Вопрос 26. Средства диагностирования системы зажигания. Диагностирование системы зажигания
Вопрос 26. Средства диагностирования системы зажигания.
Назначение и состав систем зажигания двигателей
Несмотря на разные виды систем зажигания, которые применяются в современных автомобилях, все они предназначены обеспечить своевременное возгорание рабочей смеси в цилиндре двигателя в точный момент времени при различных режимах работы. В состав системы зажигaния двигателя входят:
свечи зажигания, установленные в камерах сгорания каждого цилиндра двигателя; — катушка зажигания, имеющая первичную и вторичную обмотки;
генератор постоянного тока;
прерыватель тока по низкому напряжению;
распределитель тока по высокому напряжению;
аккумуляторная батарея;
провода высокого напряжения.
Неисправности системы зажигания
Типичными неисправностями системы зажигания автомобиля чаще всего бывают:
пробой изоляции высоковольтных проводов и свечей зажигания;
окисление (нарушение) контакта в соединительных местах;
образование нагара, засорение электродов свечей зажигания или изменение межэлектродного зазора;
замыкание в катушке зажигания;
неправильно выставленный угол опережения зaжигания и другие.
От исправности и правильности работы системы зажигания зависит не только запуск и работа двигателя, но и расход топлива. Потеря мощности двигателем, уменьшение срока службы аккумуляторной батареи, нарушение норм токсичности отработанных газов, залипание компрессионных колец – это все последствия сбоев в работе системы зaжигания.
Диагностика системы зажигания автомобиля
Система зажигания отличается от других систем и механизмов двигателя тем, что у нее возникает наибольшее число внезапных отказов. Поэтому своевременная и качественная диагностика обеспечит надежность и продолжительность работы узлов и механизмов двигателя, а также позволит сэкономить расход бензина. Для диагностирования системы зажигания, в частности высоковольтных цепей, широко применяются мотор тестеры (стационарные с ЭЛТ), а также переносные цифровые автотестеры. Контакты тестера подключаются к высоковольтной цепи (в зависимости от типа системы зажигания). Проводится анализ осциллограммы высокого напряжения, а также в режиме реального времени оцениваются импульсные параметры пробивного напряжения, времени и напряжения искры. В результате определяются неисправные высоковольтные провода и свечи зажигания. Подсоединяя осциллограф к первичным и вторичным обмоткам катушки зажигания, можно определить:
напряжение в первичной (вторичной) цепи;
начало процесса накопления энергии магнитным полем катушки зажигания;
время ограничения тока первичной цепи;
участок работы свечи зажигания и др.
Подключившись к диагностическому разъему современного автомобиля, используя цифровой осциллограф, возможно, определить самые мельчайшие перебои в работе систем зажигания и принять решение по их устранению. Некоторые неисправности системы зажигания можно выявить только в движении. Для этой цели используется переносной (мобильный) мотортестер, который подключается к системе зажигания автомобиля. Для определения неисправности водитель должен создавать разные условия для работы системы зажигания (резкое ускорение, полный газ на повышенных и пониженных передачах и т. д.). В связи с развитием автомобильных технологий, диагностику необходимо проводить на станции технического обслуживания, оборудованной специальной диагностической аппаратурой и подготовленным персоналом, который проведет весь комплекс диагностических и ремонтных работ.
studfiles.net
ДИАГНОСТИРОВАНИЕ СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ — МегаЛекции
Основной метод диагностирования классической и контактно-транзисторной систем зажигания заключается в сравнении переходных процессов, происходящих в различных узлах, с эталонными. Идея метода состоит в том, что характерные кривые напряжений переходных процессов выводят на экран осциллографа и, сравнивая полученные формы кривых с эталонными, выявляют практически любую неисправность системы. Для облегчения анализа изображений осциллограф снабжается специальным устройством, позволяющим получать на экране одновременно несколько изображений (по числу цилиндров двигателя), развернутых на весь экран и расположенных друг над другом или наложенных друг на друга. По осциллограммам можно определить техническое состояние катушки зажигания, конденсатора, первичное и вторичное напряжение, угол замкнутого и разомкнутого состояний контактов прерывателя и др.
Широко распространенным стендом для диагностирования классической и контактно-транзисторной систем зажигания является стенд СПЗ-10-12. Наблюдая на экране осциллографа за кривыми изменения напряжения в системе, можно с определенной точностью судить как о состоянии системы зажигания в целом, так иоботдельных элементах.
Рис. 3.64.
