 - автомат опережения зажигания; 8 - ось грузика; 9 - втулка; 10 - пружина; 11 -поводок;12 - кольцо запорное;13-кулачок;14-грузик;15-фильц;16
-держатель конденсатора; 17 - конденсатор; 18 - клемма
|
| Глава VI |
186 |
| |
| Зазор между контактами прерывателя - 0,4 - 0,6 мм, | |
|
|
продольный зазор рычага на оси не более 0,2 мм, сила натяжения пружины рычага контактов 4 - 6 Н Емкость конденсатора 0,13 мкФ Частота вращения вала для бесперебойного искрообразования на стандартном трехэлек-тродномигольчатом разряднике при длине искровых промежутков на одном электроде 7 мм и на другом 0,5 мм -
1000 - 3000 об/мин С 1983 года на двигателях мотоциклов "Урал" и "Днепр" вместо
прерывателей ПМ302-01стали устанавливаться прерыватели ПМ302А, которые имеют более совершенную и надежную конструкцию автомата опережения зажигания По посадочным местам оба прерывателя взаимозаменяемы
Для облегчения проверки и установки угла опережения зажигания, на маховике предусмотрены две метки с буквами "В" - верхняя мертвая точка и "Р" - раннее зажигание, а также метка на картере двигателя возле смотрового отверстия, закрытого резиновой пробкой Раннее зажигание с прерывателями ПМ302А и ПМ302-01проверяют в такой последовательности Присоединяют контрольную лампочку концом одного провода к клемме низкого напряжения катушки зажигания, к которой прикреплен провод идущий к прерывателю, а концом второго провода к "массе" Прокручивают коленчатый вал до совпадения меток на картере двигателя и на маховике, обозначенных буквой "Р" Включают зажигание и плавно разводят грузики автомата до упора Контрольная лампочка должна загореться в момент прикосновения грузиков к упору Если лампочка не загорится или загорится раньше, чем грузики дойдут до упора, зажигание необходимо отрегулировать Для этого ослабляют фиксирующие винты прерывателя и при разведенных до отказа грузиках автомата плавно поворачивают корпус прерывателя до момента загорания лампочки, что соответствует началу размыкания контактов, т е момента проскакивания искры между электродами свечи После этого положение корпуса прерывателя необходимо зафиксировать винтами Угол опережения зажигания по коленчатому валу на всех моделях двигателя МТ составляет 34° (по поршню 7,15 мм) до ВМТ Если контрольной лампочки нет, то мо-
_ | Рис. 6.33. Установка повод- |
ка на автомат опережения зажи- |
Прокручивают коленчатый вал двигате- гания ПМ302А: 1 - пружина, ля до замыкания контактов прерывателя, 2 - поводок 3 - ось грузиков
мент начала размыкания определяют так
Электрооборудование | 187 |
потом включают зажигание и к одному из концов сердечника катушки зажигания прикладывают отвертку или другой стальной предмет При замкнутых контактах прерывателя ток, который проходит через обмотку катушки, намагничивает сердечник который притягивает к себе и удерживает отвертку, потом легкими толчками рычага кикстартера плавно поворачивают коленчатый вал до падения отвертки (во время размыкания контактов прерывателя сердечник размагничивается) Пружины автомата нельзя подгибать или растягивать, т к они имеют специальную тарировку, нарушение которой будет создавать нарушение работы автомата и углы опережения зажигания не будут соответствовать оптимальным для данного режима работы двигателя Позднее зажигание на мотоциклах с прерывателями ПМ302А и ПМ302-01не регулируется - оно выполняется автоматически Одновременно с проверкой угла опережения зажигания проверяют и в случае необходимости per гулируют зазор между каждым искроразрядником и клеммой высокого напряжения катушки зажигания, который должен быть в пределах 8 - 9 мм Зазор необходим для защиты вторичной обмотки катушки от "пробоев" (после снятия наконечника свечи между искро* разрядником и клеммой высокого напряжения катушки будет проскакивать искра
При ремонте прерывателей с автоматом опережения зажигания надо обратить внимание на состояние контактов прерывателя и автомата Подгоревшие контакты зачистить плоским надфилем Кратер (углубление) не рекомендуется выводить полностью После зачистки контакты промыть теплой мыльной водой Автомат с расшатанными осями или износившимися отверстиями во втулках - заменить При разборке автомата сопрягаемые детали пометить с целью обеспечения их правильной сборки На установленном автомате необходимо устранить холостой ход грузиков отгибом стойки, которая крепит тонкую пружину
• КАК ОБЛЕГЧИТЬ УСТАНОВКУ ЗАЗОРА |
| ~ | |||||
| МЕЖДУ КОНТАКТАМИ ПРЕРЫВАТЕЛЯ? |
|
| ||||
|
|
|
|
| |||
| Для упрощения операции можно ис- | ||||||
пользовать приспособление (рис 6 34) |
|
|
|
|
| ||
| Снятый с мотоцикла прерыва- |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| ||
тель нужно установить в гнездо Затем |
|
|
|
|
| ||
на стержень приспособления, надеть |
|
|
|
|
| ||
бегунок автомата опережения за- |
|
|
|
|
| ||
жигания, и поворачивать его на |
|
|
|
|
| ||
оси до положения, когда установится |
|
| Рис. 6.34. Приспособлениедля | ||||
|
|
| регулировкизазорапрерывателя | ||||
зазор 0,4 - 0,6 мм | |||||||
|
|
|
|
|
•МОЖНО ЛИВМЕСТОШТАТНОГОКОНДЕНСАТОРА ИСПОЛЬЗОВАТЬ АВТОМОБИЛЬНЫЙ?
