Автоваз экспорт
«АвтоВАЗ» хочет увеличить экспорт в 1,5 раза – ВЕДОМОСТИ
«АвтоВАЗ» подтвердил намерение удержать в 2017 г. долю на рынке легковых автомобилей на уровне 20%. Об этом сказали президент автоконцерна Николя Мор и исполнительный вице-президент по продажам и маркетингу Ян Птачек. Ассоциация европейского бизнеса считает, что у рынка легковых автомобилей и LCV «есть потенциал закончить четырехлетний период падения и вернуться к умеренному росту», который может достичь 4%. Мор и Птачек с этим прогнозом согласны. Рынок поддержит помощь государства, добавил Мор.
В прошлом году Lada чувствовала себя лучше рынка. Продажи марки сократились на 1% до 266 296 шт. (весь рынок – на 11%). «АвтоВАЗу» помогли новинки – седан Vesta и высокий хетчбэк Lada Xray: план их продаж был перевыполнен, доволен Птачек. Новые модели появятся и в этом году: во второй половине – универсал Vesta и его cross-версия. Они, как и седан, будут выпускаться в Ижевске. Переносить производство Vesta в Тольятти не планируется, сказал Мор.
Деньги для «АвтоВАЗа»
В декабре 2016 г. «АвтоВАЗ» провел допэмиссию на 26,1 млрд руб. Часть акций купила Alliance Rostec Auto B.V. (СП альянса Renault-Nissan и госкорпорации «Ростех»), 24%-ный пакет – Renaissance Securities (Cyprus) Limited. «Renault была готова вложить сумму до 25 млрд руб., но этого не потребовалось, поскольку цель открытой подписки – позволить «АвтоВАЗу» привлечь необходимые денежные средства – достигнута», – сказал представитель Renault. «ИК «Ренессанс капитал» органично дополнит пул акционеров АвтоВАЗа», – добавил представитель «Ростеха». Представитель ИК «Ренессанс капитал» от комментариев отказался. Мор в четверг сообщил, что ему не известны намерения нового акционера. Беспалов считает, что компания вошла в капитал «АвтоВАЗа» скорее всего в интересах Renault.
Расширение семейства Vesta вряд ли позволит ему опередить по продажам лидера модельного ряда Lada – Granta, говорит Птачек. Возможно перетекание клиентов внутри модельного ряда Lada, но, в принципе, оба семейства имеют своего покупателя и находятся в разных ценовых сегментах – новинки, прежде всего Vesta Cross, будут в числе самых дорогих автомобилей Lada, пояснил он. В конце 2016 г. Мор говорил, что cross-версия универсала Vesta будет стоить «чуть-чуть больше 800 000 руб.». Для сравнения: седан Granta без дополнительных опций и акций стоит в России 389 900–572 400 руб., по данным сайта компании.
Экспорт автомобилей Lada в этом году планируется увеличить минимум на 50% до 30 000 шт., прежде всего за счет стран СНГ, продолжает Птачек. Эти цифры учитывают как готовые машины, так и машинокомплекты, уточнил он. Крупнейшая сборочная площадка «АвтоВАЗа» за пределами России – в Казахстане, на мощностях группы «Бипэк авто – Азия авто». В 2016 г. из-за введенного в Казахстане утилизационного сбора на импортные машины «АвтоВАЗ» отказался от поставок из России в пользу местной сборки – теперь здесь выпускаются все основные модели Lada. В 2017 г. в Казахстане планируется собрать около 10 000 автомобилей Lada, говорил президент завода «Азия авто» Ерик Сагымбаев.
