Диагностируем зажигание осциллографом
Осциллограф для диагностики автомобиля - DEK-auto.ru
В этой статье мы расскажем про осциллограф, зачем он нужен, его особенности и типы, а также как правильно с ним работать.
Итак, с помощью осциллографа можно диагностировать работу датчиков, форсунок и всей системы зажигания, не снимая всего этого с автомобиля. Мастера, искушённые в диагностике различных электрических систем автомобиля знают, какие возможности предоставляет тот или другой диагностический прибор.
Осциллограф в этом списке занимает одно из самых почётных мест. Он даёт возможность проследить весь процесс в динамике, поставить правильный диагноз и принять все необходимые меры для своевременного ремонта.
Типы приборов
В практике, в зависимости от поставленных задач, используются несколько типов осциллографических машин:
- Стробоскопы.
- Запоминающие осциллографы.
- Специальные.
- Скоростные.
- Универсальные.
В скоростных осциллографах используется принцип «бегущей волны». Широкополосный сигнал, «бегущий» синусоидой по монитору с большой скоростью, позволяет быстро оценить ситуацию в целом.
Задача специальных осциллографов – исследование высоковольтных импульсов. Применяются в основном для установки правильного момента зажигания и для анализа работы различных телевизионных систем.
У запоминающих или цифровых осциллографов, помимо основных диагностических свойств, отличительное достоинство– память. В комплект последних моделей включены устройства с вычислительными функциями. Это значительно расширяет возможности данных аппаратов.
Для автомобиля больше других подходит универсальный осциллограф. Его можно запитать от прикуривателя. Номинальное напряжении – 12В и 24В. Он экономичен и имеет малые габариты.
Технический потенциал
Универсальный осциллограф отображает гармонические, а также импульсные сигналы, передаваемые датчиками со всех электрических узлов. Он регистрирует и исследует:
- группы импульсов,
- фрагменты импульсной «волны»,
- моментальные изменения.
На одной электронной развёртке можно получить изображение сразу двух импульсов.
Для диагностики автомобиля это открывает возможность сравнивать различные показатели, в том числе номинальные и существующие в данный момент.
Особенности
Перед началом работы с осциллографом следует обратить внимание на две его характеристики:
- полярность входа и выхода;
- входное сопротивление.
Большинство современных осциллографов снабжены дифференциальной развязкой питания. То есть для пользователя не имеет значения на «плюс» он попал или на «минус», подключая прибор к бортовой сети. Но в любом случае не лишним будет перестраховаться, и проверить полярность контактов.
Входное сопротивление осциллографов, выпускаемых в настоящее время, указывается в специальном описании. Обычно оно колеблется от 0,1 до 1 Мом. Этот диапазон адаптирован под автомобильную электрическую сеть.
Если конкретное сопротивление не указано, прибор следует включать в соответствии с инструкцией по эксплуатации.
Диагностика
Проверка автомобиля осциллографом, как и любым другим диагностическим прибором, начинается с подключения к электронному блоку управления (ЭБУ).
Однако, возможности конкретного ЭБУ могут быть уже поставленных задач. Вследствие этого часть работ (если не все) переносится на неподконтрольную сферу электрических узлов автомобиля. Так, например, можно выявить отклонения в газораспределительном механизме, подключив осциллограф к датчику расхода воздуха (он вне поля зрения ЭБУ).
Осциллограф для ремонта автомобиля воспроизводит на мониторе графическое отображение импульсов в виде колеблющейся синусоиды с любой из систем управления, установленной на двигателе.
Отчётливость изображения зависит от диапазона частот, на которые настроен прибор. Частоты подбираются в зависимости от того, связана диагностика с системой зажигания или нет. Если связана, то осциллограф следует настраивать на диапазон 0 – 40 кГц. Если нет – на диапазон 0 – 10 кГц.
То есть детальный анализ электронных систем требует более широкого диапазона частот. 40 кГц – это максимум, соответствующий собственным колебаниям наиболее ответственных узлов ДВС.
