Неисправности карбюратор нива 21213
ВАЗ 21213 | Возможные неисправности карбюраторного двигателя, их причины и методы устранения
Причина неисправности
Метод устранения
Двигатель не запускается
1. Нет топлива в карбюраторе: - засорены топливопроводы или топливный фильтр;
1. Проделайте следующее: - продуйте топливопроводы, промойте топливный бак, замените топливный фильтр;
- засорены фильтры карбюратора и топливного насоса;
- промойте фильтры;
- неисправен топливный насос
- проверьте работу насоса и замените поврежденные детали
2. Не открывается электромагнитный клапан карбюратора при включении зажигания: - обрыв в проводах, идущих к блоку управления клапаном и к клапану;
2. Проделайте следующее: - проверьте провода и их соединения, поврежденные провода замените;
- неисправен блок управления электромагнитным клапаном;
- замените блок управления;
- неисправен электромагнитный клапан
- замените клапан
3. Неисправно пусковое устройство карбюратора
3. Замените поврежденные детали пускового устройства
4. Неисправна система зажигания
4. См. главу "Бесконтактная система зажигания"
Двигатель работает неустойчиво или глохнет на холостом ходу
1. Нарушена регулировка холостого хода двигателя
1. Отрегулируйте холостой ход
2. Неисправна система управления электромагнитным клапаном карбюратора
2. См. неисправность "Двигатель не запускается"
3. Неисправен карбюратор: - засорены жиклеры или каналы карбюратора;
3. Проделайте следующее: - продуйте жиклеры и каналы карбюратора;
- вода в карбюраторе;
- удалите воду из карбюратора, слейте отстой из топливного бака;
- нарушена герметичность диафрагмы пускового устройства
- замените диафрагму
4. Подсос воздуха через поврежденный шланг, соединяющий впускную трубу с вакуумным усилителем тормозов
4. Замените поврежденный шланг
5. Подсос воздуха через прокладки в соединениях впускной трубы с карбюратором или с головкой цилиндров
5. Подтяните гайки крепления или замените прокладки; устраните деформацию фланца карбюратора или замените карбюратор
6. Подсос воздуха через поврежденную трубку отбора разрежения к датчику-распределителю зажигания
6. Замените поврежденную трубку
7. Неисправна система зажигания
7. См. главу "Бесконтактная система зажигания"
Двигатель не развивает полной мощности и не обладает достаточной приемистостью
1. Неполное открытие дроссельных заслонок карбюратора
1. Отрегулируйте привод дроссельных заслонок
2. Загрязнен фильтрующий элемент воздушного фильтра
2. Замените фильтрующий элемент
3. Неисправна система зажигания
3. См. главу "Бесконтактная система зажигания"
4. Неисправен топливный насос
4. Проверьте работу насоса и замените поврежденные детали
5. Неисправен карбюратор: - неисправен насос-ускоритель;
5. Проделайте следующее: - проверьте подачу насоса, замените поврежденные детали;
- засорены главные жиклеры;
- продуйте жиклеры сжатым воздухом;
- не полностью открыта воздушная заслонка;
- отрегулируйте или отремонтируйте автоматическое пусковое устройство карбюратора
- уровень топлива в поплавковой камере не соответствует норме;
- отрегулируйте установку поплавка;
- нарушена герметичность диафрагмы экономайзера мощностных режимов
- замените диафрагму
6. Засорена вентиляционная трубка топливного бака
6. Продуйте трубку сжатым воздухом
7. Нарушены зазоры в клапанном механизме
7. Отрегулируйте зазоры
8. Не совпадают установочные метки фаз газораспределения
8. Переставьте зубчатый ремень, совместив установочные метки
9. Недостаточная компрессия - ниже 1МПа(10кгс/см2): - поломка или залегание поршневых колец;
9. Проделайте следующее: - очистите кольца и канавки поршней от нагара, поврежденные детали замените;
- плохое прилегание клапанов к седлам;
- замените поврежденные клапаны, отшлифуйте седла;
- чрезмерный износ цилиндров и поршневых колец
- замените поршни, расточите и отхо-нингуйте цилиндры
Повышенный расход топлива
1. Не полностью открыта воздушная заслонка карбюратора
1. Отрегулируйте автоматическое пусковое устройство карбюратора
2. Повышенное сопротивление движению автомобиля
2. Проверьте и отрегулируйте давление в шинах, тормозную систему, углы установки колес
3. Неправильная установка момента зажигания
3. Отрегулируйте установку момента зажигания
4. Неисправен вакуумный регулятор датчика-распределителя зажигания
4. Замените вакуумный регулятор или датчик-распределитель зажигания
5. Высокий уровень топлива в карбюраторе: - нарушена герметичность игольчатого клапана или его прокладки;
5. Проделайте следующее: - проверьте, нет ли посторонних частиц между иглой и седлом клапана, при необходимости замените клапан или прокладку;
- заедание или повышенное трение, препятствующее нормальному передвижению поплавков
- проверьте и при необходимости замените поплавки
6. Засорены воздушные жиклеры карбюратора
6. Очистите жиклеры
7. Нарушена герметичность диафрагмы экономайзера мощностных режимов карбюратора
7. Замените диафрагму
8. Электромагнитный клапан карбюратора не перекрывает подачу топлива на принудительном холостом ходу: - не замыкается с массой подвижный контакт концевого выключателя;
8. Проделайте следующее: - зачистите контактные поверхности выключателя;
- обрыв в проводе, соединяющем блок управления с концевым выключателем карбюратора;
- проверьте провод и его соединения; замените поврежденный провод;
- неисправен блок управления
- замените блок управления
automn.ru
ВАЗ 21213 | Возможные неисправности двигателя.
