А если… неисправны свечи. Как найти неработающую свечу зажигания


Как определить нерабочую свечу зажигания, проверить её и вернуть работоспособность?

Не секрет, что нынешнее топливо на заправках оставляет желать лучшего. И часто бывает, что какая то свеча зажигания в двигателе начинает работать не так как нужно, и естественно в каком то цилиндре появляются перебои в работе - двигатель троит. Почему отказывают свечи зажигания, я уже писал и подробно желающие могут почитать об этом здесь. И основная проблема начинающих водителей состоит в том, как выявить неработоспособную свечу зажигания, и если это возможно, вернуть её работоспособность, ведь фирменные свечи не дёшевы. Как это сделать мы и рассмотрим в этой статье.

Бывает, что свечи зажигания часто выходят из строя не только от бензина плохого качества (как проверить бензин читаем тут), но ещё и от неправильной рабочей смеси, поступающей в двигатель. И если рабочая смесь обогащается, например из-за забивания воздушного фильтра или воздушного канала в карбюраторе (или от того, что льёт форсунка на инжекторе), то электроды и изолятор свечей становятся чёрными от нагара и по этому нагару искра уходит на массу. И начинаются перебои в работе двигателя.

Поэтому, если у вас часто отказывают свечи, то отгоните машину на СТО, чтобы проверить содержание СО в выхлопе, с помощью газоанализатора и настроить систему питания на нормальный состав рабочей смеси. Возможно вам просто нужно заменить воздушный фильтр. Кстати, если рабочая смесь богатая, то это будет видно по цвету дыма, выходящего из выхлопной трубы, дым будет чёрным.Свеча зажигания

Для начала следует выявить на двигателе, какая из свечей не работает, что бы после этого выкрутить её из головки двигателя и заняться её осмотром и очисткой. Это можно сделать простым способом.

Открываем капот, заводим двигатель, который троит, не исключено, что при этом нужно попросить помощника немного повысить обороты мотора, педалью газа. Далее берём в руки плоскогубцы, обязательно с изолированными ручками, так как на современных машинах с электронным зажиганием, высокое напряжение достигает 30-ти киловольт.... Читать далееСвеча зажигания

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

subscribe.ru

Как проверить свечи зажигания. Как найти неисправную свечу

Очень часто причиной неустойчивой работы двигателя автомобиля (особенно на холостых оборотах) и падения его мощности является неисправность свечи зажигания.

Когда двигатель не развивает необходимую мощность или, как говорится, «троит», первое, что необходимо сделать, проверить на предмет исправности свечи зажигания.

Поиск неисправной свечи

На работающем двигателе снимите с контактного наконечника свечи провод высокого напряжения, идущий от трамблера.

Эти манипуляции желательно проводить, одев перчатки или обернув руку сухой тряпкой, поскольку пробой тока через изоляцию хоть и не является опасным для жизни, но все же будет довольно ощутимым и неприятно бодрящим.

Сняв провод со свечи, прислушайтесь к ритму работы двигателя. В случае падения оборотов, изменения ритмичности или остановки двигателя, наденьте провод обратно на наконечник свечи и переходите к следующей. Если же его режим работы не изменился, значит свеча, с которой снят провод – нерабочая.

Проверка свечи на пробой

Проверять свечи на пробой допустимо лишь в старых моделях автомобилей, с контактной системой зажигания и минимумом электронного оборудования.

Использование такого способа проверки свечей современных автомобилей, напичканных электронными мозгами, чревата выходом из строя бортовой электроники.

Выкрутив свечу из резьбового соединения головки блока цилиндров, оденьте на ее токопроводящий колпачок провод от трамблера, а саму свечу прижмите боковой частью к массе автомобиля. Включите зажигание и «крутите» двигатель стартером. На исправной свече с четкой периодичностью будет отчетливо просматриваться прохождение искры между ее центральным и боковым контактом.

Такой способ не является совершенным и не лишен погрешности, поскольку в выкрученном состоянии, при атмосферном давлении, свеча может давать искру, а в реальных условиях компрессии, когда она подвергается давлению сжатых газов в камере сгорания, разряда может не быть.

