Схема двигателя ваз 2110 инжектор 8 клапанов


Двигатель ВАЗ-2110 (8 и 16 клапанов) инжектор: устройство и ремонт

Применяется на ВАЗ 2110 8 клапанов инжектор для регулировки впырыска топлива в систему. Малейшие отклонения в его работе негативным образом отражаются на функционировании двигателя «железного коня». В конце 70-х гг ушедшего столетия инжекторный двигатель ВАЗ 2112 стал результатом многолетних поисков экономически обоснованной формы. Использованное техническое решение делает моторы безопаснее — при возможном обрыве поршни не будут ударяться о клапаны.

Эксплуатационные характеристики агрегата

Инжектор — устройство, осуществляющее смешение потоков воздуха и топлива в соотношении 14 к 1. Чем точнее это происходит, тем выше мощность двигателя транспортного средства. Ходовые показатели «железного коня» зависят от соотношения атмосферного давления окружающего воздуха и вакуума. Оптимизировать впрыск топлива помогают датчики, контролирующие параметры двигателя ВАЗ 2112 и 2110.

На впускном коллекторе расположена рампа, где локализована смесь воздуха и топлива. Перекачку из топливного бака производит топливный насос, работающий на электрическом приводе. В идеальном состоянии двигатель ВАЗ 2112 характеризуется герметичностью, обеспечивающей надлежащий уровень давления в системе. Второй важный элемент системы — заслонка дросселя.

При нормальных условиях упомянутый элемент отвечает за количество подаваемого в двигатель ВАЗ 2110 бензина. Система подачи топлива включает в себя:

  • бензиновый насос, который приводится в движение ротором двигателя;
  • бак;
  • фильтр;
  • трубки;
  • рампу в моторе;
  • гибкие патрубки;
  • дроссельный узел;
  • схему датчиков (расположены между фильтром и дросселем).

Понять, чем именно отличается двигатель ВАЗ 2110 и более поздней модели с инжекторной системой впрыска, можно только при детально осмотре. С конструктивной точки зрения новая и стая формы «сердца» автомобиля не имеют различий. Несовпадения проявляются на уровне небольших деталей. К примеру, двигатель ВАЗ 2112 или 2110 имеет ровно 8 клапанов. Не стоит упускать из поля зрения термостат.

Инжекторный мотор характеризуется наличием большого количества деталей, часто выходящих из строя. Именно во время профилактических осмотров в обязательном порядке проверяется термостат с инжекторной формой впрыска топлива. Если регулярный осмотр мотора не проводится, то повышается вероятность длительного простоя из-за поломки.

Диагностирование технических неисправностей

Распространенный недуг двигателя ВАЗ 2112 — сбой в работе одного из многочисленных датчиков. Первым в списке потенциальных мишеней расположен контроллер массового расхода воздуха. Самостоятельно определить поломку в моторе сложно, но можно. Внимание необходимо обратить на обороты двигателя транспортного средства и уровень потребления ГСМ. Если показатели превышают указанные в инструкции по технической эксплуатации значения, следует провести диагностику. Медлить с этим не стоит, иначе ВАЗ 2112 16 клапанов рискует надолго стать не выездным из гаража. На втором месте находится сбой в работе гибкого патрубка.

В рабочем состоянии его длина достаточна для формирования необходимого для работы двигателя количества топливной смеси. Как только нарушается герметичность, происходят поломки мотора. К основным последствиям относятся:

  • повышенный расход ГСМ;
  • снижение мощности;
  • уменьшение динамики разгона;
  • появление в моторе слоя отложений неотфильтрованных веществ.

Актуальность последнего пункта возрастает по мере ухудшения технических условий эксплуатации. Нередко езда в большом городе негативным образом сказывается на работе фильтра мотора. Химические элементы, присутствующие в воздухе мегаполисов, приводят к неспособности упомянутого устройства подавать в смесительную камеру чистый воздух. В результате ремонт двигателя ВАЗ становится неизбежным.

Восстановление работоспособности автомобиля

Внимание автовладельца — залог здравия «железного коня». Отсутствие реакции мотора на поворот ключа зажигания в системе говорит о проблемах, в первую очередь, с инжектором. Первоначальный осмотр начинается с визуального изучения. ВАЗ 2110 инжектор 16 клапанов не должен иметь визуальных повреждений или сколов. Для осмотра при помощи инструментов бережно снимается крышка штуцера мотора.

Сразу после удаления золотника надлежит проверить корректность работы двигателя. В нормальном состоянии моторы ВАЗ характеризуются показателями манометра в пределах от 2,8 до 3,2 атм. Если фактический показатель ниже указанного значения, мотор нуждается в углубленной проверке. Велика вероятность, что причина неисправности кроется в гибком патрубке.

