Как проверить конденсатор генератора


Как проверить конденсатор на работоспособность мультиметром и без прибора

Конденсатор — небольшая, но важная часть электронных систем автомобиля. Он отвечает за накопление и сохранение электрического тока, создаёт определённый показатель напряжения в компонентах и решает ряд других задач. Увы, это изделие иногда выходит из строя. Работа с электрическими компонентами — опасное дело, но при необходимости работоспособность конденсатора можно легко проверить.

Как работает этот компонент

Изделия защищают электронные компоненты от разного рода помех и используются во множестве систем вашей машины. Ключевой функцией приспособления является фильтрация — например, в автоакустике. Без конденсатора музыкальная система будет работать плохо: возникнут посторонние шумы, помехи и изменения громкости. Все это является следствием скачков напряжения в электросети авто.

Конденсаторы есть во многих частях автомобиля. Они играют роль буферов между аккумуляторами и другими электронными приспособлениями. Без такого изделия невозможно функционирование не только акустики, но и контактного механизма в распределителе зажигания.

На фото: схема системы батарейного зажигания с цифровым обозначением компонентов:

  1. Аккумулятор.
  2. Включатель стартера.
  3. Включатель зажигания.
  4. Первичная обмотка.
  5. Вторичная обмотка.
  6. Катушка зажигания.
  7. Распределитель.
  8. Прерыватель.
  9. Конденсатор.
  10. Свеча зажигания.
Схема батарейного зажигания. Конденсатор отмечен цифрой «9»

Типы автомобильных конденсаторов

  1. Для генератора. Подаёт электричество в работающий генератор, предотвращает перепады напряжения в зажигании, ликвидирует шумы радиоприёмника. Если в генераторе авто нет конденсатора, проезжающий мимо транспорт вызовет сильный шум на радио. Благодаря этому изделию удаётся защититься от дискомфорта в пути.Так выглядит автомобильный конденсатор
  2. Для сабвуфера. Автоусилитель обеспечивает более полное насыщение баса и расширяет диапазон воспроизведения частот, однако он сильно увеличивает потребление тока, что приводит к проблемам со светом фар и плохому качеству воспроизведения низких частот. Хорошо работающий конденсатор — гарантия защиты от проблем.

Как понять, что нужна диагностика прибора

О неисправности конденсатора свидетельствуют разные признаки. Фары, мигающие в такт басам автомобильной акустики, означают, что электронные компоненты авто не получают достаточного напряжения. В ряде случаев сигналы начинают искажаться, отдельные компоненты машины работают некорректно.

Конденсатор зажигания отвечает за выработку искры, которая воспламеняет топливовоздушную смесь в цилиндре двигателя. Если искра имеет слабый красный цвет и появляется неравномерно, если не удаётся нормально завести авто — вполне вероятно, что возникли проблемы с конденсатором.

Важно не допускать проблем с конденсатором зажигания. Они возникают по трём причинам:

  • если изделие потеряло часть ёмкости,
  • если возник внутренний обрыв,
  • если произошло короткое замыкание.

Первые два варианта особенно коварны, поскольку зажигание не сразу выходит из строя. Функционирование компонентов продолжается, хотя искра уже не может иметь нужного уровня мощности. Главные признаки поломки в такой ситуации — неустойчивость работы двигателя на холостом ходу, проблемы с запуском. Обязательно проверьте конденсатор и при необходимости замените его! Если этого не сделать, искры от прерывателя вызовут подгорание контактов, что выведет силовой агрегат из строя.

Как проверить работоспособность

Надёжный способ выявить неисправность — воспользоваться омметром или мультиметром в режиме омметра. Для наиболее полного тестирования подготовьте следующие инструменты:

  • сам измерительный прибор;
  • переносную лампу;
  • заводную ручку.
Расположение конденсатора в системе зажигания

Основная проверка выполняется в следующей последовательности.

  1. Переводим омметр в режим верхнего предела измерений.
  2. Подключаем один вывод конденсатора к корпусу для разрядки. Один из щупов омметра соединяем с наконечником провода, другой — с корпусом.
  3. Если показатель быстро отклоняется к «нулю», а затем плавно возвращается к «бесконечности» – всё в порядке. При смене полярности показатель быстро стремится к нулю. Если сразу же высветилось значение «бесконечности», требуется замена.
Подключаем омметр к конденсатору

Инструкция по проверке автомобильного конденсатора на видео

Проверка без мультиметра

  1. Отключаем от прерывателя провода, идущие от конденсатора и катушки зажигания. Тут пригодится переносная лампа. Чтобы проверить изделие, присоедините её к зажиму прерывания, затем активируйте зажигание. Произошло включение лампы? Конденсатор работает неправильно.
  2. Ещё один метод проверки работоспособности изделия — зарядка конденсатора катушки зажигания током высокого напряжения и последующая разрядка на корпус. Если между массой и проводом конденсатора появилась искра и раздался характерный щелчок, всё в порядке. Реакции нет? Значит, в конденсаторе есть пробой.
  3. Отсоедините чёрный провод от зажима прерывателя, который идёт от катушки зажигания. Отключите от прерывателя провода конденсатора. Включите зажигание и прикоснитесь одним проводом к другому. Если появится искра — что-то не так. Скорей всего дело в пробое конденсатора.
  4. Заводной ручкой поверните коленвал ДВС и снимите крышку с распределителя зажигания. Включите зажигание. Можно оценить работу конденсатора, следя за возникающими здесь искрами. Если возникла поломка, контакты прерывателя сильно заискрят. Ещё один признак неисправности — слабое искрение между корпусом и главным проводом высокого напряжения.

Состояние конденсатора можно без труда проверить даже в дороге. Возите с собой мультиметр и будьте готовы пустить его в ход — так вы избавитесь от дискомфорта при езде и избежите риска серьёзной поломки.

Здравствуйте! Мое имя Дмитрий, по образованию — журналист. Специализируюсь на автомобильной тематике — карьеру начинал в интернет-магазине автомобильных комплектующих, да и сам являюсь автолюбителем.

Оцените статью:

autozam.ru

Проверка и замена щеткодержателя и конденсатора генератора ВАЗ 2110 2111 2112

Подробности Родительская категория: Ремонт автомобилей ВАЗ 2110 2111 2112 Просмотров: 13015
Функции и проверка конденсатора генератора на автомобиле ВАЗ 2110 2111 2112

Конденсатор служит для защиты электронного оборудования автомобиля от импульсов напряжения в системе зажигания, а также для снижения помех радиоприему. Повреждение конденсатора или ослабление его крепления на генераторе (ухудшение контакта с корпусом) обнаруживается по увеличению помех радиоприему при работающем двигателе. Ориентировочно исправность конденсатора можно проверить мегаомметром или тестером (на шкале 1— 10МОм). Если в конденсаторе нет обрыва, то в момент присоединения щупов прибора к выводам конденсатора стрелка должна отклониться в сторону уменьшения сопротивления, а затем постепенно вернуться обратно.