На рис. 3.64,а приведена эталонная кривая напряжения на контактах прерывателя. По горизонтальной оси отложен угол поворота вала распределителя. Постоянный уровень 3 соответствует напряжению аккумуляторной батареи при разомкнутых контактах прерывателя. Высокочастотные колебания 1 в начале цикла обусловлены колебательным процессом в системе конденсатор - первичная обмотка катушки зажигания при размыкании контактов прерывателя. Высокочастотные колебания 2 на спаде импульса зажигания отражают процесс рассеивания энергии в катушке зажигания после прекращения искрового разряда. Длительность импульса зажигания τз определяется запасом энергии в катушке зажигания. В пределах угла θр контакты прерывателя разомкнуты, а в пределах θз замкнуты.
Описанному циклу изменения напряжения на контактах прерывателя соответствует цикл изменения на вторичной обмотке катушки зажигания (рис. 3.64,б). Высокочастотные колебания 4 вызваны перезарядом распределенных емкостей выходной цепи при замыкании контактов прерывателя.
Неисправности различных элементов системы зажигания определенным образом влияют на форму импульсов напряжения в пределах цикла зажигания. Если в цепи свечи короткое замыкание, то импульс напряжения во вторичной цепи имеет меньшую амплитуду и большую длительность разряда по сравнению с импульсами других цилиндров, однако форма его напоминает нормальные импульсы. Такая же форма импульса наблюдается и при очень малом зазоре между электродами свечи. Нечеткость размыкания контактов прерывателя свидетельствует о загрязнении или неисправности контактов, разболтанном креплении оси контакта или слабом напряжении пружины и приводит к дребезжанию. Несовпадение углов замкнутого состояния контактов для различных цилиндров двигателя свидетельствует о дефектах привода, крепления контактов прерывателя и т. д. Следует отметить, что в контактно-транзисторной системе импульс напряжения на контактах прерывателя имеет почти прямоугольную форму и осциллографическая кривая этого напряжения позволяет судить лишь о регулировке контактов прерывателя и исправности цепи, в которую включен прерыватель.
Систему зажигания диагностируют при вращении двигателя с частотой 1000 и 2000 мин-1. При частоте вращения 1000 мин-1 определяют состояние катушки зажигания и конденсатора, а также угол замкнутого состояния контактов и его изменение. При увеличении частоты вращения коленчатого вала двигателя до 2000 мин-1 угол замкнутого состояния контактов на наблюдаемой осциллограмме не должен изменяться более чем на 2°. Состояние контактов прерывателя определяют при 1000 мин-1, а затем при увеличении частоты вращения до 2000 мин-1 оценивают по изменению угла замкнутого состояния контактов на осциллограмме.
Первичное напряжение на всех цилиндрах проверяют по углу замыкания контактов прерывателя. Расхождение в углах замыкания для осциллограммы в «наложенном» виде не должно превышать 2°. Проверка вторичных цепей системы зажигания по осциллограмме первого цилиндра определяет полярность вторичного напряжения, состояние вторичной обмотки катушки зажигания и высоковольтного провода от катушки к прерывателю. Осциллограмма вторичного напряжения всех цилиндров в наложенном виде устанавливает увеличение зазора свечи, короткое замыкание, обрыв и увеличение сопротивления в цепи свечи.
Осциллограмма вторичного напряжения всех цилиндров последовательно определяет характер пробивного напряжения на всех свечах и качество работы свечей в режиме работы двигателя до 2000 мин-1. Пробивные напряжения на разных свечах не должны отличаться более чем на 10%.
Диагностирование системы зажигания следует начинать с анализа первичного напряжения. Неисправное состояние контактов прерывателя легко устанавливается по характеру искажения кривой первичного напряжения. Наложенное изображение первичного напряжения всех цилиндров позволяет определить износ кулачка и привода прерывателя, приводящий к асинхронизму в чередовании искр.
Для диагностирования бесконтактных систем зажигания, таких как БСЗ с датчиком Холла или микропроцессорной, использование метода, основанного на сравнении осциллограмм переходных процессов с эталонными, не дает однозначного ответа о техническом стоянии данных систем. Это связано с тем, что процессы, происходящие в электронных блоках, в указанных осциллограммах не проявляются. Наличие неисправностей в электронных блоках, приводящих к полному нарушению функционирования системы зажигания, исключает применение осциллограмм вообще. Поэтому для обеспечения достоверной оценки технического состояния БСЗ существующая диагностическая аппаратура должна комплектоваться специальными средствами технического диагностирования электронных блоков.
Применение электронных блоков в системе зажигания позволит осуществить систему тестового диагностирования, т. е. специальную организацию входных воздействий с одновременной регистрацией выходных ответов блоков. Система тестового диагностирования позволяет производить поиск и локализацию неисправностей в системе зажигания даже при неработающем двигателе.
Разработан ряд устройств и приборов для диагностирования электронных блоков и связанных с ними датчиков бесконтактных систем зажигания. К ним относятся прибор проверки коммутатора (ППК), тестер микропроцессорной системы зажигания (тестер МСУАД), многофункциональный прибор контроля коммутатора (ПКК).
