Какие свечи для автомобиля выбрать. Классификация свечей зажигания
Конструкция свечей зажигания, их классификация и маркировка - Советы бывалых
06 августа 2006
Свечи зажигания, безусловно, работают в самых экстремальных условиях, которые только можно найти в автомобиле. Они поочередно то находятся "в эпицентре взрыва" раскаленных газов с температурами до нескольких тысяч градусов, то принимают на себя порцию рабочей смеси, которая только что образовалась из атмосферного воздуха (при температуре окружающей среды) и паров бензина. Все это повторяется десятки раз каждую секунду в течение многих часов.
Главной задачей всей конструкции свечи является создание зазора, через который периодически пропускается мощный электрический заряд под напряжением 20-30 тысяч вольт, создающий дугу, которая поджигает рабочую смесь. Самые небольшие отклонения параметров приводят к неустойчивой работе, особенно заметной на холостых оборотах, а иногда и к полной остановке или невозможности завести двигатель. Основной причиной таких отклонений являются накопления продуктов сгорания бензина, забивающие искрообразующий зазор.
Выход из этой противоречивой ситуации найден давно – свеча сама должна освобождаться от продуктов сгорания. Они дожигаются на ее раскаленных поверхностях и смываются вихрем горящих газов, попадая дальше в моторное масло и в конечном итоге – в масляный фильтр или в виде отложений на дно картера. Вместе с тем свеча зажигания не должна нагреваться слишком сильно, в этом случае начинается так называемое калильное зажигание и детонация, когда рабочая смесь загорается не от разряда тока в заданный момент времени, а от раскаленных электродов в момент попадания паров в камеру. Последствия этого самые печальные, начиная от потери мощности и увеличения выброса всех вредных веществ до возможного разрушения двигателя.
Характер эксплуатации автомобиля определяет громадный диапазон возможных нагрузок на двигатель. Тепловой режим его компонентов при работе, скажем, в городе очень сильно отличается от напряженного режима при движении на горном серпантине. Все это время свечи зажигания должны обеспечивать точный баланс между накоплением тепла для самоочищения и его отводом для предотвращения калильного зажигания. Экспериментально установлено, что такой баланс выдерживается максимально верно, когда рабочие поверхности свечи находятся в диапазоне от 400 до 900 градусов.
Хорошо известна схема отвода тепла типичной свечой зажигания. Около 20 процентов из 100, получаемых от сжигания газов переходит обратно поступившей в камеру новой порции рабочей смеси (она поступает практически с температурой окружающего воздуха). Шестьдесят процентов проходит через поверхности соприкосновение изолятора и оболочки свечи далее на корпус головки туда, где их уже "ждет" рубашка охлаждения. По 10 процентов получает атмосфера снаружи от внешних частей оболочки и изолятора.
Именно комбинация конструктивных особенностей изолятора и оболочки свечей зажигания определили их деление на горячие, холодные и промежуточные. Первые имеют большую поверхность изолятора, выдающуюся в камеру и "доступную" для обогрева горящими газами и маленькую зону перехода от изолятора к оболочке. Вторые имеют гораздо большую зону для отвода тепла и, поэтому, их рабочие поверхности нагреваются значительно меньше. Способность накапливать тепло называется калильным числом свечи. Практически каждая фирма-изготовитель применяет здесь свою систему кодировки и, поэтому, единственный способ правильно подобрать свечу – использовать фирменный каталог или таблицы взаимозаменяемости.
Керамический изолятор определяет способность свечи накапливать тепло, а металлический сердечник – отводить. Без эффективного решения второй составляющей этого равенства правильный баланс невозможен и поэтому практически все современные свечи имеют так называемую биметаллическую конструкцию. Центральный электрод делается композитным, состоящим из стойкой к эрозии оболочки (обычно из хромо-никилевой стали) и медного сердечника, многократно повышающего способность отводить тепло. Гораздо реже биметаллическими делают и боковые электроды, еще реже вместо меди применяют другие материалы, например серебро.
Биметаллический центральный электрод придает свече важнейшее свойство, называемое термоэластичностью. Ее конструкция обладает одновременно и "горячими" и "холодными" свойствами. В момент пуска двигателя нагревается нижняя часть электрода, сделанная из хромо-никилевого сплава с меньшей теплопроводностью. Это позволяет поддерживать повышенную температуру и, как следствие, обеспечить быстрый и надежный пуск. Затем, по мере прогревания всей массы свечи, в дело вступает медная сердцевина, интенсивно отводящая тепло, свеча становится "холодной". При снижении оборотов, например на холостом ходу, больше работает хромо-никилевый участок и свеча вновь приобретает "горячие" свойства.
Среди производителей свечей зажигания идет непрерывная борьба двух противоположных концепций. Согласно первой чем больший по мощности ток проходит через зазор между электродами, тем полнее и эффективнее сгорает топливо. В результате снижается расход бензина, увеличивается чистота работы двигателя и ресурс таких дорогостоящих элементов системы, как каталитический нейтрализатор. При этом, тем не менее, идет интенсивное электрохимическое разрушение поверхностей электродов, в особенности бокового. Противники этого подхода предлагают решения, понижающие мощность тока, увеличивая при этом ресурс свечей зажигания.
Не только повышенный заряд тока, но и идея "необслуживаемого" автомобиля заставляют конструкторов искать пути увеличения времени работы свечи. Многие новые автомобили США предлагают сегодня 100 тысяч миль (160 тысяч километров) до первой замены расходных материалов (фильтры-свечи). Чаще всего такие модели укомплектованы платиновыми вставками в виде дисков на боковом или на обоих электродах. Платина намного устойчивей к коррозии и электрохимическому разрушению, чем традиционные хромо-никилиевые сплавы. Конструкции с электродами, целиком выполненными из платинового сплава делаются реже.