«АвтоВАЗ» планирует развивать и поставки в страны дальнего зарубежья, в том числе в Европу: например, в ближайшие недели начнется отгрузка Vesta в Германию, сообщил Птачек. План продаж он не раскрыл. За девять месяцев 2016 г. экспорт автомобилей Lada в Европу вырос на 123,3% до 3857 шт., говорится в квартальном отчете «АвтоВАЗа». Государство поддерживает экспорт, субсидируя часть затрат на логистику, адаптацию, сертификацию российских машин, но сколько на это будет выделено в 2017 г., не ясно, сказал человек, близкий к «АвтоВАЗу». Программа объединена с поддержкой экспорта других несырьевых отраслей, и пока известна только предварительная общая сумма – 26 млрд руб.
«АвтоВАЗ» недорого
АвтоконцернОсновной акционер – Alliance Rostec Auto B.V. (64,6% капитала, СП «Ростеха» и альянса Renault-Nissan).Капитализация – 51 млрд руб.Выручка (МСФО, 9 месяцев 2016 г.) – 130,5 млрд руб.,Чистый убыток – 34,2 млрд руб.
Рост российского автомобильного рынка в ближайшие годы будет умеренным и в этих условиях «АвтоВАЗу» для загрузки мощностей нужно развивать экспорт и как минимум сохранять долю на рынке, комментирует аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. «АвтоВАЗ» способен выпускать около 1 млн автомобилей в год. В 2015 г. было произведено почти 360 000 автомобилей Lada, Renault и Nissan, следует из годового отчета компании (без учета автозавода в Ижевске и машинокомплектов). По итогам 11 месяцев 2016 г. выпущено около 241 700 шт., по информации человека, знакомого с менеджерами компании. «АвтоВАЗ» убыточен, но и при условии развития продаж, сокращения издержек и сохранения валютных курсов компания может стать безубыточной на операционном уровне уже по итогам 2017 г., считает Беспалов. Ранее компания сообщала, что планирует сделать это в течение двух лет.
www.vedomosti.ru
«АвтоВАЗ» почти удвоил экспорт – ВЕДОМОСТИ
Выручка «АвтоВАЗа» от экспорта в первом полугодии по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла в 1,8 раза до 4,84 млрд руб. Доля экспорта в общей выручке увеличилась на 1,6 п. п. до 4,6%. Это следует из отчета за II квартал.
Экспорт готовых машин Lada вырос незначительно – примерно на 5% до 10 120 шт., по расчетам «Ведомостей» на основе данных «АвтоВАЗа» и Renault (контролирующий акционер). А вот общие поставки за рубеж Lada, включая сборочные машинокомплекты, выросли так же, как экспортная выручка, – на 76%, сообщала компания. Абсолютные значения экспорта в первом полугодии представитель автоконцерна не раскрывает.
В 2016 г. за рубеж было отправлено 17 275 автомобилей Lada и машинокомплектов – на 44,9% меньше, чем годом ранее. Поставки сократились из-за падения спроса на основном экспортном рынке – казахстанском – и введения там с 2016 г. утилизационного сбора, объясняла компания. «АвтоВАЗу» потребовалось время, чтобы переключиться на поставку в Казахстан сборочных комплектов для выпуска основных моделей Lada. Но спрос на автомобили в Казахстане продолжает снижаться, говорится в отчете «АвтоВАЗа»: в январе – июне рынок сократился примерно на 16%, продажи Lada – на 21%, доля марки – на 1,2 п. п. до 18,4%.
По итогам 2017 г. «АвтоВАЗ» рассчитывает увеличить экспорт минимум на 50%, говорил президент компании Николя Мор. Для этого компания усиливает позиции на других рынках и расширяет географию. Продажи в Белоруссии автомобилей Lada выросли в первом полугодии на 23% до 1300 шт., несмотря на сокращение рынка на 11%. Экспорт в страны Европы увеличился на 37% до 3648 автомобилей. Решено поставлять Lada Vesta на Кубу для использования в качестве такси, указано в квартальном отчете «АвтоВАЗа».
