Поршни и шатуны могут быть сняты без снятия двигателя, например, для замены какого-либо
поршня или шатунного подшипника. В этом случае необходимо снять головку цилиндров
и поддон картера, как это описано в соответствующем разделе.
Отверните болты и снимите всасывающий патрубок масляного насоса и маслоуспокоительный
лист . Если требуется более значительный ремонт, двигатель необходимо снимать.
Поршни и шатуны выдавливаются наверх рукояткой молотка. После этого могут быть
сняты крышки и вкладыши шатунных подшипников. Перед проведением указанных работ
необходимо ознакомиться с приведенными ниже указаниями, касающимися маркировок,
направлений установки и других особенностей:
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Каждая шатунно-поршневая
группа должна иметь маркировку соответствующего цилиндра. Ее лучше
всего нанесите краской на днище поршня (иллюстр.). Здесь же необходимо
нанести стрелку, указывающую на переднюю часть двигателя. Днища поршня
имеют маркировки. Однако из-за нагара их может быть не видно. Кроме
того, они могут быть повреждены в процессе удаления нагара.
2. При снятии поршня с шатуном необходимо
обратить внимание на направление установки крышки шатунного подшипника.
Перед снятием крышки необходимо пометить номером цилиндра с одной
стороны шатун и крышку (иллюстр.). Это лучше всего сделать кернером
(цилиндр №1 одним ударом кернера, цилиндр №2 двумя ударами и т. д.).
Шатун и крышка шатунного подшипника должны собираться таким образом,
чтобы выступы на шатунах, показанные стрелками на иллюстр., смотрели
в сторону сцепления, если стрелка или метка на днище поршня смотрит
в сторону привода механизма распределения.
3. Вкладыши шатунного подшипника
маркируются в соответствии с шатуном и крышкой. Маркировка наносится
краской на обратных сторонах верхнего и нижнего вкладышей подшипников.
4. Если поршень отсоединялся от
шатуна, то необходима замена всех элементов сборки-поршня, поршневого
пальца и шатуна. Поршни снимаются следующим образом. При этом имеется
в виду, что двигатель снят и сняты головка цилиндров, поддон картера
и приемная труба масляного насоса:
5. Снимите крышки подшипников и
выньте вкладыши. Выдавите поршневые группы наверх, как было описано
ранее. Если необходимо, снимите шабером нагар в верхней части цилиндров.
6. Проверьте поршневую группу, как
описано ниже на этой странице. При обнаружении износа или каких-либо
повреждений вся группа заменяется.
7a. При необходимости замены только поршневых
колец, они снимаются специальными щипцами по порядку через днище поршня.
Щипцы устанавливаются на поршневом кольце, как показано на иллюстр.
7a, и кольцо раздвигается до тех пор, пока оно не выйдет из канавки.
Если кольца будут вновь использоваться, их необходимо пометить.
7b. Если специальных щипцов для снятия колец
нет, то под кольца можно установить стальные полоски, как показано
на иллюстр. 7b. Одна полоска устанавливается обязательно под конец
кольца, чтобы исключить повреждение поршня. Сборка поршней и шатунов
для разных типов двигателей описывается отдельно.
ДВИГАТЕЛЬ 2.0 Л OHC С СЕРЕДИНЫ 1995 Г. ВЫПУСКА
Кривошипно-шатунный механизм этого двигателя полностью взят с предшествующего
двигателя. Поэтому в отношении этого двигателя справедливо вышеприведенное описание.
ДВИГАТЕЛЬ 2.4 Л OHC
Работы проводятся аналогично вышеописанной схеме, включая маркировку днища поршней,
шатунов и т.п. Стрелка или метка на днище поршня должна быть обращена вперед.
Выступ на шатуне должен быть обращен назад. Поршневой палец удерживается стопорными
кольцами.
ДВИГАТЕЛЬ DOHC
Указания, приведенные относительно двигателя OHC действительны и для двигателя
DOHC, если это касается снятия. Отличия имеются при разборке шатунно-поршневой
группы, так как в данном случае детали группы могут быть заменены независимо друг
от друга. Следует также обратить внимание на конструкцию поддона картера двигателя
до конца 1997 г. выпуска и далее. Подробности описаны в соответствующем разделе.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Каждую шатунно-поршневую группу
пометьте в собранном виде. В середине крышки шатуна имеется механически
обработанный прилив. Острие этого прилива должно указывать в сторону
маховика.
2. Выпрессуйте поршневой палец, предварительно
сняв стопорные кольца. Выборка в районе отверстия под палец позволяет
использовать для снятия стопорных колец оправку, как показано на иллюстр.
Палец выпрессовывается с применением соответствующей оправки. Следите
за тем, чтобы не повредить поршня. При необходимости поршень можно
немного нагреть.
