Водяной насос двигателя


Водяной насос двигателя. Признаки поломки помпы

Причины износа водяного насоса двигателя

Обычно водяной насос любой машины, в том числе и экскаватора начинает барахлить по двум причинам: уплотнители вала начинают течь или крыльчатка внутри изнашивается (ломаются или разрушаются лопасти в основном у насосов с пластиковой крыльчаткой). Если течет водяная помпа, то вся охлаждающая система теряет жидкость. И чем больше теряет, тем сильнее перегревается двигатель.

В приводе все в порядке, но индикатор температуры уже загорелся?

Выключите двигатель немедленно, дабы избежать его серьезных повреждений и начните проверять всю систему охлаждения двигателя экскаватора. И радиатор, и шланги, и насос, и мотор – все должно быть проверено на наличие возможной утечки.

Причина 1 - разгерметизация водяного насоса

Уплотнители вала водяного насоса созданы для предотвращения потери охлаждающей жидкости. Износ же уплотнительных прокладок вызывается и ржавчиной, и осадком, и любым другим загрязняющим веществом, которые циркулирует в системе вместе с охлаждающей жидкостью. Кроме того, постоянные нагрузки на уплотнители вала насоса двигателя от приводных ремней, системы вентиляции и прочих запчастей также способны приводить их в негодность. 

Конечно, у большинства оригинальных водяных насосов двигателя экскаватора заявлен срок эксплуатации в 160 000 км. Однако на практике в большинстве случаев они сходят с дистанции значительно раньше, когда данный показатель не превышает 100 000 км. Поэтому, если шумит подшипник, или у вала насоса возникают колебания – лучше поменять водяную помпу в ближайшее время.

Причина 2 - износ запчастей водяного насоса

Иногда водяные насосы выходят из строя из-за сильной коррозии лопастей крыльчатки или расшатывания рабочего колеса, или из-за поломки вала от усталости металла. 

Поэтому все чаще используют пластиковые крыльчатки, которые повышают эффективность охлаждения и уменьшают уровень кавитации. Однако, следует помнить, что если охлаждающая жидкость сильно загрязнена, пластик будет изнашиваться быстрее металла. Нет, конечно утечки не будет. Нарушиться лишь циркуляция, в результате чего обеспечение нормального температурного режима двигателя будет под вопросом.

Для проверки уровня загрязненности охлаждающей жидкости, необходимо выдавить верхний шланг радиатора при горячем двигателе на холостом ходу. Если вы не чувствуете потока, значит загрязненность есть, насос работает плохо и его необходимо заменить.

Ниже приведена таблица возможных неисправностей различных деталей помпы двигателя экскаватора. С ее помощью можно легко провести диагностику деталей насоса и быстро устранить причину неполадки. 

Таблица неисправностей водяной помпы экскаватора

Название запчасти

Внимание

Причина

Решение

Дренажное отверстие

На течь возле отверстий после прохождения периода обкатки

Загрязненная охлаждающая жидкость

Заменить насос, промыв перед установкой всю систему охлаждения

Прокладки и уплотнения

На появление охлаждающей жидкости возле прокладок и уплотнений

Неправильная установка уплотнительных колец или самого водяного насоса. Неправильно использован герметик

Насос новый – переустановите, проверив плотность прилегания уплотнительных колец. Сотрите и заново нанесите герметик.

Насос старый – замените

Крыльчатка

На появление налета ржавчины или деформации на крыльчатке водяного насоса

Загрязненная/несовместимая или неправильно смешанная охлаждающая жидкость

Замените водяной насос, промыв перед его установкой охлаждающую систему и проверив предохранительный клапан. Замените жидкость на рекомендуемую производителем

Внутренняя сторона корпуса водяного насоса

На отложения, шлам, накипь

Загрязненная/несовместимая или неправильно смешанная охлаждающая жидкость

Замените водяной насос, промыв перед его установкой охлаждающую систему. Замените жидкость на рекомендуемую производителем

На «рябь» по всей поверхности

Кавитация из-за образования пузырьков воздуха в охлаждающей жидкости

Замените водяной насос, промыв перед установкой. Проверьте систему охлаждения на наличие доступа воздуха

Подшипники

На грохот, скрежет, шум водяного насоса

Наиболее распространенная – перекос ремня

Заменить подшипники насоса, проверив детали ременного привода (ремень, натяжитель, шкив) и их соосность

Вал

На цвет и форму вала

Перекос ремня, система вентиляции или излишняя вибрация

Заменить водяной насос, проверив правильность установки запчастей ременного привода и системы вентиляции

  

Нужен водяной насос для двигателя экскаватора- или его запчасти? Зайдите в каталог «Запчасти двигателя». Помпа в сборе, подшипники, уплотнения, крыльчатка в наличии на складе ГК «Ридком» в Москве или на заказ. Доставим быстро! Звоните: 8 (800) 500-87-93.  

