Фригийский лад
ФРИГИЙСКИЙ ЛАД - это... Что такое ФРИГИЙСКИЙ ЛАД?
Смотреть что такое "ФРИГИЙСКИЙ ЛАД" в других словарях:
Фригийский лад — Лад в музыке система взаимоотношений звуков (обычно в пределах октавы), определяющая звукоряд, а также мелодико гармоническую основу музыкального произведения. В музыкальных культурах разных народов и эпох использовались различные ладовые… … Википедия
ФРИГИЙСКИЙ ЛАД — см. Натуральные лады, Древнегреческие лады, Средневековые лады … Большой Энциклопедический словарь
фригийский лад — см. Натуральные лады, Древнегреческие лады, Средневековые лады. * * * ФРИГИЙСКИЙ ЛАД ФРИГИЙСКИЙ ЛАД, см. Натуральные лады (см. НАТУРАЛЬНЫЕ ЛАДЫ), Древнегреческие лады (см. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ЛАДЫ), Средневековые лады (см. СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ЛАДЫ) … Энциклопедический словарь
Фригийский лад — (музыкальный) см. Натуральные лады, Древнегреческие лады, Средневековые лады … Большая советская энциклопедия
Фригийский лад — см. Греческая музыка, Церковные лады … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Фригийский лад — см. Древнегреческие лады, Натуральные лады, Средневековые лады … Музыкальная энциклопедия
Лад (музыкальный строй) — Лад в музыке система взаимоотношений звуков (обычно в пределах октавы), определяющая звукоряд, а также мелодико гармоническую основу музыкального произведения. В музыкальных культурах разных народов и эпох использовались различные ладовые… … Википедия
ЛАД — ЛАД, лада, о ладе, в ладу, мн. лады, муж. 1. только ед. Согласие, мир, порядок (прост.). «На что и клад, когда у мужа с женой лад.» (посл.) «Забудем прошлое, уставим общий лад.» Крылов. 2. Способ, образец, манера. «Роман на старый лад.» Пушкин.… … Толковый словарь Ушакова
Лад — построение диатонического звукоряда или гаммы. Чередованиетонов и полутонов, образующихся между ступенями звукоряда, различно.Вследствие этих условий, Л. получили различные названия. Греки имелисвои лады, связанные с известными названиями. Эти… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Лад — система интонацион. отношений муз. звуков по их высоте, объединенная центральным, важнейшим и устойчивым звуком (созвучием) и выражающая степень устойчивости каждого из них, а также логич. и смысловую их субординацию; одно из фундаментальных,… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
riemann_music_dictionary.academic.ru
Джо Сатриани о богатом источнике творческих идей: Введение в теорию лада
Сегодня Джо Сатриани (Joe Satriani) поможет нам разобраться в теории лада.
Важным этапом моего музыкального развития было знакомство с понятием лада. Это позволило мне значительно расширить свои возможности и разобраться в том, как мелодические линии соотносятся с аккордовыми гармониями.
Под «ладом» понимается набор нот, основанный на определенной гамме. Например, гамма С мажор выглядит так: C D E F G A B. Этот ряд также известен под названием «С-ионийский лад».
Если мы возьмем те же ноты, начнем отсчет со второй ступени гаммы, ноты D, и закончим его нотой D на октаву выше, мы получим гамму, которая называется «D-дорийский лад» (D E F G A B C). (см. РИС. 1) Как мы видим (и слышим), оба лада (С-ионийский и D-дорийский) состоят из одних и тех же семи нот. Разница только в их расположении.
РИС. 1: Гамма С мажор (С-ионийский лад)
РИС. 2: Гамма С мажор с выделенным В-фригийским ладом
Ту же концепцию ладовой относительности можно применить к каждой ступени гаммы С мажор: если мы начнем отсчет с третьей ступени гаммы, ноты Е, и дойдем таким образом до ноты Е октавой выше, мы получим Е-фригийский лад (E F G A B C).