Вместо штатного можно использовать любой конденсатор емкостью 0,25 - 0,35 мкФ, рассчитанный на рабочее напряжение
350 - 400 В.
•НА МОТОЦИКЛАХ М61 И М62 НЕТ ОТВЕРСТИЯ И МЕТОК НА МАХОВИКЕ ДЛЯ УСТАНОВКИ ЗАЖИГАНИЯ. КАК БЫТЬ?
Работу по установке зажигания на этих моделях очень упрощает специальный щуп (рис. 6.35)
Щуп изготавливают из проволоки диаметром 3,5 - 4 мм и вставляют в отверстие для свечи. Подводят поршень в
ВМТ и по краю отверстия наносят рис- | Рис. 6.35.1 - головка цилиндра; 2 - |
ку. На расстоянии 9,5 мм и 10,5 мм от | щуп; 3 - риски, определяющие момент |
неенаносятещедвериски, покоторыми | зажигания, 4 - риска, соответствующая |
ВМТ; 5 - цилиндр; 6 - поршень | |
регулируютмомент зажигания. |
|
КАКОТРЕГУЛИРОВАТЬ БЕСКОНТАКТНУЮ СИСТЕМУ ЗАЖИГАНИЯ?
Регулировка зажигания производится в следующем порядке:
S ослабить винты крепления датчика и установить зазор 0,2±0,1 между полюсами датчика и поверхностью ротора, затянуть винты;S проворачивая двигатель, совместить риску "МЗ"
(момент зажига-
ния- 9° доВМТ) намаховикесметкойнакартере; S ослабить винты крепления основания датчика, совместить
риску "О" на основании датчика с риской на цилиндрической поверхности ротора, затянуть винты крепления основания датчика;
установить зазор между электро-
вывернуть свечи зажигания,
дами 1 мм.
Внимание! При работе коммутатора запрещается прикасаться к клемме "К", т. к. на ней присутствует опасное для жизни напряжение (около 300 В).
Рис. 6.36. Схема подключения бесконтактной системызажигания: 1 -датчикмагнитоэлектрический 17.3847; 2 - коммутатор электронный 46.3734; 3 - предохранитель; 4 - контакт замка зажигания; 5 - катушка зажигания
Электрооборудование | 189 |
• КАК НА МОТОЦИКЛЕ "УРАЛ" УСТАНОВИТЬ СИСТЕМУ; |
|
ЭЛЕКТРОННОГО ЗАЖИГАНИЯ? | 5 |
Каждый владелец мотоцикла, оснащенного обычной системой зажигания сталкивался с присущими ей недостатками: трудностью пу<& ка двигателя в холодное время, необходимостью регулировки и очиетки контактов прерывателя и др. Значительно улучшит работу системы зажигание применение электронного зажигания высокой энергии^ Эту систему можно установить на многие модели отечественных мотоциклов, среди которых рассматриваемые в нашем издании "Уралы* и "Днепры".
Принципиальная схема коммутатора представлена на схеме (рис. 6.37). В состав коммутатора входит блокинг-генератор,собранный на транзисторе VT1, импульсный трансформатор Т1, накопительный конденсатор СЗ и схема разрядки (тиристор VS1 и
диод VD5).
Наиболее сложной и ответственной деталью в схеме является трансформатор. Его обмоточные данные:
|
|
|
| Таблицу 6.6 |
Обмотка № | Число | Марка | Диаметр | Порядок |
| витков | провода | провода, мм | намотки |
Обмотка1 | 50 | ПЭВ-2 | 0,55-0,80 | Второй 'ч |
Обмотка 2 | 70 | ПЭВ-2 | 0,25 | Третий „ |
Обмотка 3 | 450 | ПЭВ-2 | 0,25 | Первый |
Рис. 6.37.