Экспорт увеличивают и другие автозаводы – российский рынок с 2012 г. сократился вдвое. УАЗ в первом полугодии удвоил экспорт до 1911 автомобилей, говорит его представитель. Машины отправляются в страны дальнего зарубежья (Боливия, Вьетнам, Китай, Никарагуа и проч.) и ближнего зарубежья. «В 2017 г. мы планируем экспортировать около 7000 внедорожников «УАЗ» и продолжить рост», – говорит представитель. «Ford Sollers экспортирует автомобили российского производства в Казахстан, Белоруссию и Армению. Мы постоянно рассматриваем новые рынки», – сказал представитель СП, не раскрывая цифр.
Renault экспортирует машины в основном в страны СНГ (в первом полугодии поставлено более 5900 машин), но ищет новые рынки, говорит представитель. В июне начались поставки Renault Duster в страны Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива – к августу отгружено более 1200 шт. Renault экспортирует автокомпоненты. Один из крупнейших проектов – поставки сваренных и окрашенных кузовов в Алжир. За первые шесть месяцев было отгружено более 7700 кузовов и более 15 000 бамперов.
Общий экспорт легковых автомобилей из России в первом полугодии вырос на 27,7% до 43 200 машин (машин продано на $698 млн), приводит данные представитель Российского экспортного центра (РЭЦ). Рост достигнут благодаря поставкам Skoda в Чехию, Lada в Европу, Renault на Ближний Восток и др., перечисляет он. Поставки за рубеж стимулирует государство, выделяя субсидии. В 2017 г. на компенсацию части логистических расходов при экспорте продукции машиностроения (включая автопром) выделено 9,4 млрд руб., на сертификацию и адаптацию – 4,2 млрд руб., участие в выставках и ярмарках – 2,7 млрд руб., патентование – 300 млн руб., говорит представитель РЭЦа. Проект стратегии автопрома предусматривает увеличение экспорта до $4,9 млрд в 2025 г., добавляет он.
www.vedomosti.ru
«АвтоВАЗ» рассчитывает увеличить экспорт почти на 75% – ВЕДОМОСТИ
«АвтоВАЗ» улучшил прогноз экспорта на этот год. Концерн собирается в 2017 г. отправить на экспорт около 30 000 автомобилей, передал ТАСС слова президента компании Николя Мора. Это на 74% больше, чем «АвтоВАЗ» поставил за рубеж в 2016 г. Предыдущий прогноз компании был консервативнее – рост на 50%.
По словам Мора, основные зарубежные поставки придутся на страны СНГ. На главном для себя экспортном рынке – казахстанском – «АвтоВАЗ» планирует в 2017 г. занять не менее 25% рынка, рассказал Мор. В прошлом году в Казахстане официальными дилерами было продано 43 845 легковых и легких коммерческих автомобилей, в том числе 8146 машин Lada, по данным союза «Казавтопром». Получается, доля марки составила почти 19%.
Компания осваивает и европейский рынок. Например, в феврале она расширила модельный ряд в Германии, добавив новинку – Vesta (вторая по популярности модель концерна в России). В 2016 г. продажи Lada на немецком рынке выросли на 50% до 2272 шт., по данным «АвтоВАЗа». Германия стала вторым экспортным рынком бренда, обогнав Азербайджан, Белоруссию и Египет.
«Мы также хотим нарастить экспорт и в другие страны, например в Египет, Ливан, страны Латинской Америки, в том числе на Кубу», – сказал Мор. По его словам, с кубинским министерством транспорта обсуждаются тестовые поставки примерно 300 автомобилей Vesta и Largus, чтобы «проверить реакцию рынка». Контракт на поставку может быть подписан в 2018 г. «В последний раз мы продавали на Кубе новые машины 12 лет назад», – добавил президент «АвтоВАЗа».
«АвтоВАЗ»
АвтоконцернОсновные акционеры – Alliance Rostec Auto (64,6%), Renaissance Securities (24,09%).Капитализация – 50,9 млрд руб.Выручка (МСФО, 2016 г.) – 184,9 млрд руб.,Чистый убыток – 44,7 млрд руб.
