Ваз 2101 история автомобиля


История развития ВАЗ 2101

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Появление «копейки»

2. "Копейка" сейчас

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Идея выпуска авто для массового потребителя появилась примерно в середине 1960-х. В 1966 Минавтопромом СССР был подписан договор о сотрудничестве с итальянским концерном Фиат. В результате этого сотрудничества за базу для создания ВАЗ 2101 был взят FIAT 124, представленный в 1966г. и после получивший титул автомобиля года. Первый автомобиль волжского автозавода ВАЗ 2101 (Жигули/Lada 1200/1300/1200S) начал выпускаться в 1970 году. Эта машина с непритязательной, лаконичной внешностью, на первый взгляд почти не отличалась от своего прародителя, ФИАТа-124. Но, несмотря на это, здорово отличалась от “итальянца”. Ведь после испытаний в России, перед постановкой на производство в Тольятти ФИАТ-124 пришлось значительно дорабатывать.

1. Появление «копейки»

2 апреля 1966 года в г. Турине (Италия) в общественном центре фирмы "ФИАТ" широкой публике был представлен новый автомобиль компании - ФИАТ-124. В том же году международное жюри автомобильных журналистов из 12 стран Европы практически единодушно признало машину "автомобилем года".

Про ФИАТ-124 говорили, что он внутри больше, чем снаружи. Компоновка машины действительно оказалась очень удачной. Просторный салон с великолепным обзором, удобные места водителя и пассажиров, вместительный багажник, просторный моторный отсек - все эти достоинства были "занесены на счет" новой машины.

Примерно в это же время в СССР у населения, по оценкам ЦСУ, "в чулках" оказалось некоторое избыточное количество денег. Встал вопрос, каким образом государство может эти "лишние" деньги получить. В правительстве было рассмотрено множество способов, начиная от традиционного увеличения производства водки с одновременным повышением ее отпускной цены и кончая организацией массового производства и продажи легковых автомобилей. Такого варианта придерживался, в частности, председатель Совета министров СССР А. Н. Косыгин. Заметим, что эту идею он пытался продвигать и раньше, но встретил достаточно жесткий отпор со стороны тогдашнего руководства страны.

Впрочем, дело заключалось не только в "свободных" деньгах, скопившихся у населения. К середине 1960-х годов руководство Совмина достаточно четко понимало, что строительство нового современного автомобильного завода-гиганта даст толчок развитию множества смежных производств в различных отраслях промышленности.

Ясно было и то, что легковые автомобили дадут казне существенную прибыль только в случае организации их массового производства. Объясняется это просто: во-первых, при массовом выпуске значительно снижается себестоимость автомобилей; следовательно, при относительно невысокой их цене в розничной продаже прибыль может составить существенную величину. Во-вторых, задуманное имело смысл только при наличии массового покупателя, иначе заниматься новым производством вообще не стоило. В отношении спроса сомнений не возникало, легковой автомобиль был тогда в стране невероятным дефицитом: "Волги", "Москвичи" и "Запорожцы" распределялись исключительно по спискам предприятий. Что же касается внедорожников, то их (за исключением нескольких тысяч выпущенных в Москве и Горьком "Москвичей" МЗМА-410 и модификации "Победы" М-72) купить было вообще невозможно. Вот на таком фоне и было принято принципиальное решение о строительстве нового большого автомобильного завода.

В сложившейся в стране ситуации все понимали, что создать современное, оборудованное по последнему слову техники и технологии предприятие без привлечения иностранных специалистов невозможно. Оставалось выбрать фирму, способную осуществить проект, и заключить с ней контракт.

Работавший в те годы заместителем председателя Совета министров В. Н. Новиков вспоминал, что на заседании политбюро ЦК КПСС, где обсуждался вопрос о строительстве нового автозавода, министр оборонной промышленности Д. Ф. Устинов резко возражал против закупки технологий и оборудования на Западе. Мотивировал он это тем, что в "оборонке" есть и технологии и специалисты, способные создать любой автомобиль и любой завод. Однако А. Н. Косыгин отнесся к этим заявлениям весьма скептически. Решение о закупке завода было принято. Одновременно Устинову предложили наладить в своем ведомстве производство легковых автомобилей. Так родился Ижевский автомобильный завод. Изначально на нем собирали "Москвичи" (модель 408ИЭ) из комплектов, поставлявшихся из Москвы, затем завод наладил полностью собственное производство, однако составить конкуренцию ВАЗу так и не смог. Впрочем, польза от строительства "легкового" автозавода на Урале, несомненно, была. Все-таки с пуском этого завода производство легковушек в стране возросло почти на 100 тысяч в год (при этом качество ижевских "Москвичей" было заметно выше, чем московских). Производство в Ижевске заставило организовать выпуск множества комплектующих на заводах Урала, в том числе автомобильных моторов в Уфе.

Но вернемся к проблемам нового завода. Сейчас стало известно, что на равных рассматривались как минимум три варианта: французский "Рено", немецкий "Фольксваген" и итальянский "ФИАТ". Рассматривали и другие варианты, в том числе "Форд" (благо еще до Великой Отечественной войны был опыт сотрудничества с этой фирмой), некоторые источники упоминают фирмы "СААБ", "Пежо", "Опель" и даже "БМВ". Однако окончательный выбор пал все же на "ФИАТ".