Как научиться
Освоить осциллограф – несложное дело. Оно займёт у вас какое-то время. Но не большее, чем освоение компьютера или просто смартфона. Достаточно прочитать инструкцию и просто поэкспериментировать на своём автомобиле.
Понадобятся и средства, чтобы приобрести этот прибор. Учитывая расходы на диагностику в специализированных автоцентрах, цена осциллографа вас едва ли смутит. Затраты окупаются быстро. К тому же и выбор на рынке в настоящее время богат.
Купить осциллограф для диагностики автомобиля легко в любом интернет-магазине.
Таким образом, у вас появится прекрасная возможность провести диагностику вашего авто своими руками.
Что выбрать
Какой осциллограф выбрать – решать вам самим. В конечном итоге всё зависит от задач, которые вы ставите перед собой.
В автосервисах обычно используют профессиональные автомобильные осциллографы. Они имеют в комплекте целый набор специальных датчиков, сориентированных на любые параметры электрической системы автомобиля:
- наличие тока в сети,
- высокое и низкое напряжение,
- возникновение разряжения в цепи и т.д.
В самостоятельной практике вполне достаточно обычного осциллографа типа С1. С его помощью можно проверить в автомобиле все электрические цепи.
Единственные недостатки прибора – его габариты (348 х 200 х 502) и необходимость питающего напряжения 220В.
Портативные осциллографы типа Hantek лишены подобных недостатков. Они эффективны и наиболее удобны для диагностики автомобиля в пути. Но здесь высока и цена.
USB осциллограф DISCO 2Комплект DISCO 2 состоит из:
- щупы разборные с кучей элементов
- линейка ёмкостная
- линейка индуктивная
С помощью прибора за пару секунд, без снятия клапанной крышки и прочего можно точно определить верность установки фаз ГРМ. С его помощью можно также диагностировать работу датчиков, форсунок и всей системы зажигания, не снимая всего этого с автомобиля.
Заключение
Многие автолюбители, сталкиваясь с проблемами в электрике своего автомобиля, сразу спешат за советом к специалистам. Иногда без этого действительно не обойтись. Но как, например, поступить в дороге, когда единственный советчик – вы сами?
Диагностика по осциллографу – ваше единственное спасение. Этот прибор – надёжный помощник. Нужно помнить об этом и заранее быть наготове.
Андрей Гончаров Эксперт рубрики Ремонт двигателей
Все ещё непонятно? Смотрите видеоролик
Видео
dek-auto.ru
Тестируем искру с катушек зажигания своего авто китайской "приблудой"
Видео Мастерской K-POWER.RU - как с помощью простого и дешёвого тестера (куплен на Алиэкспрессе) можно проверить...
Диагностика автомобиля и осциллограф
Осциллограф позволяет выявлять даже те неисправности двигателя, которые невозможно определить обычным...
Осциллограф DSO 138 проверка зажигания и свечей mp4
Конденсатор 61 пикофарад, но, думаю, подойдут и другие номиналы. Напряжение конденсатора не имеет значения....
Графики высоковольтной части системы зажигания
Вторичная и первичная цепи системы зажигания. COP, DIS, основные принципы, осциллограммы. Часть 1.
На видео рассмотрены основные принципы высоковольтной части системы зажигания, устройство катушек. Управл...
Диагностика зажигания осциллографом. Пример.
Мастерская по диагностике и ремонту электронных систем управления бензиновых двигателей. Диагностика...
Диагностика системы зажигания с помощью осциллографа
Урок система зажигания. Часть 3. Часть урока из дистанционного курса авто-электриков. Диагностика системы...
Диагностика зажигания осциллогафом DSO150
Диагностика зажигания в гаражных условиях можно производить этим осциллографом.
