Тахографы - ГЛОНАСС мониторинг - Контроль топлива - Сибирские навигационные технологии. Погрешность спидометра


Погрешность спидометра и Глонасс/GPS, как разобраться?

В данной статье мы рассмотрим из-за чего происходит расхождение пробега по одометру с данными спутниковой навигации GPS/ГЛОНАСС, и как сделать контрольный замер.

Конструкция одометров и их погрешности

Для измерения пройденного пути на транспортном средстве используют специальный прибор — одометр. Бортовые одометры всех видов не относятся к классу точных приборов. Для каждого вида данных устройств установлены допустимые погрешности. Для полного понимания приведённых сведений и цифр, нужно иметь ввиду:

  1. Данные погрешности установлены только для самих приборов. Все конструктивные изменения, а так же физический износ некоторых узлов и агрегатов автомобиля в эту погрешность не включены.
  2. По техническим требованиям ЕЭК ООН №39 спидометры не могут занижать показания. Средняя погрешность спидометра по этим правилам (ГОСТ Р 41.39-99) может быть только положительной и не превышать истинную скорость движения более чем на 10%+6 км/ч. Поэтому и одометр, конструктивно связанный со спидометром, так же даёт завышенные показания.

По нашему опыту, заводы-изготовители завышают показания скорости и пробега на 5-10%. Об этом ведётся множество разговоров и бурные обсуждения на форумах автолюбителей. Возможно, что автопроизводители заботятся не только о безопасности водителей, но и вполне законно (опираясь на правила ЕЭК ООН №39) уменьшают реальный гарантийный пробег на неизвестную величину, потому что отсутствуют требования к точности измерения пробега.

Общие факторы, влияющие на любые одометры:
  • Радиус колеса может внести существенную погрешность в показания одометра. Разница в высоте протектора в 1 см, например, даст на 100 км пробега автомобиля разницу в пробеге в 1955 м: диаметр одного колеса 1 м, второго — 1.02 м. Первое совершит 31 830 оборотов, второе — 31 206. Каждый оборот — 3.1416 м, разница — 1955 м. И эту разницу мы получаем только при одном сантиметре! К примеру, разные шины 325/70 и 325/75 дадут сразу разницу в диаметре в 3.2 см. Поэтому одометр на автомобиле со стёртым протектором покажет большее значение по сравнению с таким же автомобилем, но на новых шинах. Ещё важно знать, на какой радиус колёс рассчитан одометр: если поставить другой размер колёс, то будут совсем другие данные по скорости и пройденному пути.
  • Вес груза — при полной или чрезмерной загрузке автомобиля, шина проминается по-разному, поэтому изменяется диаметр колеса.
  • Давление в шинах — шина проминается по-разному при штатном и нештатном давлении. На давление влияет температура, при прогретых или перегретых шинах оно выше.
  • Скольжение колес — при пробуксовках, скольжениях, или же наоборот — торможении на льду, автомобиль или находится на месте при вращении колес, либо наоборот — движется при блокировке колес.
Измерение пробега системой GPS/ГЛОНАСС мониторинга

Система мониторинга транспорта на основе спутниковой навигации может определять пройденное расстояние тремя основными способами:

  • Подключение к штатному датчику: данные о пробеге рассчитываются на основе данных получаемых с датчика скорости, установленного в автомобиле. Данный способ позволяет добиться полного соответствия данных измерений с одометром или тахографом. Иногда такой способ более предпочтителен даже более высокоточного навигационного способа, когда необходимо бухгалтерское соответствие путевых листов, являющихся первичным документом, и программы мониторинга.
  • По координатам точек маршрута: данные о пробеге рассчитываются как расстояние по прямой между координатами точек (долгота и широта), которые присылает прибор. Причем временной интервал между присланными точками может быть разный. Обычный интервал: 10-30 сек. Также для повышения точности многие регистраторы присылают точки в случае изменения угла движения. Использование данного способа в современных системах мониторинга не рекомендуется из-за ограниченной точности.
  • Рассчитывается «Вояджером»: данные о пробеге рассчитываются на основе дополнительной информации получаемой с GPS-приемника. В данном способе терминал сам определяет моментальное значение скорости каждую секунду. Данный способ является максимально точным по отношению к двум предыдущим.

    По официальным данным чистая погрешность модуля ГЛОНАСС/GPS находится в пределах 2-5 метров (это порядка 1.5% в определении пробегов). В настоящее время точность определения координат системой ГЛОНАСС несколько отстаёт от аналогичных показателей для GPS. Согласно данным СДКМ на 22 июля 2011 года ошибки навигационных определений ГЛОНАСС по долготе и широте составляли 4,46-7,38 м при использовании в среднем 7-8 видимых спутников (в зависимости от точки приёма). В то же время ошибки GPS составляли 2,00—8,76 м при использовании в среднем 6—11 видимых спутников (в зависимости от точки приёма). Рельеф местности также не оказывает сильного влияния на погрешность измерения пробега. Например, при уклоне по знаку в 15-20% — угол наклона дороги составит 8.53-11.31°, а погрешность измерения пробега составит около 1.5%. И даже при очень крутом уклоне в 40% по знаку (угол наклона дороги составит 21.8°), погрешности измерения пробега составит всего около 6%. Но все современные трекеры умеют определять высоту и делать соответствующие поправки при вычислении пробега. Таким образом, общая погрешность систем мониторинга транспорта ГЛОНАСС/GPS, при нормальных условиях, составляет менее 3,5%.

    Откуда берутся погрешности:
    • наличием допустимых погрешностей одометра;
    • использование изношенной или нештатной резины;
    • наличием погрешности измерений ГЛОНАСС/GPS систем

    Любая система контроля транспорта ГЛОНАСС/GPS показывает пробег меньше чем показания одометра, если конечно в этой системе не предусмотрена возможность "коррекции" показаний пробега. Это достаточно простая функция, она присутствует, в системах контроля транспорта, но насколько правильно подгонять более точные данные к менее точным?, тем более что Вы не можете быть уверены что показания одометра не "накручены".

    Спутниковые системы контроля транспорта ГЛОНАСС/GPS лишены погрешностей, обусловленных конструктивными особенностями транспортного средства, и никак от них не зависят. На определение координат не влияют практически никакие внешние факторы.

    Как сделать контрольный замер: выбирается участок 50-100км дороги, и по километровым указателям с боку от дороги, засекается отправление, прибытие. Пройденный километраж сравнивается с пробегом по одометру и вычисляется погрешность.

sibnavtek-nsk.ru

Погрешность одометра

Друзья, на сегодняшний день есть очень много споров о том что показания ГЛОНАСС и показания штатного одометра/спидометра расходятся и для многих это становится даже большой темой для дискуссий, а в частности это разногласия начальников и водителей. Так давайте же рассмотрим эту проблему вместе и попытаемся разобраться, кто же все таки прав и чему стоит доверять, ГЛОНАССу или же штатному датчику скорости.

Наша компания уже долгое время занимается ГЛОНАСС/GPS мониторингом транспорта, тем самым у нас накопилось довольно много клиентов и каждый раз мы сталкиваемся с вопросом « по одометру автомобиль проехал 830 км, а ваш Глонасс показывает, что 800 км, почему так???» Ответ на самом деле прост.  Подробно разберем конструкцию штатного механизма измеряющего скорость и пробег - одометра и спидометра и из чего складывается их погрешность:

Разберем что из себя представляет одометр и спидометр на автомобиле: это механические изделия измеряющие показания датчика скорости. Исходя из технической документации ГОСТ Р 41.39-99 все одометры принадлежит к классу неточных приборов расчет пробега. Для одометра установлены допустимые погрешности предусмотренные конструкцией автомобиля и заводом изготовителем ТС. Погрешности одометра не включают в себя износ деталей конструкции автомобиля (износ датчика скорости, износ шин).

