Жигули виды
ВАЗ выпустил первые Жигули 19 апреля 1970
19 апреля 1970 года с главного конвейера Волжского автомобильного завода сошел первый легковой заднеприводный автомобиль с кузовом типа седан "Жигули" "ВАЗ 2101", прозванный в народе "копейкой". Его снял с конвейера итальянский инструктор Бенито Гуидо Савоини. ВАЗ 2101 с классическим задним приводом был оснащен двигателем 1200 см мощностью 58 л.с. и с максимальной скоростью 135 км / ч. Он разгонялся с 0 до 100 км / ч за 22 сек.
В 60-х годах в СССР производилось всего несколько сотен тысяч легковых автомобилей марок Москвич, Победа и Волга. Эта продукция с трудом удовлетворяла потребности Советского Союза и других спутников СЭВа, которые пытались компенсировать потребности своего автомобильного рынка импортом советских автомобилей.
Еще в начале 60-х годов в СССР было налажено сотрудничество с итальянским автоконцерном Fiat. Как естественное продолжение этого сотрудничества, в СССР было принято решение построить с их помощью огромную автомобильную компанию. 4 мая 1966 года министр автомобильной промышленности СССР А. Тарасов и президент Fiat С. Валета подписали контракт. Этот контракт стал известен в автомобильных кругах как "Контракт века". А уже 20 июля 1966 года руководство СССР приняло постановление о строительстве Волжского автомобильного завода. Эта дата принята в качестве официального дня рождения автогиганта на Волге и открыла новую главу в автомобильной истории страны. Огромные инвестиции в Тольятти позволили ВАЗу приобрести самую передовую западную технологию и инфраструктуру для производства автомобилей.
Через месяц в СССР пригласили представителей концерна Fiat, с которыми подписали документ о сотрудничестве в развитии и проектировании нового автозавода. Всего лишь за 6 месяцев итальянцы разработали техническую документацию и детальное проектирование нового автомобиля.
По словам первого генерального директора завода, Виктора Николаевича Полякова, были рассмотрены четыре площадки для строительства будущего завода и из них была выбрана площадка в Тольятти 14 января 1967 навсегда осталось знаменательной датой в истории Волжского завода. Затем начинают заливать фундамент. Начинается "Нулевой цикл строительства". В начале 1968 года начались эксплуатационные испытания прототипа будущих Жигулей Fiat 124, который в 1966 году стал европейским "Автомобилем года", а затем и новым советским автомобилем ВАЗ-2101.
В июне 1969 года началась установка главного конвейера и 19 апреля 1970 года с него сошел первый автомобиль ВАЗ-2101. Первые шесть автомобилей были окрашены (два) в синие и (четыре) в вишневые цвета. В октябре было произведено уже 10 тысяч автомобилей, а к концу года продано более 21 000 Жигулей. В следующем году завод выпускал 450 Жигулей в день. В марте был выпущен 50 тысячный автомобиль и пропускная способность ВАЗа возросла до 500 машин в день. В ноябре эта цифра увеличилась до 735.
Прототипом "копейки" стал Fiat 124 дебютировавший на Женевском автосалоне в 1966 году. Fiat был изменен для тяжелых условий советских дорог увеличен просвет, усилена подвеска и кузов, задние дисковые тормоза заменили на барабанные (как более устойчивые к загрязнению и более долговечные), был изменен и стартер. Слева автомобиля появляется наружное зеркало. Внесены изменения были в распределительный вал и в конструкцию двигателя расстояние между цилиндрами было увеличено. Это повысило массу автомобиля на 90 кг, что снизило его скоростные характеристики, но зато намного выросла надежность, проходимость и долговечность автомобиля. В общей сложности в первоначальный проект Фиата было внесено 800 изменений.
Первые Жигули оказались на редкость удачной моделью: ни до, ни после "копейки" на ВАЗе так и не смогли создать подобных ему по простоте и долговечности автомобилей. "Копейка" практически сразу стала народным автомобилем в России, намного опередив по популярности Москвич.
На начало 70-х годов прошлого века ВАЗ 2101 был одним из самых комфортабельных автомобилей в своём классе и бесспорно самым современным и надёжным автомобилем производимым в СССР и странах социалистического содружества. В странах социализма обладание Жигулями в то время говорило о достатке, социальном уровне и благополучии его хозяина. В странах Западной Европы эта модель в те годы также пользовалась довольно большим спросом из-за своей своей неприхотливости и низкой цены.
Согласно испытаниям, копейка нуждалась в капитальном ремонте лишь после того, как автомобиль проходил расстояние равное 90 000 км, что составляло 10 поездок из Москвы до Владивостока или полтора путешествия вокруг Земли по экватору. Но были случаи, когда ВАЗ 2101 обходился без капитального ремонта и в течение 20 и даже 30 лет!