Причина неисправности
Способ устранения
Двигатель не запускается
Двигатель работает неустойчиво или глохнет на холостом ходу
Двигатель не развивает полной мощности и не обладает достаточной приемистостью
Стук коренных подшипников коленчатого вала
Стук шатунных подшипников
Стук поршней
Стук впускных и выпускных клапанов
Недостаточное давление масла на холостом ходу на прогретом двигателе
Чрезмерное давление масла на прогретом двигателе
Повышенный расход масла
Повышенный расход топлива
Перегрев двигателя
Быстрое падение уровня жидкости в расширительном бачке
automn.ru
ВАЗ 21213 | Характерные неисправности системы питания (карбюраторные двигатели)
ПРИЧИНА
СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ
Холодный двигатель не запускается, или запускается с трудом, стартер вращает коленчатый вал
Прогретый двигатель не запускается, или запускается с трудом, стартер вращает коленчатый вал. Бензин имеется
Неисправна воздушная заслонка
Двигатель неустойчиво работает на холостом ходу
Замените топливный фильтр.
"Провалы" двигателя при разгонах
Повышенный расход топлива
Переобогащение смеси (двигатель не запускается, ощущается сильный запах бензина)
automn.ru
ВАЗ 21213 | Возможные неисправности двигателя, их причины и методы устранения
Причина неисправности
Метод устранения
Двигатель не запускается
1. Нет топлива в карбюраторе:
а) засорены топливопроводы или фильтры карбюратора и топливного насоса;
а) промойте и продуйте топливный бак, топливопроводы и фильтры;
б) неисправен топливный насос
б) проверьте работу насоса и замените поврежденные детали
2. Неисправна система зажигания.
2. См. главу "Система зажигания"
3. Воздушная заслонка карбюратора остается закрытой при первых вспышках в цилиндрах
3. Устраните негерметичность пускового устройства карбюратора
Двигатель работает неустойчив
о или глохнет на холостом ходу
1. Нарушена регулировка холостого хода двигателя
1. Отрегулируйте холостой ход
2. Подсос воздуха через поврежденную
дренажную трубку
2. Замените дренажную трубку
3. Неисправна система управления
экономайзером холостого хода карбюратора:
а) подсос воздуха через шланги, соединяющие экономайзер с впускным трубопроводом;
а) проверьте шланги и их соединения, замените поврежденные шланги;
б) замените блок управления;
б) неисправен блок управления пневмоклапаном;
в) неисправен пневмоклапан;
в) замените пневмоклапан;
г) поврежден микропереключатель или
нарушена его установка
г) проверьте микропереключатель,
отрегулируйте его установку
4. Подсос воздуха через поврежденный
шланг, соединяющий впускной трубопровод с вакуумным усилителем тормозов
4. Замените поврежденный шланг.
