Схема поворотов


Реле указателя поворотов – современное новшество

Повторитель указателя поворота зачастую способен предотвратить аварию, неотвратимо надвигающуюся из-за недопонимания двух водителей на дороге. Этот осветительный прибор должен работать определенным образом, а что для этого нужно, мы как раз и рассмотрим.

Для чего нужен прерыватель указателей поворота?

ПДД указывают на то, что каждый водитель, планируя совершить тот или иной маневр, обязан уведомлять других шоферов о своих намерениях. Когда-то в далекие времена, когда автомобили еще были диковинкой, подобные уведомления подавались левой рукой (при правостороннем движении). Если рука была вытянута, это означало желание водителя повернуть влево, когда она была согнута, а пальцы направлены вверх – направо.

С возрастанием количества машин совершенствовались ПДД и осветительные приборы, не только облегчающие движение в темноте или в условиях пониженной видимости, но и сигнализирующие другим участникам об изменении или приостановке движения.

Сигнал об изменении движения

Автомобили стали оборудоваться световыми указателями поворотов, которые для привлечения внимания должны были пульсировать. Чтобы приборы не светили постоянно, а периодически мигали, было изобретено небольшое устройство, которое впоследствии стало называться прерывателем указателей или поворотным реле. Несмотря на довольно большое наличие разновидностей упомянутого устройства, функции их сходны: подача пульсирующего импульса лампам поворотников и сигнализация щелчками о том, что они включены.

Виды прерывателей и их особенности

Современные поворотные реле, в основном, подразделяются на два типа: термоэлектромагнитные и электронные. Каждому прибору присущи свои достоинства и недостатки, об этом и пойдет речь. Термоэлектромагнитные реле содержат в основе сердечник с двумя контактными группами и боковыми якорьками. Кроме того, они имеют обмотку из медной проволоки. Контакты, ведущие к лампочкам, подключены к нихромовой тонкой проволоке, а та, в свою очередь, к пластине, замыкающейся на сердечник.

В обычном состоянии, когда ток не идет в цепь, пластина не примыкает к его основанию. Когда электроны начинают перемещаться, нихромовая проволока нагревается, удлиняется и замыкает пластину с сердечником. Лампочки загораются. После идет остывание нихрома, пластинка снова отходит, ток меняет направление, а лампочки горят вполнакала. Так как процесс охлаждения-нагрева происходит довольно быстро, 1–2 раза в секунду, происходит мигание поворотников. Так как в цепь подключена и лампочка, расположенная на панели приборов, она также начинает пульсировать. Специфическое щелканье прерывателя – следствие циклических ударов якорьков о контакты.

Мигание поворотников авто

Реле подобного типа устанавливалось на все автомобили в течение довольно-таки длительного времени, однако оно имело (и имеет) существенный недостаток. Со временем проволока из нихрома вытягивается, и указатели поворота больше не работают. Помимо этого, существует еще и другой момент. Если одна из лампочек перегорает, значительно возрастает нагрузка на другие. В последние годы термоэлектромагнитные реле практически уже не устанавливаются на автомобили. Им на смену пришли более надежные электронные прерыватели.

Электронные реле указателей поворотов построены по тому же принципу, что и тепловые, но вместо проволоки из нихрома здесь действует электронная схема из транзисторов. В управляющую микросхему заложен алгоритм, благодаря которому производятся автоматические импульсы, в определенные моменты подающие ток на обмотку сердечника. Сама работа устройства заключена в следующем: после подачи напряжения на транзисторы от них идут частотные импульсы, имеющие те колебания, которые задаются программой в микросхеме. Проходя по цепи, ток притягивает якорь, замыкая контакты, ведущие к осветительным приборам, в результате чего лампочки загораются. Так как цикл состоит из различных по частоте сигналов, они то работают в полный накал, то тускнеют.

Электронное реле указателей поворотов

Преимущество электронных прерывателей в том, что они более надежны, чем тепловые. Кроме того, если в цепи перегорает одна из лампочек, другие работают дальше без лишней нагрузки. Правда, в некоторых автомобилях схема устроена так, что в этом случае перестает мигать контрольная лампа на панели приборов. Это сделано специально, чтобы дополнительно сигнализировать о неисправности. Правда, свои минусы есть и здесь. Прежде всего, подобное реле создает радиопомехи и может влиять на работу многих устройств. Второй негативный фактор – защита от короткого замыкания здесь очень слаба, и при малейшем перепаде электрического напряжения прерыватель может легко перегореть.

Если не работают повторители поворотников …

Как бы ни были надежны устройства, отвечающие за контрольные осветительных приборов, но и они лишены совершенства. Неисправности все равно случаются, и при некоторых обстоятельствах последствия будут неутешительными. Поэтому надо весьма внимательно относиться к малейшей поломке, особенно связанной с приборами внешней сигнализации.

Неисправность устройства контроля осветительных приборов

Узнать об отказе можно по характерным признакам: как уже говорилось, это постоянно горящая контрольная лампа на панели приборов, отсутствие характерных пощелкиваний при включении поворотников. Алгоритм действий известен любому водителю: сначала проверяются предохранители, потом наличие тока в цепи, и, наконец, проводится проверка самого реле. Последняя тенденция в автомобилестроении – это поворотники, встроенные в боковые зеркала заднего вида.

Хоть они и выполняют дублирующую роль, служат дополнением к другим сигнализаторам направления движения, но их «молчание» тоже довольно неприятно. В редких случаях, когда лампочки не горят, стоит также проверить электроцепь, удостоверившись, что провода, ведущие к зеркалам, не перетерлись. Даже знакомые с электроникой автолюбители не берутся ремонтировать это устройство. Прерыватель – не такое уж дорогое удовольствие, а потому его замена будет наиболее приемлемым действием в случае отказа.

Реле прерывателей, светодиоды и звуковой сигнал

В последнее время на многих автомобилях в качестве осветительных элементов в поворотниках стали применяться светодиодные лампы. Попытки наших «умельцев» просто так поменять их на лампочки ни к чему не приводят. Многие совершенно не представляют себе, как функционирует само реле, и абсолютно не имеют понятия, что оно нуждается в небольшой дополнительной доработке.

Доработка реле указателя поворотов

Тот, кто знаком с радиоэлектроникой и имеет опыт сборки радиоприборов, знает, что делать – нужно впаять в прерыватель небольшую электронную плату, схема которой доступна во всемирной паутине. Если навыков общения с полупроводниками нет, то в случае возникновения у вас желания использовать светодиоды вместо обыкновенных лампочек, лучше всего обратиться к специалисту автомобильного сервиса.

