Шкив привода


сайт обо всём по не многу

 Cоставной шкив привода распределительного вала восьмиклапанного двигателяСхема привода распределительного вала1 – зубчатый шкив коленчатого вала;2 – зубчатый шкив насоса охлаждающей жидкости;3 – натяжной ролик;4 – задняя крышка привода ГРМ;5 – зубчатый шкив распределительного вала;6 – зубчатый ремень;А – установочный усик на задней крышке привода ГРМ;В – метка на шкиве распределительного вала;С – метка на крышке масляного насоса;D – метка на шкиве коленчатого вала.

В предложениях специализированных фирм, занимающихся тюнингом (доводкой) двигателей, составной шкив привода распределительного вала упоминается довольно часто. Как правило, составной шкив используется для обеспечения оптимальной настройки двигателя при установке распределительного вала с измененными, по сравнению с заводскими, профилем и расположением кулачков.

Применение составного шкива с заводским распределительным валом позволяет решить и другую проблему, которая также связана с оптимизацией фаз газораспределения обычного двигателя.

Как известно, любые детали, в том числе и двигателя, нельзя изготовить абсолютно точно, в производстве назначаются определенные допуски на размеры.

Неблагоприятное сочетание отклонений размеров отдельных деталей в рассматриваемом нами случае может привести к тому, что на новом автомобиле ошибка в установке распределительного вала относительно коленчатого вала может составлять несколько градусов. И если для двигателей предыдущего поколения (заднеприводные автомобили ВАЗ) ошибка в 4–5 градусов не приводит к заметным нарушениям в работе, то для более современных моторов переднеприводных автомобилей ВАЗ такая же ошибка существенна. В результате мощность двигателя оказывается меньше паспортной, падает экономичность.

Таким образом, составной шкив можно использовать в том числе и для того, чтобы привести показатели двигателя к норме. Конечно, в данном случае речь идет о «тонкой» настройке двигателя, которую, как правило, могут выполнить только высококвалифицированные специалисты. Вместе с тем, при установке составного шкива рядовой автолюбитель, которому не чужд дух экспериментаторства, получает возможность превратить свой автомобиль в небольшую лабораторию и оценить, руководствуясь собственными ощущениями, как изменяется «характер» двигателя при изменении фаз газораспределения.

В конечном счете, решение, устанавливать или не устанавливать на автомобиль те или иные узлы и детали, отличные от заводских, принимает владелец автомобиля. Однако всякое решение принимается на основании имеющейся информации. Поэтому важно понимать, как должны изменяться характеристики двигателя при смещении фаз газораспределения.

Изменение фаз газораспределения приводит к изменению основных характеристик двигателя, среди которых водителя больше интересуют крутящий момент и мощность. Причем, максимальный момент и максимальная мощность достигаются при разных значениях частоты вращения коленчатого вала (оборотов двигателя).

На современных двигателях применяются механизмы газораспределения, позволяющие изменять фазы в зависимости от частоты вращения коленчатого вала. Эти механизмы позволяют поддерживать максимальное значение крутящего момента в достаточно широком диапазоне оборотов двигателя.

В двигателях ВАЗ такие конструкции не применяются, и даже при установке измененных распределительных валов под изменением фаз газораспределения можно понимать только изменение угла перекрытия фаз клапанов и угла запаздывания закрытия и открытия клапанов. Иными словами, настройка фаз при различных оборотах остается неизменной. Естественно, что при этом характеристики момента и мощности принципиально не изменяются (имеется явно выраженный максимум). В нашем случае, при использовании только составного шкива (без замены заводского распределительного вала на измененный), можно регулировать только установочные углы закрытия и открытия клапанов.

Например, можно сместить максимум крутящего момента от обычных для этих двигателей оборотов — 3000…3500 мин–1 в зону более низких оборотов — 2000–3000 мин–1. Увеличить крутящий момент на этих оборотах можно, уменьшив угол запаздывания закрытия впускных клапанов, то есть, повернув распределительный вал по направлению вращения коленчатого вала двигателя (говоря иначе, установить фазы газораспределения с опережением). При этом не стоит забывать, что на высоких оборотах из-за недоиспользования инерции рабочей смеси во впускном тракте наполнение цилиндров уменьшится. А это, естественно, приведет к уменьшению максимальной мощности двигателя и, соответственно, максимальной скорости автомобиля.

Шкив состоит из двух деталей: зубчатого венца и ступицы, которые соединяются шестью болтами. В зубчатом венце выполнены резьбовые отверстия для установки болтов. Прорези для болтов в ступице шкива имеют специальную форму, которая позволяет поворачивать ступицу относительно зубчатого венца. А так как ступица шкива установлена на распределительном валу с помощью шпонки, то вместе со ступицей будет поворачиваться и распределительный вал. Этим обеспечивается изменение фаз газораспределения. Размеры прорезей в ступице таковы, что распределительный вал можно повернуть вперед или назад, то есть в направлении вращения или в противоположном направлении на небольшой угол (около пяти градусов в каждую сторону), чего вполне достаточно для регулировки. К тому же, работа на предельных углах в течение непродолжительного времени не слишком опасна для двигателя.

Обращаем ваше внимание на то, что у восьмиклапанного двигателя ВАЗ соударения поршней и клапанов не происходит при любом взаимном положении распределительного и коленчатого валов.

