Как отрегулировать сцепление


Регулировка сцепления • МОЙМЕХАНИК.РФ

Что это за услуга?

Безопасность на дороге во многом зависит от правильного и надежного функционирования всех деталей и агрегатов автомобиля. Зачастую неопытный автомобилист не замечает проблем, пока они не становятся явными и не начинают мешать нормальной езде. Если, мол, все работает правильно, значит, и ремонт не нужен. Но это не так. Любой механизм со временем изнашивается и требует своевременного обслуживания. Не исключение и сцепление. Если вы заметили проблемы в его работе, то срочно необходима регулировка сцепления. Она поможет не только сделать вождение более комфортным, но и значительно повысить его безопасность.

Зачем нужна регулировка педали сцепления?

На примере проверенной «классики» разберем этот вопрос. Проблема возникает при слишком большом или малом ходе. Когда наблюдается первый вариант, то сцепление отключается частично, при этом диск остается в контакте с маховиком двигателя. Во втором случае ведомый диск включается не до конца, поэтому происходит пробуксовка и потеря крутящего момента. Все эти явления не только мешают нормальному вождению, но и вредят автомобилю. Если регулировка хода сцепления проводится не вовремя, то происходит более быстрый износ деталей, приводящий к неминуемой поломке и срочной замене комплектующих.

Как правильно определить поломку

Сделать это можно «народным способом», он простой и не требует особых навыков. Для этого вам понадобится линейка. С её помощью замеряете расстояние от пола до педали. Нормально значение – 16 см. Если имеются отклонения, требуется срочно провести регулировку хода сцепления. Но, поскольку, всегда измерять расстояние линейкой это неудобно, приведем еще несколько факторов, являющихся «предвестниками» неисправности:

  • При попытке плавного начала движения возникают рывки или удары.
  • Шум при работе сцепления.
  • Западание педали.
  • Раннее или позднее начало движения.

Как отрегулировать сцепление

Разберем на примере настройки механического сцепления. Механизм будет приводиться в рабочее состояние при помощи регулировочного устройства. Оно представляет собой болт на окончании троса в подкапотном пространстве.

Для регулирования хода сцепления проворачиваем специальную гайку, чтобы оно стало 12-13 см. Если нужно увеличить расстояние – гайка закручивается, уменьшить – откручивается. После этой процедуры 3 раза жмем на педаль сцепления, замеряем полученный результат линейкой. В случае несоответствия нормальному ходу продолжаем регулировку до тех пор, пока не получим желаемый результат.

В случае если на вашей машине стоит гидравлическое сцепление, то настройку проводят следующим образом. С кронштейна рабочего цилиндра и вилки снимается пружина. Затем при помощи регулировочной гайки настраивается свободный ход. Общее расстояние от штока толкателя до выжимной вилки должно составлять около полусантиметра. После окончания процедуры проводится испытание и замер. В случае неудовлетворительного результата настройка продолжается.

 

 

Имейте ввиду

В современных автомобилях регулировка сцепления не требуется. Регулировка сцепления необходима только в случае, когда сцепление управляется тросом. Большинство современных автомобилей имеют гидравлический привод сцепления, который не требует регулировки.

Описанные выше методы применимы для «классики». В вашем автомобиле регулировка хода сцепления может проводиться другим способом. В таком случае лучше обратиться к специалисту за консультацией.

Наши рекомендации

  • Не ждите отказа педали, регулярно проводите тех. осмотр автомобиля для выявления неполадок сцепления.
  • Регулировка сцепления должна проводиться согласно графику регулярно. В среднем это 1-2 раза в год.
  • Вместе с этим не забывайте о настройке гидравлической части устройства.

Замеры при регулировке сцепления

Регулировка сцепления

Регулировка сцепления с замерами

Насколько это важно

  • пробуксовка сцепления;
  • посторонние шумы;
  • утечка жидкости в системе привода;
  • заметное уменьшение или увеличение хода педали сцепления.

Регулировка сцепления подразумевает следующие работы: замер хода педали, регулировка сцепления, тестирование, тех. осмотр.

Основные причины, почему это происходит

  • Автомобиль не начинает движение при нажатии на педаль акселератора
  • Затрудненное трогание автомобиля с места

Перечень основных работ:

  • Проверьте работу сцепления.
  • Отрегулируйте сцепление

mymechanic.ru

Как отрегулировать сцепление на автомобилях ВАЗ различных моделей

Каждый водитель должен знать, как отрегулировать сцепление на своём автомобиле. Эту процедуру необходимо проводить в случае, когда меняется диск и корзина сцепления, а также при чрезмерном износе этих элементов. Движение автомобиля по трассе происходит практически всегда с постоянной скоростью, переключение коробки передач очень редко осуществляется.