Еще интересным решением сегодня можно назвать звуковой модуль для указателя поворотов. В этом случае вместо размеренных щелчков будут другие сигналы. Некоторые умельцы сооружают звуковой сигнализатор самостоятельно, схема довольно проста, да и комплектующие найти нетрудно. Главное – правильно замкнуть его в цепь. Есть, конечно, и коммерческие версии, с таким приобретением вы можете еще и настраивать тип дублирующей сигнализации поворотников. В большинстве новых автомобилей звуковой прерыватель идет в составе базовой комплектации. Оцените статью:

carnovato.ru

Делаем "ленивые поворотники" | Автоэлектрик

Делаем "ленивые поворотники" для авто

Честно говоря, про такой режим работы указателей поворотов на некоторых новых автомобилях слышал: при кратковременном перемещении и отпускании рычага включения указателей поворотов, поворотники автоматически отрабатывают 3 «моргания». Это очень удобно при движении на трассе: для указания начала перестроения достаточно 2 – 3 «морганий», а переводить рычаг включения «поворотников» в фиксированное положение не хочется, т.к. режим самовозврата при минимальном повороте руля не работает. Поэтому приходится удерживать рычаг пару секунд пальцем.

Собственно, ездил бы я и без этого спокойно… Но некоторые поставили себе такую «фичу». Кто-то «радуется жизни»....

А у меня нету. Не справедливо! Решил и я повторить конструкцию «ленивых поворотников». Уже мечтал: наконец-то я «прошью» ATtiny13 контроллер… Открываю электрическую схему… Во, блин, а в Субару схема поворотников не такая: там подрулевой выключатель "подаёт массу" на один из входов "реле указателей поворотов и аварийной сигнализации", а уже с него выходят провода на лампы. Современный автомобиль – не стали они силовые цепи ламп через выключатель на рулевой колонке пускать! Кстати, и кнопка включения аварийной сигнализации до безумного проста — один контакт на замыкание (тоже на массу).

.С одной стороны "не так", а с другой стороны — проще в реализации будет, не потребуются силовые реле и мощные ключи в эту "приспособу" ставить — достаточно будет "удерживать землю" любым маломощным ключом.

Вот с такими мыслями я лёг спать в пятницу.

Просыпаюсь в субботу, жена с дочкой готовят завтрак, я потягиваюсь в постели… И тут в голове выстраивается логическая цепочка: «превратить короткий импульс в длинный» — «сформировать импульс определённой длительности» — «формирователь импульса» — «одновибратор» — блин, да это же одна микросхема 155АГ3 !

Выскакиваю из постели, бегом к книжному шкафу – вот она: В.Л.Шило «Популярные цифровые микросхемы». Отыскиваю микросхему 155АГ3. Читаю: «Микросхема содержит два перезапускаемых одновибратора, с возможностью прерывания импульса». Это мне как раз и нужно! К тому же полная свобода выбора: «Одновибратор имеет 2 входа – один для запуска отрицательным импульсом, второй – положительным, а также два парафазных выхода». Да ещё и внешние ключи не потребуются – «Максимальный выходной ток микросхемы 40 мА». Надо же, микросхема, разработанная более 40 лет назад, точно подходит для Subaru! Невероятно!

Какой завтрак, какой кофе! Вытаскиваю из «закромов» кассеты с микросхемами… вот она: К555АГ3! Аж 3 штуки. Отлично, 555 серия имеет меньший потребляемый ток, по сравнению со 155. Конструкции быть! Сегодня же.

Позавтракав, набрасываю карандашом схемку. Вот её окончательный вариант:

Так как включение поворотника – это замыкание выключателя на землю, т.е отрицательный импульс – сигнал подаём на вход Ā одновибратора. Вход B не используем, поэтому «притягиваем» его к +5 В через резистор. Выход используем тоже инверсный – подключаем его ко входу через диод, чтобы не коротить его на землю при включении поворотника.

При подаче кратковременного отрицательного импульса на вывод 1 (9), одновибратор формирует отрицательный импульс на выводе 4 (12) заданной длительности. Длительность устанавливается RC цепочкой, подключенной к выводам 14 и 15 (6 и 7). При указанных на схеме номиналах R4C9 (R7C10), длительность формируемого импульса составляет около 1,8 с, что соответствует трём морганиям поворотников.

Одновибраторы перезапускаемые, т.е. если в течении этих «трёх морганий» мы снова кратковременно дёрнем рычаг в ту же сторону, то сигнал продлится ещё на три моргания. Так можно делать до бесконечности.

Если же мы переведём рычаг в фиксированное положение, и выключим его уже после трёх морганий, т.е. когда импульс на выходе одновибратора прекратится, то «продления» сигнала не произойдёт.

Чтобы при включении одного поворотника (во время трёх морганий противоположного) сигнал противоположного прерывался – заводим вход одного одновибратора на вход Reset другого одновибратора и наоборот. При поступлении отрицательного импульса на вывод 3 (11) — формируемый импульс на выходе прекращается.

Вот, собственно и всё. Питание +12 В (от цепи зажигания) подаём на микросхему через интегральный стабилизатор 78L05. От случайной переполюсовки вход защищаем диодом. Для защиты от импульсных помех и высокочастотных наводок входы защищаем конденсаторами (C1, C2).

Забегая вперёд скажу о назначении интегрирующих RC цепочек на входах одновибраторов. При отлаживании устройства в машине, выяснилась странная особенность работы выключателя поворотников: при переводе рычага из фиксированного положения в нейтральное (в момент перехода из фиксированного в нефиксированное положение), происходит кратковременное размыкание цепи, что равносильно выключению и повторному кратковременному включению поворотников. Естественно одновибратор воспринимает это как повторный запускающий импульс и начинает «продлевать» сигнал. Кроме того, при резком переводе рычага из фиксированного положения в нейтральное, рычаг «выстреливает» и успевает кратковременно замкнуть цепь противоположного направления, что также воспринимается одновибратором как запускающий импульс. Поэтому пришлось ввести некоторую задержку сигнала на элементах R1C3 и R2C4. Ёмкость этих конденсаторов можно поднять до 47 мкФ.

Подбираю остальные детали. Нашёлся и подходящий корпус – упаковка от магнитной головки кассетного магнитофона. Отпиливаю по размерам корпуса кусок макетной платы. Сажусь паять.