Схема коммутатора
КУ202Н j КД202Р 30 мк х
10 В 0,047 мкх
400 В
В качестве сердечника трансформатора можно применить трансформаторное железо III и Я или готовые ШЛ-овскиесердечники (ШЛ8х1б, ШЛ12х16, Шл16х16) либо намотать трансформатор на феррите
(НМ2000-Ш15х12).Выбор зависит от возможностей и привычек. Если у Вас таковых нет, то проще всего изготовить трансформатор, применив в качестве заготовки трансформатор из "кухонного" громкоговорителя. Размотав изоляционный слой №сняв все обмотки, вы увидите, что в руках у вас прекрасная катушка, надетая на не менее симпатичный сердечник Разберите железо (выньте отдельные пластинки и разделите их между собой). Затем намотайте обмотки согласно данных таблицы, изолируя слои конденсаторной бумагой, а обмотка от обмотки должна отделяться с особой тщательностью (три слоя бумаги или стеклолента). Выводы обмоток нужно пометить бирками. Сборка трансформатора заключается в сборке трансформаторного сердечника. В этой операции нет особых сложностей, кроме одной особенности - пластины, составляющие сердечник не должны иметь между собой электрического контакта. Достигается это различными способами: наложением специального гальванического покрытия или покраской. В гаражных условиях наиболее доступный способ - лакирование. Перед сборкой пластины нужно очистить от коррозии, обезжирить, затем покрыть нитролаком вдва-трислоя. Детали сердечника в собранном трансформаторе необходимо сжать обоймой специальной формы или при помощи шпилек. Перед установкой шпильки нужно обернуть трансформаторной бумагой или надеть на них тонкий кембрик (изоляционную трубку).
Решаясь на изготовление электронного блока, надо просмотреть список комплектующих радиоэлементов и, до начала всех работ, скомплектовать его.
Осталось изготовить монтажную плату и установить на нее элементы (рис. 6.38).
После проверки правильности монтажа соедините все части системы зажигания проводами. Вместо прерывателя включите любое нормально замкнутое реле, аего обмоткуподключите к генератору звуко-
Т1
Рис. 6.38. Печатная плата коммутатора
Электрооборудование | 191 |
вой частоты или к источнику низкого напряжения. К выходу катушки зажигания подключите свечу.
Включитепитание. Приэтомизтрансформаторадолженпослышаться легкий звук работающего блокинга частотой 300-350Гц. Если звука нетпоменяйтевыводывторойобмоткитрансформатораместами.
Если блокинг работает, то подайте питание на реле. В искровом промежутке свечи должна возникнуть мощная искра. Если вы используете звуковой генератор, то начните подавать напряжение с 20 Гц, плавно повышая частоту до 100 Гц. Не должно наблюдаться сбоев в искрообразовании на всех промежутках. Искра должна быть мощной.
Напоминаем о технике безопасности! Напряжение на накопительном конденсаторе и первичной обмотке катушки зажигания - 400 В, на вторичной обмотке амплитуда импульсного тока достигает 30 кВ.
После "лабораторных" опробований плату нужно разместить в подходящем для нее корпусе, предварительно покрыв лаком с обеих сторон. При установке плата должна быть отдалена от металлических стенок и надежно заизолирована. Исключение составляет транзистор - он должен быть установлен на металлическое основание, которое будет служить радиатором (изолировать корпус транзистора не нужно).
Возможные замены. Транзистор КТ837Б можно заменить транзисторами КТ837В, КТ818В-Г,П210Б и П217. Вместо Д220 можно использовать диоды КД509, КД 510, КД522Б. Вместо одного стабилитрона Д817 можно установить два Д816, включенных последовательно. Для Д817Б нужен радиатор в видеП-образнойпластинки шириной 15 мм. Диод КД292Р легко заменяется диодомКД209Б-В,тиристор КУ202Н
-тиристором КУ221А. Конденсатор С1 - морозоустойчивый типа К53-1А,К53-14.Конденсатор С2 - типаК40П-2АилиБГМ-2;С4 - КМ или МБМ напряжением 160 В. Накопительный конденсатор СЗ может быть типаМБГО, МБГЧнапряжением 400 В. Для конструк ции хорошо подходят разъемы ГРМ или 2РМ, обеспечивающие хоро шую изоляцию.
Штатный прерыватель, установленный на мотоцикле, при подключении электронного блока не нужен.
-ПРИВЕДИТЕ СХЕМУ ЭЛЕКТРОННОГО КОРРЕКТОРА УГЛА ОПЕРЕЖЕНИЯ ЗАЖИГАНИЯ
Предлагаем применить устройство, работающее с блоком электронного зажигания, схема которого приведена на рис. 6.39.
