Объем трансмиссионного масла
Замена трансмиссионного масла: требуемый объем
mercury-mag.ru
Трансмиссионное масло – разбираем характеристики и виды + видео » АвтоНоватор
В этой статье мы даем несколько советов тем, кто задумался о смене трансмиссионной жидкости, расскажем о ее роли и критериях выбора, чтобы обеспечить качественную работу и долгую службу.
Основные функции трансмиссионного масла
Правильная работа переключения передач, рулевых механизмов, раздаточных коробок, а также других элементов, имеющих зубчатое либо цепное взаимодействие, не представляется возможной, если их поверхности не будут покрыты специальной защитной пленкой. Именно для ее создания и необходимо использовать трансмиссионные масла.
Кроме того, они также отводят тепло, возникающее в результате трения поверхностей, удаляют пыль и продукты износа, повышают коррозионную стойкость металла изделия и значительно снижают все ударные нагрузки, приходящиеся на шестеренки, за счет уплотнения зазоров между зубьями.
Принцип их действия сводится к образованию защитной пленки, которая надежно обволакивает детали. Так как они работают в довольно тяжелых условиях, к ним предъявляются и очень серьезные требования. Они должны быть достаточно вязкими, чтобы пленка не разрушалась под воздействием ударных нагрузок и высоких температур, при этом ее плотность не станет препятствовать работе во время холодов, то есть она будет минимально зависеть от перепадов температуры. Данное свойство, по сути, и определяет качество продукта, и называется индексом вязкости.
Разновидности трансмиссионной жидкости
На вязкость продукта влияют присадки, а также разные добавки, входящие в состав трансмиссионных жидкостей. Наиболее распространенным, по праву, можно назвать минеральное масло. Его стоимость вполне доступна, при этом оно имеет хорошие характеристики. Пленка, создаваемая им, довольно прочная и плотная, что позволяет работать даже в условиях очень высокого давления.
На основе минеральных были созданы синтетические трансмиссионные масла, которые значительно превосходят своего предшественника по качеству. А все благодаря их составу, который отлично взаимодействует с любыми присадками и добавками. Таким образом, эксплуатационный срок деталей при использовании такого масла возрастает.
Отменное качество и сложность изготовления отразились на цене, и это масло является одним из самых дорогих. Если же нужна золотая середина, то обратить внимание стоит на полусинтетику. В этом случае соблюдено идеальное соотношение ценовой политики и качества продукта.
Как правильно выбрать трансмиссионное масло?
В общем, становится видно, что без данной смазочной жидкости никуда не деться, причем менять ее рекомендуется регулярно, а частота зависит от типа детали, условий работы, а также марки продукта. Так, например, есть масло, которое нужно заливать через 15 тысяч километров, а есть то, что способно прослужить 30. Поэтому очень важно правильно подобрать вариант.
Покупая данную жидкость, следует обращать внимание на следующие критерии: какие именно нагрузки будут действовать на деталь, и какова скорость относительного скольжения. В зависимости от этих значений и осуществляется выбор масла определенной вязкости и с нужным количеством противозадирных присадок. Именно они способствуют образованию защитной пленки, которая изнашивается вместо детали.
Внимательно изучайте этикетку, там можно найти много подсказок относительно применимости продукта в вашем случае.
Кроме того, подбирая минеральное, полусинтетическое или синтетическое трансмиссионное масло, следует учитывать его вязкость. Если она будет менее 24 мм2/с при нагреве до 100 °С (класс «140»), то такой продукт лучше покупать только жителям юга. В условиях же суровых российских зим более целесообразно использование масел класса «90». Также не забывайте и о качестве продукта, ведь только надежный состав действительно принесет пользу и продлит жизнь вашему автомобилю, на этот параметр указывает имя производителя, оно, наверняка, будет у вас на слуху.
carnovato.ru
Классификация трансмиссионных масел
22 декабря 2015
Просмотров: 2370
Оглавление: [скрыть]
- Классификация по вязкости
- Классификация по свойствам
- Выбор масла
Классификация трансмиссионных масел сложна и обширна. Но для простых автолюбителей нет необходимости разбираться в многочисленных стандартах. Достаточно иметь представление о самых распространенных. Трансмиссионные масла, как и моторные, классифицируются по вязкости и своим эксплуатационным свойствам. Они используются в коробках передач, рулевом управлении, ведущих мостах и редукторах, раздаточных коробках.
Схема трансмиссии легкого автомобля.
Классификация по вязкости
Изначально американская теперь система классификации по стандарту SAE стала международной. Такая классификация трансмиссионных масел предусматривает 9 сортов: 4 зимних и 5 летних. Зимние сорта обозначаются буквой W. Всесезонные отличаются двойной маркировкой: 1 значение соответствует зимним сортам, 2 — летним. К примеру, SAE 75W-90. Зимние сорта имеют обозначение:
- 70W — для использования при температурах до минус 55°С;
- 75W — для использования при температурах до минус 40°С;
- 80W — для использования при температурах до минус 26°С;
- 85W — для использования при температурах до минус 12°С.
Летние сорта имеют цифровые обозначения SAE 80, SAE 85, SAE 90, SAE 140 и SAE 250. SAE 90 используется в трансмиссиях бюджетных машин с относительно маломощными моторами. SAE 140 предназначен для внедорожников и крупных машин с мощными двигателями. SAE 250 применяется в трансмиссиях спортивных и гоночных машин.
Вернуться к оглавлению
Классификация по свойствам
Система классификации по стандарту SAE стала международной.
По своим эксплуатационным свойствам смазочные жидкости делятся на 6 классов согласно стандартам API и ГОСТ. Стандарт API GL-1 (соответствующий ему ГОСТ ТМ-1) предназначен для коробок передач, работающих в условиях низких нагрузок, а также для малонагруженных цилиндрических, червячных и конических зубчатых передач. Стандарт API GL-2 (ГОСТ ТМ-2) отличается от предыдущего наличием в маслах антифрикционных компонентов. Категория API GL-3 (ГОСТ ТМ-3) предназначена для ступенчатых коробок передач, механизмов рулевого управления, главных и гипоидных передач, работающих в не очень жестких условиях. Устаревший стандарт для автомобилей и другого безрельсового транспорта. В отличие от GL-2 имеет лучшие противоизносные свойства. Класс API GL-4 (ГОСТ ТМ-4) в настоящее время наиболее широко используется в трансмиссиях, передачах и рулевых механизмах современных автомобилей при умеренных условиях эксплуатации. Трансмиссионные смазочные материалы этой группы характеризуются высоким содержанием различных присадок, в том числе высокоэффективных противозадирных присадок.