5. Подсос воздуха через прокладки
в соединениях впускного трубопровода
с карбюратором или с головкой
цилиндров
5. Подтяните гайки крепления или
замените прокладки
6. Нарушены зазоры между рычагами и
кулачками распределительного вала
6. Отрегулируйте зазоры
7. Неисправен карбюратор:
а) засорены жиклеры или каналы
а) продуйте жиклеры и каналы сжатым
карбюратора;
воздухом;
б) вода в карбюраторе;
б) удалите воду из карбюратора, слейте
отстой из топливного бака;
в) нарушена герметичность диафрагмы
в) замените диафрагму
пускового устройства
8. Неисправна система зажигания
8. См. главу "Система зажигания"
При плавном увеличении частоты вращения двигателя
до 1600 мин-1 двигатель работает циклично
(частота вращения колеблется от 1600 до 1200 мин-1)
Поврежден микропереключатель карбюратора или нарушена его установка
Отрегулируйте установку микропереключателя или замените его
Двигатель не развивает полной мощности и не обладает достаточной
приемистостью
1. Неполное открытие дроссельных заслонок карбюратора
1. Отрегулируйте приводы дроссельных
заслонок
2. Загрязнен воздушный фильтр
2. Замените фильтрующий элемент
3. Неисправна система зажигания
3. См. главу "Система зажигания"
4. Неисправен топливный насос
4. Проверьте работу насоса и замените
поврежденные детали
5. Неисправен карбюратор:
а) неисправен насос-ускоритель;
а) проверьте производительность насоса, замените поврежденные детали;
б) засорены главные жиклеры;
б) продуйте жиклеры сжатым воздухом;
в) не полностью открыта воздушная
заслонка;
в) отрегулируйте привод заслонки;
г) уровень топлива в поплавковой
камере не соответствует норме
г) отрегулируйте установку поплавка
6. Нарушены зазоры между рычагами и
кулачками распределительного вала
6. Отрегулируйте зазоры
7. Недостаточная компрессия -
ниже 1 МПа (10 кгс/см2):
а) пробита прокладка головки
цилиндров;
а) замените прокладку;
б) прогорание поршней, поломка или залегание поршневых колец;
б) очистите кольца и канавки поршней от нагара, поврежденные кольца и поршень замените;
в) плохое прилегание клапанов к седлам;
в) замените поврежденные клапаны, отшлифуйте седла;
г) чрезмерный износ цилиндров
и поршневых колец
г) замените поршни, расточите и отхонингуйте цилиндры
Стук коренных подшипников коленчатого вала
Обычно стук глухого тона, металлический. Обнаруживается при резком открытии дроссельной заслонки на холостом ходу. Частота его увеличивается с повышением частоты вращения коленчатого вала. Чрезмерный осевой зазор коленчатого вала вызывает стук более резкий с неравномерными промежутками, особенно заметными при плавном увеличении и уменьшении частоты вращения коленчатого
вала
1. Слишком раннее зажигание
1. Отрегулируйте установку зажигания
2. Недостаточное давление масла
2. См. "Недостаточное давление масла
на холостом ходу"
3. Ослаблены болты крепления маховика
3. Затяните болты рекомендуемым
моментом
4. Увеличенный зазор между шейками и
вкладышами коренных подшипников
4. Прошлифуйте шейки и замените
вкладыши
5. Увеличенный зазор между упорными
полукольцами и коленчатым валом
5. Замените упорные полукольца
новыми
Стук шатунных
подшипников
Обычно стук шатунных подшипников резче стука коренных. Он прослушивается на холостом ходу двигателя при резком открытии дроссельной заслонки. Место стука легко определить, отключая по очереди свечи зажигания.
1. Недостаточное давление масла
1. См. "Недостаточное давление масла
на холостом ходу"
2. Чрезмерный зазор между шатунными
шейками коленчатого вала и вкладышами
2. Замените вкладыши и прошлифуйте
шейки
Стук поршней
Этот стук обычно незвонкий, приглушенный: вызывается "биением"
поршня в цилиндре. Лучше всего он прослушивается при малой частоте
вращения коленчатого вала и под нагрузкой.
1. Увеличенный зазор между поршнями
и цилиндрами
1. Замените поршни, расточите и
отхонингуйте цилиндры
2. Чрезмерный зазор между поршневыми
кольцами и канавками на поршне
2. Замените кольца или поршни с
кольцами
Стук впускных и выпускных клапанов
Работа с увеличенными зазорами в клапанном механизме вызывает характер%
ный стук, обычно с равномерными интервалами; частота его меньше любого
другого стука в двигателе, так как клапаны приводятся в действие от распре%
делительного вала, частота вращения которого в два раза меньше частоты
вращения коленчатого вала
1. Увеличенные зазоры между рычагами
и кулачками распределительного вала
1. Отрегулируйте зазоры
2. Поломка клапанной пружины.
