Шкив распределительного вала
Cоставной шкив привода распределительного вала восьмиклапанного двигателя
Cоставной шкив привода распределительного вала восьмиклапанного двигателя
1– зубчатый шкив коленчатого вала; 2– зубчатый шкив насоса охлаждающей жидкости;
3– натяжной ролик; 4– задняя крышка привода ГРМ; 5– зубчатый шкив распределительного вала; 6– зубчатый ремень; А – установочный усик на задней крышке привода ГРМ; В – метка на шкиве распределительного вала; С – метка на крышке масляного насоса; D– метка на шкиве коленчатого вала.
В предложениях специализированных фирм, занимающихся тюнингом (доводкой) двигателей, составной шкив привода распределительного вала упоминается довольно часто. Как правило, составной шкив используется для обеспечения оптимальной настройки двигателя при установке распределительного вала с измененными, по сравнению с заводскими, профилем и расположением кулачков.
Применение составного шкива с заводским распределительным валом позволяет решить и другую проблему, которая также связана с оптимизацией фаз газораспределения обычного двигателя.
Как известно, любые детали, в том числе и двигателя, нельзя изготовить абсолютно точно, в производстве назначаются определенные допуски на размеры.
Неблагоприятное сочетание отклонений размеров отдельныхдеталей в рассматриваемом нами случае может привести к тому, что на новом автомобиле ошибка в установке распределительного вала относительно коленчатого вала может составлять несколько градусов. И если для двигателей предыдущего поколения (заднеприводные автомобили ВАЗ) ошибка в 4–5 градусов не приводит к заметным нарушениям в работе, то для более современныхмоторов переднеприводных автомобилей ВАЗ такая же ошибка существенна. В результате мощность двигателя оказывается меньше паспортной, падает экономичность.
Таким образом, составной шкив можно использовать в том числе и для того, чтобы привести показатели двигателя к норме. Конечно, в данном случае речь идет о «тонкой» настройке двигателя, которую, как правило, могут выполнить только высококвалифицированные специалисты. Вместе с тем, при установке составного шкива рядовой автолюбитель, которомуне чужд дух экспериментаторства, получает возможность превратить свой автомобиль в небольшую лабораторию и оценить, руководствуясь собственными ощущениями, как изменяется «характер» двигателя при изменении фаз газораспределения.
В конечном счете, решение, устанавливать или не устанавливать на автомобиль те или иные узлы и детали, отличные от заводских, принимает владелец автомобиля. Однако всякое решение принимается на основании имеющейся информации. Поэтомуважно понимать, как должны изменяться характеристики двигателя при смещении фаз газораспределения.
Изменение фаз газораспределения приводит к изменению основныххарактеристик двигателя, среди которыхводителя больше интересуют крутящий момент и мощность. Причем, максимальный момент и максимальная мощность достигаются при разныхзначенияхчастоты вращения коленчатого вала (оборотов двигателя).
На современныхдвигателяхприменяются механизмы газораспределения, позволяющие изменять фазы в зависимости от частоты вращения коленчатого вала. Эти механизмы позволяют поддерживать максимальное значение крутящего момента в достаточно широком диапазоне оборотов двигателя.
В двигателяхВАЗ такие конструкции не применяются, и даже при установке измененных распределительныхвалов под изменением фаз газораспределения можно понимать только изменение угла перекрытия фаз клапанов и угла запаздывания закрытия и открытия клапанов. Иными словами, настройка фаз при различныхоборотахостается неизменной. Естественно, что при этом характеристики момента и мощности принципиально не изменяются (имеется явно выраженный максимум). В нашем случае, при использовании только составного шкива (без замены заводского распределительного вала на измененный), можно регулировать только установочные углы закрытия и открытия клапанов.
Например, можно сместить максимум крутящего момента от обычных для этих двигателей оборотов — 3000…3500 мин–1 в зонуболее низкихоборотов — 2000–3000 мин–1. Увеличить крутящий момент на этихоборотахможно, уменьшив угол запаздывания закрытия впускныхклапанов, то есть, повернув распределительный вал по направлению вращения коленчатого вала двигателя (говоря иначе, установить фазы газораспределения с опережением). При этом не стоит забывать, что на высокихоборотахиз-за недоиспользования инерции рабочей смеси во впускном тракте наполнение цилиндров уменьшится. А это, естественно, приведет к уменьшению максимальной мощности двигателя и, соответственно, максимальной скорости автомобиля. Шкив состоит из двухдеталей: зубчатого венца и ступицы, которые соединяются шестью болтами. В зубчатом венце выполнены резьбовые отверстия для установки болтов. Прорези для болтов в ступице шкива имеют специальную форму, которая позволяет поворачивать ступицуотносительно зубчатого венца. А так как ступица шкива установлена на распределительном валус помощью шпонки, то вместе со ступицей будет поворачиваться и распределительный вал. Этим обеспечивается изменение фаз газораспределения. Размеры прорезей в ступице таковы, что распределительный вал можно повернуть вперед или назад, то есть в направлении вращения или в противоположном направлении на небольшой угол (около пяти градусов в каждую сторону), чего вполне достаточно для регулировки. К томуже, работа на предельных углах в течение непродолжительного времени не слишком опасна для двигателя.
Обращаем ваше внимание на то, что увосьмиклапанного двигателя ВАЗ соударения поршней и клапанов не происходит при любом взаимном положении распределительного и коленчатого валов.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ
два сбоку…
…и один в центре.
Снимаем крышку привода ГРМ.
Вывешиваем и снимаем правое колесо.
Ключом «на10» отворачиваем саморезы переднего и заднего крепления правого пластмассового грязезащитного щитка к брызговику двигателя.
Ключом «на10» отворачиваем два самореза крепления щитка к лонжерону.
Крестообразной отверткой отворачиваем саморез крепления щитка к подкрылку.
Снимаем щиток.
Головкой «на 19» проворачиваем коленчатый вал по часовой стрелке за болт крепления шкива…
…до совмещения метки на зубчатом шкиве распределительного вала с установочным усиком на задней крышке привода ГРМ.
Сняв резиновую заглушку в верхней части картера сцепления,…
…убеждаемся, что риска на маховике расположена напротив прорези крышки картера сцепления.
Так расположена риска на маховике двигателя (коробка передач и головка блока цилиндров для наглядности сняты).
Ключом «на 17» ослабляем гайку крепления натяжного ролика.
Поворачиваем натяжной ролик в такое положение, при котором ремень будет максимально ослаблен.
Снимаем ремень привода ГРМсо шкива распределительного вала.
Накидным ключем «на 17» отворачиваем болт крепления зубчатого шкива распределительного вала. Чтобы вал не проворачивался, пропускаем через отверстие в шкиве головку «на 10» с удлинителем и надеваем на гайкукрепления задней крышки ремня привода ГРМ.
Поддеваем отверткой шкив распределительного вала…
…и снимаем его.
Составной (разрезной) и стандартный (цельный) шкивы привода распределительного вала.
Перед установкой составного шкива необходимо выставить его «на ноль». То есть собрать и установить его таким образом, чтобы положение распределительного вала с составным шкивом соответствовало положению распределительного вала со стандартным шкивом.
Для того, чтобы было удобнее контролировать взаимное положение ступицы и зубчатого венца шкива привода распределительного вала, ключом «на 10» ослабляем затяжку шести болтов и любой из них полностью выворачиваем.
Укладываем составной шкив на стандартный так,…
…чтобы совместились шпоночные пазы в центральных отверстиях шкивов.
Для совмещения шпоночныхпазов можно воспользоваться в качестве направляющей сверлом диаметром 4 мм.
После совмещения пазов выравниваем по боковым поверхностям зубья шкивов, удерживая одной рукой сверло в шпоночных пазах шкивов.
После точного совмещения шкивов видно, что резьбовое отверстие в зубчатом венце составного шкива располагается по центрупрорези в ступице.
Для контроля правильности взаимного положения распределительного и коленчатого валов перед установкой составного шкива на него нужно нанести установочную меткув том же месте, где она находится устандартного зубчатого шкива. Необходимость выполнения этой операции вызвана тем, что усоставного шкива, который изготовлен из двухстандартных, при установке на распределительный вал метка оказывается с внутренней стороны (со стороны металлической задней крышки привода ГРМ) и, естественно, не видна.
