Рычаг переключатель передач


Манетки велосипеда (шифтеры): какие лучше, их ремонт

О том, что такое манетки велосипеда, знает каждый обладатель скоростного байка. Эти устройства участвуют непосредственно в переключении скоростей, с их помощью велосипедист легко и просто управляет перебросом цепи через звезды кассет. Деталь небольшая, но от ее состояния зависит, будет ли велосипед, как и нужно, скоростным, или же «застрянет» на одной передаче.

Что такое манетки, и как они устроены

Манетки – приводные устройства переключателей передач, закрепленные на руле велосипеда. Современные скоростные байки на 90% оснащены двумя системами переключения – передней и задней – соответственно, каждая оснащается своей манеткой. Слева на ручке руля располагается приводной механизм для переднего переключателя, справа – для заднего.

В классической системе переключения 3 Х 8 на каждую переднюю звезду приходится по 2-3 задних. По аналогии, одно деление левой манетки включает 2-3 деления правой. На велосипедах с одинарной системой переключения скоростей (только задняя кассета) или на планетарной втулке устанавливается одна манетка, на правой стороне руля.

Профессиональное название этих устройств – шифтеры. Внутреннее строение их довольно простое, включает в себя несколько сопряженных деталей:

  • приводная ручка;
  • подвижный блок;
  • намотка;
  • свободный рычаг;
  • тросик переключения;
  • пружинно-трещоточный фиксатор.
Классическое устройство приводной системы переключения скоростей

Ручка, которую приводит в действие велосипедист, заставляет изменять положение свободного рычага. Тот, в свою очередь, передвигает блок, на который наматывается или сматывается тросик переключателя передач. Пружинный фиксатор выполняет функцию закрепления положения троса на барабанном блоке и не позволяет переключателю самостоятельно перебрасывать цепь.

Таким образом, за счет изменения натяжения троса на блоке выставляется соответствующая передача. Крайне важно, чтобы механизм шифтера был отлажен, и одно деление на манетке точно соответствовало перебросу цепи ровно на одну звездочку. Если манетка работает исправно, но передачи не переключаются или перескакивают через две-три, то необходимо отрегулировать переключатель скоростей.

Виды манеток, их отличия

Изначально велосипедные шифтеры работали по принципу скольжения троса и фиксации тросика за счет гайки. Здесь передача определялась натяжением на корпусе манетки, примерно так, как было описано выше. Позднее в них стали устанавливать храповики, а метод изменения положения троса называется индексным.

Современные модели велосипедов оснащаются несколькими видами приводных механизмов:

  • грипшифтовые;
  • триггеры;
  • тормозные - Dual control;
  • пистолеты.

Манетки грипшифтеры изменяют натяжение тросика за счет перемещения барабана вокруг оси руля. Движение осуществляется вперед-назад, в центре расположен указатель, по которому выставляется передача. Другие модели могут оснащаться дисплеем со стрелками.

К достоинствам этих шифтеров относятся геометрическая целостность устройств, отсутствие выступающих частей и моментальное срабатывание при движении барабана. Отмечено, что грипшифты легкие в управлении.

Среди недостатков имеет место:

  • случайное переключение;
  • занимают много пространства на руле;
  • поворотный механизм бюджетных моделей легко ломается.
Shimano-манетка типа GripShift

Триггеры – второй распространенный тип шифтеров, где переключение осуществляется за счет выступающих рычажков: натяжной и сбрасывающий. Первый повышает передачу, второй – понижает. Передняя и задняя манетки работают противоположно друг другу: повышающий рычаг передней является понижающим для задней, и наоборот.

Шифтер SRAM для 9-ступенчатого заднего переключателя

Преимущества триггеров:

  • понятный принцип работы;
  • рычаги легки на ощупь, не отвлекают от управления;
  • нет риска случайного переключения как с грипшифтерами – руки на грипсах не задевают манетки.

Разумеется, есть и недостатки, с учетом которых грипшифты лучше триггеров:

  • при падении велосипеда рычаги могут сломаться;
  • тугое натягивание троса на быстрых перебросах через 2-3 передачи, что вызывает запаздывание переключения;
  • неправильное совмещение с тормозными клешнями (правда, это больше «косяк» производителя велосипеда, нежели манеток).

Триггеры выпускаются в нескольких вариантах:

  • рычаг и кнопка над рулем (Ez-Fire Plus) – бюджетные «шимановские» модели;
  • с подрулевым размещением рычагов (Rapidfire) – Shimano высокого класса;
  • Trigger: манетки SRAM с одним подрулевым рычагом, новые модели SRAM с подрулевым рычагом и кнопкой.

Dual Control, или тормозные шифтеры, приводятся в работу движением тормозного рычага в перпендикулярном направлении. Новинка была представлена фирмой Shimano. По сравнению с предыдущими типами, приводные устройства этого типа используются в узких кругах и устанавливаются на дорогие зарубежные модели.

Dual Сontrol не мешает управлению велосипеда даже при перемещении хвата. Также большой интерес представляет их конструкция, где тормозная клешня имеет две степени свободы. Можно сказать, манетки этого типа интегрированы в тормоза. Вместе с этим, имеется ряд серьезных недостатков:

Передний шифтер Dual Control

Пистолеты – манетки специально для гоночных велосипедов. Их устройство имеет аналогию с Dual Control тем, что механизм переключения передач и тормозной привод интегрированы и управляются единым рычагом. Чтобы затормозить, необходимо дернуть рычаг назад, для повышения передачи внутрь, а чтобы понизить ее – нажать на вспомогательный рычаг под клешней.

К весомому преимуществу этого механизма относится удобство управления в любом хвате, недостатки – высокая цена и низкое тормозное усилие.

Как самостоятельно заменить и перебрать манетки на велосипеде

Рано или поздно шифтер может перестать корректно работать или вовсе откажет служить дальше. Подтягивание или ослабление троса может не решить задачу, поэтому потребуется замена старого механизма.

