Осциллограмма системы зажигания


MLab.org.ua - Диагностика классической системы зажигания

Диагностика классической системы зажигания
В классической системе зажигания генерация высокого напряжения для всех цилиндров производится одной катушкой зажигания. Распределение искры от катушки к свечам происходит при помощи трамблера, который поочередно коммутирует катушку зажигания со свечей в порядке, соответствующем порядку работы цилиндров.

Наиболее часто катушка зажигания и трамблер расположены отдельно и соединены между собой ВВ проводом, называемым центральным ВВ проводом.

altКонструкция классической системы зажигания 1. Свечные колпачки 2. Трамблер 3. Высоковольтные провода свечей зажигания 4. Катушка зажигания 5. Центральный высоковольтный провод Для диагностики выше описанной системы зажигания предназначен высоковольтный емкостной датчик Cx. Его необходимо установить на центральный ВВ провод, по возможности ближе к катушке зажигания.

Примечание! В классической системе зажигания два искровых промежутка: один в свече зажигания, а второй в трамблере. Эти два зазора вместе с ВВ проводами образуют делитель напряжения. Подключение датчика Сх к центральному ВВ проводу позволяет измерять напряжение на катушке зажигания. Подключение датчика к ВВ проводу свечи позволяет измерять напряжение на делителе, а так как параметры делителя меняются (из-за изменения параметров горения искры в цилиндре и изменения искрового промежутка в трамблере), то полученная осциллограмма не будет соответствовать действительным процессам в катушке зажигания.

altПодключение высоковольтного датчика к центральному ВВ проводу трамблера.

Также встречаются системы с катушкой зажигания, встроенной в трамблер. Соответственно, отсутствие внешнего ВВ провода не позволяет непосредственно подключить датчик как указано выше.

altКонструкция классической системы зажигания с катушкой, встроенной в трамблер 1. Встроенный центральный ВВ провод

Центральный ВВ провод находится внутри монолитной крышки трамблера. Для диагностики такой системы также возможно использовать высоковольтный датчик Сх, предварительно скрутив с него зацеп.

altРазборка датчика

Торец датчика необходимо поднести к крышке трамблера в месте расположения встроенного центрального провода.

altРасположение датчика Cx на трамблере

Синхронизацию необходимо произвести в соответствии с рекомендациями в статье «Настройка синхронизации. Метка первого цилиндра»

Подключение высоковольтных датчиков к мотор-тестеру

Разъем датчика Сх необходимо подключить к 8-му каналу прибора.

altПодключение высоковольтных датчиков к мотор-тестеру

Настройка программного обеспечения мотор-тестера.

Дальнейшие настройки приведены для датчиков, поставляемых в комплекте с мотор-тестером MT Pro. Настройки могут незначительно отличаться в зависимости от разновидности системы зажигания и качества высоковольтных проводов.

Все настройки программы уже содержатся в поставляемом с программой рабочем окружением, т.е. вручную ничего настраивать не нужно.

altВыбор соответствующего рабочего окружения (Сочетание клавиш F12)

После выбора рабочего окружения, программа автоматически переходит в окно анализа вторичного напряжения. Для начала анализа необходимо нажать кнопку «Пуск».

altЗапуск анализа сигнала вторичного напряжения

При возникновении проблем с анализом, необходимо проверить исправность и правильность подключения ВВ датчиков по исходной осциллограмме. Для этого нужно остановить анализ и перейти на вкладку «Осциллограф».

Осциллограмма должна выглядеть соответствующим образом:

altОсциллограмма вторичного напряжения классической системы зажигания 1. МПЦ 2. Импульсы высокого напряжения (между МПЦ должно быть расположено количество ВВ импульсов, соответствующих количеству цилиндров в тестируемом автомобиле)

Автор: Евгений Куришко

www.mlab.org.ua

MLab.org.ua - Диагностика DIS системы зажигания

Диагностика DIS системы зажигания
В DIS системе зажигания искрообразование происходит одновременно в двух цилиндрах.

Высокое напряжение к свечам зажигания подводится от двух противоположных выводов вторичной обмотки одной и той же катушки зажигания, вследствие чего полярность импульсов высокого напряжения на свечах зажигания этих цилиндров противоположна. Вторичная цепь катушки зажигания не имеет гальванической связи с «землей», поэтому, для получения качественной осциллограммы необходимо использовать адаптер зажигания (дифференциальный вход мотор-тестера).

altПринципиальная схема DIS системы зажигания (вторичная цепь катушки зажигания не имеет гальванической связи с «землей»)

altКонструкция DIS системы зажигания со сдвоенной DIS катушкой и встроенным в нее коммутатором 1. Свечные колпачки 2. Высоковольтные провода 3. Катушка 4. Проводка катушки зажигания Для диагностики DIS системы зажигания необходимо использовать комплект емкостных высоковольтных датчиков DIS-4 или DIS-6 (DIS-4 для диагностики 4-х цилиндровых двигателей, DIS-6 для диагностики 6-ти или 4-х цилиндровых двигателей).

В связи с различной полярностью импульсов высокого напряжения в DIS системах зажигания, подключать высоковольтные датчики при проведении диагностики необходимо с соблюдением полярности сигнала. Для быстрого определения полярности можно воспользоваться детектором полярности.

Определение полярности

Необходимо нажать кнопку включения детектора, при этом кратковременно загорятся два индикатора (синий и красный), индицируя исправность детектора. Затем поочередно поднести детектор к высоковольтным проводам двигателя, работающего на холостом ходу. При наличии в проводе импульсов высокого напряжения, начинает мигать соответствующий индикатор: красный – положительная полярность, синий – отрицательная. В соответствии цвету свечения к проводу подключается соответственно промаркированные емкостные датчики: DIS-4 или DIS-6 (видеоролик с примером определения полярности)

altПоложительная полярность искры второго цилиндра 1. Детектор полярности 2. Кнопка включения детектора 3. Индикатор

alt

Отрицательная полярность искры третьего цилиндра

altПодключение высоковольтных датчиков к системе зажигания в соответствии с определенной полярностью (приведенное подключение датчиков не стоит брать за образец, оно является лишь одним из возможных вариантов). 1. Положительные датчики (красная маркировка) 2. Отрицательные датчики (синяя маркировка) Датчики желательно подключать ближе к катушке зажигания. Если из-за неудобного расположения катушки зажигания это сложно выполнить, то все датчики необходимо размещать в одинаковых условиях, либо ближе к свечам зажигания, либо ближе к катушке. Если при диагностике 4-х цилиндровых двигателей использовать комплект емкостных датчиков DIS-6, то незадействованные датчики никуда подключать не нужно. Их желательно вынести за пределы подкапотного пространства для уменьшения уровня наводок.

Синхронизацию необходимо произвести в соответствии с рекомендациями в статье «Настройка синхронизации. Метка первого цилиндра»

Подключение высоковольтных датчиков к мотор-тестеру

Датчики с красной маркировкой необходимо подключить к 7-му, а с синей маркировкой – к 8-му каналу прибора.

altПодключение высоковольтных датчиков к мотор-тестеру MT-Pro 1. К датчикам положительной полярности 2. К датчикам отрицательной полярности 3. К датчику синхронизации

Настройка программного обеспечения мотор-тестера.

Дальнейшие настройки приведены для датчиков, поставляемых в комплекте с мотор-тестером MT Pro. Настройки могут незначительно отличаться в зависимости от разновидности системы зажигания и качества высоковольтных проводов.

Все настройки программы уже содержатся в поставляемом с программой рабочим окружением, т.е. вручную ничего настраивать не нужно.

altВыбор соответствующего рабочего окружения

После выбора рабочего окружения, программа автоматически переходит в окно анализа вторичного напряжения. Для начала анализа необходимо нажать кнопку «Пуск».

alt

Запуск анализа сигнала вторичного напряжения

При возникновении проблем с анализом, необходимо проверить исправность и правильность подключения ВВ датчиков по исходной осциллограмме. Для этого нужно остановить анализ и перейти на вкладку «Осциллограф».

Для диагностики DIS системы зажигания в мотор-тестере предусмотрен адаптер зажигания, который вычисляет разность сигналов положительных и отрицательных ВВ датчиков. Это позволяет визуально получить осциллограмму, аналогичную классической системе зажигания, т.е. анализировать напряжение на катушке, а не на делителях (см. схему выше):

altОсциллограмма вторичного напряжения DIS системы зажигания при включенном адаптере зажигания 1. МПЦ 2. Импульсы высокого напряжения (между МПЦ должно быть расположено количество ВВ импульсов, соответствующих количеству цилиндров в тестируемом автомобиле + учет ложной метки, которая уже / меньше)

Для DIS системы зажигания является допустимым наличие ложной МПЦ, которая уже/меньше.

altОсциллограмма вторичного напряжения DIS системы зажигания с ложной МПЦ

Адаптер зажигания представляет собой псевдодифференциальный усилитель. Кнопка управления режимом работы усилителя находится на панели настройки 8-го канала, она позволяет включать один из двух режимов: обычная работа 7-го и 8-го каналов, и дифференциальный режим, а также включать дополнительный аппаратный усилитель х5.

altКнопка включения адаптера зажигания В зависимости от выбранного режима, кнопка и заголовок вкладки будут изменять внешний вид.

altСхематическое представление работы дифференциального канала (дифференциальный усилитель отключен). При включении дифференциального канала 7-ой канал рекомендуется отключить.

