Контактно-транзисторная система зажигания автомобилей. Транзисторные системы зажигания автомобилей


Транзисторная (полупроводниковая) система зажигания

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Электрооборудование автомобилей

Транзисторная (полупроводниковая) система зажигания

Кроме рассмотренной выше системы батарейного зажигания, за последнее время начинает внедряться в практику усовершенствованная система зажигания, использующая положительные свойства полупроводниковых элементов и получившая название контактно-транзисторной системы зажигания.

Такая система, как и обычная, включает: катушку зажигания, но с измененными обмоточными данными; обычный прерыватель — распределитель с центробежным и вакуумным регуляторами момента зажигания, но без конденсатора; свечи зажигания. Дополнительно в систему входят: транзисторный коммутатор, состоящий из германиевого полупроводникового элемента — транзистора, специального трансформатора и блока защиты транзистора.

Так, в серийном транзисторном коммутаторе типа ТК-102 (рис. 1, а, б) применен германиевый транзистор (типа ГТ701А), работающий совместно с трансформатором и сопротивлением. Клеммы транзистора соединены с массой, с прерывателем обычного типа и с первичной обмоткой катушки зажигания типа Б-114, обеспечивающей получение вторичного тока более высокого напряжения, чем в обычной катушке (20—26 тыс. е). Это достигается более высоким соотношением числа витков вторичной и первичной обмоток катушки (соответственно 41 500 и 180 витков).

Первичная обмотка катушки через добавочное сопротивление, которое может замыкаться выключателем, соединена с плюсовой клеммой батареи.

.За счет того, что в транзисторе имеются две цепи: управления (база— эмиттер) и силовая цепь (коллектор — эмиттер), он выполняет роль выключателя, автоматически замыкающего и размыкающего силовую цепь на первичную обмотку катушки зажигания под влиянием слабого тока управления, поступающего в транзистор через прерыватель.

При замыкании контактов прерывателя по цепи управления транзистора (база — эмиттер) начинает проходить незначительный по своей величине ток (0,3—0,8 а), под действием которого силовая цепь транзистора (коллектор — эмиттер) открывается, и через первичную обмотку 6 катушки проходит от батареи 10 первичный ток, больший по своей величине (около 7 а), чем обычно, и не снижающийся при значительном повышении числа оборотов двигателя. При размыкании контактов прерывателя 12 ток в цепи управления транзистора исчезает, и транзистор резко запирает силовую цепь, размыкая цепь первичной обмотки 6 катушки. Вследствие этого во вторичной обмотке катушки индуктируется высокое напряжение, подводимое распределителем 8 обычного типа к электродам свечей зажигания, имеющих более значительный искровой зазор, чем обычно (1,0—1,5 мм). Это обеспечивает высокую надежность воспламенения горючей смеси.

Специальный трансформатор с сопротивлением, подключенные к транзистору, ускоряют процесс размыкания силовой цепи, способствуют повышению напряжения вторичного тока и расширяют температурный диапазон устойчивой работы транзистора.

Блок защиты, включающий конденсаторы и сопротивление, улучшает работу транзистора при его запирании, уменьшая рассеиваемую им энергию, а кремниевый стабилитрон (типа Д817В) и германиевый диод (типа Д7Ж) защищают транзистор от перенапряжений, которые могут возникнуть при отсоединении высоковольтных проводов или от импульсных перенапряжений, могущих возникнуть при отключенной батарее.

Рис. 1. Контактно-транзисторная система зажигания: а — транзисторный коммутатор типа ТК-102; б — схема системы зажигания

При контактно-транзисторной системе зажигания значительно снижается ток, проходящий через контакты прерывателя, используемый лишь для управления транзистором. Также снижается ток самоиндукции, возникающий при размыкании контактов. Это резко повышает срок службы контактов, которые практически почти не изнашиваются, и позволяет отказаться от конденсатора. Кроме того, при этой системе за счет более резкого исчезновения первичного тока, имеющего большую величину, и измененных обмоточных данных катушки возрастает напряжение вторичного тока, имея стабильный характер при значительных изменениях числа оборотов двигателя. Это дает возможность при повышенном зазоре между электродами свечей повысить интенсивность искрообразования в свечах и обеспечить высокую надежность работы системы зажигания и двигателя даже при весьма высоких его максимальных числах оборотов. Из-за этих положительных качеств контактно-транзисторная система зажигания получает на отечественных автомобилях все большее распространение (ЗИЛ-130, ЗИЛ-131 и др.).

Рис. 2. Схема системы зажигания пускового подогревателя двухтактных дизелей ЯМЗ

Читать далее: Система зажигания пускового подогревателя двигателей ЯМЗ

Категория: - Электрооборудование автомобилей

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

Контактно-транзисторная система зажигания автомобилей - Легкое дело

Контактно-транзисторная система зажигания автомобилей

Для увеличения долговечности контактов прерывателя и обеспечения бесперебойного зажигания в настоящее время на автомобилях ГАЗ-53А, ЗИЛ-130, ЗИЛ-131А устанавливают контактно-транзистор­ную систему зажигания. Она состоит из аккумуляторной батареи GВ, включателя зажигания ВЗ, блока добавочных резисто­ров С.Э-107, транзисторного коммутатора ТК-102, катушки зажигания Б-114, прерывателя-распределителя Р4-Д для автомобилей ЗИЛ или Р13-Д для ГАЗ-53А (без конденсатора) и свечей зажигания .

Блок добавочных резисторов ограничивает ток в катушке и со­стоит из двух резисторов R3 и R4. Резистор 3 при пуске двигателя закорачивается.

Рис. Схема контактно-транзисторной системы зажигания

Катушка зажигания маслонаполненная. Она имеет повышенный коэффициент трансформации и пониженную индуктивность первичной обмотки Один конец вторичной обмотки соединен с кор­пусом катушки.

Основное назначение транзисторного коммутатора — включение и выключение тока низкого напряжения в первичной обмотке индук­ционной катушки.

Контакты прерывателя Пр служат для управления транзистор­ным коммутатором (отпирания и запирания транзистора).

В транзи­сторном коммутаторе установлены:

  • мощный германиевый транзистор
  • первичная об­мотка W1 которого соединена с базой транзистора и прерывателем
  • вторичная обмотка W2, зашунтированная резистором R2, соединенная с эмит­тером транзистора
  • конденсатор С1 с резистором R1
  • кремниевый стабилитрон V3 с германиевым диодом V2
  • электролитический конденсатор С2

При включенном зажигании и замкнутых контактах прерывателя через транзистор текут два тока:

  • Ток управления течет по цепи: «+» аккумуля­торной батареи, выключатель зажигания, добавочные резисторы R3 и R4, первичная обмотка индукционной катушки, переход эмиттер — база транзистора, первичная обмотка импульсного трансформатора, контакты прерывателя, «масса» двигателя, минусовая клемма акку­муляторной батареи. Ток управления, проходя в прямом направлении через эмиттерный переход и базу, отпирает транзистор (резко умень­шает сопротивление коллекторного перехода) и открывает путь основному току первичной обмотки индукционной катушки.
  • Основной ток первичной обмотки течет от плю­совой клеммы аккумуляторной батареи через выключатель зажигания, добавочные резисторы, первичную обмотку катушки, эмиттерный и коллекторный переходы транзистора и далее на «массу» и «—» аккумуляторной батареи.

В момент размыкания контактов прерывателя ток в цепи управ­ления транзистором исчезает и сопротивления эмиттерного и коллек­торного переходов резко увеличиваются, при этом транзистор запи­рается и выключает ток первичной обмотки индукционной катушки. Исчезающее магнитное поле первичной обмотки индукционной ка­тушки создает во вторичной обмотке высокое напряжение, которое через распределитель подводится к свече зажигания.

ПО ТЕМЕ: Системы зажигания для принудительного воспламенения рабочей смеси

Импульсный трансформатор ИТ служит для ускорения запирания транзистора при размыкании контактов прерывателя. В момент раз­мыкания контактов исчезающее магнитное поле первичной обмотки трансформатора ИТ пронизывает витки вторичной обмотки ИТ и ин­дуктирует в них ЭДС, которая создает на эмиттерном переходе транзистора обратное (отрицательное) напряжение, способствующее быстрейшему запиранию транзистора.

Для предохранения транзистора от нагревания и пробоя токами самоиндукции первичной обмотки индукционной катушки, возникаю­щими при запирании транзистора, предусмотрены цепи защиты. Цепь С1, R1 поглощает энергию самоиндукции и отводит ее в виде тепла через алюминиевые теплоотводы. Токи самоиндукции заряжают кон­денсатор, затем происходит затухающий колебательный разряд его через первичную обмотку индукционной катушки. Этим увеличивает­ся продолжительность искрового разряда между электродами свечей.

Цепь, состоящая из диода V2 и стабилитрона V3, предохраняет транзистор от перенапряжения и пробоя токами самоиндукции пер­вичной обмотки катушки.

Для лучшего отвода тепла корпус прибора отлит из алюминие­вого сплава с ребристой поверхностью, а транзистор и элементы це­пей защиты (С1 R1, V2, V3) закреплены на теплоотводах, соеди­ненных с корпусом. Транзистор с элементами цепей защиты залиты эпоксидной смолой.

Плюсы контактно-транзисторных систем зажигания:

  • большие выходные напряжения за счёт увеличения силы тока в первичной обмотке и меньшая электрическая нагрузка на контакты прерывателя
  • зазор между электродами свечей увеличен до 0,85…1,0 мм, что даёт возможность работать на обеднён­ных рабочих смесях и за счёт этого уменьшить токсичность выхлоп­ных газов
  • облегчённый пуск и повышенная надёжность работы двигателя на малых и больших частотах вращения
  • большая долговечность контактов прерывателя
  • средние эксплуатационные расходы топлива ниже

Неисправности батарейных систем зажигания и их устранение.

http://m.ustroistvo-avtomobilya.ru

legkoe-delo.ru

1.1 Описание работы, схемы контактно-транзисторной системы зажигания. Контактно-транзисторная система зажигания автомобиля

Похожие главы из других работ:

Автоматизация линии для ремонта триангеля

3. ОПИСАНИЕ РАБОТЫ СХЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЛИНИИ ДЛЯ РЕМОНТА ТРИАНГЕЛЕЙ

Построение релейной схемы автоматического управления линии для ремонта триангелей можно разбить на 7 этапов. Этап 1. Построение конструктивной схемы автоматизируемого устройства...

Автоматизированный стенд диагностики тормозной системы автомобиля с разработкой подсистемы управления тормозным барабаном

2.1 Описание функциональной и структурной схемы системы

Стенд состоит из двух модулей роликовой установки для левого и правого колеса, стойки управления, содержащей ПЭВМ и силовые электрические элементы (силовая панель), светофора или информационного табло и датчика усилия...

Автомобильные системы зажигания

1.4 Микропроцессорные системы зажигания

В микропроцессорной системе зажигания применяется электронное управление углом опережения зажигания. Как правило, микропроцессорная система одновременно управляет и системой топливоподачи либо полностью (система «Motronic» фирмы «Bosch»)...

Диагностика технического состояния системы зажигания автомобилей

Глава 2. Диагностика системы зажигания

Вторая глава курсового проекта посвящена изучению теоретических основ технической диагностики и усвоению методов практического диагностирования...

Диагностика технического состояния системы зажигания автомобилей

2.2. Обслуживание системы зажигания

Электронная система зажигания не требует ухода и все же в рамках обслуживания электрические соединения необходимо проверять. Проверка крышки распределителя зажигания: Снять крышку распределителя зажигания...

Диагностика технического состояния системы зажигания автомобилей

2.3 Неисправности системы зажигания

На современных автомобилях устанавливаются различные системы зажигания: контактная, бесконтактная, электронная. При эксплуатации возникают различные неисправности системы зажигания...

Контактно-транзисторная система зажигания автомобиля

2. Расчет параметров системы зажигания

...

Контактно-транзисторная система зажигания автомобиля

1. Описание работы, схемы контактно-транзисторной системы зажигания

Система состоит из механического прерывателя S, импульсного трансформатора T с двумя обмотками W1, W, шунтирующего резистора R, коммутирующего транзистора VT, катушки зажигания Т с двумя обмотками W, W, распределителя зажигания S и свечей...

Контактно-транзисторная система зажигания автомобиля

2. Расчет параметров системы зажигания

2...

Основные параметры и принципы работы стартерных аккумуляторных батарей, прерывателя-распределителя и катушки системы зажигания двигателя

3. Опишите правила эксплуатации систем зажигания и работы по их ТО. Как проверить установку зажигания на автомобиле?

Правила проверки и эксплуатации системы зажигания Техническое обслуживание является комплексной операцией по поддержанию бесконтактно-транзисторной системы зажигания в работоспособном состоянии и надлежащем виде: обеспечении надежности...

Проектирование гидропривода машины

1 Описание работы и свойства гидравлической схемы

...

Расчет системы зажигания УАЗ 31511

1. Параметры элементов системы зажигания

Распределитель 33.3706 Чередование искр, град. Максимальная частота вращения, мин-1 ПКВ Характеристика центробежного автомата (по коленвалу) Частота вращения, мин-1 Угол опережения зажигания...

Система питания двигателей автобусов ПАЗ

2.1 Описание конструкции, принципа работы системы и основных элементов.

Система питания дизеля топливом (рис. 1) состоит из топливного насоса высокого давления 5, форсунок 10, трубопроводов низкого 3 и высокого 9 давления, впускного 7 и выпускного коллекторов, топливных фильтров грубой 2 и тонкой 11 очистки...

Электрооборудование автомобилей

3. Общее устройство и работа контактно-транзисторной системы зажигания автомобиля ГАЗ-3102 «Волга». Назначение каждого прибора системы

Система зажигания батарейная, контактно-транзисторная с напряжением в первичной цепи 12В. Она состоит из источников электрического тока, катушки зажигания, добавочного резистора, коммутатора, распределителя зажигания, свечей зажигания...

Электрооборудование автомобилей

2.3 Конструкции приборов системы зажигания

Конструкции приборов системы зажигания требуют более подробного рассмотрения. Катушка зажигания преобразует ток низкого напряжения 12 В в ток высокого напряжения, который может достигать 16... 20 кВ в контактной системе зажигания и 20.....

tran.bobrodobro.ru