Исходя из документации ЕЭК ООН №39 (ГОСТ Р 41.39-99) спидометры не могут занижать показания и средняя погрешность по этой документации не превышает скорость движения более чем на 10% + 6 км/ч. Следовательно и погрешность измерения одометра будет увеличиваться на эту цифру так как одометр и спидометр являются единым устройством. По многолетнему опыту работы с транспортом, заводы производители завышают показания скорости и пробега авто на 6-10%. Скорее всего производители авто заботятся о своевременном прохождении ТО, увеличивают реальный пробег на 6-10% Опираясь на документацию указанную в ГОСТ Р 41.39-99.

В погрешности одометра не включены такие факторы как:

  • Размер колес очень существенно влияет на показания спидометра, а следовательно и одометра. Рассмотрим пример разницы пробега в диаметре колеса в 1 см, на 100 километров пробега автомобиля разница в пробеге составит 1950 м, если посчитать то с пробега на 10000 километров одометр покажет разницу в пробеге 195 километров: пример расчета: диметр одного колеса 1 метр, второго — 1.01 метр, окружность первого колеса - 3.141592, окружность второго колеса - 3.17300792. Первое совершит 31 831 оборотов на 100 км, второе — 31 515 на 100 км. Разница — 1950 м.Такая разница получается всего при 1 см. ! К примеру, разные колеса 325/60 и 325/65 на 5 сантиметров дадут сразу разницу в диаметре в 3.5 см. Поэтому показания одометра на автомобилях со стёртым протектором покажет большее значение по сравнению с автомобилем на новых шинах. Так же если установить и на автомобиль колеса не подходяще ему по радиусу показания будут сильно отличаться от реальных.
  • Вес автомобиля имеет влияния на показания одометра — при полной загрузке автомобиля, шина проминается, следовательно, меняется диаметр колеса, следовательно, одометр будет считать в большую сторону пробег, нежели при пустом автомобиле.
  • Давление в шинах — шина проминается при низком давлении. На давление влияет температура, при прогретых или перегретых шинах оно выше на холодную например зимой диаметр шины так же будет меньше.
  • Скольжение колес или пробуксовке — при пробуксовках колес в грязи или же наоборот при блокировке колес на льду.
Бесспорно много факторов влияет на показания одометра мы представили малый список параметров влияющих на показания одометра.

  Бесспорно терминалы ГЛОНАСС/GPS имеют свою погрешность в измерении скорости и пробега, но их показания не привязаны: к диаметру колес, износу датчика скорости и весу груза и другим факторам, но все же у них есть погрешность. Погрешность ГЛОНАСС/GPS трекеров составляет 2-3 метра это 1,5% погрешности в пробеге. ГЛОНАСС/GPS трекер обладает возможностью изменение рельефа местности учитывая (широту, долготу высоту над уровнем моря), тем самым дает полноценную картину пробега в отчетах уже с учетом погрешности в 1%. Эта погрешность берется из-за плохого приема сигнала от спутников при определении координат на стоянка, в туннелях, под эстакадами и в гаражах, а так же при плохой погоде и не превышает 1%, начинает искажать маршрут, тем самым увеличивая или уменьшая пробег и показывая так называемые отклонения от маршрута на 3-5 метров фиксируя их как пройденный путь. Все выше перечисленные погрешности вполне укладываются в показания изменения пробега на 100 км в 10-100 метров.

Так все же вернемся к вопросу « кому же все таки верить, показаниям Глонасс/GPS или же все таки штатным датчикам ? После того как мы разобрались с погрешностями штатных датчиков уже самими производителями и ГЛОНАСС, смело можно отвечать, что современные технологии уже считают все за нас и показания Системы мониторинга будут куда точнее чем показания штатных одометра и спидометра. Но все же- если у вас остались вопросы по ГОСТу, то мы оставим для вас ссылку в которой все подробно написано о погрешностях, и кому все таки верить.

ruglonass.ru

Почему есть разница между показаниями спидометра и навигатора

СОДЕРЖАНИЕ:

ссылки для быстрого перехода

Не нашли нужную информацию?

 

 

Почему спидометр показывает скорость отличную от GPS-навигатора

Спидометр показывает скорость отличную от показаний скорости навигатора потому, что принцип измерения скорости у этих приборов — разный. И точность измерений тоже разная (на спидометр влияет больше факторов, чем на GPS).

Для тех, кому лень читать длинную заметку, скажу просто: 

ЧТО ТОЧНЕЕ: СПИДОМЕТР или НАВИГАТОР?

Автомобильный навигатор (или любая система GPS) всегда показывает более точные значения скорости, чем любой автомобильный спидометр.

Тем же, кто хочет разобраться почему так, и что с этим делать, и как можно учесть эти поправки — рекомендую прочитать статью до конца. Также, здесь будет рассмотрен вопрос, как диаметр шин влияет на точность измерения скорости спидометром.

Кстати, автомобильный одометр (счетчик расстояния) тоже «небезгрешен», и производители авто очень любят «подкручивать» его так, чтобы он также немного завышал показания (но это уже не на всех автомобилях). Почему так, и как это определить, можно прочитать в заметке по ссылке ниже:

Но вернемся пока к спидометрам. Для начала, одна простая истина, известная каждому метрологу (специалисту по измерительной технике):

Любые измерительные приборы «врут». Все и всегда.

Это первый закон метрологии. Не только автомобильные приборы обманывают, а любые, все.

Например, я полжизни летал на самолетах в качестве штурмана, так там тоже приборы «врут», и приходится учитывать поправки к их показаниям, чтобы получить значения близкие к реальным.

Так что вопрос не в том, «врут» приборы или нет (врут всегда), а вопрос в том, насколько они врут? И важно ли это для нас? И стоит ли это учитывать? И как это учитывать?

Вот с этим и попробуем разобраться в сильно упрощенном виде, без формул и графиков (они не нужны 99% людей), а те, кто хотят «копнуть» вопрос более глубоко, всегда могут попытаться найти данную информацию на специализированных форумах. 

Если вы — человек внимательный, то наверняка замечали такие же несоответствия, при выполнении поездок (собственно, поэтому, и начали искать ответ на этот вопрос).

Не вдаваясь в формулы (по возможности) и опуская другие малоинтересные технические подробности, расскажу, почему так происходит. Но сначала, общие пара общих моментов.

 

 

От чего зависит точность показаний спидометра

Точность работы этого прибора, (как и всех других измерителей каких-либо параметров), зависит от их погрешностей. Как и все остальные измерительные приборы, спидометры имеют свои погрешности: инструментальные, методические и дополнительные.

Абсолютно точных приборов — не бывает, и, более того, (любой метролог вам подтвердит), никогда невозможно измерить абсолютно точно ту, или иную величину. Да оно, зачастую, и не нужно, как правило. Зачем нам знать, например, скорость автомобиля, с точностью до 0,001 километра в час? 

 

Немного общей информации о погрешностях измерительных приборов

Для того, чтобы лучше понимать остальной материал, расскажу в трех абзацах немного теории, чтобы было проще понять, так сказать, откуда «ноги растут» у всех ошибок измерительных приборов. А растут они, как и было сказано выше, из погрешностей измерений. Погрешности эти, бывают трех видов:

Инструментальные погрешности — это погрешности, которые вызываются несовершенством принципа действия, низкой точностью сборки прибора, неточностью градуировки его шкалы и т.п., то есть — определяются точностью самого инструмента измерения (например, сравните точность измерения длины с помощью штангенциркуля и с помощью китайской рулетки).

Как правило, такие погрешности вычисляются и устраняются еще на заводе, после калибровки прибора, путем введения соответствующей поправки в вычислитель. 

Также, свои инструментальные погрешности имеют и датчики, измеряющие ту или иную величину.

Методические погрешности — это погрешности, обусловленные несовершенством используемого метода измерения, а также упрощениями и допущениями, положенными в основу методики измерения.

Методов измерения скорости в автомобилях — существует несколько, но среди них нет ни одного идеального, все имеют какие-либо недостатки.