Кроме того, на основе нот гаммы С мажор мы можем образовать следующие лады: F-лидийский (F G A B C D E), G-миксолидийский (G A B C D E F), А-эолийский (A B C D E F G) и В-локрийский лад (B C D E F G A). Эти семь ладов — ионийский, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, эолийский и локрийский — по сути, представляют собой просто вариации «материнской» мажорной гаммы. Каждый из перечисленных ладов начинается с определенной ступени этой гаммы. Все вместе, они называются «основными ладами» (“fundamental modes”).
Для того, чтобы объяснить вам, что же такое основные лады, я не случайно выбрал именно гамму С мажор. В отличие от других гамм, С мажор не содержит бемолей и диезов, и в ней легче разобраться. Но нужно понимать, что тот же принцип ладовой относительности можно применять к любой другой гамме, например, к гамме G мажор (G A B C D E F#). От каждой ступени этой гаммы мы также сможем построить семь перечисленных нами ладов.
РИС. 3
а) В-фригийский лад в седьмой позиции
b) В-фригийский лад
Представление о ладе, как о разновидности какой-либо мажорной гаммы очень удобно для обучения. Но полностью осознать концепцию ладов можно только при условии хорошего понимания интервальной структуры каждого лада.
Когда я учился на первом курсе музыкального колледжа, я брал уроки игры на фортепиано. И однажды, когда мы с моим преподавателем импровизировали, я сказал: «Это А-дорийский лад». Мой преподаватель ответил мне: «В принципе, это то же самое, что и G мажор». Но я не согласился с ним. Я заявил, что когда я играю в рамках А-дорийского лада, я выделяю ноты совсем по-другому, не так, как если бы я представлял, что играю в G мажоре.
а) триоли
b) квадриоли (шестнадцатые ноты)
Когда я начал изучать теорию семи основных ладов, меня поразила разница их интервальных структур и строения аккордов, которые можно образовать на их основе. Мне очень нравилось сравнивать их, играя их от одной и той же тоники (как параллельные лады, а не как относительные лады). Я обнаружил, что строение некоторых ладов практически идентично друг другу — отличие может заключаться всего в одном интервале.
Например, Е-фригийский (E F G A B C) и Е-эолийский (E F# G A B C D) лады. Первый лад образован от третьей ступени гаммы С мажор, а второй — от шестой ступени гаммы G мажор. Такое сравнение ладов помогло мне осознать разницу в их структуре и звучании.
с) квинтоли
d) секстоли
Один из моих первых наставников, преподаватель музыкальной школы и очень разносторонний человек — он, кстати, учил и Стива Вая (Steve Vai) — однажды сказал мне так: «Не стоит слушать музыку так, чтобы видеть в ней теорию». Он считал, что изучение теории и гармонии не должно стать самоцелью. В первую очередь это нужно для того, чтобы открывать вам новые пути выражения собственных музыкальных идей.
Моя композиция «Time» (см. видео внизу) построена на основе В-фригийского лада (B C D E F# G A). На РИС. 2a и 2b видно, что этот лад строится от третьей ступени гаммы G мажор — ноты В. Эта нота играет роль тоники. На РИС. 3а изображен В-фригийский лад в седьмой позиции. Чтобы усвоить эту аппликатуру, сыграйте упражнение несколько раз вверх и вниз.
Упражнения на РИС. 3b-3e помогут вам запомнить звучание В-фригийского лада. Но прежде чем приступить к ним, запишите игру повторяющегося аккорда В5 боем. Пусть ваша запись длится 5-10 минут. Теперь попробуйте поиграть упражнения на фоне этой записи. Так звучание тоники В в качестве «минуса» для этих фригийских «мелодий» еще лучше отложится у вас в голове.
Совершенствуй свой навык игры на гитаре вместе с Гитаршколой! Подписывайся на ежедневную рассылку уроков и занимайся гитарой каждый день.