«Засада» ждала меня в виде отсутствующего дома подходящего миниатюрного 4-х контактного разъёма. Нашлось два 2-х контактных. Пришлось один покрасить в красный цвет перманентным маркером…

Итак, схема спаяна.

Из корпуса удаляются лишние перегородки, рёбра по краям оставлены для фиксации платы. В корпусе «проделаны» отверстия под разъёмы.Устанавливаем плату. Как «родная».Закрываем корпус, прихватив его на пару капель моментального клея.Проверяем в работе. Измеряем потребляемый ток – 14 мА. Отлично, можно идти устанавливать в машину.Разбираем торпеду: «отдираем» боковую панель. Откручиваем 2 винта и снимаем нижнюю панель. Вот и искомое реле «FLASHER».Снимаем всю панель с реле, отсоединяем «FLASHER», и к его разъёму подключаем провода:«Масса» – чёрный.«+12 В зажигание» – зелёный с синей полосой (не спутайте с просто зелёным – это включение «аварийки»!).«Выключатель поворотов, левый» – синий с чёрной полосой.«Выключатель поворотов, правый» – красный с чёрной полосой.Для моего устройства, куда подключается левый куда правый, не важно.Закрепляем на самоклеящуюся «липучку» прямо к корпусу реле.Проверяем. Работает правильно (после добавления RC цепочек на входе :). Сбоев нет. Собираем торпеду в обратном порядке.Сегодня поездил по городу. На ТТК при интенсивном движении на обгонах помогает, хотя и непривычно. Может бы я довольно резко перестраиваюсь в потоке, но мне почему-то двух морганий хватает… Появляется желание «выключить» рукой. Привыкнуть нужно.

Другие функции на это устройство я не возлагал. Мне они не нужны.---------------------------------------

Один из вариантов платы,  доработанный мною:

Если у вас есть желание сделать режим «спасибо» – продление «аварийки» на 2 моргания – нужно добавить ещё один одновибратор: либо поставить вторую 555АГ3, и использовать в ней только один одновибратор, либо поставить 555АГ1, которая содержит только один одновибратор. Подключается он к зелёному (без полосы) проводу того же реле. Вот схема:

Можно сделать и автоматическое включение «аварийки» при движении задним ходом – один транзистор, 2 резистора. Тогда придётся в этот «девайс» завести ещё и сигнал от цепи фонарей заднего хода.

По прошестви месяца хочу поделиться впечатлениями. Первую неделю непривычно, даже раздражает, успокаивал себя тем, что любой момент могу отключить, отсоединив разъём.

А потом… Это такой кайф! Это "правильный поворотник"! Я часто маневрирую в потоке, и всегда моргаю поворотником. С "удлиннителем" это делать намного приятнее.

За майские праздники проехал 750 км по подмосковным (и калужским) дорогам — так удобно! Если затягиваешь манёвр и чувствуешь, что в "три моргания" не завершишь — тыкаешь ещё раз и время продлевается ещё на "три моргания".

Теперь не представляю, как раньше жил без этого? А всего-то… одна микросхема!

                     И еще хочу отметить один момент,  кто из нас не мечтает об отпуске, отдохнуть, попутешествовать. Всем нам  требуется отдых , хочется иногда просто собраться, бросить работу и уехать к примеру  тур в испанию из москвы. Говорят в Испании отличный туризм, съездить отдохнуть пару недель и вернуться, бодрым, отдохнувшим и полным сил... 

www.elektrik-avto.ru

Трёхкратное моргание поворотника на ВАЗ

Наверное многие замечали, что поворотники ВАЗ работают несколько иначе, нежели на иномарках. Например, у автомобилей Nissan или Mazda есть полезная функция: трехкратное мигание указателем поворотов. То есть, при кратковременном нажатии на подрулевый переключатель поворотника происходит три сигнала поворотом, что позволяет выполнить перестроение без переключения рычага. Рассмотрим, как для этого можно доработать поворотники ВАЗ 2110.

Если на "десятке" притронуться к подрулевому переключателю указателей поворотов, но не переключает его, то поворотники будут работать до тех пор, пока прилагаете небольшое усилие. Куда удобнее будет перестраиваться по полосам движения, когда будет достаточно один раз притронуться к рычагу, а поворотник моргнет 3 раза. Реализовать тройное моргание поворотником можно различными способами:

Доработка режима работы поворотников ВАЗ своими руками

Схема 1 (две аналогичные):Описание:
  1. При включении одного из поворотников, включает его минимум на 3 секунды. Время включения задается произведением R8*C10 и R13*C9 для правого и левого поворотников соответственно.
  2. Если по истечении этого времени выключатель остается во включенном положении, поворотник продолжает мигать.
  3. Включить противоположный поворотник возможно только через 1 секунду после выключения. То есть при включении противоположного поворотника, этот мигать перестает мгновенно, но другой замигает только через секунду. Время задается R7*C4 и R12*C8 для правого и левого поворотников соответственно.
  4. Схемы на оба канала абсолютно одинаковы.
Компоненты схемы:
  1. Реле (Rel1 и Rel2) можно взять такие 812H-1C-C 12VDC, Реле 1пер. 12В / 7A, 250V.
  2. Транзисторы VT1 и VT3 - любые NPN.
  3. Диоды VD1 и VD2 - любые Шотки.
  4. Таймеры (555), можно взять производства ST (NE555N PDIP8 или LM555CM SO8).
  5. Все конденсаторы должны быть рассчитаны на напряжение не менее 16В.
Подключение схемы:
  1. Слева на схеме обозначен порядок подключения клемм подрулевого переключателя. Вывод 49a соединить с "землей". Выводы 49R и 49L соответственно с правым и левым каналами.
  2. Справа на схеме обозначен порядок подключения ее к электропроводке. Вывод 49a сходится в один провод.
Недостатки схемы:
  1. Нет перехвата, то есть чтобы включить противоположный поворотник нужно ждать 1сек.
  2. Не рекомендуется делать одинаковые схемы для левой и правой стороны.
Себестоимость схемы в пределах 200 руб.Схема 2:Описание схемы:Построена на реле стеклоочистителей и дополнительных реле. Схема сделана так, чтобы в случае его неисправности можно было ее отключить и соединить стандартные фишки (стандартная работа указателей поворотов). Также присутствует функция "перехвата", которой нет в схеме №1 (если надо поморгать другим поворотником, то первые отключаются не закончив цикл в 3 раза).