3. Поршневые кольца снимаются,
как описывалось выше (иллюстр. 7a). Кольца храните
в порядке их установки на поршень, если они в дальнейшем будут опять
устанавливаться. Перед установкой поршневого кольца они должны быть
проверены. При этом проверяются зазоры по высоте между поршневыми
кольцами и канавками и зазоры в замке. Если устанавливается новый
поршень, то должны устанавливаться и новые поршневые кольца.
Измерение диаметра цилиндров
Настоящие указания относятся к двигателям всех типов.
Диаметр цилиндров измеряется микрометрическим
нутромером в трех поясах и в двух направлениях (иллюстр.). Верхний и нижний
пояса расположены соответственно на 10 мм ниже верхней и нижней кромки цилиндра.
В общем выполняется 6 измерений для каждого цилиндра. Полученные значения
следует записать и сравнить со значениями, приведенными в Спецификациях.
При этом необходимо иметь в виду разницу в значениях для различных типов
двигателей.
Если значения диаметров одного из цилиндров выходят за пределы заданных, то растачивать необходимо все цилиндры двигателя. Отклонение в 0.04 мм от заданного значения диаметра допустимо. В Спецификациях приведены диаметры ремонтных цилиндров. Диаметр расточки цилиндра определяется как сумма диметра поршня, измеренного в сечении под прямым углом к днищу, и зазора в сопряжении поршня с цилиндром. Кроме того, необходимо учесть припуск 0.02 мм, оставляемый на хонингование. Рассматриваемая операция должна, конечно, выполняться в условиях специализированной автомастерской. Ее описание приводится здесь только для информации. Для проверки зазора в сопряжении поршня с цилиндром измеряются их диаметры, как описано выше. Разница диаметров представляет собой зазор. В случае выхода его за пределы допустимого, цилиндры должны шлифоваться.
Проверка поршней и шатунов
Все детали тщательно проверьте. При наличии задиров, глубоких царапин или следов
износа детали заменяются. Рассматриваемые детали подлежат следующей проверке:
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Измерьте щупом зазоры по высоте между
поршневыми кольцами и канавками, вставив кольца в соответствующие
канавки (иллюстр.). В случае превышения заданного значения зазора,
поршневое кольцо или поршень изношены.
2. По порядку вставьте все кольца
в блок цилиндров. Перевернутым вверх дном поршнем продвиньте кольца
вниз на 15 мм.
3. Щупом измерьте зазор в замке кольца (иллюстр.).
Кольцо находится под нижней кромкой цилиндров. Измерение может быть
выполнено также и снижней стороны цилиндра. Сравните полученные значения
с данными в Спецификациях. Зазоры не должны выходить за предел износа.
4. При слишком малом зазоре (например,
у новых колец, где зазор также должен измеряться) концы колец могут
быть запилены напильником. Для этого напильник с мелкой насечкой зажимается
в тисках, и кольца запиливаются в таком положении. При слишком большом
зазоре кольцо необходимо заменить.
5. Проверьте поршневой палец и расточку
под него в шатуне на наличие износа и задиров (только в том случае,
если детали будут вновь применятся). При наличии дефектов в одной
из деталей, обе заменяются в комплекте.
6. Проверьте в специальном приспособлении
шатуны на перекос и непараллельность осей головок шатуна.
7. Шатунные болты всегда заменяются.
Вторично они не применяются.
Измерение зазора в шатунных подшипниках
Эта операция описывается ниже в подразделе "Проверка деталей коленчатого
вала".
Сборка шатунно-поршневой группы
ДВИГАТЕЛЬ 2.0 Л OHC
При замене поршней все они устанавливаются одного размера.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Перед сборкой шатунно-поршневой группы
головка шатуна должна быть нагрета до температуры 280° С, для чего
можно использовать, например, кухонную плиту с терморегулятором. Желательно
также иметь цветовой стержень для контроля нагрева.
Вследствие указанных сложностей рекомендуется сборку шатунно-поршневой группы производить автомастерской. Если двигатель снят с автомобиля, рекомендуется также сдать в автомастерскую блок цилиндров, чтобы правильно подобрать поршни.Внимание
Если поршневой палец не
удалось запрессовать, как описано выше с первого раза, или перепутано направление
установки поршня или шатуна, шатунно-поршневая группа подлежит замене. Разумеется,
такая ситуация должна быть исключена.
Необходимо также иметь в виду, что все шатуны должны быть заменены в комплекте,
так как они подбираются по весу только в комплекте.
ДВИГАТЕЛЬ 2.4 Л OHC
В рассматриваемом двигателе фиксация поршневого пальца производится стопорными
кольцами. Поэтому сборка в данном случае выполняется так же как для двигателя
DOHC (смотри ниже).
ДВИГАТЕЛЬ DOHC
Поршень с шатуном данного двигателя легко собирается после нагрева головки шатуна.
