Пособие по ремонту головки цилиндров, этапы сборки и разборки блока цилиндров лада 2108 и лада 21099, руководство по снятию и установке втулок клапанов ваз 21099, ваз 2108, ваз 2109.
головка блока цилиндров, дефектовка и ремонт Системы двигателя Ваз 2108, Ваз 2109, Ваз 21099
, Эксплуатация узлов двигателя и его систем автомобиля лада 21099. Устранение неисправностей в системах лада 2108: выхлопа, охлаждения, питания, смазки. Рекомендации по ремонту головки цилиндров лада 2109.
Устройство головки цилиндров Ваз 2108, Ваз 2109, Ваз 21099
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Отверните винт крепления и отсоедините штуцер подогрева от карбюратора. Если винт отвернуть не удается, ослабьте хомут и снимите шланг со штуцера.
2. Отверните четыре гайки крепления карбюратора (две из них расположены с противоположной
Примечания
Параметры пружин клапанов для определения их упругости.
Наружная пружина:
высота в свободном состоянии
45,2 мм
высота под нагрузкой 26,0+1,7 кгс
33,7 мм
высота под нагрузкой 46,2+2,4 кгс
24,7 мм
Внутренняя пружина:
высота в свободном
Притирка клапанов
Притирка клапанов Ваз 2108, Ваз 2109, Ваз 21099
Для проверки герметичности клапана ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 установите его в головку с пружинами и сухарями. Затем положите головку набок и залейте керосин в тот канал, который закрыт клапаном. Если в течение трех минут керосин не просочится в камеру сгорания – клапан герметичен.
ПОРЯДОК
Примечание
В качестве запасных частей поставляются втулки со стопорными кольцами. Втулки имеют увеличенный на 0,2 мм наружный диаметр и уменьшенный диаметр отверстия под клапан лада самара.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Выпрессуйте со стороны камеры сгорания
Толкатель клапана с установленной регулировочной шайбой.
Положение кулачков первого цилиндра при установке распределительного вала на опоры головки блока.
Предупреждения
Перед установкой распределительного вала подложите под головку блока ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 деревянные
Ремонт двигателя Ваз 2108, Ваз 2109, Ваз 21099
двигатель, дефектовка и ремонт система питания, устройство и обслуживание система смазки, замена узлов система охлаждения, обслуживание выхлопная система, устранение неисправностей головка блока цилиндров, дефектовка и ремонт
vazclub.com
Ремонт головки блока ВАЗ 21099 VAZ 99
+ Общая информация+ Эксплуатация автомобиля+ Техобслуживание+ Возможные неисправности+ Ходовая часть+ Рулевое управление+ Тормоза+ Электрооборудование+ Кузов - Двигатель и его системы - Снятие и установка двигателя - Зазоры привода клапанов + Топливная система + Система смазки + Система охлаждения + Выхлопная система - Разбираем двигатель - Ремонт блока цилиндров - Поршни и шатуны + Головка блока цилиндров - Разборка ГБЦ Осмотр и дефектовка деталей - Притирка клапанов - Замена направляющих втулок клапанов - Сборка ГБЦ - Сборка двигателя - Замена моторного масла с фильтром - Замена ремня генератора - Замена ремня распредвала - Регулировка карбюратора+ Трансмиссия+ Приложения + Электросхемы Статьи
Примечания
Параметры пружин клапанов для определения их упругости.
Наружная пружина:
высота в свободном состоянии
45,2 мм
высота под нагрузкой 26,0+1,7 кгс
33,7 мм
высота под нагрузкой 46,2+2,4 кгс
24,7 мм
Внутренняя пружина:
высота в свободном состоянии
34,1 мм
высота под нагрузкой 9,0+0,8 кгс
29,7 мм
высота под нагрузкой 27,5+1,5 кгс
20,7 мм.
а – седло впускного клапанаб – седло выпускного клапанаI – новое седлоII - седло после ремонта
Величина зазоров между клапаном и направляющей втулкой, мм:
номинальный зазор для впускных клапанов
0,022-0,055
номинальный зазор для выпускных клапанов
0,029-0,062
предельно допустимый зазор для впускных и выпускных клапанов
0,3
Если зазор меньше предельно допустимого, попробуйте заменить клапан. Если зазор превышает предельно допустимый, замените направляющую втулку.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Промойте детали головки блока в бензине, протрите и просушите их.