При возникновении проблем с анализом осциллограммы, необходимо проверить соответствие сигнала на выходе датчиков, для этого необходимо отключить адаптер зажигания, включить 7-ой канал и повторить запись осциллограммы вторичного напряжения. В таком режиме на экране будут отображаться как рабочие, так и холостые искры. Следует обратить внимание, что импульсы вторичного напряжения на 7-ом канале должны быть только положительной полярности, а на 8-ом - только отрицательной.

altОсциллограмма вторичного напряжения DIS системы зажигания при отключенном адаптере зажигания 1. Рабочие искры 2. Холостые искры 3. Положительная полярность (7 канал) 4. Отрицательная полярность (8 канал) В случае чередования полярности импульсов зажигания на одном канале, необходимо повторить процедуру определения полярности.

При анализе осциллограммы вторичного напряжения следует учитывать, что в данной системе два цилиндра обслуживаются одной катушкой, а, следовательно, неисправность одного цилиндра будет одновременно проявляться и в парном ему цилиндре.

Автор: Евгений Куришко

www.mlab.org.ua

Осциллограммы системы зажигания

 Система зажигания состоит из модуля зажигания, четырех свечей и высоковольтных проводов. Модуль зажигания представляет собой две катушки зажигания объединенных в одном корпусе. Каждая катушка генерирует высоковольтные импульсы на соответствующую пару свечей зажигания 1/4 или 2/3 цилиндров. Управление модулем зажигания происходит от ЭБУ по низковольтной цепи. С весны 2004г на 16-ти клапанные двигатели устанавливают индивидуальные катушки зажигания, т.е. для каждой свечи своя, раздельная катушка. Управление катушками также происходит от ЭБУ по низковольтной цепи.

Эталонный сигнал низковольтной цепи систем с индивидуальными катушками зажигания.

В этих системах зажигания сложно проконтролировать высоковольтную часть, но достаточно посмотреть низковольтную, она является зеркалом вторички и если будет какая-нибудь неисправность в высоковольтной части, то низковольтный сигнал также будет иметь искаженную форму.

Эталонный сигнал индивидуальной катушки зажигания

Неисправная индивидуальная катушка зажигания.

Неисправная индивидуальная катушка зажигания

Эталонный сигнал низковольтной цепи систем DIS.

Эталонный сигнал

Эталонный сигнал низковольтной цепи синхронизированный с ДПКВ.1 луч - управление каналом 1/4 цилиндра, 2 луч - управление каналом 2/3 цилиндра, 3 луч - сигнал ДПКВ

Эталонный сигнал

Эталонный сигнал низковольтной цепи синхронизированный с ДПКВ.(развертка увеличена в 2 раза)

Эталонный сигнал

www.chipmaster.ru

MLab.org.ua - Диагностика индивидуальной системы зажигания

Диагностика индивидуальной системы зажигания
Методика диагностики индивидуальной системы зажигания (система с одноискровой катушкой зажигания) отличается от диагностики классической (трамблерной) или DIS системы зажигания по причине отсутствия в ней внешних высоковольтных проводов. Как правило, индивидуальная система зажигания представляет из себя отдельную катушку зажигания и свечу на каждый цилиндр и имеет вид, представленный на рисунке. Часто индивидуальные катушки объединяют в единый модуль.Внешний вид индивидуальной системы зажиганияВнешний вид индивидуальной катушки зажигания 1. Электропроводка катушки 2. Разъем 3. Катушка зажигания 4. Колпачок свечи 5. Свеча зажигания

Поскольку вся вторичная цепь системы зажигания находится в колодце блока цилиндров, непосредственно использовать емкостные датчики не удастся. Снять осциллограмму вторичного напряжения с помощью емкостного датчика возможно только с одной катушки, т.е. датчик необходимо будет поочередно подключить ко всем катушкам. Для этого необходимо скрутить зажим и поднести торец датчика к открытой верхней части катушки.емкостной датчик высокого напряженияСкрутите зажим с емкостного датчика

Диагностика индивидуальной системы емкостным датчикомДиагностирование индивидуальной катушки зажигания с помощью емкостного датчика Cx

Осциллограмма, полученная таким методом будет несколько отличаться от классической осциллограммыосциллограмма высокого напряжения системы зажигания1. Осциллограмма, полученная на индивидуальной катушке емкостным датчиком 2. Классическая осциллограмма

При этом в настройках программы анализа вторичного напряжения необходимо выбрать либо «Режим одного цилиндра», либо «Последовательный режим».Совет!Видео-подсказка по применению "Последовательного режима" Для удобной и быстрой диагностики сразу всех катушек зажигания возможно воспользоваться индуктивными датчиками.

Применение индуктивного датчика Lx4 Катушка зажигания работает по принципу повышающего трансформатора и имеет две обмотки. Первичная и вторичная обмотки имеют общий сердечник и связаны между собой электромагнитным полем. Следовательно, изменение силы тока в первичной обмотке приводит к изменению её электромагнитного поля и как результат - появлению ЭДС во вторичной обмотке. И наоборот, изменения силы тока во вторичной обмотке приводят к изменениям тока в первичной. Если расположить дополнительную катушку индуктивности в электромагнитном поле катушки зажигания, то в ней также будет возникать ЭДС, пропорционально изменениям магнитного поля в катушке. Таким образом, можно получить осциллограмму аналогичную классической осциллограмме вторичного напряжения.осциллограмма высокого напряжения системы зажиганияосциллограмма высокого напряжения системы зажигания1. Осциллограмма сигнала с индуктивного датчика 2. Классическая осциллограмма вторичного напряжения

Как видно на рисунке форма осциллограммы индуктивного датчика отличается от классической, поскольку электромагнитное поле является результатом суммирования полей созданных вторичной обмоткой, первичной обмоткой, а также сердечником катушки, который имеет определенный гистерезис магнитного поля. Однако изменения незначительны, и не создают трудностей в анализе. Для проведения диагностики по данной методике необходимо использовать комплект индуктивных датчиков Lx4 (для одновременной диагностики 4х катушек зажигания) и Lx (для диагностики одной катушки зажигания или синхронизации). Внешний вид датчика представлен на рисунке.индуктивный датчик для диагностики системы зажигания1. Корпус датчика 2. Силиконовая присоска

Его чувствительный элемент представляет собой катушку индуктивности, которую необходимо разместить в электромагнитном поле катушки зажигания. Датчик фиксируется на корпусе катушки зажигания при помощи силиконовой присоски. Осциллограмма вторичного напряжения зависит от расположения датчика относительно поля катушки.неправильная осциллограмма вторичного напряжения системы зажиганияПример осциллограммы при неправильной установке датчиков

Поэтому следует придерживаться следующих рекомендаций. Основным нюансом является правильное ориентирование датчика в магнитном поле катушки. Как было отмечено выше, чувствительным элементом датчика является стержневая катушка индуктивности, которая имеет ось симметрии, как указано на рисунке.конструкция индуктивного датчикаКонструкция индуктивного датчика

Теперь рассмотрим конструкцию катушки зажигания. Наиболее распространенными являются катушки двух типов: стержневые и компактные. Два этих типа отличаются расположением магнитопровода. В стержневых катушках магнитопровод представляет собой стержневой сердечник, расположенный вдоль оси симметрии корпуса катушки. Следовательно, ось симметрии катушки расположена как показано на рисунке.кострукция индивидуальной системы зажиганияРасположение трансформатора в стержневой катушке зажигания.

Для получения более информативной осциллограммы, необходимо разместить ось симметрии катушки датчика вдоль оси симметрии катушки зажигания. Как правило, верхняя часть катушки зажигания представляет собой плоскость, на которой и нужно расположить датчик. Фиксируется датчик при помощи мягкой силиконовой присоски. Перед монтажом обязательно необходимо очистить поверхность катушки от грязи и пыли. Для более надежной фиксации следует использовать консистентную силиконовую смазку или Литол.расположение индуктивного датчика на катушке зажиганияФиксация индуктивного датчика на корпусе стержневой катушке зажигания

Второй тип индивидуальных катушек зажигания называется компактной.компактная катушка зажиганияВнешний вид компактной катушки зажигания

Ее сердечник расположен в верхней части перпендикулярно оси.altРасположение трансформатора в компактной катушке зажигания.

Поэтому наиболее оптимальным будет расположение датчика на торцевой поверхности катушки, как показано на рисунке.расположение индуктивного датчика на компактной катушкеРасположение датчика на компактной катушке

Для получения импульсов синхронизации используется датчик Lx1. Его необходимо располагать на катушке зажигания первого цилиндра, рядом с датчиком Lx4. Точное расположение датчика синхронизации не столь критично, так как его задача только детектировать импульс пробоя.расположение датчика синхронизации на катушке зажиганияРасположение датчика синхронизации на компактной катушке

расположение индуктивных датчиков на системе зажиганияОбщий вид расположения датчиков

После монтажа всех датчиков на катушках, рекомендуется подключить разъем датчика Lx4 к 8-му Аналоговому каналу, а разъем датчика Lx1 к логическому каналу осциллографа.Подключение датчиков к осциллографуПодключение датчиков к осциллографу

В результате должна получиться аналогичная осциллограммаосциллограмма высокого напряжения индивидуальной системы зажиганияОсциллограмма напряжения системы зажигания

Автор: Евгений Куришко

www.mlab.org.ua