Замена катушки зажигания lada 2101 (ваз 2101). Катушка зажигания 2101
Замена катушки зажигания lada 2101 (ваз 2101)
Добро пожаловать! Модуль зажигания и катушка зажигания — это не одинаковые вещи, на карбюраторных автомобилях применяется катушка, а вот уже на инжекторах устанавливается модуль зажигания внутри которого находятся две катушки (Он состоит из них), благодаря данным агрегатам автомобиль бесперебойно работает и едет, вить чтобы двигатель работал нужна сильная но очень короткая по времени искра порядка 25.000-35.000 вольт, аккумулятор не может такую силу дать и у генератора сил не хватит и тут то и вступает в работу модуль зажигания который преобразует напряжение от аккумулятора и генератора в более сильный ток в связи с этим автомобиль и едет.
Примечание! Чтобы произвести замену катушки или модуля зажигания, запаситесь: Гаечными ключами (Набором), шестигранные ключи ещё понадобятся и мульти-метр благодаря которому можно будет проверить оба агрегата на работоспособность!
Где находится катушка и модуль зажигания? На карбюраторных автомобилях катушка крепиться при помощи двух гаек к левой части кузова автомобиля, рядом с ней ещё топливный насос находиться который синей стрелкой указан на фото 1 и сама катушка обозначена на том же фото но только красной стрелкой, а что касаемо инжекторных автомобилей на которых установлен модуль зажигания, то он уже крепиться при помощи четырёх болтов с шестигранными головками к кронштейну который в свою очередь очередь на блоке цилиндров закреплён и чтобы вам легче было найти модуль на инжекторе, то под ним ещё находиться масляный фильтр (Указан синей стрелкой на фото 2), поэтому разыщите его то и сам модуль найдёте.
Когда нужно менять катушку и модуль зажигания? При выходе катушки обычно автомобиль уже вы не заведёте, так как искры подаваться на свечи и вовсе не будет, а вот если выйдет из строя модуль зажигания то здесь может произойти две ситуации, первая это так же автомобиль не заводиться и вторая это автомобиль всё завёлся но так как модуль состоит из двух катушек то бывают случаи когда одна из них сгорает и приходит тем самым в негодность или контакты от неё просто отошли и она тоже перестала работать, в этом случаи машина всё же будет заводиться но она будет двоить (Именно двоить будет это не ошибка, это когда работают только два цилиндра из всех четырёх положенных), а из-за этого двоения машина практически не будет ехать (Потеряет всю тягу), часто глохнуть ещё будет и звук её работы поменяется, кроме этого расход топлива значительно увеличиться потому что вы уже будете жать на педаль не по чуть-чуть а почти в пол будете её утапливать (Машина то не едет).
Как заменить катушку и модуль зажигания на ВАЗ 2101-ВАЗ 2107?
Примечание! При проведении обоих операций клемму минус с АКБ скиньте, если вы не знаете как это сделать то в таком случае ознакомьтесь «вот с этой» статьёй в которой всё написано, а именно первый пункт вам нужно будет изучить!
Кой что ещё добавим, после того как вы снимите катушку или модуль зажигания они внешне должны быть в нормальном состоянии и на корпусе не должно быть никаких трещин и тем более сквозных трещин, если у вашей катушки или модуля это всё есть то в таком случае замените свой агрегат на новый!
Снятие: 1) В снятии обоих агрегатов нет ничего сложного и проверять их тоже легко если есть специальный прибор, в начале снятие и проверку начнём с катушки зажигания и по немного будет переходить к модулю, так вот чтобы снять катушку с неё сперва нужно отсоединить центральный высоковольтный провод который к месту (Указано которое синей стрелкой на фото ниже) крепиться, затем возьмите гаечный ключ или накидную головку с воротком или же с удлинителем (Чем удобней вам будет) и ими отверните две гайки под которыми находятся провода (Указаны красными стрелками) и после чего провода все скиньте с катушки, но перед тем как вообще работать с проводами, либо запомните куда какие идут, либо сделайте фотографию по которой вы потом и поймёте куда какие провода нужно подсоединять (Это важно), а когда всё будет отсоединено, по бокам ещё две гайки отверните которые катушку зажигания крепят к кузову автомобиля (см. маленькое фото) но и под этими болтами находятся провода, поэтому не перепутайте их во время установки новой катушки.
