ГлавнаяВаз 2110При какой температуре включается вентилятор на оке
При какой температуре включается вентилятор на оке
ВАЗ 1111 | Неисправности вентилятора системы охлаждения
Неисправности вентилятора системы охлаждения
Кроме заклинившего термостата и порванного клинового ремня, причиной слишком
высокой температуры охлаждающей жидкости может стать неисправный вентилятор
системы охлаждения, однако только при длительной работе на холостых оборотах.
Но неисправный вентилятор не должен означать конца поездки:
После того, как двигатель остыл, можно ехать в ближайшую мастерскую на средних
оборотах и в относительно быстром темпе. При этом необходимо следить за индикатором
температуры и контрольной лампочкой.
Работа двигателя на холостых оборотах и медленная езда могут оказаться для
двигателя смертельными. При этом через радиатор практически не проходит охлаждающий
воздух. Если нужно обязательно ехать дальше на низкой скорости, то лучше немедленно
начать поиски причин неисправностей и при необходимости «обойти» термовыключатель.
Поиск неисправностей
Иллюстрации показывают термовыключатель функции включения вентилятора системы
охлаждения после прекращения работы двигателя, слева у 4-цилиндрового двигателя,
справа у 5-цилиндрового.
Для начала необходимо проверить соответствующий предохранитель
в дополнительном блоке реле слева под приборной доской. (глава
Кузовная электросистема).
Если он в порядке, разъедините штекер термовыключателя.
Соедините оба контакта в наконечнике провода кусочком проволоки.
При двухступенчатом термостате необходимо соединить все три
штекерных язычка.
Если вентилятор при включенном зажигании начинает работать,
это означает, что неисправен термовыключатель, исключенный из
электрической цепи (на пробу).
Для дальнейшего движения нужно хорошо закрепить проволоку в
штекерах и заизолировать ее клейкой лентой или пластырем во избежание
короткого замыкания.
Если отсоединение термовыключателя не привело к успеху, проконтролируйте
реле вентилятора в центральном коммутаторе (см. главу Кузовная
электросистема): если обе перемычки термовыключателя «обойдены»,
то при включенном зажигании контакты в реле должны отчетливо слышимо
замкнуться.
Если ничего не слышно, то нужно «обойти» реле вспомогательными
средствами. Для этого соединить язычки штекера реле клемм 30 и
87 кусочком проволоки (канцелярской скрепкой) и вставить реле.
Вентилятор системы охлаждения должен заработать теперь и при
выключенном зажигании. Если это произошло, значит, неисправно
реле.
Проволочная перемычка может в чрезвычайном случае остаться
установленной и при движении. После завершения поездки ее необходимо
удалить.
Если же и в этом случае не последовало никакой реакции, проверяйте
мотор вентилятора:
Отсоединить наконечник провода у двигателя вентилятора и проложить
вместо этого от контакта красно-черного провода вспомогательный
провод к положительному выводу аккумулятора. Штекерное соединение
коричневого провода нужно соединить непосредственно с отрицательным
выводом.
Если крыльчатка все еще не вращается, значит, неисправен двигатель
вентилятора – нужно заменить.
Если вентилятор заработал, необходимо проверить реле (см. главу
Кузовная электросистема), наконечники проводов,
а также все кабельные соединения от термовыключателя и вентилятора.
Вы можете без опаски продолжать движение даже с вентилятором,
запитанным непосредственно от аккумуляторной батареи. Вспомогательную
проводку следует проложить так, чтобы не произошло короткого замыкания.
В оснащенных соответствующим образом моделях вторая ступень
вентилятора либо устройство для включения вентилятора после прекращения
работы двигателя получает питание через красно-синий провод. Для
проверки этой ступени вентилятора соедините «+» провод с красно-синим
проводом штекерного контакта двигателя.
Снятие вентилятора системы охлаждения
Вентилятор системы охлаждения необходимо снимать с радиатора вместе с задним
защитным кожухом радиатора – так называемой царгой вентилятора:
Модели с 4-цилиндровыми двигателями: вывернуть крепежные болты
вверху на царге вентилятора.