Сравнительно недавно вышла книга бывшего советского резидента в Риме Леонида Колосова "Разведчик в Вечном городе". В ней он пишет, что "кабинет левого центра" тогдашнего премьер-министра Италии христианского демократа Альдо Моро явно стремился к улучшению отношений с СССР. Упускать такой случай было никак нельзя. В конце июня 1965 года в Москву приехал президент "ФИАТ" профессор Витторио Валлетта. По результатам переговоров между фирмой и Госкомитетом СССР по науке и технике было подписано предварительное соглашение о сотрудничестве. Чуть меньше чем через год - 4 мая 1966 года - в Турине был подписан протокол о сотрудничестве фирмы "ФИАТ" с Министерством автомобильной промышленности. Одновременно готовилось и финансовое соглашение, по которому итальянский государственный кредитный банк IMI (Instituto Mobilare Italiano) должен был предоставить советскому Внешторгбанку целевой кредит на закупку необходимого оборудования и прочих расходов.

Соглашению по кредиту предшествовала поистине детективная история. Об этом рассказал в своей книге Л. Колосов.

Сумма восьмилетнего кредита составляла 320 миллионов долларов и была согласована быстро и без особенных проблем. В те годы на международном рынке деньги предоставляли из расчета 5,6% годовых. Однако итальянские банки кредитовали своих клиентов под 7%. А. Н. Косыгин не соглашался "играть в эти итальянские игры" и дал указание советской делегации настаивать на процентной ставке в 5% (с небольшим резервом). Переговоры немедленно зашли в тупик, терять деньги итальянцы, естественно, не хотели. Здесь и подключилась разведка: Колосов через своих агентов запустил по нужным каналам информацию о том, что если итальянцы не уступят, то советская делегация в ближайшие же дни отправится во Францию для заключения "почти готового договора" с фирмой "Рено". Теперь уже известно, что переговоры с "Рено" даже не начинались, но хитрость сработала, и кредит был получен под "среднеевропейские" 5,6%. Затем были еще очень сложные финансовые переговоры непосредственно с фирмой "ФИАТ", но в конечном итоге 15 августа 1966 года генеральное соглашение между "ФИАТ" и Внешторгом СССР было подписано. А уже в апреле 1970 года первые серийные "Жигули" сошли с конвейера Волжского автомобильного завода.

Вернемся теперь к презентации ФИАТ-124. Машина сразу стала очень популярной в Европе, и именно эту модель выбрали в качестве прототипа для выпуска малолитражки в Советском Союзе. Первым делом нужно было определить пригодность конструкции итальянской машины для российских условий. Дорожные испытания начались на Дмитровском автополигоне. Первые автомобили сразу попали на специальную булыжную мостовую, и результаты оказались неудовлетворительными: примерно через 5000 км практически рассыпался кузов, серьезные конструктивные недостатки проявились в подвеске и тормозах. Впрочем, это не стало большой неожиданностью ни для отечественных испытателей, ни для итальянцев: машина ведь была рассчитана на европейские дороги и для отечественных условий требовала существенной доработки. Что и было с успехом сделано.

Результатом упорной работы большой группы испытателей, инженеров, конструкторов стали более 270 изменений в конструкции машины. Прежде всего, сделали новый двигатель. На модели ФИАТ-124 ставили мотор с нижним расположением распределительного вала. В новом моторе распредвал был расположен в головке блока цилиндров. Такое решение позволило, с одной стороны, повысить точность регулировок, с другой - существенно упростить ремонт. В моторе для "Жигулей" при сохранении рабочего объема (1198 см3) диаметр цилиндров увеличили с 73 до 76 мм, а ход поршня, наоборот, уменьшили с 71,5 до 66 мм. Двигатель стал более "короткоходным", а следовательно, более приемистым.

На "Жигули" поставили совершенно новый мощный генератор переменного тока с диодным выпрямителем и выносным реле-регулятором. Это позволило установить более мощные осветительные приборы и улучшить работу системы зажигания.

Изменению подверглась конструкция сцепления, в частности наружный диаметр накладок увеличили со 182 до 200 мм. В коробке передач (КПП) пришлось несколько изменить конструкцию синхронизаторов. Кстати, коробка передач для автомобилей ВАЗ-2101 и ее многочисленные модификации до сих пор справедливо считаются одними из самых надежных. Нередко можно встретить "жигулевские" КПП, исправно отработавшие по 600-800 тысяч километров практически без ремонта.

На "Жигулях" изменили кинематику передней подвески, были использованы несколько более жесткие пружины, соответственно пришлось доработать амортизаторы и сделать более мощные шаровые опоры. Архаичную заднюю подвеску ФИАТа с реактивной трубой заменили на куда более прогрессивную пятиштанговую конструкцию.

Исключение реактивной трубы из конструкции заднего моста повлекло за собой изменение конструкции карданной передачи. Впервые на отечественных легковушках использовали составной карданный вал с промежуточной опорой. Такая конструкция существенно снижает вибрации на всех режимах движения, и владельцы первых "Жигулей" это сразу отметили.

Весьма существенной переделке подверглись тормоза. Достаточно сказать, что на ФИАТ-124 задние тормоза были дисковыми. В условиях отечественных дорог накладки тормозных колодок таких тормозов даже после установки хитроумных грязезащитных чехлов "не жили" более 500-600 км. На "Жигулях" задние тормоза сделали барабанными, и правильность такого выбора вот уже 35 лет подтверждается практикой эксплуатации автомобилей ВАЗ на отечественных дорогах.

Впрочем, и передние тормоза по сравнению с "материнской" моделью переработали весьма основательно: их пришлось сделать более мощными из-за отказа от задних дисковых тормозов; в результате вместо одного рабочего цилиндра в каждом механизме установили два, а это повлекло за собой основательные изменения в конструкции тормозного щита и суппорта.