Примечание! После снятия катушки проверьте её на сопротивление и узнаете тем самым в каком состоянии у неё находится обмотка и есть ли изоляция у катушки, для этого проверьте мульти-метром включив у него режим омметра сопротивление первичной обмотки которое должно быть в пределах 3.07-3.5 Ом для контактной системы и 0.45± 0.05 Ом для бесконтактной системы зажигания при температуре окружающей среды 20 °С, при этой же температуре измерьте сопротивление вторичной обмотки оно должно быть большим и составить около 5400-9200 Ом, более подробно о том как проверить сопротивление обоих обмоток смотрите в ролике ниже:
Ещё не забудьте проверить катушку на изоляцию, для этого подключите один из выводов прибора на массу как показано на схеме ниже, а другой вывод подсоединяйте поочерёдно к каждой клемме и у вас прибор должно выдать показания не менее 50 МОм, в противном случае замените катушку на новую!
2) Теперь займёмся модулем зажигания, как вы поняли он стоит с завода только на инжекторных автомобилях, снимается данный агрегат тоже довольно просто но только для его снятия шестигранный ключ «на 5 мм» понадобиться (Сразу проверьте при помощи каких болтов ваш модуль крепиться, просто вместо болтов под шестигранник они так же крепились обычными болтами под гаечные ключи и накидные головки), сперва если вам мешает корпус воздушного фильтра то снимите его (О том как снять корпус, читайте в статье: «Замена корпуса воздухофильтра на ВАЗ»), после снятия вам придётся подсоединить клемму минус обратно если вы её ранее снимали и повернуть ключ в зажигании до того когда все приборы загорятся, теперь проверить колодку проводов нужно которая подсоединяется к модулю, для её проверки во-первых отсоедините её (см. фото 1) и после этого минусовой щуп идущий от вольтметра киньте на массу а плюсовой подсоедините к среднему выводу на колодке проводов (Данный вывод ещё цифрой 15 маркируется) и прибор должен будет показать 12 В, если напряжение показано меньше то либо с проводкой что то, либо аккумулятор сел или же либо контроллер не настроен или пришёл в негодность, после этой проверки выключите зажигание и выньте ключ и очистите модуль зажигания от грязи после этого (Тряпкой например), следом отсоедините от него все четыре высоковольтных провода (см. фото 2) и отверните либо три гайки (см. фото 3) которые крепят модуль к кронштейну, либо четыре шестигранных болта (см. фото 4) в зависимости от того как у вас модуль крепиться.
Примечание! Когда модуль снимите переходите к его проверки, на самом модуле как вы можете видеть на картинке снизу есть номера обозначающие номер цилиндра (То есть каждый вывод говорит на какой цилиндр он идёт, один из выводов для наглядности указан синей стрелкой), ко всем выводам поочерёдно вам нужно подсоединить омметр и тем самым вы узнаете живы вторичные обмотки или нет, провода к выводам подсоединяйте в следующем порядке 1-4 и затем 2-3 прибор должен будет в обоих случаях показать 5.0-6.0 кОм, после этого один из контактов киньте на массу модуля зажигания (Масса это металлическая часть модуля) а второй подсоедините к выводу 15 (Данный вывод находиться в разъёме, разъём где все выводы находятся указан зелёной стрелкой) и если прибор выдаст бесконечность (Бесконечность это когда измерение не меняется, к примеру перед тем как всё подсоединить прибор у вас показывал 1 и после его подсоединения цифра не поменялась, то это и есть бесконечность) то первичные обмотки не замыкают на массу и проводите проверку дальше, ну и завершение в том же разъёме который зелёной стрелкой указан разыщите выводы «1а» и «1b» (Это самые крайние выводы) и к ним подсоедините омметр, если прибор покажет бесконечность то это говорит о том что в цепи модуля произошёл обрыв контактов и он неисправен!
Установка: Устанавливается катушка зажигания на своё место в обратном порядке но с проводами только не ошибитесь, а вот модуль зажигания уже немного по другому нужно устанавливать, на нём как вы уже увидели из фотографий выше есть цифры цилиндров которые обозначают какой вывод модуля зажигания на какой цилиндр идёт, так вот и на высоковольтных проводах эти же пометки есть (То есть какой провод на какой цилиндр идёт), поэтому когда будете подсоединять провода к выводам катушки, подсоединяйте строго чтобы первый провод к примеру шёл на первый вывод катушки, второй на второй и т.д.
Содержание:
- Катушка зажигания
- Распределитель
- Свечи зажигания
- Замок зажигания ВАЗ 2101
- Аккумуляторная батарея
- Видео — Контактная система зажигания
На автомобилях ВАЗ 2101 устанавливается контактная батарейная система зажигания. В задачу данной системы входит своевременная подача искры в цилиндры двигателя для воспламенения топливной смеси.