 

gkridkom.ru

Назначение, устройство и работа жидкостного насоса двигателя ЯМЗ-236

На сегодняшний день двигатели этого семейства наряду с ЯМЗ – 238 являются самыми популярными и востребованными: их устанавливают на бензовозы, автокраны, автопогрузчики, некоторые седельные тягачи, экскаваторы, автобусы, магистральные автопоезда и многую другую технику, а также для комплектации дизельных электростанций и компрессионных станций. Двигатель ЯМЗ – 236 шестицилиндровый, четырехтактный, имеющий жидкостное охлаждение. Как раз охлаждением этого двигателя занимается водяной насос. Сборку двигателя ЯМЗ 236 с насосом различных модификаций можно посмотреть здесь: http://www.expodizel.ru/kat/

Привод насоса центробежного типа, приводится кленовым ремнем от шкива коленчатого вала.

Действие комплекса системы охлаждения.

Состоит из водяных рубашек блока и головки цилиндров, соединительных патрубков, радиатора, водяного насоса, вентилятора, термостата.

Вода, находящаяся в водяной рубашке блока цилиндров и головки, во время работы двигателя нагревается и поступает в радиатор, где она охлаждается и затем снова подается в водяную рубашку блока цилиндров. Для бесперебойной работы двигателя вода должна постоянно циркулировать по замкнутому кругу: двигатель — радиатор — двигатель. Для увеличения производительности насоса он устанавливается на входе холодной воды из радиатора в рубашку охлаждения двигателя.

Водяная рубашка двигателя состоит из водяной рубашки блока цилиндров и водяной рубашки головки цилиндров, соединенных между собой отверстиями в прокладке, установленной между головкой и блоком цилиндров. В передней части двигателя установлен вентилятор, а перед ним — радиатор, который при помощи двух гибких шлангов и патрубков (отводящего и подводящего) соединен с водяной рубашкой двигателя. Крыльчатка водяного насоса и вентилятор приводятся в действие клиноременной передачей.

При работе двигателя вода в системе охлаждения может циркулировать по малому кругу, минуя радиатор (непрогретый двигатель, термостат закрыт), или по большому кругу, поступая в радиатор (прогретый двигатель, термостат открыт).

При вращении крыльчатки насоса вода нагнетается в водораспределительную трубу, расположенную в головке цилиндров. Через отверстия в трубе вода направляется к патрубкам выпускных клапанов, благодаря чему достигается охлаждение наиболее нагретых частей головки. Из водораспределительной трубы вода поступает также к верхней части цилиндров. Нагретую воду насос подает к верхнему отводящему патрубку. Если термостат закрыт, то вода по перепускному каналу снова поступает к водяному насосу. При открытом термостате вода проходит в верхний бачок радиатора, откуда по трубкам перетекает в нижний бачок. Вода, протекая по трубкам, отдает свое тепло воздуху, проходящему между ними. Охлажденная в радиаторе вода по нижнему подводящему патрубку поступает к водяному насосу.

Два краника служат для слива воды из системы охлаждения.

Устройство водяного насоса.

Водяной насос состоит из корпуса, крыльчатки, вала, подводящего и отводящего патрубков. Крыльчатка приводится во вращение от двигателя, для чего применяется ременная передача. К центру насоса подается вода, поступающая по патрубку. При вращении крыльчатка лопастями отбрасывает воду к стенкам корпуса, откуда она под действием силы инерции нагнетается в отводящий патрубок, расположенный по касательной к корпусу насоса. Из отводящего патрубка вода направляется в водяную рубашку двигателя.

Подробно в деталях смотрим на рисунке. Вал 9 водяного насоса и вентилятора вращается на двух шарикоподшипниках, запрессованных в корпус. Подшипники удерживаются от смещения распорной втулкой и стопорными кольцами.

На конце вала 9 со стороны двигателя болтом крепится пластмассовая крыльчатка 8, а на противоположном конце вала на шпонке установлена ступица 18 водяного насоса. Ступица 2 вентилятора свободно вращается на шарикоподшипниках 19.

Электромагнитная муфта привода вентилятора позволяет поддерживать определенный температурный режим работы двигателя, так как она включается и выключается в зависимости от температуры воды в системе охлаждения. Муфта устроена следующим образом. К фланцу ступицы 18 болтами 1 присоединены электромагнит 3 и шкивы 4 и 5 привода водяного насоса и генератора. Ступица 2 вентилятора соединена при помощи пластинчатой пружины с якорем 17.

