В каком году сошел с конвейера первый ваз 2101
Легендарная "Копейка" или как делали первые "Жигули": dubikvit
45 лет назад, в 1970 году с конвейера в Тольятти сошел автомобиль, который изменил ход автомобильной истории на просторах СССР. Это – ВАЗ-2101, "Жигули" или – просто "Копейка". Я до сих пор с нежностью вспоминаю свою "Копейку" - мой первый автомобиль, рабочую лошадку.
Идея строительства небывалого по масштабам автомобильного завода родилась на самом верху. Ее инициатором был председатель Совета министров СССР А.Н. Косыгин, которого поддержал сам Брежнев. В стране росло количество не обеспеченных товарами денег, и массовый автомобиль мог стать необходимой палочкой-выручалочкой: граждане охотно отдали бы за него свои накопления. Кроме того, современный, имеющий спрос за рубежом автомобиль должен был поправить экспортные позиции страны, которая больше покупала за валюту, нежели продавала.
Советская делегация осматривает модельный ряд ФИАТ, 1966 год
Поиски партнеров вели без лишней огласки. К этой деятельности привлекли даже КГБ, в частности Л. Колосова – корреспондента «Известий» в Италии, а по совместительству сотрудника всесильного комитета. Выбор пал на концерн ФИАТ – он предложил самые выгодные условия. В Италии с ее традиционно сильным левым движением в это время шла всеобщая забастовка, и контракт с Советами сильно помог выправить финансовое положение концерна. В СССР учли, конечно, и то, что в 1966 году ФИАТ-124 стал автомобилем года в Европе
ФИАТ-124
Генеральное соглашение было подписано 8 августа того же года в Москве. Подписи под документами оставили глава ФИАТ Витторио Валетта и министр автомобильной промышленности СССР А.М. Тарасов. Завод решили возвести на берегу Волги (наличие реки решало многие транспортные проблемы), в молодом городе Тольятти. Раньше здесь находился частично затопленный после возведения ГЭС Ставрополь-на-Волге – но город при автогиганте строился практически заново. Одной из причин выбора площадки как раз и было наличие мощных строительных организаций.
Вскоре в СССР привезли несколько автомобилей ФИАТ-124, которые пошли на всесторонние испытания. Их гоняли по всей стране, от Крыма до Воркуты, куда их, разумеется, доставляли по железной дороге. Работы вели и на не до конца отстроенном Дмитровском полигоне. В результате стал рождаться ФИАТ-124R (R значит Russia), заметно отличающийся от стандартного "итальянца".
Усовершенствованные образцы Fiat 124 прошли на полигоне НАМИ с 17 ноября по 10 декабря 1966 года по 12 тыс. км (8 тысяч – легкий булыжник, 2 тысячи – тяжелый и еще 2 тысячи – грунтовые дороги)
Предприятие ВАЗ имело для СССР такое значение, что его гендиректором назначили зам министра автомобильной промышленности. Строительство АВТОВАЗа и наполнение его оборудованием государство потратило от 4 до 5 миллиардов рублей. Почти все комплектующие для автомобилей ВАЗ производились на месте. Для этого было закуплено оборудование у своих – 844 советских заводов, на 900 предприятиях в странах СЭВ (Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии и Чехословакии), а также в Италии, ФРГ, Англии, Франции и США
Для своего времени автозавод в Тольятти стал одним из самых современных и передовых предприятий в Европе. Плановый объем производства выглядит немаленьким и сегодня – 600 тыс. авто в год. Хотя, даже такие цифры не ликвидировали в СССР дефицит. За ВАЗом надо было отстоять в очереди лет 5. А стоили первые ВАЗ-2101 - 5500 советских рублей
Зато в названии автомобиля – "Жигули" ничего политического не было. Так называются горы недалеко от Тольятти. Его предложил конструктор по фамилии Черный. Чтобы появилось это родное для многих автомобилистов название, выписанное оригинальным шрифтом на корме автомобиля (к слову, шрифт тоже придумали итальянцы), журнал "За Рулем" объявил читательский конкурс. Было подано около 55 тысяч предложений, среди которых новую модель предлагали назвать даже "Фиалка", "Мемориал", "Перворожец" и "Директивец". Было среди предложений и название "Лада", которое впоследствии спасло советский экспорт. Иностранцы не только не могли правильно произнести слово "Жигули", но оно еще и имело неприличные созвучия сразу в нескольких языках. Например, в арабских странах оно было созвучно слову "вор", а в Испании – "жиголо".
