Вал 2101 рулевой


КОНСТРУКЦИЯ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ ВАЗ 2101. Особенности конструкции рулевого механизма.

Устройство рулевого управления

На первой странице раздела посвящённому рулевому управлению классики ваз, было дано краткое описание устройства, далее мы опишем подробно и покажем наглядно на изображении как устроено рулевое управление жигулей.

На изображении показано, как устроен рулевой механизм.

  • 1. Тяга боковая.
  • 2. Сошка
  • 3. Тяга средняя.
  • 4. Рычаг маятниковый.
  • 5. Муфта регулировочная.
  • 6. Шарнир нижний шаровой.
  • 7. Кулак поворотный правый.
  • 8. Шарнир верхний шаровой.
  • 9. Правый рычаг поворотного кулака.
  • 10. Кронштейн рычага маятникового.
  • 11. Лонжерон кузова правый.
  • 12. Пробка отверстия маслоналивного.
  • 13. Картер рулевого механизма. Крепиться при помощи трёх болтов, с внутренней стороны отсека двигателя, к левому лонжерону кузова. Как правило, между лонжероном и картером ставят регулировочные шайбы, значение которых добиться соосности рулевого вала и вала червяка при сборке.
  • 14. Рулевой вал. На самом валу изготовлен сдвоенный шлиц, а в ступице рулевого колеса отверстие со сдвоенной впадиной, за счёт фиксации которых рулевое колесо крепится на валу только в одном положении.
  • 15. Кожух облицовочный рулевого вала. Изготовлен из пластмассы, закрывает кронштейн и рулевой вал.
  • 16. Колесо рулевое.
  • 17. Верхняя опорная труба рулевого вала.
  • 18. Кронштейн рулевого вала. Крепится кронштейн к кузову четырьмя болтами.
  • 19. Лонжерон кузова левый.
  • 20. Хомуты стяжные регулировочной муфты.
  • 21. Кулак поворотный левый.

В общем как вы успели сами увидеть, ничего особо сложного нет, для большей наглядности, далее, мы покажем картер рулевого механизма в разрезе, с боку и сверху.

Для того чтобы было проще разобраться с тем как устроен картер рулевого механизма мы пронумеровали все основные детали и вывели их в список.

  • 1.Пластина винта регулировочного вала сошки. Служит для подбора и устранения осевого зазора между пазом вала и головкой винта.
  • 2.Винт регулировочный вала сошки. Данным винтом регулируют зацепление ролика с червяком.
  • 3.Гайка винта регулировочного.
  • 4.Пробка отверстия маслоналивного.
  • 5.Картерная крышка рулевого механизма.
  • 6. Червяк картера. Находиться в постоянном зацеплении с двух гребневым роликом
  • 7.Картер рулевого механизма.
  • 8.Сошка.
  • 9. Гайка, предназначенная для крепления сошки к валу.
  • 10.Шайба пружинная.
  • 11.Уплотнительная манжета вала.
  • 12. Втулка вала.
  • 13. Вал сошки.
  • 14.Ролик вала сошки.
  • 15. Червячный вал.
  • 16. Подшипник верхний шариковый. Значение подшипников это вращение червяка.
  • 17. Подшипник нижний шариковый.
  • 18. Прокладки регулировочные. Предназначена для регулировки осевого зазора в подшипниках червяка.
  • 19.Крышка нижняя подшипника червяка.
  • 20. Ось ролика.
  • 21. Подшипник игольчатый.
  • 22. Уплотнительная манжета червячного вала.

Далее мы более подробно рассмотрим устройство шаровых шарниров, покажем шарнир в разрезе.

  • 1.Шаровый палец, изготовлен из стали, состоит из сферической головки и конусообразного продолжения с резьбой на конце.
  • 2. Грязезащитный колпачок или попросту пыльник.
  • 3. Корпус шарового шарнира.
  • 4. Вкладыш, пластмассовый разрезной.
  • 5. Пружина, поджимает вкладыш.
  • 6. Заглушка.

Вот о том, как устроен шаровой шарнир, мы рассказали. Далее мы так же подробно расскажем про устройство кронштейна маятникового рычага.

  • 1. Рычаг маятниковый.
  • 2. Корпус кронштейна.
  • 3. Шайба.
  • 4. Гайка регулировочная.
  • 5. Шплинт.
  • 6. Верхняя шайба.
  • 7. Уплотнитель.
  • 8. Втулка.
  • 9. Ось рычага.
  • 10. Нижняя шайба.
  • 11. Гайка самоконтрящаяся.
  • Сам кронштейн маятникового рычага крепится двумя болтами напротив картера рулевого механизма, к правому лонжерону кузова. Внутри находятся две пластмассовые втулки, в которых и вращается ось.

Ну вот после того как мы разобрались с устройством рулевого механизма можно переходить к неисправностям и возможным методам устранения

В случае если, вы наблюдаете слишком большой люфт, на рулевом колесе, следует обратить внимание, на следующие возможные причины.

1.На креплениях картера рулевого механизма ослаблены болты - следует обтянуть болты.

2.На шаровых пальцах рулевых тяг ослаблены гайки - проверьте затяжку и в случае ослабления затяните гайки.

3. На шаровых шарнирах рулевых тяг увеличенный зазор - замените рулевые тяги или наконечники.

4. В подшипниках ступиц передних колёс увеличенный зазор – необходима регулировка зазора.

5. В зацеплении червяка с роликом увеличенный зазор - отрегулируйте зазор.

6. Между осью втулок и маятникового рычага слишком большой зазор – Следует заменить кронштейн в сборе или втулки.

7. В подшипниках рычага слишком большой зазор – решение регулировка зазора.

Если вы чувствуете слишком тугое вращение рулевого колеса, обратите внимание на следующие неисправности.

1.Детали рулевого привода деформированы – замените детали.

2.Установка углов передних колёс выполнена не правильно – необходимо проверить установки углов и в случае обнаружения неисправности отрегулировать их.

3.Регулировочная гайка оси маятникового рычага затянута слишком туго – отрегулируйте затяжку гайки.

4. Шины передних колёс плохо накачаны – накачайте шины до нужного давления.

5.Детали шаровых шарниров повреждены – замените детали исправными.

6. В картере рулевого управления, отсутствует смазочный материал – обычно течь масла происходит из - за неисправной уплотнительной манжеты. Замените манжету.

7. У вала рулевого механизма с валом червяка имеется несоосность – Следует отрегулировать соостность валов шайбами.

Если вы чувствуете шум или слышите стук в рулевом управлении, возможны неисправности описанные ниже.

1. В подшипниках ступиц передних колёс увеличенный зазор – отрегулируйте зазор.

2. На шаровых пальцах рулевых тяг открутились гайки – проверьте и закрутите гайки.

3. Между осью маятникового рычага и втулками увеличенный зазор – Следует заменить кронштейн в сборе или втулки.