2. Замените пружину
3. Чрезмерный зазор между стержнем и
направляющей клапана
3. Замените изношенные детали
4. Износ кулачков распределительного
вала
4. Замените распределительный вал
и рычаги клапанов
5. Отворачивание контргайки регулировочного болта
5. Отрегулируйте зазор между рычагом и кулачком распределительного вала, затяните контргайку
Чрезмерный шум цепи привода распределительного вала
Из общего шума двигателя шум цепи привода распределительного вала
выделяется при появлении зазоров между элементами зацепления и четко прослушивается при малой частоте вращения коленчатого вала
1. Ослабла цепь вследствие износа
1. Натяните цепь
2. Поломка башмака натяжителя цепи
или успокоителя
2. Замените башмак натяжителя или
успокоитель
3. Заедание штока плунжера натяжителя цепи
3. Устраните заедание
Недостаточное давление на прогретом двигателе масла на холостом ходу
1. Попадание под редукционный клапан
масляного насоса посторонних частиц
1. Очистите клапан от посторонних
частиц и заусенцев, промойте масляный
насос
2. Изношены шестерни масляного
насоса
2. Отремонтируйте масляный насос
3. Чрезмерный зазор между вкладыша_
ми и коренными шейками коленчатого
вала
3. Прошлифуйте шейки и замените вкладыши
4. Заедание редукционного клапана
давления масла
4. Замените клапан
5. Применение моторного масла несоответствующей марки и качества
5. Замените масло другим, рекомендованным в разделе 1
Чрезмерное давление масла на прогретом двигателе
Заедание редукционного клапана давления масла
Замените клапан
Повышенный расход масла
1. Подтекание масла через уплотнения
двигателя
1. Подтяните крепления или замените
прокладки и сальники
2. Износ поршневых колец и поршней
или цилиндров двигателя
2. Расточите цилиндры и замените поршни и кольца
3. Поломка поршневых колец
3. Замените кольца
4. Закоксовывание прорезей в масло съемных кольцах или в канавках поршней
4. Очистите прорези и пазы от нагара
5. Износ или повреждение маслоотражательных колпачков клапанов
5. Замените маслоотражательные колпачки
6. Повышенный износ стержней клапанов или направляющих втулок
6. Замените клапаны, отремонтируйте
головку цилиндров
Повышенный расход топлива
1. Не полностью открыта воздушная заслонка
1. Отрегулируйте привод заслонки
2. Повышенное сопротивление движения автомобиля
2. Проверьте и отрегулируйте давление
в шинах, тормозную систему, углы установки колес
3. Неправильная установка момента зажигания
3. Отрегулируйте момент зажигания
4. Неисправен вакуумный регулятор
распределителя зажигания.
4. Замените вакуумный регулятор или
распределитель зажигания.
5. Высокий уровень топлива в карбюраторе:
а) нарушена герметичность игольчатого
клапана или его прокладки;
а) проверьте, нет ли посторонних частиц
между иглой и седлом клапана, при
необходимости замените клапан или
прокладку;
б) заедание или трение, препятствующее нормальному передвижению
поплавка, негерметичность поплавка
б) проверьте и при необходимости
замените поплавок
6. Засорены воздушные жиклеры карбюратора
6. Очистите жиклеры
7. Клапан экономайзера холостого хода
карбюратора не перекрывает выходное
отверстие на принудительном холостом
ходу:
а) неисправен блок управления пневмоклапаном;
а) замените блок;
б) неисправен пневмоклапан;
б) замените пневмоклапан;
в) неисправен микропереключатель или
нарушена его установка;
в) отрегулируйте установку микропереключателя или замените его;
г) неисправен экономайзер холостого
хода
г) замените поврежденные детали экономайзера
Перегрев двигателя
1. Слабое натяжение ремня привода насоса и генератора
1. Отрегулируйте натяжение ремня
2. Недостаточное количество жидкости
в системе охлаждения
2. Долейте охлаждающую жидкость в
систему охлаждения
3. Неправильная установка момента зажигания
3. Отрегулируйте момент зажигания
4. Сильно загрязнена наружная поверхность радиатора
4. Очистите наружную поверхность радиатора струей воды
5. Неисправен термостат
5. Замените термостат
6. Неисправен клапан пробки радиатора
(давление открытия меньше 0,05 МПа
(0,5 кгс/см2)
6. Замените пробку
7. Неисправен насос охлаждающей
жидкости
7. Проверьте работу насоса, замените
его или отремонтируйте
Быстрое падение уровня жидкости в расширительном бачке
1. Поврежден радиатор
1. Отремонтируйте радиатор или замените
2. Повреждение шлангов или прокладок
в соединениях трубопроводов
2. Замените поврежденные шланги или
прокладки
3. Подтекание жидкости из крана отопителя
3. Замените кран
4. Слабо затянуты хомуты шлангов
4. Подтяните хомуты
5. Подтекание жидкости через сальник
насоса охлаждающей жидкости
5. Замените сальник
6. Повреждена пробка или прокладка
пробки радиатора
6. Замените пробку
7. Повреждена прокладка головки цилиндров
7. Замените прокладку
8. Подтекание жидкости через микротрещины в блоке или в головке цилиндров
8. Проверьте герметичность блока и головки цилиндров, при обнаружении трещин замените поврежденные детали
9. Подтекание жидкости через микротрещины в корпусе или крышке насоса охлаждающей жидкости, расширительном бачке или впускной трубе
9. Проверьте герметичность, при обнаружении трещин поврежденные детали замените; незначительную течь допускается устранить добавкой в охлаждающую жидкость герметизатора типа НИИСС_1
automn.ru
Автоклуб ИЖ.2126.RU: ЭПХХ карбюратора ВАЗ-21213
Очень часто нарушения нормальной работы двигателя на холостом ходу (хх) связаны с неисправностями ЭПХХ - экономайзера принудительного холостого хода. Здесь собран мой собственный опыт и опыт Нивской конференции auto.ru в отношении ЭПХХ карбюратора 21073-1107010 "Солекс".
