Фригийский лад


ФРИГИЙСКИЙ ЛАД - это... Что такое ФРИГИЙСКИЙ ЛАД?

 ФРИГИЙСКИЙ ЛАД (строй), 1) у греков, См. Греческая музыка II и III. – 2) В кач. средневекового церковноголада – гамма (См. Церковные лады). Фригийская каденция служила в последние века существования церковных ладов вечным камнем преткновения для теоретиков, так как в этот звукоряд внесены были гармонические понятия, абсолютно чуждые ему в те времена гомофонной музыки, к которым относится начало григорианских мелодий. Как известно ф. л. соответствует дорийскому ладу греков, т.е., как мы теперь знаем, – гамме чистого минорного наклонения (См. Минорная гамма), отношения которой обратны отношениям мажорной гаммы. Таким образом тоникой вышеназванной ф-ой гаммы является тон Е, но тоническим аккордом лада будет не аккорд B-moll, как полагали в 16–17-м веке, а аккорд A-moll, главный тон коего, по понятиям новейшей теории, не A, а E. Заключительный шаг ф-го л-а f – е соответствует поэтому вполне заключительному шагу h – с в C-dur'е, и, подобно тому как последний следует гармонизовать посредством G-dur – C-dur, так первый должен быть гармонизован посредством D-moll – A-moll (ниже 1; такая гармонизация типична, м. проч., для многих народных русских песен). Вместо того, напрасно старались найти каденцию на аккорде E-moll. Ho такая каденция была невозможна без повышений f и d; а так как f правильно считали неизменяемым, то в конце концов пришли к обороту D-moll – E-dur (2), который действительно не противоречит духу этого лада, но представляет собой не полную каденцию, а половинную:

Музыкальный словарь Римана. - Москва, Лейпциг. Г. Риман, Ю.Д. Энгель. 1904.

Смотреть что такое "ФРИГИЙСКИЙ ЛАД" в других словарях:

  • Фригийский лад — Лад  в музыке система взаимоотношений звуков (обычно в пределах октавы), определяющая звукоряд, а также мелодико гармоническую основу музыкального произведения. В музыкальных культурах разных народов и эпох использовались различные ладовые… …   Википедия

  • ФРИГИЙСКИЙ ЛАД — см. Натуральные лады, Древнегреческие лады, Средневековые лады …   Большой Энциклопедический словарь

  • фригийский лад — см. Натуральные лады, Древнегреческие лады, Средневековые лады. * * * ФРИГИЙСКИЙ ЛАД ФРИГИЙСКИЙ ЛАД, см. Натуральные лады (см. НАТУРАЛЬНЫЕ ЛАДЫ), Древнегреческие лады (см. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ЛАДЫ), Средневековые лады (см. СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ЛАДЫ) …   Энциклопедический словарь

  • Фригийский лад — (музыкальный)         см. Натуральные лады, Древнегреческие лады, Средневековые лады …   Большая советская энциклопедия

  • Фригийский лад — см. Греческая музыка, Церковные лады …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Фригийский лад —         см. Древнегреческие лады, Натуральные лады, Средневековые лады …   Музыкальная энциклопедия

  • Лад (музыкальный строй) — Лад  в музыке система взаимоотношений звуков (обычно в пределах октавы), определяющая звукоряд, а также мелодико гармоническую основу музыкального произведения. В музыкальных культурах разных народов и эпох использовались различные ладовые… …   Википедия

  • ЛАД — ЛАД, лада, о ладе, в ладу, мн. лады, муж. 1. только ед. Согласие, мир, порядок (прост.). «На что и клад, когда у мужа с женой лад.» (посл.) «Забудем прошлое, уставим общий лад.» Крылов. 2. Способ, образец, манера. «Роман на старый лад.» Пушкин.… …   Толковый словарь Ушакова

  • Лад — построение диатонического звукоряда или гаммы. Чередованиетонов и полутонов, образующихся между ступенями звукоряда, различно.Вследствие этих условий, Л. получили различные названия. Греки имелисвои лады, связанные с известными названиями. Эти… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Лад — система интонацион. отношений муз. звуков по их высоте, объединенная центральным, важнейшим и устойчивым звуком (созвучием) и выражающая степень устойчивости каждого из них, а также логич. и смысловую их субординацию; одно из фундаментальных,… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

riemann_music_dictionary.academic.ru

Джо Сатриани о богатом источнике творческих идей: Введение в теорию лада

Сегодня Джо Сатриани (Joe Satriani) поможет нам разобраться в теории лада.