Далее рассмотрим общую конструкцию и по отдельности элементы, из которых состоит система зажигания ВАЗ 2101.
Она включает в себя катушку зажигания, в которой формируется высоковольтный импульс, распределитель-прерыватель (он же трамблер), распределяющий импульс по цилиндрам, свечей зажигания, обеспечивающих искру в цилиндрах, замка зажигания, включающего и выключающего подачу энергии на катушку, АКБ – источника электроэнергии, обычной проводки и проводов высокого напряжения.
Катушка зажигания
Катушка — герметичная с магнитопроводом разомкнутого типа, внутри наполнена маслом для трансформаторов. Модель ее — Б.117А. Корпус данного элемента – алюминиевый, сверху герметично закрыт пластиковой крышкой.
Катушка зажигания ВАЗ-2101 – это по сути двухобмоточный трансформатор:
- первичная обмотка на 300-400 витков (сечение провода — 0.7-0.8 мм.),
- вторичная обмотка — на 20-30 тысяч витков (сечение провода — 0.1-0.7 мм).
Принцип действия катушки
При размыкании контактов трамблера магнитный поток, создаваемый АКБ, резко снижается. Проходя магнитопровод и обмотки электромагнитный поток создает ЭДС самоиндукции в 200-300 В на первичной обмотке и свыше 10 кВ — на вторичной. Напряжение вторичной обмотки и подается на свечи для создания искры.
Распределитель
На моделях ВАЗ 2101 до 1980 года использовался распределитель (трамблер) модели Р-125Б. Особенностью его являлось отсутствие вакуумного регулятора, имелся только октан-корректор механического типа, позволяющим незначительно менять угол опережения зажигания (ОЗ).
Начиная с 1986 г. совместно с установкой карбюратора «Озон» на ВАЗовские двигатели начали устанавливать трамблер, оснащенный вакуумным регулятором ОЗ (модель 30.3706), конструкция которого описана ниже.
Модель 30.3706 состоит из распределителя, прерывателя и двух регуляторов – центробежного, а также вакуумного.
Состоит он из вращающегося ротора и неподвижных сегментов, располагающихся в пластиковой крышке. На роторе имеются два контакта – центральный и боковой, между ними закреплен помехоподавляющий резистор. Сверху к центральному контакту прижимается графитовый электрод, для лучшего контакта поджимание осуществляется пружинкой.
Работает распределитель так:
напряжение от вторичной обмотки подается на ротор, далее через искровой промежуток примерно в 0,5 мм попадает в один из сегментов крышки трамблера, затем по проводам высокого напряжения к свече, которая и обеспечивает появление искры.
Прерыватель обеспечивает размыкание электрической цепи в нужный момент. В конструкцию его входит кулачковая шайба с гранями и контактная стойка. Грани кулачковой шайбы имеют особую форму, чтобы достигалось быстрое размыкание контактов, плавное их замыкание и отсутствие дребезжания.
Кулачек вращаясь, попеременно замыкает и размыкает контакты, тем самым прерывает подачу напряжения на первичную цепь катушки.
Прерыватель и распределитель должны работать синхронно с кривошипно-шатунным механизмом. Для обеспечения синхронизации кулачковая шайба и ротор располагаются на одном валу, и получают привод от распределительного вала.
Центробежный регулятор – обеспечивает изменение угла ОЗ в соответствии с оборотами колен. вала.
К верхней части втулки кулачка приварена пластина с подвижными грузками. При увеличении оборотов колен. вала грузы за счет центробежной силы раздвигаются, проворачивая пластину вместе с кулачком в сторону вращения вала. Это обеспечивает более раннее размыкание контактов (увеличение угла ОЗ).
Вакуумный регулятор – производит корректировку угла ОЗ в зависимости от нагруженности силового агрегата и положения дроссельной заслонки.
Прикреплен он к распределителю, и включает корпус и крышку. Корпус разделён пластичной мембраной на две полости, одна из полостей соединена с задроссельным пространством в карбюраторе, а вторая — с атмосферой. Мембрана посредством тяги может воздействовать на прерыватель.
При снижении нагрузки уменьшается наполнение цилиндров горючей смесью и давление при воспламенении, а это требует увеличения угла ОЗ. Для этого мембрана изгибается (под воздействием разности давления) и проворачивает прерыватель на нужный угол.