Новые манетки идут в собранном виде вместе с тросиком, поэтому собирать их «с нуля» не нужно. Все операции сводятся к снятию старой детали, установке новой и обязательной регулировке переключателей.

Как поменять шифтеры:

  1. Снимаем грипсы с руля велосипеда. Чаще всего они толще, чем охват хомутов манеток, и будут мешать снятию.
  2. Отсоединить тросики переключения скоростей от дерайлеров.
  3. Ослабить крепежные болты и снять манетки с руля.

После этого можно ставить новые детали на велосипед:

  1. Закрепить шифтеры на руле. Во время работы не смещаем тормозные ручки.
  2. Аккуратно продеть тросики через раму к переключателям.
  3. Подсоединить новые тросы.
  4. Отрегулировать переключатели, проверить работу новых манеток. Настройку надо проводить, когда оба тросика закреплены на переключателях.

Если манетки работают не очень хорошо, заедают на переключениях, можно воспользоваться альтернативным вариантом – переборка, чистка и смазка. При неисправном состоянии какой-нибудь детали можно поставить ее с аналогичной модели, тогда это ремонт шифтера. В любом случае, придется разбирать ее, и как это сделать, узнаем далее.

Переборка и ремонт на примере Shimano-шифтера:1. Открутить болт нижней крышки, вытащить ее.

2. Снять верхнюю крышку, в которой находится индикатор скоростей.

3. Добираемся до храпового механизма с собачками. Распространенные проблемы, какие могут быть: попадание усиков, грязь или отсутствие смазки. В первом случае дальнейшая разборка имеет смысл, если вставить новую шайбу с усиками от другой манетки.

4. Откручиваем центральную гайку.

5. Вытаскиваем прижимную деталь и рычаги.

6. Откручиваем винт, который держит корпус.

7. Снимаем корпус, вытаскиваем храповой механизм с тросом.

8. Отделяем храповик от пластиковой шайбы.

9. На корпусе возле закрепления троса имеется подтягивающая собачка, ее не стоит разбирать, так как собрать будет достаточно сложно.

10. Разъединяем рычаги: поддеваем узкими клешнями пружинки на стыке рычагов.

11. Аккуратно протираем и смазываем все детальки шифтерного механизма. Установка производится в обратном порядке.

Вот так, на примере делается ремонт манетки. В работе самое главное – держать все детали отдельно друг от друга в поле зрения.

Заключение

Итак, в этой статье мы узнали, как устроены и работают манетки велосипеда, на какие типы они делятся, их плюсы и минусы. Поменять самостоятельно шифтеры на новые не составит труда, разборка также не должна вызвать никаких сложностей.

загрузка...

velofans.ru

Настройка заднего переключателя скоростей - ReXtor

Основные этапы настройки заднего переключателя, детальное описание возможных проблем и особенностей.

Перед тем, как приступить к регулировке заднего переключателя, нужно убедиться в том, что он не погнут. Задний переключатель является одной из самых хрупких и выпирающих деталей велосипеда, которая часто подвергается ударам.

После удара, задний переключатель сгибается вовнутрь по направлению к спицам. В некоторых случаях он может попасть непосредственно в спицы колеса. Если такое происходит, то в лучшем случае ломается сам переключатель скоростей, а точнее его держатель - петух. В худшем - вместе с ним ломаются и несколько спиц, тогда есть риск лишиться заднего колеса целиком. Есть, правда, ещё более сложный случай, когда рама не оснащена петухом. Тогда переключатель настолько сильно перекручивается спицами, что сгибается дропаут, а это приводит уже к поломке самой рамы.

Определить погнут ли петух можно посмотрев сзади на переключатель скоростей.

Два направляющих ролика должны лежать в одной плоскости. То есть цепь, идущая от одного ролика к другому должна идти строго вертикально без каких-либо перекосов.

Некоторые велосипедисты, столкнувшись с проблемой погнутого петуха, пытаются

исправить положение, пытаясь выпрямить его при помощи сгибания переключателя в

противоположную сторону. Но из-за того, что рамка переключателя является самой

слабой его частью, результатом является по-прежнему кривой петух и вдобавок

погнутый переключатель скоростей.

Выпрямлять кронштейн лучше всего сняв его с велосипедной рамы.

Существует, однако, специальный инструмент для выпрямления петуха, который крепится к нему вместо переключателя и обеспечивает достаточное усилие рычага для выпрямления. При этом специальный контрольный указатель показывает, на сколько точно вертикально спозиционирован кронштейн.

Здесь стоит отметить, что у многих переключателей компании Campagnolo рамка расположена под наклоном — нижний ролик натяжителя находится немного дальше от колеса по сравнению с направляющим роликом.

Ограничительные винтыДва специальных винта, ограничивающих движение переключателя скоростей к большей и к меньшей шестерёнкам. Как правило, ограничительные винты находятся в задней части параллелограмма. Эти винты своими концами физически ограничивают движение переключателя в обестороны и предотвращают соскок цепи. Таким образом, ослабляя ограничители, переключатель перемещается на большее расстояние; затягивая винты, его движение ограничивается.

Обычно ограничительные винты настраиваются у нового переключателя и впоследствии к их регулировке не возвращаются. Если всё-таки возникла в этом необходимость, то скорее всего погнут либо сам переключатель, либо петух. Но так или иначе, в качестве временного решения проблемы этот метод вполне подойдёт.

На современных переключателях винты обозначены латинскими буквами «H» (англ. «high») для высоких передач и «L» (англ. «low») для низких. У старых дерайлеров таких обозначений не было, поскольку чётко просматривались концы винтов. Например, при переключении на повышенные передачи можно было явно увидеть, какой из винтов упирается в механизм переключателя, это и был винт «H».

Регулировочные винты не сильно чувствительные, поэтому можно смело крутить на оборот или полоборота за один раз. Самым ответственным здесь является ограничитель низких передач, который предотвращает попадание цепи в спицы заднего колеса.