Самым существенным доработкам подвергся кузов машины, ведь дорожные испытания показали, что кузов "чистого" ФИАТ-124 для российских дорог практически непригоден. Внешне почти незаметные, они значительно увеличили прочность корпуса. Например, вместо двух проушин под домкрат в "Жигулях" сделаны четыре - две на каждом борту, спереди и сзади под бамперами появились буксирные проушины, изменена и усилена конструкция пола, введены усилители в передние и задние лонжероны, моторный щит, стойки кузова. Передние сиденья стали раскладывающимися в горизонтальное положение для получения спального места, выступающие дверные ручки "утопили" заподлицо с поверхностью дверей, сделали более удобными и надежными. В переднем бампере предусмотрели отверстие под заводную ручку - деталь, забытую в Европе и совершенно необходимую в России.

Для того чтобы успеть сделать все в срок и пустить завод к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина (многое делалось тогда к знаменательным датам), коллективу строящегося завода пришлось, как теперь говорят, "выложиться на все сто". Овчинка стоила выделки: только после пуска ВАЗа у граждан появилась реальная возможность приобрести автомобиль, в стране появились машины европейского класса. Интересно, что "Жигули" из первых партий ходят до сих пор. Найти же в Европе "живой" ФИАТ-124 - задача почти неразрешимая.

2. "Копейка" сейчас

Хоть в настоящее время уже более 25 лет, как "копейка" сошла с конвейера, на дорогах все еще можно увидеть эти автомобили, имевшие славу во времена СССР. Разумеется, в Российских деревнях и поселках городского типа "копейка" - не редкость и, учитывая экономическую ситуацию в стране, можно сказать, что вряд ли это поменяется в ближайшие годы, вряд ли провинции пересядут на хлынувшие бурным потоком сравнительно недорогие иномарки.

Надо заметить, что многие страны, в которые экспортировались автомобили ваз 2101 просили увеличить объемы производства, что бы появилась возможность увеличить число закупаемых авто. К этим странам относится Украина, Египет и некоторые другие арабские страны.

7 июня 2004 года состоялось торжественное открытие первого и единственного в мире Памятника "копейке", всенародно любимому в России автомобилю ВАЗ 2101. В дар жителям России и их потомкам компания "Лада Фаворит" явила единственный в России и мире памятник "копейке" (в размер самого авто!) на гордом мраморном пьедестале, подле которого, верится, просто не будут отныне переводиться цветы от почитателей легендарного "железного коня". Там же впервые в истории гостям церемонии был представлен секретный прототип автомобиля LADA, с которого была сделана первая "нулевая" "копейка". "Прототип" оказался... танком. В постамент памятника была торжественно заложена капсула с "Посланием автомобильным потомкам".

В этот же день состоялось и официальное открытие самого большого в Европе шоу-рума (демонстрационного зала) автомобилей ВАЗ общей площадью 12 тысяч квадратных метров, подле которого и встал на вечной "парковке" легендарный автомобиль. Журналистов ждала и личная встреча с "отцами" российского автопрома Каданниковым Владимиром Васильевичем и Вильчиком Виталием Андреевичем, которые приоткрыли секреты, касающиеся настоящего, прошлого и будущего автомобилей "лада". В рамках события для всех желающих в двух кинозалах был проведен спецпоказ фильма "Копейка" Ивана Дыховичного. Гостей ждала и экзотическая экскурсия с посещением единственной в мире подземной… площади с газоном и фонарями, а также открытие проспекта Каданникова с правом проезда… только на автомобилях компании "Лады Фаворит".

Журналисты также стали свидетелями и участниками установления рекорда по сооружению самой большой в мире символической пирамиды из копеек - 270.265 монет - 1/10 от количества выпущенных в СССР "копеек"! Пирамида была построена руками участников Презентации из сотен килограммов однокопеечных монет. За всю недолгую, но героическую историю "копейки" с 1970 по 1983 год было выпущено 2.702.657 автомобилей ВАЗ 2101. Одну десятую армии выпущенных "копеек" и можно было наглядно увидеть в копейках в этой символической пирамиде.

Все представленные рекорды и достижения были скрупулезно засвидетельствованы на месте экспертами "Книги рекордов России" с выдачей за все достойное соответствующих Дипломов. В "Книгу рекордов Гиннеса" представителями "Агентства ПАРИ" было немедленно сообщено обо всех новых российских достижениях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В 2000 по результатам опроса почти 80 тысяч автолюбителей из России и стран СНГ, проведенного журналом “За рулем”, ВАЗ 2101 признан “лучший российский автомобиль столетия”. 25% опрошенных лучшим российским автомобилем столетия назвали вазовскую “копейку”. На втором месте с 19% “Волга” - ГАЗ 21, на третьем - “десятая” модель “Лады”.

Всего АВТОВАЗом было выпущено 2 700 000 “копеек”, совершивших настоящую революцию в лакокрасочной, резино-технической и других отраслях промышленности, работающих на отечественный автопром.

“Копейка” рождалась усилиями не только вазовцев. В конструкцию итальянской малолитражки “ФИАТ-124″ было внесено свыше 800 изменений, что и создало “копейку”, ставшую в нашей стране подлинно народным автомобилем, предметом широкого экспорта в развитые автомобильные государства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. ЖИГУЛЯМ - 35! // Наука и жизнь. – 2005. – №4.