Свечи зажигания
На ВАЗ-2101 применялись советские свечи марки А17ДВ, но сейчас, когда рынок заполнен качественными марками зарубежного производства, легко можно выбрать свечи с намного лучшими характеристиками, главное не попасться на китайскую подделку.
Конструктивные особенности свечей
Длина резьбовой части свечи — 19 мм, с шагом 1,25. Шестигранная часть (под свечной ключ) сделана с размером 20,8 мм.
Допустимый зазор между электродами свечи проверяется щупом. По книжке при контактной системе, зазор свечи ВАЗ 2101 должен соответствовать 0,5 – 0,6 мм.
Замок зажигания ВАЗ 2101
Включает в себя корпус с замковым механизмом, противоугонный механизм и контактную часть.
При поломке замкового механизма или противоугонного механизма замок заменяется полностью. Контактная же часть крепиться стопорным кольцом в корпусе, и при неисправности ее можно заменить отдельно.
Статья в тему — Устройство и замена замка зажигания
Аккумуляторная батарея
Применяется аккумулятор любой марки со стандартными параметрами, а именно 6СТ – 55Ач, что означает:
Видео — Контактная система зажигания
Иногда автолюбителям приходится сталкиваться с такой ситуацией: «шестерка» не запускается со стартера. Как правило, проблема состоит в системе зажигания, точнее, в сбое какого-то элемента этой системы. Первым действием необходимо проверить канал поступления тока на центральный провод прерывателя-распределителя, или, как его называют в обиходе, трамблера.
Проверка катушки зажигания
С этой целью необходимо снять центральный провод из прерывателя-распределителя, подвести его к корпусу мотора и прокрутить стартером, при этом должна появиться пробегающая искра. После этого проверяем подачу энергии на отдельную свечу, для чего выкручиваем рабочую свечу зажигания, и подносим ее контактом к «массе» и предпринимаем попытку завести мотор. При этом искра должна исходить от провода на «массу». При ее отсутствии причина будет в неисправности такого элемента системы, как катушка зажигания ВАЗ 2106 , которая играет важную роль в эксплуатации транспортного средства.
При проводимой проверке необходимо соблюдать технику безопасности и работать в защитных диэлектрических перчатках из резины. В «шестерке» с равным успехом применяется, как система зажигания с использованием контактов, так и система без применения контактов трамблера, соответственно, используется разная катушка ВАЗ 2106, в зависимости от вида системы зажигания.
Проверка этих типов зажигания осуществляется почти по одним параметрам. Тестирование системы в этом случае проводим мультиметром. Необходимо помнить, что в цепи подключения катушки зажигания ВАЗ 2106 напряжение на участках цепи достигает от 24 тыс. до 40 тыс. Вольт. При небольшой силе тока в системе это не угрожает жизни, но удар электротоком можно получить весьма чувствительный.
Важно: Для подстраховки целесообразно в автомобиле держать дополнительные катушку зажигания и конденсатор трамблера. Эти элементы системы достаточно часто являются причиной вывода системы из строя, а ремонту такие изделия не подлежат. При дефектах этих компонентов мотор запустить не представляется возможным, а заменить их несложно. В крайнем случае, при отсутствии штатных изделий временно можно установить аналоги с других моделей ВАЗ.
Схема катушки зажигания ВАЗ 2106
Штатная катушка зажигания ВАЗ 2106 представляет собой герметичный технический сосуд, наполненный специальным маслом, с магнитопроводом разомкнутого типа. Принципиальная схема системы зажигания расположена ниже:
где: 1 – генератор; 2 – замок зажигания; 3 – трамблер; 4 – кулачок трамблера; 5 – свечи; 6 – катушка зажигания; 7 – АКБ.
Правильное подключение катушки зажигания ВАЗ 2106 можно посмотреть здесь:
Проверка катушки зажигания:
- На начальном этапе необходимо узнать, как «приходит» ток на катушку зажигания, для чего: включаем зажигание и делаем мультиметром замер напряжения при включенном зажигании на контакте Б+ изделия и массы, который должен составлять 12 В. Если напряжение отсутствует, то причина – в замке зажигания.
- Чтобы завести «движок» в аварийном режиме, необходимо положительный провод с АКБ соединяют с креплением Б+ «бобины». Если же ток «приходит» на катушку зажигания при отсутствии искры, то необходимо протестировать резистентность обоих контуров (обмоток) изделия.
- Для произведения измерений значений резистентности обмотки первичного типа «крокодильчики» мультиметра подсоединяют к 2 контактам катушки по бокам изделия, при этом измеритель должен выдавать значения замеров 3-4 Ом.
