Ваз 2110 рулевой вал


Замена подшипников вала рулевого управления ВАЗ-2110, ВАЗ-21102

1/13

Отсоедините провод от клеммы «–» аккумуляторной батареи. Снимите рулевое колесо. Ослабьте затяжку болта крепления основания подрулевых переключателей и сдвиньте основание на себя.

2/13

Отсоедините провод от датчика давления масла.

3/13

Отсоедините две колодки с проводами звукового сигнала от контактов на основании и снимите основание подрулевых переключателей. Вставьте ключ в выключатель зажигания и поверните его в положение I, чтобы разблокировать вал рулевого управления.

4/13

Отсоедините колодку с проводами выключателя зажигания от жгута проводов. Если провода выключателя зажигания соединены со жгутом проводов хомутом, перекусите или расстегните хомут. Рулевая колонка крепится болтами с отрывными головками (такими же, как и замок зажигания). При отсутствии новых болтов с отрывными головками можно заменить их обычными болтами М6 длиной 20 мм.

5/13

Отверните две гайки и два болта с отрывными головками, снимите пружинные и специальные шайбы. Если головки болтов сорваны, болты необходимо высверлить или вывернуть с помощью отвертки и молотка.

6/13

Снимите со шпилек рулевую колонку, сдвиньте ее на себя и опустите вниз. Затем отверните болт крепления карданного вала к валу рулевого управления.

7/13

Выньте болт и снимите колонку в сборе, сняв при этом с вала упорную втулку.

8/13

Выпрессуйте из трубы вал рулевого управления вместе с подшипником. Вал рекомендуется выпрессовывать в сторону крепления рулевого колеса.

9/13

Снимите с вала передний (со стороны рулевого колеса) подшипник. Замените вал рулевого управления, если изношены или повреждены щлицы или резьба.

10/13

Легкими ударами молотка с помощью выколотки выпрессуйте из трубы кронштейна рулевого управления задний подшипник. Перед установкой подшипников проверьте, чтобы они вращались легко и без заеданий. Пластмассовые втулки подшипников не должны иметь повреждений.

11/13

Запрессуйте задний подшипник до упора в бурт трубы с помощью подходящей оправки, прикладывая усилие только к наружному кольцу подшипника. Подшипник установлен на пластмассовой втулке, которая с одной стороны имеет широкий фланец. При установке подшипника именно широкий фланец втулки должен быть направлен наружу. Наденьте передний подшипник на вал так, чтобы широкий фланец втулки подшипника был направлен к концу вала. Вставьте вал в трубу. При этом задний конец вала должен войти в задний подшипник. Запрессуйте передний подшипник до упора в бурт трубы с помощью подходящей оправки, прикладывая усилие только к наружному кольцу подшипника. Установите рулевую колонку в порядке, обратном снятию. Упорную втулку устанавливайте на вал стороной с большим диаметром.

12/13

Специальные шайбы болтов крепления кронштейна устанавливайте выступающей частью а в противоположную сторону от головки болта.

13/13

При установке основания подрулевых переключателей перед затяжкой болта его крепления отрегулируйте положение основания на рулевой колонке. Для этого установите нижний кожух и сдвиньте основание так, чтобы совпали отверстия под винт в кожухе и основании. После этого аккуратно снимите кожух и затяните болт крепления основания. Установите рулевое колесо в порядке, обратном снятию.

Фотоотчет о том, как заменить подшипники вала рулевого управления автомобилей ВАЗ 2110, ВАЗ 21102.

Процедура простая, много времени не займет.

Вам потребуется:

Инструкция полезна? Да 3 Нет

9k

Смотрите также

Новости партнеров

Не нашли ответ на свой вопрос?

