Правильное подключение модулей на свечи ваз 2110 инжектор 16 клапанов
Схема подключения катушки зажигания ВАЗ 2110 инжектор
Схемы подключения проводки.
Неполадки в модуле зажигания на Ваз 2110.
Печка ВАЗ-2107 плохо греет Самые невероятные проекты Brabus, не считая Rock...
описание и работа системы зажигания и её компонентов.
Перейти к рубрике Двигатель, его системы.
Начал троить мотор на ваз 2114.
Владелец автомобиля ВАЗ 2114 выбился из сил ломая голову, почему же его авт...
Зажигание "Божья Искра" .
При работе инжекторного двигателя компьютер управления двигателем постоянно...
Замена термостата ваз 21102.
порядок подсоединения проводов зажигания к свечам ваз 2110.
Катушка зажигания схема ваз.
Схема подключения.
Система зажигания.
Устройство и ремонт электронных узлов системы зажигания инжекторных двигате...
1 - свечи зажигания, 2 - катушка зажигания 2 и 3 цилиндров, 3 - модуль сист...
неполадки-в-модуле-зажигания-на-ваз-2110.
Схема соединения системы бесконтактного зажигания.
О катушках зажигания.
электропроводка ваз 2110 на инжектор.
Установка замка зажигания ваз 2110 - картинки и фото.
Схемы монтажа душевых кабин.
vaz-2110.net
Питание модуля зажигания ВАЗ 2110, 2111, 2112 и доработка цепи питания модуля зажигания
Содержание статьи:
1. Доработка цепи питания модуля зажигания ВАЗ 2110, 2111, 2112
0:1422. Питание модуля зажигания ВАЗ 2110, 2111, 2112
0:2211. Доработка цепи питания модуля зажигания ВАЗ 2110, 2111, 2112
Наткнулся на интересную доработку цепи питания модуля зажигания (МЗ). Эту доработку можно применять как к МЗ, так и к ИКЗ.
0:552Если коротко, то схема питания модуля зажигания сделана не лучшим образом. Присутствуют пульсаций и просадки напряжения, что негативно сказывается на качестве искры, а как следствие, и на горении смеси.
0:926Благодаря конденсаторам, эти пульсации можно снизить. Для доработки понадобится пара конденсаторов, провода и изолента.
0:1152Как оказалось, в городе, с большим радиотехническим вузом, выпускающим тысячи радиоинженеров, не возможной найти качественных конденсаторов нужного номинала. Найти Nichikon или Rubicon вообще не реально. Были куплены конденсаторы Elzet, которые, сразу вызывали сомнения, но пришлось брать, что есть. Ценник 30р за штуку. Так же была куплена клемма, для крепления на шпильку, ценник 6 рублей.
0:1847 1:2352Скручиваем конденсаторы между собой следующим образом.
1:105 2:610Припаиваем проводки, желательно разного цвета, чтобы не путать полярность.
3:1256 4:1761 5:2266Изолируем
5:21 6:526Слой алюминиевого скотча, в качестве теплоизоляции.
6:625 7:1130Готовое приспособление
7:1177 8:1682Врезаемся в провод питания МЗ, в моем случае он голубой с красной полоской.
8:1822Подключать конденсаторы, следует как можно ближе к МЗ.
8:1925 9:2430Минус на шпильку на головке.
10:559 11:1064 12:1569У большинства, эффект от этой доработки, строго положительный, причем не только на ВАЗах, но и на иномарках. В моем случае, отрицательный момент перекрыл весь положительный эффект.
12:1901После установки конденсаторов, при температуре меньше -10 градусов, на холодную, машина стала плохо заводится. После первой заводки, не держала ХХ и глохла, повторная заводка проходила нормально. В остальном, мотор работал, как будто бы, немного ровнее. Для того, чтобы точно определить, что это не совпадение, я в течении двух недель снимал и ставил конденсаторы. Проблема, совершенно точно заключалась в них. Возможно, виной были не качественный конденсаторы, хотя по спецификации, они должны работать до -40 градусов, на деле не работали уже при -10гр. При температуре около 0 гр. машина заводилась с пол тыка, даже после ночевки.