Прототип ВАЗ 1-1101
В начале 70-х годов на базе ВАЗ 2101, вазовцы начали разработку будущих моделей. Разработанный в 1971 году ВАЗ 1-1101 является основой для вышедшей в 1973 году Lada Samara. Второй прототип автомобиля, вышедший в 1973 году ВАЗ 2-1101. является предшественником вышедшей в 1976 году Lada Niva.
В мае 1972 года за выпуск ВАЗ 2101 Волжский автомобильный завод получил Международную премию "Золотой Меркурий" своеобразный "Оскар" европейской торговли. Копейка выпускалась с 1970 по 1983 годы и за это время с конвейера ВАЗа сошли 2 702 657 "копейки". Производство ВАЗ 2101 повлекло переход в СССР на новый подход к дизайну автомобилей. В 1973 году ВАЗ выпустил свой первый миллионный автомобиль, в 1981 году была выпущена шести миллионная модель "Жигулей".
До 1980 года для предназначенных на экспорт автомобилей использовался бренд Lada, в то время как на внутреннем рынке они продавались как Жигули. Расположенные недалеко от берега Волги рядом с заводом ВАЗ Жигулевские горы, знакомые для рядовых россиян, не вызывают у них никаких отрицательных ассоциаций и название бренда "Жигули" принимается в СССР вполне естественно.
Однако вскоре оказалось, что это же слово на многих языках имеет непристойный смысл (по аналогии с жиголо сутенер) и имя экспортного варианта "Жигули" было изменено на Лада. Это имя прочно связалось с маркой завода ВАЗ стилизованным изображением древнего речного парусника (на русском языке Ладья лодка), хотя есть и старинное русское женское имя Лада. Выпускавшаяся для Великобритании версия Жигулей с правым рулем называлась Riva 2101.
nash-mir.uol.ua
история модификаций, отличия от предшественников
Легковой автомобиль ВАЗ 2106 имеет привод на заднюю ось, кузов типа седан (четырехдверный). Эта модель является продолжением модельного ряда, который начался с не менее знаменитой «копейки». Предшественник «шестерки» — это автомобиль ВАЗ 2103. Если их сравнить, то можно найти немало подобий. Первый год Жигули «шестерки» и «тройки» даже выпускались на заводе АвтоВАЗ одновременно.
Но в 1977 году начинается история ВАЗ 2106, который полностью вытеснил своего предшественника как с конвейера, так и с рынка. Шестерка оснащалась несколькими типами двигателей: 1,6 л (80 л. с.), 1,5 л (74 л. с.), 1,3 л (64 л. с.). История автомобиля насчитывает три десятилетия, за это время изменилось в нем многое, правда, не все в лучшую сторону.
Главное — остался внешний вид, именно такой, какой понравился автолюбителям. В конце 2001 года на АвтоВАЗе полностью закрыли конвейер, на котором производилась «шестерка». Его переоборудовали под выпуск более перспективной и современной «десятки». Но закрыть проект ВАЗ 2106 руководство не могло себе позволить, поэтому модель выпускалась на ИЖ-Авто вплоть до 2006 года.
Вернуться к оглавлениюОтличия ВАЗ 2106 от предшественников
Центр стиля Волжского автомобильного завода в 1974 году приступил к разработке нового проекта, который первоначально носил имя 21031. Именно отсюда и начинается история знаменитого автомобиля ВАЗ 2106, которая длилась 30 лет. Просто совсем недавно была разработана модификация «копейки», ВАЗ 21011, поэтому решили сильно не фантазировать на тему названия. Среди требований, которые предъявлялись к модели, были следующие:
- уменьшение числа деталей, покрытых хромом;
- улучшение оптики с минимальными изменениями конструкции.
Внешний вид — это классика того времени. Много модного на тот момент черного пластика в экстерьере. В. Антипин разработал дизайн автомобиля, а В. Степанов спроектировал задние фонари на ВАЗ 2106, которые впоследствии применялись и на других моделях. Если сравнивать с «тройкой», то «шестерка» получила следующие перемены во внешнем виде:
- видоизменились бамперы;
- колпаки колес стали другие;
- облицовка передней части автомобиля значительно улучшилась;
- появились повторители указателей поворотов по бокам;
- решетки для вентиляции в задних стойках;
- а главное — появилась эмблема завода «Жигули».
Интерьер модели тоже претерпел изменения:
- обивка дверей и подлокотники;
- на передних сиденьях подголовники можно регулировать в вертикальной плоскости;
- в органах управления появилась аварийная сигнализация;
- по правую руку располагается переключатель, который позволяет управлять омывателем лобового стекла;
- освещение приборной доски можно регулировать по яркости при помощи специального реостата;
- индикатор, оповещающий о понижении уровня тормозной жидкости в бачке.