- Для произведения измерений значений резистентности обмотки вторичного типа «крокодильчики» мультиметра подсоединяют следующим образом: первый – к основному выходному контакту катушки, а второй – к контакту сбоку, при этом измеритель должен выдавать значения замеров 7-9 кОм.
При рабочей катушке зажигания ВАЗ 2106, цена которой является допустимой для многих автолюбителей, причина, в основном, кроется в прерывателе-распределителе. Запрещается допускать длительную проверку на искровой «пробег» между проводкой и массой, это может спровоцировать дефект «бобины». Из-за увеличенного расстояния катушка зажигания «пробивает» изнутри.
Неисправности катушки зажигания ВАЗ 2106
Существуют отдельные неисправности катушки зажигания, которые приводят к замене изделия. К ним относятся внешние механические деформации изделия и обрывы в обмотках катушки. Как неисправности катушки зажигания ВАЗ 2106, классифицируется такое состояние, когда греется катушка зажигания до высокой температуры.
Небольшое нагревание изделия – обычное состояние этой детали при включенном зажигании и замкнутых контактах трамблера при контактной системе зажигания. В случае сомнения в работоспособности этой детали системы зажигания рекомендуем проверить катушку на резистентность обеих обмоток изделия.
Источники
avtozam.ru
ВАЗ 2101 | Проверка катушки зажигания
Проверка катушки зажигания
Катушка зажигания находится в двигательном отсеке перед кожухом левой амортизационной стойки.
Проверка искры
|
Проверка подачи тока
|
Проверка первичной обмотки
|
Проверка вторичной обмотки
|
automn.ru
Катушка зажигания ВАЗ 2101 - 2107 (Б117А) Германия HF750301
01. СамовывозРозничный магазин на Уралмаше ул.Бакинских комиссаров, 113. 8 (343) 221-35-35
02. Курьером по Екатеринбургу с 21ч до 23чСтоимость: 100руб.Бесплатно от: 6.900руб.
Доставка только до подъезда. До квартиры дополнительно +100р .
03. Курьером за ЕКАД, до 20км, с 21 до 23чСтоимость: 300руб.Бесплатно от: 20.000руб.
04. ПОЧТА России, по предоплатеСтоимость доставки рассчитает менеджер и уведомит по телефону или почте если ваш телефон не доступен.
После отправки обязательно высылаем ТРЕКНОМЕР посылки.
На официальных сайтах крупнейших производителей запчастей: SS20, Технорессор, Демфи, СЭВИ, интернет-магазин illva.ru - ИП Королева, рекомендован как надежный поставщик оригинальных запчастей.
05. ТК "КИТ" - самая недорогая и быстраяРекомендуем! недорогая доставка от 180 руб, в более 300 городов России и ЕАЭС (Казахстан, Киргизия, Армения, Белоруссия, Крым). Цену доставки можно уточнить у нашего менеджера или на сайте ТК КИТ. После отправки присылаем ТРЕКНОМЕР отслеживания. Доставка до ТК КИТ БЕСПЛАТНО!
06. ТК "Деловые линии"Стоимость: 50руб.Бесплатно от: 25.000руб.
Цены высокие со множеством накруток! Внимание!! ТК ДелЛинии автоматически включает в накладную услуги - Страховка и Доставка курьером - но вы можете оказаться от этих услуг при получении, иначе с ними доставка выйдет в два раза дороже! Небольшие и недорогие грузы возить ей невыгодно. После отправки присылаем ТРЕКНОМЕР отслеживания. Заполняйте полное ФИО в заказе. В комментарии к заказу ниже, укажите серию и №паспорта. Оплата доставки при получении - ниже указана стоимость отправки этой ТК.
07. ТК СДЭКПосле отправки присылаем ТРЕКНОМЕР отслеживания. Заполняйте полное ФИО и укажите серию и №паспорта в коментарии. СДЭК недорогая по стоимости ТК, с большим количеством филиалов в крупных городах. Оплата доставки при получении - ниже Указана Стоимость отправки.
08. ТК РатекСтоимость: 100руб.Бесплатно от: 25.000руб.
Подходит для севера, забайкалья и Дальний восток. После отправки присылаем ТРЕКНОМЕР отслеживания. Оплата доставки при получении, ниже указана стоимость оформления Ратек.
09. ТК "ПЭК" (нужны серия и №паспорта)Стоимость: 50руб.Бесплатно от: 25.000руб.