12:3044В итоге, я отказался от идеи с конденсаторами, но не отказался от мыслей по доработке питания МЗ. В ближайшее время, я сделаю питание МЗ, напрямую от АКБ, через реле, т.е. сведу все пульсации и просадки к минимуму. "Согласно схемы моей проводки контакт D (+ 12в питание катушек) модуля зажигания соединен только с самим замком зажигания, 27-ым контактом ЭСУД Я 5.1 и 20+9-ым контактом АПС (иммобилайзер). Другими словами, после выключения зажигания нет достойных потребителей, которые бы быстро разряжали добавочные конденсаторы. Но "виновником" торжества оказался как раз 27 контакт ЭСУД. По схеме модуля видно (для тех, кто понимает), что 27-й вывод бока это и есть вход микросхемы DA11 формирователя предстартового импульса сброса ЭБУ (TPRESI), которому заряд на конденсаторах мешал нормально функционировать. Таким образом, после повторного запуска модуль стартовал с параметрами на которых остановился перед этим, а температурная зависимость при этом легко объясняется "неправильным" положением РХХ. На прогретом двигателе его клапан практически был зажат на минимум, дроссель закрыт, вот и не заводилась она у меня с первого раза нормально или заводилась и глохла вовсе."
Простыми словами, ЭБУ не правильно запоминал параметры, с которыми ему следовало заводиться. В моем случае, мозг всё ещё думал, что мотор горячий, а по факту мотор был ледяной, из-за чего, он работал не стабильно, вплоть до остановки. Не факт, что проблема была именно в этом, но гипотеза выглядит довольно реалистично.
2. Питание модуля зажигания ВАЗ 2110, 2111, 2112
13:1162На этот раз, я расскажу о простой и полезной доработке, основой для которой, послужит четырехконтактное реле.
13:1365Суть доработки Зачем фильтровать помеху электролитами, если мы можем взять ровное, красивое напряжение с АКБ. Реле будет коммутировть "+ " от АКБ напрямую, на модуль зажигания, минуя многочисленные разъемы и контакты, которые приводили к появлению пульсаций и просадок напряжения.
13:1886Таким образом, мы избавимся от возможных проблем, связанных с броском тока при зарядке емкостей, и проблем с заводкой на холодную. Для наглядности, нарисовал следующую схему.
13:220814:504Для доработки нам понадобится следующее:
1. Четырехконтактное реле от 20А 2. Колодка под четырехконтактное реле 3. Тумблер 4. Провода 5. Гофра 6. Навесной предохранитель на 20А 7. Пара клемм, для подключения к АКБ 8. Термоусадка, изолента.
15:1442Приступаем к пайке, но сначала включаем воображение.
15:1542 16:2047Припаиваем провода и клеммы, все соединения прячем в термоусадку.
16:123 17:628Припаиваем переключатель в соответствии со схемой.
17:726 18:1231В нашей схеме будет использовать переключатель, который позволит быстро вернутся к стандартной схеме без реле. Переключатель, я использовал от компьютерного блока питания. Выбор пал на него не с проста, его конструкция не позволяет случайного переключения.
18:1707Для того, чтобы перейти к стандартной схеме, надо будет вытащить реле из колодки и перевести переключатель в положение "115".
18:1935Готовое изделия, я затянул толстенной термоусадкой и вырезал в ней отверстие под переключатель, получился своего рода корпус.
19:234 20:739 21:1244 22:1749Готовый прибор
22:1780Можно приступать к установке под капот.
22:1856На плюсовой клемме АКБ повис уже третий навесной предохранитель.
22:1979 23:2484Релюшка уютно устроилась на шпильке, за колокольчиком сигналки.
23:120 24:625Ей там тепло и уютно
24:665 25:1170Скручиваем, паяем, изолируем.
27:56 28:561 29:1066Выводы: Тачка адски повалила, стрелку кладет, аж дважды, расход упал до 3л на сотку, шутка. Но, эффект плацебо достигнут, мотор как будто, работает чуть мягче, заводится легче, но изменения настолько минимальны, что их можно свести на погрешность измерений.
29:1534Отсутствие вау-эффекта легко объяснить, у меня стоят новые свечи, свежий модуль зажигания и бронепровода, т.е. система зажигания в идеальном состоянии, именно поэтому, эффект минимальный. Как повлияла доработка на расход топлива, я сказать не могу, так как машина сейчас находится в процессе настройки прошивки. Несмотря на то, что эффект в моем случае, не большой, я рекомендую эту доработку всем владельцам десятого семейства и самар. Кстати, эту доработку можно применять и в случае с ИКЗ, естественно адаптировав схему под ваш вариант проводки.
P.S. Немного о надежности реле. Я не автоэлектрик, но почти за 10 лет моих плотных отношений с автомобилями, я не видел ни одного неисправного реле.