В розничной торговле "свечи-долгожители" чаще укомплектованы тремя – четырьмя боковыми электродами, хотя встречаются и платиновые вставки. По ошибке автолюбители часто полагают, что четыре электрода улучшают "поджигаемость" смеси, образуя четыре плазменных мостика. На самом деле происходит обратное. "Поджигаемость", а также эффективность сгорания даже немного ухудшаются, зато значительно продлевается время жизни свечи. В случае с четырьмя боковыми электродами искра образуется между центральным и тем боковым, который находится ближе. Его поверхность понемногу изнашивается и в дело вступает следующий – тот, расстояние до которого минимально. Так по очереди и работает несколько боковых электродов, продлевая срок службы свечи.
Сгорание рабочей смеси свечей с несколькими боковыми электродами ухудшается потому, что ее доступ в самую критическую часть камеры – к искре затруднен. К тому же, чем больше электродов, тем интенсивнее отводится тепло от свечи. Для таких конструкций больше вероятность образования нагара и хуже показатели двигателя по CO и NO. Поэтому конструкторы активно исследуют и другой путь – свечи с одним боковым электродом минимальных размеров или … совсем без бокового электрода.
Последнюю конструкцию в реальной жизни можно встретить только на спортивных болидах. В них роль бокового электрода выполняет вся боковая кромка и искра действительно образуется в виде пучков из трех-четырех мостиков. Делать свечи без боковых электродов в гоночных автомобилях приходится вследствие применения сверхмощного заряда. Такой заряд, во-первых, слишком быстро съедает электроды из любого материала, а во-вторых имеет возможность "перепрыгнуть" с бокового кольца в центр.
Другой способ "уйти" от применения бокового электрода предлагала в свое время фирма СААБ. В той конструкции его роль выполнял … поршень. Идея была проста и гениальна. Зажигание смеси любого бензинового двигателя происходит при движении поршня вверх, когда он сжимает уже предварительно поступившую в камеру рабочую смесь. На поверхности поршня был сделан иглообразный выступ, с которого и сходила искра, попадая затем на центральный электрод свечи, расположенной в обычном для нее месте. Преимущества такой конструкции очевидны. Не только увеличивалось время службы "бокового электрода" (он практически не выгорал), но и центральный электрод и изолятор можно было сделать долговечнее. Не позволили внедрить такую систему зажигания проблемы с подводом и распределением электрического заряда.
Следующим шагом стало усовершенствование геометрии бокового и центрального электродов свечей обычной конструкции. Если взять в качестве примера каталог любой из крупных фирм, то в нем можно найти 10-20 различных способов улучшить искрообразование. Форма центрального электрода меняется и самым радикальным примером здесь может быть модель Rapidfire компании Delphi. На поверхности ее центрального стержня сделаны 12 ребер с острыми кромками. С таких кромок свеча сходит гораздо легче, чем с традиционной гладкой цилиндрической поверхности центрального электрода.
Это позволяет, с одной стороны, понизить пороговое напряжение зажигания, а с другой – сделать его надежнее и устойчивее при режимах холостого хода или пуска. Продавцы автомобилей отмечают, что именно эти режимы самые критические в восприятии потенциальными покупателями всего автомобиля. Изготовители Rapidfire подсчитали, что ее конструкция по сравнению с "заводскими" свечами автомобиля позволяет на 18% увеличить отдачу акселератора, на 27% стабильность холостого хода и на 2% экономию топлива, но это для каких-нибудь там (у них) Ford или Chevrolet. Никто не измерял улучшений в работе двигателя среднего российского авто. Все дело в допусках, посадках и зазорах. Остается только спорить о том, поймают ли высокоточные приборы экономию в 2% на двигателе с разбросом основных характеристик в плюс-минус 5-10%%.
Главным же противником современных свечей на современных двигателях являются … соседи по камере. Конструктивно свеча может быть установлена только в ее верхней части там, где уже расположились клапаны и, часто, различные датчики. Переход от двух к четырем и далее к пяти клапанам на цилиндр оставляет совсем мало свободного пространства. Свече приходится "худеть" в диаметре, экономя на бесценной площади внутри камеры сгорания. Так, если в недавнем прошлом можно было встретить свечи с резьбой M18, то теперь распространенными являются М14 и уже встречаются М12 и даже М10. Для такой тонкой свечи гораздо сложнее решить проблемы термической выносливости и теплоотвода и здесь на первый план выходят вопросы качества материала, стабильности производства и соблюдения технологии.
Все фирмы-производители имеют свои уникальные системы маркировки. Так, например, практически одна и та же свеча разных производителей может называться WR7D, RN9YC, CR43CXLS, CW7LPR или 17R-7DU. Единственной буквой, встречающейся в данном случае в каждой комбинации является R и это не случайно. Ей обозначают резистор, сделанный составной частью центрального электрода. Как и многие другие технические решения, оно пришло из авиации тех времен, когда из двигателей внутреннего сгорания там выжимали последние резервы повышения эффективности. Резистор необходимо применять на тех автомобилях, которые оснащены электронными системами, расположенными в подкапотном пространстве. Другая часто встречающаяся буква – С, обозначающая медь (Cupper), а точнее – центральный медный электрод, а две буквы CC у Champion обозначают медный сердечник как у центрального, так и у бокового электрода.
Важнейшими численными характеристиками свечей зажигания являются калильное число, диаметр резьбы и длина резьбы.
Не стоит говорить о том, что свеча должна точно соответствовать по этим трем параметрам двигателю Вашего автомобиля. Даже простая ошибка с длиной резьбы может привести к дорогостоящим печальным последствиям. Если она будет короче, чем ваша штатная – на "лишних" витках резьбы в головке очень быстро накопятся продукты сгорания и затем для нормальной свечи путь придется пробивать специальным метчиком. Еще страшнее последствия заворачивания слишком длинной свечи. В этом случае продукты сгорания осядут уже на ее поверхности и она будет схвачена своебразным замком. Минимальный результат такой невнимательности – разборка двигателя.
Не стоит также стараться запомнить систему кодировки калильного числа и резьб у разных производителей. Любой уважающий себя и клиентов продавец запчастей имеет наготове таблицу взаимозаменяемости.
Свечи зажигания, точнее их внешний вид, являются превосходным индикатором состояния двигателя.