В радиаторе установлено тепловое реле, соединенное с обмотками электромагнита. Если температура воды в верхнем бачке радиатора достигает 88° С, то замыкаются контакты теплового реле и в обмотки электромагнита поступает ток, создающий магнитное поле. Якорь 17 притягивается к электромагниту, и ступица 2 вместе с установленным на ней вентилятором начинает вращаться. Если температура воды в бачке снижается до 80°С, то контакты теплового реле размыкаются и вентилятор отключается.

Уплотнение вала 9 с корпусом обеспечивается самоподжимным сальником, состоящим из резиновой манжеты 14, уплотнительной текстолитовой шайбы 15, двух обойм 12 и 13, пружины 11 и стопорного кольца 16. Сальник вращается вместе с крыльчаткой, так как выступы текстолитовой шайбы входят в прорези хвостовика крыльчатки. Пружина 11 через резиновую манжету 14 прижимает шайбу 15 к отшлифованной плоскости корпуса, благодаря чему предотвращается вытекание воды из насоса. Подтекание воды из контрольного отверстия 10 свидетельствует о том, что сальник износился и его необходимо заменить.

Дополнительно по теме: www.allcool.ru

www.domotvetov.ru

Особенности конструкции и замена водяного насоса двигателя ЗМЗ-40524

Страница 1 из 2

Водяной насос — центробежного типа, с электромагнитной муфтой привода вентилятора, установлен на крышке цепи, подача охлаждающей жидкости насосом осуществляется в блок цилиндров.

Герметичность насоса обеспечивается самоподжимным торцевым уплотнением 7, которое запрессовывается в корпус 6 водяного насоса и на валик подшипника 11.

рис. 1

Проникающая через уплотнение охлаждающая жидкость не попадает в подшипник, а стекает через отверстие в дренажную полость 9, закрытую заглушкой. Скапливающаяся в дренажной полости жидкость в процессе работы двигателя постепенно испаряется через отверстия 10 и 4. Проникающий через уплотнение пар испаряется в атмосферу через отверстие 4.

В эксплуатации необходимо следить за чистотой отверстий 4 и 10, и, для предотвращения преждевременного выхода подшипника из строя, при проведении ТО-2 отверстия необходимо очищать от загрязнений.

Наличие постоянной течи из контрольного отверстия 10 дренажной полости говорит о потере герметичности уплотнения и необходимости замены водяного насоса.

Подшипник 11 удерживается от перемещения в корпусе водяного насоса фиксатором 3, который завернут до упора и закернен. Подшипник с двумя защитными уплотнениями заполнен смазкой на предприятии-изготовителе и в процессе эксплуатации добавления смазки не требует. На валик подшипника напрессована стальная, штампованная крыльчатка 8.

На переднем конце корпуса водяного насоса неподвижно на держателе установлена катушка электромагнита 12 электромагнитной муфты. Ступица 1 крепления вентилятора установлена на валике подшипника водяного насоса на шариковом подшипнике.

При отсутствии напряжения на электромагните ступица 1 вместе с ведомым диском 13 разъединена со шкивом 2 и вращается свободно с небольшой угловой скоростью.

При подаче напряжения на электромагнит муфты ведомый диск 13, преодолевая усилие пластинчатых пружин 14, притягивается к шкиву 2 и ступица вентилятора начинает вращаться совместно со шкивом и валиком подшипника водяного насоса. Когда напряжение с электромагнита муфты снимается, пластинчатые пружины 14 отводят диск 13 от шкива 2, разъединяя ступицу и шкив.

Подключение электромагнитной муфты к системе электрооборудования автомобиля осуществляется с помощью разъёма 5.

Подача напряжения на электромагнит муфты происходит по сигналу с блока управления через реле при повышении температуры охлаждающей жидкости свыше плюс 93 :1: 2 °С, выключение — при снижении ниже плюс 91 :1: 2 °с.

Основные параметры электромагнитной муфты:

1. Напряжение питания—10,8...15В.

2. Потребляемая электрическая мощность — не более 50 Вт.

3. Передаваемый крутящий момент при напряжении 12 B — не менее 20 Нм (2 кгс м).

4. Минимальное напряжение срабатывания — 10 В.

5. Передаваемый крутящий момент при минимальном напряжении — не менее 11 Нм(1,1 кгс м).

6. Зазор между ведомым диском и шкивом 0,2. . .0,5 мм.

Водяной насос с электромагнитной муфтой является неремонтируемым изделием. При выходе из строя водяного насоса или электромагнитной муфты следует заменить весь узел в сборе.