29:265 30:770 31:1275 32:1780https://www.drive2.ru/l/9532454/, https://www.drive2.ru/l/9743942/
32:185032:1860
следующая статья:
42546spike.su
Неисправности, диагностика, ремонт и замена модуля зажигания на ВАЗ 2110
Система управления двигателем включает в себя множество различных узлов, необходимых для нормального функционирования агрегата. Одним из таковых в автомобиле ВАЗ 2110 является модуль зажигания. В этой статье мы подробно расскажем о конструкции, неисправностях, а также ремонте данного механизма.
Конструкция
«Десятка» в цвете металликМодуль зажигания на ВАЗ 2110 с двигателем карбюратор или инжектор 8 либо 16 клапанов включает в себя несколько элементов:
- две катушки зажигания, предназначенные для генерирования высоковольтных сигналов, впоследствии поступающих на сами свечи;
- двухканальное устройство коммутатора.
Именно эти основные компоненты обеспечивают нормальную работу схемы модуля зажигания на 8- или 16-клапанном двигателе. Причины поломки устройства могут быть самыми разнообразными, начиная от сбоев в работе силового агрегата и заканчивая невозможностью его запуска в принципе. Следует отметить, что при проявлении поломок в работе модуля лампочка Чек Энджин на приборной панели загораться не будет.
Распространенные неисправности
Проверка модуля зажигания не вызовет проблем у водителя, который что-то понимает в электротехнике и умеет пользоваться тестером для диагностики — мультиметром. Если опыта в выполнении подобных задач у вас нет, то с такой проблемой лучше обратиться к специалистам. Признаки неисправности устройства должны проверяться с применением именно тестера, поскольку это позволит дать наиболее точные результаты проверки. Соответственно, при правильных результатах автомобилист всегда будет знать, на что именно обратить внимание при ремонте.
Схема подключения модуляСпешить с ремонтом модуля на 16-клапанном двигателе не стоит, поскольку зачастую проблема кроется не в этом узле. Перед тем, как приступить к диагностике устройства, необходимо тщательно проверить другие, более важные узлы транспортного средства. К примеру, блок управления зажиганием. Перед диагностикой устройства необходимо убедиться в том, что все остальные узлы и системы силового агрегата функционируют правильно и без перебоев.
Как показывает практика. Зачастую в работе узла появляются кратковременные неисправности, пропадающие со временем сами собой. Индикатор диагностики силового агрегата поломки такого типа не фиксируют, однако они остаются в памяти блока управления, причем надолго. В том случае, если вы попробуете считать комбинации ошибок на контроллере с применением тестера, результаты могут ничего не дать. То есть тестер не покажет ничего, так как проблемы были, но теперь их нет.
Каковы признаки поломки узла:
- плавают обороты 16-клапанного двигателя при движении на холостом ходу;
- двигатель двоит — при его работе вы услышите, что работает только одна пара цилиндров;
- при разгоне можно заметить, как снижается тяга и падает мощность силового агрегата.
С признаками разобрались. Что касается основных причин выхода из строя данного узла, то в первую очередь это могут быть загрязненные контакты узла. Кроме того, причина может заключаться в плохом креплении массы, различных помехах и т. д. (автор видео о диагностике модуля — Игорь Белов).
Рекомендации по ремонту
Как вы уже поняли, основной неисправностью устройства 16-клапанного двигателя является исчезновение контактов. Поэтому ремонт модуля зажигания ВАЗ 2110 сводится к тому, чтобы их восстановить. Если напряжение на цилиндрах действительно пропадает, кратковременно проблему можно решить путем нажатия на заднюю пластину модуля. Но не будете же вы делать это постоянно? Поэтому необходимо произвести диагностику механизма, произвести его замену либо попытаться отремонтировать.
Алгоритм действий
Для начала необходимо демонтировать механизм на 16 клапанном двигателе.
Эта процедура выполняется следующим образом:
- Сначала нужно отсоединить отрицательный провод от аккумулятора авто. Сделав это, можно демонтировать пластмассовую крышку, которая закрывает силовой агрегат.
- Затем нужно демонтировать высоковольтные кабеля от свечей зажигания.
- Сделав это, можно отсоединить проводку и от самого модуля. Распиновка проводов отмечается на белых кольцах. Что касается номера цилиндра, за который отвечает тот или иной провод в соответствии с распиновкой, то он отмечается на корпусе механизма.
- Далее, необходимо отключить разъем от механизма.
- Используя гаечный ключ на 10, вернее, ключ-головку, необходимо выкрутить три гайки, фиксирующие сам блок. Осторожно демонтируйте его. После снятия можно приступить непосредственно к ремонту. Для начала следует открыть алюминиевую пластину на самом механизме, для этого воспользуйтесь отверткой в плоским наконечником.