Все элементы устройства, за исключением резистора R8, светодиода VD11, установлены на печатной плате (рис. 6.40). Типы применяемых деталей. Конденсаторы С2 и С5 - типа К53-14,все остальные - КМ. Все постоянныерезисторыМЛТ, подстроечныйрезисторR12 -СПЗ-6,R8 -СПЗ-12А.ДиодыКД102БиКД521АможнозаменитьдиодамиКД522, КД 510, КД102 с любым буквенным индексом, а КД209А-КД208или КД105 с любой буквой. Вместо КС168 и Д818Е можно установить другие стабилитроны с соответствующим напряжением
studfiles.net
Правильно настроенный двигатель работает значительно лучше - это знают все. Но не все могут его настроить. В данной статье подробно описан процесс регулировки отечественных оппозитных двигателей.Начнем с проверки системы зажигания. Вывернем свечи, осмотрим и проверим зазор между электродами. Он должен быть 0,6 мм. Если нужна регулировка, отгибаем или подгибаем боковойэлектрод. При слишком большом зазоре затрудняется образование искры, а при малом на электродах откладывается нагар, который может шунтироватьискровой промежуток. Тогда искра исчезает или ослабляется, так как частьэнергии уходит на "массу" по нагару. В обоих случаях двигатель будетработать с перебоями. Далее нужно проверить и отрегулировать зазор между контактами прерыва-теля. У К-650 и К-750 батарейная система зажигания постоянного тока снапряжением 6 В, а у "Днепра" МТ10,МТ11, "Урала" М67 - 12 В. Прерыватели-распределители у них разные по конструкции: соответственно ПМ05, имеющийдля управления опережением зажигания манетку на руле мотоцикла, и ПМ302-А с центробежным регулятором, обеспечивающим автоматическое изменение опережения зажигания в зависимости от оборотов двигателя. Порядок регулировки зазора между контактами для обоих прерывателей одинаков. Сначала осматриваем рабочие поверхности контактов. Если они загрязнены, замаслены или обгорели, надо очистить их специальной абразивнойпластинкой или надфилем, обдуть воздухом и протереть замшей, слегка смоченной в чистом бензине. Между контактами не должно оставаться зерен абразива, волокон и других посторонних частиц, нарушающих электрическийконтакт. Не рекомендуется зачищать контакты наждачной шкуркой, с которойв прерыватель осыпается много абразивных частиц. Зазор между контактами прерывателя проверяют и регулируют. Поворачивая коленчатый вал двигателя рычагом пускового механизма , устанавливают максимальный зазор между контактами (текстолитовая стойка подвижного должна находиться на вершине кулачка) и определяют его величину щупом. Он должен быть в пределах 0,4-0,6 мм (рис. 1.а). Если зазор велик, ослабляется искра на свечах. При малом зазоре возникает искрение и обгорают контакты. Чтобы измерить зазор, следует в ПМ05 (рис. 1.б) ослабить винт, крепящийстойку неподвижного контакта, а в ПМ302-А (рис. 2, а) - стопорный винт. Вращая регулировочный винт, имеющий эксцентричную головку, в ту или иную сторону, устанавливаем требуемый зазор. Проверка и установка момента зажигания. Несвоевременное воспламенение смеси очень вредит работе двигателя, поэтому регулировке зажигания надо уделять особое внимание. При слишком позднем зажигании искра возникает, когда поршень находится в ВМТ или даже за ней. Смесь горит медленно, вплоть до открытия выпускного клапана и даже в выпускной трубе. Это вызывает перегрев двигателя, выпускных труб и глушителей. Причем давление в цилиндре нарастает медленно и будет намного ниже, чем при нормальном зажигании. Естественно, мощность двигателя снижается, а расход топлива растет. При слишком раннем зажигании (поршень еще далеко не дошел до ВМТ) нарастающее давление газов препятствует перемещению поршня, увеличивая нагрузки на детали кривошипного механизма. Максимальное давление в цилиндре может значительно превышать давление при оптимальном опережении,что связано с ненормальным сгоранием рабочей смеси. К тому же, резко возрастает температура газов внутри цилиндра, и это, как правило, ведет к прогоранию днища поршня."Днепр" К-650 и К-750 с прерывателем ПМ05.С целью облегчить установку опережения зажигания на наружной поверхности маховика двигателя нанесены метки с литерами "В" (верхняя мертвая точка), "П" (позднее зажигание) и "Р" (раннее зажигание), а на картере двигателя около маслозаливной горловины сделано отверстие с меткой. Последовательность регулировки такова:1. Снимаем крышку и бегунок (ротор) прерывателя, поворачиваем манетку в положение "Раннее". Проверяем и при необходимости, регулируем упором (см. рис. 1, в) свободный ход троса управления опережением зажигания, который должен составлять 2-3 мм. Присоединяем контрольную лампочку к"массе" к клемме низкого напряжения катушки зажигания (к ней крепится провод, идущий от изолированной клеммы прерывателя). 