Привод водяного насоса и генератора (без насоса ГУР) осуществляется поликлиновым ремнем 6РК 1275 от шкива коленчатого вала.

Передаточное число привода водяного насоса — 1,11.

Натяжение ремня осуществляется автоматическим натяжным устройством, которое обеспечивает необходимое натяжение ремня при его растяжении и демпфирование (гашение) возникающих в приводе колебаний. В процессе эксплуатации натяжное устройство не требует обслуживания и регулировки.

Кроме устранения необходимости регулировки натяжения ремня применение автоматического натяжного устройства позволяет увеличить срок службы ремня привода агрегатов и срок службы подшипников водяного насоса, генератора и ролика натяжного устройства.

autoruk.ru

Система охлаждения двигателя ЗМЗ-40906, устройство, работа, насос

Система охлаждения двигателя ЗМЗ-40906 жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости. Система охлаждения двигателя состоит из рубашек охлаждения блока цилиндров и головки блока цилиндров, водяного насоса, термостата и сливного краника или пробки. 

Система охлаждения двигателя ЗМЗ-40906, устройство, работа системы, водяной насос и его привод, термостат, опора вентилятора.

Вентилятор системы охлаждения двигателя ЗМЗ-40906 и шкив привода вентилятора установлены на опоре вентилятора объединенной с передней крышкой головки блока цилиндров. Циркуляция охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя создается центробежным водяным насосом, приводимым от коленчатого вала. Насос подает жидкость в рубашку охлаждения блока цилиндров, откуда жидкость поступает в рубашку головки блока цилиндров и в термостат.

Термостат автоматически регулирует подачу охлаждающей жидкости в радиатор в зависимости от ее температуры. Через штуцер из корпуса термостата в расширительный бачок отводится воздух при заполнении системы и возникающий в системе охлаждения двигателя пар. Слив охлаждающей жидкости из двигателя осуществляется через пробку расположенную на левой стороне блока цилиндров.

Оптимальная рабочая температура антифриза или тосола в системе охлаждения двигателя ЗМЗ-40906.

Оптимальный температурный режим охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя ЗМЗ-40906 с точки зрения минимума износов и расхода топлива лежит в пределах плюс 80-100 градусов Цельсия. Указанная температура поддерживается при помощи термостата, действующего автоматически.

Контроль температурного режима двигателя ЗМЗ-40906 осуществляется по указателю температуры и сигнализатору перегрева (контрольная лампа), находящихся в составе комбинации приборов автомобиля. Указатель температуры охлаждающей жидкости управляется сигналом, формируемым блоком управления на основании информации от датчика температуры размещенного в корпусе термостата.

Водяной насос системы охлаждения двигателя ЗМЗ-40906, устройство и порядок работы.

Водяной насос центробежного типа, установлен на крышке цепи. Подача охлаждающей жидкости насосом осуществляется в блок цилиндров. Герметичность насоса обеспечивается самоподжимным торцевым уплотнением, которое запрессовывается в корпус водяного насоса и напрессовывается на валик подшипника.

Проникающая через уплотнение охлаждающая жидкость не попадает в подшипник, а стекает через отверстие в дренажную полость закрытую заглушкой. Скапливающаяся в дренажной полости жидкость в процессе работы двигателя постепенно испаряется через пароотводящее и контрольное отверстия. При эксплуатации необходимо, для предотвращения преждевременного выхода подшипника водяного насоса из строя, очищать пароотводящее и контрольное отверстия от загрязнения.

Наличие постоянной течи из контрольного отверстия дренажной полости говорит о потере герметичности уплотнения и необходимости ремонта или замены водяного насоса. Подшипник удерживается от перемещения в корпусе водяного насоса фиксатором, который завернут до упора и закернен. Подшипник с двумя защитными уплотнениями заполнен смазкой на предприятии-изготовителе, в процессе эксплуатации добавления смазки не требуется. На валик подшипника напрессованы стальная штампованная крыльчатка и ступица шкива, к которой крепится тремя болтами пластмассовый шкив привода насоса.

Размеры и зазоры сопрягаемых деталей корпуса водяного насоса, крыльчатки, ступицы, шкива, вала подшипника водяного насоса двигателя ЗМЗ-40906.

Привод водяного насоса и генератора двигателя ЗМЗ-40906.

Привод водяного насоса и генератора производится поликлиновым ремнем 6PK1275 от шкива коленчатого вала. Передаточное число привода водяного насоса – 1,15. Натяжение ремня и демпфирование возникающих в приводе колебаний обеспечивается автоматическим механизмом натяжения. В процессе эксплуатации автоматический механизм натяжения не требует обслуживания и регулировки.