Именно поэтому для проверки свечей в сервисных центрах используют специальные стенды с барокамерами и пьезоэлектрическими пробниками-пистолетами, имитирующими условия работы свечи на работающем двигателе.

Пробник для проверки свечей можно приобрести в магазинах автозапчастей или же смастерить его самому из пьезоэлектрического модуля от зажигалки. Провод, идущий от модуля, удлините и прикрепите к наконечнику выкрученной из двигателя свечи, а сам пьезоэлектрический блок прижмите к корпусу свечи и нажмите кнопку на блоке.

Наличие электрического разряда между электродами свечи укажет на ее исправность, отсутствие – на то, что свеча пришла в негодность.

Признаки неисправности свечи зажигания

Не спешите выбрасывать неработающую свечу зажигания, вполне возможно, что она утратила свою функциональность по причине подгорания электродов, замасливания, образования нагара или из-за неправильно выставленного зазора между электродами.

В таких случаях ее вполне реально «вернуть к жизни», выставив зазор путем подгибания бокового электрода и удалив с изолятора и электродов накопившиеся там нагар и масло. Внимательно осмотрите конус изолятора свечи.

Нормальный цвет изолятора будет колебаться в диапазоне от светло-серого до светло-коричневого. Если же он излишне  светлый, а то и белый, значит выставленное зажигание является слишком ранним или же свеча слишком горяча для данного типа двигателя.

Изолятор не должен содержать царапин, трещин или сколов, которые могут стать причиной усиленного нагарообразования и выхода свечи из строя. А еще на нем не должно быть локальных участков более темного цвета, нежели остальная поверхность конуса. Такие свечи лучше сразу заменить новыми.

Срок службы

Нормальный срок службы свечи зажигания обычно соответствует... Далее

subscribe.ru

Свеча зажигания: общая информация, оценка состояния и работоспособности свечи - Двигатель

Автомобильные свечи зажигания предназначены для воспламенения рабочей смеси в цилиндрах бензиновых двигателей. В определенный момент (называемый моментом зажигания) на свече возникает электрическая искра. Отсутствие искры выводит тот или иной цилиндр из числа работающих, в результате чего двигатель теряет мощность, плохо набирает обороты, а нередко и "стреляет" из глушителя. Кроме того, отказ свечи, безобидный на первый взгляд, может привести к выходу из строя других элементов системы зажигания (катушки, например) или дорогого каталитического нейтрализатора отработавших газов, если он установлен на Вашей машине. Неисправную свечу надо срочно "вычислить" и заменить.    В первую очередь надо проверить, "родные" ли у Вас свечи. Они могут быть любой фирмы/названия, самое главное, чтобы все параметры совпадали. Внимание при выборе свечи надо обращать не только на "внешние" параметры, такие как: длинна и шаг резьбы, длина резьбовой части, но и "внутренние", от них многое зависит. Особое внимание надо уделить тепловым характеристикам свечи, т.н. калильному числу (длине нижней части изолятора). Чем короче выступающая часть изолятора, тем лучше отвод тепла на корпус и тем "холоднее" свечи, и, наоборот, чем длиннее нижняя часть изолятора, тем свеча "горячее", так как тепло у таких свечей отводится по более длинному пути.

Последовательность определения неработающей свечи

  Прежде всего необходимо выяснить: в одном или нескольких цилиндрах возникают перебои зажигания. Для этого следует пустить двигатель и на малой частоте вращения коленчатого вала в режиме холостого хода (ХХ) поочередно отсоединять высоковольтные провода от свечей зажигания. При отключении работающей свечи зажигания перебои в работе двигателя увеличатся, а при отключении неработающей свечи - двигатель, как и прежде, будет работать с перебоями. Определив, что не работает один цилиндр, можно предположить неисправность свечи или ее провода.    Чтобы найти неработающую свечу, необходимо отсоединить провод высокого напряжения (высоковольтный провод) от свечи зажигания и крышки распределителя (трамблера), заменив его запасным проводом, и определить качество искры между центральным электродом свечи и концом провода высокого напряжения. (ВНИМАНИЕ! Этот способ можно использовать _только_ с контактными системами зажигания! Бесконтактные системы боятся увеличения нагрузки!) Наличие 3-4мм бесперебойного искрового промежутка между высоковольтным проводом и центральным электродом свечи свидетельствует о том, что данная свеча неисправна и, как правило, будет иметь меньший нагрев, чем остальные.    Если при проверке оказалось, что между высоковольтным проводом и центральным электродом свечи искра отсутствует, следует присоединить провод к свече, а другой его конец приподнять на 2-3мм над соответствующим гнездом крышки распределителя. Наличие искры в этом зазоре свидетельствует о том, что неисправен высоковольтный провод свечи, а ее отсутствие указывает на неисправность карболитовой крышки распределителя (трамблера).