Для контроля перемещения частей шкива при регулировке наносим на боковые поверхности зубчатого венца и ступицы метки «нулевого» положения.
Для того, чтобы можно было точно оценить положение распределительного вала (то есть, ступицы составного шкива) относительно «нулевого» положения, которое было отмечено меткой, нужно изготовить шкалу, по которой и можно будет ориентироваться. Мы решили сделать шкалуиз отрезка ленты рулетки.
Лента окрашена в яркий желтый цвет, поэтомуна ней хорошо видны деления шкалы.
Вставляем отверткумеждудвумя винтами или стержнями диаметром 4 мм, установленными в отверстие натяжного ролика, и, поворачивая ролик против часовой стрелки, натягиваем ремень.
Повернуть ролик можно специальным ключом.
Затягиваем гайку крепления натяжного ролика. Головкой «на 19» проворачиваем за болт шкива привода генератора коленчатый вал на два оборота по часовой стрелке. Проверяем совпадение установочныхметок коленчатого и распределительного валов. Если метки не совпадают, повторяем операцию по установке ремня. Для регулировки натяжения ремня поворачиваем коленчатый вал против часовой стрелки так, чтобы метка на шкиве распределительного вала переместилась вниз от усика задней крышки на два зуба.
При нормальном натяжении ремня его передняя ветвь должна закручиваться на 90° большим и указательным пальцами руки с усилием 15–20 Н (1,5–2,0 кгс).
Так выглядит установленный на двигателе составной шкив со вставленной в него регулировочной шкалой.
Регулировочную шкалу (отрезок ленты) устанавливаем в стык междуступицей и зубчатым венцом шкива привода распределительного вала только на время регулировки фаз. Чтобы при работе двигателя шкала не попала под ремень, после регулировки извлекаем ее пинцетом.
ПОЛЕЗНЫЕСОВЕТЫ
Таким образом, при изменении фаз газораспределения будет меняться взаимное положение распределительного и коленчатого валов. При этом, можно отметить несколько положительных, с точки зрения удобства регулировки и затрат времени, моментов. Во-первых, для изменения фаз составной шкив нетребуется демонтировать. Во-вторых, после изменения фаз ненужно каждый раз заново регулировать натяжение приводного ремня, так как положение зубчатого венца шкива неменяется. Для изменения фаз нужноослабить шесть болтов крепления ступицы составного шкива к зубчатому венцу настолько, чтобы можно было повернуть венец относительно ступицы. При регулировке распределительный вал остается неподвижным, а изменение фаз осуществляется поворотом коленчатого вала (при этом поворачивается и зубчатый венец шкива). Коленчатый вал поворачиваем отверткой за зубья маховика через отверстие в верхней части картера сцепления. Так как коленчатый вал нужно поворачивать на небольшой угол (в противном случае может провернуться и распределительный вал), то удобно действовать, опирая стержень отвертки на край отверстия. Для контроля угла относительного поворота деталей шкива пользуемся описанной выше регулировочной шкалой. После того как зубчатый шкив повернут на необходимый угол, затягиваем болты шкива и устанавливаем на место переднюю крышку газораспределительного механизма. Теперь можно оценить результаты регулировки двигателя в движении, ориентируясь на собственные ощущения.
neo-tuning.narod.ru
Конструкция распредвала: устройство и принцип работы
Окт 26 2014
Двигатель автомобиля представляет собой сложнейший механизм, одним из важнейших элементов которого является распределительный вал, входящий в состав ГРМ. От точной и бесперебойной работы распределительного вала во многом зависит нормальная работа двигателя.
Одну из самых важных функций в работе двигателя автомобиля выполняет распределительный вал, который является составной частью газораспределительного механизма (ГРМ). Распредвал обеспечивает впуск-выпуск тактов работы двигателя.В зависимости от того, каково устройство двигателя, газораспределительный механизм может иметь нижнее или верхнее расположение клапанов. На сегодняшний день чаще встречаются ГРМ с верхним расположением клапанов.
Такая конструкция позволяет ускорить и облегчить процесс обслуживания, включающий регулировку и ремонт распределительного вала, для которого потребуются запчасти на распредвал.
Устройство распределительного вала
С конструктивной точки зрения распределительный вал двигателя связан с коленвалом, что обеспечивается благодаря наличию цепи и ремня. Цепь или ремень распределительного вала надеваются на звездочку коленчатого вала или на шкив распредвала.
Такой шкив распредвала, как разрезная шестерня, считается наиболее практичным и эффективным вариантом, поэтому достаточно часто используется для тюнинга двигателей с целью увеличения их мощности.
Подшипники, внутри которых происходит вращение опорных шеек распредвала, располагаются на головке блока цилиндров. Если крепления шеек выходят из строя, для их ремонта используют ремонтные вкладыши распределительного вала.
Для того чтобы избежать осевого люфта, в конструкцию распределительного вала входят специальные фиксаторы. Непосредственно по оси вала проходит сквозное отверстие, предназначенное для смазки трущихся деталей. Это отверстие закрывается сзади при помощи специальной заглушки распределительного вала.
Важнейшей составной частью распредвала являются кулачки, количество которых указывает на количество впускных-выпускных клапанов. Кулачки отвечают за выполнение основной функции распределительного вала — регулирование фаз газораспределения двигателя и регулирование порядка работы цилиндров.
Каждый клапан оснащен кулачком. Кулачок набегает на толкатель, способствуя открыванию клапана. После того, как кулачок сходит с толкателя, мощная возвратная пружина обеспечивает закрывание клапана.
Кулачки распределительного вала находятся между опорными шейками. Газораспределительную фазу распредвала, зависящую от числа оборотов двигателя и от конструкции впускных-выпускных клапанов, определяют опытным путем. Подобные данные для конкретной модели двигателя можно найти в специальных таблицах и диаграммах, которые специально составляет производитель.
Как работает распределительный вал?
Конструктивно распредвал располагается в развале блока цилиндров. Зубчатая или цепная передача коленвала приводит в действие распредвал.
Когда распределительный вал вращается, кулачки оказывают воздействие на работу клапанов. Данный процесс будет происходить правильно только в случае строгого соответствия с порядком работы цилиндров двигателя и с фазами газораспределения.
Для того чтобы были установлены соответствующие фазы газораспределения, на приводной шкив или на распределительные шестерни наносятся специальные установочные метки. Кроме этого, необходимо, чтобы кулачки распределительного вала и кривошипы коленчатого вала находились в строго определенном положении по отношению друг к другу.
Когда установка производится по меткам, удается достичь соблюдения правильной последовательности тактов — порядка работы цилиндров двигателя, который, в свою очередь, зависит от расположения самих цилиндров, а также от особенности конструкции коленчатого и распределительного валов.
Рабочий цикл двигателя
Рабочим циклом двигателя называется период, за время которого впускной и выпускной клапаны открываются по одному разу. Как правило, период проходит за два оборота коленвала. За это время распределительный вал, шестерня которого имеет в два раза больше зубьев, чем шестерня коленчатого вала, делает один оборот.
Количество распределительных валов в двигателе
На количество распредвалов непосредственно влияет конфигурация двигателя. Двигатели, которые отличаются рядной конфигурацией, а также имеют одну пару клапанов на цилиндр, оснащаются одним распределительным валом. Если для каждого цилиндра предусмотрено по четыре клапана, двигатель оборудуется двумя распредвалами.
Двигатели оппозитные и V-образные отличаются наличием одного распредвала в развале либо имеют два распределительных вала, каждый из которых находится в головке блока. Бывают и исключения из общепринятых правил, связанные в первую очередь с конструктивными особенностями двигателя.
Похожие записи автомобильной тематики:
webavtocar.ru
Cоставной шкив привода распределительного вала 2114-2115 / личный блог soldat88 / smotra.ru
Cоставной шкив привода распределительного валаВ предложениях специализированных фирм, занимающихся тюнингом (доводкой) двигателей, составной шкив привода распределительного вала упоминается довольно часто. Как правило, составной шкив используется для обеспечения оптимальной настройки двигателя при установке распределительного вала с измененными, по сравнению с заводскими, профилем и расположением кулачков.