Классика ВАЗ 2106 имела в те годы и комплектацию люкс, которая от простой отличалась наличием радиоприемника, обогревателя заднего стекла и заднего противотуманного фонаря.
Вернуться к оглавлениюДвигатель и трансмиссия
Специально для новой модели двигатель 2103 был переделан. На 3 мм увеличили диаметр каждого цилиндра, а это дало прибавку в объеме почти 0,3 л. В итоге рабочий объем стал равен 1,6 л. Крутящий момент увеличился на 12 процентов, но не удалось добиться 80 л. с. Все упиралось в конструкцию впускной системы, которую специалисты решили не изменять. Поэтому классика ВАЗа имеет много взаимозаменяемых узлов, что упрощает ремонт.
История КПП тоже интересна, т. к. для «шестерки» была разработана своя коробка, которая немного позже стала устанавливаться на внедорожники «Нива». По аналогии с автомобилем третьей модели «шестерку» решили выпускать и в двух вариантах с меньшими по мощности двигателями. Если провести подробный обзор модели, то можно увидеть, что в кузове имеются крепления и отверстия под педали и руль со стороны пассажира.
Модель выпускалась и для экспорта в страны с левосторонним движением. Декабрь 1975 года — это начало эры «шестерок», именно тогда сошел с конвейера ВАЗа первый пробный автомобиль. Спустя почти 3 месяца он встал на поток, причем уже к концу 1976 года именно ВАЗ 2106 стал автомобилем-трехмиллионником. Столько машин «Жигули» было выпущено заводом за свое короткое существование.
Вернуться к оглавлениюИстория изменений модели 2106 за годы выпуска
Вся история модели насчитывает множество изменений внешнего вида и интерьера. Правда, все они очень незначительные. Те, кого интересует реставрация автомобиля ВАЗ 2106 до первоначального вида, должны взглянуть на год выпуска. Только после этого можно проводить восстановление машины. Так, после 1980 года все автомобили начали работать на карбюраторах «Озон».
Когда с конвейера ушла «тройка», ВАЗ 2106 начал менять молдинги. Вместо хрома применялись пластиковые, на колесных арках не стало окантовки, ставшие привычными катафоты исчезли с задних крыльев. Даже заводской шильдик, который изначально имел привлекательный вишневый фон, резко изменился на черный. Хромированные решетки на отверстиях для вентиляции заменили на пластиковые.
К концу 80-х гг. автомобиль ВАЗ 2106 претерпел уже немало изменений, можно было купить машину, которая была несколько хуже по функционалу, нежели выпускавшаяся десятилетием ранее. Вместо фонарей в дверцах появились дешевые светоотражатели. Это удобно, но не столь красиво.
С «пятерки» в ВАЗ 2106 пришли задние барабанные тормоза, а колпаки с колес ушли, как и козырьки между бамперами и кузовом для защиты от грязи. В начале 90-х указатель стояночного тормоза стал гореть постоянно, хотя до этого при выжимании ручника включалось реле, заставляющее лампу мигать.
Машина на протяжении своей истории упрощалась и становилась дешевле в производстве. Даже молдинги пытались снять, хотя они были своеобразной особенностью «шестерки». Однако их быстро вернули на место. К концу 90-х автомобиль ВАЗ 2106 сильно преобразился, с него исчезла большая часть хромированных деталей, так как они были очень дороги в производстве.
Ремни безопасности стали использовать только инерционные, а руль взяли от более современных модификаций автомобиля ВАЗ 2105. Даже электрические стеклоподъемники можно было по желанию заказать: с завода их установят. В 2000 г. история модели продолжалась на ИЖ-Авто. Именно в эти годы, последние для «шестерки», были упразднены абсолютно все детали из хрома: решетка радиатора и ободки на задних фонарях. Цены на машины продолжали свой рост, хотя качество авто становилось заметно хуже.
Вернуться к оглавлениюМодификации автомобиля
Модель ВАЗ 21061, которая комплектовалась двигателем от 2103, была одной из популярных. Упрощенная схема охлаждения мотора — электрический вентилятор, отсутствовал, вместо него на помпе стояла крыльчатка. При работе двигателя радиатор постоянно обдувался потоком воздуха. В 90-х устанавливались бамперы от модели ВАЗ 2105. Автомобили на экспорт имели несколько улучшенную отделку и бамперы от «Нивы». ВАЗ 21062, 21064 — это «шестерка» с правым расположением руля. ВАЗ 21063 комплектовался мотором 21011. Отличия от 21061:
- наличие электрического вентилятора;
- указатель давления масла;
- выпускная система с одним резонатором.