А вот при движении по городу приходится постоянно останавливаться, снижать или повышать скорость, педаль сцепления выжимается порой несколько десятков раз за одну минуту. При этом происходит существенный износ как механизма привода, так и элементов сцепления.

Гидравлический привод

Существует два типа приводов, которые получили распространение в легковой автомобильной технике. Первый – гидравлический, в состав которого входит рабочий и главный цилиндры. Они соединяются при помощи гибкой трубки, в которой находится тормозная жидкость. Водитель педалью создаёт давление в системе, поршень главного цилиндра перемещается под действием штока внутрь.

На рабочем цилиндре шток при этом выдвигается наружу и воздействует на вилку сцепления. При этом диск отсоединяется от рабочей поверхности корзины сцепления, в результате чего коробка передач отключается от двигателя. Такие конструкции привода широко использовались на автомобилях ВАЗ классической серии — модели 2101-2107. Довольно сложная конструкция у него, вероятность появления поломок намного выше, нежели у тросиковой.

Тросиковый привод

Тросиковая система привода механизма сцепления очень простая по конструкции, ломаться в ней практически нечему. В основе находится гибкий трос, который соединяет вилку сцепления и педаль. Он снаружи покрыт силиконом, что обеспечивает максимальную его подвижность.

Широко используются на всех автомобилях ВАЗ, начиная с модели 2108. Перед тем как отрегулировать сцепление на ВАЗ, необходимо узнать, какой привод установлен на автомобиле. Для этого достаточно знать модель своей машины.

Регулировка педали с гидравлическим приводом

Для того чтобы осуществить корректировку положения педали, необходимо выполнить следующие действия:

  1. В месте соединения педали и штока главного цилиндра имеется регулировочная гайка. Ее необходимо ослабить для проведения корректировки положения педали.
  2. Вращая гайку, добиваетесь уменьшения свободного хода педали сцепления.
  3. Так как отрегулировать педаль сцепления можно ещё путем корректировки положения штока на рабочем цилиндре, желательно сделать и это.
  4. Ослабляете контргайку, после чего вращаете регулировочную, добиваясь минимального свободного хода. Допустимое значение — менее 160 мм.

Вся настройка производится эмпирическим путем — количество оборотов, которое необходимо сделать для уменьшения свободного хода, может быть различным, всё зависит от состояния автомобиля и его систем.

Обратите внимание на то, что в расширительном бачке обязательно должна быть залита свежая тормозная жидкость, причём чётко по уровню. В противном случае механизм привода работать не будет.

Регулировка сцепления тросикового типа

Такой привод применяется на автомобилях с ведущими передними колесами. Это "девятки", "десятки" и более новые "Гранты" и "Приоры". Небольшая инструкция, как правильно отрегулировать сцепление на автомобилях, имеющих подобный привод:

  1. Ослабьте при помощи двух ключей на «17» фиксацию тросика на кронштейне, который расположен на коробке передач.
  2. Внешнюю гайку необходимо выкручивать, чтобы увеличить общую длину тросика.
  3. Опять же, настройка производится эмпирическим путем. Сделали несколько оборотов — зафиксировали положение второй гайкой и проверили свободный ход педали.
  4. Если свободный ход не уменьшился, то необходимо повторить процедуру настройки.
  5. По окончании всех работ нужно хорошенько затянуть внутреннюю гайку, надеть на место резиновый пыльник.

Желательно производить своевременно замену тросика, так как он может порваться в самый неподходящий момент. Внешнюю гайку при затяжке нельзя вращать – именно с ее помощью производится корректировка длины троса.

Замена тросика привода

Так как отрегулировать сцепление с изношенным тросиком привода вряд ли получится, желательно установить новый элемент. Его стоимость в магазинах составляет около 250 руб. Зато после замены даже старенькая "девятка" ничем не сможет уступать любой бюджетной иномарке. Педаль сцепления окажется очень лёгкой, что улучшит управляемость автомобиля.

Чтобы заменить тросик, нужно выполнить следующие действия:

  1. Включите скорость на коробке передач и под задние колеса установите противооткатные башмаки.
  2. Снимите трос с вилки сцепления.
  3. Выкрутите две гайки, чтобы освободить трос от кронштейна.
  4. Отсоедините тросик от кронштейна. Больше его ничего не удерживает.
  5. Отсоедините от педали второй край тросика. Для этого необходимо извлечь стопорную шайбу.