Применение составного шкива с заводским распределительным валом позволяет решить и другую проблему, которая также связана с оптимизацией фаз газораспределения обычного двигателя.
Как известно, любые детали, в том числе и двигателя, нельзя изготовить абсолютно точно, в производстве назначаются определенные допуски на размеры. Неблагоприятное сочетание отклонений размеров отдельных деталей в рассматриваемом нами случае может привести к тому, что на новом автомобиле ошибка в установке распределительного вала относительно коленчатого вала может составлять несколько градусов. И если для двигателей предыдущего поколения (заднеприводные автомобили ВАЗ) ошибка в 4–5 градусов не приводит к заметным нарушениям в работе, то для более современных моторов переднеприводных автомобилей ВАЗ такая же ошибка существенна. В результате мощность двигателя оказывается меньше паспортной, падает экономичность.
Таким образом, составной шкив можно использовать в том числе и для того, чтобы привести показатели двигателя к норме. Конечно, в данном случае речь идет о «тонкой» настройке двигателя, которую, как правило, могут выполнить только высококвалифицированные специалисты. Вместе с тем, при установке составного шкива рядовой автолюбитель, которому не чужд дух экспериментаторства, получает возможность превратить свой автомобиль в небольшую лабораторию и оценить, руководствуясь собственными ощущениями, как изменяется «характер» двигателя при изменении фаз газораспределения.
В конечном счете, решение, устанавливать или не устанавливать на автомобиль те или иные узлы и детали, отличные от заводских, принимает владелец автомобиля. Однако всякое решение принимается на основании имеющейся информации. Поэтому важно понимать, как должны изменяться характеристики двигателя при смещении фаз газораспределения.
Изменение фаз газораспределения приводит к изменению основных характеристик двигателя, среди которых водителя больше интересуют крутящий момент и мощность. Причем, максимальный момент и максимальная мощность достигаются при разных значениях частоты вращения коленчатого вала (оборотов двигателя).
Схема привода распределительного вала
1 – зубчатый шкив коленчатого вала;2 – зубчатый шкив насоса охлаждающей жидкости;3 – натяжной ролик;4 – задняя крышка привода ГРМ;5 – зубчатый шкив распределительного вала;6 – зубчатый ремень;А – установочный усик на задней крышке привода ГРМ;В – метка на шкиве распределительного вала;С – метка на крышке масляного насоса;D – метка на шкиве коленчатого вала.
На современных двигателях применяются механизмы газораспределения, позволяющие изменять фазы в зависимости от частоты вращения коленчатого вала. Эти механизмы позволяют поддерживать максимальное значение крутящего момента в достаточно широком диапазоне оборотов двигателя.
В двигателях ВАЗ такие конструкции не применяются, и даже при установке измененных распределительных валов под изменением фаз газораспределения можно понимать только изменение угла перекрытия фаз клапанов и угла запаздывания закрытия и открытия клапанов. Иными словами, настройка фаз при различных оборотах остается неизменной. Естественно, что при этом характеристики момента и мощности принципиально не изменяются (имеется явно выраженный максимум). В нашем случае, при использовании только составного шкива (без замены заводского распределительного вала на измененный), можно регулировать только установочные углы закрытия и открытия клапанов.
Например, можно сместить максимум крутящего момента от обычных для этих двигателей оборотов — 3000…3500 мин–1 в зону более низких оборотов — 2000–3000 мин–1. Увеличить крутящий момент на этих оборотах можно, уменьшив угол запаздывания закрытия впускных клапанов, то есть, повернув распределительный вал по направлению вращения коленчатого вала двигателя (говоря иначе, установить фазы газораспределения с опережением). При этом не стоит забывать, что на высоких оборотах из-за недоиспользования инерции рабочей смеси во впускном тракте наполнение цилиндров уменьшится. А это, естественно, приведет к уменьшению максимальной мощности двигателя и, соответственно, максимальной скорости автомобиля.
Шкив состоит из двух деталей: зубчатого венца и ступицы, которые соединяются шестью болтами. В зубчатом венце выполнены резьбовые отверстия для установки болтов. Прорези для болтов в ступице шкива имеют специальную форму, которая позволяет поворачивать ступицу относительно зубчатого венца. А так как ступица шкива установлена на распределительном валу с помощью шпонки, то вместе со ступицей будет поворачиваться и распределительный вал. Этим обеспечивается изменение фаз газораспределения. Размеры прорезей в ступице таковы, что распределительный вал можно повернуть вперед или назад, то есть в направлении вращения или в противоположном направлении на небольшой угол (около пяти градусов в каждую сторону), чего вполне достаточно для регулировки. К тому же, работа на предельных углах в течение непродолжительного времени не слишком опасна для двигателя.
Обращаем ваше внимание на то, что у восьмиклапанного двигателя ВАЗ соударения поршней и клапанов не происходит при любом взаимном положении распределительного и коленчатого валов.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ
Замену зубчатого шкива распределительного вала начинаем со снятия ремня привода генератора.Затем ключом «на 10» отворачиваем болты передней крышки привода ГРМ:
два сбоку…
…и один в центре.
Снимаем крышку привода ГРМ.Вывешиваем и снимаем правое колесо.
Ключом «на 8» отворачиваем два самореза крепления правой части брызговика двигателя к брызговику правого крыла......и аналогично — два самореза крепления левой части брызговика к брызговику левого крыла.
Ключом «на 8» отворачиваем два самореза, соединяющие левую и правую части брызговика двигателя,...
...и пять саморезов крепления брызговика к нижней поперечине рамки радиатора.
Снимаем правую и левую части брызговика двигателя.
Головкой «на 19» проворачиваем коленчатый вал по часовой стрелке за болт крепления шкива…
…до совмещения метки на зубчатом шкиве распределительного вала с установочным усиком на задней крышке привода ГРМ.
Сняв резиновую заглушку в верхней части картера сцепления,…
…убеждаемся, что риска на маховике расположена напротив прорези крышки картера сцепления.
Расположение риски на маховике двигателя (коробка передач и головка блока цилиндров для наглядности сняты).
Ключом «на 17» ослабляем гайку крепления натяжного ролика.Сдвигаем натяжной ролик в такое положение, при котором ремень будет максимально ослаблен.
Снимаем ремень привода ГРМ со шкива распределительного вала.
Накидным ключом «на 17» отворачиваем болт крепления зубчатого шкива распределительного вала. Чтобы вал не проворачивался, пропускаем через отверстие в шкиве головку «на 10» с удлинителем и надеваем на гайку крепления задней крышки ремня привода ГРМ.
Поддеваем отверткой шкив распределительного вала…
…и снимаем его.
Составной (разрезной) и стандартный (цельный) шкивы привода распределительного вала.Перед установкой составного шкива необходимо выставить его «на ноль». То есть собрать и установить его таким образом, чтобы положение распределительного вала с составным шкивом соответствовало положению распределительного вала со стандартным шкивом.
Для того, чтобы было удобнее контролировать взаимное положение ступицы и зубчатого венца шкива привода распределительного вала, ключом «на 10» ослабляем затяжку шести болтов и любой из них полностью выворачиваем.
Укладываем составной шкив на стандартный так,…
…чтобы совместились шпоночные пазы в центральных отверстиях шкивов.
http://foto.mail.ru/mail/notlegal/47/s-70.jpg
Для совмещения шпоночных пазов можно воспользоваться в качестве направляющей сверлом диаметром 4 мм.После совмещения пазов выравниваем по боковым поверхностям зубья шкивов, удерживая одной рукой сверло в шпоночных пазах шкивов.
Таким образом, «нулевое» положение найдено, и теперь можно изменять положение распределительного вала относительно этой точки. Устанавливаем на место недостающий болт крепления зубчатого венца шкива и равномерно затягиваем все шесть болтов.Для контроля правильности взаимного положения распределительного и коленчатого валов перед установкой составного шкива на него нужно нанести установочную метку в том же месте, где она находится у стандартного зубчатого шкива.Необходимость выполнения этой операции вызвана тем, что у составного шкива, который изготовлен из двух стандартных, при установке на распределительный вал метка оказывается с внутренней стороны (со стороны металлической задней крышки привода ГРМ) и, естественно, не видна.