2. http://old.ournet.md/~musima/istoria.htm

3. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%90%D0%97-2101

4. http://ladainfo.ru/vaz-2101/

mirznanii.com

статьи, истории создания и фотоматериалы ВАЗ, ГАЗ, АЗЛК (МЗМА)

История создания

ВАЗ 2101 - советский легковой автомобиль, выпускавшийся на заводе ВАЗ. Серийно модель производилась с 1970 по 1983 год. ВАЗ 2101 или просто "Копейка", как машину прозвали в народе, стала первой моделью завода ВАЗ. Руководством СССР было принято решение о разработке нового автомобиля на базе уже имеющегося европейского аналога. В основе этого лежали чисто экономические причины: новую модель планировалось экспортировать на многие западные рынки. Разработка и продвижение новой модели на рынке заняло бы слишком много времени, а руководство страны хотело сиюминутный успех. Выбор базовой иностранной модели доверили институту НАМИ. Всего было выбрано четыре претендента, которые прошли всесторонние испытания. В числе кандидатов значились Ford, Pegeuot, Renault и FIAT. НАМИ было рекомендовано присмотреться к модели FIAT 124, которая в 1965 году была признана "Автомобилем года" в Европе. Тут стоит отметить, что в техническом плане, наиболее оправданно смотрелся бы выбор модели Renault в качестве базовой модели, хотя бы потому, что она имела прогрессивный в то время передний привод. Но хорошие отношения между руководствами Италии и СССР сделали свое дело, и базовой моделью был выбран FIAT 124.

Над машиной проводились всесторонние испытания. По их результатам было принято решение о доработках в конструкции. Всего в модель было внесено около 800 изменений. Главным отличием Вазовской машины от итальянской был новый, верхневальный, двигатель. Доработке подверглась и коробка передач. Были переработаны передняя и задняя подвески. Конструкцию задней подвески изменили на пятиштанговую. Изменения коснулись и тормозов: было принято спорное решение о замене задних тормозов с дисковых на барабанные. По результатам испытаний итальянской модели было принято решение об усилении кузова. Из мелких изменений и улучшений стоит отметить появление четырех проушин под домкрат вместо двух прежних, появление буксировочных проушин и клыков на переднем и заднем бамперах. Все доработки и изменения не могли не сказаться на весе: он увеличился с 855 до 945 кг.

19 апреля 1970 года первая машина ВАЗ 2101 сошла с конвейера завода ВАЗ. Первые модели радовали новых владельцев мощным двигателем, комфортабельностью и отличным качеством сборки. Стоит отметить, что самые первые машины собирались из иностранных запчастей. Модель успешно экспортировалась на западные рынки.

ВАЗ 2101 стал основоположником и базовой моделью для целого семейства автомобилей ВАЗ, получившим впоследствии название "классическое".Впоследствии модель неоднократно модернизировались. В частности, с 1974 года выпускалась рестайлинговая версия с индексом 21011. Главным изменением стал улучшенный мотор повышенной мощности. Кроме того, были произведены некоторые изменения в дизайне интерьера и экстерьера модели, о которых ниже.

Дизайн

Внешний облик машины для тех лет был достаточно современным. Это подтверждает и звание "Автомобиль года", полученное прародителем вазовской модели FIAT 124 в 1965 году. Облик советской машины практически повторял итальянскую модель, за исключением нескольких деталей. На переднем и заднем бамперах появились клыки. Дверные ручки были изменены на "травмобезопасные", "утопленные" в кузов машины. На ВАЗ 2101 устанавливалось зеркало заднего вида с водительской стороны.

В дизайне интерьера также произошли некоторые изменения. В частности, поменялись передние сидения, которые стали раскладными.С 1974 года на конвейер встала улучшенная версия модели ВАЗ 2101. Она отличалась новыми бамперами, с которых исчезли клыки, новыми задними фонарями и другими элементами отделки. Изменения коснулись и интерьера модели: изменились руль и сидения.

Двигатель

Главным отличием ВАЗ 2101 от итальянского собрата стал новый верхневальный двигатель объемом 1,2 литра, взамен нижневального. Он имел мощность 64 л.с., а максимальная скорость модели составляла 142 км/ч. С 1974 года выпускалась модель ВАЗ 21011 с 69-сильным мотором. Прибавка мощности сказалась и на максимальной скорости: она увеличилась до 145 км/ч. С 1977 года выпускалась модель с индексом ВАЗ 21016 с двигателем от ВАЗ 2103, мощностью 77 л.с. и объемом 1,5 литров. Максимальная скорость этой модификации - 152 км/ч.

Модификации

ВАЗ-21016 - версия с двигателем ВАЗ-2103. Предназначались в основном для милицииВАЗ-2101Д — прототипы с дизельным двигателем ВАЗ-341ВАЗ-21013 - рестайлинговая версия 21011 с двигателем ВАЗ-2101ВАЗ-21018 — прототипы с односекционным роторным двигателем ВАЗ-311ВАЗ-21019 — прототипы с двухсекционным роторным двигателем ВАЗ-411

autoussr.com

История создания легендарного автомобиля СССР «ВАЗ-2101» : От Редактора : ВладТайм

46 лет назад с конвейера Волжского автомобильного завода сошел первый ВАЗ-2101. В народе данную модель прозвали «копейкой». За долгие годы транспортное средство стало настоящим достояние автопрома России. Кроме того, за первые пятнадцать лет производства было продано более двух с половиной миллионов автомобилей в СССР и за его пределами.

 

Стоит отметить, что на момент начала производства автомобиль ВАЗ-2101 был самым комфортабельным транспортным средством в своем классе. Для того, чтобы его приобрести, необходимо было стать в очередь, которая могла длиться несколько лет. В Советском Союзе для получения транспортного средства необходимо было иметь хороший послужной список и получить прошение о его выделении от секретаря отделения Компартии.