Привод вентилятора и насоса ГУР двигателя ЗМЗ-40906.

Привод вентилятора и насоса ГУР на двигателях ЗМЗ-40906 без компрессора кондиционера производится от коленчатого вала дополнительным поликлиновым ремнем. Натяжение ремня осуществляется изменением положения насоса ГУР.

Привод вентилятора и насоса ГУР на двигателях с компрессором кондиционера производится совместно с приводом водяного насоса, генератора и компрессора кондиционера одним ремнем от коленчатого вала. Натяжение ремня осуществляется автоматическим механизмом натяжения. Компрессор кондиционера и генератор устанавливаются на чугунный кронштейн агрегатов, закрепленный на двигателе.

Термостат системы охлаждения двигателя ЗМЗ-40906, работа термостата на холодном и прогретом двигателе.

Термостат с твердым наполнителем, двухклапанный, с автоматическим дренажным клапаном. Термостат расположен в алюминиевом корпусе, установленном на выходном отверстии рубашки охлаждения головки блока цилиндров, и соединен шлангами с водяным насосом, радиатором и расширительным бачком.

Термостат автоматически поддерживает необходимую температуру охлаждающей жидкости в двигателе, отключая и включая циркуляцию жидкости по большому кругу через радиатор. На холодном двигателе основной клапан термостата закрыт и вся охлаждающая жидкость циркулирует через открытый перепускной клапан термостата в водяной насос по малому кругу, минуя радиатор.

При прогреве двигателя и подъеме температуры охлаждающей жидкости до плюс 82+-2 градуса основной клапан термостата начинает открываться, а перепускной — закрываться. При этом часть охлаждающей жидкости начинает циркулировать по большому кругу через радиатор охлаждения. При температуре плюс 97+-2 градуса основной клапан термостата открыт полностью на величину не мене 8,5 мм, перепускной клапан при этом закрыт и вся охлаждающая жидкость циркулирует через радиатор по большому кругу.

Схема работы термостата системы охлаждения двигателя ЗМЗ-40906.

Во фланце термостата выполнено отверстие с автоматическим дренажным клапаном. Отверстие служит для выхода воздуха при заправке системы охлаждения. При работе двигателя водяной насос создает давление жидкости, под действием которого шарик клапана поднимается и закрывает отверстие, препятствуя утечке жидкости в радиатор.

Герметичность соединения крышки термостата с корпусом обеспечивается резиновой прокладкой П-образного профиля, устанавливаемой на опорный фланец термостата. Термостат в корпус должен быть установлен таким образом, чтобы выступ на стойке термостата зашел в паз корпуса, что обеспечивает наименьшее сопротивление потоку охлаждающей жидкости.

Запрещается эксплуатация двигателя ЗМЗ-40906 без термостата. Это приведет в летнее время к перегреву двигателя, а зимой — к долгому прогреву и работе двигателя на пониженном температурном режиме. Поддержание термостатом рабочего температурного режима в системе охлаждения оказывает решающее влияние на износ деталей двигателя ЗМЗ-40906 и экономичность его работы.

Опора вентилятора системы охлаждения двигателя ЗМЗ-40906.

Опора вентилятора объединена с передней крышкой головки блока цилиндров. В передней крышке головки блока цилиндров, отлитой из алюминиевого сплава, установлен на анаэробном герметике комбинированный специальный подшипник с двухсторонним уплотнением, на валик которого напрессована ступица крепления шкива вентилятора.

Подшипник заполнен смазкой на заводе-изготовителе и в процессе эксплуатации добавления смазки не требуется. Со стороны головки блока цилиндров подшипник закрыт крышкой установленной на анаэробном герметике. Передний конец ступицы имеет левую резьбу для установки вязкостной муфты с вентилятором. Конструкция передней крышки головки блока цилиндров с опорой вентилятора не разборная, при выходе из строя подшипника следует заменить узел в сборе.

Похожие Статьи :

auto.kombat.com.ua

Система охлаждения дизельного двигателя ЗМЗ-5143, водяной насос

Система охлаждения дизельного двигателя ЗМЗ-5143.10 жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости. Включает в себя водяные рубашки в блоке цилиндров и в головке блока цилиндров, водяной насос, термостат, радиатор, жидкостно-масляный теплообменник, расширительный бачок со специальной пробкой, вентилятор с муфтой, краники слива охлаждающей жидкости на блоке цилиндров и радиаторе, датчики : температуры охлаждающей жидкости для системы управления, указателя температуры охлаждающей жидкости и лампы сигнализатора перегрева. 