Не только свеча сама готова вам "рассказать" о возможных ошибках с ее выбором, но и поведать о скрытых процессах, развивающихся в двигателе задолго до того, как они заявят о себе виде черного дыма, детонации или нестабильной работы.
Нормально работающая свеча исправного двигателя имеет чистые электроды и цвет керамической юбки изолятора варьирующийся от светло-серого до коричневого.
Появление черного жирного нагара говорит о том, что либо свеча холодна для данного двигателя, либо из-за начинающего проявлять себя износа поршневых колец в камеру поступает излишнее количество масла, либо карбюратор отрегулирован неправильно и рабочая смесь переобогащена. Перегревающаяся свеча имеет белый цвет керамики. Если же, вывернув свечу, Вы обнаружили оплавившиеся или забросанные расплавленным алюминием электроды – это сигнал уже начавшихся серьезных неприятностей (калильного зажигания, детонации).
И последнее, о чем следует упомянуть – возможное продление жизни свечи регулировкой зазора. Действительно, по мере электрического и термического износа электродов он растет и, применив специальные щупы, можно замерить и выставить правильный зазор простым подгибанием бокового электрода. Можно признать такие действия единственно правильными, если Вы оказались один на один с незаводящимся двигателем на даче за городом или финансовый кризис съел все запасы Вашей семьи и траты на следующий комплект в нем не предусмотрены. В обычной же ситуации подумайте о том, что утонченные электроды быстрее раскаляются и создают угрозу детонации. Капитальный ремонт двигателя стоит гораздо дороже дюжины свечей. Самое последнее – меняйте их всем комплектом (4, 6, 8 штук, в зависимости от двигателя) – не стоит экономить на спичках.
www.oavto.ru
Виды свечей зажигания. Классификация, какие существуют
12:50 2015-01-21 • 2015 • 1255 Просмотров • Комментариев к записи Виды свечей зажигания нет • Опубликовал: advertising • Последняя редакция: 2018-02-03
Вы можете найти огромное количество самых разнообразных свечей зажигания для вашего транспортного средства. Но мы поможем вам выбрать самые лучшие. Для этого предварительно необходимо узнать, какие существуют виды свечей зажигания.
Одной из основных параметров классификации свечей зажигания является материал их изготовления. Платиновые свечи зажигания от http://www.avtoradosti.com.ua/katalog-tovara/svechi_zazhiganiya.html отличаются высоким ускорением воспламенения, что значительно повышает эффективность двигателя. Сама по себе платина также позволяет сделать центральный электрод очень тонким. В результате это позволяет осуществить зажигание даже в самых сложных условиях, в которых не работают стандартные способы зажигания. Платиновые свечи зажигания снижают расход топлива до 5%. Еще один существенный плюс — длительное время эксплуатации, что делает данный вид свечей значительно более привлекательным в глазах автовладельцев.
Очень хорошими эксплуатационными свойствами славится иридий, поэтому его тоже используют при изготовлении свечей зажигая. В результате получаются прочные и надежные свечи, которые могут работать в сложнейших условиях при значительно увеличенном сроке эксплуатации.
В зависимости от количества электродов можно выделить одноэлектродные и многоэлкетродные свечи зажигания. Конструкция одноэлкетродных моделей очень проста: один центральный и один боковой электрод. Если говорить про многоэлектродные модели, то они отличаются наличием большого количества разнообразных боковых электродов. При этом заряд возникает между главным электродом и ближайшим расположенным к нему боковым электродом. Стоимость многоэлектродных свечей зажигания будет значительно выше в сравнении с обычными одноэлектронными моделями. Вся разница заключается в том, что при использовании многоэлектродных моделей достигается постепенное и равномерное изнашивание всех электродов. Получается, что когда перестанет работать один электрод — начнет работать второй и так далее. В результате электроды сменяют друг друга до тех пор, пока все не выйдут из строя.
Интересны и форкамерные свечи зажигания. Такой тип свечей позволяет получать заряд не от боковых электродов, а непосредственно от кольца, которое окружает центральный электрод. Считается, что это самый стабильный способ получения искры, который намного меньше зависит от внешних факторов. Вот почему такие свечи зажигания используются в болидах «Формулы 1». Конечно же, использовать такие свечи зажигания в автомобилях для дорог общего пользования достаточно дорого.
Похожие Записи
bigbucks.com.ua
Свечи зажигания, их классификация и маркировка » Статьи онлайн
Главной задачей всей конструкции свечи является создание зазора, через который периодически пропускается мощный электрический заряд под напряжением 20-30 тысяч вольт, создающий дугу, которая поджигает рабочую смесь. Самые небольшие отклонения параметров приводят к неустойчивой работе, особенно заметной на холостых оборотах, а иногда и к полной остановке или невозможности завести двигатель. Основной причиной таких отклонений являются накопления продуктов сгорания бензина, забивающие искрообразующий зазор.
Выход из этой противоречивой ситуации найден давно - свеча сама должна освобождаться от продуктов сгорания. Они дожигаются на ее раскаленных поверхностях и смываются вихрем горящих газов, попадая дальше в моторное масло и в конечном итоге - в масляный фильтр или в виде отложений на дно картера. Вместе с тем свеча зажигания не должна нагреваться слишком сильно, в этом случае начинается так называемое калильное зажигание и детонация, когда рабочая смесь загорается не от разряда тока в заданный момент времени, а от раскаленных электродов в момент попадания паров в камеру. Последствия этого самые печальные, начиная от потери мощности и увеличения выброса всех вредных веществ до возможного разрушения двигателя.
Характер эксплуатации автомобиля определяет громадный диапазон возможных нагрузок на двигатель. Тепловой режим его компонентов при работе, скажем, в городе очень сильно отличается от напряженного режима при движении на горном серпантине. Все это время свечи зажигания должны обеспечивать точный баланс между накоплением тепла для самоочищения и его отводом для предотвращения калильного зажигания. Экспериментально установлено, что такой баланс выдерживается максимально верно, когда рабочие поверхности свечи находятся в диапазоне от 400 до 900 градусов.