Конструкторы первых «ВАЗ-2101» рассказывали, что автомобиль требовал ремонта только после того, как преодолеет расстояние от Владивостока до Москвы десять раз. После этого ему требовалась замена масла и всех колес, так как они приходили в негодность. За выпуск данной модели в мае 1972 года ВАЗу была вручена Международная премия «Золотой Меркурий».

 

В 1966 году в Москве было подписано соглашение между компанией Fiat и Внешторгом на разработку автомобиля, который будет выполнен по концепту первого, однако изготавливаться из более дешевых материалов. В рамках договора был утвержден проект строительства первого крупного автомобильного завода, который в итоге получил название «ВАЗ». Отмечается, что производство было рассчитано на выпуск седана (ВАЗ-2101), универсал (ВАЗ-2102) и автомобиль «люкс» (ВАЗ-2103).

В 1977 году «копейка» получила титул «Лучшего автомобиля года в СССР». Стоит отметить, что сразу же после этого многие эксперты начали сравнивать его с одной из моделей Fiat. Несмотря на это, представители завода «ВАЗ» отказывались от подобных параллелей ввиду того, что машина была разработана на базе седана, выпущенного итальянским концерном. Кроме того, транспортное средство было адаптировано под советские дороги, большая часть из которых представляла собой «грунтовки».

 

Стоит отметить, что масштабная сборка автомобилей «ВАЗ-2101» началась только в 1970 году. До этого концерн выпускал только лимитированные серии, в которые входили транспортные средства по предварительным заказам. Уже в 1971 году было выпущено около 172 175 автомобилей. После этого производство вышло на проектную мощность и начало выпускать по 200 тысяч транспортных средств в год.

 

 

В народе довольно долго бытовало мнение, что название «Жигули» родилось благодаря опросу, который устроил журнал «За рулем». Его предложил один из подписчиков издания. Отмечается, что впоследствии оно было утверждено директором завода «ВАЗ». Именно тогда компания FIAT сделала легендарную надпись на задней части кузова, которая использовалась до середины 90-х годов минувшего столетия. Изначально в народе автомобиль начали называть «единичка», однако со временем, когда модель перестала входить в число престижных, - «копейкой».

Стоит отметить, что автомобиль в ходе развития завода получил большое количество модификаций, которые были разработаны специально для определенных слоев населения.

 

1.ВАЗ-2101 «Жигули». Первоначальный вариант имел стандартный двигатель на 1,2 литра. Данная модель выпускалась только до 1983 года.

2.ВАЗ-21011 «Жигули-1300». В народе ее сразу же назвали «одиннадцатая». В ней претерпели сильных изменений размеры кузова, который стал немного уже. Кроме того, объем двигателя увеличился примерно на сто граммов. Эти автомобили оснащали иной решёткой радиатора с более частыми вертикальными прутьями, в нижней части панели передка появились четыре дополнительных прорези, для лучшего воздухопритока к радиатору системы охлаждения. Кроме того. На бамперах появились более практичные резиновые накладки. На стойках кузова ВАЗ-21011 сзади стали располагать отверстия специальной вытяжной вентиляции салона.

3.ВАЗ-21013 «Lada-1200s». Данная модель отличалась от своих предшественников большими габаритами, которые были совмещены с меньшим объемом двигателя.

4.ВАЗ-21015 «Карат». Самой маленькой серией автомобильного завода «ВАЗ» стала именно эта модель. Она была разработана специально для спецслужб. Кроме того, она имела несколько точек для установки специального оборудования и даже автоматов. Стоит отметить, что она так и не была введена в эксплуатацию.

Также имел место экспортный вариант автомобиля, который получил название Lada 1200. Всего было произведено более пятидесяти шести тысяч транспортных средств данной марки. Все они были отправлены на зарубежные рынки, в частности в Азию.

 

Производство автомобилей ВАЗ-2101 и ВАЗ-21011 было прекращено в 1983 году, в связи с увеличением производства новой модели ВАЗ-2105. Далее стали изготавливать только модификацию ВАЗ-21013, производство которой завершилось лишь в 1988 году. На базе ВАЗ-2101 был создан также пятидверный универсал ВАЗ-2102.

Стоит также отметить, что на Кубе выпускали автомобили марки «ВАЗ», которые были выполнены в виде лимузинов. Примечательно, что некоторые из них и по сей день используются в качестве маршрутных такси.

 

Дебют ВАЗ-2101 на спортивной арене состоялся в начале 1971 года в Риге на командном первенстве зимнего чемпионата СССР по ралли. Общая его длина превышала четырнадцать тысяч километров. Стоит отметить, что специально для заезда конструкторы создали уникальную модификацию машины, которая имел несколько топливных баков и шины, диаметр которых превышал стандартный. Благодаря им машина могла с легкостью преодолевать крутые склоны и резко поворачивать, ВТО дало ей некоторые привилегии в ралли. В результате российское транспортное средство пришло к финишу вторым в составе российской команды.

В России также были установлены несколько памятников легендарному автомобилю. Один из них располагается в Москве. Кроме того, на некоторых ключах от современных транспортных средств производства «АвтоВАЗа» также имеются логотипы в виде эмблемы «Жигули». 

www.vladtime.ru

История ВАЗ-2101 "Жигули"

История ВАЗ-2101 "Жигули"

История ВАЗ-2101 "Жигули"

За основу ваз-2101 взяли Fiat 124, модель 1966 года с базовой комплектацией - обладающая двигателем объем которого 1,2 литра, и отделка салона - начального уровня. 