           

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙЗамену зубчатого шкива распределительного вала начинаем со снятия ремня привода генератора.Ключом «на 10» отворачиваем болты передней крышки привода ГРМ:два сбоку……и один в центре.Снимаем крышку привода ГРМ.Вывешиваем и снимаем правое колесо.Ключом «на 10» отворачиваем саморезы переднего и заднего крепления правого пластмассового грязезащитного щитка к брызговику двигателя.Ключом «на 10» отворачиваем два самореза крепления щитка к лонжерону.Крестообразной отверткой отворачиваем саморез крепления щитка к подкрылку.Снимаем щиток.Головкой «на 19» проворачиваем коленчатый вал по часовой стрелке за болт крепления шкива……до совмещения метки на зубчатом шкиве распределительного вала с установочным усиком на задней крышке привода ГРМ.Сняв резиновую заглушку в верхней части картера сцепления,……убеждаемся, что риска на маховике расположена напротив прорези крышки картера сцепления.Так расположена риска на маховике двигателя (коробка передач и головка блока цилиндров для наглядности сняты).Ключом «на 17» ослабляем гайку крепления натяжного ролика.Поворачиваем натяжной ролик в такое положение, при котором ремень будет максимально ослаблен.Снимаем ремень привода ГРМ со шкива распределительного вала.Накидным ключем «на 17» отворачиваем болт крепления зубчатого шкива распределительного вала. Чтобы вал не проворачивался, пропускаем через отверстие в шкиве головку «на 10» с удлинителем и надеваем на гайку крепления задней крышки ремня привода ГРМ.Поддеваем отверткой шкив распределительного вала……и снимаем его.Составной (разрезной) и стандартный (цельный) шкивы привода распределительного вала.Перед установкой составного шкива необходимо выставить его «на ноль». То есть собрать и установить его таким образом, чтобы положение распределительного вала с составным шкивом соответствовало положению распределительного вала со стандартным шкивом.Для того, чтобы было удобнее контролировать взаимное положение ступицы и зубчатого венца шкива привода распределительного вала, ключом «на 10» ослабляем затяжку шести болтов и любой из них полностью выворачиваем.Укладываем составной шкив на стандартный так,……чтобы совместились шпоночные пазы в центральных отверстиях шкивов.Для совмещения шпоночных пазов можно воспользоваться в качестве направляющей сверлом диаметром 4 мм.После совмещения пазов выравниваем по боковым поверхностям зубья шкивов, удерживая одной рукой сверло в шпоночных пазах шкивов.После точного совмещения шкивов видно, что резьбовое отверстие в зубчатом венце составного шкива располагается по центру прорези в ступице.Таким образом, «нулевое» положение найдено, и теперь можно изменять положение распределительного вала относительно этой точки. Устанавливаем на место недостающий болт крепления зубчатого венца шкива и равномерно затягиваем все шесть болтов.Для контроля правильности взаимного положения распределительного и коленчатого валов перед установкой составного шкива на него нужно нанести установочную метку в том же месте, где она находится у стандартного зубчатого шкива.Необходимость выполнения этой операции вызвана тем, что у составного шкива, который изготовлен из двух стандартных, при установке на распределительный вал метка оказывается с внутренней стороны (со стороны металлической задней крышки привода ГРМ) и, естественно, не видна.Для контроля перемещения частей шкива при регулировке наносим на боковые поверхности зубчатого венца и ступицы метки «нулевого» положения.Для того, чтобы можно было точно оценить положение распределительного вала (то есть, ступицы составного шкива) относительно «нулевого» положения, которое было отмечено меткой, нужно изготовить шкалу, по которой и можно будет ориентироваться.Мы решили сделать шкалу из отрезка ленты рулетки.Лента окрашена в яркий желтый цвет, поэтому на ней хорошо видны деления шкалы.Устанавливаем составной шкив на распределительный вал и проверяем совмещение установочных меток валов. Надеваем ремень на шкив насоса охлаждающей жидкости и заводим за натяжной ролик. После этого надеваем ремень на шкив распределительного вала, следя за тем, чтобы передняя ветвь ремня была натянута.Вставляем отвертку между двумя винтами или стержнями диаметром 4 мм, установленными в отверстие натяжного ролика, и, поворачивая ролик против часовой стрелки, натягиваем ремень.Повернуть ролик можно специальным ключом.Затягиваем гайку крепления натяжного ролика.Головкой «на 19» проворачиваем за болт шкива привода генератора коленчатый вал на два оборота по часовой стрелке.Проверяем совпадение установочных меток коленчатого и распределительного валов.Если метки не совпадают, повторяем операцию по установке ремня.Для регулировки натяжения ремня поворачиваем коленчатый вал против часовой стрелки так, чтобы метка на шкиве распределительного вала переместилась вниз от усика задней крышки на два зуба.При нормальном натяжении ремня его передняя ветвь должна закручиваться на 90° большим и указательным пальцами руки с усилием 15–20 Н (1,5–2,0 кгс).При нормальном натяжении ремня его передняя ветвь должна закручиваться на 90° большим и указательным пальцами руки с усилием 15–20 Н (1,5–2,0 кгс).Так выглядит установленный на двигателе составной шкив со вставленной в него регулировочной шкалой.Регулировочную шкалу (отрезок ленты) устанавливаем в стык между ступицей и зубчатым венцом шкива привода распределительного вала только на время регулировки фаз. Чтобы при работе двигателя шкала не попала под ремень, после регулировки извлекаем ее пинцетом.

                   ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

Теперь, когда все монтажные работы выполнены, приступаем к «экспериментам» с фазами газораспределения. Изменение фаз заключается в изменении положения ступицы составного шкива и связанного с ней распределительного вала относительно венца шкива.

Таким образом, при изменении фаз газораспределения будет меняться взаимное положение распределительного и коленчатого валов.

При этом, можно отметить несколько положительных, с точки зрения удобства регулировки и затрат времени, моментов. Во-первых, для изменения фаз составной шкив не требуется демонтировать. Во-вторых, после изменения фаз не нужно каждый раз заново регулировать натяжение приводного ремня, так как положение зубчатого венца шкива не меняется.

Для изменения фаз нужно ослабить шесть болтов крепления ступицы составного шкива к зубчатому венцу настолько, чтобы можно было повернуть венец относительно ступицы. При регулировке распределительный вал остается неподвижным, а изменение фаз осуществляется поворотом коленчатого вала (при этом поворачивается и зубчатый венец шкива).

Коленчатый вал поворачиваем отверткой за зубья маховика через отверстие в верхней части картера сцепления. Так как коленчатый вал нужно поворачивать на небольшой угол (в противном случае может провернуться и распределительный вал), то удобно действовать, опирая стержень отвертки на край отверстия.

