Ваз 2121 тормозная система
Конструкция тормозной системы автомобиля ВАЗ-2121
Страница 1 из 3
Автомобиль оборудован двумя тормозными системами: рабочей и стояночной. В случае повреждения рабочей системы остановку автомобиля осуществляет исправная часть (контур тормозного привода передних или задних колесных тормозов) рабочей тормозной системы. Каждая тормозная система состоит из тормозных механизмов тормозов) и тормозного привода.
Рабочая тормозная система действует на все колеса автомобиля и приводится от педали при нажатии на нее ногой. Рабочая тормозная система включает передние и задние тормозные механизмы и гидравлический двухконтурный привод: первичный (передних тормозов) и вторичный (задних тормозов).
рис. 1 |
Передние тормозные механизмы дисковые. Они расположены в передних колесах автомобиля. Вращающимися и трущимися деталями тормозных механизмов являются тормозные диски.
Чугунный тормозной диск прикреплен шпильками к ступице переднего колеса. С передней стороны по ходу движения автомобиля тормозной диск охватывается суппортом, представляющим собой П - образную скобу с направляющими скосами, которые зажаты между направляющей тормозных колодок и прижимными рычагами, также имеющими направляющие скосы. Такое крепление суппорта обеспечивает при торможении перемещение его по направляющим скосам рычагов и направляющей. Суппорт имеет защитный кожух.
В направляющей, прикрепленной к поворотному кулаку, размещены тормозные колодки с фрикционными накладками. С помощью осей к направляющей тормозных колодок шарнирно присоединены два прижимных рычага суппорта. В суппорте тормоза запрессован блок тормозных цилиндров. В блоке имеются три цилиндра, из которых средний и нижний соединены между собой каналом и связаны с контурам привода передних тормозов, а верхний цилиндр связан с контуром привода задних тормозов. В каждом цилиндре установлен поршень и в канавке цилиндра — резиновое уплотнительное кольцо. Это кольцо не только уплотняет поршень в цилиндре, но и обеспечивает за счет своей упругости отвод поршня от колодки после торможения. Таким образом, резиновые уплотнительные кольца обеспечивают автоматическое регулирование зазора между тормозным диском и тормозным и колодками. Поршни всех цилиндров соприкасаются с внутренней тормозной колодкой и с ее стороны закрыты резиновыми защитными колпачками. С внутренней стороны передний тормозной механизм закрыт тормозным щитом.
При торможении под действием давления жидкости в гидравлическом приводе поршни перемещают внутреннюю тормозную колодку относительно направляющей и суппорта и прижимают ее к тормозному диску. Одновременно под действием давления жидкости перемещается блок цилиндров вместе с суппортом по скосам направляющей и прижимных рычагов. При этом суппорт перемещает наружную тормозную колодку относительно направляющей и прижимает ее тормозному диску. Обе тормозные колодки прижимаются к тормозному диску с одинаковым усилием, так как давление жидкости на поршни и днище блока цилиндров одинаково.
После и прекращения торможения давление жидкости на поршни и днище блока цилиндров резко падает. За счет упругости резиновых колец поршни отводятся от внутренней тормозной колодки, которая при этом отходит от тормозного диска из-за его биения. Одновременно наружная тормозная колодка вместе с суппортом также отходит от тормозного диска в результате его биения.
При износе фрикционных накладок тормозных колодок увеличивается зазор между накладками и тормозным диском. При торможении под действием давления жидкости поршни переместятся Относительно уплотнительных колец и займут новое положение в цилиндрах, чем будет компенсирован износ фрикционных накладок. После прекращения торможения тормозные колодки будут отходить от тормозного диска на одну и ту же величину, определяемую деформацией резиновых колец. Таким образом, автоматически поддерживается постоянный зазор между тормозными колодками и диском. В связи с этим при эксплуатации зазор между колодками и диском переднего тормозного механизма не требует регулировки.
При торможении тормозные колодки действуют на относительно малую часть поверхности тормозного диска, оставляя открытой большую ее часть, которая эффективно обдувается воздухом. В результате происходит очень быстрое охлаждение тормозного диска, что обеспечивает высокую эффективность тормозного механизма даже при частых торможениях на больших скоростях.
Задние тормозные механизмы барабанные, колодочные. Они размещены в задних колесах автомобиля. Вращающимися деталями тормозных механизмов являются тормозные барабаны, трущимися — тормозные колодки, которые при торможении самоустанавливаются относительно тормозного барабана, что обеспечивает наибольший тормозной эффект и более равномерный износ фрикционных накладок.