2. Очистите камеры сгорания от нагара. Осмотрите головку. Если на ней есть трещины или следы прогара в камерах сгорания, замените головку.
3. Проверьте плоскостность поверхности, прилегающей к блоку цилиндров. Для этого поставьте металлическую линейку ребром на поверхность головки по центру вдоль, а затем по диагоналям и замерьте щупом зазор между плоскостью головки и линейкой. Замените головку, если зазор превысит 0,1 мм.
4. Очистите нагар с клапанов. Это можно сделать подходящим металлическим инструментом.
5. Осмотрите клапаны. Замените клапаны со следующими дефектами: глубокие риски и царапины на рабочей фаске, трещины, деформация стержня клапана, коробление тарелки клапана, следы прогара. Неглубокие риски и царапины на рабочей фаске можно удалить притиркой клапанов.
6. Повреждения рабочей фаски клапанов, которые невозможно вывести притиркой, можно прошлифофать на специальном станке. При шлифовке надо выдержать размеры, указанные на рисунке. В скобках даны отличающиеся размеры для двигателя ВАЗ-21083 (смотрите примечания).
7. Проверьте состояние пружин клапанов. Искревленные, поломанные или имеющие трещины пружины замените. Проверьте упругость пружин. Для этого измерьте высоту пружин в свободном состоянии, а затем под двумя различными нагрузками. Если пружина не соответсвует требуемым параметрам, замените ее (смотрите примечания).
9. Более значительные дефекты седел клапанов устраняются шлифовкой. При шлифовке выдержите размеры, указанные на рисунке (смотрите примечание 1). Сначала шлифуется фаска под углом 20°, затем фаска под углом 45°. После шлифовки надо притереть клапаны, затем тщательно очистить и продуть сжатым воздухом головку блока, чтобы в каналах и камерах сгорания не осталось частиц абразива. В скобках даны отличающиеся размеры для двигателя ВАЗ-21083.
10. Проверьте зазор между направляющими втулками и клапанами (смотрите примечание 2). Зазор вычисляется как разность между диаметром отверстия во втулке и диаметром стержня клапана.
8. Проверьте состояние седел клапанов. На рабочих фасках седел не должно быть следов износа, раковин и коррозии. Незначительные повреждения (мелкие риски, царапины и т.п.) можно удалить притиркой клапанов.
11. Осмотрите толкатели клапанов. Если на рабочей поверхности толкателя имеются задиры, царапины или другие повреждения, замените толкатели.
12. Осмотрите регулировочные шайбы. На их рабочих поверхностях не должно быть задиров, забоин, царапин, следов ступенчатого или неравномерного износа, натира металла. При таких дефектах шайбы надо заменить. На шайбах допускаются концентрические следы приработки с кулачками распредвала.
13. Изметьте длину болтов крепления головки блока, так как при многократной затяжке они вытягиваются. Если длина болтов превышает 135,5 мм, замените болты.
14. Для проверки герметичности головки заглушите отверстие в патрубке рубашки охлаждения в заднем торце головки, переверните головку камерами сгорания вверх и залейте керосин в каналы рубашки охлаждения. Если появились течи керосина, значит головка не герметична и ее надо заменить.
Эксплуатация узлов двигателя и его систем автомобиля лада 21099. Устранение неисправностей в системах лада 2108: выхлопа, охлаждения, питания, смазки. Рекомендации по ремонту головки цилиндров лада 2109.
Примечания
Параметры пружин клапанов для определения их упругости.
Наружная пружина:
высота в свободном состоянии
45,2 мм
высота под нагрузкой 26,0+1,7 кгс
33,7 мм
высота под нагрузкой 46,2+2,4 кгс
24,7 мм
Внутренняя пружина:
высота в свободном состоянии
34,1 мм
высота под нагрузкой 9,0+0,8 кгс
29,7 мм
высота под нагрузкой 27,5+1,5 кгс
20,7 мм.
а – седло впускного клапанаб – седло выпускного клапанаI – новое седлоII - седло после ремонта
Величина зазоров между клапаном и направляющей втулкой, мм:
номинальный зазор для впускных клапанов
0,022-0,055
номинальный зазор для выпускных клапанов
0,029-0,062
предельно допустимый зазор для впускных и выпускных клапанов
0,3
Если зазор меньше предельно допустимого, попробуйте заменить клапан ваз 2108. Если зазор превышает предельно допустимый, замените направляющую втулку.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Промойте детали головки блока в бензине, протрите и просушите их.