Система охлаждения дизельного двигателя ЗМЗ-5143.

Наиболее выгодный температурный режим охлаждающей жидкости лежит в пределах 80-90 градусов. Указанная температура поддерживается при помощи термостата, действующего автоматически. Поддержание термостатом правильного температурного режима в системе охлаждения оказывает решающее влияние на износ деталей двигателя и экономичность его работы.

Для контроля температуры охлаждающей жидкости в комбинации приборов автомобиля имеется указатель температуры, датчик которого ввернут в корпус термостата. Кроме того, в комбинации приборов автомобиля имеется сигнализатор аварийной температуры, загорающийся красным цветом при повышении температуры жидкости свыше плюс 102-109 градусов.

При загорании сигнализатора не следует немедленно останавливать двигатель, во избежание его поломки. Необходимо перевести работу двигателя на холостой ход при частоте коленчатого вала 1500-2000 оборотов в минуту на 3-5 минут для снижения температуры и лишь после этого остановить двигатель, выявить и устранить причину перегрева охлаждающей жидкости.

Водяной насос системы охлаждения дизельного двигателя ЗМЗ-5143.

Центробежного типа, расположен и закреплен на крышке цепи. Подшипник насоса отделен от охлаждающей жидкости самоподжимным сальником не разборной конструкции, в котором расположены манжета и уплотняющая шайба. Жидкость, просачивающаяся через сальник, не попадает в подшипник, а вытекает наружу через контрольное отверстие.

Подшипник от перемещения удерживается фиксатором, который завернут до упора и закернен. Подшипник заполняется смазкой при сборке и в процессе эксплуатации добавления смазки не требуется. Ступица и крыльчатка водяного насоса напрессованы на валик подшипника.

Привод водяного насоса и генератора двигателя ЗМЗ-5143.

Осуществляется поликлиновым ремнем 6РК1220. Натяжение ремня производится изменением положения натяжного ролика.

Привод вентилятора и насоса гидроусилителя руля двигателя ЗМЗ-5143.

Осуществляется поликлиновым ремнем 6РК925. Натяжение ремня производится изменением положения шкива насоса гидроусилителя руля.

Термостат системы охлаждения двигателя ЗМЗ-5143.

С твердым наполнителем, одноклапанный, типа ТС108-01, расположен в корпусе установленном на выходном отверстии головки блока цилиндров, и соединен шлангами с водяным насосом и радиатором. На стойке термостата, неподвижно закрепленной в корпусе, установлен шток, входящий внутрь термосилового датчика.

В исходном состоянии на холодном двигателе пружина прижимает клапан термостата к седлу, и циркуляция жидкости осуществляется по малому кругу через теплообменник во всасывающую полость водяного насоса, а затем в двигатель, минуя радиатор. Клапан термостата начинает открываться при температуре охлаждающей жидкости 80+-2 градуса, а при температуре 94 градуса он полностью открыт. При этом большая часть жидкости проходит через крышку термостата в радиатор.

Привод вентилятора системы охлаждения двигателя ЗМЗ-5143.

Расположен и закреплен на передней крышке головки блока цилиндров и служит для закрепления вентилятора и шкива вентилятора на двигателе. В корпусе привода вентилятора располагается подшипник с валом, который удерживается в корпусе с помощью специального герметика и кольца на корпусе подшипника.

На вал подшипника напрессована ступица привода вентилятора, на которой крепится шкив вентилятора и вентилятор с муфтой. Подшипник заполняется смазкой на заводе–изготовителе, поэтому в процессе эксплуатации добавления смазки не требуется.

Уход за системой охлаждения дизельного двигателя ЗМЗ-5143.

Система охлаждения дизельного двигателя ЗМЗ-5143 какого то особенного ухода не требует, в основном он заключается в ежедневной проверке уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке на холодном двигателе и герметичности системы охлаждения, проверке и регулировке натяжения ремня привода агрегатов и ремня привода вентилятора, периодической замене охлаждающей жидкости с промывкой системы охлаждения.

Похожие Статьи :

auto.kombat.com.ua

Водяной насос и вентилятор | ЖЕЛЕЗНЫЙ-КОНЬ.РФ

Центробежные насосы применяются для создания принудительной циркуляции охлаждающей жидкости в системе охлаждения. На автомобилях ЗИЛ-130 и ГАЗ-53А, а также тракторных дизельных двигателях СМД-62 и Д-240 центробежные насосы объединены с вентиляторами конструктивно и имеют общий привод от коленчатого вала посредством клиноремённой передачи. В дизельном двигателе КамАЗ-740 (автомобиль КамАЗ-5320), а также тракторном дизельном двигателе ЯМЗ-240НБ (тракторы К-700А и К-700) вентилятор и водяной насос выполнены как отдельные агрегаты.