Конкретный прототип Fiat 124R("Russia") фактически это был ВАЗ-2101, только итальянской мелкосерийной сборки, который участвовал в многочисленных испытаниях.

Было существенно доработано конструкцию автомобиля для советских условий: увеличено дорожный просвет, усилено подвеску и кузов - но все же этого было недостаточно. Задние тормоза (дисковые) были заменены барабанными, так как барабанные были более стойки до загрязнения и долговечней. Колодки задних дисковых тормозов (итальянского производства) при эксплуатировании на просёлочных дорогах стирались до метала за 500-600 километров пробега.

Существенно изменена конструкция двигателя : Fiat 124 имел нижневальный двигатель, как у "москвича-408", и у "волги", распредвал было перенесено в головку цилиндров, и увеличили расстояние между цилиндрами - для того что-бы можно было нарастить их диаметр. Добавлено "кривой стартер". Сцепление - была увеличена размерность с 180мм до 200мм. Доработана конструкция синхронизаторов в коробке передач. Карданная передача совершено иная, через снятие реактивной трубы. Также новый ведущий задний мост. Задняя подвеска, которая была с реактивной трубой, заменена на современную пяти-штанговой конструкции. Снаружи сделали наружное зеркало заднего вида(только слева), дверные ручки сделаны травмобезопасными, то-есть утопленными.Масса в итоге увеличилась на 90 килограмм и составила 945 килограммов. 

Всего в конструкцию «Fiat» внесли более восьми сотен изменений, с итальянской, и советской стороной. Основная масса работы над проектом - с признания специалистов автозавода ВАЗ, была сделана итальянскими специалистами.

В 1970 году 19 апреля на главном конвейере волжского автозавода собрали первый экземпляр новой модели, Бенито Гуидо Савоини - итальянский шеф-инструктор свёл его с конвейера.

В сборке автомобиля принимали участие слесари с Волжского автозавода: И. Осипов, В. Присяжнюк, В. Глазунов, В. Орлихин, В. Гусев. Через девятнадцатилетней эксплуатации, самый первый товарный автомобиль, занял в музее Волжского автомобильного завода свое место.

По распространенной легенде, "ВАЗ-2101" собирался из деталей привезенных из Италии, но это не так, с самого начала он собирался без поставок деталей с Fiat (большинство узлов копейки имели более-менее сещественные отличия от оригинальных с Fiat-124 производившегося в Италии) целиком из локализованных частей.

Штампы и клейма в первое время оставались "фиатовскими", так что эти обозначение вполне могли нести также детали произведенные в советском союзе на итальянском оборудовании, следовательно с внесением в конструкцию автомобиля изменений и естественного износа оснастки они стали исчезать.

Качество изготовления, автомобилей ВАЗ, действительно со временем только снижалось, но эта тенденция находилась в полном соответствии с теми которые были характерны в те годы для всей советской, и не только автомобильной, промышленности.

Часть деталей автомобиля была произведена вовсе не в советском союзе, а в других странах Соц-лагеря, в рамках экономической взаимопомощи внутри СЭВ, например Польше, где уже с 1967 года уже выпускали очень близкий конструктивно автомобиль, причем с полным сохранением обозначений FIAT - Polski Fiat 125p, и соответственно могла также нести латинскую символику, что возможно и было причиной появления легенды о про первые "итальянские копейки". После, на польских "Фиатах" появились детали, уже производившиеся в СССР - например утопленные ручки дверей.

vaz-2101.ucoz.ru

История создания автомобиля ВАЗ 2101 копейка

 ВАЗ-2101 или попросту «Жигули» — это один из известнейших автомобилей советского производства, потомки которого выпускались аж до 2012 года. За время своего существования он претерпел достаточно серьезные изменения и получил несколько наград и премий, так что давайте расскажем о том, каким был жизненный путь этого автомобиля.

Откуда берет корни ВАЗ 2101.

 Самый первый ВАЗ 2101 был выпущен на Волжском автомобильном заводе в 1970 году. Это произошло благодаря подписанию в 1966 году соглашения между итальянской фирмой Fiat и Советским «Внешнеторгом» о сотрудничестве в области разработке легковых автомобилей. Именно в рамках этого соглашения и был принят проект строительства завода для автомобилей на территории СССР. По предварительным договоренностях на этом заводе должны были выпускаться сразу несколько автомобилей. Это должны были быть 2 автомобиля с кузовом седан в комплектации норма, и один автомобиль универсал в комплектации люкс. Если говорить о том, откуда вообще взялся концепт автомобилей класса норма, то в качестве прототипа был определен Fiat 124, который буквально в следующем году получил звание «Автомобиля года»

Чем не устроил FIAT 124 Российских инженеров

FIAT 124

Когда советские ученые и специалисты взялись за изучение и тестирование автомобиля, взятого за основу для развития собственного авто, было выявлено сразу несколько недостатков, которые было необходимо устранить при разработке автомобиля, который будет в будущем называться не иначе, как ВАЗ-2101. В первую очередь специалисты обратили внимание, что Фиат 124 не подойдет для наших дорог из-за крайне маленького дорожного просвета и полного отсутствия буксирных проушин, без которых авто было бы тяжело использовать по бездорожью. Кроме того, сам кузов автомобиля был недостаточно надежен и крепок и вряд ли смог бы выдержать ту интенсивность эксплуатации, которая предполагалась для советского автомобиля.