- Вскрыв блок, вы сможете увидеть небольшую схему с элементами электроники, она покрыта слоем силикона. Для ремонта этой слой необходимо будет удалить. Кроме того, здесь же вы сможете увидеть провода, которые соединяют схему с контактами. Сами по себе эти провода алюминиевые, вам необходимо будет их оторвать, переживать по этому поводу не стоит, поскольку вместо них будут установлены новые. По мнению многих специалистов, в «десятках» целесообразно применять многожильные провода, наподобие таких, которые используются в компьютерных мышках.
- Сама схема механизма включает в себя два транзистора, а также два коммутатора. Как правило, необходимость замены этих элементов случается очень редко, но если вы решите их поменять, то нужно будет использовать устройства SGS-THOMSON. Что касается транзисторов, то это устройства типа BU931.
- Поскольку сами контакты алюминиевые, для работы с ними понадобится флюс. Сам провод с помощью паяльника припаивается к схеме. Учтите, что к коллекторам транзистора припаять провода будет труднее, так как они покрыты специальным материалом. Поэтому верхнее напыление нужно наиболее осторожно скрыть. Для того, чтобы паяльник не отдавал тепло на саму пластину, ее необходимо предварительно нагреть, примерно до 180 градусов. Новые провода припаиваются к контактам на механизме, при этом их длина должна быть наиболее короткой.
- В тех местах, где осуществлялась пайка, контакты нужно будет вскрыть лаком, для этого можно использовать обычный лак для ногтей.
- После того, как все действия выполнены, необходимо проверить работоспособность устройства. Если все работает правильно, внутреннюю плоскость механизма следует обработать автомобильным герметиком, далее, узел нужно будет собрать. В этом нет ничего сложного, сборка осуществляется в обратном порядке. После того, как сборка будет завершена, вам необходимо убедиться в том, что внутри модуля провода не разжало и их целостность не нарушилась.
В общем, процедура ремонта механизма не особо сложная, но при его выполнении необходимо быть максимально аккуратным. Также важно соблюдать последовательность действий, наиболее внимательным нужно быть во время пайки контактов. В данной статье мы рассмотрели только ремонт контактов зажигания, но такая проблема не единственная для модуля.
В некоторых случаях требуется распиновка узла, но такую процедуру лучше доверить профессионалам. Если же причина неисправности блока другая, то лучше будет заменить его на новый. Есть специалисты, которые считают, лучше сразу купить новый модуль.
Загрузка ...Видео «Ремонт модуля зажигания»
Наглядная инструкция по ремонт приведена на видео ниже (автор видео — Александр Баранов).
avtozam.com
Модуль зажигания Ваз 2110, Ваз 2111, Ваз 2112
ВАЗ
/2110, 2111, 2112
/ремонт
/двигатель
/инжекторная система
/Снятие и установка модуля зажигания
Ремонт инжектора двигателя, инструкции по замене датчиков системы питания лада 2110, проверка топливной системы двигателя лада 2112, порядок снятия и установки форсунок своими руками ваз 2111, ваз 2112, ваз 2110.Снятие и установка модуля зажигания Устройство инжекторной системы питания Ваз 2110, Ваз 2111, Ваз 2112, ремонт ремонт двигателя инжекторная система питания, регулировка и настройка
Включает в себя два управляющих электронных блока и два высоковольтных трансформатора (катушки зажигания ваз 2110).
К выводам высоковольтных обмоток подключены свечные провода: к одной обмотке – 1-го и 4-го цилиндров, к другой – 2-го и 3-го. Таким образом, искра одновременно проскакивает в двух цилиндрах (1-4 или 2-3) – в одном во время такта сжатия (рабочая искра), в другом – во время выпуска (холостая).
Модуль зажигания – неразборный, при выходе из строя его заменяют.
Снятие и установка модуля зажигания двигателя
Отсоединяем "минусовой" провод от аккумулятора.Снимаем пластиковую крышку двигателя ваз 2111 (см. Замена свечей зажигания двигателя ВАЗ 2112).
Снимаем высоковольтные провода со свечей зажигания.
Снимаем провода с модуля зажигания. Нумерация проводов нанесена на белых кольцах.
Номера цилиндров отлиты на корпусе модуля зажигания.
Отсоединяем разъем от модуля зажигания ваз 2111.
Головкой "на 10" отворачиваем три гайки крепления модуля…
…и снимаем его.