На генераторе ВАЗ 2110 2111 2112 установлен конденсатор типа К73-58-4. Маркировка нанесена сбоку на корпусе конденсатора. Не устанавливайте конденсатор другого типа.

Критерии исправности щеток на генераторе ВАЗ 2110 2111 2112.

Если щетки износились и выступают из щеткодержателя меньше чем на 5 мм, то заменяют щеткодержатель с щетками. Для замены выдвигают щёткодержатель из корпуса регулятора напряжения, нажав на вывод «В». Перед установкой регулятора напряжения с новым щеткодержателем на место, продувают гнездо установки в генераторе от угольной пыли и протирают от масла.

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОВЕРКИ И ЗАМЕНЫ ЩЕТКОДЕРЖАТЕЛЯ И КОНДЕНСАТОРА ГЕНЕРАТОРА ВАЗ 2110 2111 2112

1. Отсоедините провод от клеммы «–» аккумуляторной батареи.
2. Отсоедините колодку с проводом от вывода «D» генератора и провод от контактного болта (вывод «В+»).
3. Отжав три защелки, снимите пластмассовый кожух.
4. Отверните два винта крепления щеткодержателя. 5. Осторожно выньте щеткодержатель, чтобы не повредить щетки, и отсоедините от него колодку с проводами.   6. Отверните гайку крепления контактного болта.
7. Снимите пружинную шайбу. 8. Снимите дистанционную шайбу и отсоедините наконечник провода конденсатора от контактного болта. 9. Отверните винт крепления и снимите конденсатор с генератора.
10. Проверьте исправность регулятора напряжения. Подсоедините контрольную лампу 12 В к щеткам. Подайте напряжение 12 В «+» на клемму, а «–» на «массу» щеткодержателя. При этом контрольная лампа должна гореть. 11. Затем подайте напряжение 15–16 В – лампа должна погаснуть. Если лампа горит или не горит в обоих случаях, то регулятор со щеткодержателем неисправны и их нужно заменить. 12. Проверьте легкость перемещения щеток в щеткодержателе и их выступание. Если щетки выступают из щеткодержателя менее чем на 5 мм, замените регулятор напряжения со щеткодержателем. При обнаружении на щетках сколов и трещин также замените регулятор.
13. Исправность конденсатора можно проверить мегометром или тестером (по шкале 1–10 МОм). Подсоедините щупы тестера к контактам конденсатора. Перед подключением прибор показывает бесконечность. В момент подключения сопротивление уменьшается, а затем возвращается опять в бесконечность. В этом случае конденсатор исправен. Неисправный конденсатор надо заменить. Емкость конденсатора 2,2 мкФ ±20%
14. Установите конденсатор и щеткодержатель в порядке, обратном снятию. Обратите внимание, конденсатор должен быть точно сориентирован относительно установочного выступа на крышке, иначе щеткодержатель не встанет на место
Добавить комментарий

Почитать еще...

www.autosecret.net

Как понять, что генератор исправен

Значительное число российских пользователей владеет бензиновыми и дизельными генераторами. Производители оборудования в инструкции по эксплуатации указывают свои требования в отношении технического обслуживания этих устройств.

Этот документ предлагает выполнять плановое техобслуживание и ремонт генераторов у подготовленных специалистов. И вполне очевидно, что это разумный подход. Не каждый собственник сможет произвести необходимые в этих случаях операции самостоятельно. Однако распознать некоторые неисправности ему под силу. Это позволяет не только выявить некоторые поломки, но и в ряде случаев предотвратить их. Это необходимо делать, если генератор работает при повышенных нагрузках и в интенсивном режиме работы.

При этом устранять некоторые простые неисправности или выполнять операции по техобслуживанию пользователь может самостоятельно. В сложных случаях стоит обращаться к специалистам.

Основные признаки неисправностей

Вполне очевидно, что у некоторых пользователей возникает закономерный вопрос о том, на какие признаки стоит обращать внимание при эксплуатации дизельных и бензиновых электростанций.

Прежде всего, следует обращать внимание на температуру двигателя. Также следует периодически проверять расход топлива, оценивать стабильность работы на малых оборотах и проверять легкость запуска агрегата при пониженной температуре.

Общий осмотр

Осмотр оборудования следует проводить перед началом работы и в случае нестабильной работы генераторного оборудования. При этом осматривается корпус генератора на предмет наличия трещин или иных повреждений. Важно также выявить плохо зафиксированные детали и узлы.

Тем не менее, если внешний осмотр ничего не показал, а генератор не выходит в нормальный режим, то, обесточив оборудование, следует изучить состояние электропроводки, щеток или контактов. Если это так и не дало результатов, нужно оценить состояние обмотки ротора и статора генератора. Еще одна причина нестабильной работы дизельных и бензиновых электростанций — неисправность имеющегося в крышке генератора подшипника или выработка его посадочного места. Помимо этого, из строя могут выйти входящие в состав конструкции диодный мост или конденсаторы.

Проверка целостности обмотки статора генератора

Перед проверкой обмотки следует провести внешний осмотр статора генератора на предмет повреждения изоляции и на наличие прожигов. При обнаружении этих дефектов нужно заменить статор. А при их отсутствии следует перейти к следующему этапу проверки. Чтобы проверить целостность обмотки, статор следует отсоединить от генератора и обеспечить отсутствие контакта между выводами обмотки. При этом проверяется отсутствие как обрыва обмоточной цепи, так и замыкания обмоток на корпус.

Для этой цели используется цифровой мультиметр. Этот прибор необходимо установить в режим измерения сопротивления (в Омах). После этого измеряется сопротивление каждого из трех выводов обмотки. У неисправной обмотки мультиметр выявит слишком большое сопротивление (обрыв).

На втором этапе проверяется сопротивление между каждой обмоткой и корпусом статора. Малое значение будет свидетельствовать о наличии короткого замыкания на корпус.

Проверка работоспособности регулятора напряжения

Перед проверкой регулятор напряжения следует снять с генератора. Потом нужно провести внешний осмотр, убедиться в целостности щеток и проверить, как они передвигаются в каналах щеткодержателя. Если величина их выступа меньше 4,5 мм, следует заменить все устройство.

Для проверки регулятора напряжения пользователю нужно иметь два источника питания 12–14 и 16–22 В. Положительная клемма блока питания подключается к выходу устройства, отрицательная клемма присоединяется к массе. Между щетками подключается 12-вольтовая лампочка. Если при подаче 12–14 B лампочка горит, а при 16–22 B гаснет, то регулятор исправен. В других случаях можно говорить о неисправности устройства.

Проверка исправности конденсатора

Для проверки полярного конденсатора сначала замыкаются его контакты, чтобы снять остаточный заряд. Мультиметр следует установить в режим измерения сопротивления (в омах). Затем, соблюдая полярность, щупы прибора присоединяются к выводам конденсатора. Исправная емкость постепенно заряжается. При этом значение измеряемого сопротивления возрастает до бесконечности. Неисправный конденсатор будет иметь нулевое или сразу высокое сопротивление.