Разъединить штекер от двигателя вентилятора и отсоединить жгут
проводов.
Вытянуть царгу из кронштейнов на нижнем крае.
Модели с 5-цилиндровыми двигателями: снять расширительный бачок
с охлаждающей жидкостью. Шланги остаются подключенными.
Ослабить четыре крепежных болта на царге.
Отсоединить штекеры на двигателе вентилятора.
Вынуть царгу вместе с двигателем вентилятора.
Модели с 6-цилиндровыми двигателями: снятие производится как
у 4-цилиндрового двигателя, однако провода к двигателям вентилятора
внизу на левом лонжероне должны быть отсоединены от «массы» либо
от резисторной платы.
Для этого снять нижнюю защиту моторного отсека (глава Элементы
кузова).
Все модели: для разъединения двигателя и царги ослабить три
крепежные гайки.
automn.ru
ВАЗ 1111 | Вентилятор системы охлаждения двигателя
Вентилятор системы охлаждения двигателя
На всех модификациях Renault l9 установлен электрический вентилятор системы
охлаждения двигателя, который включается только при необходимости. Это экономит
мощность двигателя.
В правом бачке радиатора установлен термовыключатель, который включает вентилятор
системы охлаждения двигателя, если протекающая через этот бачок охлаждающая
жидкость имеет температуру, выше необходимой. Так же он выключает вентилятор,
если температура охлаждающей жидкости опускается ниже определенного значения.
При температуре включения контакт в термореле замыкает электрическую цепь вентилятора
системы охлаждения двигателя, и он начинает работать.
Будьте осторожны при работе в моторном отсеке: при выключенном зажигании и горячем
двигателе вентилятор может самостоятельно включиться. Поэтому при горячем двигателе
не суйте руки в зону работы вентилятора системы охлаждения двигателя!
Рекомендация: для того чтобы проверить,
действительно ли вентилятор системы охлаждения двигателя начнет работать
на горячем двигателе, нужно сделать следующее: на уже прогретом, работающем
на холостом ходу двигателе следите за показаниями температуры охлаждающей
жидкости. Вентилятор должен включиться, прежде чем стрелка прибора (в
зависимости от модификации) зайдет в заштрихованную зону. При этом не
должна загораться контрольная лампа перегрева, иначе велика вероятность
того, что термореле неисправно.
Неисправности вентилятора системы охлаждения двигателя
Неисправный вентилятор системы охлаждения двигателя может стать причиной слишком
высокой температуры охлаждающей жидкости; это происходит при долгой работе двигателя
на холостом ходу или при езде в горах.
Неисправный вентилятор не означает, что Ваша поездка окончена:
После того как двигатель остынет, можно доехать до ближайшей автомастерской
на средних оборотах двигателя и постоянной, достаточно высокой скорости движения.
При этом следите за температурой охлаждающей жидкости и контрольной лампой
перегрева.
Холостые обороты и медленная езда в этом случае опасны для двигателя, так
как через пластины радиатора не проходит достаточное для охлаждения количество
воздуха.
Поиск неисправностей
Разъедините двойной штекер термореле.
Соедините оба контакта в одной из половинок двойного штекера
проволокой.
Если вентилятор заработал, то значит неисправно термореле.
Для продолжения поездки хорошо закрепите вставленный ранее
кусок проволоки, который замыкает контакты.
Для того чтобы свободно висящий провод не болтался и во избежание
короткого замыкания, замотайте двойную штекерную колодку клейкой
лентой.
Снятие вентилятора системы охлаждения двигателя
На двигателе типа «С», а также на некоторых
двигателях типа «F» установлен свободно вращающийся вентилятор, причем
его мотор может быть приклепан к держателю вентилятора (2). Держатель
вентилятора привинчен слева и справа к бачкам радиатора (1).
У более мощного вентилятора дизеля или 16-клапанного двигателя установлен
более качественный плоский мотор, который вращает крыльчатку вентилятора
в воздуховоде.
Отсоедините клемму пассы от аккумуляторной батареи и разъедините
штекерное соединение провода термореле и вентилятора системы охлаждения
двигателя.