Инжекторная система питания Ваз 2110, Ваз 2111, Ваз 2112
- -
Система питания инжекторных двигателей
- -
Давление в топливной системе
- -
Топливная рампа и регулятор давления топлива
- -
Замена топливных форсунок
- -
Проверка топливных форсунок
- -
Привод дроссельной заслонки
- -
Дроссельный узел
- -
Регулятор холостого хода
- -
Замена адсорбера
- -
Система управления двигателем
- -
Контроллер и датчик впрыска
- -
Система впрыска
- -
Замена датчика детонации
- -
Датчик кислорода, лямбда зонд
- -
СО потенциометр
- -
Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)
- -
Снятие и установка модуля зажигания
- -
Датчик расхода воздуха
- -
Датчик фаз двигателя
- -
Предохранители и реле системы впрыска
Устройство системы питания инжекторного двигателя Ваз 2110, Ваз 2111, Ваз 2112
Проверка давления топлива в топливной системе Ваз 2110, Ваз 2111, Ваз 2112
Снятие и установка топливной рампы Ваз 2110, Ваз 2111, Ваз 2112
Снятие и установка форсунок Ваз 2110, Ваз 2111, Ваз 2112
Проверка форсунок Ваз 2110, Ваз 2111, Ваз 2112
Снятие и установка привода дроссельной заслонки Ваз 2110, Ваз 2111, Ваз 2112
Снятие и установка дроссельного узла Ваз 2110, Ваз 2111, Ваз 2112
Снятие и установка регулятора холостого хода Ваз 2110, Ваз 2111, Ваз 2112
Снятие и установка адсорбера Ваз 2110, Ваз 2111, Ваз 2112
Система управления двигателем Ваз 2110, Ваз 2111, Ваз 2112
Контроллеры и датчики системы впрыска Ваз 2110, Ваз 2111, Ваз 2112
Работа системы впрыска Ваз 2110, Ваз 2111, Ваз 2112
Снятие и установка датчика детонации Ваз 2110, Ваз 2111, Ваз 2112
Снятие датчика кислорода, установка лямбда зонда Ваз 2110, Ваз 2111, Ваз 2112
Снятие и установка CO-потенциометра Ваз 2110, Ваз 2111, Ваз 2112
Снятие и установка датчика положения дроссельной заслонки Ваз 2110, Ваз 2111, Ваз 2112
Модуль зажигания Ваз 2110, Ваз 2111, Ваз 2112
Снятие и установка датчика массового расхода воздуха Ваз 2110, Ваз 2111, Ваз 2112
Снятие и установка датчика фаз двигателя Ваз 2110, Ваз 2111, Ваз 2112
Снятие и установка контроллера, реле и предохранителей Ваз 2110, Ваз 2111, Ваз 2112
Системы двигателя Ваз 2110, Ваз 2111, Ваз 2112
Обслуживание двигателя автомобиля лада 2112. Инструкции по ремонту системы охлаждения, выпуска отработавших газов, питания лада 2111. Особенности 8-ми и 16-ти клапанного двигателя лада 2110. Эксплуатация основных узлов и агрегатов двигателя
vazclub.com
Схема системы управления двигателем ВАЗ 2112
1 — реле зажигания; 2 — выключатель зажигания; 3 — аккумуляторная батарея; 4 — нейтрализатор; 5 — датчик концентрации кислорода; 6 — адсорбер с электромагнитным клапаном; 7 — воздушный фильтр; 8 — датчик массового расхода воздуха; 9 — регулятор холостого хода; 10 — датчик положения дроссельной заслонки; 11 — дроссельный узел; 12 — колодка диагностики; 13 — тахометр; 14 — спидометр; 15 — контрольная лампа «CHECK ENGINE»; 16 — блок управления иммобилайзером; 17- модуль зажигания; 18 — форсунка; 19 — регулятор давления топлива; 20 — датчик фаз; 21 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 22 — свеча зажигания; 23 — датчик положения коленчатого вала; 24 — датчик детонации; 25 — топливный фильтр; 26 — контроллер; 27 — реле включения вентилятора; 28 — электровентилятор системы охлаждения; 29 — реле включения электробензонасоса; 30 — топливный бак; 31 — электробензонасос с датчиком указателя уровня топлива; 32 — сепаратор паров бензина; 33 — гравитационный клапан; 34 — предохранительный клапан; 35 — датчик скорости; 36 — двухходовой клапан.
На двигателе ВАЗ-2111 применена система распределенного впрыска топлива (на каждый цилиндр — отдельная форсунка). Форсунки включаются попарно (для 1-4 и 2-3 цилиндров) при подходе поршней к верхней мертвой точке (ВМТ). На двигателях ВАЗ-2112 и части двигателей ВАЗ-2111 установлена система распределенного фазированного впрыска: топливо подается форсунками поочередно в соответствии с порядком работы цилиндров, что снижает токсичность отработавших газов. В этом случае на головке блока цилиндров устанавливается датчик фаз, а на шкиве распределительного вала -диск с прорезью в ободе.