Класс API GL-5 (ГОСТ ТМ-5) является вторым по распространенности смазочных жидкостей, применяющимся в редукторах и коробках передач, функционирующих в умеренных и жестких условиях эксплуатации. Продукция, относящаяся к этой группе, неизменно применяется в ручных коробках передач и карданных приводах мотоциклов, чьи условия эксплуатации отличаются ударными и знакопеременными нагрузками. Отличаются высоким содержанием серофосфоросодержащей противозадирной присадки. Жидкости категории API GL-6 (ГОСТ ТМ-6) применяются в механизмах, работающих в условиях высоких скоростей, огромных крутящих моментов и ударных нагрузок. Фактически данная группа не используется, и при необходимости применяется группа GL-5 с повышенными эксплуатационными свойствами. В 1998 году была разработана категория PG-2, уделяющая высокое внимание высокотемпературным свойствам масел, в технической литературе часто именуется API GL-7.
Кроме стандарта API существует множество других спецификаций: стандарт армии США, нормативные документы отдельных автопроизводителей, классификации рабочих жидкостей для автоматических коробок передач.
Единой классификации масел для АКПП не существует. Каждый производитель разрабатывает свою собственную классификацию. Например, у General Motors трансмиссионные масла имеют буквенное обозначение Dextron и цифру от I до IV. Dextron IV применяется в самых современных автомобилях с автоматическими коробками. Концерн Ford обозначает свои масла как Mercon. Компания Honda — ATF. Отдельные стандарты для рабочих жидкостей АКПП объясняются тем, что внутри автоматических коробок масло выполняет не только смазывающую функцию, но и функцию передачи механической энергии.
Поэтому к этой группе масел предъявляются более высокие требования по сравнению со смазочными жидкостями для механических трансмиссий.
Производитель коробок передач ZF свои масла обозначает как ZF TE-ML с цифрой от 1 до 14. Категория TE-ML 1 применяется для несинхронизированных МКПП. Категория TE-ML 2 — для механических и автоматических трансмиссий грузовиков и автобусов. Цифра 3 обозначает масла для гидротрансформаторов мобильных механизмов. Цифра 4 — масла для судовых трансмиссий. Группа TE-ML 5 применяется в ведущих мостах внедорожной техники. TE-ML 6 — для трансмиссий и гидроприводов тракторов. TE-ML 7 — для гидрообъемных, механических и электрических приводов, приводов подъемных и поворотных механизмов. Жидкости группы TE-ML 8 применяются в рулевых механизмах, не имеющих гидроусилителей. Жидкости группы TE-ML 9 — в рулевых механизмах с гидроусилителями. 10-я, 11-я и 14-я группы — для АКПП легковых автомобилей. 12-я — для ведущих мостов легковых, грузовых автомобилей и автобусов. TE-ML 13 — для специальных агрегатов военной техники.Так же как и моторные, трансмиссионные масла бывают минеральными, синтетическими и полусинтетическими.
Вернуться к оглавлению
Выбор масла
При выборе трансмиссионного масла для автомобиля рекомендуется руководствоваться правилом высшей категории. Если производитель рекомендует использовать сорта определенной эксплуатационной группы, их допустимо заменять аналогами более высокой категории, но не наоборот. Если производитель не указывает спецификацию продукта, в механизмах без гипоидных передач допустимо применять смазочные материалы группы API GL-3. В механизмах с гипоидными передачами следует использовать продукцию высшей категории GL-5. В механические коробки передач легковых автомобилей рекомендуется заливать масла категории GL-4, в ведущие мосты — категории GL-5.
Автор:
Иван Иванов
Поделись статьей:
Оцените статью:
Загрузка...Похожие статьи
vseavtomasla.ru
Классификация трансмиссионных масел (в кпп, в мосты)
В этой статье мы рассмотрим существующие способы классификации трансмиссионных масел. По сравнению с моторными маслами их немного, по крайней мере основных. Для начала нужно определиться с типами трансмиссионных масел, поскольку в разных трансмиссиях используется разное масло. Итак, в первом приближении мы имеем механические коробки передач, к которым примыкают раздаточные коробки и ведущие мосты с дифференциалами в них, и автоматические коробки передач.
Масла для механических коробок переключения передач
Для этого типа трансмиссии существует два основных вида классификации, уже знакомых нам по способам классификации моторных масел. Это SAE, стандартизирующая вязкость используемых трансмиссионных масел, и API, оговаривающая их уровень эксплуатационных свойств. Кроме этого есть система классификации ГОСТ, как обычно, соединяющая в себе классификацию вязкости и уровня качества.
Классификация трансмиссионных масел SAE J306
Пробежимся вкратце по SAE, если нужна подробная информация, читаем статью про вязкость моторного масла. Итак, большинство трансмиссионных масел, как и моторные масла являются всесезонными, пригодными для использования круглогодично. По крайней мере, на это нам позволяет надеяться вид записи вязкости по SAE 80W-90, 75W-90, или ещё что-то в этом духе. Мы видим здесь и цифру «зимней» вязкости (перед буквой W – winter, то есть «зима»), и летнюю вязкость (в данном случае 90). Поскольку трансмиссионное масло работает в других условиях, нежели моторное, то и параметры вязкости для него определяются другие. В зимней цифре, в отличие от моторки «сидит» максимальная температура при вязкости 150000 сПз (а не 60000, как в моторном масле) и минимальная кинематическая вязкость при 100°С. На рисунке представлены все классы вязкости трансмиссионного масла.
Несмотря на то, что сами цифры отличаются (у моторных масел, например, 10W-40, а у трансмиссионных 75W-90), фактическая вязкость их примерно одинакова. Цифры изменили намеренно, чтобы автолюбители при заливке не путали эти масла между собой. Хотя моторное масло, в общем-то, вполне можно заливать в коробку (это даже рекомендовалось ВАЗом для переднеприводных восьмёрок и девяток на заре их появления). Но не наоборот. Трансмиссионка в двигателе абсолютно неуместна.
Классификация API для трансмиссионных масел
Уровень эксплуатационных свойств трансмиссионных масел устанавливается системой классификации API. Принцип присвоения обозначений таков: к буквам GL прибавили цифры от 1 до 6 (пока), по мере улучшения качества масла. В настоящий момент актуальна редакция стандарта от 2013 года, согласно которой действующими считаются классификации:
- GL-4 – описывает масла для мостов со спиральной конической передачей, работающих при средних и жёстких режимах скорости и нагрузки, или для мостов с гипоидной передачей, работающих при средних режимах скорости и нагрузки. Такие масла могут быть использованы в механических коробках передач (в том числе переднеприводных автомобилей), где не подходят масла классификации MT-1 (то есть, наличествуют синхронизаторы из цветмета).
