Установка и регулировка зажигания на «Копейке». 2101 зажигание
Система зажигания 2101, 2102, 2103, 2106, 2121
На автомобилях ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2106, 2121 применяется контактная (батарейная) система зажигания. Контактная — так как работа всей системы зависит от размыкания контактов ее прерывателя. Она проста, имеет минимум элементов, довольно неприхотлива (при периодическом обслуживании). Ниже приведена ее схема.
Схема контактной системы зажигания автомобилей ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2106, 2121
схема контактной системы зажигания автомобилей ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2106, 2121Элементы контактной системы зажигания
1. Генератор
Выдает электрический ток определенного напряжения в систему зажигания при работе двигателя.
2. Аккумуляторная батарея
Снабжает генератор электрическим током, обеспечивает пуск двигателя.
3. Четырехштекерная соединительная колодка (для ВАЗ 2103, 2106, 2121)
Устанавливается в разрыв провода от АКБ к генератору.
4. Катушка зажигания
Катушка зажигания Б117-А неразборная, расположена в переднем левом углу подкапотного пространства. Генерирует ток высокого напряжения из тока низкого напряжения. Имеет две обмотки — высокого и низкого напряжения.
5. Прерыватель — распределитель зажигания (трамблер)
Прерыватель распределитель Р-125В или 30.3706. Прерыватель механически размыкает цепь тока низкого напряжения (12 В), что служит сигналом для катушки зажигания генерировать ток высокого напряжения.
Распределитель — «бегунок» поочередно распределяет ток высокого напряжения по высоковольтным проводам идущим к свечам зажигания в соответствии с порядком работы двигателя.
6. Замок зажигания
Замыкает электрическую цепь системы зажигания, тем самым давая току низкого напряжения попасть с генератора на катушку.
7. Высоковольтные провода (бронепровода)
Передают электрический ток высокого напряжения от распределителя к свечам зажигания.
8. Свечи зажигания
Выдают электрическую искру в момент наступления такта сжатия в определенном цилиндре двигателя.
Примечания и дополнения
— На автомобилях ВАЗ 2105, 2107 также имеется контактная система зажигания. Принцип действия у нее такой же, но схема соединений несколько иная.
Еще статьи по системе зажигания
— Черный нагар на свечах зажигания, причины
— Свечи зажигания NGK на «классику» ВАЗ
— Применяемость свечей зажигания на двигателях автомобилей ВАЗ
— Установка угла опережения зажигания на автомобилях ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107
— Неисправности контактной системы зажигания автомобилей ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107
twokarburators.ru
Инструкция, как установить и выставить зажигание на автомобиле ВАЗ 2101
Любой автомобиль нуждается в регулировке системы зажигания (СЗ). Неправильно выставленный момент может привести к некорректной работе двигателя, что чревато, как минимум, увеличенным расходом топлива. В этой статье в частности речь пойдет о «копейке». Как правильно выставить и отрегулировать зажигание на автомобиле ВАЗ 2101 — читайте далее.
Содержание
[ Раскрыть]
[ Скрыть]
Установке зажигания на ВАЗ 2101 по искре
Чтобы правильно поставить установленный прерыватель, необходимо в первую очередь проверить работоспособность свечей зажигания. Если на них есть сильный налет и нагар, производить установку и регулировку момента бессмысленно. Подробнее о причинах образования нагара и способах удаления налета вы сможете узнать в этой статье. Как известно, регулировка является одним из основных нюансов в техническом обслуживании автомобиля.
Этапы
Устройство для настройки СЗ — стробоскоп
Чтобы отрегулировать бесконтактное зажигание БСЗ или контактное, для этого потребуется стробоскоп — благодаря ему вы сможете получить наиболее точный результат. Если стробоскопа у вас нет, то регулировка осуществляется по искре. Итак, как установить СЗ?
Установка осуществляется следующим образом:
- В первую очередь, перед тем, как выставить зажигание на ВАЗ 2101, транспортное средство необходимо прогреть до рабочей температуры. Заведите двигатель и подождите около 10 минут, после чего силовой агрегат можно заглушить.
- Следующим этапом установки будет ослабление фиксации трамблера. После того, как узел будет ослабнут, из него следует извлечь центральный кабель.