В одних случаях, контролируется скорость вращения вторичного вала коробки передач и по ней рассчитывается число оборотов ведущего колеса за единицу времени, и, исходя из этого и из радиуса колеса — вычисляется скорость движения (в основном это касается автомобилей с задним приводом).

А на переднеприводных машинах, зачастую измеряют скорость с помощью привода левого переднего колеса. Значит, к погрешности спидометра и влиянию размера шины прибавляется эффект от закругления дороги: на поворотах влево «приборная скорость» чуть меньше, чем посередине машины (левое колесо за тот же промежуток времени проходит меньший путь), а при поворотах вправо – чуть больше. 

Существуют и другие методы измерения скорости применяемые в автомобилестроении, но в конечном счете, большинство из них сводится к подсчету числа оборотов одного из ведущих колес за единицу времени.

Каждый производитель выбирает метод определения скорости, исходя из каких-то своих соображений. Но каждый из этих методов имеет какие-то свои недостатки. Как правило, эти погрешности производитель тоже пытается учесть еще на этапе производства и ввести соответствующие поправки. 

Дополнительные погрешности — это погрешности вводимые в измерения пользователем прибора и внешними условиями.

Если прибор (и датчики, которые он использует), работают в условиях отличных от нормальных (идеальных), то есть, тех, на которые они рассчитаны, и при которых они испытывались и калибровались, то возникает дополнительная погрешность, изменяющая общую погрешность измерений в ту или иную сторону.

К дополнительным погрешностям относятся, например: температурная, вызванная отклонением температуры окружающей среды от нормальной; установочная, обусловленная отклонением положения прибора или датчика от нормального рабочего положения, (если такие требования есть) и другие.

Также, к дополнительным относятся и погрешности, вводимые самим пользователем измерительного прибора (в случае с автомобилем — спидометра и одометра).

Например, «обул» хозяин резину, несоответствующую стандарту определенному производителем, спидометр и одометр будут врать. Шина разогрелась от длительного движения (изменилось давление внутри нее)? — опять погрешности измерения.

Потому что диаметр колес изменился, а они (приборы) об этом и не знают, а в вычислитель заложен стандартный для данного автомобиля типоразмер шин, который они принимают для расчетов. 

И так далее. Эти дополнительные погрешности производитель не может учесть никак. Зато их можете учесть вы (если это вам зачем-то нужно). Об этом и пойдет речь ниже. 

 

Погрешность и поправка — в чем разница

Погрешность — это величина, на которую «врет» измерительный прибор (любой) в силу разных причин (см. выше каких). 

Если имеется в виду одна из погрешностей, то она называется по названию причины ее возникновения: дополнительная погрешность, методическая погрешность, инструментальная погрешность.

Если имеется в виду общая погрешность прибора (как сумма всех возможных его погрешностей) то она называется «суммарная погрешность».

Поправка — это величина, которую нужно прибавить к величине измеренной прибором, чтобы получить значение близкое к реальному.

Поправка всегда добавляется к показаниям прибора со своим знаком. То есть, если поправка положительная, то она прибавляется к показаниям прибора, если поправка имеет отрицательное значение, то она вычитается.

 

 

Что показывает скорость точнее: GPS (навигатор) или спидометр

Поскольку у GPS инструментальные и методические погрешности заведомо меньше чем у спидометра, а дополнительные погрешности отсутствуют как класс (GPS-ке все равно, какой у вас диаметр шин, или каково давление в них, какова температура за бортом, насколько точно работают датчики измеряющие число оборотов чего-нибудь, какие поправки введены производителем в вычислитель и т.п.), то можно смело утверждать, что: 

GPS или спидометр?

GPS (навигатор) всегда показывает скорость движения гораздо более близкую к реальной, чем любой штатный автомобильный спидометр. (! Но тоже не идеально точную.)

Некоторое влияние на точность показаний GPS может оказывать положение спутников, но для средних широт эта проблема не так актуальна. Она более характерна для арктических и антарктических областей планеты (т.е. нас это не касается особо).

Некоторое влияние на точность измерений скорости  GPS могут также оказать и высотные дома вдоль дороги, или горы, деревья (сужается видимый горизонт, и система может потерять некоторые спутники), но это тоже не столь характерное явление, проявляющееся кратковременно. 

Также, GPS в силу некоторых методических погрешностей алгоритма расчета скорости на этапах разгона и торможения автомобиля, измеряет скорость с некоторой задержкой (с запаздыванием), и на этих этапах, ее точность хуже, чем у штатного спидометра.

Но нас больше интересуют участки с установившейся, или плавно и незначительно изменяющейся скоростью (так как это основной режим движения), поэтому, этими погрешностями мы можем пренебречь.

На участках с установившимся режимом движения, GPS измеряет скорость точнее штатного спидометра. 

 

 

Погрешности спидометра заложенные производителем

Кроме того, еще есть один «секрет» автопроизводителей (который, в принципе, известен всем, кто интересовался темой ранее), касающийся правил измерения скорости на автомобиле: 

СЕКРЕТ СПИДОМЕТРА

Все спидометры, на автомобилях всех производителей настроены так, что они всегда завышают показания скорости на величину 3-10% от фактической скорости (конкретная величина завышения устанавливается производителем).

Разумеется, утверждение приведенное выше, верно при условии, что спидометр исправен, датчики, которые он использует для измерения — «живы» и выдают правильные показания, а комплектация автомобиля резиной (типоразмер шин) и давление в них, соответствуют рекомендованным производителем авто.

При соблюдении всех требований, спидометр будет вам показывать скорость завышенную на те самые 3-10%, о которых говорилось выше.

То есть, когда вы едете по дороге, и спидометр вам показывает скорость ровно 100 км/ч, на самом деле, ваша фактическая скорость, будет 90-97 км/ч (то есть ниже, чем вы думаете).

Величина завышения скорости спидометром, задается производителем автомобиля и может отличатся от марки к марке и от модели к модели. Как правило, в среднем она составляет около 5% во всем диапазоне измерения.

 

ЗАЧЕМ ЭТО СДЕЛАНО?

Во-первых, существует директива ЕЭК ООН (номер не помню, да и не суть), регламентирующая этот вопрос в производстве автомобилей.

Редко какой момент производства зарегламентирован так, как производство автомобилей, (разве только самолетов). Кстати, пресловутые экологические нормы (или стандарты чистоты выхлопа) «Евро» (Евро-1, Евро-2, Евро-3 и так далее) — это тоже их (ЕЭК ООН) проделки. 

Так вот, эта директива устанавливает норму, что исправный спидометр автомобиля должен завышать измеряемую скорость на величину не менее 3% но не более 10%. Всё. Все производители автомобилей должны следовать этому стандарту (и они следуют).

Во-вторых, производители автомобилей и сами перестраховываются.

И датчики, и сам спидометр, и его вычислитель всегда имеют некоторые погрешности (о чем говорилось выше). После сборки автомобиля, спидометр проходит проверку и калибровку, которая учитывает все погрешности.

И, в принципе, на этом этапе прибор можно было бы откалибровать так, чтобы он показывал скорость достаточно точно. Но так не делают. Почему?

Потому что со временем, (в процессе эксплуатации), условия измерений будут меняться: датчики будут потихоньку терять чувствительность, шестеренки в приборе будут изнашиваться (если они там есть), контакты будут окисляться (т.е. сигналы будут проходить с искажениями) и т.п. и общая точность измерений, под влиянием этих факторов будет снижаться.

Кроме того, всегда есть некоторое влияние дополнительных погрешностей (даже износ шин = уменьшение их диаметра на несколько миллиметров — и то влияет на точность измерения скорости).

Накопление этих ошибок измерения может привести (и приведет) к появлению погрешностей измерения скорости (не огромных: 1-3%), но тем не менее, они будут появляться.  

И здесь возникает вопрос: а в какую сторону начнет «привирать» изначально точно откалиброванный спидометр, в результате суммарного воздействия всех этих факторов?