1. Назначение, состав и принцип действия
ЭПХХ отключает систему хх на принудительном холостом ходу (ПХХ) во время торможения двигателем, при движении под уклон или при переключении передач. Тем самым предотвращается как непроизводительный расход бензина, так и загрязнение атмосферы, поскольку в условиях ПХХ условия сгорания рабочей смеси в цилиндрах ухудшаются, и содержание CO и CH резко возрастает. При выключении зажигания подача топлива также прерывается. Это исключает дизелинг - самопроизвольное воспламенение смеси в цилиндрах.
Экономия топлива благодаря ЭПХХ составляет 0,2...0,5 л на 100 км пробега. Дизелинг же может привести к весьма неприятным последствиям, например, из-за возможных "обратных ударов" (преждевременные вспышки в цилиндрах при движении поршня вверх в такте сжатия). Поэтому убирать ЭПХХ (заменяя клапан заглушкой или удаляя его запорную иглу) не рекомендуется - и не только по экологическим соображениям.
При отпущенной педали газа отключение подачи топлива происходит при частоте вращения коленчатого вала более 2100 об/мин. При снижении частоты вращения до 1900 об/мин подача топлива возобновляется, и двигатель постепенно выходит на режим холостого хода. То, что пороги срабатывания при росте оборотов и их снижении разные (это называется "гистерезис"), обеспечивает устойчивость работы двигателя.
Исполнительным элементом ЭПХХ является электромагнитный клапан (ЭМ-клапан), запорная игла которого перекрывает подачу топлива через жиклер холостого хода карбюратора. Включение и выключение ЭМ-клапана осуществляет блок управления ЭПХХ.
Блок управления ЭПХХ (маркировка для ВАЗ-21213 "5013") расположен под капотом на передней стенке салона над аккумулятором - черная пластмассовая коробочка с разъемом и подключенным к нему жгутом. Обороты двигателя (для порогов 1900 и 2100 об/мин) он определяет по сигналу на первичной обмотке катушки зажигания, а то, что педаль газа отпущена - по концевому выключателю (зеленый провод с фишкой, идущий из района правого переднего угла карбюратора). Подробнее о блоке управления рассказано ниже.
ЭМ-клапаны в продаже я встречал трех типов. Тот, на который одето тонкое резиновое колечко круглого сечения - не наш, это для карбюраторов семейства "Озон". Для "Солекса" нужно покупать клапан с резиновой прокладкой в виде трубки высотой 6 мм. Лучше брать "толстый" с диаметром хвостовой части ~20 мм (обмотка из более толстого провода), но можно и тонкий (~13 мм).
Качество этих ЭМ-клапанов просто аховое. В конференции был описан случай, когда из двух десятков клапанов был отобран только один (!) исправный. Поэтому лучше подбирать его прямо около магазина, заранее договорившись о замене. При продаже их нередко проверяют на щелчок от стоящего у продавца аккумулятора, но один-два щелчка говорят только о целостности обмотки электромагнита. А как он будет вести себя на машине - совсем другое дело. Например, после установки в карбюратор игла может застревать в жиклере.
Жиклер холостого хода согласно "Руководству по техническому обслуживанию и ремонту" должен иметь маркировку "39". В книге А. С. Тюфякова "Карбюраторы семейства "Солекс" указан диапазон 39-44. Чем больше номер, тем больше диаметр центрального отверстия жиклера и выше предельные обороты ХХ. Реально мне встречались в карбюраторах Нивы жиклеры 39, 40 и 41.