Для контроля перемещения частей шкива при регулировке наносим на боковые поверхности зубчатого венца и ступицы метки «нулевого» положения.Для того, чтобы можно было точно оценить положение распределительного вала (то есть, ступицы составного шкива) относительно «нулевого» положения, которое было отмечено меткой, нужно изготовить шкалу, по которой и можно будет ориентироваться. Мы решили сделать шкалу из отрезка ленты рулетки.
Лента окрашена в яркий желтый цвет, поэтому на ней хорошо видны деления шкалы.Устанавливаем составной шкив на распределительный вал и проверяем совмещение установочных меток валов. Надеваем ремень на шкив насоса охлаждающей жидкости и заводим за натяжной ролик. После этого надеваем ремень на шкив распределительного вала, следя за тем, чтобы передняя ветвь ремня была натянута.
Вставляем отвертку между двумя винтами или стержнями диаметром 4 мм, установленными в отверстие натяжного ролика, и, поворачивая ролик против часовой стрелки, натягиваем ремень.
Повернуть ролик можно специальным ключом.Затягиваем гайку крепления натяжного ролика.Головкой «на 19» проворачиваем за болт шкива привода генератора коленчатый вал на два оборота по часовой стрелке.Проверяем совпадение установочных меток коленчатого и распределительного валов.Если метки не совпадают, повторяем операцию по установке ремня.Для регулировки натяжения ремня поворачиваем коленчатый вал против часовой стрелки так, чтобы метка на шкиве распределительного вала переместилась вниз от усика задней крышки на два зуба.(Мне лично проще отверткой )
При нормальном натяжении ремня его передняя ветвь должна закручиваться на 90° большим и указательным пальцами руки с усилием 15–20 Н (1,5–2,0 кгс).При нормальном натяжении ремня его передняя ветвь должна закручиваться на 90° большим и указательным пальцами руки с усилием 15–20 Н (1,5–2,0 кгс).
Так выглядит установленный на двигателе составной шкив со вставленной в него регулировочной шкалой.
Регулировочную шкалу (отрезок ленты) устанавливаем в стык между ступицей и зубчатым венцом шкива привода распределительного вала только на время регулировки фаз. Чтобы при работе двигателя шкала не попала под ремень, после регулировки извлекаем ее пинцетом.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫТеперь, когда все монтажные работы выполнены, приступаем к «экспериментам» с фазами газораспределения. Изменение фаз заключается в изменении положения ступицы составного шкива и связанного с ней распределительного вала относительно венца шкива.
Таким образом, при изменении фаз газораспределения будет меняться взаимное положение распределительного и коленчатого валов.
При этом, можно отметить несколько положительных, с точки зрения удобства регулировки и затрат времени, моментов. Во-первых, для изменения фаз составной шкив не требуется демонтировать. Во-вторых, после изменения фаз не нужно каждый раз заново регулировать натяжение приводного ремня, так как положение зубчатого венца шкива не меняется.
Для изменения фаз нужно ослабить шесть болтов крепления ступицы составного шкива к зубчатому венцу настолько, чтобы можно было повернуть венец относительно ступицы. При регулировке распределительный вал остается неподвижным, а изменение фаз осуществляется поворотом коленчатого вала (при этом поворачивается и зубчатый венец шкива).
Коленчатый вал поворачиваем отверткой за зубья маховика через отверстие в верхней части картера сцепления. Так как коленчатый вал нужно поворачивать на небольшой угол (в противном случае может провернуться и распределительный вал), то удобно действовать, опирая стержень отвертки на край отверстия.
Для контроля угла относительного поворота деталей шкива пользуемся описанной выше регулировочной шкалой.
После того как зубчатый шкив повернут на необходимый угол, затягиваем болты шкива и устанавливаем на место переднюю крышку газораспределительного механизма.
Теперь можно оценить результаты регулировки двигателя в движении, ориентируясь на собственные ощущения.
Материал взят из книги ***За Рулем*** Фото из интернета
smotra.ru
Cоставной шкив привода распределительного вала восьмиклапанного двигателя
Cоставной шкив привода распределительного вала восьмиклапанного двигателя
1– зубчатый шкив коленчатого вала; 2– зубчатый шкив насоса охлаждающей жидкости;
3– натяжной ролик; 4– задняя крышка привода ГРМ; 5– зубчатый шкив распределительного вала; 6– зубчатый ремень; А – установочный усик на задней крышке привода ГРМ; В – метка на шкиве распределительного вала; С – метка на крышке масляного насоса; D– метка на шкиве коленчатого вала.
В предложениях специализированных фирм, занимающихся тюнингом (доводкой) двигателей, составной шкив привода распределительного вала упоминается довольно часто. Как правило, составной шкив используется для обеспечения оптимальной настройки двигателя при установке распределительного вала с измененными, по сравнению с заводскими, профилем и расположением кулачков.
Применение составного шкива с заводским распределительным валом позволяет решить и другую проблему, которая также связана с оптимизацией фаз газораспределения обычного двигателя.
Как известно, любые детали, в том числе и двигателя, нельзя изготовить абсолютно точно, в производстве назначаются определенные допуски на размеры.
Неблагоприятное сочетание отклонений размеров отдельныхдеталей в рассматриваемом нами случае может привести к тому, что на новом автомобиле ошибка в установке распределительного вала относительно коленчатого вала может составлять несколько градусов. И если для двигателей предыдущего поколения (заднеприводные автомобили ВАЗ) ошибка в 4–5 градусов не приводит к заметным нарушениям в работе, то для более современныхмоторов переднеприводных автомобилей ВАЗ такая же ошибка существенна. В результате мощность двигателя оказывается меньше паспортной, падает экономичность.
Таким образом, составной шкив можно использовать в том числе и для того, чтобы привести показатели двигателя к норме. Конечно, в данном случае речь идет о «тонкой» настройке двигателя, которую, как правило, могут выполнить только высококвалифицированные специалисты. Вместе с тем, при установке составного шкива рядовой автолюбитель, которомуне чужд дух экспериментаторства, получает возможность превратить свой автомобиль в небольшую лабораторию и оценить, руководствуясь собственными ощущениями, как изменяется «характер» двигателя при изменении фаз газораспределения.
В конечном счете, решение, устанавливать или не устанавливать на автомобиль те или иные узлы и детали, отличные от заводских, принимает владелец автомобиля. Однако всякое решение принимается на основании имеющейся информации. Поэтомуважно понимать, как должны изменяться характеристики двигателя при смещении фаз газораспределения.
Изменение фаз газораспределения приводит к изменению основныххарактеристик двигателя, среди которыхводителя больше интересуют крутящий момент и мощность. Причем, максимальный момент и максимальная мощность достигаются при разныхзначенияхчастоты вращения коленчатого вала (оборотов двигателя).
На современныхдвигателяхприменяются механизмы газораспределения, позволяющие изменять фазы в зависимости от частоты вращения коленчатого вала. Эти механизмы позволяют поддерживать максимальное значение крутящего момента в достаточно широком диапазоне оборотов двигателя.
В двигателяхВАЗ такие конструкции не применяются, и даже при установке измененных распределительныхвалов под изменением фаз газораспределения можно понимать только изменение угла перекрытия фаз клапанов и угла запаздывания закрытия и открытия клапанов. Иными словами, настройка фаз при различныхоборотахостается неизменной. Естественно, что при этом характеристики момента и мощности принципиально не изменяются (имеется явно выраженный максимум). В нашем случае, при использовании только составного шкива (без замены заводского распределительного вала на измененный), можно регулировать только установочные углы закрытия и открытия клапанов.