Вопросы для самоконтроля
1. Из каких этапов состоит рабочий процесс системы зажигания?
2. Объясните характер изменения тока в первичной цепи для классической и бесконтактной систем зажигания.
3. Какие факторы определяют первичный ток системы зажигания?
4. Дайте сравнительную характеристику зависимостей U2m = f(n) для контактных и бесконтактных систем зажигания. Объясните характер зависимостей.
5. От каких факторов зависит максимальное вторичное напряжение,
развиваемое катушкой зажигания?
6. Какие факторы обусловливают выбор типа свечей зажигания для конкретного двигателя?
7. Дайте сравнительную характеристику бесконтактных датчиков импульсов, применяемых в современных БСЗ.
8. Чем обусловлена необходимость применения формирующих каскадов в транзисторных коммутаторах?
9. Как осуществляется регулирование времени протекания тока в первичной цепи БСЗ?
10. Каким образом в БСЗ осуществляется отключение тока в первичной цепи при включенном замке зажигания и неработающем двигателе?
11. Перечислите основные принципы построения цифровых систем управления углом опережения зажигания?
12. Чем обусловлено применение двухвыводных катушек зажигания?
Каков принцип их действия.
13. Какие существуют методы диагностирования системы зажигания?
megalektsii.ru
Диагностика систем зажигания - -
Следующий логичный шаг после изучения датчиковой аппаратуры - это системы зажигания. Посмотрев уроки курса, Вы научитесь выполнять профессиональную диагностику этих систем.
Прежде всего мы построим систему зажигания "с нуля", начиная от простого куска провода, и изучим все протекающие в ней процессы. Это нужно для того, чтобы правильно понимать осциллограмму высоковольтного пробоя и находить дефекты на ней.
Я подробно расскажу Вам, как проверять свечи, катушки зажигания, высоковольтные провода, а также перечислю их возможные дефекты и покажу эти дефекты на фото и на осциллограммах.
Посмотрите фрагмент одного из уроков, оцените простоту подачи материала:
Традиционно перечислю для Вас названия уроков курса:
- Механизм пробоя искрового промежутка
- Конструкция и параметры свечей зажигания
- Диагностика свечей зажигания, характерные дефекты
- Диагностика высоковольтных проводов, характерные дефекты
- Конструируем систему зажигания
- Система зажигания с механическим распределителем
- Системы зажигания типов DIS и СОР
- Осциллограмма высокого напряжения
- Анализ осциллограммы высокого напряжения
- Примеры реальных осциллограмм высокого напряжения
- Проверка элементов системы зажигания "вручную"
- Повторение материала курса
- Дополнительные материалы к курсу
Продолжительность видеофильмов курса - 6 часов 13 минут. Стоимость курса - 3490 рублей. Материалы курса расположены на платформе "Прометей", доступ возможен с любого устройства, имеющего выход в Интернет: с компьютера, планшета, смартфона.
Успешного и легкого Вам обучения!
pakhomov-school.ru
Глава 2. Диагностика системы зажигания. Диагностика технического состояния системы зажигания автомобилей
Похожие главы из других работ:
Автомобильные системы зажигания
1.4 Микропроцессорные системы зажигания
В микропроцессорной системе зажигания применяется электронное управление углом опережения зажигания. Как правило, микропроцессорная система одновременно управляет и системой топливоподачи либо полностью (система «Motronic» фирмы «Bosch»)...
Датчики системы управления двигателем внутреннего сгорания
1.2 Диагностика электронной системы управления двигателем (ЭСУД)
Диагностика любого датчика ЭСУД сводится к проверке адекватности преобразования физического параметра в электрический параметр. Другими словами...
Диагностика технического состояния системы зажигания автомобилей
2.2. Обслуживание системы зажигания
Электронная система зажигания не требует ухода и все же в рамках обслуживания электрические соединения необходимо проверять. Проверка крышки распределителя зажигания: Снять крышку распределителя зажигания...
Диагностика технического состояния системы зажигания автомобилей
2.3 Неисправности системы зажигания
На современных автомобилях устанавливаются различные системы зажигания: контактная, бесконтактная, электронная. При эксплуатации возникают различные неисправности системы зажигания...
Контактно-транзисторная система зажигания автомобиля
2. Расчет параметров системы зажигания
...
Контактно-транзисторная система зажигания автомобиля
2. Расчет параметров системы зажигания
2...
Неисправности системы пуска двигателя на автомобиле Ваз 2106
3.2 Диагностика системы пуска двигателя ВАЗ-2106
Включает в себя проверку работоспособности на стенде, разборку, проверку деталей и сборку. Проверка стартер производится на специальном стенде в режиме холостого хода и под нагрузкой...