Рассмотрим основные настройки заднего переключателя по порядку:

Ограничитель высоких передач («H»)

Винт, ограничивающий высокие передачи, не даёт цепи соскочить с самой маленькой шестерёнки и застрять между ней и дропаутом. Впрочем, при использовании современных индексных переключателей, соскочить цепи с маленькой звезды скорее всего не даст натянутый трос. Слишком затянутый ограничительный винт исключит возможность воспользоваться самой маленькой звездой.

Проблемы с переключением на высокие передачи редко связаны с тем, как настроен соответствующий ограничитель. В большинстве случаев проблема связана с погнутым петухом или переключателем или с затруднённым ходом троса.

Для данной настройки следует ослабить натяжение троса, закрутить до конца регулировочные барабаны на самом переключателе скоростей и на рычаге, а также перевести звёзды в положение самой высокой передачи: большая звезда спереди и маленькая сзади.

Настройка состоит в том, чтобы ролики переключателя лежали в одной плоскости с самой маленькой звездой.

Закручивая регулировочный винт «H» по часовой стрелке, рамка смещается в сторону больших звёзд; против часовой — во внешнюю сторону.

После регулировки нужно достаточно сильно натянуть и закрепить трос.

Ограничитель низких передач («L»)

Ограничительный винт низких передач предотвращает переключение цепи за пределы большой звезды и попадание её в спицы. То есть если винт будет недостаточно затянут, это может привести к катастрофе. В противном случае, если его перетянуть — будет практически невозможно переключиться на самую большую звезду.

Для данной настройки следует перевести шестерёнки в положение самой низкой передачи: маленькая звезда спереди и большая сзади, а также максимально выкрутить регулировочный винт «L», чтобы предотвратить какое-либо ограничение движения переключателя.

Для правильной настройки нужно выровнять ролики и большую звезду.

Закручивая винт «L» по часовой стрелке, рамка переключателя смещается в сторону малых звёзд; против часовой — в сторону спиц.

Настройка переключенияДискретные переключатели чаще всего нуждаются в настройке. Характерные щелчки, исходящие из рычага переключения, соответствуют определённому ходу троса, который перемещает переключатель в строго заданное место.

Если переключатель правильно настроен, то впоследствии придётся лишь незначительно его подстраивать, в зависимости от вытягивания троса (износа) или после его замены.

Настройка происходит за счёт специального регулировочного барабана, который находится на одном из концов троса. У некоторых переключателей барабанов может быть два: возле переключателя и в месте, где его можно подстроить во время движения. На горных велосипедах второй регулировочный барабан расположен возле рычага переключения, у шоссейных велосипедов он может быть расположен в верхней части нижней трубы, возле упора рубашки троса.

Нет никакой разницы, какой именно использовать регулировочный барабан.

Перед тем, как начать настройку, нужно переключиться на самую высокую передачу (маленькая звезда) и убедиться в том, что рычаг переключения находится в своём крайнем положении.

Затем делаем первый щелчок и начинаем вращать педали вперёд. Цепь должна перейти на одну позицию выше. Если этого не происходит, то трос слишком слабо натянут. Соответственно, нужно повернуть регулировочный барабан против часовой стрелки. Регулировку лучше производить с шагом в полоборота. Для начинающих частой ошибкой является перезатягивание регулировочного барабана. Иногда в результате смещается вся цепочка переключений. Причём на всём диапазоне переключение вроде бы нормальное, но в одном из крайних работает некорректно. Именно поэтому важно сначала отрегулировать первые два шага переключателя.

Точная подстройка основана на следующих принципах:

-

Переключение на большие звёзды регулируется натяжением троса;

Если подобные переключения замедленные, то трос недостаточно натянут — нужно повернуть регулировочный барабан против часовой стрелки.

-

Переключение на маленькие звёзды регулируется ослаблением троса.

Если подобные переключения замедленные, то трос недостаточно ослаблен — нужно повернуть регулировочный барабан по часовой стрелки.

Если задний переключатель работает исправно на большой ведущей звезде, но при этом на маленькой переключается некорректно (или наоборот) — это первый признак того, что погнут петух.

Регулятор натяжителя («B-tension»)

В современных переключателях два подпружиненных рычага. Нижний, называемый также «A-pivot», поднимает рамку переключателя наверх, при переключении на маленькие звёзды. Верхний «B-pivot» обеспечивает движение рамки назад к большой звезде.

Натяжение пружин обоих рычагов должно быть сбалансировано для обеспечения корректного переключения передач.

В большинстве случаев существует возможность настроить натяжение пружины верхнего рычага «B» параллелограмма переключателя с помощью специального регулировочного винта, в терминологии компании Shimano называемого «B-tension adjuster».

То есть фактически регулируется высота направляющего ролика или угол наклона цепи от этого ролика к звезде. В связи с этим в анлгоязычной литературе можно встретить упоминание о настройке именно угла цепи (англ. «angle adjustment»).

Настройка проводится, установив цепь на самую большую звезду кассеты, то есть на самую нижнюю передачу. При ослаблении винта направляющий ролик поднимается вверх, приближаясь к звезде, увеличивая натяжение цепи (уменьшая угол наклона цепи), тем самым улучшая качество переключения. Разумеется, ролик не должен задевать за шестерёнку. Зазор должен составлять примерно 5 мм.

Данную регулировку нужно проводить заново при замене звёзд кассеты или при смене длины цепи.

Задние переключатели CampagnoloНачиная с 2001 года у всех моделей переключателей Campagnolo настраивается натяжение пружины рычага «A» — «A-tension adjustment». По сути эта настройка является прямой противоположностью вышеуказанной «B-tension adjustment»: ослабляя пружину рычага «A» достигается тот же результат, что при затягивании пружины рычага «B».