Стальной штампованный тормозной щит крепится болтами к фланцу балки заднего моста. В нижней части тормозного щита установлена опора, в которую упираются нижними концами тормозные колодки с фрикционными накладками. Верхние концы колодок соприкасаются с поршнями колесного тормозного цилиндра. Нижние и верхние концы тормозных колодок стягиваются пружинами. Боковое смещение колодок ограничивается стойками с пружинами, которые прижимают колодки к тормозному щиту. Такое крепление тормозных колодок на тормозном щите и позволяет им свободно самоустанавливаться относительно тормозного барабана во время торможения. Тормозные колодки своими ребрами упираются в эксцентрики, закрепленные на тормозном щите. С помощью этих эксцентриков регулируется зазор между колодками и тормозным барабаном. Тормозной барабан крепится болтами к фланцу полуоси.
При торможении под действием давления жидкости в тормозном приводе поршни колесного тормозного цилиндра прижимают колодки к тормозному барабану. При этом стяжная пружина колодок растягивается. После прекращения торможения давление жидкости на поршни резко падает, и под действием пружины колодки отходят от тормозного барабана до упора в регулировочные эксцентрики.
Задние тормозные механизмы, являясь элементами рабочей тормозной системы, выполняют одновременно функции тормозных механизмов стояночной тормозной системы. С этой целью они оборудованы дополнительными устройствами, к которым относятся: разжимной рычаг, закрепленный на оси, на задней тормозной колодке, и распорная планка, установленная между разжимными рычагом и передней тормозной колодкой. При использовании стояночной тормозной системы нижний конец разжимного рычага под действием троса перемещается к передней тормозной колодке. При этом разжимной рычаг, поворачиваясь вокруг оси, через распорную планку сначала прижимает переднюю тормозную колодку к тормозному барабану, а затем заднюю.
autoruk.ru
Особенности конструкции тормозной системы Нива 2121, Нива 2131
Рабочая тормозная система нива 2121 – гидравлическая, двухконтурная, с регулятором давления, вакуумным усилителем и датчиком недостаточного уровня жидкости в бачке главного тормозного цилиндра. Один контур связан с рабочими цилиндрами передних и задних колес, другой контур – только с рабочими цилиндрами передних колес. В нормальном режиме (когда система исправна) работают оба контура. При отказе (разгерметизации) одного из контуров второй обеспечивает торможение автомобиля, хотя и с меньшей эффективностью.
Педаль тормоза – подвесного типа, закреплена на одной оси с педалью сцепления, вращается в двух пластмассовых втулках, снабжена возвратной пружиной. Над педалью расположен выключатель стоп-сигналов; его контакты замыкаются при нажатии педали. Свободный ход педали тормоза ваз 2131 должен составлять 3–5 мм (регулировку см. в разделе Снятие вакуумного усилителя тормозов и регулировка свободного хода педали тормоза).
Для снижения усилия на педали тормоза служит вакуумный усилитель, использующий разрежение во впускном коллекторе работающего двигателя. Он расположен между толкателем педали и главным тормозным цилиндром и крепится гайками к кронштейну на переднем щите в моторном отсеке. Усилитель – неразборный, при выходе из строя его заменяют (усилитель – от ВАЗ-2108). Простейшая проверка: на автомобиле с неработающим двигателем несколько раз нажимаем на педаль тормоза и, удерживая педаль нажатой, пускаем двигатель. При исправном усилителе после пуска двигателя педаль должна уйти вперед. Помните, что отказ в работе или недостаточная эффективность вакуумного усилителя могут быть вызваны и негерметичностью шланга, отбирающего разрежение из впускного коллектора.
Главный тормозной цилиндр крепится к корпусу вакуумного усилителя на двух шпильках. На штуцеры в верхней части цилиндра надеты шланги, по которым в цилиндр подается жидкость из тормозного бачка. На бачке нанесены метки максимального и минимального уровней жидкости, а в крышке смонтировано сигнальное устройство с поплавком, замыкающим контакты при понижении уровня жидкости. Винты в нижней части цилиндра ограничивают перемещение поршней. Винты уплотнены медными или алюминиевыми прокладками. В передней части цилиндра (по ходу автомобиля) ввернута заглушка, служащая упором возвратной пружины и также уплотненная медной или алюминиевой прокладкой. В отверстия по бокам цилиндра ввернуты штуцеры тормозных трубок: в передние отверстия – контура, подводящего жидкость к передним колесам, в задние – ко всем колесам.
Тормозные механизмы нива 2131 передних колес – дисковые, с трехпоршневой плавающей скобой. Верхний поршень приводится от одного контура (вместе с поршнями рабочих цилиндров задних колес), два нижних – от другого. Блок цилиндров закреплен в суппорте на двух направляющих и зафиксирован подпружиненным фиксатором. Между блоком цилиндров и суппортом располагаются колодки: внутренняя опирается на поршни цилиндров, внешняя – на прилив суппорта. Суппорт может перемещаться в направляющей колодок, поджимаясь к ней двумя подпружиненными рычагами. Направляющая колодок жестко прикреплена двумя болтами к поворотному кулаку. От отворачивания болты фиксируются краями защитного кожуха (их отгибают на грани болтов после затяжки).