Необходимо следить за правильной ориентацией поршня и шатуна. Выступы на шатуне
и крышке подшипника должны находиться на той же стороне, что и площадка у прилива
для поршневого пальца.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Обильно смажьте поршневой палец (1),
введите шатун в поршень и вставьте палец через поршень и головку шатуна.
Удерживая поршень, как показано на иллюстр., вдавите палец так, чтобы
он уперся в стопорное кольцо на противоположной стороне. После этого
поставьте второе стопорное кольцо. Проверьте надежность расположения
колец в пазах.
ДЛЯ ВСЕХ ДВИГАТЕЛЕЙ
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. С помощью специальных щипцов установите
по порядку все поршневые кольца в канавки (см. иллюстр.
7а). Компрессионные кольца можно перепутать. Поэтому необходимо
обратить внимание на их маркировку. Маркировка должна быть видна со
стороны днища поршня.
Установка шатунно-поршневой группы
ДВИГАТЕЛЬ OHC
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Обильно смажьте маслом стенки цилиндров.
2. Разложите шатунно-поршневую группу в соответствии
с маркировкой и приведенными выше указаниями.
ДВИГАТЕЛЬ 2.0 Л
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Стрелки на днище поршней должны указывать
в переднюю часть двигателя.
ДВИГАТЕЛЬ 2.4 Л
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. У этого двигателя стрелка или метка на
днище поршня должна указывать вперед. Прилив на поршне должен указывать
назад.
У ДВИГАТЕЛЯ 2.0 Л
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Замки компрессионных колец должны располагаться
под углом 180° по отношению друг к другу. Замки маслосъемного кольца
должны быть смещены на 25 - 50 мм вправо и влево относительно замка
среднего компрессионного кольца. Замки смещаются поворотом колец.
Второе кольцо имеет маркировку "TOP", которая после установки
кольца должна быть видна сверху.
У ДВИГАТЕЛЯ 2.4 Л
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Верхнее и нижнее кольца имеют
маркировку "TOP". Обе маркировки должны быть обращены наверх.
Замок маслосъемного кольца должен быть повернут на 180° относительно
компрессионного кольца.
2. Обхватите поршень стальной
лентой, как показано на иллюстр., и вдавите кольца в поршень. Проверьте
надежность обжимания кольца и направление установки поршня.
3. Проверните коленчатый вал так,
чтобы две из шатунных шеек оказались внизу.
4. Вставьте шатун сверху в цилиндр.
Для этого двигатель положите набок так, чтобы шатун мог быть направлен
на шейку коленчатого вала, и не повредились стенки цилиндра и шатунный
подшипник. Вкладыш шатунного подшипника должен находиться в шатуне
и быть вставлен выступом в выборку на шатуне.
5. Поршень введите в цилиндр так,
чтобы плавно вошли поршневые кольца, а пята шатуна села на шейку коленчатого
вала. Проверьте сразу же, чтобы стрелка на днище поршня указывала
в направлении механизма распределения.
6. Вставьте в крышку подшипника
второй вкладыш, обильно смазав его. Установите на вкладыш крышку,
и слегка ударьте по ней. Обратите внимание на то, чтобы маркировки
(иллюстр.) были обращены в одну сторону.
7. Вверните и затяните новые шатунные
болты.
У ДВИГАТЕЛЯ 2.0 Л OHC
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Затяните шатунные болты попеременно моментом
35 Нм. Из этого положения доверните болты на 45° и затем еще раз на
45°.
У ДВИГАТЕЛЯ 2.4 Л
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Затяните шатунные болты слева и справа
моментом 45 Нм.
ВСЕ ДВИГАТЕЛИ
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. После установки шатуна проверните
несколько раз коленчатый вал и выявите сопротивление, если таковые
имеются.
2. Установите на место две другие
шатунно-поршневая группы, для чего соответствующим образом проверните
коленчатый вал.
3. Еще раз проверьте маркировку всех шатунов
в соответствии с иллюстр. Выступы (1) на крышках шатунных подшипников
должны быть обращены в сторону маховика. Проверьте также направление
установки поршней (см. иллюстр. 1).
4. Измерьте щупом зазор между боковыми поверхностями
шатуна и щеками коленчатого вала, как показано на иллюстр. Осевой
зазор не должен превышать 0.20 - 0.40 мм.
5. Покройте герметиком сопрягаемые
поверхности масляного насоса и задней крышки подшипника коленчатого
вала. Установите новый маслоотбойный лист и затяните болты крепления.
6. Установите на блок цилиндров
маслоприемный патрубок. Сначала затяните болты крепления патрубка
к масляному насосу моментом 8 Нм (резьбу смажьте "Loctite"),
затем закрепите держатель к блоку цилиндров моментом 6 Нм.