Источник:

velorama.ru

www.dnevniki.ykt.ru

Переключатель скоростей: назначение, типы, устройство, видео-обзоры

Переключатель скоростей – элемент трансмиссии, функционал которого направлен на регулировку скоростного режима велосипеда. Он обеспечивает не только безопасность во время езды, но и позволяет максимально эффективно распределять энергию, необходимую для раскручивания педалей и набора скорости. Правильный выбор передачи предоставляет возможность вариации частоты вращения педали, посредством изменения передаточной функции колеса и педали. Каким образом это отображается на практике? При крутом подъеме следует выбирать пониженную передачу, которая позволит уменьшить усилие, необходимое для вращения педали. Спускаясь с горы, стоит перейти на самую высокую передачу. Механизм обеспечит достижение максимально необходимой скорости.

В зависимости от вида переключения, различают механизм внешнего и внутреннего переключения, а также комбинированный их вариант.

Механизм внутреннего переключения

Конструкция устройства основывается на применении планетарных втулок. В отличие от подобных ему механизмов, он исключает наличие кассет со звездочками разнообразного размера, зубьями и навесными переключателями. Привод колеса насчитывает по одной звездочке спереди и сзади, а также цепь.    

Схема механизма внутреннего переключения

Основными элементами устройства планетарной втулки являются:

  • солнечная шестерня, которая размещена в центре;
  • водило. При его помощи осуществляется жесткая фиксация осей нескольких одинаковых планетарных шестерен, которые сцепляются с солнечной шестерней;
  • кольцевая шестерня, представляет внешнее зубчатое колесо, которое сцеплено с планетарными шестернями.

На сегодня производители выпускают различные виды планетарных втулок, которые насчитывают от трех до четырнадцати передач. Не исключено наличие встроенной тормозной системы.

Среди преимуществ механизма внутреннего переключения выделяют:

  • высокую степень устойчивости к внешним факторам воздействия за счет размещения элементов в корпусе;
  • простоту обслуживания, которая объясняется хорошей защитой от воздействия негативных факторов окружающей среды и от последствий езды по плохим дорогам, вследствие чего уход за трансмиссией сводится к минимуму;
  • удобство в эксплуатации за счет отсутствия несовместимых сочетаний передач;
  • возможность применения с карданным или ременным приводом;
  • надежность и долговечность;
  • встроенный тормоз;
  • переключение передачи в неподвижном состоянии, что особенно актуально для езды в городских условиях.

Одним из главных недостатков планетарной втулки является ее высокая стоимость по отношению к другим вариантам переключения. Она не предназначена для агрессивной эксплуатации, поскольку предусматривает выход из строя в результате существенного увеличения крутящего момента. Из-за конструкционных особенностей ее невозможно отремонтировать в полевых условиях, поэтому механизм не пригоден для установки на горных велосипедах. Планетарная втулка имеет узкий диапазон передаточного функционала и низкую степень КПД привода. Ее большой вес приводит к смещению центра тяжести назад. В подвесах это стает причиной увеличения неподрессоренных масс.

Механизм внешнего переключения

Данная конструкция основывается на использовании двух видов переключателей: переднего и заднего.

Передний переключатель – элемент трансимиссии, главная функциональная обязанность которого – переброска цепи с одной звезды системы на другую. Его устройство предусматривает наличие рамки, которая перемещается благодаря установленному параллелограммному механизму. Натяжение троса провоцирует сдвиг рамки в положение над крупными звездами, а ослабление – над мелкими.

По типу привода различают горные и шоссейные переключатели.

Крепление переднего переключателя может быть выполнено к каретке, раме или на хомуте.

  1. Способ крепления E-Type осуществляется методом прижима к кареточному стакану рамы посредством чашки каретки. При этом возможно использование дополнительного крепежа — болта, привинченного к раме. Данный способ крепления применяется для большинства двухподвесов, а также в случае наличия большого сечения подседельной трубы рамы в месте установки переключателя.
  2. При креплении к раме, переключатель привинчивается с помощью болтов.
  3. Одним из классических вариантов крепления является крепеж переключателя на хомуте (clamp on). В свою очередь, производственный выпуск хомутов может быть универсальным, диаметр которых регулируется при помощи проставок, и по заданным параметрам диаметра подседельной трубы: 28,6;34,9; 38,2мм.

Читайте также на СпортЗум.ру: Где взять велосипед напрокат в Санкт-Петербурге: популярные точки проката и условия аренды велосипеда в СПб

Задний переключатель — параллелограммный механизм с возвратной пружиной, который перемещает рамку в поперечном направлении. Его переключение в одном направлении происходит посредством троса или электропривода, в обратном — при помощи возвратной пружины. Специальная рамка автоматически препятствует провисанию цепи.

Конструкция заднего переключателя приходит в действие только при прокручивании педалей вперед при небольшой нагрузке. В ином случае существует риск преждевременного износа деталей или их поломки.

В производстве переключателя средней категории используется алюминий, тогда как титановая пружина и углепластиковая рамка указывают на улучшенную его модель. Стальные переключатели относятся к недолговечным дешевым механизмам.

Главное отличие заднего переключателя от переднего заключается в возможности работы с кассетами до девяти звезд, тогда как второй предусматривает использование до трех.

Технические особенности заднего переключателя

  1. Длина рамки определяет диапазон передаточных отношений, подходящих для работы переключателя. Соответственно, чем больше длина рамки, тем больше показатели его емкости – суммарной разницы между большими и маленькими звездами, которая может быть обработана переключателем во избежание появления провисания цепи. Параметр емкости переключателя указан заводом-производителем.
  2. Направление действия пружины может осуществляться посредством затягивания троса или стягивания возвратной пружины.
  3. Подвод троса к переключателю предусматривает традиционный вариант (заднее вхождение троса в переключатель) и прямой подвод (верхнее вхождение троса). При этом последний вариант наиболее оптимальный, поскольку устраняет изгиб троса.
  4. Крепление посредством съемного, несъемного петуха или к раме.

Среди преимуществ заднего переключателя стоит отметить небольшую стоимость, малый удельный вес, уменьшение потерь энергии благодаря трению внутреннего механизма и большое количество передач.