ПЭК выбирайте если нет других вариантов. Грузы в ПЭК подергается досмотру с нарушением упаковки, после чего пакуется кое-как, ПЭК берет различные доп.сборы и в целом доставка дороже. После отправки присылаем ТРЕКНОМЕР отслеживания. Заполняйте полное ФИО и укажите серию и №паспорта, в комментарии к заказу. Ниже указана Стоимость отправки ПЭК.
10. ТК на ваш выборСтоимость: 100руб.Бесплатно от: 25.000руб.
ЖелДорЭкспедиция, DPD, EMS, СПСР и прочие... После отправки присылаем ТРЕКНОМЕР отслеживания. Заполняйте полное ФИО и в комментарии к заказу ниже укажите серию и №паспорта и выбраную ТК. Оплата межгорода при получении. Ниже указана стоимость упаковки и отправки.
07. ТК "Энергия"Средние цены. Рекомендуем в Казахстан и некоторые другие направления дешевле или равна цене ТК КИТ.
Доставка по территории России и стран Белорусь, Казахстан, и Китай.
Заполняйте полное ФИО и в комментарии к заказу ниже укажите серию и №паспорта. Доставка до ТК Энергия БЕСПЛАТНА!
08. DPD (указывайте ФИО, серию и номер паспорта!)Стоимость: 100руб.Бесплатно от: 22.000руб.
В некоторые регионы отправка DPD выгодны, отправляем как интернет магазин по договору. В следствии удаленности от нас, стоимость отправки 100р добавляется к заказу. Сумма доставки межгорода оплачивается дополнительно при получении!
13. ТК "Севертранс"Выгодная и быстрая доставка в Югорск, Нягань, Советский, Приобье. Отправка грузов Среда и Пятница. Срок доставки на следующий день
illva.ru
Приборы системы зажигания Вики о ВАЗ 2101 и ВАЗ 2102
Катушка зажигания (рис.) служит для преобразования тока низкого напряжения (12 В) в ток высокого напряжения (до 20-24 тыс. В). На сердечник, состоящий из изолированных друг от друга полосок электротехнической стали, намотана вторичная обмотка из изолированного провода диаметром 0,07 мм, имеющая 18-20 тыс. витков, и первичная обмотка, состоящая из 270-330 витков медного провода диаметром 0,8 мм. Обмотки изолированы друг от друга картонной трубкой. Катушка заключена в полукольцо из листовой стали, являющейся магнитопроводом, а затем вставлена в корпус. Внутреннее пространство катушки заполнено маслом, благодаря чему улучшается изоляция обмоток. Концы первичной обмотки выведены на боковые клеммы карболитовой крышки. Один конец вторичной обмотки выведен на центральную клемму, другой - соединен с первичной обмоткой. Добавочный резистор расположен снаружи катушки и включен последовательно с первичной обмоткой (на автомобиле ВАЗ-2101 добавочного резистора в катушке зажигания нет). Этот резистор служит для автоматической регулировки силы тока в первичной цепи в зависимости от времени сомкнутого состояния контактов прерывателя.
На малых оборотах коленчатого вала двигателя контакты прерывателя сомкнуты более продолжительное время, чем на больших. Сила тока в первичной цепи при этом велика. Резистор нагревается и пропускает ток меньшей силы, предохраняя катушку от перегрева. На больших оборотах контакты прерывателя сомкнуты в течение меньшего времени, пропуская ток меньшей силы, резистор, охлаждаясь в меньшей степени, ограничивает прохождение тока, за счет чего повышается надежность зажигания на больших оборотах коленчатого вала двигателя. Во время пуска двигателя стартером добавочный резистор отключается, сила тока первичной цепи возрастает, увеличивается напряжение во вторичной цепи, облегчающее пуск двигателя. На автомобилях ЗАЗ-966 (ЗАЗ-968) и «Москвич-412» установлены катушки зажигания Б-7А, а на автомобиле ВАЗ-2101 - Б-115 или Б-117.
Прерыватель-распределитель. Получение тока высокого напряжения и распределение его к цилиндрам в многоцилиндровых двигателях достигается с помощью прерывателя-распределителя (рис. ).
Прерыватель-распределитель состоит из чугунного корпуса, внутри которого размещены неподвижный и подвижный диски, вала прерывателя, кулачка и центробежного регулятора. Снаружи на корпусе закреплены вакуумный регулятор, октан-корректор и конденсатор. Приводится в действие прерыватель-распределитель от привода масляного насоса.