7. Прочие работы по сборке выполняются
в последовательности, обратной разборке, т.е. устанавливаются поддон
картера, головки цилиндров и т.д.
ДВИГАТЕЛЬ DOHC
Установка шатунно-поршневых групп на этом двигателе выполняется также, как на
двигателе OHC 2.0 л. Расположение поршневых колец здесь также аналогично. Следуйте
указаниям, действующим в отношении двигателя 2.0 л. Это относится к моменту затяжки
шатунных болтов.
Установка поддона картера выполнятся в соответствии с указаниями, приведенными
в соответствующем разделе, т.к. эта операция имеет отличия, зависящие от года
выпуска двигателя. (до и после 1997г.).
Детали поршня показаны на иллюстрации выше. Для снятия поршней двигатель должен быть демонтирован и головка цилиндров снята. Поддон картера также должен быть снят, чтобы добраться до шатунных подшипников. Ознакомьтесь с относящимися к этому разделами.
Поршни и шатуны выталкиваются рукояткой молотка с внутренней стороны блока цилиндров, после того как будут сняты крышки и вкладыши шатунных подшипников. Перед выполнением этих работ следует ознакомиться с нижеследующими указаниями относительно обозначения и направления установки:
Каждый поршень и соответствующий шатун следует обозначить номером цилиндра, с которого они снимаются. Это лучше всего сделать написав на днище поршня номер цилиндра. Также нанести на поршень стрелку указывающую на переднюю сторону двигателя. Когда поршень позднее будет очищаться от масляного нагара, стрелку следует нанести еще раз.
При снятии поршня с шатуном соблюдайте точное установочное положение крышки шатунного подшипника и сразу после снятия проверьте шатун и крышку подшипника на наличие номера цилиндра на одной стороне.
Днища поршней имеют засечку на кромке (инжекторный двигатель) или стрелку (карбюраторный двигатель), которая должна быть обращена вперед. Шатуны имеют маслораспылительные отверстия. При установленных деталях масляные отверстия, обозначения шатунных подшипников и направление «вперед» должны находиться в показанном на иллюстрации ниже положении. На иллюстрации изображены детали инжекторного двигателя. На карбюраторном двигателе наоборот, т. е. номер шатуна и крышки находится на той же стороне, что и маслораспылительное отверстие.
Правильно собранный поршень и шатун инжекторного двигателя. У карбюраторного двигателя метки (4) и маслораспылительное отверстие (2) должны лежать на одной стороне
1 — перед
2 — маслораспылительное отверстие
3 — размер поршня
4 — номер цилиндра
Пометьте вкладыши подшипников относительно шатунов и крышек. Также обозначьте верхний и нижний вкладыши цветом на обратной стороне.
Удалите крышки и вкладыши подшипников.
Вытолкните поршни и шатуны с помощью рукоятки молотка с внутренней стороны блока цилиндров вверх. Если требуется удалить кольцо масляного нагара на верхней стороне отверстий цилиндров с помощью шабера.
Снимите поршневые кольца по порядку с помощью щипцов через днище поршня, как показано на иллюстрации ниже. Если кольца будут использоваться снова, их следует пометить. Если нет специальных щипцов для поршневых колец, можно вставить металлические полоски под кольцо с противоположных сторон поршня. Одну полоску обязательно подложите под стык кольца во избежание царапин.
Снятие или установка поршневых колец с помощью специальных щипцов.
Выпрессуйте поршневой палец из поршня и шатуна. Для этого нагрейте поршень до температуры 60 - 70° (горячей водой). Удалите оба стопорных кольца из проушины поршня, положите поршень соответствующим образом и выпрессуйте палец из поршня и проушины шатуна. Соберите вместе все относящиеся к одному поршню и шатуну детали.
Проверка поршней и шатунов
Тщательно проверьте все детали. Если детали имеют признаки ржавчины царапины или износ, их следует заменить. Измерьте вертикальный зазор поршневых колец в пазах поршня, вставляя поочередно кольца в соответствующие пазы, как показано на иллюстрации ниже. С помощью плоского щупа определите зазор между поверхностью кольца и внутренней поверхностью паза. Если зазор колец составляет более 0.20 мм, или кольца или поршень изношены замените в комплекте. Требуемые значения зазора указаны в
Спецификациях.
Измерение вертикального зазора поршневых колец в пазах поршня. Щуп должен вставляться в соответствии с нижним изображением на левом рисунке
1 — плоский щуп
2 — поршневое кольцо
Поочередно вставьте все поршневые кольца с верхней стороны картера в цилиндр. Вставьте с помощью перевернутого поршня кольца примерно на высоту поршня. Благодаря этому они будут сидеть в отверстии ровно. Вставьте плоский щуп в зазор между концами кольца, как показано справа на иллюстрации ниже, чтобы измерить зазор в замке. Ми одно кольцо не должно иметь зазор более 1.0 мм. Требуемые значения указаны в
Спецификациях.