Относительно недостатков конструкции, главными из них является повышенный износ цепи вследствие ее перекоса, необходимость частого обслуживания переключателя, осуществление переключения передач только при движении, низкий уровень устойчивости к факторам внешнего воздействия.

Видео-инструкция по настройке переключателя

Комбинированное устройство переключения передач

Представленная конструкция является средним вариантом между втулкой и классическим механизмом. Зачастую она устанавливается на велосипеды, предназначенные для городского катания, поскольку совмещает недостатки внутреннего и внешнего переключателя скоростей.

Остались вопросы? Тогда рекомендуем ознакомиться с данным видео-обзором:

Загрузка...

sportzoom.ru

Круташов А.В. Коробка передач

61

не допускающих одновременное включение двух передач

В отверстии между соседними стержнями – средним 23 и боковыми (рис. 50а), находятся штифты со скругленными торцами. Роль штифта может выполнять также шарик или, в зависимости от расстояния между стержнями, пара шариков, как на рис. 50б. Стержни со стороны прилегания штифтов (или шариков) имеют выемки на такую глубину, что при перемещении одного из стержней штифт выталкивается из своей выемки и заглубляется до дна в выемке другого стержня, запирая его от случайного перемещения. Средний стержень имеет выемки с двух сторон, запирая при перемещении два крайних стержня. Для того чтобы при перемещении бокового стержня был заперт помимо среднего и другой боковой, в среднем стержне имеется сквозное отверстие, в котором находится подвижный промежуточный штифт (4 на рис. 50б). При перемещении бокового стержня выталкиваемый штифт (или шарики), ложась на дно выемки среднего, выталкивает его подвижный промежуточный штифт, который в свою очередь перемещает штифт (или шарики) между средним и другим крайним стержнем до лунки последнего. Таким образом, запирается возможность перемещения не только среднего, но и противоположного крайнего стержня. Конструкция замка диктует необходимость соблюдения определенной последовательности действий при выполнении сборочно–разборочныхопераций. Последовательность действий зависит от особенностей компоновки коробки передач, конструкции картера.

62

Рис. 51. Механизм переключения с плавающим замком, запирающим пазы стержней

На рис. 51 показан замок, передвигаемый по направлению избирания передач. Замок перемещается переключателем – промежуточным звеном между рычагом управления и поводками. Замок 3 имеет плоское основание, выступы, входящие в пазы поводков стержней, и узкий паз для хода включения передач, через который проходит рычаг переключателя. Включение передачи возможно лишь при чётком избирании, когда паз замка выставлен по нужному ползуну, а выступы замка запирают движение остальных ползунов. При нечетком избирании выступы замка запирают возможность движения всех ползунов. При избирании низших передач преодолевается сопротивление пружины 2, а избирание заднего хода происходит с дополнительным усилием, создаваемым подпружиненным шариковым упором 1.

Особенностью механизма на рис. 51 является возможность обеспечить нужные передаточные отношения как при включении, так и избирании передач благодаря тому, что рычаг управления воздействует на переключатель разными длинами стебля – длинным плечом (шарнир 4) при избирании, и коротким (шарнир на оси вала переключателя) при включении передачи.

Силы трения, возникающие при перемещении стержня механизма переключения, могут быть снижены при использовании специальных подшипников качения (рис. 52). Несколько рядов шариков располагаются в сепараторе, имеющем свободу перемещения внутри наружной

обоймы подшипника. Перемещение сепаратора Рис. 52. Подшипник качения составляет половину хода стержня.

для линейного перемещения

63

Рис. 53. Вариант переключателя коробки передач при продольном силовом агрегате и дистанционном механизме управления

Такой подшипник качения используется также в механизмах переключения при наличии сочетания линейного перемещения переключателя при включении передачи с вращением при избирании. На рис. 53 дан пример выполнения переключателя для коробки передач переднеприводного автомобиля при продольном силовом агрегате и дистанционном механизме управления. Переключатель 2 установлен на подшипниках качения 4. При повороте вокруг своей оси переключатель выбирает стержень с вилкой, а при осевом перемещении включает передачу. Уплотнение переключателя на выходе из крышки обеспечивается манжетой 5. Нейтральное по избиранию положение переключателя обеспечивается двумя подпружиненными упорами, размещенными в крышке 1 коробки передач. Жесткость упоров различна – для 5-ойпередачи и заднего хода упор 6 более жесткий, чем упор 8 для1-ойи2-ой.Для контакта с упорами переключатель имеет специальные площадки. Переключатель 2 в нижней части имеет два пера для выбора и перемещения ползунов, что обусловлено принятым расположением вилок и ползунов. Кроме того, переключатель 2 в нижней части имеет штифт, предназначенный для взаимодействия со специальным замком 3, предотвращающим недопустимое движение переключателя в направлении включения заднего хода при грубом выключении5-ойпередачи.

Необходимость такого замка, и подобных ему вариантов исполнения, вытекает из опыта эксплуатации автомобилей с распространённой схемой управления, предусматривающей расположение позиции 5-ойпередачи в линию с позицией заднего хода (схема в центре рис. 46). Эта схема удобна тем, что в сочетании с автоматически работающим замком обеспечивает наиболее удобные переходы между позициями1-ойи задней передачи, не требуя, как в альтернативных вариантах, дополнительных действий водителя – утапливания рычага управления или подъёма специального кольца под рукояткой рычага управления.

Рис. 54. Замок, предотвращающий недопустимое движение переключателя в направлении

64

включения заднего хода при груПри грубом, с чрезмерным ходом, выклюбом выключении 5-ойпередачи. чении5-ойпередачи, замок исключает движение переключателя в направлении включения заднего хода. На рисунке 54 показана траектория перемещения

штифта 1 переключателя при избирании и включении 5-ойпередачи и заднего хода. При избирании5-ойпередачи штифт 1 переключателя отжимает подпружиненный двуплечийрычаг-«собачку»2 замка. При ходе включения5-ойпередачи рычаг возвращается в своё исходное положение. При ходе же выключения рычаг 2 оказывается на пути штифта переключателя и после упора второго плеча рычага 2 в корпус замка 3 не допускает движение переключателя в направлении включения заднего хода, не препятствуя возврату в позицию избирания. При избирании заднего хода штифт 1 переключателя также отжимает подпружиненный двуплечийрычаг-«собачку»2 замка, однако штифт 1, находясь в выемке между двумя плечами рычага 2, имеет возможность хода для включения передачи заднего хода.