Насос центробежного типа включает в себя корпус (1) [рис. 1, А], крыльчатку (2), смонтированную на валике (3), а также уплотнительное устройство. Во вращение валик (3) приводится от коленчатого вала посредством клиноремённой передачи. По патрубку (4) вода поступает внутрь корпуса (1) и к центру крыльчатки (2). В процессе вращения крыльчатки вода отбрасывается к стенкам корпуса центробежной силой, откуда потом вытесняется через отводящий патрубок (5), расположенный к корпусу по касательной, в водяную рубашку двигателя.

Рис. 1. Центробежный водяной насос.

А) – Схема устройства и работы насоса;

1) – Корпус насоса;

2) – Крыльчатка;

3) – Валик;

4) – Патрубок;

5) – Патрубок;

Б) – Водяной насос и вентилятор дизельного двигателя Д-240;

1) – Вентилятор;

2) – Ступица шкива;

3) – Сегментная шпонка;

4) – Валик водяного насоса;

5) – Шкив водяного насоса;

6) – Стопорное кольцо;

7) – Маслёнка;

8) – Упорная пружина сальника;

9) – Крыльчатка насоса;

10) – Болт;

11) – Сальник;

12) – Шайба сальника;

13) – Каркасный самоподжимной сальник;

14) – Корпус насоса;

15) – Шарикоподшипник;

16) – Клиновидный ремень;

17) – Каркасный самоподжимной сальник.

Насос двигателей СМД-62 и СМД-60 [рис. 2] монтируется на паре штифтов и крепится четырьмя болтами к передней крышке двигателя. Масло, подводимое под давлением из левой головки цилиндров через штуцер (21), используется для смазки подшипников (19) и (22). Масло вытекает из насоса по каналу (11) в приливы лапы (33) и затем сливается в поддон.

Рис. 2. Водяной насос дизельного двигателя СМД-62.

1) – Крыльчатка насоса;

2) – Крышка корпуса;

3) – Прокладка;

4) – Улитка насоса;

5) – Корпус насоса;

6) – Пружина сальника;

7) – Сальник;

8) – Обойма сальника;

9) – Уплотнительная шайба;

10) – Канал для удаления масла и воды, которые просачиваются через уплотнения;

11) – Передний сальник;

12) – Ступица шкива вентилятора;

14) – Шайба;

15) – Гайка;

16) – Шплинт;

17) – Шпонка;

18) – Стопорное кольцо;

19) – Передний подшипник валика насоса;

20) – Валик насоса;

21) – Отверстие для штуцера подвода масла в насос;

22) – Задний подшипник валика насоса;

23) – Валик насоса;

24) – Упорная втулка;

25) – Стопорное кольцо сальника;

26) – Отверстие для отвода из термостата воды;

27) – Разгрузочное отверстие крыльчатки насоса;

28) – Болт крепления крыльчатки;

29) – Угольник для шланга отвода воды из компрессора;

30) – Штуцер трубки для удаления воздуха из насоса;

31) – Входной патрубок насоса;

32) – Лапа крепления насоса с нагнетательным водяным каналом;

33) – Лапа крепления насоса с маслоотводящим каналом.

Ступица (13) шкива вентилятора насажена на переднем конце валика. Масло и вода, которые просачиваются через уплотнения, через канал (10) отводятся наружу.

Вентилятор увеличивает интенсивность теплоотведения путём формирования воздушного потока, направленного через радиатор. На двигателях СМД-62 и СМД-60 смонтирован шестилопастной вентилятор, который выштампован из стали. Лопасти (1) [рис. 3] приклёпаны к двойной крестовине (3), которая имеет форму шестиугольной звёздочки (по числу лопастей). Вентилятор закреплён на приводном шкиве (6) посредством четырёх болтов и застопорен замковыми шайбами. Привод во вращение вентилятор получает от коленчатого вала двигателя посредством клиноремённой передачи.

Рис. 3. Привод вентилятора и водяного насоса дизельного двигателя СМД-62.

1) – Лопасть вентилятора;

2) – Заклёпка;

3) – Крестовина вентилятора;

4) – Болт;

5) – Шайба;

6) – Шкив;

7) – Клиновые ремни;

8) – Зажимной болт;

9) – Трубка подвода масла;

10) – Водяной насос;

11) – Натяжной ролик;

12) – Кронштейн натяжного ролика;

13) – Гайка;

14) – Натяжной болт.