После глубокой модернизации

 Итальянские инженеры учли все пожелания советских исследователей и будущие Жигули обзавелись барабанными механизмами тормоза на задней оси, улучшенной передней и принципиально новой подвеской на задней оси и улучшенной коробкой передач. Это далеко не полный список доработок, которые были внесены в Fiat124R – русифицированную модель итальянского Фиата. Всего изменений насчитывалось более 800 и часть этих замечаний впоследствии использовалась лично компанией Фиат при разработке новых автомобилей своей серии. Эти требования советских инженеров и исследователей помогли компании Fiat собрать уникальные сведенья о надежности и проходимости автомобилей своей марки в условиях бездорожья.

Первые Автомобили сошедшие с конвейера

ваз 2101 на конвейере

 Самые первые шесть автомобилей сошли с конвейера 19 апреля 1970 года, так что именно этот день можно назвать Днем Рождения «Жигулей». Стоит заметить, что первые автомобили были всего в двух цветовых вариантах и было выпущено 2 синих и 4 красных авто. Эти первые 6 прототипов показали отличные результаты на тестах и доработки оказались минимальными, так что уже в августе 1970 года завод заработал в полную мощность. А мощность завода действительно впечатляла. Уже до конца года на новопостроенном заводе в Тольятти было выпущено 21530 автомобилей Завод постепенно наращивал обороты и уже к 1973 году успевал за год выпускать 379 007 «Жигулей.

Откуда название «Жгули»

 На самом деле название у ВАЗ-2101 могло быть и совсем другим. По одной версии названия родилось на заводе, и было утверждено еще в 1976 году, а по другой — придумывалось оно на конкурсной основе. О промежуточном итоге конкурса в 1970 года написал журнал «За рулем». Там же был опубликован и список из 1812 названий, которые были отобраны комиссией для рассмотрения. Всего же было прислано около 55 000 названий, часть их которых была забавной, часть смешной, а часть просто нелепой.

Как мог бы называться ВАЗ-2101:

  • Фиалка
  • Лада
  • Сокол
  • Перворожец
  • Мемориал
  • Юность
  • Мечта
  • Директивец
  • Сокол

Так или иначе, но итоговым названием стали именно «Жигули», а чуть позже в народе это авто прозвали не иначе, как «Копейка» за единицу в конце номера модели.

Классификации и нумерации

 Стоит сказать и о том, что кроме существенных доработок по сравнению с итальянским прообразом, отечественные Жигули стали первым автомобилем, выпускаемым на территории СССР, который получил такой документ, как нормаль ОН 025370-66. Этот документ регламентировал классификацию и систему обозначения подвижного состава. Теперь каждому новому автомобилю серии или прицепа присваивался четырехзначный номер, две первые цифры которого обозначали класс авто или прицепа, а последние две – его модель. Иногда использовалась и пятая цифра, которая говорила о том, что этот автомобиль – модификация определенной модели и можно было сразу понять, какие изменения внесены в конкретно этот автомобиль. Также порой использовались и дополнительные цифры в номере. Шестая цифра могла показывать для какого климата предназначен автомобиль и предназначался ли он для импорта. В редких случаях через дефис дописывались и дополнительные цифры, которые показывали, что этот автомобиль является промежуточной модификацией авто.

Существующие модификации копейки

Именно благодаря этому, глядя на надпись ВАЗ-21011 можно сразу понять, что это авто изготовлено на волжском автозаводе (ВАЗ), относится к малому классу авто с двигателем от 1200 до 1800 кубических сантиметров (21) и является первой моделью этого автомобиля в этом классе (01) с первым вариантом модификации, которая отличается от оригинала установкой двигателя на 1300 сантиметров кубических.

ВАЗ- 2101. Это самый первый вариант «Копейки», который пользовался огромной популярностью как среди автомобилистов, так и среди самих разработчиков. Ничего удивительного в том, что это авто стало основой для будущих модификаций, ведь оно было крайне удачным. Стоит отметить, что ВАЗ-2101 был оснащен двигателем на 1.2 литра.

ВАЗ-21011. Первая модификация, о которой мы упоминали выше. Основным отличием от традиционной «Копейки» в этой модели является двигатель. Он был намного мощнее, чем в предыдущей версии автомобиля, а его объем был увеличен до 1.3 литра. Автомобиль также претерпел достаточно сильных изменений и в плане дизайна. В основном эти изменения касались улучшения вентиляции радиатора охлаждения – впереди появилось четыре дополнительных прорези и была изменена форма решетки радиатора. Также на эту модификацию устанавливались фонари заднего хода с 1974 по 1983 год включительно.

ВАЗ-21013. Основным отличием этой модификации от ВАЗ-21011 является менее мощный двигатель, идентичный тому, что устанавливался на оригинальную «Копейку» (1.2 литра) в остальном же, изменения, внесенные в 21011 сохранились и в версии 21013. Жигули выпускались и для экспорта и эти автомобили знали под названием Lada 1200 практически во всех странах Социалистического Содружества. В первую очередь они появились в Чехословакии, ГДР, Болгарии, Югославии и Венгрии и общее количество таких автомобилей насчитывало более 57 тысяч машин. Со временем Лада 1200 заслужила уважение среди иностранных автомобилистов и уже совсем скоро эти автомобили можно было увидеть и на дорогах ФРГ, Австрии, Франции и даже Нигерии.