К переключателю, показанному на рис. 53, крепится вал управления 11 (см. рис. 59), имеющий упрощенный карданный шарнир со стороны коробки передач и, на заднем конце вала, вилку, которой сопрягается с рычагом управления 18 посредством цилиндрического шарнира.

При поперечном расположении силового агрегата, получившем широкое распространение на автомобилях с приводом на передние колёса, а также на тех полноприводных, которые создаются на их агрегатной базе, управление коробкой передач принципиально усложняется. Это обусловлено необходимостью изменения направления усилия, прилагаемого для переключения передач, с продольного - у рычага управления, на поперечное в механизме переключения коробки передач (по отношению к продольной оси автомобиля). Для этого необходима система дополнительных промежуточных рычагов и тяг. Усложняется также и передача избирательных перемещений от рычага управления к механизму переключения. Фактически в управление коробкой передач вводится дополнительный промежуточный механизм.

Конструкции механизмов весьма разнообразны. В ряде конструкций система дополнительных промежуточных рычагов располагается во внутренней полости коробки передач, а механизм управления, находящийся вне коробки передач и являющийся дистанционным, прост по конструкции. Пример выполнения такого механизма переключения показан на рис. 55. (Механизм управления, показанный на рис. 60, детально рассматривается в разделе 5.1.2).

Выбор стержня с вилкой, соответствующего включаемой передаче, происходит путём перемещения трёхплечего рычага - переключателя 3 по оси 17. Шток 14, установленный в нижней части картера сцепления 15, связан с валом 22 дистанционного механизма управления. При повороте вокруг своей оси шток перемещает переключатель 3 рычагом 13. Включение передач переднего хода осуществляется при повороте переключателя на оси 17 под воздействием осевого перемещения штока 14, в гнездо наконечника которого входит третье плечо переключателя.

65

При верхнем положении трёхплечего рычага-переключателя(оно показано на рисунке) плечо «В» осуществляет включение 3- ей или 4- ой передачи, а при смещении вниз, в паз вилки 7, включение 1- ой или 2- ой передачи.

Плечо «Б» предназначено для взаимодействия с гнездом «А» рычага включения заднего хода 12. При смещении переключателя вниз плечо «Б» входит в паз гнезда «А» рычага включения заднего хода 12, а при последующем повороте переключателя поворачивает на оси 1 рычаг 12, который и перемещает промежуточную шестерню заднего хода 4. Соотношение плеч рычага 12 - от оси рычага до головки в пазу промежуточной шестерни 4 и, другое плечо, от оси до гнезда «А», обеспечивает выравнивание хода включения задней передачи с ходами включения передач переднего хода.

Рис. 55. Вариант механизма переключения поперечного силового агрегата при расположении промежуточных рычагов механизма в полости коробки передач

В конструкции механизма переключения по рис. 61, в отличие от рассмотренной конструкции, в коробке передач установлен лишь переключатель, а

66

его перемещение вдоль оси для выбора соответствующего стержня и последующий поворот для включения передачи обеспечиваются системой рычагов и тяг, расположенных рядом с коробкой передач.

5.1.2. Механизм управления коробкой передач

Наиболее простой механизм управления коробкой передач может быть выполнен при классической компоновке автомобиля, когда положение водителя относительно силового агрегата обеспечивает доступность рычага управления при его размещении непосредственно на коробке передач (рис. 8; 9; 13; 14). В этом случае механизм управления имеет лишь рычаг управления и один или два пружинных упора для облегчения установки рычага в нейтральное положение. Для удобства работы водителя рычаг управления коробкой передач в направлении избирания передач обычно устанавливается в положении, соответствующем включению наиболее часто используемых высших передач (3-ейи4-ойдля четырех и пятиступенчатых коробок передач, рис. 46). Перемещение рычага влево или вправо от этого положения для избирания в соответствии со схемой переключения других передач происходит с преодолением усилий специальных пружинных упоров. Пример выполнения механизма дан на рис. 8 (пружина одного из упоров - 35). В ряде конструкций, рис. 9, к примеру, избирание заднего хода осуществляется после преодоления ступени жесткого упора рычага управления. Путем незначительного «утапливания» рычага управления - ниже площадки ограничительной чашки 33, обеспечивается необходимый ход избирания передачи заднего хода.

В других конструкциях предусматривается специальная «собачка», располагаемая рядом с рукояткой рычага управления, поднятие которой обеспечивает преодоление жесткого упора при избирании заднего хода. При этом имеются и пружинные упоры, устанавливающие нейтральное положение, как уже было сказано, для высших передач (кроме ускоряющей).

При умеренной удаленности коробки передач от водителя в продольном направлении используется рычаг управления с изгибом. В этом случае для предотвращения вращения гнутого рычага при избирании передач сферический опорный шарнир рычага имеет штифт в поперечной плоскости, входящий в паз корпуса (или два штифта и паза), рис. 9. Возможно и другое, обратное исполнение - с пазами в сфере рычага (рис. 13; 14).Рычаг с изгибом применяется и при удалённости коробки передач от водителя в поперечной плоскости.

При значительном изгибе рычага траектория перемещения рукоятки становится неблагоприятной, поэтому другим решением является конструкция с промежуточным элементом – продольным валом, называемым переключателем. Располагается переключатель или в удлинителе картера, рис. 56, или в удлинённой крышке картера, рис. 57.