После этого можно полностью извлечь весь привод сцепления и вместо него установить новый в обратном порядке. После установки обязательно необходимо произвести регулировку свободного хода педали. Это позволит улучшить управляемость автомобиля.

fb.ru

Регулировка сцепления ВАЗ 2109

Регулировка сцепления является одной из важнейших процедур для любого автомобиля. Она позволяет достичь максимально точной работы системы, что положительно сказывается на процессе управления и комфортности вождения машины. Для реализации данного мероприятия не требуется багаж углублённых знаний, наличие высокой квалификации или специальных профессиональных инструментов. С этим может справиться любой автолюбитель с помощью стандартных инструментов, которые идут в комплекте с транспортом. В данной статье мы детально рассмотрим регулировку сцепления для таких автомобилей как ВАЗ-2107, 2109 и 2115.

Зачем нужна регулировка сцепления

Если своевременно не производить регулировку хода педали, это может в итоге спровоцировать серьёзные поломки. В лучшем случае потребуется дорогостоящий ремонт, а в худшем придётся выполнить замену основного узла. Увеличенный ход педали сопровождается частичным включением системы. При этом диск остаётся в соприкосновении с поверхностью маховика двигателя. Недостаточный ход не обеспечивает полное включение в работу ведомого диска. Поэтому возникает так называемая пробуксовка. Иными словами, происходит потеря определённой части крутящего момента.

Диагностика работы системы сцепления

Для выполнения самостоятельной диагностики понадобиться линейка. Основными признаками необходимости регулировки системы могут быть характерные рывки или удары в начале движения автомобиля, западание педали, или наличие шума при нажатии педали и срабатывании сцепления. Проверить работоспособность системы очень просто. Для этого следует произвести следующие операции:

  • Включите двигатель. После прогрева медленно отпуская педаль, начните движение. Если машина тронулась сразу по мере отпускания педали, это может свидетельствовать об отсутствии достаточного свободного зазора между элементами системы сцепления.

  • В случае, когда авто начинает двигаться только при полностью отпущенной педали, это значит, что её ход превышает норму. Когда движение происходит с отставанием после возврата в исходное положение педали, это значит, что ход ниже нормы.

Теперь можно приступить к измерениям. Точные нормы к конкретной модели автомобиля указаны в технической документации. Для отечественных машин нормой считается расстояние от пола до края педали в пределах 160 мм. Если значение не совпадает, необходимо срочно сделать регулировку.

Видео - Регулировка сцепления на ВАЗ 2109

 

Настройка сцепления ВАЗ своими руками

В принципе регулировка сцепления ВАЗ-2107 или 2109 (2115) практически не отличается, так как модели имеют схожую конструкцию и основную базу деталей. Для решения данной задачи понадобиться стандартный набор автомобильных ключей. Последовательность регулировочных работ системы сцепления нужно выполнять в таком порядке:

  • Подготовка автомобиля. Для удобного доступа к необходимым деталям, машину нужно установить на эстакаду или над смотровой ямой. Это значительно упростит доступ к толкателю рабочего цилиндра.

  • Проверка системы сцепления. В салоне автомобиля нужно проверить свободный ход педали. Определить данное значение достаточно просто. Для этого нужно измерить величину зазора между рычагом управления и штоком привода. Переместите педаль в крайнее верхнее положение, зазор должен находиться в диапазоне от 0,5 до 2,0 миллиметров. 

  • Регулировка педали. В случае обнаружения отклонений при измерении нужно выполнить регулировку. С помощью ключа на 10 нужно ослабить стопорную гайку на ограничителе хода. Вращательными движениями добейтесь необходимого зазора. Регулировку выполняйте постепенно, с частыми замерами. После получения нужного значения, зафиксируйте стопорную гайку.

  • Очистка и проверка толкателя. На автомобилях ВАЗ-2107 для доступа к толкателю нужно демонтировать грязезащитный щиток. Регулировка сцепления ВАЗ-2109 или 2115 также включает это этап. Толкатель нужно очистить от грязи, а на резьбовое соединение нанесите приникающую смазку. Это позволит проводить калибровку без усилий. После этого, нужно проконтролировать величину хода рабочего цилиндра сцепления. От её значения зависит свободное перемещение выжимного подшипника. Отодвиньте рукой до упора назад вилку. Измерьте полученное расстояние от агрегата до рычага. Нормой считается свободный ход в пределах 4,0-5,0 мм. При достаточно большом усилии пружины, её можно отсоединить от рычага. Это не повлияет на точность измерения показателей.