4. На оси маятникового рычага прослабла регулировочная гайка – Отрегулируйте затяжку гайки.

5. В подшипниках червяка или в зацеплении ролика с червяком нарушен зазор – Следует отрегулировать зазор.

6. В шаровых шарнирах рулевых тяг увеличенный зазор – Следует заменить рулевые тяги или наконечники.

7. Крепление кронштейна маятникового рычага или картера рулевого механизма прослабло - Следует затянуть гайки.

8. На поворотных рычагах прослабли гайки крепления - Обтяните гайки.

Если при движении автомобиля появляется самопроизвольное биение передних колёс, обратите внимание на возможные неисправности.

1. Давление в шинах передних колёс не соответствует установленной норме – Проверьте манометром давление в шинах и в случае необходимости накачайте колёса.

2. Углы установки передних колёс нарушены - необходима проверка и регулировка углов установки колёс.

3. В подшипниках ступиц передних колёс имеется увеличенный зазор – решение регулировка зазора.

4. Колёса не от балансированы, дисбаланс колёс – От балансируйте колёса.

5. На шаровых пальцах рулевых тяг ослабла затяжка гаек – проверьте и затяните гайки.

Во время движения автомобиль самопроизвольно уводит в правую или левую сторону, стоит обратить внимание на следующие неисправности.

1. Возможно, есть неодинаковая просадка пружин на правой и левой стороне передней подвески – как решение следует заменить пружины. Но можно попробовать подложить под ветви пружин плотную резину, тем самым выровняв просадку.

2. Возможно, подклинивают тормозные суппорта – следует проверить тормозную систему. Визуально можно потрогать тормозные барабаны и определить по степени нагревания одного из них.

doctorvaz.ru

Рулевой механизм Вики о ВАЗ 2101 и ВАЗ 2102

Рулевой механизм

Установка рулевого механизма на автомобиль

1 – болты крепления картера рулевого механизма к кузову; 2 – болт крепления вала рулевого управления к валу червяка; 3 – болты крепления кронштейна вала рулевого управления к кузову; 4 – пластмассовая втулка; 5 – кронштейн крепления вала рулевого управления; 6 – регулировочные шайбы для обеспечения соосности вала червяка и вала рулевого управления

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Отсоедините провода от аккумуляторной батареи и снимите крышку включателя сигнала, осторожно отогнув пальцами сначала один, затем другой ее конец с нижней стороны.

2. Снимите рулевое колесо.

3. Снимите обе половины облицовочного кожуха вала рулевого управления.

ВНИМАНИЕ: Если необходимо снять только картер рулевого механизма, отверните болты крепления кронштейна и болт, крепящий вал рулевого управления на валу червяка, а затем слегка сдвиньте вал рулевого механизма с кронштейном внутрь салона и поставьте под вал подставку, чтобы он не висел нв проводах.

4. Снимите щиток приборов и отсоедините штепсельные колодки переключателя указателей поворота и света фар от штепсельных колодок пучка проводов.

5. Ослабьте хомут крепления трубы верхней опоры вала рулевого механизма и снимите ее вместе с переключателем указателей поворота и света фар, предварительно разблокировав вал рулевого механизма от противоугонного устройства.

6. Снимите кронштейн 12 (см. рис. Детали рулевого управления ) крепления вала рулевого механизма, предварительно освободив его от выключателя зажигания.

Детали рулевого управления

1 – картер рулевого механизма; 2 – болт крепления картера рулевого механизма к кузову; 3 – регулировочная шайба; 4 – плоская шайба; 5 – гайка; 6 – пружинная шайба; 7 – болт крепления наконечника вала рулевого механизма на валу червяка; 8 – уплотнитель вала; 9 – винт крепления резинового уплотнителя к кузову; 10 – вал рулевого механизма; 11 – болт крепления кронштейна вала рулевого механизма; 12 – кронштейн вала рулевого управления; 13 – рулевое колесо; 14 – гайка крепления рулевого колеса

7. Снимите уплотнитель 8 рулевого механизма.

8. Отвернув болт 7 крепления вала рулевого механизма к валу червяка, выньте вал в салон кузова.

9. Съемником А.47035 выпрессуйте шаровые пальцы рулевых тяг из отверстия сошке.

10. Снимите картер рулевого механизма.

ВНИМАНИЕ: Снимая картер рулевого механизма, отметьте количество и размещение шайб 3 между лонжерогом и картером, чтобы установить их на прежнее место при установке картера. Это необходимо для сохранения соосности вала рулевого механизма и вала червяка.

11. Установку рулевого механизма проводите в последовательности обратной снятию.

12. При этом, прежде чем окончательно затягивать болты крепления картера рулевого механизми и кронштейна вала рулевого механизма, временно наденьте на вал рулевое колесо, поверните вал два или три раза влево и вправо. При этом вал и другие детали принимают правельное положение (самоустанавливаются) благодаря овальным отверстиям на картере и на кронштейне.

ВНИМАНИЕ: Можно отдельно собрать вал рулевого механизма с уплотнителем, кронштейном, выключателем зажигания, переключателем указателей поворота и света фар, рулевым колесом и установить этот узел на автомобиль.

Разборка и сборка картера рулевого механизма

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Слейте масло из картера рулевого механизма. Закрепите картер на кронштейне А.74076/R с опорой А.74076/1.

2. Отвернув гайку крепления рулевой сошки 2 (см. рис. Детали редуктора рулевого механизма ) и сняв пружинную шайбу, съемником А.47043 снимите сошку (см. рис. Снятие сошки ).

Детали редуктора рулевого механизма

1 – картер; 2 – сошка; 3 – нижняя крышка картера; 4 – регулировочные прокладки; 5 – наружное кольцо подшипника вала червяка; 6 – сепаратор с шариками; 7 – вал сошки; 8 – регулировочный винт; 9 – регулировочная пластина; 10 – стопорная шайба; 11 – вал червяка; 12 – верхняя крышка картера; 13 – уплотнительная прокладка; 14 – втулка вала сошки; 15 – сальник вала червяка; 16 – сальник вала сошки

Снятие сошки

1 – съемник А.47043;2 – вал сошки рулевого управления;3 – сошка;4 – кронштейн А.74076/R

3. Отвернув болты крепления, снимите крышку 12 (см. рис. Детали редуктора рулевого механизма ) картера рулевого механизма вместе с регулировочным винтом 8, регулировочной пластиной 9, стопорной шайбой 10 и контргайкой.

4. Выньте из картера 1 вал 7 сошки в сборе с роликом.

5. Отвернув болты крепления, снимите крышку 3 упорного подшипника вала червяка вместе с регулировочными прокладками 4.

6. Валом 11 червяка вытолкните из картера наружное кольцо 5 подшипника и выньте вал вместе с сепараторами 6 подшипников.

7. Снимите сальник 15 вала червяка и сальник 16 вала сошки.