- Чтобы настроить зажигание ВАЗ, первый цилиндр двигателя необходимо поставить в верхнюю мертвую точку.
- Далее, нужно включить зажигание авто, при этом кабель от катушки держите в левой руке. Правой рукой, в свою очередь, следует несильно покрутить трамблер по часовой стрелке. Поворот должен составлять около 10-15 градусов, но не больше. Сам кабель при этом держите над металлом.
- Затем, трамблер нужно очень медленно начать проворачивать против часовой стрелки. Эта процедура осуществляется до того момента, пока вы не заметите, как между кабелем и металлом проскочила искра. Когда искра проскочит, можно считать, что устройство настроенное. На этом установку можно считать завершенной. Если искра так и не появилась, возможно, требуется ремонт трамблера, но точный диагноз позволит поставить только диагностика.Иногда проблема заключается в работе катушки зажигания. Все дальнейшие действия, в том числе подключение трамблера ВАЗ, подключение проводов осуществляются в обратном порядке (автор видеоинструкции по регулировке — Наиль Порошин).
Установка момента опережения с помощью лампочки
Необходимость настроить схему замка зажигания, в частности, момент опережения, возникает у владельцев «копеек» довольно часто. Выполнение настройки распределителя зажигания необходимо в случае увеличенного расхода топлива, снижения мощности силового агрегата, а также при его детонации и появлении стука колец. Чтобы выставленный параметр ваш больше не беспокоил, узел необходимо отремонтировать, то есть правильно настроить. Учтите, что перед тем, как устанавливать соединение и отрегулировать распределитель зажигания, нужно удостовериться в работоспособности свечей, а при необходимости — демонтировать их и почистить, о чем мы сообщали выше.
Перед тем, как приступить к работе, необходимо найти метки на шкиве цепной передачи и коленвале, эти метки следует очистить. В помещении, где вы работаете, должно быть хорошее освещение, в противном случае используйте фонарик. Если у вас есть сомнения по поводу того, сможете ли вы все сделать правильно, то лучше обратитесь на СТО.
Этапы
- В первую очередь, от вас требуется провернуть коленвал таким образом, чтобы метка на нем была совмещена с меткой, расположенной на кожухе цепной передачи. В том случае, если на нашей «копейке» установлен силовой агрегат, диаметр цилиндров в котором составляет 79 мм, метка коленвала должна быть совмещена со средней меткой цепной передачи. Если же диаметр цилиндров составляет 76 мм, то риска на коленвале должна быть совмещена с самой крайней риской на крышке. Эта метка позволяет установить коленвал в МТ.
- Когда все метки на валах будут совмещены, вам необходимо отсоединить кабель, который идет от катушки к устройству прерывателя-распределителя. Провод отсоединяется с самой клеммы на трамблере, затем к нему необходимо будет подключить кабель от контрольной лампы, которую мы будем использовать для регулировки.
- Второй кабель лампы необходимо будет подключить к плюсовой клемме аккумуляторной батареи.
- Используя гаечный ключ на 13, ослабьте винт фиксации устройства прерывателя-распределителя.
- Затем немного проверните корпус данного узла против часовой стрелки. Сделав это, начните медленно проворачивать его в другом направлении. Как видите, в целом принцип регулировки достаточно схож с описанным выше.
- Корпус механизма проворачивается до того момента, когда лампочка будет гаснуть. Добившись этого, гайку фиксации узла следует затянуть. Вам остается только установить кабель от трамблера на место.
Схема подключения для контактной и бесконтактной СЗ
В принципе, подключить лампу и настроить узел — не проблема. Система зажигания ВАЗ 2101 выполнена таким образом, что она в любом случае будет нуждаться в периодической настройке, особенно часто эта необходимость возникает у водителей при наступлении нового сезона. Если вы столкнулись с проблемой неисправности самого замка, то схема подключения замка зажигания ВАЗ 2101 поможет вам произвести замену устройства и подключить его.
При установке нового замка зажигания ВАЗ необходимо правильно выполнить распиновку проводов. После регулировки проверьте качество выполненных работ — если двигатель немного детонирует при разгоне до 50 км/ч и переключении на четвертую передачу, то это говорит о том, что процедура была выполнена правильно.
Каждый автовладелец сам выбирает, какой способ регулировки ему нравится больше!