2. Включаем зажигание и медленно вращаем коленчатый вал пусковой педалью до совпадения меток на картере двигателя и маховике (с буквой "Р"). Ес-ли контрольная лампочка загорится до совпадения меток или не загоритсяпосле их совмещения, зажигание необходимо подрегулировать. Для этогослева на подвижном диске прерывателя предусмотрен винт 3 (см. рис. 1 б),входящий в вырез корпуса прерывателя. Ослабив контргайку, поворачиваем его отверткой в ту или другую сторону до момента включения лампочки,сигнализирующей о начале размыкания контактов. При этом максимальный угол опережения зажигания по коленчатому валу будет равен 32-36° до ВМТ. 3. Затем устанавливаем манетку опережения зажигания в положение "Позднее",включаем зажигание и поворачиваем коленчатый вал по ходу вращения до совпадения меток на картере двигателя на маховике (с буквой "П"). Еслилампочка не загорается, устанавливаем момент зажигания, вращая винт 6 доее включения. Позднее зажигание в этом случае будет равно 4-8 градусовдо ВМТ. Двигатель с прерывателем ПМ302-А или ПМ302-01.С 1982 года у мотоциклов "Днепр" МТ10-36 вместо прерывателя ПМ302-01 новый прерыватель ПМ302-А. имеющий более современную и надежную конструкцию автомата опережения. По посадочным местам эти прерыватели взаимозаменяемы. С целью облегчить проверку и установку угла опережения зажигания, в отличие от мотоциклов с ПМ05, на маховике нанесены только две метки: "В" - верхняя мертвая точка и "Р" - раннее зажигание. Имеется также метка на картере двигателя возле отверстия около маслозаливной горловины. Поверяем и регулируем зажигание таким образом:Присоединяем контрольную лампу к клемме низкого напряжения катушки зажи-гания и к "массе". Вращаем коленчатый вал по ходу вращения до совпаденияметки на картере двигателя с меткой "Р" на маховике. Включаем зажигание и медленно разводим грузики автомата до упоров. Контрольная лампочка должна загореться в момент касания грузиками упоров. Если лампочка вообще не загорается или вспыхивает раньше, значит прибор нуждается в регулировке. Для этого ослабляем фиксирующие винты прерывателя и при разведенных до отказа грузиках автомата медленно поворачиваем корпус прерывателя, покане загорится лампочка, что будет соответствовать началу размыкания контактов (моменту возникновения искры между электродами свечи), а угол опережения зажигания по вращению коленчатого вала будет равен 32 - 36°(или 6.3- 8.0 мм по движению поршня) до ВМТ. Если контрольной лампочки нет, момент начала размыкания контактов можно легко определить следующим образом. Поворачиваем коленчатый вал двигателядо полного соединения контактов прерывателя. Включаем зажигание и к одно-му из концов сердечника катушки зажигания прикладываем отвертку Или другой стальной предмет. При замкнутых контактах прерывателя ток, проходящийчерез обмотку катушки, намагничивает сердечник, который притягивает и удерживает отвертку. Затем легкими толчками рычага кикстартера медленноповорачиваем коленчатый вал, пока отвертка не отпадет, так как при размыкании контактов прерывателя сердечник размагничивается. Следует помнить, что пружины автомата нельзя подгибать или растягивать,поскольку нарушение их специальной тарировки станет искажать работу ав-томата, и, следовательно, углы опережения зажигания не будут оптимальнымидля данного режима работы двигателя. Позднее зажигание на мотоциклах с прерывателем ПМ302-А не регулируется,оно получается автоматически и составляет 4-7° до ВМТ. Если автомат прерывателя ПМ302-А был по какой-либо причине снят, при егоустановке надо следить, чтобы поводок занимал правильное положение. Егоследует совместить с осями грузиков таким образом, чтобы окна, через ко-торые видны пружины грузиков, имели форму прямоугольника, как показано на рис. 2.б.Одновременно с углом опережения зажигания следует проверить и при необхо-димости отрегулировать зазор между каждым искроразрядником и клеммой высокого напряжения катушки зажигания, который должен находиться в пределах 8-9 мм (рис.3). Зазор нужен для предохранения изоляции вторичной обмоткикатушки от пробоя. Когда снимаете наконечник свечи, между искроразрядникоми клеммой высокого напряжении катушки должна возникать искра. "Днепр" К-650 и К-750 с прерывателем ПМ05. Проверка и регулировка клапанов. Тепловые зазоры в приводе клапанов сильно влияют на работу двигателя. Если зазор мал, то при нагревании и удлинении клапана он исчезает совсем и клапан зависает над седлом. Это может привести к перегреву и обгоранию рабочих кромок у тарелки клапана, снижению компрессии в цилиндре, из-за чего двигатель работает с перебоями, падает его мощность. Через щель между впускным клапаном и седлом часть рабочей смеси во время такта сжатия выталкивается во впускной