Уже 19 апреля 1970 года с конвейера ВАЗа сошли первые ВАЗ-2101. За рулем первого авто сидел итальянский конструктор Бенито Гуидо Савоини, но это не был Fiat 124 в чистом виде, хотя среди владельцев ВАЗов до сих пор ходят байки о том, что это и был "настоящий Фиат". На самом деле, настоящий Fiat 124 на советских дорогах развалился бы достаточно быстро. Тесты Fiat 124, которые в 1966-м проводились на Дмитровском полигоне под Москвой, показали, что итальянцы начинали конкретно сыпаться всего-то после 5000 км советского бездорожья
Внешне ВАЗ-2101 отличался от ФИАТа лишь более массивными клыками бамперов, утопленными ручками дверей и, разумеется, эмблемами. Но по начинке советский автомобиль был во многом другим.
На рисунке ФИАТ-124 и ВАЗ-2101. Как говорится найдите 10 отличий
Именно поэтому, в ВАЗ-2101 итальянские инженеры, по просьбе советских внесли около восьми сотен изменений. А с 1966 по 1970 годы 9 серий и 35 образцов будущих ВАЗ-2101 прошли всесторонние тесты в НАМИ и больше 2,5 миллиона километров испытаний. По их результатам кузов стал намного прочнее, изменилась конструкция подвески и до 170 мм увеличился клиренс (фактически пакет "плохие дороги"), вместо дисковых, сзади поставили барабанные тормоза, появилось наружное зеркало заднего вида, а спинки передних сидений стали раскладываться. Двигатель из нижневального стал верхневальным
ВАЗ-2101 стал автомобилем европейского уровня. Об этом говорит и тот факт, что эту модель экспортировали не только в соцстраны: Болгарию, Венгрию, Чехословакию, Югославию и ГДР. Экспортные варианты "Копейки" продавались в ФРГ, Австрии, Франции, Швейцарии, Великобритании, Египте и Нигерии. Эти экспортные экземпляры были мечтой многих советских автомобилистов. Ведь помимо более богатой комплектации, экспортные ВАЗы были надежнее и качественнее. Они проходили в Центре Импорта 39 стадий дополнительной промежуточной проверки. А потом – еще проверки у местных дилеров за границей. Не случайно, в Западной Европе до сих пор еще функционируют клубы любителей ВАЗ-2101
Экспортный вариант ВАЗ-2101 назывался Lada 1200 и, например, для Великобритании выпускали авто с тюнинговой крышей, мотором 1,3 л, декоративными полосами по бокам, кузов был из утолщенного металла с антистатической и антикоррозионной обработкой, трансмиссия – усилена, стартер – сверхнадежный, аккумулятор - повышенной емкости
Советские автомобилисты смогли воплотить свою мечту об экспортных ВАЗах только после распада Советского Союза в 90-е годы прошлого века. Из бывших соцстран потоком перегонялись подержанные ВАЗы. В Европе их уже считали «мамонтами» и поговаривали, что "мамонты умирать уходят на родину"
Производство ВАЗ-2101 (модификации ВАЗ-21011) прекратили в 1982 году. За это время было выпущено 2 700 000 экземпляров этой модели. Всего же по данным АвтоВАЗа было выпущено 4,8 млн. разных модификаций "копеек". И среди них было немало очень интересных. А иногда и уникальных
"Копейка" была массовым, народным автомобилем, но некоторые модификации ВАЗ-2101 все же не рекламировали. Больше того – многие из них были защищены государственной тайнойНапример для милиции делали ВАЗ-2101-94 с 1,5-литровым мотором
В начале 1971 года в рекламно-спортивных целях была выпущена гоночная серия ВАЗ-2101, которая участвовала в "Тур Европы-71" и даже завоевала серебро. А в "Тур Европы-73" ВАЗы завоевали золото и серебро. Доступность автомобиля в Европе давала возможность использовать его в местных спортивных соревнованиях. В Англии даже организовали Lada Challenge. Правда, подавляющее большинство спортивных версий ВАЗов тюнинговались дорогущими импортными деталями, которые порой полулегально завозили в СССР из-за границы
Для заводских нужд из бракованных кузовов традиционно делали пикапы, грузоподъемностью 200-300 кг. Они курсировали между цехами огромного завода в Тольятти
На Кубе из ВАЗ-2101 на полупромышленной основе делали лимузины, и они использовались там, как маршрутные такси
ВАЗ-2101 для многих стал первой машиной, память о которой они пронесли сквозь годы. 2101 еще называют золотой копейкой советского автопрома. Этот автомобиль дал мощный импульс всей индустрии на многие десятилетия. Фактически, 70-е, 80-е и 90-е и 2000-е АвтоВАЗ пожинал плоды удачной конструкции и лишь в 2012 году снял с производства последнюю "классику" ВАЗ-2107, в котором было много деталей с маркировкой 2101. Эра "копейки" закончилась, но до сих пор этот автомобиль востребован на вторичном рынке и его ежедневно можно встретить в городском потоке. А ведь прошло уже 45 лет!