Видео «Как правильно отрегулировать зажигание»
Пошаговая и подробная инструкция по установке момента с учетом всех нюансов приведена на видео ниже (автор ролика — Наиль Порошин).
labavto.com
Схема зажигания ВАЗ 2101 | Клуб любителей ВАЗ
Схема системы зажигания
1. – Генератор;2. – Выключатель зажигания;3. – Распределитель зажигания;4. – Кулачок прерывателя; 5 – свечи зажигания;6. – Катушка зажигания;7. – Аккумуляторная батарея.
Распределитель зажигания Р-125
1. – Валик;2. – Маслоотражательная муфта;3. – Масленка валика;4. – Эксцентрик октан-корректора;5. – Фильц;6. – Опорная пластина центробежного регулятора;7. – Ротор;8. – Боковой электрод с клеммой;9. – Крышка;10. – Центральный электрод с клеммой;11. – Уголек центрального электрода;12. – Резистор;13. – Наружный контакт ротора;14. – Пластина центробежного регулятора;15. – Грузик;16. – Кулачок прерывателя;17. – Контактная группа;18. – Винт крепления контактной группы;19. – Подвижная пластина прерывателя;20. – Газ;21. – Конденсатор;22. – Корпус распределителя зажигания
Распределитель зажигания 30.3706-01
1. – Валик распределителя зажигания;2. – Провод подвода тока к распределителю зажигания;3. – Защелка крепления крышки;4. – Корпус вакуумного регулятора;5. – Диафрагма;6. – Крышка вакуумного регулятора;7. – Тяга вакуумного регулятора;8. – Патрубок для вакуумного шланга от карбюратора;9. – Смазочный фитиль (фильц) кулачка;10. – Опорная пластина регулятораопережения зажигания;11. – Ротор распределителя зажигания;12. – Боковой электрод с клеммой дляпровода к свече зажигания;13. – Крышка распределителя зажигания;14. – Центральная клемма для провода от катушки зажигания;15. – Центральный угольный электрод с пружиной;16. – Центральный контакт ротора;17. – Резистор для подавления радиопомех;18. – Наружный контакт ротора;19. – Ведущая пластина центробежного регулятора;20. – Грузик центробежного регулятора опережения зажигания;21. – Ось рычажка;22. – Кулачок прерывателя;23. – Рычажок прерывателя;24. – Стойка с контактами прерывателя;25. – Контакты прерывателя;26. – Подвижная пластина прерывателя;27. – Конденсатор;28. – Корпус распределителя зажигания;29. – Маслоотражательная муфта валика;30. – Стопорная пластина подшипника;31. – Подшипник подвижной пластины прерывателя;32. – Корпус масленки;33. – Винты крепления стойки с контактами прерывателя;34. – Винт клеммового зажима;а. – Канавка для отличия распределителей зажигания 30.3706;б. – Паз для перемещения стойки с контактами
До 80-го года при сборке автомобилей ВАЗ 2101 и 2102 использовались распределители зажигания Р – 125. Такой распределитель устанавливался на двигатели со старыми карбюраторами, как на ВАЗ 2101. На нем был так называемый октан-корректор 4, умеющий изменять угол опережения зажигания в скромных пределах.
После 80-го года на двигатели Жигулей стали устанавливать карбюраторы типа «Озон» с индексом 2105-1107010, а вместе с ним и распределитель зажигания 30.3706-01 с вакуумным регулятором опережения зажигания. Был еще и распределитель зажигания 30.3706-83 без вакуумного регулятора, что и было единственным его отличием от распределителя 30.3706-01. Он выпускался в переходный период. Такой распределитель можно было установить и на старый карбюратор.