И точного ответа на него нет, и быть не может. Может быть, он будет завышать скорость, а может и занижать. Если будет завышать — для производителя не страшно, а если начнет занижать, то у производителя могут возникнуть проблемы.  

Во многих европейских странах, штрафы за превышение скорости начинаются с превышения скорости на 1 км/ч. И если бы спидометр занижал показания скорости, то владельцы автомобилей, «затаскали» бы производителей авто по судам, за то, что они (владельцы) получили штрафы за превышения скорости, которых они не совершали. 

Представьте: едет человек по автомагистрали, выдерживая по спидометру разрешенную там скорость — ровно 130 км/ч (то есть, не нарушая ничего).

Но поскольку у него спидометр (по вине производителя) занижает реальную скорость, допустим, на 5%, то фактически, он будет двигаться со скоростью 137 км/ч, и получит штраф за превышение.

И как вы думаете, к кому будут адресованы претензии владельца, когда выяснится (а это выяснится раньше или позже), что спидометр (на исправной машине укомплектованной штатной резиной и т.п.) занижает реальную скорость? Конечно, к производителю.

А производителю это не нужно, потому что в этом случае, он рискует и репутацией, и возможностью «попасть на деньги» (штрафы-то там будут ого-го, в таком случае). 

Вот поэтому, после проверки и калибровки спидометра, производителем в него и вводится поправка, завышающая измеренную скорость на несколько процентов, чтобы перекрыть все возможные мелочи возникающие в процессе эксплуатации, которые могут повлиять на точность измерения.

Размер этой поправки завышающей скорость — зависит от производителя автомобиля, от марки, модели, года выпуска автомобиля.

Например, на моей старой машине (1999 года выпуска) спидометр завышал показания на 10%, а на новой машине, спидометр завышает скорость на 5%.

Во-третьих, при завышении скорости спидометром, безопасность движения немного увеличивается.

Водитель думает, что он едет со скоростью 130 км/ч (это ему спидометр столько показывает), а фактически он движется со скоростью, например, 120 км/ч, а это уже пусть немного, но безопаснее. 

В-четвертых, и в прочих. Даже такая неизбежная вещь, как износ протектора шин (т.е. по сути небольшое изменение диаметра покрышки), вызывает дополнительную погрешность измерения скорости (до 1,5%).

Давление в шинах тоже играет роль, не говорю уже о том, что иногда владельцы ставят резину не соответствующую стандарту производителя авто.

В общем, подводя итог: на точность измерения скорости влияет достаточно много факторов не зависящих от производителя. Вот поэтому производитель и закладывает на этапе изготовления завышающую поправку в прибор, (на всякий случай), чтобы он (прибор) в любом случае показывал скорость чуть-чуть выше, чем она есть на самом деле.

 

 

Как погрешность спидометра зависит от скорости движения

Простой ответ — никак. Поправка спидометра (выраженная в процентах) не меняется (не зависит) от скорости. Поправка выраженная в абсолютных значениях, будет меняться пропорционально скорости.

То есть если производителем заложена погрешность измерения скорости равная 5%, то спидометр будет завышать показания скорости на эти 5% хоть на скорости 20 км/ч, хоть на скорости 120 км/ч.

Погрешность измерения скорости спидометром, выраженная в процентах, постоянна во всем диапазоне измерений.

А вот в абсолютном выражении, цифры, конечно, будут меняться. Например, если поправка к спидометру составляет 5%, то на скорости 50 км/ч он будет «врать» (завышать скорость) на 2,5 км/ч, на скорости 100 км/ч — на 5 км/ч, а на скорости 130 км/ч — на 6,5 км/ч.

В числах — значения поправки будут разные, но в процентах, это все равно будет 5% от измеренной спидометром скорости. 

 

 

Как диаметр колеса влияет на погрешность измерения скорости спидометром

В общем случае, если у вас стоят колеса штатного размера (рекомендованного производителем для вашей модели автомобиля), то погрешность измерения скорости, будет определяться поправкой заложенной производителем.

То есть, ваш спидометр будет завышать скорость на величину (те самые упомянутые 3-10%), заложенную на заводе-изготовителе. Также, по мере износа покрышек, эта погрешность будет изменяться  в сторону увеличения,  (до 1,5% примерно).

То есть, например, у моего автомобиля, на новой резине погрешность составляет 4% (т.е. прибор показывает 100 км/ч, когда на самом деле скорость 96 км/ч).

А по мере износа покрышек (диаметр колеса уменьшается), эта величина приближается к 5% (т.е. прибор показывает мне 100 км/ч, когда фактическая скорость всего 95 км/ч). 

Общее правило таково:

С уменьшением диаметра колеса от нормального (штатного, установленного производителем), спидометр будет завышать измеренную скорость. С увеличением диаметра колеса от нормального, прибор будет скорость занижать.

Величина этой погрешности будет расти пропорционально отклонению нового размера шин, от размера заданного производителем.

Например, если новый диаметр колеса больше нормального (стандартного, штатного) на 3%, то спидометр будет занижать скорость на эти же 3%. Верно и обратное утверждение.

Ниже приведен рисунок, который наглядно объясняет зависимость изменения погрешности измерения скорости автомобильным спидометров, в зависимости от изменения диаметра колеса, относительно штатного:

погрешности автомобильного спидометра, в зависимости от диаметра колеса

То есть, допустим, ваш прибор при стандартном типоразмере шин, завышает скорость на 5%, (т.е. когда он вам показывает 100 км/ч, ваша скорость фактическая будет равна 95 км/ч).

Если вы поставите покрышки которые изменят диаметр колес на 3% в меньшую сторону, то он вам будет показывать 100 км/ч, когда ваша фактическая скорость, будет составлять 92 км/ч. То есть, к поправке заложенной производителем (5%), добавится и введенная вами поправка (еще 3%), и прибор начнет врать на 8%.

Если поставите колеса большего диаметра чем положено, то ваш спидометр будет занижать скорость на меньшую величину, чем это заложил производитель. 

Возвращаясь к примеру выше, то если вы поставите колеса диаметром больше стандартного на 3%, то из поправки заложенной производителем (5%), эти 3% отнимутся, и прибор будет показывать вам 100 км/ч, когда ваша скорость будет 98 км/ч.

Переусердствовав с размером резины в сторону увеличения, можно дойти до того, что прибор начнет занижать скорость слишком сильно (т.е., показывать вам, например, скорость 100 км/ч, когда фактическая будет 103 км/ч — что может привести к дополнительным штрафам за превышение).

Впрочем, крайне не рекомендуется ставить шины, отличающиеся от нормальных (штатных) по диаметру, более чем на 3% (в любую сторону) — это вам расскажут в любом нормальном шинном магазине. 

Потому что кроме точности измерения скорости (это вторично), типоразмер шин влияет и на площадь пятна контакта, а, соответственно и на то, как автомобиль будет держать дорогу, тормозить, разгоняться, аквапланировать, расходовать топливо.

На самом деле эти параметры рассчитываются инженерами, и там все довольно серьезно. Поэтому, не стоит пренебрегать требованиями производителя, при выборе размера резины — они установлены не просто так.

Как диаметр колеса влияет на погрешность измерения скорости, вы можете сами посчитать сами (если вам интересно) используя т.н. «шинные калькуляторы», например, этот, или этот, или любой другой по вашему выбору.

Поэкспериментируйте, по-подставляйте значения размеров шин, и посмотрите, как будет меняться поправка к скорости (в дополнение к той, которая уже заложена производителем), в зависимости от изменения диаметра покрышки.

 

 

Зачем нужно знать о погрешностях измерений спидометра

И что делать с этими знаниями? Это зависит от вас. Можете ничего не делать, и жить как жили до прочтения этой заметки — нет проблем.

Единственное, что можете запомнить, так это то, что не нужно впадать в панику перед проездом очередной камеры измеряющий скорость на дороге, и ехать медленнее «на всякий случай».

