Зазор на свечах зажигания на ваз 21093


Ваз 2109: черный нагар на свечах - в чем причина | MasteraVAZa

Свечки ваз 2109 покрытые черным нагаром

В бензиновых моторах свечи зажигания выполняют основную роль при запуске и стабильной работе. Одна из наиболее эффективных методик диагностики мотора – по внешнему виду свечей, выкрученных из него.Поэтому когда вы обнаруживаете на ваз 2109 черные свечи стоит задуматься, о чем это может сигнализировать. Потому что цвет керамического изолятора свечки служит хорошим индикатором процессов происходящих в каждом цилиндре.Разобраться, что к чему по свечкам вам поможет наша инструкция.

Устройство свечки и назначение

Свеча зажигания является устройством, которое предназначено для воспламенения искрой смеси топлива с воздухом (фото ниже), которая попадает в камеры сгорания мотора.Работа их происходит так:

  • Ток высокого напряжения (достигает 40.000 Вольт) передаётся через высоковольтные броне провода от катушки, через трамблер, к свече зажигания
  • Он вызывает возникновение меду электродами свечи искрового разряда
  • Этот разряд воспламеняет смесь топлива и воздуха в цилиндре в конце такта ее сжатия

Переходим к устройству

Составляющие элементы автомобильной свечи

 Итак:

  • Контактный наконечник  нужен для крепления высоковольтного броне провода на свечке
  • Изолятор изготовлен из высокопрочной керамики на основе оксида алюминия, которая выдерживает температуру до 1000 градусов и напряжение электрического тока до 60.000 Вольт
  • Он необходим для полной изоляции внутренних частей свечи (таких как центральный электрод) от корпуса
  • Фактически разделяет «плюс» и «минус»
  • Изолятор имеет в верхней части несколько кольцевых канавок и покрыт специальной глазурью, которая служит для того, чтобы предотвращать утечку тока
  • На конце, погружаемом в камеру сгорания, изолятор выполнен в форме конуса, это называется «тепловой конус»
  • Конус может выступать за пределы резьбы корпуса ( в «горячих свечах»), и бывает утопленным в корпус (в «холодных» свечах)
  • Сам корпус свечи изготавливается из стали, и служит для ввертывания свечки в головку блока цилиндров и отвода тепла от электрода и изолятора
  •  Кроме этого он работает как проводник «массы» машины к боковому электроду свечки
  • Наконечник центрального электрода изготовлен из жаростойкого сплава железа с никелем, сердечник его выполнен из меди и другого металла (поэтому называется биметаллическим электродом)
  • Он служит проводником электрического тока для возникновения искры и является самой горячей деталью свечки
  • Боковой электрод изготовлен, из жаропрочной стали, имеющей примеси никеля и марганца
  • Некоторых свечи имеют несколько боковых электродов в целях улучшения искрообразования
  • Существуют свечки с биметаллическими боковыми электродами (железо с медью, например), которые имеют увеличенный срок службы и лучшую теплопроводность
  • Боковой электрод играет роль минуса (массы) и нужен, чтобы обеспечить образование искры между центральным электродом и ним
  • Помехоподавляющий резистор выполнен из керамики
  • Основная функция подавления радиопомех
  • Его соединение с центральным электродом герметизируется специальным герметиком
  • Резистор присутствует не во всех свечках зажигания (к примеру, в А17ДВ резистора нет, а вот А17ДВР содержит резистор)
  • Уплотнительное кольцо сделано из металла
  • Оно необходимо для уплотнения контакта свечки с посадочным гнездом, расположенным в головке блока
  • Уплотнительное кольцо присутствует лишь на свечах, имеющих плоскую контактную поверхность
  • Свечки, имеющие конусную контактную поверхность, выпускаются без уплотнительного кольца
  • На картинке вверху показана свечка, с плоской поверхности и уплотнительным колечком

Зазор между электродами

Двигатель любого легкового автомобиля наиболее эффективно работает лишь при определенном зазоре, который выставляется между электродами свечей.Следует знать:

  • Что зазор в свечках зажигания должен строго соответствовать условиям заводской инструкции прилагаемой к автомобилю
  • Если зазор меньше необходимого, искра, проскакивающая между электродами, выходит короткая и слабая, от этого сгорание топливной смеси сильно ухудшается, отсюда может возникать на ваз 2109 нагар на свечах
  • Если зазор больше нормы, увеличивается напряжение, которое нужно для пробивания искрой воздушного промежутка, который существует между электродами свечки, искры при этом может пропасть вообще, либо она будет слишком слабая
  • Измерять зазор рекомендуется с помощью специального круглого щупа (заметьте не плоского, как делают многие) необходимого диаметра
  • При применении плоского щупа, размер зазора будет неточным
  •  В процессе работы свечки происходит перенос металла с электрода на электрод
  • Поэтому на одном электроде через какое-то время появляется ямка, на другом электроде бугорок
  • Именно поэтому чтобы точно измерить зазоры годятся лишь круглые щупы
  • Регулировка зазоров осуществляется через подгибание бокового электрода
  • Зазор между электродами регулируют только подгибанием «массового» бокового электрода
  • Тут специалиста искать нет необходимости, вы легко это сделаете своими руками
  • Когда наступают холода, чтобы снизить пробивное напряжение зазор обычно уменьшают на 1 – 2 десятых доли миллиметра
  • Тогда при запуске мотора стартером в мороз, он быстрее будет заводиться