Проверка зазора в замках поршневых колец. Вдвинуть кольца вниз перевернутым поршнем и затем измерить, как показано на правом рисунке
1 — поршень
2 — поршневое кольцо
3 — плоский щуп
При слишком маленьком зазоре (например, у новых колец, которые также должны измеряться) концы кольца можно подточить. Для этого зажмите напильник в тисках и подточите торцы кольца. При слишком большом зазоре кольцо должно быть заменено. Если требуется только заменить поршневые кольца, не растачивая цилиндры зазор в замках должен быть измерен на нижней стороне цилиндра. Верхнее и среднее поршневые кольца с верхней стороны имеют обозначения (не на всех двигателях). Все кольца следует установить так, чтобы обозначение (если имеется) можно было прочесть сверху. Проверьте поршневые пальцы и втулки шатунов на наличие ржавчины и износ. Если в неудовлетворительном состоянии находится только один шатун, следует заменить весь комплект.
Место посадки поршневого пальца в поршне должно быть таким, чтобы палец при комнатной температуре можно было задвинуть в поршень от руки (см. иллюстрацию ниже). Зазор пальца в поршне составляет 0.004 — 0.00 мм, однако его трудно измерить. Поэтому проверку следует проводить на глаз.
Проверка установки поршневого пальца
Поршневой палец при комнатной температуре должен вдавливаться большим пальцем руки.
Проверьте шатуны с помощью специального прибора на скручивание и изгиб. Если имеется возможность воспользоваться таким прибором, граничные значения для скручивания 0.15 на 100 мм,0.30 для изгиба.
Измерение люфта шатунных подшипников
Эта работа описывается в Разделе
Коленвал и подшипники коленвала в связи с коленчатым валом. Она производится с помощью полимерного волоска "Plastigage" или можно измерить внутренний диаметр шатунного подшипника и внешней диаметр шейки коленвала.
Сборка поршней и шатунов
Нагрейте проушину шатуна до температуры 60 - 70°С (опустите в горячую воду). Подготовьте подходящий стержень, который вставляется во внутреннюю часть поршневого пальца.
Хорошо смажьте поршневой палец и отверстие проушины шатуна.
Вставьте стопорное кольцо поршневого пальца с одной стороны в поршень. Проверьте, чтобы оно хорошо село в паз.
Запрессуйте палец подходящей оправкой в нагретый шатун.
При сборке должны соблюдаться следующие указания:
Стрелка на днище поршня (или нарисованная, или на новых поршнях выбитая — см.
иллюстрацию) должна указывать на переднюю часть двигателя.
Обозначения номеров цилиндров на шатунах и крышках подшипников должны совпадать (иллюстрация). Учитывайте разницу между инжекторным и карбюраторным двигателем.
Проверьте, чтобы поршни после сборки свободно могли двигаться на шатунах.
Поршневые кольца устанавливаются или с помощью специальных щипцов со стороны днища поршня (иллюстрация), или с помощью упомянутых при снятии металлических полосок. Когда кольцо будет находиться на одном уровне с пазом металлическая полоска удаляется, так что кольцо садится в паз. Можно перепутать два компрессионных кольца, поэтому следует обращать внимание на их поперечное сечение, прежде чем устанавливать их. Если кольца хорошо помечены, перепутать их довольно трудно. Кроме того оба компрессионных кольца имеют на одной стороне обозначение (буква "R" может быть выбита на карбюраторном двигателе) которое должно быть видно со стороны днища поршня.
Положите собранные поршни до установки на чистую поверхность и накройте их, чтобы на них не попала пыль. Так как детали уже смазаны нужно следить за тем, чтобы на поршни не попали инородные тела.
Сборка поршней и шатунов
Хорошо смажьте зеркало цилиндров.
Вставьте шатунные болты и шатуны, вложите вкладыши подшипников.
Расположите шатуны согласно номерам цилиндров. Маслораспылительные отверстия должны находиться на заданной стороне блока цилиндров. На иллюстрации изображено, как должны располагаться поршни и шатуны на инжекторном двигателе. На
иллюстрации ниже показано положение деталей у карбюраторного двигателя.
Правильная сборка поршня и шатуна на карбюраторном двигателе. Стрелка обращена к передней стороне двигателя
1 — размер поршня
2 — отметка "перед"
3 — маслораспылительное отверстие
4 — номер цилиндра
Метки на днище поршней, т. е. метка на кромке (инжекторный двигатель) или стрелка (карбюраторный двигатель) должны указывать на переднюю сторону двигателя.
Расположите замки поршневых колец по окружности на 120° друг к другу. На иллюстрации показано, как замки колец смещены относительно поршневых пальцев. На двигателях обоих исполнений кольца располагаются одинаково.