8. Приспособлением 3 (оправкой 67.7853.9541) выпрессуйте наружное кольцо верхнего подшипника 2 (1 – картер рулевого механизма).

Сборка

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Сборку рулевого механизма проводите на кронштейне А.74076/R в последовательности, обратной разборке.

2. Наружное кольцо верхнего подшипника червяка запрессовывайте оправкой 67.7853.9541, переставив насадку на ручке оправки обратной стороной.

3. После установки червяка в картер рулевого механизма и закрепления нижней крышки, проверьте с помощью динамометра 02.7812.9501 и головки А.95697/5 (см. рис. Контроль момента трения червяка динамометром ) момент трения вала червяка; он должен находиться в пределах 19,6–49 Н·см (2–5 кгс·см).

Контроль момента трения червяка динамометром

1 – червяк; 2 – головка А.95697/5; 3 – динамометр 02.7812.9501; 4 – кронштейн стенда для ремонта картера рулевого механизма; 5 – картер рулевого механизма

4. Если момент окажется меньше указанного, уменьшите толщину регулировочных прокладок 2; если больше – увеличьте (1 – крышка подшипника; 3 – червяк).

5. После установки вала сошки проверьте отсутствие зазора в зацеплении ролика с червяком в положениях вала червяка, повернутого вправо и влево на 30° от нейтрального положения сошки.

6. Возможный зазор в зацеплении устраните регулировочным винтом 2 (см. рис. Разрез картера рулевого механизма ) и затяните контргайку 3.

Разрез картера рулевого механизма

1 – пластина регулировочного винта вала сошки; 2 – регулировочный винт вала сошки; 3 – гайка регулировочного винта; 4 – пробка маслоналивного отверстия; 5 – крышка картера механизма; 6 – червяк; 7 – картер рулевого механизма; 8 – сошка; 9 – гайка крепления сошки к валу; 10 – шайба пружинная гайки крепления сошки; 11 – сальник вала сошки; 12 – бронзовая втулка вала сошки; 13 – вал сошки; 14 – ролик вала сошки; 15 – вал червяка; 16 – верхний шарикоподшипник; 17 – нижний шарикоподшипник; 18 – регулировочные прокладки; 19 – нижняя крышка подшипника червяка; 20 – ось ролика; 21 – игольчатый подшипник; 22 – сальник вала червяка

7. После регулировки зазора в зацеплении ролика и червяка проверьте динамометром момент трения вала червяка, который должен быть равен 88,2–117,8 Н·см (9–12 кгс·см) при повороте вала червяка на 30° как влево, так и вправо от среднего положения и должен снижаться плавно до 68,6 Н·см (7 кгс·см) при повороте от угла 30° до упора.

8. По окончании сборки проверьте углы поворота сошки от нейтрального положения, которые должны составлять 32°10'±1° как влево, так и вправо до упора сошки в головки болтов, залейте в картер рулевого механизма 0,215 л трансмиссионного масла ТАД-17и.

Проверка и ремонт

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Тщательно осмотрите, нет ли на рабочих поверхностях ролика и червяка следов износа, заедания, вмятин или рисок. Изношенные и поврежденные детали замените.

2. Проверьте величину зазора между втулками и валом сошки, который не должен превышать 0,10 мм. Если зазор больше указанного, замените втулки, пользуясь оправкой А.74105.

3. На внутренней поверхности втулок вала сошки имеются спиральные канавки, которые выходят только на одну сторону втулки. При запрессовке втулки располагайте так, чтобы их торцы, имеющие выход канавок, находились внутри отверстия картера, а выходы канавок были расположены друг против друга. Торцы втулок должны утопать в отверстии картера на 1,5 мм.

4. Новые втулки перед запрессовкой смажьте трансмиссионным маслом.

5. После запрессовки в картер окончательно обработайте втулки разверткой А.90336 до размера 28,698–28,720 мм. Монтажный зазор между валом сошки и втулками должен быть в пределах 0,008–0,051 мм.

6. Проверьте легкость вращения ролика вала сошки.

7. Шариковые подшипники червяка и ролика должны вращаться свободно, без заедания и на поверхности колец и шариков не должно быть износа и повреждений.

8. Проверьте биение опорной шейки вала рулевого механизма относительно среднего диаметра шлицевого отверстия наконечника вала.

9. Для проверки нижний конец вала надевают на специальную оправку, которая устанавливается на призьму. При проворачивании оправки на призме биение опорной шейки вала не должно превышать 3 мм.

10. Проверьте осевой зазор между головкой регулировочного винта 8 (см. рис. Детали редуктора рулевого механизма) и пазом вала сошки 7. Зазор не должен превышать 0,05 мм. Если он больше, замените регулировочную пластину 9 на пластину большей толщины.

Детали редуктора рулевого механизма

1 – картер; 2 – сошка; 3 – нижняя крышка картера; 4 – регулировочные прокладки; 5 – наружное кольцо подшипника вала червяка; 6 – сепаратор с шариками; 7 – вал сошки; 8 – регулировочный винт; 9 – регулировочная пластина; 10 – стопорная шайба; 11 – вал червяка; 12 – верхняя крышка картера; 13 – уплотнительная прокладка; 14 – втулка вала сошки; 15 – сальник вала червяка; 16 – сальник вала сошки

ВНИМАНИЕ: В запасные части поставляются регулировочные пластины одиннадцати размеров, толщиной от 1,95 мм до 2,20 мм; увеличение каждого размера составляет 0,025 мм.

vaz2101spb.ru

Ремонт ВАЗ 2101 (Жигули) : Рулевое управление

  1. Руководства по ремонту
  2. Руководство по ремонту ВАЗ 2101 (Жигули) 1970-1985 г.в.
  3. Рулевое управление
Рулевое управление
1 – боковая тяга; 2 – сошка;3 – средняя тяга; 4 – маятниковый рычаг;5 – регулировочная муфта;6 – нижний шаровой шарнир передней подвески; 7 – правый поворотный кулак;8 – верхний шаровой шарнир передней подвески; 9 – правый рычаг поворотного кулака; 10 – кронштейн маятникового рычага;11 – правый лонжерон кузова; 12 – пробка маслозаливого отверстия; 13 – картер рулевого механизма; 14 – вал рулевого управления; 15 – облицовочный кожух вала рулевого управления; 16 – рулевое колесо; 17 – труба верхней опоры вала рулевого управления; 18 – кронштейн вала рулевого управления; 19 – левый лонжерон кузова; 20 – стяжные хомуты регулировочной муфты; 21 – левый поворотный кулак

Рулевое управление состоит из рулевого механизма и рулевого привода.

Рулевой механизм включает в себя червячный редуктор, расположенный в картере (см. рис. Рулевое управление) 13, рулевое колесо 16, вал 14 руля и детали крепления.