канал, вызывая хлопки в карбюраторе. Если плотно не закрыт выпускной клапан, рабочая смесь проникает в выпускной канал, трубы и глушитель, где догорает с характерными звуками, похожими на стрельбу. Когда тепловой зазор велик, усиливается шум, увеличивается износ механизма газораспределения. Нарушаются фазы газораспределения, то есть ухудшаются наполнение цилиндров рабочей смесью и очистка цилиндров от газов. В этом случае двигатель также будет работать с перебоями, мощность его заметно снизится. Порядок операций по регулировке тепловых зазоров у клапанов подробно описан в инструкциях, прилагаемых к мотоциклам. Подчеркиваем лишь: чтобы избежать ошибок, зазоры необходимо регулировать только на холодном двигателе. Проверка и регулировка карбюраторов. Эксплуатационный расход топлива зависит от многих факторов: стиля езды, дорожных условий, состояния узлов и механизмов мотоцикла, их регулировок и т. п. Заметное влияние на расход топлива оказывают карбюраторы, регулировка их несколько сложнее, чем, скажем, системы зажигания или механизма газораспределения. Трудность заключается в том, как правильно получить и оценить результат. Навыки в этом деле приобретаются не сразу, а в процессе длительной эксплуатации мотоцикла, когда появляется "чувство машины". Поэтому мотолюбителю - новичку при регулировке карбюраторов надо быть оченьвнимательным, а если есть возможность, пользоваться поначалу помощью опытных товарищей.В процессе эксплуатации мотоцикла проверяют и регулируютработу двигателя на малых оборотах холостого хода и на режимах средних нагрузок, экономичность, синхронность работы карбюраторов. Методика регулировки карбюраторов для всех двигателей тяжелых мотоцикловодинакова. Она подробно описана в инструкции. Но сначала целесообразнопроверить уровень топлива в поплавковой камере. Если он слишком высок, смесь переобогащается и расход топлива растет. Если слишком низок - смесь получается бедной, двигатель не развивает мощность, плохо пускается и, вконечном итоге, тоже перерасходует топливо. Определить уровень с высокойстепенью точности можно при помощи стеклянной трубки и штуцера, соединенных между собой резиновой трубкой. Диаметр трубки должен быть не менее 10мм, ибо, когда он меньше, из-за глубокого мениска в нем замер может быть неточным. Если уровень оказался слишком низким, иглу надо опустить, а когда он высок, иглу поднимают. Новое положение ее надо зафиксировать стопорной скобой, предварительно сделав для нее напильником или ножовкой пазглубиной 0.3 мм. Окончательно проверять регулировку карбюратора на режиме средних нагрузокрекомендуется при движении мотоцикла на прямой передаче в диапазоне ско-ростей от 40 до 70 км/ч. |
motogrodno.clan.su
Начальная регулировка оппозита - Двигатель - Статьи
Начнем с проверки системы зажигания.
Вывернем свечи, осмотрим и проверим зазор между электродами. Он должен быть 0,6 мм. Если нужна регулировка, отгибаем или подгибаем боковой электрод. При слишком большом зазоре затрудняется образование искры, а при малом на электродах откладывается нагар, который может шунтировать искровой промежуток. Тогда искра исчезает или ослабляется, так как часть энергии уходит на "массу" по нагару. В обоих случаях двигатель будет работать с перебоями.
Далее нужно проверить и отрегулировать зазор между контактами прерывателя. У К-650 и К-750 батарейная система зажигания постоянного тока с напряжением 6 В, а у "Днепра" МТ10,МТ11,Урала М67 - 12 В. Прерыватели-распределители у них разные по конструкции: соответственно ПМ05, имеющий для управления опережением зажигания манетку на руле мотоцикла, и ПМ302-А с центробежным регулятором, обеспечивающим автоматическое изменение опережения зажигания в зависимости от оборотов двигателя.
Порядок регулировки зазора между контактами для обоих прерывателей одинаков. Сначала осматриваем рабочие поверхности контактов. Если они загрязнены, замаслены или обгорели, надо очистить их специальной абразивной пластинкой или надфилем, обдуть воздухом и протереть замшей, слегка смоченной в чистом бензине. Между контактами не должно оставаться зерен абразива, волокон и других посторонних частиц, нарушающих электрический контакт. Не рекомендуется зачищать контакты наждачной шкуркой, с которой в прерыватель осыпается много абразивных частиц.
Зазор между контактами прерывателя проверяют и регулируют. Поворачивая коленчатый вал двигателя рычагом пускового механизма , устанавливают максимальный зазор между контактами (текстолитовая стойка подвижного должна находиться на вершине кулачка) и определяют его величину щупом. Он должен быть в пределах 0,4-0,6 мм (рис. 1.а). Если зазор велик, ослабляется искра на свечах. При малом зазоре возникает искрение и обгорают контакты.