Для контроля угла относительного поворота деталей шкива пользуемся описанной выше регулировочной шкалой.

После того как зубчатый шкив повернут на необходимый угол, затягиваем болты шкива и устанавливаем на место переднюю крышку газораспределительного механизма.

Теперь можно оценить результаты регулировки двигателя в движении, ориентируясь на собственные ощущения.

Вход на сайт
Поиск

avtopomohc.ucoz.ru

шкив привода распределительного вала

 Если уж мы взялись за двигатель и установку распредвала, то нельзя не затронуть такую тему, как шкив привода распределительного вала. Вообще в тюнинге двигателя он упоминается достаточно часто. Для чего же он нужен? А он позволяет произвести точную настройку фаз газораспределения двигателя. Не секрет, что ни одна деталь, даже заводская, не может быть изготовлена идеально, поэтому всегда отводится какая-то погрешность. Но эта погрешность может сыграть злую шутку. Даже на новом автомобиле ошибка в установке распределительного вала относительно коленчатого вала может составлять несколько градусов. Для заднеприводных автомобилей ВАЗ это не так страшно, но переднеприводные, о которых мы и говорим, реагируют на это очень сильно. Что приводит к уменьшению мощности двигатели, может падать экономичность. В итоге машина не соответствует даже своим паспортным данным.

С помощью составного шкива можно исправить эту проблему. Но надо сказать, что такая тонкая настройка двигателя должна производиться людьми соответствующей квалификации. Собственно это требование распространяется на весь тюнинг автомобиля связанный с двигателем. Очень просто сделать ошибку и не улучшить характеристики своего автомобиля, а совсем наоборот. Но знать, как это делается, и понимать – не помешает.

Изменение фаз газораспределения приводит к изменению основных характеристик двигателя. Здесь и крутящий момент и мощность. Собственно эти характеристики обычно больше всего волнуют автомобилистов решившихся на тюнинг автомобиля. Расход топлива в таких случаях уходит на второй план. Но все же мы постараемся именно улучшить автомобиль, а не наоборот.

Для начала рассмотрим схему привода распределительного вала:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 – зубчатый шкив коленчатого вала; 2 – зубчатый шкив насоса охлаждающей жидкости; 3 – натяжной ролик; 4 – задняя крышка привода ГРМ; 5 – зубчатый шкив распределительного вала; 6 – зубчатый ремень;

А – установочный усик на задней крышке привода ГРМ; В – метка на шкиве распределительного вала; С – метка на крышке масляного насоса; D – метка на шкиве коленчатого вала.

Теперь приступим к работе. Как всегда на примере восьмиклапанного двигателя ВАЗ.

Для начала необходимо снять ремень привода генератора. Потом берем ключ на десять и отвернем болты передней крышки привода ГРМ. Пару сбоку.

 

 

 

 

 

Один по центру.

 

 

 

 

 

Теперь снимем саму крышку привода ГРМ.

 

 

 

 

 

Далее необходимо снять правое колесо. Затем берем ключ на восемь и отвернем два самореза крепления правой части брызговика двигателя к брызговику правого крыла. Потом два самореза крепления левой части брызговика к брызговику левого крыла. Все то же самое.

 

 

 

 

 

Этим же ключом отвернем два самореза, соединяющие левую и правую части брызговика двигателя.

 

 

 

 

 

А теперь пять саморезов крепления брызговика к нижней поперечине рамки радиатора. И с саморезами можно закончить.

Теперь снимем обе части брызговика двигателя.

 

 

 

 

 

Возьмем головку на 19 и провернем коленчатый вал по часовой стрелке за болт крепления шкива.

 

 

 

 

 

Пока не будет совмещения метки на зубчатом шкиве распределительного вала с установочным усиком на задней крышке привода ГРМ.

 

 

 

 

 

Затем снимем маленькую резиновую заглушку в верхней части картера сцепления.

 

 

 

 

 

Убедимся, что риска на маховике расположена напротив прорези крышки картера сцепления.

 

 

 

 

 

Расположение риски на маховике двигателя (коробка передач и головка блока цилиндров для наглядности сняты).

 

 

 

 

 

Далее возьмем ключ на семнадцать и ослабим гайку крепления нятяжного ролика.

 

 

 

 

 

Теперь необходимо сдвинуть натяжной ролик так, чтобы ремень был максимально ослаблен.

 

 

 

 

Затем необходимо снять ремень привода ГРМ со шкива распределительного вала.

 

 

 

 

 

Далее необходимо воспользоваться накидным ключом на 17 и отвернуть болт крепления зубчатого шкива распределительного вала. Чтобы избежать проворачивания вала через отверстие в шкиве пропустим головку на десять с удлинителем и надеваем на гайку крепления задней крышки ремня привода ГРМ.

 

 

 

 

 

Теперь аккуратно отверткой подденем шкив распред вала.

 

 

 

 

 

Его остается только снять. Теперь себя можно похвалить, так как первый этап операции позади.

 

 

 

 

 

Теперь посмотрим на составной шкив распределительного вала, который слева и стандартный шкив распределительного вала, который справа. Так сказать для сравнения.

 

 

 

 

 

Но перед тем как устанавливать составной шкив распределительного вала, его необходимо выставить на ноль. Что это такое? Т.е. нужно собрать и установить его таким образом, чтобы положение распред вала с составным шкивом соответствовало бы положению распределительного вала со стандартным шкивом. Это очень важно соблюсти. Сейчас разберем как это лучше сделать.

 

 

 

 

 

Для начала, чтобы было удобнее контролировать взаимное положение ступицы и зубчатого венца шкива привода распределительного вала, возьмем ключ на десять и ослабим затяжку шести болтов и любой из них полностью выворачиваем.

 

 

 

 

 

Теперь укладываем составной шкив на стандартный так.Чтобы шпоночные пазы совместились в центральных отверстиях шкивов.

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

Для простоты можно взять направляющую, например, сверло диаметром 4мм.Теперь необходимо выровнять по боковым поверхностям зубья шкивов, удерживая одной рукой сверло в шпоночных пазах шкивов. После того как шкивы совмещены становится видно, что резьбовое отверстие в зубчатом венце составного шкива располагается по центру прорези в ступице.