В нормальном состоянии ВАЗ 2110 инжектор 8 клапанов полностью герметичен. Если проверка в условиях гаража или СТО не помогла выявить место разгерметизации, сломанный мотор нуждается в замене вышедшего из строя агрегата. Сложнее, если показания манометра выше указанных значений. В этом случае двигатель 16 клапанный или его аналог нуждается в замене стартера. Схема действий при этом следующая:

  • снять тяговое реле;
  • открутить 2 болта ключом на 13;
  • снять одну гайку; если моторами долгое время профессионально не занимались, то указанная процедура несколько затрудняется; ослабить ход по резьбе поможет увеличенное физическое усилие; тем не менее, слишком сильно стараться не нужно, иначе 16 или 8 клапанный двигатель выйдет из строя;
  • демонтировать корпус стартера;
  • проверить щетки — самый уязвимый элемент; 8 или 16 клапанный двигатель нередко выходит из строя именно в результате нарушения целостности упомянутых щеток. Выявленные минимальные повреждения на них — повод осуществить немедленную замену. Медлить с указанной процедурой не стоит.

Значительно реже причиной неисправности становится засоренный редуктор. Стандартный 8 клапанов инжектор характеризуется повышенной чувствительностью к внешним загрязнителям.

Тщательная прочистка редуктора существенно снижает вероятность возникновения проблем с мотором.

Редко встречаемые виды поломок

В случае если все вышеперечисленное не принесло желаемого эффекта, необходимо искать причину дальше. С большой вероятностью можно утверждать, что ВАЗ 2110 инжектор 8 клапанов стал жертвой сбоя в работе шестерни редуктора. При значительных нагрузках они гораздо быстрее изнашиваются.

При регулярных технических обслуживаниях устройство двигателя ВАЗ 2110 служит исправно, но если таковые осмотры носят нерегулярный характер, с ВАЗ 2110 16 клапанов случаются неприятности. Если и техосмотр не помог устранить проблемы с автомобильным мотором, в ручном режиме проверяются все детали редуктора.

Он устроен таким образом, что при незначительной поломке всего одной детали все устройство перестает функционировать. Оживить ВАЗ 2110 16 клапанов поможет углубленный осмотр. С моторами ВАЗ случаются различные поломки, но определить и устранить таковые можно за 2-3 часа. Если по истечении указанного срока ВАЗ 2112 устройство не раскрыло тайну поломки, проще заменить редуктор.

Значительно реже винить следует неправильно осуществленный тюнинг «железного коня». При установке дополнительных элементов, не предусмотренных первоначальной комплектацией на моторы, допускается нарушение герметичности системы. На втором месте находится экологическая проблема. Увеличенный объем проходящего воздуха несет больше частичек пыли, грязи и химических элементов, засоряющих систему.

Инжекторная система двигателей улучшила ходовые показатели модельного ряда ВАЗ. При этом водитель вынужден уделять больше внимания техническому состоянию «железного коня», что снизит вероятность простоя ввиду поломки.

korchim.ru

устройство двигателя ваз-2111 | Автолюбители

Двигатель ВАЗ-2111

 

1 — подводящая труба насоса охлаждающей жидкости;2 – блок цилиндров;3 – термостат;4 – датчик температуры охлаждающей жидкости системы управления двигателя;5 – выпускной патрубок;6 – заглушка головки блока цилиндров;7 – крышка головки блока цилиндров;8 – регулятор давления топлива;9 – крышка маслозаливной горловины;10 – трос привода дроссельной заслонки;11 – дроссельный узел;12 – регулятор холостого хода;13 – датчик положения дроссельной заслонки;14 – ресивер;15 – задняя крышка привода распределительного вала;

16 – передняя крышка привода распределительного вала;17 – форсунка;18 – пробка штуцера топливной рампы;19 – топливная рампа;20 – впускной коллектор;21 – правый опорный кронштейн впускного коллектора;22 – шкив привода генератора;23 – масляный фильтр;24 – датчик положения коленчатого вала;25 – поддон картера;26 – выпускной коллектор;27 – шатун;28 – коленчатый вал;29 – левый опорный кронштейн выпускного коллектора;30 – маховик.

Поперечный разрез двигателя ВАЗ-2111

 

 

1 — пробка сливного отверстия поддона картера;2 – поддон картера;3 – масляный фильтр;4 – насос охлаждающей жидкости;5 – выпускной коллектор;6 – впускной коллектор;7 – форсунка;8 – топливная рампа;9 – ресивер;10 – крышка головки блока цилиндров;11 – крышка подшипников распределительного вала;12 – распределительный вал;13 – шланг вентиляции картера;14 – регулировочная шайба клапана;15 – сухари клапана;16 – толкатель;

17 – пружины клапана;18 – маслоотражательный колпачок;19 – направляющая втулка клапана;20 – клапан;21 – свеча зажигания;22 – головка блока цилиндров;23 – поршень;24 – компрессионные кольца;25 – маслосъемное кольцо;26 – поршневой палец;27 – блок цилиндров;28 – шатун; 29 – коленчатый вал;30 – крышка шатуна;31 – указатель уровня масла;32 – приемник масляного насоса.