Спрашивайте в комментариях. Ответим обязательно!

etlib.ru

Замена подшипников вала рулевого управления ВАЗ 2110 2111 2112

1. Отсоедините провод от клеммы «–» аккумуляторной батареи. 2. Снимите рулевое колесо (см. снятие рулевого колеса). 3. Ослабьте затяжку болта крепления основания подрулевых переключателей и сдвиньте основание на себя. 4. Отсоедините провод от датчика давления масла. 5. Отсоедините две колодки с проводами звукового сигнала от контактов на основании и снимите основание подрулевых переключателей.
6. Вставьте ключ в выключатель зажигания и поверните его в положение I, чтобы разблокировать вал рулевого управления. 7. Отсоедините колодку с проводами выключателя зажигания от жгута проводов. Если провода выключателя зажигания соединены со жгутом проводов хомутом, перекусите или расстегните хомут. 8. Рулевая колонка крепится болтами с отрывными головками (такими же, как и замок зажигания). При отсутствии новых болтов с отрывными головками можно заменить их обычными болтами М6 длиной 20 мм. 9. Отверните две гайки и два болта с отрывными головками, снимите пружинные и специальные шайбы. Если головки болтов сорваны, болты необходимо высверлить или вывернуть с помощью отвертки и молотка.
10. Снимите со шпилек рулевую колонку, сдвиньте ее на себя и опустите вниз. Затем отверните болт крепления карданного вала к валу рулевого управления. 11. Выньте болт и снимите колонку в сборе, сняв при этом с вала упорную втулку.  12. Выпрессуйте из трубы вал рулевого управления вместе с подшипником. Вал рекомендуется выпрессовывать в сторону крепления рулевого колеса.   13. Снимите с вала передний (со стороны рулевого колеса) подшипник. 14. Замените вал рулевого управления, если изношены или повреждены щлицы или резьба. 15. Легкими ударами молотка с помощью выколотки выпрессуйте из трубы кронштейна рулевого управления задний подшипник.
16. Перед установкой подшипников проверьте, чтобы они вращались легко и без заеданий. Пластмассовые втулки подшипников не должны иметь повреждений. 17. Запрессуйте задний подшипник до упора в бурт трубы с помощью подходящей оправки, прикладывая усилие только к наружному кольцу подшипника. Подшипник установлен на пластмассовой втулке, которая с одной стороны имеет широкий фланец. При установке подшипника именно широкий фланец втулки должен быть направлен наружу. 18. Наденьте передний подшипник на вал так, чтобы широкий фланец втулки подшипника был направлен к концу вала. 19. Вставьте вал в трубу. При этом задний конец вала должен войти в задний подшипник. 20. Запрессуйте передний подшипник до упора в бурт трубы с помощью подходящей оправки, прикладывая усилие только к наружному кольцу подшипника.
21. Установите рулевую колонку в порядке, обратном снятию. Упорную втулку устанавливайте на вал стороной с большим диаметром. 22. Специальные шайбы болтов крепления кронштейна устанавливайте выступающей частью а в противоположную сторону от головки болта. 23. При установке основания подрулевых переключателей перед затяжкой болта его крепления отрегулируйте положение основания на рулевой колонке. Для этого установите нижний кожух и сдвиньте основание так, чтобы совпали отверстия под винт в кожухе и основании. После этого аккуратно снимите кожух и затяните болт крепления основания. Установите рулевое колесо в порядке, обратном снятию.

www.autosecret.net

Как заменить подшипники вала рулевого управления на ВАЗ 2110

1. Перед началом работ отсоедините минусовой провод аккумулятора.

2. Снимите руль.

3. Теперь нужно ослабить болт крепления основания подрулевых переключателей. Сдвиньте его на себя.

4.Отсоедините провод от датчика давления масла.

5. Разъедините 2 колодки проводов звукового сигнала. Снимите основание подрулевых переключателей.

6. Вставьте ключ в зажигание и поверните его в положение I  для того чтобы разблокировать вал рулевого управления.

 7. Отсоедините колодку с проводами от выключателя зажигания.

8. Рулевая колонка закручена болтами с отрывными головками. Если у вас нет таких же болтов в запасе, их можно заменить болтами М6 длиной 20 мм.

9. Открутите 2 гайки и 2 болта, снимите шайбы.

10. Снимите рулевую колонку со шпилек, сдвиньте на себя и опустите вниз. Открутите болт крепления вала рулевого управления к карданному валу.

11. Достаньте болт и снимите рулевую колонку, сняв с вала упорную втулку.

12. Выпрессуйте вал рулевого управления из трубы вместе с подшипником. Выпрессовыйте вал в сторону крепления рулевого колеса.

13. Снимите с вала передний подшипник.

14. Если у вала рулевого управления изношены или повреждены шлицы или резьба, то замените его.

15. При помощи молотка или выколотки выпрессуйте из трубы кронштейна рулевого управления задний подшипник.