Важным этапом моего музыкального развития было знакомство с понятием лада. Это позволило мне значительно расширить свои возможности и разобраться в том, как мелодические линии соотносятся с аккордовыми гармониями.

Под «ладом» понимается набор нот, основанный на определенной гамме. Например, гамма С мажор выглядит так: C D E F G A B. Этот ряд также известен под названием «С-ионийский лад».

Если мы возьмем те же ноты, начнем отсчет со второй ступени гаммы, ноты D, и закончим его нотой D на октаву выше, мы получим гамму, которая называется «D-дорийский лад» (D E F G A B C). (см. РИС. 1) Как мы видим (и слышим), оба лада (С-ионийский и D-дорийский) состоят из одних и тех же семи нот. Разница только в их расположении.

РИС. 1: Гамма С мажор (С-ионийский лад)

РИС. 2: Гамма С мажор с выделенным В-фригийским ладом

Ту же концепцию ладовой относительности можно применить к каждой ступени гаммы С мажор: если мы начнем отсчет с третьей ступени гаммы, ноты Е, и дойдем таким образом до ноты Е октавой выше, мы получим Е-фригийский лад (E F G A B C).

Кроме того, на основе нот гаммы С мажор мы можем образовать следующие лады: F-лидийский (F G A B C D E), G-миксолидийский (G A B C D E F), А-эолийский (A B C D E F G) и В-локрийский лад (B C D E F G A). Эти семь ладов — ионийский, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, эолийский и локрийский — по сути, представляют собой просто вариации «материнской» мажорной гаммы. Каждый из перечисленных ладов начинается с определенной ступени этой гаммы. Все вместе, они называются «основными ладами» (“fundamental modes”).

Для того, чтобы объяснить вам, что же такое основные лады, я не случайно выбрал именно гамму С мажор. В отличие от других гамм, С мажор не содержит бемолей и диезов, и в ней легче разобраться. Но нужно понимать, что тот же принцип ладовой относительности можно применять к любой другой гамме, например, к гамме G мажор (G A B C D E F#). От каждой ступени этой гаммы мы также сможем построить семь перечисленных нами ладов.

РИС. 3

а) В-фригийский лад в седьмой позиции

b) В-фригийский лад

Представление о ладе, как о разновидности какой-либо мажорной гаммы очень удобно для обучения. Но полностью осознать концепцию ладов можно только при условии хорошего понимания интервальной структуры каждого лада.

Когда я учился на первом курсе музыкального колледжа, я брал уроки игры на фортепиано. И однажды, когда мы с моим преподавателем импровизировали, я сказал: «Это А-дорийский лад». Мой преподаватель ответил мне: «В принципе, это то же самое, что и G мажор». Но я не согласился с ним. Я заявил, что когда я играю в рамках А-дорийского лада, я выделяю ноты совсем по-другому, не так, как если бы я представлял, что играю в G мажоре.

а) триоли

b) квадриоли (шестнадцатые ноты)

Когда я начал изучать теорию семи основных ладов, меня поразила разница их интервальных структур и строения аккордов, которые можно образовать на их основе. Мне очень нравилось сравнивать их, играя их от одной и той же тоники (как параллельные лады, а не как относительные лады). Я обнаружил, что строение некоторых ладов практически идентично друг другу — отличие может заключаться всего в одном интервале.

Например, Е-фригийский (E F G A B C) и Е-эолийский (E F# G A B C D) лады. Первый лад образован от третьей ступени гаммы С мажор, а второй — от шестой ступени гаммы G мажор. Такое сравнение ладов помогло мне осознать разницу в их структуре и звучании.

с) квинтоли

d) секстоли

Один из моих первых наставников, преподаватель музыкальной школы и очень разносторонний человек — он, кстати, учил и Стива Вая (Steve Vai) — однажды сказал мне так: «Не стоит слушать музыку так, чтобы видеть в ней теорию». Он считал, что изучение теории и гармонии не должно стать самоцелью. В первую очередь это нужно для того, чтобы открывать вам новые пути выражения собственных музыкальных идей.