Для оценки состояния неполярного конденсатора цифровой мультиметр нужно перевести в режим измерения сопротивления (в МОмах). Щупы прибора присоединяются к контактам конденсатора. Если величина измеренного сопротивления составляет меньше 2 МОм, значит, неполярный конденсатор вышел из строя.

Проверка состояния диодного моста

Сначала диодный мост демонтируется из генератора и разбирается. Для этого следует отпаять припаянные к статору выводы. Мультиметр переводится в режим прозвона. Для проверки диоды моста прозваниваются в прямом и в обратном направлении. В первом случае сопротивление этих полупроводниковых элементов будет малым (400–800 Ом), во втором — большим. В других случаях можно говорить о неисправности входящих в состав моста диодов.

Визуальный осмотр подшипников

Одним из признаков неисправности подшипников генератора является гул и повышенный уровень шума. Для оценки технического состояния нужно снять задний подшипник и изучить его на предмет коррозии, трещин, износа, люфта и перекосов. Кольцо должно свободно и бесшумно вращаться.

Таким образом можно самостоятельно проверить состояние основных узлов и деталей генератора. Даже их замена не всегда бывает сложным процессом. Однако для ремонта сложных поломок пользователю стоит обращаться к услугам опытных и хорошо подготовленных специалистов.

Если у Вас остались вопросы, позвоните нам по телефону 8 (800) 555-06-29 или воспользуйтесь формой обратной связи.

www.sklad-generator.ru

Как проверить генератор на работоспособность с помощью мультиметра

Генератор достаточно стабилен в работе. Выход его из строя, как правило, происходит по причинам воздействия окружающей среды, например, в виде конденсирующейся влаги на контактах и металле, вызывающей коррозию и пробои, а также в результате механического износа вращающихся деталей.

Чтобы знать, как проверить зарядку генератора, необходимы определенные базовые знания об устройстве агрегата, его составных комплектующих и принципиальной схеме работы некоторых его частей.

Для измерения электрического сопротивления потребуется специальный контрольно-измерительный аппарат: так называемый мультиметр или омметр.

Как проверить статор генератора на целостность его обмотки

Перед тем, как проверить обмотку генератора тестером, необходимо, прежде всего, осмотреть его на наличие внешних повреждений изоляции, прожигов в обмотке, возникающих в результате коротких замыканий. При обнаружении видимых глазу повреждений статор нужно заменить. Если внешних повреждений не обнаружено, то приступаем к пошаговой проверке целостности обмотки статора при помощи омметра.

Статор должен быть отсоединен, выводы обмотки не должны контактировать друг с другом.

Требуется проверить:

  • отсутствие обрыва цепи обмотки
  • отсутствие замыкания обмоток с корпусом.

Ставим омметр на прозвон и измерение сопротивления.

В первом случае наконечники омметра соединяются поочередно с каждым из трех выводов обмотки. При неисправной обмотке контрольный прибор покажет бесконечное сопротивление (т.е. единицу в левом разряде цифрового мультиметра и максимальное отклонение вправо, если мультиметр аналоговый).

Существует две принципиальные схемы как подключить генератор к сети дома — с перекидным рубильником или же через автоматическое управление. При этом очень важным является соблюдение установленных правил безопасности при эксплуатации домашних электростанций.

Вместе с проверкой генератора зачастую приходится тестировать на работоспособность аккумулятор автомобиля. Со всеми методиками проверки можно ознакомиться здесь.

Во втором случае наконечники омметра соединяются с выводом обмотки и с корпусом статора. При наличии замыкания контрольный прибор должен показывать малое сопротивление.

Исправный статор, таким образом, в этих двух тестах должен показать малое сопротивление в первом случае и бесконечно большое – во втором.

Проверка исправности регулятора напряжения в генераторе

Перед тем, как проверить регулятор напряжения генератора, его необходимо демонтировать и отсоединить. Далее нужно убедиться, что щетки целы, не имеют дефектов и сколов, свободно перемещаются в каналах щеткодержателя. При щетках, выступающих менее чем на 4,5 мм, требуется замена регулятора напряжения.

Непосредственно регулятор напряжения проверяется при помощи дополнительных источников питания: 12-14 В и 16-22 В.

Соответственно, первым источником может выступать аккумулятор, вторым источником – аккумулятор с последовательно подсоединенными к нему 1,5-вольтовыми батарейками.

Положительный выход аккумулятора подключаем к выходу устройства, отрицательный – к массе регулятора напряжения. 12-вольтная лампочка подключается между щеток.

В случае исправности регулятора при подаче напряжения:

  • 12-14 В лампочка должна гореть;
  • 16-22 В лампочка должна гаснуть.

Во всех остальных случаях регулятор напряжения неисправен, ремонту не подлежит и должен быть заменен на новый.

Проверка конденсатора на работоспособность

Грубую проверку конденсатора можно провести, зарядив его в течение нескольких секунд напряжением, не превышающим указанный на нем максимум, после чего замыкая его контакты изолированным от рук железным предметом. При исправности конденсатора, т.е. при его способности заряжаться и сохранять заряд, должна появиться искра.

Перед тем, как проверить конденсатор мультиметром, необходимо уточнить, что они бывают полярные, т.е. подключать которые нужно строго в соответствии с указанной на выходах полярностью, и неполярные.

Тест полярного конденсатора.

Вначале замыкаем контакты конденсатора, снимая хранящийся в нем заряд. Необходимо поставить контрольный прибор на прозвон и измерение сопротивления. После чего подсоединяем контакты омметра в соответствии с полярностью конденсатора. Исправный конденсатор начинает заряжаться, показатель сопротивления будет расти, пока не начнет стремиться к бесконечности. Такие результаты у работающего конденсатора.

Для обустройства каналов под проводку и трубопровод используют штроборез. Этот инструмент совсем не обязательно приобретать в готовом виде в магазине. Намного экономичнее будет изготовить шртоборез своими руками из болгарки и других подручных элементов.

Любому радиолюбителю и электрику будет полезным знать разные характеристики мелких деталей и другого электрооборудования. Например, о принципах работы регулятора мощности на симисторе можно прочитать тут, а эта статья раскрывает особенности цветовой маркировки резисторов.

Неработающий конденсатор будет:

  • вызывать у омметра писк и показывать нулевое сопротивление;
  • сразу показывать бесконечное сопротивление.

Тест неполярного конденсатора.

Выставляем на контрольном приборе значения мегаома и касаемся его контактами выводов конденсатора. При малых значениях сопротивления (менее 2 мОм) конденсатор, скорее всего, находится в нерабочем состоянии.

Проверка диодного моста генератора мультиметром

Задача выпрямительных диодов правильно пропускать ток в направлении от генератора и блокировать его прохождение в обратном направлении. Неисправностью диодного моста считается любое отклонение в его работе. Рассмотрим подробнее, как проверить диодный мост генератора.