Как и 21061, эта модель могла идти с завода, укомплектованная бамперами ВАЗ 2105. ВАЗ 21065 — это модернизированная «шестерка», которая выпускалась в 90-е годы. Новшества:
- мощный генератор;
- КПП 5-ступенчатая;
- задний мост с редуктором, у которого передаточное число 3,9;
- зажигание бесконтактное;
- карбюратор «Солекс»;
- фары с галогенными лампами;
ВАЗ 21066, которая шла на экспорт, имела расположение руля с правой стороны, двигатель объемом 1,9 л, ГУР, АБС, салон с кожаной обивкой, колесные диски с типоразмером 17 дюймов, АКПП, полный электропакет. А для отечественного потребителя классика выпускалась под модификацией ВАЗ 21067, оснащенной лишь инжекторной системой впрыска, и ВАЗ 21068, в которой использовались комплектующие «восьмерок».
expertvaz.ru
Жигули Ваз 2101, история создания - 7 Января 2011
Жигули Ваз 2101, история создания
За селом Русская Борковка у Жигулей, где величаво несет свои воды древняя Волга, был воздвигнут один из крупнейших заводов малолитражных автомобилей — ВАЗ. Территория новорожденного в 50 раз превышает территорию первенца нашей автомобильной индустрии — АМО. Одновременно с корпусами завода на берегу Волги рос молодой город автостроителей Тольятти. Модель будущего массового советского автомобиля была тщательно разработана тремя коллективами НАМИ, ОГМ-ВАЗы и специалистами итальянской автомобильной фирмы (ФИАТ).
В августе 1970 года с первого конвейера завода сошли первые малолитражные автомобили модели «ВАЗ 2101». Для успешного выполнения огромного плана было решено создать Волжское объединение по производству легковых автомобилей (АвтоВАЗ). В объединение был включен белебевский завод «Автонормаль».
Завод быстро набирал темпы и почти через два года после пуска первого конвейера в стро»! была пущена вторая очередь и появилась новая модель ВАЗ 2102, пятидверный автомобиль с кузовом «универсал».
Завод рос. В 1971 году им было выпущено 172 тысячи автомобилей, а через год количество автомашин достигло 323 тысяч. В конце 1972 года в действие вступает третья очередь. Каждая линия конвейера рассчитана на 220 тысяч автомобилей в год. Появляется новая модель «ВАЗ 2103», которая относится к тому же классу, что и «2101», но отличается от нее более богатым декоративным оформлением, лучшими динамическими качествами. В ней изменена облицовка радиатора, включены 4 фары, обеспечивающие более равномерное освещение проезжей части, обновились подфарники, под задним бампером появился фонарь заднего хода. Полное изменение претерпело оформление салона. На щитке приборов появился тахометр для контроля за числом оборотов коленчатого вала. Видоизменен спидометр, снабженный счетчиком суточного пробега, установлены электрические часы и новый радиоприемник.
Изменения коснулись и двигателя. Он более мощный и позволяет водителю за 19—20 разогнаться с места до 100 км/ч.
В тормозную систему включен вакуумный усилитель, а в заднем тормозном механизме предусмотрено устройство для автоматического регулирования зазора между барабаном и тормозными колодками.
За достигнутые успехи в выполнении социалистических обязательств АвтоВАЗ награжден Почетным знаком ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и ВЦСПС. Заводу присвоено звание Волжский автомобильный завод им. 50-летия СССР. Автомобили ВАЗа отличаются не только количеством производимых машин, но и качеством. В 1973 году модели «ВАЗ 2101» и «ВАЗ 2102» удостоены государственного Знака качества.
В 1974 году заводом освоена и выпущена новая модель «ВАЗ 21011». Эта модель имеет все положительные качества «Жигулей 2101»: динамичность, комфорт, удобство, экономичность, надежность. В ней изменен внешний и внутренний вид. Наследница «ВАЗ 2101» в нижнем углу панели имеет табличку с надписью «Жигули 1300», что означает литраж двигателя— 1300 см3. Облицовка панелей приборов под дерево. Заслуживает внимания изменение в конструкции рулевого привода, обеспечивающего безопасность при столкновении или наезде. Не обошлась без реконструкции и тормозная система. В крышке сдвоенного бачка главного тормозного цилиндра установлен датчик аварийной лампочки (на панели приборов), загорающийся при снижении уровня тормозной жидкости до опасного предела.
С 1975 года завод приступил к освоению новой модели «ВАЗ 2106», представляющей собой модернизированную модель «ВАЗ 2103».а сравнительно небольшой срок автомобили с маркой «Жигули» стали пользоваться большим спросом как в нашей стране, так и за рубежом. Среди экспонатов традиционных международных выставок, которые ежегодно проводятся в Париже, Лондоне и Турине, наши «Лады» («Жигули», идущие на экспорт, именуются «Ладами») не нуждаются в рекламах. Их выносливость, экономичность и надежность хорошо известны автолюбителям многих стран.