Тормозные диски – чугунные. Минимальная толщина диска при износе 9,5 мм, максимально допустимое биение (на наибольшем радиусе) – 0,15 мм. Минимально допустимая толщина накладок колодок передних тормозов – 1,5 мм.
Тормозные механизмы задних колес ваз 2121 – барабанные, с двухпоршневыми колесными цилиндрами и автоматической регулировкой зазора между колодками и барабаном. Устройство автоматической регулировки зазора расположено в колесном цилиндре и представляет собой два упругих стальных разрезных кольца (по одному на каждый поршень), установленных на поршнях с осевым зазором 1,25–1,65 мм.
Упругость кольца подобрана таким образом, чтобы оно не смещалось по зеркалу цилиндра от усилия стяжных пружин колодок (а лишь от усилия поршней). По мере износа колодок поршни при торможении перемещают кольца по цилиндрам, поддерживая постоянный расчетный зазор между колодками и барабаном. В случае повреждения зеркала поршней из-за механических примесей в тормозной жидкости или коррозии кольца и поршни могут «закиснуть» в цилиндре, потеряв подвижность. В этом случае необходимо заменить цилиндры и тормозную жидкость.
Тормозные барабаны – алюминиевые, с залитыми чугунными кольцами (рабочая поверхность). Номинальный внутренний диаметр барабана ваз 2121 – 250 мм. Допускается проточка барабанов при износе. Наибольший допустимый диаметр (при износе или после проточки) – 251 мм.
Регулятор давления ваз 2131 служит для снижения тормозного усилия на задней оси, что предотвращает занос автомобиля при торможении. Он ограничивает давление в задних тормозных механизмах в зависимости от положения задней части кузова относительно дороги: при увеличении нагрузки на заднюю ось, когда сцепление задних колес с дорогой улучшается, регулятор обеспечивает большее давление в колесных цилиндрах и наоборот, с уменьшением нагрузки давление падает. Регулятор крепится двумя болтами к кронштейну в правой задней части кузова и приводится упругим рычагом, прикрепленным через тягу к балке заднего моста. С увеличением нагрузки на заднюю ось автомобиля упругий рычаг также нагружается, передавая усилие на поршень регулятора. При нажатии на педаль тормоза давление жидкости стремится выдвинуть поршень наружу, чему препятствует усилие со стороны рычага. Когда система приходит в равновесие, клапан, расположенный в регуляторе, изолирует задние тормозные цилиндры от главного тормозного, не допуская дальнейшего роста тормозного усилия на задней оси. За счет овальности отверстий в кронштейне регулятор можно поворачивать, изменяя его положение относительно рычага (см. Проверка работоспособности и регулировка привода регулятора давления задних тормозов). Для продления срока службы регулятора в защитный резиновый колпачок закладывают 5–6 г смазки ДТ-1 (или графитовой), ею же покрывают ось, через которую проходит рычаг, и выступающую часть поршня. Регулятор давления разбирать не рекомендуется, при выходе из строя его заменяют.
Привод стояночной тормозной системы нива 2121 – механический, тросовый, на задние колеса. Он состоит из рычага, переднего троса с резьбовым наконечником (со втулкой и двумя гайками), оттяжной пружины, заднего троса, его направляющей, двух рычагов и двух распорных планок – по одному (одной) на каждый тормозной механизм. Привод регулируется перемещением гаек на резьбовом наконечнике переднего троса (после регулировки гайки контрятся). Полный ход рычага после регулировки должен соответствовать подъему на 4–5 зубцов по сектору.
Конструкция тормозной системы Ваз 2121, Нива 2131
Устройство тормозной системыТормозная система Нива 2121, Нива 2131 |
Особенности тормозной системыОсобенности конструкции тормозной системы Нива 2121, Нива 2131 |
Узлы и устройство тормозов Ваз 2121, Ваз 2131
Эксплуатация и обслуживание тормозной системы нива 2121. Проверка и регулировка тормозных механизмов нива 2131.
тормозная система, проверка и ремонт
тормозная система автомобиля
vazclub.com
Тормозная система Нива ВАЗ 21213, 21214, 2131 lada 4x4
Рабочая тормозная система – гидравлическая, двухконтурная, с регулятором давления, вакуумным усилителем и датчиком недостаточного уровня жидкости в бачке главного тормозного цилиндра. Один контур связан с рабочими цилиндрами передних и задних колес, другой контур – только с рабочими цилиндрами передних колес. В нормальном режиме (когда система исправна) работают оба контура. При отказе (разгерметизации) одного из контуров второй обеспечивает торможение автомобиля, хотя и с меньшей эффективностью.