2. Установка ЭМ-клапана
Очень важно правильно установить ЭМ-клапан на карбюратор. Популярное заблуждение: якобы его можно завинчивать только рукой. Первый раз я это услышал, когда был еще начинающим нивоводом, от немолодого мастера в весьма солидном автосервисе и потом долго пребывал в этом заблуждении. Не верьте! Слабо затянутый клапан, болтающийся в резьбе, плохо сжатая резинка и, как следствие, подсос воздуха и обеднение смеси - одна из причин неустойчивых оборотов холостого хода.
Ошибочна также методика, предложенная в статье "Капризный клапан" из журнала "За рулем": "Положим, двигатель работает на холостом ходу при отключенном электропитании клапана. Не спеша доворачивайте его: пока смесь нормализуется, обороты увеличиваются, а когда мотор заглохнет, значит, клапан затянут. После этого пустите двигатель и, подключая и отключая провод, убедитесь в том, что клапан действительно работает". Дело в том, что мотор заглохнет, когда конец жиклера только начал входить в посадочное место в карбюраторе, но еще не дошел до конца.
Иногда эту рекомендацию дополняют: "После этого при необходимости доверните ЭМ-клапан еще на один оборот". А вот это уже опасно. Если ЭМ-клапан перетянуть, можно, во-первых, испортить жиклер хх, во-вторых, испортить посадочное место, куда входит жиклер, в-третьих, сорвать резьбу в крышке карбюратора. Результаты: в первом случае - жиклер просто меняется на новый, во втором - замена крышки карбюратора, в третьем - замена или ремонт крышки (рассверлить и поставить резьбовую втулку).
В "Руководстве по техническому обслуживанию и ремонту" указан момент 0,4 кГ*м (3,68 Н*м). Для диаметра корпуса клапана 20 мм усилие должно быть 40 кГ, а при 13 мм - 61,5 кГ. Пальцами так не у всякого получится. А на ключе длиной, скажем, 15 см - 2,5 кг это нормально.
В уже упомянутой книге Тюфякова написано: "Клапан должен быть плотно, до полного вдавливания резинового уплотнительного кольца в дистанционную трубку, завернут в крышку".
Самую правильную методику описал в конференции Dimka. Нужно снять с ЭМ-клапана резиновый уплотнитель, без усилия ввинтить рукой до упора, считая обороты и запомнить, в каком положении оказался контакт. Затем одеть резинку, завинтить сначала рукой, затем ключом на 13 - до того же положения, не дальше. Добавлю, что при заведенном двигателе ЭМ-клапан можно чуть-чуть отвернуть (не более 120 градусов), добиваясь максимальных оборотов.
3. Контроль работоспособности и типичные неисправности
Работоспособность ЭМ-клапана сначала проверяют на заглушенном двигателе при включенном зажигании, снимая и одевая провод, идущий к его контакту. При этом должен быть хорошо слышен щелчок. У меня было так, что один раз из нескольких десятков ЭМ-клапан не срабатывал - заедало запорную иглу в жиклере.
Если щелчков нет, нужно снять с установленного в карбюратор ЭМ-клапана провод от блока управления и соединить контакт ЭМ-клапана другим проводом напрямую с плюсовой клеммой аккумулятора. Появление щелчков указывает либо на обрыв провода в жгуте между ЭМ-клапаном и блоком управления, либо на плохой контакт в разъеме, либо на неисправность блока управления. Отсутствие щелчков говорит о неисправности ЭМ-клапана.
На заведенном двигателе (холостой ход) при снятии провода с контакта ЭМ-клапана, двигатель должен заглохнуть. Если этого не происходит, нужно повторить установку ЭМ-клапана в карбюратор. Бывает, что щелчки есть, а игла не полностью выходит из электромагнита. Возможно также, что карбюратор неправильно отрегулирован, и питание двигателя на хх осуществляется в обход системы холостого хода - за счет приоткрытой заслонки первой камеры. На это указывает также отсутствие реакции (изменения оборотов хх) при вращении винтов качества и количества смеси.
Нередко засоряется жиклер холостого хода. Его центральное отверстие можно прочистить проволочкой от многожильного медного монтажного провода, промыть ацетоном или аэрозольным очистителем карбюратора и продуть. Жиклер должен плотно удерживаться в клапане. Иногда для этого нужно немного разогнуть его хвостовую часть, вставив лезвие ножа в прорезь.
Необходимо внимательно осмотреть запорную иглу клапана. Если на ней обнаружены заусенцы или облой - нужно прошлифовать иглу.