Отсоедините провод от держателя крепления вентилятора.
Для снятия открутите два болта крепления двигателя вентилятора.
Снимите с радиатора мотор вентилятора вместе с держателем.
Если двигатель вентилятора приклепан к держателю, высверлите
заклепки.
Зафиксируйте шкив вентилятора и отверните центральную гайку.
Внимание:
левая резьба!
Снимите шкив вентилятора.
При установке используйте вместо клепок болты для соединения
мотора вентилятора с держателем, при этом обработайте их средством
против самоотвинчивания.
Один из способов определения неисправности,
если есть подозрение на мотор вентилятора, то разъедините штекерное соединение
(2) термореле на радиаторе и замкните оба гнезда штекера проволокой или
канцелярской скрепкой. Вентилятор должен работать.
На 16-клапанном двигателе установлен дополнительный
электрический насос охлаждающей жидкости (показан стрелкой) в системе
охлаждения, который после выключения зажигания около 5 минут продолжает
прогонять охлаждающую жидкость по системе охлаждения. На перегретом двигателе
дополнительно включается еще и вентилятор системы охлаждения двигателя.
automn.ru
ВАЗ 1111 | Охлаждающие вентиляторы
4.4. Охлаждающие вентиляторы
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Расположение датчика температуры охлаждающей жидкости N1 (4-цилиндровые
модели)
Датчик температуры охлаждающей жидкости N1
(указан стрелкой) расположен в задней части радиатора.
Расположение датчика температуры охлаждающей жидкости N1
(6-цилиндровые модели)
В 6-цилиндровых моделях датчик температуры
охлаждающей жидкости (указан стрелкой) расположен на кожухе термостата.
Основное реле двигателя и реле охлаждающего вентилятора N1 – модель Avalon
А – основное реле двигателя
В – реле охлаждающего вентилятора
Блок реле охлаждающего вентилятора – модель Avalon
Проверка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Если охлаждающий вентилятор
не выключается, когда двигатель остыл, отсоедините провод от температурного
датчика вентилятора и замкните контакты провода перемычкой. Если вентилятор
остановится, замените датчик.
2. Проверьте датчик вентилятора
N1 при помощи омметра. Когда двигатель холодный, цепь датчика должна
быть замкнута. Когда двигатель разогрет, цепь датчика должна быть
разомкнута.
3. Проверьте датчик N2 аналогичным
образом. Цепь разомкнута если температура ниже 84° С и цепь замкнута
если температура более 90° С. При необходимости замените датчик.
4. Если неисправен мотор вентилятора,
для начала, проверьте плавкий предохранитель вентилятора, расположенный
под капотом в блоке реле и плавких предохранителей. Отсоедините провод
от мотора вентилятора и подключите контакты вентилятора при помощи
переходников к клеммам аккумулятора. Если вентилятор по-прежнему не
работает, замените мотор.
5. Если датчики исправны и мотор
прошел проверку, значит необходимо проверить реле вентилятора, проводку
и электронный блок управления.
Проверка реле
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Блок реле расположен с левой
стороны в двигательном отсеке. Если автомобиль оснащен системой кондиционирования,
то в блоке реле имеется реле N2 второго вентилятора, а в некоторых
моделях имеется реле N3 (см. рис. Блок реле охлаждающего вентилятора
– модель Avalon).
2. Снимите реле N1 и проверьте
его при помощи омметра. Цепь должна быть замкнута между контактами
1 и 2 (85 и 86 на реле фирмы Bosch) и между контактами 3 и 4 (30 и
87а 86 на реле фирмы Bosch). Когда на контакты 1 и 2 подается напряжение
аккумулятора, между контактами 3 и 4 цепь должна быть разомкнута.
3. Если реле функционирует исправно,
снимите основное реле двигателя и проверьте его. Цепь замкнута между
контактами 3 и 5 и контактами 2 и 4. цепь разомкнута между контактами
1 и 2. Когда подается напряжение на контакты 3 и 5, цепь 1–2 замкнута,
а цепь 2–4 разомкнута. Если все реле работают исправно, а вентилятор
по прежнему не функционирует, обратитесь к специалисту.