Например, можно сместить максимум крутящего момента от обычных для этих двигателей оборотов — 3000…3500 мин–1 в зонуболее низкихоборотов — 2000–3000 мин–1. Увеличить крутящий момент на этихоборотахможно, уменьшив угол запаздывания закрытия впускныхклапанов, то есть, повернув распределительный вал по направлению вращения коленчатого вала двигателя (говоря иначе, установить фазы газораспределения с опережением). При этом не стоит забывать, что на высокихоборотахиз-за недоиспользования инерции рабочей смеси во впускном тракте наполнение цилиндров уменьшится. А это, естественно, приведет к уменьшению максимальной мощности двигателя и, соответственно, максимальной скорости автомобиля. Шкив состоит из двухдеталей: зубчатого венца и ступицы, которые соединяются шестью болтами. В зубчатом венце выполнены резьбовые отверстия для установки болтов. Прорези для болтов в ступице шкива имеют специальную форму, которая позволяет поворачивать ступицуотносительно зубчатого венца. А так как ступица шкива установлена на распределительном валус помощью шпонки, то вместе со ступицей будет поворачиваться и распределительный вал. Этим обеспечивается изменение фаз газораспределения. Размеры прорезей в ступице таковы, что распределительный вал можно повернуть вперед или назад, то есть в направлении вращения или в противоположном направлении на небольшой угол (около пяти градусов в каждую сторону), чего вполне достаточно для регулировки. К томуже, работа на предельных углах в течение непродолжительного времени не слишком опасна для двигателя.
Обращаем ваше внимание на то, что увосьмиклапанного двигателя ВАЗ соударения поршней и клапанов не происходит при любом взаимном положении распределительного и коленчатого валов.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ
два сбоку…
…и один в центре.
Снимаем крышку привода ГРМ.
Вывешиваем и снимаем правое колесо.
Ключом «на10» отворачиваем саморезы переднего и заднего крепления правого пластмассового грязезащитного щитка к брызговику двигателя.
Ключом «на10» отворачиваем два самореза крепления щитка к лонжерону.
Крестообразной отверткой отворачиваем саморез крепления щитка к подкрылку.
Снимаем щиток.
Головкой «на 19» проворачиваем коленчатый вал по часовой стрелке за болт крепления шкива…
…до совмещения метки на зубчатом шкиве распределительного вала с установочным усиком на задней крышке привода ГРМ.
Сняв резиновую заглушку в верхней части картера сцепления,…
…убеждаемся, что риска на маховике расположена напротив прорези крышки картера сцепления.
Так расположена риска на маховике двигателя (коробка передач и головка блока цилиндров для наглядности сняты).
Ключом «на 17» ослабляем гайку крепления натяжного ролика.
Поворачиваем натяжной ролик в такое положение, при котором ремень будет максимально ослаблен.
Снимаем ремень привода ГРМсо шкива распределительного вала.
Накидным ключем «на 17» отворачиваем болт крепления зубчатого шкива распределительного вала. Чтобы вал не проворачивался, пропускаем через отверстие в шкиве головку «на 10» с удлинителем и надеваем на гайкукрепления задней крышки ремня привода ГРМ.
Поддеваем отверткой шкив распределительного вала…
…и снимаем его.
Составной (разрезной) и стандартный (цельный) шкивы привода распределительного вала.
Перед установкой составного шкива необходимо выставить его «на ноль». То есть собрать и установить его таким образом, чтобы положение распределительного вала с составным шкивом соответствовало положению распределительного вала со стандартным шкивом.
Для того, чтобы было удобнее контролировать взаимное положение ступицы и зубчатого венца шкива привода распределительного вала, ключом «на 10» ослабляем затяжку шести болтов и любой из них полностью выворачиваем.
Укладываем составной шкив на стандартный так,…
…чтобы совместились шпоночные пазы в центральных отверстиях шкивов.
Для совмещения шпоночныхпазов можно воспользоваться в качестве направляющей сверлом диаметром 4 мм.
После совмещения пазов выравниваем по боковым поверхностям зубья шкивов, удерживая одной рукой сверло в шпоночных пазах шкивов.
После точного совмещения шкивов видно, что резьбовое отверстие в зубчатом венце составного шкива располагается по центрупрорези в ступице.
Для контроля правильности взаимного положения распределительного и коленчатого валов перед установкой составного шкива на него нужно нанести установочную меткув том же месте, где она находится устандартного зубчатого шкива. Необходимость выполнения этой операции вызвана тем, что усоставного шкива, который изготовлен из двухстандартных, при установке на распределительный вал метка оказывается с внутренней стороны (со стороны металлической задней крышки привода ГРМ) и, естественно, не видна.
Для контроля перемещения частей шкива при регулировке наносим на боковые поверхности зубчатого венца и ступицы метки «нулевого» положения.
Для того, чтобы можно было точно оценить положение распределительного вала (то есть, ступицы составного шкива) относительно «нулевого» положения, которое было отмечено меткой, нужно изготовить шкалу, по которой и можно будет ориентироваться. Мы решили сделать шкалуиз отрезка ленты рулетки.
Лента окрашена в яркий желтый цвет, поэтомуна ней хорошо видны деления шкалы.
Вставляем отверткумеждудвумя винтами или стержнями диаметром 4 мм, установленными в отверстие натяжного ролика, и, поворачивая ролик против часовой стрелки, натягиваем ремень.
Повернуть ролик можно специальным ключом.
Затягиваем гайку крепления натяжного ролика. Головкой «на 19» проворачиваем за болт шкива привода генератора коленчатый вал на два оборота по часовой стрелке. Проверяем совпадение установочныхметок коленчатого и распределительного валов. Если метки не совпадают, повторяем операцию по установке ремня. Для регулировки натяжения ремня поворачиваем коленчатый вал против часовой стрелки так, чтобы метка на шкиве распределительного вала переместилась вниз от усика задней крышки на два зуба.
При нормальном натяжении ремня его передняя ветвь должна закручиваться на 90° большим и указательным пальцами руки с усилием 15–20 Н (1,5–2,0 кгс).
Так выглядит установленный на двигателе составной шкив со вставленной в него регулировочной шкалой.
Регулировочную шкалу (отрезок ленты) устанавливаем в стык междуступицей и зубчатым венцом шкива привода распределительного вала только на время регулировки фаз. Чтобы при работе двигателя шкала не попала под ремень, после регулировки извлекаем ее пинцетом.
ПОЛЕЗНЫЕСОВЕТЫ
Таким образом, при изменении фаз газораспределения будет меняться взаимное положение распределительного и коленчатого валов. При этом, можно отметить несколько положительных, с точки зрения удобства регулировки и затрат времени, моментов. Во-первых, для изменения фаз составной шкив нетребуется демонтировать. Во-вторых, после изменения фаз ненужно каждый раз заново регулировать натяжение приводного ремня, так как положение зубчатого венца шкива неменяется. Для изменения фаз нужноослабить шесть болтов крепления ступицы составного шкива к зубчатому венцу настолько, чтобы можно было повернуть венец относительно ступицы. При регулировке распределительный вал остается неподвижным, а изменение фаз осуществляется поворотом коленчатого вала (при этом поворачивается и зубчатый венец шкива). Коленчатый вал поворачиваем отверткой за зубья маховика через отверстие в верхней части картера сцепления. Так как коленчатый вал нужно поворачивать на небольшой угол (в противном случае может провернуться и распределительный вал), то удобно действовать, опирая стержень отвертки на край отверстия. Для контроля угла относительного поворота деталей шкива пользуемся описанной выше регулировочной шкалой. После того как зубчатый шкив повернут на необходимый угол, затягиваем болты шкива и устанавливаем на место переднюю крышку газораспределительного механизма. Теперь можно оценить результаты регулировки двигателя в движении, ориентируясь на собственные ощущения.