Расположение замков поршневых колец. Большая стрелка указывает на переднюю сторону двигателя
1 — замок расширительного элемента маслосъемного кольца
2 — замок верхнего кольца и верхнего элемента маслосъемного кольца
3 — замок второго кольца
4 — замок нижнего элемента маслосъемного кольца
Наложите стяжную ленту для поршневых колец и вожмите кольца в пазы. Проверьте, чтобы они правильно встали на свои места. Если стяжной ленты нет, можно использовать большой шланговый хомут или положить тонкие металлические полоски вокруг колец и сожмите концы так, чтобы кольца вошли в пазы. Поршень вставьте после того, как будет еще раз проверено, что посторонних предметов на нем нет. Если используется шланговый хомут, его можно установить вокруг кольца, пока кольцо не войдет в цилиндр. Затем переставьте хомут на следующее кольцо и введите его в отверстие. Затем то же самое проделайте с верхним кольцом.
Наденьте короткий отрезок резинового или полимерного шланга на болты шатуна, чтобы не поцарапать отверстие.
Проверните коленвал, пока две шейки коленвала займут положение НМТ.
Вставьте шатун сверху в отверстие. Для этого положите двигатель набок, чтобы шатун можно было установить на шейку и не поцарапать отверстие или шатунную шейку. Вкладыши шатунных подшипников уже должны находиться в шатуне, выступами в выемках и обоими масляными отверстиями на одной линии.
Вдвиньте поршень, пока кольца войдут в отверстие, как показано на иллюстрации ниже, и конец шатуна встанет на шейку коленвала.
Установка поршня. Установленная стяжная лента (1) скользит при вдвигании поршня
Вложите второй вкладыш подшипника, хорошо смажьте вкладыш и прижмите крышку к болту шатуна и слегка забейте. Отрезки резинового шланга должны быть предварительно сняты. Обязательно следите за тем чтобы числа на шатуне и крышке подшипника находились на одной стороне и соответствовали друг другу, так как в последний момент можно допустить ошибку.
Смажьте поверхности прилегания гайки на крышках шатунных подшипников.
Затяните новые шатунные гайки попеременно с усилием 14-16 Н•м. Чтобы выдержать момент затяжки, головку цилиндров следует установить на уплотнительную поверхность. Попросите ассистента удерживать блок и затяните оба расположенных сверху шатунных подшипника. Таким же образом еще раз затяните гайки шатунных подшипников с усилием 40-45 Н•м для инжекторного двигателя или 23 - 29 Н•м для карбюраторного двигателя.
После установки шатуна несколько раз проверните коленвал чтобы сразу выявить заедание.
Еще раз проверьте обозначения всех шатунов и проверьте чтобы поршни были обращены в правильное направление.
Измерение осевого люфта установленных на коленвале шатунов. Щуп вставляется между шатуном и рабочей поверхностью коленвала.
С помощью щупа измерьте зазор между боковой поверхностью шатуна и коленвала, как показано на иллюстрации. Это осевой люфт шатунных подшипников, который должен составлять не более 0.50 мм. При превышении замените соответствующий шатун или коленвал.
automn.ru
ВАЗ 2170 | Особенности устройства
Рис. 2.31. Основные размеры шатуна
Рис. 2.32. Размеры поршневых колец
Рис. 2.33. Основные размеры поршня
Основные размеры шатунно-поршневой группы даны на рис. 2.31,2.32, 2.33.
Поршень — алюминиевый литой. По наружному диаметру поршни разбиты на пять классов (А, В, С, D, Е) через 0,01 мм. Наружная поверхность поршня имеет сложную форму. Поэтому измерять диаметр поршня необходимо только в плоскости, перпендикулярной поршневому пальцу, на расстоянии 55 мм от днища поршня.
Рис. 2.34. Маркировка поршня: 1 – стрелка для ориентирования поршня в цилиндре; 2 – ремонтный размер; 3 – класс поршня; 4 – класс отверстия для поршневого пальца
По диаметру отверстия под поршневой палец поршни подразделяются на три класса (1, 2, 3) через 0,004 мм. Классы диаметров поршня и отверстия под поршневой палец клеймятся на днище поршня (рис. 2.34).
По массе поршни сортируются на три группы: нормальную, увеличенную и уменьшенную на 5 г. Этим группам соответствует маркировка на днище поршня: "Г", "+" и "–". На двигателе все поршни должны быть одной группы по массе.
Поршни ремонтных размеров изготавливаются с увеличенным на 0,4 и 0,8 мм наружным диаметром. Увеличению на 0,4 мм соответствует маркировка в виде треугольника, а увеличению на 0,8 мм — в виде квадрата.