Моя композиция «Time» (см. видео внизу) построена на основе В-фригийского лада (B C D E F# G A). На РИС. 2a и 2b видно, что этот лад строится от третьей ступени гаммы G мажор — ноты В. Эта нота играет роль тоники. На РИС. 3а изображен В-фригийский лад в седьмой позиции. Чтобы усвоить эту аппликатуру, сыграйте упражнение несколько раз вверх и вниз.

Упражнения на РИС. 3b-3e помогут вам запомнить звучание В-фригийского лада. Но прежде чем приступить к ним, запишите игру повторяющегося аккорда В5 боем. Пусть ваша запись длится 5-10 минут. Теперь попробуйте поиграть упражнения на фоне этой записи. Так звучание тоники В в качестве «минуса» для этих фригийских «мелодий» еще лучше отложится у вас в голове.

Совершенствуй свой навык игры на гитаре вместе с Гитаршколой! Подписывайся на ежедневную рассылку уроков и занимайся гитарой каждый день.

Похожие уроки:

gitarshkola.ru

фригийский | solfamusictheory

Конспекты по элементарной теории музыки. Содержание«…Каждая музыкальная пьеса должна описать определённое состояние души, определённую душевную настроенность…»  – цитата из «Лекций по эстетике» немецкого философа эпохи Просвещения Краузе.  За эту «определенную душевную настроенность» в музыке отвечает в первую очередь лад как одно из средств  музыкальной выразительности.

И. В. Способин в «Элементарной теории музыки» дает следующее  определение: «Лад – весьма существенное средство музыкальной выразительности, так как он является одним из основных проявлений организованности звуков по высоте».  Окраска лада в первую очередь зависит от его наклонения – мажор и минор, обусловленного соответствующим интервалом большой либо малой терции между 1-й и 3-й ступенями звукоряда.

Б. Асафьев в «Путеводителе по концертам» подчеркивает интонационную сущность и выразительные возможности  лада в музыке: «Лад – свод, строй и вместе с тем система соподчинения тонов, …закрепившийся в общественном сознании о т б о р  муз. звуков, в которых вращаются интонации, определяющие эмоционально-образное содержание и выразительность музыки…».

Традиционно термин лад трактуется в музыке как система звуковысотных отношений, звукоряд,  объединенный центральным тоном или созвучием.

Эволюция лада включает в себя разрастание звукоряда от трихорда, тетрахорда к гексахорду, гамме. Отсюда и эволюция категории устоя: тоника как основной звук – интервал (октава, квинта или терция) – консонирующее трезвучие – диссонирующий аккорд – серия (в додекафонии).

     Сущность лада

Лад, как согласие между звуками принадлежит к коренным эстетическим категориям музыки, совпадая в этом значении с понятием «гармония»[1]. Иными словами сущность лада заключается в том, что он упорядочивает  звуковысотные отношения, задаёт определенную звуковысотную организацию в каждом музыкальном произведении, влияющую на интонационный строй и гармонию.

Философские труды Платона и Аристотеля включают в себя разделы, описывающие влияние различных ладов на настроение и проявления характера. Аристотель отмечал, что интонации каждого лада соответствуют определенному характеру или эмоциональному настрою. Так, он считал звучание дорийского лада «мужественным» и уравновешенным, а также полезным для воспитания.  (Аристотель «Политика» VIII 7, 1342 b). В этом отношении дорийский лад нередко противопоставляли фригийскому как  экстатическому.

     Древнегреческие лады

В ладовую систему Древней Греции входили шесть  основных ладов: эолийский, ионийский, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский.

    Лады в средневековой европейской музыке

 Лады в средневековой европейской музыке переняли названия греческих. Семь основных ладов можно построить от семи основных ступеней диатонического звукоряда: ля, си, до, ре, ми, фа, соль.