2. Отсоедините провод от мотора
вентилятора. Отсоедините провода, закрепленные на кожухе вентилятора.
3. Выкрутите болты (указаны стрелками)
и достаньте кожух вентилятора из отделения двигателя.
4. Открутите гайку вентилятора
и снимите вентилятор с электродвигателя.
5. Выкрутите болты и снимите электродвигатель.
6. Установка проводится в обратном
порядке снятия.
automn.ru
ВАЗ 1111 | Вентилятор и реле включения вентилятора
4.4. Вентилятор и реле включения вентилятора
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Предупреждение
Не работайте в непосредственной
близости от лопастей вентилятора, чтобы избежать травм. Вентилятор может включиться
самопроизвольно!
Расположение главного реле двигателя, реле кондиционера
и реле вентилятора в главном релейном блоке
A. Реле кондиционера
B. Реле вентилятора N3
C. Реле вентилятора N2
D. Реле вентилятора N1
E. Главное реле двигателя
F. Размыкатель цепи вентилятора
Проверка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Если вентилятор не выключается
на остывшем двигателе, то отсоедините разъем проводки (указан стрелкой)
от термопереключателя вентилятора и отверните две гайки крепления
крышки термостата к корпусу (указана верхняя гайка). Теперь при повороте
ключа зажигания в положение ОN вентилятор должен включиться.
2. Если вентилятор не включается,
то проверьте реле вентилятора, проводку между термопереключателем
и реле и сам электродвигатель.
3. Замыкание контактов термопереключателя
(указан стрелкой), ввернутого в крышку термостата, проверяется омметром.
Отсоедините разъем проводки и подключите один из щупов омметра к штырю
на переключателе, а другой щуп соедините с корпусом.
4. На остывшем двигателе (температура
жидкости ниже 82° С) омметр должен показывать замкнутую цепь. На прогретом
двигателе (температура жидкости выше 93° С) омметр должен показывать
разрыв.
5. Для выяснения причин отказа электродвигателя
(вентилятор не вращается на прогретом двигателе, или при включенном
кондиционере) проверьте предохранители или плавкие вставки (см. подраздел
12.1).
6. Затем отсоедините разъем на
электродвигателе вентилятора (указан стрелкой) и подключите электродвигатель
непосредственно к батарее с помощью проводов от плавкой вставки. Если
вентилятор не будет вращаться, то замените электродвигатель.
Предупреждение
Не допускается
соединять зажимы испытательных проводов друг с другом, или касаться
ими любой металлической части автомобиля.
7. Если в предыдущем испытании
выяснится, что электродвигатель исправен, то неисправны реле, предохранитель
или проводка. В этом случае следует проверить реле вентилятора и главное
реле двигателя, руководствуясь описанной ниже методикой.
Проверка реле
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Найдите главный монтажный блок,
который расположен с левой стороны моторного отсека. На автомобилях,
оборудованных кондиционером, имеется блок дополнительных реле, расположенный
рядом с батареей (см. рис. Расположение главного
реле двигателя, реле кондиционера и реле вентилятора в главном релейном
блоке).
2. Снимите реле вентилятора N1
и с помощью омметра проверьте цепи между выводами, руководствуясь
рисунком. На автомобилях устанавливаются реле Nippondenso или Bosch,
нумерация выводов которых отличается. Проверку реле выполняйте в строгом
соответствии с рисунком.
3. Если реле оказывается исправным,
то снимите главное реле двигателя и проверьте его в соответствии с
рисунком. Между парами выводов 3–5 и 2–4 омметр должен показывать
замкнутую цепь. Между выводами 1 и 2 замкнутой цепи быть не должно.
Если к выводам 3 и 5 приложить напряжение от батареи, то между выводами
1 и 2 должна быть замкнутая цепь, а между выводами 2 и 4 – разрыв.
4. Если все проверяемые реле оказываются
исправными, то автомобиль следует сдать на диагностику в службу автосервиса
дилера или в специализированную мастерскую. Самостоятельно выполнять
дальнейшую проверку не рекомендуется вследствие сложности и многообразия
схем, используемых в автомобиле.