Рулевое колесо – пластмассовое, армированное стальным каркасом. На колесе установлен включатель звукового сигнала, контактная часть которого закрывается пластмассовой крышкой. В ступице рулевого колеса выполнено отверстие со вдвоенной впадиной, а на валу 14 сдвоенный шлиц, за счет чего рулевое колесо крепится на валу гайкой только в одном положении.

Вал руля своим наконечником соединяется с валом червяка при помощи шлицов и стяжного болта. Верхняя часть вала опирается на пластмассовую втулку, установленную на трубе 17 верхней опоры. Эта труба вставляется в кронштейн 18 и закрепляется в нем хомутом, который стягивается болтом. К фланцу трубы верхней опоры вала крепится переключатель указателей поворота и света фар.

Картер рулевого механизма крепится к левому лонжерону 19 кузова с внутренней стороны отсека двигателя тремя болтами. Между картером и лонжероном устанавливаются регулировочные шайбы, которыми при сборке добиваются соосности вала червяка и вала руля.

В картере 7 (см. рис. Разрез картера рулевого механизма) расположен червяк 6, который находится в зацеплении с двухгребневым роликом 14 вала 13 сошки. Передаточное число червячной пары 16,4. Червяк вращается в верхнем 16 и нижнем 17 подшипниках, шарики которых расположены на беговых дорожках торцев червяка. Осевой зазор в подшипниках червяка регулируется подбором прокладок 18 между картером и крышкой 19. Вал сошки вращается в двух втулках 12, запрессованных в картер рулевого механизма. На верхнем конце вала, на игольчатом подшипнике вращается ролик 14, а на нижний конец вала, имеющий конические шлицы, надевается сошка 8 и крепится гайкой 9. В шлицевом отверстии сошки выполнены две сдвоенные впадины, а на валу – два сдвоенных выступа. Поэтому сошку можно установить на вал только в одном положении.

Зацепление ролика с червяком регулируется винтом 2. Осевой зазор между головкой винта и пазом вала устраняется подбором регулировочных пластин 1.

В картер рулевого механизма заливается масло ТАД-17и по уровень заливного отверстия, закрываемое пробкой 4.

Рулевой привод включает в себя три тяги – среднюю 3 (см. рис. Рулевое управление) и две крайние 1, а также сошку 2, маятниковый рычаг 4 с кронштейном 10 на лонжероне 11 и поворотные рычаги 9 поворотных кулаков 7 и 21. Средняя тяга цельная, имеет по концам шаровые шарниры для соединения с маятниковым рычагом и рулевой сошкой. Каждая боковая тяга состоит из двух наконечников с резьбой, соединенных между собой регулировочной муфтой 5. Муфты фиксируются на тягах с помощью стяжных хомутов 20. Вращением муфты 5 изменяется длина боковой тяги при регулировке схождения передних колес. Наконечники крайних тяг с помощью шарниров присоединяются к рычагам 9 поворотных кулаков, к маятниковому рычагу 4 и к рулевой сошке 2.

Шаровой шарнир тяг состоит из стального пальца 1 (см. рис. Разрез шарового шарнира тяги), сферическая головка которого охватывается коническим разрезным пластмассовым вкладышем 4, который поджимается пружиной 5 к корпусу 3, за счет чего создается натяг в соединении пальца с вкладышем и наконечником тяги.

Шаровые шарниры при сборке заполняются смазкой ШРБ-4 и герметизируются с одной стороны заглушкой 6, завальцованной в наконечнике тяги, а с другой стороны защитным колпачком 2.

Кронштейн 10 (см. рис. Рулевое управление) маятникового рычага крепится двумя болтами к правому лонжерону кузова напротив картера рулевого механизма. В кронштейне 2 (см. рис. Разрез кронштейна маятникового рычага) установлены две пластмассовые втулки 8, в которых вращается ось 9. При сборке в кроштейн закладывается смазка Литол-24. Торцевое уплотнение втулок обеспечивается уплотнителями 7 и шайбами 6 и 10.

Скачать информацию со страницы
↓ Комментарии ↓

 

1. Технические данные 1.0 Технические данные 1.1 Основные габаритные размеры автомобиля ВАЗ–2101 1.2 Основные габаритные размеры автомобиля ВАЗ–21011 1.3 Основные габаритные размеры автомобиля ВАЗ–2102 1.4 Техническая характеристика автомобилей 1.5 Органы управления и контрольные приборы 1.6 Выключатель зажигания 1.7 Органы управления вентиляцией и отоплением салона

2. Эксплуатация и обслуживание 2.0 Эксплуатация и обслуживание 2.1. Эксплуатация автомобиля 2.2. Техническое обслуживание автомобиля

3. Двигатель 3.0 Двигатель 3.1 Особенности устройства 3.2 Возможные неисправности двигателя, их причины и методы устранения 3.3 Снятие и установка двигателя 3.4 Разборка двигателя 3.5 Сборка двигателя 3.6 Стендовые испытания двигателя 3.7 Проверка двигателя на автомобиле 3.8. Блок цилиндров 3.9. Поршни и шатуны 3.10. Коленчатый вал и маховик 3.11. Головка цилиндров и клапанный механизм 3.12. Распределительный вал и его привод 3.13. Система охлаждения 3.14. Система смазки

4. Топливная система 4.0 Топливная система 4.1. Система питания 4.2. Карбюратор

5. Система зажигания 5.0 Система зажигания 5.1 Установка момента зажигания 5.2 Зазор между контактами прерывателя в распределителе зажигания 5.3. Проверка приборов зажигания на стенде 5.4 Возможные неисправности зажигания, их причины и методы устранения

6. Система запуска и зарядки 6.0 Система запуска и зарядки 6.1. Аккумуляторная батарея 6.2. Генератор 6.3. Стартер

7. Трансмиссия 7.0 Трансмиссия 7.1. Сцепление 7.2. Коробка передач 7.3. Карданная передача 7.4. Задний мост

8. Ходовая часть 8.0 Ходовая часть 8.1. Передняя подвеска 8.2. Задняя подвеска 8.3. Амортизаторы 8.4 Возможные неисправности ходовой части, их причины и методы устранения

9. Рулевое управление 9.0 Рулевое управление 9.1 Особенности устройства 9.2. Осмотр, проверка и регулировка рулевого управления 9.3. Рулевой механизм 9.4. Тяги и шаровые шарниры рулевого привода 9.5. Кронштейн маятникового рычага 9.6 Возможные неисправности рулевого управления

10. Тормозная система 10.0 Тормозная система 10.1. Особенности устройства 10.2. Проверка и регулировка тормозов 10.3. Кронштейн педалей сцепления и тормоза 10.4. Главный цилиндр 10.5. Передние тормоза 10.6. Задние тормоза 10.7. Регулятор давления задних тормозов 10.8. Стояночный тормоз 10.9 Возможные неисправности тормозов, их причины и методы устранения