[Источники...]Источники
www.zr.ru/content/articles/484752-istorija_zhigulej_ochevidnyje_i_neverojatnyje/www.zr.ru/content/articles/356531-istorija_zhigulej_simvol_minuvshego_veka/www.autoconsulting.com.ua/article.php?sid=33254www.ria.ru/photolents/20150907/1180000623_1179995653.htmlwww.drive2.ru/b/288230376151808281/
dubikvit.livejournal.com
Горячо Холодно игра в Одноклассниках, ВК
Игра Горячо-Холодно ВК, Одноклассники - ответы на все задания. Картинки с подсказками на эпизод 17 уровни 481-510. Полный список всех вопросов на форуме.
Игра Горячо-Холодно в Одноклассниках, ВКонтакте - ответы: эпизод 17
Горячо-Холодно: Уровень 481 Вопрос: среди картин найдите работу Виктора Васнецова. Ответ: картина "Богатыри". Горячо-Холодно: Уровень 482 Вопрос: в каком году первый ВАЗ-2101 ("копейка") сошёл с конвейера? Ответ: 1970 год. Горячо-Холодно: Уровень 483 Вопрос: как выглядит гриб лисичка, покажите на фото.branto.ru
Новости дня: День рождения «копейки» - Свободная Пресса
Знакомую «фигурку», скромно притулившуюся у деревенского забора или на садовом участке можно увидеть и сейчас. У некоторых сердобольных автолюбителей рука не поднималась свезти своего давнего друга, служившего ему верой и правдой долгие годы, на свалку. Они оставляли трудяг-старичков в укромном уголке, как раритет, как память о прошедшей молодости.
Однако иные «копейки» до сих пор на ходу. Попадешь куда-нибудь в российскую глубинку и вдруг с ностальгической грустью узреешь давнего знакомца. С покарябанным, в заплатах туловищем, изрядно проржавевший, сто раз разобранный и заново собранный, он невозмутимо катит по шоссе. И наплевать почтенному «ВАЗику» на обгоняющих его наглых красавиц-иномарок со сверкающими, литыми телами. Ему есть что вспомнить и чем гордиться. Кстати, он сам наполовину итальянец…
Едва советские газеты сообщили о рождении автомобильного чуда, ВАЗ-2101 «Жигули» стал пределом мечтаний всего мужского населения Советского Союза. Конечно, о нем грезили и представительницы прекрасного пола, но в то время они редко усаживались за руль. Но и на пассажирском сидении автомобиля, который собирали в Тольятти, им было удобно. Нет, это слабо сказано — женщины были на седьмом небе от счастья!
…19 апреля 1970 года был запущен главный конвейер Волжского автогиганта, с конвейера которого сошли первые шесть машин ВАЗ-2101. В сборке участвовали слесари В. Присяжнюк, И. Осипов, В. Гусев, В. Орлихин и В. Глазунов. Накануне открытия предприятие посетил почетный гость — внук создателя гигантской автомобильной империи США Генри Форд-младший.
«Вся страна, без преувеличения, ждала первых автомобилей, изготовленных здесь, в Тольятти, — рассказывал ветеран завода Владимир Исаков. — Их начали собирать 18 апреля, а завершали уже утром 19 апреля. Кузов сваривали из заготовок, полученных из Италии. Красили, собирали, делали все остальные последующие операции уже здесь на заводе. Комплектующие были привезены из-за рубежа. Это была, по сути, масштабная проверка технологической готовности».
За руль первого автомобиля ВАЗ-2101 сел итальянский шеф-инструктор Бенито Гуидо Савоини. Кстати, тогда автомобиль еще не назывался «Жигули». Ну, а прозвище «копейка» он получил лишь в середине девяностых годов прошлого века, когда выпуск таких автомобиля уже давно прекратился.
Прежде чем появилось это, ставшее родным для многих водителей название «Жигули», выписанное оригинальным шрифтом на корме автомобиля, журнал «За рулем» объявил читательский конкурс. Было подано около 55-ти тысяч (!) предложений, среди которых фигурировали такие слова, как «Фиалка», «Мемориал», «Перворожец» и даже… «Директивец». Но в итоге победили «Жигули». Просто и красиво.