Компоненты схемы:

  1. Реле 524.4737, немного переделанное номиналы элементов приведены на схеме.
  2. Диоды любые маломощные, которые выдержат прямой ток от обмотки реле KV2 и KV3. 
  3. Реле KV2 и KV3 с 2-мя контактными группами. Одна контактная группа каждого реле служит самоподхватом на время работы реле-таймера (3-4 сек), вторая контактная группа выполняет роль виртуального переключателя поворотов. 
  4. Конденсатор 1мкФ служит для организации функции "перехвата". 
  5. Свободный конец припаивается на 2-ю ножку микросхемы.

Готовое решение "Удлинитель поворотов"

Примером может выступать удлинитель поворотов LC-1.4H, который можно найти в интернет-магазинах (раздел Аксессуары). Данный контроллер позволяет при кратковременном касании рычага переключателя поворотов, делает от 1-го до 16-ти миганий поворотами (программируется) самостоятельно, чтобы другие участники дорожного движения видели Ваш манёвр. Если до окончания удлинения поворотов коснуться противоположного поворота, сработает удлинение в другую сторону. ("аварийка" мигать не будет).Цена 560р. Владельцам русских автомобилей стоит учитывать, что в случае с реле поворотов 79.3777 данный контроллер работать не будет. Его следует заменить на более качественное реле, например, 712.3777 или 495.3747.

Считаете ли Вы эту доработку поворотников полезной ?

Источник фото:Ключевые слова:
Добавить комментарий

xn--2111-43da1a8c.xn--p1ai

Электронные реле-прерыватели РС950П и 494.3747 поворотов, схема

На современных автомобилях вместо традиционных электротермомеханических реле применяются электронные реле-прерыватели указателей поворота и аварийной сигнализации, выполненные на базе микросхем или дискретных элементов. 

Электронные реле-прерыватели РС950П и 494.3747 указателей поворота и аварийной сигнализации обеспечивают прерывистый сигнал ламп указателей поворотов транспортных средств в режиме маневрирования и аварийной сигнализации, осуществляют контроль исправности сигнальных ламп указателей поворотов в режиме маневрирования.

Электронные реле-прерыватели РС950П и 494.3747 указателей поворота, характеристики, устройство и принцип работы.

В системе световой сигнализации автомобилей ГАЗ-31029, ГАЗ-33021, ГАЗ-2752, ГАЗ-3110 применяется электронные реле-прерыватели указателей поворота и аварийной сигнализации РС950П и 494.3747. В конструкциях электронных реле-прерывателей РС950П и 494.3747 применяется сочетание электронного управляющего реле с электромагнитным исполнительным реле на выходе, для управления цепью питания сигнальных ламп.

Технические характеристики электронного реле-прерывателя и аварийной сигнализации РС950П.

— Номинальное напряжение, В : 12— Коммутируемая нагрузка в режиме указания поворота, количество и мощность ламп в Вт : 3х21+1х5— Коммутируемая нагрузка в режиме аварийной сигнализации, количество и мощность ламп в Вт : (3х21+1х5)х2— Частота прерываний, циклов в минуту : 60-120— Конструкция электрического подключения : две колодки штыревые, аналоги 502608 и 502606 ОСТ 37.003.032, штекер 6,3— Габаритные размеры: 41х120х98— Масса, кг : 0,1

Электрическая схема реле-прерывателя указателей поворота и аварийной сигнализации РС950П.

Электронные реле-прерыватели РС950П — контактно-транзисторные. Функционально электронное реле-прерыватель РС950П состоит из трех устройств :

— задающего генератора управляющих импульсов, собранного на нескольких транзисторах;— коммутирующего элемента, в качестве которого используется электромагнитное реле;— устройства контроля исправности ламп указателей поворота, основным элементом которого является электромагнитное реле.

Принцип работы электронного реле-прерывателя указателей поворота и аварийной сигнализации РС950П.

При включении указателя поворота подрулевым переключателем ПП, задающий генератор импульсов ЗГИ подает управляющие импульсы на коммутирующий элемент КЭ (электромагнитное реле). Коммутирующий элемент подает напряжение бортовой сети через замыкающиеся контакты реле на лампы ЛЛП и ЛПП указателей поворота с частотой, равной частоте управляющих импульсов задающего генератора.

Функциональная схема работы электронного реле-прерывателя указателей поворота и аварийной сигнализации.

В результате лампы указателей поворота мигают с заданной частотой в 60-120 циклов в минуту. Ток, проходящий через обмотку реле устройства контроля исправности ламп (УКЛ), при исправном состоянии сигнальных ламп достаточен для замыкания контактов реле. При перегорании одной из сигнальных ламп ток через обмотку реле уменьшается, контакты его размыкаются, и контрольная лампа указателей поворота на панели приборов гаснет.

Электронное реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации 494.3747.

Реле-прерыватель 494.3747 имеет те же функциональные устройства, что и реле-прерыватель РС950П. Электронная часть реле-прерывателя 494.3747 обеспечивает 60-120 прерываний в минуту.

Технические характеристики электронного реле-прерывателя и аварийной сигнализации 494.3747.

— Номинальное напряжение, В : 12— Коммутируемая нагрузка в режиме указания поворота, количество и мощность ламп в Вт : 21+21+4+3— Коммутируемая нагрузка в режиме аварийной сигнализации, количество и мощность ламп в Вт : (21+21+4)2+3— Частота прерывания для исправных ламп, циклов в минуту : 60-120— Частота прерывания для неисправных ламп, циклов в минуту : 160-240— Масса, кг : 0,05

Электрическая схема реле-прерывателя указателей поворота и аварийной сигнализации 494.3747.

Габаритный чертеж с размерами и подключение выводов электронного реле-прерывателя 494.3747.

Отличие работы электронного реле-прерывателя 494.3747 от РС950П заключается в том, что при перегорании одной из сигнальных ламп поворота электронное устройство контроля исправности ламп реле-прерывателя 494.3747 обеспечивает не гашение контрольной лампы поворота на приборной панели, а ее мигание с удвоенной частотой в 160-240 миганий в минуту.