Бензиновый, четырехтактный, четырехцилиндровый, восьмиклапанный, рядный, с верхним расположением распределительного вала. Порядок работы цилиндров: 1–3–4–2, отсчет — от шкива коленчатого вала. Система питания — распределенный впрыск, управление двигателем —контроллер («Бош», «Январь» или «Джи-Эм»). Часть двигателей оснащается нейтрализатором отработавших газов.

Двигатель с коробкой передач и сцеплением образуют силовой агрегат — единый блок, закрепленный в моторном отсеке на трех эластичных резинометаллических опорах.

Справа по ходу автомобиля на двигателе расположены: приводы распределительного вала и насоса охлаждающей жидкости (зубчатым ремнем) и генератора (поликлиновым ремнем). Слева расположены: термостат, датчики температуры охлаждающей жидкости, стартер (на картере сцепления). Спереди: свечи и провода высокого напряжения, масляный щуп, шланг вентиляции картера, генератор (внизу справа), корпус воздушного фильтра (вверху слева). Сзади: ресивер, топливная рампа, форсунки, впускной и выпускной коллекторы, масляный фильтр.

Блок цилиндров отлит из чугуна и не отличается от блока 21083. Цилиндры выполнены непосредственно в блоке. Номинальный диаметр — 82 мм, при ремонте он может быть увеличен на 0,4 или 0,8 мм. Класс цилиндра маркируется латинскими буквами на нижней плоскости блока в соответствии с диаметром цилиндра в мм: А — 82,00–82,01, В — 82,01–82,02, С — 82,02–82,03, D — 82,03–82,04, Е — 82,04–82,05. Максимально допустимый износ цилиндра 0,15 мм на диаметр.

В нижней части блока цилиндров расположены 5 опор коренных подшипников коленчатого вала со съемными крышками, которые крепятся к блоку специальными болтами. Отверстия под подшипники обрабатываются в сборе с крышками, поэтому крышки невзаимозаменяемы и для отличия маркированы рисками на наружной поверхности. В средней опоре имеются гнезда для упорных полуколец, препятствующих осевому перемещению коленчатого вала. Спереди устанавливается сталеалюминиевое полукольцо (белого цвета), а сзади — металлокерамическое (желтое). При этом канавки на них должны быть обращены к коленчатому валу. Кольца поставляются номинального и увеличенного на 0,127 мм размеров. Если осевой зазор (люфт) коленчатого вала превышает 0,35 мм, то необходимо заменить одно или оба полукольца (номинальный зазор 0,06–0,26 мм).

Вкладыши коренных и шатунных подшипников коленчатого вала — тонкостенные сталеалюминиевые. Верхние коренные вкладыши (устанавливаемые в блоке цилиндров) 1,2,4 и 5 опор — с канавкой на внутренней поверхности. Нижние коренные вкладыши и верхний коренной вкладыш третьей опоры — без канавки, такие же, как и шатунные вкладыши. Ремонтные вкладыши выпускаются под шейки коленчатого вала, уменьшенны на 0,25, 0,5, 0,75 и 1,00 мм.

Коленчатый вал — из высокопрочного чугуна, имеет 5 коренных шеек и 4 шатунных. Вал снабжен восемью противовесами, отлитыми заодно с валом. Для подачи масла от коренных шеек к шатунным в нем просверлены каналы, закрытые запрессованными заглушками. Эти каналы служат также для очистки масла: под действием центробежной силы твердые частицы и смолы, прошедшие через фильтр, отбрасываются к заглушкам. Поэтому при любом демонтаже вала желательно, а при балансировке необходимо очищать каналы от скопившихся отложений. Заглушки повторно использовать нельзя — их заменяют новыми.

На переднем конце (носке) коленчатого вала на сегментной шпонке установлен зубчатый шкив привода распределительного вала. К нему крепится шкив привода генератора, одновременно служащий демпфером крутильных колебаний коленчатого вала (за счет упругого элемента между центральной и наружной частями шкива). На часть двигателей устанавливается чугунный шкив без демпфера.К заднему концу коленчатого вала шестью болтами через общую шайбу крепится маховик. Он отлит из чугуна и имеет напрессованный стальной зубчатый венец, служащий для пуска двигателя стартером. Маховик устанавливают так, чтобы конусообразная лунка около его венца находилась напротив шатунной шейки 4-го цилиндра — это необходимо для определения ВМТ после сборки двигателя.

Шатуны — стальные, двутаврового сечения, обрабатываются вместе с крышками. Чтобы при сборке не перепутать крышки, на них, как и на шатунах, клеймится номер цилиндра (он должен находиться по одну сторону шатуна и крышки). В верхнюю головку шатуна запрессована сталебронзовая втулка. По ее диаметру шатуны подразделяются на три класса с шагом 0,004 мм. Номер класса клеймится на крышке шатуна. Также шатуны подразделяются на классы по массе, которая маркируется краской или буквой на крышке шатуна. Все шатуны двигателя должны быть одного класса по массе.