- GL-5 – описывает масла для передач, включая гипоидные, в мостах, работающих в различных комбинациях больших скоростей/ударных нагрузок и малых скоростей/большого крутящего момента. Фактически это лучшее по своим свойствам масло, нежели GL-4, однако применение его в коробках передач ограничено, так как чтобы добиться таких параметров часто используется присадка, негативно влияющая на цветмет синхронизаторов. С недавних пор эту присадку можно заменить на безвредную для синхронов, и, соответственно, лить масло и в мосты, и в МКПП. Масла с такой присадкой в составе имеют спецификацию GL-4/GL-5.
- MT-1 – масла для несинхронизированных коробок передач, используемых в автобусах и тяжёлых грузовиках. Имеют лучшую относительно GL-5 и GL-4 защиту от термического разложения, износа деталей и материалов уплотнений. Нельзя применять в синхронизированных коробках передач. Также эти масла нельзя смешивать с моторными маслами, используемыми в трансмиссии тракторов (есть такие универсальные масла для тракторов, которые льют во все узлы от мотора до «мокрых» тормозов и гидроприводов, для простоты обслуживания).
Традиционно при выборе масла стоит придерживаться рекомендаций производителя. Также есть оговорка про дифференциалы повышенного трения (они же самоблокирующиеся) – их свойства регулируются отдельно производителем агрегатов. В таких дифференциалах требуется наличие фрикционных свойств масла (для повышения трения в нужном месте в нужный момент), а значит, соответствующая присадка. Такие масла, как правило, имеют в своём названии буквы LS (Limited slip – дословно «ограниченное скольжение»).
Кроме действующих есть ещё отжившие свой век обозначения API, а именно:
- GL-1 — масло без противоизносных присадок, порой применяется в тракторах. Вместо него рекомендуется использовать масла MT-1.
- GL-2 – чуть более хорошее масло, справляется с защитой червячных передач.
- GL-3 – масло для коробок передач, работающих при умеренных и тяжёлых режимах, или для спирально-конических мостов, работающих при лёгких и умеренных нагрузках. Не подходит для гипоидных передач.
- GL-6 – эта спецификация была разработана для передач с большим смещением шестерней. Содержит больше противозадирной присадки, чем GL-5. Сейчас не используется, поскольку производители агрегатов стараются делать трансмиссии с меньшими углами смещения шестерней не используя устаревшие конструкции, а для них достаточную защиту обеспечивает GL-5. В общем, перемудрили с этим GL-6:).
В общем эти масла отличаются содержанием противоизносных и противозадирных присадок. Чем выше цифра, тем больше процент содержания.
Стандарт SAE J2360
Есть ещё один стандарт, разработанный Обществом автомобильных инженеров (SAE) после того, как выяснилось, что GL-5 и MT-1 не отвечают всем требованиям в современных трансмиссиях. Сделан на основе этих стандартов плюс американский военный стандарт MIL-PRF-2105E. Относительно GL-5 добавлены тесты на отсутствие шлама и абразивных отложений на валах (могущих воздействовать на сальники), на совместимость с материалами уплотнений и на стабильность свойств при длительном хранении. Так что будет нелишним при выборе масла проверять наличие этого стандарта, помимо обычных GL-4 и GL-5.
Стандарт ГОСТ 17479.2-85
Российский стандарт на трансмиссионные масла, введённый вместе с моторным стандартом в 1987 году, также, как и на моторные, содержит в себе классификацию и по вязкости, и по уровню эксплуатационных свойств. Обозначение имеет такой вид – ТМ-5-18, где ТМ означает «трансмиссионное масло», цифра 5 характеризует уровень эксплуатационных свойств, цифра 18 отвечает за показатель кинематической вязкости. Всего есть 5 градаций свойств от 1 до 5, по аналогии с классификацией API (т.е. ТМ-1 равно GL-1 и так далее). Вот таблица соответствия с API и SAE.
Кроме обозначения ГОСТ на масла, произведённые в России, широко распространены обозначения, принятые для трансмиссионных масел до 1987 года. Вплоть до вынесения на этикетку в качестве названия (например, Тад-17и). Вот таблица соответствия этих названий и ГОСТ.
Масла для автоматических коробок переключения передач
С маслами для автоматических коробок передач немного другая ситуация. Официально разработанного международного стандарта для них не существует. Де-факто, таким стандартом являются спецификации General Motors с названием Dexron (например, Dexron II, Dexron III, и так далее). Логика присвоения цифровых индексов проста – по мере совершенствования АКПП выпускалась очередная спецификация под эту коробку. В России наиболее распространены две спецификации:
- Dexron II (он же Dexron II D) – минеральное масло, используется в автомобилях с 1981 года выпуска.
- Dexron III – как правило, синтетическое масло, с улучшенными относительно Dexron IID температурными, антиокислительными и фрикционными свойствами. Используется в автомобилях с 1993 года выпуска.
Кроме этого есть менее распространённые, но также имеющие хождение спецификации:
- Suffix A – иногда называемая Dexron I или TASA (Type A Suffix A). Это ранняя спецификация, разработанная в 1957 году совместно с американскими военными.
- Dexron II E – улучшенная низкотемпературная текучесть относительно Dexron II D, однако не рекомендуется использовать II D вместо II E.
- Dexron VI – ориентировочно с 2006 эта жидкость заменяет собой Dexron III и Dexron II E. Масло первой заливки в автомобили GM. Малое распространение связано, видимо, с инертностью мышления потребителей и постулатом о «заливке жидкостей согласно мануалу», в котором на авто старше 2006 года не мог быть прописан этот стандарт.
Конечно, кроме описанных есть ещё куча других классификаций трансмиссионных масел, таких как спецификации ZF (один из крупнейших производителей всевозможных трансмиссий), свои спецификации у многих автопроизводителей, фордовский Mercon (кстати, совместимые с соответствующими Dexronами)… Однако в большинстве своём они очень близки к ATFкам от GM, а если говорить о механических трансмиссиях, то соблюдение допусков API и SAE для них обязательно.
masloteka.ru
Общая характеристика трансмиссионных масел
Трансмиссионные масла применяются для смазки таких высоконагруженных узлов автомобиля, как коробка передач и ведущий мост, раздаточная коробка, рулевое управление, с целью уменьшения потерь на трение, отвода тепла от зоны контакта, предохранения деталей трансмиссии от коррозии.
Для обеспечения надежной и длительной работы агрегатов трансмиссий смазочные масла должны:
- обладать противозадирными, противоизносными, противопиттинговыми, вязкостно-температурными, антипенными свойствами;
- иметь высокую антиокислительную стабильность;
- не оказывать коррозийного воздействия на детали трансмиссии;
- иметь хорошие защитные свойства при контакте с водой;
- обладать достаточной совместимостью с резиновыми уплотнителями;
- иметь хорошую физическую стабильность в условиях длительного хранения.