Расчет системы зажигания УАЗ 31511
1. Параметры элементов системы зажигания
Распределитель 33.3706 Чередование искр, град. Максимальная частота вращения, мин-1 ПКВ Характеристика центробежного автомата (по коленвалу) Частота вращения, мин-1 Угол опережения зажигания...
Технология проведения диагностики автомобилей
4. Диагностика системы охлаждения
В ходе ТО проверяют натяжение приводных ремней, при этом используют приспособление КИ-8920 (рис.13) или К-403. Обычно измеряют прогиб верхних ветвей приводных ремней. Для каждой модели, каждой ветви установлена определенная норма прогиба (рис.14)...
Технология проведения диагностики автомобилей
5. Диагностика системы смазки
До выезда на линию перед пуском двигателя необходимо проверить уровень масла в поддоне картера (автомобиль должен быть установлен на горизонтальной площадке). В этих целях вынимают и протирают ветошью измерительный щуп...
Технология проведения диагностики автомобилей
6. Диагностика приборов системы питания бензиновых двигателей
Учитывая особую важность нормального функционирования элементов топливной системы, при ТО-1 проводят диагностические операции, в первую очередь определяя содержание СО (СН) в отработанных газах...
Технология проведения диагностики автомобилей
7. Диагностика приборов системы питания дизельных двигателей
ТО-1 -- провести контрольный осмотр; проверить состояние и действие приводов останова двигателя и привода ручного управления подачей топлива, при необходимости отрегулировать их...
Электроника и электрооборудование транспортных и транспортно-технологических машин
Задание 5. Характеристики контактной системы зажигания
аккумуляторная батарея стартер зажигание Исследовать выходные характеристики контактной системы зажигания. 5.1. Рассчитать и построить зависимость тока разрыва контактов от частоты вращения вала двигателя. 5.2...
Электрооборудование автомобилей
3. Общее устройство и работа контактно-транзисторной системы зажигания автомобиля ГАЗ-3102 «Волга». Назначение каждого прибора системы
Система зажигания батарейная, контактно-транзисторная с напряжением в первичной цепи 12В. Она состоит из источников электрического тока, катушки зажигания, добавочного резистора, коммутатора, распределителя зажигания, свечей зажигания...
Электрооборудование автомобилей
2.3 Конструкции приборов системы зажигания
Конструкции приборов системы зажигания требуют более подробного рассмотрения. Катушка зажигания преобразует ток низкого напряжения 12 В в ток высокого напряжения, который может достигать 16... 20 кВ в контактной системе зажигания и 20.....
tran.bobrodobro.ru
Диагностика систем зажигания и искрообразования
Диагностика системы зажигания сегодня практически полностью автоматизированный процесс, связанный с использованием средств компьютерной диагностики двигателя.
Современные системы зажигания автомобилей могут быть нескольких разновидностей в зависимости от количества катушек зажигания, используемых в них.
Федор Даров, технический директор компании «Слалом»: - Принцип действия систем зажигания всех современных автомобилей идентичный, однако сами системы могут существенно отличаться друг от друга в зависимости от того, сколько катушек зажигания в них используется. Различают системы зажигания с одной центральной катушкой, которая раздает напряжение сразу по всем свечам, со сдвоенными катушками зажигания, каждая из которых обслуживает два цилиндра, и с индивидуальными катушками для каждого из цилиндров. Индивидуальные катушки в последнее время становятся все более и более распространенными.
Кроме катушек к системе зажигания относятся электронный блок управления, который обеспечивает синхронизацию всех катушек и управление ими, высоковольтные провода (которых, впрочем, в случае с индивидуальными катушками может и не быть - на многих машинах такие катушки устанавливаются непосредственно на свечи), свечи зажигания. Есть еще и ряд датчиков, которые отвечают за синхронизацию импульса и пр., но их, как правило, к системе зажигания не относят.
Поскольку все элементы системы зажигания (кроме разве что высоковольтных проводов) относятся к разряду электронных приборов, их диагностика почти в полном объеме осуществляется с помощью компьютерных средств диагностики. Сказанное, впрочем, не исключает необходимости первичного визуального осмотра видимых элементов системы зажигания и анализа симптомов.
Федор Даров:
- Начинается диагностика с беседы с автовладельцем, а еще лучше - с пробной поездки самого механика. Задача -точно определить симптомы и попытаться проанализировать их. Причем проводить испытание нужно на разных режимах работы автомобиля -многие симптомы проявляются лишь в конкретных условиях (например, при резком нажатии педали газа), и задача механика
- все эти условия воссоздать.