Калильное число

Принято Калильным числом называть тепловую характеристику свечки (ее способность противостоять перегреву). В каждом типе двигателя применяется свеча зажигания, имеющая строго определенное калильное число.Свечки подразделяются на холодные (имеющие высокое калильное число), соответственно им — горячие (имеющие низкое калильное число).Зачем учитывать калильное число при подборе свечей на замену:

  • Калильное число зависит от материала изолятора и размерами его нижней части (горячие свечи имеют более длинную часть)
  • Свечи отечественных производителей имеют значения калильного числа в пределах от 11 и до 23, а значение калильного числа зарубежных индивидуальны для каждого производителя
  • Если не смотреть на это, при замене свечей, тогда воздушно топливная смесь, попадающая в цилиндры, начинает поджигаться преждевременно, от раскаленного корпуса, а не от электрической искры
  • Мотор в этом случае начинает «звенеть» под загрузкой, (начинается детонация, «стучат пальцы») как будто неверно выставлен угол опережения зажигания
  • Мотор также продолжает работать некоторое время после выключения зажигания
  • В таком случае важно поменять свечки, на более холодные модели
  • И, наоборот, постоянно возникающий черный нагар на электродах, при исправном моторе, говорит о неправильном калильном числе свечей
  • Выглядят правильно подобранные свечки чистыми, а нагар в нижней части имеет светло-коричневый цвет, температурный режим у нее 600-800градусов
  • В таком случае, свечка самоочищается, а масло, которое попадает на нее, сразу выгорает, и нагар на ней не образуется
  • Когда температура работы ниже 600градусов (как при движении в городе), свеча быстро покрывается нагаром, превышение температуры сверх 800градусов (движении на скоростных режимах) тогда возникает калильное зажигание (воспламенение смеси от раскаленного корпуса свечки)
  • Исходя из этого, подбираем свечки для двигателя своего автомобиля согласно рекомендации завода-производителя

Неисправности свечей зажигания непременно приводят к проблемам в работе мотора автомобиля:

  • Например, появление неустойчивого холостого хода (когда мотор «троит», плавают обороты)
  • Возникновение провалов, рывков, и подергиваний, теряется мощность и приемистость
  • Затрудняется запуск (и холодный и на горячую) все это является следствием применения дефектных свечей

Хорошо, что определить неисправности свечей не сложно даже без специального оборудования. Просто надо вывернуть их из мотора и внимательно осмотреть.Такая процедура является одновременно и диагностикой двигателя, так как показывает, что происходит внутри. Далее приводим список основных, постоянно встречающихся, неисправностей, среди которых вы можете найти свою.

Трещины на изоляторе

Ясно различимые трещины либо сколы на изоляторе свечки зажигания требуют ее немедленной замены:

  • Они появляются как в верхней части изолятора, так и внутри на тепловом  конусе, расположенном вокруг центрального электрода
  • Причина их появления — либо естественный  износ в процессе длительной эксплуатации, но чаще плохое качество изготовления изолятора, в результате несоблюдения технологии изготовления (изначально заметный выпуклый продольный шов соединения его половинок)
  • Трещины могут появиться от детонации, возникающей от неправильно настроенного угла опережения зажигания, от использования некачественного топлива (не подходящего по октановому числу) либо несоответствие калильного значения для вашего двигателя
  • Когда используются свечки с треснувшим изолятором, происходит утечка тока корпус свечки (ее «массу»), происходит «пробой»
  • Сила искрового разряда, проскакивающего между электродами, снижается, а может и вообще пропасть искра
  • От этого получается неустойчивый холостой ход, а так же возникают провалы при трогании с места, потеря мощности либо невозможность запуска
  • Чтобы обнаружить микротрещины, которые невооруженным глазом незаметны, можно обнаружить, если смотреть на свечки при запущенном моторе в темноте
  • Если видны разряды, обтекающие изолятор, это означает, что свечи пора заменить
  • Чтобы предупредить появление трещин изолятора рекомендуется своевременно производить замену
  • Периодичность замены для ваз2109 составляет 15тысяч километров пробега
  • Загрязнение изолятора зачастую имеет в основе трещины
  • В этих трещинах начинает скапливаться нагар, который образует в ваз 2109 черный нагар на свечке (либо на тепловом конусе, находящемся вокруг главного электрода), либо в точках «пробоя» появляются рыжие пятна (с наружной части изолятора)
  • Применение таких свечей имеет аналогичные последствия для работы мотора как уже описано выше
  • Обычное загрязнение в верхней части изолятора, которое не влияет на работу свечки, необходимо удалить, протерев их

Черный нагар на электродах

На ваз 21093 нагар на свечах черный, появляется на боковом электроде, и на центральном, покрывает тепловой конус изолятора.Причины этому такие:

  • Либо калильное число их не соответствует двигателю, поэтому не происходит самоочищение в процессе работы
  • Слишком богатая горючая смесь, из-за плохой регулировки карбюратора, либо засоренного воздушного фильтра
  • Возможно, неправильно отрегулирован угол опережения зажигания (зажигание получается слишком раннее)
  • Возникают пропуски зажигания по причине «пробития» высоковольтных проводов, либо изолятора
  • Неправильный зазор между электродами
  • На ваз 2109 свечи закопчены от длительной работы на холостых оборотах либо продолжительное передвижение автомобиля на пониженных передачах
  • Использование свечек с черным нагаром ухудшает запуска мотора, и повышает расход бензина, снижает мощность двигателя, вызывает нестабильный холостой ход, наблюдается повышенное дымление из глушителя
  • Обнаружив, что свечи черные, попробуйте прогнать машину на повышенных оборотах 20-30километров, затем выкрутите свечки
  • Если нагар остался, тогда следует заменить их, либо определить причину

Масло на резьбе и электродах

Появление смазки на свечках зажигания, зачастую сопровождается с черным нагаром, это свидетельствует о неполадках в работе двигателя:

  • Возможно, износились маслосъемные колпачки (это еще пол беды)
  • Износились направляющие втулки клапанов, либо поршневые кольца, сами поршни, а так же цилиндры
  • Возможно засорение системы вентиляции картера, из-за этого в камеру сгорания начинает поступать лишнее масло
  • Если происходит замасливание в верхней части резьбы, это означает, что проблема с маслосъемными колпачками, если нижней части и электродов, тогда скорее всего неисправны поршневые кольца
  • Такая неисправность обычно хорошо ощутима, из-за потери мощности и приемистости мотора, повышения расхода горючего и смазки, затрудненного пуска, неустойчивого ХХ двигателя, а так же дымлением из глушителя
  • Чтобы выявит причину такой неисправности необходимо замерить компрессию в цилиндрах
  • В лучшем случае прочистите вентиляцию картера, либо произведете промывку цилиндров присадкой для устранения залегания колец
  • В худшем – капитальный ремонт

Топливо на электродах и в резьбе

Появляется, когда при неисправном карбюраторе «заливает» свечи топливом. Чаще всего, горючая смесь, которая попадает в цилиндры, излишне обогащается из-за, неверно отрегулированного уровня бензина в поплавковой камере, либо неисправности связанной с игольчатым клапаном.Поэтому следует сразу же проверить и отрегулировать карбюратор при необходимости, потому что из-за постоянного заливания свечей затрудняется запуск мотора.

Появился белый или светло-серый налет

Когда обнаружили в ваз 2109 на свечах нагар светло-серого либо белого цвета, причины его возникновения такие:

  • Свечка зажигания установлена слишком «горячая»
  • Ее калильное число слишком низкое, она просто не подходит к вашему двигателю
  • Возможно возникновение калильного зажигания
  • Возможно, бедная воздушно — топливная смесь, которая получается при плохо отрегулированном карбюраторе, либо неверно поставленных жиклерах (в сторону уменьшения), возникает посторонний «подсос» воздуха
  • Причина может крыться в позднем зажигании, угол опережения получается, слишком мал
  • Продолжительное движение на повышенных оборотах двигателя
  • Вышеперечисленные причины указывают на эксплуатацию мотора в ненормальных условиях
  • Если не выявить причину появления такого нагара и не устранить ее, тогда работа мотора в этом режиме приведет к разрушению клапанов, цена ремонта возрастет

Оплавление электродов

Причина оплавления, коррозии и разрушения электродов продолжительная эксплуатация мотора с постоянной детонацией:

  • Она возникает из-за некачественного бензина (низко октанового), из-за несоответствия калильного числа (меньше чем необходимо), либо раннего зажигания
  • Запуск двигателя затруднен, слышны стуки в его работе, он часто перегревается, появляются провалы либо рывки при движении, мотор «троит»

Все с возможными неприятностями, видео поможет разобраться с непонятными моментами.

masteravaza.ru

Проект Фиеста • Просмотр темы

Не новая статья, но мне она показалась очень интересной.

Надо ли выставлять зазоры в новеньких свечах?

http://www.layert.ru/spravka/index.php? ... ID=2064284

Надо ли выставлять зазоры в новеньких свечах? У производителей этой продукции нет единого мнения. В проблеме разбираются Михаил Колодочкин и Александр Шабанов. На первый взгляд никакой проблемы нет. Берем комплект свечей одного из «гигантов» свечного бизнеса – скажем, Bosch, Denso или NGK – и убеждаемся, что рекомендаций выставить зазоры «согласно рекомендациям фирм-производителей двигателя» там не видать, значит, покупай, ставь и езжай себе спокойно… А применяемость свечек расписана в толстенных фирменных каталогах. Но именно оттуда следует, что одна и та же свеча без всяких доделок и переделок может быть установлена на десятки самых разных моторов, что само по себе несколько странно.