16. Перед установкой подшипников проверьте их на предмет повреждений.

17. Запрессуйте задний подшипник на место. Запрессовывать нужно до упора в бурт трубы. Прикладывайте усилия только к наружному кольцу подшипника. При установке подшипника широкий фланец втулки должен быть направлен наружу.

18. Наденьте передний подшипник на вал. Широкий фланец втулки подшипника должен быть направлен в конец вала.

19. Вставьте вал в трубу так, чтобы задний конец вала зашел в задний подшипник.

20. Запрессуйте передний подшипник до упорав бурт трубы.

21. Установите рулевуй колонку в обратном порядку. Упорная втулка устанавливается на вал стороной с большим диаметром.

22. Устанавливайте  специальные шайбы болтов крепления кронштейна выступающей частью “а” в противоположную сторону от головки болта.

23.  При установке основания подрулевых переключателей перед затяжкой болта его крепления отрегулируйте положение основания на рулевой колонке. Для этого установите нижний кожух и сдвиньте основание так, чтобы совпали отверстия под винт в кожухе и основании. После этого аккуратно снимитекожух и затяните болт крепления основания. Установите рулевое колесо в обратном порядке.

Видео по теме:

remont2110.ru

Ремонт ВАЗ 2110 (Лада) Замена подшипников вала рулевого управления

1. Отсоедините провод от клеммы «–» аккумуляторной батареи.

2. Снимите рулевое колесо (см. подраздел 5.3.1). 3. Ослабьте затяжку болта крепления основания подрулевых переключателей и сдвиньте основание на себя. 4. Отсоедините провод от датчика давления масла. 5. Отсоедините две колодки с проводами звукового сигнала от контактов на основании и снимите основание подрулевых переключателей. 6. Вставьте ключ в выключатель зажигания и поверните его в положение I, чтобы разблокировать вал рулевого управления. 7. Отсоедините колодку с проводами выключателя зажигания от жгута проводов. Если провода выключателя зажигания соединены со жгутом проводов хомутом, перекусите или расстегните хомут. 8. Рулевая колонка крепится болтами с отрывными головками (такими же, как и замок зажигания). При отсутствии новых болтов с отрывными головками можно заменить их обычными болтами М6 длиной 20 мм. 9. Отверните две гайки и два болта с отрывными головками, снимите пружинные и специальные шайбы. Если головки болтов сорваны, болты необходимо высверлить или вывернуть с помощью отвертки и молотка.

10. Снимите со шпилек рулевую колонку, сдвиньте ее на себя и опустите вниз. Затем отверните болт крепления карданного вала к валу рулевого управления.

11. Выньте болт и снимите колонку в сборе, сняв при этом с вала упорную втулку. 12. Выпрессуйте из трубы вал рулевого управления вместе с подшипником. Вал рекомендуется выпрессовывать в сторону крепления рулевого колеса. 13. Снимите с вала передний (со стороны рулевого колеса) подшипник. 14. Замените вал рулевого управления, если изношены или повреждены щлицы или резьба. 15. Легкими ударами молотка с помощью выколотки выпрессуйте из трубы кронштейна рулевого управления задний подшипник. 16. Перед установкой подшипников проверьте, чтобы они вращались легко и без заеданий. Пластмассовые втулки подшипников не должны иметь повреждений.

17. Запрессуйте задний подшипник до упора в бурт трубы с помощью подходящей оправки, прикладывая усилие только к наружному кольцу подшипника. Подшипник установлен на пластмассовой втулке, которая с одной стороны имеет широкий фланец. При установке подшипника именно широкий фланец втулки должен быть направлен наружу. 18. Наденьте передний подшипник на вал так, чтобы широкий фланец втулки подшипника был направлен к концу вала. 19. Вставьте вал в трубу. При этом задний конец вала должен войти в задний подшипник. 20. Запрессуйте передний подшипник до упора в бурт трубы с помощью подходящей оправки, прикладывая усилие только к наружному кольцу подшипника. 21. Установите рулевую колонку в порядке, обратном снятию. Упорную втулку устанавливайте на вал стороной с большим диаметром. 22. Специальные шайбы болтов крепления кронштейна устанавливайте выступающей частью а в противоположную сторону от головки болта. 23. При установке основания подрулевых переключателей перед затяжкой болта его крепления отрегулируйте положение основания на рулевой колонке. Для этого установите нижний кожух и сдвиньте основание так, чтобы совпали отверстия под винт в кожухе и основании. После этого аккуратно снимите кожух и затяните болт крепления основания. Установите рулевое колесо в порядке, обратном снятию.

automend.ru

Рулевой механизм ваз 2110

Рулевое управление ВАЗ 2110 травмобезопасное, с регулируемой по высоте (углу наклона) рулевой колонкой, с реечным рулевым механизмом.