www.neo-tuning.narod.ru
АВТОРЕМОНТ. Ремонт и техническая эксплуатация автомобилей
ВАЗ 2104, ВАЗ 2105 двигатели 1.2 1.3 1.5 л. |
ВАЗ 2106 двигатели 1.3 1.5 1.6 л. |
ВАЗ 2107 двигатели 1.3 1.5 1.6 1.7 л. |
ВАЗ 2108, ВАЗ 2109 двигатели 1.1 1.3 1.5 л. |
VW GOLF1,JETTA1 выпуск 1974 - 1983 двигатели бензиновые 1.1 1.3 1.5 1.6 л. |
VW GOLF2,JETTA2 выпуск 1983 - 1992 двигатели бензиновые 1.1 1.3 1.6 1.8 л. дизельный 1.6 л. |
Причины взрывов и пожаров на инжекторных автомобилях с ГБО |
Тесты подержанных автомобилей |
autoend.ru
Установить составной шкив привода распределительного вала (ВАЗ-2108, -2109, -21099) - Инструкция и рекомендации по тюнингу для ВАЗ-2108, -2109, -21099 - Ремонтирую ВАЗ-2108, -2109, -21099 сам - Каталог статей
Последовательность выполнения
В предложениях специализированных фирм, занимающихся тюнингом (доводкой) двигателей, составной шкив привода распределительного вала упоминается довольно часто. Как правило, составной шкив используется для обеспечения оптимальной настройки двигателя при установке распределительного вала с измененным, по сравнению с заводским, профилем кулачков.Применение составного шкива с заводским распределительным валом позволяет решить и другую проблему, которая также связана с оптимизацией фаз газораспределения обычного двигателя.Как известно, любые детали, в том числе и двигателя, нельзя изготовить идеально точно, поэтому в серийном производстве существуют определенные допуски на размеры. Неблагоприятное сочетание отклонений размеров отдельных деталей в рассматриваемом нами случае может привести к тому, что на новом автомобиле ошибка в установке распределительного вала относительно коленчатого вала может составлять несколько градусов. И если для двигателей предыдущего поколения (заднеприводные автомобили ВАЗ) ошибка в 4–5 градусов не приводит к заметным нарушениям в работе, то для более современных моторов переднеприводных автомобилей ВАЗ такая же ошибка существенна. В результате мощность двигателя оказывается меньше паспортной, ухудшается экономичность.Таким образом, составной шкив можно использовать в том числе и для того, чтобы привести показатели двигателя к норме. Конечно, в данном случае речь идет о «тонкой» настройке двигателя, которую, как правило, могут выполнить только высококвалифицированные специалисты. Вместе с тем, при установке составного шкива рядовой автолюбитель, которому не чужд дух экспериментаторства, получает возможность превратить свой автомобиль в небольшую лабораторию и оценить, руководствуясь собственными ощущениями, как изменяется «характер» двигателя при изменении фаз газораспределения.В конечном счете, решение, устанавливать или не устанавливать на автомобиль те или иные узлы и детали, отличные от заводских, принимает владелец автомобиля. Поэтому важно понимать, как должны изменяться характеристики двигателя при смещении фаз газораспределения.Изменение фаз газораспределения приводит к изменению основных характеристик двигателя, среди которых водителя больше интересуют крутящий момент и мощность. Причем, максимальный момент и максимальная мощность достигаются при разных значениях частоты вращения коленчатого вала (оборотов двигателя).На современных двигателях применяются механизмы газораспределения, позволяющие изменять фазы в зависимости от частоты вращения коленчатого вала. Эти механизмы позволяют поддерживать максимальное значение крутящего момента в достаточно широком диапазоне оборотов двигателя.В двигателях ВАЗа такие конструкции не применяются, и даже при установке тюнинговых распределительных валов под изменением фаз газораспределения можно понимать только изменение угла перекрытия фаз клапанов и углов опережения открытия и запаздывания закрытия клапанов. Иными словами, настройка фаз при различных оборотах остается неизменной. Разумеется, при этом характеристики момента и мощности принципиально не изменяются (имеется явно выраженный максимум). В нашем случае при использовании только составного шкива (без замены заводского распределительного вала на измененный) можно регулировать только установочные углы закрытия и открытия клапанов.Например, можно сместить максимум крутящего момента от обычных для этих двигателей оборотов — 3000…3500 мин –1 в зону более низких оборотов — 2000…3000 мин –1 . Увеличить крутящий момент на этих оборотах можно, уменьшив угол запаздывания закрытия впускных клапанов, т.е. повернув распределительный вал по направлению вращения коленчатого вала двигателя (говоря иначе, установить фазы газораспределения с опережением). При этом не стоит забывать, что на высоких оборотах из-за недоиспользования инерции рабочей смеси во впускном тракте наполнение цилиндров ухудшится. А это, безусловно, приведет к снижению максимальной мощности двигателя и, соответственно, максимальной скорости автомобиля.Шкив состоит из двух деталей: зубчатого венца и ступицы, которые соединяются шестью болтами. В зубчатом венце выполнены резьбовые отверстия для установки болтов. Прорези для болтов в ступице шкива имеют специальную форму, которая позволяет поворачивать ступицу относительно зубчатого венца. А так как ступица шкива установлена на распределительном валу с помощью шпонки, то вместе со ступицей будет поворачиваться и распределительный вал. Этим обеспечивается изменение фаз газораспределения. Размеры прорезей в ступице таковы, что распределительный вал можно повернуть вперед или назад, т.е. в направлении вращения или в противоположном направлении на небольшой угол (около 5° в каждую сторону), чего вполне достаточно для регулировки. К тому же, работа на предельных углах в течение непродолжительного времени не слишком опасна для двигателя.Обращаем ваше внимание на то, что у двигателей рабочим объемом 1500 см 3 соударения поршней и клапанов не происходит при любом взаимном положении распределительного и коленчатого валов.Снимаем левую и правую части брызговика двигателя (см. Брызговик двигателя).Снимаем ремень привода распределительного вала с зубчатого шкива распределительного вала (см. Проверка натяжения и замена ремня привода газораспределительного механизма).Снимаем зубчатый шкив с распределительного вала (см. Замена сальника распределительного вала).Перед установкой составного шкива необходимо выставить его «на ноль». То есть собрать и установить его таким образом, чтобы положение распределительного вала с составным шкивом соответствовало положению распределительного вала со стандартным шкивом.
Для того чтобы было удобнее контролировать взаимное положение ступицы и зубчатого венца шкива привода распределительного вала, ключом «на 10» ослабляем затяжку шести болтов и любой из них полностью выворачиваем.
Укладываем составной шкив на стандартный так,…чтобы совместились шпоночные пазы в центральных отверстиях шкивов.Для совмещения шпоночных пазов можно воспользоваться в качестве направляющей сверлом диаметром 4 мм.
После совмещения пазов выравниваем по боковым поверхностям зубья шкивов, удерживая одной рукой сверло в шпоночных пазах шкивов.После точного совмещения шкивов видно, что резьбовое отверстие в зубчатом венце составного шкива располагается по центру прорези в ступице.
Таким образом, «нулевое» положение найдено и теперь можно изменять положение распределительного вала относительно этой точки. Устанавливаем на место недостающий болт крепления зубчатого венца шкива и равномерно затягиваем все шесть болтов.
Для контроля правильности взаимного положения распределительного и коленчатого валов перед установкой составного шкива на него нужно нанести установочную метку в том же месте, где она находится у стандартного зубчатого шкива. Необходимость выполнения этой операции вызвана тем, что у составного шкива, который изготовлен из двух стандартных, при установке на распределительный вал метка оказывается с внутренней стороны (со стороны металлической задней крышки привода ГРМ) и поэтому не видна.Для контроля перемещения частей шкива при регулировке наносим на боковые поверхности зубчатого венца и ступицы метки «нулевого» положения.
Для того чтобы можно было точно оценить положение распределительного вала (т.е. ступицы составного шкива) относительно «нулевого» положения, которое было отмечено меткой, нужно изготовить шкалу, по которой и можно будет ориентироваться. Мы решили сделать шкалу из отрезка ленты рулетки.
Лента окрашена в яркий желтый цвет, поэтому на ней хорошо видны деления шкалы.Устанавливаем составной шкив на распределительный вал и проверяем совмещение установочных меток валов. Надеваем ремень на шкив насоса охлаждающей жидкости и заводим за натяжной ролик. После этого надеваем ремень на шкив распределительного вала, следя за тем, чтобы передняя ветвь ремня была натянута.Вставляем отвертку между двумя винтами или стержнями диаметром 4 мм, установленными в отверстия натяжного ролика, и, поворачивая ролик против часовой стрелки, натягиваем ремень (см. Проверка натяжения и замена ремня привода газораспределительного механизма (ГРМ)).Повернуть ролик также можно специальным ключом.