Во всяком случае, не стоит так делать, если вы не вносили никаких изменений в конструкцию машины, и используете резину штатного (рекомендованного производителем) типоразмера. 

Едете вы, например, (по России), со скоростью 110 км/ч по своему спидометру (при разрешенных 90), и видите камеру — ну и едьте себе спокойно. Не нужно сбрасывать до 105 или 100 км/ч (и уж тем более, до 90). Производитель уже позаботился о том, чтобы вы не получили штраф.

Потому что, когда вы едете 110 км/ч по своему спидометру, ваша фактическая скорость все равно будет ниже на 3-7-10 км/ч (кто ездит с навигатором, тот это знает). То есть, штрафа не будет. Точно.

Сам так езжу много лет. Даже больше скажу: под радар спокойно иду по спидометру 112-113 км/ч (навигатор при этом показывает 107-108 км/ч), и нет проблем никогда с этим, ни одного штрафа я не получал ни разу. 

А на самом деле, знание величины погрешности своего спидометра, позволяет ездить немножко (на величину погрешности спидометра) быстрее всех, не нарушая при этом ПДД, и не боясь получить штраф.

 

 

 

Как определить поправку спидометра для автомобиля 

Определить поправку спидометра, то есть, величину, на которую он завышает или занижает реальную скорость, несложно. Для этого потребуется навигатор (GPS) и немного свободного времени.

Для определения поправки спидометра, выезжаете за город (лучше, в нерабочее время, когда поменьше машин), выбираете кусок дороги, на котором вы сможете выдерживать постоянную скорость хотя бы минуту (чтобы вам никто не мешал).

Разгоняетесь ровно до 100 км/ч по вашему спидометру (если есть «круиз-контроль», то задаете эту скорость), и смотрите в это время на показания скорости по GPS (желательно, не теряя контроля за дорогой). 

Смотреть на GPS-ку нужно не «мельком», а достаточно внимательно, хотя бы с минуту, при необходимости, осредняя ее показания. Вы увидите, какую скорость она вам покажет. Эта скорость будет тоже не идеально точной, но она будет гораздо ближе к реальной, нежели определенная спидометром.

Вот разница между скоростью по GPS и скоростью по вашему спидометру — и есть та самая поправка к скорости для вашего спидометра. Причем, если для определения поправки используется скорость ровно 100 км/ч, то полученная сразу в процентах.

Можно использовать и другую скорость для расчета погрешности спидометра (90 или 110 или 130 км/ч — чем больше скорость, тем заметнее будет разница), но тогда придется уже брать карандаш, чтобы пересчитать поправку. Формула примитивна:

Поправка спидометра в % = (1 —  VGPS / Vсп )* 100;

где: VGPS — скорость по GPS; Vсп  — скорость по спидометру. 

Если поправка получилась положительной, то это значит, что спидометр завышает реальную скорость (это нормально), если получилась отрицательной — то занижает (а вот здесь нужно уже разбираться почему: или колеса слишком большие стоят, или датчики «пошаливают», или сам спидометр грешит, может, контакт где-то «гуляет» и т.п.).

Допустим, при постоянной скорости по спидометру ровно 100 км/ч, навигатор показывает вам скорость 96 км/ч. Значит, у вас поправка спидометра составляет 4% (спидометр завышает фактическую скорость на 4%), при данных фактических условиях (размер шин, давление в них, уровень износа и т.п.). 

Но учтите, что если вы поменяете, например, резину на другой типоразмер, то эта поправка немного (или «много» — смотря что на что поменяете) изменится, о чем говорилось выше.

Таким образом, надо будет ее вычислить (измерить) по-новой. Если типоразмер будет тот же, но резина будет новая, то поправка тоже изменится, но уже не так существенно (до 1,5% максимум). Учитывайте это. 

 

 *   *   *   *   *

На этом, заметку про то, почему спидометр показывает скорость отличную от показаний GPS, от чего зависит точность измерения скорости спидометром, как размер шин влияет на точность определения скорости спидометром, я закончу. Подводя, вкратце, итоги: 

  • Спидометр «врет» всегда.
  • GPS определят скорость точнее спидометра.
  • Поправки к спидометру можно вычислить и учитывать при поездках. 

Вот, собственно, и всё. Выводы же (нужно это вам принимать во внимание или нет) — каждый делает сам для себя. Кому нужно — имейте информацию приведенную выше в виду.

 

СВЯЗАННЫЕ ЗАМЕТКИ:

krass56.ru

Почему пробег по одометру не сходится со спутниковой навигацией GPS/ГЛОНАСС

Конструкция одометров и их погрешности

Для измерения пройденного пути на транспортном средстве используют специальный прибор — одометр. Бортовые одометры всех видов не относятся к классу точных приборов. Для каждого вида данных устройств установлены допустимые погрешности. Для полного понимания приведённых сведений и цифр, нужно иметь ввиду:

  1. Данные погрешности установлены только для самих приборов. Все конструктивные изменения, а так же физический износ некоторых узлов и агрегатов автомобиля в эту погрешность не включены.
  2. По техническим требованиям ЕЭК ООН №39 спидометры не могут занижать показания. Средняя погрешность спидометра по этим правилам (ГОСТ Р 41.39-99) может быть только положительной и не превышать истинную скорость движения более чем на 10%+6 км/ч. Поэтому и одометр, конструктивно связанный со спидометром, так же даёт завышенные показания.

По нашему опыту, заводы-изготовители завышают показания скорости и пробега на 5-10%. Об этом ведётся множество разговоров и бурные обсуждения на форумах автолюбителей. Возможно, что автопроизводители заботятся не только о безопасности водителей, но и вполне законно (опираясь на правила ЕЭК ООН №39) уменьшают реальный гарантийный пробег на неизвестную величину, потому что отсутствуют требования к точности измерения пробега.

Одометры бывают различных конструкций: механические, электромеханические или электронные

Механический одометр — весьма оценочное устройство, имеет собственную погрешность до 5%. В зависимости от условий эксплуатации, износа деталей и агрегатов и использовании неоригинальных запчастей суммарная погрешность прибора может достигать 15%.

Электромеханические одометры — основаны на показаниях электронного измерителя числа импульсов от датчика скорости, расположенного обычно на коробке передач. Эти приборы несколько точней механических, ведь они избавились лишь от нескольких слабых мест механической части. Погрешность большинства из них находится в пределах 5-7%.

Электронные одометры — дальнейшее эволюционное развитие. Избавились от механического индикатора, который заменили жидкокристаллическим экраном. В тоже время сам принцип контроля пройденного пути (обороты колеса) остается неизменным, и даже точная электроника находится в зависимости от технического состояния ходовой части автомобиля. Если провести дополнительную калибровку на тестовом участке пути (на заводе-изготовителе эта процедура не происходит), погрешность данных устройств редко превышает 5%.

Существенный минус электронных одометров — возможность изменения его микропрограммы. Для популярных автомобилей существует услуга по «модификации» бортового одометра, для завышения его показаний на любую величину (например: +20% к пробегу). Для выявления подобного вмешательства нужен контрольный заезд или обращение в службу ремонта.

Общие факторы, влияющие на любые одометры:

  • Радиус колеса может внести существенную погрешность в показания одометра. Разница в высоте протектора в 1 см, например, даст на 100 км пробега автомобиля разницу в пробеге в 1955 м: диаметр одного колеса 1 м, второго — 1.02 м. Первое совершит 31 830 оборотов, второе — 31 206. Каждый оборот — 3.1416 м, разница — 1955 м. И эту разницу мы получаем только при одном сантиметре! К примеру, разные шины 325/70 и 325/75 дадут сразу разницу в диаметре в 3.2 см. Поэтому одометр на автомобиле со стёртым протектором покажет большее значение по сравнению с таким же автомобилем, но на новых шинах. Ещё важно знать, на какой радиус колёс рассчитан одометр: если поставить другой размер колёс, то будут совсем другие данные по скорости и пройденному пути.
  • Вес груза — при полной или чрезмерной загрузке автомобиля, шина проминается по-разному, поэтому изменяется диаметр колеса.
  • Давление в шинах — шина проминается по-разному при штатном и нештатном давлении. На давление влияет температура, при прогретых или перегретых шинах оно выше.
  • Скольжение колес — при пробуксовках, скольжениях, или же наоборот — торможении на льду, автомобиль или находится на месте при вращении колес, либо наоборот — движется при блокировке колес.