Доля трансмиссионных масел в общем объеме смазочных материалов, потребляемых автомобилем за весь срок эксплуатации, всего лишь 0,3–0,5 %, потому что масло необходимо заменять через 60–150 тыс. км пробега (при нерегулярной эксплуатации замена через 3–7 лет независимо от пробега).
Несмотря на то, что трансмиссионные масла используются в более легких условиях, чем моторные, они испытывают высокие нагрузки. Давление в зонах контакта цилиндрических, конических и червячных передач может составлять от 0,5 до 2 ГПа, а гипоидных – до 4 ГПа. Скорость скольжения зубьев относительно друг друга на входе в зацепление изменяется в диапазоне 1,5–25 м/с в зависимости от вида передачи. Рабочая температура масла в агрегатах трансмиссий изменяется от температуры окружающего воздуха до 200 °С, а в точках контакта зубьев – до 300 °С. В результате этого могут происходить усиленный износ, задиры, питтинг (точечное выкрашивание зубьев шестерен) и др.
В основном трансмиссионные масла имеют минеральную (нефтяную) основу. Однако в последнее время появляется все большее количество масел на синтетической и полусинтетической основах. Для придания маслам функциональных и специфических свойств в их основу вводят присадки: противозадирные, защищающие, антикоррозионные и др.
Вязкостно-температурные свойства оказывают большое влияние на КПД агрегатов трансмиссии. Например, при изменении вязкости масла с 5 мм2/с при температуре 100 °С до 30 мм2/с в условиях городского режима движения автомобиля КПД трансмиссии снижается почти на 2 %, кроме того, по мере снижения температуры масла резко возрастает сила сопротивления вращению деталей трансмиссии. Поэтому с точки зрения снижения трения при трогании автомобиля с места желательно иметь минимальную вязкость. Минимально допустимая вязкость трансмиссионных масел должна обеспечить работу агрегатов трансмиссии без утечек и повышения трения и равна 5 мм2/с. В то же время при работе агрегатов трансмиссии вязкость должна быть достаточной для предотвращения износа при больших контактных нагрузках, что обеспечивает возможность трогания автомобиля без разогрева масла в агрегатах. При самой низкой рабочей температуре максимально допустимая вязкость составляет 300–600 Па•с. Для улучшения вязкостно-температурных свойств к базовым маслам добавляют вязкостные присадки, в качестве которых используют полиизобутилен или полиметакрилат.
Применение масел с оптимальными температурными значениями вязкости снижает гидравлические потери, повышает КПД трансмиссии автомобилей, что обеспечивает меньший расход топлива. В случаях, когда вязкость несколько больше, возможны повреждения деталей сцепления, коробки передач при трогании автомобиля, а при значительном превышении неизбежны поломки деталей и агрегатов.
Иногда при особой необходимости в северных условиях, а иногда и в отдельных случаях зимой, для снижения вязкости трансмиссионных масел их разбавляют дизельным топливом. Благодаря наличию в трансмиссионном масле большого количества противоизносных, противозадирных и других присадок при добавлении в него 20 % дизельного топлива эксплуатационные свойства масла (в том числе и смазывающие) практически не ухудшаются.
Смазочные свойства трансмиссионных масел должны обеспечить долговечную и надежную работу агрегатов трансмиссии при больших нагрузках и скоростях перемещения трущихся поверхностей. Поверхности трения в агрегатах трансмиссии, кроме естественного процесса изнашивания, могут быть повреждены вследствие заклинивания, процесса контактной усталости (питтинга), коррозионно-химического воздействия и т. п. Смазочные свойства трансмиссионных масел зависят как от компонентного состава масел, так и от количества и эффективности добавляемых к маслу антифрикционных, противозадирных и противоизносных присадок.
В качестве присадок добавляют различные органические соединения, содержащие серу, фосфор, азотосодержащие соединения; металлоорганические соединения, содержащие свинец, цинк, алюминий, молибден, вольфрам; сложные соединения, содержащие одновременно несколько активных элементов, например, серу, хлор, фосфор.
Механизм действия присадок заключается в том, что продукты их разложения вступают в реакцию с металлическими поверхностями. В результате реакций образуются пленки, которые покрывают микротрещины на поверхностях трения и предотвращают их дальнейшее образование.
Для оценки смазочных свойств трансмиссионных масел определяют: критическую нагрузку, нагрузку сваривания, показатель износа и индекс задира.
В процессе эксплуатации трансмиссионное масло обводняется за счет конденсации паров воды и попадания ее через неплотные соединения в уплотнениях. С увеличением концентрации воды в трансмиссионном масле ухудшается ряд его свойств, в том числе и противопиттинговые.
Кроме того, вместе с водой могут попадать коррозионно-агрессивные компоненты, в результате возникает электрохимическая коррозия.
Для снижения вредного действия воды, а также защиты поверхностей трения в трансмиссионные масла вводят наряду с противокоррозионными присадками ингибиторы коррозии.
Способность масла исключать (или предотвращать) контакт металла с агрессивной средой принято называть защитными свойствами.
В состав трансмиссионных масел входят также антиокислительные, моющие, противокоррозионные, антипенные и другие присадки, механизм действия которых аналогичен механизму их действия в моторных маслах.
Международная классификация по вязкости SAE делит масла на семь классов: четыре зимних и три летних (таблица 1.17). Если масло всесезонное, применяется двойная маркировка, например SAE 80W-90.
Таблица 1.17 – Классификация в соответствии с SAE
Класс вязкости | Минимальная температура достижения динамической вязкости 150 мПа•с, °С | Кинематическая вязкость при 99 °С, мм2/с | |
не менее | не более | ||
70W | –55 | 4,2 | - |
75W | –40 | 4,2 | - |
80W | –26 | 7,0 | - |
85W | –12 | 11,0 | - |
- | 13,5 | 24,0 | |
- | 24,0 | 41,0 | |
- | 41,0 | - |
Классификация API по эксплуатационным свойствам предусматривает деление масел на шесть групп в зависимости от области применения, которая определяется типом зубчатой передачи, удельными контактными нагрузками в зонах зацепления и рабочей температурой (таблица 1.18).
Обозначение трансмиссионных масел в соответствии с ГОСТ 17479.2-85 включает в себя буквы ТМ, цифры, характеризующие принадлежность к группе масел по эксплуатационным свойствам, и цифры, обозначающие класс кинематической вязкости (при температуре 100 °С).
Характеристики классов вязкости трансмиссионных масел приведены в таблице 1.19. Соответствие отечественных и иностранных групп трансмиссионных масел по эксплуатационным свойствам показано в таблице 1.18.