Похожие уроки:
gitarshkola.ru
фригийский | solfamusictheory
Конспекты по элементарной теории музыки. Содержание«…Каждая музыкальная пьеса должна описать определённое состояние души, определённую душевную настроенность…» – цитата из «Лекций по эстетике» немецкого философа эпохи Просвещения Краузе. За эту «определенную душевную настроенность» в музыке отвечает в первую очередь лад как одно из средств музыкальной выразительности.
И. В. Способин в «Элементарной теории музыки» дает следующее определение: «Лад – весьма существенное средство музыкальной выразительности, так как он является одним из основных проявлений организованности звуков по высоте». Окраска лада в первую очередь зависит от его наклонения – мажор и минор, обусловленного соответствующим интервалом большой либо малой терции между 1-й и 3-й ступенями звукоряда.
Б. Асафьев в «Путеводителе по концертам» подчеркивает интонационную сущность и выразительные возможности лада в музыке: «Лад – свод, строй и вместе с тем система соподчинения тонов, …закрепившийся в общественном сознании о т б о р муз. звуков, в которых вращаются интонации, определяющие эмоционально-образное содержание и выразительность музыки…».
Традиционно термин лад трактуется в музыке как система звуковысотных отношений, звукоряд, объединенный центральным тоном или созвучием.
Эволюция лада включает в себя разрастание звукоряда от трихорда, тетрахорда к гексахорду, гамме. Отсюда и эволюция категории устоя: тоника как основной звук – интервал (октава, квинта или терция) – консонирующее трезвучие – диссонирующий аккорд – серия (в додекафонии).
Сущность лада
Лад, как согласие между звуками принадлежит к коренным эстетическим категориям музыки, совпадая в этом значении с понятием «гармония»[1]. Иными словами сущность лада заключается в том, что он упорядочивает звуковысотные отношения, задаёт определенную звуковысотную организацию в каждом музыкальном произведении, влияющую на интонационный строй и гармонию.
Философские труды Платона и Аристотеля включают в себя разделы, описывающие влияние различных ладов на настроение и проявления характера. Аристотель отмечал, что интонации каждого лада соответствуют определенному характеру или эмоциональному настрою. Так, он считал звучание дорийского лада «мужественным» и уравновешенным, а также полезным для воспитания. (Аристотель «Политика» VIII 7, 1342 b). В этом отношении дорийский лад нередко противопоставляли фригийскому как экстатическому.
Древнегреческие лады
В ладовую систему Древней Греции входили шесть основных ладов: эолийский, ионийский, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский.
Лады в средневековой европейской музыке
Лады в средневековой европейской музыке переняли названия греческих. Семь основных ладов можно построить от семи основных ступеней диатонического звукоряда: ля, си, до, ре, ми, фа, соль.
Эолийский лад соответствует натуральному минору:
Локрийский — особый лад, не имеющий определённого ладового наклонения. В основе – лежит уменьшённое трезвучие. Генетически связан с так называемым гипофригийским ладом:
Ионийский лад соответствует натуральному мажору:
Дорийский лад соответствует натуральному минору с высокой шестой ступенью:
Фригийский лад соответствует натуральному минору с низкой второй ступенью:
Лидийский лад соответствует натуральному мажору с высокой четвёртой ступенью:
Миксолидийский лад соответствует натуральному мажору с низкой седьмой ступенью:
Гамма семиступенного лада состоит из 2-х тетрахордов. Тетрахорд (от греч. τετράχορδον – четырёхструнный) — четырёхступенный звукоряд:
Пентатоника (от др.- греч. πέντε — пять и τόνος — тон) — бесполутоновая пятиступенная ладовая система (ангемитоника), все звуки которой могут быть расположены по восходящим чистым квинтам.
Пентатонический звукоряд имеет пять вариантов строения:
В отличие от гамм семиступенных ладов, состоящих из 2-х тетрахордов, пентатоническая гамма состоит из двух трихордов.