Педаль тормоза – подвесного типа, закреплена на одной оси с педалью сцепления, вращается в двух пластмассовых втулках, снабжена возвратной пружиной. Над педалью расположен выключатель стоп-сигналов; его контакты замыкаются при нажатии педали. Свободный ход педали тормоза должен составлять 3–5 мм (регулировку см. в разделе Вакуумный усилитель и регулировка педали).
Для снижения усилия на педали тормоза служит вакуумный усилитель, использующий разрежение во впускном коллекторе работающего двигателя. Он расположен между толкателем педали и главным тормозным цилиндром и крепится гайками к кронштейну на переднем щите в моторном отсеке. Усилитель – неразборный, при выходе из строя его заменяют (на старых моделях усилитель – от ВАЗ-2108, на более новых моделях установлен усилитель размерности 9 дюймов вместо 8 ). Простейшая проверка: на автомобиле с неработающим двигателем несколько раз нажимаем на педаль тормоза и, удерживая педаль нажатой, пускаем двигатель. При исправном усилителе после пуска двигателя педаль должна уйти вперед. Помните, что отказ в работе или недостаточная эффективность вакуумного усилителя могут быть вызваны и негерметичностью шланга, отбирающего разрежение из впускного коллектора.
Главный тормозной цилиндр крепится к корпусу вакуумного усилителя на двух шпильках. На штуцеры в верхней части цилиндра надеты шланги, по которым в цилиндр подается жидкость из тормозного бачка. На бачке нанесены метки максимального и минимального уровней жидкости, а в крышке смонтировано сигнальное устройство с поплавком, замыкающим контакты при понижении уровня жидкости. Винты в нижней части цилиндра ограничивают перемещение поршней. Винты уплотнены медными или алюминиевыми прокладками. В передней части цилиндра (по ходу автомобиля) ввернута заглушка, служащая упором возвратной пружины и также уплотненная медной или алюминиевой прокладкой. В отверстия по бокам цилиндра ввернуты штуцеры тормозных трубок: в передние отверстия – контура, подводящего жидкость к передним колесам, в задние – ко всем колесам.
Тормозные механизмы передних колес – дисковые, с трехпоршневой плавающей скобой. Верхний поршень приводится от одного контура (вместе с поршнями рабочих цилиндров задних колес), два нижних – от другого. Блок цилиндров закреплен в суппорте на двух направляющих и зафиксирован подпружиненным фиксатором. Между блоком цилиндров и суппортом располагаются колодки: внутренняя опирается на поршни цилиндров, внешняя – на прилив суппорта. Суппорт может перемещаться в направляющей колодок, поджимаясь к ней двумя подпружиненными рычагами. Направляющая колодок жестко прикреплена двумя болтами к поворотному кулаку. От отворачивания болты фиксируются краями защитного кожуха (их отгибают на грани болтов после затяжки).
Тормозные диски – чугунные. Минимальная толщина диска при износе 9,5 мм, максимально допустимое биение (на наибольшем радиусе) – 0,15 мм. Минимально допустимая толщина накладок колодок передних тормозов – 1,5 мм.
Тормозные механизмы задних колес – барабанные, с двухпоршневыми колесными цилиндрами и автоматической регулировкой зазора между колодками и барабаном. Устройство автоматической регулировки зазора расположено в колесном цилиндре и представляет собой два упругих стальных разрезных кольца (по одному на каждый поршень), установленных на поршнях с осевым зазором 1,25–1,65 мм.
Упругость кольца подобрана таким образом, чтобы оно не смещалось по зеркалу цилиндра от усилия стяжных пружин колодок (а лишь от усилия поршней). По мере износа колодок поршни при торможении перемещают кольца по цилиндрам, поддерживая постоянный расчетный зазор между колодками и барабаном. В случае повреждения зеркала поршней из-за механических примесей в тормозной жидкости или коррозии кольца и поршни могут «закиснуть» в цилиндре, потеряв подвижность. В этом случае необходимо заменить цилиндры и тормозную жидкость.
Тормозные барабаны – алюминиевые, с залитыми чугунными кольцами (рабочая поверхность). Номинальный внутренний диаметр барабана – 250 мм. Допускается проточка барабанов при износе. Наибольший допустимый диаметр (при износе или после проточки) – 251 мм.