Эолийский лад   соответствует натуральному минору:

 

 

Локрийский  — особый  лад, не имеющий определённого ладового наклонения. В основе – лежит  уменьшённое трезвучие.  Генетически связан с так называемым гипофригийским ладом:

 

 

Ионийский лад  соответствует натуральному мажору:

 

 

Дорийский лад соответствует натуральному минору с высокой шестой ступенью:

 

 

Фригийский лад соответствует натуральному минору с низкой второй ступенью:

 

 

Лидийский лад соответствует натуральному мажору с высокой четвёртой ступенью:

 

 

 

Миксолидийский лад соответствует натуральному мажору с низкой седьмой ступенью:

 

 

Гамма семиступенного лада состоит из 2-х тетрахордов. Тетрахорд  (от греч. τετράχορδον – четырёхструнный) — четырёхступенный звукоряд:

   

 

 

 Пентатоника  (от др.- греч. πέντε — пять и τόνος — тон) — бесполутоновая пятиступенная ладовая система (ангемитоника), все звуки которой могут быть расположены по восходящим чистым квинтам.

Пентатонический звукоряд имеет пять вариантов строения:

 

 

 

 

В отличие от гамм семиступенных ладов, состоящих из 2-х тетрахордов, пентатоническая гамма состоит из двух трихордов. 

Трихорд  (от греч. trixordos – трёхструнный) трёхступенный бесполутоновый (ангемитоновый) звукоряд, характерный для пентатоники:

 

 

 

     Мажор и минор – ладовые системы, ставшие основными в развитии европейской музыки последних столетий.

Мажор (франц. majeur, итал. maggiore, от лат. major — больший; также dur, от лат. durus — твёрдый) — лад, в основе которого лежит большое (мажорное) трезвучие, а также ладовая окраска (наклонение) этого трезвучия. Структура мажорного лада (например, C-dur, или до мажор): тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. Тоны мажорного трезвучия совпадают с 4-м, 5-м и 6-м тонами натурального звукоряда. Мажорный лад имеет светлую окраску звучания, противоположную окраске минора, что составляет один из наиболее важных эстетических контрастов в музыке. Мажор («мажорность») может пониматься и как ладовая окраска, обусловленная интервалом большой терции между первой и третьей ступенями лада.Швейцарский теоретик музыки Глареан в 1547 писал, что ионийский лад – самый распространенный во всех странах Европы и что «за последние… 400 лет этот лад так полюбился церковным певцам, что, увлечённые его притягательной сладостью, они переменили лидийские напевы на ионийские».[7]

К 18 в. мажор приобрёл свой классический вид с опорой на три главных аккорда – Т, S, D, и стал доминирующим типом ладовой структуры. В конце. 19 в. мажор эволюционировал в сторону обогащения недиатоническими элементами и функциональной децентрализации. В современной музыке мажор существует как одна из основных звуковых систем.

Минор — лад, в основе которого лежит малое (минорное) трезвучие, а также ладовая окраска (наклонение) этого трезвучия (например, c-moll, или до минор).  Строение минорной гаммы: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон.  Лад такой структуры называется натуральным минором. Он характерен для русской народной музыки. Встречается и в музыке других народов. Минор имеет тёмную окраску звучания, противоположную мажору, что составляет один из важнейших эстетических контрастов в музыке. Минор («минорность») может восприниматься и как ладовая окраска, обусловленная интервалом малой терции между первой и третьей ступенями лада.

В процессе развития музыкального искусства сформировались   3 вида минора: натуральный, гармонический и мелодический.

Минорный лад с повышенной седьмой ступенью называется гармоническим. Примерно  с 17 века он стал основной разновидностью минорного лада.

Минорный лад с повышенными шестой и седьмой ступенями называется мелодическим, применяеся  значительно реже чем гармонический минор (И. С. Бах. Ария №47 из «Страстей по Матфею», Э. Григ. Вальс соч.12, № 2 из «Лирических пьес»).

 

     Условно диатонические лады:

1)    гармонический мажор с VI пониженной ступенью:

2)    гармонический минор с VII повышенной ступенью;

3)     дважды гармонический мажор с II и VI пониженными ступенями (арабский лад):

 

 

4)    Дважды гармонический минор с IV и VII повышенными ступенями (цыганская или венгерская гамма):

 

 

5)    мелодический мажор с VI и VII пониженными ступенями;

6)    мелодический минор  с VI и VII повышенными ступенями

     Ладовые системы нового времени

Из современных ладов большое значение имеют увеличенный и уменьшённый лады, введенные в употребление в середине  19 века.