Прочитать еще про :

  • Электронные реле 524.3747, 931.3747, 932.3747 стеклоочистителя и омывателя ветрового стекла, устройство и принцип действия.
  • Электромагнитные реле 113.3747, РС702, РС514, РС492, РС527, РС528, назначение, устройство, принцип работы.
  • Электромагнитные реле РС507-Б, РС711, РС431-Б, 711.3747, 113.3747 и 90.3747, назначение, устройство, принцип работы.
  • Проверка и регулировка электромагнитных реле типа РС507-Б, РС431-Б, РС492, РС514, РС702, 111.3747, 113.3747, 711.3747, зазоры.
  • Электронные реле 23.3747, 231.3747, 49.3747, 491.3747 указателей поворота и аварийной сигнализации, устройство, принцип работы.
  • Проверка исправности реле указателей поворота и реле прерывистой работы стеклоочистителя, схемы для проверки.
  • Монтажные блоки реле и предохранителей 40.3722, 43.3722, 52.3722, 53.3722, характеристики, количество реле и предохранителей в блоках.

auto.kombat.com.ua

Реле поворотов? Что может быть проще! | OPPOZIT.RU | мотоциклы Урал, Днепр, BMW

Многие замечали как работает штатное реле поворотов : частота зависит от напряжения в бортовой сети, от нагрузки. А о переходе на светодиодные поворотники даже и речи нет.

Для «родного» реле поворотов –даже одна 10 ватная лампа-слишком малая нагрузка, на светодиодные поворотники оно даже не отреагирует. «Тюнинг» путем замены родного реле поворотов на электронное от ваз-2108 тоже данной проблемы не решает.

Хочу предложить на ваш суд несколько схем, свободных от этого недостатка.

Работа данного реле поворотов основана на том что при зажигании «мигающих» светодиодов увеличивается ток потребления. Остается его только усилить. В реультате получается схема всего на 3-х деталях с довольно неплохими параметрами.

Разберем схемы №1 №2

Возможность работать с любой нагрузкой, будь то лампы поворотников мощностью до 50 ватт. Заменяет штатное путем прямой замены – потребуется лишь дополнительно подключиться к корпусу. Также превосходно работает с малой нагрузкой – установив такое реле поворотников можно безболезненно перейти впоследствии на светодиодные поворотники.

Схема №2 рекомендованна для работы в 6 вольтовых мотоциклах, несмотря на то что прекрасно работает и при 12 вольтах. Используется уже не падение напряжения на резисторе, а изменение напряжения на светодиоде во время его работы при номиналах резистора в пределах 680ом-1.6Ком.

С некоторой натяжкой можно сказать что схема №1 – для 12 вольтовых систем, схема №2 для 6 вольтовых.

Детали:

  • транзистор –IRF9Z34 или IRF9540, при малой нагрузке – IRF9510
  • резистор 680ом-1.6Ком,
  • светодиод-фактически любой «мигающий», испытанно было на разных – наилучший вариант-красные – работоспособность схемы №2 от 3 вольт.
  • изображенный на схеме №1 переключатель SA1 – штатный переключатель поворотов
  • лампы h2-Н2, Н4-Н5 – лампы поворотов, Н3 –лампа контроля поворотов.

    Схема №3 расчитанна на более низкую нагрузку типа светодиодных поворотников, хотя транзистор способен выдержать общий ток потребления ламп штатных поворотников, он будет грется и при длительной работе потребуется ему теплоотвод. Проверенна схема при длительной работе на 15 ваттную нагрузку-две лампы в 5 и 10 ватт без теплоотвода. При работе двух 10 ваттных ламп через 3-4 минуты – сильный нагрев транзистора. Транзистор использовался биполярный, КТ973а – остальные детали-аналогичные схеме №1№2.

    Схемы №1-№3 можно разместить непосредственно в пульте.Во всех вышеперечисленных схемах есть один «недостаточек» - светодиод работает постоянно, при выключенных поворотниках тоже (естественно только при включенном замке зажигания). Использовать его для индикации работы поворотов не получиться.

    Придется либо использовать два светодиода, либо два транзистора - во втором варианте проще реализовать «аварийку». Вариант с двумя мигающими светодиодами я не стану приводить в виду вероятной несинхронности светодиодов, а вот вариант с двумя транзисторами приведен в схеме №4. Как видим добавляется еще транзистор с резистором, введен дополнительный переключатель и пара диодов-они служат для включения аварийки. Если светодиод крепиться непосредственно через просверленное отверствие в пульте имеет смысл закрепить там-же и два дополнительных диода (любые малогабаритные кремниевые 1N4848 , КД501-КД510) тогда имеет смысл протянуть в пульт всего пару проводов, а транзисторы с резисторами разместить в более подходящем месте.

    Все. Наслаждаемся работой реле поворотов, стабильно работающих в широких пределах нагрузок и питающих напряжений. Незабываем про возможные короткие замыкания в нагрузке – перед входом «+» на эти реле желательно присутствия предохранителя до 2А на светодиодную нагрузку и 6-8А на нагрузку в виде ламп.

    А вот как это выглядит:

  • oppozit.ru

    Электронное реле указателей поворотов - Мастер на все руки

    Электронные реле указателей поворотов для автомобилей и мотоциклов.

    Правила дорожного движения, действующие с января 1973 г.по сей день, предусматривают оборудование меха­нических транспортных средств, в том числе мотоцик­лов и автомобилей, указателями поворотов.

    Если практически все современные легковые и грузо­вые автомобили в нашей стране оборудованы стандарт­ными указателями поворотов теплового типа, то этого пока нельзя сказать о мотоциклах и мотороллерах, ко­торые до недавнего времени выпускались без указате­лей поворотов.

    Следует отметить, что тепловые прерыватели тока, выполненные по аналогии со стандартными автомо­бильными указателями поворотов, малопригодны для применения на мотоциклах, имеющих 6-вольтовую си­стему электрооборудования.

    Во-первых, они потребляют заметную мощность, а во-вторых, весьма критичны к мощности сигнальных ламп.

    Именно поэтому большинство мотоциклов (моторол­леров) последних лет выпуска укомплектовываются заводами-изготовителями исключительно электронными реле-указателями поворотов, в качестве задающего ге­нератора которых обычно используется мультивибратор.

    Такие указатели поворотов недостаточно стабильно работают в системах электрооборудования мотоциклов и мотороллеров, имеющих генераторы переменного тока.

    В то же время многие современные модели мотоциклов и мотороллеров («Паннония», К-175, «Вятка» ВП-150 и т. д.) оборудованы именно генераторами переменного тока и имеют безбатарейную систему зажигания.

    Напряжение бортовой сети мотоцикла в этом случае сильно зависит от числа оборотов двигателя и изменяется в пределах 5—10 В. Кроме того, выпрямленное на­пряжение, которое используется для питания схемы указателя поворотов, как правило, содержит значительную переменную составляющую.