Конструкция водяных насосов двигателей ЗИЛ-130 и ЗМЗ-53, а также дизельного двигателя Д-240 [рис. 1, Б] аналогична двигателям СМД-62 и СМД-60. Указанные водяные насосы отличаются только способом смазывания подшипников: водостойкая консистентная смазка подаётся через маслёнку (7), ввёрнутую в корпус (14) водяного насоса. У дизельного двигателя Д-240 вентилятор имеет четыре лопасти.

17*

Похожие материалы:

xn----itbachmidudk6msa.xn--p1ai

Водяной насос охлаждения двигателя MAN M2000

Общие сведения о водяном насосе MAN M2000

Водяной насос относится к центробежному типу, он создаёт давление непосредственно в системе охлаждения двигателя, располагается в блоке цилиндров, а точнее, на его передней стенке. Коленвал имеет шкив, который собственно приводит в работу водяной насос. Термостат регулирует температуру жидкости охлаждения, который находится в корпусе и крепится непосредственно к водяной рампе.

Пошаговый алгоритм снятия и разборки водяного насоса MAN M2000:

  • первым делом, нужно аккуратно в соответствующую ёмкость слить жидкость охлаждения;
  • далее, нужно произвести разъединение верхней и нижней дюритовых труб;
  • после этого, необходимо послабить и снять все ремни;
  • следующим шагом, выполняет отворот: направляющего кожуха, который располагается на вентиляторе и опоры воздушного трубопровода, создающего высокое давление;
  • после чего, производится разъединение трубопровода и воздушного компрессора;

Примечание. Со стороны водяного насоса располагается болт его поры, который выполняет роль крепежного элемента.

  • теперь, осталось открутить все крепёжные болты с водяного насоса, чтобы беспрепятственного его снять с блока цилиндров;
  • разборка начинается со снятие шкива;
  • далее, выполняется снятие стопорного пружинного кольца, которое поддерживает в нужном положении двухрядный роликовый подшипник;
  • после этого, на стол пресса помещается водяной насос крыльчаткой, направленной к поршню;
  • затем, с помощью роликоподшипника производится выпрессовка вала, действовать необходимо изнутри кнаружи, чтобы беспрепятственно снять крыльчатку;
  • корпус насоса содержит внутри себя уплотнительное кольцо, которое нужно аккуратно извлечь, а также керамическую опору, находящуюся в клетчатке.

Пошаговый алгоритм сборки и установки водяного насоса MAN M2000:

  • первым делом, на выступающий ободок прокладки наносится герметик DircoTransparent в виде полоски;
  • вал водяного насоса, а также поддерживающую тарелку нужно смочить специальной смесью – 50% воды и 50% спирта, если его нет, то можно использовать 50% антифриз, который подходит для Манн;

Примечание. Использовать альтернативные смазочные смеси нельзя, так как это приведёт к повреждению опорного кольца при эксплуатации.

  • далее, на вал устанавливается пластмассовая прокладка, которая оснащена защитным колпаком, эта манипуляция выполняется с помощью стержня подходящего размера, путём полной запрессовки в корпус;
  • после этого, защитный колпак нужно снять;
  • следующим шагом, изогнутая тарелка и крыльчатка помещаются опорное кольцо;
  • затем, спереди через стенку корпуса насоса устанавливается вал с роликовым подшипником, а после него – стопорное пружинное кольцо;

Примечание. Вал и подшипник представляют собой неразъёмное соединение и об этом, важно помнить.

  • теперь, пришло время произвести установку шкива на передний вал и проследить, чтобы он находился на одном уровне со ступицей;
  • следующим шагом, выполняется поворот насоса примерно на половину оборота;
  • после этого, устанавливается на конец оси роликового подшипника крыльчатка;
  • вал насоса должен вращаться беспрепятственно;
  • плоскости штыка должны быть тщательно очищены, после чего, их необходимо покрыть герметиком;
  • к передней стеке блока цилиндров, необходимо приложить прокладку, затем произвести установку насоса, после чего – окончательно закрепить его;
  • далее, выполняется присоединение нижней и верхней дюритовой трубы, на которые надеваются ремни с регулировкой их степени натяжения;
  • осталось залить жидкость для охлаждения и процесс установки является полностью завершенным.

Заключительный итог

Представленное пошаговое руководство снятие, разборки, сборки и установки водяного насоса системы охлаждения двигателя MAN M2000, позволяет произвести все этапы этих непростых манипуляций самостоятельно. Главное – строго придерживаться последовательности действий, тогда не возникнет каких-либо сложностей. Вместе с этим, особое внимание необходимо акцентировать на всех примечаниях, чтобы не допустить наиболее типичных ошибок многих автолюбителей.

641

trucksbpls.com