Другая историческая дата: 28 октября 1970 года — в этот день в Москву отправился первый эшелон с новенькими, ставшими поистине народными, автомобилями. Можно только представить, с каким восторгом встретили в столице этот поезд…
Новые автомобили очень напоминали Fiat-124. Впрочем, удивляться этому сходству не приходилось — созданием предприятия занимались специалисты знаменитого итальянского концерна. Контракт, подписанный в Москве главой Fiat Джанни Аньелли и министром автомобильной промышленности СССР Александром Тарасовым 15 августа 1966 года, дал старт многолетнему, беспрерывному процессу сборки машин разных модификаций.
Хотя советский автомобиль и имел тесные родственные связи с Fiat-124, копией известного автомобиля его назвать нельзя. Изменения в конструкции диктовала сама жизнь — в условиях нашего бездорожья настоящий Fiat очень быстро превратился бы в кучу металлолома. Поэтому итальянские инженеры внесли в советскую модель целый ряд мелких и крупных изменений. Было усилено сцепление, двигатель из нижневального стал верхневальным. Прочнее стал кузов, изменилась конструкция подвески, вместо дисковых в машине были установлены барабанные тормоза. Кроме того, появилось — в Fiat его не было! — наружное зеркало заднего вида, а спинки передних сидений можно было раскладывать. В общем, ВАЗ-2101 стал самым комфортабельным и надежным автомобилем, собранным в Советском Союзе.
На снимке: автомобиль ВАЗ-2101, выпущенный на Волжском автомобильном заводе, 1974 год /Фото: Владимиров/РИА НовостиЧтобы стать счастливым обладателем «Жигулей», советскому гражданину надо было выложить 5 тысяч 150 рублей — сумму, по тем временам, очень солидную. Но для достижения заветной цели требовались не только деньги, но и долгое терпение и упорство. Нужно было «отстоять» — попасть в нее тоже было проблемой! — несколько лет в очереди. Но зато какой радостью становилась вожделенная почтовая открытка с приглашением посетить автомагазин!
«Для покупки „Жигулей“ приходилось на протяжении месяца еженощно отмечаться на пустыре под городом Химки, — вспоминал в своей книге „Склероз, рассеянный по жизни“ известный актер Александр Ширвиндт — Один прогул — и вылетаешь из списка. Зяма Гердт, Андрюша Миронов и я создали команду для дежурств…».
У человека, купившего машину, возникала новая проблема — куда ставить дефицитную покупку? А то ведь угонят, как в комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля»! Другой фильм этого режиссера — «Гараж» — рассказывал о мытарствах тех, кто хотел купить жилище для машины. Многие смотрели эту картину, смеясь сквозь слезы, ибо прошли через подобные испытания…
Впрочем, немалой удачей считалась и покупка авто, бывшего в употреблении. Помните веселую песенку, правда, с грустным оттенком, которую распевала Алла Пугачева:
«Кузов поношенный, весь перекошенный,
Годный скорей на утиль.
Где-то за городом очень недорого
Папа купил автомобиль".
Кстати, Алла Борисовна рассказывала, что ее первым автомобилем был ВАЗ. Правда, не первой модели, а третьей.
Вернемся к «копейке». Густое облако славы окутало ее вскоре после рождения. И поделом — машина была легкой в обращении, экономичной, по тем временам очень комфортной. Да и просто красивой! Народную любовь первая модель «Жигулей» заслужила благодаря своему исключительно «крепкому характеру». Этим автомобилям требовался капитальный ремонт лишь после десяти путешествий из Москвы до Владивостока. Некоторые же экземпляры ВАЗ-2101 обходились без капремонта более 20-ти лет — причем при постоянной эксплуатации! Значит, мы можем собирать хорошие автомобили, если захотим? Или все осталось в прошлом?..
При этом официальный срок службы «Жигулей» составлял семь лет. Но советский потребитель, как мог, продлевал жизнь своего четырехколесного любимца. Часто ремонт затевали серьезный, меняя чуть не все «внутренности» ВАЗа — от рычагов подвески и двигателей до крыльев и лонжеронов. Кстати, автомобиль, как правило, реставрировали сами владельцы или при помощи сведущих в автоделе друзей и приятелей.
Журнал «За рулем» регулярно публиковал рекомендации и советы специалистов по уходу за машиной. Существовала постоянная рубрика «Мы едем на «Жигулях», которая пользовалась большой популярностью. Спустя много лет, уже в 90-х годах, издание устроило конкурс, в котором читатели определили «Российский автомобиль столетия». Безоговорочную победу одержал ВАЗ-2101…
В 1970 году экспортная партия этих автомобилей под названием «Лада» была отправлена — когда еще такое будет?! — на Запад: в Бельгию, Голландию, Финляндию и Польшу.