Для начала требуется извлечь диодный мост из генератора и разобрать его для получения доступа к контактам диодов. Запаянные выводы на статоре требуется распаять.

Переключатель мультиметра должен быть установлен на прозвон. Диоды являются полупроводниками, относятся к микроэлектронике. Для прозвона диодного моста нужно понимать его устройство и иметь принципиальную схему.

Проверка силовых диодов.

Отрицательный контакт мультиметра соединяется с пластиной диодного моста, положительный – с выводом диода. Ток должен проходить. Показания прибора должны стремиться к бесконечности. Положительный щуп мультиметра соединяем с пластиной диодного моста, отрицательный – с выводом диода. Мультиметр должен показать сопротивление от 400 до 800 Ом.

Проверка вспомогательных диодов.

Отрицательный выход мультиметра соединяем с пластиной вспомогательных диодов, положительный – с выводом диода. Мультиметр должен показать значение от 400 до 800 Ом. Положительный контакт мультиметра соединяем с пластиной вспомогательных диодов, отрицательный – с выводом диода. Показания прибора будут стремиться к бесконечному сопротивлению.

Осмотр подшипников

Подшипник представляет собой механическую деталь, неисправность которой заключается в изменении ее физических свойств. Это могут быть коррозии, трещины, износы, повреждения, наличие люфта, затруднение вращения. Внешним признаком проблемы с подшипником генератора является издаваемый генератором гул и шум.

В этом случае задний подшипник извлекается и изучается на наличие вышеупомянутых дефектов детали. Кольцо подшипника должно иметь свободное вращение без создания посторонних шумов.

Если говорить об автомобильном генераторе, то его передний подшипник обычно вмонтирован в крышку. Проверка осуществляется по аналогичному принципу, вращая крышку и удерживая центр. Подшипник не должен заедать или шуметь.

Подшипник с плохим вращением или наличием отклонение по оси вращения подлежит замене.

Таким образом, проверка генератора на работоспособность не представляет собой большой сложности. Главное — понимать сущность происходящих в устройстве процессов. Принципиальные проблемы, которые случаются с генератором, просты и стандартны. Вооружившись мультиметром и полученными знаниями, вы без труда сможете найти в генераторе неисправность.

Смотрим, как проверить генератор мультиметром, на видео

elektrik24.net

Основы ремонта генераторов Briggs & Stratton - Статьи

Основы ремонта генераторов Briggs & Stratton

 

1. Диоды, варисторы и конденсаторы

 

1.1. Диоды

Диоды пропускают ток только в одном направлении. Они используются для выпрямления тока в обмотках ротора. Ток, текущий в обмотках ротора, порождает магнитное поле, необходимое для работы генератора. На рисунке 1 изображен одинарный диод.

 

 

Диоды защищены варистором. Варистор пропускает ток через себя, в том случае, когда высокое напряжение может спровоцировать повреждение диода. На рисунке 2 изображен варистор.

 

 

В некоторые диодные сборки входит небольшой конденсатор. Этот конденсатор подавляет электронный шум (EMC) и его можно проверить только при помощи очень чувствительного прибора. На рисунке 3 изображен конденсатор.

 

 

На рисунке 4 изображены две стандартные диодные сборки, которые Вы можете найти в роторах синхронных генераторов. В роторе может быть одна или две диодных сборки.

 

 

1.2. Проверка диодов

Для проверки диода, установленного в роторной обмотке, необходимо отсоединить один контакт диода от обмотки. Для этого используйте мощный паяльник с тонким жалом. Отсоедините диод от варистора и конденсатора (если имеется). Подсоедините измеритель сопротивления к диоду (рисунок 5). Следуйте инструкции на измеритель.

 

 

Альтернативой служит маленькая 12 В лампа-тестер. Используя источник 12 В, соединить лампочку и диод в последовательную электрическую цепь. При включении диода в прямом направлении в цепи потечет ток и лампочка загорится. При включении диода в обратном направлении лампочка не должна гореть.

 

 

Если диод неисправен, то нужно заменить диодную сборку полностью (диод, варистор, конденсатор). Новый диод должен быть подсоединен в том же направление, что и предыдущий. Все диоды помечены серебряной или красной полоской, указывающей направление. Не забудьте проверить роторную обмотку на непрерывность, прежде чем заменять диодную сборку. Если в роторе одна диодная сборка и неисправен диод, то выходное напряжение будет равно 4-18В(остаточный магнетизм). Если в роторе две диодные сборки, то при неисправности одного диода выходное напряжение будет примерно равно 170В.

 

1.3. Проверка варисторов

Тестирование варистора не производится, поэтому при проверке диодной сборки его рекомендуется заменить.

 

1.4. Проверка конденсаторов ротора

ЕМС конденсаторы не тестируются.

 

1.5. Диодный мост

Диодные мосты используются для преобразования переменного тока в постоянный. Они применяются в цепи зарядки аккумуляторной батареи, цепи возбуждения в сварочных генераторах постоянного тока и 3-х фазных генераторах прямого возбуждения. Диодный мост, состоящий из четырех диодов и варистора, изображен на рисунках 7 и 8.

 

 

Диодный мост защищен варистором.

 

1.6. Проверка диодного моста

В соответствии с рис. 9 каждый из четырех диодов тестируется по отдельности при помощи измерителя напряжения или лампы-тестера.

 

 

2. Конденсатор цепи возбуждения

Конденсаторы используются в цепи возбуждения саморегулируемых генераторов. Конденсатор соединен с обмоткой возбуждения (рисунок 1В). Ток, который течет через конденсатор, порождает ток в обмотках ротора, который, в свою очередь, порождает магнитное поле ротора. Магнитное поле ротора индуцирует электрическое напряжение в силовых обмотках. Емкость конденсатора выбирается исходя из выходного напряжения генератора. Поэтому, при необходимости замены следует устанавливать конденсатор той же емкости.

 

 

Если конденсатор возбуждения неисправен, то генератор теряет способность поддерживать напряжение и выходное напряжение падает до 9-27В и поддерживается только остаточным магнетизмом на роторе. Если при проверке выходного напряжения есть подозрение о неполадке конденсатора, то для теста необходимо заменить конденсатор новым с таким же или большим значением номинального напряжения. Емкость тестирующего конденсатора значения не имеет. Появление выходного напряжения (160-250В) является подтверждением неисправности конденсатора.

2.1. Проверка конденсатора

 

Подсоедините измерительный прибор к клеммам конденсатора. Прибору может понадобиться до 10 секунд для снятия показаний, которые должны находиться в пределах значений, указанных на конденсаторе (рисунок 1С).

 

 

3. Проверка обмоток статора

 

Тестирование обмотки статора производится высокоточным омметром. На рисунке 4 изображена электрическая схема для генератора EP3.0. В таблице указаны значения сопротивления статора. Значения сопротивления даны при температуре 20º С, они зависят как от температуры, так и от типа омметра, данные могут расходиться с указанными в таблице до 20%.