Поршневой палец — стальной, трубчатого сечения, плавающего типа (свободно вращается в бобышках поршня), от выпадения зафиксирован двумя стопорными пружинными кольцами, расположенными в проточках бобышек поршня. По наружному диаметру различают три класса пальцев (через 0,004 мм). Класс маркируется краской на торце пальца: 1 — синий (самый тонкий), 2 — зеленый, 3 — красный.

Поршень — из алюминиевого сплава. Юбка поршня имеет сложную форму: в продольном сечении она коническая, а в поперечном — овальная. В верхней части поршня проточены три канавки под поршневые кольца. Канавка маслосъемного кольца имеет сверления, выходящие в бобышки — отверстия под поршневой палец. Они служат для подвода масла, собранного кольцом со стенок цилиндра, к поршневому пальцу. Отверстие под поршневой палец смещено на 1 мм от диаметральной плоскости поршня, поэтому при установке поршня необходимо ориентироваться по выбитой на его днище стрелке: она должна быть направлена в сторону шкива коленчатого вала.По наружному диаметру (измеряется в плоскости, перпендикулярной поршневому пальцу, на расстоянии 51,5 мм от днища поршня) поршни, как и цилиндры, подразделяются на 5 классов (маркировка на днище). Диаметр поршня, в мм (для номинального размера): А — 81,965–81,975, В — 81,975–81,985, С — 81,985–81,995, D — 81,995–82,005, Е — 82,005–82,015. В запасные части поставляются поршни классов А, С и Е (номинального и ремонтных размеров), что вполне достаточно для подбора поршня к цилиндру: расчетный зазор между ними — 0,025–0,045 мм, а максимально допустимый зазор при износе — 0,15 мм. При этом не рекомендуется устанавливать новый поршень в изношенный цилиндр без его расточки: проточка под верхнее поршневое кольцо в новом поршне может оказаться чуть выше, чем в старом, и кольцо тогда сломаеся о «ступеньку», образующуюся в верхней части цилиндра при его износе.

У поршней ремонтных размеров на днище выбивается треугольник (+0,4 мм) или квадрат (+0,8 мм).

По диаметру отверстия под поршневой палец поршни подразделяются на 3 класса: 1 — 21,978–21,982, 2 — 21,982–21,986, 3 — 21,986–21,990. Класс поршня также выбивается на его днище. Поршень и палец должны быть одного класса.

Для уменьшения дисбаланса кривошипно-шатунного механизма поршни одного двигателя подбирают по массе: разброс не должен превышать 5 г.

Поршневые кольца расположены в канавках поршня. Верхние два кольца — компрессионные. Они препятствуют прорыву газов в картер двигателя и способствуют отводу тепла от поршня к цилиндру. Нижнее кольцо — маслосъемное. Масло, собираемое со стенок цилиндра, подводится к отверстиям в бобышках поршня и служит для смазки поршневого пальца.

Головка цилиндров — из алюминиевого сплава, общая для всех четырех цилиндров. Она центрируется на блоке на двух втулках и крепится 10 винтами. Между блоком и головкой устанавливается «на сухую» безусадочная металлоармированная прокладка. Повторное ее использование не допускается. Если длина винтов превышает 135,5 мм, то их также следует заменить новыми. Порядок и момент затяжки винтов головки блока см. в «Приложениях», (см. Моменты затяжки резьбовых соединений).

В верхней части головки цилиндров расположены пять опор распределительного вала. Опоры выполнены разъемными, а отверстия в них обрабатываются в сборе с корпусами подшипников (передний и задний), поэтому заменять последние следует в сборе с головкой цилиндров. При сборке на поверхности головки цилиндров, сопрягающейся с корпусами подшипников, в зоне крайних опор распределительного вала наносят герметик типа КЛТ-75М. Порядок и момент затяжки гаек корпусов подшипников в «Приложениях» (см. Моменты затяжки резьбовых соединений).

Распределительный вал — литой, чугунный, пятиопорный. Индекс — 21083, часть двигателей может комплектоваться валами 2110 (что вкупе с ресивером с укороченными каналами позволяет поднять максимальную мощность до 58,3 кВт по DIN) или 2111 (со штифтом для датчика фазы, при этом контроллер обеспечивает фазированный впрыск топлива). Распределительный вал приводится во вращение зубчатым ремнем от коленчатого вала. Для правильной установки валов на приводных шестернях имеются метки (риски). Если метка на шкиве коленчатого вала совпадает с меткой на крышке масляного насоса (метка на маховике находится против среднего деления шкалы на крышке картера сцепления), то метка на шкиве распределительного вала должна совпадать с установочным выступом на задней крышке зубчатого ремня.