Проблема заключается в том, что некоторые симптомы, связанные с поломками в системе зажигания, на самом деле могут появляться и при поломках в смежных системах. Поэтому по одним только внешним проявлениям поставить точный диагноз невозможно. Однако их анализ может помочь при уточнении результата компьютерной диагностики.
Типичные симптомы поломки элементов системы зажигания - отказ двигателя от пуска при наличии топлива в топливной магистрали, недостаточная мощность автомобиля, расход топлива, перебои в работе одного или нескольких цилиндров, провалы при резком нажатии недали газа.
При возникновении таких признаков диагност должен обратиться к компьютерной диагностике. Но прежде - провести визуальный осмотр элементов системы. Не должно быть видимых механических повреждений проводки, катушек. В местах соединения не должно быть следов обгорания. Все соединения должны быть прочными, не иметь люфтов. После такой проверки начинается собственно сам процесс диагностики.
Федор Даров:
- На первом этапе компьютерной диагностики считываются коды неисправностей. Есть специальные коды, которые указывают на неисправности в системе зажигания, пропуски воспламенения и пр. Обычно уже после такой проверки удается локализовать поломку именно рамками одной системы.
Затем для более точного определения причин неисправности удобно использовать осциллограф или мотор-тестер с функцией осциллографа.
Принцип действия катушки заключается в том, что какое-то время она накапливает электроэнергию, а затем резко выбрасывает ее, создавая в цени напряжение пробоя. Из-за этого на свече появляется мощная искра, которая и воспламеняет топливную смесь. Затем катушка на какое-то мгновение успокаивается, после чего снова начинается цикл. Но перед этим она какое-то время еще сбрасывает оставшийся заряд в виде коротких, не способных привести к ценообразованию маломощных импульсов.
Вот все эти этапы и должны быть отражены на осциллограмме. Причем но характеру линии можно судить о протекании тех или иных процессов, выявить отклонения от нормы. Наш спикер рассказал о выявлении с помощью осциллографа наиболее распространенных дефектов системы зажигания.
Проблемы с проводкой
Довольно часто именно такой дефект приводит к отказу. Смысл следующий: в процессе эксплуатации высоковольтные провода могут изнашиваться, получать механические повреждения, перетираться и пр. В результате на их корпусах образуются микро-, а иногда и совсем даже не микро-, трещины. Вплоть до полного обрыва проводки. При возникновении трещины, во-первых, уменьшается исходное сечение провода. Значит, начинает расти сопротивление. Причем тем сильнее, чем больше трещина. Кроме того, в этом месте возникают дополнительные очаги ценообразования. Соответственно заряд катушки расходуется вхолостую и до рабочей свечи доходит ослабленным. Все эти процессы можно отследить с помощью осциллограммы.
Федор Даров:
- Начнем с ситуации, когда в цепи присутствует повреждение. В этом случае напряжение разрядки катушки зашкаливает до предельного. Такое нарушение в цепи высоковольтных проводов на осциллограмме проявляется в том, что напряжение пробоя становится равным максимально возможному для данного типа катушки. Напряжение точки искрообразования возрастает. Длительность самого периода горения искры уменьшается. Вплоть до того, что кривая, характеризующая момент горения искры, может вообще отсутствовать на графике.
Другая распространенная неисправность системы зажигания - неправильная работа свечей зажигания. Чаще всего свечи зажигания перестают работать правильно из-за того, что у них уже выработан ресурс и они не могут обеспечить достаточно сильное искрообразование, либо же - и это тоже случается достаточно часто - из-за накопления на их поверхности слоя отложений продуктов горения. В этом случае ценообразование будет происходить по всему корпусу свечи, а не только между электродами, как положено. Что опять же приведет к слабой искре.
На осциллограмме этот дефект проявляется следующим образом.
Федор Даров:
- Поскольку, по сути, при таком дефекте в цилиндре появляется не одна, а множество искр, напряжение точки искрообразования размывается
- у каждой из вновь образовавшихся искорок оно будет свое собственное. В итоге, когда напряжение импульса разряда снижается до уровня, равного точке искрообразования, не происходит стабильного разряда, как это должно быть в норме, а напряжение начинает понижаться плавно, по мере того, как начинают одна за одной «выключаться» самообразовавшиеся искорки. Причем самые стойкие из них продолжают искрить чуть ли не до полного падения напряжения. Поэтому на конце искрового импульса на графике осциллограммы не будет происходить резкого обрыва, как бывает в норме, а он будет плавно опускаться до самого низа.
Другой распространенный дефект системы зажигания -пробой обмоток внутри самой катушки зажигания. Такая неисправность в подавляющем большинстве случаев связана с наличием какой-то еще неисправности в системе зажигания. Из-за нее катушка вынуждена работать с излишней нагрузкой. И со временем такой режим работы может спровоцировать пробой. Этот дефект отражается на осциллограмме комплексом характерных признаков.