Развитие экспорта поможет «АвтоВАЗу» снизить «некоторую зависимость от российского рынка, ситуация на котором пока остается неопределенной», передает ТАСС со ссылкой на Мора. В 2016 г. рынок легковых и легких коммерческих автомобилей сократился на 11%, гласят данные АЕБ. В этом году Мор допускает смену тренда. Но пока падение продолжается: в январе российский рынок сократился на 5%, в феврале – на 4,5%.
«АвтоВАЗ» собирается наращивать экспорт и дальше: к 2036 г. он может вырасти до 200 000 машин, прогнозирует Мор. В июньском интервью «Ведомостям» он говорил: «В идеале мы хотели бы увеличить долю экспорта в общих продажах Lada с текущих 10% до 20% – по крайней мере в ближайшие пять лет».
Планирует значительно нарастить экспорт и другой российский производитель легковых машин – УАЗ. В 2016 г. компания, по словам ее представителя, экспортировала 3467 машин, в ближайшие три года рассчитывает выйти на поставки 20 000 автомобилей в год, а долю экспорта в общих продажах увеличить с 7% в 2016 г. до 30%.
Сейчас автопроизводители могут смелее планировать поставки за рубеж, комментирует сотрудник одного из автоконцернов. С 2016 г. государство начало поддерживать экспорт продукции автопрома, субсидируя часть транспортных расходов, затрат на адаптацию, сертификацию машин, напоминает он. Но тогда поддержка не заработала в полную силу – программа была утверждена во втором полугодии и была рассчитана только на 2016 г., с этого же года принцип изменился: государство обещает долговременную поддержку экспорта несырьевых секторов, включая автопром, говорит собеседник.
Российские автозаводы, загрузка которых в среднем составляет около 40%, заинтересованы в развитии экспорта, этому же способствует все еще низкий курс рубля, комментирует аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Объемы поставок за рубеж пока невелики и кардинально не решают проблему низкой нагрузки, но экспорт важен также для диверсификации источников выручки и снижения зависимости от колебаний на российском рынке, добавляет он.
www.vedomosti.ru
АвтоВАЗ решил увеличить экспорт Lada почти в два раза :: Бизнес :: РБК
В 2015 году АвтоВАЗ собирается вдвое увеличить экспорт Lada, в том числе за счет возобновления поставок автомобилей Украине. Рост внешних продаж частично призван компенсировать компании падение спроса в России
Фото: Getty Images
В текущем году АвтоВАЗ планирует увеличить экспорт Lada почти в два раза, до 100 тыс. автомобилей, относительно результатов продаж годом ранее, рассказал РБК президент компании Бу Андерссон. По его словам, на сегодняшний день подписаны контракты примерно на 70 тыс. машин.
В прошлом году объем экспорта АвтоВАЗа составлял 51,7 тыс. автомобилей – это на 34% меньше, чем в 2013 году. Компания потеряла часть выручки из-за прекращения поставок на Украину и девальвации тенге в Казахстане (крупнейший внешний рынок АвтоВАЗа – 80% экспортных продаж). По словам Андерссона, в текущем году АвтоВАЗ увеличит поставки в Казахстан на 25%, до 50 тыс. автомобилей. Кроме того, компания возобновит поставки на Украину, уже есть контракты на 4 тыс. машин.
Также есть договоренности на 5 тыс. Lada в Египет, в Германию – 2,5 тыс. штук, около 4 тыс. – в Азербайджан. Рассматриваются и новые экспортные рынки, добавил Андерссон, но деталей не раскрыл. Источники РБК в двух компаниях-перевозчиках ранее говорили, что в конце прошлого года АвтоВАЗ заказал им исследовать варианты поставок Lada в Южную Африку.
В 2015 году АвтоВАЗ планирует нарастить производство на 39%, до 712 тыс. автомобилей, говорил Андерссон в феврале (цитата по ТАСС). Выйти на этот уровень поможет увеличение контрактной сборки моделей альянса Renault-Nissan, в том числе Renault Logan и Sandero, модели Datsun. А также за счет собственной новой модели Lada Vesta, промышленный выпуск которой запланирован на сентябрь 2015 года.