Затягиваем гайку крепления натяжного ролика.Коленчатый вал проворачиваем головкой «на 19» на два оборота по часовой стрелке за болт шкива привода генератора.Проверяем совпадение установочных меток коленчатого и распределительного валов.Если метки не совпадают, повторяем операцию по установке ремня.Для регулировки натяжения ремня поворачиваем коленчатый вал против часовой стрелки так, чтобы метка на шкиве распределительного вала переместилась вниз от усика задней крышки на два зуба.При нормальном натяжении ремня его передняя ветвь должна закручиваться на 90° большим и указательным пальцами руки с усилием 15–20 Н. (см. Проверка натяжения и замена ремня привода газораспределительного механизма (ГРМ)).Чрезмерное натяжение снижает срок службы ремня, подшипников насоса охлаждающей жидкости и натяжного ролика.Так выглядит установленный на двигателе составной шкив с вставленной в него регулировочной шкалой.
Регулировочную шкалу (отрезок ленты) устанавливаем встык между ступицей и зубчатым венцом шкива привода распределительного вала только на время регулировки фаз.Чтобы при работе двигателя шкала не попала под ремень, после регулировки извлекаем ее пинцетом.Теперь, когда все монтажные работы выполнены, приступаем к «экспериментам» с фазами газораспределения. Изменение фаз заключается в изменении положения ступицы составного шкива и связанного с ней распределительного вала относительно венца шкива.Таким образом, при изменении фаз газораспределения будет меняться взаимное положение распределительного и коленчатого валов.При этом можно отметить несколько положительных с точки зрения удобства регулировки и затрат времени моментов. Во-первых, для изменения фаз составной шкив не требуется демонтировать. Во-вторых, после изменения фаз не нужно каждый раз заново регулировать натяжение приводного ремня, т.к. гайка натяжного ролика не ослаблялась.Для изменения фаз нужно ослабить шесть болтов крепления ступицы составного шкива к зубчатому венцу настолько, чтобы можно было повернуть венец относительно ступицы. При регулировке распределительный вал остается неподвижным, а изменение фаз осуществляется поворотом коленчатого вала (при этом поворачивается и зубчатый венец шкива).Коленчатый вал поворачиваем отверткой за зубья маховика через отверстие в верхней части картера сцепления. Так как коленчатый вал нужно поворачивать на небольшой угол (в противном случае может провернуться и распределительный вал), то удобно действовать, опирая стержень отвертки на край отверстия.Для контроля угла относительного поворота деталей шкива пользуемся описанной выше регулировочной шкалой.После того как зубчатый шкив повернут на необходимый угол, затягиваем болты шкива и устанавливаем на место переднюю крышку газораспределительного механизма.Теперь можно оценить результаты регулировки при движении автомобиля, ориентируясь на собственные ощущения.testdriveinukra.ucoz.ru
Распределительный вал Шкив распределительного вала
Подушка передней опоры двигателя Поперечина задней подвески двигателя Крышка привода распределительного вала Шкив коленчатого вала Валик акселератора Радиатор Шланг радиатора отводящий подводящий Подшипник и валик водяного насоса Вентилятор в сборе [c.34]На переднем конце (носке) вала устанавливают шестерню 4, шкив 2 и храповик 1 для пусковой рукоятки. Шестерня коленчатого вала находится в постоянном зацеплении с шестерней распределительного вала. Шкив коленчатого вала служит для привода вентилятора, водяного насоса, компрессора, генератора и насоса гидроусилителя рулевого управления. [c.111]
Распределительный вал имеет девять различных скоростей. Для установки заданной скорости, а также и производительности автомата можно воспользоваться табл. 13, имея в виду, что шкив 1 будет соответствовать на схеме шкиву распределительного вала, а шкив // — шкиву контрпривода. [c.129]
Установка фаз газораспределения. При правильной установке фаз газораспределения метка 2 на корпусе подшипников распределительного вала должна совпадать с меткой 1 на звездочке (рис. 42), а метка на шкиве коленчатого вала — с длинной меткой на крышке привода распределительного вала. [c.43]
Газораспределительный механизм служит для своевременной подачи в цилиндры двигателя горючей смеси, выпуска отработавших газов согласно порядку работы цилиндров данного двигателя и соотношения фаз газораспределения. Газораспределительный механизм состоит из распределительного вала с кулачками и приводным элементом (зубчатый шкив, звездочка, шестерня), толкателей, штанг, коромысел, клапанов с пружинами и направляющими втулками. Взаимосвязь между фазами распределения коленчатого вала и распределительного может осуществляться зубчатым ремнем, цепью или непосредственно шестернями. [c.75]Крепление шкива распределительного вала - — 67—84 - — [c.280]
Коленчатый вал состоит из следующих элементов носка вала, шатунных и коренных шеек, щек, противовесов и хвостовика. В группу коленчатого вала, кроме собственно вала, входят маховик, ведущая распределительная шестерня, шкив привода вентилятора, маслоотражатели, а также различные мелкие детали. [c.200]
Коленчатый вал изготовлен из стали. Он имеет четыре коренных и шесть шатунных шеек. Шейки вала подвергаются точной механической обработке и поверхностной закалке токами высокой частоты. Шатунные шейки расположены под углом 120° друг к другу. Шейки вала снабжены противовесами. На заднем конце вала имеется фланец для крепления маховика. На переднем конце крепятся распределительная шестерня, шкив для привода вентилятора и храповик для пусковой рукоятки. Для подвода смазки от коренных шеек к шатунным просверлены каналы. Коленчатый вал балансируется в сборе с маховиком и сцеплением. Во избежание нарушения балансировки при разборке на маховике и кожухе сцепления нанесены метки О , которые должны совпадать. Крепится коленчатый вал на четырех коренных подшипниках. [c.29]
После этого устанавливают поршень 1-го цилиндра в в. м. т. конца такта сжатия (или немного не доходя до нее). Положение поршня определяется по выходу воздуха из цилиндра через отверстие для свечи. Затем открывают крышку смотрового люка на боковой поверхности картера маховика (ГАЗ-51А) и, медленно проворачивая коленчатый вал, совмещают метку обода маховика с указателем на картере (рис. 175, а). У двигателя ГАЗ-53А четвертое деление указателя зажигания должно совпадать с меткой на шкиве коленчатого вала (рис. 175,6). У двигателя ЗИЛ-130 должно быть совпадение установочного пальца с лункой на распределительной шестерне (рис. 176, в). Это положение должно соответствовать моменту начала размыкания контактов прерывателя. [c.233]
Распределительных вала 27 два. Они расположены в верхней части блока цилиндров с внутренней стороны и вращаются в четырех подшипниках скольжения в разных направлениях. На задних концах валов на шпонках установлены шестерни, а на передних концах — шкивы привода водяного насоса и вентилятора. Балансировочные грузы на шестернях и шкивах служат для уравновешивания моментов сил инерции первого порядка от возвратно-поступательно движущихся масс. Масло для смазки подшипников крайних опор распределительных валов подводится по каналам 26 в блоке, а к подшипникам промежуточных опор — по центральным каналам в валах. Левый распределительный вал приводится во вращение от шестерни коленчатого вала через промежуточную шестерню, правый — от шестерни левого распределительного вала. Кулачки распределительных валов приводят в действие насоС-форсунки и выпускные клапаны при помощи толкателей с пружинами, штанг и рычагов. [c.226]
Установка крышки распределительной шестерни, водяного насоса и шкива коленчатого вала [c.502]
Установка крышки распределительной шестерни и шкива коленчатого вала [c.515]
Поступление масла к сальнику ограничивается маслоотражателем, зажатым между торцами распределительной шестерни и ступицы шкивов коленчатого вала. [c.24]
Проворачивают коленчатый вал для совмещения метки С на шкиве / коленчатого вала с меткой О (ВМТ) на средней защитной крышке 5, а метки Р на шкиве 9 распределительного вала с меткой Е на крышке головки блока. [c.19]