Федор Даров:
- После отработки свечи и снижения напряжения ниже точки искрообразования на катушке сохраняется еще небольшой остаточный заряд. Поэтому в норме после того, как катушка сбрасывает заряд на свечу, она производит еще несколько импульсов для окончательного сброса всей запасенной энергии. На графике осциллографа это выглядит как небольшие колебания уже после искры.
Их должно быть не меньше определенного количества, какого - зависит от параметров данной конкретной катушки. Если их оказывается меньше этого количества, скорее всего, речь как раз и идет о коротком замыкании между витками внутри катушки.
Кроме того, проявляются и другие симптомы. Поскольку при возникновении замыкания внутри катушки происходит дополнительный паразитный искровой импульс в ее корпусе, существенно снижается мощность, которую катушка способна направить на образование искры в цилиндре. Как следствие, резко сокращается время продолжения искрового импульса. Также надает максимальное напряжение, которое способна сгенерировать катушка.
Причем изменения всех этих параметров будут тем более отчетливыми, чем в более тяжелом режиме работает двигатель. При усилении нагрузки в двигателе, например при резком нажатии на педаль газа, проявления неисправности на осциллограмме станут еще более отчетливыми.
На самом деле эти проявления дадут о себе знать не только на графике, но и на поведении самого автомобиля.
Федор Даров:
- Короткое замыкание в катушке приведет к тому, что автомобиль будет очень тяжело завести. В случае если используется одна центральная катушка на несколько цилиндров, то и вообще практически невозможно. По крайней мере от стартера. Если же все-таки машина заработает, на холостых двигатель будет вращаться без существенных проявлений дефекта. Зато при малейшем нажатии на педаль газа вы ощутите серьезные срывы, вплоть до полного прекращения работы мотора. Понятно, что в случае с индиви дуальн ым и к а тушкам и для каждого цилиндра эта неисправность будет проявляться не так ярко. Но все равно будет.
Проверить катушку зажигания позволяет использование специального оборудования. Такой прибор называется тестером катушек. Это устройство, работающее от аккумуляторной батареи, подсоединяется к первичной и вторичной обмоткам катушки (клеммы 1 и 15 на импортных катушках, «плюс» и «минус» на отечественных) и моделирует работу блока управления автомобилем. При этом на катушке должна проскакивать отчетливая искра. Не отсутствие позволит однозначно выявить неисправную катушку. Если же искра есть, диагност сможет сузить поиск, исключив из него катушку, в работоспособности которой он убедился.
При обнаружении во время компьютерной диагностики неисправностей в системе зажигании дальнейший ремонт будет основываться на замене неисправных деталей. Федор Даров: - Починить большинство элементов системы зажигания не представляется возможным. В современных двигателях вся электроника чувствительна к малейшим изменениям параметров цепи. В кустарных условиях воссоздать заводские параметры той же катушки зажигания практически невозможно. Поэтому при обнаружении дефекта неисправная комплектующая демонтируется, а на ее место устанавливается исправная деталь.
Исключения составляют разве что свечи зажигания - в некоторых случаях можно попробовать восстановить работоспособность свечей зажигания. Для этого в первую очередь нужно будет оценить их состояние.
Сделать это можно двумя способами. Во-первых, с помощью специального тестера для свечей. Он позволяет получить исчерпывающие данные о состоянии свечи зажигания. Для проведения исследования свечу извлекают из блока цилиндров, вкручивают в контактное отверстие прибора, и дальше имитируются различные режимы работы двигателя с постоянным контролем параметров на свече. По соответствию этих параметров норме и по степени отклонения от нее можно не только судить об исправности или неисправности свечи, но и прогнозировать ее остаточный ресурс. Очень удобное устройство.
Если же тестера свечей в арсенале автосервиса нет, опытному диагносту довольно-таки полную информацию дает элементарный визуальный осмотр свечей зажигания.
Федор Даров: - Для проведения такого осмотра надо выкрутить свечу зажигания и внимательно рассмотреть ее, оценив целый ряд характерных параметров. В норме свеча должна быть коричневого цвета, без существенных следов износа (они обычно бывают заметны в виде маленьких выщерблинок на корпусе электродов), допускаются лишь небольшие их проявления, юбка свечи должна быть чистой, без следов масла или каких бы то ни было других посторонних веществ, на самих электродах не должно быть видно черных или серых отложений. Выглядящая таким образом свеча исправна. Это совершенно не говорит о том, что она проходит еще десять тысяч километров - я бы рекомендовал в любом случае свечи зажигания менять не реже чем через 30 ООО километров пробега, - но по крайней мере можно точно утверждать, что не эта свеча была причиной дефекта.