Большинство двигателей комплектуется системой впрыска с обратной связью (кислородным датчиком) и нейтрализатором в системе выпуска отработавших газов. Эта система не требует регулировки и обслуживания (при превышении норм токсичности отработавших газов вышедшие из строя компоненты заменяют).
На части двигателей кислородный датчик и нейтрализатор не устанавливают. В этом случае токсичность отработавших газов регулируют СО-потенциометром с применением газоанализатора.
Внимание! При обслуживании и ремонте системы управления двигателем всегда выключайте зажигание. При проведении сварочных работ отсоединяйте контроллер от жгута проводов. Контроллер содержит электронные компоненты, которые могут быть повреждены статическим электричеством, поэтому не прикасайтесь руками к его выводам. При сушке автомобиля в сушильной камере (после покраски) снимите контроллер. На работающем двигателе не отсоединяйте и не поправляйте электрические разъемы. Запрещается проверять работу системы зажигания «на искру». Не запускайте двигатель, если клеммы аккумулятора и «массы» на двигателе и кузове не затянуты или загрязнены.
Контроллер системы впрыска.
Представляет собой миникомпьютер специального назначения. Он содержит три вида памяти — оперативное запоминающее устройство (ОЗУ), программируемое постоянное запоминающее устройство (ППЗУ) и электрически программируемое запоминающее устройство (ЭПЗУ). ОЗУ используется компьютером для хранения текущей информации о работе двигателя и ее обработки. Также в ОЗУ записываются коды возникающих неисправностей. Эта память энергозависима, т.е. при отключении питания ее содержимое стирается. ППЗУ содержит собственно программу (алгоритм) работы компьютера и калибровочные данные (настройки). Таким образом, ППЗУ определяет важнейшие параметры работы двигателя: характер изменения момента и мощности, расход топлива и т.п. ППЗУ энергонезависимо, т.е. его содержимое не изменяется при отключении питания. ППЗУ устанавливается в разъем на плате контроллера и может быть заменено (при выходе из строя контроллера исправное ППЗУ можно переставить на новый контроллер). В ЭПЗУ записываются коды иммобилайзера при «обучении» ключей (см. сервисную книжку автомобиля). Эта память также энергонезависима.
Датчики системы впрыска.
Выдают контроллеру информацию о параметрах работы двигателя (кроме датчика скорости автомобиля), на основании которых он рассчитывает момент, длительность и порядок открытия форсунок, момент и порядок искрообразования. При выходе из строя отдельных датчиков контроллер переходит на обходные алгоритмы работы; при этом могут ухудшиться некоторые параметры двигателя (мощность, приемистость, экономичность), но движение с такими неисправностями возможно. Единственным исключением является датчик положения коленчатого вала, при его неисправности двигатель работать не может.
Датчик положения коленчатого вала.
Установлен на крышке масляного насоса. Он выдает контроллеру информацию об угловом положении коленчатого вала и моменте прохождения поршнями 1-го и 4-го цилиндров ВМТ. Датчик — индуктивного типа, реагирует на прохождение зубьев задающего диска на шкиве привода генератора вблизи своего сердечника. Зубья расположены на диске с интервалом 6°. Для синхронизации с ВМТ два зуба из 60 срезаны, образуя впадину. При прохождении впадины мимо датчика в нем генерируется так называемый «опорный» импульс синхронизации. Установочный зазор между сердечником и зубьями должен находиться в пределах 1±0,2 мм.
Датчик фаз.
Установлен на головке блока цилиндров. Принцип его действия основан на эффекте Холла. На двигателе ВАЗ-2112 на шкиве впускного распределительного вала находится диск с прорезью в ободе. Обод проходит через паз в датчике. Когда прорезь диска попадает в паз датчика, он выдает на контроллер отрицательный импульс, соответствующий положению поршня 1-го цилиндра в ВМТ в конце такта сжатия. При выходе из строя датчика фаз контроллер переходит в режим распределенного (нефазированного) впрыска топлива.
Датчик температуры охлаждающей жидкости.
Ввернут в выпускной патрубок на головке блока цилиндров. Он представляет собой терморезистор. Контроллер подает на датчик стабилизированное напряжение +5 В через резистор и по падению напряжения рассчитывает состав смеси.
Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ).