Измерение пробега системой GPS/ГЛОНАСС мониторинга

Система мониторинга транспорта на основе спутниковой навигации может определять пройденное расстояние тремя основными способами:

  • Подключение к штатному датчику: данные о пробеге рассчитываются на основе данных получаемых с датчика скорости, установленного в автомобиле. Данный способ позволяет добиться полного соответствия данных измерений с одометром или тахографом. Иногда такой способ более предпочтителен даже более высокоточного навигационного способа, когда необходимо бухгалтерское соответствие путевых листов, являющихся первичным документом, и программы мониторинга.
  • По координатам точек маршрута: данные о пробеге рассчитываются как расстояние по прямой между координатами точек (долгота и широта), которые присылает прибор. Причем временной интервал между присланными точками может быть разный. Обычный интервал: 10-30 сек. Также для повышения точности многие регистраторы присылают точки в случае изменения угла движения. Использование данного способа в современных системах мониторинга не рекомендуется из-за ограниченной точности.
  • Рассчитывается «Вояджером»: данные о пробеге рассчитываются на основе дополнительной информации получаемой с GPS-приемника. В данном способе терминал сам определяет моментальное значение скорости каждую секунду. Данный способ является максимально точным по отношению к двум предыдущим.

По официальным данным чистая погрешность модуля ГЛОНАСС/GPS находится в пределах 2-5 метров (это порядка 1.5% в определении пробегов). В настоящее время точность определения координат системой ГЛОНАСС несколько отстаёт от аналогичных показателей для GPS. Согласно данным СДКМ на 22 июля 2011 года ошибки навигационных определений ГЛОНАСС по долготе и широте составляли 4,46-7,38 м при использовании в среднем 7-8 видимых спутников (в зависимости от точки приёма). В то же время ошибки GPS составляли 2,00—8,76 м при использовании в среднем 6—11 видимых спутников (в зависимости от точки приёма). Рельеф местности также не оказывает сильного влияния на погрешность измерения пробега. Например, при уклоне по знаку в 15-20% — угол наклона дороги составит 8.53-11.31°, а погрешность измерения пробега составит около 1.5%. И даже при очень крутом уклоне в 40% по знаку (угол наклона дороги составит 21.8°), погрешности измерения пробега составит всего около 6%. Но все современные трекеры умеют определять высоту и делать соответствующие поправки при вычислении пробега. Таким образом, общая погрешность систем мониторинга транспорта ГЛОНАСС/GPS, при нормальных условиях, составляет менее 3,5%.

Рассмотрим возможные причины расхождения данных километража:

Изменение толщины протектора шины. Стандартный диаметр грузовой шины 1070 мм с толщиной протектора 25 мм, при износе шины допускается износ до 1 мм протектора (в наших буднях протектор могут и вовсе стирать). Рассмотрим вариант износа шины учитывая допустимые нормы:

исходный диаметр шины - d1 = 1070 мм

диаметр шины изношенный в пределах нормы - d2 = 1070-24-24 = 1022 ммФормула длины окружности (периметр окружности): P=pi*d

Исходя из формулы можно вычислить процентное соотношение изменения длины окружности (колеса) от изменения диаметра круга (колеса): 100%*(1-1022мм/1070мм)=4,5%

В результате мы получаем, что при износе шины автомобиля расхождение по одометру на одном и том же расстоянии, может изменятся в пределах   0% - 5%.

Вывод: расхождение данных между показаниями GPS навигации и одометром транспортного средства может быть вызвано - износом шин грузового транспорта, либо использованием шин, диаметр которых отличается от стандарта шин используемого на данном виде транспортного средства.

Тип одометра установленного на транспортом средстве и его погрешность. Спортивный одометр без какой-либо калибровки завышает скорость и расстояние на 3,5%, что и требуется согласно международной конвенции о дорожном движении и ГОСТ 12936-82, ГОСТ 1578-76, ГОСТ 8.262-77. На обычные одометры таких стандартов не существует.Механический одометр имеет собственную погрешность до 5%. В зависимости от условий эксплуатации транспортного средства, износа узлов и агрегатов, использования нештатных запчастей суммарная погрешность прибора может достигать 12-15%.Электромеханические одометры несколько точней механических, но все же погрешность 5-7% у них случается, ведь они избавились лишь от слабых мест самой механики (люфтов, капризов троса, катушки, возвратной пружинки и т.п.).Электронные одометры совершенней электромеханических, за счет улучшенного механизма контроля вращения ведущего колеса. В то же время сам принцип контроля пройденного пути остается неизменным, и даже точная электроника находится в зависимости от состояния ходовой части автомобиля. Суммарная погрешность данных приборов редко превышает 5% в случае, если проводится дополнительная тарировка на тестовом участке пути.

Откуда берутся погрешности:

  • наличием допустимых погрешностей одометра;
  • использование изношенной или нештатной резины;
  • наличием погрешности измерений ГЛОНАСС/GPS систем.

Одометры всех видов, установленные на транспортные средства не относятся к классу точных приборов. Для каждого вида данных приборов установлены допустимые погрешности. Надо учитывать, что данные погрешности установлены только для самих приборов, все конструктивные изменения, а так же физический износ некоторых узлов автомобиля в эту погрешность не включены. Также, по техническим требованиям ЕЭК ООН N39 спидометры не могут занижать показания, поэтому и одометр конструктивно связанный со спидометром так же, как правило, дает завышенные показания. Средняя погрешность спидометра по правилам ЕЭК ООН N39 (ГОСТ Р 41.39-99) может быть только положительной и не превышать истинную скорость движения более чем на 10%+6 км/ч, подробнее об этом можно почитать в ГОСТе. Также для информации выкладываю ГОСТ Р52051-2003 МЕХАНИЧЕСКИЕ ТРАНСПОРТНЫЕ. СРЕДСТВА И ПРИЦЕПЫ. КЛАССИФИКАЦИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ. Обычно, по нашему опыту, автопроизводители завышают показания скорости и одометра на 5-10%. Об этом можно найти множество дискуссии на форумах автовладельцев. Подозреваю, что автопроизводители заботятся не только о безопасности водителей, но и вполне законно (опираясь на правила ЕЭК ООН N39) уменьшают реальный гарантийный пробег.

Механический одометр имеет собственную погрешность до 5%. В зависимости от условий эксплуатации транспортного средства, износа узлов и агрегатов, использования нештатных запчастей суммарная погрешность прибора может достигать 12%-15%. Данные от электромеханического одометра основаны на показаниях электронного измерителя числа импульсов от датчика скорости, т.е. показания прибора пропорциональны числу импульсов за единицу времени. Эти приборы точней механических, и погрешность у них составляет порядка 5–7%.

И не будем забывать самое главное - на одометр может воздействовать водитель. Я думаю все когда нибудь видели маленькие двигатели с помощью которых водители обычно "накручивают" одометры.

Любая система контроля транспорта ГЛОНАСС/GPS показывает пробег меньше чем показания одометра, если конечно в этой системе не предусмотрена возможность "коррекции" показаний пробега. Это достаточно простая функция, она присутствует, в нашей системе контроля транспорта "Виалон", но насколько правильно подгонять более точные данные к менее точным?, тем более что Вы не можете быть уверены что показания одометра не "накручены".

Спутниковые системы контроля транспорта ГЛОНАСС/GPS лишены погрешностей, обусловленных конструктивными особенностями транспортного средства, и никак от них не зависят. На определение координат не влияют практически никакие внешние факторы.