2. Очистите камеры сгорания от нагара. Осмотрите головку. Если на ней есть трещины или следы прогара в камерах сгорания, замените головку.
3. Проверьте плоскостность поверхности, прилегающей к блоку цилиндров ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099. Для этого поставьте металлическую линейку ребром на поверхность головки по центру вдоль, а затем по диагоналям и замерьте щупом зазор между плоскостью головки и линейкой. Замените головку, если зазор превысит 0,1 мм.
4. Очистите нагар с клапанов. Это можно сделать подходящим металлическим инструментом.
5. Осмотрите клапаны. Замените клапаны ваз 2109 со следующими дефектами: глубокие риски и царапины на рабочей фаске, трещины, деформация стержня клапана, коробление тарелки клапана, следы прогара. Неглубокие риски и царапины на рабочей фаске можно удалить притиркой клапанов.
6. Повреждения рабочей фаски клапанов ваз 21099, которые невозможно вывести притиркой, можно прошлифофать на специальном станке. При шлифовке надо выдержать размеры, указанные на рисунке. В скобках даны отличающиеся размеры для двигателя ВАЗ-21083 (см. примечания).
7. Проверьте состояние пружин клапанов лада самара. Искревленные, поломанные или имеющие трещины пружины замените. Проверьте упругость пружин. Для этого измерьте высоту пружин в свободном состоянии, а затем под двумя различными нагрузками. Если пружина не соответсвует требуемым параметрам, замените ее (см. примечания).
9. Более значительные дефекты седел клапанов устраняются шлифовкой. При шлифовке выдержите размеры, указанные на рисунке (см. примечание 1). Сначала шлифуется фаска под углом 20°, затем фаска под углом 45°. После шлифовки надо притереть клапаны, затем тщательно очистить и продуть сжатым воздухом головку блока, чтобы в каналах и камерах сгорания не осталось частиц абразива. В скобках даны отличающиеся размеры для двигателя ВАЗ-21083.
10. Проверьте зазор между направляющими втулками и клапанами (см. примечание 2). Зазор вычисляется как разность между диаметром отверстия во втулке и диаметром стержня клапана.
8. Проверьте состояние седел клапанов. На рабочих фасках седел не должно быть следов износа, раковин и коррозии. Незначительные повреждения (мелкие риски, царапины и т.п.) можно удалить притиркой клапанов ваз 2108.
11. Осмотрите толкатели клапанов. Если на рабочей поверхности толкателя имеются задиры, царапины или другие повреждения, замените толкатели.
12. Осмотрите регулировочные шайбы. На их рабочих поверхностях не должно быть задиров, забоин, царапин, следов ступенчатого или неравномерного износа, натира металла. При таких дефектах шайбы надо заменить. На шайбах допускаются концентрические следы приработки с кулачками распредвала.
13. Изметьте длину болтов крепления головки блока, так как при многократной затяжке они вытягиваются. Если длина болтов превышает 135,5 мм, замените болты.
14. Для проверки герметичности головки лада спутник заглушите отверстие в патрубке рубашки охлаждения в заднем торце головки, переверните головку камерами сгорания вверх и залейте керосин в каналы рубашки охлаждения. Если появились течи керосина, значит головка не герметична и ее надо заменить.
двигатель, дефектовка и ремонт система питания, устройство и обслуживание система смазки, замена узлов система охлаждения, обслуживание выхлопная система, устранение неисправностей головка блока цилиндров, дефектовка и ремонт
vazclub.com
Ремонт головки блока цилиндров ваз 2108
Ремонт головки блока цилиндров на автомобиле ваз 2108 заключается в выявление неисправных ее элементов с целью последующей замены на новые. После того, как мы разобрали гбц можно приступать к ее ремонту. Для этого нам так же потребуется стандартный набор инструментов, немного наждачной бумаги, различные скребки, металлическая линейка для проверки плоскости головки, керосин для промывки деталей. При наличие всего необходимого можно приступать к работам.
Тщательно промойте головку блока чистым бензином от грязи.
Прочистите камеры сгорания от нагара.
Проведите визуальный осмотр гбц на предмет наличия трещин, деформаций, следов прогара в камерах сгорания. При наличие таких повреждений, головку необходимо заменить на новую.