11. Электрооборудование 11.0 Электрооборудование 11.1. Схемы электрооборудования 11.2. Освещение и световая сигнализация 11.3. Звуковые сигналы 11.4. Стеклоочиститель 11.5. Электродвигатель отопителя 11.6. Контрольные приборы

12. Кузов 12.0 Кузов 12.1 Особенности устройства 12.2. Ремонт остова кузова 12.3. Лакокрасочные покрытия 12.4. Антикоррозионная защита кузова 12.5. Двери 12.6. Капот, крышка багажника, бамперы 12.7. Остекление кузова и омыватель ветрового стекла 12.8 Панель приборов 12.8. Снятие и установка 12.9. Сиденья 12.10. Отопитель

13. Особенности ремонта 13.0 Особенности ремонта 13.1. Автомобиль ВАЗ–21011 13.2 Автомобили ВАЗ–21013 13.3. Автомобиль ВАЗ–2102 13.4 Автомобили ВАЗ–21021 и ВАЗ–21023

14. Приложения 14.0 Приложения 14.1 Моменты затягивания резьбовых соединений 14.2 Инструменты для ремонта и технического обслуживания автомобилей 14.3 Применяемые горюче-смазочные материалы и эксплуатационные жидкости 14.4 Основные данные для регулировок и контроля

automend.ru

Рулевое управление "Жигулей" и "Нивы" - Январь 1993 года

39

давать на стекла ( р ычажоквположении «открыто», весь воздух проходит через радиатор). Когда же стекла оттают, рычаж оклучше перевести в среднее положение. Еще одна возможность поднять тем ­ пературу в салоне связана супорядоче ­ нием движенияжидкостив системе. Чтобы пояснить, о чем идет речь, нап омним , что жидкость , выходящая из двигателя, поступает втройник , посредством которого связаны термостат и основной радиатор. В момент пуска мотора термостат открыт для движенияТОСОЛа по маломукругу , то есть сразу к насосу и далее врубашку охлаждения без сколько-нибудь значительного сопротивления на пути. Система же отопления «Таврии» п одключена так, что теплоноситель в нее поступает из блока в зоне четвертого цилиндра через шланг диам етром 14 мм , в то время как диаметр шлангов малогокруга 24 мм . П омимо шлангов, б ольшое . с опротивлениедвиже ­ н июжидкости создает и радиатор отопле ­ ния, в результате эта система не работает с полной отдачей. Чтобы преодолеть недостаток, надо увеличить количество теплоносителя, п роходящего через отопитель, соответственно сократив его поступление в малый круг . Для этого на входе в термостат следует установить дроссельную шайбу. Целесообразно по ­ местить ее внижней части тройника, с оединяющего основной радиатор итер ­ мостат, как показано на рисунке . Для этого достаточно взять жестянуюпробку от бутылки, просверлить в ней отверстие диаметром 10 ммилегкими ударами запрессовать в патрубок, с оединяющийтройникстермостатом , повернув больш имдиаметром книзу. Испытания показали, что, перераспределив объемы теплоносителя при помощитакого дросселя, удается поднять температурув салоне на целых 7 градусов.РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ «ЖИГУЛЕЙ» И «НИВЫ»О взаимозаменяемостиего деталей рассказывает конструктор НТЦ Волжского автозавода В. ЩЕРБИНИН. Н апомним , что термином «рулевое управление» о бъединяют рулевую трапец ию (ее называют также рулевым прив одом ) , рулевой механизм , р улевуюко ­ л онкуи рулевое колесо. Начнем срулевой трапеции ( с м . рис.), к оторую приходится ремонтировать чаще всего. В нее входят поворотные рычаги 1, две крайние 2и средняя 4 тяги, сошка 3и маятниковый рычаг 5. У всех заднеприводных машин ВАЗа рулевые трапеции одинаковы. И сключение составляет совсем небольшое количество автомобилей, выпущенных до 1971 года, у которых поворотные рычаги 2101-3001030 отличались от приме ­ няемых ныне 2101-3001030-01. Поэтому при замене одного из ры ­ чагов старой конструкции новым обязательно замените идругой рычаг. Что касается трапеции ВАЗ-2121, ни вся онац еликом , ни входящие в нее сборочныеединицы (средняя и крайние тяги всборе , маятниковый рычаг в сборе) невзаимоз аменяемыс трапецией ВАЗ-2101. Это относится такжекдлинным наконечникам тяг иповоротнымрычагам . К ороткие наконечники в сборе взаимозаменяемы. М аятниковые рычаги ВАЗ-2101 и ВАЗ2121 всбореневзаимозаменяемы , о днако они различаются только самими рычагами, что расширяет возможности ремонта. П ерейдемкрулевыммеханизмам . Эти узлы изготовляют трех моделей : 21013400010, 2105-3400010 и 2121-3400010 (2121-3400010-01). В сборе они невзаимоз аменяемы , п оскольку различаются длиной вала червяка, сошками и подш ипниками вала сошки . Следует уточнить, что на автомобили ВАЗ-2101, -21011, -21013, -2103, -2106 и т. п. можно установить рулевой механизм более новой модели ВАЗ-2105, о днако для этого придется полностью заменить колонку 2101-3400018 на 2105-3400018, используя облицовочные кожухи 21033403070-10 и 2103-3403072-10 или 21213403072-01. При этом на ВАЗ-2101, -21011, -21013 междуверхнимкожухоми панелью придется поставить шторку , чтобы закрыть образовавшуюся щель. М еханизмы 2105-3400010 и 21213400010-01 взаимозаменяемы при условии замены сошек. В механизмах всех трех моделей (ВАЗ-2101, -2105 и -2121) в заимозаменяемтакже картер рулевогомеханизмавсборе 2101-3401010. Возм ожно , не все читатели знают, в чем основное различие механизмов ВАЗ-2101 и -2105. У первого ролик сошки руля вращается в игольчатых подшипниках со стальными торцевыми шайбами, у втор ого — в специальном шарикоподшип ­ нике (радиально-упорном, двухрядном), благодаря чему выше КПД механизма и меньше, ч ему ВАЗ-2101, усилие на рулевом колесе. Валы сошкивсборесроликом 2101-3401060 и 2105-3401060 взаимозаменяемы , но, если вмонтировать вал сроликом типа ВАЗ-2101 взамен -2105, руль станет тяжелее. Устанавливать рулевой механизм старой модели 2101-Рулевое управление: 1 — поворотный рычаг; 2 — боковая тяга; 3 — сошка; 4 — средняя тяга; 5 — маятниковый рычаг; 6 — регулировочная муфта; 7 — нижний шаровой шарнир (опора) передней подвески; 8 — поворотные кулаки; 9 — верхний шаровой шарнир (опора) передней подвески; 10 — кронштейн маятникового рычага; 11 — правый лонжерон кузова; 12 — пробка маслозаливного отверстия; 13 — картер рулевого механизма; 14 — карданный вал рулевого механизма BA3-210S; 15 — вал рулевого механизма ВАЗ-2101; 16 — вал рулевого механизма ВАЗ-2105; 17 — кожух рулевой колонки; 18 — рулевое колесо; 19 — верхняя часть вала ВАЗ-2101; 20 — кронштейн; 21 — левый лонжерон кузова; 22 — стяжные хомуты регулировочной муфты.3400010 на более новые машины ВАЗ2105, -2107, -2104 не допускается. Теперь подробнеео рулевых колонках. Как ив случае смеханизмами , нельзя монтировать колонку ВАЗ-2101 на машины семейства ВАЗ-2105, -2107. Рулевой вал ВАЗ-2101 вращается в пластмассовой втулке, ВАЗ-2105 (верхний) — в двух игольчатых подшипниках, что делает узел надежнее. На «нивах» ВАЗ-2121 выпуска до 1989 года верхний вал вращался в двух радиально-упорных шарикоподшип ­ никах, с 1989 года — в игольчатых. У машин, и меющих такие различия, в заимозаменяемытолькоколонкив сборе, к отдельным деталям это не относится. Рулевые колонки ВАЗ-2105 и ВАЗ2121 сверхним валом на игольчатых подшипниках различаются только про ­ м ежуточным валом, чтобы сделать их взаимозаменяемыми , достаточно заменить промежуточный вал. В заключение несколько слов оподрулевом переключателе. Д о 1974-года, с которого стали широко применять электрические насосы омывателя, он был двухрычажным , с указанной даты и по настоящее время используется переклю ­ чатель стремя рычагами. При замене двухрычажного трехрычажным необход имперемонтажпереднегожгута проводов и замена облицовочных кожухов руля.ЗА РУЛЕМ 1/93 39