3.1. Основная (Силовая) обмотка

Подключите омметр к одной из розеток генератора и сделайте проверку на обрыв цепи (рис. 1). Проследите за электропроводкой от розетки до предохранителя и панели генератора. В соединительном блоке статора измерьте сопротивление между черным и белым проводом (рис. 2), а затем между коричневым и голубым проводом.Схема показывает, что фактически проводятся измерения двух частей основной(силовой) обмотки. Бесконечное или высокое сопротивление свидетельствуют о разомкнутости цепи в обмотке статора. Низкий показатель сопротивления свидетельствует о коротком замыкании между обмотками статора.

 

 

Проверьте отсутствие замыкания на корпус каждой обмотки. Сопротивление между обмотками и корпусом статора должно равняться бесконечности.Значение сопротивления, отличное от бесконечного, свидетельствует о КЗ на корпус – необходимо заменить статор.

 

3.2. Обмотка зарядки АКБ

В некоторых генераторах есть обмотка зарядки АКБ. Способ проверки обмотки зарядки АКБ, статора и обмотки возбуждения одинаков.

 

3.3. Обмотка возбуждения

Отсоединив два серых провода от конденсатора, измерьте сопротивление обмотки возбуждения на контактах (рис. 3).Подсоедините один щуп омметра к корпусу, а второй - к обмотке возбуждения статора. Все показания, кроме бесконечности, свидетельствуют о замыкании на корпус обмотки возбуждения статора – необходимо заменить статор.

 

 

 

 

4. Проверка обмоток ротора

Для проверки обмотки ротора один контакт диодной сборки должен быть отпаян. Для этого используйте паяльник и плоскогубцы. Провода диодной сборки и провода на роторе перекручены и спаяны при производстве. Необходимо соблюдать особую осторожность при размыкании соединения, чтобы не повредить обмотку ротора и пластиковые части диодной сборки. Как показано на рисунках 1-3, мощным паяльником с узким жалом нагрейте припой вокруг каждого соединения диодной сборки до тех пор, пока не станет возможным отсоединить отпаянные провода диодной сборки от обмотки ротора.Осторожно отсоедините отпаянные провода обмотки ротора от диодной сборки и изолируйте их от диода, варистора и EMC конденсатора.

 

 

В соответствие с рисунком 4, подсоедините измерительный прибор к обмотке ротора, предварительно отсоединив ее от диода ротора, варистора и EMC конденсатора. Измерьте сопротивление на обмотке и проверьте КЗ на корпус ротора. Замените ротор, если проверка выявила неполадки.

 

 

 

5. Генераторы конденсаторного возбуждения

В электростанциях Briggs&Stratton Power Products используются саморегулируемые генераторы с конденсаторным возбуждением. Генератор состоит из ротора и статора. Ротор соединен с валом отбора мощности и вращается внутри неподвижного статора, который крепится к картеру двигателя.Как правило, статор имеет две обмотки: обмотку возбуждения и силовую обмотку. У некоторых генераторов есть дополнительная обмотка зарядки АКБ.Процесс возбуждения (превращение ротора в магнит) осуществляется обмоткой возбуждения. Розетки соединяются с силовой обмоткой. При вращениb магнита (ротора) внутри силовой обмотки статора, вырабатывается выходное напряжение.Постоянный ток в роторной обмотке создает магнитное поле ротора. В обмотке возбуждения создается переменный ток, который конвертируется в постоянный ток диодом ротора. При завершении работы генератора, в роторе сохраняется небольшая часть магнетизма, которая называется остаточным магнетизмом. Конденсатор подсоединен к обмотке возбуждения. Ток, проходящий через конденсатор, индуцирует ток в обмотках ротора, определяя, таким образом, величину магнитного потока ротора и напряжение на выходе генератора.

 

5.1. Поиск неисправностей

 

Для нахождения неисправностей необходимо:

Запустить двигатель и проверить частоту вращения, при необходимости отрегулировать. Проверить выходное напряжение непосредственно в розетке. (Используя вольтметр, имейте в виду, что при неисправном генераторе напряжение может быть нулевым или очень низким).

ВНИМАНИЕ: Нулевое напряжение свидетельствует о разрыве цепи или о полной потере остаточного магнетизма в роторе.

 

 

 

5.2. Восстановление остаточного магнетизма

 

Проводить данную операцию только в случае нулевого напряжения на выходе электростанции и если не был найден разрыв цепи генератора и контрольной панели.Для восстановления остаточного магнетизма нужно подать постоянный ток 12 В в силовую обмотку, подсоединив аккумулятор непосредственно к розетке. Необходимо отключить систему зажигания двигателя, отсоединив высоковольтный провод от свечи зажигания.

1. Выключить двигатель.2. Подсоединить аккумулятор непосредственно к розетке генератора (полярность значения не имеет).3. Прокрутить двигатель стартером. ЗАМЕЧАНИЕ: 4 полных оборота при помощи ручного стартера или примерно 3-4 секунды при помощи электрического стартера.4. Отсоединить аккумулятор.5. Подсоединить высоковольтный провод к свече зажигания.6. Запустить двигатель и проверить выходное напряжение.7. Если остаточный магнетизм восстановлен, то выходное напряжение будет 230 В.

Альтернативный способ

Если небольшая часть магнетизма сохранилась в роторе, то восстановить выходное напряжение можно, немного увеличив частоту вращения. При этом важно не превысить максимально допустимое число оборотов.

1. Запустить и прогреть двигатель.2. Тягой управления дросселем медленно увеличить число оборотов в минуту до 3600, на 5 секунд.

3. Дать возможность двигателю восстановить обороты и снова проверить выходное напряжение в розетке.

 

6. Генераторы прямого возбуждения серии ER-R с регулятором напряжения AVR

Генераторы Sincro серии ER-R прямого возбуждения, используемые на электростанциях Briggs&Stratton Power Products, оснащены автоматическим регулятором напряжения (AVR). Генератор состоит из ротора и статора. Ротор соединен с валом отбора мощности двигателя и вращается внутри неподвижного статора, который прикреплен к картеру двигателя. Статор имеет две обмотки: обмотку возбуждения и силовую обмотку. Процесс возбуждения (превращение ротора в магнит) осуществляется обмоткой возбуждения. Розетки соединяются с силовой обмоткой. При вращение магнита (ротора) внутри силовой обмотки статора, вырабатывается выходное напряжение.Магнитное поле ротора создается постоянным током в роторной обмотке. В обмотке возбуждения статора возникает переменный ток. Переменный ток из обмотки возбуждения попадает в обмотки ротора через регулятор напряжения и контактные кольца.Регулятор напряжения выпрямляет переменный электрический ток в постоянный. При завершении работы генератора в роторе сохраняется небольшая часть магнетизма, которая называется остаточным магнетизмом.Автоматический регулятор напряжения (AVR) контролирует силу тока в обмотках ротора и, следовательно, магнитный поток ротора и напряжение на выходе.