Седла и направляющие втулки клапанов запрессованы в головку цилиндров. Отверстия во втулках окончательно обрабатываются после запрессовки. На внутренней поверхности втулок нарезаны канавки для смазки: у втулок впускных клапанов — на всю длину, у выпускных — до половины длины отверстия. Сверху на втулки надеты маслоотражательные колпачки (сальники клапанов) из маслостойкой резины.Клапаны — стальные (выпускной — с головкой из жаропрочной стали с наплавленной фаской). Они расположены в ряд, наклонно к плоскости, проходящей через оси цилиндров. Тарелка впускного клапана шире, чем выпускного. Зазор в приводе клапана регулируется подбором толщины специальной регулировочной шайбы, устанавливаемой в гнездо толкателя (маркировкой вниз). В запасные части поставляются шайбы толщиной от 3,00 до 4,50 мм с шагом 0,05 мм. Шайбы изготовлены из стали 20Х, для повышения износостойкости их поверхность нитроцементирована.

Толкатели — цилиндрические стаканчики, перемещающиеся в отверстиях головки цилиндров и опирающиеся на торцы стержней клапанов. Для повышения износостойкости поверхность, соприкасающаяся с клапаном, цементируется. При работе двигателя толкатели поворачиваются за счет смещения оси кулачка относительно оси толкателя на 1 мм. Клапан закрывается под действием двух пружин. Нижними концами они опираются на шайбу, а верхняя тарелка удерживается двумя сухарями. Сложенные сухари имеют форму усеченного конуса, а их внутренняя поверхность — три упорных буртика, входящие в проточки на стержне клапана.

Смазка двигателя — комбинированная: под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, пары «опора — шейка распределительного вала»; разбрызгиванием масло подается на стенки цилиндров (далее к поршневым кольцам и пальцам), к паре «кулачок распределительного вала — толкатель» и стержням клапанов, остальные узлы смазываются самотеком.

Масляный насос — шестеренчатый, с внутренним зацеплением, с редукционным клапаном, смонтирован в корпусе на передней стенке блока цилиндров (со стороны носка коленчатого вала). Ведущая шестерня (меньшего диаметра) установлена на двух лысках носка вала. Предельный диаметр гнезда под ведомую (большую) шестерню при износе не должен превышать 75,10 мм, минимальная ширина сегмента на корпусе, разделяющего ведущую и ведомую шестерни, — 3,40 мм. Осевой зазор не должен превышать 0,12 мм для ведущей шестерни и 0,15 мм — для ведомой.

Маслоприемник крепится болтами к крышке второго коренного подшипника и корпусу насоса. Масляный фильтр — полнопоточный, неразборный, с перепускным и противодренажным клапанами.

Система вентиляции картера — закрытая, принудительная, с отсосом газов через маслоотделитель.

HdSxozARNdCZoZ0rmlIZmTSTN29TNdkrbraqebaqo3I5Ndk9etIUo3AwmLs6nl5wnl5SFlEwN2GVh4OUMDIuhRk4gDA4h3QSnlOuOBu0gBAypbefebaqebAsmLIQFlCsFlGwnlKxOB0rm2cWoDKrFJcZgBk2hJgZgBm4GJszhBarbraqebaqMdC0mj1QMb1ZNd90HjeZhBi4hBq0gZg4eR48F2SxoZ4=

avtolyubiteli.com

ВАЗ 2110 инжектор 16 клапанов, характеристики мотора, устройство ГРМ

ВАЗ 2110 инжектор 16 клапанов стал очередным конструктивным прорывом для “Автоваза”. Наконец то 4-цилиндровые силовые агрегаты отечественного производителя получили современную систему ГРМ с двумя распредвалами и 4 клапанами на цилиндр. Всего на “десятку” устанавливали два основных 16-клапанных инжектора. Это двигатель объемом 1.5 литра модели 2112 и 21124 объемом 1.6 литра.Самое интересное, что инжекторный мотор объемом 1.5 литра мощнее, своего более объемного собрата. Двигатель ВАЗ-2112 развивает 93.5 лошадиные силы, в то время как ВАЗ-21124 всего 89 л.с. Компрессия в 1.5 литровом 16-клапаннике чуть выше. Однако мотор 2112 имеет один недостаток. В случае обрыва ремня гнутся клапана, что приводит к очень дорогостоящему ремонту. У двигателя ВАЗ-21124 эту проблему решили, сделав в днище поршней специальные выемки под клапана, это конечно снижает компрессию, зато клапана не гнутся при обрыве ремня ГРМ.

Характеристики ВАЗ 2110 инжектор 16 клапанов

В техническом плане 16-клапанные моторы ВАЗ 2110 практически одинаковы, однако из-за разницы рабочих объемов есть некоторые отличия. Так двигатель 21124 имеет увеличенных ход поршня, поэтому высота чугунного блока цилиндров на несколько миллиметров больше. Диаметр цилиндров обоих двигателей одинаков – 82 мм. Далее более подробные технические характеристики инжекторных двигателей “десятки” с 16-клапанами.