www.zr.ru

Рулевой механизм » Ремонт ваз 2101 | замена ролика вала сошки | как снять вал руля на 2101 | масло для картера рулевого редуктор | рулевой редуктор 2101 | замена втулки рулевого механизма ваз 2101 | сальникі тяга на ваз 2101 | реставрация ваз 2101 | регулировка рулевого механизма ваз 2101 | ремонт рулевой редуктор ваз2101

Рулевой механизм

Установка рулевого механизма на автомобиль

1 – болты крепления картера рулевого механизма к кузову; 2 – болт крепления вала рулевого управления к валу червяка; 3 – болты крепления кронштейна вала рулевого управления к кузову; 4 – пластмассовая втулка; 5 – кронштейн крепления вала рулевого управления; 6 – регулировочные шайбы для обеспечения соосности вала червяка и вала рулевого управления

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Отсоедините провода от аккумуляторной батареи и снимите крышку включателя сигнала, осторожно отогнув пальцами сначала один, затем другой ее конец с нижней стороны.

2. Снимите рулевое колесо.

3. Снимите обе половины облицовочного кожуха вала рулевого управления.

ВНИМАНИЕ: Если необходимо снять только картер рулевого механизма, отверните болты крепления кронштейна и болт, крепящий вал рулевого управления на валу червяка, а затем слегка сдвиньте вал рулевого механизма с кронштейном внутрь салона и поставьте под вал подставку, чтобы он не висел нв проводах.

4. Снимите щиток приборов и отсоедините штепсельные колодки переключателя указателей поворота и света фар от штепсельных колодок пучка проводов.

5. Ослабьте хомут крепления трубы верхней опоры вала рулевого механизма и снимите ее вместе с переключателем указателей поворота и света фар, предварительно разблокировав вал рулевого механизма от противоугонного устройства.

6. Снимите кронштейн 12 (см. рис. Детали рулевого управления ) крепления вала рулевого механизма, предварительно освободив его от выключателя зажигания.

Детали рулевого управления

1 – картер рулевого механизма; 2 – болт крепления картера рулевого механизма к кузову; 3 – регулировочная шайба; 4 – плоская шайба; 5 – гайка; 6 – пружинная шайба; 7 – болт крепления наконечника вала рулевого механизма на валу червяка; 8 – уплотнитель вала; 9 – винт крепления резинового уплотнителя к кузову; 10 – вал рулевого механизма; 11 – болт крепления кронштейна вала рулевого механизма; 12 – кронштейн вала рулевого управления; 13 – рулевое колесо; 14 – гайка крепления рулевого колеса

7. Снимите уплотнитель 8 рулевого механизма.

8. Отвернув болт 7 крепления вала рулевого механизма к валу червяка, выньте вал в салон кузова.

9. Съемником А.47035 выпрессуйте шаровые пальцы рулевых тяг из отверстия сошке.

10. Снимите картер рулевого механизма.

ВНИМАНИЕ: Снимая картер рулевого механизма, отметьте количество и размещение шайб 3 между лонжерогом и картером, чтобы установить их на прежнее место при установке картера. Это необходимо для сохранения соосности вала рулевого механизма и вала червяка.

11. Установку рулевого механизма проводите в последовательности обратной снятию.

12. При этом, прежде чем окончательно затягивать болты крепления картера рулевого механизми и кронштейна вала рулевого механизма, временно наденьте на вал рулевое колесо, поверните вал два или три раза влево и вправо. При этом вал и другие детали принимают правельное положение (самоустанавливаются) благодаря овальным отверстиям на картере и на кронштейне.

ВНИМАНИЕ: Можно отдельно собрать вал рулевого механизма с уплотнителем, кронштейном, выключателем зажигания, переключателем указателей поворота и света фар, рулевым колесом и установить этот узел на автомобиль.

Разборка и сборка картера рулевого механизма

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Слейте масло из картера рулевого механизма. Закрепите картер на кронштейне А.74076/R с опорой А.74076/1.

2. Отвернув гайку крепления рулевой сошки 2 (см. рис. Детали редуктора рулевого механизма ) и сняв пружинную шайбу, съемником А.47043 снимите сошку (см. рис. Снятие сошки ).

Детали редуктора рулевого механизма

1 – картер; 2 – сошка; 3 – нижняя крышка картера; 4 – регулировочные прокладки; 5 – наружное кольцо подшипника вала червяка; 6 – сепаратор с шариками; 7 – вал сошки; 8 – регулировочный винт; 9 – регулировочная пластина; 10 – стопорная шайба; 11 – вал червяка; 12 – верхняя крышка картера; 13 – уплотнительная прокладка; 14 – втулка вала сошки; 15 – сальник вала червяка; 16 – сальник вала сошки

Снятие сошки

1 – съемник А.47043;2 – вал сошки рулевого управления;3 – сошка;4 – кронштейн А.74076/R

3. Отвернув болты крепления, снимите крышку 12 (см. рис. Детали редуктора рулевого механизма ) картера рулевого механизма вместе с регулировочным винтом 8, регулировочной пластиной 9, стопорной шайбой 10 и контргайкой.

4. Выньте из картера 1 вал 7 сошки в сборе с роликом.

5. Отвернув болты крепления, снимите крышку 3 упорного подшипника вала червяка вместе с регулировочными прокладками 4.