Теперь нам необходимо проверить плоскость головки. Для этого используем металлическую линейку, которую устанавливаем ребром на головку сначала вдоль по центру, а затем по диагонали. Зазор между линейкой и плоскостью головки определите щупом. Если зазор превышает 0.1мм. то головку необходимо заменить или попытаться претереть ее плоскость на большом наждачном круге.
Теперь принимаемся за клапана. В первую очередь их так же необходимо очистить, используя металлический скребок и чистый бензин.
Далее проверяем их на предмет механических повреждений. Клапана необходимо заменить в случае обнаружения: сколов на рабочей фаске клапана, деформации стержня, наличие глубоких царапин на стержне и шляпке клапана, следы прогара.
Проверьте состояние упругости пружин клапанов. Без нагрузки и под нагрузкой необходимо замерить их высоту, которая должна соответствовать следующим значениям:
Параметры пружин клапанов для определения их упругости:
Наружная пружина клапана:высота в свободном состоянии……………45,2 мм; высота под нагрузкой (26,0+1,7) кгс…….33,7 мм; высота под нагрузкой (46,2+2,4) кгс…….24,7 мм;Внутренняя пружина:высота в свободном состоянии…………..34,1 мм; высота под нагрузкой (9,0+0,8) кгс……..29,7 мм; высота под нагрузкой (27,5+1,5) кгс……20,7 мм.
Далее проверьте состояние седел клапанов в камерах сгорания головки блока. Посадочные седла так же не должны иметь механических повреждений, следов прогара и других дефектов. В случае обнаружения небольших дефектов, их можно удалить притиркой клапанов.
Произведите замену дефектных направляющих втулок. Для этого, со стороны камеры сгорания, подходящей по диаметру оправкой, выпрессовываем втулку.
И таким же образом, с обратной стороны, запресовываем новую втулку.
После того, как втулка будет установлена, нам необходимо развернуть отверстие в направляющей втулке клапана с помощью специальной развертки до 8,022-8,040 мм для впускных клапанов и до 8,029-8,047 мм — для выпускных.
Проверьте состояние толкателей клапанов, поверхность которых не должна иметь царапин и различных сколов. Поврежденные толкатели в обязательном порядке необходимо заменить на новые.
Проверьте состояние шайб толкателей клапанов, которые так же не должны иметь следов механического повреждения, глубоких царапин, следов неравномерной выработки металла. Дефектные шайбы меняем на новые.
Проведите визуальный осмотр болтов крепления головки блока. Резьба должна быть целой. Так же необходимо проверить длину болта, так как при частой затяжке они имеют свойство вытягиваться. Нормальная длина болта составляет 135,5мм при превышение данного предела на 2-3 мм их необходимо заменить.
Теперь проверяем герметичность самой головки блока цилиндров. Для этого готовим чистый керосин. Далее заглушаем отверстия патрубка охлаждения в заднем торце головки и заливаем керосин в каналы рубашки охлаждения. Оставляем головку на пол часа час. Если имеются следы подтекания, гбц необходимо заменить.
Теперь, когда основные работы по проверке и замене негодных элементов произведены, можно приступать к сборке гбц. Порядок сборки выглядит следующим образом:
В случае если замена клапанов не производилась, то перед их непосредственной установкой, с ножки клапана, с помощью наждачной бумаги, снимите заусенцы от сухарей.
Установите клапана на свои места согласно ранее сделанным меткам при разборке.
Установите нижние тарелки пружины клапанов.
Установите пружины, маслосъемные колпачки.
Перед тем, как устанавливать распределительный вал его так же необходимо проверить на наличие механических повреждений на шейках и кулачках. Распределительный вал установите в порядке обратном снятию.
И на завершающем этапе остается установить две крышки корпусов подшипников. Которые в свою очередь заменяются вместе с заменой распределительного вала.
На этом ремонтные работы по выполнению ремонта головки блока цилиндров на автомобиле ваз 2108 завершены. Установите головку на двигатель в порядке обратном снятию.
Эксплуатация узлов двигателя и его систем автомобиля лада 21099. Устранение неисправностей в системах лада 2108: выхлопа, охлаждения, питания, смазки. Рекомендации по ремонту головки цилиндров лада 2109.