 

Вот мы и нашли нулевое положение. Теперь мы можем менять положение распределительного вала относительно этой точки. Теперь поставим на место недостающий болт и крепления зубчатого венца шкива и аккуратно затянем все шесть болтов.

Для того чтобы контролировать правильность взаимного положения распределительного и коленчатого валов перед установкой составного шкива на него нужно нанести установочную метку в том же месте, где она находится у стандартного зубчатого шкива. Заметим, что у составного шкива, который изготовлен из двух стандартных, при установке на распределительный вал метка оказывается с внутренней стороны (со стороны металлической задней крышки привода ГРМ) и, естественно, не видна.

Чтобы контролировать перемещения частей шкива при регулировке, нанесем на боковые поверхности зубчатого венца и ступицы метки нулевого положения.

 

 

 

 

 

Чтобы определить положение распределительного вала относительно нулевого положения, необходима какая-то шкала. Мы сделали ее из ленты рулетки. Ее хорошо видно и положение можно будет точно определить.

 

 

 

 

 

 Теперь установим шкив на распределительный вал и проверим совмещение установочных меток валов. Теперь можно надеть ремень на шкив насоса охлаждающей жидкости и заведем за натяжной ролик. Затем наденем ремень на шкив распред вала и нужно следить за тем, чтобы передняя ветвь ремня была натянута.

Натяжение ремня показываем на двигателе со стандартным шкивом. Теперь вставим отвертку между двумя винтами или стержнями диаметром 4 мм, установленными в отверстие натяжного ролика, и, поворачивая ролик против часовой стрелки, натягиваем ремень.

 

 

 

 

 

Ролик удобно поворачивать вот таким ключом.

 

 

 

 

 

Затянем гайку крепления натяжного ролика. Далее возьмем головку на девятнадцать и провернем коленчатый вал на два оборота по часовой стрелке. Коленчатый вал проворачиваем за болт шкива привода генератора.

Теперь необходимо проверить совпали ли метки коленчатого и распределительного валов. Если не совпали, то операцию по установке ремня необходимо повторить.

Чтобы отрегулировать натяжение ремня провернем коленвал против часовой стрелки так, чтобы метка на шкиве распределительного вала переместилась вниз от усика задней крышки на два зуба.

Если положение ремня нормальное, то его передняя ветвь должна закручиваться на 90 градусов большим и указательным пальцами руки с усилием 15–20 Н.

Если ремень слишком сильно натянут, то это снизит и его срок службы и подшипников насоса охлаждающей жидкости и натяжного ролика. Поэтому правильное натяжение очень важно.

А именно так выглядит установленный на двигателе составной шкив со вставленной в него регулировочной шкалой.

Установим шкалу в стык между ступицей и зубчатым венцом шкива привода распределительного вала только на время регулировки фаз. Затем в целях безопасности ее необходимо будет удалить, обычно это делается пинцетом.

 

 

 

 

 

 

Теперь, когда все монтажные работы выполнены, приступаем к «экспериментам» с фазами газораспределения. Мы ведь именно для этого и затеяли такую операцию. Изменение фаз заключается в изменении положения ступицы составного шкива и связанного с ней распределительного вала относительно венца шкива.   Таким образом, при изменении фаз газораспределения будет меняться взаимное положение распределительного и коленчатого валов.    При этом, можно отметить несколько положительных, с точки зрения удобства регулировки и затрат времени, моментов. Во-первых, для изменения фаз составной шкив не требуется демонтировать. Во-вторых, после изменения фаз не нужно каждый раз заново регулировать натяжение приводного ремня, так как не ослабляем гайку натяжного ролика   Для изменения фаз нужно ослабить шесть болтов крепления ступицы составного шкива к зубчатому венцу настолько, чтобы можно было повернуть венец относительно ступицы. При регулировке распределительный вал остается неподвижным, а изменение фаз осуществляется поворотом коленчатого вала (при этом поворачивается и зубчатый венец шкива).   Коленчатый вал поворачиваем отверткой за зубья маховика через отверстие в верхней части картера сцепления. Так как коленчатый вал нужно поворачивать на небольшой угол (в противном случае может провернуться и распределительный вал), то удобно действовать, опирая стержень отвертки на край отверстия.  Для контроля угла относительного поворота деталей шкива пользуемся описанной выше регулировочной шкалой.   После того как зубчатый шкив повернут на необходимый угол, затягиваем болты шкива и устанавливаем на место переднюю крышку газораспределительного механизма.Теперь можно оценить результаты регулировки двигателя в движении, ориентируясь на собственные ощущения и ни на что больше. Надеемся, что наша статья будет полезна как начинающим автолюбителям, так и профессионалам. В следующих статьях мы рассмотрим другие приемы и методы, что можно сделать с отечественным автомобилем, чтобы повысить его комфорт, надежность и качество.

 

proauto.zx6.ru

Cоставной шкив привода распределительного вала восьмиклапанного двигателя

Схема привода распределительного вала

1 – зубчатый шкив коленчатого вала; 2 – зубчатый шкив насоса охлаждающей жидкости; 3 – натяжной ролик; 4 – задняя крышка привода ГРМ; 5 – зубчатый шкив распределительного вала; 6 – зубчатый ремень; А – установочный усик на задней крышке привода ГРМ; В – метка на шкиве распределительного вала; С – метка на крышке масляного насоса; D – метка на шкиве коленчатого вала.

В предложениях специализированных фирм, занимающихся тюнингом (доводкой) двигателей, составной шкив привода распределительного вала упоминается довольно часто. Как правило, составной шкив используется для обеспечения оптимальной настройки двигателя при установке распределительного вала с измененными, по сравнению с заводскими, профилем и расположением кулачков.

Применение составного шкива с заводским распределительным валом позволяет решить и другую проблему, которая также связана с оптимизацией фаз газораспределения обычного двигателя.

Как известно, любые детали, в том числе и двигателя, нельзя изготовить абсолютно точно, в производстве назначаются определенные допуски на размеры.