Регулятор давления служит для снижения тормозного усилия на задней оси, что предотвращает занос автомобиля при торможении. Он ограничивает давление в задних тормозных механизмах в зависимости от положения задней части кузова относительно дороги: при увеличении нагрузки на заднюю ось, когда сцепление задних колес с дорогой улучшается, регулятор обеспечивает большее давление в колесных цилиндрах и наоборот, с уменьшением нагрузки давление падает. Регулятор крепится двумя болтами к кронштейну в правой задней части кузова и приводится упругим рычагом, прикрепленным через тягу к балке заднего моста. С увеличением нагрузки на заднюю ось автомобиля упругий рычаг также нагружается, передавая усилие на поршень регулятора. При нажатии на педаль тормоза давление жидкости стремится выдвинуть поршень наружу, чему препятствует усилие со стороны рычага. Когда система приходит в равновесие, клапан, расположенный в регуляторе, изолирует задние тормозные цилиндры от главного тормозного, не допуская дальнейшего роста тормозного усилия на задней оси. За счет овальности отверстий в кронштейне регулятор можно поворачивать, изменяя его положение относительно рычага . Для продления срока службы регулятора в защитный резиновый колпачок закладывают 5–6 г смазки ДТ-1 (или графитовой), ею же покрывают ось, через которую проходит рычаг, и выступающую часть поршня. Регулятор давления разбирать не рекомендуется, при выходе из строя его заменяют.
Привод стояночной тормозной системы – механический, тросовый, на задние колеса. Он состоит из рычага, переднего троса с резьбовым наконечником (со втулкой и двумя гайками), оттяжной пружины, заднего троса, его направляющей, двух рычагов и двух распорных планок – по одному (одной) на каждый тормозной механизм. Привод регулируется перемещением гаек на резьбовом наконечнике переднего троса (после регулировки гайки контрятся). Полный ход рычага после регулировки должен соответствовать подъему на 4–5 зубцов по сектору.
lada-niva.ru
Прокачка тормозной системы Нива 2121, Нива 2131
Ремонт тормозных механизмов, особенности разборки и сборки тормозных механизмов нива 2131, порядок замены тормозных колодок нива 2121, этапы снятия и установки тормозных цилиндров. Инструкции по ремонту тормозных механизмов нива 2131, ваз 2121. Прокачка тормозов Устройство тормозных механизмов Нива 2121, Нива 2131, ремонт своими руками ремонт тормозной системы тормозная система автомобиляРаботу выполняем вдвоем с помощником на смотровой канаве или подъемнике.
Прокачка тормозов необходима при замене тормозной жидкости, а также для удаления воздуха, попавшего в гидропривод при ремонте или замене отдельных узлов тормозной системы ваз 2121. Воздух удаляем сначала из одного контура системы, потом из другого. Начинаем прокачку с правого заднего колесного цилиндра.
Снимаем колпачок с прокачного штуцера заднего тормозного цилиндра ваз 2131.
Надеваем на штуцер прозрачный шланг ваз 2131, опустив его свободный конец в сосуд.
Помощник нажимает на педаль тормоза три-четыре раза с интервалом одна-две секунды и удерживает педаль нажатой. Ключом «на 8» отворачиваем на 1/2–3/4 оборота штуцер прокачки. При этом часть тормозной жидкости и воздух вытесняются в сосуд, а педаль опускается до пола. Пузырьки воздуха хорошо видны в прозрачном шланге. Заворачиваем штуцер прокачки нива 2121 и повторяем эту операцию до тех пор, пока полностью не прекратится выход пузырьков воздуха. При удалении воздуха из системы следим за уровнем жидкости в бачке главного тормозного цилиндра и при необходимости доливаем ее. Аналогично прокачиваем левый задний колесный цилиндр. Затем удаляем воздух из верхних штуцеров левого и правого блоков цилиндров передних колес ваз 2121.
Снимаем колпачок верхнего штуцера блока тормозных цилиндров переднего колеса (для наглядности колесо снято).
Прокачиваем передние тормозные цилиндры одного контура.
Для прокачки другого контура удаляем воздух из нижних штуцеров блоков цилиндров передних колес в произвольном порядке.
Снимаем колпачок с нижнего штуцера блока тормозных цилиндров переднего колеса.
Прокачиваем другой контур.
При отсутствии воздуха в системе тормозная педаль нива 2131 должна быть «жесткой», т.е. при нажатии проходить не более половины расстояния до пола.