Физико-химические и эксплуатационные свойства трансмиссионных масел отечественного производства приведены в таблице 1.20 [3, 12, 15, 16].
Таблица 1.18 – Классификация API трансмиссионных масел по уровню эксплуатационных свойств
Группа по API | Группа по ГОСТ | Свойства и область применения масла |
GL-1 | ТМ-1 | Минеральные, без присадок или с антиокислительными и противопенными присадками без противозадирных компонентов. Цилиндрические, червячные и спирально-конические зубчатые передачи, работающие при низких скоростях и нагрузках (0,9–1,6 ГПа и температуре масла в объеме до 90 °С). |
GL-2 | ТМ-2 | Червячные передачи, работающие в условиях GL-1 при низких скоростях и нагрузках (до 2,1 ГПа и температуре масла в объеме до 130 °С), но с более высокими требованиями к антифрикционным свойствам. |
GL-3 | ТМ-3 | С высоким содержанием присадок (противозадирные с умеренной эффективностью). Применяются предпочтительно в ступенчатых коробках передач и рулевых механизмах, в главных передачах и гипоидных передачах с малым смещением. Обычные трансмиссии со спирально-коническими шестернями, работающие в умеренно жестких условиях по скоростям и нагрузкам (до 2,5 ГПа и температуре масла в объеме до 150 °С). |
GL-4 | ТМ-4 | С высоким содержанием присадок (противозадирные с высокой эффективностью). Применяются предпочтительно в ступенчатых коробках передач и рулевых механизмах, в главных передачах и гипоидных передачах с малым смещением. Гипоидные передачи, работающие в условиях высоких скоростей при малых крутящих моментах и малых скоростей при больших крутящих моментах (до 3,0 ГПа и температуре масла в объеме до 150 °С). |
GL-5 | ТМ-5 | Для гипоидных передач с высоким смещением оси, работающих в условиях высоких скоростей при малых крутящих моментах и ударных нагрузках на зубья шестерен. Для самых тяжелых условий эксплуатации с ударной и знакопеременной нагрузкой (выше 3,0 ГПа и температуре масла в объеме до 150 °С). Имеют большое количество серофосфорсодержащей противозадирной присадки. |
GL-6 | ТМ-6 | Гипоидные передачи с увеличенным смещением, работающие в условиях высоких скоростей, больших крутящих моментов и ударных нагрузок. Имеют большее количество серофосфорсодержащей противозадирной присадки, чем масла GL-5. |
Таблица 1.19 – Классы вязкости трансмиссионных масел
Класс вязкости (соответствие SAE) | Вязкость кинематическая при 100 °С, мм2/с | Температура, при которой динамическая вязкость не превышает 150 мПа•с, °С |
9 (75W) | 6,00–10,99 | –45 |
12 (80W/85W) | 11,00–13,99 | –35 |
18 (90) | 14,00–24,99 | –18 |
34 (140) | 25,00–41,00 | – |
Таблица 1.20 – Характеристика трансмиссионных масел
Показатель | Марка масла | |||||||
ТМ-2-18 | ТМ-3-9 | ТМ-3-18 | ТМ-3-18 | ТМ-5-18 | ТМ-5-12 | ТМ-4-18 | ТМ-4-9 | |
Вязкость кинематическая, мм2/с: при 100 ºС при 50 ºС | Не менее 15 130–140 | Не менее 10 – | 14–16 130–140 | Не менее 15 95–105 | Не менее 17,5 110–120 | Не менее 17,5 – | Не менее 14 95–105 | 35–40 |
Индекс вязкости, не менее | ||||||||
Температура вспышки, ºС, не ниже | – | |||||||
Температура застывания, ºС, не выше | –18 | –40 | –20 | –25 | –25 | –40 | –50 | –20 |
Эксплуатация при температуре, ºС, не ниже | –25 | – | –25 | – | –30 | – | –30 | –50 |
Содержание активных элементов, %: кальций фосфор цинк хлор сера Суммарное | – 0,06 0,05 – – 0,11 | – – – – – – | – – – – – – | – – – – 1,2–1,9 1,2–1,9 | – 0,1 – – 2,7–3,0 2,8–3,1 | – 0,1 – – 2,4–3,0 2,5–3,1 | – – – 0,5 – 0,5 | – – – 2,8 – 2,8 |
Похожие статьи:
poznayka.org
Трансмиссионные масла
Строительные машины и оборудование, справочник
Категория:
Выбор топлива и смазочных материалов
Трансмиссионные маслаТрансмиссионные масла применяются в механических, гидромеханических и гидрообъемных передачах. Состав и свойства масел зависят от конструкции сборочных единиц трансмиссии и условий работы. В отличие от моторных масел они не соприкасаются с горячими металлическими поверхностями и не имеют контакта с продуктами сгорания топлива, что обеспечивает более низкую интенсивность потери работоспособности в процессе эксплуатации. Однако трансмиссионные масла подвергаются высокому контактному давлению (более 3000 МПа) одновременно со скоростью сдвига в сопряженных поверхностях до 25 м/с и температурах в объеме до 150 °С, а в зонах контакта до 400 °С. Для обеспечения работоспособности сборочных единиц трансмиссии в режимах высоких скоростей скольжения, давлений, температур в объеме и зонах контакта к смазочным маслам предъявляются следующие требования: иметь высокие противоизносные, противозадирные и противопиттинговые свойства; обладать хорошей антиокислительной стабильностью; иметь необходимые вязкостно-температурные свойства в интервале минусовых температур окружающей среды и 150 °С в объеме сборочных единиц; не вызывать коррозию деталей трансмиссии; иметь хорошие защитные свойства при контакте с водой, быть совместимыми с эластомерами; иметь достаточные антипенные свойства; обладать высокой стойкостью при хранении и взаимосмешиваемостью.
Противоизностные и противозадирные свойства трансмиссионных масел обеспечиваются образованием граничного слоя, препятствующего непосредственному контакту трущихся деталей, за счет более высокой вязкости и соответствующих присадок.
Для снижения износа высоконагруженных механических передач применяются эффективные противоизносные и противозадирные присадки (ЕР). В зоне высокого нагрева они выделяют активные элементы — серу, хлор, фосфор, которые на трущихся поверхностях образуют защитную пленку. Однако эти элементы вызывают коррозию деталей из сплавов меди и влияют на фрикционные свойства трущихся поверхностей. Эти особенности накладывают ограничения по области применения трансмиссионных масел с ЕР присадками.