 

6.1. Регулятор напряжения

Регулятор напряжения (рис. 1) соединяется с силовой обмоткой, обмоткой возбуждения и обмоткой ротора через контактные кольца и щетки. Контролируемое напряжение силовой обмотки измеряется и сравнивается с базовым напряжением, которое устанавливается регулировочным винтом. Если контролируемое напряжение ниже базового (низкое напряжение в розетке), регулятор автоматически увеличивает ток в роторе. Если контролируемое напряжение выше рекомендуемого (высокое напряжение в розетке), регулятор уменьшает силу тока в роторе, и выходное напряжение уменьшается. Постоянный контроль над силой тока в роторе позволяет поддерживать стабильное выходное напряжение.

Корректировка регулятора напряжения

ВНИМАНИЕ: Корректировка должна производиться при включении

электростанции и со снятой крышкой генератора. Избегайте контакта с горячей выхлопной трубой и электрическими проводами. Перед тем как корректировать регулятор напряжения, убедитесь, что частота вращения двигателя в норме.

1. Запустите двигатель и дайте ему прогреться в течение нескольких минут.2. Используйте точный вольтметр для измерения напряжения в розетке.3. Отрегулируйте напряжение регулировочным винтом, как показано на рисунке 1, используя отвертку.

ВНИМАНИЕ: Второй винт на рисунке 1 не подвергается регулировке.

Регулировка произведена на заводе-производителе. При установке нового регулятора напряжения зафиксируйте второй винт в среднем положении и отрегулируйте напряжение, как описано выше.

 

 

6.2. Поиск неисправностей

Для нахождения неисправностей необходимо:Запустить двигатель и проверить частоту вращения, при необходимости отрегулировать.Проверить выходное напряжение непосредственно в розетке. (Используя вольтметр, имейте в виду, что напряжение может быть нулевым или очень низким)

ВНИМАНИЕ: Нулевое напряжение свидетельствует о разрыве цепи или о полной потери остаточного магнетизма ротора.

Запустить двигатель и измерить выходное напряжение в розетке.

 

 

 

6.3. Неисправности регулятора напряжения AVR

Неисправный регулятор напряжения подлежит замене на новый. Единственная часть регулятора напряжения, которую можно заменить отдельно, это предохранитель 3 А. Неисправность регулятора следует находить путем исключения:

1. Подать постоянный ток в обмотку ротора (смотрите ниже 6.4. пункты 1-6).2. Измерить выходное напряжение обмотки возбуждения (200-250В)3. Измерить напряжение основной обмотки (примерно 110-130В)

Если при тестировании, Вы получили значения напряжения указанные выше, то регулятор напряжения необходимо заменить. ОБЪЯСНЕНИЕ: Данные тесты подтверждают, что обмотка возбуждения и силовая обмотка исправны. Наличие выходного напряжения в розетке подтверждает исправность щеток, контактных колец и ротора. Следовательно, неисправен регулятор напряжения.

 

6.3. Восстановление остаточного магнетизма

Проводить данную операцию только в случае нулевого напряжения на выходе электростанции и если не был найден разрыв цепи генератора и контрольной панели.Для восстановления остаточного магнетизма нужно подсоединить аккумулятор 12В к проводам, соединяющим AVR и набор щеток, и запустить двигатель.

ВНИМАНИЕ: Необходимо снять крышку генератора и запустить двигатель.

Убедитесь, что провода подсоединены правильно и не пытайтесь отсоединить провода при включенном двигателе.

1. Снять верхнюю крышку генератора.2. Найти плюсовой и минусовой провод регулятора напряжения.3. Отсоединить провода возбуждения от регулятора напряжения.4. Подсоединить аккумулятор 12В непосредственно к плюсовому и минусовому проводам щеток.5. Установить панель генератора для измерения выходного напряжения в розетках.6. Запустить двигатель и измерить напряжение в розетке 230 В.7. Если причина в остаточном магнетизме, то выходное напряжение восстановится.8. Отсоединить аккумулятор и соединение.9. Снова присоединить провода к обмотке возбуждения.10. Запустить двигатель и измерить выходное напряжение.

Альтернативный способ

Если небольшая часть магнетизма сохраняется в роторе, то восстановить выходное напряжение можно, немного увеличив частоту вращения. При этом важно не превысить максимально допустимое число оборотов.

1. Запустить и прогреть двигатель.2. Тягой управления дросселем медленно увеличить частоту вращения до 3600 мин-1, на 5 секунд.3. Дать возможность двигателю восстановить обороты и снова проверить выходное напряжение в розетке.

 

6.4. Проверка ротора

Для проверки ротора измерьте сопротивление на контактных кольцах. Проверьте, нет ли на них задиров.

 

 

7. Асинхронные генераторы

 

Асинхронные генераторы конденсаторного возбуждения устанавливаются на некоторых электростанциях Briggs&Stratton Power Products c вертикальным коленчатым валом двигателя. Неисправности асинхронного и синхронного генератора и пути их устранения похожи. Ребра на корпусе статора предназначены для охлаждения, ротор — цельный, без обмоток и диодов. Генератор состоит из ротора и статора. Ротор соединен с валом отбора мощности двигателя и вращается внутри неподвижного статора, который прикреплен к картеру двигателя. Статор имеет две обмотки: обмотку возбуждения и силовую обмотку. Возбуждение (процесс, превращающий ротор в магнит) осуществляется обмоткой возбуждения. Розетки соединяются с силовой обмоткой. При вращении магнита (ротора), внутри силовой обмотки статора вырабатывается выходное напряжение.При завершении работы генератора, в роторе сохраняется небольшая часть магнетизма, которая называется остаточным магнетизмом. Конденсатор подсоединен параллельно обмотке возбуждения статора. Ток, проходящий через конденсатор, индуцирует ток в обмотках ротора, который определяет силу магнитного потока ротора.

7.1. Поиск неисправностей

 

Для нахождения неисправностей асинхронного генератора нужно выполнить те же действия, что и для синхронного генератора, но необходимо помнить, что у асинхронного генератора отсутствуют обмотки ротора и диоды. Повреждение ротора может носить только механический характер (отказ подшипника), убедитесь, что ротор присоединен и вращается вместе с коленвалом двигателя.

Для нахождения неисправностей необходимо:

Запустить двигатель и проверить его частоту вращения. При необходимости отрегулировать.Проверить выходное напряжение непосредственно в розетке. (Используя вольтметр, имейте в виду, что напряжение может быть нулевым или очень низким)

ВНИМАНИЕ: Нулевое напряжение свидетельствует либо о разрыве цепи, либо о полной потери остаточного магнетизма в роторе.

 

7.2. Восстановление остаточного магнетизма

 

Проводить данную операцию только в случае нулевого напряжения на выходе электростанции и, если не был найден разрыв цепи генератора и приборной панели.Для восстановления остаточного магнетизма нужно пропустить постоянный ток 12 В через силовую обмотку, подсоединив аккумулятор непосредственно к розетке. Необходимо отключить систему зажигания двигателя, отсоединив высоковольтный провод от свечи зажигания.