Тормозные механизмы Ваз 2121, Нива 2131
Прокачка тормозовПрокачка тормозной системы Нива 2121, Нива 2131 |
Передние тормозные колодкиЗамена передних тормозных колодок Нива 2121, Нива 2131 |
Задние тормозные колодкиСнятие и установка задних тормозных колодок Нива 2121, Нива 2131 |
Замена бачка тормозного цилиндраСнятие и установка бачка главного тормозного цилиндра Нива 2121, Нива 2131 |
Замена главного тормозного цилиндраСнятие и установка главного тормозного цилиндра Нива 2121, Нива 2131 |
Замена вакуумного усилителя тормозовСнятие и установка вакуумного усилителя тормозов Нива 2121, Нива 2131 |
Сборка и разборка переднего тормозного механизмаРазборка и сборка переднего тормозного механизма Нива 2121, Нива 2131 |
Передний тормозной шлангЗамена переднего тормозного шланга Нива 2121, Нива 2131 |
Замена заднего цилиндраСнятие и установка заднего колесного цилиндра Нива 2121, Нива 2131 |
Задние тормозные шланги заменаСнятие и установка заднего тормозного шланга Нива 2121, Нива 2131 |
Тормозные трубки и тройники балкиЗамена тормозных трубок и тройника балки заднего моста Нива 2121, Нива 2131 |
Проверка регулятора задних тормозовПроверка и регулировка регулятора давления задних тормозов Нива 2121, Нива 2131 |
Регулятор давления тормозов и его приводСнятие и установка регулятора давления задних тормозов Нива 2121, Нива 2131 |
Регулировка ручной тормозной системыСнятие и установка узлов стояночной тормозной системы Нива 2121, Нива 2131 |
Педальный узелCнятие и разборка, установка и сборка педального узла Нива 2121, Нива 2131 |
Узлы и устройство тормозов Ваз 2121, Ваз 2131
Эксплуатация и обслуживание тормозной системы нива 2121. Проверка и регулировка тормозных механизмов нива 2131.
тормозная система, проверка и ремонт
тормозная система автомобиля
vazclub.com
Схема работы тормозов авто ваз 21214 НИВА
1. Тормозные колодки2. Ось прижимного рычага3. Направляющая колодок4. Прижимной рычаг суппорта5. Суппорт тормоза6. Уплотнительное кольцо поршня7. Поршни колесных цилиндров первичного контура8. Тормозной шланг вторичного контура9. Блок цилиндров10. Тормозной диск11. Поршень привода первичного контура главного цилиндра12. Бачок гидропривода тормозов13. Подвижный контакт14. Неподвижный контакт15. Поплавок16. Вакуумный клапан17. Корпус клапана вакуумного усилителя18. Диафрагма19. Шпилька усилителя20. Буфер штока21. Крышка корпуса усилителя22. Клапан вакуумного усилителя23. Возвратная пружина корпуса клапана24. Толкатель клапана25. Оттяжная пружина педали26. Выключатель стоп-сигнала27. Наконечник выключателя стоп-сигнала28. Педаль тормоза29. Пружина клапана30. Поршень31. Возвратная пружина корпуса клапана32. Шток33. Уплотнитель штока34. Уплотнительное кольцо35. Ограничительный винт хода поршня36. Втулка37. Поршень привода вторичного контура38. Уплотнитель39. Трубопровод вторичного контура40. Тормозные колодки41. Поршень колесного цилиндра42. Уплотнитель поршня43. Упорные кольца44. Рычаг привода регулятора давления45. Уплотнительное кольцо46. Тарелка пружины47. Уплотнитель головки поршня48. Втулка корпуса49. Поршень регулятора давления50. Пробка корпуса регулятора давления51. А-Вакуумная полость52. В-Канал, соединяющий атмосферную полость с внутренней полостью корпуса клапана53. С-Канал, соединяющий внутреннюю полость корпуса клапана с вакуумной полостью54. D-Атмосферная полость55. К-Квпускной трубе двигателя56. I.Педаль не нажата57. II.Растормаживание58. III.Торможение
Прокачка тормозов.
Прокачка тормозов необходима при замене тормозной жидкости, а также для удаления воздуха, попавшего в гидропривод при ремонте или замене отдельных узлов тормозной системы ваз 2121.Воздух удаляем сначала из одного контура системы, потом из другого. Начинаем прокачку с правого заднего колесного цилиндра.
Снимаем колпачок с прокачного штуцера заднего тормозного цилиндра ваз 2131.
Надеваем на штуцер прозрачный шланг ваз 2131, опустив его свободный конец в сосуд.
Помощник нажимает на педаль тормоза три-четыре раза с интервалом одна-две секунды и удерживает педаль нажатой. Ключом «на 8» отворачиваем на 1/2–3/4 оборота штуцер прокачки. При этом часть тормозной жидкости и воздух вытесняются в сосуд, а педаль опускается до пола. Пузырьки воздуха хорошо видны в прозрачном шланге. Заворачиваем штуцер прокачки нива 2121 и повторяем эту операцию до тех пор, пока полностью не прекратится выход пузырьков воздуха.При удалении воздуха из системы следим за уровнем жидкости в бачке главного тормозного цилиндра и при необходимости доливаем ее.Аналогично прокачиваем левый задний колесный цилиндр. Затем удаляем воздух из верхних штуцеров левого и правого блоков цилиндров передних колес ваз 2121.