А вот фирмы с менее громким именем порой дают на упаковках рекомендации выставить зазор в расчете на конкретный мотор. Дескать, сначала бери щуп и пассатижи, а только потом – свечной ключ. Кому верить?

Верить, казалось бы, следует изготовителю автомобиля – читай, его мотора. К примеру, инструкции по карбюраторному ВАЗ-21083 требуют 0,7…0,8 мм, а для впрыскового ВАЗ-2111 – 1,0…1,13 мм. Опять странности: это, что – для любых свечей? И «обычных», и многоэлектродных, и «драгоценных» – платиновых, иридиевых, серебряных? Но ведь теория (см. «Нашу справку») говорит: «Так, да не совсем!»

Странностей слишком много – пора разбираться. И если верно, что разные свечи в разных моторах требуют разного зазора, то доказать или опровергнуть это можно, анализируя работу свечей с существенно различающейся геометрией электродов. Попробуем в ходе натурного эксперимента определить оптимальный зазор для «драгоценных» свечей, у которых центральный электрод значительно тоньше, чем у обычных, и сопоставить с тем, что получится для обычных свечей. А результаты сравним с рекомендациями завода-производителя двигателя!

Стремясь максимально полно перекрыть диапазон изменения диаметра центрального электрода, мы испытали следующие комплекты свечей. Японские «иридиевые» свечи Denso Iridium Power IW20 и NGK Iridium IX BPR6EIX-11 – «рекордсмены» по части размеров: диаметры центрального электрода – 0,4 мм и 0,6 мм соответственно. Компанию им составили «платиновые» свечи Brisk Platin LR15YPP с диаметром наконечника центрального электрода 0,8 мм. Для сравнения взяли комплект обычных одноэлектродных свечей Champion RN9YC с диаметром электрода 2,5 мм. Испытания решили провести на двух моторах – карбюраторном ВАЗ-21083 и впрысковом ВАЗ-2111.

Вы спросите, корректно ли ставить одни и те же свечи и на «карбюратор», и на «впрыск»? Отвечаем: да, корректно! Ведь у свечей одного типа все различие, позволяющее ориентировать ее на тот или иной тип мотора, заключается именно в величине искрового зазора. А мы ее так и так собрались изменять!

БЕЗ МОТОРА…

Сначала посмотрим, насколько величина искрового зазора повлияет на давление прекращения искрообразования. Именно его обычно проверяют на безмоторных установках, оценивая работоспособность свечи. Мы использовали простенький прибор Э203. Предельное давление, на которое рассчитана его барокамера, – 16 атм.

Результат, в общем, не удивил. При штатных зазорах давление прекращения искрообразования у свечей с самыми тонкими центральными электродами Denso и NGK превысило этот порог, у свечей Brisk приблизилось к нему, а вот у обычной свечи Champion недотянуло, хотя и перекрыло с большим запасом требуемые пределы, определяющие работоспособность свечей. Попытка уменьшить исходные зазоры привела, конечно же, к росту верхнего предела давления у «отстающих» (лидеры и так находились за пределами возможностей приборчика). Стоило увеличить зазоры, граница возможного тут же поехала вниз. Это понятно: в барокамере – не топливовоздушная смесь, а чистый воздух, поэтому увеличение зазора при любом давлении дает рост сопротивления. Но уже ясно: степень зависимости этого параметра от величины зазора для обычных свечей куда более существенна, чем для свечей с тонкими электродами.

ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ

Еще интереснее посмотреть на саму искру… Оценим искрообразование при работе свечи в штатной системе зажигания ВАЗ-21083. Наши предыдущие исследования неоднократно подтверждали корреляцию картинок, характеризующих качество образования искры «на воздухе», с теми показателями, которые дает на этих же свечах сам мотор – под влиянием давления, температуры и т.д. Поэтому все фото выполнены «на воздухе», с одинаковой выдержкой.

Результат первого теста вполне подтвердился: в обычной свече искровой разряд не любит ни уменьшения, ни увеличения зазора относительно рекомендованного! При малых зазорах искра теряет интенсивность, а зона искрообразования сужается. А при больших зазорах искра меняет цвет, переходя из голубых тонов в красные, свидетельствующие о возможных пропусках вспышек в двигателе. Зато тонкие центральные электроды на изменение зазоров реагируют спокойнее.

Отметим забавный момент. На свечах с тонкими электродами искра не «сидит» в самом зазоре, а «облизывает» верхушку центрального электрода – так реализуется самоочистка! Это очень важно, особенно в свете качества некоторых бензинов.

ЗАЗОР И МОТОР

Как всегда, окончательный ответ на вопрос об оптимальном искровом зазоре призван дать реальный двигатель. Точнее – двигатели, карбюраторный и впрысковый. Отличие в системе зажигания у них одно – напряжение во вторичной цепи: для карбюраторного ВАЗ-2108 – около 17 кВ, для впрыскового ВАЗ-2111 – 24 кВ.