Неблагоприятное сочетание отклонений размеров отдельных деталей в рассматриваемом нами случае может привести к тому, что на новом автомобиле ошибка в установке распределительного вала относительно коленчатого вала может составлять несколько градусов. И если для двигателей предыдущего поколения (заднеприводные автомобили ВАЗ) ошибка в 4–5 градусов не приводит к заметным нарушениям в работе, то для более современных моторов переднеприводных автомобилей ВАЗ такая же ошибка существенна. В результате мощность двигателя оказывается меньше паспортной, падает экономичность.

Таким образом, составной шкив можно использовать в том числе и для того, чтобы привести показатели двигателя к норме. Конечно, в данном случае речь идет о «тонкой» настройке двигателя, которую, как правило, могут выполнить только высококвалифицированные специалисты. Вместе с тем, при установке составного шкива рядовой автолюбитель, которому не чужд дух экспериментаторства, получает возможность превратить свой автомобиль в небольшую лабораторию и оценить, руководствуясь собственными ощущениями, как изменяется «характер» двигателя при изменении фаз газораспределения.

В конечном счете, решение, устанавливать или не устанавливать на автомобиль те или иные узлы и детали, отличные от заводских, принимает владелец автомобиля. Однако всякое решение принимается на основании имеющейся информации. Поэтому важно понимать, как должны изменяться характеристики двигателя при смещении фаз газораспределения.

Изменение фаз газораспределения приводит к изменению основных характеристик двигателя, среди которых водителя больше интересуют крутящий момент и мощность. Причем, максимальный момент и максимальная мощность достигаются при разных значениях частоты вращения коленчатого вала (оборотов двигателя).

На современных двигателях применяются механизмы газораспределения, позволяющие изменять фазы в зависимости от частоты вращения коленчатого вала. Эти механизмы позволяют поддерживать максимальное значение крутящего момента в достаточно широком диапазоне оборотов двигателя.

В двигателях ВАЗ такие конструкции не применяются, и даже при установке измененных распределительных валов под изменением фаз газораспределения можно понимать только изменение угла перекрытия фаз клапанов и угла запаздывания закрытия и открытия клапанов. Иными словами, настройка фаз при различных оборотах остается неизменной. Естественно, что при этом характеристики момента и мощности принципиально не изменяются (имеется явно выраженный максимум). В нашем случае, при использовании только составного шкива (без замены заводского распределительного вала на измененный), можно регулировать только установочные углы закрытия и открытия клапанов.

Например, можно сместить максимум крутящего момента от обычных для этих двигателей оборотов — 3000…3500 мин–1 в зону более низких оборотов — 2000–3000 мин–1. Увеличить крутящий момент на этих оборотах можно, уменьшив угол запаздывания закрытия впускных клапанов, то есть, повернув распределительный вал по направлению вращения коленчатого вала двигателя (говоря иначе, установить фазы газораспределения с опережением). При этом не стоит забывать, что на высоких оборотах из-за недоиспользования инерции рабочей смеси во впускном тракте наполнение цилиндров уменьшится. А это, естественно, приведет к уменьшению максимальной мощности двигателя и, соответственно, максимальной скорости автомобиля.

Шкив состоит из двух деталей: зубчатого венца и ступицы, которые соединяются шестью болтами. В зубчатом венце выполнены резьбовые отверстия для установки болтов. Прорези для болтов в ступице шкива имеют специальную форму, которая позволяет поворачивать ступицу относительно зубчатого венца. А так как ступица шкива установлена на распределительном валу с помощью шпонки, то вместе со ступицей будет поворачиваться и распределительный вал. Этим обеспечивается изменение фаз газораспределения. Размеры прорезей в ступице таковы, что распределительный вал можно повернуть вперед или назад, то есть в направлении вращения или в противоположном направлении на небольшой угол (около пяти градусов в каждую сторону), чего вполне достаточно для регулировки. К тому же, работа на предельных углах в течение непродолжительного времени не слишком опасна для двигателя.

Обращаем ваше внимание на то, что у восьмиклапанного двигателя ВАЗ соударения поршней и клапанов не происходит при любом взаимном положении распределительного и коленчатого валов.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ

Замену зубчатого шкива распределительного вала начинаем со снятия ремня привода генератора.Ключом «на 10» отворачиваем болты передней крышки привода ГРМ:

два сбоку…

…и один в центре.

Снимаем крышку привода ГРМ.

Вывешиваем и снимаем правое колесо.

Ключом «на 10» отворачиваем саморезы переднего и заднего крепления правого пластмассового грязезащитного щитка к брызговику двигателя.

Ключом «на 10» отворачиваем два самореза крепления щитка к лонжерону.

Крестообразной отверткой отворачиваем саморез крепления щитка к подкрылку.

Снимаем щиток.

Головкой «на 19» проворачиваем коленчатый вал по часовой стрелке за болт крепления шкива…

…до совмещения метки на зубчатом шкиве распределительного вала с установочным усиком на задней крышке привода ГРМ.

Сняв резиновую заглушку в верхней части картера сцепления,…

…убеждаемся, что риска на маховике расположена напротив прорези крышки картера сцепления.

Так расположена риска на маховике двигателя (коробка передач и головка блока цилиндров для наглядности сняты).

Ключом «на 17» ослабляем гайку крепления натяжного ролика.

Поворачиваем натяжной ролик в такое положение, при котором ремень будет максимально ослаблен.

Снимаем ремень привода ГРМ со шкива распределительного вала.

Накидным ключем «на 17» отворачиваем болт крепления зубчатого шкива распределительного вала. Чтобы вал не проворачивался, пропускаем через отверстие в шкиве головку «на 10» с удлинителем и надеваем на гайку крепления задней крышки ремня привода ГРМ.

Поддеваем отверткой шкив распределительного вала…

…и снимаем его.

Составной (разрезной) и стандартный (цельный) шкивы привода распределительного вала.