Диагностика зажигания Осциллографом
Мы в Соцсетях:https://vk.com/club77270943 https://vk.com/id271447507 http://www.odnoklassniki.ru/group/57130303094843 Подпиш...
beauty-health-24.com
Диагностика DIS-систем зажигания, часть 1
Для диагностики DIS- систем зажигания, с применением адаптера зажигания Spark Master,в зависимости от количества цилиндров необходимо использовать набор датчиков DIS-4 (2 х 2 ёмкостных датчиков для отрицательного и положительного входов адаптера) или DIS-6 (2 х 3 ёмкостных датчиков для отрицательного и положительного входов адаптера).
Рассмотрим пример диагностике DIS-системы с четырьмя цилиндрами на автомобиле Шевроле Нива. Для начала необходима определить полярность ВВ проводов. Для этого поочерёдно подносим датчик синхронизации, подключенный к соответствующему входу адаптера, к каждому ВВ проводу. Свечение соответствующего светодиода на торце устройства подскажет полярность. Если мигает красный - полярность положительная, если зелёный полярность отрицательная.
В определённой таким образом последовательности подключаем ёмкостные датчики. Для данного авто получаем 1 и 2 цилиндр -датчики отрицательной полярности, которые должны быть подключены к входу IN- ,а 3 и 4 цилиндр- датчики положительной, которые должны быть подключены к входу IN+. Датчик синхронизации подключаем к первому цилиндру. Если в какой-либо DIS-системе ВВ провода 1 и 2 цилиндра будут положительной полярности то синхроимпульс в нижнем вспомогательном экране будет отображаться пиком вниз. В этом случае для удобства отображения сигнала можно воспользоваться кнопкой инверсии входного сигнала канала В.
Если при диагностики 4-х цилиндровых двигателей с DIS-зажиганием использовать комплект ёмкостных датчиков DIS-6, то оставшиеся датчики положительной и отрицательной полярности никуда подключать не надо. Для уменьшения уровня наводок их желательно вынести за пределы капотного пространства.
Модульная конструкция комплекса имеет неоспоримые преимущества. Сигналы, снимаемые датчиками, обрабатываются (преобразовываются к необходимым формам и амплитудам, фильтруются от помех) аналоговой схемой и по качественному экранированному кабелю передаются на входы А и В аналогово-цифровой схемы USB осциллографа. Таким образом две функциональных части Мотор-тестера физически разнесены и полутора метровый соединительный кабель позволяет отнести USB осциллограф на достаточное расстояние от капотного пространства, где уровень электромагнитных помех от системы зажигания максимально высок и может влиять на USB обмен между осциллографом и компьютером, вызывая тем самым сбои и зависания. Учитывая свой личный опыт и наработки других производителей, нам удалось создать Мотор-тестер, лишённый этих недостатков. Однако следует учитывать, что при использовании ноутбука, USB осциллограф желательно размещать рядом с компьютером в салоне автомобиля. Имейте также в виду, что использование некачественных DC/AC преобразователей для питания ноутбуков может заметно влиять (искажать формы сигналов, срывать синхронизацию) на работу Мотор-тестера. Если для питания ноутбука Вы используете именно такой DC/AC адаптер, а ёмкости батареи не хватает, то запитывать компьютер следует от сетевого источника 220 В.
Запустив двигатель и нажав кнопку циклического измерения получаем на экране "парад цилиндров".
На канал А осциллографа поступает сигнал несущий информацию о электрических процессах, происходящих в высоковольтных проводах, в порядке определённом системой зажигания, в данном случае в 1-3-4-2. В адаптере сигналы отрицательной полярности аппаратно инвертируются и смешиваются с сигналами положительной полярности. На канал В приходит сигнал синхронизации, специально приведённый к треугольной форме. Регулировка ширины окна позволяет установить ширину окон просмотра в мс цилиндров 1-3-4-2. Таким образом задаётся ширина участка диаграммы в течении которого происходит детальный просмотр входного сигнала. Скриншот с шириной окна 5 мс показан ниже.