Чтобы измерить зазор, следует в ПМ05 (рис. 1.б) ослабить винт, крепящий стойку неподвижного контакта, а в ПМ302-А (рис. 2, а) - стопорный винт. Вращая регулировочный винт, имеющий эксцентричную головку, в ту или иную сторону, устанавливаем требуемый зазор.
Проверка и установка момента зажигания. Несвоевременное воспламенение смеси очень вредит работе двигателя, поэтому регулировке зажигания надо уделять особое внимание. При слишком позднем зажигании искра возникает, когда поршень находится в ВМТ или даже за ней. Смесь горит медленно, вплоть до открытия выпускного клапана и даже в выпускной трубе. Это вызывает перегрев двигателя, выпускных труб и глушителей. Причем давление в цилиндре нарастает медленно и будет намного ниже, чем при нормальном зажигании. Естественно, мощность двигателя снижается, а расход топлива растет.
При слишком раннем зажигании (поршень еще далеко не дошел до ВМТ) нарастающее давление газов препятствует перемещению поршня, увеличивая нагрузки на детали кривошипного механизма. Максимальное давление в цилиндре может значительно превышать давление при оптимальном опережении, что связано с ненормальным сгоранием рабочей смеси. К тому же, резко возрастает температура газов внутри цилиндра, и это, как правило, ведет к прогоранию днища поршня.
"Днепр" К-650 и К-750 с прерывателем ПМ05. С целью облегчить установку опережения зажигания на наружной поверхности маховика двигателя нанесены метки с литерами "В" (верхняя мертвая точка), "П" (позднее зажигание) и "Р" (раннее зажигание), а на картере двигателя около маслозаливной горловины сделано отверстие с меткой. Последовательность регулировки такова.
Снимаем крышку и бегунок (ротор) прерывателя, поворачиваем манетку в положение "Раннее". Проверяем и при необходимости, регулируем упором (см. рис. 1, в) свободный ход троса управления опережением зажигания, который должен составлять 2-3 мм. Присоединяем контрольную лампочку к "массе" к клемме низкого напряжения катушки зажигания (к ней крепится провод, идущий от изолированной клеммы прерывателя).
Включаем зажигание и медленно вращаем коленчатый вал пусковой педалью до совпадения меток на картере двигателя и маховике (с буквой "Р"). Если контрольная лампочка загорится до совпадения меток или не загорится после их совмещения, зажигание необходимо подрегулировать. Для этого слева на подвижном диске прерывателя предусмотрен винт 3 (см. рис. 1 б), входящий в вырез корпуса прерывателя. Ослабив контргайку, поворачиваем его отверткой в ту или другую сторону до момента включения лампочки, сигнализирующей о начале размыкания контактов. При этом максимальный угол опережения зажигания по коленчатому валу будет равен 32-36° до ВМТ.
Затем устанавливаем манетку опережения зажигания в положение "Позднее", включаем зажигание и поворачиваем коленчатый вал по ходу вращения до совпадения меток на картере двигателя на маховике (с буквой "П"). Если лампочка не загорается, устанавливаем момент зажигания, вращая винт 6 до ее включения. Позднее зажигание в этом случае будет равно 4-8 градусов до ВМТ.Двигатель с прерывателем ПМ302-А или ПМ302-01. С 1982 года у мотоциклов "Днепр" МТ10 -36 вместо прерывателя ПМ302-01 новый прерыватель ПМ302-А. имеющий более современную и надежную конструкцию автомата опережения. По посадочным местам эти прерыватели взаимозаменяемы. С целью облегчить проверку и установку угла опережения зажигания, в отличие от мотоциклов с ПМ05, на маховике нанесены только две метки: "В" - верхняя мертвая точка и "Р" - раннее зажигание. Имеется также метка на картере двигателя возле отверстия около маслозаливной горловины.
Поверяем и регулируем зажигание таким образом.
Присоединяем контрольную лампу к клемме низкого напряжения катушки зажигания и к "массе". Вращаем коленчатый вал по ходу вращения до совпадения метки на картере двигателя с меткой "Р" на маховике.
Включаем зажигание и медленно разводим грузики автомата до упоров. Контрольная лампочка должна загореться в момент касания грузиками упоров. Если лампочка вообще не загорается или вспыхивает раньше, значит прибор нуждается в регулировке.
Для этого ослабляем фиксирующие винты прерывателя и при разведенных до отказа грузиках автомата медленно поворачиваем корпус прерывателя, пока не загорится лампочка, что будет соответствовать началу размыкания контактов (моменту возникновения искры между электродами свечи), а угол опережения зажигания по вращению коленчатого вала будет равен 32 - 36° (или 6.3- 8.0 мм по движению поршня) до ВМТ.