6. Валом 11 червяка вытолкните из картера наружное кольцо 5 подшипника и выньте вал вместе с сепараторами 6 подшипников.

7. Снимите сальник 15 вала червяка и сальник 16 вала сошки.

8. Приспособлением 3 (оправкой 67.7853.9541) выпрессуйте наружное кольцо верхнего подшипника 2 (1 – картер рулевого механизма).

Сборка

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Сборку рулевого механизма проводите на кронштейне А.74076/R в последовательности, обратной разборке.

2. Наружное кольцо верхнего подшипника червяка запрессовывайте оправкой 67.7853.9541, переставив насадку на ручке оправки обратной стороной.

3. После установки червяка в картер рулевого механизма и закрепления нижней крышки, проверьте с помощью динамометра 02.7812.9501 и головки А.95697/5 (см. рис. Контроль момента трения червяка динамометром ) момент трения вала червяка; он должен находиться в пределах 19,6–49 Н·см (2–5 кгс·см).

Контроль момента трения червяка динамометром

1 – червяк; 2 – головка А.95697/5; 3 – динамометр 02.7812.9501; 4 – кронштейн стенда для ремонта картера рулевого механизма; 5 – картер рулевого механизма

4. Если момент окажется меньше указанного, уменьшите толщину регулировочных прокладок 2; если больше – увеличьте (1 – крышка подшипника; 3 – червяк).

5. После установки вала сошки проверьте отсутствие зазора в зацеплении ролика с червяком в положениях вала червяка, повернутого вправо и влево на 30° от нейтрального положения сошки.

6. Возможный зазор в зацеплении устраните регулировочным винтом 2 (см. рис. Разрез картера рулевого механизма ) и затяните контргайку 3.

Разрез картера рулевого механизма

1 – пластина регулировочного винта вала сошки; 2 – регулировочный винт вала сошки; 3 – гайка регулировочного винта; 4 – пробка маслоналивного отверстия; 5 – крышка картера механизма; 6 – червяк; 7 – картер рулевого механизма; 8 – сошка; 9 – гайка крепления сошки к валу; 10 – шайба пружинная гайки крепления сошки; 11 – сальник вала сошки; 12 – бронзовая втулка вала сошки; 13 – вал сошки; 14 – ролик вала сошки; 15 – вал червяка; 16 – верхний шарикоподшипник; 17 – нижний шарикоподшипник; 18 – регулировочные прокладки; 19 – нижняя крышка подшипника червяка; 20 – ось ролика; 21 – игольчатый подшипник; 22 – сальник вала червяка

7. После регулировки зазора в зацеплении ролика и червяка проверьте динамометром момент трения вала червяка, который должен быть равен 88,2–117,8 Н·см (9–12 кгс·см) при повороте вала червяка на 30° как влево, так и вправо от среднего положения и должен снижаться плавно до 68,6 Н·см (7 кгс·см) при повороте от угла 30° до упора.

8. По окончании сборки проверьте углы поворота сошки от нейтрального положения, которые должны составлять 32°10'±1° как влево, так и вправо до упора сошки в головки болтов, залейте в картер рулевого механизма 0,215 л трансмиссионного масла ТАД-17и.

Проверка и ремонт

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Тщательно осмотрите, нет ли на рабочих поверхностях ролика и червяка следов износа, заедания, вмятин или рисок. Изношенные и поврежденные детали замените.

2. Проверьте величину зазора между втулками и валом сошки, который не должен превышать 0,10 мм. Если зазор больше указанного, замените втулки, пользуясь оправкой А.74105.

3. На внутренней поверхности втулок вала сошки имеются спиральные канавки, которые выходят только на одну сторону втулки. При запрессовке втулки располагайте так, чтобы их торцы, имеющие выход канавок, находились внутри отверстия картера, а выходы канавок были расположены друг против друга. Торцы втулок должны утопать в отверстии картера на 1,5 мм.

4. Новые втулки перед запрессовкой смажьте трансмиссионным маслом.

5. После запрессовки в картер окончательно обработайте втулки разверткой А.90336 до размера 28,698–28,720 мм. Монтажный зазор между валом сошки и втулками должен быть в пределах 0,008–0,051 мм.

6. Проверьте легкость вращения ролика вала сошки.

7. Шариковые подшипники червяка и ролика должны вращаться свободно, без заедания и на поверхности колец и шариков не должно быть износа и повреждений.

8. Проверьте биение опорной шейки вала рулевого механизма относительно среднего диаметра шлицевого отверстия наконечника вала.

9. Для проверки нижний конец вала надевают на специальную оправку, которая устанавливается на призьму. При проворачивании оправки на призме биение опорной шейки вала не должно превышать 3 мм.

10. Проверьте осевой зазор между головкой регулировочного винта 8 (см. рис. Детали редуктора рулевого механизма) и пазом вала сошки 7. Зазор не должен превышать 0,05 мм. Если он больше, замените регулировочную пластину 9 на пластину большей толщины.

Детали редуктора рулевого механизма

1 – картер; 2 – сошка; 3 – нижняя крышка картера; 4 – регулировочные прокладки; 5 – наружное кольцо подшипника вала червяка; 6 – сепаратор с шариками; 7 – вал сошки; 8 – регулировочный винт; 9 – регулировочная пластина; 10 – стопорная шайба; 11 – вал червяка; 12 – верхняя крышка картера; 13 – уплотнительная прокладка; 14 – втулка вала сошки; 15 – сальник вала червяка; 16 – сальник вала сошки

remontvaza.narod.ru

Любители Классических ВАЗОВ!!! - Рулевое управление ВАЗ-2101

В рулевом управлении различают рулевой механизм и рулевой привод. Через рулевой механизм осуществляется передача усилия от водителя к рулевому приводу, а рулевой привод передает усилие на управляемые колеса. Рулевой механизм состоит из червячного редуктора, рулевого колеса 30, вала 25 рулевого управления и деталей его креп- ления.

Червячный редуктор (передаточное число 16,4) расположен в алюминиевом картере 39, который крепится к левому лонжерону кузова тремя болтами с самоконтрящимися гайками. Между картером рулевого механизма и лонжероном установлены регулировочные прокладки, которыми достигается соосность вала червяка и вала рулевого управления. Для этой же цели два отверстия в картере под болты крепления выполнены овальной формы. В картере на двух радиально-упорных подшипниках 35 установлен червяк 34. Подшипники не имеют внутренних колец. Их роль выполняют беговые дорожки, выполненные на торцах червяка. Зазор в подшипниках червяка регулируется прокладками 43, установленными под нижней крышкой. На выходе из картера вал червяка уплотнен сальником. На шлицевой части вала червяка выполнена кольцевая проточка для стяжного болта при соединении вала червяка с валом рулевого управления. В зацеплении с червяком находится двухгребневой ролик 46, который вращается на оси 44 в двухрядном игольчатом подшипнике.