Оболочка поддерживает 2 вида синхронизации Кнопкой В- выбор типа синхронизации, осуществляется выбор синхронизации по каналу В (по 1-му цилиндру). Регулировкой маркерасинхронизации (установить курсор и нажать левую кнопку мышки на синий треугольник справа и перемещать уровень вверх или вниз) задается уровень синхронизации, таким образом можно подстроится под любую систему зажигания. Следует иметь ввиду, что при увеличении оборотов уровень пробивного напряжения уменьшается и как следствие уменьшается уровень синхроимпульса. Поэтому желательно устанавливать уровень ниже, но так чтобы он не захватывал всплески, вызванные помехами от соседних проводов. Влияние последнего фактора зависит от места и взаимного расположения ёмкостных датчиков при установки их на ВВ проводах
Нижний экран является вспомогательным и на нём отображаются сигналы каналов А и В в зависимости от состояния кнопок, включающих отображение канала А и аналогичной ей для канала В. Ширина нижнего экрана регулируется пользователем путем растягивания мышкой верхней границы. Кнопкой Авыбирается синхронизация по входу. При включенной кнопки отображения канала А появляется подстройка уровня синхронизации. Регулировкой его на верхнем или нижнем экране (установить курсор и нажать левую кнопку мышки на красный треугольник слева и перемещать уровень вверх или вниз) добиваются устойчивой синхронизации. Следует отметить, что при этом типе синхронизации расположение диаграмм по окнам может не соответствовать подписанной нумерации.
Программа автоматически вычисляет(все значения математически усредняются) в верхнем экране напряжение пробоя, напряжение горения и время горения для каждого из цилиндров. При необходимости, для более детального исследования диаграмм можно воспользоваться маркерными измерениями Двойным щелчком левой кнопки мышки на любом из окон цилиндров соответствующее окно сворачивается или разворачивается. Таким образом можно более точно исследовать осциллограмму требуемого цилиндра. Например замерить маркерами время накопления энергии.
Далее, для наглядности, к свече 2-го цилиндра был подключен заведомо неисправный ВВ провод (неисправность в основном имеет постоянный характер и лишь кратковременно может исчезать на определённых оборотах двигателя). При любой возможности провод пробивает на землю, поэтому за одно устройство было проверено на устойчивость к "боевым условиям" В результате на диаграмме 2-го цилиндра наблюдаем резкое отклонения формы осциллограммы от нормы. Так как провода второго и третьего цилиндров конструктивно объединены в одной катушке зажигания, то неисправности в работе одного цилиндра пары накладываются на другой. Поэтому такое же искажение формы сигнала наблюдается и в 3-м цилиндре. Такое сильное искажение осциллограммы влияет на алгоритм автоматического вычисления напряжения и времени горения, в результате чего эти параметры не вычисляются или вычисляются неправильно.
При увеличении оборотов происходит временное (кратковременное) восстановление формы сигналов в 3-ем и 2-ом цилиндрах.
При оборотах 2224 об/мин. наблюдаем всё те же сильные отклонения формы электрическихпроцессов во 2-ом и 3-ем цилиндрах.
При увеличении оборотов до 3264 об/мин. пиковое значение напряжения пробоя в 3-ем цилиндре падает до 18.2кВ, что более чем в 3-4 раза превышает напряжения пробоя в нормально работающих цилиндрах. При необходимости более детального изучения формы искажённого сигнала можно воспользоваться кнопкой масштаба сигнала по времени. Для перемещения к нужному участку диаграммы необходимо перемещать, удерживая левую кнопку мышки, движок влево или вправо, передвигая тем самым осциллограмму по оси времени к нужному участку.