Трихорд (от греч. trixordos – трёхструнный) трёхступенный бесполутоновый (ангемитоновый) звукоряд, характерный для пентатоники:
Мажор и минор – ладовые системы, ставшие основными в развитии европейской музыки последних столетий.
Мажор (франц. majeur, итал. maggiore, от лат. major — больший; также dur, от лат. durus — твёрдый) — лад, в основе которого лежит большое (мажорное) трезвучие, а также ладовая окраска (наклонение) этого трезвучия. Структура мажорного лада (например, C-dur, или до мажор): тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. Тоны мажорного трезвучия совпадают с 4-м, 5-м и 6-м тонами натурального звукоряда. Мажорный лад имеет светлую окраску звучания, противоположную окраске минора, что составляет один из наиболее важных эстетических контрастов в музыке. Мажор («мажорность») может пониматься и как ладовая окраска, обусловленная интервалом большой терции между первой и третьей ступенями лада.Швейцарский теоретик музыки Глареан в 1547 писал, что ионийский лад – самый распространенный во всех странах Европы и что «за последние… 400 лет этот лад так полюбился церковным певцам, что, увлечённые его притягательной сладостью, они переменили лидийские напевы на ионийские».[7]
К 18 в. мажор приобрёл свой классический вид с опорой на три главных аккорда – Т, S, D, и стал доминирующим типом ладовой структуры. В конце. 19 в. мажор эволюционировал в сторону обогащения недиатоническими элементами и функциональной децентрализации. В современной музыке мажор существует как одна из основных звуковых систем.
Минор — лад, в основе которого лежит малое (минорное) трезвучие, а также ладовая окраска (наклонение) этого трезвучия (например, c-moll, или до минор). Строение минорной гаммы: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон. Лад такой структуры называется натуральным минором. Он характерен для русской народной музыки. Встречается и в музыке других народов. Минор имеет тёмную окраску звучания, противоположную мажору, что составляет один из важнейших эстетических контрастов в музыке. Минор («минорность») может восприниматься и как ладовая окраска, обусловленная интервалом малой терции между первой и третьей ступенями лада.
В процессе развития музыкального искусства сформировались 3 вида минора: натуральный, гармонический и мелодический.
Минорный лад с повышенной седьмой ступенью называется гармоническим. Примерно с 17 века он стал основной разновидностью минорного лада.
Минорный лад с повышенными шестой и седьмой ступенями называется мелодическим, применяеся значительно реже чем гармонический минор (И. С. Бах. Ария №47 из «Страстей по Матфею», Э. Григ. Вальс соч.12, № 2 из «Лирических пьес»).
Условно диатонические лады:
1) гармонический мажор с VI пониженной ступенью:
2) гармонический минор с VII повышенной ступенью;
3) дважды гармонический мажор с II и VI пониженными ступенями (арабский лад):
4) Дважды гармонический минор с IV и VII повышенными ступенями (цыганская или венгерская гамма):
5) мелодический мажор с VI и VII пониженными ступенями;
6) мелодический минор с VI и VII повышенными ступенями
Ладовые системы нового времени
Из современных ладов большое значение имеют увеличенный и уменьшённый лады, введенные в употребление в середине 19 века.
В увеличенном ладу шесть звуков расположены последовательно по тонам, седьмой звук-повторение тоники. Написание увеличенного лада свободное – любой звук можно заменить энгармонически:
Впервые этот лад применил М. Глинка для характеристики Черномора в опере «Руслан и Людмила».
Впоследствии и другие композиторы использовали этот лад для создания призрачных образов. (Например, К. Дебюсси в прелюдии «Паруса»).
Уменьшённый лад строится путём чередования тонов и полутонов. В основе его – Ум 53 или Ум 7. Он встречается у Римского-Корсакова в сказочных произведениях, и имеет также название «гамма Римского-Корсакова»,
«гамма тон-полутон»
и «полутон-тон»
Увеличенный и уменьшённый лады получили более широкое применение в музыке 20 века.