«Жигули» известны в мире также как отличная спортивная машина. В ответственном ралли «Швеция-73» они показали высокие спортивные качества. Участникам соревнования предстояло по узким обледенелым дорогам преодолеть путь в 1800 км, из них 800 км — по скоростным дорогам. Из 140 стартовавших трудную трассу преодолел только 91 экипаж. Среди успешно преодолевших трассу были 3 наших гонщика. «ВАЗ 2101», принимавшие участие в ралли. Они оправдали возложенные на них надежды.
Готовясь к достойной встрече XXV съезда КПСС, завод освоил еще одну модель, пятую по счету, ВАЗ 2106, обладающую наибольшим комфортом. Рабочий объем двигателя — 1568 см3, а мощность при 5200 об/мин — не менее 80 л. с, максимальная скорость с нагрузкой (водитель и один пассажир) — 154 км/ч.
Время разгона до скорости 100 км/ч— 14 секунд, расход топлива летом по асфальтированному шоссе при скорости 80 км/ч— 8,5 л.
Привлекателен и внешний вид автомобиля. Он покрыт лессирующей эмалью сочных, ярких тонов. А так же ремонт Ваз 2101 не составит труда, машина просто и не прихотлива.
zazsila.ru
ВАЗ-2101 Жигули - 7 Октября 2012
С Высоты сегодняшнего дня просто невозможно представить историю отечественного автомобилестроения без знаменитой «копейки». Достаточно сказать, что ВАЗ-2101 стал первым автомобилем В СССР, ради которого переписывались ГОСТы, под конструкцию которого подстраивалась Вся советская промышленность - обычно быВало наоборот!
Среди предпосылок к появлению Волжского автомобильного завода назывались самые разные причины в частности, стремление поднять уровень отечественного автопрома и ускорить процесс автомобилизации населения. Однако на самом деле эти явления должны были стать лишь побочным эффектом от решения государством одного меркантильного вопроса, а именно, ввода в оборот крупных денежных средств, скопившихся «в чулках» у граждан в эпоху дефицита.
На роль «приманки» автомобиль подходил как нельзя лучше этому товару, являвшемуся для большинства простых советских граждан несбыточной мечтой, был гарантирован ажиотажный спрос на многие годы вперед. Именно поэтому еще в начале 60-х годов в Москве началась реконструкция завода МЗМА, а в Ижевске возведение совершенно нового автозавода. После введения в строй оба предприятия должны были давать
стране по 200 тысяч автомобилей в год. Однако даже эти объемы не шли ни в какое сравнение с теми, на которые изначально был рассчитан тольяттинский автогигант- 660 тысяч легковых автомобилей в год фантастическая цифра для страны, в которой на тот момент столько же машин делали все существующие автозаводы, включая «грузовые» и «автобусные».
В качестве партнера для ведения стройки века, как тогда называли сооружение ВАЗа, советским правительством была выбрана итальянская фирма FIAT, предоставившая не только лицензию на автомобили новейшего по тем временам семейства «124», но и проект самого завода. После подписания сторонами в августе 1966 года генерального соглашения в обеих странах закипела работа: в СССР развернулись грандиозное строительство завода и полномасштабные испытания итальянских прототипов, а в Италии обучение наших специалистов и доработка конструкции машин
в соответствии с замечаниями советской стороны. Таких замечаний набралось несколько сотен.
В ходе испытаний на наших дорогах у «фиатов» выявились серьезные проблемы с долговечностью кузова и задних дисковых тормозов. Маленький дорожный просвет и отсутствие буксирных проушин делали проблематичной эксплуатацию машин на проселке. Наконец, у советских инженеров вызывал недовольство нижне-вальный двигатель абсолютно бесперспективный с точки зрения дальнейшего развития конструкции. В итоге итальянцы и кузов усилили, и буксирные проушины предусмотрели, и даже предоставили новый двигатель, который только что разработали для себя: с распределительным валом, расположенным в головке блока цилиндров.
Не менее серьезным изменениям подверглись ходовая часть и трансмиссия. В итоге ВАЗ-2101 стал отличаться от FIAT-124.
«Жигули» первой модели на юбилейной выставке, посвященной 50-летию отечественной автомобильной промышленности (ВДНХ СССР, 1974 год)
тормозами (сзади появились барабанные механизмы, спокойно переносящие грязные и пыльные дороги), подвеской (передняя подверглась усилению, задняя пол-
И даже в плане комфорта ВАЗ-2101 оказался впереди своего прототипа благодаря появившейся возможности трансформации сидений в полноценные спальные места,
очередь, это травмобезопасные наружные ручки дверей, которыми до сих пор комплектуются на конвейере старые добрые «Нивы».