 Ремонтные работы

   Впрочем, сама свеча редко выходит из строя. Случается это, как правило, только по достижении ею "возраста" примерно в 30 тысяч километров пробега, что является обычным ресурсом свечи. Поэтому если свеча еще не отходила "свое", а в работе уже начались перебои, то в первую очередь следует проверить зазор между электродами свечи. Проверять зазор необходимо _только_ круглым щупом. При большом зазоре затрудняется образование искры, а при малом на электродах свечи образуется нагар. Регулируют зазор между электродами свечи подгибанием или отгибанием бокового электрода. Величина зазора для каждого двигателя разная, но в основном составляет от ~0.6мм до ~1.5мм. Точные данные указаны в паспорте на автомобиль. Однако правильной работе свечи (образованию искры) может препятствовать также нагар на электродах, кстати, отлично "диагностирующий" состояние двигателя. Давайте разберемся, на что же указывает нам этот самый нагар:

1. Светло-коричневый нагар - правильно подобранная по характеристикам,    хорошо работающая свеча. Указывает на нормально настроенный карбюратор    и зажигание.

2. Черный маслянистый, похожий на деготь нагар - признак "холодной свечи".    Либо свеча не подходит к двигателю, либо искра на ней появляется    нерегулярно, либо компрессия в цилиндре почти отсутствует (неисправен    газораспределительный механизм: трещина клапана, загнутый клапан, поломка    толкателя (у автомобилей ГАЗ) и т.п.). В этом случае цилиндр не выдает    положенной мощности, двигатель "троит", а в неисправном цилиндре усиленно    изнашивается зеркало - не сгоревший бензин разжижает смазку.

3. Бархатистый нагар черного цвета говорит о переобогащенной смеси. СО в этом    случае может зашкаливать за 10%. Этот нагар находится в динамическом    равновесии, т.е. после регулировки системы зажигания и питания он исчезает    самостоятельно (очищать от него детали не требуется). Иногда, чтобы быстрее    выжечь нагар, "прохватывают" по шоссе, выкручивая мотор до 4000 об и выше.    Однако если причина повышенного нагарообразования не устранена, это    бесполезно: уже на следующий день нагара в цилиндрах будет ровно столько же.

4. Если нагар на свече светлый, а возле центрального электрода видны мельчайшие    капельки металла, - свеча перегревается при работе ("горячая свеча"). Или    эта свеча не подходит к двигателю, или зажигание слишком позднее, или у    двигателя проблемы с охлаждением. Возможное развитие событий: прогорают    поршни, трескаются клапаны, от изолятора свечи откалывается кусочек и    попадает между поршнем и цилиндром... Как правило, что-либо одно    гарантировано. Но это, как правило, все же следствие "неродной" свечи.

5. Нагар похожий на известняк - это несгорающие присадки к маслу. Такие же    отложения скапливаются на клапанах и на днищах поршней. Они ухудшают    теплоотвод, а обильные отложения на тарелке и стержне клапана (у тех, кто    ездит, не обращая внимание на повышенный расход масла) могут существенно    ухудшить наполнение цилиндров. Проблема заключается в том, что такой нагар    не выжигается, его можно удалить только механически, например пескоструйкой.

6. Белый нагар говорит о том, что зажигание стоит немного раньше чем нужно.