Однако с увеличением вязкости масла растут энергетические потери в трансмиссии и составляют до 20% всей потребляемой мощности. Максимальная рабочая вязкость, не вызывающая значительных потерь на трение в сборочных единицах трансмиссии, составляет 20 мм2/с. Следует учитывать, что при вязкости выше 25 мм2/с практически отсутствуют утечки масла через уплотнения. В гидромеханических трансмиссиях масло движется с большей скоростью (80-100 м/с) в узких каналах между лопатками насосного и направляющего колес и турбин. Для снижения энергетических потерь в этих передачах вязкость масла более низкая и практически составляет 4-8 мм2/с во всем диапазоне рабочих температур. Нижний предел устанавливается для исключения кавитации и подтекания масла через уплотнения.
В процессе эксплуатации под действием высоких температур и частиц износа деталей (катализаторов) масло окисляется с образованием кислот, смол, сгустков и повышается вязкость масла. Процесс окисления особенно характерен для гидротрансформаторов, так как в них масло протекает через отверстия с малым диаметром при температуре до 130-175 °С и интенсивном смешивании с воздухом.
Продукты окисления приводят к повышенному износу, образованию пробок в трубопроводах и отверстиях и в целом к нарушению работы сборочных единиц трансмиссии. Под воздействием продуктов окисления быстро стареют сальники, манжеты, прокладки и другие эластомерные детали.
Отрицательное влияние на эластомеры оказывает присадка ЕР. Сера, входящая в состав таких присадок, способствует затвердеванию резины и уменьшению ее по объему, которое не должно превышать 15%.
Увеличение водорастворимых кислот и оснований способствует коррозии металлов, снижает эффективность и надежность техники и ухудшает эксплуатационные свойства масла. Хорошими антикоррозионными свойствами обладают присадки, содержащие сульфонат кальция.
В процессе эксплуатации при интенсивном перемешивании масла с воздухом происходит пенообразование. Пена ухудшает смазывающие и защитные свойства масла, ускоряет окисление, уменьшает производительность машины. Наличие воды в масле усиливает пенообразование. Прорыв масляной пены через сапун является первым признаком присутствия воды в масле.
На интенсивность изнашивания деталей трансмиссии оказывает влияние температура трансмиссионного масла, которая должна быть в пределах 60-80 °С. Снижение температуры до 20 °С увеличивает интенсивность изнашивания в 5 раз, а при температуре -30 °С — в 20 раз. Снижение температуры масла приводит к увеличению потерь в трансмиссии за счет роста вязкости. Предельное значение динамической вязкости (600 Па • с) определяется при свободном трогании машины на первой передаче.
При эксплуатации машин в условиях отрицательных температур допускается добавление до 20% арктического или зимнего дизельного топлива. Эксплуатационные свойства разбавленного трансмиссионного масла практически не ухудшаются.
В соответствии с ГОСТ 17479.2-85 обозначение трансмиссионного масла состоит из трех групп знаков. Первая группа обозначается буквами ТМ (трансмиссионное масло), вторая — цифрами, характеризующими принадлежность к группе по эксплуатационным свойствам, третья — цифрами, отражающими класс кинематической вязкости.
В зависимости от эксплуатационных свойств трансмиссионные масла делятся на 5 групп (табл. 10.8), которые рекомендуются для трансмиссий автомобилей, тракторов, тепловозов, сельскохозяйственных, дорожных, строительных машин и судовой техники, за исключением гидромеханических и гидрообъемных передач.
По кинематической вязкости при температуре 100 °С трансмиссионные масла делятся на 4 класса.
Значение кинематической вязкости при температуре 100 °С позволяет судить о величине нагрузочной способности защитной масляной пленки и ее достаточности для обеспечения работоспособности передач в режимах высоких нагрузок и рабочих температур.
С учетом группы по эксплуатационным свойствам и класса вязкости трансмиссионные масла обозначаются, например, так:ТМ-5-123, (ТМ — трансмиссионное масло; 5 — пятая группа масла по эксплуатационным свойствам с противозадирными присадками высокой эффективности и многофункционального действия; 12 — класс вязкости; индекс «з» — масло содержит загущающую присадку).
Масла четвертой группы рекомендуются для сборочных единиц при высоких скоростях и малых нагрузках или, наоборот, когда скорости низкие, а нагрузки большие. Масла пятой группы могут применяться в условиях, характерных для четвертой, дополнительно они позволяют выдерживать высокие скорости и ударные нагрузки.
Выпускаемые нашей промышленностью масла пятой группы ТМ-5-12рк и ТМ-5-12д обладают высокими противоизносными и противозадирными свойствами с хорошими низкотемпературными качествами. Кроме того, масло ТМ-5-12рк отличается высокими защитными свойствами. После класса вязкости применяются уточняющие обозначения:3 — загущающая присадка; К — консервационное; РК — рабочее консер-вационное.
Общепризнанной классификацией трансмиссионного масла за рубежом является система API, по которой масла обозначаются пятью классами от API GL-1 до API GL-5. В США и странах Западной Европы применяются трансмиссионные масла MIL-L-2105, MIL-L-2105B и MIL-L-2105C. Крупнейшая фирма в Германии по производству передач и силовых агрегатов создала свою спецификацию трансмиссионных масел, которые обозначаются инициалами и цифрами от ZF TE-ML01 до ZF TE-ML14.
Масла для автоматических коробок обладают более высокими требованиями по вязкости, антифрикционным, противоизносным и противоокислитель-ным свойствам. Конструкция автоматической коробки предусматривает расход мощности на внутреннее трение масла при превышении мощности двигателя над необходимой мощностью для преодоления сопротивления движению. Высокие скорости движения потоков масла и температура в гидротрансформаторе вызывают интенсивную аэрацию, приводящую к вспениванию, что создает благоприятные условия для окисления масла и коррозии металлов. Применение разных материалов (сталь, металлокерамика, бронза, фрикционные накладки) в парах трения затрудняет подбор антифрикционных присадок. Кроме того, разные материалы деталей, кислород, вода в масле образуют электрохимические пары, усиливающие износ. В этих условиях масло должно сохранять эксплуатационные свойства и обеспечивать работоспособность при высоком КПД трансмиссии. Как правило, требования к качеству масел для мощных машин предъявляются в спецификациях производителей машин, так для агрегатов ZF рекомендуется масло ZF TE-ML14.
В Республике Беларусь и Российской Федерации масла для гидромеханической передачи получают на основе маловязкого минерального масла и комплекса добавок (загущающих, антиокислительных, противоизносных, депрессорных и антипенных). Применяются масла А, Р, МГТ.
Работоспособность трансмиссии во многом определяется своевременной заменой масла. Периодичность замены трансмиссионных масел зависит от конструкции трансмиссии, качества масел, условий эксплуатации машины и находится в пределах 250-4000 машино-часов.