Стрелка на днище поршня показывает, как правильно ориентировать поршень при его установке в цилиндр. Она должна быть направлена в сторону привода распределительного вала.
Поршневой палец — стальной полый, плавающего типа, свободно вращается в бобышках поршня и втулке шатуна. В отверстии поршня палец фиксируется двумя стопорными кольцами. По наружному диаметру пальцы подразделяются на три класса через 0,004 мм. Класс маркируется краской на торце пальца: синяя метка — первый, зеленая — второй, а красная — третий класс.
Поршневые кольца изготовлены из чугуна. Верхнее компрессионное кольцо — с хромированной бочкообразной наружной поверхностью. Нижнее компрессионное кольцо скребкового типа. Маслосъемное кольцо — с хромированными рабочими кромками и с разжимной витой пружиной.
На кольцах ремонтных размеров ставится цифровая маркировка "40" или "80", что соответствует увеличению наружного диаметра на 0,4 или 0,8 мм.
Рис. 2.35. Маркировка шатуна: 1 – класс шатуна по массе и по отверстию в верхней головке; 2 – номер цилиндра
Шатун — стальной, кованый. Шатун обрабатывается вместе с крышкой и поэтому они в отдельности невзаимозаменяемы. Чтобы при сборке не перепутать крышки и шатуны, на них клеймится номер 2 (рис. 2.35) цилиндра, в который они устанавливаются.
В верхнюю головку шатуна запрессована сталебронзовая втулка. По диаметру отверстия этой втулки шатуны подразделяются на три класса через 0,004 мм. Номер класса 1 клеймится на крышке шатуна.
По массе верхней и нижней головок шатуны подразделяются на классы, маркируемые либо буквой, либо краской на крышке шатуна. На двигатель должны устанавливаться шатуны одного класса по массе.
Рис. 2.36. Места, на которых допускается удалять металл, при подгонке массы верхней и нижней головок шатуна
Подгонять массу шатунов можно удалением металла с бобышек на верхней головке и на крышке до минимальных размеров 33 и 32 мм (рис. 2.36). После удаления металла с крышки шатуна на ней необходимо клеймить классы шатуна по отверстию под поршневой палец и по массе.
Таблица 2.1 Классы шатунов по массе верхней и нижней головок
Масса головок шатуна, г
Класс
Цвет маркировки
верхней
нижней
184+2
489+3 495+3 501+3
Ф
Л
Б
Красный Зеленый
188+2
489+3 495+3 501+3
Х
М
В
192+2
489+3 495+3 501+3
Ц
Н
Г
Голубой
automn.ru
ВАЗ 2170 | Кривошипно-шатунный механизм
4.2.1.2. Кривошипно-шатунный механизм
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Коленчатый вал
Коленчатый вал выкован из стали вместе с четырьмя противовесами
и опирается на пять коренных подшипников.
Осевой люфт
0,08 – 0,29 мм
Диаметры коренных шеек:
– номинальный размер
59,994-60,021 мм
– 1-ый ремонтный размер
59,694 – 59,721 мм
– 2-ой ремонтный размер
59,494 – 59,521 мм
– 3-ий ремонтный размер
59,194 – 59,221 мм
Длина коренных шеек:
– передней
38,40 – 38,55 мм
– промежуточных
30,40 – 30,60 мм
– средней
37,76 – 37.81 мм
– задней
37,84 – 38,04 мм
Зазор шеек в коренных подшипниках
0,040 – 0.098 мм
Диаметры шатунных шеек:
– номинальный размер
54,984 – 55,011 мм
– ремонтный размер
54,684 – 54,711 мм
Длина шатунных шеек
36,00 – 36,10 мм
Толщина упорных полуколец:
– номинальный размер
2,30 – 2,33 мм
– ремонтный размер
2,50 – 2.53 мм
Коренные вкладыши
Это тонкостенные вкладыши с оболочкой из стального листа и
антифрикционным материалом из цинко-алюминиевого сплава.
Ширина вкладышей:
– переднего, среднего и заднего
29,80 мм
– промежуточных
21,80 мм
Шатуны
Шатуны выкованы из стали и имеют двутавровый профиль в разрезе
и прямую линию разъема основания.
Расстояние между осями отверстий головки и основания
150 мм
Внутренний диаметр втулки головки шатуна (после установки)
28,0+0,02 – 28,0+0,07 мм
Зазор шатунной шейки в шатунном подшипнике
0,040 – 0,098 мм
Шатунные вкладыши
Это тонкостенные вкладыши с оболочкой из стального листа и
антифрикционным материалом из цинко-алюминиевого сплава.
Толщина вкладышей:
– номинальная
1,819 ± 0,003 мм
– ремонтная
1,969 ± 0,003 мм
Ширина вкладышей
29,0 мм
Поршни
Поршни изготовлены из алюминиево-кремниевого сплава.