На подвижном диске установлен прерыватель (см. рис.), состоящий из рычажка и неподвижной стойки, на которых имеются вольфрамовые контакты. Рычажок прерывателя закреплен на оси шарнирно и прижимается своим контактом к контакту стойки пружиной. Рычажок изолирован от массы. Через выводной зажим проводок соединен с первичной обмоткой катушки зажигания. Неподвижный контакт соединен с массой. На приводном валике через центробежный регулятор закреплена кулачковая шайба. Количество кулачков на ней соответствует числу цилиндров двигателя.
Во время работы двигателя кулачковая шайба своими выступами набегает на пятку рычажка подвижного контакта и размыкает цепь первичной обмотки катушки зажигания. Когда кулачковая шайба продолжает поворачиваться, контакты под действием пружины смыкаются. Зазор между контактами прерывателя должен быть в пределах 0,40-0,45 мм.
Исчезающее магнитное поле, образованное током первичной обмотки, пересекает не только витки вторичной обмотки, но и первичной, вследствие чего в ней возникает ток самоиндукции напряжением 250-300 В. Он вызывает искрение между контактами прерывателя и их обгорание, вследствие чего работа прерывателя ухудшается. Кроме того, образование искры между контактами замедляет исчезновение тока в первичной цепи, а следовательно, и магнитного поля, что приводит к уменьшению напряжения во вторичной обмотке.
Для уменьшения действия тока самоиндукции установлен конденсатор, включаемый параллельно контактам прерывателя. В момент образования тока самоиндукции он, заряжаясь, предохраняет контакты от обгорания. Заряженный конденсатор разряжается через первичную обмотку, способствуя более быстрому исчезновению магнитного поля, отчего напряжение во вторичной цепи значительно повышается, и система зажигания работает надежней. Емкость конденсатора - 0,17-0,25 мкф.
В работающем двигателе рабочая смесь должна зажигаться не в момент прихода поршня в в. м. т., а несколько раньше - с опережением.
Опережение зажигания измеряется углом поворота кривошипа коленчатого вала от момента зажигания до прихода поршня в в. м. т. и зависит от числа оборотов коленчатого вала, нагрузки на двигатель и октанового числа топлива. Чем больше число оборотов коленчатого вала, тем раньше следует зажигать рабочую смесь. На малых нагрузках при прикрытой дроссельной заслонке количество рабочей смеси, попадающей в цилиндр дви-гателя, невелико. Занимая тот же объем, что и при полном наполнении, смесь в камере сгорания будет гореть медленно, а поэтому ее нужно зажечь несколько раньше. Увеличивается угол опережения зажигания и с увеличением октанового числа топлива: чем оно больше, тем раньше нужно зажигать рабочую смесь. Это необходимо потому, что при позднем зажигании смесь не успевает сгореть до начала рабочего хода и будет продолжать гореть уже при рабочем ходе. Когда поршень идет вниз, Давление газов в цилиндре уменьшается и, следовательно, понижается мощность и экономичность двигателя (двигатель и выпускная труба чрезмерно нагреваются, появляются хлопки из глушителя).
При очень раннем зажигании давление воспламеняющейся рабочей смеси действует навстречу поршню, движущемуся к в. м. т. Мощность двигателя при этом также уменьшается, а износ деталей кривошипно-шатунного механизма резко увеличивается. В этом случае возможно появление стуков.
Изменение угла опережения зажигания на различных режимах работы двигателя достигается при помощи центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания.
Центробежный регулятор, размещенный внутри корпуса прерывателя, автоматически изменяет угол опережения зажигания в зависимости от числа оборотов коленчатого вала. На приводном валике прерывателя (рис.) жестко закреплена пластина, имеющая две оси, на которых шарнирно посажены два грузика, стягиваемые к центру двумя калиброванными пружинами. Кулачковая шайба выполнена заодно с планкой, имеющей две прорези, и свободно установлена на валик, а прорези планки - на шипы грузиков. Вращение кулачковой шайбе передается через грузики штифта и планку с прорезями.
С увеличением числа оборотов коленчатого вала центробежная сила грузиков увеличивается, под ее действием грузики раздвигаются и своими штифтами поворачивают планку, а вместе с ней и кулачковую шайбу, по ходу вращения. Контакты прерывателя при этом размыкаются раньше - угол опережения зажигания увеличивается.
С уменьшением числа оборотов коленчатого вала центробежная сила грузиков уменьшается, калиброванные пружины стягивают грузики к центру, поворачивая штифтами планку и кулачковую шайбу против хода вращения. Контакты прерывателя размыкаются позже - угол опережения зажигания уменьшается.