Многое у советских автовладельцев ВАЗ-2101 было впервые. Например, именно благодаря «Жигулям» они узнали, что в малолитражке на высокой скорости можно разговаривать, не повышая голоса; что суровой зимой в машине может быть тепло как дома; и что за рулем без устали можно покрывать чуть ли не вдвое большие расстояния, чем на «Москвичах» или «Волгах». ВАЗ-2101 наглядно продемонстрировал нашим автолюбителям, насколько простым может быть зимний запуск двигателя. Когда владельцы легковушек других марок уже вынуждены были идти за ведрами с горячей водой и паяльными лампами, водитель «жигуленка» зачастую обходился даже без помощи заводной рукоятки. Большая заслуга в этом принадлежала карбюратору ДААЗ-2101 («в девичестве»
Weber 32DCR), куда более совершенному,
Не будет преувеличением сказать, что Вместе с первыми автомобилями ВАЗ к нам 6 страну пришли новые технологии
ной замене на более современную с пятью реактивными штангами вместо реактивной трубы), карданной передачей (внедрен открытый вал с промежуточной опорой), усиленным сцеплением и доработанной конструкцией синхронизаторов в КПП.
которые впоследствии оценили по достоинству тысячи владельцев. Интересно, что некоторые нововведения перекочевали на «ноль первую» в целях унификации с люк-совой моделью FIAT-124S, превратившейся впоследствии в BA3-2103, в первую
Первый старт экипажей на «ВАЗах», Командный чемпионат СССР по авторалли (Рига, февраль 1971 год)
нежели советские аналоги того времени. Недаром спустя несколько лет отечественными вариациями на тему того же «Вебера» стала серийно комплектоваться продукция АЗЛК и «Ижмаша». Впрочем, «жигулевские» карбюраторы начали появляться под капотами «Москвичей» и даже «Волг» куда раньше усилиями самих владельцев, уставших бороться с капризами и прожорливостью штатных агрегатов серии К-126. Говоря о двигателе ВАЗ-2101, нельзя не отметить и такое нововведение, как система охлаждения закрытого типа, рассчитанная на применение только антифриза. Прежде советские «легковушки» не имели расширительного бачка, а их радиаторы чаще всего заправлялись обыкновенной водой, которую в зимнее время необходимо было сливать перед каждой стоянкой эта процедура считалась совершенно обыденным делом. Наконец, только на ВАЗ-2101 впервые появились высококачественные пластиковые материалы в отделке салона, которые не боялись воздействия прямого солнечного света. Суммируя все вышеизложенное, не будет преувеличением сказать, что вместе с первыми автомобилями ВАЗ к нам в страну пришли новые технологии и новые материалы, благодаря которым вся советская промышленность (и не только автомобильная) сделала огромный шаг вперед.
Тайны серебряной ладьи
Существовало три вида заводских эмблем ВАЗ-2101. Как выглядит одна из них, знают многие:логотип со стилизованной под букву «В» серебристой ладьей на рубиновом фоне красовался на всех «единичках» с 1971 года. Однако на машинах 1970 года выпуска этот же значок был дополнен надписью «Тольятти»: неудивительно, что из-за скромного тиража сегодня такие эмблемы невероятная редкость и мечта любого коллекционера автомобильной геральдики. Кстати, по легенде, надпись со значка пришлось убрать по курьезной причине: дескать, не надо демаскировать местоположение такого стратегического объекта, как автозавод! Сегодня абсурдность подобного требования очевидна, однако в те времена бывало и не такое. Существует и совсем раритетная эмблема. Она появилась на светлишь благодаря ошибке и до «живых» автомобилей не дошла вовсе.
Дело в том, что самую первую партию значков (около 30 штук) по советским чертежам делали в Турине фиатовские специалисты. На выходе у итальянцев должен был получиться тот самый знак, который мы только что описали выше, однако в спешке кто-то из них перепутал кириллическую букву «Я» и латинскую «R». В результате все значки из той злополучной партии вазовцы просто разобрали на сувениры.