Максимальная разница масс комплекта поршней двигателя не должна
превышать 5 г
Метод установки в цилиндре
Углубления на дне поршня (для тарелок клапанов и камеры
сгорания) должны быть со стороны топливного насоса
Диаметр поршня (измеренный под отверстием поршневого пальца
и параллельно к оси этого отверстия)
– номинальный:
группа А
93,855 – 93,870 мм
группа В
93,870 – 93,885 мм
–1-ый ремонтный размер:
группа С
94,055 – 94,070 мм
группа D
94,070 – 94,085 мм
– 2-ой ремонтный размер:
группа Е
94,255 – 94,270 мм
группа F
94,270 – 94,285 мм
– 3-ий ремонтный размер:
группа G
94,455 – 94,470 мм
группа Н
94,470 – 94,485 мм
Выступание поршней в ВМТ над верхней плоскостью блока цилиндров
0,54 – 0,89 мм
Зазор поршня в цилиндре
0,130 – 0,160 мм
Поршневые пальцы
Палец изготовлен из стали и поверхностно закален.
Палец вращается в поршне и втулке головки шатуна (так называемый
плавающий палец) и фиксируется от продольного перемещения двумя пружинными
стопорными кольцами
Наружный диаметр
27,994 – 28,000 мм
Поршневые кольца
Каждый поршень имеет три кольца:
– верхнее
Уплотнительное с хромированной, выпуклой наружной рабочей
поверхностью
– среднее
Уплотнительное с конической наружной рабочей поверхностью
– нижнее
Маслосъемное типа U-Flex
Метод установки: касается среднего и нижнего колец, надпись
"Тор" (верх) направлена в сторону дна поршня.
Ширина замка кольца установленного в цилиндре:
– верхнее кольцо
0,40 – 0,65 мм
– среднее кольцо
0,35 – 0,60 мм
– нижнее кольцо
0,15 – 0,30 мм
Толщина колец:
– верхнее
1,978 – 1,990 мм
– среднее
1,978 – 1,990 мм
– нижнее
4,478 – 4,490 мм
Зазор колец в канавках поршня
0,032 – 0,090 мм
Система газораспределения
Система газораспределения содержит:
– распредвал, установленный в блоке цилиндров;
– толкатели;
– стержни толкателей;
– рычаги клапанов и клапана.
Распредвал приводится в действие двухрядной цепью от коленчатого вала.
Фазы распределения
Фазы распределения определяются при нулевом зазоре клапанов
для подъема выпускных и впускных клапанов равным 0,60 мм.
OZD
12° перед ВМТ
ZZD
40° после НМТ
OZW
56° перед НМТ
ZZW
12° после ВМТ
OZD и ZZD
Соответственно открытие и закрытие впускного клапана
OZW и ZZW
Соответственно открытие и закрытие выпускного клапана
Рабочий зазор клапанов (в холодном состоянии):
– зазор впускных клапанов
0,30 мм
– зазор выпускных клапанов
0,35 мм
Распредвал
Чугунный распредвал имеет кулачки с улучшенными тепловыми характеристиками
и установлен в блоке цилиндров на трех подшипниках .
Диаметры шеек
41,925 – 41,950 мм
Радиальный люфт
0,05 – 0,11 мм
Осевой люфт
0,05 – 0,15 мм
Подъем кулачков (при нулевом зазоре клапанов):
– впускных:
9,12 мм
– выпускных:
9,12 мм
automn.ru
ВАЗ 2170 | Проверка шатунных и коренных вкладышей
1. Очистите коренные и шатунные
шейки коленчатого вала от смазки, а смазочные отверстия продуйте сжатым
воздухом.
2. Установите вкладыши коренных
подшипников на блок цилиндров двигателя.
16. Проверните коленчатый вал и
проверьте, что он вращается легко и плавно.
17. Установите измерительный наконечник
индикатора часового типа на передний торец коленчатого вала.
18. Переместите коленчатый вал вдоль
оси до упора и установите шкалу индикатора часового типа на ноль.
19. Переместите коленчатый вал вдоль оси
в другую сторону до упора и прочтите значения осевого люфта на шкале
индикатора.
Осевой люфт коленчатого вала: 0,080–0,282 мм
20. Если осевой люфт превышает
допустимые значения, необходимо заменить упорные полукольца коленчатого
вала.
Толщина упорных полуколец
Упорное полукольцо
Толщина, мм
Номинальное
2,500–2,550
Номинальное (+0,25)
2,625–2,675
Номинальное (+0,50)
2,750–2,800
Номинальное (+0,75)
2,875–2,925
21. Вручную установите уплотнительное
кольцо в заднюю крышку блока цилиндров. Специальным приспособлением
вдавите уплотнительное кольцо в заднюю крышку так, чтобы торец кольца
находился на одном уровне с крышкой.