ВАЗ 2110 инжектор 16 клапанов 1.5 литра

  • Рабочий объем – 1499 см3
  • Количество цилиндров – 4
  • Количество клапанов – 16
  • Диаметр цилиндра – 82 мм
  • Ход поршня – 71 мм
  • Мощность – 93 л.с. (68 кВт) при 5600 оборотах в минуту
  • Крутящий момент – 128 Нм при 3800 оборотах в минуту
  • Степень сжатия – 10.5
  • Система питания – распределенный впрыск
  • Разгон до 100 км/ч – 12.5 секунд
  • Максимальная скорость – 180 километров в час
  • Средний расход топлива – 7,2 литра

ВАЗ 2110 инжектор 16 клапанов 1.6 литра

  • Рабочий объем – 1596 см3
  • Количество цилиндров – 4
  • Количество клапанов – 16
  • Диаметр цилиндра – 82 мм
  • Ход поршня – 75.6 мм
  • Мощность 16 кл. – 89 л.с. (65.5 кВт) при 5600 оборотах в минуту
  • Крутящий момент 16 кл. – 131 Нм при 3800 оборотах в минуту
  • Степень сжатия – 10.3
  • Система питания – распределенный впрыск
  • Разгон до 100 км/ч – 12 секунд
  • Максимальная скорость – 185 километров в час
  • Средний расход топлива – 7,2 литра

При всех плюсах 16-клапанного бензинового двигателя ВАЗ-2110, этот силовой агрегат технологически сложнее своих 8-клапанных собратьев. Головка блока цилиндров изготовлена из алюминиевого сплава и имеет довольно внушительные размеры. Банальная регулировка клапанов занимает довольно длительное время, а уж капитальные ремонт ГБЦ 16-клапанного двигателя довольно трудозатратное мероприятие.

Чаще всего практически все владельцы 16-клапанных инжекторных моторов “десятки” сталкиваются с заменой ремня ГРМ, что тоже требует повышенного внимания. Ведь шкивов распредвала уже два, плюс добавляется обводной ролик ГРМ. При установке нового ремня необходимо совместить три метки, на шкивах распредвала и шкиве коленвала. В теории это выглядит примерно вот так, как на изображении далее.

Это подробная схема ГРМ 16-клапанного инжектора ВАЗ-2110. А вот так все выглядит на реальной фотографии установленного ремня ГРМ.

Устройство ГРМ ВАЗ 2110 инжектор 16 клапанов в принципе мало отличается от устройства двигателей DOHC иномарок. Так что если у вас есть опыт замены ремня на “десятке”, то проблем с этой операцией на других автомобилях с таким же мотором проблем не вызовет. Стоит еще раз напомнить, что неправильная установка ремня на 16-клапанном моторе объемом 1.5 литра может привести к загнутым клапанам. Так что обязательно перепроверьте, что все метки четко совпадают. Так же ремень должен быть достаточно натянут, в противном случаем может случится перескакивание ремня ГРМ, что вызовет неизбежные проблемы.

myautoblog.net

Двигатель ВАЗ-2111 | Устройство и системы современного автомобиля

 

Рис.1. Двигатель ВАЗ-2111

1-подводящая труба насоса охлаждающей жидкости, 2 — блок цилиндров, 3 – термостат, 4 — датчик температуры охлаждающей жидкости системы управления двигателя, 5 — выпускной патрубок, 6 — заглушка головки блока цилиндров, 7 — крышка головки блока цилиндров, 8 — регулятор давления топлива, 9 — крышка маслозаливной горловины, 10 – трос привода дроссельной заслонки, 11 – дроссельный узел, 12 – регулятор холостого хода, 13 – датчик положения дроссельной заслонки, 14 – ресивер, 15 – задняя крышка привода газораспределительного механизма, 16- передняя крышка привода газораспределительного механизма, 17 – форсунка, 18 – пробка штуцера топливной рампы, 19 – топливная рампа, 20 – впускной коллектор, 21 – правый опорный кронштейн впускного коллектора, 22 – шкив привода генератора, 23 – масляный фильтр, 24 – датчик положения коленчатого вала, 25 – поддон картера, 26 – впускной коллектор, 27 – шатун, 28 – коленчатый вал, 29 – левый опорный кронштейн впускного коллектора, 30 – маховик.