Ц. Когоутек: «Уже композиторы «Могучей кучки» и позднее французские импрессионисты своим творчеством подорвали многолетнее господство мажорных и минорных ладов. Национальные музыкальные школы находили обильную пищу для своего творчества во вновь открытых ладах народной музыки. Народная музыка, особенно восточная … была животворным импульсом для общепринятых классико-романтических норм в области всех музыкальных элементов».[4]
В итоге основная классификация ладов может быть представлена следующим образом:
1) ангемитоновые (бесполутоновые) лады;
2) диатонические средневековые лады;
3) условно диатонические лады;
4) искусственные (симметричные– термин Ю. Холопова) лады: увеличенный, уменьшённый, в т.ч. лады ограниченной транспозиции О. Мессиана.
Высотное положение лада называют тональностью. В названии тональности отражено название первой ступени звукоряда (тоники) и ладовое наклонение. Например: фа мажор, фа минор, ре мажор, ре минор.
Квинтовый (или кварто-квинтовый) круг — это наглядная схема кварто-квинтовых отношений тональностей:
Литература:
1. Асафьев Б. Путеводитель по концертам. – М.,1978.
2. Берков В. Гармония. // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). Том 1. – М., 1973.
3. Бершадская Т. Лекции по гармонии. Л., 1985.
4. Ц. Когоутек. Техника композиции в музыке XX века. Новые лады. М., 1976. С. 57.
5. Краузе Ф. Лекции по эстетике. // Музыкальная эстетика Германии XIX века. Том 1. – М., 1981.
6. Розеншильд К. история зарубежной музыки. М., 1973. С. 46.
7. Холопов Ю. Лад. // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). Том 3. – М., 1973.
8. https://ru.wikipedia.org/wiki/Дорийский_лад
9. https://en.wikipedia.org/wiki/Lydian_mode#Theory10. https://en.wikipedia.org/wiki/Pentatonic_scale11. https://ru.wikipedia.org/wiki/Пентатоника12. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/7659/Трихорд13. https://en.wikipedia.org/wiki/Circle_of_fifths
Like this:
Like Loading...
solfamusictheory.wordpress.com
Разновидности минорных гамм | Гитаршкола
Здравствуйте ученики Гитаршколы. До сих пор Вы имели дело с гаммой «натурального» минора. Однако существуют и другие разновидности минорных гамм. Минорные гаммы делятся на три вида:
Гармонический минор Дорийская гамма Фригийская гамма
Гармонический минор
Гармонический минор отличается от натурального неальтерированной 7-й ступенью. Вот как выглядит его формула: 1, 2, b3 4, 5, b6, 7, 1. (b- это бемоль). Между пониженной 6-й ступенью и неальтерированной 7-й возникает интервал в минорную терцию. Эта гамма имеет характерное «египетское» или «арабское» звучание.
При гармонизации этой гаммы аккорд V ступени получается мажорным, а не минорным (как в случае «натурального» минора). Часто аккорд V-й ступени бывает мажорным, даже если аккордовая последовательность однозначно соответствует натуральному минору.
Это происходит потому, что минорные тональности очень близки и обмен нотами в них происходит довольно безболезненно. Вообще говоря, многие правила в музыке довольно условны. Они лишь помогают Вам понять, почему те или иные вещи звучат так или иначе.
И нарушая эти правила, можно добиться интересных результатов. Но все-таки, конечно, сначала лучше выучить правила, а уж потом пользоваться исключениями из них.
В следующем упражнении, которое играется в «натуральном» А-миноре (называемом просто А-минором), используется аккорд, построенный на V-й ступени гармонического минора. То, что этот фрагмент играется в «натуральном» миноре, мы можем определить по аккорду VII-й ступени (в данном случае — это аккорд G).
Следующее упражнение, однако, звучит уже в гармоническом миноре, поскольку в конце мы видим аккорд G#. В песнях Рэнди Роадса и Ингви Мальмстина мы часто можем слышать VII-ю ступень гармонического минора; благодаря ей их музыка приобретает «классическое» звучание.