Концы оси после ее запрессовки в отверстие вала 41 расклепаны с применением электроподогрева, т. е. это соединение неразъемное. Между торцами ролика и пазом вала сошки установлены упорные шайбы 45, ограничивающие осевое перемещение ролика на оси. Вал сошки цилиндрической шлифованной частью установлен в двух бронзовых втулках 38 и на выходе из картера уплотнен сальником 40. На конические шлицы нижнего вала сошки насажена в одном определенном положении сошка 4, благодаря сдвоенному шлицу на валу и сдвоенной впадине в отверстии сошки.

Зацепление червячной пары выполнено со смещением осей ролика и червяка на 5,5 мм, что позволяет регулировать беззазорное зацепление ролика с червяком по мере их износа. Это обеспечивается осевым смещением вала сошки при помощи регулировочного винта 33. Головка винта заходит в Т-образный вырез вала сошки вместе с пластиной 48, которая обеспечивает нужную посадку головки винта. Регулировочный винт 33 ввернут в верхнюю крышку 47, зафиксирован от проворачивания шайбой и затянут контргайкой. При заворачивании регулировочного винта в крышку вал сошки опускается и выбирается зазор в зацеплении ролика с червяком. Для определения точности регулировки зазора в подшипниках червяка и в зацеплении ролика с червяком пользуются динамометром, который измеряет момент сопротивления (трения) проворачиванию. При этом сначала замеряют момент трения вала червя- ка без установки вала сошки. Он должен быть в пределах 20 50 Нем (2-5 кгс-см).

Подбором толщины регулировочных прокладок 43 устанавливают нужный зазор (момент трения) в подшипниках червяка. Затем после установки вала сошки и регулировки зазора в зацеплении проверяют момент трения червяка, который должен быть равен 90-120 Н-см (9-12 кгс-см) при повороте вала червяка на 30 как влево. так и вправо от среднего положения и снижается плавно до 70 Н-см (7 кгс-см) при повороте от угла 30 до упора. Детали червячного редуктора смазываются маслом ТАД-17И, которое заливается через отверстие, закрываемое пробкой 23, заправочная вместимость - 0,215 л.

Рулевое колесо изготовлено из пластмассы. армированной стальным каркасом. В ступице рулевого колеса нарезаны шлицы со сдвоенной впадиной, а на валу 25 сдвоенные шлицы, что обеспечивает соединение колеса с валом только в одном положении. Рулевое колесо крепится на валу 25 гайкой, которая после затяжки раскернена в одной точке. Вал 25 рулевого управления верхней частью опирается на втулку, запрессованную в трубу 51 верхней опоры. Нижний конец трубы крепится стяжным болтом к кронштейну 49. На верхнем конце трубы стяжным хомутом крепится переключатель фар, указателей поворота. стеклоочистителя и смывателя ветрового стекла. В гнезде кронштейна 49 крепится двумя винтами выключатель 50 зажигания. Кронштейн 49 крепится к кронштейну панели кузова четырьмя болтами.

Отверстия под болты крепления в кронштейне имеют овальную форму, за счет чего обеспечивается более точное соединение (центрирование) валов рулевого управления и червяка. Нижняя часть вала 25 шлицевым наконечником соединена с валом 36 червяка и закреплена стяжным болтом. В зоне крепления выключателя зажигания на валу рулевого управления приварено кольцо, в паз которого заходит запорный стержень противоугонного устройства выключателя 50 зажигания. Вал рулевого управления закрыт облицовочным кожухом 24, состоящим из верхней и нижней частей, соединенных между собой винтами.

Рулевой привод включает в себя: сошку 4. среднюю 5 и боковые тяги 3, маятниковый рычаг 6. поворотные рычаги 16. Указанные детали связаны между собой шаровыми шарнирами. Сошка соединена со средней и боковой тягами. Упор сошки ограничивает угол поворота передних колес. Средняя тяга 5 цельная, на концах имеет гнезда для размещения деталей шаровых шарниров. Боковые тяги составные. Каждая из них состоит из двух наконечников. соединенных между собой резьбовой регулировочной муфтой 17. Муфта фиксируется на наконечниках тяги двумя стяжными хомутами 1.

При такой конструкции боковых тяг возможно изменение их длины, что необходимо для регулирования схождения управляемых колес. Наружные наконечники боковых тяг шарнирно соединены с поворотными рычагами 16. которые крепятся болтами к поворотным кулакам. Внутренний наконечник правой боковой тяги соединен шарнирно с маятниковым рычагом, а наконечник левой боковой тяги - с сошкой. Все шаровые шарниры однотипны. Шаровой шарнир тяги состоит из стального пальца 9. сферическая головка которого опирается на конусный разрезной вкладыш 10. изготовленный из пластмассы с высокими противозадирными свойствами. Коническая пружина X, поджимая вкладыш к сферической головке пальца 9, автоматически поддерживает беззазорное соединение между ними.

Снизу в гнезде наконечника завальцована шайба 7, являющаяся опорой для пружины. Конуснай часть пальца заходит в коническое отверстие поворотного рычага (сошки или маятникового рычага) и крепится корончатой гайкой, зафиксированной шплинтом. Шаровые шарниры при сборке заполняются смазкой ШРБ-4 и герметизируются: снизу опорной шайбой 7, сверху армированным защитным чехлом 11. Пополнение или за мена смазки при эксплуатации автомобиля не требуется. Если защитные чехлы в хорошем состоянии и обеспечивают чистоту внутри шарниров, то срок службы последних не ограничен. При исправном шарнире наконечник тяги должен иметь осевое перемещение относительно пальца на 1-1,5 мм и не должен иметь ощутимого биения.

Кронштейн маятникового рычага крепится с внутренней стороны правого лонжерона двумя болтами с самоконтрящимися гайками. Кронштейн отлит из алюминиевого сплава. В его сквозной проточке расположены две пластмассовые втулки 19, на которых поворачивается ось 21 маятникового рычага. К торцам втулок поджаты шайбы. Верхняя шайба насажена на лыски оси и поджата корончатой гайкой моментом, который обеспечивает поворот рычага с усилием 10-20 Н (1-2 кгс), приложенным на его конце.

Нижняя шайба поджата к втулке самоконтрящейся гайкой моментом 106 Н-м (10 кгс.м). Этой же гайкой на оси неподвижно закреплен маятниковый рычаг б. Между торцевыми поверхностями шайб и корпуса кронштейна маятникового рычага установлены резиновые уплотни- тельные кольца 20. При сборке полость между втулками заполняется смазкой Литол-24. Этой же смазкой смазываются сами втулки. При исправном рулевом управлении свободный ход рулевого колеса не должен превышать 5 (18-20 мм по ободу колеса), а усилие поворота колеса при повороте на гладкой плите не более 250 Н (25 кгс).

klassika-vaz.ucoz.ru