двигатель, дефектовка и ремонт система питания, устройство и обслуживание система смазки, замена узлов система охлаждения, обслуживание выхлопная система, устранение неисправностей головка блока цилиндров, дефектовка и ремонт
vazclub.com
Ваз 21099 - как собрать головку блока цилиндров
После полной разборки головки блока и клапанной группы, а так же замены всех вышедших из строя элементов системы, можно приступать к сборке. Чтобы собрать головку блока на автомобиле ваз 21099 подготовьте стандартный набор инструментов, после чего проделайте следующую последовательность действий:
В первую очередь необходимо тщательно вымыть все детали от нагара, особенно это касается камер сгорания. Чтобы нагар лучше откисал, залейте в камеры сгорания керосин, предварительно заглушив отверстия под клапана и свечи зажигания.
Металлическим предметом счистите нагар с поверхности и тщательно вымойте головку.
Проверьте головку на предмет наличия сколов, трещин и других дефектов. В случае обнаружения подобных изъянов, замените ее на новую.
Далее необходимо проверить плоскость головки прилегающей к блоку цилиндров на наличие перекоса. Для этого берем металлическую линейку и ребром сначала ставим ее поперек, а затем по двум диагоналям. Зазор между плоскостью и линейкой не должен превышать 0.15 мм. Если он больше, то головку необходимо заменить. В случае если зазор меньше, то можно притереть ее на большом наждачном круге.
Если не производилась замена клапанов, перед их установкой очистите их от нагара. Так же проверьте на предмет наличия различных механических повреждений. При обнаружение дефектов, замените их.
Проверьте состояние пружин и чашек. Так же не допускается эксплуатация чрезмерно вытянутых, деформированных. В случае обнаружения дефектов, замените их.
Осмотрите поверхность толкателей, регулировочных шайб. Если они повреждены, на поверхности присутствуют царапины и задиры, их необходимо заменить.
Проверьте состояние болтов крепления головки. При поврежденной резьбе, шляпке или если они вытянуты, то есть длина превышает 135,5 мм, болты необходимо заменить.
Далее проверяем головку на герметичность, а именно рубашку системы охлаждения. Для этого начисто протрите ее сухой тряпкой, заглушите отверстие в рубашке в заднем ее конце и перевернув головку к верху камерами сгорания, залейте чистый керосин в рубашки системы охлаждения. Через час, проверьте. Наличие подтеков будет свидетельствовать о нарушение герметичности, а значит такую головку необходимо заменить.
Произведите сборку клапанной группы. После чего проверьте герметичность камер сгорания и посадки клапанов. Для этого залейте в камеры керосин и через некоторое время проверьте его уровень. Если уровень стал меньше, то необходимо провести притирку клапанов.
Проверьте состояние распределительного вала. Не допускается эксплуатация если на поверхности имеются следы задиров, глубокой выработки и деформаций.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Головка блока цилиндров заменяется с корпусами подшипников в сборе, так как они обрабатываются совместно.1. Снимите с автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 головку блока цилиндров (см. «Замена прокладки головки блока цилиндров»).2. Отверните винт крепления и отсоедините штуцер подогрева от карбюратора. Если винт отвернуть не удается, ослабьте хомут и снимите шланг со штуцера. 3. Отверните четыре гайки крепления карбюратора (две из них расположены с противоположной стороны). 4. Снимите карбюратор с впускной трубы. 5. Аккуратно снимите прокладки карбюратора. 6. Отверните две гайки крепления теплоизоляционного щитка карбюратора. 7. Ослабьте затяжку гайки на штуцере. 8. Снимите теплоизоляционный щиток карбюратора. 9. Отверните две гайки крепления патрубка забора теплого воздуха. 10. Отверните гайку крепления рыма. 11. Снимите рым и патрубок забора теплого воздуха. 12. Отверните девять гаек крепления впускной трубы и выпускного коллектора. 13. Снимите выпускной коллектор. 14. Снимите впускную трубу. ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ После снятия выпускного коллектора и впускной трубы подложите под головку блока цилиндров деревянные прокладки, чтобы не повредить клапаны, выступающие из головки блока.15. Снимите две прокладки. ПРИМЕЧАНИЕ Снимайте уплотнительные прокладки аккуратно. Если прокладки выпускного коллектора и впускной трубы не повреждены и не сильно обжаты, их можно использовать вторично. Пригоревшие прокладки выпускного коллектора и впускной трубы осторожно отделите с помощью отвертки.16. Выверните из головки блока цилиндров свечи зажигания. 17. Выверните датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ). 18. Выверните датчик контрольной лампы аварийного давления масла. 19. Отверните десять гаек крепления обоих корпусов подшипников распредвала. 20. Снимите оба корпуса подшипников распредвала с головки блока цилиндров. 21. Выньте распредвал.