Перед установкой составного шкива необходимо выставить его «на ноль». То есть собрать и установить его таким образом, чтобы положение распределительного вала с составным шкивом соответствовало положению распределительного вала со стандартным шкивом.

Для того, чтобы было удобнее контролировать взаимное положение ступицы и зубчатого венца шкива привода распределительного вала, ключом «на 10» ослабляем затяжку шести болтов и любой из них полностью выворачиваем.

Укладываем составной шкив на стандартный так,…

…чтобы совместились шпоночные пазы в центральных отверстиях шкивов.

Для совмещения шпоночных пазов можно воспользоваться в качестве направляющей сверлом диаметром 4 мм.

После совмещения пазов выравниваем по боковым поверхностям зубья шкивов, удерживая одной рукой сверло в шпоночных пазах шкивов.

После точного совмещения шкивов видно, что резьбовое отверстие в зубчатом венце составного шкива располагается по центру прорези в ступице.

Таким образом, «нулевое» положение найдено, и теперь можно изменять положение распределительного вала относительно этой точки. Устанавливаем на место недостающий болт крепления зубчатого венца шкива и равномерно затягиваем все шесть болтов.Для контроля правильности взаимного положения распределительного и коленчатого валов перед установкой составного шкива на него нужно нанести установочную метку в том же месте, где она находится у стандартного зубчатого шкива.Необходимость выполнения этой операции вызвана тем, что у составного шкива, который изготовлен из двух стандартных, при установке на распределительный вал метка оказывается с внутренней стороны (со стороны металлической задней крышки привода ГРМ) и, естественно, не видна.

Для контроля перемещения частей шкива при регулировке наносим на боковые поверхности зубчатого венца и ступицы метки «нулевого» положения.

Для того, чтобы можно было точно оценить положение распределительного вала (то есть, ступицы составного шкива) относительно «нулевого» положения, которое было отмечено меткой, нужно изготовить шкалу, по которой и можно будет ориентироваться.Мы решили сделать шкалу из отрезка ленты рулетки.

Лента окрашена в яркий желтый цвет, поэтому на ней хорошо видны деления шкалы.

Устанавливаем составной шкив на распределительный вал и проверяем совмещение установочных меток валов. Надеваем ремень на шкив насоса охлаждающей жидкости и заводим за натяжной ролик. После этого надеваем ремень на шкив распределительного вала, следя за тем, чтобы передняя ветвь ремня была натянута.

Вставляем отвертку между двумя винтами или стержнями диаметром 4 мм, установленными в отверстие натяжного ролика, и, поворачивая ролик против часовой стрелки, натягиваем ремень.

Повернуть ролик можно специальным ключом.

Затягиваем гайку крепления натяжного ролика.Головкой «на 19» проворачиваем за болт шкива привода генератора коленчатый вал на два оборота по часовой стрелке.Проверяем совпадение установочных меток коленчатого и распределительного валов.Если метки не совпадают, повторяем операцию по установке ремня.Для регулировки натяжения ремня поворачиваем коленчатый вал против часовой стрелки так, чтобы метка на шкиве распределительного вала переместилась вниз от усика задней крышки на два зуба.

При нормальном натяжении ремня его передняя ветвь должна закручиваться на 90° большим и указательным пальцами руки с усилием 15–20 Н (1,5–2,0 кгс).

При нормальном натяжении ремня его передняя ветвь должна закручиваться на 90° большим и указательным пальцами руки с усилием 15–20 Н (1,5–2,0 кгс).

Так выглядит установленный на двигателе составной шкив со вставленной в него регулировочной шкалой.

Регулировочную шкалу (отрезок ленты) устанавливаем в стык между ступицей и зубчатым венцом шкива привода распределительного вала только на время регулировки фаз. Чтобы при работе двигателя шкала не попала под ремень, после регулировки извлекаем ее пинцетом.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

Теперь, когда все монтажные работы выполнены, приступаем к «экспериментам» с фазами газораспределения. Изменение фаз заключается в изменении положения ступицы составного шкива и связанного с ней распределительного вала относительно венца шкива.

Таким образом, при изменении фаз газораспределения будет меняться взаимное положение распределительного и коленчатого валов.

При этом, можно отметить несколько положительных, с точки зрения удобства регулировки и затрат времени, моментов. Во-первых, для изменения фаз составной шкив не требуется демонтировать. Во-вторых, после изменения фаз не нужно каждый раз заново регулировать натяжение приводного ремня, так как положение зубчатого венца шкива не меняется.

Для изменения фаз нужно ослабить шесть болтов крепления ступицы составного шкива к зубчатому венцу настолько, чтобы можно было повернуть венец относительно ступицы. При регулировке распределительный вал остается неподвижным, а изменение фаз осуществляется поворотом коленчатого вала (при этом поворачивается и зубчатый венец шкива).

Коленчатый вал поворачиваем отверткой за зубья маховика через отверстие в верхней части картера сцепления. Так как коленчатый вал нужно поворачивать на небольшой угол (в противном случае может провернуться и распределительный вал), то удобно действовать, опирая стержень отвертки на край отверстия.

Для контроля угла относительного поворота деталей шкива пользуемся описанной выше регулировочной шкалой.

После того как зубчатый шкив повернут на необходимый угол, затягиваем болты шкива и устанавливаем на место переднюю крышку газораспределительного механизма.

Теперь можно оценить результаты регулировки двигателя в движении, ориентируясь на собственные ощущения. 

www.autofizik.ru

Тюнинг автомобилей ВАЗ-2108, 2109, 21099, 2115, 2114, 2113 - Cоставной шкив привода распределительного вала

Тюнинг Лада Самара >> Распределительный вал >> Cоставной шкив привода распределительного вала

В предложениях специализированных фирм, занимающихся тюнингом (доводкой) двигателей, составной шкив привода распределительного вала упоминается довольно часто. Как правило, составной шкив используется для обеспечения оптимальной настройки двигателя при установке распределительного вала с измененными, по сравнению с заводскими, профилем и расположением кулачков.

Применение составного шкива с заводским распределительным валом позволяет решить и другую проблему, которая также связана с оптимизацией фаз газораспределения обычного двигателя.