  • Регулировка толкателя. Для реализации этого мероприятия понадобятся ключи на 17, 13 и 8. С помощью первого инструмента нужно удерживать регулировочную гайку от проворачивания, а вторым ключом ослабляем затяжку контргайки. Теперь с помощью ключа на 8 удерживаем толкатель за лыски, а ключом на 17 выполняем регулировку. В завершение необходимо прикрутить все фиксирующие элементы. Для этого удерживаем регулировочную гайку на толкателе и затягиваем контрольную.

  • Проверка точности регулировки. Проконтролируйте величину хода педали и толкателя. Если полученные показатели не совпадают с указанными значениями в технической документации, повторите процедуру регулировки.

Вышеизложенная информация позволит на личном опыте убедиться, как просто выполняется регулировка сцепления ВАЗ-2115 (2109 или 2107). 

vipwash.ru

Как отрегулировать сцепление?

Эксплуатация любого автомобиля подразумевает уход за ним. Но, не зная инструкции и сомневаясь в правильности своих действий, не стоит лезть под капот машины. В статье будет рассказано, как отрегулировать сцепление грузового автомобиля МАЗ.

Устройство сцепления

В автомобиле МАЗ сцепление сухое, двухдисковое, устроенное по фрикционному типу с расположением по периферии пружин цилиндрической формы. Установлено оно в литом чугунном картере. Оно предназначено для непродолжительного разделения коленвала двигателя с коробкой передач, а также плавного их соединения в то время, когда автомобиль трогается с места и при дальнейшем переключении скоростей.

Надо знать, как правильно отрегулировать сцепление, т.е. проверить его, смазать привод и выжимной подшипник следуя смазочной карте. Надо регулярно следить за тем, как затянуты крепежные болты картера сцепления с картером маховика. Затяжка должна составлять 8-10 кГм. Делать это нужно равномерными движениями, с последовательностью крест-накрест. После затягивания болтов следует их закрепить, отогнув усики стопорных пластин на грани болтовых головок.

Регулировка сцепления и привода

Правила эксплуатации автомобиля МАЗ предусматривают такие регулировки:

  • регулировка размеров величины отхода ведущего среднего диска, которые обеспечивают необходимые зазоры рабочих поверхностей сцепления после его выключения
  • регулировка зазорной величины торца крышки клапанного корпуса и регулировочной гайки
  • регулировка хода педали сцепления
  • Потребуется набор ключей (рожковых и накидных) и линейка со штангенциркулем.

Этапы регулировки

  1. Чтобы провести полную регулировку сцепления, вначале надо отрегулировать, насколько отходит средний ведущий диск. Это позволит обеспечить нужный зазор рабочих поверхностей сцепления. Дополнительно надо отрегулировать зазор торца крышки клапанного корпуса и его регулировочной гайки, потом провести регулировку работы педали сцепления.
  2. Далее нужно определить то, как снять средний ведущий диск, сняв перед этим крышки люков с картеров сцепления и маховика. Чтобы это провести, надо включить сцепление и установить нейтральное положение коробки передач. Затем следует поворачивать маховик двигателя, ввернув при этом до самого конца четыре регулировочных винта в средний ведущий диск. Предварительно на винтах нужно открутить контргайки.
  3. Не прекращая крутить маховик, надо отвернуть на один оборот винты регулировки и закрепить их контргайками. Затягивая контргайки, не стоит прикладывать огромных усилий, и лучше всего придерживать регулировочный винт, во избежание смещения отрегулированного зазора.
  4. Проводим измерение зазора между торцом задней крышки корпуса клапана и регулировочной гайкой, который должен быть от 3,3 мм до 3,7 мм. Контролировать величину зазора надо после проведения каждого ТО-2. Регулирование этого проводится ослаблением зажима контргайки и установлением нужной величины зазора. После этого надо затянуть контргайку, не нарушая установленного зазора.
  5. Следующим этапом будет то, как отрегулировать педаль сцепления. Для этого потребуется линейка, с помощью которой, после спуска воздуха из пневмосистемы, надо будет измерить величину хода педали. Она должна соответствовать 34-43 мм. Контроль свободного хода следует проводить после каждого ТО-1. Перед этим надо обязательно убедиться в том, что установленный до этого зазор в норме.
  6. Для регулирования свободного хода педали надо разъединить двуплечий рычаг привода педали с вилкой штока клапана и вилкой штока цилиндра сцепления. При этом перевести поршень цилиндра в самый низ, а нижний край двуплечего рычага отвести в обратную сторону до упора. Надо проверить, чтобы отверстия вилки штока цилиндра и рычага не были совмещены примерно на 50%. При отклонении в большую или меньшую сторону нужно довести до необходимого размера с помощью вращения штока цилиндра.
  7. Завершающим этапом того, как отрегулировать сцепление на Мазе, будет соединение рычага и всех отсоединенные элементов, регуляция расстояния между отверстиями вилок с помощью вращения самих вилок. Сделать это будет сложно при большой изношенности фрикционных накладок дисков. В этом случае надо будет переставить двуплечий рычаг на 1 шлиц против часовой стрелки. После чего заново отрегулировать ход педали сцепления.