22. Снимите сальник с переднего конца распредвала. 23. Отверните гайку крепления натяжного ролика. 24. Снимите натяжной ролик и упорную шайбу, установленную под натяжным роликом. 25. Выньте толкатели клапанов вместе с регулировочными шайбами. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Вынув очередной толкатель клапана, промаркируйте его и регулировочную шайбу порядковым номером, чтобы при сборке установить их на свое место.ПРИМЕЧАНИЕ Привод клапанов состоит из следующих деталей: 1, 2 - клапаны; 3 - наружная пружина; 4 - внутренняя пружина; 5 - верхняя тарелка; б - сухарь; 7 - нижняя тарелка. Все эти детали нужно демонтировать из головки блока цилиндров.26. Промаркируйте клапаны номером цилиндра, чтобы при сборке установить клапана на свои места. Маркировку можно нанести с помощью керна как можно ближе к центру клапана: клапаны первого цилиндра - одна точка, второго - две и т.д. 27. Установите под снимаемый клапан подходящий упор. 28. Установите на головку блока цилиндров приспособление для сжатия пружин клапанов. Сожмите им пружины клапана и выньте сухари. Постепенно ослабляя нажим на ручку приспособления, полностью разожмите пружину клапана и снимите приспособление с головки. 29. Снимите наружную пружину клапана с тарелкой. 30. Снимите внутреннюю пружину клапана. 31. Выньте клапан из головки блока цилиндров. 32. Аккуратно снимите маслоотражательный колпачок, не повредив направляющую втулку клапана. 33. Выньте опорную шайбу (тарелку) пружин клапана. Аналогичным образом выньте остальные клапаны. 34. Промойте детали головки блока в бензине, протрите и просушите их. 35. Очистите камеры сгорания от нагара. Осмотрите головку блока цилиндров. Если на головке блока есть трещины или следы прогара в камерах сгорания, замените головку блока цилиндров. 36. Проверьте плоскостность поверхности, прилегающей к блоку цилиндров. Для этого поставьте металлическую линейку ребром на поверхность головки блока цилиндров по центру вдоль, а затем по диагоналям и замерьте щупом зазор между плоскостью головки блока и линейкой. Замените головку блока цилиндров, если зазор превысит 0,1 мм. 37. Очистите нагар с клапанов. Это можно сделать подходящим металлическим инструментом. 38. Осмотрите клапаны. Замените клапаны со следующими дефектами: глубокие риски и царапины на рабочей фаске, трещины, деформация стержня клапана, коробление тарелки клапана, следы прогара. Неглубокие риски и царапины на рабочей фаске можно удалить притиркой клапанов (см. «Притирка клапанов»).ПРИМЕЧАНИЕ Рис. 4.5. Размеры тарелок клапановПовреждения рабочей фаски клапанов, которые невозможно вывести притиркой, можно устранить шлифовкой на специальном станке. При шлифовке надо выдержать размеры, указанные на рис. 4.5. В скобках даны отличающиеся размеры для двигателя ваз 21083.39. Проверьте состояние пружин клапанов. Искривленные, поломанные или имеющие трещины пружины клапанов замените. Проверьте упругость пружин клапанов. Для этого измерьте высоту пружин в свободном состоянии,
а затем под двумя различными нагрузками. Если пружина клапана не соответствует требуемым параметрам, замените пружину. ПРИМЕЧАНИЕ Параметры пружин клапанов для определения их упругости: наружная пружина клапана:высота в свободном состоянии...............45,2 мм; высота под нагрузкой (26,0+1,7) кгс.......33,7 мм; высота под нагрузкой (46,2+2,4) кгс.......24,7 мм; внутренняя пружина:высота в свободном состоянии..............34,1 мм; высота под нагрузкой (9,0+0,8) кгс........29,7 мм; высота под нагрузкой (27,5+1,5) кгс......20,7 мм.40. Проверьте состояние седел клапанов. На рабочих фасках седел клапанов не должно быть следов износа, раковин и коррозии. Незначительные повреждения (мелкие риски, царапины и т.