Исходя из объемов производства за первые два месяца 2015 года, в первом квартале на АвтоВАЗе будет собрана 161 тыс. автомобилей, в том числе по контракту с Renault-Nissan – рост показателя на 22% относительно аналогичного периода 2013 года, отметил РБК Андерссон.
Нарастить производство АвтоВАЗу частично поможет рост объемов внешних поставок, но экспорт не решит всех задач компании, отмечает управляющий партнер EU Russia Partner Иван Бончев. Главная проблема – обвал внутреннего спроса на автомобили, поясняет аналитик. В 2015 году, согласно прогнозу Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи машин снизятся на четверть, до 1,8 млн штук. По базовому прогнозу PricewaterhouseCoopers сокращение рынка составит 35%, примерно такие же ожидания и Бу Андерссона – 1,7 млн машин.
Африканский маршрут
Пока без конкретики
С конца 2014 года два российских автопроизводителя – АвтоВАЗ и ГАЗ – изучают возможность экспорта своей продукции в Африку. В частности, речь идет о Южно-Африканской Республике и странах северной Африки. Как рассказали РБК источники в двух компаниях-перевозчиках, в настоящее время изучаются маршруты и условия новых рынков, но конкретики пока нет.
Вся линейка на экспорт
В АвтоВАЗе подтвердили, что компания изучает новые экспортные рынки, куда входят страны Африки: «Конкретный модельный ряд определяется, но если говорить в целом, то на экспорт поставляется вся линейка АвтоВАЗа». В прошлом году компания потеряла 34% объема экспорта из-за прекращения поставок на Украину и девальвации тенге в Казахстане.
Потенциал спроса
На ГАЗе рассчитывают, что спрос на продукцию компании в Африке будет. «Мы видим потенциал спроса на наши автомобили в Африке, там тяжелые дорожные условия эксплуатации, перегруз, также есть спрос на недорогую технику», – сказал представитель ГАЗа. Компания также изучает рынки Вьетнама, Монголии, Кубы, Ближнего Востока, Латинской и Южной Америки, Юго-Восточной Азии и Европы.
Планы АвтоВАЗа по увеличению экспорта вполне реальны, полагает Бончев: динамика падения автомобильного рынка Казахстана, например, ниже, чем в России, – 1% против 10,3% в 2014 году. К тому же из-за девальвации рубля у АвтоВАЗа появилось дополнительное конкурентное преимущество за счет высокой локализации производства Lada – более 80%. Но в целом производственные задачи АвтоВАЗа на 2015 год весьма амбициозны, подчеркивает аналитик: «На падающем рынке первым страдает бюджетный сегмент, к которому относится Lada».
Впрочем, на стороне АвтоВАЗа в текущем году будут государственные программы стимулирования спроса на автомобили, оговаривается Бончев. Это скидки на покупку новой машины при сдаче на утилизацию старой, госзакупки и т.д. По мнению эксперта, главным бенефициантом всех этих программ всегда был АвтоВАЗ.
В планах компании в 2015 году довести долю Lada на российском рынке до 20%, в том числе за счет попытки «отвоевать назад рынки Москвы и Санкт-Петербурга», добавил Бу Андерссон.
Полную версию интервью с президентом АвтоВАЗа Бу Андерссоном смотрите в программе «Дело» на телеканале РБК 24 февраля в 17:35.
www.rbc.ru
Экспорт автомобилей из России — Documentation
newsruss.ru
Российские автомобили покатили на экспорт
После того, как бурный рост продаж в конце прошлого года сменился стагнацией спроса в начале текущего, российские автопроизводители задумались об экспансии за рубеж. В приоритете – страны Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки и Юго-Восточной Европы, где подешевевшие в валюте российские автомобили будут пользоваться особым спросом. Проблема в том, успеют ли автопроизводители организовать сервисные и дилерские центры быстрее, чем это сделают Китай или Индия
О планах по расширению географии продаж и даже производства сообщили представители ведущих отечественных производителей автомобилей: компаний ВАЗ, ГАЗ и КамАЗ.