Для автоматического изменения угла опережения зажигания в зависимости от нагрузки двигателя служит вакуумный регулятор (рис.), который состоит из корпуса, крышки, диафрагмы, пружины и тяги и прикреплен снаружи к корпусу прерывателя винтами.
а- общий вид; б - при увеличении нагрузки; в - при уменьшении нагрузки
Диафрагма зажата между корпусом регулятора и крышкой и связана с подвижным диском прерывателя при помощи тяги. В полость между крышкой и диафрагмой помещена калиброванная пружина. Полость регулятора при помощи штуцера и трубки соединена с задроссельным пространством карбюратора. С уменьшением нагрузки на двигатель дроссельная заслонка прикрывается, и увеличивающееся за ней разрежение по трубке передается под крышку регулятора. За счет разности давления диафрагма прогнется в сторону крышки и при помощи тяги переместит подвижный диск прерывателя против хода кулачковой шайбы, увеличивая этим угол опережения зажигания. С увеличением нагрузки дроссельная заслонка откроется, разрежение за ней уменьшится, и пружина, разжимаясь, прогнет диафрагму в сторону корпуса. Соединенная с ней тяга повернет подвижный диск по ходу вращения кулачковой шайбы, и угол опережения зажигания уменьшится.
Совместная работа центробежного и вакуумного регуляторов обеспечивает установление нужного угла опережения зажигания в зависимости от режима работы двигателя.
Октан-корректор служит для изменения угла опережения зажигания в зависимости от октанового числа топлива. Корректирование угла опережения зажигания производится октан-корректором за счет поворота корпуса по ходу или против хода вращения кулачковой шайбы. На рисунке показаны октан-корректоры прерывателей автомобилей ЗАЗ-966 (ЗАЗ-968) и «Москвич-412».
а - ЗАЗ-966; б - Москвич-412
Распределитель (рис.) состоит из карболитового ротора с металлической разносной пластинкой и крышки с центральным и боковыми контактными гнездами. Ротор закреплен на выступе кулачковой шайбы и вращается вместе с ней. Крышка распределителя прикреплена на корпусе прерывателя с помощью двух пружинных защелок. Снаружи на крышке сделаны боковые гнезда, из которых внутрь выведены контакты по числу цилиндров двигателя, соединенные проводами со свечами зажигания. В центральное гнездо вставлен угольный контакт с пружиной, соединяющейся с пластинкой ротора в центре. Снаружи центральный контакт распределителя соединен проводом с выводным контактом вторичной обмотки катушки зажигания. На автомобиле ЗАЗ-966 (ЗАЗ-968) установлен прерыватель-распределитель типа P11-Б, на ВАЗ-2101 - Р-125 и на автомобиле «Москвич-412» -Р-118.
Провода во вторичной цепи системы зажигания имеют изоляционное покрытие, не допускающее замыкания цепи высокого напряжения на массу.
Свеча зажигания служит для образования искрового промежутка внутри камеры сгорания цилиндров (рис.). Она состоит из стального корпуса, имеющего резьбу в нижней части, грани под ключ и боковой электрод на нижнем торце. Внутри корпуса на двух латунных уплотнительных прокладках завальцован сердечник свечи, состоящий из центрального электрода и керамической изоляции. Свеча ввинчена в нарезное отверстие головки цилиндров.
Для каждого типа двигателя применяют свечи определенной марки и тепловой характеристики. Для двигателя МеМЗ-968 применяют свечи А6УС или А6БС, для ВАЗ-2101 - А7.5БС и для «Москвич-412» - А7.5СС. В указанных марках свечей первая буква А обозначает, что диаметр нарезной части равен 14 мм, число за ней показывает длину выступающей части изолятора в миллиметрах и последние буквы - материал изолятора: С - синтекорунд, Б - боркорунд, У - упалит и др. Большое значение имеет температура внутренней части свечей, которая в работающем двигателе должна составлять примерно 600°С. При этой температуре масло, попавшее на свечу, полностью сгорает, не вызывая калильного зажигания. Повышение или снижение температуры свечей против нормы ухудшает их работу.
Зазор между электродами свечи должен быть для автомобиля ЗАЗ-966 (ЗАЗ-968) в пределах 0,6 - 0,75; ВАЗ-2101 - 0,5-0,6 и для автомобиля «Москвич-412» - 0,6- 0,75 мм.
vaz2101spb.ru