Для всех свечей приняли один и тот же диапазон изменения искрового зазора – от 0,4 мм до 1,3 мм для карбюраторного двигателя и от 0,6 до 1,4 мм для впрыскового. Для каждого варианта провели идентичные серии стендовых испытаний, в ходе которых оценили влияние величины искрового зазора на мощность и расход топлива. Естественно, не меняя каких-либо регулировок моторов. При таком раскладе разницу в поведении моторов могли внести только свечи.

За базу взяли параметры, полученные при зазорах, рекомендованных самим ВАЗом: на карбюраторном моторе 0,8 мм, на впрысковом – 1,1 мм.

Результат вновь оказался вполне ожидаемым. Четко видны оптимумы величин искровых зазоров, отклонение от которых ухудшает работу двигателя. Но – внимание! Для обычных, «толстоэлектродных» свечей (в тесте – Champion) оптимумы легли очень близко к «вазовским» рекомендациям. А вот для свечей Denso и NGK с самыми тонкими центральными электродами оптимумы ушли в сторону увеличения зазоров – около 1 мм для карбюраторного двигателя и 1,2 мм – для впрыскового. И это тоже понятно. Ведь тонкий электрод создает более высокую интенсивность электрического поля в искровом зазоре, поэтому допускает увеличение пробивного напряжения.

Что это дает, ответил последний эксперимент. На всех комплектах выставили оптимальный зазор, полученный как итог предыдущих исследований. На впрысковом моторе с каждым комплектом были сняты «моментные» характеристики – педаль в пол, и меняем обороты от холостого хода до номинала. Результат – на очередном графике. А много или мало 3…5% различия в мощности, решать вам!

Снова подтвердился сделанный ранее вывод – чувствительность свечей с тонким электродом к изменению искрового зазора гораздо меньше, чем для обычных вариантов свечей. По крайней мере, в исследованном диапазоне их изменения. И в этом – тоже большой плюс «драгоценных» (и по материалам, и по цене) свечек! Ведь в процессе износа любых электродов зазор растет, и следовательно, характеристики мотора ухудшаются. А тут пойманы сразу два зайца: снижены как скорость тепловой эрозии электродов, так и зависимость параметров мотора от величины зазора! Да и упомянутый выше фактор самоочистки электродов тоже срабатывает. Поэтому вполне возможно, что заявленные огромные ресурсы «тоненьких» свечей могут подтвердиться. А если еще само-очистку добавить?

О ПОЛЬЗЕ ВЗАИМНОСТИ

Так кто же должен ручаться за величину искрового зазора – производитель двигателя или изготовитель свечи? Наше мнение – инициатива должна исходить от «свечного мастера», но все свечи должны быть рекомендованы к применению заводом-изготовителем мотора. Как говорится, рассчитываем на взаимность!

И последнее: считаем, что проверять перед установкой искровой зазор, хотя бы визуально, все-таки надо! В первую очередь, это касается «дешевых» образцов, происхождение которых не всегда понятно. Бывает, брак проскочит, бывает, случайно кто-нибудь уронит свечку или, или ударит боковой электрод и подогнется. Да и допуск по зазору для изделий некоторых фирм – чуть не 0,15 мм – очень много! Так что, прежде чем хвататься за свечной ключ, посмотрите на свечку.

ГЕОМЕТРИЯ ИСКРОВОГО ЗАЗОРА И ПОКАЗАТЕЛИ ДВИГАТЕЛЯ

Интенсивность поджога топливовоздушной смеси влияет и на пусковые характеристики, и на мощность, и на расход топлива (ЗР, 2005, № 10; ЗР, 2006, № 1). Чем больше зазор, тем больше напряжение, при котором произойдет пробой – и тем выше будет мощность искрового разряда. Важно только, чтобы напряжение пробоя не превысило вторичного напряжения в контуре зажигания, причем в самых сложных условиях работы (при низкой температуре, при пуске при разряженном аккумуляторе и пр.).

Напряжение пробоя зависит от размера и геометрии искрового зазора. А кроме того – от давления и температуры в цилиндре, состава топливовоздушной смеси, температуры электродов, формы камеры сгорания. И условия меняются не только от мотора к мотору, но и для одного и того же мотора для разных режимов работы.

От зазора – к размерам электродов. У обычных свечей с электродами из хромоникелевого сплава центральный электрод довольно толстый – около 2,5 мм. Меньше не получается – тепловая эрозия лихо «съедает» более тонкие электроды, уменьшая ресурс свечей. Уже давно спортсмены заметили: изменив геометрию зазора (уменьшив тем самым зону искрообразования), можно получить прибавку мощности. Для этого затачивали на конус центральный электрод и заостряли кромку бокового. Естественно, это резко уменьшало ресурс свечей. Сегодня этот принцип реализуется на новом уровне – применением тугоплавких металлов (платины, иттрия, иридия). Из такого металла выполняется напайка на электрод, чтобы защитить его от тепловой эрозии. Это позволило резко уменьшить диаметр центрального электрода. В рекордсмены вышла фирма Denso, применив центральный электрод диаметром 0,4 мм! (Кстати, заявленный ресурс при этом раз в пять больше, нежели у обычных свечей: около 100 тыс. км пробега.)

Эффект понятен – с уменьшением зоны искрообразования напряженность электрического поля в зазоре возрастает. И это, очевидно, меняет требования к размеру искрового зазора. А значит, на выбор оптимального зазора влияют как особенности двигателя, так и конструкция конкретной свечи.

По материалам с сайта www.zr.ru

ford-talks.ru

Зазор на свечах зажигания - какой и как выставлять (видео)?

Расстояние между контактами центрального и бокового электродов свеч зажигания называется зазором, который важен и для популярных иридиевых свечей  NGK. От его величины зависит в первую очередь мощность искры. Чем она больше, тем качественное воспламенение горючей смеси, что непосредственно влияет на работу силового агрегата. Однако есть и вторая сторона. При большом расстоянии для того, чтобы пробыть такой зазор необходимо определённое напряжение, величина которого ограничена возможностями системы зажигания. Далее мы постараемся разобраться с тем, как влияет зазор на работу свеч зажигания и почему его необходимо систематически контролировать, а при необходимости и регулировать.

На что влияет величина зазора свечей

Зазор на свечах зажигания оказывает непосредственное влияние на качество воспламенения горючей смеси. Большое расстояние между контактами обеспечивает высокую мощность искрового разряда, тем самым повышается вероятность воспламенения. В то же время при определённом зазоре может не хватить энергии катушки, чтобы пробить это расстояние. В этом случае происходит обрыв искры, что приведёт к детонации (характерным хлопкам), двигатель начнёт троить. 

В свою очередь, при малом зазоре искра будет низкой мощности, которой может оказаться недостаточной для воспламенения горючей смеси. В этом случае опять же двигатель станет троить. В то же время на высоких оборотах вполне вероятно образование непрерывного искрения (появление плазмы), что может спровоцировать поджог свечи. Такая ситуация опасна длительным коротким замыканием, которое обычно приводит к перегоранию обмотки катушки зажигания.

В итоге можно уверенно заявить, что выбор зазора на свечах зажигания определяется достижением следующих целей:

  • обеспечить качественное воспламенение горючей смеси, что в итоге приведёт к экономному расходу топлива;
  • стабильная и эффективная работа двигателя;
  • реализация максимально высоких оборотов.

Какой должен быть зазор

О том, какой зазор свечей зажигания является оптимальным, можно уточнить в руководстве по эксплуатации конкретного изделия. Если в большинстве случаев импортных вариантов не указывается эта величина и не рекомендуется самостоятельно регулировать зазор, то для отечественных моделей этот параметр колеблется от 0,5 до1,5 мм.

На каждую модификацию двигателя следует устанавливать только оригинальные свечи, рекомендованные производителем. Расстояние между контактами электродов свеч для карбюраторных двигателей, например, ВАЗ-21083 составляет 0,7-0,8 мм. В то же время зазор на свечах зажигания инжектор несколько больше. Например, для ВАЗ-2111 он равен 1,0-1,13 мм.

Подготовка к регулировке зазора свечей зажигания

На основании вышеизложенной информации можно уверенно сказать, что необходимость регулировки зазора свечей зажигания вполне целесообразна и экономически оправдана. Для эффективной работы силового агрегата каждый водитель должен систематически тестировать расстояние между контактами свеч и при необходимости выполнять регулировку с помощью специальных щупов-измерителей.

Перед тем как приступить непосредственно к регулировке зазора, следует уточнить характеристики свечей, которые установлены на двигателе вашего автомобиля. После этого приготовьте щуп. В зависимости от конструктивного решения они могут быть различного типа. Как правило, щупы оснащены плоским наконечником, который позволяет регулировать зазоры путём подгибания контактов. Сегодня на рынке представлены щупы монетообразного и плоского типа. С помощью первых можно изменить зазор, вставив обод диска между электродами, а затем, вращая его, определяется величина расстояния по шкале.

Такой инструмент удобен для регулировки свечей классического типа. В продаже также встречается разновидность щупа, в которой на корпусе диска имеются специальные проводки различного сечения. Боле эффективными и практичными в работе являются щупы плоского типа. Они представлены набором нескольких пластин определённой толщины.

Последовательность регулировки зазора

Перед тем как приступать непосредственно к регулировке, очистите свечу от нагара и прочих загрязнений. При необходимости можно промыть их в 20% растворе кисло-уксусного аммония. Для этого обезжирьте свечи и просушите. Затем поместите их в раствор и «проварите» при температуре близкой к кипению примерно 25-30 мин. В завершение промойте в горячей воде и просушите. Проверьте целостность свечи, обратив главное внимание на состояние изолятора и положение электродов.

  • Замерьте щупом зазор и определитесь, необходима ли регулировка.
  • Если плоский щуп проходит в зазор достаточно плотно, значит, дополнительная настройка не нужна.
  • При необходимости зазор регулируется путём корректировки положения бокового электрода относительно плоскости центрального контакта. Не рекомендуется подгибать электрод больше чем 0,5 мм в один приём. При малом расстоянии между контактами, отогните боковой электрод с помощью специального крюка на калибровочном щупе.
  • После регулировки повторно измерьте величину зазора и повторите процедуру, если это необходимо.

В процессе регулировки не стоит слишком усердствовать. Материал электрода достаточно прочный, однако, всему есть предел. Если по неосторожности контакт сломается или плотно прикрепится к центральному электроду, придётся покупать новую деталь. 

Рекомендации специалистов 

  • В процессе установки свеч их не стоит слишком затягивать. Как правило, головки двигателя выполнены из относительно мягких алюминиевых сплавов, и можно сорвать резьбу.
  • Стоимость современных свеч небольшая, поэтому проще заменить старую деталь новым аналогом.
  • При регулировании зазоров свеч следует добиваться, чтобы во всём комплекте были одинаковые расстояния между контактами.
  • При систематической чистке и регулировке зазоров свечи зажигания могут исправно служить до 50-60 тысяч км пробега.

vipwash.ru

Зазор на свечах зажигания ВАЗ

Типичным для зимы случай. И произошел он возле дверей редакции. В голубой ВАЗ—21011 сел водитель, повернул ключ в замке зажигания, послушал, как жужжит стартер не оживающего почему-то мотора. Еще раз повернул ключ в замке зажигания, и еще…

Через пол часа совершенно отчаявшийся человек пришел просить дернуть его машину буксиром— сел аккумулятор. Из выхлопной трубы «Жигулей» шелгустой аромат не сгоревшего бензина. Сколько его пропало впустую вот сейчас и по какой причине! Она оказалась проста. По нашей просьбе водитель «одиннадцатой» вывернул свечи, — они были мокры от бензина. Просушили, почистили их и измерили зазоры между электродами.

У всех четырех свечей они почти вдвое превышали норму. Какой уж тут пуск мотора !Однако потери от свечей с не отрегулированным зазором не ограничиваются пустой тратой времени, ускоренным вырабатыванием ресурса аккумулятора и вылетевшей я трубу порцией бензина.

Даже если каждый такой неудавшийся пуск мотора обходится я 50—100 г бензина, то пустяк по сравнению с тем, что теряется в пути. Сошлемся на специальные испытания автомобиля ВАЗ—21011 с целью определить расход топлива при нормальных и разрегулированных зазорах в свечах.

Так вот, даже летом в сухую ясную погоду четыре разных зазора между электродами четырех свечей — от 0,5 до 1,2 мм приводят к тому, что при скоростях от 45 до 70 км/ч на прямой передаче мотор «Жигулей» съедает примерно пол-литра лишнего топлива на каждые 100 километров пути. При более высоких скоростях потери меньше и становятся незначительными, когда мотор выходит на режим 5000 об/мин н выше. Но кто так ездит!

Специалисты внимательно изучают сведения о состоянии машин, приезжающих на СТО. Именно здесь рождается достоверная статистика, иллюстрирующая отношение автолюбителя к регулируемым параметрам машины. Эта статистика утверждает,что нарушение зазоров в свечах— типичное явление. Поэтому в руководстве по ремонту можно найти такие записи: двигатель не пускается — зазор между электродами свечей не соответствует норме, двигатель работает неустойчиво или глохнет на холостом ходу — большой зазор между электродами, перебоев работе двигателя при любой частоте вращения — износ электродов.

Выходит, что зазор в 0,5—0,6 мм между электродами свечей, если за ним не следить, — совсем не мепочь, он оборачиваетсяпятью литрами лишнего расхода на каждую 1000 километров пробега. Об этом резерве экономии стоит подумать каждому автомобилисту.

Похожие статьи

Сейчас читают:

awtocom.ru

Зазор на свечах зажигания

Исправная работа двигателя внутреннего сгорания зависит от многих факторов. Один из важнейших среди них – состояние свечей зажигания, а именно зазор между их электродами. Когда мотор начинает работать с перебоями или троить, подозрение в первую очередь падает на них. Большинство автовладельцев идут и просто покупают новый комплект, будучи уверенными, что решить проблему можно только заменой. Между тем, в большинстве случаев достаточно выставить правильный зазор на свечах зажигания, и двигатель вновь начнет работать стабильно.

Многие современные свечи, особенно иностранного производства, в состоянии работать свыше 100 тысяч километров. Конечно, российский бензин способен значительно сократить этот ресурс, однако проверить зазор между электродами все же стоит. А учитывая стоимость хороших свечей зажигания, и вовсе не стоит пренебрегать этой процедурой.

К чему приводит неправильный зазор на свечах зажигания

Расстояние между электродами может отклоняться от нормы как в большую, так и в меньшую сторону. В зависимости от того, какой зазор, увеличенный или уменьшенный, и последствия будут разными.

Увеличенный зазор

Данное отклонение опасно, прежде всего, тем, что способно вызвать пробой изолятора свечи или катушки зажигания. Происходит это из-за того, что электричество стремится найти для себя кратчайший путь.

Если пробоя не произойдет, велика вероятность пропадания искры. В этом случае цилиндр попросту не будет работать, двигатель начнет троить. Характерный признак увеличенного зазора между электродами – хлопки в выхлопной системе. На высоких оборотах становятся особенно заметны пропуски зажигания.