В увеличенном ладу шесть  звуков расположены последовательно по тонам, седьмой звук-повторение тоники. Написание увеличенного лада свободное – любой звук можно заменить энгармонически:

 

 

Впервые этот лад применил М. Глинка для характеристики Черномора в опере «Руслан и Людмила».

Впоследствии и другие композиторы использовали этот лад  для создания  призрачных образов.  (Например, К. Дебюсси в прелюдии «Паруса»).

Уменьшённый лад строится путём чередования тонов и полутонов.  В основе его – Ум 53 или Ум 7. Он встречается у Римского-Корсакова в сказочных произведениях, и имеет также название «гамма Римского-Корсакова»,

«гамма тон-полутон»

 

 

 

и «полутон-тон»

 

 

Увеличенный и уменьшённый лады получили более широкое применение в музыке 20 века.

Ц. Когоутек: «Уже композиторы «Могучей кучки» и позднее французские импрессионисты своим творчеством подорвали многолетнее господство мажорных и минорных ладов. Национальные музыкальные школы находили обильную пищу для своего творчества во вновь открытых ладах народной музыки. Народная музыка, особенно восточная … была животворным импульсом для общепринятых классико-романтических норм в области всех музыкальных элементов».[4]

В итоге основная классификация ладов может быть представлена следующим образом:

1)    ангемитоновые (бесполутоновые) лады;

2)    диатонические средневековые лады;

3)    условно диатонические лады;

4)    искусственные (симметричные– термин Ю. Холопова) лады: увеличенный, уменьшённый, в т.ч. лады ограниченной транспозиции О. Мессиана.

Высотное положение лада называют тональностью. В названии тональности отражено название первой ступени звукоряда (тоники) и ладовое наклонение. Например: фа мажор, фа минор, ре мажор, ре минор.

Квинтовый (или кварто-квинтовый) круг — это наглядная схема кварто-квинтовых отношений тональностей:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1. Асафьев Б. Путеводитель по концертам. – М.,1978.

2. Берков В. Гармония. // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). Том 1. – М., 1973.

3. Бершадская Т. Лекции по гармонии. Л., 1985.

4. Ц. Когоутек. Техника композиции в музыке XX века. Новые лады. М., 1976.  С. 57.

5. Краузе Ф. Лекции по эстетике. // Музыкальная эстетика Германии XIX века. Том 1. – М., 1981.

6. Розеншильд К. история зарубежной музыки. М., 1973. С. 46.

7. Холопов Ю. Лад. // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). Том 3. – М., 1973.

8. https://ru.wikipedia.org/wiki/Дорийский_лад

9. https://en.wikipedia.org/wiki/Lydian_mode#Theory10. https://en.wikipedia.org/wiki/Pentatonic_scale11. https://ru.wikipedia.org/wiki/Пентатоника12. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/7659/Трихорд13. https://en.wikipedia.org/wiki/Circle_of_fifths

Like this:

Like Loading...

solfamusictheory.wordpress.com

Разновидности минорных гамм | Гитаршкола

Здравствуйте ученики Гитаршколы. До сих пор Вы имели дело с гаммой «натурального» минора. Однако существуют и другие разновидности минорных гамм. Минорные гаммы делятся на три вида:

Гармонический минор Дорийская гамма Фригийская гамма

Гармонический минор

Гармонический минор отличается от натурального неальтерированной 7-й ступенью. Вот как выглядит его формула: 1, 2, b3 4, 5, b6, 7, 1. (b- это бемоль). Между пониженной 6-й ступенью и неальтерированной 7-й возникает интервал в минорную терцию. Эта гамма имеет характерное «египетское» или «арабское» звучание.

При гармонизации этой гаммы аккорд V ступени получается мажорным, а не минорным (как в случае «натурального» минора). Часто аккорд V-й ступени бывает мажорным, даже если аккордовая последовательность однозначно соответствует натуральному минору.

Это происходит потому, что минорные тональности очень близки и обмен нотами в них происходит довольно безболезненно. Вообще говоря, многие правила в музыке довольно условны. Они лишь помогают Вам понять, почему те или иные вещи звучат так или иначе.

И нарушая эти правила, можно добиться интересных результатов. Но все-таки, конечно, сначала лучше выучить правила, а уж потом пользоваться исключениями из них.