Рис.2. Поперечный разрез двигателя ВАЗ – 2111

1-пробка сливного отверстия поддона картера, 2 – поддон картера, 3 – масляный фильтр, 4 – насос охлаждающей жидкости, 5 – выпускной коллектор, 6 – впускной коллектор, 7 – форсунка, 8 – топливная рампа, 9 – ресивер, 10 – крышка головки блока цилиндров, 11 – крышка подшипников, 12 – распределительный вал, 13 – шланг вентиляции картера, 14 — регулировочная шайба клапана, 15 – сухари клапана, 16 – толкатель, 17 – пружины клапана, 18 – маслосъемный колпачок, 19 – направляющая втулка клапана, 20 – клапан, 21 – свеча зажигания, 22 – головка блока цилиндров, 23 – поршень, 24 – компрессионные кольца, 25 – маслосъемное кольцо, 26 – поршневой палец, 27 – блок цилиндров, 28 – шатун, 29 – коленчатый вал, 30 – крышка шатуна, 31 – указатель уровня масла, 32 – маслоприемник.

 

Двигатель ВАЗ – 2111 – бензиновый, четырехцилиндровый, четырехтактный, рядный, восьмиклапанный, с верхним расположением распределительного вала. Система питания двигателя имеет распределенный впрыск топлива с электронным управлением.

Вместе с коробкой передач и сцеплением, двигатель образует силовой агрегат.  В моторном отсеке он закреплен на трех эластичных резиновых опорах.

Чугунный блок цилиндров, в котором выполнены непосредственно цилиндры. Диаметр цилиндра номинальный – 82мм. Этот диаметр может быть увеличен при ремонте на 0,4 или 0,8 мм. На нижней плоскости блока маркируется класс цилиндра латинскими буквами в соответствии с диаметром цилиндра в мм: А – 82,00 – 82,01, В – 82,01 – 82,02, С – 82,02 – 82,03, D – 82,03 – 82,04, Е – 82,04 – 82,05 . Допускается максимальный износ цилиндра – 0,15 мм на диаметр.

Нижняя часть блока цилиндров имеет 5 опор коренных подшипников со съемными крышками.  Крышки крепятся к блоку специальными болтами.  Крышки невзаимозаменяемы, так как отверстия под подшипники обрабатываются в сборе с крышками. Для их отличия они промаркированы рисками на наружной поверхности. Во избежание осевого перемещения коленчатого вала, в средней опоре имеются гнезда для упорных полуколец.  Спереди устанавливается полукольцо сталеалюминиевое. Оно имеет белый цвет. Сзади устанавливается металлокерамическое, имеющее желтый цвет.  Канавки на полукольцах должны быть обращены к коленчатому валу.

Поставляются кольца номинального и увеличенного на 0,127 мм размеров. При осевом зазоре свыше 0,35 мм необходимо заменить одно или два полукольца. Номинальный зазор составляет 0,06 – 0,26 мм.

Коренные и шатунные подшипники имеют тонкостенные сталеалюминиевые вкладыши. Верхние коренные вкладыши, которые установлены в блоке цилиндров, первой, второй, четвертой и пятой опор выполнены с канавкой на внутренней поверхности, а нижние коренные вкладыши и верхний вкладыш третьей опоры – без канавки, также как и шатунные вкладыши.

Выпускаются ремонтные вкладыши под шейки коленчатого вала, уменьшенные по своему диаметру на 0,25мм, 0,5мм, 0,75мм и 1,00мм.

Коленчатый вал отлит из высокопрочного чугуна. Он имеет 5 коренных и 4 шатунных шейки. Вал имеет восемь противовесов, которые отлиты заодно с валом.  Коленчатый вал имеет просверлены каналы для подачи масла от коренных шеек к шатунным. Выходы каналов в “щеки” коленчатого вала закрыты заглушками. Под действием центробежной силы, во время вращения коленчатого вала, смолы и твердые частицы, которые прошли через масляный фильтр, отбрасываются к заглушкам.  Так что эти каналы служат и для очистки масла.

При любом демонтаже коленчатого вала или перед его балансировкой, необходимо очистить каналы от скопившихся отложений. Заглушки повторно нельзя использовать. Их необходимо заменить.

На передней части коленчатого  вала  на шпонке установлен зубчатый шкив привода распределительного вала. К нему прикреплен шкив привода генератора, который одновременно служит и демпфером крутильных колебаний коленчатого вала.  Это происходит за счет упругого элемента между центральной и наружной частями  шкива. На некоторых двигателях устанавливается чугунный шкив без демпфера.

К задней части коленчатого вала шестью болтами через общую шайбу закреплен маховик, изготовленный из чугуна и имеющий напрессованный зубчатый стальной венец, который служит для пуска двигателя стартером. Маховик установлен таким образом, чтобы конусная лунка возле его венца находилась напротив шатунной шейки 4-го цилиндра. Это необходимо для того, чтобы определить ВМТ после сборки двигателя.