Проверка работоспособности блока управления ЭПХХ хорошо описана в "Руководстве по техническому обслуживанию и ремонту" (схема проверки - рис. 7.41). Хочу подчеркнуть: ни в коем случае нельзя использовать вместо вольтметра контрольную лампу. Выходная цепь блока не рассчитана на ток контрольной лампы, и практически однозначно выйдет из строя.
Отдельно нужно проверить замыкание контакта концевого выключателя карбюратора при отпущенной педали газа. Он может быть замаслен и забит грязью.
Несколько раз "плавание" оборотов хх у меня происходило из-за резинового уплотнителя ЭМ-клапана. Резинка расслаивалась, начинался подсос воздуха, смесь обеднялась и обороты падали. Иногда при движении чуть-чуть ощущался запах бензина - при его появлении я уже знал, что нужно менять резинку. Лучше всего стоят "родные" уплотнители - которые при сборке карбюратора устанавливает ДААЗ. Из тех, что мне попадались в продаже, красные более бензостойкие, чем черные. Известны случаи, когда подсос воздуха шел через корпус клапана - трещины в эпоксидке вокруг клеммы или просто плохое уплотнение. (ALER, 24.04.01.)
Блок управления ЭПХХ карбюратора ВАЗ-21213
В блоке используется микросхема КР1086СС1, содержащая кварцевый тактовый генератор, делитель частоты и частотомер. Ключевой транзистор типа КТ 837.
Одна из наиболее часто встречаемых неисправностей - падение оборотов ХХ до нуля после перегазовки. Если карбюратор, клапан ХХ исправны, а блок выдает импульсы управления клапаном, то необходимо добавить дополнительный электролитический конденсатор не менее 47 мкф (как показано на рисунке красным цветом). Можно так же добавить керамический конденсатор емкостью не менее 0,33 мкф (правый). Это обусловлено рядом причин:
- В бортовой сети присутствуют импульсные помехи доходящие до 150 - 200 вольт от системы зажигания, особенно во влажную погоду.
- В момент подачи напряжения на клапан появляется местный бросок напряжения несмотря на то, что катушка клапана шунтируется диодом.
Такая доработка в моем случае позволила избавиться от неприятного падения оборотов после резкого сброса газа. (FORA-Vlad, 24.04.01).
© ALER & FORA-Vlad (публикуется с согласия авторов) Оригинал статьи находится здесь
2126.ru
Разборка карбюратора на автомобиле ВАЗ-21213 (Нива)
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
Для устранения конкретной неисправности, как правило, требуется лишь частичная разборка карбюратора, в этом случае отдельные операции можно пропустить.
Снимаем корпус воздушного фильтра (см. Снятие корпуса воздушного фильтра).
Снимаем электромагнитный клапан, топливный фильтр, отсоединяем разъем концевого выключателя (см. Снятие и проверка электромагнитного клапана, Снятие топливного фильтра карбюратора, Проверка концевого выключателя экономайзера принудительного холостого хода). Крестообразной отверткой ослабляем хомут шланга обратного слива топлива и снимаем шланг со штуцера карбюратора.
Крестообразной отверткой отворачиваем четыре винта крепления крышки пускового устройства …
и вытянув рукоятку управления воздушной заслонкой, вынимаем крышку с диафрагмой и тягой, слегка повернув ее, чтобы загнутый конец тяги прошел через паз корпуса пускового устройства.
Осторожно отделив диафрагму от корпуса, снимаем ее и находящуюся под ней пружину.
При установке крышки совместите отверстие на ее привалочной плоскости с отверстием на краю диафрагмы (показаны стрелками) и переходной втулкой канала подачи разрежения на корпусе пускового устройства. Удерживая ключом «на 8» втулку крепления троса привода воздушной заслонки на трехплечем рычаге, другим ключом «на 8» ослабляем болт крепления троса, не выворачивая его.
Слегка вытягиваем рукоятку управления воздушной заслонкой, чтобы трос вышел из втулки. Крестообразной отверткой отворачиваем пять винтов крепления крышки (четыре из них находятся в колодцах) …
…и снимаем ее (не потеряйте винты!).
Последующая разборка крышки описана в конце раздела. Снимаем резиновое уплотнительное кольцо с переходной втулки системы холостого хода.
Шлицевой отверткой отворачиваем главные воздушные жиклеры с эмульсионными трубками ...
…и вынимаем их.
Шлицевой отверткой с лезвием шириной 4 мм выворачиваем главные топливные жиклеры.
На снятом карбюраторе главные топливные жиклеры можно просто вытряхнуть из колодцев, перевернув корпус. Если карбюратор на автомобиле, удобно воспользоваться остро заточенной палочкой или длинным саморезом.
Пассатижами вынимаем малые диффузоры.