В следующем упражнении, которое играется в «натуральном» А-миноре (называемом просто А-минором), используется аккорд, построенный на V-й ступени гармонического минора. То, что этот фрагмент играется в «натуральном» миноре, мы можем определить по аккорду VII-й ступени (в данном случае — это аккорд G).

Следующее упражнение, однако, звучит уже в гармоническом миноре, поскольку в конце мы видим аккорд G#. В песнях Рэнди Роадса и Ингви Мальмстина мы часто можем слышать VII-ю ступень гармонического минора; благодаря ей их музыка приобретает «классическое» звучание.

Дорийская гамма

Дорийская гамма (или дорийский лад) отличается от натурального миноранеальтерированной 6-й ступенью. Формула дорийской гаммы имеет следующийвид; 1, 2, b3, 4, 5, 6, b7. Послушайте гитару в куплетах песен «BACK FOR MORE»  и  «ROUND AND ROUND» (группа RATT). Обе эти партии играются в Е-дорийском.

Ниже звездочкой (*) отмечены ноты и аккорды, построенные на 6-й ступени дорийского минора.

Фригийская гамма

Фригийская гамма (или фригийский лад) отличается от натурального минора пониженной 2-й ступенью. Эта гамма является самой минорной из всех миноров, поскольку содержит наибольшее количество бемолей. Пониженная 2-я ступень придает фригийской гамме звучание, характерное для фламенко. Формула фригийского лада имеет следующий вид: 1, b2, b3, 4, 5, b6, b7.

Ниже звездочкой (*) отмечены ноты или аккорды, построенные на 2-й ступени фригийского минора.

Хроматические вариации

Рифф может включать в себя ноты и аккорды, не входящие в данную тональность. Такие ноты и аккорды делают Вашу музыку более разнообразной и интересной.

Уменьшенная квинта

Наиболее часто в этом смысле используется уменьшенная квинта. Ниже крестиком показано место этой ноты в гамме «натурального» минора.

 

Похожие уроки:

gitarshkola.ru

Миксолидийский лад - это... Что такое Миксолидийский лад?

Лад — в музыке система взаимоотношений звуков (обычно в пределах октавы), определяющая звукоряд, а также мелодико-гармоническую основу музыкального произведения. В музыкальных культурах разных народов и эпох использовались различные ладовые системы.

В настоящее время наиболее универсальными и распространенными в музыке европейской традиции являются такие лады, как мажор и минор. В каждом из этих ладов, относящихся к категории диатонических, присутствует семь ступеней, различающихся по функции. Главные функции лада — тоника (первая ступень), доминанта (пятая ступень) и субдоминанта (четвертая ступень). Для описания ладов в музыке неевропейской традиции принято использовать термин «модус» или «модальные лады» (в отличие от «тональных ладов»).

Модальные лады предшествуют тональным в истории становления музыкальных языков разных народов (во многих неевропейских музыкальных языках тональные лады отсутствуют до сих пор). Согласно концепции В. Б. Брайнина,[1] основное различие между модальными и тональными ладами состоит в том, что в модальных ладах организующим звуковысотным началом служит как звукоряд, так и отдельные тоны «инициус» и «финалис», начинающие и завершающие музыкальные построения, в то время как организующим структурным началом служат общеизвестные мелодические ячейки.

Модальные лады, как правило, управляют не столько композицией, сколько импровизацией. В силу этого «инициус» и «финалис» часто смещаются внутри стабильного звукоряда. В тональных ладах организующим началом служат гармонические функции, «инициус» не имеет организующей роли, а «финалис» представлен «тоникой», подразумевающей мажорное или минорное трезвучие в том числе и в случае одноголосного изложения. Смена тоники (модуляция) (в отличие от модальной «мутации») происходит в течение произведения реже и влечёт за собой также смену звукоряда.

Переходными от модальных ладов к тональным можно представить лады строгого контрапункта, в котором сочинялись завершённые произведения, происходила кристаллизация гармонических функций, организующим структурным началом были уже не мелодические ячейки, но имитация и представление о консонантности-диссонантности гармонических интервалов и их взаимодействии, но в то же время организующим звуковысотным началом оставался звукоряд.