Также выпускались распределители зажигания 30.3706. Они устанавливались на автомобили ВАЗ 2103 и 2106, а отличались более длинным валиком. На распределителей зажигания 30.3706 присутствует канавка «А», расположенная на конце валика и служащая для отличия.
ourvaz.ru
Система зажигания ВАЗ 2101 Вики о ВАЗ 2101 и ВАЗ 2102
Изолятор
Корпус катушки зажигания
Изоляционная бумага обмоток
Первичная обмотка
Вторичная обмотка
Изоляционная трубка первичной обмотки
Клемма вывода конца первичной обмотки:
Контактный винт
Клемма высокого напряжения
Крышка
Клемма «+E» вывода начала первичной и конца вторичной обмоток
Пружина центральной клеммы
Каркас вторичной обмотки:
Наружная изоляция первичной обмотки
Скоба крепления
Наружный магнитопровод
Сердечник
Контактная гайка
Изолятор свечи зажигания:
Стержень
Корпус свечи
Уплотнительное кольцо
Теплоотводящая шайба
Центральный электрод
Боковой электрод свечи зажигания
Валик распределителя зажигания
Маслоотражательная муфта валика
Шайба:
Провод подвода тока и распределителю
Запорная пружина крышки
Корпус вакуумного регулятора
Диафрагма
Крышка вакуумного регулятора
Гайка
Пружина вакуумного регулятора
Тяга вакуумного регулятора
Смазочный фитиль (фальц) кулачка
Опорная пластина регулятора опережения зажигания
Ротор распределителя зажигания:
Боковой электрод с клеммой
Крышка распределителя зажигания
Центральный электрод с клеммой
Уголек центрального электрода
Центральный контакт ротора
Резистор 5-6 ком для подавления радиопомех
Наружный контакт ротора
Пружина регулятора опережения зажигания
Пластина центробежного регулятора
Грузик регулятора опережения зажигания
Изоляционная втулка
Кулачок прерывателя
Изоляционная колодка рычажка:
Рычажок прерывателя
Стойка с контактами прерывателя
Контакты прерывателя
Подвижная пластина прерывателя
Конденсатор 0,20-0,25 мкФ
Корпус распределителя зажигания
Подшипник подвижной пластины прерывателя
Корпус масленки
Винт клеммового зажима
Стопорная пластина подшипника:
Распределитель зажигания
Свечи зажигания
Выключатель зажигания
Катушка зажигания
Генератор
Аккумуляторная батарея
Датчик-распределитель зажигания
Коммутатор
Угол опережения зажигания
К источникам питания:
I.Катушка зажигания
II.Свеча зажигания
III.Распределитель зажигания
IV.Схема классической системы зажигания
V.Схема работы центробежного регулятора опережения зажигания
VI.Схема бесконтактной системы зажигания
На автомобилях ВАЗ-2103, ВАЗ-2106 в основном применяется классическая система зажигания (схема IV). На ВАЗ-21065 может быть установлена бесконтактная система зажигания (схема VI). Катушка зажигания. В классической системе зажигания применяются катушки зажигания Б117А, а в бесконтактной - 27.3705, различающиеся данными обмоток и некоторыми деталями. Катушка представляет собой трансформатор с двумя обмотками: первичной 4 и вторичной 5, и служит для преобразования тока низкого напряжения (12 В) в ток высокого напряжения (11- 20кВ) для пробоя воздушного зазора между электродами свечей зажигания. Свечи зажигания устанавливаются типа А-17ДВ для классической системы зажигания и А17ДВ-10 для бесконтактной, или аналогичные им свечи зарубежного производства. Конструкция свечей неразборная, традиционная. Зазор между электродами свечей составляет 0, 5-0.6 мм для А17ДВ и 0, 7-0, 8 мм для А-17ДВ-10. Выключатель зажигания установлен на кронштейне вала рулевого управления, состоит из корпуса с замком и противоугонным устройством и контактной части. Принцип действия устройства заключается в том, что после вынимания из замка ключа, установленного в положение III (Стоянка), запорный стержень замка выдвигается, входит в паз вала руля и блокирует его. Электронный коммутатор применяется в бесконтактной системе зажигания для прерывания тока в первичной цепи катушки зажигания по сигналам бесконтактного датчика. Могут применяться взаимозаменяемые коммутаторы различных марок: 3620.3734, HIM-52, ВАТ10.2 или PZE4020. Величина импульсов тока составляет 8-9 А. Предусмотрено автоматическое отключение тока через катушку зажигания через 2-5 сек при неработающем двигателе, но включенном зажигании. Распределитель зажигания 30.3706 служит для прерывания тока в цепи низкого напряжения катушки зажигания и распределения импульсов высокого напряжения по свечам зажигания. Распределитель зажигания установлен в левой передней части двигателя и приводится во вращение от винтовой зубчатой шестерни 27 (см.