ВАЗ-21012 и ВАЗ-21014. Слава Жигулей не ограничилась Советским союзом. Специально для стран с левосторонним движением было выпущено сразу две модификации Жигулей. В первую очередь они отличались правосторонним расположением руля и усиленной пружинной подвеской правого переднего колеса. Дело в том, что при переносе органов управления на другую сторону, масса автомобиля начала распределяться неравномерно и пришлось организовывать такую систему компенсации. Всего эти автомобили выпускались с 1974 по 1982 год.

ВАЗ-2101 пикап. Ничего в Советском Союзе не пропадало даром и даже бракованные Жигули. Вместо того, чтобы списывать их из-за дефектов кузова, они переделывались в пикапы и позже использовались для нужд завода. Попросту срезалась вся задняя часть крыши сразу за передними сидениями и устанавливалась новая стенка кабины. Задние двери заваривались, чтобы увеличить жесткость конструкции и в результате грузоподъемность таких пикапов могла составлять и 300 кг. Конечно, в серию такие автомобили не выходили, но некоторые любители даже самостоятельно проводили такие усовершенствования над своими «Копейками».

«Лимузин» ВАЗ 2101. Как ни комично это звучит, но автомобили такой модификации не только существовали, но и пользовались огромной популярностью на Кубе. Здесь они использовались в качестве маршрутных такси и справлялись с этой задачей достаточно легко.

Факты о ВАЗ-2101

 Много интересных историй ходит об этом автомобиле, который успел полюбиться отечественным автомобилистам, но самые необычные из этих фактов стоит описать отдельно, ведь Копейка хоть уже и снята с производства, до сих пор частенько встречается на наших дорогах. Стартер и пусковая рукоятка Советский автопром нельзя упрекнуть в непредусмотрительности. В сумке с инструментами для ремонта, которая прилагалась к автомобилю, можно было найти пусковую рукоятку. Конечно, это могло бы привести в ужас иностранцев, но в инструкции было написано, что предназначается она исключительно для запуска автомобиля в очень холодные зимы или после длительной стоянки. По утверждениям составителей инструкции, нужно было несколько раз провернуть рукоятку при нейтральной передаче и выключенном зажигании, после чего можно было провести нормальный запуск при помощи стартера.

Стартер и пусковая рукоятка копейки

 Советский автопром нельзя упрекнуть в непредусмотрительности. В сумке с инструментами для ремонта, которая прилагалась к автомобилю, можно было найти пусковую рукоятку. Конечно, это могло бы привести в ужас иностранцев, но в инструкции было написано, что предназначается она исключительно для запуска автомобиля в очень холодные зимы или после длительной стоянки. По утверждениям составителей инструкции, нужно было несколько раз провернуть рукоятку при нейтральной передаче и выключенном зажигании, после чего можно было провести нормальный запуск при помощи стартера.

Иностранные запчасти в ВАЗ-2101

Естественно, что не все детали, используемые для выпуска первых Жигулей были отечественными. Под капотами некоторых Копеек можно было найти карбюраторы от Weber, некоторые авто оснащались не разборными амортизаторами иностранного производства, которые были намного надежнее и долговечнее отечественных. Та же ситуация бывала и со свечами зажигания.

Не обошлось и без курьёзов

 Всего существовало три вида эмблем для Жигулей. Самой известной из них была серебристая ладья на рубиновом фоне, которая красовалась на всех ВАЗ-2101 с 1971 года. Но дело в том, что на машинах 1970 года выпускаемый значок еще был дополнен надписью «Тольятти» Выпущено таких эмблем было очень мало, так как уже год спустя было приказано убрать надпись, демаскирующую местонахождение автозавода, который по тем временам считался крайне важным стратегическим объектом. Автомобиль с таким логотипом – это настоящий раритет. Однако, еще более редким логотипом является ошибочно изготовленный логотип с замененной буквой кириллической буквой «Я» на латинскую «R». Произошло это по причине того, что первую партию эмблем заказали на заводе Фиат в Турине и там Итальянцы по недосмотру попросту перепутали буквы. Все эмблемы, а было их около 30 штук, сотрудники ВАЗа попросту разобрали на сувениры и сейчас эта эмблема очень ценится, но достать ее практически невозможно.

Оценки автомобилистов

 По общим оценкам автомобилистов и экспертов ВАЗ-2101 стал настоящим прорывом и торжеством в советском автостроении. Даже молодые автомобилисты, получившие права совсем недавно, могли использовать это авто практически без ограничений. Ограничения касались лишь скоростей во время обкатки авто. Благодаря «Копейке» советские автомобилисты поняли, что даже в малолитражном автомобиле можно чувствовать себя комфортно, не мерзнуть зимой и разговаривать в салоне не повышая голос. Конечно, во многом это была заслуга и итальянских партнеров, ведь от Fiat 124 наши Жигули взяли очень много.

 Запуск двигателя в зимний период больше не превращался в ритуал с паяльными лампами и ведрами с горячей водой, как это было раньше. С появлением ВАЗ-2101 автомобилисты обходились даже без ручки стартера, что в большинстве своем стало возможным благодаря двухкамерному карбюратору Weber 32 DCR , которые были более совершенными по сравнению с советскими аналогами той эпохи. Эти карбюраторы начали позже производиться и в Советском Союзе под маркировкой ДААЗ-2101 и со временем даже перекочевали под капоты Волг и других отечественных авто, куда они заботливо устанавливались руками автомобилистов. В целом – появление ВАЗ-2101 стало настоящим прорывом на рынке автомобилей в Советском Союзе и даже сейчас от этого автомобиля отказались далеко не все и их все так же можно встретить на улицах городов.

Источник: http://4gear.ru/istoriya-vaz-2101.html

www.vazzz.ru