Запуск завода в Тольятти с конвейера сходит первый серийный автомобиль (19 апреля 1970 года)
ВАЗ-2101 на международных соревнованиях по авторалли
Спортивные достижения
На спортивной арене вазовский первенец дебютировал в начале 1971 года в Риге на командном первенстве зимнего чемпионата СССР по ралли.Затем Чемпионат СССР по кольцевым гонкам, где тольяттин-ские машины даже были выделены в отдельный класс «Жигули». А уже осенью того же года автомобили ВАЗ-2101 приняли участие в международных соревнованиях: три
советских экипажа стартовали в марафоне «Тур Европы-71». Маршрут этого ралли был проложен по территории 14 стран Западной и Восточной Европы (включая СССР), а общая протяженность дистанции достигала 14 тысяч километров. По итогам тура команда ВАЗ-Автоэкспорт завоевала «Серебряный кубок» в командном зачете, а экипажи Гирдаускас-Мадревиц и Лукьянов-Кара-мышев к тому же удостоились наград
в личном зачете. Закономерность этого факта была блестяще подтверждена впоследствии и на «Туре Европы-73», где командам, выступающим на ВАЗ-2101, достались и золотой, и серебряный кубки сразу. Впоследствии «ноль первые» еще долгие годы не сходили с трасс как внутрисоюзных, так и международных соревнований, а в любительских ралли ВАЗ-2101 порой встречаются и сегодня.
Бытует мнение, что имя «Жигули» родилось благодаря конкурсу, объявленному Журналом «За рулем» в августе 1968 года. Однако, по свидетельствам ветеранов ВАЗа, название «Жигули», предложенное конструктором А. М. Черным, было утВерЖдено директором завода В. Н. Поляковым еще В начале 1967 года. Тогда Же оно было предложено компании FIAT для разработки соответствующей декоративной надписи для задней панели кузоба.
В народе к ВАЗ-2101 В разное Время приклеились дВа прозвища: сначала - «единичка», а уЖе В конце 80-х годоВ, когда модель перестала считаться престижной, - «копейка». Хотя не стоит считать его обидным - как известно, копейка рубль береЖет!
Первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 были собраны 19 апреля 1970 года, ритмичная Же работа главного конвейера Волжского автозавода началась В августе. До конца года В Тольятти собрали 21 530 «единичек», В 1971-ом это количество Возросло до 172175 автомобилей, а пик Выпуска ВАЗ-2101 пришелся на 1973 год, когда было собрано 379 007 экземпляров. На проектную мощность завод Вышел в 1974-ом.
Модернизация ВАЗ-2101 Уже в 1971 году по распоряжению главного конструктора В.С. Соловьева на Волжском автозаводе начались работы по модернизации внешности «единички». Тольяттинские дизайнеры довольно долго экспериментировали с изменением оптики и облицовки радиатора: пробовали применить «поворотники» типа FIAT-125 со стандартными фарами от ВАЗ-2101, использовать «троечные» подфарники, установленные ниже бампера, и даже пытались вписать в силуэт ВАЗ-2101 прямоугольные фары от «Москвича-412» в комбинации с подфарниками от BA3-2103.
Праворульные ВАЗ-2101 Для экспорта в страны с левосторонним движением Волжский автозавод освоил выпуск двух версий «единичек» ВАЗ-21012 и ВАЗ-21014 (на базе ВАЗ-2101 и ВАЗ-21011). «Праворукие» варианты отличались от базовых моделей... усиленной пружиной подвески правого переднего колеса. Все дело в том, что после переноса органов управления на правую сторону распределение массы машины между передними колесами оказывалось неравномерным в качестве превентивной меры против нежелательного крена кузова и применялась более жесткая пружина.
Серийный ВАЗ-21011 К производству был утвержден другой вариант модернизации «единички» с минимумом косметических изменений, улучшенной отделкой салона и 1,3-литровым двигателем: он выпускался с 1974 года под индексом ВАЗ-21011. Позже появились еще две модификации BA3-21013 и ВАЗ-21016 Первая представляла собой сочетание 1,2-литрового двигателя с кузовом ВАЗ-21011, вторая наоборот, комбинацию кузова ВАЗ-2101 с 1,3-литровым двигателем. Выпуск 1,3-литровых «копеек» был прекращен в 1982-ом, годом позже сошла со сцены и сама «единичка», а вот последние BA3-21013 покинули автозавод лишь в 1988 году. Общий тираж всех модификаций ВАЗ-2101 с кузовом седан составил 4,85 миллионов штук.
ВАЗ-2101 пикап Как это было принято в СССР, на ВАЗе практиковалась переделка бракованных кузовов «Жигулей» в пикапы, которые впоследствии использовались для собственных нужд как внутри самого завода, так и за его пределами. В качестве основы для постройки грузовичков лучше всего подходили кузова универсалов ВАЗ-2102, однако из-за их небольшой распространенности «перепиливанию» часто подвергались и простые седаны ВАЗ-2101. У машин попросту срезалась вся задняя часть крыши, за передними сиденьями монтировалась новая задняя стенка кабины, а для повышения жесткости кузова ставшие ненужными дверные проемы заваривались. Грузоподъемность таких пикапов составляла примерно 250-300 кг.