    В таких условиях мультнвибраторный указатель по­воротов весьма неустойчив, и чтобы обеспечить его нор­мальную работу, приходится применять различные раз­низывающие фильтры по цепи питания, а в отдельных случаях — даже транзисторные стабилизаторы напря­жения.

    В этой главе описываются две достаточно простые схемы указателей поворотов, обеспечивающие беспере­бойную работу сигнальных ламп мотоцикла в самых не­благоприятных условиях эксплуатации.

    Устойчивость работы указателей поворотов в обоих случаях достигну­та использованием переключающего устройства на тран­зисторе, конденсаторе и реле, а также питанием заряд­ной цепи от стабилизированного источника напряжения.

    Обе схемы пригодны для работы на мотоциклах (мото­роллерах), имеющих генераторы переменного (постоян­ного) тока.

    1. ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕЛЕ УКАЗАТЕЛЕЙ ПОВОРОТОВ ДЛЯ МОТОЦИКЛА С ГЕНЕРАТОРОМ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА

    Принципиальная электрическая схема реле указате­ля поворотов для мотоциклов (мотороллеров), оборудо­ванных генераторами переменного тока, изображена на рис. 6.

    Устройство содержит небольшое число деталей и стабильно работает при колебаниях напряжения пи­тания в пределах 5—9,5 В.

    Номинальная частота переключения реле 90+30 срабатываний в минуту. Контакты реле допускают од­новременное использование двух сигнальных ламп по 12 Вт каждая.

    Патроны ламп могут быть соединены с корпусом мотоцикла.

    Рабочий диапазон температур от —30° до +60° С. Масса прибора — около 0,1 кг.

    Рис. 6. Принципиальная электрическая схема электронного реле указателя поворотов для мотоциклов с генератором переменного тока

    Рис. 7. Эпюра напряжения на базе транзистора Т1

    Схема указателя поворотов работает следующим об­разом. При включении напряжения питания +6 В зажигаются сигнальные лампы Л1, Л2 (ЛЗ, Л4). Одновременно начинается заряд конденсатора С1 через резис­тор R2 от стабилизированного источника, выполненного на стабилитроне Д1 и резисторе R1. В коллекторную цепь составного транзистора T1, Т2, работающего уси­лителем тока, включена обмотка реле Р1.

    Вследствие заряда конденсатора С1 напряжение на базе транзистора увеличивается по экспоненциальному закону (рис. 7) с постоянной времени:

    тзар≈С1 R2, при RВХ»R2,

    где Rвх — входное сопротивление составного транзи­стора T1, Т2.

    Это приводит к соответствующему возрастанию тока через обмотку реле Р1. Когда напряжение достигает некоторого уровня Uсраб , реле Р1 срабатывает, и сиг­нальные лампы Л1, Л2 (ЛЗ, Л4) гаснут.

    Стабилитрон Д1 замыкается накоротко контактами Р1/1, Р1/2, и кон­денсатор С1 начинает разряжаться с уровня Uсраб по экспоненте с постоянной времени.

    Как только коллекторный ток транзистора Т2 станет меньше тока отпускания реле Р1 (что соответствует на­пряжению (Uотп) , оно возвращается в первоначальное состояние, а сигнальные лампы вновь зажигаются. На стабилитроне Д1 появляется напряжение, и начинается новый цикл заряда конденсатора С1. Далее процесс повторяется.

    Параметры схемы выбраны таким образом, что сра­батывание реле Р1 происходит на крутом участке экспоненты, обеспечивая хорошую стабильность дли­тельности цикла Tц.

    Кроме того, благодаря стабили­трону Д1 наклон кривой заряда конденсатора С1 оста­ется постоянным при колебаниях питающего напряже­ния к широких пределах.

    Все это дает возможность сохранять неизменяемой частоту переключения сигнальных ламп при изменении оборотов двигателя от холостых до максимальных.

    Поскольку напряжение на базу транзистора Т1 поступает через интегрирующую цепочку R2С1 с большой постоянной времени (т3=1,8 с), схема имеет высокую помехозащищенность.

    Вследствие этого указатель пово­ротов устойчиво работает при резких колебаниях пи­тающего напряжения и наличии помех от системы за­жигания мотоцикла.

    У мультивибраторных реле поворотов в подобных условиях могут наблюдаться сбои в работе и изменение частоты срабатывания (мигания) сигнальных ламп. 

    Длительность цикла Tц работы устройства можно регулировать в пределах 0,5—1 с подбором резистора R2. Контактные группы реле Р1 включены параллельно и рассчитаны на длительную работу при токе нагрузки до 4 А.

    Реле указателя поворотов подключают к генератору переменного тока через однополупериодный выпрями­тель (на диоде серии ДЗОЗ—Д305), параллельно вы­ходным зажимам которого включен конденсатор С2 емкостью 2000—4000 мкФ.

    Меньшее значение емкости конденсатора фильтра соответствует использованию сигнальных ламп мощностью 2X6 Вт. Коммутатор В1 сигнальных ламп выполнен в виде тумблера со средним положением на два направления.

    Рис. 8. Монтажная плата и схема соединений электронного реле указателя поворотов

    Указатель поворотов смонтирован на гетинаксовой плате (рис. 8, 9,а) толщиной 1,5—2 мм с использовани­ем печатного монтажа.

    Рис. 9. Габаритные чертежи а)- платы б)- основания в) — скобы.

    Плата при помощи скобы (рис.9, е), изготовленной из стали Ст. 3—Ст. 5 толщиной 1 — 1,5 мм, прикрепляется двумя винтами М2,5 к основа­нию (рис. 9, б), выполненному из гетинакса толщиной 2—2,5 мм.

    Основание имеет два отверстия диаметром 2,8 мм под винты с потайной головкой (на рис. 9,б условно не показаны) и три отверстия диаметром 4,1 мм для клемм. На выходных клеммах нанесена маркировка «плюс», «минус» и «В1».

    Прибор размещается в корпусе разме­ром 46X48X56 мм, который можно изготовить из лю­бого металла толщиной 0,8—1 мм.

    В схеме реле указателя поворотов используются ре­зисторы типа МЛТ или МТ. Конденсаторы С1, С2-

    типа К50-6. Статический коэффициент передачи тока Bст транзисторов должен быть равен 40—80 (Т1) и 20—40 (Т2). Можно использовать транзисторы типа МП15А, МП16Б, МП20, КТ203Д (Т1), МП16Б, МП25, МП26 (Т2). Реле Р1 — типа РЭС-9, паспорт РС4.524.203, сопротивление обмотки — 30 Ом, ток сра­батывания — 108 мА.