На снимке: колонна автомобилей ВАЗ-2101, Тольятти, 1971 год /Репродукция Фотохроники ТАССВ 1971 году ВАЗ-2101 стал экспонатом четырех международных выставок и автосалонов в Лейпциге, Пловдиве, Брно и Загребе.
Начался выпуск по лицензии автомобиля ВАЗ-2101 — сейчас это кажется несбыточной мечтой! — в других странах. В Испании он назывался SEAT 124, в Турции — TOFA? Murat 124, в Южной Корее- Fiat-KIA 124. Советскую машину собирали даже в Индии, Аргентине и Венесуэле!
А в скольких фильмах — отечественных и иностранных — «копейка» предстала в качестве главной героини — не счесть! И даже в Голливуде ВАЗ-2101 не раз «засветился»…
Экспортные варианты «копейки» продавались — и активно раскупались! — в ФРГ, Австрии, Великобритании (праворульные), во Франции, в Швейцарии, Египте и Нигерии. Естественно, они отличались от автомобилей внутреннего потребления — у них был более мощный мотор, усиленная трансмиссия, аккумулятор повышенной емкости, кузов из утолщенного металла с антистатической и антикоррозионной обработкой, тюнинговая крыша и декоративные полосы по бокам.
Во времена СССР эти ВАЗы были несбыточной мечтой для автомобилистов. Но после распада Советского Союза целые вереницы подержанных «иностранцев» потянулись в родные пенаты. Тогда шутили, что «мамонты» — так называли «Жигули» в Европе — уходят умирать на родину…
Производство ВАЗ-2101 было прекращено в 1982 году. За это время увидело свет более двух миллионов семисот тысяч экземпляров этой модели. Всего же было выпущено почти пять разных модификаций «Жигулей». Это — первый классический европейский автомобиль, который стали производить в СССР.
…В конце прошлого года в Уфе было совершено необычное похищение. По сообщению городской госавтоинспекции, со стоянки исчез автомобиль ВАЗ-2101, выпушенный в 1978 году. Цвет машины — золотое руно, государственный номер Г 994 ТК 02.
Кто же угнал раритетное авто? Коллекционер или человек, которому надоели «навороченные» модные автомобили? А может, похититель решил на «копейке» умчаться в милое ему сердцу прошлое?
Снимок в открытие статьи: на участке сборки машин ВАЗ-2101 Волжского автозавода / Фото: Виктор Великжанин/ТАСС
svpressa.ru
Автомобиль ВАЗ-2101 - РИА Новости, 19.04.2015
19 апреля 1970 года с недавно построенного конвейера ВАЗ сошел первый автомобиль - ВАЗ 2101 - "копейка".
19 апреля 1970 года с конвейера Волжского автомобильного завода (ВАЗ) сошла первая модель ВАЗ-2101, прозванная в народе "копейкой".
Уже в первый год работы завод выпускал до 1,5 тысячи машин в день. "Копейка" стала одним из самых массовых и самым популярным советским автомобилем.
Автомобиль ВАЗ-2101 был создан на основе итальянского Fiat-124, который был представлен публике в 1966 году. Машина не покоряла изысканным дизайном и выдающимися ходовыми качествами, но была компактной, практичной и не слишком дорогой в производстве.
Выпуск именно таких машин стал в 1960-1970-х годах главной тенденцией европейского легкового автомобилестроения. В 1967 году Fiat-124 был присвоен титул "Автомобиль года".
В мае 1966 года в Турине министр автомобильной промышленности СССР подписал с руководством Fiat договор о сотрудничестве. Летом того же года Центральный Комитет КПСС принял решение о строительстве нового автомобильного завода в городе Тольятти. Подготовкой проекта занимались специалисты Fiat, на итальянский концерн была возложена задача оснастить завод и подготовить советских специалистов. Итальянцы также внесли в конструкцию Fiat-124 несколько сотен изменений, чтобы автомобиль мог использоваться в непростых климатических условиях СССР.В создании вазовского первенца использовались такие материалы, которые в те времена не производились в нашей стране. Для доработки "копейки" помимо итальянских инженеров работали около 60 научно-исследовательских институтов и 190 предприятий Советского Союза.