Следует обратить внимание, что со временем электроды обгорают, и зазор между ними увеличивается естественным образом. По этой причине одноэлектродные свечи желательно проверять раз в 10-15 тысяч километров. Многоэлектродные свечи зажигания нуждаются в проверке значительно реже.

Уменьшенный зазор

Если межэлектродный зазор меньше нормы, искровой разряд, воспламеняющий горючую смесь, получается очень мощным и коротким. Последнее ведет к тому, что горючее в цилиндрах не успевает воспламениться, и свечи начнет заливать, мотор при этом начнет троить.

На высоких оборотах велика вероятность образования электрической дуги. Из-за того, что расстояние между электродами слишком мало, а обороты коленвала высоки, искра не успевает разорваться, образуется непрерывный поток плазмы. В результате может произойти замыкание катушки зажигания или, как минимум, возникнут нарушения в работе силового агрегата.

Как измерить зазор между электродами

Искровой зазор измеряется специальным цилиндрическим или плоским щупом. Измерение производится следующим образом: свеча держится рабочей частью вверх, а между центральным и каждым из боковых электродов (если их несколько) вставляются мерки от меньшей к большей. Больших усилий при этом прилагать не нужно. Мерка должна проходить вплотную с небольшим нажимом, ее диаметр и является величиной искрового зазора. В качестве альтернативы можно использовать монетообразный щуп.

Можно поступить иначе: зная, какой зазор должен быть в соответствии с требованиями автопроизводителя, выбрать соответствующую мерку и вставить ее между электродами.

  • Если она не войдет, следовательно, зазор слишком мал, и его необходимо увеличить;
  • если же, наоборот, пройдет свободно, расстояние необходимо уменьшить.

Регулировка зазора

Сами свечи нужно аккуратно очистить ветошью и убедиться, что они не имеют механических повреждений в виде трещин, сколов или вздутий на фарфоровом изоляторе.

Во время манипуляций следует соблюдать осторожность, чтобы ничего не повредить. Сама регулировка производится подгибанием или отгибанием бокового электрода. Подогнуть его можно, несильно постучав чем-нибудь твердым, например, плоскогубцами. Отогнуть же боковой электрод можно либо плоскогубцами, либо отверткой с плоским жалом.

Нужно ли регулировать зазор на новых свечах зажигания

Большинство производителей, такие как NGK или Bosch, утверждают, что их продукция в дополнительной регулировке не нуждается, можно смело вкручивать новые свечи и ехать. Возникает закономерный вопрос: как одна и та же свеча может подходить и к двигателю ВАЗ-2111, и к ВАЗ-21083? Действительно, требования для всех моторов разные, например, для двигателя ВАЗ-2111 искровой зазор должен находиться в пределах от 1 до 1,13 мм, а для карбюраторного ВАЗ-21083 – от 0,7 до 0,8 мм.

Ответ, между тем, прост: производители, например, та же компания NGK, изготавливают свечи для конкретных моторов, достаточно найти свой автомобиль в таблице совместимости на упаковке.

Точность изготовления в настоящее время позволяет не беспокоиться о том, правильно ли выставлен зазор. К сожалению, этого нельзя сказать об отечественной продукции: приобретая четыре свечи А17ДВРМ можно обнаружить, что у них у всех зазоры разные. Также следует обратить внимание на внешний вид свечей: они не должны иметь видимых изъянов, а боковой электрод должен располагаться точно над центральным.

Исходя из вышесказанного, можно заключить, что перед тем, как вкрутить новые свечи, если они российского производства, желательно убедиться, что расстояние между электродами у них соответствует требованиям автопроизводителя. В случае с иностранной продукцией, такой, как Bosch или NGK, достаточно внешнего осмотра.

Одинаковый ли зазор для бензина и для газа

Многие автовладельцы в целях экономии устанавливают на машины газобаллонное оборудование. При этом важно помнить, что для газа нужны другие свечи. Во-первых, смесь газа с воздухом воспламеняется намного хуже смеси бензина и воздуха, поэтому искра должна быть более мощной. Следовательно, возрастает нагрузка на катушку зажигания, что, в конечном итоге может привести к выходу ее из строя.

Таким образом, межэлектродный зазор для газа должен быть меньше, однако простым подгибанием бокового электрода полностью проблема не решается. Дело в том, что при сгорании газа выделяется намного больше тепла, из-за этого велик риск появления калильного зажигания. В связи с этим свеча должна быть более «холодной», т.е. с большим калильным числом.

Зазоры на иридиевых свечах

Многие производители выпускают свечи с тонким центральным электродом, изготовленным из драгоценных металлов: платины, серебра или иридия. По их заверению, такие свечи более долговечны и обеспечивают лучшее, в сравнении с обычными, качество искрообразования.

Действительно, на иридиевых свечах NGK искра более стабильна и в меньшей степени зависит от зазора между электродами. Еще одна особенность иридиевых свечей – они дают небольшой прирост мощности двигателя (порядка 5%). Наконец, искровой разряд обходит центральный электрод по кругу, способствуя самоочистке свечи.

znanieavto.ru