1. Выключить двигатель.2. Подсоединить аккумулятор непосредственно к розетке генератора (полярность значения не имеет).3. Прокрутить двигатель стартером. ЗАМЕЧАНИЕ: 4 полных оборота при помощи ручного стартера или примерно 3-4 секунды при помощи электрического стартера.4. Отсоединить аккумулятор.5. Подсоединить высоковольтный провод к свече зажигания.6. Запустить двигатель и проверить выходное напряжение.7. Если остаточный магнетизм восстановлен, то выходное напряжение будет 230 В.

Альтернативный способЕсли небольшая часть магнетизма сохраняется в роторе, то восстановить выходное напряжение можно, немного увеличив частоту вращения. При этом важно не превысить максимально допустимое число оборотов.

1. Запустить и прогреть двигатель.2. Тягой управления дросселем медленно увеличить частоту вращения до 3600 мин-1, на 5 секунд.3. Дать возможность двигателю восстановить обороты и снова проверить выходное напряжение в розетке.

therepair.ru

Как проверить конденсатор на работоспособность мультиметром и без прибора

Современный автомобиль — это сложная система, в которой каждая деталь имеет строго определённые функции. Даже если деталь кажется мелкой и незначительной, её поломка может обернуться серьёзными неприятностями для водителя. Конденсатор — одна из таких деталей. Если один из автомобильных конденсаторов выйдет из строя, завести машину будет сложно. А ещё сложнее будет выяснить, что источником проблем является именно конденсатор. О том, как проверить, его работоспособность, мы и поговорим в этой статье.

Назначение конденсатора

Электролитический, с насечкой

Оно простое: накапливать электрический заряд. Простейший конденсатор — это 2 пластины, разделённые слоем специального диэлектрика. Пластины являются электродами. Они помещаются в закрытый корпус цилиндрической формы. Наружу из этого корпуса выводятся только контакты, которые и впаиваются в электросхему.

Расположение деталей в автомобиле

  • Пусковой конденсатор в блоке генератора.
  • Рабочий конденсатор в блоке генератора.
  • Конденсаторы повышенной ёмкости в усилителе.
  • Конденсаторы в акустической системе автомобиля.

Признаки неполадок

  • Автомобиль трудно завести.
  • Двигатель автомобиля после старта работает нестабильно.
  • Слышны сильные помехи при прослушивании радио.
  • При прослушивании музыки на максимальной громкости фары мигают синхронно с басами из сабвуфера.

Все эти признаки говорят о том, что напряжение в электросети автомобиля низкое. Причиной этого может быть как вышедший из строя конденсатор, так и малая ёмкость одного или нескольких рабочих конденсаторов.

Как проверить работоспособность с помощью мультиметра

  1. Конденсатор выпаивается со штатного места в схеме. Обе его ножки захватываются металлическим пинцетом, что ведёт к полной разрядке конденсатора (при условии, что он исправен).

    Удобно выполнять с помощью металлического пинцета

  2. Теперь регулятор мультиметра устанавливается в режим измерения сопротивления. После этого щупы мультиметра соединяются с ножками конденсатора. В первые секунды ток проходит через конденсатор, а мультиметр фиксирует минимальное сопротивление.

    Сопротивление минимально

  3. Щупы дальше удерживаются на контактах конденсатора. Если он исправен, то через пару секунд сопротивление на мультиметре начнёт расти (потому что мультиметр в режиме измерения сопротивления сам вырабатывает ток, в результате чего конденсатор постепенно заряжается).
  4. Наконец, сопротивление достигает единицы. Это значит, проверяемый конденсатор полностью исправен.

    А следовательно, исправен

Видео о проведении работ

Ещё один способ проверки

Подходит лишь для конденсаторов повышенной ёмкости и используется крайне редко из-за высокой опасности. Конденсатор на 2–3 секунды подключается к источнику высокого напряжения, которое не должно превышать предельно допустимого напряжения, указанного на самом конденсаторе. Затем он отключается, а его контакты замыкаются накоротко чем-нибудь металлическим, при этом металл обязательно должен быть изолирован от руки, в противном случае можно получить удар током. Если при прикосновении металла к ножкам произошла разрядка конденсатора (которая обычно сопровождается искрами) — значит, конденсатор исправен, так как способен накапливать заряд.

Проверка без приборов

Проверить исправность конденсатора без мультиметра непросто, и в сущности, способ существует только один: осмотр.

  • Подавляющее большинство импортных электролитических конденсаторов имеют на торце крестообразную насечку. В случае неисправности, возникшей, к примеру, в результате скачка напряжения в сети автомобиля, эта насечка вздувается, а иногда и рвётся, что видно невооружённым глазом.

    Крестообразная насечка разорвана

  • Если конденсатор выполнен из твёрдого полимера, никаких крестообразных насечек на нём нет. Поэтому в случае неполадок его корпус не раздувается, а просто раскалывается (как правило, вдоль).
  • Наконец, конденсатор внешне может выглядеть целым. Однако на его торце (обычно со стороны контактных ножек), может возникнуть небольшое затемнение либо будут видны явные следы копоти. Это ещё один признак того, что конденсатор пора менять.

Важные моменты

  • При проверке конденсатора мультиметром следует соблюдать полярность. На корпусе конденсатора, рядом с одной из контактных ножек, производитель всегда наносит метку в виде галочки. Это отрицательный контакт (т. е. минус).
  • Также следует помнить, что для правильной проверки мультиметром ёмкость проверяемого конденсатора не должна быть ниже 0.25 мкФ. Если ёмкость меньше, то простым мультиметром такой конденсатор можно проверить лишь на короткое замыкание.

Для проверки конденсаторов не требуется специального оборудования, за исключением бытового мультиметра, который можно приобрести в любом магазине электротоваров. Однако при проверке автовладелец должен быть предельно внимателен и соблюдать технику безопасности, особенно если планируется проверить конденсатор большой ёмкости. Удар током из разрядившегося конденсатора, даже если он пришёлся на руку — вещь чрезвычайно болезненная.

Копирайтер с пятилетним стажем.

Оцените статью:

motorltd.ru

 Как проверить конденсатор мультиметром на работоспособность не выпаивая

Конденсатор – это важный элемент, обеспечивающий эффективную работу электронных схем по своему функциональному назначению. Прежде чем ознакомиться с методами, как проверить конденсатор мультиметром, рассмотрим виды этих деталей и принципы их работы. Тогда проверку мультиметром работоспособности конденсаторов можно будет делать осознанно, с пониманием того, какие параметры в заданных пределах измеряются.

Проверяем конденсатор мультиметром

Устройство и принципы работы

Практически все электронные схемы включают в свой состав конденсаторы, за исключением отдельно взятых микросхем.