В целом конструкция Fiat-124 претерпела более 800 доработок, которые по своей сути служили приспособлению ВАЗ-2101 к советским дорогам. ВАЗ-2101 отличался увеличенным дорожным просветом, усиленными кузовом и подвеской, отверстием для рукоятки завода двигателя, а также барабанными тормозами, обеспечивающими их более долгосрочную работу. Задняя подвеска стала новой — пятиштанговой. Была усовершенствована конструкция синхронизаторов в коробке передач, больший наружный диаметр получили накладки сцепления. Был увеличен клиренс (на 11 миллиметров), полностью модернизирован ведущий мост. Конструкция двигателя Fiat-124 также была изменена. Двигатель ВАЗ-2101 отличался перенесенным распредвалом (он стал верхним), увеличенным расстоянием между цилиндрами (благодаря этому изменению впоследствии увеличивался объем двигателя), а также измененным увеличенным диаметром цилиндра, что сделало двигатель короткоходным.
Также была произведена некоторая модернизация дизайна автомобиля: добавлено снаружи зеркало заднего вида, установлены буксирные проушины, "клыки" на бамперах, широкие двери и большой багажник. В салоне для дверных ручек были сделаны специальные выемки.
Кроме того, передние сиденья теперь раскладывались.
После всех доработок вес ВАЗ-2101 составил 945 килограммов, что на 90 килограммов превышало массу Fiat-124.Первая партия из шести автомобилей ВАЗ была собрана 19 апреля 1970 года, а уже к августу автостроители собирали на главном конвейере в Тольятти по 70 автомобилей ВАЗ-2101 в смену.
7 сентября 1970 года "детищу" Волжского автомобильного завода ВАЗ-2101 было официально присвоено название "Жигули".
В конце августа 1970 года Волжский автозавод начал реализацию первых товарных автомобилей ВАЗ-2101 через свою торговую сеть в пределах Куйбышевской области. 9 октября 1970 года первая партия товарных "Жигулей" прибыла в Москву. Как известно, право стать счастливым покупателем новенькой малолитражки из Тольятти доставалось в то время не каждому, у кого были "на сберкнижке" необходимые для покупки 4-5 тысяч рублей, а только "лучшим из лучших". Очередь на покупку машины растягивалась на долгие годы.
На базе ВАЗ-2101 были созданы несколько модификаций. В 1974 году модель 21011 получила модифицированные кузов, более удобные по форме передние сиденья и несколько измененные органы управления. В дополнение к этому машина получила более мощный 69-сильный двигатель рабочим объемом 1,3 литра. Эти автомобили оснащали иной решеткой радиатора. На задних стойках кузова появились отверстия принудительной вытяжной вентиляции салона, прикрытые декоративными решетками, стоп-сигналы и поворотники дооснастили отражателями. Появился сигнал заднего хода.
В 1977 году была представлена версия ВАЗ-21013 с кузовом 21011 и 1,2-литровым двигателем ВАЗ-2101. "Милицейскую" модификацию ВАЗ-21016 оснащали мощным 71-сильным (77 лошадиных сил по старому ГОСТу) двигателем ВАЗ-2103.
Производство модели ВАЗ-21011 было прекращено в 1981 году, а ВАЗ-2101 — в 1982-м. В дальнейшем производили только модификацию "Копейки" ВАЗ-21013, выпуск которой был прекращен в конце 1980-х годов.
Всего с 1970 года АвтоВАЗ выпустил более 4,8 миллиона автомобилей ВАЗ-2101 и его модификаций, из них 2 миллиона 702 тысячи 657 автомобилей ВАЗ-2101.
В 2000 году по результатам референдума, проведенного журналом "За рулем" ВАЗ-2101 был признан лучшим российским автомобилем уходящего столетия.
В июне 2004 года в Москве был открыт первый Памятник "Копейке". На церемонии открытия полтора квадратных метра площадки были усыпаны однокопеечными монетам
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
ria.ru
«Народный» 30 лет спустя — журнал За рулем
В этом году мы отмечаем юбилей: 40 лет назад с конвейера сошел первый ВАЗ 2101. Круглую дату справляет и преемник легендарной «копейки» ВАЗ 2105, выпускаемый, кстати, по сей день. Вспоминая те далекие времена, мы решили организовать необычный сравнительный тест.
0022_common_20(219)
ВАЗ 2105, цена — 8 200 руб. (1980 г.) ; Ford Focus, цена — 740 000 руб. (2010 г.)ВАЗ 2105, цена — 8 200 руб. (1980 г.) ; Ford Focus, цена — 740 000 руб. (2010 г.)
Покупка автомобиля для любого человека по сути праздник, знаменательная дата. Но если для одних это событие недели или месяца, очередная покупка между шубой и круизом, то для других — цель всей жизни. В СССР преобладал второй вариант.