По официальным данным чистая погрешность модуля ГЛОНАСС/GPS находится в пределах 2-6 метров (это порядка 1.5% в определении пробегов). Также, блок передает свои координаты не постоянно, а с заданной периодичностью. Данное обстоятельство приводит к незначительным потерям в анализе пройденного пути, который составляет не более 2%. Общая же погрешность систем мониторинга транспорта ГЛОНАСС/GPS менее 3,5%.

Как сделать контрольный замер: выбирается участок 50-100км дороги, и по километровым указателям с боку от дороги, засекается отправление, прибытие. Пройденный километраж сравнивается с пробегом по одометру и вычисляется погрешность.

logexpert.ru

Погрешность спидометра и Глонасс/GPS, как разобраться?

В данной статье мы рассмотрим из-за чего происходит расхождение пробега по одометру с данными спутниковой навигации GPS/ГЛОНАСС, и как сделать контрольный замер.

Конструкция одометров и их погрешности

Для измерения пройденного пути на транспортном средстве используют специальный прибор — одометр. Бортовые одометры всех видов не относятся к классу точных приборов. Для каждого вида данных устройств установлены допустимые погрешности. Для полного понимания приведённых сведений и цифр, нужно иметь ввиду:

  1. Данные погрешности установлены только для самих приборов. Все конструктивные изменения, а так же физический износ некоторых узлов и агрегатов автомобиля в эту погрешность не включены.
  2. По техническим требованиям ЕЭК ООН №39 спидометры не могут занижать показания. Средняя погрешность спидометра по этим правилам (ГОСТ Р 41.39-99) может быть только положительной и не превышать истинную скорость движения более чем на 10%+6 км/ч. Поэтому и одометр, конструктивно связанный со спидометром, так же даёт завышенные показания.

По нашему опыту, заводы-изготовители завышают показания скорости и пробега на 5-10%. Об этом ведётся множество разговоров и бурные обсуждения на форумах автолюбителей. Возможно, что автопроизводители заботятся не только о безопасности водителей, но и вполне законно (опираясь на правила ЕЭК ООН №39) уменьшают реальный гарантийный пробег на неизвестную величину, потому что отсутствуют требования к точности измерения пробега.

Общие факторы, влияющие на любые одометры:
  • Радиус колеса может внести существенную погрешность в показания одометра. Разница в высоте протектора в 1 см, например, даст на 100 км пробега автомобиля разницу в пробеге в 1955 м: диаметр одного колеса 1 м, второго — 1.02 м. Первое совершит 31 830 оборотов, второе — 31 206. Каждый оборот — 3.1416 м, разница — 1955 м. И эту разницу мы получаем только при одном сантиметре! К примеру, разные шины 325/70 и 325/75 дадут сразу разницу в диаметре в 3.2 см. Поэтому одометр на автомобиле со стёртым протектором покажет большее значение по сравнению с таким же автомобилем, но на новых шинах. Ещё важно знать, на какой радиус колёс рассчитан одометр: если поставить другой размер колёс, то будут совсем другие данные по скорости и пройденному пути.
  • Вес груза — при полной или чрезмерной загрузке автомобиля, шина проминается по-разному, поэтому изменяется диаметр колеса.
  • Давление в шинах — шина проминается по-разному при штатном и нештатном давлении. На давление влияет температура, при прогретых или перегретых шинах оно выше.
  • Скольжение колес — при пробуксовках, скольжениях, или же наоборот — торможении на льду, автомобиль или находится на месте при вращении колес, либо наоборот — движется при блокировке колес.
Измерение пробега системой GPS/ГЛОНАСС мониторинга

Система мониторинга транспорта на основе спутниковой навигации может определять пройденное расстояние тремя основными способами:

  • Подключение к штатному датчику: данные о пробеге рассчитываются на основе данных получаемых с датчика скорости, установленного в автомобиле. Данный способ позволяет добиться полного соответствия данных измерений с одометром или тахографом. Иногда такой способ более предпочтителен даже более высокоточного навигационного способа, когда необходимо бухгалтерское соответствие путевых листов, являющихся первичным документом, и программы мониторинга.
  • По координатам точек маршрута: данные о пробеге рассчитываются как расстояние по прямой между координатами точек (долгота и широта), которые присылает прибор. Причем временной интервал между присланными точками может быть разный. Обычный интервал: 10-30 сек. Также для повышения точности многие регистраторы присылают точки в случае изменения угла движения. Использование данного способа в современных системах мониторинга не рекомендуется из-за ограниченной точности.
  • Рассчитывается «Вояджером»: данные о пробеге рассчитываются на основе дополнительной информации получаемой с GPS-приемника. В данном способе терминал сам определяет моментальное значение скорости каждую секунду. Данный способ является максимально точным по отношению к двум предыдущим.

    По официальным данным чистая погрешность модуля ГЛОНАСС/GPS находится в пределах 2-5 метров (это порядка 1.5% в определении пробегов). В настоящее время точность определения координат системой ГЛОНАСС несколько отстаёт от аналогичных показателей для GPS. Согласно данным СДКМ на 22 июля 2011 года ошибки навигационных определений ГЛОНАСС по долготе и широте составляли 4,46-7,38 м при использовании в среднем 7-8 видимых спутников (в зависимости от точки приёма). В то же время ошибки GPS составляли 2,00—8,76 м при использовании в среднем 6—11 видимых спутников (в зависимости от точки приёма). Рельеф местности также не оказывает сильного влияния на погрешность измерения пробега. Например, при уклоне по знаку в 15-20% — угол наклона дороги составит 8.53-11.31°, а погрешность измерения пробега составит около 1.5%. И даже при очень крутом уклоне в 40% по знаку (угол наклона дороги составит 21.8°), погрешности измерения пробега составит всего около 6%. Но все современные трекеры умеют определять высоту и делать соответствующие поправки при вычислении пробега. Таким образом, общая погрешность систем мониторинга транспорта ГЛОНАСС/GPS, при нормальных условиях, составляет менее 3,5%.

    Откуда берутся погрешности:
    • наличием допустимых погрешностей одометра;
    • использование изношенной или нештатной резины;
    • наличием погрешности измерений ГЛОНАСС/GPS систем

    Любая система контроля транспорта ГЛОНАСС/GPS показывает пробег меньше чем показания одометра, если конечно в этой системе не предусмотрена возможность "коррекции" показаний пробега. Это достаточно простая функция, она присутствует, в системах контроля транспорта, но насколько правильно подгонять более точные данные к менее точным?, тем более что Вы не можете быть уверены что показания одометра не "накручены".

    Спутниковые системы контроля транспорта ГЛОНАСС/GPS лишены погрешностей, обусловленных конструктивными особенностями транспортного средства, и никак от них не зависят. На определение координат не влияют практически никакие внешние факторы.

    Как сделать контрольный замер: выбирается участок 50-100км дороги, и по километровым указателям с боку от дороги, засекается отправление, прибытие. Пройденный километраж сравнивается с пробегом по одометру и вычисляется погрешность.

sibnavtek-nsk.ru

Погрешность спидометра при замене шин. Калькулятор погрешности спидометра и сравнение типоразмеров шин

Некоторые автовладельцы со временем принимают решение поставить диски большего диаметра, чем предусмотрено изначально на заводе. С одной стороны машина преображается, но за эстетической красотой скрывается техническая погрешность в показаниях спидометра, о чем многие либо не знают, либо просто не принимают это во внимание. Это конечно выбор каждого, но согласитесь, что может возникнуть неприятная ситуация, когда вы едите на своем автомобиле, придерживаетесь скоростного режима, а остановивший Вас инспектор ДПС утверждает, что вы ехали с превышением. Кому верить, инспектору или спидометру ? Давайте разбираться ...