Условия эксплуатации для конкретной конструкции (нагруженность трансмиссии, температурный режим, интенсивность поступления продуктов загрязнения, механическое воздействие и др.) являются важнейшими факторами для замены масла. Следует учитывать, что наиболее нагружены сборочные единицы трансмиссии землеройно-транспортных машин при выполнении основной операции и при транспортных операциях по грунтовым дорогам.Необходимым условием продолжительной работы масла является надежная защита сборочных единиц от пыли и воды. Дорожная пыль резко снижает противоизносные свойства масла, а 5% воды в масле увеличивает интенсивность изнашивания в 2 раза.
Масло заменяют при значительном изменении его показателей качества по сравнению с исходным маслом: вязкости, кислотности, противоизносных, антикоррозионных и окислительных свойств. Планирование расхода трансмиссионного масла производится в процентах от расходуемого топлива и составляет 0,3-0,5%.
—
По конструктивному исполнению трансмиссии могут быть механическими и гидравлическими. Трансмиссии состоят из ряда отдельно выполненных агрегатов. К агрегатам механической трансмиссии автомобилей относятся: сцепление, коробка передач, ведущий мост, карданная передача. На автомобилях повышенной проходимости может быть не один, а два и более ведущих мостов, раздаточная коробка и коробка отбора мощности. К агрегатам гидравлической трансмиссии относятся гидромуфты, гидромеханические коробки передач, гидротрансформаторы, насосы и т. п.
Принцип работы механической и гидравлической трансмиссий различен. В механической трансмиссии усилие передается с помощью различного рода зубчатых и червячных зацеплений, а в гидромеханических передачах энергия от ведущего вала к ведомому передается при помощи жидкого рабочего тела. Поэтому требования к трансмиссионным маслам, применяемым в этих трансмиссиях, различны. Если в механических трансмиссиях автомобилей трансмиссионное масло предназначено для смазывания деталей шестеренчатых и червячных передач, то в гидромеханических трансмиссиях оно выполняет еще и роль рабочего тела.
К трансмиссионным маслам также относятся масла для гидроусилителя руля и других гидрообъемных передач, а также масла для вспомогательного оборудования. В связи с тем что группа масел имеет принципиальные различия по условиям их применения, они рассматриваются отдельно.
—
Большинство применяемых трансмиссионных масел содержит композиции присадок (до 10%) с разным назначением: для улучшения смазочных и защитных свойств, уменьшения вспенивания, замедления окисления и коррозии.
Коррозионное влияние трансмиссионного масла, содержащего современные присадки для повышения маслянистости, может проявляться от непосредственного химического воздействия присадок на металлы, а также в результате действия влажного воздуха на поверхности металла, которые перед этим были покрыты маслом. Этот второй вид коррозии тесно связан с химическим воздействием присадок или продуктов их разложения на металл и прямо пропорционален числу центров коррозий, которые образовались на поверхности металла в результате этспЧ) воздействия. Например, отщепление активного хлора или хлористого водорода приводит к образованию на стали микроскоилений хлористого железа, которые под влиянием влаги воздуха разрастаются в большие, очаги коррозии поверхностей деталей, поднимающихся над уровнем масла.
Многие трансмиссионные масла, содержащие присадки с активной серой, химически воздействуют на цветные металлы (медь), вызывая их потемнение. Такое окисление меди не является основанием для замены масла, так как пленка сульфидов, герметически прилегающая к металлу, предупреждает износ сопряженных деталей. Присутствие в масле воды в виде эмульсии или взвеси крайне нежелательно.
Для оценки коррозионной агрессивности трансмиссионных масел в Польше применяются следующие лабораторные методы:— нагрев медных и стальных пластин в масле до температуры 100 °С и выдержка в течение 3 ч. Оценка коррозионного действия производится визуально по изменениям масляной пленки на поверхности металла;— проверка защитных свойств трансмиссионных масел по отношению к водному раствору неорганических солей. Выполняется с помощью смоченных маслом стальных стержней, погруженных в раствор соли при температуре 60 °С в течение 24 ч;— нагрев стальных пластин в испытываемом масле до 120 °С и выдержка в течение 72 ч с последующим снятием масляной пленки и перенесением пластины во влагокамеру для выдержки в течение 168 ч при температуре 20 °С.
Независимо от этих испытаний проводятся пробы на коррозию под действием влаги.
—
Механизмы силовой передачи автомобилей работают в условиях больших нагрузок и высоких скоростей. Основным режимом трения для рабочих поверхностей деталей силовой передачи является граничное трение.
Для предохранения зубьев шестерен и деталей подшипников от износа и задиров при высоких контактных давлениях трансмиссионные масла должны образовывать на их поверхности прочную пленку. Противоизносные свойства трансмиссионных смазок зависят от качества исходного материала, из которого они изготовлены, и технологии их производства. Вместе с тем трансмиссионные масла должны быть подвижными при низких температурах, т. е. иметь невысокую вязкость и низкую температуру застывания. Улучшение смазочных свойств трансмиссионных масел достигается введением в них осерненных, свинцовых, хлорированных, фосфорных и других присадок.
Большую опасность для трансмиссионных масел представляют различные механические примеси (песок, окалина, ржавчина и др.) Частицы этих материалов, попадая в подшипники агрегатов трансмиссии, вызывают преждевременный износ их и даже разрушение.
Для предотвращения коррозионно-механического износа деталей силовой передачи трансмиссионные масла не должны содержать водорастворимых кислот и щелочей.
В соответствии с действующей в настоящее время классификацией выпускаются трансмиссионные масла без присадок (Т-30, Т-20, Т-10) и с присадками (Тп-20, Тп-15, Тп-10). Для гипоидных главных передач грузовых и легковых автомобилей выпускаются специальные гипоидные масла ТГ-15, ТГ-10.
Для гидромеханических трансмиссий, учитывая тяжелые условия работы масел (высокая температура, перемешивание с большой скоростью при высоких нагрузках), выпускаются специальные масла, обладающие высокой плотностью, химической стабильностью и устойчивостью против вспенивания (ВНИИ НП-1, ГТМ-3 МАЗ и Гидрол-4).
Читать далее: Масла гидравлические
Категория: - Выбор топлива и смазочных материалов
Главная → Справочник → Статьи → Форум
stroy-technics.ru
Классификация трансмиссионных масел: характеристики, фото и видео
В автомобиле применяется ряд рабочих жидкостей, которые обеспечивают его долгосрочную исправную работу в течение всей эксплуатации. Одной из таких жидкостей является трансмиссионное масло. Оно предназначено для смазки зубчатых соединений, которые находятся ручных КПП, механизмах рулевого управления, ведущих мостах и раздаточных коробках. В статье рассматриваются трансмиссионные масла: классификация по SAE и API, а также размещено видео о разных видах классификации масел.