    Стабилитрон Д1 (КС147А) можно заменить цепоч­кой из 6—8 диодов серий Д2, Д7, Д9, Д101, Д104, вклю­ченных последовательно в прямом направлении; при этом допускается включение разнотипных диодов.

    Налаживание прибора сводится к установке частоты включения сигнальных ламп подбором резистора R2 в пределах 15—22 кОм.

    Этот указатель поворотов можно использовать и на мотоциклах, имеющих аккумуляторную батарею и генератор постоянного тока. Тогда диод Д2 и конденса­тор С2 не нужны.

    Схема (рис. 10) обеспечивает бесконтактное пере­ключение тока сигнальных ламп и может быть исполь­зована в системах электрооборудования с генераторами как постоянного, так и переменного тока. Прибор отличается повышенной надежностью и большим сроком службы.

    Рис. 10. Принципиальная электрическая схема электронного реле указателя поворотов с бесконтактным переключением тока сигнальных ламп

     

    Рабочий диапазон температур от —30° до +60° С. Масса прибора — около 0,2 кг.

    Этот указатель поворотов также имеет небольшое количество деталей и стабильно работает, сохраняя не­изменной частоту переключения сигнальных ламп (90± ±30 включений в минуту) при колебаниях питающего на­пряжения в пределах 5—10 В.

    Он рассчитан на пере­ключение двух сигнальных ламп мощностью до 12 Вт каждая.

    Прибор начинает работать в момент включения сиг­нальных ламп, что производится стандартным переклю­чателем В1 со средним положением на одно направле­ние.

    Схема указателя поворотов представляет собой авто- 1 номное переключающее   устройство   на   транзисторах ] Т1—ТЗ, охваченное положительной обратной связью бла­годаря размыкающим контактам Р1/1 реле Р1.

    Рабочий ток сигнальных ламп   Л1—Л2 (ЛЗ—Л4) коммутируется бесконтактным   способом   с   помощью | транзистора ТЗ, а контактная   группа реле Р1 используется в слаботочной цепи управления, что и обеспечивает высокую надежность работы указателя поворотов. :

    При включении питающего напряжения +6 В (пере­ключатель В1 находится в среднем положении) транзи­сторы Т1, Т2 закрыты, так как база транзистора Т1 находится под нулевым потенциалом, подающимся через размыкающие  контакты Р1/1 реле Р1.  

    Коллектор транзистора ТЗ и обмотка реле Р1 в этом случае обесточены.

    При установке переключателя В1 в одно из крайних  положений мощный транзистор ТЗ и реле Р1 оказываются под питающим напряжением.

    Вследствие того что г транзисторы Т1, Т2 закрыты, транзистор ТЗ в первый момент также закрыт.

    Поскольку сопротивление нитей ламп накаливания в холодном состоянии составляет доли ома,  все напряжение питания оказывается приложенным к обмотке реле Р1, которое, срабатывая, вызывает размыкание контактов Р1/1.

    Начинается заряд конденсатора С1 через резистор R2 от стабилизированного источника напряжения, выполненного на стабилитроне Д1 и резисторе R1.

    Напряжение на базах транзисторов Т1—Т2 (составной эмиттерный повторитель) увеличивается по экспо­ненциальному закону, что приводит, в свою очередь, к  открыванию мощного транзистора ТЗ и увеличению тока через сигнальные лампы Л1—Л2 (ЛЗ—Л4).

    Следует отметить, что плавное (экспоненциальное) нарастание тока через сигнальные лампы (вместо скач­кообразного, как, например, в схеме рис. 6) способст­вует увеличению срока их службы в 1,2—1,5 раза.

    Нарастание тока приводит к перераспределению пи­тающего напряжения между лампами накаливания и транзистором ТЗ таким образом, что большая часть напряжения оказывается приложенной к сигнальным лам­пам, и они вспыхивают полным накалом.

    В тот момент, когда падение напряжения на тран­зисторе ТЗ уменьшится до напряжения, соответствующе­го отпусканию реле    (0,5—0,6 В),   контакты реле Р1 замкнутся.  

    Конденсатор С1 шунтируется   контактами Р1/1, а транзисторы Т1—ТЗ   закрываются.   Ток через лампы накаливания прекращается, и они гаснут.

    По мере остывания нитей сигнальных ламп возникают условия   для повторного срабатывания реле Р1. Далее процесс будет повторяться, пока переключатель не будет установлен в среднее положение. Транзистор ТЗ установлен на радиаторе площадью :70—100 см2.

    Схема реле поворотов некритична к разбросу пара метров транзисторов Т1, Т2 и допускает   применения любых исправных   транзисторов (Вст>20).  

    Одинаково если имеется возможность измерения параметров последних, то на место транзистора Т1 целесообразно поставить экземпляр, у которого Вст   имеет наибольшее значение, а обратный ток коллектора Iко  меньше, нежели у транзистора Т2.

    Транзистор Т1 можно заменить на МП39, МП16Б,   МП42Б,   а   транзистор   Т2 — на  МП16Б, МП25, МП26, МП42Б.

    Транзистор ТЗ допускает замену на транзистор П213, П217В, П210А, П210Б. При применении транзи стора П210А (Б) мощный транзистор ТЗ не имеет ра диатора.

    В схеме используется электромагнитное реле типа РЭС-9, паспорт РС4.524.203 (сопротивление обмотки 30 Ом, ток срабатывания 108 м.А, ток отпускания 18мА), которое имеет наименьшее напряжение отпускания(0,45—0,5 В), что обеспечивает максимальную световую отдачу сигнальных ламп.

    Несколько худшие результаты (по яркости свечения сигнальных ламп) получаются при использовании реле типа РЭС-10, паспорт РС4.524.303 (сопротивление об­мотки 120 Ом, ток срабатывания 50 мА), РС4.524.304. (сопротивление обмотки 45 Ом, ток срабатывания 80 мА), у которых напряжение отпускания около 1 В.

    Резисторы — типа МЛТ или МТ, конденсатор С1— типа К50-6. Выпрямитель может быть собран по схеме рис. 6. Налаживание прибора сводится к установке ча­стоты включения сигнальных ламп подбором резистора; R2 в пределах 1,5—2,2 кОм.

    Необходимо отметить, что изготовления  этого электронного реле указателя поворотов будет не­сколько выше, чем предыдущего. Какой вариант ука­зателя более предпочтителен, должен решить владелец мотоцикла, исходя из своих финансовых возможностей и наличия деталей.

