Зажигание схема 2108
Установка электронного зажигания ВАЗ-2108 на "классику"
Установка электронного зажигания ВАЗ-2108 на "классику"
категория
Электроника за рулем
материалы в категории
В Каравкин.Радиоконструктор 2000 год, № 3, стр 34-35
Всем известны преимущества электронного бесконтактного зажигания по сравнению с "классическим" контактным: это и более легкий запуск двигателя и отсутствие вечно выгорающих контактов и меньший расход топлива и лучшая приемистость двигателя.В связи с этим многие автомобилисты задумываются над тем как установить бесконтактное зажигание вместо "классического" на отечественных автомобилях.
В этой стать мы рассмотрим вариант переделки "классического" зажигания на отечественном автомобиле под электронное бесконтактное применяемое в автомобилях ВАЗ-2108(09).
В принципе сейчас можно приобрести уже готовый комплект электронного зажигания предназначенный для установки на "классику"- это уже готовый распределитель (или как его еще многие называют "трамблер") со встроенным датчиком Холла, электронный коммутатор, катушка зажигания и комплект проводов, но стоимость такого комплекта довольна высока и эта схема переделки в общем-то представлена как вариант немного сэкономить. Впрочем, расходы все равно потребуются: необходимо будет приобрести новую катушку зажигания предназначенную для работы с коммутатором и сам коммутатор.
Схема переделки электронного зажигания ВАЗ- 2108 под "классику"
Схема эта предназначена для установки под штатное, контактное, зажигание но управляет она электронным ВАЗовским коммутатором.
Идея устройства заключается в том чтобы преобразовать сигнал поступающий с контактов прерывателя в сигнал вырабатываемый датчиком Холла. За этот процесс отвечает небольшая схемка собранная на микросхеме К561ЛН2. Ее задача- подавить дребезг контактов и преобразовать импульсы с контактов прерывателя в отрицательные похожие на те которые выдает датчик Холла.
Многие схемы подобного рода имеют довольно высокоомный вход и следовательно ток, протекающий через контакты очень мал. С одной стороны это предотвращает выгорание контактов, но с другой стороны эти устройства могут плохо работать при условиях повышенной влажности или на морозе.
Исследования, проведенные автором, показали что для устойчивой работы такой системы зажигания необходим ток через контакты не менее 0,1 а, а в идеале 0,3...0,5А. Резистор R1 установленный в данной схемы как раз и отвечает за создание необходимого тока. Можно использовать резистор сопротивлением в пределах 15...33 Ома.
"родную" катушку зажигания необходимо заменить на более низкоомную "восьмерочную". Вариатор в "родной " системе зажигания также исключается- его необходимо перемкнуть.Детали устройства размещаются на печатной плате из стеклотекстолита, эскиз которой показан на рисунке
Еще один вариант от того-же автора, но опубликованный чуть позже- в журнале Радиоконструктор 2001, № 5, стр 42
Система зажигания для ВАЗ 2108 и ВАЗ 2109 - Автолюбителям - СХЕМЫ - Каталог схем
Довольно частые отказы электронного коммутатора 36.3734 в системе зажигания снижают эксплуатационную надежность автомобилей ВАЗ-2108, ВАЗ-2109. Для улучшения процесса поджигания горючей смеси в двигателе этих автомобилей увеличен искровой промежуток в запальных свечах и повышено выходное высоковольтное напряжение, развиваемое системой зажигания. Из-за импульсных выбросов в цепи первичной обмотки катушки зажигания, достигающих 400 В, имеют место случаи повреждения выходного транзисторного ключа коммутатора. Кроме того, оказывается неисправной микросхема. В результате ремонт коммутатора становится недоступным для многих автолюбителей.
Описываемое ниже устройство предназначено для замены вышедшего из строя коммутатора 36.3734. Оно может работать совместно с бесконтактным датчиком-распределителем, установленным на двигателе указанных автомобилей. При этом зазор запальных свечей следует уменьшить, что снизит нагрузку на изоляцию свечей, высоковольтных проводников, распределителя. Уменьшение искрового зазора компенсировано увеличением энергии и длительности искрового разряда, причем зазор пробивается дважды в течение одного цикла искрообразования.
За основу устройства взят блок, описанный в [1], в котором изменена схема источника запускающих импульсов и введены элементы, обеспечивающие работу блока от бесконтактного датчика 40.3706. Для проверки работоспособности датчика, блока и запальных свеч, а также для облегчения налаживания, введен имитатор датчика. Предусмотрена цепь противоугонной блокировки.
Блок зажигания состоит из одновибратора (VT1, VT2), усилителя тока (VT3), выходного ключа (VT4) и разрядного ключа (VS1). Разъем XI соединяет блок с бортовой сетью автомобиля, катушкой зажигания Т2 и датчиком (на схеме не показан). Обозначение контактов и проводников такое же, как и у заменяемой системы зажигания [2]. SA1 — противоугонный выключатель.
При повороте ключа в положение "Зажигание включено” через контакт 4 разъема Х1 к блоку поступает питание от бортовой сети. Напряжение на бесконтактный датчик подведено через фильтр-стабилизатор R4C1VD1. В источнике запускающих импульсов, выполненном по схеме одновибратора, транзистор VT1 открыт, а VT2 закрыт. Время-задающий конденсатор С 4 заряжен через резисторы R8, R9 и эмиттерный переход транзистора VT1 до напряжения, ограниченного стабилитроном VD3. Если сопротивление выходной цепи датчика велико, то конденсатор СЗ цепи запуска одновибратора заряжен через резисторы R1—R3 до напряжения на конденсаторе С1.
В момент искрообразования выходное сопротивление датчика резко уменьшается, поэтому конденсатор СЗ разряжается по цепи: резистор R2 — нормально замкнутые контакты кнопки SB1 — контакт 6 разъема — датчик — контакт 3 — резистор R3.
Отрицательный импульс с резистора R3 поступает на эмиттерный переход транзистора VT1 через диод VD2 и закрывает его, а транзистор VT2 открывается. Конденсатор С4 перезаряжается через диод VD4 и резисторы R10, R5, R6. Таким образом, одновибратор вырабатывает положительный импульс длительностью 2,3...2,5 мс. Работа этого узла подробно описана в [1].
Изменяя сопротивление цепи R5R6, можно в широких пределах регулировать длительность импульса одновибратора и соответственно время накопления энергии в катушке зажигания Т2. Резистор R10 ограничивает ток в разрядной цепи времязадающего конденсатора С4. Введение резистора R9 уменьшает длительность импульса, формируемого одновибратором на высокой частоте искрообразования. Это приводит к ограничению максимального тока, потребляемого устройством, на уровне около 5 А (по остальным характеристикам блок аналогичен описанному в [1]).
В том случае, если датчик находится в состоянии, при котором его выходное сопротивление мало, блок формирует искру при каждом нажатии на кнопку SB1 и каждом ее отпускании.
Замыкание контактов противоугонного выключателя SA1 вызовет шунтирование стабилитрона VD3 цепью VD5R11. При этом длительность импульса, сформированного одновибратором, уменьшится до 0,8 мс, что вызовет резкое уменьшение энергии искры и нарушение пуска двигателя.
Чем меньше сопротивление резистора R11, тем слабее искра.
Устройство лучше всего собрать в корпусе от неисправного коммутатора 36.3734, который уже содержит разъем Х1. Если же выбран корпус другой конструкции, то для подключения устройства необходимо использовать штепсельный разъем ШР, причем проводники от контактов 1 и 4 должны иметь сечение не менее 1,5 мм2 и минимальную длину. Для улучшения охлаждения диод VD10 и транзистор VT4 крепят к корпусу устройства (диод — через слюдяную прокладку). На корпусе также устанавливают имитатор датчика—кнопку SB1.
Конденсатор С1 в блоке— К53-1А; С2, СЗ, С5—К10-7В; С4—К73-9 или К73-17; С7 — К52-1. Резистор R5 — СПЗ-6а. Стабилитрон VD1 можно заменить на любой другой с напряжением стабилизации 12...14 В, VD3—на КС168А. Диоды КД522А можно заменить на КД521, Д223, Д220 с любым буквенным индексом. Кнопка SB1 — КМ1-1, выключатель SA1—МТ1-1 или любой другой.
Намоточные характеристики разделительного трансформатора Т1 указаны в [1]. Устройство не критично к параметрам магнитопровода и числу витков этого трансформатора. Его можно заменить импульсным трансформатором заводского изготовления, например, И-58, И-48, МИТ-3, МИТ-9. Обмотки трансформатора должны быть подключены строго по схеме.
Катушка зажигания Т2 — Б114 с любым буквенным индексом, предварительно переделанная так, как это описано в [1].
Налаживание проводят при одиночных запускающих импульсах от кнопки SB1, как это описано в [1]. Следует помнить, что с увеличением частоты искрообразования среднее значение напряжения на накопительном конденсаторе С6 уменьшается, а максимальное остается близким к 100 В — это не является признаком неисправности устройства.
Так как длительность искрового разряда достигает 4,8 мс, для более полной передачи энергии на свечи зажигания и уменьшения обгорания распределительной пластины на бегунке распределителя зажигания надо удлинить ее рабочий конец. О том, как это сделать, можно прочитать в [4]. Переделанный бегунок нормально работает и в исходной системе зажигания.
Применяемая в устройстве катушка зажигания Б114 имеет высокое сопротивление вторичной обмотки (около 20 кОм), поэтому помехопо-давительный резистор на бегунке можно исключить, замкнув его проволочной перемычкой диаметром 0,25... 0,4 мм.
Рекомендуемый искровой зазор в свечах зажигания — 0,5...0,6 мм.
ЛИТЕРАТУРА1. Беспалов В. Блок электронного зажигания.— Радио, 1987, № 1, с. 25—27.
2. Чепланов В., Пустельников О. Система зажигания ВАЗ-2108: неисправности и их устранение.— За рулем, 1987, № 6, с. 28, 29.
3. Беспалов В. Наша консультация.— Радио, 1987, № 8, с. 62.
4. Синельников А. X. Электроника в автомобиле,— М.: Радио и связь, 1985; с. 32.
Источник: http://cxem.net/avto/electronics/4-54.php | Категория: Автолюбителям | Добавлен: 11.03.2010 | Автор: В. БЕСПАЛОВ | Просмотров: 3741
radiogid.ucoz.ru
Сервис, устройство и ремонт автомобилей ваз 2108, 2109, 21099 — система зажигания движков ваз-2108, -21081, -21083- лада самара/спутник — lada samara/sputnik на vaz-autos.ru
Автомобиль ВАЗ 2108, 2109, 21099 >> Карбюратор >> Система зажигания движков ВАЗ-2108, -21081, -21083
Система зажигания движков ВАЗ-2108, -21081, -21083
Описание конструкции
Датчик-распределитель 40.3706
а – устройство;
б – схема деяния центробежного регулятора;
1 – муфта;
2 – корпус;
3 – вакуумный регулятор;
4 – тяга вакуумного регулятора;
5, 7 – крышки вакуумного регулятора;
6, 12 – пружины;
8 – штуцер для подвода разряжения;
9 – диафрагма;
10 – центробежный регулятор;
11 – бесконтактный датчик;
13 – ведомая пластинка центробежного регулятора с экраном;
14 – валик;
15 – грузики;
16 – сальник;
17 – крышка;
18 – ротор;
19 – защитный экран;
20 – держатель фронтального подшипника валика в сборе с опорной пластинкой датчика;
21 – шайба крепления проводов;
22 – опорная пластинка датчика с подшипником.
Схема бесконтактной системы зажигания
1 – реле зажигания;
2 – выключатель зажигания;
3 – монтажный блок;
4 – катушка зажигания;
5 – коммутатор;
6 – датчик-распределитель;
7 – свечки.
Схема проверки датчика Холла на автомобиле
1 – датчик-распределитель зажигания;
2 – вольтметр, имеющий предел шкалы более 15 В и внутреннее сопротивление более 100 кОм;
3 – вид на штепсельный разъем датчика-распределителя зажигания.
Система зажигания — бесконтактная. Состоит из датчика-распределителя, коммутатора, катушки зажигания, свеч, выключателя зажигания и проводов высочайшего и низкого напряжения. На часть автомобилей ранее устанавливали микропроцессорную систему управления движком (на базе контроллера «Электроника МС 2713-02» либо «МС 4004»), часть автомобилей для экспорта оснащали системой понижения токсичности согласно нормам США 1983 г.
Датчик-распределитель зажигания типа 40.3706 либо 40.3706-01, четырехискровой, неэкранированный, с датчиком управляющих импульсов (Холла) и встроенными вакуумным и центробежным регуляторами опережения зажигания. На движке -21081 устанавливался датчик-распределитель 40.3706-10 с другими чертами центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания, его крышка маркируется отличительной меткой красноватого цвета. Датчик-распределитель делает две главные функции: во-1-х, задает момент искрообразования зависимо от исходной его установки, числа оборотов коленчатого вала и нагрузки на двигатель, а во-2-х, распределяет импульсы высочайшего напряжения («искру») по цилиндрам в согласовании с порядком их работы. Для этого служит ротор (бегунок), насаженый на валик датчика распределителя. Для того чтоб не ошибиться при сборке, бегунок и крышка инсталлируются на датчик-распределитель исключительно в одном положении, так же как и его муфта — в прорезь на торце распределительного вала. В бегунке имеется помехоподавительный резистор сопротивлением 1 кОм.
Проверить работоспособность датчика Холла можно, собрав схему, показанную ниже на рисунке. Медлительно вращая валик датчика-распределителя зажигания, смотрим за показаниями вольтметра. Напряжение должно резко изменяться от малого (менее 0,4 В) до наибольшего (менее, чем на 3 В меньше напряжения питания). Если металлической экран с прорезями задевает за датчик (определяется по легкому заеданию либо царапающему звуку при вращении валика, также после частичной разборки датчика-распределителя), проверьте осевой свободный ход валика (менее 0,35 мм — регулируется подбором шайб) и посадку экрана на валике. По мере надобности поменяйте датчик-распределитель в сборе. Неисправный датчик Холла ремонту не подлежит и должен заменяться новым (кроме обрыва проводов меж самим датчиком и колодкой на корпусе датчика-распределителя).
Грубо оценить исправность вакуумного регулятора можно конкретно на автомобиле. На работающем движке отсоединяем от штуцера карбюратора вакуумный шланг, ведущий к регулятору. Если сейчас сделать в шланге разрежение (можно ртом), обороты мотора должны возрасти, а при снятии разрежения — вновь должны снизиться. Разрежение должно сохраняться по последней мере несколько секунд, если пережать шланг. Зрительно в работоспособности вакуумного регулятора можно убедиться, отчасти разобрав датчик-распределитель (см. Снятие и разборка датчика-распределителя зажигания) и подавая разрежение к впускному штуцеру регулятора. При всем этом экран датчика-распределителя должен поворачиваться на угол 7±1°, а при снятии разрежения — без заедания ворачиваться назад.
Точную проверку и настройку вакуумного и центробежного регуляторов опережения зажигания создают на особых щитах. В домашних критериях это делать не рекомендуется. При выходе из строя вакуумного регулятора его следует поменять, если неисправен центробежный — поменять датчик-распределитель.
Коммутатор типа 3620.3734, либо 76.3734, либо RT1903, либо PZE4022 размыкает цепь питания первичной обмотки катушки зажигания, преобразуя управляющие импульсы датчика в импульсы тока в катушке зажигания. Коммутатор проверяется осциллографом по специальной методике. В случае неисправности он неремонтопригоден, при подозрении на неисправность рекомендуется подменять. Воспрещается отсоединять разъем коммутатора при включенном зажигании — это может вызвать его повреждение (равно как и других компонент системы зажигания).
Катушка зажигания — типа 3122.3705 — сухая, с замкнутым магнитопроводом, либо типа 8352.12, 027.3705, 27.3705, 27.3707-01, АТЕ1721 — маслонаполненная, с разомкнутым магнитопроводом. Данные для проверки: сопротивление первичной обмотки при 25 °С — 0,43±0,04 Ом (3122.3705) либо 0,42±0,05 Ом (8352.12), вторичной обмотки — 4,08±0,4 кОм (3122.3705) либо 5±1 кОм (8352.12). Сопротивление изоляции на массу — более 50 МОм.
Свечки зажигания — типа А17ДВР, либо А17ДВРМ, либо А17ДВРМ1, либо их завезенные из других стран аналоги (с помехоподавительными резисторами сопротивлением 4–10 кОм).
Высоковольтные провода — с распределенным сопротивлением 2550±270 Ом/м.
Воспрещается также запускать двигатель либо позволять ему работать с разорванной высоковольтной цепью (снятыми проводами либо крышкой датчика-распределителя): это может привести к пробою изоляции и выходу из строя электрических компонент системы зажигания.
Воспрещается дотрагиваться к высоковольтным проводам на работающем движке: это может привести к электротравме.
Как исключение допускается краткосрочная проверка системы зажигания «на искру», при всем этом контакт проверяемого высоковольтного провода должен быть накрепко закреплен на расстоянии 5–10 мм от «массы» автомобиля. Воспрещается задерживать провод руками либо инвентарем (даже с изолированными ручками).
Выключатель зажигания типа 2108-3704005 либо KZ813 с противоугонным запорным устройством, блокировкой против повторного включения стартера без подготовительного выключения зажигания. При повороте ключа в положение «зажигание» подается напряжение на управляющий вход дополнительного реле типа 113.3747-10, которое, в свою очередь, подает напряжение на катушку зажигания и коммутатор. Таким макаром, разгружаются контакты выключателя зажигания.
?
ctirling.ru