7. Красный нагар говорит о превышении допустимых норм концентрации    металосодержащих присадок в бензине.

   Известно, что качественно очистить нагар (особенно в дороге, в спешке) да и вообще реанимировать "забросанную" свечу достаточно трудно. Поэтому лучше всегда иметь одну-две запасные свечи, специально предназначенные для данного двигателя. Хотя можно попробовать очистить свечу от нагара, не вывертывая ее из цилиндра двигателя. (ВНИМАНИЕ! Этот способ подходит _только_ для контактных систем зажигания!) Для этого между высоковольтным проводом и центральным электродом свечи необходимо установить разрыв в 4-5мм. Этот дополнительный искровой промежуток значительно увеличивает напряжение на свече, что приводит к пробою искрового промежутка между электродами свечи. Свеча начинает работать нормально, так как повышение температуры изолятора вызывает сгорание нагара, который прежде шунтировал искровой промежуток, то есть разряд происходил по поверхности нагара, а не между электродами свечи. Длительная работа свечи с дополнительным промежутком не желательна, так как повышение напряжения может привести к порче вторичной обмотки катушки зажигания. Если таким образом восстановить работу свечи не удалось, ее следует заменить.    Перед установкой исправной свечи необходимо проверить уровень масла в картере двигателя. Если уровень слишком большой, то в камеру сгорания будет попадать излишнее количество масла, которое и забрызгивает свечи. В таком случае свеча имеет налет N2 (см. выше) Попадание масла в камеру сгорания, о чем свидетельствует синий дым выхлопа, может быть в результате износа и поломки поршневых колец, повышенного износа стержня клапанов и направляющих втулок, повреждение маслоотражательных колпачков.    Если при проверке окажется, что свеча была покрыта топливом (обычно это происходит при работе двигателя на переобогащенной смеси), то следует отрегулировать карбюратор на нормальную подачу горючей смеси. О том, как правильно отрегулировать карбюратор, написано в документации на Ваш автомобиль или в специальных изданиях, посвященных ремонту и настройке автомобиля.

www.fiximauto.ru

А если… неисправны свечи - Автоцентр.ua

На автомобиле с неработающими свечами ехать можно. Но… только на буксире. От исправности свечи зависит, сможет ли двигатель завестись и как он будет работать.

На автомобиле с неработающими свечами ехать можно. Но… только на буксире. От исправности свечи зависит, сможет ли двигатель завестись и как он будет работать.

Устройство свечи зажигания

Назначение

Свеча зажигания при помощи искрового разряда между ее электродами воспламеняет топливо-воздушную смесь, подаваемую в цилиндры двигателя. Искровой разряд формирует импульс высокого напряжения, который вырабатывается катушкой (модулем) зажигания. В современных двигателях используются как одноэлектродные свечи (с центральным и одним боковым электродом), так и многоэлектродные (боковых электродов неколько – 2, 3 или 4). Последние лучше обычных в основном по показателю долговечности. Ресурс одноэлектродных свечей конструктивно увеличивают внедрением износоустойчивых платиновых вставок (напыления) на концах электродов.

Внимание!

Езда на современных автомобилях с неисправными свечами вполне может вывести из строя весьма недешевый катализатор, так как несгоревшее топливо будет окисляться в нем и вызывать усиленный нагрев.

Свечи должны противостоять определенным тепловым нагрузкам, чтобы не стать источником калильного зажигания и не накапливать на себе слой токопроводящего нагара. Способность работать в требуемом диапазоне температур (500–900°С), при которых обеспечивается самоочистка от продуктов сгорания, зашифрована в калильном числе свечи. Эта характеристика, а также размеры резьбы и шестигранника определяют пригодность свечи для использования в конкретном двигателе.

Виды и причины отказов

Разрушение керамического изолятора, выгорание электродов и нагар на них – основные причины отказа свечи.

Разрушение керамического изолятора, выгорание электродов и нагар на них – основные причины отказа свечи.

Наиболее распространенная неисправность – отложение нагара на электродах и изоляторе свечи. Причина – заправка некачественным бензином (с повышенным содержанием железосодержащих присадок), или нарушения в работе системы питания (переобогащенная рабочая смесь), или несоответствие свечи данному двигателю (слишком «холодная»).