    2. ЭЛЕКТРОННОЕ РЕЛЕ УКАЗАТЕЛЯ ПОВОРОТОВ ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ

    На рис. 11 изображена принципиальная электриче­ская схема реле указателя поворотов для автомобиля с напряжением питания электрооборудования +12 В,

    Рис. 11. Принципиальная электрическая схема электронного реле указателя поворотов для автомобиля

    Устройство обеспечивает стабильность периода пере­ключения сигнальных ламп (номинальная частота 90± 30 срабатываний в минуту) при колебаниях напряже­ния питания в пределах 10—15 В

    и рассчитано на одно­временное включение двух ламп накаливания мощно­стью по 21 Вт каждая. Рабочий диапазон температур от —40 до +60° С. Масса прибора — около 0,25 кг.

    Схема указателя поворотов выполнена на маломощ­ном транзисторе Т1 и мощном транзисторе Т2, в кол­лекторную цепь которого через переключатель В1 вклю­чены сигнальные лампы накаливания Л1, Л2 (ЛЗ, Л4).

    Транзистор Т2 предназначен для бесконтактного ком­мутирования тока этих ламп. Принцип действия схемы полностью аналогичен схеме рис. 10. Схема обладает высокой помехозащищенностью, надежностью и боль­шим сроком службы.

    Транзистор ТЗ и стабилитрон Д2 устанавливают на общем радиаторе площадью около 100 см2.

    При не­обходимости стабилитрон Д2 можно исключить из схе­мы, однако в этом случае период переключения уст­ройства будет несколько изменяться при колебаниях питающего напряжения. Переменный резистор R4 предназначен для регулировки частоты срабатывания сиг­нальных ламп.

    Конденсатор С2 служит для увеличения времени от­пускания реле Р1, что обеспечивает равенство проме­жутков времени, соответствующих включенному и вы­ключенному состоянию ламп накаливания. Резистор RЗ ограничивает ток базы мощного транзистора ТЗ.

    Прибор имеет три выходных клеммы: « + 12 В», «В1» и «КЛ» — столько же, сколько их имеется у стандартного указателя поворотов.

    К клемме «В1» присоединяется провод, идущий к стандартному автомобильному переключателю поворо­тов со средним положением.

    К клемме «КЛ» присоединяется провод от контроль­ной лампы, установленной на щитке приборов автомо­биля.

    Варианты замены транзисторов аналогичны схеме рис. 10. Переменный резистор R4— типа ППЗ-11 или ППЗ-43. Конденсатор С1 — типа К50-6; конденсатор; С2 — типа К52-2 или К50-6. Реле Р1 — типа РЭС-10, паспорт РС4.524.303. Диод Д1 допускает замену на диоды Д7, Д104, Д223, Д226. Твитнуть

    Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

    capablehands.ru

    Схема указателе поворотов Нива 2121, Нива 2131

    НИВА

    /

    2121, 2131

    /

    ремонт

    /

    электрооборудование

    /

    освещение

    /

    Схема указателей поворотов

    Поиск и устранение неисправностей в системе освещения нива 2121, порядок сборки и разборки фары, электросхема поворотов нива 2131, ваз 2121.

    Схема указателей поворотов Устройство системы освещения Нива 2121, Нива 2131, ремонт ремонт электрооборудования освещение, осмотр и замена деталей

    Схема включения указателей поворота и аварийной сигнализаци

    1 – лампы указателей поворота в передних фонарях; 2 – боковые указатели поворота; 3 – выключатель зажигания; 4 – реле зажигания; 5 – блок предохранителей; 6 – лампы указателей поворота в задних фонарях; 7 – контрольная лампа указателей поворота в комбинации приборов; 8 – реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации; 9 – выключатель аварийной сигнализации; 10 – переключатель указателей поворота.

    Указатели поворотов автомобиля (левые или правые) включаются левым подрулевым переключателем ваз 2131 (короткий рычаг). Режим аварийной сигнализации (мигают все указатели поворота) включается при нажатии на соответствующую кнопку. Мигание ламп обеспечивается реле-прерывателем типа 231.3747, закрепленном на шпильке под щитком приборов ваз 2121. При перегорании одной из ламп указателя поворота частота мигания оставшихся ламп и контрольной лампы удваивается. В нормальном режиме частота мигания должна составлять 90±30 циклов в минуту под нагрузкой 92 Вт при температуре окружающего воздуха от –40 до 65°С и напряжении от 10,8 до 15 В.

    Освещение Ваз 2121, Нива 2131

    • -

      Фары

    • Схема фар и освещение Нива 2121, Нива 2131

    • -

      Разборка и сборка фары

    • Разборка и сборка фары Нива 2121, Нива 2131

    • -

      Регулировка света фар

    • Регулировка фар Нива 2121, Нива 2131

    • -

      Гидрокорректор фар замена

    • Снятие и установка гидрокорректора фар Нива 2121, Нива 2131

    • -

      Наружное освещение

    • Лампы стоп-сигнала и заднего хода, освещение салона и багажника Нива 2121, Нива 2131

    • -

      Снятие переднего фонаря

    • Снятие и установка переднего фонаря Нива 2121, Нива 2131

    • -

      Указатель поворота боковой

    • Снятие и установка бокового указателя поворота Нива 2121, Нива 2131

    • -

      Замена лампы заднего фонаря

    • Снятие и установка заднего фонаря Нива 2121, Нива 2131

    • -

      Выключатель фонарей заднего хода

    • Замена выключателя фонарей заднего хода Нива 2121, Нива 2131

    • -

      Плафоны освещения номерного знака

    • Снятие и установка плафонов освещения номерного знака Нива 2121, Нива 2131

    • -

      Замена плафонов освещения салона

    • Снятие и установка плафонов и выключателей освещения салона Нива 2121, Нива 2131

    • -

      Схема указателей поворотов

    • Схема указателе поворотов Нива 2121, Нива 2131

    • -

      Реле указателей поворота

    • Замена реле прерывателя указателей поворота и аварийной сигнализации Нива 2121, Нива 2131

    • -

      Выключатель аварийной сигнализации

    • Снятие и установка выключателя аварийной сигнализации Нива 2121, Нива 2131

    Узлы и схемы электрооборудования Ваз 2121, Ваз 2131

    Диагностика схем электрооборудования автомобиля нива 2121. Инструкции по ремонту электрооборудования: генератора, стартера. Схема автомобиля нива 2131.

    vazclub.com