Лады в античности

Ладовая система Древней Греции включала шесть основных ладов (ионийский, эолийский, дорийский, фригийский, лидийский и миксолидийский) и шесть «гиполадов» (гипоионийский, гипоэолийский, гиподорийский, гипофригийский, гиполидийский и миксолидийский), из которых практически употребимыми были не все. Все эти лады извлекались из единого звукоряда, отличаясь главными «устойчивыми» ступенями. Гиполады отличались от основных ладов тем, что второй по значению устойчивой ступенью в них была 4-я (если считать снизу), тогда как в основных ладах второй по значению устойчивой ступенью была 5-я. В связи с тем, что в Древней Греции представление о звукоряде отличалось от того, которое появилось в Средневековье (греки считали ступени сверху, а не снизу), принятые в Средневековье обозначения ладов не соответствовали греческим ладам, хотя и переняли их названия.

Лады в средневековой европейской музыке

Основных рассматриваемых в теории музыки так называемых «церковных» или «греческих» ладов семь, по количеству неповторяющихся ступеней гаммы.

  • Иониийский лад — внешне соответствует натуральному мажору. Может быть построен на белых клавишах фортепиано от ноты «до».
  • Эолийский лад — внешне соответствует натуральному минору. Строится на белых клавишах от ноты «ля».
  • Дориийский лад — внешне минор с повышенной шестой ступенью. Строится на белых клавишах от ноты «ре».
  • Фригийский лад — внешне соответствует натуральному минору с пониженной второй ступенью. На белых клавишах — от ноты «ми».
  • Лидийский лад — внешне соответствует натуральному мажору с повышенной четвёртой ступенью. На белых клавишах строится от ноты «фа».
  • Миксолидийский — внешне соответствует натуральному мажору с пониженной седьмой ступенью. На белых клавишах — от ноты «соль».
  • Локрийский — особый (условный) лад, не имеющий определённого ладового наклонения. В его основе лежит уменьшённое трезвучие. На белых клавишах — от ноты «си». Генетически связан с так называемым гипофригийским ладом с устойчивой 4-й ступенью (вместо 5-й).
Лад Наклонение Особенности Прослушать
Ионийский Мажорное Натуральный Прослушать
Лидийский Мажорное IV↗ ступень повышается Прослушать
Миксолидийский Мажорное VII↘ ступень понижается Прослушать
Эолийский Минорное Натуральный Прослушать
Фригийский Минорное II↘ ступень понижается Прослушать
Дорийский Минорное VI↗ ступень повышается Прослушать
Локрийский Полутон + Два тона + Полутон + Три тона Прослушать

Интервалы в ладах средневековой европейской музыки

Лад Интервалы в ладах Прима Секунда Терция Кварта Квинта Секста Септима Лидийский Ионийский Миксолидийский Дорийский Эолийский Фригийский Локрийский
Чистая Большая Большая Увеличенная Чистая Большая Большая
Чистая Большая Большая Чистая Чистая Большая Большая
Чистая Большая Большая Чистая Чистая Большая Малая
Чистая Большая Малая Чистая Чистая Большая Малая
Чистая Большая Малая Чистая Чистая Малая Малая
Чистая Малая Малая Чистая Чистая Малая Малая
Чистая Малая Малая Чистая Уменьшенная Малая Малая

Неевропейские ладовые системы

В Индии используется ладовая система с 7 основными тонами и 15 дополнительными тонами (шрути) (всего 22 тона шрути в октаве).

Ладовые системы Нового времени

Из современных, часто используемых ладов большое значение имеют два, введённые в употребление в начале XX века. Это так называемые увеличенный и уменьшённый лад. В увеличенном ладу 6 звуков, расположенных последовательно по тонам, 7-м звуком является повторение тоники. Написание увеличенного лада, или целотонной гаммы свободное — любой звук можно заменить энгармонически, не изменив правилам написания. Уменьшённый лад строится путём чередования тонов и полутонов: например, до — ре — ми-бемоль — фа — фа-диез и т. д. Лад имеет несколько названий: уменьшённый лад, гамма Римского-Корсакова (впервые была применена Н. А. Римским-Корсаковым в одной из своих опер на сказочный сюжет), гамма «тон-полутон», или «полутон-тон», в зависимости от порядка чередования тонов и полутонов в гамме.

Примечания и внешние ссылки

  1. ↑ [1]

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru