Система зажигания для ВАЗ 2108 и ВАЗ 2109. Система зажигания 2109


Система зажигания ваз 2109 | Лада Мастер

Данная система на жигулях девятой модели необходима для поджига в нужный момент смеси топлива, которая находится в камере сгорания мотора. Без зажигания полностью теряется смысл присутствия в машине всего электрического оборудования.

Содержание:

  1. Классификация
  2. Достоинства БТСЗ
  3. Катушка 
  4. Неисправности
  5. Диагностика 

Классификация

По типам устройства системы распределяются на:

  • контактные;
  • бесконтактные;
  • контактно-транзисторные;
  • бесконтактно-транзисторные (система зажигания ваз 2109).

Все они запитаны от аккумуляторной батареи, могут получать энергию и от генератора. По характерным признакам системы бывают индуктивными и емкостными. Их отличие в том, в каком месте скапливается электрическая энергия, которая потом передается свечам.

свеча

Достоинства БТСЗ

На «девятку» ее стали устанавливать почти сорок лет назад. В этой системе механизм прерывания заменен на современный датчик бесконтактного типа, способный оперативно и точно определить, с какой частотой вращается коленчатый вал мотора, его положение. Раньше в основу закладывалось воздействие деталей друг на друга механического характера, но в новую систему заложили электрическую схему, которая при помощи датчика создает импульсы.Система удобна, отличается высоким КПД. Контакты не создают механических воздействий, не покрываются грязью, не подгорают, нет необходимости выполнять очистку. Регулировка их становится не нужна. Ротор не вибрирует, искра по свечам зажигания распространяется равномерно. Топливная смесь воспламеняется быстро, транспортное средство набирает скорость без лишних рывков. Экономия горючего возросла на пять процентов, выброс СО в выхлопе сократился примерно на четверть. Даже в морозную погоду запуск мотора осуществляется гораздо легче.

схема

В систему зажигания входят коммутаторное устройство, свечи, распределительный датчик, катушка и выключатель зажигания, блокиратор, противоугонка.

Катушка

Основной элемент, работа которого основывается на размыкании магнитной цепочки.Как и большинство аналогов, в состав модели входит сердечник, обмотки первичного и вторичного контура. Корпусная часть устройства наполнена маслом.

катушкаОсобенностью её конструкции считается присутствие предохраняющего аварийного клапана одноразового применения. Его срабатывание происходит в том случае, когда давление трансформаторного масла в корпусе превышает нормативные показатели.После сработки клапана её необходимо сразу заменить. Отсутствие такого защитного устройства могло бы привести к разрыву катушки с довольно грустными последствиями.

Неисправности

Чаще всего в катушке происходят замыкания между витками обмоток, обрывы, пробои изолирующего материала второй ряда на корпусную часть. На её крышке появляются масляные следы, трещинки и скольные места, омметр выдает неправильные данные. В подобных случаях выполняется полная замена катушки.

Диагностика

Диагностика

Если необходимо проверить первичную обмотку, следует воспользоваться омметром. Работы должны выполняться при условиях температуры окружающей среды, равной двадцати – двадцати пяти градусам.Прибор подсоединяется к обеим катушечным клеммам, его показания должны составлять от 0.4 до 0.5 Ом. Если это условие не выполняется, устройство нуждается в замене.

от 0.4 до 0.5 Ом

При проверке вторичной обмотки проводки омметра подключаются на высоковольтную клемму и точку «Б». Температурный режим должен быть тот же, как для проверки витков первичной обмотки. Прибор покажет 4.5 – 5.5 кОм. Это значит, что катушка вполне работоспособна.

4.5 – 5.5 кОм

Сопротивление изоляционного слоя на катушечный корпус проверяется легко. Омметр одним проводком подсоединяется на корпус, второй провод выводится на каждую клемму. В каждом из действий прибор должен выдавать 50 МОм.Считается, что система зажигания жигулей не представляет собой сложностей в устройстве, но ее рабочий принцип основывается на сложных электрофизических явлениях. Это означает, что регулировать и обслуживать его следует осторожно. Лучше всего, если этот вид работ будет выполнен опытными профессионалами, которые гарантируют качество настройки.

Читайте также:

ladamaster.com

Ремонт ВАЗ 2109 (Лада Самара) : Система зажигания

  1. Руководства по ремонту
  2. Руководство по ремонту ВАЗ 2109 (Лада Самара) 1987+ г.в.
  3. Система зажигания

9.8.1 Система зажигания 129576 original raszaj29 Элементы системы зажигания: 1 - радиатор коммутатора 2 - коммутатор 3 - катушка зажигания 4 - распределитель зажигания Перед началом: отсоедините провод от клеммы “–” аккумуляторной батареи.

9.8.2 Распределитель зажигания 129643 original raspzaj41

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отожмите отверткой пружинную скобу на колодке и отсоедините колодку с проводами от низковольтной клеммы распределителя зажигания. 2. Отверните два винта крепления... 3. ...снимите крышку распределителя, оставив ее на проводах. 4. ...

9.8.3 Разборка распределителя зажигания 129754 original raspzaj24 Распределитель зажигания: 1 - уплотнительное кольцо 2 - муфта 3 - регулировочные шайбы 4 - валик с центробежным регулятором 5 - опорная пластина 6 - пылезащитный экран 7 - бегунок 8 - датчик Холла 9 - стопорная шайба 10 - упорная шайба 11 - корпус 12 - вакуум-корректор ПОРЯДОК...

9.8.4 Дефектовка распределителя зажигания 129911 original raspzaj30 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Протрите снаружи и изнутри крышку распределителя. Замените крышку с трещинами, следами пробоя (очень тонкие трещины), сколами или сильно изношенными контактами. Контактный уголек должен свободно перемещаться внутри крышки. 2. Если контактный уголек и...

9.8.5 Сборка распределителя зажигания 129995 original raspzaj27 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Смажьте втулки... 2. ...и валик распределителя тонким слоем моторного масла. 3. Перед установкой муфты установите бегунок наружным контактом в сторону контакта первого цилиндра в крышке.   4. Установите муфту на вал так, чтобы шипы ...

9.8.6 Катушка зажигания 130090 original katzaj00 Перед началом: отсоедините провод от клеммы “–” аккумуляторной батареи. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отсоедините высоковольтный провод от катушки зажигания. 2. Отверните две гайки крепления кронштейна катушки (вторая гайка находится под площадкой аккумуляторной батареи). 3. ...

9.8.7 Проверка катушки зажигания 130216 original katzaj06

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Осмотрите катушку. Если на пластмассовой крышке есть сколы, трещины, следы перегрева или вытекания масла, катушку надо заменить. 2. Проверьте сопротивление первичной обмотки катушки. Для этого подсоедините омметр к низковольтным клеммам катушки. При ...

9.8.8 Проверка и замена коммутатора 130449 original katzaj01b Предупреждение При работе коммутатора выделяется большое количество тепла. Кроме того, “масса” коммутатора подсоединяется через его радиатор. Поэтому периодически очищайте радиатор коммутатора от пыли и грязи для улучшения теплоотдачи. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отсоедините от ...

9.8.9 Выключатель (замок) зажигания 130495 original zzaj00 Примечания Для проверки выключателя зажигания последовательно устанавливайте ключ в положения, при которых должны замыкаться цепи, указанные в таблице. При установке ключа в положение “III” должно включаться противоугонное устройство. При повороте ключа из положения “III” в положение “0” противо...

↓ Комментарии ↓

 

1. Описание автомобиля 1.0 Описание автомобиля 1.1 Внешний вид 1.2 Подкапотное пространство 1.3 Общие данные 1.4 Технические характеристики 1.5 Паспортные данные

2. Эксплуатация автомобиля 2.0 Эксплуатация автомобиля 2.1 Правила техники безопасности и рекомендации по эксплуатации 2.2 Боковые двери 2.3 Крышка багажника 2.4 Открытие и закрытие капота 2.5 Багажное отделение 2.6 Регулировка передних сидений 2.7 Органы управления 2.8 Вентиляция и отопление салона 2.9 Устранение запотевания или обмерзания стекол

3. Техническое обслуживание автомобиля 3.0 Техническое обслуживание автомобиля 3.1 Проверка герметичности уплотнений двигателя и коробки передач 3.2 Проверка герметичности системы охлаждения 3.3 Проверка герметичности топливной системы 3.4 Замена охлаждающей жидкости 3.5 Замена масляного фильтра и масла в двигателе 3.6 Замена фильтрующего элемента воздушного фильтра 3.7 Проверка и регулировка ремня привода генератора 3.8 Замена ремня привода генератора 3.9 Очистка и промывка деталей системы вентиляции картера 3.33. Замена ламп

4. Уход за автомобилем 4.0 Уход за автомобилем 4.1 Мойка автомобиля 4.2 Уход и восстановление лакокрасочного покрытия кузова 4.3 Смазка кузова 4.4 Прочистка дренажных отверстий 4.5. Хранение автомобиля 4.6 Подготовка к зимней эксплуатации 4.7 Советы по пуску двигателя в сильный мороз 4.8 Что полезно купить к зиме 4.9 Советы по зимней эксплуатации автомобиля

5. Неисправности в пути 5.0 Неисправности в пути 5.1. Двигатель 5.2. Проверка электрооборудования 5.3 Появились посторонние стуки 5.4 Вибрация и удары на рулевом колесе 5.5. Проблемы с тормозами 5.6 Прокол колеса

6. Ходовая часть 6.0 Ходовая часть 6.1. Передняя подвеска 6.2. Задняя подвеска

7. Рулевое управление 7.0 Рулевое управление 7.1 Рулевое колесо 7.2 Рулевая колонка 7.3 Механизм рулевого управления 7.4 Замена рулевых тяг

8. Тормозная система 8.0 Тормозная система 8.1 Тормозной механизм переднего колеса 8.2 Тормозной механизм заднего колеса 8.3 Колесный цилиндр 8.4 Привод тормозных механизмов

9. Электрооборудование 9.0 Электрооборудование 9.1 Блок реле и предохранителей 9.2. Генератор 9.3. Стартер 9.4. Освещение и световая сигнализация 9.5. Отопитель 9.6. Стеклоочистители 9.7 Звуковой сигнал 9.8. Система зажигания 9.9 Панель приборов (высокая)

10. Кузов 10.0 Кузов 10.1 Замена переднего буфера 10.2 Замена заднего буфера 10.3 Замена облицовки радиатора 10.4 Замена переднего крыла 10.5 Cнятие и установка капота 10.6 Регулировка капота 10.7 Регулировка замка капота 10.8 Передняя дверь 10.9 Задняя дверь

11. Двигатель и его системы 11.0 Двигатель и его системы 11.1 Снятие и установка двигателя 11.2 Регулировка зазоров в приводе клапанов 11.3. Система питания 11.4. Система смазки 11.5. Система охлаждения 11.6. Система выпуска отработавших газов 11.7 Полная разборка двигателя 11.8 Блок цилиндров. Осмотр, дефектовка и ремонт 11.9 Поршень с шатуном. Разборка, дефектовка и сборка 11.10. Головка блока цилиндров 11.15. Регулировка карбюратора

12. Трансмиссия 12.0 Трансмиссия 12.1 Коробка передач и дифференциал. Основные узлы и детали 12.2 Снятие коробки передач 12.3 Установка коробки передач 12.4 Регулировка привода сцепления 12.5 Разборка коробки передач 12.6 Осмотр и дефектовка деталей коробки передач 12.7. Вторичный вал коробки передач 12.8 Первичный вал коробки передач 12.9. Дифференциал 12.16. Привод сцепления 12.17. Привод передних колес

13. Приложения 13.0 Приложения 13.1 Приложение 1. Основные данные для регулировок и контроля 13.2 Приложение 2. Горюче-смазочные материалы и эксплуатационные жидкости 13.3 Приложение 3. Моменты затяжки резьбовых соединений 13.4 Приложение 4. Сервисная книжка 13.5 Приложение 5. Схема электрооборудования автомобиля

automend.ru

система зажигания ваз-2109 | Автолюбители

Система зажигания

Состоит из модуля зажигания, высоковольтных проводов и свечей зажигания. При эксплуатации она не требует обслуживания и регулирования. Угол опережения зажигания рассчитывается контроллером в зависимости от частоты вращения коленчатого вала, нагрузки на двигатель (массовый расход воздуха и положение дроссельной заслонки), температуры охлаждающей жидкости и наличия детонации.

Mодуль зажигания

Включает в себя два управляющих электронных блока и два высоковольтных трансформатора (катушки зажигания). К выводам высоковольтных обмоток подключены свечные провода: к одной обмотке — 1-го и 4-го цилиндров, к другой — 2-го и 3-го. Таким образом, искра одновременно проскакивает в двух цилиндрах (1–4 или 2–3) — в одном во время такта сжатия (рабочая искра), в другом — во время выпуска (холостая). Модуль зажигания — неразборный, при выходе из строя его заменяют.

Cвечи зажигания

А17ДВРМ или их аналоги, с помехоподавительным резистором сопротивлением 4–10 кОм и медным сердечником. Зазор между электродами — 1,0–1,1 мм. Размер шестигранника — 21 мм.

Предохранители и реле системы впрыска

Три предохранителя (на 15 А каждый) и три реле системы впрыска (главное, электробензонасоса и электровентилятора системы охлаждения) объединены в блок, расположенный под журнальной полкой панели приборов. Кроме предохранителей предусмотрена плавкая вставка на конце красного провода, присоединяемого к клемме «+» аккумуляторной батареи, выполненная в виде отрезка черного провода сечением 1 мм2 (сечение основного провода — 6 мм2).

Силовые контакты главного реле замыкаются при включении зажигания. После этого «плюс» подается к обмоткам реле электробензонасоса и электровентилятора системы охлаждения (включение реле — по команде контроллера), форсункам (их включение — также по команде контроллера), датчикам системы впрыска. Питание к контактам реле электровентилятора подается через предохранитель в монтажном блоке.

Работа системы впрыска

Состав смеси регулируется длительностью управляющего импульса, подаваемого на форсунки (чем длиннее импульс, тем больше подача топлива). Топливо может подаваться синхронно (в зависимости от положения коленчатого вала) и «асинхронно» (независимо от положения коленчатого вала). Последний режим используется при пуске двигателя.

Если при прокручивании двигателя стартером дроссельная заслонка открыта более чем на 75%, контроллер воспринимает ситуацию как режим продувки цилиндров (так поступают, если есть подозрение, что свечи залиты бензином) и не выдает импульсы на форсунки, перекрывая подачу топлива. Если в ходе продувки двигатель начнет работать и его обороты достигнут 400 мин –1 , контроллер включит подачу топлива.

При торможении двигателем контроллер обедняет смесь для снижения токсичности отработавших газов, а на некоторых режимах и вовсе отключает подачу топлива.

Подача топлива отключается и при выключении зажигания, что предотвращает самовоспламенение смеси в цилиндрах двигателя.При падении напряжения питания контроллер увеличивает время накопления энергии в катушках зажигания (для надежного поджигания горючей смеси) и длительность импульса впрыска (для компенсации увеличения времени открытия форсунки). При увеличении напряжения питания время накопления энергии в катушках зажигания и длительность подаваемого на форсунки импульса уменьшаются.Контроллер управляет включением электровентилятора системы охлаждения (через реле) в зависимости от температуры двигателя, частоты вращения коленчатого вала и работы кондиционера (если он установлен). Электровентилятор включается, если температура охлаждающей жидкости превысит 104 °С или включен кондиционер. Электровентилятор выключается при падении температуры охлаждающей жидкости ниже 101 °С, выключении кондиционера, остановке двигателя (с задержкой в несколько секунд).

Лампа «CHECK ENGINE»

Установлена в комбинации приборов, информирует водителя о неисправностях в системе управления двигателем. На части автомобилей (с контроллером «Январь-4.1», GM) она также выдает коды неисправностей при включении зажигания, если замкнуты соответствующие контакты диагностического разъема, расположенного под панелью приборов. На выпускаемых в настоящее время контроллерах «Январь» и Bosch самодиагностика не предусмотрена, а разъем служит для подключения диагностического прибора типа DST-2.