Рулевой механизм в сборе с рулевыми тягами крепится в моторном отсеке к щитку передка кузова на двух его кронштейнах при помощи скоб 8 (рис. Рулевой механизм в сборе с приводом). Крепление осуществляется через резиновые подушки (опоры) 9 гайками на приварных болтах.

В картере 17 рулевого механизма на роликовом 20 и шариковом 22 подшипниках установлена приводная шестерня 21, которая находится в зацеплении с рейкой 16. Внутренняя обойма шарикового подшипника фиксируется на валу шестерни стопорным кольцом 23, а наружная обойма поджимается гайкой 26 к торцу гнезда подшипника в картере рулевого механизма. В выточке гайки располагается уплотнительное кольцо 25. Между гайкой и стопорным кольцом 23 установлена защитная шайба 24.

Гайка стопорится в картере шайбой и закрывается пыльником 28, насаженным на вал приводной шестерни. На пыльнике и на картере рулевого механизма выполнены метки А и В для обеспечения установки рейки рулевого механизма в среднее положение. Рейка 16 поджимается к зубьям приводной шестерни пружиной 32 через металлокерамический упор 31, который уплотняется в картере резиновым кольцом 30. Пружина поджимается гайкой 33 со стопорным кольцом 34, создающим сопротивление отворачиванию гайки.

На картер рулевого механизма с левой стороны надевается защитный колпак 29, с правой – напрессовывается труба, имеющая продольный паз. Через паз трубы и отверстия в защитном чехле 10 проходят распорные втулки резинометаллических шарниров 13 внутрен них наконечников 5 и 7 рулевых тяг. Тяги рулевого привода крепятся к рейке болтами 6, которые проходят через соединительную пластину 12 и распорные втулки резинометаллических шарниров 13. Фиксируются болты стопорной пластиной 11.

Вал рулевого управления состоит из верхнего 15 (рис. Рулевая колонка) и промежуточного 1 валов, соединенных между собой карданным шарниром 4. Промежуточный вал соединяется с приводной шестерней фланцем 9 (рис. Детали рулевого управления) через эластичную муфту. Верхний вал расположен в трубе 10 кронштейна 3 (см. рис. Рулевая колонка) на двух шариковых подшипниках 13, имеющих эластичные втулки на внутреннем посадочном диаметре.

Кронштейн 3 крепления вала рулевого управления крепится в четырех точках к приварному кронштейну 12 кузова, причем передняя часть кронштейна крепится через две фиксирующие пластины 11 болтами с отрывными головками.

Задняя часть кронштейна 3 вала рулевого управления крепится на приварных болтах гайками с пружинными шайбами или без них самоконтрящимися гайками.

Кронштейн 3 крепления вала рулевого управления и его труба 10 соединяются между собой шарнирно двумя пластинами 9 при помощи четырех болтов с пластмассовыми 6 и металлическими 5 втулками. При таком соединении труба вместе с верхним валом рулевого управления имеет как угловое, так и осевое перемещение относительно кронштейна 3. Угловое перемещение проводится на величину прорези Р в направляющей пластине угловой регулировки, которая приваривается к трубе, а осевое – на величину прорези С в направляющей осевой регулировки кронштейна 3. Таким образом, можно менять угол наклона рулевой колонки и перемещать ее вдоль оси в пределах длины пазов С и Р.

Для фиксации трубы 10 относительно кронштейна 3 имеется рычаг 20 регулировки положения рулевой колонки. В его ступице нарезаны шлицы, при помощи которых он соединяется с регулировочной втулкой 23 и фиксируется на ее шлицах стопорным кольцом 21. Втулка 23 навертывается на стяжной болт 24, который проходит через прорези направляющих пластин трубы 10 и кронштейна 3. На болту установлена распорная втулка 25. Под головкой болта 24 выполнен прямоугольный выступ или устанавливается приварная деталь с выступами, вследствие чего болт фиксируется от проворачивания. При повороте рычага 20 вниз снижается усилие крепления направляющих пластин, что позволяет вручную изменить угол наклона рулевой колонки. После установки рулевой колонки в требуемое положение в осевом направлении стяжной болт на валу шестерни затягивается, а регулировочный рычаг 20 поднимается вверх и колонка фиксируется в установленном положении.