К середине прошлого года объем продаж легковых автомашин упал на 22,9%, или на 53 598 штук, по сравнению с июлем 2013 года, показатель составил 180 767 автомобилей. При этом за семь месяцев прошлого года объем российского авторынка уменьшился на 9,9%, или на 154 864 штук новых легковых и легких коммерческих автомобилей по сравнению с аналогичным периодом 2013-го (данные Комитета автопроизводителей АЕБ).
В начале года на внутреннем рынке стало еще теснее, продажи почти остановились, о чем свидетельствуют участники рынка. По итогам года в России «АвтоВАЗ» продал на 15% меньше автомобилей, чем в прошлом году, или 387,3 тысяч машин. Продажи КАМАЗа снизились на 14,4% (до 32,6 тысяч машин), у ГАЗа - на 16% (до 69,388 тысяч).
Казахстан выбирает ВАЗ, и наоборот
В «АвтоВАЗе» сообщили, что приоритетным для них по-прежнему остается рынок Казахстана. Там тенге не обрушилась к доллару так сильно, как рубль в России (всего на 15% против наших почти 70%), поэтому конкурировать стало легче. «Там представлены все мировые бренды, и наши действительно получили преимущество по цене, но не в полтора-два раза, конечно, а меньше, поскольку дистрибуторы хотят тоже заработать на курсовой разнице», - говорит исполнительный директор аналитического бюро «Автостат» Сергей Удалов.
Более того, для закрепления на рынке Центральной Азии «АвтоВАЗ» пока не оставляет своих планов по локализации в Казахстане сборки «Лады». К тому же в будущем году автогигант выведет на рынок новые модели LADA Vesta и LADA XRAY, которые уже ждут на рынках СНГ. Кстати, «Лада»Lada по итогам прошлого года оказалась самой продаваемой машиной в России (Kia и Renault). В Казахстане она тоже удерживает лидерство, но делит его с корейскими и китайскими локализованными моделями.
«В 2015 году АВТОВАЗ планирует увеличить объем экспорта примерно в два раза - до 100 тысяч автомобилей. Основной экспортный рынок - Казахстан, при этом планируется развивать дополнительные направления экспорта (Африка, Латинская Америка)», - сообщили в пресс-службе автопроизводителя.
Европа войдет в сектор ГАЗа
Туда же нацелилась и Группа «ГАЗ». Она уже производит в Турции модель «Газель Next» и намерена расширить свое присутствие в Европе. «Полагаю, что здесь не будет очевидна польза от девальвации, но сбыт с турецкого завода будет выгоден, поскольку страна входит в европейскую зону и здесь можно беспошлинно продавать машины», - говорит вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Олег Моисеев. Тем более что в Юго-Восточной Европе (Сербии, Черногории, Боснии и Герцеговины и Македонии), по мнению экспертов, российские марки пользуются популярностью, потому что они чуть дешевле европейских автомобилей эконом-класса.
ГАЗ также ведет переговоры с Вьетнамом, Монголией и Кубой о поставках автомобилей главным образом коммерческого класса. «Но надо понимать, что это дело не одного года – наладить дистрибьюторскую сеть, - замечает Моисеев. - Нужны сервисные центры, налаженная схема поставок автозапчастей, рекламная кампания, наконец. Сомневаюсь, что даже при наличии уже надежного партнера это все можно сделать быстро».