Зубчатые передачиВ нашей стране для классификации смазочных материалов используется стандарт ГОСТ 17479.2–85. Главными критериями разделения масел является вязкость и эксплуатационные характеристики. По вязкости смазочные вещества делятся на 4 класса: 9, 12, 18, 34. Исходя из области применения и эксплуатационных качеств, трансмиссионные смазки делятся на 5 групп. Смазочные материалы, входящие в первую группу, не содержат присадок. В остальных присутствуют присадки, защищающие от износа. Чем выше группа, тем эффективнее добавки. К пятой группе относятся универсальные смазки для трансмиссий.
На российском рынке появилось большое количество иностранной продукции для автомобилей, поэтому стали применять классификацию согласно международных стандартов.
Существует несколько международных систем квалификации:
Загрузка ...SAE
Во всем мире получила широкое распространение маркировка трансмиссионных смазок по индексу вязкости – SAE. Разработанный в Соединенных Штатах, стандарт SAE J306 разделяет смазочные жидкости для трансмиссий, в зависимости от вязкости при эксплуатации автотранспорта в условиях предельных температур: низких и высоких. По этой квалификации можно определить диапазон температур, в котором разрешается применять определенную смазку для механической КПП и ведущих мостов.
Рекомендации по вязкости трансмиссионных масел, которые могут применяться для МКПП и ведущих мостов автомобиля, указываются производителем в мануале пользователя. Основываясь на этих рекомендациях, владелец автомобиля выбирает трансмиссивную жидкость среди ассортимента смазочных жидкостей. Когда выбирается смазка, следует учитывать самую низкую и самую высокую температуру, при которой будет эксплуатироваться авто. Классификация SAE J306 учитывает индекс вязкости при предельных температурах.
Значение низкотемпературного предела вязкости соответствует температуре, при которой достигается динамическая вязкость по Брукфильду 150000 сантипуазов (сП). Для определения показателей проводились реальные испытания с агрегатами различных конструкций. При превышении этих значений подшипники шестерен на вале разрушались. Поэтому важно следовать рекомендациям производителей по низкотемпературному пределу применения.
Значение высокотемпературного предела определяется по показаниям кинематической вязкости смазки при температуре 100 градусов. Этот показатель помогает приблизительно определить, какую нагрузку может выдержать защитная масляная пленка и насколько достаточно ее будет, чтобы защитить механизм коробки передач при значительных нагрузках и при высоких рабочих температурах.
По классификации SAE смазочные материалы делятся на 9 классов по аналогии с моторными маслами:
- 4 зимних, индекс вязкости которых содержит букву W (Winter): 70W, 75W, 80W, 85W;
- 5 летних, у которых отсутствует буквенное обозначение: 80, 85, 90, 140, 250.
Всесезонные масла маркируются с применением обеих маркировок, первая идет зимняя, вторая — летняя, например, SAE 75W-85, SAE 85W-90 и т.п.
Таблица классификации по SAE трансмиссионных смазок по индексу вязкости:
Класс вязкости | Max температура для вязкости 150 000 сП, градусов | Кинематическая вязкость при температуре 100 градусов, мм2/с | |
не менее | не более | ||
Зимние | |||
70W | -55 | 4,1 | — |
75W | -40 | 4,1 | — |
80W | -26 | 7,0 | — |
85W | -12 | 11,0 | — |
Летние | |||
80 | — | 7,0 | 11,0 |
85 | — | 11,0 | 13,5 |
90 | — | 13,5 | 24,0 |
140 | — | 24,0 | 41,0 |
250 | — | 41,0 | — |
Эксплуатация сезонных смазок экономически не выгодна, так как трансмиссионные жидкости имеют большой ресурс. Если использовать сезонные смазки, их приходится менять раньше, чем они выработали свой ресурс. Поэтому более популярны всесезонные.
Разные виды обозначенийAPI
Единой классификации трансмиссионных жидкостей по качеству, эксплуатационным свойствам и применению не существует. Американским институтом API была разработана система классификаций масел для ручных трансмиссий, содержащая комплексную оценку эксплуатационных качеств смазок. Разделение на категории зависит от особенностей конструкции механических трансмиссий и условий эксплуатации.
На сегодняшний день API признана во всем мире. По этой системе классы имеют обозначение API GL с соответствующим индексом от 1 до 5. На данный момент уже существует пять классов и несколько находятся в стадии разработки. Действующий ныне ГОСТ имеет ту же классификацию и отличается только буквой, стоящей перед индексом.
Таблица классификации API смазочных материалов по качеству:
Категория по API | Применяемые присадки | Область применения | Условия эксплуатации |
GL-1 | Минеральное базовое масло без присадок или с небольшим количеством антиокислительных, противопенных, антикоррозионных присадок и легких депрессорных присадок. | Цилиндрические, спирально-конусные, червячные передачи, механические КПП. | Легкие условия: низкие скорости и небольшие нагрузки. |
GL-2 | Антифрикционные и противоизносные присадки. | Червячные передачи, индустриальное оборудование. | Условия средней тяжести |
GL-3 | Высокое содержание противозадирных и 2,7 % противоизносных присадок. | Спирально-конические передачи, ступенчатые коробки передач, рулевые механизмы. | Условия средней тяжести |
GL-4 | Противоизносные и 4,0 % высококачественных противозадирных присадок. | Ступенчатые, гипоидные передачи в условиях высоких скоростей с малыми крутящими моментами или низких скоростей с большими крутящими моментами, рулевые механизмы.Все виды передач грузовых и легковых автомобилей. | Условия разной тяжести от легких до тяжелых. |
GL-5 | Значительное количество до 6,5% серофосфорсодержащих противозадирных и других многофункциональных присадок. | Основное назначение — гипоидные передачи, а также ведущие мосты и все виды передач легкового автотранспорта, которые работают при высоких скоростях и ударных нагрузках на зубья шестерен, карданные приводы и ступенчатые коробки передач мотоциклов. | Суровые условия с ударной и знакопеременной нагрузкой. |
В таблице отсутствуют категории, находящиеся на стадии проектирования. Для высоконагруженных агрегатов разработан новый тип трансмиссионной смазки API MT-1. Ее применяют для тягачей и автобусов. Для ручных коробок тяжелых грузовиков предлагается категория API PG-1, для ведущих мостов автобусов и грузовых автомобилей — API PG-2. Они являются эквивалентами масла API GL-5, но имеют более высокую термическую стабильность и устойчивы к высокотемпературным отложениям.
Видео «Классификация трансмиссионных жидкостей»
В этом видео рассказывается о классификации смазочных материалов для трансмиссий.
avtozam.com