Конденсаторы выполняют роль накопителя энергии, применяются в электронных схемах разного назначения:

  • в фильтрах выпрямителей и стабилизаторов источников питания;
  • передают сигналы между каскадами усилительной аппаратуры;
  • на их основе строятся частотные фильтры, разделяющие звуки на высокие и низкие частоты;
  • в таймерах задаются временные интервалы пусковой системы электродвигателей стиральной машины или режимов микроволновки;
  • в генераторах подбирается определенная частота колебаний и многие другие функции.

Классическая конструкция конденсатора представляет собой две токопроводящие пластины, расположенные друг против друга. Между ними находится диэлектрическая прокладка, в качестве которой может быть даже воздух.

Формула для расчета емкости

е – диэлектрическая проницаемость прокладки;S – площадь пластин в кв/м;С – фарады, емкость.

Соотношение формулы показывает, что емкость увеличивается при увеличении площади пластин и уменьшении расстояния между ними.

В промышленности плоские конденсаторы изготавливаются с малыми емкостями, для получения больших емкостей используются технологии изготовления деталей цилиндрической формы. Так, в цилиндрическом корпусе сворачиваются две полоски из фольги, между которыми бумажная лента, пропитанная трансформаторным маслом. Такая конструкция позволяет достичь больших площадей пластин, малых расстояний между ними, получить большую емкость конденсатора.

Классический пример работы конденсатора

Схема работы конденсатора

Конденсатор заряжается до напряжения источника питания за время Т = RC = 500 ОМ х 0,002 Ф = 1 сек. При переключении тумблера накопленный заряд разрядится на лампочку, при этом можно будет заметить кратковременную вспышку.

Виды конденсаторов

Все конденсаторы делятся на два вида: без полярности и полярные – электролитические,

По конструктивным особенностям их разделяют на:

  • простые;
  • диэлектрические;
  • с фиксированной и переменной емкостью.

Электролитические полярные конденсаторы в схемах подключаются обязательно с соблюдением полярности: контакты со знаком «+» на плюсовую дорожку платы, «–» – на минусовую дорожку. Другие конденсаторы можно припаивать на плату любыми выводами, не обращая внимания на полярность.

Причины неисправности

Простые конденсаторы с постоянной или переменной емкостью практически не выходят из строя – нечему ломаться, если только при механическом повреждении токопроводящих пластин.

Электролитические диэлектрические конденсаторы имеют ограниченные сроки службы, со временем диэлектрический слой между пластинами теряет свои свойства.

Полярные конденсаторы в схемах подключаются строго по полюсам, ошибка приводит к потере конденсатором заданных параметров или полному пробою, обрыву цепи или короткому замыканию.

При замене конденсаторов даже новые надо обязательно проверять, электролитический слой может просто высохнуть за время его хранения.

Проверка конденсаторов мультиметром

Мультиметр – это универсальный прибор, с помощью которого можно измерять целый ряд параметров электротехнических цепей и отдельных деталей:

  • величину переменного и постоянного тока;
  • напряжение;
  • сопротивление и другие элементы.

Рассмотрим, как проверить конденсатор.

Существует два вида мультиметров: аналоговые и цифровые. На цифровом варианте измеряемые параметры отображаются в виде чисел в жидкокристаллическом дисплее. Аналоговый прибор имеет стрелочный индикатор с градуировкой на шкале – для проверки конденсаторов этот вариант более удобный. Измеряемые параметры и пределы устанавливаются переключателем, который находится на корпусе, концы проводов для измерения оборудованы контактными клеммами и щупами.

Проще всего проверяются конденсаторы, которые не имеют полярности. Для этого надо установить переключатель мультиметра в режим измерения «мегомы», на шкале переключателя он обозначен как 2000k. Один провод вставить в гнездо со знаком VОм.mA, второй – в гнездо со знаком заземления. Затем нужно подсоединить концы щупов к контактам конденсатора; показания стрелки или чисел на дисплее должны быть на уровне 2Мом или выше. При сопротивлении ниже 2Мом конденсатор считается неработоспособным.

Двухполюсные электролитические конденсаторы надо проверять на исправность обязательно с соблюдением полярности. На корпусе конденсатора есть маркировка с указанием допустимого напряжения в вольтах и максимальной емкости в микрофарадах.

На импортных моделях со стороны отрицательного вывода на корпусе ставят знак минуса черным цветом. На отечественных конденсаторах возле ножек стоят знаки «–» и «+».

Маркировка на корпусе конденсатора для соблюдения полярности

Переключатель мультиметра выставляется в режим измерения сопротивления или прозвонки. Затем подсоединяют щупы к выводам конденсатора, соблюдая полярность. На конденсатор подается постоянное напряжение с элементов питания мультиметра, он начинает заряжаться.

Стрелка индикатора при этом постепенно отклоняется в правую сторону, на цифровом варианте значение цифры увеличивается, сопротивление растет. Значение сопротивления может дойти до бесконечности, это зависит от номиналов конденсатора.

Если стрелка прибора остается на значении «0», значит в цепи конденсатора есть обрыв; при резком повороте стрелки в пределы бесконечности пластины конденсатора короткозамкнуты. В этих случаях пробитые детали подлежат замене.

Особенности проверки

Для того чтобы правильно проверить работоспособность конденсаторов тестером или мультиметром, очень важно знать некоторые особенности этой методики.

По причине технических ограничений в пределах измерений мультиметром или тестером можно проверить только конденсаторы емкостью выше 0,25 микрофарад. Другие конденсаторы проверяются специальным прибором LC- метром.

Перед замерами конденсаторы надо обязательно разряжать, особенно высоковольтные – выше 100В. Для этого используются лампы накаливания. Если напряжение конденсатора более 220 Вольт, подключается несколько ламп последовательно.

В процессе эксплуатации заряд конденсатора может оставаться длительное время; при соединении его клемм с контактами ламп происходит разряд, при этом лампы могут кратковременно вспыхнуть. Низковольтные конденсаторы можно разряжать, перемыкая контакты отверткой. При таком замыкании максимум будет небольшая искра, которая не явится угрозой здоровью.

Нельзя прозванивать конденсаторы в схеме, обязательно надо выпаивать и проверять отдельно. Остальные детали в цепи схемы будут влиять на измерения, что помешает получить истинные значения сопротивления конденсатора. Допускается отпаять одну ножку и сделать замеры, но это не всегда удается, выводы на печатных платах у деталей очень короткие.

Проверяем конденсатор на пригодность

Не стоит тратить время на конденсаторы с явными признаками неисправности, отечественные изделия при превышении допустимого напряжения или ошибки в подключении полярности может разорвать на части.

В импортных электролитических конденсаторах предусмотрены крестообразные оттиски в верхней части корпуса. В этих местах толщина стенок тоньше, при пробое энергия прорывает эти полосы, остается маленькое выжженное отверстие. Внимательно осматривайте и отбраковывайте такие элементы.

Проверка. Видео

Видео на практике покажет, как проверить конденсатор мультиметром, чтобы у читателей и вовсе не осталось вопросов.

 

elquanta.ru