ШКИВ коленчатого вала, 2 — ремень вентилятора, 3, 5, 8 — нижняя, средняя и верхняя защитные крышки, 4—зубчатый шкив коленчатого вала, 6 — болты кронштейна натяжного ролика, 7 — натяжной ролик, 9 — шкив распределительного вала, /(9—зубчатый ремень, //— кронштейн натяжного ролика, /2 — пружина кронштейна, 13 — шкив привода масляного насоса [c.19]
Насос гидроусилителя (рис. 18.7) лопастного типа приводится в действие от шкива коленчатого вала двигателя клиноременной передачей через шкив 2, закрепленный на валу, 12 насоса. Вал вращается на шариковом и роликовом подшипниках в корпусе 1 насоса. На шлицевом конце вала закреплен ротор 10, который расположен внутри статора И. Статор зажат между крышкой 4 и корпусом 1 насоса болтами. Ротор уплотнен в полости статора лопастями 13, которые заложены в пазы ро тора. Внутри крышки насоса помещен распределительный диск 9. Он своей торцовой поверхностью прижимается пружиной перепускного клапана 7 к статору. Внутри перепускного клапана установлен шариковый предохранительный клапан 5, прижатый пружиной к седлу 6 предохранительного клапана. Сверху к кор пусу и крышке прикреплен бачок 3, имеющий сапун и сетчатые фильтры для масла. [c.233]
Другой способ проверки установки угла опережения впрыска более прост и состоит в проверке совпадения рисок на крышке распределительных шестерен и на шкиве коленчатого вала. Если [c.251]
Для этого ослабляют болты ее крепления и поворачивают полумуфту вместе с валом насоса относительно фланца привода против вращения, если риска на шкиве коленчатого вала не подошла к риске на крышке распределительных шестерен. В противном случае, при переходе положения совпадения рисок, муфту поворачивают по направлению ее вращения, после чего затягивают болты крепления н вновь проверяют угол опережения впрыска. [c.252]
В двигателе автомобиля ГАЗ-53А для установки поршня первого цилиндра в в. м. т. конца такта сжатия совмещают риску па шкиве коленчатого вала с центральной риской на указателе, расположенном на крышке распределительных шестерен. В этом положении регулируют зазоры между носками коромысел и стержнями [c.40]
Для проверки правильного взаимного положения шкивов привода имеются установочные метки Б на шкиве 5 распределительного вала и соответствующий выступ А на задней крышке 4 ремня Г на шкиве / коленчатого вала и соответствующая метка В на крышке масляного насоса. [c.9]
Устанавливают рычаг переключения передач в нейтральное положение и поворачивают по часовой стрелке коленчатый вал в такое положение, чтобы метка на маховике (см. рис. 52), видимая в люке кожуха сцепления, находилась против среднего деления шкалы. При этом метка на шкиве распределительного вала (см. рис. 6) должна находиться против установочной метки на задней крышке зубчатого ремня. [c.23]
Придерживая шкив распределительного вала от проворачивания приспособлением 67.7811.9509 или каким-либо рычагом с захватами за отверстия шкива, отворачивают болт крепления и снимают шкив 4 со шпонкой. [c.23]
Снимают переднюю защитную крышку зубчатого ремня, устанавливают рычаг переключения передач в нейтральное положение и поворачивают коленчатый вал по часовой стрелке в такое положение, чтобы метка на шкиве распределительного вала находилась против установочной метки на задней крышке зубчатого ремня (см. рис. 6), а метка на маховике была против среднего деления шкалы (см. рис. 52). [c.24]
Передача движения контрпривода к распределительному валу производится по следующей цепи от трехступенчатото шкива / к шкиву II, далее к червяку 1 и червячному колесу 2, посаженному на распределительный вал. Включение и выключение распределительного вала не зависят от движения нтппнделя и производятся рукояткой 3, действующей на муфту 4. Переброской ремня на ступенчатых шкивах распределительному валу можно сообщить девять [c.106]
У крана КС-1562А механизм поворота приводится карданной передачей от одного из выходных валов реверсивно-распределительного механизма, а торможение — колодочным нормально-закрытым тормозом (см. рис. 38), управляемым пневмокамерой. Тормозной шкив расположен на свободном конце входного вала механизма поворота. [c.85]
Источники получения и хранения сжатого воздуха и их устройства. Компрессор (рис. 88, а). В цилиндре 6 перемещается поршень 5. Сверху цилиндр закрыт головкой 3 с клапанами 2 и 4, а нижней частью крепится к картеру 9. В картере установлен коленчатый вал 10 с шатуном 1. Движение коленчатому валу передается (например, на кране КС-1562А) через шкив 8 клиноременной передачи от промежуточного вала реверсивно-распределительного механизма. При вращении вала поршень совершает возвратно-поступательные движения при движении вниз в верхней полости создается разрежение, под действием атмосферного давления открывается клапан 2 и воздух через отверстие А поступает в цилиндр при движении вверх клапан 2 закрывается и находящийся в цилиндре воздух сжимается, открывается клапан 4 и сжатый воздух через отверстие Б поступает в систему. [c.101]
Другой тип двигателя был построен совершенно иначе и во многих отношениях меньше подходил для практического осуществления. Картер и цилиндровый блок были отлиты из магния, и толщина их стенок составляла около 30 мм. Вследствие малой плотности магния вес двигателя не превышал обычных значений, но ввиду большой толщины стенок их жесткость на изгиб значительно повысилась. Возникли существенные практические проблемы, связанные с малой прочностью магния на разрыв, а также с его подверженностью гальванической коррозии, но эти трудности удалось преодолеть. Двигатель был снабжен сильно задемпфированными крышками распределительного устройства и клапанных рычагов, а также звукоизолированными маслоотстойником картера и шкивом коленчатого вала, аналогичными тем, которые были применены в экспериментальном двигателе первого типа. [c.234]
Редуктор (рис. 110) получает вращение от шкива контрпривода через шкив 5 вала 1. От последнего через две пары сменных колес 16, 15 и 14, 11, служащих для настройки чисел оборотов распределительного вала, получает вращение червяч ная передача, передающая вращение с вала 3 на распределн-тепьный вал 7. Вращение распределительного вала может производиться также вручную от маховичка 13. Для этого необходимо продвинуть вал 12 до сцепления шестерни муфты 17 с шестерней 9, сидящей свободно на валу 6. При этом кулачковая муфта выйдет из зацепления с муфтой 10 и сцепится с кулачковой муфтой шестерни 9. [c.218]
Компрессор (рис. 87, а) состоит из цилиндра 6, в котором перемещается поршень 5. Сверху цилиндр закрыт головкой 3 с клапанами 4 и 2, а нижней частью крепится к картеру 8. В картере установлен коленчатый вал 9 с шатуном 1. Движение коленчатому валу 9 компрессора передается через шкив 7 клиноременной передачи от промежуточного вала реверсивно-распределительного механизма. При вращении коленчатого вала 9 поршень совершает возвратно-поступательные движения. Когда поршень идет вниз, в верхней полости создается разрежение. Под действием атмосферного давления открыва- [c.149]
Сборка двигателя СМД-14 из сборочных единиц и деталей ведется примерно в такой последовательности. Собирают блок, устанавливают гильзы и укладывают коленчатый вал в постели блока. Устанавливают корпус уплотнения, картер маховика, маховик, картер шестерен, толкатели, распределительный вал, промежуточную шестерню, шестерню привода топливного насоса и топливный насос. Монтируют шатунно-поршневую группу, масляный насос и нижнюю крышку картера. Ставят крышку картера шестерен, переднюю опору, счетчик моточасов, шкив коленчатого вала и храповик. Далее устанавливают гидронасос в сборе с приводом, головку цилиндров, штанги толкателей и клапанный механизм, корпус колпака и колпак головки, затем грузовой кронштейн, выпускной коллектор, водяную трубу и водяной насос, боковые крышки, форсунки и сливную трубу. После этого крепят фильтр грубой очистки топлива, редуктор пускового двигателя и пусковой двигатель в сборе, монтируют кронштейн генератора, масляный фильтр в сборе, кронштейн и фильтр тонкой очистки топлива, воздухоочиститель и электрофакельный подогреватель. В завершение подсоединяют топливопроводы высокого и низкого давления, обкатывают, испытывают и балансируют двигатель. [c.253]mash-xxl.info