67

Рис. 56. Коробки передач с механизмом управления, имеющим промежуточный элемент – переключатель, располагаемый в удлинителе картера

Переключатель поворачивается вокруг своей оси при качании рычага управления в направлении избирания, осуществляя избирание стержня вилки (или вилки, как в конструкции на рис. 56), а при перемещении рычагом управления вдоль оси включает передачу.

Рис. 57. Коробка передач с механизмом управления, имеющим промежуточный элемент – переключатель, располагаемый в удлиненной верхней крышке коробки передач

Удаленность коробки передач от водителя по ширине автомобиля также может привести к необходимости введения в конструкцию механизма управления промежуточного переключателя - поперечного вала между рычагом управления и стержнями вилок. Установка механизма непосредственно на коробке передач при этом может быть сохранена.

Установке механизма управления непосредственно на коробке передач характерны, однако, свойства, которые могут считаться недостатками, особенно для легковых автомобилей. На рукоятку рычага передаются вибрации, источником которых являются двигатель, коробка передач, приводные валы. Поэтому на легковых автомобилях рычаг часто выполняется составным с введением в разъём упругих и демпфирующих втулок, обеспечивающих виброизоля-

68

цию, рис. 9, рис. 10. Предпочтительность составного рычага обусловлена также соображениями облегчения установки (опускания) кузова на узлы трансмиссии и шасси при сборке автомобиля в условиях массового производства. Установка верхней части рычага управления производится уже после опускания кузова. Кроме того, поскольку силовой агрегат устанавливается на упругих опорах, то его перемещения, вызываемые внешними воздействиями от дороги и реактивными моментами, приводят к перемещениям рукоятки рычага управления, воспринимаемым водителем как чрезмерные, раздражающие колебания.

При значительной удаленности коробки передач от водителя, когда доступность рычага управления при его установке на коробке передач не может быть обеспечена, а также при поперечном расположении силового агрегата, применяются дистанционные механизмы управления. Варианты их конструкции весьма разнообразны. Соединение механизмов переключения передач и управления осуществляется системой рычагов, тяг и шарниров. Применяются также шарнирные валы, передающие как крутящий момент для выполнения избирания, так и продольное усилие для включения передач. В ряде конструкций, при поперечном силовом агрегате, используются тросы в оболочке. Основные специфические требования к дистанционным механизмам, дополняющие общие, таковы:

-малые зазоры, отсутствие стуков в шарнирных соединениях;

-высокая жесткость механизма при избирании передач, обеспечивающая четкость позиционирования;

-минимальная передача вибраций от двигателя, коробки передач, шарнирных валов трансмиссии на рукоятку рычага управления и на кузов;

-минимальные колебания рычага управления от перемещений силового агрегата на упругих опорах;

-минимальное количество производственных и эксплуатационных регулировок, и даже полное их отсутствие.

Дистанционные механизмы управления выполняются по двум вариантам установки опоры рычага управления на кузове – с жестким креплением и, второй вариант, с «плавающей» опорой, подвижной относительно кузова.

69

Рис. 58. Вариант дистанционного механизма управления с жестким креплением к кузову

Первоначально дистанционные механизмы получили развитие на легковых автомобилях в связи с имевшимися предпочтениями по установке рычага управления на рулевой колонке рядом с рулевым колесом. Позднее, когда при классической компоновке автомобиля предпочтительнее вновь стал рычаг управления рядом с сиденьем водителя, самым простым решением, при минимальных изменениях механизма переключения, было дистанционно связать тягами коробку передач и расположенный на полу кузова механизм управления. Конструкция такого механизма, как пример выполнения, представлена на рис.

58.

. Основание механизма 12 жестко крепится к туннелю пола, две тяги, одна из которых (16), управляет избиранием передач, а вторая (15) переключением, имеют регулировки по длине. Регулировка компенсирует некоторый возможный в производстве разброс взаимного положения двигателя и основания механизма управления и, тем самым, обеспечивает заданное компоновочное положение рычага управления 3. Механизму, как и всем механизмам управления с жёстким креплением к кузову, свойственны нежелательные перемещения рычага управления – его колебания, как отклик на перемещения силового агрегата на своих упругих опорахиз-завнешних воздействий от дорожных неровностей, поскольку перемещения силового агрегата приводят к изменению взаимного положения двигателя и механизма управления. Тяги механизма управления, увлекаемые коробкой передач, воздействуют на рычаги механизма управления, вызывая колебания рычага управления. На амплитуды колебаний влияют пере-

70

даточные отношения в механизме и длины рычагов 18 и 19. Шарнирные соединения тяг подвержены износу, и растущие зазоры в шарнирных соединениях ухудшают четкость управления коробкой передач.

В целом, дистанционные механизмы управления коробкой передач сложнее механизмов, установленных непосредственно на коробке передач. Вместе с тем, сложились вполне совершенные конструкции, отвечающие жестким требованиям по качеству управления, поскольку они имеют лучшую виброизоляцию рычага управления и потенциал, позволяющий уменьшить его колебания, вызываемые перемещениями силового агрегата.

На рис.59 показан дистанционный механизм управления переднеприводного автомобиля с продольным расположением силового агрегата, имеющий подвижную относительно кузова опору и отвечающий повышенным требованиям к качеству управления.

Рычаг управления 18 со сферическим шарниром 28 установлен в корпусе 29 реактивной тяги 30. Передняя часть тяги 30 соединена через резиновые подушки 2 с кронштейном 31 коробки передач. Задняя часть тяги располагается в резиновой подушке, наружная обойма которой 25 жестко крепится к кузову. Благодаря податливости подушки в продольном направлении тяга 30, являющаяся опорой рычага управления, подвижна относительно кузова – перемещение коробки передач на упругой опоре 32 тянет за собой тягу 30. Сферическая головка рычага управления находится в корпусе-основаниимеханизма управления, связанном сваркой с реактивной тягой, образуя единую деталь. Таким образом, основание механизма управления не имеет жесткой установки на кузове и при перемещениях силового агрегата на своих упругих опорах может смещаться вдоль автомобиля вслед за коробкой передач, деформируя резиновую подушку реактивной тяги. При этом вал управления 11 также перемещается вслед за коробкой передач.

studfiles.net

Регулировка рычагов переключателей скоростей на руле

Положение рычагов переключателей на руле можно регулировать.