Хорошо известна схема отвода тепла типичной свечой зажигания. Около 20 процентов из 100, получаемых от сжигания газов переходит обратно поступившей в камеру новой порции рабочей смеси (она поступает практически с температурой окружающего воздуха). Шестьдесят процентов проходит через поверхности соприкосновение изолятора и оболочки свечи далее на корпус головки туда, где их уже "ждет" рубашка охлаждения. По 10 процентов получает атмосфера снаружи от внешних частей оболочки и изолятора.
Именно комбинация конструктивных особенностей изолятора и оболочки свечей зажигания определили их деление на горячие, холодные и промежуточные. Первые имеют большую поверхность изолятора, выдающуюся в камеру и "доступную" для обогрева горящими газами и маленькую зону перехода от изолятора к оболочке. Вторые имеют гораздо большую зону для отвода тепла и, поэтому, их рабочие поверхности нагреваются значительно меньше. Способность накапливать тепло называется калильным числом свечи. Практически каждая фирма-изготовитель применяет здесь свою систему кодировки и, поэтому, единственный способ правильно подобрать свечу - использовать фирменный каталог или таблицы взаимозаменяемости.
Керамический изолятор определяет способность свечи накапливать тепло, а металлический сердечник - отводить. Без эффективного решения второй составляющей этого равенства правильный баланс невозможен и поэтому практически все современные свечи имеют так называемую биметаллическую конструкцию. Центральный электрод делается композитным, состоящим из стойкой к эрозии оболочки (обычно из хромо-никилевой стали) и медного сердечника, многократно повышающего способность отводить тепло. Гораздо реже биметаллическими делают и боковые электроды, еще реже вместо меди применяют другие материалы, например серебро.
Биметаллический центральный электрод придает свече важнейшее свойство, называемое термоэластичностью. Ее конструкция обладает одновременно и "горячими" и "холодными" свойствами. В момент пуска двигателя нагревается нижняя часть электрода, сделанная из хромо-никилевого сплава с меньшей теплопроводностью. Это позволяет поддерживать повышенную температуру и, как следствие, обеспечить быстрый и надежный пуск. Затем, по мере прогревания всей массы свечи, в дело вступает медная сердцевина, интенсивно отводящая тепло, свеча становится "холодной". При снижении оборотов, например на холостом ходу, больше работает хромо-никилевый участок и свеча вновь приобретает "горячие" свойства.
Среди производителей свечей зажигания идет непрерывная борьба двух противоположных концепций. Согласно первой чем больший по мощности ток проходит через зазор между электродами, тем полнее и эффективнее сгорает топливо. В результате снижается расход бензина, увеличивается чистота работы двигателя и ресурс таких дорогостоящих элементов системы, как каталитический нейтрализатор. При этом, тем не менее, идет интенсивное электрохимическое разрушение поверхностей электродов, в особенности бокового. Противники этого подхода предлагают решения, понижающие мощность тока, увеличивая при этом ресурс свечей зажигания.
Не только повышенный заряд тока, но и идея "необслуживаемого" автомобиля заставляют конструкторов искать пути увеличения времени работы свечи. Многие новые автомобили США предлагают сегодня 100 тысяч миль (160 тысяч километров) до первой замены расходных материалов (фильтры-свечи). Чаще всего такие модели укомплектованы платиновыми вставками в виде дисков на боковом или на обоих электродах. Платина намного устойчивей к коррозии и электрохимическому разрушению, чем традиционные хромо-никилиевые сплавы. Конструкции с электродами, целиком выполненными из платинового сплава делаются реже.
В розничной торговле "свечи-долгожители" чаще укомплектованы тремя - четырьмя боковыми электродами, хотя встречаются и платиновые вставки. По ошибке автолюбители часто полагают, что четыре электрода улучшают "поджигаемость" смеси, образуя четыре плазменных мостика. На самом деле происходит обратное. "Поджигаемость", а также эффективность сгорания даже немного ухудшаются, зато значительно продлевается время жизни свечи. В случае с четырьмя боковыми электродами искра образуется между центральным и тем боковым, который находится ближе. Его поверхность понемногу изнашивается и в дело вступает следующий - тот, расстояние до которого минимально. Так по очереди и работает несколько боковых электродов, продлевая срок службы свечи.
Сгорание рабочей смеси свечей с несколькими боковыми электродами ухудшается потому, что ее доступ в самую критическую часть камеры - к искре затруднен. К тому же, чем больше электродов, тем интенсивнее отводится тепло от свечи. Для таких конструкций больше вероятность образования нагара и хуже показатели двигателя по CO и NO. Поэтому конструкторы активно исследуют и другой путь - свечи с одним боковым электродом минимальных размеров или ... совсем без бокового электрода.
Последнюю конструкцию в реальной жизни можно встретить только на спортивных болидах. В них роль бокового электрода выполняет вся боковая кромка и искра действительно образуется в виде пучков из трех-четырех мостиков. Делать свечи без боковых электродов в гоночных автомобилях приходится вследствие применения сверхмощного заряда. Такой заряд, во-первых, слишком быстро съедает электроды из любого материала, а во-вторых имеет возможность "перепрыгнуть" с бокового кольца в центр.
Другой способ "уйти" от применения бокового электрода предлагала в свое время фирма СААБ. В той конструкции его роль выполнял ... поршень. Идея была проста и гениальна. Зажигание смеси любого бензинового двигателя происходит при движении поршня вверх, когда он сжимает уже предварительно поступившую в камеру рабочую смесь. На поверхности поршня был сделан иглообразный выступ, с которого и сходила искра, попадая затем на центральный электрод свечи, расположенной в обычном для нее месте. Преимущества такой конструкции очевидны. Не только увеличивалось время службы "бокового электрода" (он практически не выгорал), но и центральный электрод и изолятор можно было сделать долговечнее. Не позволили внедрить такую систему зажигания проблемы с подводом и распределением электрического заряда.