Калькулятор погрешности спидометра при замене шин и дисков

Тут ситуация может быть двоякая. Если установленный типоразмер шин и колесных дисков соответствует заводским нормам (одобренный производителем), то проблем с показаниями спидометра (если конечно же он исправен) быть не должно. А вот если размеры отличаются от рекомендованных производителем, то может быть прав и инспектор.

В идеале, после установки на автомобиль нестандартных шин, или дисков, или того и другого одновременно, необходимо произвести калибровку спидометра. По умолчанию производители калибруют спидометры под те типоразмеры, которые указаны на кузове автомобиля в дверном проеме с водительской стороны, но если типоразмеры отличаются, то спидометр начинает показывать не совсем достоверные данные.

На днях наткнулся на очень интересную небольшую программку. Калькулятор погрешности спидометра при замене шин и дисков является вспомогательным инструментом, для производства правильной замены установленных на автомобиле дисков и шин. Если вы хотите изменить типоразмеры шин или поставить диски другого радиуса, данная программа поможет узнать, как изменятся внешние показатели, просчитает погрешность спидометра, покажет изменения дорожного просвета автомобиля (клиренса).

185/60/R14 — заводские значения резины для гражданских версий сивок 6 поколения;195/55/R15 — заводские значения резины для Honda Civic Type R 6 поколения.

Калькулятор погрешности спидометра при замене шин

км/ч
  • 10,3
  • 20,6
  • 30,9
  • 41,2
  • 51,6
  • 61,9
  • 72,2
  • 82,5
  • 92,8
  • 103,1
  • 113,4
  • 123,7
  • 134
  • 144,4
  • 154,7
  • 165
  • 175,3
  • 185,6
  • 195,9
Старый типоразмер шин:145155165175185195205215225235245255265275285295305315325/ 303540455055606570758085R 12131415161718192022 Новый типоразмер шин: 145155165175185195205215225235245255265275285295305315325/ 303540455055606570758085R 12131415161718192022
L — Ширина шины, мм 185 195 10
H — Высота профиля, мм 111 108 -3
d — Внутренний диаметр, мм 356 381 25
D — Внешний диаметр, мм 578 596 18
sheme

Внимание! Производители и многие автосервисы не рекомендуют устанавливать на автомобиль широкие шины во время зимнего сезона - это обусловлено ухудшением тормозных качеств автомобиля.

Еще одним полезным инструментов будет калькулятор расчета ширины автомобильного диска, т.к. при изменении параметров шин, очень важно свериться с совместимостью ширины автомобильного диска установленным на автомобиле. В худшем случае вам просто не удастся натянуть резину на диск. Этот небольшой калькулятор поможет рассчитать минимальные и максимальные показатели ширины колесного диска, подходящие под выбранный типоразмер автомобильной покрышки.

Расчет ширины диска автомобиля

Укажите типоразмер шины:145155165175185195205215225235245255265275285295305315325/ 303540455055606570758085R 12131415161718192022 Рекомендуемая ширина автомобильного диска в дюймах (1 дюйм = 2,54 см)
Диаметр диска (R): 14
Ширина диска: Min значение 5
Max значение 6,5

Оперируя двумя этими калькуляторами, вы без труда сможете определиться с типоразмером автомобильной резины или же подобрать новые колесные диски под необходимую размерность шин.

Пожалуй, на сегодня это все, что я хотел вам показать и рассказать.

Внимание №2! Калькулятор расчета погрешности спидометра и сравнения типоразмеров шин предоставлен исключительно в ознакомительных целях и не гарантирует 100% верных данных. За консультацией обратитесь к специалистам шиномонтажа !!!

Спасибо за внимание и интерес к проекту ;-)

Продолжение следует ...

P.S. По старой доброй традиции, не забывайте подписываться на обновления моего блога и публичной страницы ВКонтакте, рассказывать друзьям о проекте, делиться в сети ссылками на интересные посты, оставлять развернутые комментарии по теме, делать ретвиты, ставить лайки, нажимать на "мне нравится", добавлять посты в гугл плюс и ... И конечно же, САМОЕ ГЛАВНОЕ - посещайте форум любителей хонда !!! Там уже есть много всего интересное, но очень не хватает активного живого общения и интересных тем обсуждения. Буду рад любой помощи в его развитии и наполнении :oops:

Понравился пост ? Вот подписка:| Помоги проекту

www.mytyper.ru

Заводская погрешность спидометра

Заводская погрешность спидометра, в зависимости от марки мотоцикла, может достигать 10%. В среднем, погрешность спидометра составляет не менее 5%. В этой статье мы покажем, на что влияет погрешность и рассмотрим методы её устранения на примере GSXR1000K8.

Погрешность стокового спидометра GSXR1000K8 варьируется от 7% до 8%, мы возьмем минимальную погрешность в 7% наблюдаемую на всех мотоциклах этой модели.

 

GSXR 1000 K8 приборная панель

1. Ввод в заблуждение

Часто мы слышим ответ:- Все 299Км/чна популярный вопрос - А сколько выжимал?

Не обманываете ли вы оппонента своим ответом? Давайте посмотрим. На скорости в 100Км/ч, показываемой спидометром, действительная скорость GSXR1000K8 не превышает 93Км/ч, на показываемых 200Км/ч - разница между действительной скоростью становится больше - 186 действительных Км/ч вместо 200 показываемых. И, наконец, на 299 Км/ч, разница достигает своего максимума и становится равной 21Км/ч. Таки образом, на 6ой передаче, в момент, когда срабатывает ограничитель скорости, мотоцикл движется со скоростью 279Км/ч. 

2. Неэффективное использование шкалы спидометраПриборная панель Suzuki GSXR1000K8 не может отображать скорость больше чем 299Км/ч. Не можем сказать случайность это или нет, но 299 Км/ч достигаются мотоциклом незадолго до срабатывания ограничителя. Многим кажется, что шкалы спидометра не хватает, мотоцикл настолько быстр, что не будь ограничителя оборотов - он бы ещё больше зашкалил показания. 

Предельная скорость GSXR1000K8, на стандартных звездах, при входе в отсечку на 6ой передаче (чего никогда не происходит в стоке, т.к. карта 6ой передачи ограничена по оборотам) всего на несколько км/ч выше 299. Эта скорость недостижима на стоковом мотоцикле. Но, за счет погрешности спидометра, водитель видит 299Км/ч. 

3. Погрешность одометра

Одометр мотоцикла наматывает лишнее.

4. Методы устранения погрешности

SpeedoHealer V4 корректор спидометраДля устранения погрешности можно воспользоваться корректорами спидометра, самые качественные в мире корректоры производятся Healtech Electronics и называются SpeedoHealer V4. Этот корректор позволяет не только исправить заводскую погрешность, но и скорректировать показания спидометра при переходе на новые передаточные числа, на новую шкалу измерения скорости. На мотоциклах ZX-12R, ZX-14, ZZR1400, ограничитель срабатывает не от оборотов и номера передачи (как это происходит у Сузуки), а от скорости SpeedoHealer снимет ограничения (обладателям других моделей мотоциклов для снятия ограничений мощности и скорости мы рекомендуем использовать X-TRE - самый совершенный блок отключения ограничителя мощности). Кстати, в ShV4 встроена функция "максимальная скорость" - в автоматическом режиме фиксирующая "настоящую" максимальную скорость, развиваемую мотоциклом.

Если у Вас установлен SpeedoHealer V4, и Вас спросят - а сколько вы максимум ехали? Вы нажмете на кнопку и мотоцикл отобразит максимальную зафиксированную скорость на приборной панели без вранья.

Замена звезд вносит новую погрешность к стоковой, делая спидометр и одометр практически бесполезными. Конечно, можно взять GPS навигатор, запомнить показания GPS и спидометра, высчитать коэффициент и вместо того, чтобы думать о дороге производить вычисления, когда требуется узнать скорость. Но зачем это делать, когда есть отличный корректор - SpeedoHealer, теперь и в России по ценам e-bay во всех магазинах дилеров!

www.healtech.ru