Снимаем колпачок верхнего штуцера блока тормозных цилиндров переднего колеса (для наглядности колесо снято).
Прокачиваем передние тормозные цилиндры одного контура.
Для прокачки другого контура удаляем воздух из нижних штуцеров блоков цилиндров передних колес в произвольном порядке.
Снимаем колпачок с нижнего штуцера блока тормозных цилиндров переднего колеса.
Прокачиваем другой контур.
При отсутствии воздуха в системе тормозная педаль нива 2131 должна быть «жесткой», т.е. при нажатии проходить не более половины расстояния до пола.
spbdc4u.ru
Тормоза Нивы | Джип клуб Пилигрим г. Геленджик
Полноприводный автомобиль повышенной проходимости «Нива» — современная скоростная и комфортабельная машина. А значит, все самые высокие современные требования к тормозам — их эффективности и надежности, к устойчивости машины при торможении и способности ее сохранять направление движения (оставаться в «коридоре» шириной 3,5—3,6 м) полностью относятся и к ВАЗ—2121. На «Ниве», как и на других автомобилях ВАЗ, выбрана схема с передними дисковыми и задними барабанными тормозами. У полноприводной машины колесная база короче, а центр тяжести, естественно, выше, чем у «жягулей». И при. торможении эти измененные параметры дают о себе знать: у ВАЗ —2121 перераспределение нагрузки между осями, разгрузка задних и перегрузка передних происходят более резко. И из-за этого на «Ниве» нельзя было использовать традиционную для завода схему раздельного гидропривода тормозов. Один задний контур не обеспечивал бы достаточно эффективного торможения, остановочный путь оказался бы слишком велик. Поэтому на «Ниве» применили такую схему гидропривода, при которой в любом случае будут работать передние дисковые тормоза.
Два рабочих тормозных цилиндра каждого переднего колеса соединены с одной полостью главного тормозного цилиндра и образуют первичный контур, а третьи цилиндры каждого переднего колеса вместе с рабочими цилиндрами задних, барабанных тормозов — вторичный. Во время испытаний «Нивы» на соответствие ОСТ 37.001.016-70 и международным требованиям ЕЭК ООН полностью нагруженный автомобиль при отключении любого контура тормозов имел остановочный путь со скорости 80 км/ч всего 53 — 60 м при норме 90,1 м.
Вы знаете, что на современных автомобилях для улучшения управляемости и безопасности стремятся возможно уменьшить и даже сделать отрицательным плечо обкатки. Эта мера неизбежно требует более плотной компоновки ступиц, а главное, колесных тормозных механизмов. Одно из лучших решений задачи — дисковые тормоза с подвижной (плавающей) скобой. На ВАЗ — 2121 впервые в отечественном автомобилестроении применена такая конструкция. В результате на «Ниве» положительное плечо обкатки уменьшено до 24 мм.
В хорошо знакомых нашим автомобилистам дисковых тормозах с неподвижной скобой (все «жигули», «Москвич— 2140») рабочие цилиндры тормозов расположены с обеих сторон диска, и колодки прижимаются к нему каждая своим поршнем. У ВАЗ — 2121 все три рабочих цилиндра находятся с одной стороны диска. Когда вы нажимаете на тормозную педаль, усилие передается жидкостью во все стороны равномерно. Действуя на поршни рабочих цилиндров и прижимая к диску тормозные колодки с внутренней стороны, оно одновременно воздействует на днища цилиндров, смещает плавающую скобу внутрь и прижимает к диску связанную со скобой наружную колодку. Выбранная конструкция позволила, как видно из рисунка, значительно сократить размеры наружной части суппорта, легче вписать его в диск Колеса и получить значительно меньшее плечо обкатки. В переднем тормозе «Нивы» колодки 1 установлены с обеих сторон тормозного диска 12 в пазах направляющей 2. Верхняя кромка их выполнена по дуге и соответствует прилегающей поверхности суппорта 9. Суппорт сборный — в чугунное основание на шипах запрессован трехцилиндровый алюминиевый блок 11 цилиндров. Суппорт прижимается к тормозным колодкам, а те к направляющей 2 при помощи двуплечих рычагов 3. Рычаги под действием пружин 4 поворачиваются на бочкообразных пальцах 10. В результате достигается контакт рабочих поверхностей рычага и суппорта по всей длине.
Суппорт при перемещении ориентируется по тормозным колодкам, и поэтому их металлическая основа делается с большой точностью, особенно по высоте. Учтите, применение любых иных колодок, даже от «жигулей», может привести к нарушениям в работе тормозов и потому категорически запрещается. Мы уже говорили о более значительном, чем на других моделях ВАЗа, перераспределении нагрузки между осями при торможении «Нивы». Оно заставило принять меры для более резкого сбрасывания давления в задних тормозах, чтобы исключить их блокировку, вызывающую занос. Характеристика регулятора давления ВАЗ—2121 иная, чем у «жигулей», и достигнуто это уменьшением диаметра головки поршня регулятора с 19 до 17 мм. Чтобы можно было отличить такой регулятор по виду, на хвостовике поршня под защитным колпачком сделана кольцевая проточка.