КамАЗ навострил колеса на Аргентину
В этом смысле в более выигрышном положении находится российский КамАЗ, который уже известен почти во всем мире за счет глобальной маркетинговой кампании с участием в заездах, крупных соревнованиях, во многих военных выставках. КамАЗ заложил в стратегию до 2020 года увеличение доли экспорта в структуре продаж до 20-30% против 18% в 2014 году. В январе продажи корпорации на внутреннем рынке рухнули до минимального значения за 15 лет, поэтому здесь тоже рассчитывают на новые экспортные возможности за счет девальвации. «Мы посчитали, что экспорт становится рентабельным начиная от цены доллара в 36 рублей, - говорит пресс-секретарь КамАЗа Олег Афанасьев. – Благодаря высокому курсу доллара наш автомобиль стал более доступен, особенно в развивающихся странах, но и там конкуренция жесткая».
ОАО «КамАЗ» имеет сборочные предприятия во Вьетнаме, Казахстане, Пакистане, Индии. География продаж автомобилей и запасных частей последние годы расширялась за счёт освоения новых рынков: Саудовской Аравии, Индии, Чили, Никарагуа. ОАО «КамАЗ» активизировалось на рынках Судана, Афганистана, Анголы, возобновило поставки в Венесуэлу и Панаму. В 2013 году поставки осуществлялись в 61 страну мира. Доля экспорта в продажах составила 11,8%, а его объём – более 5700 автомобилей.
По итогам четвертого квартала 2014 года экспорт КамАЗа увеличился в два раза. Производитель также рассчитывает на рост спроса в развивающихся странах, но ситуация не везде однозначная. К примеру, в Колумбии не требуется локализация производства, а вот с Аргентиной КамАЗ уже давно ведет об этом переговоры. «Сейчас уже все в стадии выбора партнера для организации производства в Аргентине», - уточнил Олег Афанасьев.
«В целом у нас, конечно, неплохая конъюнктура для экспансии на внешние рынки, но в основном это развивающиеся страны, бедные, на которые к тому же активно заходят Китай, Индия со своими дешевыми автомобилями, с ними и придется конкурировать нашим автопроизводителям», - резюмирует Сергей Удалов.
expert.ru
Экспорт Lada в 2015 году упадет примерно на 40% – ВЕДОМОСТИ
Прогноз президента «АвтоВАЗа» Бу Андерссона не оправдался – компания не смогла увеличить экспорт Lada в 2015 г.
Oswaldo Rivas / REUTERS
По итогам 2015 г. экспорт автомобилей Lada составит около 30 000 шт., рассказали «Ведомостям» два человека, близких к «АвтоВАЗу». Это на 42% меньше, чем было поставлено за рубеж в 2014 г. (была отгружена 51 791 шт.), следует из годового отчета компании. Представитель «АвтоВАЗа» на вопросы «Ведомостей» не ответил.
В начале 2015 г. «АвтоВАЗ» надеялся удвоить экспорт, в сентябре президент компании Бу Андерссон сказал: «Я по-прежнему думаю, что у нас будет рост экспорта [по итогам 2015 г.], но он не будет удвоен» (цитата по «Интерфаксу»). Впрочем, источники «Ведомостей» уже тогда допускали сокращение экспорта.
В квартальных отчетах «АвтоВАЗ» данные по общему экспорту не раскрывает. По оценке «АСМ-холдинга», в январе – октябре 2015 г. (более актуальных данных нет) экспорт «АвтоВАЗа» упал на 43,7% до 22 657 шт.
России нужно меньше машин
По итогам 11 месяцев 2015 г. продажи легковых автомобилей и LCV в России упали на 34,5%, по оценке Ассоциации европейского бизнеса. Производство легковых автомобилей за этот период сократилось на 23,6%, по данным Росстата.
Главная причина снижения экспорта – падение продаж дилеров в Казахстане (основной экспортный рынок «АвтоВАЗа» с долей 70–80%), в том числе из-за того, что жители страны ехали за машинами в Россию из-за низкого курса рубля, объясняют источники «Ведомостей». За 10 месяцев продажи Lada в Казахстане, как и в целом рынок, сократились примерно на 40%, следует из данных Ассоциации казахстанского автобизнеса.