Пружины 22 кронштейна 3 крепления вала рулевого управления подтягивают трубу кронштейна в верхнее положение, не позволяя свободного перемещения трубы кронштейна вниз при нижнем положении рычага 20.

Рулевой привод состоит из двух составных рулевых тяг и поворотных рычагов 3 (см. рис. Рулевой механизм в сборе с приводом) телескопических стоек передней подвески. Длина каждой рулевой тяги регулируется тягой 4, которая ввертывается в наконечники тяги 5 и 1. Между торцами наконечников тяги и шестигранника рулевой тяги 4 должно быть расстояние: с внутренней стороны в пределах 10,8–14,2 мм, с наружной стороны – 10,6–16,3 мм. Это необходимо для надежного соединения тяги с наконечниками по длине резьбовых участков. В месте соединения наконечников рулевых тяг с резьбовыми участками регулировочной тяги наконечники стягиваются болтами.

В головке наружного наконечника тяги расположены детали шарового шарнира: вкладыш 37, палец 38 и пружина 36 вкладыша. Поворотный рычаг 3 приваривается к телескопической стойке передней подвески.

andaewoo.ru

Замена подшипников вала рулевого управления - Рулевая колонка

Вам потребуются: тот же инструмент, что и для снятия рулевого колеса, а также ключи и головка «на 13», молоток.

1. Отсоедините провод от клеммы «–» аккумуляторной батареи.

2. Снимите рулевое колесо (см. «Снятие и установка рулевого колеса» в подразделе «Рулевая колонка»).

3. Ослабьте затяжку болта крепления основания подрулевых переключателей и сдвиньте основание на себя.

4. Отсоедините колодки с проводами от правого и левого подрулевых переключателей.

5. Отсоедините две колодки с проводами звукового сигнала от контактов на основании и снимите основание подрулевых переключателей.

6. Вставьте ключ в выключатель зажигания и поверните его в положение I, чтобы разблокировать вал рулевого управления.

7. Отсоедините колодку с проводами выключателя зажигания от жгута проводов. Если провода выключателя зажигания соединены со жгутом проводов хомутом, перекусите или расстегните хомут.

       

ПРИМЕЧАНИЕРулевая колонка прикреплена болтами с отрывными головками (такими же, как и замок зажигания). При отсутствии новых болтов с отрывными головками можно заменить их обычными болтами М6 длиной 20 мм.

8. Отверните две гайки и два болта с отрывными головками, снимите пружинные и специальные шайбы. Если головки болтов сорваны, болты необходимо высверлить или вывернуть с помощью отвертки и молотка.

9. Снимите со шпилек рулевую колонку, сдвиньте ее на себя и опустите вниз. Затем отверните болт крепления карданного вала к валу рулевого управления.

10. Выньте болт и снимите колонку в сборе, сняв при этом с вала упорную втулку.

11. Выпрессуйте из трубы вал рулевого управления вместе с подшипником. Вал рекомендуется выпрессовывать в сторону крепления рулевого колеса.

12. Снимите с вала передний (со стороны рулевого колеса) подшипник.

13. Замените вал рулевого управления, если изношены или повреждены щлицы или резьба.

14. Легкими ударами молотка с помощью выколотки выпрессуйте из трубы кронштейна рулевого управления задний подшипник.

15. Перед установкой подшипников проверьте, чтобы они вращались легко и без заеданий. Пластмассовые втулки подшипников не должны иметь повреждений.

16. Запрессуйте задний подшипник до упора в бурт трубы с помощью подходящей оправки, прикладывая усилие только к наружному кольцу подшипника. Подшипник установлен на пластмассовой втулке, которая с одной стороны имеет широкий фланец. При установке подшипника именно широкий фланец втулки должен быть направлен наружу.

17. Наденьте передний подшипник на вал так, чтобы широкий фланец втулки подшипника был направлен к концу вала.