Если система исправна, то при включении зажигания лампа «CHECK ENGINE» загорается, но гаснет сразу после пуска двигателя. Если лампа горит при работающем двигателе, в системе управления двигателем имеются неисправности, условные коды которых контроллер записывает в память (ОЗУ). Даже если лампа затем погасла, эти коды остаются в памяти и могут быть считаны с помощью диагностического прибора или в режиме самодиагностики (если он предусмотрен). Чтобы стереть коды из памяти контроллера, надо отключить аккумуляторную батарею не менее чем на 10 с. Однако отказ некоторых компонентов системы впрыска (бензонасос и его цепи, модуль зажигания, свечи) не определяется контроллером и, соответственно, лампа «CHECK ENGINE» при этом не загорается.

 

 

 

 

 

HdSxozARNdCZoZ0rmlIZmTSTN29TNdkrbraqebaqo3I5Ndk9etIUo3AwmLs6nl5wnl5SFlEwN2GVh4OUMDIuhRk4gDA4h3QSnlOuOBu0gBAypbefebaqebAsmLIQFlCsFlGwnlKxOB0rm2cWoDKrFJcZgBk2hJgZgBm4GJszhBarbraqebaqMdC0mj1QMb1ZNd90HjeZhBi4hBq0gZg4eR48F2SxoZ4=

avtolyubiteli.com

Система зажигания для ВАЗ 2108 и ВАЗ 2109

Довольно частые отказы электронного коммутатора 36.3734 в системезажигания снижают эксплуатационную надежность автомобилей ВАЗ-2108,ВАЗ-2109. Для улучшения процесса поджигания горючей смеси в двигателеэтих автомобилей увеличен искровой промежуток в запальных свечах иповышено выходное высоковольтное напряжение, развиваемое системойзажигания. Из-за импульсных выбросов в цепи первичной обмотки катушкизажигания, достигающих 400 В, имеют место случаи повреждения выходноготранзисторного ключа коммутатора. Кроме того, оказывается неисправноймикросхема. В результате ремонт коммутатора становится недоступным длямногих автолюбителей.

Описываемое ниже устройство предназначено для замены вышедшего изстроя коммутатора 36.3734. Оно может работать совместно с бесконтактнымдатчиком-распределителем, установленным на двигателе указанныхавтомобилей. При этом зазор запальных свечей следует уменьшить, чтоснизит нагрузку на изоляцию свечей, высоковольтных проводников,распределителя. Уменьшение искрового зазора компенсировано увеличениемэнергии и длительности искрового разряда, причем зазор пробиваетсядважды в течение одного цикла искрообразования.

За основу устройства взят блок, описанный в [1], в котором измененасхема источника запускающих импульсов и введены элементы, обеспечивающиеработу блока от бесконтактного датчика 40.3706. Для проверкиработоспособности датчика, блока и запальных свеч, а также дляоблегчения налаживания, введен имитатор датчика. Предусмотрена цепьпротивоугонной блокировки.

Блок зажигания состоит из одновибратора (VT1, VT2), усилителя тока(VT3), выходного ключа (VT4) и разрядного ключа (VS1). Разъем XIсоединяет блок с бортовой сетью автомобиля, катушкой зажигания Т2 идатчиком (на схеме не показан). Обозначение контактов и проводниковтакое же, как и у заменяемой системы зажигания [2]. SA1 — противоугонныйвыключатель.

При повороте ключа в положение “Зажигание включено” через контакт 4разъема Х1 к блоку поступает питание от бортовой сети. Напряжение набесконтактный датчик подведено через фильтр-стабилизатор R4C1VD1. Висточнике запускающих импульсов, выполненном по схеме одновибратора,транзистор VT1 открыт, а VT2 закрыт. Время-задающий конденсатор С 4заряжен через резисторы R8, R9 и эмиттерный переход транзистора VT1 донапряжения, ограниченного стабилитроном VD3. Если сопротивление выходнойцепи датчика велико, то конденсатор СЗ цепи запуска одновибраторазаряжен через резисторы R1—R3 до напряжения на конденсаторе С1.

В момент искрообразования выходное сопротивление датчика резкоуменьшается, поэтому конденсатор СЗ разряжается по цепи: резистор R2 —нормально замкнутые контакты кнопки SB1 — контакт 6 разъема — датчик —контакт 3 — резистор R3.

Отрицательный импульс с резистора R3 поступает на эмиттерный переходтранзистора VT1 через диод VD2 и закрывает его, а транзистор VT2открывается. Конденсатор С4 перезаряжается через диод VD4 и резисторыR10, R5, R6. Таким образом, одновибратор вырабатывает положительныйимпульс длительностью 2,3…2,5 мс. Работа этого узла подробно описана в[1].

Изменяя сопротивление цепи R5R6, можно в широких пределахрегулировать длительность импульса одновибратора и соответственно времянакопления энергии в катушке зажигания Т2. Резистор R10 ограничивает токв разрядной цепи времязадающего конденсатора С4. Введение резистора R9уменьшает длительность импульса, формируемого одновибратором на высокойчастоте искрообразования. Это приводит к ограничению максимального тока,потребляемого устройством, на уровне около 5 А (по остальнымхарактеристикам блок аналогичен описанному в [1]).

В том случае, если датчик находится в состоянии, при котором еговыходное сопротивление мало, блок формирует искру при каждом нажатии накнопку SB1 и каждом ее отпускании.

Замыкание контактов противоугонного выключателя SA1 вызоветшунтирование стабилитрона VD3 цепью VD5R11. При этом длительностьимпульса, сформированного одновибратором, уменьшится до 0,8 мс, чтовызовет резкое уменьшение энергии искры и нарушение пуска двигателя.

Чем меньше сопротивление резистора R11, тем слабее искра.

Устройство лучше всего собрать в корпусе от неисправного коммутатора36.3734, который уже содержит разъем Х1. Если же выбран корпус другойконструкции, то для подключения устройства необходимо использоватьштепсельный разъем ШР, причем проводники от контактов 1 и 4 должны иметьсечение не менее 1,5 мм2 и минимальную длину. Для улучшенияохлаждения диод VD10 и транзистор VT4 крепят к корпусу устройства (диод —через слюдяную прокладку). На корпусе также устанавливают имитатордатчика—кнопку SB1.

Конденсатор С1 в блоке— К53-1А; С2, СЗ, С5—К10-7В; С4—К73-9 илиК73-17; С7 — К52-1. Резистор R5 — СПЗ-6а. Стабилитрон VD1 можно заменитьна любой другой с напряжением стабилизации 12…14 В, VD3—на КС168А.Диоды КД522А можно заменить на КД521, Д223, Д220 с любым буквенныминдексом. Кнопка SB1 — КМ1-1, выключатель SA1—МТ1-1 или любой другой.

Намоточные характеристики разделительного трансформатора Т1 указаны в[1]. Устройство не критично к параметрам магнитопровода и числу витковэтого трансформатора. Его можно заменить импульсным трансформаторомзаводского изготовления, например, И-58, И-48, МИТ-3, МИТ-9. Обмоткитрансформатора должны быть подключены строго по схеме.

Катушка зажигания Т2 — Б114 с любым буквенным индексом,предварительно переделанная так, как это описано в [1].

Налаживание проводят при одиночных запускающих импульсах от кнопкиSB1, как это описано в [1]. Следует помнить, что с увеличением частотыискрообразования среднее значение напряжения на накопительномконденсаторе С6 уменьшается, а максимальное остается близким к 100 В —это не является признаком неисправности устройства.

Так как длительность искрового разряда достигает 4,8 мс, для болееполной передачи энергии на свечи зажигания и уменьшения обгоранияраспределительной пластины на бегунке распределителя зажигания надоудлинить ее рабочий конец. О том, как это сделать, можно прочитать в[4]. Переделанный бегунок нормально работает и в исходной системезажигания.

Применяемая в устройстве катушка зажигания Б114 имеет высокоесопротивление вторичной обмотки (около 20 кОм), поэтомупомехопо-давительный резистор на бегунке можно исключить, замкнув егопроволочной перемычкой диаметром 0,25… 0,4 мм.

Рекомендуемый искровой зазор в свечах зажигания — 0,5…0,6 мм.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беспалов В. Блок электронного зажигания.— Радио, 1987, № 1, с.25—27.

2. Чепланов В., Пустельников О. Система зажигания ВАЗ-2108:неисправности и их устранение.— За рулем, 1987, № 6, с. 28, 29.

3. Беспалов В. Наша консультация.— Радио, 1987, № 8, с. 62.

4. Синельников А. X. Электроника в автомобиле,— М.: Радио и связь,1985; с. 32.

nauchebe.net