Установлен на оси дроссельной заслонки и представляет собой потенциометр. На один конец его обмотки подается стабилизированное напряжение +5 В, а другой соединен с «массой». С третьего вывода потенциометра (ползунка) снимается сигнал для контроллера. Для проверки датчика включите зажигание и измерьте напряжение между «массой» и выводом ползунка (не отключайте разъем — провода можно проколоть тонкими иглами, подключенными к выводам вольтметра) — оно должно быть не более 0,7 В. Поворачивая рукой пластмассовый сектор, полностью откройте дроссельную заслонку и вновь измерьте напряжение — оно должно быть более 4 В. Выключите зажигание, отсоедините разъем, подключите омметр между выводом ползунка и любым из двух оставшихся. Медленно поворачивайте сектор рукой, следя за показаниями стрелки. На всем диапазоне рабочего хода скачков быть не должно. Иначе замените датчик. При выходе из строя ДПДЗ его функции берет на себя датчик массового расхода воздуха. При этом обороты холостого хода не опускаются ниже 1500 мин-1.
Датчик массового расхода воздуха.
Расположен между воздушным фильтром и впускным шлангом. Он состоит из двух датчиков (рабочего и контрольного) и нагревательного резистора. Проходящий воздух охлаждает один из датчиков, а электронный модуль преобразует разность температур датчиков в выходной сигнал для контроллера. В разных вариантах систем впрыска применяются датчики двух типов — с частотным или амплитудным выходным сигналом. В первом случае в зависимости от расхода воздуха меняется частота, во втором случае — напряжение. При выходе из строя датчика массового расхода воздуха его функции берет на себя ДПДЗ.
Датчик детонации.
Одноконтактный датчик детонации ввернут в верхнюю часть блока цилиндров, двухконтактный датчик крепится на шпильке. Действие датчика основано на пьезоэффекте: при сжатии пьезоэлектрической пластинки на ее концах возникает разность потенциалов. При детонации в датчике образуются импульсы напряжения, по которым контроллер регулирует опережение зажигания.
Датчик кислорода (лямбда-зонд).
Установлен в приемной трубе системы выпуска отработавших газов. Кислород, содержащийся в отработавших газах, создает разность потенциалов на выходе датчика, изменяющуюся приблизительно от 0,1 В (много кислорода — бедная смесь) до 0,9 В (мало кислорода — богатая смесь). По сигналу от датчика кислорода контроллер корректирует подачу топлива форсунками так, чтобы состав отработавших газов был оптимальным для эффективной работы нейтрализатора (напряжение кислородного датчика — около 0,5 В). Для нормальный работы датчик кислорода должен иметь температуру не ниже 360°С, поэтому для быстрого прогрева после запуска двигателя в него встроен нагревательный элемент. Контроллер постоянно выдает в цепь датчика кислорода стабилизированное опорное напряжение 0,45±0,10 В. Пока датчик не прогрет, опорное напряжение остается неизменным. При этом контроллер управляет системой впрыска, не учитывая напряжение на датчике. Как только датчик прогреется, он начинает изменять опорное напряжение. Тогда контроллер отключает нагрев датчика и начинает учитывать сигнал датчика кислорода.
СО-потенциометр.
Установлен в салоне на левом щитке облицовки тоннеля пола и представляет собой переменный резистор. СО-потенциометр служит для регулировки уровня СО в отработавших газах двигателей, не оснащенных каталитическим нейтрализатором.
Датчик скорости автомобиля.
Установлен на коробке передач, на приводе спидометра. Принцип его действия основан на эффекте Холла. Датчик выдает на контроллер прямоугольные импульсы напряжения (нижний уровень — не более 1 В, верхний — не менее 5 В) с частотой, пропорциональной скорости вращения ведущих колес. 6 импульсов датчика соответствуют 1 м пути автомобиля. Контроллер определяет скорость автомобиля по частоте импульсов.
Система зажигания.
Состоит из модуля зажигания, высоковольтных проводов и свечей зажигания. При эксплуатации она не требует обслуживания и регулирования. Угол опережения зажигания рассчитывается контроллером в зависимости от частоты вращения коленчатого вала, нагрузки на двигатель (массовый расход воздуха и положение дроссельной заслонки), температуры охлаждающей жидкости и наличия детонации.
Модуль зажигания.
Включает в себя два управляющих электронных блока и два высоковольтных трансформатора (катушки зажигания). К выводам высоковольтных обмоток подключены свечные провода: к одной обмотке — 1-го и 4-го цилиндров, к другой — 2-го и 3-го. Таким образом, искра одновременно проскакивает в двух цилиндрах (1-4 или 2-3) — в одном во время такта сжатия (рабочая искра), в другом — во время выпуска (холостая). Модуль зажигания — неразборный, при выходе из строя его заменяют.