Выше, на скриншоте, ещё один пример осциллограммы с неисправностью в системе зажигания. В данном случае в третий цилиндр была установлена, отработавшая свой век, свеча зажигания. Данная неисправность не постоянная и имеет место в основном на низких оборотов. Проявляется это в том, что искра пробивает внутри свечи или по углеродным дорожкам (сход искры), а не в искровом зазоре. Как результат наблюдаем уменьшение пикового напряжения пробоя, увеличение напряжения горения и уменьшение времени горения. Характерной особенностью таких дефектов также является снижающаяся сверху вниз линия горения. При увеличении оборотов двигателя данный дефект может пропадать и снова появляться. Ниже показан рабочий экран при 1118 об/мин. В момент снятия осциллограммы искра в третьем цилиндре пробивала где положено- в искровом зазоре.
Все осциллограммы снимались на бетта-версии нового ПО, работающего на драйвере 9-й серии. В итоговой версии программы будет выбор нумерации и количества цилиндров, а также добавлен режим записи парада в файл с последующем воспроизведении и возможности регулировки скорости воспроизведения.Пример диагностики DIS-системы на автомобиле Опель 1.6 л. моно впрыск
motor-master.ru
Тестируем искру с катушек зажигания своего авто китайской "приблудой"
Видео Мастерской K-POWER.RU - как с помощью простого и дешёвого тестера (куплен на Алиэкспрессе) можно проверить...
Диагностика автомобиля и осциллограф
Осциллограф позволяет выявлять даже те неисправности двигателя, которые невозможно определить обычным...
Осциллограф DSO 138 проверка зажигания и свечей mp4
Конденсатор 61 пикофарад, но, думаю, подойдут и другие номиналы. Напряжение конденсатора не имеет значения....
Графики высоковольтной части системы зажигания
Вторичная и первичная цепи системы зажигания. COP, DIS, основные принципы, осциллограммы. Часть 1.
На видео рассмотрены основные принципы высоковольтной части системы зажигания, устройство катушек. Управл...
Диагностика зажигания осциллографом. Пример.
Мастерская по диагностике и ремонту электронных систем управления бензиновых двигателей. Диагностика...
Диагностика системы зажигания с помощью осциллографа
Урок система зажигания. Часть 3. Часть урока из дистанционного курса авто-электриков. Диагностика системы...
Диагностика зажигания осциллогафом DSO150
Диагностика зажигания в гаражных условиях можно производить этим осциллографом.
Диагностика зажигания Осциллографом
Мы в Соцсетях:https://vk.com/club77270943 https://vk.com/id271447507 http://www.odnoklassniki.ru/group/57130303094843 Подпиш...
food-health-vika.com
Тестируем искру с катушек зажигания своего авто китайской "приблудой"
Видео Мастерской K-POWER.RU - как с помощью простого и дешёвого тестера (куплен на Алиэкспрессе) можно проверить...
Диагностика автомобиля и осциллограф
Осциллограф позволяет выявлять даже те неисправности двигателя, которые невозможно определить обычным...
Осциллограф DSO 138 проверка зажигания и свечей mp4
Конденсатор 61 пикофарад, но, думаю, подойдут и другие номиналы. Напряжение конденсатора не имеет значения....
Графики высоковольтной части системы зажигания
Вторичная и первичная цепи системы зажигания. COP, DIS, основные принципы, осциллограммы. Часть 1.
На видео рассмотрены основные принципы высоковольтной части системы зажигания, устройство катушек. Управл...
Диагностика зажигания осциллографом. Пример.
Мастерская по диагностике и ремонту электронных систем управления бензиновых двигателей. Диагностика...
Диагностика системы зажигания с помощью осциллографа
Урок система зажигания. Часть 3. Часть урока из дистанционного курса авто-электриков. Диагностика системы...
Диагностика зажигания осциллогафом DSO150
Диагностика зажигания в гаражных условиях можно производить этим осциллографом.
Диагностика зажигания Осциллографом
Мы в Соцсетях:https://vk.com/club77270943 https://vk.com/id271447507 http://www.odnoklassniki.ru/group/57130303094843 Подпиш...
nalune.com