Снижается экспорт и у некоторых других российских автозаводов. К примеру, завод Hyundai Motor Manufacturing Rus (выпускает в Санкт-Петербурге автомобили Hyundai и Kia) планирует экспортировать в 2015 г. около 18 000 шт., в 2014 г. было отправлено на зарубежные рынки 25 700 машин, говорил в сентябре представитель предприятия. Актуальные цифры он в четверг не раскрыл, но пояснил, что экспорт снизится и главная причина этого – сокращение официального рынка в Казахстане, на который приходится больше половины экспорта завода. По его словам, в 2016 г. увеличения зарубежных поставок не планируется.
Доля экспорта в общих продажах Ульяновского автозавода (принадлежит «Соллерсу») по итогам 11 месяцев составила 10%, годом ранее – 12%, сказал лишь представитель завода. Для сравнения: продажи «УАЗов» в России за этот период остались на уровне аналогичного периода 2014 г. Прогноз по экспорту в следующем году представитель УАЗа не раскрыл.
«Камаз» в 2015 г. отправит на экспорт около 6500 машин и машинокомплектов (в 2014 г. – почти 6100 шт.), план на 2016 г. – 7000 шт., сообщала компания. Сильно упал спрос в Казахстане и на Украине, но удержать экспорт на уровне 2014 г. позволяют поставки в страны дальнего зарубежья, комментирует представитель завода. В следующем году ситуация в Казахстане скорее всего стабилизируется плюс завод продолжит расширять поставки в страны дальнего зарубежья, добавляет он.
«АвтоВАЗ»
АвтопроизводительOновной акционер – Alliance Rostec Auto B.V. (74,51% уставного капитала; в этом СП 50% минус 1 акция – у Renault, 32,87% – у госкорпорации «Ростех», 17,13% – у Nissan International Holding). Капитализация – 18,84 млрд руб.Выручка (МФСО, 9 месяцев 2015 г.) – 131,2 млрд руб.,Чистый убыток – 15,8 млрд руб.Производит автомобили Lada, занимается контрактной сборкой автомобилей Nissan, Datsun, Renault.
«АвтоВАЗ» в 2016 г. рассчитывает все же увеличить экспорт – за счет новых рынков (к примеру, планируется усилить присутствие в Европе) и моделей (в сентябре началось производство Lada Vesta, в декабре – Lada Xray), говорит один из собеседников «Ведомостей». Кроме того, компания, как и другие автопроизводители, рассчитывает на расширение господдержки экспорта автомобилей, обещаемой чиновниками, подчеркивает он. Решений пока нет, но основные обсуждаемые меры – это компенсация части расходов на транспортировку автомобилей и машинокомплектов до границы и затрат на адаптацию моделей для зарубежных рынков с последующей сертификацией. В обоих случаях автопроизводители просят выделить минимум по 1 млрд руб., рассказали «Ведомостям» сотрудники двух автоконцернов. К примеру, расходы на сертификацию одной модели для продаж в Европе – около 1 млн евро, указывает один из собеседников. Представитель Минпромторга на вопросы не ответил.
Девальвация рубля открывала возможности для развития экспорта, поэтому ожидалось, что зарубежные поставки «АвтоВАЗа» вырастут, удивляется аналитик «Метрополя» Андрей Рожков. Видимо, предприятие не смогло быстро найти дилеров на новых рынках среди стран дальнего зарубежья, сертифицировать модели, отстроить логистику, рассуждает он. Андерссон ранее говорил, что «АвтоВАЗ» меняет в ряде стран партнеров. В 2016 г. экспорт Lada скорее всего вырастет, но больше – из-за эффекта низкой базы, думает Рожков. В дальнейшем заводу помогут новинки (компания заявляла, что в первый год продаж Vesta и Xray акцент будет делаться на российский рынок) и поддержка со стороны альянса Renault-Nissan, контролирующего российского автопроизводителя, считает он.
www.vedomosti.ru