п.) можно удалить притиркой клапанов. ПРИМЕЧАНИЕ Более значительные дефекты седел клапанов устраняются шлифовкой. Рис. 4.6. Размеры седел клапанов: а - седло впускного клапана; б - седло выпускного клапана; I - новое седло; II - седло после ремонта При шлифовке выдержите размеры, указанные на рис. 4.6. Сначала шлифуется фаска под углом 20°, затем фаска под углом 45°. После шлифовки седел надо притереть клапаны, затем тщательно очистить и продуть сжатым воздухом головку блока, чтобы в каналах и камерах сгорания не осталось частиц абразива. В скобках даны отличающиеся размеры для двигателя ваз 21083.41. Проверьте зазор между направляющими втулками и клапанами (рис. 4.7). ПРИМЕЧАНИЕ Рис. 4.7. Размеры клапанов и их направляющих втулокЗазор между клапаном и направляющей втулкой, мм: номинальный для впускных клапанов................0,022-0,055; номинальный для выпускных клапанов...............0,029-0,062; предельно допустимый зазор для впускных и выпускных клапанов ...0,3. Зазор вычисляется как разность между диаметром отверстия во втулке и диаметром стержня клапана. Если зазор меньше предельно допустимого, попробуйте заменить клапан. Если зазор превышает предельно допустимый, замените направляющую втулку.42. Выпрессуйте со стороны камеры сгорания дефектную направляющую втулку клапана специальной оправкой. 43. Вставьте новую направляющую втулку клапана в специальную оправку. ПРИМЕЧАНИЯ В качестве запасных частей поставляются направляющие втулки клапанов со стопорными кольцами. Направляющие втулки клапанов имеют увеличенный на 0,2 мм наружный диаметр и уменьшенный диаметр отверстия под клапан.44. Запрессуйте с помощью оправки направляющую втулку клапана со стороны распредвала до упора стопорного кольца в головку блока цилиндров. 45. Разверните отверстие в направляющей втулке клапана с помощью развертки до 8,022-8,040 мм для впускных клапанов и до 8,029-8,047 мм - для выпускных. После этого прошлифуйте седла клапанов, как описано выше, центрируя инструмент по отверстию во втулке. 46. Осмотрите толкатели клапанов. Если на рабочей поверхности толкателя клапана есть задиры, царапины или другие повреждения, замените толкатели клапанов. 47. Осмотрите регулировочные шайбы толкателей клапанов. На их рабочих поверхностях не должно быть задиров, забоин, царапин, следов ступенчатого или неравномерного износа, натира металла. При таких дефектах шайбы надо заменить. На шайбах допускаются концентрические следы приработки с кулачками распределительного вала. 48. Измерьте длину болтов крепления головки блока цилиндров, так как при многократной затяжке болты головки блока вытягиваются. Если длина болтов головки блока цилиндров превышает 135,5 мм, замените болты. 49. Для проверки герметичности головки блока цилиндров заглушите отверстие в патрубке рубашки охлаждения в заднем торце головки блока, переверните головку блока цилиндров камерами сгорания вверх и залейте керосин в каналы рубашки охлаждения. Если появились течи керосина, значит, головка блока цилиндров не герметична, и головку блока надо заменить. 50. Если устанавливается старый клапан, снимите заусенцы с проточек под сухари. После этого необходимо притереть клапан к седлу (см. «Притирка клапанов»).51. Установите клапаны в головку блока в соответствии с ранее сделанной маркировкой, предварительно смазав стержни клапанов моторным маслом. 52. Установите нижние тарелки пружин клапанов. 53. Установите маслосъемные колпачки (см. «Замена маслосъемных колпачков»).54. Замените распределительный вал, если на шейках и кулачках распредвала есть следы износа, задиры и глубокие риски. В мастерских, оборудованных специальным инструментом и приспособлениями, можно проверить радиальное биение шеек распредвала (радиальное биение шеек не должно превышать 0,02 мм) и зазор между отверстиями опор и шейками распредвала, который не должен превышать 0,2 мм (зазор для новых деталей 0,069-0,11 мм). 55. Установите распредвал и корпуса подшипников (см. «Замена маслосъемных колпачков»).56. Установите прокладки, выпускной коллектор и впускную трубу. 57. Установите головку на блок цилиндров (см. «Замена прокладки головки блока цилиндров»), проверьте зазоры в приводе клапанов и при необходимости отрегулируйте их (см. «Регулировка зазоров в приводе клапанов»).