Неисправная же свеча будет выглядеть совершенно по-другому. Признаком неисправности чаще всего становится необычный налет на электродах свечи. Он может быть разным, в зависимости от того, чем он вызван. Сухой темноватый налет на электродах говорит о неправильном смесеобразовании. Скорее всего, речь идет либо о слишком богатой смеси, либо о позднем зажигании. Нужно провести диагностику и выяснить, в чем причина дефекта. Саму же свечу в этом случае очень может быть, что удастся восстановить - для этого нужно будет тщательно зачистить ее электроды с помощью мелкой шкурки и проверить зазор между ними.
На электродах свечи могут обнаружиться маслянистые отложения.
Федор Даров:
- Замасливание электродов обычно возникает из-за попадания масла в камеру сгорания. Неприятный симптом, который во многих случаях предвещает скорый капитальный ремонт двигателя. Свечу в этом случае опять же можно отчистить и поставить вновь. Но проблему эта операция совершенно точно не решит.
Еще часто приходится видеть на свечах ядрено-красный, кирпичного цвета налет, который покрывает ровным слоем всю поверхность электродов. Как правило, это следствие использования некачественного бензина, разбавленного всякими не очень хорошо сбалансированными добавками. Именно эти добавки и вызывают такой эффект. Свечи в этом случае я бы рекомендовал поменять, вычистить их практически невозможно. Ну и, конечно, стоило бы посоветовать автовладельцу поменять место заправки.
Иногда электроды свечей имеют ярко выраженные механические повреждения. Такие свечи - со следами коррозии, выщер-блинами от детонации, прогарами, механическими повреждениями - точно надо менять. Но при этом опять же стоит попытаться понять, что привело к их порче. Следы детонации - крупные кратерообразные выщерблины но всей поверхности электрода - скорее всего, следствие несвоевременного зажигания либо же использования бензина с невысоким октановым числом. Расплавленные электроды свидетельствуют об очень высокой температуре в камере сгорания либо же - другой вариант - о температуре, высокой именно для данной свечи: она может просто по своему температурному классу не подходить под этот конкретный двигатель.
Во всех же остальных случаях ремонт предусматривает замену неисправной комплектующей. При такой замене совершенно не обязательно устанавливать именно оригинал.
Федор Даров:
- При замене вполне допустимо ставить неоригинальные запчасти. Но при этом важно смотреть, чтобы они были произведены одним из основных производителей. Тех, которые поставляют свои изделия на конвейеры автомобильных заводов. В этом случае даже при использовании неоригинала можно будет не сомневаться в качестве продукции.
Несмотря на то что в современном автобизнесе число основных поставщиков для конвейера комплектующих от системы зажигания сократилось до нескольких крупных компаний, универсализации этих деталей не произошло.
Федор Даров:
- Разные посадочные места, разные разъемы, разные параметры - все это заставляет при выборе комплектующих для системы зажигания ориентироваться в первую очередь на VIN.
Только такой подбор позволяет избежать ошибок и гарантировать качество ремонта системы зажигания современного автомобиля.
Денис Ютапов
xonda-civic.ru
Зажигание ВАЗ. Как и зачем нужно производить диагностику зажигания ВАЗ
Если двигатель вашего ВАЗа начал работать с перебоями либо усложнен его запуск, скорей всего эти симптомы являются следствием неполадок (пропуски зажигания, отсутствие искры и т.д.) в системе зажигания. Для того, чтобы убедится в этом необходимо произвести диагностику системы зажигания и всех ее составляющих.
Чаще всего неполадки связанные с нарушением работы системы зажигания возникают в зимний период, так как от холода могут возникать микротрещины, ломкость проводов, а образование конденсата внутри аккумуляторной батареи, что существенно снижает плотность электролита и как следствие этого уменьшается его пусковой ток.
Как проверить систему зажигания
Прежде чем приступить к диагностике, определим основные составляющие, без которых не обходится не один бензиновый двигатель: свечи зажигания, высоковольтные провода и, конечно же, катушка зажигания.
Начнем с проверки свечей зажигания. Поочередно выкручиваем свечи и осматриваем ее рабочую поверхность, она не должна иметь черный нагар, а керамическая сердцевина электрода должна быть не поврежденной. Больше о свечах зажигания и о том, как по ее внешнем виде можно определить неисправность двигателя читайте в подробной статье об автомобильных свечах зажигания.
После проверки свечей приступим к диагностике катушки зажигания. Ее корпус не должен содержать видимых трещин и сколов. Центральный провод должен плотно сидеть в посадочном гнезде.