elhow.ru

Сцепление – проверка и регулировка свободного хода педали

Сцепление служит основным связующим звеном между двигателем и трансмиссией, составной частью которого он является.

Механизм сцепления выполняет целый ряд важнейших функций: постоянно и надежно передает крутящий момент от двигателя, временно отсоединяет трансмиссию от двигателя, что необходимо в момент переключения передач, торможения автомобиля, и плавно соединяет двигатель с трансмиссией.

Необходимо напомнить также, что сцепление при чрезмерных нагрузках предохраняет детали механизмов трансмиссии от поломок.

Механизм сцепления

На автомобилях "Жигули" установлено сухое одно-дисковое сцепление.

Привод выключения сцепления — гидравлический, а для уменьшения усилия, которое прикладывается к ножной педали, используется дополнительный пружинный механизм (сервомеханизм).

Примененное на автомобилях «Жигули» сцепление при условии грамотного обращения с ним весьма долговечно и надежно в эксплуатации.

Оно обеспечивает легкое и плавное переключение передач, хорошо уравновешено и обладает минимальным моментом инерции.Механизм сцепления состоит из следующих основных узлов и деталей:

  • картера 1, отлитого из алюминиевого сплава
  • стального ведомого диска 8 с наклепанными с двух сторон фрикционными накладками 7
  • нажимного (ведущего) диска 10, который вместе с диафрагменной пружиной установлен в стальном кожухе 9 (хотим напомнить, что в обиходе этот узел часто называют "корзиной сцепления")
  • механизма выключения сцепления и привода.

Нормальная работа механизма сцепления зависит от многочисленных факторов, одним из которых является величина свободного хода педали.

Она должна составлять 30—35 мм, величина полного хода педали сцепления — 140 мм. Уменьшение или значительное увеличение свободного хода педали приводит к нарушению нормальной работы сцепления.

Чаще всего эти нарушения выражаются неполным выключением сцепления (при увеличенном свободном ходе) или шумом при работе сцепления, когда педаль отпущена (при недостаточном свободном ходе).

Учитывая важность выполняемых сцеплением функций и его уязвимость при неумелой эксплуатации,  завод рекомендует   контролировать   величину свободного   хода педали при каждом техническом обслуживании.

Операция по регулировке свободного хода педали сцепления не занимает много времени, однако для ее выполнения необходима смотровая канава или эстакада. Из инструмента вам потребуются два ключа 13 x 17 мм и 17 x 19 мм.

Величины полного и свободного ходов педали сцепления очень просто замерить с помощью линейки, сидя в салоне автомобиля. Если же потребуется регулировка, вам придется спуститься в канаву или забраться под стоящий на эстакаде автомобиль.

Проверка свободного хода педали сцепления

Прежде чем приступить к регулировке, вы можете, находясь под автомобилем, еще раз проверить величину свободного хода педали.

Проверку выполняют следующим образом:

  1. установите большой палец левой руки на толкатель (рис. выше), а указательным оттяните к большому пальцу вилку 3 выключения сцепления, преодолев усилие оттяжной пружины 6 до упора.
  2. если в таком положении свободный ход на толкателе 2 рабочего цилиндра будет находиться в пределах 4—6 мм, значит тревога была напрасной. В противном случае необходима регулировка.
  3. свободный ход педали сцепления регулируют гайкой 4.
  4. для этого необходимо отвернуть контргайку 5, с помощью гайки 4 отрегулировать величину хода толкателя так, чтобы минимальное отклонение вилки выключения сцепления было равно 4 мм, а максимальное — 6 мм, и завернуть контргайку.

Если вы тщательно отрегулировали и установили величину свободного хода вилки выключения сцепления, то величину свободного хода педали можете не проверять. Она в необходимых пределах.

Полезно почитать - повышенный шум при включении сцепления.

old-vaz.ru