Олимпийский, 1980 год, такой далекий и в тоже время близкий — 30 лет прошло. Высоцкий умер, Медведеву 15 лет стукнуло. А значительной части взрослых ныне сограждан еще и в проекте не было. Вот им-то и расскажем о прелестях приобретения автомобиля в ту пору.
По большому блату
Итак, вернемся в «золотое время застоя», хотите — с кавычками, хотите — без. ВАЗ уже работает на всю катушку — 720 тысяч машин в год. Наконец-то, начал уменьшаться дефицит легковых автомобилей — насыщение новыми происходит заметно быстрее, чем выбраковка старых (которая попросту ничтожна). Качество вазовской продукции еще не пошло стремительно вниз, как оно случится позже. На конвейере уже три семейства — «первое», «третье» и «Нива». В 80-м начался выпуск самого современного — ВАЗ 2105. У него много новаций: впервые инерционные ремни безопасности, блок-фары с галогенными лампами и шины с металлокордом. Это сразу несколько серьезных шагов вперед в области безопасности. А с технической точки зрения здесь — более экономичный карбюратор и ремень привода механизма ГРМ вместо цепи.
Если мы уже убедили вас в достоинствах новой модели, значит, пошли искать деньги? Мысль о кредите оставьте в своих двухтысячных годах, в то время в Стране Советов такой услуги фактически не существовало. Значит, надо копить. Сколько? Посчитать элементарно. Цена новой «пятерки» — около 8200 руб. То есть целых 164 000 поездок на метро за пятачок, 3700 кг вареной колбасы или всего лишь около 2300 бутылок водки, которая была тогда отнюдь не дешевым удовольствием.
Среднестатистического заработка в 150 «деревянных» ежемесячно вряд ли хватило бы на приобретение авто. Копить-то придется, откладывая полный оклад одного члена семьи целых 4,5 года. То есть если муж с женой плюс двое детей на 300 целковых могли прожить припеваючи, с мебелью, бытовой техникой и поездками в Юрмалу, то накопление на среднестатистический же автомобиль вынуждало их целую пятилетку жить на макаронах с тушенкой и без «излишеств». Хотя ведь есть и семьи без иждивенцев, да и зарплаты бывали покруче, скажем, рублей по 600–800 у водителей на «северах», шахтеров, артистов и, естественно, у «руководящих товарищей».
Но, с другой стороны, объемы выпуска машин и полное отсутствие импорта легковушек (а на экспорт мы отправляли до трети своей техники!) обеспечивали менее миллиона единиц автомобилей на 220 млн человек населения. А значит, сколько бы ни стоила машина, на всех не хватит. Отсюда дикий дефицит, регулируемый самыми недемократичными очередями.
30 лет назад не было такого открытого места, куда простой советский гражданин мог бы прибыть (пусть даже с боем в 4 утра!), чтобы записаться на покупку авто на год-три-пять-десять вперед. Лишь самые непопулярные модели после 20-процентного подорожания 01.07.1979 года изредка появлялись в открытой продаже на считаные дни и часы в совершенно неожиданных местах и городах. Бывало, звонили знакомые и сообщали, что сегодня в Ярославле «дают» «40-е» Москвичи по 7300 руб., пусть все дуют сюда срочно, если кому нужно. Или — «в Яхроме „выбросили“ „Нивы“ по 10 300, до завтра в наличии».
0024_common_20(219)
Этот экземпляр «пятерки» несколько отличается от конвейерного: хозяин установил «чужие» бампера, поменял наружные зеркала и фарыЭтот экземпляр «пятерки» несколько отличается от конвейерного: хозяин установил «чужие» бампера, поменял наружные зеркала и фары
Главным источником добывания новых автомобилей по твердой госцене, безусловно, было место работы. А тут как повезет. Иногда на стратегических оборонных заводах простому работяге вполне можно было, встав в очередь, через пару лет получить новый автомобиль (не забывайте, деньги за него платить тоже приходилось!). Но в среднем по стране срок ожидания покупки машины был лет пять — семь. Причем предпочтение в записи по срокам и, в особенности, по моделям отдавалось активистам партийной и профсоюзной принадлежности. Большинство же осчастливленных граждан безропотно удовлетворялись информацией типа: «Вам, Петров, в третьем квартале положен ВАЗ 2101 (отличный вариант за 6600 руб. для экономных). А вам, Сидоренко, во втором квартале надлежит выкупить ВАЗ 2106 (дорого — 9300, но престижно, на что чаще претендовало начальство)».