Дорийская гамма
Дорийская гамма (или дорийский лад) отличается от натурального миноранеальтерированной 6-й ступенью. Формула дорийской гаммы имеет следующийвид; 1, 2, b3, 4, 5, 6, b7. Послушайте гитару в куплетах песен «BACK FOR MORE» и «ROUND AND ROUND» (группа RATT). Обе эти партии играются в Е-дорийском.
Ниже звездочкой (*) отмечены ноты и аккорды, построенные на 6-й ступени дорийского минора.
Фригийская гамма
Фригийская гамма (или фригийский лад) отличается от натурального минора пониженной 2-й ступенью. Эта гамма является самой минорной из всех миноров, поскольку содержит наибольшее количество бемолей. Пониженная 2-я ступень придает фригийской гамме звучание, характерное для фламенко. Формула фригийского лада имеет следующий вид: 1, b2, b3, 4, 5, b6, b7.
Ниже звездочкой (*) отмечены ноты или аккорды, построенные на 2-й ступени фригийского минора.
Хроматические вариации
Рифф может включать в себя ноты и аккорды, не входящие в данную тональность. Такие ноты и аккорды делают Вашу музыку более разнообразной и интересной.
Уменьшенная квинта
Наиболее часто в этом смысле используется уменьшенная квинта. Ниже крестиком показано место этой ноты в гамме «натурального» минора.
Похожие уроки:
gitarshkola.ru
Миксолидийский лад - это... Что такое Миксолидийский лад?
Лад — в музыке система взаимоотношений звуков (обычно в пределах октавы), определяющая звукоряд, а также мелодико-гармоническую основу музыкального произведения. В музыкальных культурах разных народов и эпох использовались различные ладовые системы.
В настоящее время наиболее универсальными и распространенными в музыке европейской традиции являются такие лады, как мажор и минор. В каждом из этих ладов, относящихся к категории диатонических, присутствует семь ступеней, различающихся по функции. Главные функции лада — тоника (первая ступень), доминанта (пятая ступень) и субдоминанта (четвертая ступень). Для описания ладов в музыке неевропейской традиции принято использовать термин «модус» или «модальные лады» (в отличие от «тональных ладов»).
Модальные лады предшествуют тональным в истории становления музыкальных языков разных народов (во многих неевропейских музыкальных языках тональные лады отсутствуют до сих пор). Согласно концепции В. Б. Брайнина,[1] основное различие между модальными и тональными ладами состоит в том, что в модальных ладах организующим звуковысотным началом служит как звукоряд, так и отдельные тоны «инициус» и «финалис», начинающие и завершающие музыкальные построения, в то время как организующим структурным началом служат общеизвестные мелодические ячейки.
Модальные лады, как правило, управляют не столько композицией, сколько импровизацией. В силу этого «инициус» и «финалис» часто смещаются внутри стабильного звукоряда. В тональных ладах организующим началом служат гармонические функции, «инициус» не имеет организующей роли, а «финалис» представлен «тоникой», подразумевающей мажорное или минорное трезвучие в том числе и в случае одноголосного изложения. Смена тоники (модуляция) (в отличие от модальной «мутации») происходит в течение произведения реже и влечёт за собой также смену звукоряда.
Переходными от модальных ладов к тональным можно представить лады строгого контрапункта, в котором сочинялись завершённые произведения, происходила кристаллизация гармонических функций, организующим структурным началом были уже не мелодические ячейки, но имитация и представление о консонантности-диссонантности гармонических интервалов и их взаимодействии, но в то же время организующим звуковысотным началом оставался звукоряд.