Как известно, любые детали, в том числе и двигателя, нельзя изготовить абсолютно точно, в производстве назначаются определенные допуски на размеры. Неблагоприятное сочетание отклонений размеров отдельных деталей в рассматриваемом нами случае может привести к тому, что на новом автомобиле ошибка в установке распределительного вала относительно коленчатого вала может составлять несколько градусов. И если для двигателей предыдущего поколения (заднеприводные автомобили ВАЗ) ошибка в 4–5 градусов не приводит к заметным нарушениям в работе, то для более современных моторов переднеприводных автомобилей ВАЗ такая же ошибка существенна. В результате мощность двигателя оказывается меньше паспортной, падает экономичность.

Таким образом, составной шкив можно использовать в том числе и для того, чтобы привести показатели двигателя к норме. Конечно, в данном случае речь идет о «тонкой» настройке двигателя, которую, как правило, могут выполнить только высококвалифицированные специалисты. Вместе с тем, при установке составного шкива рядовой автолюбитель, которому не чужд дух экспериментаторства, получает возможность превратить свой автомобиль в небольшую лабораторию и оценить, руководствуясь собственными ощущениями, как изменяется «характер» двигателя при изменении фаз газораспределения.

В конечном счете, решение, устанавливать или не устанавливать на автомобиль те или иные узлы и детали, отличные от заводских, принимает владелец автомобиля. Однако всякое решение принимается на основании имеющейся информации. Поэтому важно понимать, как должны изменяться характеристики двигателя при смещении фаз газораспределения.

Изменение фаз газораспределения приводит к изменению основных характеристик двигателя, среди которых водителя больше интересуют крутящий момент и мощность. Причем, максимальный момент и максимальная мощность достигаются при разных значениях частоты вращения коленчатого вала (оборотов двигателя).

Схема привода распределительного вала

1 – зубчатый шкив коленчатого вала; 2 – зубчатый шкив насоса охлаждающей жидкости; 3 – натяжной ролик; 4 – задняя крышка привода ГРМ;5 – зубчатый шкив распределительного вала; 6 – зубчатый ремень; А – установочный усик на задней крышке привода ГРМ;В – метка на шкиве распределительного вала; С – метка на крышке масляного насоса;D – метка на шкиве коленчатого вала.

На современных двигателях применяются механизмы газораспределения, позволяющие изменять фазы в зависимости от частоты вращения коленчатого вала. Эти механизмы позволяют поддерживать максимальное значение крутящего момента в достаточно широком диапазоне оборотов двигателя.

В двигателях ВАЗ такие конструкции не применяются, и даже при установке измененных распределительных валов под изменением фаз газораспределения можно понимать только изменение угла перекрытия фаз клапанов и угла запаздывания закрытия и открытия клапанов. Иными словами, настройка фаз при различных оборотах остается неизменной. Естественно, что при этом характеристики момента и мощности принципиально не изменяются (имеется явно выраженный максимум). В нашем случае, при использовании только составного шкива (без замены заводского распределительного вала на измененный), можно регулировать только установочные углы закрытия и открытия клапанов.

Например, можно сместить максимум крутящего момента от обычных для этих двигателей оборотов — 3000…3500 мин–1 в зону более низких оборотов — 2000–3000 мин–1. Увеличить крутящий момент на этих оборотах можно, уменьшив угол запаздывания закрытия впускных клапанов, то есть, повернув распределительный вал по направлению вращения коленчатого вала двигателя (говоря иначе, установить фазы газораспределения с опережением). При этом не стоит забывать, что на высоких оборотах из-за недоиспользования инерции рабочей смеси во впускном тракте наполнение цилиндров уменьшится. А это, естественно, приведет к уменьшению максимальной мощности двигателя и, соответственно, максимальной скорости автомобиля.

Шкив состоит из двух деталей: зубчатого венца и ступицы, которые соединяются шестью болтами. В зубчатом венце выполнены резьбовые отверстия для установки болтов. Прорези для болтов в ступице шкива имеют специальную форму, которая позволяет поворачивать ступицу относительно зубчатого венца. А так как ступица шкива установлена на распределительном валу с помощью шпонки, то вместе со ступицей будет поворачиваться и распределительный вал. Этим обеспечивается изменение фаз газораспределения. Размеры прорезей в ступице таковы, что распределительный вал можно повернуть вперед или назад, то есть в направлении вращения или в противоположном направлении на небольшой угол (около пяти градусов в каждую сторону), чего вполне достаточно для регулировки. К тому же, работа на предельных углах в течение непродолжительного времени не слишком опасна для двигателя.

Обращаем ваше внимание на то, что у восьмиклапанного двигателя ВАЗ соударения поршней и клапанов не происходит при любом взаимном положении распределительного и коленчатого валов.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ

Замену зубчатого шкива распределительного вала начинаем со снятия ремня привода генератора.
Затем ключом «на 10» отворачиваем болты передней крышки привода ГРМ:
два сбоку…
…и один в центре.
Снимаем крышку привода ГРМ.
Вывешиваем и снимаем правое колесо.
Ключом «на 8» отворачиваем два самореза крепления правой части брызговика двигателя к брызговику правого крыла...
...и аналогично — два самореза крепления левой части брызговика к брызговику левого крыла.
Ключом «на 8» отворачиваем два самореза, соединяющие левую и правую части брызговика двигателя,...
...и пять саморезов крепления брызговика к нижней поперечине рамки радиатора.
Снимаем правую и левую части брызговика двигателя.
Головкой «на 19» проворачиваем коленчатый вал по часовой стрелке за болт крепления шкива…
…до совмещения метки на зубчатом шкиве распределительного вала с установочным усиком на задней крышке привода ГРМ.
Сняв резиновую заглушку в верхней части картера сцепления,…
…убеждаемся, что риска на маховике расположена напротив прорези крышки картера сцепления.
Расположение риски на маховике двигателя (коробка передач и головка блока цилиндров для наглядности сняты).
Ключом «на 17» ослабляем гайку крепления натяжного ролика.
Сдвигаем натяжной ролик в такое положение, при котором ремень будет максимально ослаблен.
Снимаем ремень привода ГРМ со шкива распределительного вала.
Накидным ключом «на 17» отворачиваем болт крепления зубчатого шкива распределительного вала. Чтобы вал не проворачивался, пропускаем через отверстие в шкиве головку «на 10» с удлинителем и надеваем на гайку крепления задней крышки ремня привода ГРМ.
Поддеваем отверткой шкив распределительного вала…
…и снимаем его.
Составной (разрезной) и стандартный (цельный) шкивы привода распределительного вала.
Перед установкой составного шкива необходимо выставить его «на ноль». То есть собрать и установить его таким образом, чтобы положение распределительного вала с составным шкивом соответствовало положению распределительного вала со стандартным шкивом.
Для того, чтобы было удобнее контролировать взаимное положение ступицы и зубчатого венца шкива привода распределительного вала, ключом «на 10» ослабляем затяжку шести болтов и любой из них полностью выворачиваем.
Укладываем составной шкив на стандартный так,…
…чтобы совместились шпоночные пазы в центральных отверстиях шкивов.
Для совмещения шпоночных пазов можно воспользоваться в качестве направляющей сверлом диаметром 4 мм.
После совмещения пазов выравниваем по боковым поверхностям зубья шкивов, удерживая одной рукой сверло в шпоночных пазах шкивов.
После точного совмещения шкивов видно, что резьбовое отверстие в зубчатом венце составного шкива располагается по центру прорези в ступице.
Таким образом, «нулевое» положение найдено, и теперь можно изменять положение распределительного вала относительно этой точки. Устанавливаем на место недостающий болт крепления зубчатого венца шкива и равномерно затягиваем все шесть болтов.
Для контроля правильности взаимного положения распределительного и коленчатого валов перед установкой составного шкива на него нужно нанести установочную метку в том же месте, где она находится у стандартного зубчатого шкива. Необходимость выполнения этой операции вызвана тем, что у составного шкива, который изготовлен из двух стандартных, при установке на распределительный вал метка оказывается с внутренней стороны (со стороны металлической задней крышки привода ГРМ) и, естественно, не видна.
Для контроля перемещения частей шкива при регулировке наносим на боковые поверхности зубчатого венца и ступицы метки «нулевого» положения.
Для того, чтобы можно было точно оценить положение распределительного вала (то есть, ступицы составного шкива) относительно «нулевого» положения, которое было отмечено меткой, нужно изготовить шкалу, по которой и можно будет ориентироваться. Мы решили сделать шкалу из отрезка ленты рулетки.
Лента окрашена в яркий желтый цвет, поэтому на ней хорошо видны деления шкалы.
Устанавливаем составной шкив на распределительный вал и проверяем совмещение установочных меток валов. Надеваем ремень на шкив насоса охлаждающей жидкости и заводим за натяжной ролик. После этого надеваем ремень на шкив распределительного вала, следя за тем, чтобы передняя ветвь ремня была натянута. Натяжение ремня показываем на двигателе со стандартным шкивом.
Вставляем отвертку между двумя винтами или стержнями диаметром 4 мм, установленными в отверстие натяжного ролика, и, поворачивая ролик против часовой стрелки, натягиваем ремень.
Повернуть ролик можно специальным ключом.
Затягиваем гайку крепления натяжного ролика.
Головкой «на 19» проворачиваем за болт шкива привода генератора коленчатый вал на два оборота по часовой стрелке.
Проверяем совпадение установочных меток коленчатого и распределительного валов.
Если метки не совпадают, повторяем операцию по установке ремня.
Для регулировки натяжения ремня поворачиваем коленчатый вал против часовой стрелки так, чтобы метка на шкиве распределительного вала переместилась вниз от усика задней крышки на два зуба.
При нормальном натяжении ремня его передняя ветвь должна закручиваться на 90° большим и указательным пальцами руки с усилием 15–20 Н.
Чрезмерное натяжение снижает срок службы ремня, подшипников насоса охлаждающей жидкости и натяжного ролика.
Так выглядит установленный на двигателе составной шкив со вставленной в него регулировочной шкалой.
Регулировочную шкалу (отрезок ленты) устанавливаем в стык между ступицей и зубчатым венцом шкива привода распределительного вала только на время регулировки фаз. Чтобы при работе двигателя шкала не попала под ремень, после регулировки извлекаем ее пинцетом.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

Теперь, когда все монтажные работы выполнены, приступаем к «экспериментам» с фазами газораспределения. Изменение фаз заключается в изменении положения ступицы составного шкива и связанного с ней распределительного вала относительно венца шкива.

Таким образом, при изменении фаз газораспределения будет меняться взаимное положение распределительного и коленчатого валов.

При этом, можно отметить несколько положительных, с точки зрения удобства регулировки и затрат времени, моментов. Во-первых, для изменения фаз составной шкив не требуется демонтировать. Во-вторых, после изменения фаз не нужно каждый раз заново регулировать натяжение приводного ремня, так как не ослабляем гайку натяжного ролика

Для изменения фаз нужно ослабить шесть болтов крепления ступицы составного шкива к зубчатому венцу настолько, чтобы можно было повернуть венец относительно ступицы. При регулировке распределительный вал остается неподвижным, а изменение фаз осуществляется поворотом коленчатого вала (при этом поворачивается и зубчатый венец шкива).

Коленчатый вал поворачиваем отверткой за зубья маховика через отверстие в верхней части картера сцепления. Так как коленчатый вал нужно поворачивать на небольшой угол (в противном случае может провернуться и распределительный вал), то удобно действовать, опирая стержень отвертки на край отверстия.

Для контроля угла относительного поворота деталей шкива пользуемся описанной выше регулировочной шкалой.

После того как зубчатый шкив повернут на необходимый угол, затягиваем болты шкива и устанавливаем на место переднюю крышку газораспределительного механизма.

Теперь можно оценить результаты регулировки двигателя в движении, ориентируясь на собственные ощущения.



www.vaz-autos.ru