Грустно все это, хотя и покрыто легким налетом ностальгии для живших в те застойные годы. Но как там в финале незабвенных «Покровских ворот» звучали закадровые слова режиссера Михаила Козакова? «50-е годы скрылись за поворотом, отшумели 60-е, 70-е пролетели, 80-е проросли...» Так уже и 90-е канули в вечность, и вот-вот первое десятилетие новой эры передаст эстафету времени. Сакральность владения четырехколесным транспортным средством ушла, и стоит надеяться, что навсегда. Нынешние поколения больше обеспокоены проблемой выбора, в котором вопрос стоит не «когда?», а «сколько?».
0025_common_20(219)
Апгрейдом внешности Focus владельцы, как правило, не занимаются, а если и берутся преобразить автомобиль, то подходят к этому серьезно, обращаясь к специалистамАпгрейдом внешности Focus владельцы, как правило, не занимаются, а если и берутся преобразить автомобиль, то подходят к этому серьезно, обращаясь к специалистам
Так вот, сейчас средняя зарплата по стране составляет порядка 19 000 руб. Что нынче может себе позволить человек с таким доходом? Если «не есть, не пить», то вполне реально купить столь любимый в народе Ford Focus. Более того, сегодня покупатель в более выигрышном положении, чем тогда. Наш богато оснащенный Ford Focus стоит 740 000 руб. Получается, что нынешних накоплений за 4,5 года (1 026 000 руб.) хватит не только на автомобиль для главы семьи, но еще и на Daewoo Matiz для его супруги.
Вот именно Focus мы и решили сравнить с вожделенной мечтой гражданина Страны Советов, жившего в том самом олимпийском году, — с ВАЗ 2105!
Вчера и сегодня
Сравнение, конечно же, не прямое: Focus мы ставим рядом с «пятеркой» лишь для того, чтобы на примере двух бестселлеров проследить, как далеко за три десятилетия продвинулись технологии, насколько сильно трансформировалось с тех пор наше восприятие таких понятий, как комфорт, динамика, управляемость. В далеком 80-м советский человек, не избалованный разнообразием на дорогах, совсем иначе оценивал автомобильный дизайн, спокойно относился к эргономическим огрехам, а ремни безопасности рассматривал как никчемный элемент оформления салона. И уж совсем мало кого волновали вопросы экологии: собственноручно регулируя карбюратор, владелец «Жигулей» упорно добивался лишь одного — устойчивой работы двигателя…
Сегодня мы требовательнее ко всему: к стилю, удобству, безопасности. И уже не мыслим полноценного автомобиля без усилителя руля, не считаем роскошью такие опции, как кондиционер или обогрев сидений. А садясь по случаю в «классику», ругаем ее на чем свет стоит, но в глубине души испытываем ностальгию...
Вращать руль «пятерки» при маневрах на парковке — упражнение не из легких. Мало того, радиус разворота таков, что с первого раза не везде крутанешься. Зато обзорность — поистине аквариумная! Тонкие стойки кузова недалеки от вертикали, «мертвые» зоны минимальны. У Focus типичная для нынешних моделей проблема: массивные стойки сильно завалены, за ними не мудрено потерять из виду пешехода. Но зато сдавать задом — милое дело: современные средства в виде датчиков парковки всегда подскажут, когда нужно нажать на тормоз.
Парковаться при участии усилителя и вовсе одно удовольствие. К тому же точность управления несопоставима с «пятерочной»: в этом Ford опережает и большинство своих современников. Превосходит он всех одноклассников и по ширине салона, чего уж говорить о модели далекого прошлого.
Водителю «пятерки» удобное положение найти непросто: регулировок минимум, кресло архаичное, пространства немного. Focus щеголяет электро-приводами сиденья (опция) и дает возможность настроить руль по углу и вылету. Комфортно усядется за рулем любой, независимо от роста и телосложения. А сколько всего помимо прочего получает владелец иномарки (правда, тоже за дополнительные деньги)! Тут и обогрев ветрового стекла, и датчики давления в шинах, и биксеноновые фары, и еще много-много такого, что покупателям «Жигулей» и не снилось! В свое время средненький радиоприемник считался роскошью, какой уж там кондиционер! И этот же самый приемник компенсировал недостаток шумоизоляции: сделав музыку погромче, водитель заглушал шум мотора. Хотя по тем временам предок «пятерки», легендарный ВАЗ 2101, считался акустически комфортным. Да и просто очень комфортным автомобилем.
0027_common_20(219)
Грузить, разумеется, удобнее в Focus: порог ниже, проем шире. «Пятерка» — типичный седан старой формации, с высокой кромкой багажного отделенияГрузить, разумеется, удобнее в Focus: порог ниже, проем шире. «Пятерка» — типичный седан старой формации, с высокой кромкой багажного отделения
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter
www.zr.ru