Пассатижами с тонкими губками вынимаем распылитель ускорительного насоса вместе с уплотнительным резиновым кольцом.
Крестообразной отверткой отворачиваем четыре винта крепления крышки ускорительного насоса …
…и снимаем ее вместе с диафрагмой и пружиной.
Снимаем пружину и осторожно отделяем диафрагму.
Крестообразной отверткой отворачиваем три винта крепления крышки экономайзера мощностных режимов.
Снимаем крышку, пружину и диафрагму.
Шлицевой отверткой выворачиваем жиклер экономайзера.
Дальнейшие операции для наглядности показаны на снятом карбюраторе. Крестообразной отверткой отворачиваем винт пластмассового держателя провода концевого выключателя и отсоединяем провод от концевого выключателя.
Выворачиваем регулировочный винт количества смеси холостого хода с пружиной.
Узкой шлицевой отверткой отворачиваем винт регулировки качества смеси и вынимаем его вместе с резиновым уплотнительным кольцом. Иногда для этого приходится засверлить край корпуса карбюратора и использовать проволочный крючок.
vaz-doc.ru
ВАЗ 21213 | Разборка карбюратора на автомобиле
Для устранения конкретной неисправности, как правило, требуется лишь частичная разборка карбюратора, в этом случае отдельные операции можно пропустить. |
Снимаем корпус воздушного фильтра (см. Снятие корпуса воздушного фильтра). Снимаем электромагнитный клапан, топливный фильтр, отсоединяем разъем концевого выключателя (см. Снятие и проверка электромагнитного клапана, Снятие топливного фильтра карбюратора, Проверка концевого выключателя экономайзера принудительного холостого хода).
Крестообразной отверткой ослабляем хомут шланга обратного слива топлива… |
…и снимаем шланг со штуцера карбюратора.
Крестообразной отверткой отворачиваем четыре винта крепления крышки пускового устройства… |
…и вытянув рукоятку управления воздушной заслонкой, вынимаем крышку с диафрагмой и тягой, слегка повернув ее, чтобы загнутый конец тяги прошел через паз корпуса пускового устройства. |
Осторожно отделив диафрагму от корпуса, снимаем ее и находящуюся под ней пружину. |
При установке крышки совместите отверстие на ее привалочной плоскости с отверстием на краю диафрагмы (показаны стрелками) и переходной втулкой канала подачи разрежения на корпусе пускового устройства.
Удерживая ключом на 8 втулку крепления троса привода воздушной заслонки на трехплечем рычаге, другим ключом на 8 ослабляем болт крепления троса, не выворачивая его. |
Слегка вытягиваем рукоятку управления воздушной заслонкой, чтобы трос вышел из втулки.
Крестообразной отверткой отворачиваем пять винтов крепления крышки (четыре из них находятся в колодцах)… |
…и снимаем ее (не потеряйте винты!). |
Последующая разборка крышки описана в конце раздела.
Снимаем резиновое уплотнительное кольцо с переходной втулки системы холостого хода. |
Шлицевой отверткой отворачиваем главные воздушные жиклеры с эмульсионными трубками... |
…и вынимаем их. |
Шлицевой отверткой с лезвием шириной 4 мм выворачиваем главные топливные жиклеры. |
На снятом карбюраторе главные топливные жиклеры можно просто вытряхнуть из колодцев, перевернув корпус.
Если карбюратор на автомобиле, удобно воспользоваться остро заточенной палочкой или длинным саморезом. |
Пассатижами вынимаем малые диффузоры. |
Пассатижами с тонкими губками вынимаем распылитель ускорительного насоса вместе с уплотнительным резиновым кольцом. |
Крестообразной отверткой отворачиваем четыре винта крепления крышки ускорительного насоса… |
…и снимаем ее вместе с диафрагмой и пружиной. |
Снимаем пружину и осторожно отделяем диафрагму. |
Крестообразной отверткой отворачиваем три винта крепления крышки экономайзера мощностных режимов. |
Снимаем крышку, пружину и диафрагму. |
Шлицевой отверткой выворачиваем жиклер экономайзера. |
Дальнейшие операции для наглядности показаны на снятом карбюраторе.
Крестообразной отверткой отворачиваем винт пластмассового держателя провода концевого выключателя и... |
...отсоединяем провод от концевого выключателя.
Выворачиваем регулировочный винт количества смеси холостого хода с пружиной. |
Узкой шлицевой отверткой отворачиваем винт регулировки качества смеси… |
…и вынимаем его вместе с резиновым уплотнительным кольцом. Иногда для этого приходится засверлить край корпуса карбюратора и использовать проволочный крючок.
automn.ru