Разный нагар по-разному влияет на работоспособность свечи. Черный (работа мотора на переобогащенной смеси или несоответствие свечи данному двигателю) – хороший изолятор и не пропускает ток. Красный нагар (отложение окислов железа из присадок), наоборот, электропроводник, и ток утекает от центрального электрода на «массу». Поэтому искра между электродами не образуется.

Следующая неисправность – выгорание поверхности электродов, приводящее к увеличению зазора между ними. При каждом проскакивании искры происходит своего рода миниатюрный удар молнии по поверхности электродов, выбивающий частички металла. Увеличенный зазор обладает повышенным напряжением пробоя, поэтому искра может пойти «в обход», особенно при повышенном давлении в цилиндре, и пробить изолятор.

Возможно также перегорание помехоподавительного резистора, приводящее к «обрыву» в цепи.

Иногда свеча не работает под давлением. Но если ее выкрутить из головки, она нормально «искрит».

Признаки неполадок

Диагностика

Проверка под давлением – наиболее надежный способ диагностики свечей, но и он иногда неточен. Проверка под давлением – наиболее надежный способ диагностики свечей, но и он иногда неточен.

Проверка под давлением – наиболее надежный способ диагностики свечей, но и он иногда неточен.

Эффективнее всего проверять работоспособность свечи на стенде под давлением. Через специальное окошко искра хорошо заметна. Существуют приборы, позволяющие определить наличие разряда на свече при работающем двигателе. Например, индикатор с неоновой лампой, мигающей во время прохождения по проводу тока искры.

Еще один способ – замер электрического сопротивления между центральным и боковым электродами. При замере мегомметром оно должно быть больше 100 МОм.

Другие способы диагностики позволяют только определить наличие разряда. Проверять зазор нужно круглым щупом, который учитывает выработку на электроде.

Другие способы диагностики позволяют только определить наличие разряда.

Проверять зазор нужно круглым щупом, который учитывает выработку на электроде.

В автомобилях с контактной системой зажигания определяют, какая именно свеча вышла из строя, поочередно снимая с каждой наконечник. При этом необходимо соблюдать осторожность, чтобы уберечься от сильного удара током. При снятии колпачка с работающей свечи перебои усиливаются, а с неисправной – поведение двигателя не меняется. В современных двигателях этот способ применять нельзя, так как можно вывести из строя модуль зажигания.

Выкрутив свечу, а затем вставив в колпачок высоковольтного провода, прижав боковой электрод к «массе» и прокрутив двигатель стартером, вы проверите наличие искры. Однако такой способ не всегда эффективен, так как под давлением искрообразование может отсутствовать.

Обязательна проверка величины зазора – круглым щупом требуемого диаметра (зазор у одинаковых свечей для разных двигателей может отличаться – от 0,5 до 1,3).

Способы ремонта

Восстановить работоспособность свечи можно, если причиной отказа является нагар или неправильно отрегулированный зазор между электродами. Лучший метод очистки – удаление нагара пескоструйным аппаратом. С конуса изолятора другими инструментами его убрать трудно. Использовать небольшую кисточку из стального тросика – просто и удобно, но она может оставить токопроводящие дорожки на керамическом конусе. Прокаливание свечи на огне газовой горелки приводит к повреждению изолятора. Очистить свечу можно бытовым средством «Туалетный утенок» («активный»), поместив в него на 5–10 минут нижнюю часть свечи и поворачивая ее вокруг своей оси, чтобы удалить из-под «юбки» воздух. Затем щеткой (например, зубной) удаляют раскисший налет. Долго «купать» свечу опасно, так как будет потеряно антикорпокрытие. После обработки ее нужно тщательно промыть проточной водой и просушить.

Наиболее радикальный метод – замена свечей. Но и в этом вопросе нужно быть аккуратным, так как в продаже встречается огромное количество «левых» деталей.

Александр ЛандарьФото Андрея Яцуляка, фирм-производителей и из архива редакции

www.autocentre.ua