Следующим шагом стало усовершенствование геометрии бокового и центрального электродов свечей обычной конструкции. Если взять в качестве примера каталог любой из крупных фирм, то в нем можно найти 10-20 различных способов улучшить искрообразование. Форма центрального электрода меняется и самым радикальным примером здесь может быть модель Rapidfire компании Delphi. На поверхности ее центрального стержня сделаны 12 ребер с острыми кромками. С таких кромок свеча сходит гораздо легче, чем с традиционной гладкой цилиндрической поверхности центрального электрода.
Это позволяет, с одной стороны, понизить пороговое напряжение зажигания, а с другой - сделать его надежнее и устойчивее при режимах холостого хода или пуска. Продавцы автомобилей отмечают, что именно эти режимы самые критические в восприятии потенциальными покупателями всего автомобиля. Изготовители Rapidfire подсчитали, что ее конструкция по сравнению с "заводскими" свечами автомобиля позволяет на 18% увеличить отдачу акселератора, на 27% стабильность холостого хода и на 2% экономию топлива, но это для каких-нибудь там (у них) Ford или Chevrolet. Никто не измерял улучшений в работе двигателя среднего российского авто. Все дело в допусках, посадках и зазорах. Остается только спорить о том, поймают ли высокоточные приборы экономию в 2% на двигателе с разбросом основных характеристик в плюс-минус 5-10%%.
Главным же противником современных свечей на современных двигателях являются ... соседи по камере. Конструктивно свеча может быть установлена только в ее верхней части там, где уже расположились клапаны и, часто, различные датчики. Переход от двух к четырем и далее к пяти клапанам на цилиндр оставляет совсем мало свободного пространства. Свече приходится "худеть" в диаметре, экономя на бесценной площади внутри камеры сгорания. Так, если в недавнем прошлом можно было встретить свечи с резьбой M18, то теперь распространенными являются М14 и уже встречаются М12 и даже М10. Для такой тонкой свечи гораздо сложнее решить проблемы термической выносливости и теплоотвода и здесь на первый план выходят вопросы качества материала, стабильности производства и соблюдения технологии.
Все фирмы-производители имеют свои уникальные системы маркировки. Так, например, практически одна и та же свеча разных производителей может называться WR7D, RN9YC, CR43CXLS, CW7LPR или 17R-7DU. Единственной буквой, встречающейся в данном случае в каждой комбинации является R и это не случайно. Ей обозначают резистор, сделанный составной частью центрального электрода. Как и многие другие технические решения, оно пришло из авиации тех времен, когда из двигателей внутреннего сгорания там выжимали последние резервы повышения эффективности. Резистор необходимо применять на тех автомобилях, которые оснащены электронными системами, расположенными в подкапотном пространстве. Другая часто встречающаяся буква - С, обозначающая медь (Cupper), а точнее - центральный медный электрод, а две буквы CC у Champion обозначают медный сердечник как у центрального, так и у бокового электрода.
Важнейшими численными характеристиками свечей зажигания являются калильное число, диаметр резьбы и длина резьбы.
Не стоит говорить о том, что свеча должна точно соответствовать по этим трем параметрам двигателю Вашего автомобиля. Даже простая ошибка с длиной резьбы может привести к дорогостоящим печальным последствиям. Если она будет короче, чем ваша штатная - на "лишних" витках резьбы в головке очень быстро накопятся продукты сгорания и затем для нормальной свечи путь придется пробивать специальным метчиком. Еще страшнее последствия заворачивания слишком длинной свечи. В этом случае продукты сгорания осядут уже на ее поверхности и она будет схвачена своебразным замком. Минимальный результат такой невнимательности - разборка двигателя.
Не стоит также стараться запомнить систему кодировки калильного числа и резьб у разных производителей. Любой уважающий себя и клиентов продавец запчастей имеет на готове таблицу взаимозаменяемости.
Свечи зажигания, точнее их внешний вид, являются превосходным индикатором состояния двигателя.
Не только свеча сама готова вам "рассказать" о возможных ошибках с ее выбором, но и поведать о скрытых процессах, развивающихся в двигателе задолго до того, как они заявят о себе виде черного дыма, детонации или нестабильной работы.
Нормально работающая свеча исправного двигателя имеет чистые электроды и цвет керамической юбки изолятора варьирующийся от светло-серого до коричневого.
Появление черного жирного нагара говорит о том, что либо свеча холодна для данного двигателя, либо из-за начинающего проявлять себя износа поршневых колец в камеру поступает излишнее количество масла, либо карбюратор отрегулирован неправильно и рабочая смесь переобогащена. Перегревающаяся свеча имеет белый цвет керамики. Если же, вывернув свечу, Вы обнаружили оплавившиеся или забросанные расплавленным алюминием электроды - это сигнал уже начавшихся серьезных неприятностей (калильного зажигания, детонации).
И последнее, о чем следует упомянуть - возможное продление жизни свечи регулировкой зазора. Действительно, по мере электрического и термического износа электродов он растет и, применив специальные щупы, можно замерить и выставить правильный зазор простым подгибанием бокового электрода. Можно признать такие действия единственно правильными, если Вы оказались один на один с незаводящимся двигателем на даче за городом или финансовый кризис съел все запасы Вашей семьи и траты на следующий комплект в нем не предусмотрены. В обычной же ситуации подумайте о том, что утонченные электроды быстрее раскаляются и создают угрозу детонации. Капитальный ремонт двигателя стоит гораздо дороже дюжины свечей. Самое последнее - меняйте их всем комплектом (4, 6, 8 штук, в зависимости от двигателя) - не стоит экономить на спичках.
articles-online.ru
Классификация свечей зажигания | Vincast.ru
Свечи зажигания можно классифицировать по следующим характеристикам
По конструкции свечи зажигания делятся на:
- двухэлектродные
- многоэлектродные
Двухэлектродные - классическая свеча: один центральный электрод и один боковой.
Многоэлектродные – один центральный электрод и несколько боковых (два, три или четыре). Многоэлектродность применяется для увеличения срока службы и надёжности свечей зажигания. В стандартной двухэлектродной свече искра проскакивает между двумя электродами. Это приводит к их постепенному выгоранию. Если же, например, боковой электрод отваливается, то такая свеча уже не будет работать. В многоэлектродной свече искра проскакивает между центральным и одним из боковых электродов. Такое строение свечи увеличивает срок службы свечи благодаря повышению ее надежности. Естественно, срок службы увеличивается не во столько же раз, во сколько в многоэлектродной свече больше боковых электродов, ведь центральный электрод один и он тоже выгорает.