Регулировка положения рычага

1. Найдите зажимной болт рычага (рис. 25 и 26).

2. Отверните зажимной болт на 2-3 оборота.

3. Передвиньте рычаг.

4. Затяните зажимной болт с моментом 53-69 фунт*дюйм (6,0-7,8 Н*м).

Передний переключатель

Регулировка положения малой звезды

1. Установите цепь на самую маленькую переднюю звезду и самую большую заднюю шестерню.

2. Ослабьте зажимной болт тросика (рис. 21) так, чтобы тросик двигался свободно.

3. Заверните ограничительный винт низшей передачи (обозначенный буквой L) так, чтобы внутренняя направляющая цепи на переключателе отстояла от цепи примерно на 0,5 мм.

4. Потяните за конец тросика и переключите левый рычаг в положение, соответствующее самой малой звезде.

5. Полностью заверните по часовой стрелке регулировочный штуцер тросика на рычаге переключателя или на нижней трубе рамы.

6. Уложите тросик в канавку, расположенную рядом с зажимным болтом тросика, натяните тросик и затяните зажимной болт с моментом 44-60 фунт*дюйм (5,0-6,8 Н*м).

Регулировка положения большой звезды

1. Переключитесь задним переключателем на самую маленькую заднюю шестерню.

2. Поверните ограничительный винт высшей передачи (обозначенный буквой Н) против часовой стрелки до тех пор, пока он не перестанет препятствовать перемещению переключателя.

3. Проверните шатуны рукой. Пользуясь рычагом переключателя, аккуратно переведите цепь на внешнюю звезду.

Рис. 21. Передний переключатель

1. Тросик

2. Ограничительные винты

3. Зажимной болт тросика

4. Сдвиньте внешнюю направляющую цепи примерно на 0,5 мм от цепи.

5. Затяните ограничительный винт высшей передачи до упора.

Если завернуть винт слишком сильно, передний переключатель перебросит цепь на малую звезду.

6. Попереключайте передачи во все возможные положения. Убедитесь, что цепь не соскакивает при нажатии на рычаг переключателя. Проследите, чтобы рамка переключателя не терлась о шатуны.

Регулировка положения средней шестерни с тремя звездами

1. Установите цепь на самую большую переднюю звезду и самую маленькую заднюю шестерню.

2. Поверните штуцер тросика (на нижней трубе или на рычаге) против часовой стрелки, чтобы ослабить натяжение тросика и выровнять внутреннюю пластину переключателя до касания цепи.

3. Попереключайте передачи во все возможные положения и убедитесь, что цепь плавно переходит с одной звезды на другую.

На некоторых передних рычагах переключателей имеется выступ. Слегка сместите рычаг в направлении низшей передачи, и переключатель немного сдвинется, не касаясь цепи.

Задний переключатель

Регулировка положения малой шестерни

1. Установите цепь на самую маленькую заднюю шестерню и самую большую переднюю звезду.

2. Ослабьте зажимной болт тросика (рис. 22) так, чтобы тросик двигался свободно.

3. Встаньте сзади велосипеда и убедитесь, что малая задняя шестерня, цепь и два ролика переключателя находятся на одной линии.

4. Если это не так, поверните ограничительный винт высшей передачи (обычно обозначаемый буквой Н) так, чтобы выровнять ролики.

5. Натягивая тросик, переведите рычаг переключателя в положение, соответствующее малой шестерне.

6. Полностью заверните по часовой стрелке регулировочный штуцер тросика на рычаге переключателя или на нижней раме. Полностью заверните по часовой стрелке штуцер тросика на заднем переключателе. Затем поверните штуцер на один оборот против часовой стрелки.

7. Уложите тросик в канавку зажимного болта на заднем переключателе, натяните тросик и затяните зажимной болт с моментом 44-60 фунт*дюйм (5,0-6,8 Н*м).

Регулировка положения большой шестерни

1. Поверните ограничительный винт низшей передачи (обозначенный буквой L) против часовой стрелки до тех пор, пока переключатель не станет двигаться свободно.

2. Аккуратно установите цепь на самую маленькую переднюю звезду и самую большую заднюю шестерню.

Не перемещайте задний переключатель слишком далеко. Цепь может застрять между большой шестерней и спицами.

3. Расположите ролики заднего переключателя вровень с большой шестерней.

4. Заверните ограничительный винт низшей передачи по часовой стрелке до тех пор, пока он не станет туго вращаться.

Если завернуть винт слишком сильно, переключатель может соскочить с велосипеда.

5. Попереключайте передачи во все возможные положения. Убедитесь, что при переключении передач цепь не соскакивает.

Регулировка индексной системы

1. Установите цепь на самую большую переднюю звезду и самую маленькую заднюю шестерню.

2. Переместите задний рычаг переключателя на один щелчок.

3. Убедитесь, что цепь плавно переходит на вторую малую шестерню.

• Если цепь слишком шумит или не переключает передачи, слегка поверните штуцер тросика. Снова переключите передачу и убедитесь, что это происходит плавно.

• Если цепь переходит на третью малую шестерню, заверните штуцер тросика по часовой стрелке до тех пор, пока ролики переключателя не встанут вровень со второй малой шестерней.

4. Попереключайте передачи во все возможные положения и убедитесь, что цепь плавно переходит с одной задней шестерни на другую.

Если переключатель не удается правильно отрегулировать, это может быть вызвано перекосом кронштейна его крепления. Отвезите велосипед в дилерский центр для ремонта.

Рис. 22. Задний переключатель

1. Ограничительные винты

2. Регулировочный штуцер

3. Зажимной болт тросика

4. Тросик

4-, 7- и 8-скоростные системы Nexus

В таких системах переключение передач производится механизмом, смонтированным в задней втулке.

velosipedas.narod.ru