18. Вставьте вал в трубу. При этом задний конец вала должен войти в задний подшипник.

19. Запрессуйте передний подшипник до упора в бурт трубы с помощью подходящей оправки, прикладывая усилие только к наружному кольцу подшипника.

20. Установите рулевую колонку в порядке, обратном снятию. Упорную втулку устанавливайте на вал стороной с большим диаметром.

21. Специальные шайбы болтов крепления кронштейна устанавливайте выступающей частью «а» в противоположную сторону от головки болта.

22. При установке основания подрулевых переключателей перед затяжкой болта его крепления отрегулируйте положение основания на рулевой колонке. Для этого установите нижний кожух и сдвиньте основание так, чтобы совпали отверстия под винт в кожухе и основании. После этого аккуратно снимите кожух и затяните болт крепления основания. Установите рулевое колесо в порядке, обратном снятию.

vaz-omg.ru

Подшипники рулевого вала ВАЗ 2110 VAZ (2111, 2112)

1. Отсоедините провод от клеммы «–» аккумуляторной батареи.

2. Снимите рулевое колесо (смотрите соответствующий раздел).   3. Ослабьте затяжку болта крепления основания подрулевых переключателей и сдвиньте основание на себя.   4. Отсоедините провод от датчика давления масла. 5. Отсоедините две колодки с проводами звукового сигнала от контактов на основании и снимите основание подрулевых переключателей. 6. Вставьте ключ в выключатель зажигания и поверните его в положение I, чтобы разблокировать вал рулевого управления.   7. Отсоедините колодку с проводами выключателя зажигания от жгута проводов. Если провода выключателя зажигания соединены со жгутом проводов хомутом, перекусите или расстегните хомут. 8. Рулевая колонка крепится болтами с отрывными головками (такими же, как и замок зажигания). При отсутствии новых болтов с отрывными головками можно заменить их обычными болтами М6 длиной 20 мм. 9. Отверните две гайки и два болта с отрывными головками, снимите пружинные и специальные шайбы. Если головки болтов сорваны, болты необходимо высверлить или вывернуть с помощью отвертки и молотка.

10. Снимите со шпилек рулевую колонку, сдвиньте ее на себя и опустите вниз. Затем отверните болт крепления карданного вала к валу рулевого управления.

11. Выньте болт и снимите колонку в сборе, сняв при этом с вала упорную втулку. 12. Выпрессуйте из трубы вал рулевого управления вместе с подшипником. Вал рекомендуется выпрессовывать в сторону крепления рулевого колеса. 13. Снимите с вала передний (со стороны рулевого колеса) подшипник. 14. Замените вал рулевого управления, если изношены или повреждены щлицы или резьба. 15. Легкими ударами молотка с помощью выколотки выпрессуйте из трубы кронштейна рулевого управления задний подшипник. 16. Перед установкой подшипников проверьте, чтобы они вращались легко и без заеданий. Пластмассовые втулки подшипников не должны иметь повреждений.

17. Запрессуйте задний подшипник до упора в бурт трубы с помощью подходящей оправки, прикладывая усилие только к наружному кольцу подшипника. Подшипник установлен на пластмассовой втулке, которая с одной стороны имеет широкий фланец. При установке подшипника именно широкий фланец втулки должен быть направлен наружу. 18. Наденьте передний подшипник на вал так, чтобы широкий фланец втулки подшипника был направлен к концу вала. 19. Вставьте вал в трубу. При этом задний конец вала должен войти в задний подшипник. 20. Запрессуйте передний подшипник до упора в бурт трубы с помощью подходящей оправки, прикладывая усилие только к наружному кольцу подшипника. 21. Установите рулевую колонку в порядке, обратном снятию. Упорную втулку устанавливайте на вал стороной с большим диаметром. 22. Специальные шайбы болтов крепления кронштейна устанавливайте выступающей частью а в противоположную сторону от головки болта. 2 При установке основания подрулевых переключателей перед затяжкой болта его крепления отрегулируйте положение основания на рулевой колонке. Для этого установите нижний кожух и сдвиньте основание так, чтобы совпали отверстия под винт в кожухе и основании. После этого аккуратно снимите кожух и затяните болт крепления основания. Установите рулевое колесо в порядке, обратном снятию.

vaz-rukovodstvo.ru