Если контрольной лампочки нет, момент начала размыкания контактов можно легко определить следующим образом. Поворачиваем коленчатый вал двигателя до полного соединения контактов прерывателя. Включаем зажигание и к одному из концов сердечника катушки зажигания прикладываем отвертку Или другой стальной предмет. При замкнутых контактах прерывателя ток, проходящий через обмотку катушки, намагничивает сердечник, который притягивает и удерживает отвертку. Затем легкими толчками рычага кикстартера медленно поворачиваем коленчатый вал, пока отвертка не отпадет, так как при размыкании контактов прерывателя сердечник размагничивается.
Следует помнить, что пружины автомата нельзя подгибать или растягивать, поскольку нарушение их специальной тарировки станет искажать работу автомата, и, следовательно, углы опережения зажигания не будут оптимальными для данного режима работы двигателя.
Позднее зажигание на мотоциклах с прерывателем ПМ302-А не регулируется, оно получается автоматически и составляет 4-7° до ВМТ.
Если автомат прерывателя ПМ302-А был по какой-либо причине снят, при его установке надо следить, чтобы поводок занимал правильное положение. Его следует совместить с осями грузиков таким образом, чтобы окна, через которые видны пружины грузиков, имели форму прямоугольника, как показано на рис. 2.б
Одновременно с углом опережения зажигания следует проверить и при необходимости отрегулировать зазор между каждым искроразрядником и клеммой высокого напряжения катушки зажигания, который должен находиться в пределах 8-9 мм (рис.3). Зазор нужен для предохранения изоляции вторичной обмотки катушки от пробоя. Когда снимаете наконечник свечи, между искроразрядником и клеммой высокого напряжении катушки должна возникать искра.Проверка и регулировка клапанов. Тепловые зазоры в приводе клапанов сильно влияют на работу двигателя. Если зазор мал, то при нагревании и удлинении клапана он исчезает совсем и клапан зависает над седлом. Это может привести к перегреву и обгоранию рабочих кромок у тарелки клапана, снижению компрессии в цилиндре, из-за чего двигатель работает с перебоями, падает его мощность. Через щель между впускным клапаном и седлом часть рабочей смеси во время такта сжатия выталкивается во впускной канал, вызывая хлопки в карбюраторе. Если плотно не закрыт выпускной клапан, рабочая смесь проникает в выпускной канал, трубы и глушитель, где догорает с характерными звуками, похожими на стрельбу.
Когда тепловой зазор велик, усиливается шум, увеличивается износ механизма газораспределения. Нарушаются фазы газораспределения, то есть ухудшаются наполнение цилиндров рабочей смесью и очистка цилиндров от газов. В этом случае двигатель также будет работать с перебоями, мощность его заметно снизится.
Порядок операций по регулировке тепловых зазоров у клапанов подробно описан в инструкциях, прилагаемых к мотоциклам. Подчеркиваем лишь: чтобы избежать ошибок, зазоры необходимо регулировать только на холодном двигателе.
Проверка и регулировка карбюраторов. Эксплуатационный расход топлива зависит от многих факторов: стиля езды, дорожных условий, состояния узлов и механизмов мотоцикла, их регулировок и т. п. Заметное влияние на расход топлива оказывают карбюраторы, регулировка их несколько сложнее, чем, скажем, системы зажигания или механизма газораспределения. Трудность заключается в том, как правильно получить и оценить результат. Навыки в этом деле приобретаются не сразу, а в процессе длительной эксплуатации мотоцикла, когда появляется "чувство машины". Поэтому мотолюбителю-новичку при регулировке карбюраторов надо быть очень внимательным, а если есть возможность, пользоваться поначалу помощью опытных товарищей. В процессе эксплуатации мотоцикла проверяют и регулируют работу двигателя на малых оборотах холостого хода и на режимах средних нагрузок, экономичность, синхронность работы карбюраторов.
Методика регулировки карбюраторов для всех двигателей тяжелых мотоциклов одинакова. Она подробно описана в инструкции. Но сначала целесообразно проверить уровень топлива в поплывковой камере. Если он слишком высок, смесь переобогащается и расход топлива растет. Если слишком низок - смесь получается бедной, двигатель не развивает мощность, плохо пускается и, в конечном итоге, тоже перерасходует топливо. Определить уровень с высокой степенью точности можно при помощи стеклянной трубки и штуцера, соединенных между собой резиновой трубкой (рис. 4). Диаметр трубки должен быть не менее 10 мм, ибо, когда он меньше, из-за глубокого мениска в нем замер может быть неточным. Если уровень оказался слишком низким, иглу надо опустить, а когда он высок, иглу поднимают. Новое положение ее надо зафиксировать стопорной скобой, предварительно сделав для нее напильником или ножовкой паз глубиной 0.3 мм.Окончательно проверять регулировку карбюратора на режиме средних нагрузок рекомендуется при движении мотоцикла на прямой передаче в диапазоне скоростей от 40 до 70 км/ч.
oppozits.3dn.ru