Шатуны изготовлены из стали, двутаврового сечения. Они обрабатываются вместе с крышками. Для того, чтобы не перепутать при сборке, на крышках и шатунах выбито клеймом номера цилиндров, которые должны находится по одну сторону шатуна и крышки. В верхней головке шатуна запрессована  втулка стале-бронзовая. По внутреннему диаметру втулки, шатуны подразделяются на три класса с шагом 0,004 мм. Номер класса клеймится на крышке шатуна. В свою очередь шатуны по массе подразделяются на классы, которые маркируются краской или буквой на крышке шатуна. У двигателя все его шатуны должны быть одного класса по массе.

Поршневые пальцы изготовлены из стали, имеют трубчатое сечение , плавающего типа (свободно вращаются в бобышках поршня). Поршневой палец  фиксируется двумя стопорными пружинными кольцами. Они располагаются в проточках бобышек поршня. Пальцы по наружному диаметру делятся на три класса – через 0,004 мм. Класс маркируется краской на торце пальца следующим образом: 1- синий(самый тонкий), 2 – зеленый, 3 – красный.

Поршень двигателя отлит из алюминиевого сплава. Юбка поршня в продольном сечении – коническая  а в поперечном – овальная. В верхней части поршня проточены три канавки под поршневые кольца. В канавке маслосъемного кольца имеется сверление, которые служат для подвода масла, которое собирается кольцом со стенок цилиндра, к поршневому пальцу. Отверстие под поршневой палец смещено на 1 мм от диаметральной плоскости поршня. При установке поршня необходимо ориентироваться по выбитой стрелке на его днище. Стрелка должна быть направлена в сторону шкива коленчатого вала.

По наружному диаметру поршни, как и цилиндры, подразделяются на 5 классов. Маркируется на днище. Диаметр измеряется в плоскости, перпендикулярной поршневому пальцу, на расстоянии  51,5 мм от днища поршня. Диаметр поршня, в мм (для номинального размера): А – 81,965 – 81,975; В – 81,975 – 81,985; С – 81,985 – 81,995; D – 81,995 – 82,005; Е – 82,005 – 82,015. В запасные части поставляются поршни классов А, С и Е ( номинального и ремонтных размеров). Этого вполне достаточно для подбора поршня к цилиндру. Расчетный зазор между ними составляет 0,025 – 0,045 мм. Максимально допустимый зазор при износе составляет 0,15 мм.

Не рекомендуется устанавливать новый поршень в изношенный цилиндр без предварительной его расточки. От части это связано с тем, что проточка под верхнее поршневое кольцо  в новом поршне может оказаться немного выше, чем в старом. В таком случае кольцо может сломаться о “ступеньку” , образовавшейся в верхней части цилиндра при его износе.

У поршней ремонтных размеров на днище выбивается треугольник (+0,4 мм) или квадрат (+0,8 мм).

Поршни подразделяются на 3 класса по диаметру отверстия под поршневой палец, в мм: 1 – 21,978 – 21,982; 2 – 21,982 – 21,986; 3 – 21,986 – 21,990. Класс поршня выбит на его днище. Палец и поршень должны быть одного класса.

Для того, чтобы уменьшить дисбаланс кривошипно – шатунного механизма, поршни одного двигателя подбираются по массе. Разброс не должен превышать 5 г.

Головки блока цилиндров изготовлена из алюминиевого сплава. На блоке она центрируется на двух втулках и крепится десятью винтами. Между головкой и блоком установлена безусадочная металлоармированная  прокладка. Прокладку повторно применять запрещается. Винты, длина которых превышает 135,5 мм, также подлежат замене новыми.

Распределительный вал —  чугунный, литой, пятиопорный. Приводится в действие при помощи зубчатого ремня от коленчатого вала. На зубчатых шкивах имеются метки для правильной установки валов. Метка на шкиве распределительного вала должна совпадать с меткой на корпусе масляного насоса (метка на моховике находится против среднего деления шкалы на картере сцепления), тогда метка на шкиве распределительного вала должна совпадать с отогнутым усиком на задней крышке привода газораспределительного механизма.

Направляющие втулки и седла клапанов запрессованы в головку блока цилиндров. Обработку  отверстий во втулках производят после запрессовки .  На внутренней поверхности втулок нарезаны канавки для смазки. У втулок впускных клапанов – на всю длину, у выпускных —  до половины длины отверстия. Сверху на втулках расположены  маслоотражательные колпачки (сальники клапанов).

Клапаны двигателя стальные. Выпускные клапаны с головками из жаропрочной стали с наплавленными фасками. Располагаются они в ряд, наклонно к плоскости, которая проходит через оси цилиндров. Впускной клапан имеет тарелку шире, чем выпускной. Зазор в приводе клапана регулируемый. Регулировка осуществляется подбором толщины специальной регулировочной шайбы, которая устанавливается в гнездо толкателя (маркировкой вниз).  Для запасных частей поставляются шайбы толщиной от 3,00 до 4,50 мм с шагом 0,05 мм. Шайбы изготовлены из стали 20Х.  Чтобы повысить износостойкость шайб, их поверхность нитроцементирована.

avtoclic.ru