рис.4). Прерыватель состоит из кулачка 51 с четырьмя выступами и стойки 54 с контактами, которые кулачок размыкает при вращении. К верхнему концу втулки кулачка припаяна опорная пластина 38 центробежного регулятора опережения зажигания с грузиками 49. Сбоку к корпусу распределителя прикреплен вакуумный регулятор, состоящий из корпуса 31 с крышкой 33, между которыми зажата гибкая диафрагма 32. К диафрагме крепится тяга 36, связанная с подвижной пластиной 56 прерывателя. Распределитель состоит из ротора 39 и электродов, установленных в пластмассовой крышке 41. На роторе приклепаны центральный 44 и наружный 46 контакты ротора, между которыми в углублении находится помехоподавительный резистор 45. В центральный контакт ротора упирается подпружиненный угольный электрод 43. Датчик распределения зажигания 37.3706 применяется в бесконтактной системе зажигания. От распределителя зажигания 30.3706 он отличается только тем, что вместо прерывателя на подвижной пластине установлен бесконтактный датчик, а к опорной пластине 38 снизу прикреплен цилиндрический стальной экран с четырьмя прорезями. Бесконтактный датчик работает на основе эффекта Холла и состоит из полупроводниковой пластинки с интегральной микросхемой и постоянного магнита. Между ними имеется зазор, через который проходит стальной экран. Когда в зазоре находится тело экрана, то магнитные силовые линии замыкаются через экран и на пластинку не действуют. Если же в зазоре находится прорезь экрана, то на пластинку полупроводника действуют магнитное поле и с нее снимается разность потенциалов. Микросхема, встроенная в датчик, преобразует эту разность потенциалов в импульсы напряжения. Работа системы зажигания. При работе двигателя прерыватель прерывает ток в первичной обмотке катушки зажигания. В этот момент магнитное поле в катушке зажигания резко сжимается и, пересекая витки обмотки, индуктирует в ней ЭДС порядка 12-24 кв. Ток высокого напряжения идет к центральной клемме распределителя зажигания, затем через контакты ротора к боковому электроду и далее к свече зажигания, создавая искровой разряд между ее электродами. Конденсатор 57 служит для гашения ЭДС самоиндукции в первичной обмотке катушки зажигания и для уменьшения искрения между контактами прерывателя. Если бы не было конденсатора, то ЭДС во вторичной обмотке не превышала бы 4000-5000 В. Для получения максимальной мощности двигателя необходимо воспламенять горючую смесь несколько ранее прихода поршня в ВМТ, чтобы сгорание закончилось при повороте коленчатого вала на 10-15 после ВМТ. Каждой частоте вращения коленчатого вала необходим свой угол опережения зажигания. Так при 750- 800 об/мин начальный угол опережения зажигания составляет 3-5 . С увеличением частоты вращения угол опережения зажигания должен увеличиваться, и эту задачу выполняет центробежный регулятор опережения зажигания. При увеличении частоты вращения грузики 49 под действием центробежных сил расходятся и поворачивают опорную пластину 38 вместе с кулачком 51 прерывателя на угол А в направлении вращения валика. Выступы кулачка раньше размыкают контакты прерывателя и опережение зажигания увеличивается. Вакуумный регулятор изменяет опережение зажигания в зависимости от нагрузки на Двигатель. При небольших нагрузках содержание остаточных газов в горючей смеси высокое, смесь горит медленнее, ее надо поджигать раньше и наоборот. На диафрагму регулятора действует разрежение, отбираемое из зоны над дроссельной заслонкой первой камеры карбюратора. При небольших открытиях дроссельной заслонки (малая нагрузка) под действием разрежения диафрагма 32 оттягивается и тягой 36 поворачивает подвижную пластину 52 прерывателя против направления вращения валика. Опережение зажигания увеличивается. По мере дальнейшего открытия дроссельной заслонки (увеличение нагрузки) разрежение уменьшается и пружина отжимает диафрагму в исходное положение. Бесконтактная система зажигания работает также, как и классическая, только вместо прерывателя ток в цепи первичной обмотки катушки зажигания прерывает коммутатор по сигналам бесконтактного датчика в датчике-распределителе зажигания.
vaz2101spb.ru