По многим остальным узлам тормозной системы «Нива» в основном унифицирована с другими моделями завода. Это прежде всего задние тормоза, отличающиеся от стоящих на ВАЗ—2101 только тормозным щитом, барабаном и расстоянием от рабочей поверхности до привалочной плоскости, а также главный тормозной цилиндр, все отличие которого заключается в угловых штуцерах к шлангам тормозного бачка (вместо вертикальных). Вакуумный усилитель, задние тормозные шланги, тормозной бачок с аварийной сигнализацией, сама тормозная педаль — совершенно такие же, как у ВАЗ—2103 и ВАЗ —2106. Подробно об устройстве и работе вакуумного усилителя журнал писал в 1974 году (№ 9, стр. 14 — 15). Но не лишне вспомнить основные рабочие положения его деталей, чтобы лучше представить себе взаимодействие элементов тормозной системы.
Положение I. Двигатель работает,педаль не нажата, Полости А и Г усилителя соединены открытым каналом Б, зазором между седлом и воздушным клапаном и каналом В. Поршень 2 пружиной 4 прижат к воздушному клапану б — воздух в усилитель не поступает. Давление по обе стороны диафрагмы 7 одинаково — усилитель не работает.
Положение II. Двигатель работает, педаль нажата. Толкатель 5 перемещается влево вместе с подвижной частью клапана 6. Перекрывается канал Б. Перемещаясь дальше влево, толкатель отводит поршень 2 от клапана б, и между ними открывается зазор. Через него и канал В полость Г поступает воздух. Разница в давлении между полостями А (разрежение) и Г (атмосферное давление) создает силу, складывающуюся с силой давления ноги на педаль. Усилитель работает.
Положение III, Если приостановить давление на педаль в среднем положении, не доводя ее «до упора», корпус 8 клапана и прижатый к нему пружиной 3 клапан 6 под действием разницы давлений в полостях А и Г продвинутся еще несколько левее, до упора в ограничитель 1. Канал В будет перекрыт, и воздух в полость Г перестанет поступать, а значит и давление на тормозную жидкость не будет возрастать. При резком, аварийном торможении зазор между поршнем 2 и клапаном б сохраняется все время, воздух непрерывно поступает в полость Г, и давление на тормозную жидкость нарастает. Таким образом, клапан б, прижимаемый пружиной то к поршню 2, то к ограничителю 1, как бы следит за усилием на педали тормоза, позволяя тормозить с небольшим усилием ноги, но с любой интенсивностью.
Положение IV. Давление на педаль полностью прекращено. Все детали Под действием пружин 9 и 3 занимают положение I, воздух перестает поступать, в обеих полостях вновь создается одинаковое разрежение.
Система тормозных трубопроводов передних колес у «Нивы» иная, чем у всех других ВАЗов. Шлангов стало четыре, они длиннее и защищены от механических повреждений пластмассовой спиральной оболочкой. Оригинальна и трасса стояночного тормоза. На машинах 1977 года промежуточное крепление его оболочки было на кузове. При такой конструкции из-за больших перегибов иногда возникали изломы заделки оболочки в тормозном щите. Теперь этот дефект изжит — крепление перенесено на балку заднего моста.
В заключение несколько советов по эксплуатации. Систематически контролируйте состояние колодок передних тормозов и их износ. Толщина накладок 1,5 мм — это крайний предел, при котором колодки надо немедленно заменить. Дальнейшая езда, особенно по грязным и пыльным дорогам, может вызвать задиры диска и даже утерю колодок, и отказ тормозов. Не забывайте при мытье автомобиля о передних колесах и очищайте не только наружную часть диска, но и тормозные механизмы. И еще. У «Нивы» иной раз очень трудно снять тормозной барабан с полуоси. Советую слегка, очень аккуратно смазать посадочные места барабанов составом ЛСЦ-15 или графитной смазкой до того, как появится коррозия. При этом, конечно, проследите, чтобы смазка не попала на фрикционные поверхности. Надеемся, что знание тормозной системы поможет вам лучше эксплуатировать вашу «Ниву».
Смотрите также:Тормозная система UAZ Hunter. Особенности конструкцииПроверка тормозной системы. УАЗ-HunterТехника безопасности при ремонте
piligrim4x4.ru
ВАЗ 21213 | Неисправности тормозной системы
НЕИСПРАВНОСТЬ
ПРИЧИНА
automn.ru