По материалу электродов:
- классические
- платиновые
В классических свечах для изготовления электродов чаще всего применяется медь. В последнее время появляются свечи, в которых на электроды наносится покрытие из редких металлов (например, иттрий). Это позволяет увеличить устойчивость электродов свечей, но принципиально не влияет на остальные их характеристики.
В платиновых свечах, как ясно из названия, в качестве материала для электродов используется платина. Причем из платины может быть изготовлен как только центральный электрод, так и боковые. Последние применяются в турбомоторах, оснащенных механическими или турбо нагнетателями.
Платиновые свечи были придуманы вовсе не ради роскоши, а для продления срока службы. К примеру, если изготовить центральный электрод на многоэлектродной свече из платины (металл, обладающий высокой устойчивостью к коррозии и высоким температурам), то у нас будет несколько боковых электродов и почти не выгорающий центральный. Потому платиновые свечи и служат гораздо дольше, чем обычные.
Автомобильные концерны платиновые свечи как повышенной мощности и устанавливают для них больший срок службы (примерно сто тысяч километров без замены).
Следует заметить, что, как это ни неприятно, на срок службы свечей зажигания очень сильно оказывает влияние качество топлива. Ведь бензин с высоким октановым числом получают не только прямой перегонкой нефти, но и с помощью добавления различных присадок в бензин с более низким октановым числом. Такие присадки могут значительно снизить срок службы свечей. К примеру, на изоляторе центрального электрода может образоваться токопроводящий налет из соединений железа. Заметим, что вышеупомянутый способ изготовления бензина не является незаконным и соответствует всем ГОСТам и ТУ.
Источник:www.autocentr.ru
www.vincast.ru
Какие свечи для автомобиля выбрать
В современном двигателе внутреннего сгорания свечи зажигания имеют гораздо большее влияние на стабильную работу мотора, чем может показаться на первый взгляд.
Современная система управления работой двигателя постоянно обрабатывает значительное количество информации о состоянии работы мотора, поступающей с датчиков, и основная масса этой информации зависит от протекания процесса сгорания топлива в цилиндре.
Неправильно подобранная, отработавшая ресурс либо засоренная свеча не обеспечит эффективного искрообразования, сгорание топлива будет неполным, в результате чего снизится мощность, но при этом значительно возрастет расход. Учитывая тот факт, что в схеме взаимосвязи между количеством подаваемого топлива, углами опережения зажигания и лямбда-зондом, определяющим эффективность применяемых настроек по топливоподаче и зажиганию, основным звеном являются свечи, к работе этой детали двигателя стоит относится с должным вниманием.
Таким образом, свечи зажигания автомобиля являются достаточно важной деталью в двигателе, и для его эффективной работы необходимо знать, как подобрать свечи для автомобиля.
Далее будут рассмотрены основные аспекты подбора свечей зажигания для конкретного двигателя и контроля их исправности.
Виды и классификация свечей зажигания
Обилие моделей моторов вызвало потребность обеспечить каждый тип наилучшим образом подходящими по характеристикам свечами, обеспечивающими оптимальное сгорание топливовоздушной смеси.
Если не вдаваться в излишние подробности строения современной свечи, все их виды можно поделить на следующие группы:
- Одноэлектродные
Наиболее распространенный тип. Имеют один центральный и один боковой электрод. Существует множество моделей, обладающих огромным диапазоном характеристик, обеспечивающих потребности преимущественного большинства существующих двигателей.
- Многоэлектродные
Отличаются от предыдущего типа наличием нескольких боковых электродов. При подаче напряжения электрический разряд образовывается между центральным и наиболее близким из боковых электродов. Данный тип отличается ощутимо более высокой стоимостью и гораздо большим ресурсом, так как в результате разряда изнашиваются несколько электродов по очереди, однако результаты показателей мощности и экономичности двигателя при использовании этих свечей неоднозначны и значительно отличаются при использовании на разных моторах.
С целью снижения риска потери мощности по причине непригодности этого типа свечей для вашего двигателя от их приобретения лучше воздержаться.
- Форкамерные
В этом типе свечей боковым электродом служит сам корпус свечи, кольцом окружающий центральный электрод. При работе двигателя на высоких оборотах в условиях высокого давления в камере сгорания и при подаче высокого напряжения на электроды свечи данный тип обеспечивает более стабильное искрообразование, чем иные виды свечей. В частности, свечи такого типа устанавливаются в двигатели автомобилей класса «Формула 1». На низких и средних оборотах мощность двигателя при использовании таких свечей, согласно результатов большинства проведенных экспериментов, падает.
Стоит уточнить, что в данном случае понятие «высокие обороты» подразумевает частоту вращения коленчатого вала в диапазоне 12000 – 15000 оборотов в минуту, недостижимой для «гражданских» автомобилей, у которых обороты ограничены в основном на отметке 6500 оборотов.
Поэтому эффективность применения таких неординарных свечей в стандартном моторе также сомнительна.
Кроме конструктивных особенностей, существующие типы свечей различаются по своих характеристикам, в числе которых материалы, применяемые при изготовлении электродов, толщина центрального электрода, калильное число и межэлектродный зазор.
Материал изготовления в основном влияет на ресурс свечи и стабильность искрообразования в условиях растущей температуры и давления в камере сгорания по мере повышения нагрузки на двигатель. Применение благородных металлов (например, платины) значительно повышает ресурс и стабильность работы изделия.
По толщине электрода свечи делятся на модели со стандартным диаметром электрода и на модели с тонким центральным электродом. При использовании более тонкого электрода образуемая электрическая дуга имеет более высокую температуру, следовательно – большую стабильность образования и более эффективный поджиг топливовоздушной смеси. Соответственно, двигатель имеет более стабильную работу, чуть более высокую мощность (3-5% прироста по сравнению со стандартными свечами, если они ниже классом) и улучшение экономичности примерно на том же уровне.
Модели тонкоэлектродных свечей со значительным конструктивным ресурсом достаточно дороги. Примером могут служить Denso Iridium, устанавливаемые на многие двигатели ведущих мировых производителей. Заявленный ресурс такой свечи – 100000 км. пробега. Разумеется, на нашем бензине они столько не проходят, но в любом случае их ресурс значительно превышает средний показатель по массовым моделям свечей.
Бюджетным вариантом являются Bosch Platinum. Интересным решением производителя является расположение центрального электрода в керамическом изоляторе для продления срока его службы. Эффективный ресурс такой свечи вряд ли превышает 15000 км, но учитывая невысокую стоимость, общая сумма трат на замену данной модели свечей по сравнению с предыдущей будет примерно одинаковой.
Из существующих вариантов замены предусмотренных производителем свечей зажигания на другие модели, такой вариант должен обеспечить незначительный прирост характеристик двигателя без каких-либо негативных последствий.
Также существующие модели свечей различаются по калильному числу.
Так как свеча зажигания работает в условиях высоких температур, в процессе нагрева она может достичь такой температуры, что поджиг бензина будет осуществляться не за счет электрического разряда, а за счет раскаленных электродов. Возникнет так называемое «калильное зажигание», разрушительно влияющее на двигатель.
Калильное число определяет, насколько быстро возникнет калильное зажигание. Кроме того, эффективно работать свеча может в определенном диапазоне температур, примерно от 400 до 900 градусов по Цельсию, когда происходит ее самоочищение от продуктов сгорания. То есть при слишком высоком калильном числе свеча будет слишком холодной, что снизит стабильность искрообразования и качество сгорания топливосмеси вследствие налипания на электродах свечи продуктов сгорания топлива, а при слишком низком может произойти перегрев свечи и ее выход из строя.
Таким образом, неправильно подобранное калильное число повлияет на стабильность и эффективность работы двигателя.
Для высокомощных двигателей, работающих на высоких оборотах и применяющих высокооктановое топливо, что приводит к высоким температурам в камере сгорания, применяются так называемые «холодные» свечи, с улучшенной теплоотдачей для предотвращения перегрева.
Для двигателей, использующих низкооктановое топливо и работающих на низких оборотах применяются «горячие» свечи с быстрым прогревом до рабочих температур.
Для абсолютного большинства двигателей применяются свечи со средним диапазоном калильного числа.
Данный параметр указывается производителем в маркировке изделия далеко не всегда. Дело в том, что на стабильную работу свечи в конкретном двигателе помимо этого параметра, влияет значительное количество факторов, поэтому обычно производитель в рекомендациях указывает желаемый перечень применяемых свечей. Эффективность и стабильность работы свечи можно определить по ее внешнему виду если выкрутить свечи после небольшого (3-5 тыс. км.) пробега. Относительно методов определения недостатков в работе свечи будет рассказано ниже.
Искровой или межэлектродный зазор свечей также указывается в документации к автомобилю. Теоретически, чем больше зазор – тем больше размер электрической дуги, тем лучше воспламеняется топливовоздушная смесь. На практике слишком большой зазор приводит к нестабильной работе свечи вследствие того, что уровня подаваемого напряжения на электроды зачастую недостаточно для образования искры. Меньший зазор не обеспечит достаточный фронт пламени для эффективного сжигания топлива.
Поэтому для обеспечения стабильной работы двигателя нельзя менять данный параметр относительно определенного производителем.
Свечи также различаются по внешнему диаметру и длине резьбовой части, но так как данные параметры не влияют на рабочие характеристики изделия и варьировать применение свечей с разными указанными параметрами для одного двигателя невозможно, детально рассматривать указанные типоразмеры нет смысла.
Подбор свечей зажигания по характеристикам двигателя
Для тех, кто не любит экспериментов наилучшим решением при выборе свечей будет подбор свечей по марке автомобиля. В технической документации к каждому автомобилю указывается перечень моделей свечей, гарантированно обеспечивающих двигателю стабильную работу и указанные производителем характеристики.
Стоит уточнить, что менять необходимо полный комплект свечей, даже если некоторые из них не выглядят изношенными.
У некоторых автолюбителей, не ориентирующихся в устройстве мотора, может возникнуть вопрос сколько свечей зажигания в автомобиле. Ответ прост: их количество равняется числу цилиндров двигателя. Некоторые модели моторов имеют по две свечи на цилиндр, но в большинстве своем это спортивные автомобили премиум-класса. Основная масса выпускающихся двигателей оснащается одной свечой на каждый цилиндр.
Тем, кто стремится улучшить характеристики двигателя за счет применения более эффективных свечей, можно посоветовать следующее:
- Применение дорогих свечей на плохо отрегулированном и нерегулярно обслуживаемом моторе проблему не решит и выигрыша ни по мощности, ни по экономичности не даст. Если мотор неисправен или плохо отрегулирован, самые лучшие свечи ситуацию не спасут.
- Не стоит ждать чудес. Привлекаемые многими автосервисами владельцы автомобилей стремятся за счет подбора свечей по калильному числу добиться неимоверных результатов в приросте мощности и экономичности. Информация по роли калильного числа свечи в успешной работе мотора изрядно преувеличена. Если свеча будет работать в своем диапазоне рабочих температур, замена ее на чуть более холодную или горячую никаких изменений не принесет. Разница заметна только в случае грубых ошибок в подборе свечей, когда температура свечи во время работы значительно выходит за пределы нормального диапазона. При использовании высокоточно подобранных свечей в стандартном моторе разница между моделями с разными калильными числами будет неощутима.
- Не стоит применять многоэлектродные свечи. Одновременного искрообразования между несколькими электродами добиться все равно невозможно. Данный тип свечей более надежен, это факт, вот только слишком много отзывов владельцев таких изделий, согласно которых мощностные характеристики двигателя упали по сравнению с обычными свечами вследствие оседания продуктов сгорания топлива на нерегулярно задействуемых, и следовательно – более холодных и неочищающихся электродах.
- Единственным известным способом слегка повысить мощность и снизить потребляемость является установка соответствующих по параметрам тонкоэлектродных свечей от известного производителя. Чуда от этой модификации ждать не стоит, в основном мощность поднимается на 2-3%, реже – до 5% от значения при использовании свечей с электродом стандартного диаметра. Для стабильной работы свечей немалую роль играют также высоковольтные провода, в случае их низкого качества все потенциальные преимущества дорогих свечей будут сведены на нет.
- Нельзя устанавливать свечи с зазором, выходящим за диапазон, указанный производителем. Это приведет либо к нестабильной работе свечи, либо к недостаточно эффективному поджигу топлива.
- Нельзя после установки свечей часто их выкручивать и осматривать состояние. В большинстве случаев уплотнительное кольцо свечи рассчитано только на однократное зажатие, после чего его необходимо менять. Излишняя забота о состоянии двигателя в данном случае может обернуться во вред.
Единственным условием, при которых есть смысл устанавливать свечи с более низким калильным числом – это изношенность двигателя, когда при работе свечи не прогреваются до температуры самоочищения, в результате чего засоряются еще больше.
Некоторые советуют при частом движении в пробках либо поездках на небольшие расстояния устанавливать более «горячие» свечи. Данная мера сделает двигатель приспособленным для более узкого диапазона задач, так как свечи со средним калильным числом при разгоне автомобиля до нормально скорости смогут пройти самоочистку, а вот установленные горячие свечи скорее всего перегреются и могут выйти из строя. Излишнее внимание к деталям при подборе комплектующих для автомобиля очень часто вредит. Сюда же можно отнести советы по замене свечей зимой на более горячие, летом – на более холодные. В теории это, конечно, принесет определенные выгоды вроде более быстрого прогрева двигателя зимой, но на практике слишком частые манипуляции со свечами могут преждевременно износить резьбу в блоке цилиндров, да и поведение узкоспециализированных свечей спрогнозировать тяжело. Лучше придерживаться средних значений.
Итак, лучшие свечи для автомобиля – это изделия, соответствующие своими характеристиками заявленным производителем требованиям и изготовленные с применением наиболее высокопробных материалов (иридий, платина). Подборка свечей по марке автомобиля является наиболее простым и эффективным способом приобретения изделий, которые обеспечат выдачу двигателем заявленных тягово-мощностных характеристик. При желании незначительно увеличить мощность стандартного двигателя можно установить тонкоэлектродные свечи соответствующего типоразмера от известного производителя. Например, неплохие отзывы имеются о моделях Brisk Platin, Denso Iridium, NGK Platinum. Согласно ряда проведенных тестов наилучшие результаты (порядка 5% прироста по сравнению с моделями со стандартным электродом) показали свечи Denso Iridium. Учитывая их стоимость, установка таких свечей рациональна для дорогих моделей машин, для бюджетных автомобилей лучше попытаться установить Bosch Platinum, имеющий в несколько раз меньший ресурс и примерно во столько же раз меньшую стоимость, но обладающий ненамного худшими характеристиками (до 3% прироста по сравнению со стандартными свечами).
Стоит учесть, что подошедшие кому-то точно такие же свечи не обязательно подойдут к мотору вашей машины. Эффективность работы свечей лучше всего проверять при их замене, чтобы лишний раз не выкручивать.
Замена и контроль состояния свечей
При использовании бензина нормального качества и щадящем стиле езды производить замену свечей желательно один раз в 15000 – 20000 км пробега.
При возникновении частых подергиваний при разгоне, возрастании расхода топлива и падении мощности, неуверенном пуске и нестабильной работе на холостых оборотах есть смысл поменять свечи раньше, сразу после проявления указанных проблем. В большинстве случаев проблема в этом и заключается.
На дорогих марках автомобилей свечи меняются один раз в 80000 – 100000 км. пробега.
Экономить на этом не стоит. Сумма затрат при замене свечей не столь велика, но в случае несвоевременной замены вышедших из строя деталей некачественное сгорание топлива приведет к закоксовке клапанов, выходу из строя лямбда-зонда и катализатора, затраты на ремонт и замену которых будут в разы больше стоимости комплекта свечей.
При замене свечей желательно осмотреть их внешний вид с целью выявления и устранения возможных неисправностей в работе двигателя.
При наличии на свечах тонкого слоя светло-серого или светло-коричневого нагара двигатель полностью исправен.
При наличии черной копоти стоит проверить компрессию двигателя, степень загрязненности воздушного фильтра, соответствие искрового зазора и калильного числа документации к автомобилю. Причиной засорения может быть также негерметичность свечи вследствие наличия трещины в изоляторе либо ошибки в установке угла опережения зажигания. Каждая из перечисленных неисправностей требует детальной диагностики двигателя. Выявления и устранения поломки, так как без необходимого ремонта двигатель скорее всего в ближайшее время выйдет из строя.
Наявность масляного налета свидетельствует о попадании масла в цилиндры вследствие пробоя маслосъемных колпачков клапанов или поршневых колец. Необходимо как можно скорее провести капитальный ремонт двигателя.
Красный налет свидетельствует о использовании бензина с высоким содержанием ферроценовых присадок, повышающих октаново число. Желательно поменять заправку, так как длительное применение бензина такого качества выведет из строя катализатор и лямбда-зонд.
Наличие оплавлений центрального электрода либо разрушений корпуса изолятора свидетельствует о перегреве свечи вследствие неправильного подбора калильного числа, неэффективной работы системы охлаждения, ошибочной установке угла опережения зажигания либо применении топлива с октановым числом меньше требуемого. В любом случае требуется выявить истинную причину.
Таким образом, можно сделать вывод, что свеча зажигания является важным компонентом двигателя, от правильности подбора и эффективности работы зависит функционирование мотора в целом. Своевременная замена свечей на рекомендованные производителем модели позволит поддерживать характеристики двигателя первоначальном уровне достаточно продолжительное время. Грамотный выбор свечей с улучшенными характеристиками может даже незначительно увеличить мощность мотора.
krugznaniy.ru