Схема автомобиля ВАЗ-2101 «Жигули»
Техническая характеристика ВАЗ-2101 «Жигули»
Число мест 5
Максимальная скорость 142 км/час
Время разгона до 100 км/ч 20 сек
Тормозной путь со скорости 80 км/ч 38 м
Электрооборудование 12 V
Аккумуляторная батарея 6СТ55
Генератор Г221
Реле-регулятор РР380
Стартер СТ221
Прерыватель-распределитель Р125
Свечи зажигания А17ДВ
Размер шин 6,15-13
Масса:
снаряженная 955 кг
полная 1355 кг
на переднюю ось 615 кг
на заднюю ось 740 кг
Дорожные просветы:
под передней осью 175 мм
под задней осью 170 мм
Наименьший радиус поворота:
по колее переднего наружного колеса 5,6 м
по наиболее выступающей части 5,9 м
Рулевой механизм:
глобоидальный червяк и ролик, передаточное отношение 16,4
Подвеска передняя:
независимая, на поперечных рычагах с цилиндрическими пружинами, амортизаторы гидравлические телескопические
Подвеска задняя:
зависимая, с цилиндрическими пружинами и реактивными штангами, амортизаторы гидравлические телескопические
Тормоза:
рабочий дисковые спереди и барабанные сзади, с раздельным гидравлическим приводом и регулятором давления на задней оси
стояночный на задние колеса, с механическим приводом
Коробка передач:
механическая, четырехступенчатая, с синхронизаторами на всех передачах переднего хода
Сцепление:
однодисковое, сухое
Передаточные числа:
коробки передач 1-3,75; И-2,30; III-1,49; IV-1,00; задний ход 3,87
Главная передача и ее передаточные числа:
одинарная, гипоидная 4,3
Двигатель:
ВАЗ-2101, карбюраторный, четырехцилиндровый, рядный, четырехтактный
Диаметр цилиндра
76 мм
Ход поршня
66 мм
Литраж двигателя
1198 см3
Степень сжатия
8,5 (8,8 до 1973 г.)
Порядок работы цилиндров двигателя
1-3-4-2
Карбюратор:
ДА АЗ-2101
Максимальная мощность:
б4л.с. при 5600 об/мин
Максимальный крутящий момент:
8,9 кгс. м при 3400 об/мин
sovetskie-avto.ucoz.com
Техническая характеристика автомобилей Ваз 2101 Жигули
Параметры
Модель автомобиля ВАЗ
2101–2103
21011
2102
21021
21023
Общие данные
5
5 или 2
400
430
955
1010
515
520
615
630* или 575*
440
490
740
810* или 865
175
175
170
170
5,6
5,6
140
143
135
138
145
142
145
137
140
147
22
20
25
21
19
20
18
23
19
17
34
34
32
32
34
43,2
43,2
43,2
43,2
43,2
Двигатель
2101
21011
2101
21011
2103
76х66
79х66
76х66
79х66
76х80
1,2
1,3
1,2
1,3
1,45
8,5
8,5
8,5
8,5
8,5
58,7
63,7
58,7
63,7
71,1
8,7
9,4
8.7
9,4
10,6
1–3–4–2
Трансмиссия
однодисковое с центральной нажимной пружиной
механическая, трехходовая, четырехступенчатая
3,75
2,30
1,49
1,0
3,87
два вала с промежуточной эластичной опорой, соединяются с коробкой передач эластичной муфтой. Два жестких карданных шарнира на концах заднего вала имеют игольчатые подшипники
коническая, гипоидная
4,3 или 4,1
4,44
4,1
Ходовая часть
независимая, на поперечных рычагах, с цилиндрическими пружинами, телескопическими гидравлическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости
зависимая, жесткая балка, связанная с кузовом одной поперечной и четырьмя продольными штангами, с цилиндрическими пружинами и с гидравлическими телескопическими амортизаторами
дисковые штампованные
114J–330 (4,5J–13)
127J–330 (5J–13)
6,15–13 (155–330)
6,45–13 (165–330)
165/80R13
165/80R13
Рулевое управление
глобоидальный червяк с двухгребневым роликом
16,4
трехзвенный, состоит из одной средней и двух боковых симметричных тяг, сошки, маятникового рычага и поворотных рычагов
Тормоза
дисковые
барабанные с самоцентрирующимися колодками и регулятором давления задних тормозов
ножной гидравлический, двухконтурный
ручной, с тросовым приводом на колодки задних тормозов
Электрооборудование
однопроводная, отрицательный полюс источников питания соединен с массой
12
6СТ-55, емкость 55 А.ч при 20-часовом режиме разряда
Г-221, переменного тока со встроенным выпрямителем, ток отдачи 42 А при 5000 мин -1
СТ-221, с электромагнитным тяговым реле и муфтой свободного хода
А17ДВ
Кузов
седан, цельнометаллический, несущий, четырехдверный
универсал, цельнометаллический, несущий, пятидверный
beeanta.ru