Если ваш ВАЗ имеет механический распределитель, откройте его крышку и убедитесь, что электроды в ее верхней части не повреждены. Также обратите внимание на их подвижность, как они перемещаются в своих посадочных ячейках. Внутренняя часть крышки распределителя или как его еще называет трамблера, должна быть сухой и не содержать пыли и выработки от угольных электродов. При необходимости, используя ветошь, смоченную в бензине, производим очистку.
После этого обратите внимание на степень фиксации ротора. Все соединения должны быть затянуты. Поверхность контактов прерывателя должны плотно соприкасаться. При наличии выработки необходимо заменить контактную группу, а если присутствует черный нагар с помощью тонкого надфиля выполнить очистку. После очистки контактов необходимо будет выполнить повторную регулировку зазора, который установлен производителем вашего автомобиля.
Что касается подшипника, в котором вращается ротор распределителя, то он не должен иметь люфта, а его работа должна быть без посторонних звуков. При наличии люфта производим замену, если люфт отсутствует, несколькими каплями машинного масла смазываем внутреннюю обойму подшипника.
Также в ходе диагностики системы зажигания рекомендуем проверить натяжение ремня генератора, и при необходимости производим нужное его натяжение.
remontauto-vaz.ru
Диагностика классической системы зажигания
Диагностика классической системы зажигания
В классической системе зажигания генерация высокого напряжения для всех цилиндров производится одной катушкой зажигания. Распределение искры от катушки к свечам происходит при помощи трамблера, который поочередно коммутирует катушку зажигания со свечей в порядке, соответствующем порядку работы цилиндров.
Наиболее часто катушка зажигания и трамблер расположены отдельно и соединены между собой ВВ проводом, называемым центральным ВВ проводом.
Конструкция классической системы зажигания1. Свечные колпачки2. Трамблер3. Высоковольтные провода свечей зажигания4. Катушка зажигания5. Центральный высоковольтный проводДля диагностики выше описанной системы зажигания предназначен высоковольтный емкостной датчик Cx. Его необходимо установить на центральный ВВ провод, по возможности ближе к катушке зажигания.
Примечание!В классической системе зажигания два искровых промежутка: один в свече зажигания, а второй в трамблере. Эти два зазора вместе с ВВ проводами образуют делитель напряжения. Подключение датчика Сх к центральному ВВ проводу позволяет измерять напряжение на катушке зажигания. Подключение датчика к ВВ проводу свечи позволяет измерять напряжение на делителе, а так как параметры делителя меняются (из-за изменения параметров горения искры в цилиндре и изменения искрового промежутка в трамблере), то полученная осциллограмма не будет соответствовать действительным процессам в катушке зажигания.
Подключение высоковольтного датчика к центральному ВВ проводу трамблера.
Также встречаются системы с катушкой зажигания, встроенной в трамблер. Соответственно, отсутствие внешнего ВВ провода не позволяет непосредственно подключить датчик как указано выше.
Конструкция классической системы зажигания с катушкой, встроенной в трамблер1. Встроенный центральный ВВ провод
Центральный ВВ провод находится внутри монолитной крышки трамблера. Для диагностики такой системы также возможно использовать высоковольтный датчик Сх, предварительно скрутив с него зацеп.
Разборка датчика
Торец датчика необходимо поднести к крышке трамблера в месте расположения встроенного центрального провода.
Расположение датчика Cx на трамблере
Синхронизацию необходимо произвести в соответствии с рекомендациями в статье «Настройка синхронизации. Метка первого цилиндра»
Подключение высоковольтных датчиков к мотор-тестеру
Разъем датчика Сх необходимо подключить к 8-му каналу прибора.
Подключение высоковольтных датчиков к мотор-тестеру
Настройка программного обеспечения мотор-тестера.
Дальнейшие настройки приведены для датчиков, поставляемых в комплекте с мотор-тестером MT Pro. Настройки могут незначительно отличаться в зависимости от разновидности системы зажигания и качества высоковольтных проводов.
Все настройки программы уже содержатся в поставляемом с программой рабочем окружением, т.е. вручную ничего настраивать не нужно.
Выбор соответствующего рабочего окружения (Сочетание клавиш F12)
После выбора рабочего окружения, программа автоматически переходит в окно анализа вторичного напряжения. Для начала анализа необходимо нажать кнопку «Пуск».
Запуск анализа сигнала вторичного напряжения
При возникновении проблем с анализом, необходимо проверить исправность и правильность подключения ВВ датчиков по исходной осциллограмме. Для этого нужно остановить анализ и перейти на вкладку «Осциллограф».
Осциллограмма должна выглядеть соответствующим образом:
Осциллограмма вторичного напряжения классической системы зажигания1. МПЦ2. Импульсы высокого напряжения (между МПЦ должно быть расположено количество ВВ импульсов, соответствующих количеству цилиндров в тестируемом автомобиле)
Автор: Евгений Куришко
superdiagnostika.ru