Свечи зажигания.
А17ДВРМ или их аналоги, с помехоподавительным резистором сопротивлением 4-10 кОм и медном сердечником. Зазор между электродами- 1,00 — 1,13 мм, Размер шестигранника — 21 мм. На двигателе ВАЗ-2112 устанавливаются свечи с шестигранником 16 мм, они имеют обозначение АУ17ДВРМ и могут использоваться и на двигателях ВАЗ-2110иВАЗ-2111.
Предохранители и реле системы впрыска.
Три предохранителя (на 15 А каждый) и три реле системы впрыска (главное, электробензонасоса и электровентилятора системы охлаждения) находятся под консолью панели приборов рядом с контроллером. Один предохранитель защищает цепь питания системы впрыска (вход неотключаемого напряжения), второй — контакты главного реле, третий — контакты реле электробензонасоса. На системах впрыска ранних выпусков назначение предохранителей может быть иным. Кроме предохранителей предусмотрена плавкая вставка на конце красного провода, присоединяемого к клемме «+» аккумуляторной батареи, выполненная в виде отрезка черного провода сечением 1 мм2 (сечение основного провода — 6 мм2). Силовые контакты главного реле замыкаются при включении зажигания. После этого «плюс» подается к обмоткам реле электробензонасоса и электровентилятора системы охлаждения (включение реле — по команде контроллера), клапану продувки адсорбера и форсункам (их включение — также по команде контроллера), датчикам системы впрыска. Питание к контактам реле электровентилятора подается через предохранитель в монтажном блоке.
Работа системы впрыска.
Состав смеси регулируется длительностью управляющего импульса, подаваемого на форсунки (чем длиннее импульс, тем больше подача топлива). Топливо может подаваться «синхронно» (в зависимости от положения коленчатого вала) и «асинхронно» (независимо от положения коленчатого вала). Последний режим используется при пуске двигателя. Если при прокручивании двигателя стартером дроссельная заслонка открыта более чем на 75%, контроллер воспринимает ситуацию как режим продувки цилиндров (так поступают, если есть подозрение, что свечи залиты бензином) и не выдает импульсы на форсунки, перекрывая подачу топлива. Если в ходе продувки двигатель начнет работать и его обороты достигнут 400 мин-1, контроллер включит подачу топлива. При торможении двигателем контроллер обедняет смесь для снижения токсичности отработавших газов, а на некоторых режимах и вовсе отключает подачу топлива. Подача топлива отключается и при выключении зажигания, что предотвращает самовоспламенение смеси в цилиндрах двигателя (дизелинг). При падении напряжения питания контроллер увеличивает время накопления энергии в катушках зажигания (для надежного поджигания горючей смеси) и длительность импульса впрыска (для компенсации увеличения времени открытия форсунки). При увеличении напряжения питания время накопления энергии в катушках зажигания и длительность подаваемого на форсунки импульса уменьшаются. Контроллер управляет включением электровентилятора системы охлаждения (через реле) в зависимости от температуры двигателя, частоты вращения коленчатого вала и работы кондиционера (если он установлен). Электровентилятор включается, если температура охлаждающей жидкости превысит 104°С или включен кондиционер. Электровентилятор выключается при падении температуры охлаждающей жидкости ниже 101°С, выключении кондиционера, остановке двигателя (с задержкой в несколько секунд).
Лампа «CHECK ENGINE».
В комбинации приборов информирует водителя о неисправностях в системе управления двигателем. На части автомобилей (с контроллером «Январь-4.1», GM) она также выдает коды неисправностей при включении зажигания, если замкнуты соответствующие контакты диагностического разъема, расположенного слева под панелью приборов. На выпускаемых в настоящее время контроллерах «Январь» и Bosch самодиагностика не предусмотрена, а разъем служит для подключения диагностического прибора типа DST-2. Если система исправна, то при включении зажигания лампа «CHECK ENGINE» загорается, но гаснет сразу после пуска двигателя. Если лампа горит при работающем двигателе, в системе управления двигателем имеются неисправности, условные коды которых контроллер записывает в память (ОЗУ). Даже если лампа затем погасла, эти коды остаются в памяти и могут быть считаны с помощью диагностического прибора или в режиме самодиагностики (если он предусмотрен). Чтобы стереть коды из памяти контроллера, надо отключить аккумуляторную батарею не менее чем на 10 с. Однако отказ некоторых компонентов системы впрыска (бензонасос и его цепи, модуль зажигания, свечи) не определяется контроллером и, соответственно, лампа «CHECK ENGINE» при этом не загорается.
auto99.ru