Лады в античности
Ладовая система Древней Греции включала шесть основных ладов (ионийский, эолийский, дорийский, фригийский, лидийский и миксолидийский) и шесть «гиполадов» (гипоионийский, гипоэолийский, гиподорийский, гипофригийский, гиполидийский и миксолидийский), из которых практически употребимыми были не все. Все эти лады извлекались из единого звукоряда, отличаясь главными «устойчивыми» ступенями. Гиполады отличались от основных ладов тем, что второй по значению устойчивой ступенью в них была 4-я (если считать снизу), тогда как в основных ладах второй по значению устойчивой ступенью была 5-я. В связи с тем, что в Древней Греции представление о звукоряде отличалось от того, которое появилось в Средневековье (греки считали ступени сверху, а не снизу), принятые в Средневековье обозначения ладов не соответствовали греческим ладам, хотя и переняли их названия.
Лады в средневековой европейской музыке
Основных рассматриваемых в теории музыки так называемых «церковных» или «греческих» ладов семь, по количеству неповторяющихся ступеней гаммы.
- Иониийский лад — внешне соответствует натуральному мажору. Может быть построен на белых клавишах фортепиано от ноты «до».
- Эолийский лад — внешне соответствует натуральному минору. Строится на белых клавишах от ноты «ля».
- Дориийский лад — внешне минор с повышенной шестой ступенью. Строится на белых клавишах от ноты «ре».
- Фригийский лад — внешне соответствует натуральному минору с пониженной второй ступенью. На белых клавишах — от ноты «ми».
- Лидийский лад — внешне соответствует натуральному мажору с повышенной четвёртой ступенью. На белых клавишах строится от ноты «фа».
- Миксолидийский — внешне соответствует натуральному мажору с пониженной седьмой ступенью. На белых клавишах — от ноты «соль».
- Локрийский — особый (условный) лад, не имеющий определённого ладового наклонения. В его основе лежит уменьшённое трезвучие. На белых клавишах — от ноты «си». Генетически связан с так называемым гипофригийским ладом с устойчивой 4-й ступенью (вместо 5-й).
Ионийский | Мажорное | Натуральный | Прослушать |
Лидийский | Мажорное | IV↗ ступень повышается | Прослушать |
Миксолидийский | Мажорное | VII↘ ступень понижается | Прослушать |
Эолийский | Минорное | Натуральный | Прослушать |
Фригийский | Минорное | II↘ ступень понижается | Прослушать |
Дорийский | Минорное | VI↗ ступень повышается | Прослушать |
Локрийский | Полутон + Два тона + Полутон + Три тона | Прослушать |
Интервалы в ладах средневековой европейской музыки
Чистая | Большая | Большая | Увеличенная | Чистая | Большая | Большая |
Чистая | Большая | Большая | Чистая | Чистая | Большая | Большая |
Чистая | Большая | Большая | Чистая | Чистая | Большая | Малая |
Чистая | Большая | Малая | Чистая | Чистая | Большая | Малая |
Чистая | Большая | Малая | Чистая | Чистая | Малая | Малая |
Чистая | Малая | Малая | Чистая | Чистая | Малая | Малая |
Чистая | Малая | Малая | Чистая | Уменьшенная | Малая | Малая |
Неевропейские ладовые системы
В Индии используется ладовая система с 7 основными тонами и 15 дополнительными тонами (шрути) (всего 22 тона шрути в октаве).
Ладовые системы Нового времени
Из современных, часто используемых ладов большое значение имеют два, введённые в употребление в начале XX века. Это так называемые увеличенный и уменьшённый лад. В увеличенном ладу 6 звуков, расположенных последовательно по тонам, 7-м звуком является повторение тоники. Написание увеличенного лада, или целотонной гаммы свободное — любой звук можно заменить энгармонически, не изменив правилам написания. Уменьшённый лад строится путём чередования тонов и полутонов: например, до — ре — ми-бемоль — фа — фа-диез и т. д. Лад имеет несколько названий: уменьшённый лад, гамма Римского-Корсакова (впервые была применена Н. А. Римским-Корсаковым в одной из своих опер на сказочный сюжет), гамма «тон-полутон», или «полутон-тон», в зависимости от порядка чередования тонов и полутонов в гамме.
Примечания и внешние ссылки
- ↑ [1]
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru