Поверка спидометров – формальность или необходимость? Поверка спидометров
Поверка спидометров
НИЖЕГОРОДСКИЙ ЦЕНТР СТАНДАРТИЗАЦИИ
МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
ЛАБОРАТОРИЯ ВИБРОАКУСТИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ И ИСПЫТАНИЙ
СПИДОМЕТРЫ
Н.Новгород 2005 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Назначение
2. Классификация и основные метрологические характеристики
3. Поверка спидометра
Библиография
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В настоящей работе дается классификация спидометров автомобильных и мотоциклетных (далее – спидометров), их основные метрологические характеристики. Основное внимание уделяется методам и средствам поверки спидометров.
спидометр метрологический поверка погрешность
1. НАЗНАЧЕНИЕ
Спидометры предназначены для преобразования частоты вращения приводного вала спидометра (для спидометров с приводом от гибкого вала, изготовленных согласно стандарту [2]) или датчика спидометра (для спидометров с электроприводом согласно стандарту [3] ) в показание скорости движения, а также преобразования количества оборотов приводного вала спидометра (для спидометров с приводом от гибкого вала, изготовленных согласно стандарту [2]) или датчика спидометра в показание счетчика пройденного пути (для спидометров с электроприводом согласно стандарту [3]).
2. КЛАССИФИКАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ МЕТРОЛОГИЧЕСКИЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ
Структурно спидометр состоит из скоростного и счетного узлов. Скоростной узел предназначен для измерения скорости, счетный узел – для измерения пройденного пути. Важнейшей технической характеристикой спидометра является передаточное число. Передаточное число для скоростного узла равно количеству оборотов в минуту вала спидометра при скорости 60 км/ч. Для счетного узла спидометра передаточное число равно числу оборотов вала спидометра на 1 км пути.
Зависимость скорости, измеряемой спидометром в зависимости от частоты вращения можно представить в виде формулы (1)
v=(k/z)·n (1)
где v – скорость измеряемая спидометром, км/ч;
k=60 км/ч;
z – передаточное число спидометра;
n – частота вращения вала спидометра, об/мин.
Стандарты [2] и [3] устанавливают два основных типа спидометров: спидометры с приводом от гибкого вала и спидометры с электроприводом. При этом спидометры с электроприводом в совокупности с датчиком выполняют ту же функцию, что и спидометры с приводом от гибкого вала. Основные метрологические характеристики спидометров приведены в таблице 3.1.
Таблица 3.1
3. ПОВЕРКА СПИДОМЕТРА
Спидометр поверяется по методике, изложенной в стандарте [1]. В качестве средства поверки рекомендуется применять установку для поверки спидометра КИ – 12548, или установку КИ – 12652. При использовании КИ – 12548 дополнительно в качестве средства поверки используется секундомер. Установка КИ –12652 имеет встроенный секундомер.
Перед проведением поверки на установке необходимо установить передаточное число равное передаточному числу спидометра.
При внешнем осмотре не должно быть обнаружено внешних повреждений, затрудняющих снятие показаний или влияющих на их точность (повреждение шкалы, стрелки, стекла и т.д. ), отверстий в корпусе и других повреждений, при которых открыт доступ к счетчику пройденного пути.
При опробовании на спидометре устанавливают скорость, близкую к верхнему пределу измерений и поддерживают ее в течение одной минуты. При этом стрелка указателя скорости должна плавно трогаться с места. Движение стрелки должно быть равномерным без рывков и заеданий, спидометр должен работать тихо, без шумов и стуков.
Определение основной погрешности спидометра по скорости производится на всех оцифрованных точках при возрастающих (прямой ход), а затем на убывающих (обратный ход) скоростях не менее двух раз. Основная погрешность определяется по формуле (4.1).
Δ = vизм -vуст (4.1)
где vизм – измеряемое значение скорости, км/ч;
vуст – показания эталонной установки, км/ч.
Основная погрешность в каждой точке каждого измерения не должна превышать значений, указанных в таблице 3.1.
При определении погрешности измерения пройденного пути по эталонной установке устанавливается скорость 60 км/ч и зафиксировать время изменений показаний счетчика, соответствующее 2 км условного пробега. Относительная погрешность измерения пройденного пути определяется по формуле (4.2):
То – Т
δ = ––––––––––– ·100 (4.2)
То
где То =120 с – номинальное время изменений показаний счетчика, соответствующее 2 км условного пробега;
Т – действительное значение времени изменений показаний счетчика, соответствующее 2 км условного пробега, измеренное секундомером.
Относительная погрешность, определенная по формуле (4.2) не должна превышать ±1%.
Имеющиеся в данный момент в обращении установки для поверки спидометров предусмотрены, как правило, для поверки спидометров с передаточными числами 624 и 1000. Однако стандарт [2] допускает изготовление спидометров с другими передаточными числами. Можно ли осуществлять поверку спидометров с передаточными числами отличными от 624 и 1000 на имеющихся установках или поверять спидометр с передаточным числом 1000 на установке рассчитанной только на одно передаточное число – 624? Введем некоторый передаточный коэффициент, определяемый по формуле (4.3).
Zспид
Кп = ————— (4.3)
Zуст
где Zспид – передаточное число спидометра;
Zуст – передаточное число установки.
Основную погрешность спидометра в этом случае определяется по формуле (4.4):
Δ = Кп ·vизм - vуст (4.4)
где vизм – измеряемое значение скорости, км/ч;
vуст – показания эталонной установки, км/ч;
Кп – передаточное число, рассчитанное по формуле (4.3).
При определении погрешности измерения пройденного пути по эталонной установке устанавливается скорость Кп 60 км/ч, а относительную погрешность измерения пройденного пути определяется по формуле (4.2).
Положительные результаты поверки оформляют нанесением на стекло спидометра знака поверки согласно правилам [4].
Отрицательные результаты поверки оформляют извещением о непригодности согласно правилам [5], с указанием причин.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. ГОСТ 8.262 – 77 ГСИ. Спидометры автомобильные и мотоциклетные. Методы и средства поверки
2. ГОСТ 1578 – 76 Спидометры автомобильные и мотоциклетные с приводом от гибкого вала. Общие технические условия
3. ГОСТ 12936 – 82 Спидометры автомобильные с электроприводом. Общие технические условия
4. ПР 50.2.006-94 ГСИ. Порядок проведения поверки средств измерений.
5. ПР 50.2.007-2001 ГСИ. Поверительные клейма
Приложения
Приложение А. Блок-схема передачи единицы скорости
Приложение Б. Протокол поверки спидометра
Описание метрологической характеристики для спидометров с приводом от гибкого вала | Описание метрологической характеристики для спидометров с электроприводом | |||
Верхний предел диапазона измерений, км/ч | 60; 80; 100; 120; 140; 160; 180; 200; 220 | 80; 100; 120; 140; 160; 180; 200; 220 | ||
Передаточное число спидометра, равное количеству оборотов вала спидометра или датчика спидометра в течение одной минуты при скорости 60 км/ч | 624; 1000; допускается иное число | 624 или 1000 | ||
Цена деления, км/ч | 1; 2; 5; 10 | 1; 2; 5; 10 | ||
Оцифрованные точки шкалы | Через каждые 20 км/ч. Допускается наносить через меньшие интервалы | Через каждые 20 км/ч. Допускается наносить через меньшие интервалы | ||
Основная погрешность показаний указателя скорости | Числовая отметка шкалы, км/ч | Основная погрешность, км/ч | Числовая отметка шкалы, км/ч | Основная погрешность, км/ч |
До 40 включ. | +4 | До 40 включ. | +4 | |
80+n·20, (n=-1;0;1;2;3 и т.д. | +(5+n) | (n=-1;0;1;2;3 и т.д. | +(5+n) | |
Погрешность счетного механизма, %, от измеряемого значения | ±1 | ±1 |
globuss24.ru
Поверка спидометров в Москве
Поверка спидометров – процесс, важность которого многие владельцы транспортных средств попросту недооценивают. Ведь существующая погрешность измерений невооруженным глазом может быть не замечена, однако при этом значение отображаемой скорости нельзя оставлять без внимания. Ведь точность этих измерений имеет существенное влияние на множество процессов, связанных с различными сферами человеческой деятельности.
Поверка спидометров: основные понятия
Спидометр – устройство, применяемое для определения скорости транспортного средства в определенный момент его движения. Результаты измерений фиксируются в километрах или милях, преодолеваемых автомобилем или мотоциклом за один час. Такие приборы в большинстве своем относятся к двум разновидностям – аналоговым и цифровым.
Калибровка спидометров осуществляется по законодательно утвержденным методикам. Этот процесс включает в себя ряд процедур, каждая из которых дает возможность определить соответствие технических характеристик таких устройств установленным для них нормам.
Калибровка спидометров осуществляется с помощью специально разработанной для этой цели установки, а также путем использования в роли вспомогательного элемента идеально настроенного секундомера. Внешний осмотр при поверке спидометров проводится в лабораторных условиях.
Специалистами изучаются внешняя и внутренняя поверхности этих приборов, а также их общая структура. При обнаружении каких-либо неисправностей устройство не может быть использовано до их полного устранения. То же самое касается найденных повреждений, искажающих точность показаний или препятствующих их корректному отображению на шкале приборов.
Поверка спидометров – одна из многочисленных услуг, предоставляемых метрологической службой компании «Алира». Эта организация имеет соответствующую аккредитацию, а потому калибровка спидометров в исполнении ее сотрудников проводится согласно всем существующим нормам и методикам, а результат процедуры имеет юридическую силу и беспрепятственно вносится в государственную базу данных.
www.aliracert.ru
Статья - Поверка спидометров - Промышленность, производство
НИЖЕГОРОДСКИЙ ЦЕНТР СТАНДАРТИЗАЦИИ
МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
ЛАБОРАТОРИЯ ВИБРОАКУСТИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ И ИСПЫТАНИЙ
СПИДОМЕТРЫ
Н.Новгород 2005 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Назначение
2. Классификация и основные метрологические характеристики
3. Поверка спидометра
Библиография
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В настоящей работе дается классификация спидометров автомобильных и мотоциклетных (далее – спидометров), их основные метрологические характеристики. Основное внимание уделяется методам и средствам поверки спидометров.
спидометр метрологический поверка погрешность
1. НАЗНАЧЕНИЕ
Спидометры предназначены для преобразования частоты вращения приводного вала спидометра (для спидометров с приводом от гибкого вала, изготовленных согласно стандарту [2]) или датчика спидометра (для спидометров с электроприводом согласно стандарту [3] ) в показание скорости движения, а также преобразования количества оборотов приводного вала спидометра (для спидометров с приводом от гибкого вала, изготовленных согласно стандарту [2]) или датчика спидометра в показание счетчика пройденного пути (для спидометров с электроприводом согласно стандарту [3]).
2. КЛАССИФИКАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ МЕТРОЛОГИЧЕСКИЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ
Структурно спидометр состоит из скоростного и счетного узлов. Скоростной узел предназначен для измерения скорости, счетный узел – для измерения пройденного пути. Важнейшей технической характеристикой спидометра является передаточное число. Передаточное число для скоростного узла равно количеству оборотов в минуту вала спидометра при скорости 60 км/ч. Для счетного узла спидометра передаточное число равно числу оборотов вала спидометра на 1 км пути.
Зависимость скорости, измеряемой спидометром в зависимости от частоты вращения можно представить в виде формулы (1)
v=(k/z)·n (1)
где v – скорость измеряемая спидометром, км/ч;
k=60 км/ч;
z – передаточное число спидометра;
n – частота вращения вала спидометра, об/мин.
Стандарты [2] и [3] устанавливают два основных типа спидометров: спидометры с приводом от гибкого вала и спидометры с электроприводом. При этом спидометры с электроприводом в совокупности с датчиком выполняют ту же функцию, что и спидометры с приводом от гибкого вала. Основные метрологические характеристики спидометров приведены в таблице 3.1.
Таблица 3.1
Наименование метрологической характеристики | Описание метрологической характеристики для спидометров с приводом от гибкого вала | Описание метрологической характеристики для спидометров с электроприводом | ||
Верхний предел диапазона измерений, км/ч | 60; 80; 100; 120; 140; 160; 180; 200; 220 | 80; 100; 120; 140; 160; 180; 200; 220 | ||
Передаточное число спидометра, равное количеству оборотов вала спидометра или датчика спидометра в течение одной минуты при скорости 60 км/ч | 624; 1000; допускается иное число | 624 или 1000 | ||
Цена деления, км/ч | 1; 2; 5; 10 | 1; 2; 5; 10 | ||
Оцифрованные точки шкалы | Через каждые 20 км/ч. Допускается наносить через меньшие интервалы | Через каждые 20 км/ч. Допускается наносить через меньшие интервалы | ||
Основная погрешность показаний указателя скорости | Числовая отметка шкалы, км/ч | Основная погрешность, км/ч | Числовая отметка шкалы, км/ч | Основная погрешность, км/ч |
До 40 включ. | +4 | До 40 включ. | +4 | |
80+n·20, (n=-1;0;1;2;3 и т.д. | +(5+n) | 80+n·20, (n=-1;0;1;2;3 и т.д. | +(5+n) | |
Погрешность счетного механизма, %, от измеряемого значения | ±1 | ±1 |
3. ПОВЕРКА СПИДОМЕТРА
Спидометр поверяется по методике, изложенной в стандарте [1]. В качестве средства поверки рекомендуется применять установку для поверки спидометра КИ – 12548, или установку КИ – 12652. При использовании КИ – 12548 дополнительно в качестве средства поверки используется секундомер. Установка КИ –12652 имеет встроенный секундомер.
Перед проведением поверки на установке необходимо установить передаточное число равное передаточному числу спидометра.
При внешнем осмотре не должно быть обнаружено внешних повреждений, затрудняющих снятие показаний или влияющих на их точность (повреждение шкалы, стрелки, стекла и т.д. ), отверстий в корпусе и других повреждений, при которых открыт доступ к счетчику пройденного пути.
При опробовании на спидометре устанавливают скорость, близкую к верхнему пределу измерений и поддерживают ее в течение одной минуты. При этом стрелка указателя скорости должна плавно трогаться с места. Движение стрелки должно быть равномерным без рывков и заеданий, спидометр должен работать тихо, без шумов и стуков.
Определение основной погрешности спидометра по скорости производится на всех оцифрованных точках при возрастающих (прямой ход), а затем на убывающих (обратный ход) скоростях не менее двух раз. Основная погрешность определяется по формуле (4.1).
Δ = vизм -vуст (4.1)
где vизм – измеряемое значение скорости, км/ч;
vуст – показания эталонной установки, км/ч.
Основная погрешность в каждой точке каждого измерения не должна превышать значений, указанных в таблице 3.1.
При определении погрешности измерения пройденного пути по эталонной установке устанавливается скорость 60 км/ч и зафиксировать время изменений показаний счетчика, соответствующее 2 км условного пробега. Относительная погрешность измерения пройденного пути определяется по формуле (4.2):
То – Т
δ = ––––––––––– ·100 (4.2)
То
где То =120 с – номинальное время изменений показаний счетчика, соответствующее 2 км условного пробега;
Т – действительное значение времени изменений показаний счетчика, соответствующее 2 км условного пробега, измеренное секундомером.
Относительная погрешность, определенная по формуле (4.2) не должна превышать ±1%.
Имеющиеся в данный момент в обращении установки для поверки спидометров предусмотрены, как правило, для поверки спидометров с передаточными числами 624 и 1000. Однако стандарт [2] допускает изготовление спидометров с другими передаточными числами. Можно ли осуществлять поверку спидометров с передаточными числами отличными от 624 и 1000 на имеющихся установках или поверять спидометр с передаточным числом 1000 на установке рассчитанной только на одно передаточное число – 624? Введем некоторый передаточный коэффициент, определяемый по формуле (4.3).
Zспид
Кп = ————— (4.3)
Zуст
где Zспид – передаточное число спидометра;
Zуст – передаточное число установки.
Основную погрешность спидометра в этом случае определяется по формуле (4.4):
Δ = Кп ·vизм — vуст (4.4)
где vизм – измеряемое значение скорости, км/ч;
vуст – показания эталонной установки, км/ч;
Кп – передаточное число, рассчитанное по формуле (4.3).
При определении погрешности измерения пройденного пути по эталонной установке устанавливается скорость Кп 60 км/ч, а относительную погрешность измерения пройденного пути определяется по формуле (4.2).
Положительные результаты поверки оформляют нанесением на стекло спидометра знака поверки согласно правилам [4].
Отрицательные результаты поверки оформляют извещением о непригодности согласно правилам [5], с указанием причин.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. ГОСТ 8.262 – 77 ГСИ. Спидометры автомобильные и мотоциклетные. Методы и средства поверки
2. ГОСТ 1578 – 76 Спидометры автомобильные и мотоциклетные с приводом от гибкого вала. Общие технические условия
3. ГОСТ 12936 – 82 Спидометры автомобильные с электроприводом. Общие технические условия
4. ПР 50.2.006-94 ГСИ. Порядок проведения поверки средств измерений.
5. ПР 50.2.007-2001 ГСИ. Поверительные клейма
Приложения
Приложение А. Блок-схема передачи единицы скорости
Приложение Б. Протокол поверки спидометра
www.ronl.ru
Шпаргалка - Поверка спидометров - Промышленность, производство
НИЖЕГОРОДСКИЙ ЦЕНТР СТАНДАРТИЗАЦИИ
МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
ЛАБОРАТОРИЯ ВИБРОАКУСТИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ И ИСПЫТАНИЙ
СПИДОМЕТРЫ
Н.Новгород 2005 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Назначение
2. Классификация и основные метрологические характеристики
3. Поверка спидометра
Библиография
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В настоящей работе дается классификация спидометров автомобильных и мотоциклетных (далее – спидометров), их основные метрологические характеристики. Основное внимание уделяется методам и средствам поверки спидометров.
спидометр метрологический поверка погрешность
1. НАЗНАЧЕНИЕ
Спидометры предназначены для преобразования частоты вращения приводного вала спидометра (для спидометров с приводом от гибкого вала, изготовленных согласно стандарту [2]) или датчика спидометра (для спидометров с электроприводом согласно стандарту [3] ) в показание скорости движения, а также преобразования количества оборотов приводного вала спидометра (для спидометров с приводом от гибкого вала, изготовленных согласно стандарту [2]) или датчика спидометра в показание счетчика пройденного пути (для спидометров с электроприводом согласно стандарту [3]).
2. КЛАССИФИКАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ МЕТРОЛОГИЧЕСКИЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ
Структурно спидометр состоит из скоростного и счетного узлов. Скоростной узел предназначен для измерения скорости, счетный узел – для измерения пройденного пути. Важнейшей технической характеристикой спидометра является передаточное число. Передаточное число для скоростного узла равно количеству оборотов в минуту вала спидометра при скорости 60 км/ч. Для счетного узла спидометра передаточное число равно числу оборотов вала спидометра на 1 км пути.
Зависимость скорости, измеряемой спидометром в зависимости от частоты вращения можно представить в виде формулы (1)
v=(k/z)·n (1)
где v – скорость измеряемая спидометром, км/ч;
k=60 км/ч;
z – передаточное число спидометра;
n – частота вращения вала спидометра, об/мин.
Стандарты [2] и [3] устанавливают два основных типа спидометров: спидометры с приводом от гибкого вала и спидометры с электроприводом. При этом спидометры с электроприводом в совокупности с датчиком выполняют ту же функцию, что и спидометры с приводом от гибкого вала. Основные метрологические характеристики спидометров приведены в таблице 3.1.
Таблица 3.1
Наименование метрологической характеристики | Описание метрологической характеристики для спидометров с приводом от гибкого вала | Описание метрологической характеристики для спидометров с электроприводом | ||
Верхний предел диапазона измерений, км/ч | 60; 80; 100; 120; 140; 160; 180; 200; 220 | 80; 100; 120; 140; 160; 180; 200; 220 | ||
Передаточное число спидометра, равное количеству оборотов вала спидометра или датчика спидометра в течение одной минуты при скорости 60 км/ч | 624; 1000; допускается иное число | 624 или 1000 | ||
Цена деления, км/ч | 1; 2; 5; 10 | 1; 2; 5; 10 | ||
Оцифрованные точки шкалы | Через каждые 20 км/ч. Допускается наносить через меньшие интервалы | Через каждые 20 км/ч. Допускается наносить через меньшие интервалы | ||
Основная погрешность показаний указателя скорости | Числовая отметка шкалы, км/ч | Основная погрешность, км/ч | Числовая отметка шкалы, км/ч | Основная погрешность, км/ч |
До 40 включ. | +4 | До 40 включ. | +4 | |
80+n·20, (n=-1;0;1;2;3 и т.д. | +(5+n) | 80+n·20, (n=-1;0;1;2;3 и т.д. | +(5+n) | |
Погрешность счетного механизма, %, от измеряемого значения | ±1 | ±1 |
3. ПОВЕРКА СПИДОМЕТРА
Спидометр поверяется по методике, изложенной в стандарте [1]. В качестве средства поверки рекомендуется применять установку для поверки спидометра КИ – 12548, или установку КИ – 12652. При использовании КИ – 12548 дополнительно в качестве средства поверки используется секундомер. Установка КИ –12652 имеет встроенный секундомер.
Перед проведением поверки на установке необходимо установить передаточное число равное передаточному числу спидометра.
При внешнем осмотре не должно быть обнаружено внешних повреждений, затрудняющих снятие показаний или влияющих на их точность (повреждение шкалы, стрелки, стекла и т.д. ), отверстий в корпусе и других повреждений, при которых открыт доступ к счетчику пройденного пути.
При опробовании на спидометре устанавливают скорость, близкую к верхнему пределу измерений и поддерживают ее в течение одной минуты. При этом стрелка указателя скорости должна плавно трогаться с места. Движение стрелки должно быть равномерным без рывков и заеданий, спидометр должен работать тихо, без шумов и стуков.
Определение основной погрешности спидометра по скорости производится на всех оцифрованных точках при возрастающих (прямой ход), а затем на убывающих (обратный ход) скоростях не менее двух раз. Основная погрешность определяется по формуле (4.1).
Δ = vизм -vуст (4.1)
где vизм – измеряемое значение скорости, км/ч;
vуст – показания эталонной установки, км/ч.
Основная погрешность в каждой точке каждого измерения не должна превышать значений, указанных в таблице 3.1.
При определении погрешности измерения пройденного пути по эталонной установке устанавливается скорость 60 км/ч и зафиксировать время изменений показаний счетчика, соответствующее 2 км условного пробега. Относительная погрешность измерения пройденного пути определяется по формуле (4.2):
То – Т
δ = ––––––––––– ·100 (4.2)
То
где То =120 с – номинальное время изменений показаний счетчика, соответствующее 2 км условного пробега;
Т – действительное значение времени изменений показаний счетчика, соответствующее 2 км условного пробега, измеренное секундомером.
Относительная погрешность, определенная по формуле (4.2) не должна превышать ±1%.
Имеющиеся в данный момент в обращении установки для поверки спидометров предусмотрены, как правило, для поверки спидометров с передаточными числами 624 и 1000. Однако стандарт [2] допускает изготовление спидометров с другими передаточными числами. Можно ли осуществлять поверку спидометров с передаточными числами отличными от 624 и 1000 на имеющихся установках или поверять спидометр с передаточным числом 1000 на установке рассчитанной только на одно передаточное число – 624? Введем некоторый передаточный коэффициент, определяемый по формуле (4.3).
Zспид
Кп = ————— (4.3)
Zуст
где Zспид – передаточное число спидометра;
Zуст – передаточное число установки.
Основную погрешность спидометра в этом случае определяется по формуле (4.4):
Δ = Кп ·vизм — vуст (4.4)
где vизм – измеряемое значение скорости, км/ч;
vуст – показания эталонной установки, км/ч;
Кп – передаточное число, рассчитанное по формуле (4.3).
При определении погрешности измерения пройденного пути по эталонной установке устанавливается скорость Кп 60 км/ч, а относительную погрешность измерения пройденного пути определяется по формуле (4.2).
Положительные результаты поверки оформляют нанесением на стекло спидометра знака поверки согласно правилам [4].
Отрицательные результаты поверки оформляют извещением о непригодности согласно правилам [5], с указанием причин.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. ГОСТ 8.262 – 77 ГСИ. Спидометры автомобильные и мотоциклетные. Методы и средства поверки
2. ГОСТ 1578 – 76 Спидометры автомобильные и мотоциклетные с приводом от гибкого вала. Общие технические условия
3. ГОСТ 12936 – 82 Спидометры автомобильные с электроприводом. Общие технические условия
4. ПР 50.2.006-94 ГСИ. Порядок проведения поверки средств измерений.
5. ПР 50.2.007-2001 ГСИ. Поверительные клейма
Приложения
Приложение А. Блок-схема передачи единицы скорости
Приложение Б. Протокол поверки спидометра
www.ronl.ru
Описание метрологической характеристики для спидометров с приводом от гибкого вала | Описание метрологической характеристики для спидометров с электроприводом | |||
Верхний предел диапазона измерений, км/ч | 60; 80; 100; 120; 140; 160; 180; 200; 220 | 80; 100; 120; 140; 160; 180; 200; 220 | ||
Передаточное число спидометра, равное количеству оборотов вала спидометра или датчика спидометра в течение одной минуты при скорости 60 км/ч | 624; 1000; допускается иное число | 624 или 1000 | ||
Цена деления, км/ч | 1; 2; 5; 10 | 1; 2; 5; 10 | ||
Оцифрованные точки шкалы | Через каждые 20 км/ч. Допускается наносить через меньшие интервалы | Через каждые 20 км/ч. Допускается наносить через меньшие интервалы | ||
Основная погрешность показаний указателя скорости | Числовая отметка шкалы, км/ч | Основная погрешность, км/ч | Числовая отметка шкалы, км/ч | Основная погрешность, км/ч |
До 40 включ. | +4 | До 40 включ. | +4 | |
80+n·20, (n=-1;0;1;2;3 и т.д. | +(5+n) | 80+n·20, (n=-1;0;1;2;3 и т.д. | +(5+n) | |
Погрешность счетного механизма, %, от измеряемого значения | ±1 | ±1 |
doc4web.ru
ГОСТ 8.262-77 Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Спидометры автомобильные и мотоциклетные. Методы и средства поверки, ГОСТ от 14 ноября 1977 года №8.262-77
ГОСТ 8.262-77
Группа T88.2*_______________________* Группа приведена из Указателя"Государственные стандарты"2003 г. - Примечание "КОДЕКС".
Государственная система обеспечения единства измерений
СПИДОМЕТРЫ АВТОМОБИЛЬНЫЕ И МОТОЦИКЛЕТНЫЕ
Методы и средства поверки
State system for ensuring the uniformity of measurements. Autocar and cycle speedometers.Verification methods and means
Дата введения 1979-01-01
РАЗРАБОТАН Харьковским государственным научно-исследовательским институтом метрологии (ХГНИИМ)Директор В.В.КандыбаРуководитель темы Г.И.ЛеоновИсполнитель Н.А.СизовВНЕСЕН Управлением приборостроения, средств автоматизации и систем управления Госстандарта СССРНачальник И.А.АлмазовПОДГОТОВЛЕН К УТВЕРЖДЕНИЮ Всесоюзным научно-исследовательским институтом метрологической службы (ВНИИМС)Директор Н.Г.РамбидиУТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 14 ноября 1977 г. N 2648ВЗАМЕН Методики 37-75 и Инструкции 242-57 в части поверки спидометровНастоящий стандарт распространяется на автомобильные и мотоциклетные спидометры, выпускаемые по ГОСТ 1578-76 и ГОСТ 12936-67, а также импортные спидометры, находящиеся в эксплуатации и удовлетворяющие требованиям ГОСТ 1578-76 и ГОСТ 12936-67, и устанавливает методы и средства их первичной и периодической поверок.
1. ОПЕРАЦИИ И СРЕДСТВА ПОВЕРКИ
1.1. При проведении поверки должны быть выполнены операции и применены средства поверки, указанные в таблице.
Наименования операции | Номера пунктов стандарта | Средства поверки и их нормативно-технические характеристики |
Внешний осмотр | 3.1 | - |
Опробование | 3.2 | Установки типов ППС-1 и УПС-4. Диапазон воспроизводимых линейных скоростей 20-200 км/с. Погрешность измерения при скоростях 20-60 км/ч±1 км/ч, более 60 км/ч±1,5% измеряемого значения |
Определение метрологических параметров | 3.3 | То же, и механический секундомер типа СОПпр-2А-3 по ГОСТ 5072-72 |
1.2. Допускается применять вновь разработанные или находящиеся в применении средства поверки, прошедшие метрологическую аттестацию в органах государственной или с их разрешения ведомственной метрологической службы и удовлетворяющие по точности требованиям настоящего стандарта.
2. УСЛОВИЯ ПОВЕРКИ И ПОДГОТОВКА К НЕЙ
2.1. При проведении поверки должны быть соблюдены следующие условия:температура помещения 20±5 °С;относительная влажность воздуха 65±15%.
2.2. Перед поверкой спидометры должны находиться в помещении, где проводят поверку, не менее 2 ч.
2.3. Спидометры должны быть чистыми, иметь подготовленные места для нанесения поверительных клейм.Примечание. Допускается поверять спидометры непосредственно на автомобиле, если на спидометре имеется неповрежденный оттиск клейма предыдущей поверки или отсутствуют следы вскрытия.
3. ПРОВЕДЕНИЕ ПОВЕРКИ
3.1. Внешний осмотр
3.1.1. При внешнем осмотре должно быть установлено соответствие спидометров требованиям ГОСТ 1578-76 и ГОСТ 12936-67 в части маркировки, упаковки, транспортирования и хранения.
3.1.2. При внешнем осмотре не должно быть обнаружено:внешних повреждений, затрудняющих снятие показаний или влияющих на их точность (повреждение шкалы, стрелки, стекла и т.д.), отверстий в корпусе и других повреждений, при которых открыт доступ к счетчику пройденного пути.Кроме того, при внешнем осмотре устанавливают:правильность выбора места клеймения или опломбирования для того, чтобы исключить доступ к механизму спидометра без повреждения пломб или клейм;возвращение стрелки спидометра в начальное положение после выведения из первоначального положения;фиксирование чекой барабанов счетчика (не должны проворачиваться относительно друг друга).
3.1.3. При проверке в прорези шкалы должен быть виден один ряд цифр. Не допускается смещение цифр барабана счетчика относительно друг друга, за исключением цифр барабана с ценой деления 0,1 км.Примечания: 1. При выпуске из производства и после ремонта спидометров счетчики пройденного пути проверяют при снятом корпусе.
2. При поверке спидометров, находящихся в эксплуатации, для осмотра счетчика пройденного пути снимают корпус спидометра.
3. Спидометр не разбирают при наличии неповрежденного оттиска клейма предыдущей поверки или отсутствии следов вскрытия.
3.2. ОпробованиеОпробование проводят на установках для поверки спидометров, при этом:шкалу располагают под углом 70-90° для автомобильных и 10-30° - для мотоциклетных спидометров;спидометр должен проработать не менее 1 мин при скорости, близкой к наибольшей;стрелка указателя скорости должна плавно трогаться с места. Движение стрелки должно быть равномерным, без рывков и заеданий, спидометр должен работать тихо, без шумов и стуков.
3.3. Определение метрологических параметров
3.3.1. Погрешность измерителя скорости определяют на всех оцифрованных отметках шкалы сначала на возрастающих, а затем на убывающих скоростях не менее двух раз. Погрешность показаний должна соответствовать указанным в ГОСТ 1578-76 и ГОСТ 12936-67.
3.3.2. Колебания стрелки при скоростях, больших 20 км/ч, должны соответствовать требованиям ГОСТ 12936-67 или ГОСТ 1578-76.
3.3.3. При поверке спидометров на образцовых установках со стрелочными указателями и шкалой, отградуированной в км/ч, с нанесенной зоной допуска в каждой поверяемой точке, скорость устанавливают по поверяемому спидометру до точного совпадения стрелки с соответствующим штрихом шкалы. Если стрелка образцового прибора находится в зоне допуска, то погрешность спидометра не превышает допустимую.
3.3.4. Автомобильные спидометры с электроприводом и питанием от бортовой сети поверяют в комплекте преобразователя с измерителем.
3.3.5. При поверке счетчика пройденного пути необходимо установить на образцовой установке скорость 60 км/ч и зафиксировать время изменения показаний счетчика, соответствующее 2 км условного пробега. При верном передаточном отношении счетчика пройденного пути это время должно быть 120±6 с.
4. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОВЕРКИ
4.1. Результаты первичной и периодической поверок спидометров оформляют клеймением или опломбированием.
4.2. Спидометры, признанные годными при поверке органами Госстандарта СССР, клеймят и опломбируют.
4.3. Спидометры, не удовлетворяющие требованиям настоящего стандарта, к применению не допускают.Текст документа сверен по:официальное изданиеМ.: Издательство стандартов, 1978
docs.cntd.ru